Система налогообложения малого предпринимательства
Содержание
1. Система налогообложения малого предпринимательства
. Единый социальный налог: налогоплательщики, объект
налогообложения, налоговая база, налоговый период, ставки. Порядок исчисления и
уплаты
. Рассчитайте сумму НДС, подлежащую уплате в бюджет
1.
Система налогообложения
малого предпринимательства
На развитие предпринимательства влияет
множество различных факторов, в их числе:
внутренняя среда;
внешняя среда;
государственная поддержка;
государственное регулирование.
Что же можно отнести к каждому из
вышеприведенных пунктов?
Начать следует с внешней среды,
проанализировать и оценить внешнюю среду позволяет наилучшим образом SWOT
анализ, который позволяет четко выявить сильные и слабые стороны развития
предприятия, угрозы и возможности. Таким образом, можно четко сформулировать
стратегию развития предприятия, избегая угроз и максимально эффективно
используя возможности.
К внешней среде относят стиль руководства,
эффективность использования ресурсов, кадровый потенциал и заинтересованность
кадров в работе.
Внешняя среда тесно взаимосвязана с
внутренней средой.
Воздействие со стороны государства можно
разделить на два вида:
поддержка;
регулирование.
Поддержка заключается непосредственно в
процессах и действиях со стороны государства в области законодательства с целью
оказания помощи в создании и развитии предпринимательских структур.
Регулирование же заключается в том, чтобы
определенными механизмами удерживать и контролировать деятельность
предпринимательства.
Так, к государственной поддержке можно
отнести некоторые программы, стимулирующие развитие предпринимательства, а к
государственному регулированию относят применение таких известных мер, как
квоты и лицензии.
Но помимо всего вышесказанного на развитие
предпринимательства весомое воздействие оказывает система налогообложения, в
частности это касается малого предпринимательства. В мировой экономической
практике считается, что малый бизнес - это основа экономики, т. к. приносит
порядка 60% ВВП.
К субъектам малого и среднего
предпринимательства в России относятся потребительские кооперативы и
коммерческие организации (за исключением государственных и муниципальных
унитарных предприятий), а также индивидуальные предприниматели и крестьянские
(фермерские) хозяйства, соответствующие критериям, установленным статьей 4
Федерального закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в
Российской Федерации».
Критерии отнесения предприятий к малому
бизнесу разработаны на законодательном уровне, так как это является необходимым
для четкого определения малых предприятий при оказании государственной
поддержки развития малого бизнеса, а также это нужно для применения
налогообложения малого бизнеса.
Для того чтобы предприятие попадало под
определение малого бизнеса, необходимо выполнение одновременно следующих
четырех условий:
предприятие должно быть коммерческой
организацией, т.е. должна быть создана для получения прибыли, поэтому разные
некоммерческие организации, клубы, фонды и т.д. не могут считаться малыми
предприятиями;
доля участия в уставном капитале организации
Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, общественных и
религиозных организаций, благотворительных и иных фондов не должна превышать
25%, доля участия в уставном капитале организации другого или других
юридических лиц, не являющихся субъектами малого предпринимательства не может
превышать 25%;
среднесписочная численность работников не
должна превышать определенных уровней в соответствии со следующими
ограничениями: промышленное производство - 100 человек, бизнес, занятый в
транспорте - 100 человек, строительство - 100 человек, сельское хозяйство - 60
человек, научно-техническая сфера - 60 человек, оптовая торговля −50
человек, розничная торговля и обслуживание населения 30 человек, в остальных
областях - 50 человек;
выручка от реализации товаров (работ,
услуг) без учета НДС за предшествующий год (определяется в порядке,
установленном статьей 249 НК РФ) не должна превышать 400 млн. руб.
Внутри группы малых предприятий можно
выделить микропредприятия, к таковым относят предприятия, у которых:
численность до 15 человек;
выручка от реализации продукции, товаров
или услуг, без учета НДС не превышает 60 млн. руб. за предшествующий год.
Обозначив основные аспекты и термины,
стоит перейти к вопросу налогообложения. В настоящее время существует 4
основных систем налогообложения, без учета специфических систем, таких как
сельскохозяйственного налогообложения:
общий режим;
упрощенная система налогообложения;
единый налог на вмененный доход;
патентная система налогообложения.
Общий режим налогообложения.
Подразумевает уплату предприятием ряда
налогов:
налог на прибыль - 20 %;
НДС - в размере 0 %, 10 % или 18 %;
налог на имущество - 2 %;
транспортный налог;
земельный налог.
Часть вторая Налогового Кодекса посвящена
раскрытию основных положений в области налогообложения по данным налогам, в
частности: объекты налогообложения, период налогообложения, сроки уплаты
налога, методика и база расчета налога, ставка налога
ЕНВД
Не лимитирована максимальная сумма дохода.
Средняя численность сотрудников не более
100.
Начисление НДС не производится (исключение
- импортируемые товары).
Налоги на прибыль для организаций, налог
на имущество и НДФЛ для ИП не уплачиваются.
По сути, уплачивается лишь 15% от
вменённого дохода, величина которого рассчитывается в зависимости от вида и
особенностей деятельности. Также уплачиваются взносы в ПФР, медстрах и ФСС (при
отсутствии работников уплачивается минимальные фиксированные взносы).
Организации, выплачивающие зарплату, выступают агентом по НДФЛ и уплачивают 13%
(или иные ставки) в бюджет.
Упрощенная система налогообложения (УСН)
Для перехода на систему не применяются
ограничения по торговым площадям и залам обслуживания, а также размеру
используемого автопарка.
Совокупный размер дохода за год не может
превышать 60 млн. руб.
Средняя численность сотрудников - не более
100.
Также снимается обязанность по налогу на
прибыль (для организаций), НДФЛ для ИП (кроме налога по ставкам 9 и 35%),
имущественного налога и НДС (исключения - импорт товара и прибыль о
доверительного управления).
Для данной системы налогообложения малого
бизнеса уплачивается налог размером 6% от доходов, либо 15% от доходов за
вычетом величины произведённых расходов. Чаще применяется первая ставка. Это
более целесообразно, проще для учёта, к тому же отпадают вероятные споры с
налоговой по поводу существенности того или иного расхода для включения его в
вычитаемую из налоговой базы сумму.
При составлении бизнес-плана каждый
будущий предприниматель, который станет либо владельцем компании, либо оформит
частное предпринимательство, должен разложить каждую из систем налогообложения
«по полочкам». Лучше обратиться к специалисту, но можно постараться и самому
разобраться во всех хитросплетениях.
Налогообложение предприятий малого бизнеса
не так просто, как кажется с первого взгляда.
К примеру, для малого бизнеса,
приоритетной деятельностью которого будет выполнение услуг, лучше применить
«УСН 6», так как основные расходы при таком виде деятельности - это, в
основном, расходы по оплате труда и зарплатные налоги. Но, если в той
местности, где осуществляется деятельность, при данном виде услуг начинает
работать ЕНВД, необходимо определить, при какой системе налоги будут меньше.
Если на «упрощенке» выгоднее, а «вмененка» обязательна, то необходимо искать
пути ухода от «вмененки». Например, сдать что-нибудь в аренду, так как
арендодатели не могут быть на ЕНВД. Или поискать другие способы, которые можно
применить для конкретного случая. Список условий для применения ЕНВД и УСН
можно найти в законодательной базе Российской Федерации.
Патентная система налогообложения (ПСН)
Применима только для ИП. И то лишь для
тех, кто осуществляет деятельность в рамках списка, обозначенного НК (ст.
346.43).
Совокупный размер дохода за год - менее 60
млн. руб.
Численность работников (средняя за год) -
не более 15 человек.
Список налогов, по которым действует
освобождение от уплаты тот же, что и при ЕНВД и упрощённой системе
налогообложения малого бизнеса для ИП:
Не уплачивается НДС (кроме налога от
ввозимых из-за границы товаров), налог на имущество и НДФЛ.
Патент выдается налоговым органом на срок,
выбранный предпринимателем и ограниченный рамками календарного года.
Налоговая база рассчитывается как
предполагаемый к получению доход за год. Данное значение определяется субъектом
РФ и зависит от вида деятельности.
Налог рассчитывается по ставке 6%, годовая
база делится на 12 и умножается на количество месяцев, на которые получен
патент.
Также уплачиваются страховые взносы в
фонды.
Таким образом, видно, что существенной
разницы по освобождению от налогов, применяемых для общей системы, не
наблюдается. Налогообложение малого бизнеса по льготным режимам отличается лишь
особенностями расчета облагаемой базы и некоторыми ограничениями для применения
режима.
Индивидуальный предприниматель, должен
уплачивать также пенсионное страхование «за себя», эта сумма также является
обязательным платежом для предпринимателя.
Важным аспектом можно выделить именно
поведение государства в области налогообложения.
января 2013 года вступил в силу ФЗ 402 «О
бухгалтерском учете», где четко прописано, что ООО находящиеся на упрощенной
системе налогообложения обязаны вести бухгалтерский учет, хотя ранее такого
положения не было. Также предприниматели готовятся к тому, что режим ЕВНД чрез
год-два канет в лета, и предприниматели будут вынуждены перейти на упрощенную
систему, пока ведение бухгалтерского учета для ИП не является обязательным, в
обязательном порядке это касается только ООО.
Но законодательство, в частности в области
налогообложения не постоянно, это подтверждают вышеприведенные данные.
По данным статистики численность
предприятий малого бизнеса, а именно численность предпринимателей сокращается.
Во многом на это повлияло именно налоговое
законодательство, в частности: увеличение страховых взносов за сотрудников,
увеличение суммы фиксированного платежа в ПФ и ФСС.
С одной стороны, государство желающее
«подстраховать себя» на тот факт, если предпринимательство получает доход
больше чем базовая доходность, то не оплачивает с этой суммы налога, так хоть
пенсионный взнос оплатит в полном объеме. И суммы, полученные сверх базовой
доходности государство никак не сможет отслеживать. Вот и получается, что
сначала предоставив некую поддержку предпринимательству государства в настоящее
время забирает эту самую поддержку.
Но с другой стороны - предпринимательство,
особенно маленькие компании, ИП, которые зачастую работают даже без привлечения
сторонней рабочей силы, то есть самостоятельно, такие компании не могут вынести
финансового гнета и принимают решение о ликвидации.
Таким образом, режим налогообложения
является важным моментом развития и поддержки предпринимательства. Несмотря на
рост коэффициента-дефлятора, ЕНВД остается наиболее выгодным налоговым режимом,
после отмены ЕНВД упрощенную систему налогообложения сможет осилить не каждая
компания, как и фиксированный платеж в ПФ РФ.
предпринимательство налог бюджет патентный
2.
Единый социальный налог: налогоплательщики, объект налогообложения, налоговая
база, налоговый период, ставки. Порядок исчисления и уплаты
Единый социальный налог (сокращенно ЕСН) заменил совокупность
уплачивавшихся ранее обязательных страховых взносов в государственные
внебюджетные фонды. При этом целевое назначение ЕСН сохранилось: он
предназначен для мобилизации средств для реализации права граждан на
государственное пенсионное и социальное обеспечение (страхование), медицинскую
помощь. Поступления от ЕСН зачисляются по установленным нормативам в Пенсионный
фонд Российской Федерации
<#"819177.files/image001.gif"> = 54915 руб.
Сумма НДС от аванса
= 13728 руб.
Сумма НДС от материальных ресурсов
р. - 10% = 108000 руб.
= 16474 руб.
Сумма НДС от легкового автомобиля
= 20745 руб.
Сумма НДС от основных средств
= 21966 руб.
НДС Полученный = сумма НДС от реализованной продукции + сумма
НДС от аванса
НДС Полученный = 54915 р. + 13728 р. = 68643 руб.
НДС Уплаченный = сумма НДС от материальных ресурсов + сумма
НДС от легкового автомобиля + сумма НДС от основных средств
НДС Уплаченный = 16474 р. +20745 р. + 21966 р. = 59185 руб.
Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет = НДС полученный - НДС
уплаченный
Сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет = 68643 - 59185 = 9458
рублей.
Литература
1. Гусева С.М., Севастьянова Н.П.
Специальные налоговые режимы: упрощенная система налогообложения и налог на
вмененный доход. М.: ООО «Вершина», 2004
. Налоговый кодекс Российской Федерации (с
изменениями и дополнениями)