Маркетинг территории в условиях кризиса (на примере Шадринского района Курганской области)

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    206,65 Кб
  • Опубликовано:
    2014-08-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Маркетинг территории в условиях кризиса (на примере Шадринского района Курганской области)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ»

Институт открытого образования

Форма обучения заочная




КУРСОВОЙ ПРОЕКТ

по дисциплине «Антикризисное управление»

на тему: «Маркетинг территории в условиях кризиса (на примере

Шадринского района Курганской области)»













Москва, 2013

Содержание

Введение

. Теоретические основы методики анализа маркетинговой деятельности

.1 Анализ конкурентной среды

.2 Прогнозирование рынка

. Анализ деятельности администрации Шадринского района Курганской области

.1 Характеристика экономической ситуации в Курганской области

.2 Мероприятия администрации Курганской области по созданию правовых основ и разработке целевых программ развития и поддержки в муниципальных образованиях региона

. Анализ маркетинговой деятельности на муниципальном уровне

.1 Создание инвестиционного климата в муниципальном образовании

.2 Инвестиционные проекты в механизме развития малого бизнеса в муниципальных образованиях

Заключение

Список литературы

маркетинг территория инвестиционный бизнес

Введение

Актуальность исследования. В странах с развитой рыночной экономикой маркетинг рассматривается как ведущая функция управления, которая определяет рыночную и производственную стратегии региона или предприятия и основана на изучении потребительского спроса.

Маркетинг - это деятельность предприятия в сфере рынка и сбыта. Основным в маркетинге является взаимодополняющий подход - всестороннее и тщательное изучение рынка, а также активное воздействие на него, формирование потребностей и покупательских предпочтений.

Связать потребителя и изготовителя, помочь им найти друг друга - это является основной целью любой маркетинговой деятельности. Потребности людей практически безграничны, а ресурсы для их удовлетворения ограничены. Человек будет выбирать те товары, которые доставят ему наибольшее удовлетворение в рамках финансовых возможностей. Все товары, способные удовлетворять нужду покупателя, называются товарным ассортиментом выбора. Чем полнее соответствует товар желаниям потребителя, тем большего успеха добьется производитель. Он должен отыскивать потенциальных потребителей, выяснять их потребности, а затем создавать товары, как можно полнее удовлетворяющие эти потребности.

Здесь главная задача маркетинга - изучение потенциальных потребностей, поиск рыночной ниши. Маркетинг этого типа - важнейшая часть коммерческой деятельности в целом, так как без изучения запросов потребителей предприниматель обойтись не может.

Степень научной разработанности темы. Вопросам анализа товарных рынков в современной науке уделено достаточно внимания, и учеными достигнуты, несомненно, значительные успехи. Исследованию проблем и посвящены труды таких известных ученых, как: И. Ансофф, JI.A. Жигун, П.С. Завьялов, У.Г. Зиннуров, И.У. Зулькарнаев, JI.P. Ильясова, И.М. Лифиц, B.C. Мисаков, Н.К. Моисеева, М. Портер, Ю.Н. Соловьева, И.А. Спиридонов, Р. Уотерлин, Р.А. Фатхутдинов, С.Ю. Шевченко, А.Ю. Юданов, Н.С. Яшин.

Цель работы является анализ маркетинговой деятельности в условиях кризиса муниципального образования Шадринского района Курганской области.

Для достижения цели поставлены следующие задачи:

Рассмотреть теоретические основы анализа рынков региона

Провести анализ конъюнктуры рынка;

Сделать анализ конкурентной среды;

Провести исследование товаров;

Прогнозирование рынка.

Объект исследования являются сущность и основные элементы маркетинга, анализ и прогнозирование товарных рынков.

Предмет изучения явились социально-экономические отношения, которые возникают в результате деятельности муниципального образования в рыночных условиях.

В качестве методологии используется системный подход. Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных ученых в области маркетинга Доценко Е.Л, Исаева В.В., И.Манн, Ильина Е.П., Муштук О.З., Киселев Е.А., Морозовой Е.Г. Калужского М.Н. . Из зарубежных авторов использованы труды Ф. Котлера, Райс Э., Траут Д..

Методология исследования. Курсовая работа основывается на применении в комплексе общенаучных, частнонаучных методов познания. В частности, были использованы методы дедукции и индукции, анализа и синтеза, исторический, описательный, сравнительно-правовой, формально-юридический и нормативно-юридический методы и др.

Практическая значимость результатов исследования.

Материалы и обоснованные в представленной работе рекомендации могут быть использованы официальными органами в процессе активизации муниципальной политики.

1. Теоретические основы методики анализа маркетинговой деятельности

.1 Анализ конкурентной среды

Составляющая анализа рынка - анализ конкуренции, ее интенсивности и определяющих факторов. Среду конкуренции составляют не только прямые конкуренты в отрасли, но и производители товаров-заменителей, поставщики и потребители продукции.

Конкурентоспособность является системой, при исследовании которой может использоваться методология системного анализа.

В самом широком понимании, методологически конкурентоспособность предприятия может быть рассмотрена и оценена с двух позиций:

во-первых, в границах взаимодействия с подобными себе организациями, выступающими в роли реальных конкурентов,

во-вторых, что более важно, - в рамках самостоятельной деятельности учреждения, в сфере его внутренней среды.

Взаимосвязь основных понятий теории конкуренции представлена на рисунке 1


Рисунок 1. Взаимосвязь основных понятий теории конкуренции

Целью проведения маркетинговых исследований позиции фирмы в конкурентной борьбе и конкурентоспособности ее отдельных продуктов является сбор и анализ информации, необходимой для выбора конку­рентных стратегий.

Выбор последних определяется результатами исследо­ваний следующих двух кругов проблем.

Во-первых, необходимо установить привлекательность данной отрасли в долгосрочной перспективе.

Во-вторых, необходимо определить конкурентные позиции фирмы и ее про­дуктов по сравнению с другими фирмами данной отрасли.

На рисунке 2 изображены пять конкурентных сил Портера, определяющих привлекательность отрасли и позиции данной фирмы в конкурентной борьбе в этой отрасли, а именно:

. Появление новых конкурентов.

. Угроза замены данного продукта новыми продуктами.

. Сила позиции поставщиков.

. Сила позиции покупателей.

. Конкуренция среди про­изводителей в самой отрасли.

Рисунок 2- Пять конкурентных сил Портера.

Для исследования среду конкуренции разбивают на пять составляющих, влияющих на уровень конкуренции согласно модели Портера, к которым относятся:

1) имеющиеся конкуренты;

2) новые конкуренты;

) товары и услуги-заменители;

) способность покупателей торговаться.

В первую группу входят предприятия, являющиеся прямыми конкурентами в отрасли. Для укрепления своих позиций на рынке предприятия используют разнообразные приемы и инструменты конкурентной борьбы: качество, цены, дизайн, гарантии, рекламу, стимулирование продаж и т.д.

На уровень конкуренции внутри отрасли влияют различные факторы: емкость рынка по каждому конкуренту, число конкурентов, финансовые, технологические, трудовые и другие возможности конкурентов, объединение, слияние, сговор, темпы роста отрасли, увеличение цены и роста выхода из отрасли. При многообразии методов и средств конкурентной борьбы позицию предприятия на рынке определяет конкурентное преимущество.

Как показывает анализ по Портеру, конкурентное преимущество может достигаться или за счет более низких издержек (стратегия доминирования по издержкам) или за счет особенностей, неповторимости, уникальности товара (стратегия дифференциации). Если предприятие конкурирует на узком сегменте рынка, то может использовать сочетание стратегий.

Сила позиции поставщиков во многом определяется типом рынка, на котором действуют поставщики и предприятия отрасли.

Если это рынок поставщиков, когда они диктуют свои условия предприятиям отрасли, то последние находятся в менее выигрышной позиции по сравнению со случаем, когда они доминируют на рынке (ры­нок потребителей). Сила позиции поставщиков определяется следующи­ми факторами.

. Разнообразием и высоким качеством поставляемых продуктов и предоставляемых услуг.

. Наличием «возможности смены поставщиков.

. Величиной затрат переключения потребителей на продукцию других поставщиков, обусловленных необходимостью использовать новую технологию и оборудование, решать организационные и другие вопросы.

. Величиной объемов продукции, закупаемой у поставщиков. Большие объемы закупки сырья, материалов, комплектующих, всего не­обходимого для ведения производства делают поставщиков более зависи­мыми от предприятий, осуществляющих масштабные закупки.

Сила позиции покупателей. Она, как и в предыдущем случае, во многом определяется типом рынка, на котором действуют предприятия отрасли и покупатели их продукции. Имеются в виду соответственно рынки производителя и покупателя. Сила позиции покупателей опреде­ляется в первую очередь следующими факторами.

. Возможностью переключиться на использование других продуктов.

. Затратами, связанными с этим переключением.

. Объемом закупаемых продуктов.

Рассмотренные выше четыре группы факторов определяют привле­кательность отрасли и целесообразность вести в ней бизнес.

Поскольку эти факторы влияют на цены, издержки, инвестиции, то они определяют уровень прибыльности организаций данной отрасли.

Исследования, проведенные в указанных направлениях, дадут фирме возможность определить конкурентный «климат», интенсивность соперничества и тип конкурентного преимущества, которым владеет ка­ждый из конкурентов.

Рассмотрим пятую группу факторов, характеризующих конкурент­ную борьбу в самой отрасли.

Для каждого рынка товара должны быть идентифицированы наи­более опасные (приоритетные) конкуренты.

Первый шаг в определении приоритетных конкурентов обычно осуществляется исходя из определенных концепций. Так, в зависимости от своей роли в конкурентной борьбе все организации могут быть разде­лены на четыре группы: рыночный лидер, претендент, последователь и организация, нашедшая рыночную нишу.

Рыночный лидер - организация с наибольшей рыночной долей в отрасли. Такие организации обычно бывают также лидерами в области ценовой политики, разработки новых продуктов, использования разнооб­разных распределительных систем, оптимизации затрат на маркетинг. Для того чтобы остаться рыночным лидером, организация должна дейст­вовать на трех фронтах.

Во-первых, она старается расширить рынок или путем привлечения новых покупателей, или путем нахождения новых сфер применения выпускаемым продуктам, или путем увеличения часто­ты применения выпускаемых продуктов.

Во-вторых, постоянно предохранять свой бизнес от посягательств конкурентов, для чего используются оборонительные стратегии.

В-третьих, стремиться увеличить свою рыночную долю, хотя это автоматически не приводит к увеличению величины прибыли, так как цена такого расширения может быть чрезмерно высокой. Иногда явно выраженного лидера в отрасли не существует, и в качестве лидеров рас­сматривается несколько организаций.

Результаты анализа конкурентной среды, в которой работает предприятие, позволяют определить основных конкурентов, степень конкуренции и ее виды, конкурентоспособность предприятия в настоящем и будущем, прогноз развития предприятия на рынке.

.2 Прогнозирование рынка

Целью прогнозирования является побуждение к размышлению о том, что может произойти во внешней среде и к каким последствиям для фирмы это приведет. Прогнозирование - наиболее сложный вид деятельности в системе маркетинговых исследований. Оно является основным и завершающим этапом такого рода исследований, главные результаты которого товаропроизводители закладывают в основу программ своей деятельности. Различия в горизонте прогностической работы находят отражение в характере фирменного планирования: стратегическое планирование - на базе среднесрочных (3-5 лет) и долгосрочных прогнозов (7 -10-15 лет), а текущее планирование хозяйственных операций - на основе краткосрочных прогнозов (не более 1,5 лет).

Цель прогнозирования состоит в определении тенденций: общехозяйственной конъюнктуры; структурных изменений экономики; изменений потребностей покупателей; изменений цен и показателей кредитной и валютно-финансовой сфер; появления новых товарных рынков.

В краткосрочных прогнозах главный акцент делается на количественных и качественных показателях предстоящего развития ситуации на рынке: оценка объемов производства, спроса и предложения товара, конкурентоспособности, динамики цен, валютных курсов.

Среднесрочные и долгосрочные прогнозы товарного рынка основываются на системе прогнозов собственно рынка, его составляющих и факторов воздействия на него и определяют принципиальные тенденции рынка. Чем длиннее горизонт планирования, тем менее точным становится прогноз.

Методы прогнозирования, используемые при проведении маркетинговых исследований, можно классифицировать на эвристические, при применении которых преобладают субъективные начала, и на экономико-математические, при применении которых преобладают объективные начала, к числу которых относят статистические методы.

Эвристические методы предполагают, что подходы, используемые для формирования прогноза, не изложены в явной форме и неотделимы от лица, делающего прогноз, при разработке которого доминируют интуиция, прежний опыт, творчество и воображение.

К данной категории методов относятся методы социологических исследований и экспертные методы, рассмотренные ранее. Причем опрашиваемые, давая свои оценки, могут основывать свои суждения как на голой интуиции, так и используя определенные причинно-следственные связи, данные статистики. Примерами традиционных, эвристических процедур являются различные экспертизы, консилиумы, совещания и т. д.

Статистические методы:

Можно выделить два уровня использования экспертных оценок: качественный и количественный. Возможность применения количественных бальных оценок часто подвергается критике. Бальные оценки нередко скрывают неумение квалифицированно оценить те или иные действия, явления, перспективы развития.

Для повышения достоверности и надежности получаемых с помощью экспортных оценок результатов надо владеть теоретическими и методическими основами использования данных методов, избегать иллюзии простоты их применения.

Методы экспертных оценок используются для прогнозирования событий будущего, если отсутствуют статистические данные или их недостаточно. Они также применяются для количественного измерения событий, для которых не существует других способов измерения, например при оценке важности целей и предпочтительности отдельных методов продвижения. Методы экспертных оценок применяются как для количественного измерения, так и для целей прогнозирования.

В то же время экспертные оценки имеют и недостатки. С одной стороны нет гарантии, что полученные оценки в действительности достоверны, а с другой - имеются определенные трудности в проведении опроса экспертов (в лице менеджеров или сотрудников сбытовых служб) и обработке полученных данных. Если второй недостаток относится к преодолимым трудностям, то первый имеет принципиальное значение. Существующие способы определения достоверности экспертных оценок основаны на предложении, что в случае согласованности действий экспертов достоверность оценок гарантируется. Это на самом деле не всегда верно, и можно привести случаи, когда отдельные эксперты, не согласные с мнением большинства, давали правильные оценки. [12]

Используя экспертные оценки, предполагают, что при решении проблем в условиях неопределенности, мнение группы экспертов надежнее, чем мнение отдельного эксперта, т. е. Что две группы одинаково компетентных экспертов с большей вероятностью дадут аналогичные ответы, чем два эксперта. Предполагается также, что совокупность индивидуальных ответов экспертов должна включать истинный ответ.

Основными целями использования индивидуальных экспертных оценок являются:

прогнозирование хода развития событий и явлений в будущем, а также оценка их в настоящем;

анализ и обобщение результатов, представленных другими экспертами;

составление сценариев;

выдача заключений на работу других специалистов или организаций (рецензии, отзывы, экспертизы и т.д.).

К числу групповых экспертных опросов относятся:

открытое обсуждение поставленных вопросов с последующим открытым или закрытым голосованием;

закрытое обсуждение с последующим закрытым голосованием или заполнением анкет экспертного опроса;

свободные высказывания без обсуждения и голосования.

Второй тип групповых экспертных оценок можно подразделить на две категории: экспертный опрос, проводимый в один тур путем одноразового заполнения анкет, и проводимый в несколько туров путем многократного заполнения анкет экспертами с целью последовательного уточнения оценок.

2. Анализ деятельности администрации Шадринского района Курганской области

.1 Характеристика экономической ситуации в Курганской области

В соответствии со Стратегией социально-экономического развития Курганской области до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Курганской области от 2 декабря 2008 года №488-р «О Стратегии социально-экономического развития Курганской области до 2020 года», развитию малого и среднего предпринимательства выделяется роль одного из основных инструментов по достижению основной стратегической цели долгосрочного развития Курганской области - повышения уровня и качества жизни населения на основе эффективного использования человеческого и инновационно-инвестиционного потенциалов, обеспечивающих устойчивое развитие и конкурентоспособность Курганской области, увеличение продолжительности жизни населения.

Малое и среднее предпринимательство развивается как относительно самостоятельный сектор современной рыночной экономики и имеет большое социально-экономическое значение, так как обеспечивает социальную и политическую стабильность, быстро адаптируется к потребностям рынка, оперативно создает и применяет новые технологии и научные разработки, способствует формированию конкурентной среды, росту занятости, увеличению налоговых поступлений в бюджеты всех уровней.

Правительство Курганской области целенаправленно решает вопросы по созданию благоприятных условий для формирования правового пространства, обеспечивающего беспрепятственное развитие сферы малого и среднего предпринимательства, внедрения инновационных разработок и передовых технологий, создания инфраструктуры поддержки предпринимательства.

За последние годы сформирована нормативная правовая база Курганской области, регулирующая сферу малого и среднего предпринимательства. Созданы и осуществляют деятельность координационные органы в области развития малого и среднего предпринимательства:

областной Совет по развитию малого и среднего предпринимательства при Правительстве Курганской области;

Межведомственная комиссия по ликвидации административных ограничений в сфере малого и среднего бизнеса при Губернаторе Курганской области;

координационные Советы по взаимодействию с субъектами малого и среднего предпринимательства во всех муниципальных районах и городских округах Курганской области.

Созданы и осуществляют деятельность организации, образующие инфраструктуру поддержки малого и среднего предпринимательства: Государственное унитарное предприятие «Бизнес-инкубатор Курганской области»; некоммерческая организация «Гарантийный фонд малого предпринимательства Курганской области»; некоммерческая организация «Фонд микрофинансирования Курганской области»; информационно-консультационные центры в муниципальных районах и городских округах Курганской области; студенческие бизнес-инкубаторы в высших профессиональных учебных заведениях, действующих на территории Курганской области.

Успешно реализуются мероприятия по финансовой поддержке субъектов малого и среднего предпринимательства: гранты начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного бизнеса; гранты на создание инновационной компании; реализация массовых программ обучения и повышения квалификации; субсидии субъектам малого и среднего предпринимательства на технологическое присоединение к объектам электросетевого хозяйства; содействие развитию лизинга оборудования субъектами малого и среднего предпринимательства; поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства, производящих и реализующих товары (работы, услуги), предназначенные для экспорта; содействие развитию молодежного предпринимательства.

Все реализуемые виды поддержки востребованы субъектами малого и среднего предпринимательства. В настоящее время они представляют собой взаимоувязанную систему, с помощью которой предприниматели получают возможность развиваться, приобретать оборудование, внедрять новые технологии, создавать новые рабочие места.

Проводимая в Курганской области государственная политика по обеспечению развития малого и среднего предпринимательства способствует положительной динамике основных показателей, характеризующих деятельность субъектов малого и среднего предпринимательства. На протяжении последних пяти лет сохраняется положительная динамика развития основных показателей деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.

В 2012 году в Курганской области работали 24209 субъектов малого предпринимательства, в том числе малые предприятия 3649 единиц, крестьянские фермерские хозяйства - 1134 единиц, индивидуальные предприниматели 19426 человек (таблица.1).

Таблица 1 - Основные показатели деятельности малых предприятий

(без индивидуальных предпринимателей)


2011 г. 

2012 г.

2012 г. В % к  2011 г

Оборот организации  Отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами, млн. руб.  Продано товаров несобственного производства  Среднесписочная численность работников (без внешних совместителей), чел.  Фонд начисленной заработной платы всех работников, млн. руб.  Инвестиции в основной капитал, млн. руб.  Прибыль, млн. руб.  Количество предприятий получивших убыток, единиц  Сумма убытка, млн. руб.  Отгружено товаров и услуг в расчете на одного работающего, тыс. руб.  Средняя заработная плата одного работающего за год, тыс. руб.

17493,6 6750,8  10742,8  29264  2029,4 502,0 740,9 522  236,1 230,7  63,9

130,8 144,3  122,3  108,3  122,0 в 3,0 р. 190,6 74,1  108,8 133,2  112,7


Наибольшее число малых предприятий оказывали услуги торговли, и услуги по ремонту автотранспортных средств, бытовых изделий и предметов личного пользования - 1331 (36,5% от общего количества предприятий), обрабатывающими видами деятельности занимались 480 предприятий (13,2%), строительством - 469 (12,9%), сельским хозяйством - 411 (11,3%)


Удельный вес области в общем числе малых предприятий Российской Федерации в 2010 году составил 0,4%. По состоянию на 1 января 2012 года на 1000 жителей Курганской области приходилось в среднем 3,8 малых предприятия, в Тюменской -5,5, в Челябинской - 7,4, в Свердловской - 7,5 (соседние области).

В области зарегистрировано почти 2 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств. В их пользование предоставлено 247,0 тысячи гектаров земли, в том числе 244,5 тысячи гектаров сельхозугодий, из них 213,1 тысячи гектаров пашни. В среднем на одно хозяйство фермера приходилось 125 гектаров земли, что на 10 га или 8,7% больше чем в 2006 году (по России на 1 января 2007 года этот показатель составлял 81 га).

Причины, тормозящие развитие малого и среднего предпринимательства в области, носят общесистемный характер. К числу проблем, сдерживающих развитие малого и среднего предпринимательства в Курганской области, относятся:

Проблемы, связанные с состоянием внешней среды:

) отсутствие стартового капитала, трудность доступа к банковским кредитам. Для большинства предпринимателей кредитные ресурсы, в том числе долгосрочные инвестиционные кредиты, недоступны по следующим причинам:

слабая имущественная база малых предприятий и, как следствие, недостаточность собственного обеспечения исполнения обязательств по кредитному договору;

высокая, по сравнению с доходностью бизнеса, ставка платы за кредитные ресурсы;

психологический барьер у части предпринимателей при работе с коммерческим банком и отсутствие навыков в составлении инвестиционных предложений, бизнес-планов;

) трудности в размещении предприятий. Малые и средние предприятия испытывают значительную нехватку производственных и офисных помещений, имеющиеся свободные площади являются собственностью крупных предприятий, которые, как правило, устанавливают размер арендной платы слишком высокий для малого бизнеса;

) постоянный рост тарифов по оплате электроэнергии и коммунальных услуг;

) сложности по осуществлению деятельности в связи с избытком требований лицензирования, сертификации, процедуры выделения земельных участков, государственных и муниципальных помещений для развития бизнеса, получению согласований и разрешений;

) неразвитость инфраструктуры поддержки предпринимательства, сложность получения информации, необходимой для развития бизнеса.

Проблемы, связанные с состоянием внутренней среды:

) отсутствие у предпринимателей знаний менеджмента, базовых экономических знаний, знаний маркетинга, бухгалтерского дела;

) отсутствие или использование неэффективных стратегий управления;

) недостаток собственных основных и оборотных средств для ускоренного развития.

Стратегические направления развития малого и среднего предпринимательства.

Исходя из исторических, экономических, социальных, трудовых предпосылок, анализа текущего состояния малого и среднего предпринимательства, имеющегося ресурсного потенциала можно выделить стратегические направления развития малого и среднего предпринимательства в Курганской области:

) производство, переработка и хранение сельскохозяйственной продукции

Основная специализация агропромышленного комплекса Курганской области - зерновое и мясо - молочное производство. В Курганской области выращиваются озимые и яровые зерновые, также гречиха, просо, подсолнечник, лен, картофель, кукуруза, многие овощные и плодовые культуры. В животноводстве ведущей отраслью является молочно-мясное скотоводство, развивается также свиноводство, овцеводство, птицеводство. Область располагает значительным количеством озер, которые возможно использовать в производстве рыбы ценных сортов и биологических ресурсов. Малому предпринимательству предоставляются возможности по внедрению передовых технологий в производство продукции сельского хозяйства и перерабатывающую промышленность.

) производство промышленной продукции, инновационная деятельность малых и средних предприятий

В области существуют два промышленно развитых центра - города Курган и Шадринск. Крупные промышленные предприятия располагают базой для активного внедрения инновационных технологий и расширения производства перспективной, высокотехнологичной и конкурентоспособной продукции. Такую продукцию могут производить и малые предприятия инновационной направленности, в том числе на основе аутсорсинга и субконтрактации.

) строительная индустрия, строительство жилья, социальных и промышленных объектов, жилищно-коммунальное хозяйство, деревообработка

В области имеются богатая сырьевая база для развития строительного комплекса: значительные запасы кирпичных глин, строительного и стекольного песка, камня, имеющиеся лесные ресурсы открывают широкие перспективы для производства полного спектра строительных материалов - железобетонных изделий, кирпича, керамических изделий, сухих строительных смесей, стекольного производства, деревянного домостроения и других. Производство строительных материалов собственного производства позволит решать социальные задачи по строительству жилья, что в свою очередь позволяет развивать смежные направления.

) оказание услуг в сфере здравоохранения, бытового обслуживания населения, въездного и внутреннего туризма

Курганская область - уникальный природный комплекс из лесов, рек и озер. Особый интерес для российских и иностранных туристов представляют охота и рыбалка. Четверть озер Курганской области имеют лечебные свойства, поэтому Курганская область должна развивать оздоровительный туризм.

В целом можно отметить, что данный уральский регион обладает колоссальными потенциалом развития во всех направлениях предпринимательской деятельности, но нам хотелось бы особенно отметить отрасль туризма. Туризм до сих пор оставался на второстепенных ролях среди экономических приоритетов. Туристские объекты остаются невостребованными вследствие неразвитости инфраструктуры отрасли, несовершенства механизмов государственного регулирования на различных уровнях власти. В данном направлении в Курганской области возможны развитие малых и средних предприятий, занимающихся предоставлением бытовых, оздоровительных, туристических услуг.

.2 Мероприятия администрации Курганской области по созданию правовых основ и разработке целевых программ развития и поддержки в муниципальных образованиях региона

Экономику Курганской области сегодня невозможно представить без малого предпринимательства. И хотя достигнутый в Курганской области уровень развития малого предпринимательства сохраняется (как и в России в целом) без существенных изменений на протяжении последних лет, предпринимательство стало весомым фактором социально-экономического развития области и одним из основных источников создания новых рабочих мест, насыщения товарного рынка, создания рыночной инфраструктуры.

За последний период сформирована основа областной политики поддержки предпринимательства. Приняты Законы: Закон Курганской области от 26 сентября 2008 года №389 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Курганской области». Закон Курганской области «О прогнозах, концепциях, программах социально-экономического развития и целевых программах Курганской области», «О торговле в Курганской области», "О едином налоге на вмененный доход для отдельных видов деятельности на территории Курганской области», «О закупках и поставках продукции для государственных нужд», Постановления Губернатора области «О мерах по устранению административных барьеров», «О Совете предпринимателей при губернаторе области»,

Частично сформирована система инфраструктуры поддержки предпринимательства. Сегодня она включает Совет предпринимателей при губернаторе области, отдел поддержки предпринимательства и сферы услуг при Департаменте экономического развития, торговли и труда, областной Фонд микрофинансирования, Гарантийный фонд, центры обучения, органы службы занятости населения, Курганскую торгово-промышленную палату, Союз промышленников и предпринимателей (работодателей) Курганской области, общественные объединения предпринимателей, два бизнес-инкубатора и другие элементы, которые содействуют становлению и развитию предпринимательства на областном и местном уровнях.

В течение последних лет поддержка малого предпринимательства осуществлялась в рамках областной целевой программы государственной поддержки малого предпринимательства на 2009-2012 годы, утвержденная Постановлением Курганской областной Думы от 23.09.2008г №3406. Программа являлась региональной составляющей общей государственной политики, обозначенной Федеральным законом от 24 июля 2007 г. №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» и Законом Курганской области от 26 сентября 2008 года №389 «О развитии малого и среднего предпринимательства в Курганской области».

В рамках программы оказывалась как прямая финансовая поддержки малым предприятиям и предпринимателям, так и косвенная через систему общих областных мероприятий.

За период действия программы только из областного бюджета на ее реализацию израсходовано более 5000 тыс. рублей Большинство запланированных мероприятий выполнено.

Восстановлена деятельность областного Фонда микрофинансирования малого предпринимательства, который стал оказывать реальную финансовую поддержку малым предприятиям в виде займов на реализацию небольших предпринимательских проектов.

Внедрена система субсидирования части процентной ставки по кредитам банков, направляемым на создание или модернизацию малых производств.

За 3 последних года на конкурсной основе финансовая поддержка оказана 56 субъектам малого предпринимательства, реализовавшим небольшие инвестиционные проекты. Эффективность господдержки малым предприятиям составила:

на каждый вложенный в проекты 1 рубль получено 91 коп. налогов в год;

малыми предприятиями и предпринимателями, получившими государственную поддержку произведено продукции (работ, услуг) на сумму 164 млн.рублей, что составило 2% от общего объема произведенной малыми предприятиями области продукции;

увеличилась численность работающих на этих предприятиях, дополнительно создано 109 рабочих мест и сохранено около 600 рабочих мест;

на каждый рубль инвестиций, полученных и вложенных малыми предприятиями в производство, выпущено продукции и оказано услуг на 44 рубля.

В области сформирована конкурсная система закупок продукции для государственных нужд, в рамках которой осуществляется привлечение к этой работе малых предприятий и предпринимателей. Так, только в 2010 году в конкурсных процедурах приняли участие 46 субъектов малого предпринимательства или 38% от общего количества поставщиков. Победителями признаны 38 малых предприятий, у которых закуплено продукции на сумму 64,3 млн. рублей.

В связи с этим на ближайшие годы государственная политика в отношении малого бизнеса будет являться самостоятельным важнейшим системным направлением социально - экономической политики области.

С целью оптимизации нормативно - правовых основ, складывающихся в сфере малого предпринимательства, предполагается дальнейшее формирование правового поля, обеспечивающего развитие малого бизнеса и устраняющее бюрократические барьеры на его пути, в том числе используя наработки созданного Совета предпринимателей при губернаторе области.

Будет продолжена практика служб занятости по проведению периодических циклов бесплатных учебных семинаров для граждан, желающих открыть собственное дело, по оказанию финансовой помощи безработным на организацию самозанятости, в том числе на подготовку учредительных документов, на получение свидетельства на право заниматься индивидуальной предпринимательской деятельностью.

Общие данные, характеризующие развитие малого предпринимательства в Шадринском районе свидетельствуют о позитивных тенденциях в его развитии.

На территории района зарегистрировано 741 субъект МСП, из них - 108 предприятий, 4 относятся к категории средних с общей численностью работающих 1344 человека.

Количество зарегистрированных предпринимателей, осуществляющих деятельность без образования юридического лица(индивидуальных предпринимателей) - 450 и 183 КФХ.

Всего занятых в сфере малого и среднего предпринимательства в 2011 году составляет 8339 человек. (вместе с наемными работниками).


Доля занятых в экономике в сферах малого бизнеса в общей численности занятых в экономике района - 62,4%.

Малыми предприятиями Шадринского района в 2012 году отгружено товаров собственного производства, выполнено работ и услуг собственными силами на сумму 379млн 800тыс. рублей, что составляет 146,7% к 2011 году.

Объем инвестиций в основной капитал малых и средних предприятий за 2012 год увеличился по сравнению с 2008 годом в 4 раза и составил 102 млн.200 тыс.руб. Объем инвестиций в основной капитал малых и средних предприятий составил 199 млн.4 тыс..руб.

Средняя заработная плата по малому бизнесу в 2012 году составляла 18239 рублей, а в 2010 году - 17368 рублей, что на 18% больше.

Структура малых предприятий по видам деятельности в течении ряда лет остается практически неизменной. Сфера торговли и общественного питания в связи с достаточно высокой оборачиваемостью капитала является наиболее востребованной в малом бизнесе.

В общем количестве малых предприятий предприятия розничной торговли и сельского хозяйства занимают наибольший удельный вес.

В структуре индивидуальных предпринимателей:

,2 % занимаются в сфере сельского хозяйства,

торговля и среди предпринимателей в процентном отношении больше и составляет 36,2%,

% занимаются оказанием транспортных услуг,

остальные осуществляют такие виды деятельности как: предоставление персональных услуг, в ЖКХ, обрабатывающие производства, добыча полезных ископаемых и т. д.

Интересно отметить, что открывая предприятия по направлению «Самозанятость» появилась тенденция грамотного планирования и организация уже таких предприятий как, например в том же сельском хозяйстве - кролиководство, птицеводство, овощеводство, цветоводство. Совсем новые виды деятельности такие как производство перчаток, носков, постельного белья.

Не освоен малым бизнесом потенциал в сфере туризма. У данной отрасли большие перспективы, чему способствует возрастающий спрос на активный отдых с одной стороны и наличие природных условий для такого отдыха в районе с другой.

Существуют свободные ниши и в секторе бытовых услуг населению - парикмахерские салоны, автосервис, ремонт компьютерной техники и др.

За годы рыночных преобразований личные подсобные хозяйства стали неотъемлемой частью экономики района. Всего работают 183 КФХ и 12472 ЛПХ, из них реализацией собственной продукцией занимается 1543 хозяйства.

ЛПХ играют значительную роль в производстве сельскохозяйственной продукции, продовольственном обеспечении сельских семей, самозанятости населения.

 Динамика поступлений ЕНВД (единого налога на вмененный доход) и ЕСХН в бюджет района следующая:

Наименование налога

Поступление по годам

Темп роста,%

Удельный вес в сумме налоговых поступлений,%


2010

2011

2012

11\10

12\11


ЕНВД

1496

1851

2150

123,7

116,2

6,5

ЕСХН

860

1140

-

132,6

-

1,9

 

Несмотря на положительную динамику развития малого предпринимательства в Шадринском районе, существует ряд причин и факторов, сдерживающих развитие этого сектора экономики, среди которых необходимо отметить:

недостаточные меры государственной поддержки;

административные барьеры и недостаточно эффективное взаимодействие контролирующих и надзорных органов.

нехватка квалифицированных кадров;

низкое качество предпринимательской среды (у предпринимателей недостаточно навыков ведения бизнеса, опыта управления);

недостаточное количество деловой информации по вопросам ведения предпринимательской деятельности, низкий уровень юридических, экономических знаний предпринимателей, необходимых для более эффективного развития бизнеса;

недостаточность у начинающих предпринимателей необходимых материальных и финансовых ресурсов для организации и развития собственного дела;;

сложность и высокая стоимость процедур легализации предпринимательской деятельности, таких как регистрация, лицензирование, сертификация,аккредитация и прочие;

дефицит помещений для осуществления предпринимательской деятельности.

Наиболее острыми проблемами, связанными с налоговой политикой, предпринимателями отмечаются:

частые изменения и корректировки в налоговом законодательстве, в процедурах уплаты и формах отчетности;

сложность, нечеткость, двусмысленность формулировок в налоговом законодательстве, документах налоговой отчетности;

сложность оспаривания решений налоговых органов по наложению штрафных санкций и взысканий.

Работа по проведению мониторинга проблем, по анализу и прогнозированию социально-экономического развития, по совершенствованию системы налогообложения субъектов МСП способствует созданию условий для развития малого и среднего предпринимательства в Шадринском районе.

Организация работы по деятельности Координационного совета предпринимателей района оказывает содействие реализации районной политики, направленной на поддержку и развитие малого предпринимательства в Шадринском районе, изучению и распространению опыта деятельности малых предприятий и структур поддержки малого предпринимательства.

Анализируя работу Координационного совета сегодня, можно отметить, что все заседания проходят согласно плана работы, рассматриваются важные вопросы, наблюдается заинтересованность членов совета и их активность в деятельности. В состав К\с входят действующие предприниматели, представляющие разные сферы деятельности а также начальники отделов Администрации района, председателем является Шербуренко Л.В.(рук.ООО «Шадринский источник»)

В рамках действия К\с на одном из заседаний было предложено и получило полную поддержку идея проведения в районе конкурса «Лучший предприниматель года». После разработки положения о конкурсе и его утверждении на следующем заседании такой конкурс в районе состоялся и итоги были подведены в торжественной обстановке в День Российского предпринимателя. Цель конкурса - систематизация опыта работы лучших предпринимателей с целью дальнейшего развития малого бизнеса и стимулирование субъектов малого предпринимательства к решению социальных вопросов, как для своих работников, так и для общества в целом, была достигнута.

Второй раздел программы является финансово-кредитной и имущественной поддержкой субъектов малого и среднего предпринимательства.

Основным мероприятием в направлении финансово-кредитной и имущественной поддержки, является - предоставление грантов начинающим субъектам малого и среднего предпринимательства в т.ч в рамках областной программы по поддержке МСП.

За три года, начиная с 2008 года предпринимателями Шадринского района получено 16 грантов на общую сумму 4 млн. 302 тыс. рублей.

 

По годам:

год 2 гранта на 0,6 м.р.,

год - 6 грантов на 1,402 м.р.,

год - 8 грантов на сумму 2,3 м.р.

Все предприятия продолжают работать, степень реализации бизнес-проектов разная.

Такова общая картина по грантам и реализации проектов грантополучателей.

За три года в рамках программы дополнительных мер по снятию напряженности на рынке труда (через ГКУ «Центр занятости г.Шадринска и Шадринского района) ) получено - 13 млн.465 тыс. рублей на создание индивидуальных предприятий, для самозанятости населения района.


Из 65 предприятий созданных в 2010 году закрыто 55, действует 10.

Из 115 предприятий, созданных в 2011 году закрыто 76, действует 39.

Предприятия 2012 года, в количестве 49, действуют 100%.

Администрацией района и Главами сельсоветов проведена большая

Достаточно востребована и такая форма работы ИКЦ - организация курсов для начинающих предпринимателей. Всего организованно и проведены курсы для более 100 слушателей. С каждым годом программа курсов изменяется, учитываются интересы предпринимателей. В этом году курсы проходили в три этапа: теоретический, практический и экзаменационный. Впервые слушатели имели возможность защитить свои проекты перед другими и это общение было очень полезным в плане обмена опытом и в целом знакомства с др. проектами.

3. Анализ маркетинговой деятельности НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ

.1 Создание инвестиционного климата в муниципальном образовании

Огромную значимость в совершенствовании механизмов развития малого и среднего бизнеса является формирование и реализация инвестиционной стратегии в муниципальном образовании, привлечение представителей бизнеса в разработку муниципальной инвестиционной политики и ее практическое воплощение в экономику региона.

Целесообразно при этом изначально подчеркнуть, что работу по привлечению инвестиций должен координировать инвестиционный комитет, а возглавить - глава администрации муниципального образования. Главным в нем является существование одного - единственного органа, который будет удовлетворять (согласовывать, координировать) все потребности и интересы бизнеса.

Итак, для того чтобы реально оценить сложившуюся ситуацию и определить цели для действий и факторы критического успеха, среди которых можно выделить упрощение налоговой системы, визового режима, административных процедур, развитие сектора услуг и инфраструктуры и т.п. необходим инвестиционный климат.

Инвестиционной климат обычно характеризуется сочетанием инвестиционной привлекательности и инвестиционной активности. Инвестиционная привлекательность формируется из двух компонентов: уровня инвестиционного потенциала, который определяется рядом экономических, социальных, природно-географических факторов и уровня некоммерческих инвестиционных рисков, который обуславливается внешней по отношению к инвестору макроэкономической и региональной ситуацией.

Оценка ИПР (инвестиционной привлекательности района) включает в себя два основных момента:

. Инвестиционную привлекательность самого района. На данном этапе анализируется существующая нормативно-законодательная база, правовые аспекты, политическая ситуация, степень защиты прав инвесторов, уровень налогообложения и т.д.

. Инвестиционная привлекательность конкретных объектов инвестирования. На этом этапе анализируется экономическое состояние отраслей, предприятий и других субъектов хозяйственной деятельности.

Можно сформулировать требования, предъявляемые к методике определения показателя инвестиционной привлекательности: показатель инвестиционной привлекательности должен учитывать все значимые для инвестора факторы внешней среды;

) показатель инвестиционной привлекательности должен отражать ожидаемую доходность вложенных средств;

Благоприятный инвестиционный климат может быть создан самой администрацией через:

информирование инвесторов о потенциальных объектах для инвестирования (разработка инвестиционного паспорта - далее по тексту ИП);

оказание всесторонней муниципальной поддержки всем инвестиционным проектам (не только крупным или зарубежным) и создание (совместно с региональной администрацией) режима наибольшего благоприятствования приоритетным проектам.

Необходимым условием формирования благоприятного инвестиционного климата в муниципальном образовании следует признать создание адекватной  нормативно - правовой базы, обеспечивающей привлечение инвестиций в регион.

Совершенствование нормативно-правовой базы в целях привлечения инвестиций предусматривает:

Расширение нормотворческих возможностей органов местного самоуправления с одновременным сокращением ведомственных правовых указаний, актов;

проведение ревизии существующих нормативных актов и ведомственных распоряжений, регламентирующих хозяйственную деятельность.

Нормативно-правовые акты, способствующие созданию благоприятного инвестиционного климата в МО, можно разделить на две категории: финансово-экономическую и организационную.

К финансово-экономической категории относится: специальный налоговый режим; льготы по уплате налогов; инвестиционные налоговые кредиты; изъятия из налогооблагаемой базы отдельных объектов налогообложения; аннулирования задолженности по налогам, пеням и штрафам в бюджет МО; снижение размера платежей, уплачиваемых за аренду земельных участков и природных ресурсов; предоставление земельного участка под средне- и долгосрочную аренду; установление права преимущественной покупки инвестором или безвозмездная передача ему доли созданного/восстановленного имущества МО; реструктуризация задолженности; возмездная оплата процентов по банковским кредитам из бюджета МО; поручительство администрации МО; муниципальный заказ; бюджетное финансирование социальных проектов; залог муниципального имущества; предоставление бюджетных кредитов, субвенций для компенсации части процентной ставки по банковским кредитам полученным инвестором на цели развития производства; участие в уставном капитале во вновь создаваемых организациях путем предоставления объектов недвижимости, иных основных фондов и имущественных прав; получение займов.

К организационной категории относится: заключение соглашения, разработка необходимой нормативной правовой базы; привлечение представителей науки, рекомендация жителей МО и других лиц в качестве работников; устранение бюрократических преград путем создания упрощенных процедур рассмотрения возможности инвестирования; содействие во включение в федеральные, региональные и муниципальные программы по социально значимым и наиболее эффективным инвестиционных проектам; содействие в получении грантов; организация семинаров, конференций по проблемам осуществления инвестиционной деятельности и ярмарок инвестиционных процессов; содействие в получении незанятых производственных площадей; установление гарантий о неприменении ухудшающих условий; информационная поддержка.

Главная роль органов МСУ - формирование благоприятной инвестиционной среды, нормативное правовое закрепление поощрения инвесторов, оказание содействие инвестору, снятие возможных административных барьеров на пути бизнеса и т.д.

При написании нормативно-правовых актов надо учитывать нормы различных отраслей законодательства. МО является носителем публичной власти, в соответствии с нормами гражданского права оно является субъектом гражданского права, участвующим в имущественных отношениях на равных началах с гражданами и юридическими лицами. В этом случае отношения местной администрации и инвестора, в том числе, когда он выступает и в качестве застройщика, строятся на принципах равенства сторон, свободы и возмездности договора.

3.2 Инвестиционные проекты в механизме развития малого бизнеса в муниципальных образованиях

Инвестиционный проект - это комплекс мероприятий по созданию нового или модернизации действующего производства товаров или оказанию услуг с целю получения дохода и достижения социального эффекта.

Идея предлагаемого проекта: создание туристско-рекреационного комплекса всероссийского значения на базе минеральных источников уникального Шадринского месторождения природных углекислых минеральных вод ессентукского типа в сочетании с природными климатическими факторами Курганской области и местоположением комплекса на берегу реки Исеть Шадринского района.

Задачи проекта:

Рациональное использование имеющегося уникального природного потенциала природных подземных вод Шадринского района Курганской области в сочетании с выгодным географическим положением - равноудаленным от крупных мегаполисов уральского федерального округа и Сибири - Екатеринбурга, Челябинска, Тюмени.

Создание и развитие высокоэффективного и конкурентоспособного туристического комплекса: объектов рекреационной, оздоровительной, развлекательной направленности, ориентированных на обслуживание населения Уральского федерального округа, Сибири, Северного округа России.

Определение основных принципов развития кластера с учетом его социальной и экологической ориентированности, создание системы информационного обеспечения туристской индустрии и проведения активной рекламной деятельности.

Создание проекта - площадки, аккумулирующего разнообразие русской культуры и привлечения внешних инвестиций участниками проекта.

Разработка маркетинговой стратегии продвижения национального, регионального и местного туристического продукта на внутреннем и зарубежном рынке.

Создание инвестиционных площадок для реализации механизмов развития малого и среднего предпринимательства.

Конечная цель всякой фирмы - победа в конкурентной борьбе. Победа не разовая, не случайная, а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы. Достигается она или нет - зависит от конкурентоспособности товаров и услуг фирмы, т. е. от того, насколько они лучше по сравнению с аналогами - продукцией и услугами других фирм.

До начала функционирования туристического комплекса должны быть проведены маркетинговые исследования:

товара, его свойств, наличия спроса на товар;

потребителей, их интересов, потребностей и стиля жизни;

рынка, его возможностей и угроз.

По результатам таких исследований следует разработать политику управления и трансформировать существующий комплекс под нужды круга предполагаемых клиентов.

В настоящий момент уже существует:

банный комплекс из трех бань общей вместимостью 30 человек

скважина минеральной лечебно-столовой воды «Шадринская» с утвержденными запасами до 2031 года.

- право аренды земельных участков площадью 43672 кв.м. на 49 лет (до 2056 года);

Требуется

газификация по существующему проекту

бурение скважины на терминальные воды по существующему проекту и существующей лицензии

берегоукрепление при уже существующем договоре водопользования акваторий реки.

Срок реализации проекта: 2012-2017 годы.

Создаваемые целевые объекты:

. Туристский-оздоровительный развлекательный комплекс, в том числе:

Комплекс русских бань с минеральной водой

Открытый бассейн с терминальной природной минеральной водой

Горнолыжный спуск с подъемником

Трасса для катания на квадроциклах

Лыжная трасса для катания на классических лыжах

Причал для рыбной ловли

Причал для катания на лодках, катамаранах

Пляж с оборудованными местами для отдыха

Парк развлечений

Гостиница З*

Бильярдный клуб

Медицинский центр

Ожидаемые результаты:

Рост внутреннего туристического потока до 60 тыс.чел/год

Прирост маржинальных доходов от туризма на 1,0 млн.руб/год (каждые 5 лет)

Показатели эффективности проекта:

Создание рабочих мест - 50 человек

Период реализации проекта - 5 лет

Период окупаемости - 4 года

Перспективы развития базы отдыха

Отопление: в каждом здании автономный газовый котел

Питьевая вода - привозная,

Техническая вода - скважина,

Канализация - септики

Трансформаторная подстанция.

Три бани:

две на 12 человек: открытая веранда, раздевалка, комната для отдыха, моечная, сауна, бассейн 2х2м

одна на 6 человек: открытая веранда, раздевалка, комната для отдыха, моечная, сауна, бассейн минеральной воды 2х2м.,массажный кабинет.

Бассейн под открытым небом для горячей мин.воды: р-р 10х6м.

Гостиничный комплекс: 1 гостиница «Ключ здоровья» на 24 человека и 50 человек (без номеров), всего 74 человека:

8 номеров 2хместных

2 номера 1 местных

кафе на 40 человек

раздевалка для отдыхающих без номеров со шкафчиками на 50 человек,

хоз.блок для приготовления пищи,

стойка администратора

комната для персонала

сан.узел

комната для продажи инвентаря

бильярдная на 20 человек

стоянка для автотранспорта на 25 машин

сторожка - проходной пункт

С одной стороны гостиницы - бассейн и бани, с другой - автостоянка и проходной пункт.

Ресторан на 60 мест с отдельным залом для танц.пола и залом для боулинга

Летнее кафе - пиццерия

Лыжная база на 15 чел. и лыжная трасса для спуска с горки в сторону берега реки, а затем - в реку.

Трасса для катания на снегоходах (10 штук). Гараж для снегоходов.

Открытая детская площадка на 20 человек: качели и т. д.

Площадка для пейнтбола р-ом 50х70м., гараж для инвентаря

Тир

Пирс, выступающий в реку, для рыбалки

Гараж для катамаранов, лодок (4 кат-на, 4 лодки)

Заключение

Для реализации своей целевой ориентации маркетинг территорий вырабатывает комплексы мер, обеспечивающих:

формирование и улучшение имиджа территории, ее престижа, деловой и социальной конкурентоспособности;

расширение участия территории и ее субъектов в реализации международных, федеральных, региональных программ;

привлечение на территорию государственных и иных внешних по отношению к территории заказов;

повышение притягательности вложения, реализации на территории внешних по отношению к ней ресурсов;

стимулирование приобретения и использования собственных ресурсов территории за ее пределами к ее выгоде и в ее интересах.

Немаловажное значение для обеспечения успеха территории играет степень цивилизованности рыночных отношений на этой территории. На территории должно быть удобно жить, работать и развиваться, а для этого нужно, прежде всего, развивать инфраструктуру жилых районов, промышленных зон, в целом рыночную инфраструктуру. Аргументы, позволяющие управлять долгосрочным интересом к территории со стороны ее потребителей, подразделяются на две большие группы: аргументы функционирования и аргументы развития. К основным аргументам функционирования территории относятся: обеспечение личной безопасности и охрана общественного порядка; состояние и эксплуатация жилищного (в том числе гостиничного) фонда; состояние дорог, транспортное обслуживание; водо-, газо-, тепло-, электроснабжение; уборка мусора; наличие парков, благоустройство; наличие и развитие школ, детских дошкольных учреждений (особенно - для резидентов). Для бизнеса это - налоговые стимулы, возможности приобретения или аренды земли и компонентов инфраструктуры и т.п. Среди аргументов перспективности, развития территории в первую очередь могут быть названы: возникновение новых и развитие старых производств; динамика производственной и рыночной инфраструктуры, коммуникаций; уровень занятости и ее структура; уровень благосостояния; динамика инвестиций; развитие высшего и послевузовского образования.

Чтобы максимально эффективно продвигать территорию, необходимо, конечно, изучить культурные и религиозные особенности населения территории и позиционировать те области развития региона, которые не противоречат этим особенностям.

В плане развития экономики региона маркетинг территорий иметь решающее значение для привлечения инвестиций. Особенно важен положительный имидж территории для привлечения частного капитала. А это все в свою очередь, скажется и на развитии инфраструктуры региона в целом.

Список литературы

Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть первая) [Электронный ресурс]: федер. закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ // СПС Консультант Плюс

Гражданский Кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Электронный ресурс]: федер. закон от 26.01.1996 № 14-ФЗ // СПС Консультант Плюс

Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть первая) [Электронный ресурс]: федер. закон от 31.07.1998 № 147-ФЗ // СПС Консультант Плюс

Налоговый Кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Электронный ресурс]: федер. закон от 05.08.2000г. № 118-ФЗ // СПС Консультант Плюс

Антикризисное управление. /Под ред. Э.М.Короткова. - М: Инфра-М, 2009.

Антикризисное управление: Учебное пособие / О.Н. Демчук, Т.А. Ефремова; Российская академия образования (РАО). - М.: Флинта: МПСИ, 2009.

Арженовский И.В. Маркетинг территорий.М., 2009

Виханский О.С. Стратегическое управление [Текст]. М.: Экономист, 2006. -257с.

Виханский О.С., Наумов А.Н. Менеджмент [Текст]. М.: «Высшая школа», 2002. - 234 с.

Герчикова И.Н. Менеджмент [Текст]. М.: «ЮНИТИ», 2004 . - 371 с.

Гончаров М.И. Консалтинг в антикризисном управлении. - Москва : Экономика, 2006.

Збинякова Е.А. Финансовые основы антикризисного управления регионами и муниципальными образованиями. - Орёл.: изд. ОРАГС, 2009.

Инновационное развитие: экономика, интеллектуальные ресурсы, управление знаниями / Под ред. Б.З. Мильнера. - М.: ИНФРА-М, 2009.

Кован С.Е. Теория антикризисного управления предприятием: учебное пособие / С.Е.Кован, Л.П.Мокрова, А.Н.Ряховская; под ред. М.А.Федотовой, А.Н.Ряховской. - М.: КНОРУС, 2009.

Котлер Ф. Основы маркетинга [Текст] / Пер. с англ. - Под ред. Е.М. Пеньковой.-М., 2009 .-346с.

Маркетинг в отраслях и сферах деятельности [Текст]: Учебник/Под ред. проф. В.А. Алексуника.- 3-е изд-ие., перераб. и доп.- М.: Издательско- торговая корпорация «Дашков и К», 2005.- 716с

Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента [Текст]. М.: «Дело», 2003.-251с.

Острина И.А., Милькина И.В. Антикризисное управление. Учебное пособие для студентов специальности «Государственное и муниципальное управление». - М.: ГУУ, 2007.

Панкрухин А.П. Муниципальное управление: маркетинг территорий. - М.: Логос, 2002.

Портер М. Международная конкуренция. Пер. с англ. [Текст] / Ред. В.И. Щетинина. М.: Межд. отн., 2003. -235с.

Савицкая, Г.В. Методика комплексного анализа хозяйственной деятельности [Текст]: Краткий курс для вузов. / Г.В. Савицкая - М.: ИНФРА-М, 2010. - 288

Фатхутдинов Р. А. «Конкурентоспособность организации» [Текст], М., 2004.- 358с.

Харченко К. Муниципальное стратегическое планирование: От теории к технологии. - Белгород: Истоки, 2009.

Эванс Дж. Р., Берман Б. Маркетинг [Текст]/ Пер. с англ. - М.: Экономика, 2010.-562с.

Похожие работы на - Маркетинг территории в условиях кризиса (на примере Шадринского района Курганской области)

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!