Логистическое исследование

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    14,9 Кб
  • Опубликовано:
    2015-02-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Логистическое исследование

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Саратовский Государственный Технический Университет имени Гагарина Ю.А.»

Кафедра: «Организация перевозок и управление на транспорте»








Реферат по дисциплине «Основы логистики» на тему:

«Логистическое исследование»



Выполнил: студент 3 курса АМФ

Группы б2ТТПР-31

Плишкин М.А.

Шифр: 120114

Проверил: к.э.н

Гусев С.А

Саратов 2014

Содержание

1. Логистика

. Логистическое исследование

. Бизнес-логистика

. Закупочная логистика

.1 Цель и задачи закупочной логистики

.2 Изучение товарного рынка

.3 Поиск поставщиков

. Складская логистика

.1 Функции логистики складирования

.2 Организация системы складской логистики

Литература

1. Логистика

В период становления рыночных отношений в России в 1990-е годы появилось и стало активно развиваться новое научно-практическое направление - логистика. Интерес к ней обусловлен потребностями развития экономики и бизнеса, возросшими объёмами грузовых перевозок. Первоначально усилия фирм были направлены в основном на снижение производственной себестоимости продукции. В настоящее время, когда предложение повсеместно стало превышать спрос, предприниматели начали признавать также важность обеспечения сбыта за счет снижения транспортных (дизельное топливо подорожало) и складских издержек.

Новые принципы организации и управления, основанные на концептуальных подходах и методе мышления, объединяемых общим понятием "логистика", все в большей степени и с успехом применяются на практике наиболее эффективно функционирующими предприятиями, транспортными компаниями, фирмами и объединениями.

Методы логистики объединяют организацию и управление различными фазами, стадиями и аспектами экономической деятельности. Часто используют следующее определение: "Логистика - наука об управлении информационными и материальными потоками в процессе движения товаров". Хотя надо заметить, что однозначного определения логистики не существует, так как авторы вольно или невольно выводят на передний план отдельные стороны логистического управления.

Рассмотрим происхождение термина "логистика" (англ. - logistics). Большинство исследователей сходится на том, что семантика слова восходит к Древней Греции, где "logistike" обозначало "счетное искусство" или "искусство рассуждения, вычисления". В Римской империи под логистикой понимались правила распределения продовольствия. Во времена византийского императора Льва VI (866-912 гг. ) логистика определялась как искусство снабжения армии и управления ее перемещениями. В частности, немецкий исследователь, профессор Г. Павеллек отмечает: назначением логистики в Византийской империи было "платить жалованье армии, должным образом вооружать и подразделять ее, снабжать оружием и военным имуществом, своевременно и в полной мере заботиться о ее потребностях и, соответственно, подготавливать каждый акт военного похода, т. е. рассчитывать пространство и время, делать правильный анализ местности с точки зрения передвижения армии, а также силы сопротивления противника и в соответствии с этими функциями управлять и руководить, одним словом, распоряжаться движением и распределением собственных вооруженных сил".

Исторически можно проследить одну трактовку термина, которая дошла до наших дней.

Она связана с применением логистики в военной области. По-видимому, толчком к развитию военной логистики послужили фундаментальные работы известного военного теоретика XIX в. барона А. А. Жомини (1779-1869 гг.), в которых он определял логистику как практическое искусство управления войсками, включающее широкий круг вопросов, связанных с планированием, управлением и снабжением, определением мест дислокации войск, транспортным обслуживанием армии и т. п.

В настоящее время насчитывается множество видов логистики. Вот некоторые из них:

·логистика грузовых перевозок

·складская логистика (логистика складирования)

·коммерческая логистика

·информационная логистика

·маркетинговая логистика

·закупочная логистика

·производственная логистика

·промышленная логистика

·логистика распределения (распределительная или сбытовая логистика)

Причём большинство из них взаимно пересекаются. Это становиться ясно, например, из определения задач транспортной логистики. Основными задачами которой является обеспечение грузоперевозки товаров; минимизация затрат на грузоперевозку; нахождение оптимальных маршрутов по грузовой перевозке; поиск и выбор экспедиторов; транспортной компании - перевозчика, планирование доставки; грамотное оформление и заключение договоров и контрактов на грузоперевозку, куплю - продажу товаров; прохождение таможни; и т.д.

поставщик товарный рынок закупка складирование

2. Логистическое исследование

В связи с тем что практически любое исследование влечет за собой определенные затраты, оно должно быть всесторонне обосновано. Необходимость проведения исследований в логистике, как правило, возникает при ухудшении показателей производственно-хозяйственной деятельности фирмы за определенный период времени: снизилась прибыль, увеличились логистические издержки, ухудшились результаты финансовой деятельности, сократились объемы транспортируемой продукции, отсутствует необходимый портфель заказов.

Поэтому специалисты фирмы совместно с привлеченными экспертами не основании опыта и возникших ранее аналогичных ситуаций пытаются проанализировать сложившееся положение и выработать соответствующие рекомендации. В некоторых случаях это удается.

Рассмотрим логистическое исследование в общем виде, безотносительно к конкретной процедуре товародвиженияю. Само исследование можно представить в виде сетевого графика, который включает все элементы - от постановки проблемы до оценки эффективности исследования по результатом принятых решений.

Представим следующие этапы общего логистического исследования:

§постановка проблемы;

§определение задач

§входящих в сферу проблемы

§формулировка цели (целей) исследования

§составление плана

§установление перечня необходимых исходных данных;

§выявление информационных источников,

§сбор данных;

§обработка информации;

§систематизация и анализ собранных данных

§выводы и рекомендации;

§оценка эффективности исследования.

Остановимся более подробно на каждом из данных этапов общего логистического исследования:

Постановка проблемы. Обоснование необходимости исследования составляется в общем виде. Особенно важно правильно и кратко сформулировать проблему, которую подлежит исследовать. При этом намечается значительный круг вопросов, требующих разрешения по всем объектам исследования (складское и тарное хозяйство, запасы материально-технических ресурсов, транспортное хозяйство), по отдельным направлениям применительно к конкретной·проблеме.

Определение задач, входящих в сферу проблемы. Но этом этапе выявляется перечень исследовательских задач по проблеме. Их можно представить в виде цепной реакции: глобальная задача - локальные задачи - подзадачи. При этом выявляется последовательность их решения, а итерации в свою очередь строятся в соответствии с логикой и используемыми исходными данными (от предыдущего - к последующему). Перечень задач изображается графически, некоторые специалисты предпочитают строить комплекс задач в виде сетевого графика, где наглядно представлены последовательность их исследования и взаимосвязь.

Формулировка цели (целей) исследования. Постановка проблемы и определение задач снимают вопрос об объекте исследования. Следовательно, необходимо сформулировать цель или цели исследования. Как правило, цель зависит от объекта исследования - транспорт,терминалы, каналы распределения. Например, по транспорту возможен следующий вариант формулировки цели: восстановление прежнего положения на освоенном рынке транспортно-экспедиционных услуг; возможность снижения логистических издержек непосредственно при транспортировке продукции; внедрение транспортно-экспедиционных услуг на новые рынки.

Составление плана. На основании цели (целей) разрабатывается подробный план исследования, в который входит детальный перечень необходимых работ. За каждым пунктом плана закрепляются конкретные исполнители, все пункты увязаны между собой сроками. Большое значение в разработанном плане придается отчетности, полноте аналитической информации, логике рассуждений, выводам и рекомендациям.

Установление перечня необходимых исходных данных. Это один из важных и ответственных этапов. Поэтому специалисты-исследователи, чтобы избежать избыточной информации и многократности обработки идентичных данных, классифицируют исходную информацию по группам: официальная и неофициальная; первичная и производная; достоверная и подлежащая дополнительной проверке; комплексная и локальная; объективная и субъективная. Таким образом, создается перечень своеобразного исходного информационного обеспечения, обслуживающего весь процесс исследования.

Выявление информационных источников. В общем виде их можно подразделить но две группы. Первая - имеющаяся в наличии информация, которая может быть сгруппирована, обработана и обобщена. Это информационные статистические материалы государственных учреждений, бюллетени коммерческих и некоммерческих организаций, публикации торговых и промышленных ассоциаций, академические и специальные журналы; собственные аналитические материалы. Ко второй группе источников относятся: респонденты, в качестве которых могут выступать фирмы, научно-исследовательские организации, отдельные потребители услуг; привлекаемые специалисты, организующие собственными силами получение необходимой информации.

Сбор данных. Он подразделяется на два процесса в соответствии с источниками информации. К первому относятся так называемые кабинетные исследования, когда собирается, обобщается и обрабатывается информация из опубликованных источников и внутрифирменных документов. Второй процесс представляет собой внекабинетное исследование, когда информация добывается из других фирм, организаций и от отдельных респондентов. Здесь различают несколько методов: наблюдение, эксперимент, выборочное обследование.

Обработка информации. Это один из трудоемких этапов исследования, когда собранная информация сводится в групповые и комбинированные таблицы. С помощью статистических методов, на пример, таких как распределительный, сравнительный, индексный, специалисты готовят данные для установления определенных закономерностей различных процессов в зависимости от поставленной цели (целей).

Систематизация и анализ собранных данных. Но этом этапе информация систематизируется для решения конкретно поставленных задач, о аналитическая работа планируется вплоть до мельчайших деталей. Если исключается возможность проведения анализа отдельных составляющих на элементарном уровне, специалисты-аналитики прибегают к более сложным математическим методам. В зависимости от степени агрегирования аналитической информации применяется ряд математических методов, основными из которых являются: линейное, нелинейное, параметрическое, динамическое программирование, решаются многоитерационные задачи с получением оптимального результата но последнем этапе.

Оценка эффективности исследования. Все выводы и рекомендации по результатам исследования подлежат проверке на надежность в практической деятельности фирмы. Прежде всего осуществляется контроль проводимого фирмой комплекса мероприятий в соответствии с разработанными рекомендациями. Здесь возможно выявление дополнительных факторов, которые не были учтены в исследовании. Не исключена вероятность корректировки из-за изменений на рынке, происшедших после проведения логистического исследования.

3. Бизнес-логистика

В зависимости от специфики деятельности компании применяются различные логистические системы. Логистическая система - совокупность действий участников логистической цепи (предприятий-производителей, транспортных, торговых организаций, магазинов, и пр.), построенных таким образом, чтобы выполнялись основные задачи логистики.

Некоторые управленческие подходы и концепции, включающие логистическую составляющую или специфические логистические стратегии:

·MRP <https://ru.wikipedia.org/wiki/MRP> (англ. <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA> materials requirements planning),

·DRP <https://ru.wikipedia.org/wiki/DRP> (distribution requirements planning),

·MRP II <https://ru.wikipedia.org/wiki/MRP_II> (manufacturing resource planning),

·ERP <https://ru.wikipedia.org/wiki/ERP> (enterprise resource planning);

·бережливое производство <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%91%D0%B5%D1%80%D0%B5%D0%B6%D0%BB%D0%B8%D0%B2%D0%BE%D0%B5_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE>

·CSRP <https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=CSRP&action=edit&redlink=1> (customer synchronized resource planning),

·EOQ-модель <https://ru.wikipedia.org/w/index.php?title=EOQ-%D0%BC%D0%BE%D0%B4%D0%B5%D0%BB%D1%8C&action=edit&redlink=1>,

·система двух уровней,

·двухбункерная схема,

·модель с постоянной периодичностью заказа,

·метод ABC,

·нестационарные и стохастические модели управления запасами.

Компании могут развивать собственные логистические подразделения, а могут привлекать транспортно-логистические организации для решения вопросов поставок, складирования и снабжения. В зависимости от уровня привлечения независимых компаний для решения бизнес-задач в логистике различают разные уровни: 1PL (отангл. <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%90%D0%BD%D0%B3%D0%BB%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%8F%D0%B7%D1%8B%D0%BA> «first-party logistics») - подход, при котором организация решает логистические вопросы самостоятельно; 3PL <https://ru.wikipedia.org/wiki/3PL> («third-party logistics») - подход, при котором полный комплекс логистических услуг от доставки и адресного хранения до управления заказами и отслеживания движения товаров передается на сторону транспортно-логистической организации. В функции такого 3PL-провайдера входит организация и управление перевозками, учёт и управление запасами, подготовка импортно-экспортной и фрахтовой документации, складское хранение, обработка груза, доставка конечному потребителю.

Задача управления логистикой на практике сводится к управлению несколькими компонентами, которые составляют так называемый «logistics mix»:

·складские сооружения (отдельные складские постройки, центры дистрибьюции, складские помещения, совмещенные с магазином);

·запасы (объем запасов по каждому наименованию, место нахождения запаса);

·транспортировка (виды транспорта, сроки, виды тары, наличие водителей и т. д.);

·комплектация и упаковка (простота и легкость с точки зрения логистического обслуживания с одновременным сохранением влияния на покупательскую активность);

·связь (возможность получения как конечной, так и промежуточной информации в процессе товародвижения).

Логистика делится на виды: закупочная, транспортная, складская, производственная, информационная логистика и другие.

4. Закупочная логистика

4.1 Цель и задачи закупочной логистики

Основная цель закупочной логистики заключается в удовлетворении потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью. Достижение этой цели зависит от решения целого ряда задач.

Главными вопросами, на которые следует ответить при обеспечении предприятия предметами труда, служат:

какой вид сырья, материалов или комплектующих необходимо закупить;

в каком количестве;

кто будет поставщиками сырья, материалов и комплектующих;

на каких условиях будут производиться закупки?

К традиционному перечню вопросов логистика добавляет свои: как системно увязать закупки с производством и сбытом, а деятельность предприятия - с поставщиками.

4.2 Изучение товарного рынка

Каждый стремится получить максимальную прибыль за счет расширения своего бизнеса, увеличения рынка сбыта и наращивания объемов производства. Основу успеха составляет выпускаемая продукция, отвечающая запросам потребителей. Основным критерием повышенного спроса служит качество. Невозможно добиться производства качественной продукции без использования качественного сырья. Интеграция производства и заготовительной деятельности начинается задолго до самого процесса производства. В начале создания структуры заготовительной логистики и в дальнейшем должен регулярно проводиться анализ вариантов поставок, который начинается с изучения и использования потенциальных и фактических возможностей собственного производства.

В связи с этим большое значение имеют определение натуральных показателей самообеспечения, правильный расчет внутрисистемного (внутризаводского) оборота. Руководствуясь расчетным показателем, разрабатывают многовариантную программу логистического внутрисистемного отпуска, которая должна быть экономически обоснованной и опираться на динамику внешних и внутренних факторов производства.

Структура поставляемых ресурсов за счет собственного производства должна определяться в разумных пределах, которые обычно рассчитываются в натуральном и системном выражении путем сопоставления совокупных затрат по самообеспечению и осуществлению закупок.

Главная цель управления процессом закупок заключается в адекватном и полном удовлетворении потребностей производства.

Организация процесса закупок осуществляется в несколько этапов:

сбор и обработка информации о конъюнктуре рынка ресурсов и действующих условиях торговли, доставки, хранения и т.д.;

выбор формы и источников материально-технического снабжения;

размещение заказов и их реализация;

организация делопроизводства по учету ресурсов и расчетам за приобретенные материальные ценности;

поддержание отношений с поставщиками и др.

В организационном отношении исследование рынка, как с целью реализации готовой продукции, так и с целью осуществления закупок на предприятии, часто осуществляется одним подразделением. При изучении товарного рынка используют два основных подхода, определяемых стратегией и тактикой предприятия:

) как поставщика готовой продукции;

) как потребителя материальных ресурсов.

Статус поставщика обязывает в первую очередь учитывать интересы покупателей. Статус потребителей, дает возможность учитывать собственные интересы и строить взаимоотношения с поставщиками на основе моделирования условий материально- технического обеспечения. С этих позиций предприятие выступает конечным звеном логистической цепи, в которой действуют поставщики, посредники, перевозчики.

4.3 Поиск поставщиков

На любом предприятии выполняются служебные обязанности, связанные с закупкой сырья и материалов, а для торговых предприятий - готовой продукции. Эффективность работы напрямую зависит от результатов деятельности, направленной на отслеживание ситуации на рынке, выявление потенциальных и реальных поставщиков. Выполнение работы носит не разовый, а постоянный характер, так как производство имеет тенденцию к расширению и на рынке появляются новые компании, а также материалы. Для поиска поставщиков применяется стандартная схема, состоящая из четырех этапов.

·Поиск потенциальных поставщиков

·Проверка поставщиков

·Анализ потенциальных поставщиков

·Оценка надежности поставок

5. Складская логистика

Складская логистика - проектирование, организация и управление складом. Склад как звено логистической цепи. Задачи и функции логистики складирования необходимо рассматривать с позиции склада в логистической цепи.

Логистика складирования - управление движением материальных ресурсов на территории складского хозяйства. Объектом логистики складирования являются товарно-материальные ценности в процессе их складирования, обработки и упаковки.

Склад - это сооружение, состоящее из некоторого числа взаимосвязанных элементов, выполняющее ряд функций связанных с накоплением, переработкой и распределением товаров и грузов между потребителями.

Складом называется специализированное здание, сооружение, предназначенное для приемки, обработки, хранения и выдачи грузов по назначению.

Потоки товаров на складе разделяют на три вида:

·Входящий поток подразумевает все товары и грузы попадающие на склад из вне. Входящие грузы обуславливают необходимость в разгрузке, проверки количества и качества привезенного товара, проверки и обработке сопроводительной документации и т.д.

·Исходящий поток - это все материалы и грузы покидающие склад. Исходящий поток предполагает выполнения ряда операций: погрузка транспорта, подготовку сопроводительных и грузовых документов, предварительную упаковку груза, его комплектацию и т.д.

·Внутренний поток - это перемещение товарно-материальных ценностей внутри склада, предполагает необходимость перемещения, сортировку, обработку груза, оформления складских документов и т.д. На складе входящие потоки преобразуются в исходящие, т. е. в результате переработки грузов могут изменяться такие параметры транспортных партий, как их величина, состав, число наименований грузов, упаковка, параметры отдельных грузовых складских единиц, время приема и выдачи и др.

5.1 Функции логистики складирования

Логистический процесс на складе довольно сложен так как требует согласования функций по снабжению запасами, их переработкой и распределением. В связи с чем, необходимо четко определить функции, выполняемые складской системой в системе логистики:

·Контроль над поставками. Учет и контроль поступающих и отправленных со склада товаров, позволяет обеспечить ритмичность обработки грузов, сократить время хранения и повысить оборот склада. От эффективности выполнения данной функции зависит эффективное управление запасами.

·Разгрузка и приемка товаров. Включает разгрузку товара, обработку и проверку сопроводительной документации, проверка количества и качества поступившего товара. Перемещение товаров внутри склада. Подразумевает перемещение товаров из зоны разгрузки в зону приемки, далее отправка на хранение или в зону комплектации, далее отправка к местам погрузки товаров. Все перемещения должны осуществляться при минимальной их протяженности во времени и пространстве.

·Складирование и хранение товаров. Представляет собой процесс размещения и укладки товаров на хранение. При осуществлении данного процесса должны наиболее рационально использоваться объем склада и его площадь, учитываться особенности хранения определенных видов товара.

·Комплектация и отгрузка товаров. Данный процесс предполагает подготовку товаров к транспортировке в соответствии с заказами клиентов. При этом осуществляется получение заказов, отбор товаров по наименованиям, формирование оптимальных партий для отгрузки, оформление сопроводительных документов и погрузку товаров в транспортные средства.

5.2 Организация системы складской логистики

1) Определение количества складов. В процессе развития складской сети осуществляют учет всех экономических изменений, возникающих при изменении количества складов. При этом если число складов меньше оптимального то общие расходы системы распределения будут высокими, за счет высоких транспортных расходов и потенциально возможного, но не достигнутого объема продаж из-за удаленности склада. Если же число складов больше оптимального, то неоправданно возрастут расходы, связанные с содержанием и функционированием складской сети. Поэтому решение применяется на основе анализа ряда факторов:

·Зависимость транспортных расходов от количества складов (обычно при увеличении числа складов транспортные расходы снижаются).

·Зависимость затрат на содержание запасов (обычно при увеличении числа складов растет из-за роста совокупных гарантийных запасов).

·Зависимость затрат на эксплуатацию складов (общий объем затрат обычно увеличиваются с увеличением числа складов). Зависимость потерь продаж от снижения числа складов (обычно общий оборот складов падает при сокращении их числа).

2) Выбор между использованием своего склада или услуг наемного. Принятие данного решения зависит от двух факторов: средней стоимости использования наемного склада и стоимость на организацию собственного склада. Принцип расчетов связан с определением точки «безразличия» товарооборота (схож с определением точки безубыточности). В данном случае имеет смысл обдумать создание собственного склада, если его грузооборот будет выше точки безубыточности. При этом сопоставляются расходы на его строительство с разностью затрат на использование своего и наемного склада.

3) Определение места расположения склада. Целью определение места размещение склада является выбор оптимального решения, при котором транспортные расходы, связанные с доставкой товаров были бы оптимальными. Для решения данной задачи используются ряд методов:

·Метод полного перебора. При использовании данного метода осуществляется полный перебор и оценка всех возможных вариантов размещения склада, при помощи ЭВМ.

·Эвристические методы. Данные методы основан на человеческом опыте, специалист определяет, очевидно, неприемлемые варианты, оставшиеся варианты - по отношению к которым у специалиста нет однозначной оценки, анализируются при помощи ЭВМ.

·Метод определения центра тяжести. Данный метод основан на вычислении центра тяготения склада к крупным покупателям (с наиболее высоким объемом грузооборота). Принцип расчетов следующий: на карту района наносят координатную сетку и для каждого магазина определяют Х и Y координаты, далее рассчитывают X и Y координаты склада. Для определения координаты Х находят отношение произведения грузооборота каждого покупателя на X координату соответствующего покупателя к общему грузообороту всех покупателей. Аналогично находят координату Y.

4) Система складирования - определенным образом организованная совокупность взаимосвязанных элементов, обеспечивающая оптимальное размещение материального потока на складе и рациональное управление им. Создание системы складирования предполагает нахождение способа оптимального размещение грузов на складе, а так же способы и методы эффективного управления ими. При разработке системы складирования необходимо учитывать все свзи между внешними (входящими на склад и исходящими из него) и внутренними (складскими) потоками товарно-материальных ценностей. Создание системы складирования предполагает решение следующих вопросов:

·Определение оптимальной грузовой единицы (определение ее оптимальных характеристик: размеров, объема, веса, вида упаковки и т.д.). При этом большое внимание следует уделить выбору оптимального товароносителя, например: ящики, поддоны, кассеты, палеты и т.д. Основным критерием является максимальное снижение количества операций при переработке груз.

·Определить вид складирования, т.е. выбрать как будет храниться товар, как он будет размещен в пространстве, а так же, какое оборудование будет использоваться для его хранения. Основными факторами влияющими на выбор являются: технические характеристики помещения (площадь, высота, объем и т.д.), применяемый товароноситель, необходимые условия хранения товара, объем поставляемых партий товара, простота обслуживания, доступность товара (свободный доступ к товару) и т.д.

Похожие работы на - Логистическое исследование

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!