Валютные системы современного мирового хозяйства

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    41,14 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Валютные системы современного мирового хозяйства

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

НЕФТИ и ГАЗА имени И.М.ГУБКИНА

ФИЛИАЛ в г. ТАШКЕНТЕ

Отделение: "Экономических Дисциплин"







Курсовая работа

По дисциплине "МАКРОЭКОНОМИКА"

На тему:

"Валютные системы современного мирового хозяйства"











Ташкент 2014

Содержание

Введение

Глава 1. Понятие валютной системы, мировые валютные системы и валютная система современного мирового хозяйства

.1 Становление и развитие мировой валютной системы. Виды валютных систем и их характеристика

.2 Проблемы функционирования современной МВС

.3 Глобальный экономический кризис и МВС

.4 Перспективы развития мировой валютной системы в современных условиях

Глава 2. Узбекистан в мировой валютной системе

.1 Особенности функционирования национальной валютной системы Узбекистана

2.2 Необходимость и последствия либерализации рынка иностранной валюты

.3 Факторы, влияющие на переход к свободной конвертации сума

Заключение

Список использованной литературы

валютный узбекистан иностранный конвертация

Введение

Мировая валютная система имеет большое значение в мировых хозяйственных связях. Большое количество промышленно-торговых фирм, банков, правительств и физических лиц осуществляют различные международные валютно-финансовые операции, которые являются неотъемлемой частью современного хозяйства.

Огромное влияние на международные валютно-кредитные и финансовые отношения оказывают ведущие развитые страны мира. Под влиянием многих факторов, функционирование валютно-кредитных и финансовых отношений усложнилось, и описываются частыми изменениями. Поэтому очень важно подробно изучить развитие мировой валютной системы в развитых странах, пытаясь применить накопленный опыт к Республике Узбекистан, внешнеэкономическая деятельность которой и расчеты по ней оказывает существенное воздействие на рост ВВП.

На сегодняшний день большинство государств мира используют собственную национальную валюту. Однако необходимость осуществления внешнеэкономических связей создает определенные сложности, если данная страна производит свои расчеты на своей территории только в национальной валюте.

Валютная система претерпевает эволюционные изменения. Современное состояние мировой валютной системы, обусловленное экономическими, политическими и социальными процессами, постоянно изменяется. Валютная система страны отражает уровень развития экономики, степень развития внешнеэкономических отношений и должна способствовать выполнению социальных задач общества, поэтому становление высокоэффективной международной экономики невозможно без развитого финансового рынка, составной частью которого является валютный рынок.

Цель курсовой работы - изучить валютные системы современного мирового хозяйства. Выявить перспективы развития мировой валютной системы, и, в частности РУз.

Для достижения цели определены следующие задачи:

·        Изучить эволюцию международной валютной системы

·        Рассмотреть перспективы развития мировой валютной системы в современных условиях

·        Определить положение Республики Узбекистан в мировой валютной системе

Глава 1. Понятие валютной системы, мировые валютные системы и валютная система современного мирового хозяйства

.1      Становление и развитие мировой валютной системы. Виды валютных систем и их характеристика

Международные финансовые и торговые операции основаны на использовании национальных валют. Каждое независимое государство имеет свою национальную валютную систему и самостоятельно проводит денежно-кредитную политику.

Валютная система - это форма организации валютных отношений, закрепленная национальным законодательством (национальная система) или межгосударственным соглашением (мировая и региональная системы).

Мировая валютная система имеет три этапа развития: первый этап - от возникновения мировой валютной системы в XIX в. до начала второй мировой войны; второй этап - до 70-х годов; третий этап - продолжается до настоящего времени.

Первая мировая валютная система сформировалась в 1816 году в Великобритании. Официально она была оформлена межгосударственным соглашением на Парижской конференции в 1867 году, где признали золото главной формой мировых денег. Это означало, что за золотом закрепилось право выполнения денежных функций. Золотые монеты находились в обращении и являлись законными платежными средствами. Центральные банки были обязаны обменивать бумажные деньги на золото, и был разрешен свободный ввоз и вывоз золота в любой форме.

Но недостатком данной "золотой" валютной системы было то, что денежная масса зависела от добычи золота, и было невозможно проводить независимую денежно-кредитную политику.

После валютного хаоса, который создала первая мировая война, был установлен стандарт, который основывался на золоте и наиболее значимых валютах. После первой мировой войны валютный центр переместился в США. Вырос валютно-экономический потенциал США, 46% золотых запасов капиталистических стран был сосредоточен в США. Однако система золотого стандарта стала противодействовать объединению и скоплению капитала, создавались помехи в ценообразовании, затруднялась международная торговля и вывоз капитала за границу. Период мирового экономического кризиса 1929-1933 гг. разрушил систему золотого стандарта.

Разработка новой мировой валютной системы началось уже в 1942 году. В Бреттон-Вудсе состоялась международная конференция в 1944 году, на которой согласовали новые основные принципы международной валютной системы, ставшей известной как Бреттон-Вудская система. Основные черты данной системы состояли в том, что золото играло главную роль в осуществление денежных отчислений между странами, но масштабы использования золота все- таки уменьшились. Наравне с золотом в качестве международных средств платежа использовались две национальные валютные единицы: американский доллар и английский фунт стерлинг.

Под давлением США в рамках Бреттон-Вудской системы установился долларовый стандарт, который был основан на господстве доллара как валюты. Такая позиция доллара вызвала экономическое превосходство США и ослабила их конкурентов.

Дестабилизация Бреттон-Вудской системы произошла во время экономического, энергетического и сырьевого кризисов 60-года, когда изменилось соотношение сил на мировом фоне, и ослабла позиция США в мире. Таким образом, Япония и Западная Европа укрепили свой валютно-экономический потенциал, и стали стеснять американского партнера. Ввиду того что США использовали доллар в качестве покрытия платежного баланса, а не золото, это и привело к увеличению внешней задолженности в иностранных банках.

Причиной развала Бреттон-Вудской системы являлось в недостаточности резервных средств, который вел к торможению мировой торговли. Однако кризис данной валютной системы привел к обилию проектов валютной реформы. В 1976 году члены Международного валютного фонда подписали соглашение, которое назвали Ямайским соглашением. Была отменен золотой стандарт, привязка валют к золоту, как для внутренних, так и для внешних международных операций. Центральным банкам было разрешено покупать и продавать золото по рыночным ценам, как обычный товар. Была введена системы СДР (специальные права заимствования), которые использовались как "мировые деньги" для образования валютных резервов.

СДР - это международные платежные и резервные средства. Они используются для безналичных международных расчетов путем записи на специальных счетах МВФ и в качестве расчетной единицы МВФ.

МВФ - межправительственная валютно-кредитная организация по содействию международному валютному сотрудничеству на основе консультаций его членов и представления им кредитов. Международный валютный фонд был создан по решению Бреттон-Вудской конференции в 1944 г. при участии делегатов из 44 стран. Функционировать МВФ начал в мае 1946 г.

Особенностью Ямайской валютной системы является свободная конвертация валют и колебание обменных курсов. Переход к гибким обменным курсам включал три основные цели: 1) выравнивание скорости инфляции в разных странах; 2) декомпенсацию платежных балансов; 3) увеличение возможности для проведения независимой внутренней денежной политики банками.

Ямайская валютная реформа не дала ожидаемой валютной стабильности. И на фоне многочисленных проблем, которые были связаны с колебанием валютных курсов, интерес был вызван в сторону Европы - в зону стабильных валютных курсов, который позволяет странам, входящих в этот состав, развиваться, несмотря на проблемы, которые возникают на мировом рынке.

В ответ на нестабильность Ямайской системы Европейское экономическое сообщество создало свою валютную систему, которая получила название - Европейская валютная система.

Европейское Экономическое Сообщество (ЕЭС) ("общий рынок"; EuropeanEconomicCommunity - EEC) - крупнейшая экономическая группировка, в состав которой с момента ее создания в 1958 г. входят ФРГ, Франция, Италия, Бельгия, Нидерланды и Люксембург, а с 1973 г. - также Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии, Дания и Исландия. С января 1981 г. членом ЕЭС стала Греция. Штаб квартира ЕЭС находится в Брюсселе (Бельгия).

Европейская валютная система основывается на европейской валютной единице - ЭКЮ.

ЭКЮ (₠; ECU) - валютная единица, использовавшаяся в европейской валютной системе ЕЭС и ЕС в 1979-1998 годах. Название ЭКЮ происходит от англ. EuropeanCurrencyUnit (Европейская валютная единица), а также от названия французских монет экю (фр. écu). Символ ₠ (Unicode:U+20A0 EURO-CURRENCY SIGN) - стилизованное изображение аббревиатуры EC от французского Communautéeuropéenne. 1 января 1999 года ЭКЮ было заменено на евро по курсу 1:1.

Основной целью Европейской валютной системы является создание зоны стабильных курсов в Европе. Вследствие введения фиксированных курсов валют на территории Западной Европы появился феномен под названием "валютная змея", - кривая, описывающая совместные колебания курсов валют стран Европейского сообщества относительно курсов других стран, не входящих в данное валютное сообщество.

Европейская валютная система выполнила свою задачу, несмотря на имеющиеся в ней противоречия. В европейской валютной системе наблюдались стабильность обменных курсов до 1992 года. В период 1987-1992 гг. центральные курсы основных валют не изменились, в то время как доллар успел потерять и снова набрать 30 % своей стоимости по отношению к французскому франку и немецкой марке. Вначале 90-х предполагалось перейти от зоны стабильности в Европе к более высокому уровню объединения. Эти предположения нашли свое выражение в тексте Маахстрихского договора, положившие начало Европейскому союзу. Договор вступил в силу 1 ноября 1993 года. Результатом договора было введение евро как европейской валюты. Членами Европейского союза стали: Бельгия, Великобритания, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Люксембург, Нидерланды, Португалия, Франция и ФРГ. С 1 января 1995 года к ним присоединились Австрия, Швеция и Финляндия.

На 2012 год членами Европейского союза являются 27 государств: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Чехия, Швеция и Эстония.

Изучая, вышеприведенные валютные системы, формировавшиеся по мере развития международно-финансовых и экономических отношений, можно прийти к заключению, что развитие мировых валютных систем и смена одна другой является вполне естественным и закономерным процессом. Новая валютная система заменяет старую, так как является более совершенной и с ее помощью легче осуществляются различные валютно-финансовые операции и торгово-денежные обороты.

1.2    Проблемы функционирования современной МВС

Итоги функционирования СДР (специальные права заимствования) в период с 1970 года по 2002 год свидетельствуют о том, что они далеки от мировых денег. Выступление их в качестве мировых денег возможно в том случае, если они станут эквивалентом интернациональной стоимости. Развивающиеся страны, при поддержке развитых стран поднимают вопрос о дополнительном выпуске эмиссии, поскольку объем эмиссии выпускаемой СДР незначителен.

Развивающиеся страны, а также некоторые развитые страны предлагают ввести норму распределения СДР с оказанием помощи, финансирования развития. Поэтому важной проблемой СДР является их обеспечение, потому что в отличие от золота у них отсутствует собственная стоимость. В 1970 году единица СДР приравнивалась к 0,888671 г. золота. Поэтому стоимость СДР зависела от изменения цены золота.

июля 1974 года после перехода к плавающим курсам, была отменена привязка СДР к золоту, потому что это затрудняло их использование в расчетах между центральными банками, из-за того что золото по заниженной официальной цене. Таким образом, курс СДР стал определяться на основе валютной корзины - среднего курса 16 валют стран, внешняя торговля которых составляла 1 % от мировой торговли. 1 июля 1978 года состав валютной корзины был скорректирован с учетом усиления валют нефтедобывающих стран. С января 1981 года валютную корзину сократили до 5 валют для упрощения формулы расчета условной стоимости СДР. В их число вошли: доллар США, марка ФРГ, японская иена, французский франк, фунт стерлингов. С 1999 года марка ФРГ и французский франк были заменены на евро. Состав и доля валют в корзине СДР меняются каждые 5 лет. Стоимость СДР определяется ежедневно МВФ в долларах США с учетом изменения плавающего курса.

Таблица 1. Вес валют в корзине СДР


Валютная корзина придала стабильность СДР по сравнению с национальными валютами, но, несмотря на замысел СДР не стали эталоном стоимости, главным международным резервным и платежным средством. Официально СДР могут использоваться банками, предприятиями, частными лицами. Поэтому, в отличие от ЭКЮ , а с 1999 года - евро, развиваются частные СДР. Рынок частных СДР оценивается приблизительно в десяток миллиардов банковских депозитов, депозитных сертификатов и международных облигаций. Как международное платежное средство СДР используется в ограниченном круге межгосударственных операций.

Еще одной проблемой функционирования современной МВС являются "Валютные войны".

Валютные войны - это последовательные преднамеренные действия правительств и Центробанков нескольких стран по достижению относительно низкого обменного курса для своей национальной валюты, с целью увеличения собственных объёмов экспорта. Увеличение объёмов экспорта происходит за счёт снижения в местной валюте себестоимости производства отечественных предприятий-экспортёров и возможности снизить цены на продукцию экспортёров.

В современной экономике можно выделить три группы стран, которые участвуют в "Валютных войнах": 1. Страны-экспортеры; 2. Страны-потребители; 3. Страны-поставщики сырьевых ресурсов.

Китай является самым крупным экспортером в мире, и не заинтересован в укреплении собственной валюты. На сегодняшний день Китай, Япония и многие другие страны миры специально снижают собственные курсы валют, для ускорения собственного экономического роста. При этом некоторые аналитики утверждают, что это может плохо отразиться на остальных странах мира и замедлить темпы после кризисного восстановления мировой экономики. Таким образом, стремительно распространяется угроза "валютных войн". Китай является лидером по удержанию низкого курса национальной валюты. Для этого Китай скупает валюту, в основном доллары США и евро, и откладывает их в резерв, который на данный момент составляет 3 трлн. долларов США. Это приводит к увеличению экспорта товаров и невозможности других стран конкурировать на равных основаниях с данной страной.

Несмотря на призывы американских и европейских политиков опустить курс юаня, правительство Китая не стремится делать национальный курс свободным.

Министр финансов КНДР Вэнь Джибао прокомментировал заявления европейских и американских экономистов: "Не пытайтесь заставить нас переоценить курс юаня. Тогда многие из наших экспорто - ориентированных предприятий закроются, рабочим-мигрантам придется вернуться в свои деревни. Если Китай столкнется с социальными и экономическими проблемами, то весь мир ждет катастрофа".

И третьими участниками "Валютных войн" являются страны - поставщики сырьевых ресурсов, но они не принимают непосредственного участия и являются только наблюдателями. Их интересуют только котировки нефти на мировых рынках, чем выше цена, тем выше уровень жизни в данных странах.

.3      Глобальный экономический кризис и МВС

Мировой экономический кризис наглядно показал, что в экономике финансовый сектор является наиболее чувствительным к различным изменениям, который серьезно влияет на внутреннюю среду любой страны. Текущий финансово-экономический кризис зарождался в США десятилетиями, затем перешел из финансового сектора в сферу производства, и таким образом разошелся по всему миру. Главной причиной данного мирового экономического кризиса является перепроизводство основной мировой валюты - доллара США. С 1971 года, как только была отменена привязка доллара к золотому содержанию, доллары стали печатать в неограниченном количестве. Покупательная способность доллара обеспечивает как ВВП США, так и ВВП всего мира в целом.

В 2000-е годы доходы американцев стали расти, и они стали покупать больше жилья в кредит. В США с 2001 по 2005 гг. увеличился спрос на жилье со стороны населения. Таким образом, к лету 2007-года вырос объем государственного долга США, который постепенно перекинулся на мировой банковский сектор.

Мировой финансовый кризис, который затронул как страны с развитой экономикой, так и развивающиеся страны с формирующимся рынком, привел к усилению разногласий между национальными интересами государств.

В условиях кризиса страны ЕС предприняли меры по выработке европейского варианты выхода из кризиса, но и тут не обошлось без расхождений во мнениях. В США модель Дж. Буша предлагал нелиберальные и монетаристские постулаты, то в Европе, президент Н. Саркози предлагал отказ от модели "финансового капитализма". Министр Германии П. Штайнбрюк был категорически против модели "свободного рынка", считая, что именно эта модель привела к кризису.

В ноябре 2010 года в Вашингтоне состоялся Саммит 20 крупнейших государств, которые объединяют 85 % все мирового совокупного продукта, и там было подтверждено, что масштабы глобального финансового кризиса возрастают. На сегодняшний день мир переживает наиболее масштабные потрясения со времен Великой депрессии 1930 года. Но по опыту предыдущих кризисов можно сделать вывод, что сейчас вряд ли можно что-либо сделать. На рынке происходят исправления стоимости активов, и убедить инвесторов, что эти активы в скором времени вырастут сейчас трудно.

Предлагаются различные пути выхода из кризиса, и они начинаются с системного подхода к данной проблеме. Основным оружием по выходу из кризиса является регулирование экономики отдельных стран и всего мира. Разные страны пытаются бороться с кризисом путем внедрения антикризисных программ, и различных стратегий по выходу из кризиса в международном масштабе. Текущий финансово-экономический кризис войдет в историю не только как первый глобальный кризис, но и как кризис, острая фаза которого закончилась при помощи согласованной политики ведущих стран.

Системную оценку современного состояния мирового рынка в кризисных условиях была представлена Президентом Республики Узбекистан И.А. Каримовым в его книге "Мировой финансово-экономический кризис, пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана". Узбекистаном также была принята собственная модель реформирования и модернизации, изначально подразумевавшая отказ от метода шоковой терапии. И вот что по этому поводу сказал Президент Республики Узбекистан И.А. Каримов: "Мы выбрали эволюционный подход в процессе перехода от административно-командной к рыночной системе управления, путь постепенных и поэтапных реформ, действуя по известному принципу: "не построив нового дома, не разрушай старый".

Можно отметить, что наиболее важная составляющая финансового кризиса является усугубление проблемы ликвидности банков, т.е. нехватка денежных средств.

За период независимости Узбекистан придерживался принципа по отказу от краткосрочных кредитов, и привлечения инвесторов в основном на долгосрочные кредитования с учетом льготной процентной ставки. Таким образом, Узбекистан зарекомендовал себя как надежный и платежеспособный партнер, в котором есть все условия для привлечения иностранного капитала.

Глобальный финансовый кризис и его последствия затронули и экономику Узбекистана. Снизились объемы экспортируемой продукции Узбекистана. Для ослабления последствий финансового кризиса в нашей стране создаются все условия. Существует достаточно устойчивый фундамент экономического и финансового потенциала страны.

По опросу, проведенному среди ведущих отечественных и зарубежных экспертов, стратегическая антикризисная программа, выдвинутая, Президентом И.А. Каримовым получила полную поддержку. Большинство участников были согласны с выбором главных приоритетов социально-экономической политики Узбекистана на период 2009-2012 гг., и что реализация данных мер будет эффективной не только в плане смягчения отрицательного влияния кризиса и преодоления его в кратчайший период времени, но и для дальнейшего развития экономики страны и повышения конкурентоспособности на мировом рынке. Это может только свидетельствовать о том, что национальная модель Республики Узбекистан по развитию экономики страны в кризисных условиях доказала свое преимущество.

Кризис заставил переосмыслить многие понятия. Весь мир сегодня признает, что государство и рынок должны действовать сообща, и государство должно контролировать финансовый сектор. Поэтому антикризисные программы нацелены найти различные рычаги и механизмы, для того чтобы даже в самых сложных ситуациях, приводящих к банкротству, можно было бы выйти с минимальными потерями для экономики страны.

.4      Перспективы развития мировой валютной системы в современных условиях

Введение общей европейской валюты аналитиками оценивается как одно из важнейших событий в международных валютных отношениях после отмены Бреттон-Вудской системы. Международное валютное превосходство дает существенное превосходство в политической сфере. Это можно заметить через мировой опыт США. Доминирующее государство всегда защищено лучше от каких-либо внешних влияний при проведении финансовой политики. Валюта страны, имеющая международный статус, получает эмиссионный доход в виде разницы между номинальной стоимостью денежных знаков и фактическими издержками их изготовления.

На сегодняшний день Европа играет одну из основных ролей в мировой экономике. ЕС, принявший введение евро имеет большее население, чем США, но немного меньший ВВП. Однако экспорт товаров ЕС значительно превышает показатель США. Роль новой валюты будет основано на стабильности и силе евро относительно доллара и иены, и будет определяться долей евро в официальных и частных инвестициях.

Контракты компаний разных стран теперь уже не так связаны с валютными рисками. К тому же данная валюта объединяет 11 европейских стран, вследствие чего продавать и покупать товары стало легче. Поэтому внутренняя торговля ЕС будет расти быстрыми темпами, чем внешняя. Страны Евросоюза стали более сплоченными в экономической сфере и политическое руководство менее озабоченно обменным курсом евро, чем правительства отдельных стран.

Значение евро как резервной валюты будет зависеть от политики центральных банков азиатских стран, которые владеют более чем 40 % официальных валютных резервов мира. Это связано с тем, что до кризиса 1997 года азиатские валюты были привязаны к доллару и не имели альтернативных вариантов валюты. Большинство аналитиков предполагает, что азиатские страны будут переводить значительное количество резервов в евро с целью увеличения прибыли и стабильности обменных курсов. В таком случае доля евро может составить 25-30 % мировых валютных резервов.

Можно предположить, что если и будет переход в структуре резервов от доллара к евро, то процесс будет постепенным. Согласно исследованию, проведенному, Банком международных расчетов установлено, что доллар используется в 80 % валютообменных операций, а также половина торговли ведется в долларовых ценах. Но все-таки существование европейской валюты для большей части Европы приводит к постепенному увеличению торговых операций между Европой и другими странами. Однако, что бы ни происходило доллар так и останется доминирующей по объему совершаемых операций валютой еще долгое время. Поэтому ЕС и евро считают экспериментом для экономики. И основной слабостью евро является, что за ним не стоит какое-либо единое независимое государство с четкими политическими целями, а сообщество государств. Если же евро не оправдает ожидания и окажется "слабой" валютой, то это повредит интересам государств с развитой экономикой, которые подвергнутся инфляционному давлению. А если евро окажется "сильной" валютой, то это может вызвать снижение темпов экономического роста в менее развитых странах в течение длительного времени.

Официальные представители не скрывают своей надежды на тот факт, что европейская валюта потеснит доллар и возьмет часть его роли на себя. Экономический потенциал Европы намного больше, чем у США и Японии совместно. Но темпы развития европейской индустрии были значительно меньшими, чем у тех государств, и ожидается, что введение единой валюты позволит решить эту проблему. Но как мы знаем, мировая экономика это огромный механизм, который остро реагирует на мельчайшие ошибки, но при этом слишком долго подтверждающий правильность каких-либо действий.

Глава 2. Узбекистан в мировой валютной системе

2.1 Особенности функционирования национальной валютной системы Узбекистана

Финансы являются главным инструментом экономической политики и регулирования рыночных отношений. Финансы могут, как стимулировать, так и ограничивать развитие отдельных отраслей, создавать условия для снижения издержек производства и работы частных предприятий и фирм, повышая их конкурентоспособность на мировом рынке.

На пути к глобализации и интеграции многие развивающиеся страны сталкиваются с "Невозможной триадой" Дж. Френкеля: одновременное достижение открытых рынков капиталов, независимой денежно-кредитной политики, фиксированного валютного курса невозможно. Трудной задачей является необходимость проведения независимой денежно-кредитной политики в условиях развивающейся мировой торговли. Положение осложняется в связи с развитием Международной валютной системы, которая ставит в зависимость экономику развивающихся стран от нестабильности в других странах и международных рынках. До настоящего момента грамотно подобранная политика, которая проводится Центральным Банком Республики Узбекистан совместно с правительством, давала положительный эффект. Но развивающиеся отношения ставят под вопрос существование сегодняшней Национальной валютной системы.

После введения в обращение сума Президент Республики Узбекистан И.А. Каримов отметил: "У нас появился реальный механизм осуществления собственной, независимой от чьей-то воли, финансовой, денежно кредитной, да и в целом всей экономической политики, отвечающей интересам народа Узбекистана". Таким образом, в течение достаточно короткого времени появился новый измеритель стоимости, новые цены. В мае 1993 года постановлением КМ Республики Узбекистан "Об упорядочении денежного обращения и усиления защиты потребительского рынка республики" была введена паспортная и купонная система товаров, чтобы предотвратить вывоз продуктов из страны. Введение собственной национальной валюты проходило в два этапа: первый - период с ноября 1993 года по июнь 1994 года; второй - июнь-июль 1994 года. Данная мера позволила в большой степени оградить внутренний потребительский рынок от рублевой экспансии. Это и было первым шагом на пути к денежной реформе в республике. Система сумм-купонов свидетельствовала о том, что власти страны, несмотря на давление со стороны рубля, находили пути защиты интересов народа. Сум -купон входил в обращение без ограничения сроков, в отличие от политики ближайших соседей - Туркменистана и Казахстана, которые вводили национальные валюты в очень сжатые сроки и при условии ограничения количества обмениваемых советских рублей. Таким образом, весь декабрь 1993 года на территории Республики Узбекистан обращались три вида денежных единиц: сум - купоны, купюры Госбанка СССР и купюры Госбанка России образца 1993 года. По указу Президента от 16 июня 1994 года, с 1 июля 1994 года на территории Узбекистана введена национальная валюта - сумм в соотношении 1000 сум - купонов к одному суму. С этого дня сумм стал законным платежным средством нашей страны. Валютная политика в условиях плавающего курсообразования в пределах целевого коридора в большой степени способствует приспособлению экономики к меняющимся внешним условиям. В то же время такая политика образует условия для сбалансированного решения ряда других задач макроэкономической политики: поддержание конкурентоспособности отечественной продукции на определенном уровне, реализация платежей по внешнему долгу, а также накопление золотовалютных резервов.

В 2009 году Центральный банк использовал рыночный инструмент монетарной политики. В целях стерилизации чрезмерной ликвидности на денежном рынке среднемесячный объем операций по привлечению свободных денежных средств коммерческих банков в специальные депозиты, и государственные ценные бумаги возросло в среднем в 1,5 раза. Основной направленностью валютной политики в 2008 году, с учетом динамики обменных курсов мировых валют, было удержание обменного курса национальной валюты. В начале 2008 года курс доллара США 1290 сумов возрос до 1393 в конце года. Данная динамика обменного курса обеспечила снижение инфляционного давления в экономике и сохранила ценовые условия для конкурентоспособности отечественных товаров на мировом рынке, что было важно в самый пик мирового финансового кризиса. И как отметил Президент Республики Узбекистан: "Первостепенная задача - сделать нашу валюту крепкой, уважаемой в мире. Обеспечение устойчивости и высокого авторитета сума - общенациональная задача, от решения которой зависят благополучие и достаток всех граждан нашей республики". И в связи с этим на повестке дня были поставлены определенные задачи такие как, наполнение внутреннего рынка товарами собственного производства, которые удовлетворяли бы все необходимые потребности населения, а также расширить сферу услуг; обеспечить достойное уважение к национальной валюте в стране, чтобы сумм воспринимался как основной эквивалент труда каждого рабочего; провести сильную антиинфляционную политику.

Важно подчеркнуть, что основной чертой денежной реформы Узбекистана, является ее социальная направленность, устремленность на защиту имущественных интересов граждан страны.

Перед властями республики стояла триединая задача, при реформировании национальной валютной системы - это обеспечить экономическую рациональность ввода сума, добиться доверия к новой валюте, защитить интересы народа. Был проделан многоходовой, многоступенчатый путь введения национальной валюты, который был основан на эволюционном, поэтапном развитии. Это и есть главная отличительная черта денежной реформы Узбекистана, не имеющей аналогов в мировой практике. Исключительно немаловажным моментом является и то, что было включено в круг приоритетных задач вопросы о социальной защите населения.

Органами государственного валютного регулирования являются Центральный Банк и Кабинет Министров Республики Узбекистан, которые определяют порядок открытия и ведения счетов в банках на территории Республики Узбекистан.

С 1 февраля 2013 года в Узбекистане начало свое действие новое постановление Центрального банка о прекращении продажи иностранной валюты за наличные деньги физическим лицам. Данным способом государство пытается избавиться от "черных" валютчиков, которые активно зарабатывают на черном рынке. Это положение в области валютной политики должно привести к уравниванию курса доллара на черном рынке и в Национальном банке.

По указу Президента Республики Узбекистан от 10 апреля 2012 года "О дополнительных мерах по стимулированию привлечения прямых иностранных инвестиций", где было сказано, что для создания благоприятного инвестиционного климата для зарубежных инвесторов, нужно ликвидировать незаконный вмешательства со стороны государственных и контролирующих органов в деятельность предприятий с иностранными инвесторами.

Можно подчеркнуть определенные преимущества данной денежной политики государства: прежде всего сильный сумм должен снизить внешний долг Узбекистана и повысить отечественное производство. Сейчас с уверенностью можно говорить о необходимости либерализации рыночных отношений, а, следовательно, и валютного рынка.

2.2 Необходимость и последствия либерализации рынка иностранной валюты

Необходимость осуществления программы либерализации экономики, которая намечена решением правительства, вызывает дальнейшую тенденцию сокращения проектов под гарантию государства. С другой стороны приток иностранных инвестиций еще не соответствует действительной потребности в них.

Обеспечить конвертацию сума по нынешним международным операциям имеет первоочередное значение в достижении главной цели реформ - повышения благосостояния народа за счет наиболее эффективного распределения и использования ресурсов, роста экспортного потенциала страны, стимулирования притока иностранных инвестиций, ускорения интеграции в мировую экономику. Исходя из мирового опыта режим валютного распределения, для которого характерны завышенный официальный обменный курс национальной валюты и наличие параллельного валютного рынка, может обеспечить желаемый результат только в определенных условиях. Важнейшие из них: низкий коэффициент эластичности экспорта от обменного курса, точнее объем экспорта недостаточно зависит от изменения курса национальной валюты, что имеет место в странах с высокой долей сырьевого, а прежде всего сельскохозяйственного экспорта. Основной объем иностранных инвестиций будет реализовываться за счет прямого инвестирования в проекты малого и среднего бизнесов, участий иностранных инвесторов в приобретении акций предприятия, выкупе в свою собственность целых производств. Проблема в том, что для аграрного сектора характерна низкая ценовая эластичность предложения, которая связана не только со спецификой сельскохозяйственного производства, но и с особенностями крестьянской психологии. Таким образом, в связи с завышенностью обменного курса объем экспорта начинает сокращаться, неизбежно тормозя темпы экономического роста и негативно сказываясь на импорте инвестиционных ресурсов, потому что как известно, экспорт является основным источником импорта.

Существует также целый ряд предпосылок сохранения в некотором виде валютных ограничений или осторожного отношения к их ликвидации. Существует необходимость обеспечить защиту национальных рынков от внешнего негативного влияния, которое связано с притоком "горячих" денег, и связанным их оттоком в дальнейшем. В связи с изменчивостью основных курсовых соотношений и расценок мирового финансового рынка прогнозируемость международного движения финансовых потоков ухудшилась, таким образом, обуславливая неустойчивость валютных рынков. Большая либерализация движения капиталов на национальном рынке несет с собой дополнительную угрозу экономического и политического давления на них. В первую очередь это касается стран с формирующимися рынками, на которые в последнее время устремились денежные потоки из развитых стран. Либерализация движения капитала может привести к сокращению конкурентоспособности национальной банковской системы и финансового сектора экономики в целом.

Политическая и экономическая не зависимость Республики Узбекистан, приобретенная в 1991 году, основательно изменила внешнеэкономические отношения Узбекистана. В связи с экономическими реформами, либерализация внешнеэкономической деятельности стала основным элементом в решении задач экономической политики. Режим внешней торговли и система валютного регулирования неразрывно связаны между собой, и они подчинены общей цели - оптимизации. В последние годы состояние платежного баланса позволяет постоянно наращивать валютные резервы Центрального банка. Принятые меры позволили Республике Узбекистан с 15 октября 2003 года принять обязательства по разделам 2(а), 3 и 4 Статьи VIII Статей Соглашения МВФ. Если взять либерализацию в качестве критерия, то под ней понимается идея нейтральности. Программа реформ, которая позволяет странам приблизиться к нейтральности торгового режима, определяется как либерализация, а политика, которая идет в стране в противоположном направлении, считается отступлением от реформ. На сегодняшний день проблемой либерализации экономики и внешнеторговой политики является уже существующий валютный режим, выполняющий роль импортного протекционизма, который создает нужные условия для отечественных производителей, которые конкурируют с импортом, и сдерживающие развитие экспорта и экспортного потенциала, в связи с завышенностью валютного курса. Проанализировав сложившуюся ситуацию, обесценивание курса национальной валюты с 250 до 690 сумов за 1 доллар США, почти не оказало никакого влияния на уровень потребительских цен. Это еще раз подтверждает тот факт, что цены товаров народного потребления устанавливаются на основе обменного курса параллельного рынка. Таким образом, наиболее значительным результатом действия этого постановления стала ликвидация рентной прибыли импортеров, которые имею доступ к рынку иностранной валюты для импорта товаров народного потребления. Для достижения относительной стабильности национальной валюты и макроэкономической ситуации в процессе либерализации рынка иностранной валюты, на наше усмотрение, следует предпринять следующие меры:

·        Отменить распределение продажи иностранной валюты для импорта товаров народного потребления.

·        Отменить требование о предъявление паспорта для продажи наличной иностранной валюты резидентам Республики Узбекистан в обменных пунктах уполномоченных банков.

·        Отменить ограничения в продаже иностранной валюты.

2.3 Факторы, влияющие на переход к свободной конвертации сума

Однако нужно отметить факторы, которые нельзя не принять во внимание, оказывающие влияние на валютную систему. Большинство программ по либерализации начинались со снижения действующего обменного курса национальной валюты. Обесценивание национальной валюты значит повышение цены на конкурентоспособные товары на мировом рынке сравнительно цен на неконкурентоспособные товары. Изменения в соотношении цен приводит к увеличению экспорта и уменьшению импорта. Если не снижать реальный обменный курс, то либерализацию внешнеторговой политики можно привести к ухудшению платежного баланса. Там, где условия позволяют это сделать, программа по либерализации должна начинаться со значительного снижения курса национальной валюты. В конечном счете, снижение реального обменного курса национальной валюты может сократить вероятность отхода от реформ. Можно взять в пример производство хлопка - волокна, по производству Узбекистан занимает 5 место в мире и имеет около 5 % его мирового производства для экспорта. Но при этом Узбекистан может значительно увеличить свои доходы от экспорта хлопка - волокна при помощи технологии улучшения его переработки, а также создавая совместные предприятия с иностранными партнерами. Но для такого рода структурных изменений в экспорте продукции нужно учитывать, что до момента проведения маркетинга зарубежных рынков необходимо еще раз уточнить ценовую конкурентную составляющую продукцию хлопкового комплекса, имея в виду превышения возможных экспортных цен над мировыми, сразу сделает невозможным поставки продукции на рынок сбыта.

Таблица 2. Оценка ценовой конкурентоспособности отдельных видов продукции хлопкового комплекса с учетом экспортных расходов (в пересчете на USD)

Наименование продукции

Мировая цена

Экспортные расходы

Экспортная цена по курсу

Соотношение экспортных и мировых цен

Разница экспортных и мировых цен

Хлопок

1

Хлопко- волокно

1318

350

818

0,62

-500

Продукты переработки хлопка

2

Пряжа хлопчатобумажная

1,8

1,9

3,55

2,15

1,75

3

Ткани

0,55

0,6

2,2

0,55

4

Ткани хлопчатобужные суровые

0,32

0,25

0,65

1,63

0,33

5

Швейные изделия

45

17

55

1,45

10

6

Трикотажные изделия

2,8

1

3

1,5

0,2

7

Нитки хлопчатобумажные

0,1

0,09

0,16

2,29

0,06

Продукты, поставляемые хлопководству

8

Аммиак

110

120

204,4

2,42

94,4

9

Карбамид

85

60

148,1

1,68

63,1

10

Аммиачная селитра

75

60

119

2,02

44

11

Сульфат аммония

40

60

145

1,71

105

12

Аммофос

140

60

281

1,27

141


Таблица 3. Сравнительные преимущества отдельных видов продукции хлопкового комплекса на мировом рынке (в пересчете на доллары США)

Наименование продукции

Ед.измерения

Мировая цена

Соотношение внутренних и мировых цен

Разница внутренних и мировых цен

Хлопок

1

Хлопко - волокно

т

468

1318

0,36

850

Продукты переработки хлопка

2

Пряжа хлопчатобумажная

кг

165

1,8

0,91

0,15

3

Ткани

м

0,5

0,55

0,91

-0,05

4

Ткани хлопчатобужные суровые

м

0,4

0,32

1,25

0,08

5

Швейные изделия

шт.

38

45

0,84

-7

6

Трикотажные изделия

Шт.

2

2,8

0,71

-0,8

7

Нитки хлопчатобумажные

м

0,07

0,1

0,7

-0,03

Продукты, поставляемые хлопководству

8

Аммиак

т

84,4

110

0,77

-25,6

9

Карбамид

т

88,1

85

1,04

3,1

10

т

59

75

0,79

-16

11

Сульфат аммония

т

85

40

2,1

45

12

Аммофос

т

221

140

1,59

81


Из таблицы 2 заметно, что хлопковый комплекс Узбекистана имеет преимущества в 10 из 12 рассмотренных типов продукции, причем 3 из них: хлопок-волокно, трикотажные изделия, нитки хлопчатобумажные - конкурентоспособны. Также потенциально конкурентоспособными являются остальные 7 видов продукции. Но, несмотря на это наличие преимущества, не означает возможность экспорта товаров на мировой рынок. Наравне с тем, что имеются внешние препятствия, как высокая конкуренция, протекционизм внутренних - зарубежных рынков, перед секторами хлопкового комплекса стоят также и внутренние препятствия, как сложные макроэкономические условия, отсутствие развитой институциональной инфраструктуры, инфляция, налоги и т.д.

На сегодняшний день в Узбекистане производятся меры, которые направлены на дальнейшую либерализацию валютного рынка.

Также возможен сценарий значительного повышения официального курса. В таком случае может произойти чувствительное снижение внутренних цен на товары хлопкового комплекса в долларовом исчислении. Данное снижение также может привести ряд товаров и к ценовой конкурентоспособности на мировом рынке. Для проверки такой гипотезы нами были проведены соответствующие расчеты, где в первом случае предполагалось, что официальный курс установится на уровне условно рыночного курса в 700 сумов за 1 доллар США, во втором, учитывая общие тенденции к повышению условно рыночного курса доллара, предусматривали расчет по условно выбранному курсу 1000 сумов за 1 доллар США, и в третьем случае брали курс национальной валюты, необходимый для товаров хлопкового комплекса, составляющий 1300 сумов за 1 доллар США. При этом учитывалось в расчетах то, что изменение курса коснется только внутренней цены и никак не затронет уровень экспортных расходов, которые на сегодняшний день оплачиваются в долларах США, следовательно, оставаясь неизменными.

Таблица 4. Расчет ценовой конкурентоспособности отдельных видов продукции хлопкового комплекса при изменении курсов национальной валюты (в пересчете на доллары США)

Наименование продукции

Мировая цена

Экспортная цена по курсу 700

Соотношение экспортных и мировых цен

Разница экспортных и мировых цен

Экспортная цена по курсу 1000

Соотношение экспортных и мировых цен

Разница экспортных и мировых цен

Экспортная цена по курсу 1300

Соотношение экспортных и мировых цен

Разница экспортных и мировых цен

Хлопок

1

Хлопко-волокно

1318

508

0,39

-810

461

0,35

-857

435

0,33

-883

Продукты переработки хлопка

2

Ткани хлопчатобумажные суровые

0,32

0,39

1,2

-

0,34

1,08

0,02

0,32

1,01

0

3

Швейные изделия

45

29,87

0,66

-15,13

26,01

0,58

-18,99

0,53

-21,07

4

Трикотажные изделия

2,8

1,68

0,6

-1,12

1,47

0,53

-1,33

1,36

0,49

-1,44

5

Нитки хлопчатобумажные

0,1

0,11

1,14

0,01

0,11

1,07

0,01

0,1

1,03

0

Продукты, поставляемые хлопководству

6

Карбамид

85

89,83

1,06

4,83

80,88

0,95

-4,12

76,06

0,89

-8,94

7

Аммиачная селитра

75

79,98

1,07

4,98

73,98

0,99

-1,02

70,76

0,94

-4,24

8

Аммофос

140

134,82

0,96

-5,18

112,38

0,8

-27,62

100,29

0,72

-39,71


Вывод, который можно сделать по данным таблицы 4 такой, что изменение курса национальной валюты после достижения ею определенного значения уже фактически не влияет на ценовую конкурентоспособность продукции хлопкового комплекса. Например, если повышение официального курса с 237 сумов до условно рыночного уровня в 700 сумов привело к видимым изменениям в ценовой конкурентоспособности товаров, то дальнейший рост курса почти не меняет позиций товаров, исключение составил аммофос. Более того, заметна особо выраженная тенденция снижения влияния курса валют на конкурентоспособность товаров.

Существование курсового коридора является наиболее важным в проведении такого рода расчетов для оценки масштаба конкурентоспособности товаров отечественного производства, особенно на данном этапе подготовки к переходу на свободную конвертацию национальной валюты.

Заключение

Валютная система является тем элементом в мировой экономике, малейшие сбои, в работе которого способны сегодня привести к экономическим и политическим потрясениям в развитии всех стран мира.

Мировая валютная система имеет огромное значение в мировых хозяйственных отношениях. Международные финансовые и торговые операции основаны на использовании национальных валют. Каждое независимое государство имеет свою собственную национальную валютную систему, при этом проводя самостоятельную денежно-кредитную политику. Различные международные валютно-финансовые операции оказывают влияние на эффективность деятельности экономических субъектов. Эти операции оказывают существенное влияние на положение всей экономики в целом. Характер функционирования и стабильность мировой валютной системы зависят от степени соответствия ее принципов структуре мирового хозяйства. Опираясь на поставленные нами задачи, удалось раскрыть перспективы развития мировой валютной системы в современных условиях; оценить положение валютной системы Республики Узбекистан.

Изначально были раскрыты базовые вещи, которые включали описание общего понятия о мировой валютной системе и ее эволюции. Были изучены основные три этапа развития мировой валютной системы. Были приведены международные валютные системы, повлиявшие на развитие экономики в странах, в которые придерживались той или ионной период XX века. На базе полученных знаний были выявлены сходства и различия между различными валютными системами. Из проведенной работы практически стопроцентно можно утверждать, что "плавающие" валютные курсы будут существовать в мировой экономической системе достаточно большой период времени. Более того, на сегодняшний день правительственные органы многих стран предпочитают иметь стабильную основу для внешней торговли, чем абсолютно независимую денежно-кредитную систему внутри страны. В настоящее время главной задачей валютного регулирования и валютного контроля состоит в том, чтобы ограничить масштабы утечки капитала из страны при одновременном поддержании предложения валюты на внутреннем валютном рынке.

Подводя итог исследования валютной системы Узбекистана, следует отметить следующее: либерализация валютного рынка должна проводиться в условиях достигнутой макроэкономической стабильности, крепкого валютно-финансового положения страны, здоровой и эффективно функционирующей банковской системы. В этом случае проводимые реформы достигают своих целей, становясь стимулом для развития внешнеэкономической деятельности и интеграции национальной экономики в системе мирового хозяйства.



Список использованной литературы

Нормативно-правовые акты

.        Закон республики Узбекистан от 07.05.1993 г.       №841-12 "О валютном регулировании"

.        Указ президента республики Узбекистан 27.06.2002 г. №уп-3099 "О дополнительных мерах по упорядочению обращения в республике Узбекистан наличной иностранной валюты"

.        Указ президента республики Узбекистан 23.09.1998 г. № уп-2079 "О мерах по стимулированию вкладов физических лиц в иностранной валюте"

Произведения президента РУз

.        Каримов И.А. Наша главная задача - дальнейшее развитие страны и повышение благосостояния народа // Доклад Президента РУз на заседании Кабинета Министров, посвященном итогам социально-экономического развития страны в 2009 г. и важнейшим приоритетам экономической программы на 2010 г./ Народное слово от 30 января 2010 г.

.                  Каримов И.А. Концепция дальнейшего углубления демократических реформ и формирования гражданского общества в стране // Доклад Президента Республики Узбекистан на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан/ Народное слово от 13 ноября 2010 г.

.        Каримов И.А. Модернизация страны и построение сильного гражданского общества - наш главный приоритет // Доклад Президента Республики Узбекистан на совместном заседании Законодательной палаты и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан/ ИПТД "Узбекистан", 2010

Основная литература

7.     Агапова Т.А., Серегина С.Ф. Макроэкономика: Учебник. - М.: Маркет ДС, 2009. - 213 с.

8.      Курс экономики Учеб. для вузов/Под ред. проф. Б.А. Райзберга - 4-е издание, переработанное и дополненное. - М: Инфра-М-2004. - 570 с.

.        Экономика_Бардовский В.П, Рудакова О.В, Самородова Е.М_2011 -672с

.        Вечканов Г.С., Вечканова Г.Р. Макроэкономика. Учебник для Вузов.- 3-е издание, дополненное. - СПб.: Питер, 2009. - 408 с.

.        Далимов Р.Т. Моделирование международной экономической интеграции: Ташкент "Университет", 2006.

12.   Долженкова А.И. Кризисы мировой финансово-кредитной системы. -М:Феникс,2008.-252с.

Интернет-ресурсы

13.    www.mf.uz <http://www.mf.uz> - Министерство финансов Республики Узбекистан

.        http://stat.uz/press/2/3808/?sphrase_id=107496

.        www.cer.uz <http://www.cer.uz> - Центр экономических исследований

.        www.review.uz <http://www.review.uz> - журнал "Экономическое обозрение"

17.    www.imf.com <http://www.imf.com> - Международный валютный фонд

.        www.economicus.ru <http://www.economicus.ru> - Проект Института "Экономическая школа"

Статьи из журналов:

.        Оценка влияния процессов либерализации валютного рынка на конкурентоспособность экспортной продукции хлопкового комплекса.//Экономическое обозрение.-2001.-№9-с.18-31.

.        Сиражиддинов Н. На пути к конвертации национальной валюты.//Экономическое обозрение. - 2002.-№8-с.27-33

.        Тен В. Особенности введения национальной валюты в республике Узбекистан. // Рынок , деньги , кредит . - 2000.-№7-с.23-25

Похожие работы на - Валютные системы современного мирового хозяйства

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!