Управление рисками в агробизнесе

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    21,45 Кб
  • Опубликовано:
    2014-11-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Управление рисками в агробизнесе

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования

КАЗАНСКИЙ (ПРИВОЛЖСКИЙ) ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт управления, экономики и финансов







КУРСОВАЯ РАБОТА

на тему

«Управление рисками в агробизнесе»

Специальность: Маркетинг










Казань-2014

ВВЕДЕНИЕ

Всякая предпринимательская деятельность предприятий основывается на товаре. Главная цель любого производственной организации - стабильный выпуск товара, который имел бы уверенный спрос на рынке и обеспечивал предприятию стабильное функционирование на рынке. Однако любое предприятие на этапе функционирования может столкнуться с определенными сложностями и рисками. Руководство любой производственной компании должно учитывать возможные риски, с которыми организация столкнется в процессе производства и сбыта продукта. Агробизнес, предприятия агропромышленного комплекса, выпускаемые продукцию сельского хозяйства подвержены множеству рисков в большей степени, так как ведение агробизнеса подразумевает использование природных ресурсов и напрямую зависит метеорологических условий. Посредством глубокого анализа агропромышленного комплекса России в целом и в разрезе отдельно взятой компании, выпускающей сельскохозяйственную продукцию, необходимо выделить меры управления рисками в агробизнесе и их определить их связь с маркетингом.

Актуальность данной темы высока в нынешних условиях, так как после развала СССР, множество коллективных хозяйств (колхозов) в стране расформированы, а множество компаний, основанных на из базе, не осваивают крупные и международные рынки либо находятся в упадке.

Цель данной работы состоит в том, чтобы на основе научной, экономической литературы, статей по выбранной тематике определить способы управления рисками в агробизнесе и определить их связь с маркетингом. Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

теоретически изучить современную специфику агробизнеса;

выделить методы управления рисками в агропромышленном предприятии и определить их связь с маркетингом;

определить роль и значение маркетинга в управлении рисками организации;

определить связь методов управления рисками и их связь с маркетингом на примере конкретной компании.

Объектом исследования являются компания ООО «Демо».

Предмет исследования - специфика методов управления рисками в агробизнесе и ее связь с маркетингом.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

Данная тема широко освещается в специальной и учебной литературе, в периодической печати, а так же электронных источниках, что отражено в соответствующем списке литературы.

1. Маркетинг как инструмент управления рисками в агробизнесе

.1 Специфика маркетинга в агропромышленном секторе

В сложившихся условиях реформирования аграрного сектора экономики особо актуальным становится внедрение концепции агромаркетинга, благодаря которой сельскохозяйственные предприятия эффективнее адаптируются к негативным факторам внешней среды.

Маркетинг в настоящее время еще не приобрел широкого распространения в формированиях агропромышленного комплекса. Это объясняется рядом причин: во-первых, сельскохозяйственная продукция производится в количествах, недостаточных для заполнения рынка ; во-вторых, множество руководителей сельскохозяйственных предприятий не придают большого значения маркетингу, что является недопустимым в условиях современной рыночной экономики.

Чтобы ведение агробизнеса было эффективным, необходимо осмыслить и ориентировать маркетинг на специфику предприятий АПК.

Маркетинг, связанный с продуктами сельскохозяйственного производства, носит более сложный характер по сравнению с промышленным и другими видами маркетинга, что определяется многообразием методов и способов его осуществления ввиду большого количества производимых товаров, их направленности и необходимой значимости. Необходимо отметить такую специфическую особенность агромаркетинга: в формированиях малого бизнеса функции маркетинга выполняют сами предприниматели, нежели квалифицированные специалисты. Таким образом, множество специфических особенностей агромаркетинга обуславливает его сложность по сравнению с промышленным маркетингом.

Необходимо выделить ряд особенностей, отличающих агромаркетинг от других видов маркетинга.

Первая особенность - прямая и косвенная зависимость экономических показателей и результатов от природных условий. Производство сельскохозяйственных продуктов определяется основным средством и предметом производства - землей, ее качеством и интенсивностью эксплуатации. Грамотное применение химических средств борьбы с вредителями, использование экологощадящих технологий, севооборот и рекультивация создают возможность производить экологически чистую продукцию и снижают риски преждевременного истощения ресурсов . В то же время нерациональная обработка почвы оказывает прямое воздействие на продуктивность растений и, соответственно, качество выпускаемой продукции. Существует тесная связь использования земли и развития отрасли животноводства. Данное условие определяет в первую очередь объем, качество и ассортимент продукции. Все эти факторы налагают на маркетинг определенную специфику в процессе его организации и проведения.

Вторая особенность - роль и значение товара. Маркетологи имеют дело с товарами первой жизненной необходимости: хлеб, мясо, молоко. Поэтому они должны своевременно, в полном объеме и в различном ассортименте, а также с учетом пола, возраста, национальных традиций, состояния здоровья удовлетворять нужды потребителей, их интересы и потребности. Товар сельскохозяйственного производства, как правило, скоропортящийся, поэтому поставки должны иметь оперативный характер, упаковка должна быть безопасная и целесообразная а сервисное обеспечение должно быть эстетически привлекательным.

Третья особенность - периода производства и рабочего периода. Например, рабочий период у растениеводов длится целый год, однако готовую продукцию они получают лишь 1-2 раза за сезон. В связи с этим маркетологи должны отлично знать диалектику спроса , а также уметь прогнозировать тенденцию его изменения.

Четвертая особенность - сезонность производства и получения продукта. С этими показателями связана специфика маркетингового обеспечения изучения рынка сбыта и продвижения продукта.

Так как потребитель является последним звеном в цепочке выпуска товара, появляется целесообразность маркетинговой деятельности связанной с переработкой продукции непосредственно производителем в хозяйстве. Именно переработка продукции, ее сервисное обслуживание и конкурентные преимущества по сравнению с аналогичной продукцией в в других фермерских хозяйствах и формированиях малого агробизнеса, а также в их объединениях еще не отвечает современным требованиям потребителей. Это объясняется следующими причинами:

. Формирования агробизнеса функционируют на дефицитном рынке.

. Не имеется достаточных знаний и опыта маркетинга в агропромышленной сфере.

. Многие организации не имеют возможностей для проведения маркетинговых мероприятий.

Пятая особенность - многообразие форм собственности в системе АПК на землю, средства производства, реализуемый товар. Это предопределяет многоаспектную конкуренцию, которая управляется только спросом потребителей и его удовлетворением. Отсюда разнообразие и диверсификация стратегий, тактик, форм, методов, приемов агро- маркетинга. Например, только с учетом фактора конкуренции маркетинговые стратегии, могут быть следующими: конкурентной борьбы, сотрудничества, реконкурентности дела, товара, маркетинга, конверсификации, диверсификации. При этом количество форм, видов тактик, методов, способов возрастает в настоящее время значительными темпами.

Шестая особенность - многообразие организационных форм хозяйствования. С учетом форм собственности образуются системы агромаркетинга, различные с точки зрения организации, функционирования, самоуправления, а главное - восприимчивости и адаптивности к нуждам, запросам и интересам потребителей.

Сельское хозяйство, как ни одна отрасль экономики, характеризуется разнообразием организационно-хозяйственных форм - совхозы, колхозы, объединения, агроконсорциумы, фермерские, крестьянские хозяйства и т.д. Отсюда и различные формы маркетинга, начиная с целевой программы маркетинговой деятельности и заканчивая результативностью агробизнеса. Первостепенной задачей агромаркетинга, ставящего целью гармоничное удовлетворение спроса потребителей, является создание целостной системы агромаркетинга в масштабе России, которая обеспечит необходимые условия для реализации возможностей каждого агромаркетингового формирования.

Седьмая особенность - неравномерность, неравнозначность и различный уровень осуществления маркетинговой деятельности. Это касается всей системы маркетинга агробизнеса, включая производство, переработку и реализацию товара (до конечного потребителя). Недостаточный уровень маркетингового обеспечения только лишь в одном звене этой цепочки приводит к неудовлетворительному маркетингу. Это снижает эффективность агробизнеса. Ежегодно запросы и интересы потребителей к качеству товара, сервисному и эстетическому обеспечению маркетинга возрастают, но удовлетворить их отечественным предприятиям АПК и формированиям малого бизнеса очень трудно из-за неразвитости сферы предпринимательства, маркетинга и агробизнеса.

Восьмая отличительная особенность - более высокая чувствительность, восприимчивость, адаптивность, самоорганизация, самоуправление системы агромаркетинга по сравнению с системами других видов маркетинга. Это обусловлено следующими факторами:

существует острая конкуренция на рынке сельскохозяйственной продукции из-за идентичности товаров. Поэтому выигрывают предприятия, имеющие конкурентоспособную систему не только в своем сегменте, но и за рубежом;

производство многих видов продукции зависит от погодных условий, следовательно, необходима самоорганизация системы агромаркетинга, от уровня и скорости адаптивности которой зависит результативность агробизнеса;

система агромаркетинга должна быстрее адаптироваться к государственным и другим директивным решениям из-за многообразия конкурентных организационно-правовых форм;

Актуальность агромаркетинга обусловливается тем, что в Россию поступает много продуктов питания из-за рубежа. При этом реализуются многие факторы международного агромаркетинга, поэтому маркетинговое обеспечение наших формирований должно конкурировать с зарубежными фирмами. Необходимо отметить, что такой жесткой конкуренции никакие другие виды маркетинга в России не испытывают. Для эффективного осуществления деятельности на рынке сельскохозяйственной продукции необходимо последовательное внедрение агромаркетинга, знание которого поможет принятию научно обоснованных и выверенных хозяйственных решений.

1.2 Виды рисков агробизнесе

Риск в предпринимательстве - вероятность понести определенные потери, ущерб и убытки. Это некая неопределенность в деятельности предпринимателя, которая может быть охарактеризована вероятностью неудачи и опасности, когда руководитель действует в расчете на положительный результат. Риск необходимо рассматривать как неотъемлемую часть процесса предпринимательской деятельности, так как результат этот самой деятельности может быть лишь приблизительным.

В разных источниках приводятся различные классификации рисков в агробизнесе. Проанализировав несколько из них, можно выделить четкую классификацию, подразделяющую риски в агропромышленном комплексе на три большие группы:

риск хозяйственный (предпринимательский);

риск, связанный с природой человека;

риск, обусловленный природными факторами.

Хозяйственный риск - категория многогранная, он проявляется в различных модификациях. С учетом предметной направленности предпринимательской деятельности можно выделить специфические элементы хозяйственного риска.

Во-первых, это факторы материального производства: технические, технологические, управленческие, которые проявляются в различных видах ущерба. Например, изношенность и несовершенство основных средств производства приводят к увеличению времени простоев по техническим причинам, к снижению производительности машин и труда, к повышению затрат на ремонт.

Во-вторых, это факторы коммерческого направления: недопоставка товара, порча (испорченный товар), пересортица, нереализация. Прочитайте о не страхуемых рисках на нашем сайте.

В-третьих, факторы финансово-экономического направления: неплатежеспособность потребителей, увеличение производства у конкурента, недостаток оборотных средств и вынужденное кредитование, неустойчивость потребительского спроса, снижение цены реализации.

В-четвертых, факторы экологического направления: выбросы и сбросы в окружающую среду, складирование отходов и т.п., которые удорожают себестоимость продукции, повышают затраты на очистные сооружения, налоговые платежи.

При неблагоприятных обстоятельствах человеческий фактор может представлять существенный источник риска. В первую очередь это нарушение взаимодействия в системах «человек-предмет», «человек-машина» и «человек-работа». Такие нарушения проявляются в виде несчастного случая, а также ущерба: всевозможные травмы, поломки, аварии и катастрофы. Большую опасность для предпринимательских структур представляет социальный риск: рэкет, воровство, мошенничество, обман, поджог и т.п.

Виды рисков, обусловленных природными факторами, и степень их проявления в Беларуси приведены в таблице.

Потери, связанные с этими видами рисков природного характера, бывают весьма значительными. На них реагируют, их исправляют. Предприниматель должен переходить к принципу активной профилактики природных рисковых ситуаций.

1.3 Маркетинговые функции в управлении рисками в агробизнесе

В современном маркетинге выделяется 4 функции: аналитическая, производственная, сбытовая, функция управления и контроля. Необходимо подробно рассмотреть каждую функцию в разрезе управления рисками в агропромышленном комплексе.

Аналитическая функция. Данная функция предполагает изучение рыночной ситуации, потребителей, товара и внутренней среды организации. Данную функцию можно выделить как основную в управлении рисками, так как предприятию необходимо изучить всю макро- и микро-среду, прежде чем выводить товар на рынок и, что наиболее важно, заранее знать, с какими рисками оно может столкнуться при производстве и продвижении товара. Цену всегда устанавливает изготовитель, но мы можем вполне обоснованно завить, что сельском хозяйстве окончательно формирует ее потребитель, так как готовая продукция(молоко, яйца, кормовые культуры, мясо и т.д.) имеет свойство быстро портиться и терять вкусовые и качественные характеристики, поэтому предприятию необходимо заблаговременно до ввода своих товаров на рынок знать - кому и каким образом компания будет поставлять сельскохозяйственную продукцию, так чтобы максимально обезопасить свою организацию от прямых и косвенных издержек . Товар должен быть всегда высокого качества, а для этого необходимо регулярно проводить мониторинг производственных процессов, проверку оборудования, квалифицированность и подготовленность персонала к форс-мажорным ситуациям, потому что любая задержка на производстве приведет к потерям как в объеме продаж и упущенной прибыли, так и, что более важно, в качестве поставляемой продукции. Данные мероприятия подготовят руководство компании к непредвиденным и ненужным рискам, которых можно было избежать еще до начала производства. Производственная функция. Для того, чтобы предприятию оставаться конкурентоспособным на рынке, необходимо производить товары и услуги, обеспечивающие стабильное функционирование предприятия, рост прибыли и объема продаж. Производственная функция маркетинга позволит предприятию обезопасить себя от рисков на этапе производства товара, а именно: ненадлежащее качество товара, низкая скорость выпуска и объем производства. Данная функция позволяет предприятию стабильно производить и поставлять товары на рынок. Так как мы рассматриваем российский рынок сельскохозяйственной продукции, то ввиду последних политических событий в Европе, а именно введение санкций, запретов США и других экономически сильных стран на экспорт сельскохозяйственной продукцию в Россию, а так же запрет на импорт из РФ, можно смело утверждать, что производство сельскохозяйственной продукции в стране будет иметь положительный отклик со стороны российского потребителя. 7 августа 2014 года правительство РФ объявило типы сельскохозяйственной продукции и продовольствия, импорт которых в Россию

Сбытовая функция. Каждому предприятию необходимо иметь стабильную цепочку поставок готового продукта, функционирующую четко и слаженно.

Для предприятий агропромышленного комплекса это важно вдвойне, потому что, как было сказано выше, товар имеет свойство быстро терять вкусовые и внешние качества.

Поиск клиентов, готовых закупать товар стабильно и в необходимом количестве позволить предприятию обезопасить свое производство, снизить издержки по потерям и порче готовой продукции. Так же сбытовая функция предполагает грамотное проведение политики цена-качество.

Функция управления и контроля. Данная функция предполагает проведение регулярной политики управления и контроля.

Грамотное управление на предприятии обезопасит компанию от издержек в процессе производства, касаемых неэффективного использования потенциала «синих» и «белых» воротничков, несинхронизированных действий управленцев и рабочих, соблюдение субординации персонала как способа повышения эффективности.

Как и в любом другом виде бизнеса , в агропромышленной отрасли руководству необходимо вести работы в условиях повышенного риска.

Это может быть как неблагоприятная погода (дожди в периоды уборки, засуха, заморозки ба эффективного управления производственными процессами. и, вследствие, вымерзание посадок) замедляющая процессы созревания сельскохозяйственных культур, ограничивающая возможности пастьбы скота, послесезонной уборки культур и необходимости запаса кормов на зимний и переходные периоды, так и быстрое и неконтролируемое размножение вредителей, эпидемия скота и растений.

Следовательно при разработке маркетинговых программ, руководству всегда необходимо учитывать повышенную вероятность образования внезапных рисков и осложнений на производстве.

Маркетинговые исследования и программы в агробизнесе связаны с программами страхования и государственной поддержки на случай непредвиденных обстоятельств, чтобы защитить и обезопасить свою организацию от непредвиденных рисков и иметь возможность получить денежное возмещение.

А) Выявить и описать конкретные источники вероятного ущерба;

Б) Провести подробный экономический анализ различных методов снижения рисков;

В) Разработать собственную, автономную программу страхования производства;

Г) Проконсультироваться у специалистов, если имеются затруднения в разработке собственной программы.

Помимо биологических и природно-климатических рисков, следует учесть вероятность пожаров, аварийных ситуаций ,связанных с порчей оборудования, травм персонала на производстве, противоправных действий сторонних лиц, требование кредиторов по обязательному страхованию и т.д. Следовательно, чтобы максимально обезопасить свою организацию, необходимо выбрать надежную страховую компанию и продумать мероприятия по предотвращению возможных потерь.

Управление рисками посредством маркетинговых функций- широкий набор мер и действий тактического и стратегического характера, направленных на эффективное осуществление рыночной деятельности организации и достижения основных целей и миссии организации (достижение желаемой рентабельности за счет удовлетворения основных запросов потребителя, касаемых качества, цены и возможности приобретениях желаемых товаров и услуг).

Для этого необходимо проводить постоянный мониторинг и исследование рынка, выявлять актуальные потребности потребителя, управлять исследованиями рынков сбыта, внедрением новых товаров, ассортиментом, рекламой, сервисом и сбытом для формирования лояльности потребителя, чтобы и в данный момент, и в перспективе товары и услуги компании являлись конкурентоспособными для продукции конкурентов и формировали стабильный спрос, а так же рыночную цену товара, обеспечивающую ему, помимо возмещения всех издержек, возможность стабильного роста и развития.

Таким образом, эффективное управление агромаркетинга требует применение определенных функций маркетинга в управлении рисками, а именно: верная и корректная постановка целей маркетинга, связь возможностей рынка и производственный, сбытовой и сервисный потенциал организации.

Это вопрос точной оценки рыночной ситуации, состояния самой компании, верных методов расчета и прогноза возможных рисков при производстве.

маркетинговый агробизнес риск подход

2. Оценка управления рисками организации ООО «Демо»

.1 Состояние, тенденции и проблемы развития агробизнеса в России

Сельское хозяйство -важная часть экономики России, в нем сконцентрировано 14% трудовых ресурсов страны, 13% основных производственных фондов и производится около 6% ВВП. На конец 2010 года объём валовой продукции всех компаний агропромышленного комплекса страны вырос на 2,8%. Достигнуты стабильные производственные показатели в отдельных отраслям растениеводства - валовой сбор зерна достиг уверенных показателей - 78,4 млн. т. Сохранена возможность экспорта зерна ежегодно-показатели составили около 10 млн.т. Впервые было получено более 3,7 млн. т зерновой кукурузы, 30 млн. т. сахарной свеклы, 6,8 млн. т подсолнечника. Посевные площади бобовых и зерновых культур были значительно расширены, общие посевы которых занимают более половины общей посевной посевной площади сельскохозяйственных культур. В продукции растениеводства страны более 28% относится к доле зерновых культур. Выручка от реализации продукции зерновых и бобовых культур составила 56 % в отношении общей выручки от продаж продукции сельского хозяйства России. Производство товаров основных сельскохозяйственных культур в 2010 году установилось на отметке больше, чем в среднем за пять предыдущих лет. Значительные успехи были достигнуты в отрасли животноводства. За 2010 год производство скота и птицы на убой в агропромышленном комплексе страны составило 8 млн.т., что почти на 5 % больше соответствующего периода 2009 года, молочной продукции - 32,1 млн.т. Производство свиней на убой возросло на 9 %, птицы- на 15 %. Продолжается стабильный рост продуктивности молочных коров и яйценосности птицы.

Динамично и с положительным эффектом развивались отрасли пищевой и перерабатывающей промышленности.

Предприятия по переработке сельскохозяйственной продукции начали активно включаться в производство для создания стабильной базы сырья. В результате индекс физического объёма производственной продукции сельского хозяйства в 2010 году составил 10,3 % в отношению к уровню 2007 года. В молочной и мясной отраслях расширился ассортимент продукции и увеличился выпуск продукции, пользующейся высоким спросом у населения страны. Ввод в отрасль активных инвесторов и принятые меры, связанные с государственным регулированием и поддержкой вызвали рост инвестиций в основной капитал компаний агропромышленного комплекса страны. Однако, помимо положительных тенденций развития агропромышленного комплекса страны, в сельском хозяйстве остается ряд серьезных проблем, которые замедляют процесс дальнейшего развития отрасли. Из-за низкой рентабельности в сельском хозяйстве больше, чем в других отраслях экономики страны происходит сокращение производственно-технического потенциала предприятий. Отсутствие необходимых денежных поступлений и льгот государства приводит к ощутимому уменьшению закупок инновационной техники, нового оборудования, а вследствие - снижения желания квалифицированных рабочих трудиться в отрасли сельского хозяйства. Даже при расширении спроса и повышении лояльности потребителя в отношении отечественной продукции, рост ее производства будет сдерживаться ограничениями ресурсов. Актуальной и достаточно острой проблемой является тяжелое финансовое положение агропромышленного комплекса страны и его предприятий. Многие предприятия имеют большие кредиторские задолженности государству. Основная часть долгов приходится штрафы и пени за невыплаченные и просроченные платежи, так как существующая система налогообложения в основном не учитывает сезонный характер производства сельхозпродукции и поступления финансовых ресурсов в агропромышленный комплекс.

Из-за этого большая часть сельхозпредприятий имеет блокированные банковские счета.

Также нормальному и стабильному функционированию агропромышленного комплекса препятствует неразвитость рынка сельского хозяйства, отсутствие эффективной системы его регулирования и контроля, наличие межрегиональных торговых барьеров, искусственное сдерживание цен властью регионов. Из-за устаревшей рыночной инфраструктуры не обеспечивается нормальная связь между производителем и потребителем, ограничивается возможность продажи продуктов отечественным производителям по приемлемым ценам. Серьезным сдерживающим фактором роста аграрного производства является отсутствие эффективных государственных систем регулирования рынка. Устаревшие административно-распределительные органы упразднены, а новые механизмы, которые могли бы соответствовать современным условиям функционирования экономики страны - не сформированы. Компании, которые поставляют средства производства, ресурсы, оборудование и различное сырье, недостаточно хорошо адаптированы к потребностям и требованиям российского рынка сельского хозяйства. Их можно разделить на две группы: предприятия, работающие исключительно на отечественный рынок (заводы сельхозмашиностроения), и предприятия, которые имеют перспективный экспортный потенциал (производители натуральных удобрений). Перспективная проблема этих компаний заключена в том, что рост спроса на их товар на отечественном рынке ограничивается нежеланием государства снижать цены по сравнению с европейским и мировым уровнем, также как и работать для удовлетворения потребностей внутреннего потребителя. Проблемы развития сельской местности на сегодняшний день являются отнюдь не только социальными, но и оказывают сильное негативное воздействие на экономику сельскохозяйственного производства. Сложность решения данной проблемы заключается еще и в том, что в сельской местности, помимо сельскохозяйственной деятельности, не имеется или практически нет других источников дохода.

Это заставляет руководство сельхозкомпаний сохранять определенную избыточную численность работников для поддержания социальной и экономической стабильности на прилежащей территории, что приводит к снижению производительности труда и рентабельности производства. Во множестве регионов России преодолению негативных процессов и решению проблем отрасли сельского хозяйства препятствуют актуальные проблемы кадрового и демографического потенциала, нехватка квалифицированных специалистов и руководителей, ненадлежащий уровень управления, консультационных и организационных мероприятий работы, направленных на формирование и уверенное функционирование новых структур аграрного рынка России.

2.2 Оценка процесса управления рисками организации ООО «Демо»

Компания ООО «Демо» находится на рынке сельскохозяйственной продукции России с 6 мая 2003 года. Компания основана на базе бывшего колхоза «Победа» Вятскополянского района Кировской области. Головной офис находится в городе Вятские Поляны, производство- в селе Ершовка. Директор - Подрезов Николай Анатольевич. Компания занимается ведением и производством многих видов отрасли сельского хозяйства. Основной вид деятельности - разведение крупного рогатого скота. Также имеется несколько дополнительных видов деятельности: предоставление услуг, связанных с производством сельскохозяйственных культур и растениеводство в сочетании с животноводством( смешанное сельское хозяйство). На данный момент компания является одним из самых стабильных и развивающихся сельскохозяйственных предприятий Кировской области. В числе крупных клиентов находятся такие компании как «Вамин» и «Danone». Как и любое предприятие агропромышленного комплекса, «Демо» принимает решительные меры по снижению рисков.

Необходимо рассмотреть управление рисками ООО «Демо» в разрезе основных маркетинговых функций.

Аналитическая функция. Перед введением предприятия на рынок агропромышленного комплекса, руководство компании проводило детальный анализ рынка сельхоз продукции Вятскополянского района Кировской области, Кукморского района республики Татарстан а так же других близлежащих районов Татарстана. В ходе исследования было выявлено, что на первую декаду 2003 года в районе и близлежащих республиках практически не имеется конкурентов, поскольку во времена распада СССР, многие коллективные хозяйства страны были в упадке и более 70 % колхозов страны не восстановились. Потенциальных потребителей оказалось на близлежащей территории достаточно много для того, чтобы предприятие могло нормально начать свою работу и «набрать критическую массу» для нормального функционирования и роста. В числе потенциальных потребителей оказались следующие предприятия по производству молока в Вятскополянском и близлежащих районах: молочный комбинат «Вамин», «Вятскополянский хлебозавод», бывший колхоз, а в наше время молокозавод «Родина» и «Эталон-молоко». Компания получила объем продаж даже выше ожидаемого, поскольку на близлежащей территории не имелось конкурентов и ощущался дефицит молока. В ходе исследования организация проводила анализ посевных площадей и пастбищ, не истративших полезной ценности на территории в радиусе 6 км от села Ершовка. В ходе него выяснилось, что почти 1000 га полей не засеяно и имеют колоссальный кормовой потенциал, данные территории можно использовать как для укрепления пастбищ, так и для формирования посевных площадей под разного вида культуры: картофель, пшеница, ячмень, овес, рабс. Проведенные исследования гарантировали стабильное развитие предприятия минимум на 5 лет (без учета форс-мажорных обстоятельств, касаемых погодных условий) без утраты потенциала сельхоз предприятия. Компания избавила себя от рисков неподготовленности ко входу на рынок и опасности скончания кормового блока на несколько лет вперед.

Производственная функция. Технология производства в ООО «Демо» структурирована современно с использованием современного оборудования и квалифицированного персонала. Количество рабочих-около 200 человек, текучесть кадров низкая. Предприятие всегда вовремя выдает заработную плату, в период с 2011 по 2014 года объем продаж увеличился в полтора раза, требуются новые специалисты. Эти факторы явились положительным эффектом для приема на работу новых специалистов. В производстве используется в основном современное оборудование: самоходные машины (трактора) зарубежной марки CAT, МТЗ и трактора белорусского производства. Современное оборудование снижает вероятность частых поломок, риск аварий снижен до минимума. В процессе производства раз в 3 три дня проводится полная проверка оборудования: комбайнов, тракторов, машин-молоковозов, кормораздатчиков. Операторы машинного доения каждый день в конце смены проводят обязательную проверку и обработку доильных аппаратов для профилактики болезней молочных коров. Процент порчи оборудования, выведения его из процесса производства составляет всего 2%. Также регулярно проводится вакцинация КРС против сибирской язвы и других инфекционных и паразитарных заболеваний. Сельскохозяйственные культуры также проходят регулярную профилактику: картофель в середине сезона обрабатывается гербицидами с целью снизить порчу картофельных посадок колорадским жуком, семена овса и рабса перед проведением посевных работ перебираются, в результате чего зараженные семена отсеиваются и уничтожаются. Данные мероприятия обеспечивают стабильное производство, так как снижают вероятность внештатных ситуаций до минимума. Производственные риски снижены посредством регулярных профилактических поверок как оборудования, так и основного звена производства- КРС и посевных культур. Благодаря этим мерам до клиентов продукт доставляется всегда высокого качество без потерь вкусовых характеристик.

Сбытовая функция. Продажа и сбыт в ООО «Демо» осуществляется по двум секторам:

B2B (бизнес для бизнеса). Оптовые продажи.Молоко в большом количестве поставляется на крупные предприятия: «Вамин» и «Danone». Доставка до места переработки молока этих компаний осуществляется наземным транспортом, грузовиками-молоковозами. «Демо» сотрудничает с компанией «Вамин» уже 6 лет. Основное производство сосредоточено в следующих городах республики Татарстан: Кукмор, Богатые Сабы, Мамадыш и Казань. Компания имеет широкую сеть сбыта своего продукта по всему Татарстану, потребитель признает бренд «Вамин», поэтому эта организация является надежным потребителем, нуждающимся в регулярных поставках ресурсов. В августе 2014 года еще одна известная компания «Danone» изъявила желание закупать молоко в «Демо». После успешно завершившихся переговоров были налажены поставки на завод «Danone» в городе Казань. Торговая марка «Danone» является уже успешным и крупным брендом, заводы расположены по всей России. Сбыт продукции осуществляется через множество супермаркетов и простые розничные магазины. Компании также необходимы регулярные и стабильные поставки молока.

B2C (бизнес для клиента). Розничные продажи. Помимо крупных оптовых продаж, компания «Демо» реализует молоко на разлив (без дальнейшей переработки) через розничные магазины в городе Вятские Поляны в специальных кеггах(пластиковых бочках), предназначенных для транспортировки пищевых продуктов. Помимо розничных магазинов, в городе Вятские Поляны открыты специализированные магазины под торговой маркой «Ершовское молоко». Наличие дифференциации сбыта, а именно поставки как для дальнейшей переработки, так и до конечного потребителя снижают риски нереализации продукта, а вследствие его закисания и порчи. Такой тип сбыта позиционирует себя как надежного поставщика для сектора B2C, так и производителя качественного и, обладающего исключительными вкусовыми качествами, молока, готового к употреблению конечным потребителем. Данные факторы имеют положительный эффект на имидж организации.

Функция контроля. Каждое предприятие обязано регулярно проводить контрольные поверки и замеры. Многие поверки должны совершаться регулярно, в обязательном порядке, утвержденные законодательством: проверка молочных коров на заболевания, поверка жирности молока, поверка качества молока касаемо присутствия полезных компонентов-белков, жиров, глюкозы. Главный показатель молока-жирность. В зависимости от того, насколько молоко жирное, решается вопрос-какой продукт из него изготавливать-молочный напиток, пастеризованное молоко, масло, сливки или сыр. Если жирность на высоком уровне- молоко ценится больше. Средний показатель жирности молока производства ООО «Демо» составляет 6.8 %. Контроль качества подразумевает регулярные проверки в лабораторных условиях на уровень полезных свойств молока, что позволяет снизить риски по упущению контроля и недостаткам полезных веществ.

2.3 РекомендациИ по совершенствованию процесса управления рисками ООО «Демо» на основе маркетингового подхода

Несмотря на стабильные показатели качества, объем продаж и чистой прибыли, ООО «Демо» имело существенные проблемы в период с 2010 по 2012 год. Летом 2010 года предприятие столкнулось с рисками, обусловленными природными факторами. Во время засухи 2010 года пострадало множество предприятий Кировской области. В восьми из двадцати одного района Кировской области из-за засухи был введен режим чрезвычайной ситуации: Вятскополянском, Малмыжском, Пижанском, Советском, Сунском, Лебяжском, Уржумском и Немском. В общей сложности убыток понесли 68 предприятий агропромышленного комплекса области. На этих территориях до конца сезона проводились превентивные мероприятия с целью минимизации негативных последствий засухи, также проводилась подготовка почв к осеннему посеву озимых культур. Особый противопожарный режим в Кировской области был введен с 8 июля 2010 года. На территории региона в период с мая по август установилась аномально жаркая и сухая погода со среднесуточной дневной температурой воздуха до +29-31 градусов тепла, что является показателем на 5 градусов выше показателей климатической нормы. В отдельных районах в период с 1 мая по 5 июля осадков выпало всего 40-60% от нормы. В результате неблагоприятных агрометеорологических условий произошла гибель сельскохозяйственных культур на площади более 45 тысяч гектар. Руководство ООО «Демо» было не готово к развитию такой агрометеорологической ситуации, поэтому предприятию пришлось принимать срочные меры по снижению последствий неблагоприятной погоды:

а) был подан запрос в администрацию Вятскополянского района с целью получения пений и льгот как предприятию, находящемуся на территории района с введением временным чрезвычайным положением;

б) была подан запрос в администрацию Кировской области с целью получения пений и льгот как предприятию, пострадавшему от чрезвычайной ситуации;

в) был заключен договор о взаимопомощи с Мари-Турекским городским поселением.

Помимо того, что компания участвовала в государственной программе помощи предприятиям, пострадавшим от последствий засухи, руководство заключило договор с сельхозпредприятиями республики Марий-Эл, на основании которого ООО «Демо» имело право на использование складских помещений, ферм и кормораздатчиков с целью содержания крупного рогатого скота сельскохозяйственных предприятий Арборского района республики Марий-Эл. В середине посевно-уборочного сезона 2010 года в Арборский район были доставлены около 300 голов КРС для временного содержания и пастью на территории Марий-Эл. В 2010 результате срочно принятых мер, «Демо» удалось избежать кардинальных мер по снижению последствий засухи - массовый убой скота. Множество страховых компаний России предлагают услуги по агрострахованию. Вот краткий перечень стихийных бедствий, на случай которых руководство может застраховать свою компанию: цунами, извержения вулканов, действия подземного огня, оползни, град, засуха, горные обвалы, землетрясения, просадки грунта, бури, сели, вихри, ураганы, наводнения, затопления.

В качестве рекомендаций по снижению рисков предприятий агропромышленного комплекса России для ООО «Демо» следует указать:

Страхование предприятия на случай чрезвычайной ситуации. Эта мера позволит снизить издержки по восстановлению предприятия в результате ЧС.

Заблаговременный поиск предприятий, готовых оказать помощь при чрезвычайных ситуациях.

В остальном компания достаточно эффективно защитила себя от рисков, связанных с производством и сбытом продукта, стабильного функционирования, безопасности персонала и возможности уверенного и стабильного функционирования.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что специфика ведения агробизнеса в России имеет двойственный характер.

Мы рассмотрели агропромышленный комплекс России федерально и локально, оценивая мероприятия по предотвращению рисков на отдельном предприятии.

В качестве вывода нужно сказать о том, что агропромышленный комплекс страны имеет огромный потенциал, тем более в разрезе последних политических событий в Европе. Однако данную отрасль рынка страны, сельское хозяйство, необходимо модернизировать и усовременивать, повышая желание перспективных управленцев заниматься сельским хозяйством. В результате проведенной работы, нельзя не сказать о том, что рынок сельхозпродукции страны, если рассматривать более глобально, имеет определенные риски в собственном производстве.

Агропромышленный комплекс страны на данный момент не способен обеспечить страну продуктами сельского хозяйства для автономного существования. Множество продукции сельского хозяйства в данный момент поставляется из стран Европы и Южной Америки: яблоки, груши, помидор, огурцы и другие фрукты и овощи.

На данный момент страна обеспечивает собственный только продуктами, которые невозможно импортировать из стран Южной Америки и Европы, ввиду быстрой порчи продукта. Государству необходимо более плотно регулировать агропромышленный комплекс страны, так как множество квалифицированных специалистов отталкивают перспективы заняться сельским хозяйством, ввиду больших рисков, связанных с производством и реализацией продукции.

Рассмотрев более подробно производственные мощности предприятия ООО «Демо», можно смело заявлять о том, что компания максимально возможно снизила производственные, сбытовые и управленческие риски.

Компания имеет хорошую техническую оснащенность, штат квалифицированных сотрудников и эффективное и грамотное управление, что является ключевыми моментами для снижения рисков в агробизнесе.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Маркетинг: Учебник для вузов/ Н.Д.Эриашвили, К.Ховард, Ю.А.Цыпкин и др. Под ред. Н.Д.Эриашвили. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити - Дана, 2010. - 623 с.

. Хруцкий В.Е., Корнеева И.В. Современный маркетинг: настольная книга по исследованию рынка: Учеб. пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 560 с.: ил.

. Филип Котлер, Гари Армстронг, Джон Сондерс, Вероника Вонг Основы маркетинга: Пер. с англ. - 3-е европ. изд. - М.; СПб,; К.: Издательский дом «Вильямс», 2011 - 944 с.: ил.- Парал. тит. англ. уч. пос.

. Панкрухин. А.П. Маркетинг: учебник. - М.: Омега - Л, 2011. - 656 с.

. Алексеева, А. И. Применение «дерева целей» для совершенствования материально-технического снабжения организации / А. И. Алексеева // Экономический вестник Ростовского государственного университета. - Том 5. - № 2 . Часть 3. - 2009. - С. 12-15


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!