Собственный и заемный капитал торговой организации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    21,31 Кб
  • Опубликовано:
    2014-10-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Собственный и заемный капитал торговой организации

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа

Собственный и заемный капитал торговой организации

Введение

Развитие рыночных отношений в обществе привело к появлению целого ряда новых экономических объектов учета и анализа. Одним из них является капитал предприятия как важнейшая экономическая категория. Его значимость для жизнеспособности и финансовой устойчивости предприятия настолько велика, что она получила законодательное закрепление в Гражданском Кодексе РФ в части требований о минимальной величине уставного капитала, соотношений уставного капитала и чистых активов; возможности выплаты дивидендов в зависимости от соотношения чистых активов и суммы уставного и резервного капитала.

Финансовая политика организации является узловым моментом в наращивании темпов его экономического потенциала в условиях рыночной системы хозяйствования с ее жестокой конкуренцией. Важное значение имеют показатели, характеризующие финансовое состояние предприятия.

Актуальность рассматриваемой темы курсовой работы определена тем, что финансы организаций занимают исходное, определяющее положение, так как обслуживают основное звено общественного производства, где создаются материальные и нематериальные блага.

Организации необходимо осуществлять анализ собственного и заемного капитала, поскольку это помогает выявить ее основные составляющие и определить последствия их изменений для финансовой устойчивости.

Динамика изменения собственного капитала определяет объем привлеченного и заемного капитала. В последние годы произошли значительные изменения в структуре денежного капитала, в результате повышения доли привлеченного и заемного капитала.

Основная проблема для каждого предприятия, которую необходимо определить - это достаточность денежного капитала для осуществления финансовой деятельности, обслуживания денежного оборота, создания условий для экономического роста. Эта проблема практически для всех предприятий остается пока нерешенной, о чем свидетельствует значительный недостаток собственного оборотного капитала.

Целью написания курсовой работы является изучение таких понятий, как собственный и заемный капитал торговой организации. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

1. определить понятие и сущность структуры капитала;

2. изучить источники его формирования;

3. определить специфику собственного и заемного капитала торговых организаций.

Предметом исследования является капитал торговой организации.

Концептуальные основы формирования и управления капиталом организации нашли отражение в исследованиях: В.Я. Горфинкеля, И.А. Бланка, В.В. Ковалева, В.И. Титова и др.

При написании курсовой работы применялись монографический, экономический и статистический методы исследования.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

1. Понятие, состав и классификация собственного капитала организации

1.1 Сущность собственного капитала

капитал финансовый заемный торговый

Осуществление финансовых отношений предполагает наличие у предприятия финансовых ресурсов. Финансовые ресурсы - это совокупность денежных средств предприятия, предназначенных для выполнения финансовых обязательств и осуществления затрат по обеспечению расширенного воспроизводства.

Рис. 1.1. Финансовые ресурсы предприятия

Финансовая стабильность предприятий и риск неплатежеспособности существенно зависят от видов источников финансовых ресурсов. Источником формирования финансовых ресурсов служит совокупность источников удовлетворения дополнительной потребности в капитале на предстоящий период, обеспечивающем развитие предприятия. Эти источники подразделяются на собственные (внутренние) и заемные (внешние). [7, C. 498]

Основным источником финансирования является собственный капитал. В эго состав входят уставный капитал, накопленный капитал (резервный и добавочный капиталы, фонд накопления, нераспределенная прибыль) и прочие поступления (целевое финансирование, благотворительные пожертвования и др.).

Рис. 1.2. Состав собственного капитала предприятия

По мнению И.А. Бланка собственный капитал характеризует общую стоимость средств предприятия, принадлежащих ему на праве собственности и используемых им для формирования определенной части активов. Эта часть актива, сформированная за счет инвестированного в них собственного капитала, представляет собой чистые активы предприятия.

А В.Я. Горфинкель определяет собственный капитал как основной рисковый капитал предприятия, средства, которые предприятие может с наибольшей уверенностью инвестировать на долгосрочной основе и подвергнуть наибольшему риску. Их потеря по какой-либо причине не обязательно подвергнет риску способность предприятия выплатить фиксированные долги. Особенность собственного капитала заключается в том, что он не дает обязательной или гарантированной прибыли, которая должна выплачиваться при любом течении дел, и по нему нет определенного графика возмещения долгосрочных инвестиций. С позиций стабильности предприятий и подверженности риску неплатежеспособности особенность собственного капитала состоит в том, что его размер фиксирован, и есть основания рассчитывать, что он останется и при неблагоприятных обстоятельствах, и по нему нет обязательных требований по выплате дивидендов.

Уставный капитал - это сумма средств учредителей для обеспечения уставной деятельности. На государственных предприятиях - это стоимость имущества, закрепленного государством за предприятием на правах полного хозяйственного ведения; на акционерных предприятиях - номинальная стоимость акций; для общества с ограниченной ответственностью - сумма долей собственников; для арендного предприятия - сумма вкладов его работников и т.д.

Согласно Гражданскому кодексу Российской Федерации уставный капитал может выступать в виде:

складочного капитала - в полном товариществе и товариществе на вере;

паевого либо неделимого фонда - в производственном кооперативе (артели);

уставного капитала - в акционерных обществах, обществах с ограниченной и дополнительной ответственностью;

уставного фонда - в унитарных государственных и муниципальных предприятиях. [1]

Уставный капитал формируется в процессе первоначального инвестирования средств. Вклады учредителей в уставный капитал могут быть в виде денежных средств, имущественной форме и нематериальных активов. Величина уставного капитала объявляется при регистрации предприятия, и при корректировки его величины требуется перерегистрация учредительных документов.

Размер и состав уставного капитала, сроки и порядок внесения вкладов в уставный капитал участниками, оценка вкладов при их взносе и изъятии, порядок изменения долей участников, ответственность участников за нарушение обязательств по внесению вкладов являются предметом правового регулирования. Изменение размера уставного капитала предприятия всегда связано с переутверждением его учредительных документов общим собранием учредителей и их перерегистрацией в соответствующих государственных органах. [11, C. 269]

Уставный капитал от других структурных частей собственного капитала предприятия отличает то, что он должен быть распределен между его участниками (учредителями).

В открытых акционерных обществах (ОАО) уставный капитал имеет наиболее сложную структуру.

Акционерным обществом признается коммерческая организация, уставный капитал которой разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.

Уставный капитал, сложившийся как акционерный, т.е. путем выпуска и продажи акций, имеет наиболее сложную структуру, порядок формирования и изменения.

В настоящее время законодательством Российской Федерации предусматривается создание акционерных обществ открытого и закрытого типа. Уставный капитал акционерного общества открытого типа разделяется на определенное число акций, имеющих номинальную (нарицательную) стоимость. Любой инвестор может приобрести эти акции по открытой подписке либо через посреднические организации.

Закон об акционерных обществах (ст. 25) и ГК РФ (ст. 99) обязывают учредителей акционерного общества полностью оплатить уставный капитал, объявленный при создании общества, поскольку до открытой эмиссии акций общество должно обладать имуществом, гарантирующим интересы его кредиторов.

Добавочный капитал аккумулирует денежные средства, поступающие предприятию в течение года по нескольким каналам.

Добавочный капитал возникает в результате:

• прироста стоимости внеоборотных активов после их переоценки;

• получения дополнительных денежных средств (или имущества) при продаже акций в случае их первичного размещения по цене, превышающей их номинальную стоимость (эмиссионный доход);

• прироста активов в результате безвозмездного получения имущества и денежных средств;

• прироста стоимости внеоборотных активов, созданных за счет чистой прибыли или фондов предприятия;

• отражения положительной курсовой разницы по вкладам иностранных инвесторов в уставные капиталы российских предприятий.

Что включать в состав добавочного капитала и как его использовать, решают собственники предприятия, разрабатывая соответствующие положения. Основной канал поступления добавочного капитала - результаты переоценки основных фондов. Вполне естественно ежегодное увеличение уставного каптала за счет добавочного. [17]

Резервный капитал представляет собой страховой капитал предприятия, предназначенный для возмещения убытков от хозяйственной деятельности, а также для выплаты доходов инвесторам и кредиторам в случае, если на эти цели не хватает прибыли. Средства резервного капитала служат гарантией бесперебойной работы предприятия и соблюдения интересов третьих лиц. Наличие такого финансового источника придает последним уверенность в погашении предприятием своих обязательств.

Образование резервного капитала может носить обязательный и добровольный характер. В соответствии с действующим российским законодательством, определяющим порядок деятельности акционерных обществ и предприятий с иностранными инвестициями, а также налоговым законодательством указанные организации должны формировать резервный капитал в обязательном порядке. По своему усмотрению его могут создавать и организации других форм собственности, если это предусмотрено их учредительными документами либо учетной политикой.

Информация о величине резервного капитала в балансе предприятия может иметь чрезвычайное значение для внешних пользователей бухгалтерской отчетности, которые рассматривают резервный капитал, как запас финансовой прочности предприятия. Недостаточная величина обязательного резервного капитала свидетельствует либо о недостаточности прибыли, либо об использовании резервного капитала на покрытие убытков.

Размеры отчислений в резервный капитал устанавливаются собранием акционеров и фиксируются в учредительных документах организации. При этом акционерные общества и совместные предприятия обязаны придерживаться еще и минимальной его границы. Размер резервного фонда должен быть не менее 15% от уставного капитала предприятия, а для предприятий с иностранными инвестициями не более 25% от уставного капитала, формируется только за счет ежегодного отчисления чистой прибыли предприятия в размере не менее 5%. [3, C. 452]

Нераспределенная прибыль представляет собой сумму чистой прибыли, которая не была распределена в виде дивидендов между акционерами организации.

Нераспределенная прибыль отчетного года используется на выплату дивидендов учредителям и на отчисления в резервный фонд (при его наличии). В соответствии со своей учетной политикой организация может принять решение об использовании прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия, на финансирование своих плановых мероприятий.

Эти мероприятия могут носить производственный характер в случае направления денежных средств на развитие и расширение производства, модернизацию используемого оборудования, и непроизводственный характер в случае использования денежных средств на мероприятия социального характера и материальную поддержку работников организации и другие цели, не связанные с производством продукции, либо долгосрочными или финансовыми вложениями организации. [15]

Главным источником формирования фондов специального назначения служат остающиеся в распоряжении предприятия часть прибыли. С позиции финансового контроля первостепенное значение имеет четкое разграничение средств, направляемых предприятием на производственное развитие и нужды потребления. Необходимость такого контроля связана с налоговыми льготами, предусматривающими уменьшение налогооблагаемой прибыли на ту ее часть, которая направлена на финансирование капитальных вложений.

Реализация политики организации, направленной на аккумулирование своей чистой прибыли для финансирования целевых мероприятий, производится путем образования фондов специального назначения. Количество фондов, их название и использование организация определяет самостоятельно.

Фонды специального назначения образуются по нормам, установленным собственниками, а также за счет безвозмездных взносов учредителей и других предприятий. Они, как правило, подразделяются на фонд накопления, фонд социальной сферы и фонд потребления.

Средства фондов накопления направляются на производственное развитие организации и иные аналогичные цели, в частности на:

) финансирование затрат по техническому перевооружению, реконструкции и расширению действующего производства и строительства новых объектов;

) проведение научно-исследовательских работ, приобретение оборудования, приборов;

) расходы, связанные с выпуском и распространением акций, облигаций и других ценных бумаг;

) проведение научно-исследовательских работ, приобретение оборудования, приборов;

) расходы, связанные с выпуском и распространением акций, облигаций и других ценных бумаг;

) взносы в создание инвестиционных фондов, совместных предприятий, акционерных обществ и ассоциаций;

) списание затрат, которые по действующим положениям не включаются в себестоимость продукции (работ, услуг), а производятся непосредственно за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятий;

) на финансирование природоохранных мероприятий и др. [5, C.152]

Если предприятие использует средства для капитальных вложений, то сам фонд накопления не уменьшается, так как происходит преобразование финансовых средств в имущество организации. Если же предприятие использует средства фонда на покрытие убытков отчетного года, на распределение прибыли между учредителями, а также на списание затрат, не включаемых в первоначальную стоимость вводимых в эксплуатацию объектов основных средств, то величина фонда накопления уменьшается.

Средства фонда потребления, в отличие от фонда накопления, направляются на социальное развитие и материальное поощрение персонала, а также других мероприятий и работ, не приводящих к образованию нового имущества организации. Средства специальных фондов используются согласно смете, которая обсуждается и утверждается собственниками организации (акционерами). Об исполнении сметы они информируются в установленные сроки.

Фонд потребления предназначен для обеспечения социальной защиты персонала: дотаций на питание, приобретение проездных билетов, путевок в санатории, детские учреждения, на жилищное строительство, а также на материальное поощрение работников (единовременные премии, подарки, материальная помощь) и пр.

Фонд социальной сферы представляет собой зарезервированные (направленные) суммы в качестве финансового обеспечения развития социальной сферы. Фонд социальной сферы покрывает капитальные вложения не в производство как фонд накопления, а в социальные службы предприятия. Средства фонда направляются на финансирование расходов, связанных с содержанием объектов жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, культуры, спорта, детских учреждений, домов и баз отдыха, учитываемых на балансе организации.

1.2 Источники формирования собственных финансовых ресурсов

Управление собственным капиталом связано не только с обеспечением эффективного использования уже накопленной его части, но и с формированием собственных финансовых ресурсов, обеспечивающих предстоящее развитие предприятия. В процессе управления формированием собственных финансовых ресурсов они классифицируются по источникам этого формирования. Состав основных источников формирования собственных финансовых ресурсов предприятия приведен на рис. 1.3.

В составе внутренних источников формирования собственных финансовых ресурсов основное место принадлежит прибыли, остающейся в распоряжении финансовых ресурсов, обеспечивает прирост собственного капитала, а соответственно и рост рыночной стоимости предприятия. Определенную роль в составе внутренних источников играют также амортизационные отчисления, особенно на предприятиях с высокой стоимостью собственных основных средств и нематериальных активов, однако, сумму собственного капитала они не увеличивают, а лишь остаются средством его реинвестирования.

Амортизационные отчисления представляют собой денежное выражение стоимости износа основных производственных фондов и нематериальных активов. Амортизационные отчисления включаются в себестоимость продукции и затем в составе выручки от реализации продукции возвращаются на расчетный счет предприятия, становясь внутренним источником формирования фонда накопления.

Прочие внутренние источники не играют заметной роли в формировании собственных финансовых ресурсов предприятия.

В составе внешних источников формирования собственных финансовых ресурсов основное место принадлежит привлечению предприятием дополнительного паевого (путем дополнительных взносов средств в уставный фонд) или акционерного (путем дополнительной эмиссии и реализации акций) капитала.

Для отдельных предприятий одним из внешних источников формирования собственных финансовых ресурсов может являться предоставляемое им безвозмездная финансовая помощь (как правило, такая помощь оказывается лишь отдельным государственным предприятиям разного уровня).  В число прочих источников входит бесплатно передаваемые предприятию материальные и нематериальные активы, включаемые в состав его баланса. [6, C. 358]

Основу управления собственным капиталом предприятия составляет управление формированием его собственных финансовых ресурсов. В целях обеспечения эффективности управления этим процессом на предприятии разрабатывается обычно специальная финансовая политика, направленная на привлечение собственных финансовых ресурсов из различных источников в соответствии с потребностями его развития в предстоящем периоде.

Политика формирования собственных финансовых ресурсов представляет собой часть общей финансовой стратегии предприятия, заключающаяся в обеспечении необходимого уровня самофинансирования его производственного развития. [4, C. 546]

Выбор схемы финансирования нового бизнеса неразрывно связан с учетом особенностей использования как собственного, так и заемного капитала.

Собственный капитал характеризуется следующими основными положительными особенностями:

. Простотой привлечения, так как решения, связанные с увеличением собственного капитала (особенно за счет внутренних источников его формирования) принимаются собственниками и менеджерами предприятия без необходимости получения согласия других хозяйствующих субъектов.

. Более высокой способностью генерирования прибыли во всех сферах деятельности, т.к. при его использовании не требуется уплата ссудного процента во всех его формах.

З. Обеспечением финансовой устойчивости развития предприятия, его платежеспособности в долгосрочном периоде, а соответственно и снижением риска банкротства.

Вместе с тем, ему присущи следующие недостатки

. Ограниченность объема привлечения, а следовательно и возможностей существенного расширения операционной и инвестиционной деятельности предприятия в периоды благоприятной конъюнктуры рынка на отдельных этапах его жизненного цикла.

. Высокая стоимость в сравнении с альтернативными заемными источниками формирования капитала.

З. Неиспользуемая возможность прироста коэффициента рентабельности собственного капитала за счет привлечения заемных финансовых средств, так как без такого привлечения невозможно обеспечить превышение коэффициента финансовой рентабельности деятельности предприятия над экономической.

Таким образом, предприятие, использующее только собственный капитал, имеет наивысшую финансовую устойчивость (его коэффициент автономии равен единице), но ограничивает темпы своего развития (т.к. не может обеспечить формирование необходимого дополнительного объема активов в периоды благоприятной конъюнктуры рынка) и не использует финансовые возможности прироста прибыли на вложенный капитал.

2. Понятие, состав и классификация заемного капитала организации

2.1 Сущность заемного капитала

Эффективная финансовая деятельность предприятия невозможна без постоянного привлечения заемных средств. Использование заемного капитала позволяет существенно расширить объем хозяйственной деятельности предприятия, обеспечить более эффективное использование собственного капитала, ускорить формирование различных целевых финансовых фондов, а в конечном счете - повысить рыночную стоимость предприятия.

Хотя основу любого бизнеса составляет собственный капитал, на предприятиях ряда отраслей экономики объем используемых заемных средств значительно превосходит объем собственного капитала. В связи с этим управление привлечением и эффективным использованием заемных средств является одной из важнейших функций финансового менеджмента, направленной на обеспечение достижения высоких конечных результатов хозяйственной деятельности предприятия.

В процессе развития предприятия по мере погашения его финансовых обязательств возникает потребность в привлечении новых заемных средств. Источники и формы привлечения заемных средств предприятием весьма многообразны.

Заемный капитал характеризует привлекаемые для финансирования развития предприятия на возвратной основе денежные средства или другие имущественные ценности. Все формы заемного капитала, используемого предприятием, представляют собой его финансовые обязательства, подлежащие погашению в установленные сроки. [3, C. 253]

В условиях рыночной экономики внешние источники финансовых ресурсов имеют огромное значение: предприятие на практике не может обойтись без привлечения заемных средств. Заемные средства в нормальных экономических условиях способствуют повышению эффективности производства, они необходимы для осуществления расширенного производства. Многообразие каналов привлечения заемных ресурсов создает возможность использовать их в различных ситуациях.

К источникам заемных средств относятся: кредиты банков, коммерческие кредиты, факторинг, лизинг, кредиты частных лиц и пр. [9, C. 215]

Привлечение заемного капитала становится необходимым для покрытия потребности предприятия в основных и оборотных фондах. Такая потребность может возникнуть в ходе проведения реконструкции и технического перевооружения производства, из-за отсутствия достаточного стартового капитала, наличия сезонности в производстве, заготовках, переработке, снабжении и сбыте продукции, а также в результате отклонений в нормальном ходе кругооборота средств по независящим от предприятия причинам: необязательности партнеров, чрезвычайным обстоятельствам и т.д.

Заемный капитал подразделяется на краткосрочный и долгосрочный. К долгосрочным в российской практике относятся те заемные источники, срок погашения которых превышает двенадцать месяцев. В зарубежной практике заемные источники, выдаваемые на срок от одного до пяти лет, считаются среднесрочными. К краткосрочному заемному капиталу можно отнести кредиты, займы, а также вексельные обязательства - со сроком погашения менее одного года; кредиторскую и дебиторскую задолженности.

Как финансировать те или иные активы предприятия - за счет краткосрочного или долгосрочного (заемного и собственного) капитала, решают в каждом конкретном случае. Однако предприятие часто следует правилу, согласно которому элементы основного капитала, а также наиболее стабильная часть оборотного капитала (например, страховой запас, часть дебиторской задолженности) финансируются за счет долгосрочного капитала. Остальная часть оборотных активов, величина которых зависит от товарного потока, финансируется за счет краткосрочного капитала. [16]

По целям привлечения заемные средства подразделяются на следующие виды:

·   средства, привлекаемые для воспроизводства основных средств и нематериальных активов;

·        средства привлекаемые для пополнения оборотных активов;

·        средства, привлекаемые для удовлетворения социальных нужд.

По форме привлечения заемные средства могут быть в денежной форме и других видах; по источникам привлечения они делаться на внешние и внутренние; по форме обеспечения - обеспеченные залогом или закладом, обеспеченные поручительством или гарантией и необеспеченные.

С учетом классификации заемных средств дифференцируются методы управления их привлечением. Управление привлечением заемных средств представляет собой целенаправленный процесс их формирования из различных источников и в разных формах в соответствии с потребностями предприятия в заемном капитале на различных этапах его развития.

Все внешние источники финансирования попадают в одну из двух категорий: финансирования путем получения кредитов либо выпуска ценных бумаг (кроме акций). Наиболее распространенной является кредитная форма заемного капитала. [7, C. 509]

В отличие от собственного заемный капитал подлежит возврату, причем условия возврата оговариваются на момент его мобилизации; постоянен в том смысле, что с позиции поставщиков капитала номинальная величина основной суммы долга не меняется.

Формально заемный капитал представлен в пассиве баланса как совокупность долгосрочных обязательств предприятия пред третьими лицами, а его основными компонентами являются долгосрочные кредиты и займы, в том числе облигационные. [8, C. 385]

2.2 Источники формирования заемного капитала торговой организации

Источники привлечения заемных средств торгового предприятия также подразделяются на внешние и внутренние.

В составе внешних источников привлечения заемных средств основная роль принадлежит финансовому и товарному кредитам, предоставленным торговому предприятию. Первый из них включает предоставление денежных средств на определенный срок под установленные проценты (банковский кредит, налоговой кредит, денежный кредит других субъектов предпринимательской деятельности и т.п.). Второй из них заключается в поставке товаров торговому предприятию на условиях отсрочки платежа за них. В число прочих внешних источников входят выпуск облигаций предприятия; предоставленные на беспроцентной основе средства государственных и негосударственных программ и фондов и некоторые другие.

В составе внутренних источников привлечения заемных средств главное место занимает на предприятии прирост так называемых «устойчивых пассивов». Этот прирост заемных средств состоит из прироста задолженности по оплате труда (если предусмотрено увеличение фонда оплаты труда в плановом периоде); прироста задолженности по расчетам с бюджетом (если в связи с намечаемым ростом объема хозяйственной деятельности планируется увеличение суммы налоговых платежей); прироста задолженности по страхованию (если в плановом периоде возрастает стоимость имущества торгового предприятия, подлежащего обязательному страхованию) и некоторых других видов внутренней задолженности предприятия. Механизм образования устойчивых пассивов основан на том, что начисление соответствующих средств осуществляется ежедневно, а выплаты этих средств - с определенной (установленной) периодичностью. [14]

Основными источниками увеличения объема заемного капитала торговой организации являются:

·              финансовые кредиты;

·              товарные кредиты;

·              выпуск облигаций.

В составе финансового кредита, привлекаемого предприятиями для расширения хозяйственной деятельности, приоритетная роль принадлежит банковскому кредиту. Этот кредит имеет широкую целевую направленность и привлекается в самых разнообразных видах. В последние годы в кредитовании предприятий принимают участие не только отечественные, но и зарубежные банки (особенно в кредитовании совместных предприятий с участием иностранного капитала).

Под банковским кредитом понимаются денежные средства, предоставляемые банком взаймы клиенту для целевого использования на установленный срок под определенный процент.

Банковский кредит предоставляется организациям на современном этапе в следующих основных видах:

бланковый (необеспеченный кредит);

консорциумный кредит;

ролловерный кредит;

ипотечный кредит;

онкольный кредит;

револьверный (автоматически возобновляемый кредит);

открытие кредитной линии;

сезонный кредит с ежемесячной амортизацией долга;

контокоррентный кредит (овердрафтный). [3, C. 337]

Многообразие видов и условий привлечения банковского кредита определяют необходимость эффективного управления этим процессом на предприятиях с высоким объемом потребности в этом виде заемных финансовых средств. В этом случае цели и методы привлечения заемного капитала конкретизируются с учетом особенностей банковского кредитования, выделяясь при необходимости в самостоятельный вид финансового управления. [13, C. 285]

Одним из источников привлечения заемных средств является эмиссия предприятием собственных облигаций. К этому источнику формирования заемного капитала могут в соответствии с нашим законодательством прибегать предприятия, созданные в форме акционерных и других видов хозяйственных обществ. Акционерные общества могут выпускать облигации только после того, как полностью оплачены выпущенные акции.

Решение о выпуске облигаций предприятие принимает самостоятельно. Средства от размещения облигаций направляются предприятием, как правило, на цели финансирования своего стратегического развития.

Как кредитный инструмент облигационный займ имеет определенные преимущества и недостатки.

Привлечение заемных финансовых ресурсов путем выпуска облигаций имеет следующие основные преимущества:

а) эмиссия облигаций не ведет к утрате контроля над управлением предприятием (как, например, в случае выпуска акций);

б) облигации могут быть выпущены при относительно невысоких финансовых обязательствах по процентам (в сравнении со ставками процента за банковский кредит или дивидендами по акциям), так как они обеспечиваются имуществом предприятия и имеют приоритет в удовлетворении претензий по ним в случае банкротства предприятия;

в) облигации имеет большую возможность распространения, чем акции предприятия, в силу меньшего уровня их риска для инвесторов.

Вместе с тем, этот источник привлечения заемных финансовых средств имеет и ряд недостатков:

а) облигации не могут быть выпущены для формирования уставного фонда и покрытия убытков (в то время как банковский или коммерческий кредит могут быть использованы для преодоления негативных последствий финансовой деятельности предприятия);

б) эмиссия облигаций связана с существенными затратами финансовых средств и требует продолжительного времени (предприятие должно подготовить специальный документ, называемый индентурой, в котором излагаются права и привилегии владельцев облигации; отпечатать бланки с достаточно высокой степенью их защиты; зарегистрировать их выпуск; решить вопросы андеррайтинга и т.п.). В связи с высоким уровнем расходов по выпуску и размещению облигаций, их эмиссия оправдана лишь на большую сумму, что могут себе позволить только крупные предприятия;

в) уровень финансовой ответственности предприятия за своевременную выплату процентов и суммы основного долга (при погашении облигаций) очень высок, так как взыскание этих сумм при существенной просрочке платежей реализуется через механизм банкротства;

г) после выпуска облигаций вследствие изменения конъюнктуры финансового рынка средняя ставка ссудного процента может стать значительно ниже, чем установленный процент выплат по облигации; в этом случае дополнительный доход получит не предприятие, а инвесторы. Предприятие же в этом случае будет нести повышенные (в сравнении со среднерыночными) расходы по обслуживанию своего долга.

Основной целью управления эмиссией облигаций предприятия является обеспечение привлечения необходимого объема заемных средств путем выпуска и размещения на первичном фондовом рынке ценных бумаг этого вида. [12, C. 311]

Товарный (коммерческий) кредит, предоставляемый предприятиям в форме отсрочки платежа за поставленные им сырье, материалы или товары, получает все большее распространение в современной коммерческой и финансовой практике. Для привлекающих его предприятий он имеет ряд преимуществ в сравнении с другими источниками формирования заемного капитала, которые заключаются в следующем:

. Товарный (коммерческий) кредит является наиболее маневренной формой финансирования за счет заемного капитала наименее ликвидной части оборотных активов - производственных запасов товарно-материальных ценностей.

. Он позволяет автоматически сглаживать сезонную потребность в иных формах привлечения заемных средств, так как большая часть этой потребности связана с сезонными особенностями формирования запасов сырья.

З. Этот вид кредитования не рассматривает поставленные сырье, материалы и товары как имущественный залог предприятия, позволяя ему свободно распоряжаться предоставленными в кредит материальными ценностями.

. В этом виде кредита заинтересовано не только предприятие-заемщик, но и его поставщики, потому что он позволяет им увеличивать объем реализации продукции и формировать дополнительную прибыль. Поэтому товарный (коммерческий) кредит в современной хозяйственной практике предоставляется не только первоклассным но и предприятиям, испытывающим определенные финансовые трудности.

. Стоимость товарного (коммерческого) кредита, как правило, значительно ниже стоимости привлекаемого финансового кредита (во всех его формах).

. Привлечение товарного (коммерческого) кредита позволяет сокращать общий период финансового цикла предприятия, снижая тем самым потребность в финансовых средствах, используемых для формирования оборотных активов. Это определяется тем, что этот вид финансовых обязательств предприятия составляет преимущественную долю его кредиторской задолженности. Между периодом оборота кредиторской задолженности предприятия по товарным операциям и периодом его финансового цикла существует обратная зависимость.

. Он характеризуется наиболее простым механизмом оформления в сравнении с другими видами кредита, привлекаемого предприятием.

Вместе с тем, как кредитный инструмент товарный (коммерческий) кредит имеет и определенные недостатки, основными из которых являются:

. Целевое использование этого вида кредита носит очень узкий характер - он позволяет удовлетворять потребность предприятия в заемном капитале только для финансирования производственных запасов в составе оборотных активов. Прямое участие в других целевых видах финансирования этот вид кредита участия не принимает.

. Этот вид кредита носит очень ограниченный характер во времени. Период его предоставления (не считая вынужденных форм его пролонгации) ограничивается, как правило, несколькими месяцами.

З. В сравнении с другими кредитными инструментами он несет в себе повышенный кредитный риск, так как по своей сути является необеспеченным видом кредита. Соответственно для привлекающего этот кредит предприятия он несет в себе дополнительную угрозу банкротства при ухудшении конъюнктуры рынка реализации его продукции.

Эти преимущества и недостатки товарного (коммерческого) кредита должны быть учтены предприятием при использовании этого кредитного инструмента для привлечения необходимых ему заемных средств.

Привлекая к использованию заемный капитал в форме товарного (коммерческого) кредита, предприятие ставит своей основной целью максимальное удовлетворение потребности в финансировании за этот счет формируемых производственных запасов сырья и материалов (в торговле - запасов товаров) и снижение общей стоимости привлечения заемного капитала. [3, C. 365]

Заемный капитал характеризуется следующими положительными особенностями:

. Достаточно широкими возможностями привлечения (особенно при наличии гарантии или залога).

. Увеличением финансового потенциала предприятия при необходимости существенного возрастания объема хозяйственной деятельности.

. Возможностью увеличивать прирост рентабельности собственного капитала за счет обеспечения расширения хозяйственной деятельности.

В то же время использование заемного капитала имеет следующие недостатки:

. Сложность привлечения, так как оно зависит от решений других хозяйствующих субъектов (кредиторов), которые при определенном имидже и финансовом положении торгового предприятия вообще могут отказать в выдаче кредита.

. Необходимость предоставления в ряде случаев (в случаях серьезных займов) соответствующих сторонних гарантий (страховых компаний, других хозяйствующих субъектов) или залога. При этом гарантии предоставляются, как правило, на платной основе и сопровождаются обычно требованием проведения аудита хозяйственной деятельности и финансового состояния торгового предприятия.

. Снижение уровня рентабельности активов, так как прибыль предприятия уменьшается на сумму выплачиваемых процентов за кредит.

. Снижение уровня финансовой устойчивости предприятия, а соответственно возрастание риска его банкротства. [3, 269]

Таким образом, торговое предприятие, использующее заемный капитал, имеет более высокий потенциал своего развития и возможности прироста рентабельности собственного капитала, однако снижает свою финансовую устойчивость.

Заключение

Капитал представляет собой накопленный путем сбережений запас экономических благ в форме денежных средств и реальных капитальных товаров, вовлекаемых его собственниками в экономический процесс как инвестиционный ресурс и фактор производства с целью получения дохода, функционирование которых в экономической системе базируется на рыночных принципах и связано с факторами времени, риска и ликвидности.

Финансовые отношения возникают в процессе формирования и движения (распределения, перераспределения и использования) капитала, доходов, фондов, резервов и других денежных источников средств предприятия, т.е. его финансовых ресурсов.

Финансовые ресурсы предприятия - это все источники денежных средств, аккумулируемые предприятием для формирования необходимых ему активов в целях осуществления всех видов деятельности как за счет собственных доходов, накоплений и капитала, так и за счет различного вида поступлений.

Наличие финансовых ресурсов в необходимых размерах предопределяет финансовое благополучие предприятия, т.е. его финансовую устойчивость и платежеспособность в любой период года.

Источники финансовых ресурсов подразделяются на собственные (внутренние) и заемные (внешние).

Наличие собственных и заемных средств в обороте предприятия объясняется особенностями финансирования производственного процесса. Постоянная минимальная сумма средств для финансирования потребностей производства должна обеспечиваться собственными оборотными средствами. Собственные средства предприятия - это, прежде всего, уставный капитал и прибыль, остающаяся в распоряжении предприятия после уплаты всех налогов. Временная потребность в средствах, связанная с объективными и субъективными причинами, покрывается за счет заемных средств. Наиболее типичными причинами недостатка собственных оборотных средств являются просроченная дебиторская задолженность, увеличение периода производственного цикла, расширение производства, увеличение товарных запасов, увеличение стоимости предметов труда и т.д.

В случае недостатка средств из собственных источников предприятия могут привлекать заемные средства в виде долгосрочных и краткосрочных кредитов и ссуд банков, бюджетных ссуд и займов юридических и физических лиц.

Финансовые ресурсы предприятий направляются на следующие цели:

♦ финансирование затрат на производство и реализацию продукции, работ, услуг;

♦ реальные и финансовые инвестиции;

♦ образование денежных фондов специального назначения;

♦ платежи в бюджет и внебюджетные фонды;

♦ погашение кредитов и ссуд;

♦ благотворительные цели.

Финансирование части оборотных средств за счет заемных средств считается совершенно нормальной операцией. Все предприятия в той или иной мере привлекают заемные средства для финансирования кругооборота оборотных средств. Более того, каждое предприятие имеет так называемые устойчивые пассивы - не снижаемый, постоянный остаток кредиторской задолженности, состоящей из задолженности по заработной плате, перед бюджетом, по отчислениям в социальные фонды и т.п. Проблема привлечения заемных средств - это соблюдение пропорций в структуре финансирования оборотных средств. Соотношение между суммами собственных и заемных средств характеризует финансовую устойчивость предприятия.

Финансовое состояние является важнейшей характеристикой финансовой деятельности предприятия. Устойчивое финансовое положение предприятия является результатом умелого просчитанного управления всей совокупностью производственно-хозяйственных факторов, определяющих результаты деятельности предприятия.

Управление капиталом компании - прерогатива финансово-экономических служб, и финальную ответственность за управление капиталом несет финансовый директор. Одновременно с этим финансовый директор испытывает ограничения со стороны акционеров по доле собственного и заемного капитала, который может эксплуатировать компания, но опять же, одновременно с этим, перед ним стоит еще задача по поддержанию рентабельности компании. Он отвечает за распределение финансовых ресурсов и за затратную часть компании, может требовать со стороны коммерческих функциональных блоков и маркетинговых функциональных звеньев выполнения определенных норм по отгрузкам и по цене, которые позволяли бы выполнять поставленные акционерами задачи по обеспечению рентабельности текущей деятельности предприятия.
На финансовую политику компании управление капиталом оказывает очень существенное влияние, так как это связано с окончательным результатом деятельности компании в целом.

Список использованной литературы

1.   «Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая)» от 30.11.1994 №51-ФЗ

2.      Федеральный закон от 26.12.1995 №208-ФЗ «Об акционерных обществах» (с изм. и доп.)

.        Бланк И.А. Управление формированием капитала. Учебник - К.: «Ника-Центр», 2008. - 512 с.

.        Бланк И.А. Финансовый менеджмент: Учебный курс. - 2-е изд., перераб. и доп. - К.: Эльга, Ника-Центр, 2007. - 656 с.

.        Волков О.И. Экономика предприятия (фирмы): Учебник / Под ред. проф. О.И. Волкова и доц. О.В. Девяткина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 601 с.

.        Гаврилова А.Н., Попов А.А. Финансы организаций (предприятий): Учебное пособие. - М.: КНОРУС, 2008. 576 с.

.        Горфинкель В.Я. Экономика предприятия: Учебник для вузов /Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007. - 670 с.

.        Финансы: учеб. - 2-е изд. перераб. и доп/под ред. В.В. Ковалева. - М.: ТК Велби Изд-во Проспект, 2007. - 640 с.

.        Лупей, Н.А. Финансы торговых организаций: учеб. Пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Коммерция (торговое дело)» и «Маркетинг» / Н.А. Лупей. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Юнити-Дана, 2010. - 143 с.

11. Титов В.И. Экономика предприятия: учебник /В.И. Титов. - М.: Эксмо, 2008. - 416 с.

12.    Шеремет А.Д., Ионова А.Ф. Финансы предприятий: менеджмент и анализ: Учеб. пособие. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2006. - 479 с.

.        Шуляк П.Н. финансы предприятий: Учебник. - М.: Издательский дом дашков и ко, 2007. - 357 с.

.        [эл. ресурс] // Режим доступа: http://www.spb-mb.ru/index.php? page=47

.        [эл. ресурс] // Режим доступа: http://e-college.ru/xbooks/xbook108/book/index/index.html? go=part-005*page.htm

.        [эл. ресурс] // Режим доступа: http://buyavets.spb.ru/? page_id=2723

.        [эл. ресурс] // Режим доступа: http://wi-korporaciya.ru/korporaciya/sobstvennyj-kapital-i-ego-rol-59.html

Похожие работы на - Собственный и заемный капитал торговой организации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!