Логистическая деятельность на предприятии
Министерство
образования и науки РФ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального
образования
Тихоокеанский
государственный университет
Кафедра
"Экономическая кибернетика"
Контрольная
работа
по дисциплине
"Логистика"
Выполнил: студент
Гунькова О.А.
группа: ПИЭ(зу)-91
г. Хабаровск
- 2012 г.
Содержание
1.
Теоретическая часть
.1
Взаимосвязь логистики с маркетингом, планированием производства
.2 Понятие
базового модуля в логистике
.
Практическая часть
Список
использованных источников
1. Теоретическая часть
1.1 Взаимосвязь логистики с маркетингом, планированием производства
Логистика - часть экономической науки, предмет которой заключается в
организации рационального процесса продвижения товаров и услуг от производителей
к потребителям, функционирования сферы обращения продукции, товаров, услуг,
управления товарными запасами.
Логистика - наука об организации, планировании, контроле и регулировании
движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от
их первичного источника до конечного потребителя.
Система взглядов на совершенствование хозяйственной деятельности путем
рационализации управления материальными потоками характеризует концепцию
логистики.
Осуществление логистической деятельности тесно переплетается с другими
видами деятельности на предприятии. Нередко логистические функции выполняются
различными службами. Например, одно подразделение предприятия занимается
закупками материалов, другое - содержанием запасов, третье - сбытом готовой продукции.
При этом цели отдельного подразделения, как правило, не совпадают с целями
рациональной организации совокупного материального потока.
Логистика и маркетинг. Наиболее существенна взаимосвязь логистики с
маркетингом. Задачей службы логистики является обеспечение производства сырьем,
управление запасами в разрезе тех видов продукции, выпуск которых обоснован
маркетологами.
Задачи, решаемые на производственном предприятии службой маркетинга:
анализ окружающей среды и рыночные исследования;
анализ потребителей;
планирование товара, определение ассортиментной специализации
производства;
планирование услуг, оптимизация рыночного поведения по наиболее выгодным
условиям сбыта услуг.
Если первые две задачи могут решаться службой маркетинга без участия
службы логистики, то третья и четвертая задачи должны решаться совместно.
Допустим, служба маркетинга обосновала необходимость выпуска нового вида
продукции. Тогда задачей службы логистики будет обеспечение производства
сырьем, управление запасами, транспортировка, причем все в разрезе нового вида
продукции.
Служба логистики на предприятии тесно взаимодействует с планированием
производства. Соответственно, служба логистики предприятия должна участвовать в
принятии решений о запуске продукции в производство, так как обеспечивать
производство ресурсами придется ей.
С другой стороны, логистика взаимодействует с производством в процессе
организации сбыта готовых изделий. Управляя материальными потоками в процессе
реализации и имея исчерпывающую информацию о рынке сбыта, служба логистики,
естественно, должна участвовать в формировании графиков выпуска готовой
продукции.
Существенной функцией службы логистики является доставка сырья и
комплектующих в цеха непосредственно к рабочим местам и перемещение
изготовленной продукции в места хранения. Слабая взаимосвязь производства с
логистикой при реализации этой функции приводит к увеличению запасов на разных
участках, созданию дополнительной нагрузки на производство. Определение оптимального уровня качества, а также контроль за
его соблюдением - также совместная задача службы логистики предприятия и службы
планирования производства.
1.2 Понятие базового модуля в логистике
Одним из ключевых понятий логистики является понятие грузовой единицы.
Грузовая единица - некоторое количество грузов, которые погружают,
транспортируют, выгружают и хранят как единую массу.
Грузовая единица - это тот элемент логистики, который своими параметрами
связывает технологические процессы участников логистического процесса в единое
целое, формироваться грузовая единица может как на производственных участках,
так и на складах.
Существенными характеристиками грузовой единицы являются следующие:
размеры грузовой единицы;
- способность к сохранению целостности, а также первоначальной
геометрической формы в процессе разнообразных логистических операций,
Размеры грузовых единиц, а также оборудования для их погрузки,
транспортировки, разгрузки и хранения должны быть согласованы между собой. Это
позволяет эффективно использовать материально-техническую базу участников
логистического процесса на всех этапах движения материального потока.
В качестве основания, платформы для формирования грузовой единицы
используются стандартные поддоны размером 1200х800 и 1200х1000 мм. Любой груз,
упакованный в стандартную транспортную тару, можно рационально уложить на этих
поддонах. Это достигается унификацией размеров транспортной тары.
В логистике применяется разнообразная материально-техническая база. Для
того чтобы она была соизмерима, используют некоторую условную единицу площади,
так называемый базовый модуль. Этот модуль представляет собой прямоугольник со
сторонами 600х400 мм, который должен укладываться кратное число раз на площади
грузовой платформы транспортного средства, на рабочей поверхности складского
оборудования и т. п.
Использование единого модуля позволяет привести в гармоническое
соответствие размеры материально технической базы на всем пути движения
материального потока, начиная от первичного источника сырья, вплоть до
конечного потребителя.
На основании базового модуля разработана единая система унифицированных
размеров транспортной тары. Принцип создания этой системы заключается в том,
что площадь поддона разделяют на сетку кратных поддону размеров, которые
определяют наружные и внутренние размеры транспортной тары.
Способность грузовой единицы сохранять целостность в процессе выполнения
логистических операций достигается пакетированием. Пакетирование - это операция
формирования на поддоне грузовой единицы и последующее связывание груза и
поддона в единое целое.
Пакетирование обеспечивает:
сохранность продукта на пути движения к потребителю;
возможность достижения высоких показателей эффективности при выполнении
погрузочно-разгрузочных и транспортно складских работ за счет их комплексной
механизации и автоматизации;
максимальное использование грузоподъемности и вместимости подвижного
состава на всех видах транспорта;
возможность перегрузки без переформирования;
безопасность выполнения погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских
работ.
2. Практическая часть
Задача 1
Постановка задачи. Вы решили открыть магазин по торговле фруктами
или овощами. Под поручительство вы получили товарный кредит на льготных
условиях из расчета 1% в сутки. Вы решили закупить по 10 т всех имеющихся в
продаже фруктов или овощей и обратились в логистический центр с просьбой
прогнозировать ожидаемую прибыль после продажи всей партии. Заключение
логистического центра: вас ожидает убыток. Вы решили повторить сами расчет,
выполненный в логистическом центре. Вам необходимо понять причину
прогнозируемого убытка и принять меры, обеспечивающие получение максимально
возможной прибыли. Деньги на покрытие всех остальных расходов дают взаймы
родственники, но сумма этого беспроцентного кредита должна быть минимальной.
Допущения. Для упрощения расчетов принимается, что кредит
возвращается только полностью после полной продажи всех видов фруктов. Неполные
сутки учитываются как полные. Плата за хранение взимается в отдельности по
каждому виду фруктов, рассчитывается по первоначальному объему закупок и не
зависит от его уменьшения в результате продаж. Плата за хранение прекращается
на следующие сутки после полного завершения продажи данного вида фруктов.
Процент отходов условно принимается постоянным на весь срок фактического
хранения. Дальность перевозки - 10 км. В учебных целях условные обозначения
сделаны излишне подробными, чтобы в них было легче ориентироваться начинающему
специалисту.
Таблица 1. Расчеты ожидаемой прибыли после продажи всей партии товара
Параметры
|
Гречка
|
Пшено
|
Ячневая крупа
|
Манная крупа
|
Рис
|
Овсяная крупа
|
Перловая крупа
|
Итого
|
|
|
Цена оптовая,
руб. за 1 кг
|
35,5
|
25,6
|
20,5
|
15,9
|
30,5
|
25,4
|
20,5
|
|
|
|
Цена розничная,
руб. за 1 кг
|
45
|
30
|
25
|
22
|
41
|
32
|
25
|
|
|
|
Среднесуточный
объем продаж, т
|
2,5
|
1,5
|
0,8
|
2,4
|
4
|
2,8
|
3
|
17
|
|
|
Стоимость
хранения, руб. за 1 т в сутки
|
20
|
15
|
15
|
15
|
20
|
15
|
15
|
|
|
|
Среднесуточные
отходы, %
|
1,2
|
2
|
2,1
|
3
|
1
|
0,5
|
4
|
13,8
|
|
|
Стоимость
заказа автомашины с бригадой грузчиков, руб.
|
250
|
250
|
250
|
250
|
250
|
250
|
250
|
|
|
|
Стоимость
перевозки, руб. за 1 т∙км
|
10
|
10
|
10
|
10
|
10
|
10
|
10
|
|
|
|
Объем закупок
первоначальный, т
|
10
|
10
|
10
|
10
|
10
|
10
|
10
|
70
|
|
|
Время продажи
данного вида фруктов, сутки
|
4
|
6,6666667
|
12,5
|
4,16666667
|
2,5
|
3,57143
|
3,3333333
|
12,5
|
|
|
Время продаж
округленное, сутки
|
4
|
7
|
13
|
5
|
3
|
4
|
4
|
13
|
|
|
Затраты на
закупки 1 т, руб.
|
35500
|
25600
|
20500
|
15900
|
30500
|
25400
|
20500
|
173900
|
|
|
Затраты на
закупки всего объема, тыс. руб.
|
355
|
256
|
205
|
159
|
305
|
254
|
205
|
1739
|
Затраты на
закупки всего объема, тыс. руб.
|
1739
|
Затраты на
кредит, тыс. руб.
|
58,5
|
39
|
32,5
|
28,6
|
53,3
|
41,6
|
32,5
|
286
|
Затраты на
кредит, тыс. руб.
|
286
|
Затраты на
перевозку, тыс. руб.
|
1,25
|
1,25
|
1,25
|
1,25
|
1,25
|
1,25
|
1,25
|
8,75
|
Затраты на
перевозку, тыс. руб.
|
8,75
|
Затраты на
хранение, тыс. руб.
|
0,8
|
1,05
|
1,95
|
0,75
|
0,6
|
0,6
|
0,6
|
6,35
|
Затраты на
хранение, тыс. руб.
|
6,35
|
Затраты
суммарные, тыс. руб.
|
415,55
|
297,3
|
240,7
|
189,6
|
360,15
|
297,45
|
239,35
|
2040,1
|
|
|
Объем отходов
за все время хранения, т
|
0,48
|
1,4
|
2,73
|
1,5
|
0,3
|
0,2
|
1,6
|
8,21
|
|
|
Объем
фактически проданных фруктов, т
|
9,52
|
8,6
|
7,27
|
8,5
|
9,7
|
9,8
|
8,4
|
61,79
|
|
|
Доход,
полученный от продажи фруктов, тыс. руб.
|
428,4
|
258
|
181,75
|
187
|
397,7
|
313,6
|
210
|
1976,45
|
|
|
Прибыль,
полученная от продажи, тыс. руб.
|
12,85
|
-39,3
|
-58,95
|
-2,6
|
37,55
|
16,15
|
-29,35
|
-63,65
|
|
|
Прибыль,
полученная от продажи, %
|
3,00
|
-15,23
|
-32,43
|
-1,39
|
9,44
|
5,15
|
-13,98
|
-3,22
|
|
|
Диаграмма 1. Распределении затрат.
По диаграмме видно, что больше всего средств израсходовано на закупки
всего объема товара.
Задача 2
Таблица 2. Расчет прибыли по каждому товару
Параметры
|
Гречка
|
Пшено
|
Ячневая крупа
|
Манная крупа
|
Рис
|
Овсяная крупа
|
Перловая крупа
|
Итого
|
Цена оптовая,
руб. за 1 кг
|
35,5
|
25,6
|
20,5
|
15,9
|
30,5
|
25,4
|
20,5
|
|
Цена розничная,
руб. за 1 кг
|
45
|
30
|
25
|
22
|
41
|
32
|
25
|
|
Среднесуточный
объем продаж, т
|
2,5
|
1,5
|
0,8
|
2,4
|
4
|
2,8
|
3
|
|
Стоимость
хранения, руб. за 1 т в сутки
|
20
|
15
|
15
|
15
|
20
|
15
|
15
|
|
Среднесуточные
отходы, %
|
1,2
|
2
|
2,1
|
3
|
1
|
0,5
|
4
|
|
Стоимость
заказа автомашины с бригадой грузчиков, руб.
|
250
|
250
|
250
|
250
|
250
|
250
|
250
|
|
Стоимость
перевозки, руб. за 1 т∙км
|
10
|
10
|
10
|
10
|
10
|
10
|
10
|
|
Объем закупок
первоначальный, т
|
10
|
10
|
10
|
10
|
10
|
10
|
10
|
70
|
Время продажи
данного вида фруктов, сутки
|
4
|
6,6667
|
12,5
|
4,166667
|
3,57143
|
3,33333
|
|
Время продаж
округленное, сутки
|
4
|
7
|
13
|
5
|
3
|
4
|
4
|
13
|
Затраты на
закупки 1 т, руб.
|
35500
|
25600
|
20500
|
15900
|
30500
|
25400
|
20500
|
173900
|
Затраты на
закупки всего объема, тыс. руб.
|
355
|
256
|
205
|
159
|
305
|
254
|
205
|
1739
|
Затраты на
кредит, тыс. руб.
|
58,5
|
39
|
32,5
|
28,6
|
53,3
|
41,6
|
32,5
|
286
|
Затраты на
перевозку, тыс. руб.
|
1,25
|
1,25
|
1,25
|
1,25
|
1,25
|
1,25
|
1,25
|
8,75
|
Затраты на
хранение, тыс. руб.
|
0,8
|
1,05
|
1,95
|
0,75
|
0,6
|
0,6
|
0,6
|
6,35
|
Затраты
суммарные, тыс. руб.
|
415,55
|
297,3
|
240,7
|
189,6
|
360,2
|
297,45
|
239,35
|
2040,1
|
Объем отходов
за все время хранения, т
|
0,48
|
1,4
|
2,73
|
1,5
|
0,3
|
0,2
|
1,6
|
8,21
|
Объем
фактически проданных фруктов, т
|
9,52
|
8,6
|
7,27
|
8,5
|
9,7
|
9,8
|
8,4
|
61,79
|
Доход,
полученный от продажи фруктов, тыс. руб.
|
428,4
|
258
|
181,75
|
187
|
397,7
|
313,6
|
210
|
1976,5
|
Прибыль,
полученная от продажи, тыс. руб.
|
12,85
|
-39,3
|
-58,95
|
-2,6
|
37,55
|
16,15
|
-29,35
|
-63,65
|
Прибыль,
полученная от продажи, %
|
3,00
|
-15,23
|
-32,43
|
-1,39
|
9,44
|
5,15
|
-13,98
|
-3,22
|
|
Гречка
|
Пшено
|
Ячневая крупа
|
Манная крупа
|
Рис
|
Овсяная крупа
|
Перловая крупа
|
-4,90
|
|
3,00
|
-15,23
|
-32,43
|
-1,39
|
9,44
|
5,15
|
-13,98
|
|
Диаграмма 2. Прибыль, полученная от продаж каждого товара в %
Из диаграммы видно, что несколько видов круп пользуются большим спросом,
такие как гречка, рис и овсяная крупа, а пшено, ячневая, манная и перловая
крупы приносят убыток. Следовательно, чтобы увеличить прибыль, необходимо
увеличить объем закупок гречки, риса и овсяной крупы, а объемы по остальным
товарам уменьшить.
Таблица 3. Расчет максимальной прибыли
Параметры
|
Гречка
|
Пшено
|
Ячневая крупа
|
Манная крупа
|
Рис
|
Овсяная крупа
|
Перловая крупа
|
Итого
|
Цена оптовая,
руб. за 1 кг
|
35,5
|
25,6
|
20,5
|
15,9
|
30,5
|
25,4
|
20,5
|
|
Цена розничная,
руб. за 1 кг
|
45
|
30
|
25
|
22
|
41
|
32
|
25
|
|
Среднесуточный
объем продаж, т
|
2,5
|
1,5
|
0,8
|
2,4
|
4
|
2,8
|
3
|
|
Стоимость
хранения, руб. за 1 т в сутки
|
20
|
15
|
15
|
15
|
20
|
15
|
15
|
|
Среднесуточные
отходы, %
|
1,2
|
2
|
2,1
|
3
|
1
|
0,5
|
4
|
|
Стоимость
заказа автомашины с бригадой грузчиков
|
250
|
250
|
250
|
250
|
250
|
250
|
250
|
|
Стоимость
перевозки, руб. за 1 т∙км
|
10
|
10
|
10
|
10
|
10
|
10
|
10
|
|
Объем закупок
первоначальный, т
|
12
|
3
|
2
|
10
|
20
|
12
|
3
|
62
|
Время продажи
данного вида фруктов, сутки
|
4,8
|
2
|
2,5
|
4,16667
|
5
|
4,28571
|
1
|
|
Время продаж
округленное, сутки
|
5
|
2
|
3
|
5
|
5
|
5
|
1
|
5
|
Затраты на
закупки 1 т, руб.
|
35500
|
25600
|
20500
|
15900
|
30500
|
25400
|
20500
|
173900
|
Затраты на
закупки всего объема, тыс. руб.
|
426
|
76,8
|
41
|
159
|
610
|
304,8
|
61,5
|
1679,1
|
Затраты на
кредит, тыс. руб.
|
27
|
4,5
|
2,5
|
11
|
41
|
19,2
|
3,75
|
108,95
|
Затраты на
перевозку, тыс. руб.
|
1,45
|
0,55
|
0,45
|
1,25
|
2,25
|
1,45
|
0,55
|
7,95
|
Затраты на
хранение, тыс. руб.
|
1,2
|
0,09
|
0,09
|
0,75
|
2
|
0,9
|
0,045
|
5,075
|
Затраты суммарные,
тыс. руб.
|
455,65
|
81,94
|
44,04
|
172
|
655,3
|
326,35
|
65,845
|
1801,1
|
Объем отходов
за все время хранения, т
|
0,72
|
0,12
|
0,126
|
1,5
|
1
|
0,3
|
0,12
|
3,886
|
Объем
фактически проданных фруктов, т
|
11,28
|
2,88
|
1,874
|
8,5
|
19
|
11,7
|
2,88
|
58,114
|
Доход,
полученный от продажи фруктов, тыс. руб.
|
507,6
|
86,4
|
46,85
|
187
|
779
|
374,4
|
72
|
2053,3
|
Прибыль,
полученная от продажи, тыс. руб.
|
51,95
|
4,46
|
2,81
|
15
|
123,8
|
48,05
|
6,155
|
252,18
|
Прибыль,
полученная от продажи, %
|
10,23
|
5,16
|
6,00
|
8,02
|
15,89
|
12,83
|
8,55
|
12,28
|
|
10,23
|
5,16
|
6,00
|
8,02
|
15,89
|
12,83
|
8,55
|
|
Диаграмма 3. Наибольшая прибыль, полученная за счет увеличение объема
закупок более продаваемого товар и уменьшение мене продаваемого.
Задача 3
Таблица 4. Параметры системы управления запасами с фиксированным размером
заказа
№ п/п
|
Показатель
|
Значение
|
1
|
Потребность,
шт.
|
1700
|
2
|
Оптимальный
размер заказа, шт.
|
92
|
Время поставки,
дни
|
12
|
4
|
Возможная
задержка в поставках, дни
|
4
|
5
|
Ожидаемое дневное
потребление, шт./день
|
6
|
6
|
Срок
расходования заказа, дни
|
14
|
7
|
Ожидаемое
потребление за время поставки, шт.
|
77
|
8
|
Максимальное
потребление за время поставки, шт.
|
103
|
9
|
Гарантийный
запас, шт.
|
26
|
10
|
Пороговый
уровень запаса, шт.
|
103
|
11
|
Максимальный
желательный запас, шт.
|
118
|
12
|
Срок расходования запаса до
порогового уровня, дни
|
2
|
|
Число рабочих дней в году
|
264
|
Рисунок 1. График движения запасов в системе с фиксированным размером
заказа
Задача 4
Провести графическое моделирование работы системы управления запасами с
фиксированным размером заказа.
а) без сбоев в поставках;
б) с одной задержкой в поставках;
в) при наличии неоднократных (постоянных) задержек в поставках.
Для пункта 3) дать рекомендации как можно исправить ситуацию. Согласно
вашим рекомендациям составьте новую таблицу параметров системы с фиксированным
размером заказа и соответствующую данной таблице графическую модель,
показывающую выход из кризиса.
Рисунок 2. Графическое моделирование работы системы управления запасами с
фиксированным размером заказа без сбоев в поставках.
Рисунок 3. Графическое моделирование работы системы управления запасами с
фиксированным размером заказа с одной задержкой в поставках.
Рисунок 4. Графическое моделирование работы системы управления запасами с
фиксированным размером заказа при наличии неоднократных (постоянных) задержек в
поставках.
При неоднократных задержках поставок, а также при превышении максимально
допустимого времени задержки поставки система с фиксированным размером заказа
может перейти в дефицитное состояние.
Для исправления ситуации необходимо единоразовое увеличение объема
поставки, что позволит пополнить запас до максимального желательного уровня.
Если же сбои носят систематический характер, необходимо пересмотреть расчетные
параметры системы (время поставки, возможную задержку, уровень гарантийного
запаса).
Рисунок 5. Графическая модель, показывающую выход из кризиса.
Список
использованных источников
логистика маркетинг модуль тара
1. Алесинская
Т.В. Основы логистики. Функциональные области логистического управления.
Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ, 2009. 79 с.
. Кореннов
С.А. Логистика: учебно-методическое пособие / С.А. Коренов, Ю.А. Бугай.
Барнаул: Изд-во АГАУ, 2008. 83 с.
. Костенко
В.И. Основы логистики: Методические указания к выполнению практических работ. -
СПб. СЗТУ, 2004. - 14 с.
. http://library.tuit.uz/skanir_knigi/book/logistika3/glav_5.htm
. http://www.aup.ru/books/m192/3_3.htm
. http://www.kgau.ru/distance/fub_03/eldeshtein/logistika/01_03.html