Маркетинговая деятельность ОАО 'Малоритский консервноовощесушильный комбинат'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    83,04 Кб
  • Опубликовано:
    2015-04-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Маркетинговая деятельность ОАО 'Малоритский консервноовощесушильный комбинат'

Содержание

маркетинг предприятие промышленный комбинат

Введение

. Маркетинг как составная часть управленческой деятельности предприятия

.1 Комплексное исследование рынка

.2 Особенности реализации комплекса маркетинговых мероприятий

. Основное звено реализации маркетинга - ОАО "Малоритский консервноовощесушильный комбинат"

.1 Общая характеристика ОАО "Малоритский консервноовощесушильный комбинат"

.2 Особенности реализации комплекса маркетинга на ОАО "Малоритский консервноовощесушильный комбинат"

.3 Организация и контроль маркетинга на ОАО "Малоритский консервноовощесушильный комбинат"

Список использованных источников

Введение


Сфера маркетинга охватывает все стороны современной экономики всех стран независимо от уровня экономического развития, и при этом любой этап деятельности предприятия имеет прямую или косвенную связь их с маркетинговой деятельностью. Использование маркетинга как управляющей системы предполагает изыскание возможностей постоянного уменьшения элементов неопределенности и риска в оценках, решениях и действиях.

Современная концепция маркетинга состоит в том, чтобы все виды деятельности предприятия основывались на знании потребительского спроса и его изменений в перспективе. Более того, одна из целей маркетинга заключается в выявлении неудовлетворенных запросов покупателей, чтобы ориентировать производство на удовлетворение этих запросов. Система маркетинга ставит производство товаров в функциональную зависимость от запросов и требует производить товары в ассортименте и количестве нужном потребителю. Именно поэтому маркетинг, как совокупность сложившихся методов изучения рынков, ко всему прочему еще направляет свои усилия на создание эффективных каналов сбыта и проведение комплексных рекламных кампаний.

Правильно разработанная стратегия маркетинга должна содержать в явном или неявном виде формулировку масштаба деятельности, целей и задач, схему распределения ресурсов, источники и способы достижения конкурентного преимущества, возможности использования синергетических эффектов.

Актуальность выбранной темы курсовой работы заключается в том, что в настоящее время в Беларуси маркетинговая и рекламная деятельность является одним из наиболее перспективных направлений, которое переживает период бурного развития.

Объектом исследования является ОАО "Малоритский консервоовощесушильный комбинат", - предприятие осуществляющее производство консервов для детского питания и общего назначения.

Предмет исследования - маркетинговая деятельность предприятия.

Целью деятельности ОАО "Малоритский консервноовощесушильный комбинат" в области качества и безопасности является выпуск конкурентоспособной продукции, которая полностью отвечает законодательным требованиям, интересам государства и ожиданиям потребителей и обеспечивает получение устойчивой прибыли предприятия.

Целью курсовой работы является разработка мероприятий совершенствования маркетинговой деятельности ОАО "Малоритский консервноовощесушильный комбинат".

В соответствии с поставленной целью, основными задачами работы являются:

­    изучение теоретических основ особенностей реализации маркетинга на промышленном предприятии;

­    общая характеристика организационно-экономических основ функционирования ОАО "Малоритский консервноовощесушильный комбинат";

­    определение особенностей реализации комплекса маркетинга на анализируемом предприятии;

­    разработка предложений по улучшению реализации маркетинга на ОАО "Малоритский консервноовощесушильный комбинат".

Источниками написания дипломной работы являются нормативно-правовые акты Республики Беларусь, данные локальных нормативных актов, бизнес-плана, отчета по качеству, положения по охране труда, бухгалтерской и статистической отчетности, данные маркетингового отдела. В процессе написания работы использовалась литература по анализу, экономике предприятия, маркетингу как отечественных, так и зарубежных авторов.

1. Маркетинг как составная часть управленческой деятельности предприятия

.1 Комплексное исследование рынка

Маркетинговые исследования рынка - это сбор, анализ и обработка информации о потребителях, конкурентах, товарах и в целом о рынке с целью принятия эффективных хозяйственных решений. Объектом рыночного исследования могут быть макрофакторы, оказывающие влияние на деятельность предприятия, сегментные группы потребителей, конкуренты, поставщики, а также элементы комплекса маркетинга: товарная, ценовая, коммуникационная политика предприятия и система распределения товаров.[3]

Внутренний рынок детского питания Республики Беларусь можно разделить на два основных сегмента:

заменитель материнского молока (сухие смеси, каши, детское молоко и творожки, 29% рынка);

продукты прикорма (соки и пюре для детского питания, консервы, мясные для детского питания, детское печенье, детский чай, детская питьевая вода, 71% рынка).

Рассмотрим положение ОАО "Малоритский консервноовощесушильный комбинат" на рынке Республики Беларусь.

Таблица 1.1. Основные производители детского питания в Беларуси

Наименование компании

Торговые марки

Удельный вес в розничном товарообороте страны,%

1

2

3

1. ОАО "Малоритский консервноовощесушильный комбинат"

Топтышка

17,5

2. ОАО "Гамма вкуса"

Непоседа, Гамма

12,5

3. ОАО "Витебский плодоовощной комбинат"

Новка, Dettka

7,7

4. ОАО "Беллакт"

Беллакт

4,3

5. СООО "Славфуд"

Абибок

8,8


Из таблицы 1.1 и рисунка 1.1 видно, что ОАО "Малоритский консервноовощесушильный комбинат" занимает на рынке детского питания лидирующие позиции.

Основными производителями плодоовощных и фруктово-ягодных консервов для детского питания, подчиненными Концерну "Белгоспищепром" в Республике Беларусь, являются:

ОАО "Малоритский консервноовощесушильный комбинат";

ОАО "Гамма вкуса" г.Клецк;

ОАО "Витебский плодоовощной комбинат".

Структура продаж детского питания за 2014 год представлена на рисунке 1.1.

Рис. 1.1 Структура рынка детского питания за 2014 год

Кроме трех предприятий, относящихся к концерну "Белгоспищепром", производством консервов овощных и фруктово-ягодных для детского питания занимаются СООО "Славфуд" (ТМ "Абибок"), ОАО "Беллакт" (ТМ "Беллакт"). В январе 2014 года на рынок детского питания пришел новый игрок СООО "Оазис групп" с ТМ "Бамболина".

На рынке детского питания Республики Беларусь также широко представлена продукция известных европейских производителей: Hipp (Венгрия), Semper (Швеция), Hame (Чехия), Gегbег (Польша), Неinz (Россия), "Бабушкино лукошко" (Россия), "Спеленок" (Россия) и др. Удельный вес импортного детского питания за 2014 год составил 10%.

Основным рынком сбыта продукции ОАО "Малоритский консервноовощесушильный комбинат" в настоящее время является Республика Беларусь. Основными покупателями в республике являются торговые предприятия различных форм собственности: базы Министерства торговли и Белкоопсоюза, крупные универсамы, частные фирмы и оптово-розничные базы, индивидуальные предприниматели.егментирование потребителей - процесс определения различных групп потребителей, составляющих данный рынок, которым можно предложить определенный товар. [3] При сегментации потребителей консервной продукции и продуктов прикорма на отечественном рынке можно сделать вывод о том, что портрет потребителя плодоовощной консервной продукции имеет "женское лицо". Средний возраст составляет 30-55 лет, образование среднее, средне-специальное, высшее, представители всех социально-профессиональных групп. Потребители, делая выбор в пользу того ли иного продукта руководствуются вкусом и качеством, фактор цены имеет большое, но не первостепенное значение.

Покупатели продуктов для детского питания (соки и нектары плодово-ягодные и плодоовощные, пюре фруктовые и овощные) - женщины, средний возраст 19-42 года, образование среднее, средне-специальное, высшее. Выбор в пользу продукции ТМ "Топтышка" делается исходя из доступности цены, высокого качества и состава продуктов прикорма, соответствующего возрастным потребностям ребенка. Немаловажное значение при этом оказывают рекомендации врачей-педиатров и реакция организма ребенка на вводимые соки и пюре.

Рынок детского питания целесообразно сегментировать по уровню доходов семей.

. Семьи, имеющие высокий уровень доходов и ориентирующиеся при покупке на хорошо известные продукты питания зарубежных торговых марок. Несмотря на достаточно высокие цены таких продуктов, они будут приобретаться регулярно и в течение продолжительного времени. Можно говорить и о том, что эти семьи будут приобретать детское питание зарубежного производства, следуя рекламным обращениям и собственным убеждениям, даже несмотря на высокие цены.

. Семьи со средним достатком. Эти семьи не могут себе позволить частые покупки дорогих продуктов питания и напитков. Этот сегмент является наиболее емким с точки зрения совокупной покупательской способности и при выборе продуктов питания ориентируется на соотношение цена/качество, обращая внимание на вкус и упаковку.

. Семьи с низким уровнем доходов. Покупают в основном недорогие продукты питания. Продукты покупаются в первую очередь исходя из цены.

Качество продукции, производимой ОАО "Малоритский консервноовощесушильный комбинат", конкурентоспособные цены и широкий ассортимент обеспечивают предприятию выгодное соотношение цена/качество. Это дает возможность занять позиции на втором и третьем сегментах рынка. Карта позиционирования со сравнением продукции основных конкурентов по показателям цена/качество представлена на рисунке 1.2.

Рис. 1.2 Карта позицирования продукции ОАО "Малоритский консервноовощесушильный комбинат"

Продукция ОАО "Малоритский консервноовощесушильный комбинат" позиционируется на рынке как натуральная и полезная еда для малышей, рассчитанная на широкий круг покупателей с низкими и средними доходами. Продукции приданы свойства, ставящие ее в один ряд с лучшими образцами российской, украинской и отечественной продукции, натуральность и гипоаллергенность компонентов, отсутствие консервантов и искусственных красителей и добавок.

Анализ цен на детское питание, проведенный в таблицах 1.2 и 1.3 показал, что самая высокая цена на продукцию 100 г и 190 г среди белорусских производителей у СООО "Славфуд" (ТМ "Абибок") - 6285 белорусских рублей за банку емкостью 100 г и 8140 белорусских рублей за банку емкостью 190 г. Цена ОАО "Малоритский консервноовощесушильный комбинат" - 4200белорусских рублей ("Топтышка" 100 г) и 6300 белорусских рублей - на детское питание емкостью 190 грам.

Таблица 1.2 Цены на консервы плодоовощные и плодово-ягодные для детского питания (ПТ-190 грамм)

ДЕТСКОЕ ПИТАНИЕ ПТ-190

Топтышка

Непоседа

Детка-Новка

Абибок

Бамболина


Малорита

Клецк

Витебск

РБ

РБ

1

2

3

4

5

6

Нектар яблочный

5700

5500




Нектар яблоко+клубника

5700

5500




Нектар яблочно-смородинов.



5352



Нектра яблочно-черничный


4350

6709



Нектар яблоко+персик

5700

4 350

5626



Нектар персиковый

5700


6494



Нектар черничный

5 700


5352



Нектар тыквенный

4 800

4230




Нектар тыквенно-яблочный

4 800

3 970




Нектар морковный

4 800

4700

5352



Нектар морковно-яблочный

4 800





Пюре яблочное

5700




7830

Пюре персиковое

5 700




7830

Пюре грушевое

5 700



8140

7830

Пюре банановое





7830

Пюре морковное

5200





Пюре тыквенное

5200



8140


Пюре из яблок и клубники






Пюре из яблок и персиков






Пюре из яблок и голубики

5700


5731



Пюре из яблоко+малина со сливками

6300

6100

 

 



Исходя из проведенного анализа цен, можно сделать вывод, что детское питание в Беларуси представлено в различных ценовых сегментах. Импортные компании, в основном западные производители, предлагают продукты из высокого ценового сегмента, российские производители - из среднего, в то время как отечественные производители присутствуют на нижнем уровне ценового сегмента.

Продукция ОАО "Малоритский консервноовощесушильный комбинат" хорошо известно не только в Беларуси, но и за пределами Беларуси. За 2014 год доля экспорта от общего объема продаж составила 22%. География поставок детского питания постоянно расширяется. Налаживаются устойчивые коммерческие связи с республиками Прибалтики и Азербайджаном.

В июне текущего года предприятие готовит к отправке первую партию продукции в Алжир.

Таблица 1.3 Цены на консервы плодоовощные и плодово-ягодные для детского питания (ПТ-100 грамм)

ДЕТСКОЕ ПИТАНИЕ ПТ-100

Топтышка

Непоседа

Новка

Беллакт

Абибок

Бамболина

Фруто-няня


Малорита

Клецк

Витебск

РБ

РБ

РБ

Россия

Пюре яблочное

4200

4400


5100

5610


6870

Пюре грушевое

4200

4400

4168


5610

6086

6870

Пюре персиковое

4200

4400




6086

6870

Пюре банановое

4200

4620


5100

5610

6086

6870

Пюре из моркови и яблок

4000

3970






Пюре тыквенное

4200

4100

4168


5610


6710

Пюре морковное

4200

4100



5610


6710

Пюре из кабачков

4200

4100

4168

5100

5810



Пюре из чернослива

4200



5550

6285

 6180

7916

Пюре из цветной капусты

4200


4168

5375

6285


6710

Пюре из капусты брок-ли

4200

4820

4168


6285

6086

6710



Для удержания и закрепления своих позиций на рынке ОАО "Малоритский консервноовощесушильный комбинат" необходимо постоянное обновление ассортимента выпускаемой продукции, совершенствование упаковки, улучшение качества и потребительских свойств выпускаемой продукции. В 2015 году планируется к выпуску пюре с добавлением молочных продуктов для детского питания, соков и нектаров для дошкольного питания функционального назначения, консервов для детского питания с использованием нетрадиционных видов сырья (шпината, зеленого горошка). Также планируется расширение ассортимента консервов общего назначения.

Учитывая особенности экономического развития страны, предприятию в 2015 году необходимо решить задачу применения более привлекательной и качественной упаковки, которая должна выигрышно выглядеть на прилавке, и провести гибкую ценовую политику.

В качестве основных маркетинговых ориентиров деятельности комбината определены следующие:

проведение маркетинговых исследований, изучение спроса и конъюнктуры рынка, постоянный мониторинг состояния рынка;

повышение конкурентоспособности продукции;

максимизация степени удовлетворенности потребителя качеством и ценой производимой продукции за счет применения системы гибкого ценообразования, отвечающего высоким требованиям и изменениям современного рынка;

расширение отечественных и зарубежных рынков сбыта;

коррекция товарного ассортимента, путем вывода на рынок новых продуктов и торговых марок и снятия с производства нерентабельных и не отвечающих требованиям рынка видов продукции;

поддержание положительного имиджа предприятия;

своевременное техническое перевооружение производственных мощностей с целью внедрения новых технологий.

1.2 Особенности реализации комплекса маркетинговых мероприятий

Товарная политика предприятия - это система мероприятий, направленных на формирование номенклатуры (ассортимента) товаров, определение ЖЦТ и управление им, решения по товарному знаку, формированию упаковки, обеспечение качества и конкурентоспособности товаров. Одним из главных направлений товарной политики является определение оптимального ассортимента товаров. Это означает включение в производственную программу тех изделий, которые ориентированы на потребности рынка и обеспечивают экономическую эффективность деятельности предприятия, т. е. приносят ему прибыль, способствуют достижению большей доли рынка. [3]

Товарный ассортимент - это группа товаров, тесно связанных между собой их функциональным назначением либо в силу того, что их продают одним группам потребителей или через одни и те же торговые заведения или одного диапазона цен. Существует понятие и "товарная номенклатура" - это совокупность всех ассортиментных групп товаров и товарных единиц, предлагаемых покупателю. Товарную номенклатуру можно рассматривать с точки зрения ее широты, насыщенности, глубины и гармоничности. Под широтой понимается общая численность ассортиментных групп. Насыщенность - это общее число наименований выпускаемых товаров. Под глубиной понимаются варианты предложений каждого отдельного товара в рамках ассортиментной группы. Гармоничность - это степень близости между товарами различных ассортиментных групп с точки зрения их конечного использования, схожести каналов распределения и др.

Для минимизации риска инновационной деятельности маркетинг предусматривает специальный механизм разработки нового товара, который состоит из следующих этапов: [9]

. поиск идей нового товара;

. предварительная оценка идей и выбор пути их осуществления;

. исследование потребительских свойств товара и анализ рынка;

. изучение особенностей процесса производства и реализации;

. организация опытного производства и пробных продаж;

. переход к серийному производству и осуществление комплекса маркетинга.

этап. Источниками идей нового товара могут быть:

потребители продукции на основе опросов и поступающих предложений; - посредники, которые находятся в постоянном контакте с потребителями; - товары конкурентов, выявляя среди них наиболее привлекательные для потребителей; - печатные материалы газет, журналов и другой специальной литературы; - лаборатории университетов, консультационные центры; - специализированные выставки и экспозиции; - целевые группы предприятия из сотрудников отделов.

этап. Предварительная оценка идей и выбор пути их осуществления. Для оценки идей следует принять во внимание следующие факторы: - возможная прибыль нововведения; - уровень необходимой патентной защиты нового товара; - оценочная емкость рынка; - уровень необходимых капитальных вложений; - наличие потенциальных и реальных конкурентов; - предполагаемые расходы; - возможные трудности технического, финансового и кадрового характера и способы их преодоления; - оценка продолжительности ЖЦТ; - определение сегментов нового товара; - сроки окупаемости товара. Отбор идей должен осуществляться квалифицированными техническими экспертами, менеджерами, маркетологами методом мозговой атаки.

этап. Исследование потребительских свойств товара и анализ рынка. На данном этапе создается конструкция товара и лабораторные образцы и изучаются их потребительские характеристики. Иногда товары промышленного назначения поставляются пробными партиями клиентам для испытаний, по результатам которых новое изделие доводится до уровня самых строгих требований клиентов.

этап. Изучение особенностей процесса производства и реализации. Специалисты изучают наиболее эффективные методы производства товара, подготавливаются необходимые документы на патент, исследуются проблемы управления качеством, продолжаются поиски потенциальных потребителей, разрабатывается концепция упаковки. Кроме того, на этом этапе должны быть учтены все замечания, полученные в ходе испытания.

этап. Организация опытного производства и пробных продаж. Задача этого этапа - проверка предлагаемой технологии нового товара. Для этой цели развертывается небольшое опытное производство и изготавливается ограниченная партия нового товара, назначается цена, определяются еще раз размеры рынка и дается оценка нормы прибыли. Вся полученная информация сводится в доклад и представляется на рассмотрение руководителю.

этап. Переход к серийному производству и осуществление комплекса маркетинга. Главными решениями являются установление правильной цены, определение каналов распределения и осуществление коммуникационных мероприятий.

При разработке концепции нового продукта, т.е. определении, в какой конкретный продукт материализуется отобранная идея, определяется, с какими другими продуктами он будет конкурировать, проводится позиционирование нового продукта. Здесь также должны широко использоваться результаты маркетинговых исследований. Разработка маркетинговой стратегии немыслима без использования разнообразной маркетинговой информации оценочного и прогнозного плана, включающей информацию, полученную на более ранних этапах разработки нового продукта.

Анализ перспектив бизнеса - оценка для нового продукта предполагаемых величин объема продаж, издержек и прибыли на предмет их соответствия целям организации. Другими словами, речь идет об оценке привлекательности для организации конкретного нового продукта. Поскольку речь идет о преимущественно прогнозных оценках, то широко используются методы прогнозирования. Экономический анализ идей может быть осуществлен по следующим этапам.

) Прогноз затрат, связанных с развитием продукта, выходом на рынок и продажей. Прогноз связан с определенным риском, поскольку для анализа необходимо знать ситуацию на рынке, время и область продажи продукта, отношение потребителей к продукту.

) Оценка объема реализации (оборота, выручки). Качество прогноза зависит от того, насколько точно удастся оценить рост рынка, достижимую долю рынка, цену, которая в свою очередь зависит от затрат.

) Прогноз прибыли. Если мы знаем для определенного периода времени доходы и затраты или поступление средств и выплаты, то для прогноза прибыли могут быт использованы методы инвестиционных расчетов.

2. Основное звено реализации маркетинга - ОАО "Малоритский консервноовощесушильный комбинат"

.1 Общая характеристика ОАО "Малоритский консервноовощесушильный комбинат"

Открытое акционерное общество "Малоритский консервноовощесушильный комбинат" создано приказом Брестского областного комитета по управлению государственным имуществом и приватизации от 31 декабря 1999 г №281 путем преобразования Малоритского овощесушильного завода.

Уставный фонд Общества составляет 18440812950 белорусских рублей.

штук (99,93%) принадлежит государству;

штук (0,07%) принадлежит физическим лицам.

Срок деятельности Общества не ограничен.

История развития предприятия началась 19 мая 1952 г с принятия решения Брестского областного Советов депутатов трудящихся о строительстве завода по производству сушеных овощей и картофеля в г.п. Малорита. Строительство завода было начато с возведения временных складских помещений в ноябре 1952 г, а в ноябре 1953 г началось строительство производственных корпусов. Одновременно велось строительство главного корпуса сушильного цеха, овощехранилища, котельной, двух жилых домов и объектов вспомогательного назначения.

К концу 1954 г ввели в строй корпус сушильного цеха, котельную, хранилище, весовую, административное здание. Строительство завода было завершено в первой половине 1955 г, произведены пуско-наладочные работы, сформирован штат работников. В 1955 г было выпущено 951,3 туб консервов, сырьем в основном являлись огурцы, черника, голубика и яблоки. Объемы производства сушеного картофеля в 1955 г составили 6,7 тонн. Производство осуществлялось на двух сушильных линиях и трех поточных линиях для производства консервов. Расширение ассортимента продукции достигалось, в дальнейшем, путем совмещения технологий сушки и консервирования. Уже в 1961 г. выпуск консервов составил 4284,5 туб и сушеного картофеля 177,3 тонн.

Численность промышленно-производственного персонала увеличилась почти в 3 раза и составила 225 человек. К 1972 г. выпуск консервов увеличился в 9,4 раза (составил 8853 туб), сушеного картофеля в 51 раз (343,5 тонн). В конце 1972 г был начат монтаж импортной линии по производству осветленного яблочного сока с асептическим методом хранения, которая была запущена в сентябре 1975 г.

Реконструкция консервного цеха была проведена в 1978 году, в процессе которой практически заменено все устаревшее оборудование. Площадь цеха была расширена за счет демонтажа сушилок старого цеха.

В 1992 г. запущена котельная, работающая на природном газе.

В 1996 году было освоено производство консервов для детского питания с добавками молока и сливок. Расширение ассортимента происходит в основном за счет освоения новых видов консервов для детского питания. В 2013 году освоено производство консервов в прогрессивный вид тары с укупоркой под крышку "Twist-off".

Консервное производство является одним из сложнейших производств пищевой промышленности. Сложность производственного процесса обусловлена разнообразием используемого сырья, множеством технологических процессов и их параметров.

Производственная мощность комбината составляют 4000 тонн в год, в т.ч. по консервам для детского питания - 3400 тонн в год.

На предприятии производится более 175 наименований консервов, в том числе консервов для детского питания - более 123 наименований. Комбинат выпускает соки с сахаром, с мякотью, пюре из овощей, фруктов, ягод, с добавлением сливок, масла, аскорбиновой кислоты, с добавлением гречневой и рисовой круп, соки осветленные, расширен ассортимент натуральных консервов для детского питания.

Основной целью деятельности ОАО "Малоритский консервноовощесушильный комбинат" является хозяйственная деятельность, направленная на извлечение прибыли.

Основными направлениями деятельности комбината являются:

производственная деятельность по комплексной переработке овощей и фруктов с наполнителями и добавками в плодоовощные консервы и поставка их по заявкам торговых организаций, прямым договорам с другими потребителями;

использование мощностей производства по выпуску консервов для детского и общего питания для реализации на потребительском рынке и другим потребителям и организациям;

осуществление внешнеэкономической деятельности на основе договоров;

оказание услуг по переработке давальческого и другого сырья, хранению и отпуску продукции на основе двухсторонних договоров.

Общество имеет право для обеспечения внутренних потребностей осуществлять вспомогательные виды деятельности, не запрещенные законодательством Республики Беларусь.

В 2011 году разработана Программа развития производства плодоовощных консервов в Республике Беларусь на 2012-2015 годы, в которой определены приоритеты развития консервной отрасли республики:

·        производство импортозамещающей продукции;

·        повышение качества готовой продукции, в том числе её внешнего оформления;

·        увеличение объёмов поставки продукции на экспорт;

·        внедрение международных систем качества.

Миссия ОАО "Малоритский консервноовощесушильный комбинат": производство высококачественной конкурентоспособной продукции.

Цель предприятия на 2015 год - увеличить долю предприятия на внутреннем рынке до 50% и удержать лидирующие позиции на рынке детского питания Республики Беларусь.

Задачи предприятия на 2015 год:

1.       Увеличить долю предприятия на внутреннем рынке до 50% и удержать лидирующие позиции на рынке детского питания Республики Беларусь.

2.       Проводить корректировку ассортимента под потребности рынка

.         Концентрировать усилия на удовлетворение потребностей и завоевание лояльности покупателя к нашей продукции.

.         Увеличить клиентскую базу за счет расширения рынков сбыта.

.         Увеличить информационную доступность ОАО "Малоритский консервноовощесушильный комбинат".

.         Разработать эффективную ценовую стратегию, обеспечивающую выход на внешний рынок.

.         С помощью активной рекламной кампании привлечь покупателя к продукции комбината.

Органами управления ОАО "Малоритский консервноовощесушильный комбинат" являются:

·        общее собрание акционеров,

·        наблюдательный совет,

·        исполнительные органы (дирекция и директор).

Контрольным органом является ревизионная комиссия.

Общее собрание акционеров является высшим органом управления ОАО "Малоритский консервноовощесушильный комбинат". Общее руководство деятельностью ОАО "Малоритский консервноовощесушильный комбинат" в период между общими собраниями акционеров осуществляет наблюдательный совет. Исполнительные органы подотчетны общему собранию акционеров и наблюдательному совету и организуют выполнение решений этих органов. Дирекция (коллегиальный исполнительный орган) и директор (единоличный исполнительный орган) осуществляют текущее руководство деятельностью ОАО "Малоритский консервноовощесушильный комбинат". В состав дирекции входят следующие работники: директор, главный инженер, заместитель директора и главный бухгалтер. К компетенции дирекции относятся:

подготовка программ развития предприятия;

рассмотрение отчетов руководителей структурных подразделений;

списание имущества;

решение о поставках продукции за пределы Республики Беларусь без предварительной оплаты;

утверждение положений о филиалах и представительствах Общества.

Директор возглавляет дирекцию, организует ее работу и председательствует на ее заседаниях. Также директор ОАО "Малоритский консервноовощесушильный комбинат":

осуществляет текущее руководство, обеспечивает выполнение решений общего собрания акционеров и наблюдательного совета, несет ответственность за деятельность предприятия в соответствии с законодательством;

принимает решение о повышении тарифной ставки первого разряда, применяемой для оплаты труда работников;

без доверенности действует от имени предприятия, в том числе представляет его интересы и совершает сделки от его имени;

в пределах своей компетенции и в порядке, определенном Уставом, распоряжается имуществом, заключает договоры, выдает доверенности, открывает счета в банках;

принимает на работу и увольняет работников и т.п.

Контроль за финансово-хозяйственной деятельностью ОАО "Малоритский консервноовощесушильный комбинат" осуществляется ревизионной комиссией, избираемой собранием акционеров сроком на один год. К компетенции ревизионной комиссии относится проведение ревизий по направлениям деятельности предприятия либо проверок по одному или нескольким взаимосвязанным направлениям или за определенный период этой деятельности. Действующая структура управления ОАО "Малоритский консервноовощесушильный комбинат" приведена на рисунке 1.1.

Рис. 2.1 Организационная структура управления

Исполнительные органы подотчетны общему собранию акционеров и наблюдательному совету и организуют выполнение решений этих органов.

.2 Особенности реализации комплекса маркетинга на ОАО "Малоритский консервоовощесушильный комбинат"

ОАО "Малоритский консервноовощесушильный комбинат" осуществляет производство консервов для детского питания и общего назначения. Расфасовка продукции производится полностью в стеклянную тару, детское питание емкостью - 100 мл, 190 мл и 250 мл, консервы общего назначения емкостью 0,5 л , 0,75 л, 1 л, 3 л. Затем вся продукция упаковывается в полимерную пленку. В организации выпускается следующий ассортимент продукции:

Овощные, плодово-ягодные, фруктовые консервы для детского питания вырабатывают в соответствии с СТБ 2050-2010, СТБ 2051-2010, СТБ 2052-2010.

.1. Гомогенизированные

Овощные нектары.

Фруктовые нектары.

Овощефруктовые нектары.

Фруктово-овощные нектары.

Соки прямого отжима с мякотью.

Соки прямого отжима неосветленные.

Соки восстановленные неосветленные.

Соки восстановленные с мякотью.

Соки восстановленные осветленные.

Соки с фруктозой.

Пюре фруктовое.

Пюре фруктовое с добавлением крупы, муки, молочных продуктов.

Пюре фруктово-овощные.

Пюре фруктово-овощное с добавлением крупы, муки, молочных продуктов.

Пюре фруктовое с фруктозой.

Пюре овощное.

Пюре овощное с добавлением крупы, муки, молочных продуктов.

Пюре овощефруктовое.

В середине января 2014 года ОАО "Малоритский консервноовощесушильный комбинат" пополнил линейку своих продуктов для детей новыми пюре ТМ "Топтышка" (рис. 2.2). Всего в линейке представлено 3 вида пюре - пюре из цветной капусты (с 4,5 месяцев), пюре из капусты брокколи (с 4,5 месяцев), пюре из чернослива (с 4 месяцев). Продукция не содержит ароматизаторы, красители и консерванты. Вместе с выпуском новых продуктов комбинат провел рестайлинг упаковки ТМ "Топтышка", дизайн которой был разработан ЧПТУП "Дизайн-судия "Акима Мельника" в конце 2014 года. Упаковка стала более "детской", появился главный герой марки - мишка Топтышка, который занял центральное место на всех этикетках. В процессе рестайлинга произошли изменения логотипа и слогана компании: "Топтышка"- попробуй качество на вкус!

Рис. 2.2 Логотип ОАО "Малоритский консервноовощесушильный комбинат"

Ассортимент выпускаемой продукции может быть охарактеризован с позиции широты, длины, глубины и насыщенности. Под широтой товарного ассортимента ОАО "Малоритский консервноовощесушильный комбинат" понимается общая численность ассортиментных групп - пять ассортиментных групп товаров: детское питание, соковая продукция, варенье и джемы, овощная консервация, соусы томатные. Поэтому с точки зрения широты ассортимент комбината является широким, т.к. предприятие выпускает большое количество видов продукции. Длина ассортимента - это общее количество ассортиментных групп в товарной номенклатуре, которое определяется как сумма длин ассортиментных групп. Длина ассортиментной группы - это количество входящих в нее ассортиментных подгрупп. Таким образом, минимальная длина ассортимента ОАО "Малоритский консервноовощесушильный комбинат" составляет 6, максимальная - 141 Средняя длина ассортиментной группы равна:

Дср = (141+33+14+6+10)/5=40,8 или 40 ассортиментных позиций

Длина ассортимента равна:

Да = 141+33+14+6+10=204 ассортиментных позиции.

Под глубиной товарного ассортимента имеют в виду варианты предложения каждого отдельного товара с учетом количества применяемой упаковки. Таким образом, глубина товарного ассортимента - 3.

Насыщенность ассортимента - это общее количество разновидностей товаров, выпускаемых конкурентным предприятием. Для ОАО "Малоритский консервноовощесушильный комбинат она составляет - 224.

Таким образом, широкий ассортимент продукции, выпускаемый комбинатом, обеспечивает ОАО "Малоритский консервноовощесушильный комбинат" выгодное и стабильное конкурентное положение на рынке.

В 2015 году планируемый акцент - на производство продукции для детей с аллергическими проявлениями, натуральных консервов. Наряду с фасовкой в современную стеклотару это позволит увеличить объёмы производства продукции. Использование пюре-полуфабрикатов в асептических мешках собственного производства позволяет улучшить качество продукции, расширить её ассортимент и продлить сезон переработки разнообразного плодоовощного сырья.

Вся продукция, выпускаемая на комбинате, проходит оценку (подтверждение) соответствия в форме государственной регистрации специализированной пищевой продукции (детское питание) и декларирования (консервы общего назначения).

Система менеджмента качества внедрена и сертифицирована на соответствие требованиям СТБ ISO 9001-2009. Сертификат соответствия №BY /112 05.02.004 01524 дата регистрации 18.12.2008, дата подтверждения 16.09.2014. Область распространения "Разработка и производство соков, нектаров, сокосодержащих напитков, морсов, консервов из фруктов и овощей, в том числе для детского питания, пюре-полуфабрикатов из фруктов и овощей".

Производственно-испытательная лаборатория аккредитована в Национальной системе аккредитации Республики Беларусь на соответствие требованиям СТБ ИСО/МЭК 17025 с предоставлением права осуществлять испытания в соответствии с областью аккредитации. Аттестат аккредитации №BY/112 02.2.0.3115 продлен с 29.05.2014 г. срок действия по 29.05.2019 г. Свидетельство о технической компетентности ПИЛ №486 от 26.05.2014 г до 26.05.2017 г. Производство консервов на предприятии ведется в строгом соответствии рецептуре и согласно требованиям технических инструкций. Предприятие специализируется на выпуске плодоовощных консервов общего назначения (закусочные, натуральные консервы, маринады, фруктовые и овощные соки и нектары) и консервов для детского питания на фруктовой, овощной основах, соков, нектаров и морсов. Вся продукция выпускается на поточно-механизированных машинах с элементами автоматического регулирования процессами и с использованием ручного труда. На выпуск каждого отдельного вида продукции разработаны технологические инструкции, основанные на типовых инструкциях, а также учитывающие специфику и технический уровень предприятия.Технологическая инструкция по производству консервов для детского питания разработана РУП "Научно-практический центр НАН Беларуси по продовольствию". Соблюдение технологических и технических параметров позволяет получить продукцию заданного качества. Показатели качества готовой продукции нормируются соответствующей нормативной документацией (ГОСТ, СТБ, ТУ) на каждую группу консервов. Предприятие полностью снабжено комплектами нормативной и технологической документации.

В соответствии с показателями, режимами, формирующими заданное качество, на предприятии разработаны схемы технохимконтроля всех этапов производства. Схемы согласованы с районным центром гигиены и эпидемиологии. Контроль осуществляется в рамках действующих стандартов предприятия производственной лабораторией и метрологической службой. Существующая система контроля позволяет выпускать продукцию стабильного качества. Существующий уровень контроля качества на всех стадиях производства позволяет своевременно устанавливать дефекты. Вся продукция в полном объеме сертифицирована и имеет сертификаты соответствия и удостоверение о государственной гигиенической регистрации. Кроме сертифицированных испытаний продукция подвергается постоянному контролю со стороны органов Госнадзора и Госэпиднадзора (районный и областной ЦГЭиОЗ). За последнее время вся испытанная продукция признана стандартной. Рекламаций и жалоб со стороны покупателей не было.

Для того чтобы определить, в чем продукция предприятия проигрывает продукции конкурентов, было проведено маркетинговое исследование, касающееся оценки качества и конкурентоспособности выпускаемой продукции. Данное исследование является описательным, а полученная в ходе его проведения информация - первичной. Информация была получена путем дегустации экспертов детского питания, а именно фруктового пюре торговых марок "Топтышка", "Gamma", "Gerber", "Humana", "Абибок". Качество данных торговых марок была оценена по пятибалльной шкале и представлена в таблице 2.1.

Таблица 2.1 Схема оценки качества

Параметр

Коэффициент весомости

Топтышка

Gamma

Gerber

Humana

Фрутоняня



балл

оценка

балл

оценка

балл

оценка

балл

оценка

балл

оценка

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Запах

0,2

5

1

4

0,8

5

1

5

1

4

0,8

Вкус

0,5

5

2,5

5

2,5

5

2,5

5

2,5

4

2

Цвет и внешность

0,1

4

0,4

4

0,4

5

0,5

5

0,5

4

0,4

Консистенция

0,2

3

0,6

3

0,6

5

1

4

0,8

3

0,6

Итого

1


4,5


4,2


5


4,8


3,8



Из данной таблицы можем сделать вывод, что продукция ОАО "Малоритский консервноовощесушильный комбинат" уступает только зарубежным производителям, что говорит о хорошем качестве продукции. Можно заметить, что этикетки зарубежных производителей имеют более яркую, привлекательную окраску и дизайн, а так же у зарубежных производителей используется больше тропических и цитрусовых наполнителей.

Также оценку конкурентоспособности на предприятии проводят путем сравнения качества и цен на свои изделия с соответствующими параметрами изделий конкурентов. Эксперты оценили цены по пятибалльной шкале, где 5 - самая низкая цена, а 1- самая высокая.

Таблица 2.2 Схема расчета конкурентоспособности

Пара-метр

Коэффициент весомости

Топтышка

Gamma

Gerber

Humana

Фрутоняня



балл

оценка

балл

оценка

балл

оценка

балл

оценка

Балл

оценка

Качество

0,6

4,5

2,7

4,2

2,5

5

3

4,8

2,9

3,8

2,3

Цена

0,4

5

2

4

1,6

3

1,2

3

1,2

4

1,6

Итого

1


4,7


4,1


4,2


4,1


3,9



По результатам суммирования получили, что продукция ОАО "Малоритский консервноовощесушильный комбинат" не уступает продукции конкурентов по качеству, к тому же установленные на нее цены ниже, чем у конкурентов. Таким образом, продукция ОАО "Малоритский консервноовощесушильный комбинат" является достаточно конкурентоспособной на рынке детского питания в Республике Беларусь, однако на быстроразвивающемся рынке необходимо постоянно улучшать значения показателей, обеспечивающих конкурентоспособность.

Кроме того, на предприятии конкурентоспособность определяется, главным образом, исходя из уровня цен и качества. При этом не учитываются другие параметры. Также оценка конкурентоспособности производится только балльным методом, полагаясь на знания экспертов и анализ информации о конкурентах и ситуации на рынке.

Современный мировой рынок стремится минимизировать упаковку, сделать её более удобной для потребителя, лёгкой, выгодной и экологически безопасной. Изготовленный по новейшим технологиям пакет "дой-пак" ("Пауч") как нельзя более точно отвечает запросам производителей пюре и соков для детского питания, завоёвывая предпочтения всё большего количества покупателей. Чтобы идти в ногу с европейскими производителями ОАО "Малоритский консервноовощесушильный комбинат" в 2015 году запланировано осуществление проекта "Организация производства пюре и соков для детского питания в гибкую упаковку пакеты типа "Пауч". Гибкая упаковка соков и пюре для детского питания делает их не только удобными и привлекательными в использовании, но и служит надёжным барьером для защиты столь нежного продукта от света, бактерий и воздуха, сохраняя при этом оригинальные качества продукта. Особой отличительной чертой "дой-пак" является 5-шовная конструкция, у которой гибкое дно. Эти пакеты уже заняли свою нишу на западноевропейском и Российском рынках, т.к. предоставляют альтернативу традиционным видам упаковки: стеклянным банкам, бутылкам, ПЭТ-таре, и др.

Ценовая политика АОА "Малоритский консервноовощесушильный комбинат" направлена на обеспечение плановой нормы прибыли, гарантирующей конкурентоспособность и быструю реализацию продукции предприятия. Задачи ценовой политики:

·        максимальное удовлетворение потребностей заинтересованных в нашем товаре покупателей, путём оптимального сочетания внутренней стратегии развития предприятия и параметров внешней среды;

·        обеспечение стабилизации цен;

·        завоевание на стадии нарастающего производства максимально допустимой доли рынка, в качестве базового поля сбыта;

·        постепенное расширение границ своего рынка путём привлечения на рынок новых потоков покупателей;

·        сохранение доверия потребителя к товарам предприятия, т.е. поддержание репутации на рынке.

Ценовая стратегия предприятия направлена на поддержание обеспечения платёжеспособности, получение прибыли и включает:

•        Разработку методов по снижению себестоимости готовой продукции, чтобы выдерживать ценовую конкуренцию с целью расширения рынков сбыта в республике и за её пределами и увеличением объёма экспорта.

•        Разработку программы скидок.

•        Ежемесячное получение прайс-листов на продукцию предприятий конкурентов в республике и за ее пределами.

Продвижение - целенаправленная, проводимая в интересах предприятия, деятельность по информированию потребителя о компании и ее продукции.

Основной целью в политике продвижения является:

Создание и закрепление положительного имиджа предприятия и его продукции на внутреннем и внешнем рынке. Достижение поставленной цели планируется за счет реализации следующих задач:

1.       Создать концепцию товара, как абсолютно натурального и исключительно полезного.

2.       Создать качественную и привлекательную упаковку на новый продукт.

.         Выйти на внешний рынок за счет ценовой стратегии.

.         Концентрация усилий на удовлетворении потребностей клиента, поддержание лояльности покупателя к нашей продукции.

Одним из наиболее эффективных каналов продвижения продуктов для детского питания является медицинское продвижение. С 2016 г. штат сотрудников комбината планируется пополнить медицинским представителем (врач-педиатр), который будет работать с детскими поликлиниками, родильными домами, взаимодействовать с врачами-педиатрами, консультировать родителей, участвовать в семинарах, выставках, конференциях. Таким образом, в политике продвижения выпускаемой продукции, предприятие руководствуется следующими принципами:

1.       Поиск целевой аудитории и ориентирование рекламы только на нее.

2.       Стратегия импульсного присутствия на рынке.

.         Использование психологических приемов при разработке рекламы:

- обоснование причин необходимости покупки продукции именно ОАО "Малоритский консервноовощесушильный комбинат";

использование в основном визуальной рекламы, чтобы покупатель видел продукт, его название и упаковку.

4.       Мотивация потребителя.

Цель сбытовой политики - определение оптимальных направлений и средств, необходимых для обеспечения наибольшей эффективности процесса реализации товара, доведение до потребителей выпускаемой продукции требуемых потребительских свойств в необходимом количестве, в точное время, в определенном месте, с допустимыми затратами и обеспечение роста объемов продаж. Одной из главных задач является создание условий для превращения потребностей потенциального покупателя в реальный спрос на конкретный товар. Основными элементами сбытовой политики ОАО "Малоритский консервноовощесушильный комбинат" являются: транспортировка продукции, хранение продукции и контакты с потребителями.

Процесс организации сбытовой политики на предприятии включает хранение запасов и складирование, перемещение грузов, управление запасами, обработку заказов и выбор способов транспортировки продукции. Каждый из этих этапов - это неотъемлемая часть хорошо уравновешенной и логической построенной общей системы сбыта, все элементы которой взаимосвязаны и эффективны. Принимая во внимание социальную значимость детской продукции, государство оказывает значительное влияние на установление цен и распределение большинства видов выпускаемой продукции. Комбинат реализует свою продукцию в соответствии с квотами. Сбыт, осуществляется напрямую базам и магазинам.

1. Ежеквартальная оценка эффективности каналов сбыта осуществляется по следующим критериям:

ü  объем продаж;

ü  темпы роста продаж;

ü  оборачиваемость товарных запасов и пути их снижения;

ü  платежеспособность;

ü  уровень конкуренции за возможность работы с каналом.

. Определение, на основе полученных результатов, стратегически важных, второстепенных, низкорентабельных и убыточных каналов сбыта.

. Корректировка распределения объемов продаж по каналам сбыта после проведенной оценки.

. Разработка графиков посещения и контроля торговых организаций.

. Ежемесячный контроль и анализ выборки квот по всем предприятиям.

ОАО "Малоритский консервноовощесушильный комбинат" регулярно представляет свою продукцию на республиканских специализированных выставках, а также на международных: "ПитерФуд" (г. Санкт-Петербург), "Продэкспо" (г. Москва), международном форуме товаров и услуг для детей "Бэбиэкспо" (Киев). В 2012 г. и 2013 г. предприятие принимало участие в республиканском конкурсе консервированной продукции "Хрустальное яблоко", организованном НАН Беларуси, где получило главную награду конкурса - Хрустальное яблоко. Несмотря на то, что консервы плодоовощные являются специфическим продуктом не повседневного спроса, рекламная активность предприятия достаточно велика. Не обладая большими финансовыми возможностями, предприятие находит средства для постоянного совершенствования и обновления упаковки, информирования о своей продукции в СМИ, участия в выставках и других мероприятиях, рекламу в электронных средствах массовой информации (телевидение, интернет, FM-радио), наружную рекламу, рекламу в местах продаж и т.д. Оценка эффективности рекламной кампании проводится специалистами отдела маркетинга сразу после ее завершения. Анализируются экономические показатели: динамика объемов продаж, прибыли, а также коммуникационные мнения потребителей.

Расходы на рекламную деятельность в динамике за три последних года представлены в таблице 2.3:

Таблица 2.3 Расходы на рекламную деятельность


Фактические расходы на рекламу и маркетинговые услуги, млн. руб.

1

2

2014г.

606,7

2013г.

314,0

2012г.

227,1


Сопоставляя данные таблицы, выявлено, что ежегодно сумма расходов на рекламу и маркетинговые услуги увеличивается, что говорит об усилении роли службы маркетинга в хозяйственной деятельности предприятия. С учетом динамики этих показателей на предприятии составлен план и бюджет рекламной кампании на 2015 год.

Основными поставщиками сырья являются СПК Малоритского района, а также население, у которого в основном закупаются тыква, кабачки, клубника, черника. Процесс заготовки сырья имеет сезонный характер и производится в летний и осенний период. Все поставляемое сырье сопровождается качественным удостоверением поставщика, протоколами испытаний аккредитованной лаборатории по показателям безопасности.

.3 Организация и контроль маркетинга на ОАО "Малоритский консервноовощесушильный комбинат"

Отдел маркетинга, реализации и внешнеэкономических связей на ОАО "Малоритский консервноовощесушильный комбинат" подчиняется непосредственно заместителю директора по коммерческим вопросам. Отдел возглавляется начальником отдела маркетинга, реализации и внешнеэкономических связей.

Структуру и штат утверждает директор комбината, исходя из задач и функций, возложенных на отдел.

Организационная структура отдела маркетинга, реализации и внешнеэкономических связей ОАО "Малоритский консервноовощесушильный комбинат" представлена в таблице 2.4.

Таблица 2.4 Организационная структура отдела маркетинга, реализации и внешнеэкономических связей

Наименование структурных подразделений, занимающихся маркетингом

Количество штатных единиц, занимающихся маркетинговой деятельностью

В том числе по наименованиям должностей

1

2

3

Отдел маркетинга, реализации и внешнеэкономических связей

1

Начальник отдела маркетинга, реализации и внешнеэкономических связей


4

Специалист отдела маркетинга и реализации


1

Специалист по таможенному оформлению


Из таблицы 2.4 видно, что на анализируемом предприятии функциональная организационная структура отдела маркетинга реализации и внешнеэкономических связей. Данный тип организационной структуры достаточно прост и логичен и наиболее соответствует нынешнему положению комбината. Помимо решения конкретных маркетинговых задач важными задачами функциональных маркетинговых служб являются обеспечение ориентации всей деятельности предприятия на использование принципов маркетинга, координация работы всех подразделений и служб предприятия в данном направлении. Функциональная организация маркетинга является наиболее простой, однако ее эффективность падает по мере роста номенклатуры выпускаемых продуктов и расширения числа рынков сбыта. Это обусловлено в первую очередь тем, что в функциональной организации отсутствует лицо, отвечающее за маркетинг отдельных продуктов в целом или за маркетинговую деятельность на определенных рынках (кроме самого руководителя службы маркетинга).

На ОАО "Малоритский консервноовощесушильный комбинат с целью повышения эффективности маркетинговых мероприятий разработан стратегический план маркетинга. Мероприятия направлены на выполнение основных параметров прогноза экономического развития предприятия на 2015 год, укрепление конкурентных позиций, завоевания новых рынков и увеличение реализации продукции на экспорт. Обязанности по контролю за выполнением плана, оценке прибыльности, эффективности выполняют специалисты отдела маркетинга, реализации и внешнеэкономических связей и планового отдела.

Задачи отдела маркетинга, реализации и внешнеэкономических связей ОАО "Малоритский консервноовощесушильный комбинат":

)         комплексное изучение рынка, анализ ситуации, производственно-сырьевых и товарных ресурсов предприятия;

)         ориентация закупок, производства, продаж на выполнение требований потребителей;

)         планирование и осуществление рекламно-информационного продвижения на рынок продукции предприятия;

)         реализация ценовой политики с учетом требований рынка.

Функции одела маркетинга, реализации и внешнеэкономических связей ОАО "Малоритский консервноовощесушильный комбинат":

1)       реализация ассортиментной политики предприятия;

2)       реализация рекламно-информационной политики предприятия;

)         реализация ценовой политики предприятия;

)         участие в реализации сбытовой политики предприятия;

)         реализация общей маркетинговой политики предприятия.

Одно из основных условий эффективной работы маркетинговой службы - укомплектованность квалифицированными специалистами и правильное распределение между ними обязанностей. Специалистам отдела маркетинга, реализации и внешнеэкономических связей ОАО "Малоритский консервноовощесушильный комбинат" определены основные функции по сбыту и распределению, а также некоторые задачи маркетинговых исследований:

ü  организация сбыта по региональной сети, четкая система выполнения графика подачи заявок;

ü  организация эффективной транспортировки продукции и ее доставка клиентам в сроки, согласно договора поставки;

ü  организация поиска новых клиентов, заключение договоров поставки;

ü  организация регулярного поступления и сбора информации о рынке, внутреннем состоянии предприятия, о развитии спроса, потенциальных клиентах и др.;

ü  организация функций стимулирования сбыта - проведение дегустаций, выставок, акций;

ü  анализ рынка, тенденций, конкурентной среды, цен, условий продаж, новинок;

ü  изучение потребительских предпочтений;

ü  управление ассортиментным портфелем (анализ по ассортименту, обновление ассортимента, предложения по новым видам).

Всю полноту ответственности за работу отдела маркетинга и внешнеэкономических связей несет начальник отдела .

Выявление сильных и слабых сторон маркетинговой деятельности, анализ уровня выполнения плана маркетинга необходимы для правильного выбора целей и стратегии маркетинговой деятельности на следующий плановый период. Обязанности по контролю за выполнением плана, оценке прибыльности, эффективности выполняют специалисты отдела маркетинга, реализации и внешнеэкономических связей и планового отдела. Анализ выполнения плана маркетинга включает сравнение реального развития событий с запланированными или ожидаемыми показателями в течение определенного периода.

На ОАО "Малоритский консервноовощесушильный комбинат" применяются следующие методы анализа плана маркетинга:

анализ маркетинговых затрат;

анализ реализации;

ревизия маркетинга.

Анализ маркетинговых затрат оценивает стоимостную эффективность различных маркетинговых факторов, позволяет оценить, какие затраты эффективны, а какие нет, и внести соответствующие изменения. Анализ результатов сбытовой деятельности представляет собой детальное изучение результатов сбытовой деятельности с целью оценки правильности выбранной стратегии. Ревизия маркетинга определяется как систематизированная критическая и объективная оценка и обзор основных целей и политики маркетинговых функций предприятия для реализации этой политики и достижения поставленных целей.

Объектами контроля являются:

ü  объем продаж;

ü  величина прибыли и убытков;

ü  реализация маркетинга.

С учетом указанных объектов контроля на предприятии проводится ежегодный плановый контроль, контроль прибыли, контроль эффективности, стратегический контроль.

Целью ежегодного планового контроля является установление отклонений фактических результатов производственно-коммерческой деятельности от запланированных. Такой контроль проводится ежеквартально. Благодаря ему осуществляется анализ объема продаж, анализ конкурентного положения, анализ соотношения между затратами и объемом продаж.

Целью контроля прибыли является установление источников прибыли и убытков. На основе анализа балансов доходов и расходов анализируется эффективность деятельности предприятия и эффективность деятельности маркетинга. Такой контроль проводится ежемесячно.

Цель контроля эффективности - оценить эффективность реализации элементов маркетинга и разработать рекомендации по обеспечению высокого уровня маркетинговой деятельности. Такой контроль также проводится ежемесячно.

Стратегический контроль оценивает эффективность маркетинговой стратегии предприятия. В результате - разрабатываются конкретные предложения по совершенствованию маркетинговой стратегии комбината.

На основании результатов проведенных анализов и в зависимости от степени изменения ситуации на рынке, внутренних условий деятельности предприятий осуществляется корректировка плана маркетинга ОАО "Малоритский консервноовощесушильный комбинат".

Список использованных источников

1.       Акулич И.Л. Маркетинг. - Учебник. - Мн.: ВШ, 2000. - 447 с.

2.       Анализ хозяйственной деятельности в промышленности: учебник/ В.И. Стражев [и др.]; под общ. ред. В.И. Стражева.- 6-е изд. - Мн.: Выш. шк. 2005. - 480 с.

.         Анохина Н.Н. Прикладной маркетинг: пособие для студентов / Н.Н. Анохина, Г.А. Щербич. - Минск: Изд-во Гревцова, 2008. - 224 с.

.         Гавриленко Н.И. Восрастание роли стратегического маркетинга в управлении хозяйствующими субъектами // Менеджмент в России и за рубежом. - 2008. - №4. - С. 83-91.

.         Голубков Е.Л. Антикризисный маркетинг // Маркетинг в России и за рубежом. - 2009. - №1. - С. 5-17.

.         Гончаров В.И. Менеджмент: Учебное пособие. - Мн.: Мисанта, 2003. - 624 с.

.         ГОСТ 15849-89 Консервы плодовые и ягодные для детского питания. Технические условия. Утвержден: Госстандарт СССР, 14.03.1989.

.         ГОСТ 16440-89 Консервы овощные, овоще-плодовые, овоще-мясные для детского питания. Технические условия. Утвержден: Госстандарт СССР, 14.03.1989.

.         Дурович А.П. Основы маркетинга: Учебное пособие. - М.: Новое знание, 2004. - 512 с.

.         Коляда А.А. Маркетинг, который работает / А.А. Коляда. - Минск: Издательство Гревцова, 2006. - 181 с.

.         Кохан О.В. Оценка эффективности функционирования системы маркетинга на предприятии // Новая экономика. - 2009. - №7/8. - С. 63-72.

.         Разумова С.В., Старовойтова Т.Ф. Современные направления маркетинга на отечественных предприятиях // Проблемы управления. - 2008. - №2. - С. 123-128.

.         Разумова, С.В. Стратегический маркетинг: учеб. пособие / С.В. Разумова. - Минск: БГЭУ, 2008. - 375 с.

.         Сафиуллин А. Стратегия маркетинга: сравнительный анализ основных подходов // Маркетинг. - 2009. - №4. - С. 60-71.

.         Хрустицкая Л. Планирование маркетинга организации // Маркетинг - идеи и технологии. - 2009. - №2. - С. 25-34.

.         Экономика предприятия: учеб. пособие / Э.В. Крум [и др.]; под общ. ред. Э.В. Крум, Т.В. Елецких. - Мн.: Высш. шк., 2005. - 318 с.

Похожие работы на - Маркетинговая деятельность ОАО 'Малоритский консервноовощесушильный комбинат'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!