Роль налогов в формировании доходов бюджетов всех уровней

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,33 Мб
  • Опубликовано:
    2014-09-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Роль налогов в формировании доходов бюджетов всех уровней

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

"Кубанский государственный университет"

(ФГБОУ ВПО "КубГУ")

Экономический факультет

Кафедра Антикризисного управления, налогов и налогообложения



ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

РОЛЬ НАЛОГОВ В ФОРМИРОВАНИИ ДОХОДОВ БЮДЖЕТОВ ВСЕХ УРОВНЕЙ

Работу выполнил: К.К. Рамазанова

экономический факультет

ЗФО, специальность 080107.65

"Налоги и налогообложение"






Краснодар - 2014

Содержание

 

Введение

1. Теоретические и методологические основы налогообложения в Российской Федерации

1.1 Налоги: понятие, экономическая сущность и признаки

1.2 Функции налогов и их классификация

1.3 Становление современной налоговой системы Российской Федерации

2. Анализ поступления налогов в государственный бюджет на примере МРИ ФНС №3 по республике Дагестан

2.1 Характеристика МРИ ФНС №3 по республике Дагестан, её структура и функции

3 Проблемы и перспективы в формировании бюджетов

3.1 Проблемы собираемости налогов в бюджеты

3.2 Перспективы повышения налоговых доходов в Российской Федерации

Заключение

Список использованных источников

Введение

Налоги - это необходимая составляющая деятельности любого государства, направленная на регулирование рыночной экономики, без которой не может осуществляться ее целенаправленное развитие с учетом интересов общества. Налоги являются основным источником средств, за счет которых осуществляется материальное обеспечение деятельности органов государственной власти.

В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, - чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

В последние годы роль и значение государства возрастают, увеличиваются и затраты на содержание государственных органов управления. Это связано с изменением содержания и расширением функций государства и органов управления государством.

Всеобщий характер налогов обусловлен тем, что основное место в финансовой системе любого государства занимает бюджетная система, посредством которой образуются и используются общегосударственные централизованные денежные фонды. Формирование бюджета любого уровня осуществляется через систему государственных доходов. Доходы представляют собой часть национального дохода страны, обращаемого через различные виды денежных поступлений в собственность государства с целью создания финансовой базы для осуществления задач и функций.

Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным законодательством РФ, законодательством о налогах и сборах, законодательством об иных обязательных платежах. К доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления. Доходы от федеральных, региональных и местных налогов, иных обязательных платежей, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы РФ, зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов РФ, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в соответствии с кодом бюджетной классификации.

Сущность налогообложения заключается в прямом изъятии государством определенной части валового общественного продукта в свою пользу для формирования бюджета, т.е. централизованных финансовых ресурсов государства.

Связь бюджета и налогов имеет двухсторонний и неразрывный характер. Налоги как основной элемент доходов бюджета обеспечивают финансирование всей структуры его расходных статей.

Актуальность данной темы заключается в том, что в современных условиях налоги являются одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые взаимоотношения в экономике. Они призваны обеспечить государство финансовыми ресурсами, необходимыми для решения важнейших экономических и социальных задач. Посредством налогов, льгот и финансовых санкций, являющихся неотъемлемой частью системы налогообложения, государство воздействует на экономическое поведение предприятий, стремясь создать при этом равные условия всем участникам общественного воспроизводства. Налоговые методы регулирования финансово-экономических отношений в сочетании с другими экономическими рычагами создают необходимые предпосылки для формирования и функционирования единого целостного рынка, способствующего созданию рыночных отношений.

Данная тема сложна, интересна и в то же время важна, потому что одним из важнейших условий стабилизации финансовой системы любого государства является обеспечение устойчивого сбора налогов, надлежащей дисциплины налогоплательщиков. К числу наиболее сложных экономических проблем выдвинулась проблема формирования налоговых доходов, не допустить их уменьшения, поиск факторов, оказывающих влияние на них. Решение таких проблем имеет принципиальное научное и практическое значение для построения стабильной бюджетной и налоговой системы, поэтому выбранная тема курсовой работы является актуальной.

Объектом исследования дипломной работы являются бюджетная и налоговая политика Российской Федерации, предметом исследования - формирование доходной части федерального бюджета.

Цель данной работы - проанализировать налоговые поступления в бюджетную систему Российской Федерации и на его основе сделать вывод о проблемах и перспективах формирования бюджетов.

В соответствии с целью в работе поставлены и решены следующие задачи:

) изучить экономическую сущность и содержание налогов;

) рассмотреть функции налогов и их классификацию;

) исследовать роль налогов как основного источника формирования доходов бюджетов;

) изучить процесс становления современной налоговой системы Российской Федерации;

) проанализировать структуру и динамику налоговых поступлений на примере МРИ ФНС №3 по республике Дагестан;

) выявить основные проблемы в формировании бюджетов;

) определить перспективы повышения налоговых доходов Российской Федерации.

Методическую основу работы составляют нормативные документы: Налоговый Кодекс РФ, Бюджетный Кодекс РФ, Федеральные Законы, учебная и методическая литература.

Методологическую основу работы представляют труды таких авторов, как Брызгалин А., Черник Д., Пансков В., Поляк В. и др.

Дипломная работа выполнена на материалах МРИ ФНС №3 по республике Дагестан. В процессе работы проведены исследования экономической сущности и классификации налогов, их роли в формировании доходной части бюджетов; изучены состав и классификация доходов бюджета; проведен анализ динамики налоговых поступлений на примере МРИ ФНС №3 по республике Дагестан за последние три года (2011-2013); определены проблемы, приоритетные направления и механизм увеличения доходной части государственного бюджета.

Дипломная работа состоит из трех глав, введения, заключения и списка использованных источников. Работа проиллюстрирована диаграммами и таблицами.

налог доход бюджет налоговый

1. Теоретические и методологические основы налогообложения в Российской Федерации

 

1.1 Налоги: понятие, экономическая <#"818931.files/image001.gif">

Рис.2.1 - Динамика поступления налогов в МРИ ФНС №3 по Республике Дагестан за 2011, 2012, 2013 годы

Рис.2.2 - Динамика налоговых проверок, проведенных МРИ ФНС №3 по Республике Дагестан, в 2011, 2012, 2013 годах

2.2 Анализ налоговых поступлений на примере МРИ ФНС №3 по республике Дагестан

По состоянию на 1.01.2012 на учете в МРИ ФНС №3 по республике Дагестан состояли 1594 организации, из которых 820 представляют налоговую отчетность, 66 были проверены на выездных проверках, у всех проверенных организаций были выявлены правонарушения. Количество индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, состоящих на учете - 4478, из которых 3230 представляют налоговую отчетность, у 31 были проведены выездные проверки, в ходе которых выявлено 31 правонарушение.

В консолидированный бюджет РФ в 2011 году по основным видам экономической деятельности поступило всего 861 893 тыс. руб.

Федеральные налоги и сборы составили 697 063 тыс. руб., из них: налог на прибыль организаций - 30 045 тыс. руб., налог на доходы физических лиц - 517 266 тыс. руб., НДС - 50 208 тыс. руб., акцизы по подакцизным товарам - 92 834 тыс. руб., налоги и сборы за пользование природными ресурсами 2 932 тыс. руб. (из них 1 808 тыс. руб. - налог на добычу полезных ископаемых), остальные федеральные налоги и сборы составили 3 778 тыс. руб.

Региональные налоги и сборы составили 38 143 тыс. руб., из них налог на имущество организаций - 32 135 тыс. руб., транспортный налог - 6 002 тыс. руб.

Местные налоги и сборы составили 46 950, а налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами - 79 737 тыс. руб.

На рис.2.3 представлена структура налоговых поступлений в 2011 году по видам налогов.

Поступление налогов в разрезе видов деятельности, которыми занимаются налогоплательщики-организации отражено на рис.2.4.

Рис.2.3 - Структура налоговых поступлений в МРИ ФНС №3 по Республике Дагестан в 2011 году по видам налогов

На рис.2.3 видно, что большую часть налоговых поступлений составляет налог на доходы физических лиц, он составляет 67% всех поступлений.

Исходя из этих данных рис 2.4 можно сделать вывод о том, что большая доля поступивших налогов приходится на организации, занимающиеся государственным управлением, обеспечением военной безопасности и обязательным социальным обеспечением. Они составляют около 30% всех поступивших налогов и сборов в 2011 году. Немного меньше налогов приходится на долю обрабатывающего производства - 19%.

Рисунок 2.4 - Структура налоговых поступлений в МРИ ФНС №3 по Республике Дагестан в 2011 году в разрезе видов деятельности

За 2011 год было проведено 13 036 камеральных проверок, из них выявившие нарушения - 1 586. Выездных проверок организаций и физических лиц было проведено - 373, в том числе выявившие правонарушения - 373, более подробно проведенные проверки приведены в табл. 2.2

Таблица 2.2 - Выездные и камеральные проверки, проведенные МРИ ФНС №3 по Республике Дагестан, в 2011 году по видам налогов

Налог

Камеральные проверки

Выездные проверки

Налог на прибыль организаций

491

33

Налог на доходы физических лиц, удерживаемый налоговыми агентами - организациями

358

60

Налог с доходов физических лиц, исчисленный индивидуальными предпринимателями и другими лицами, занимающимися частной практикой, а также физическими лицами в отношении отдельных видов доходов, указанных в статье 228 НК РФ

754

10

Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации

4

47

Акцизы на спирт этиловый

12

0

Акцизы на спиртосодержащую и алкогольную продукцию

560

1

Налог на имущество организаций

376

25

Земельный налог

146

56

Транспортный налог

194

62

Налог на добычу полезных ископаемых

1057

6

Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения

8978

53

Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности

106

12

Единый сельскохозяйственный налог

491

8


Всего по результатам контрольной работы налоговой инспекции было дополнительно начислено платежей - 321 228 тыс. руб., в том числе по выездным проверкам - 264 681 тыс. руб., из них: налоги - 183 239 тыс. руб., пени - 27 369 тыс. руб., штрафные санкции - 54 073 тыс. руб.; по камеральным проверкам - 5 976 тыс. руб., из них: налоги - 3 896 тыс. руб., пени - 11 тыс. руб., штрафные санкции - 2 069 тыс. руб.

Из рис.2.5 видно, что большая часть выездных проверок была проведена по налогу на доходы физических лиц, удерживаемых налоговыми агентами, и транспортному налогу, их доля в общем количестве проведенных выездных проверок составляет по 16%.

Рисунок 2.5 - Структура выездных проверок, проведенных МРИ ФНС №3 по Республике Дагестан, по видам налогов

Согласно данным рис. 2.6 большая часть проведенных камеральных налоговых проверок приходится на единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, они составляют 69% всех камеральных проверок.

Рисунок 2.6 - Структура камеральных проверок, проведенных МРИ ФНС №3 по Республике Дагестан, по видам налогов

По состоянию на 1.01.2013 на учете в МРИ ФНС №3 по республике Дагестан состояли 1607 организаций (это на 13 организаций больше, чем в предыдущем году), из которых 888 представляют налоговую отчетность, 48 были проверены на выездных проверках, у всех проверенных организаций были выявлены правонарушения. Количество индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, состоящих на учете - 4100 (это на 378 меньше, чем в предыдущем году), из которых 2419 представляют налоговую отчетность, у 24 были проведены выездные проверки, в ходе которых выявлено 24 правонарушения.

В консолидированный бюджет РФ в 2012 году по основным видам экономической деятельности поступило всего 1 018 388 тыс. руб., что на 156 495 тыс. руб. больше, чем в 2011 году. Федеральные налоги и сборы составили 849 137 тыс. руб., из них: налог на доходы физических лиц - 622 552 тыс. руб., НДС - 39 993 тыс. руб., акцизы по подакцизным товарам - 178 347 тыс. руб., налоги и сборы за пользование природными ресурсами 4 724 тыс. руб. (из них 3 676 тыс. руб. - налог на добычу полезных ископаемых), остальные федеральные налоги и сборы составили 5 073 тыс. руб. Региональные налоги и сборы составили 35 166 тыс. руб., из них налог на имущество организаций - 24 501 тыс. руб., транспортный налог - 10 426 тыс. руб. Местные налоги и сборы составили 47 370, а налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами - 86 715 тыс. руб.

На рис.2.7 изображена структура налоговых поступлений по видам налогов, из которой видно, что основная часть налоговых поступлений как и в прошлом году приходится на налог на доходы физических лиц, их доля в общем количестве налогов составляет 64% (на 3% меньше, чем в предыдущем году).

Поступление налогов в разрезе видов деятельности, которыми занимаются налогоплательщики-организации отражено на рис.2.8 Исходя из этих данных можно сделать вывод о том, что большая доля поступивших налогов как и в прошлом году приходится на организации, занимающиеся государственным управлением, обеспечением военной безопасности и о обязательным социальным обеспечением. Они составляют около 31% всех поступивших налогов и сборов в 2012 году, что на 1 % больше, чем в предыдущем году.

Рисунок 2.7 - Структура налоговых поступлений в МРИ ФНС №3 по Республике Дагестан в 2012 году по видам налогов

Рисунок 2.8 - Структура налоговых поступлений в МРИ ФНС №3 по Республике Дагестан в 2012 году в разрезе видов деятельности

За 2012 год было проведено 13 902 камеральных проверок, из них выявившие нарушения - 769 (в прошлом году было проведено на 736 проверок меньше, при этом было выявлено на 850 правонарушений больше). Выездных проверок организаций и физических лиц было проведено - 62, в том числе выявившие правонарушения - 62, из них проверки организаций - 48, проверки индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой - 24. Более подробно проведенные проверки приведены в табл.2.3.

Таблица 2.3 - Камеральные и выездные проверки, проведенные МРИ ФНС №3 по Республике Дагестан, в 2012 г. по видам налогов

Налог

Выездные проверки

Камеральные проверки

Налог на прибыль организаций

6

520

Налог на доходы физических лиц, исчисленный индивидуальными предпринимателями и другими лицами, занимающимися частной практикой

0

102

Налог на доходы физических лиц, удерживаемый налоговыми агентами - организациями

16

0

Налог на доходы физических лиц, исчисленный физическими лицами (не являющихся индивидуальными предпринимателями и лицами, занимающихся частной практикой)

0

731

Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации

11

750

Акцизы на спирт этиловый

0

3

Акцизы на спиртосодержащую и алкогольную продукцию

0

65

Налог на имущество организаций

0

1108

Земельный налог

1

297

Транспортный налог

2

206

Налог на добычу полезных ископаемых

1

175

Налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения

23

1055

Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности

2

9631

Единый сельскохозяйственный налог

0

91


Всего по результатам контрольной работы налоговой инспекции было дополнительно начислено платежей - 512 294 тыс. руб. (это на 191 066 тыс. руб. больше, чем в 2011 году, что говорит об эффективной контрольной деятельности налоговой инспекции), в том числе по выездным проверкам - 193 776 тыс. руб., из них: налоги - 141 622 тыс. руб., пени - 23 562 тыс. руб., штрафные санкции - 28 592 тыс. руб.; по камеральным проверкам - 251134 тыс. руб., из них: налоги - 187 007 тыс. руб., пени - 14 тыс. руб., штрафные санкции - 64 113 тыс. руб.

Из рис.2.9 видно, что большая часть выездных проверок в 2012 году была проведена по единому налогу, взимаемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, их доля в общем количестве проведенных выездных проверок составляет 36%. Наименьшее количество выездных проверок было проведено по налогу на добычу полезных ископаемых и единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, их доля составляет по 2%.

Рисунок 2.9 - Структура выездных проверок, проведенных МРИ ФНС №3 по Республике Дагестан, в 2013 году по видам налогов

Согласно данным рис.2.10 большая часть проведенных камеральных налоговых проверок приходится на единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, они составляют 69% всех камеральных проверок.

Рисунок 2.10 - Структура камеральных проверок, проведенных МРИ ФНС №3 по Республике Дагестан, в 2012 году по видам налогов

По состоянию на 1.01.2014 на учете в МРИ ФНС №3 по республике Дагестан состояли 1544 организации (это на 63 меньше, чем в 2012 году, и на 50 меньше, чем в 2011 г.), из которых 1040 представляют налоговую отчетность, 26 были проверены на выездных проверках, у всех проверенных организаций были выявлены правонарушения. Количество индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой, состоящих на учете - 3380, из которых 1941 представляют налоговую отчетность, у 13 были проведены выездные проверки, в ходе которых выявлено 13 правонарушение.

В консолидированный бюджет РФ в 2013 г. по основным видам экономической деятельности поступило всего 1 331 085 тыс. руб., что на 312 697 тыс. руб. больше, чем в 2012 году и на 469 192 тыс. руб. больше, чем в 2011 г.). Федеральные налоги и сборы составили 1 184 744 тыс. руб., из них: налог на прибыль организаций - 24 926 тыс. руб., налог на доходы физических лиц - 802 164 тыс. руб., НДС - 45 222 тыс. руб., акцизы по подакцизным товарам - 304 131 тыс. руб., налоги и сборы за пользование природными ресурсами 2 689 тыс. руб. (из них 2 337 тыс. руб. - налог на добычу полезных ископаемых), остальные федеральные налоги и сборы составили 5 612 тыс. руб. Региональные налоги и сборы составили 36 422 тыс. руб., из них налог на имущество организаций - 24 180 тыс. руб., транспортный налог - 12 080 тыс. руб. Местные налоги и сборы составили 46 455 тыс. руб., а налоги, предусмотренные специальными налоговыми режимами - 63 464 тыс. руб.

Структура налоговых поступлений за 2013 год по видам налогов представлена на рис.2.11, согласно которому основным источником налоговых поступлений является как и в предыдущие два года налог на доходы физических лиц.

Поступление налогов в разрезе видов деятельности, которыми занимаются налогоплательщики-организации отражено на рис.2.12. Исходя из этих данных можно сделать вывод о том, что большая доля поступивших налогов как и в предыдущие годы приходится на организации, занимающиеся государственным управлением, обеспечением военной безопасности и обязательным социальным обеспечением. Они составляют около 31% всех поступивших налогов и сборов в 2013 году, чуть меньше приходится на долю обрабатывающего производства - 29 %.

Рисунок 2.11 - Структура налоговых поступлений в МРИ ФНС №3 по Республике Дагестан в 2013 году по видам налогов

Рис 2.12 - Структура налоговых поступлений в МРИ ФНС №3 по Республике Дагестан в 2013 году в разрезе видов деятельности

За 2013 год было проведено 12 164 камеральных проверок (это на 872 проверки меньше, чем в предыдущем году), из них выявившие нарушения - 1 250. Выездных проверок организаций и физических лиц было проведено - 158, в том числе выявившие правонарушения - 13. Более подробно проведенные проверки приведены в табл.2.4.

Таблица 2.4 - Выездные и камеральные проверки, проведенные МРИ ФНС №3 по Республике Дагестан в 2013 г. по видам налогов

Налог

Камеральные проверки

Выездные проверки

Налог на прибыль организаций

416

15

Налог на доходы физических лиц, удерживаемый налоговыми агентами - организациями

0

25

Налог с доходов физических лиц, исчисленный индивидуальными предпринимателями и другими лицами, занимающимися частной практикой, а также физическими лицами в отношении отдельных видов доходов, указанных в статье 228 НК РФ

131

4

Налог на доходы физических лиц, исчисленный физическими лицами (не являющихся индивидуальными предпринимателями и лицами, занимающихся частной практикой)

282

0

Налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации

638

18

Акцизы на спиртосодержащую и алкогольную продукцию

53

1

Налог на имущество организаций

1326

14

Налог на игорный бизнес

20

0

Земельный налог

252

35

Транспортный налог

151

34

Налог на добычу полезных ископаемых

266

2

Единый налог, взимаемый в связи с применением упрощенной системы налогообложения

996

8

Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности

7553

2


Всего по результатам контрольной работы налоговой инспекции было дополнительно начислено платежей - 122275 тыс. руб. (на 390 019 тыс. руб. меньше, чем в предыдущем году), в том числе по выездным проверкам - 70 858 тыс. руб., из них: налоги - 50 121 тыс. руб., пени - 6 356 тыс. руб., штрафные санкции - 14 381 тыс. руб.; по камеральным проверкам - 2 330 тыс. руб., из них: налоги - 816 тыс. руб., пени - 11 тыс. руб., штрафные санкции - 1 503 тыс. руб.

Из рис.2.13 видно, что большая часть выездных проверок была проведена по транспортному налогу, их доля в общем количестве проведенных выездных проверок составляет 22%, и по земельному налогу, доля которых - 21%.

Согласно данным рис.2.14 большая часть проведенных камеральных налоговых проверок как и в прошлом году приходится на единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности, они составляют 64% всех камеральных проверок

Рисунок 2.13 - Структура выездных проверок, проведенных МРИ ФНС №3 по Республике Дагестан, в 2013году по видам налогов

Рис.2.14 - Структура камеральных проверок, проведенных МРИ ФНС №3 по Республике Дагестан, в 2013году по видам налогов

В таблице 2.2 приведен сравнительный анализ налоговых поступлений В МРИ ФНС №3 по Республике Дагестан за 2011, 2012, 2013 гг., из которой видно, что поступления налогов по большинству видов деятельности имеет положительные темпы роста, за исключением нескольких.

Таблица 2.2 - Сравнительный анализ налоговых поступлений в МРИ ФНС №3 по Республике Дагестан за период с 2011 по 2013 гг.

Вид деятельности

Поступило платежей, тыс. руб.

Темпы роста, в %


2011г.

2012г.

2013г.

2012г. к 2011г

2013г. к 2012г

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

18739

 28448

 16286

 +51,8

-42,7

Обрабатывающие производства

162943

 261552

373 528

 +60,5

 +42,8

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

21346

 19487

23 761

 8,7

+22

Строительство

29864

41516

62 978

+39

+51,7

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования

65870

 45 703

44 737

 30,6

-2,1

Гостиницы и рестораны

5260

3 974

3 681

-24,4

-7,3

Транспорт и связь

59059

69 514

56 395

+17,7

-18,9

Финансовая деятельность

13482

17 811

18 613

+32

+4,5

Операции с недвижимым имуществом, арендa и предоставление услуг

28045

 34 409

31 902

 +22,7

-7,2

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение

266752

315 926

413 937

 +18,4

+31

Образование

65664

88 409

154 431

 +34,6

+74,7

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

47474

59 814

74 919

 +26

+25,2

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

8998

12 284

17 172

 +36,5

+39,8

Суммы налогов и сборов, не распределенные по кодам ОКВЭД

3636

5 433

6 592

 +49,4

+21,3

Сведения по физическим лицам, не относящимся к индивидуальным предпринимателям и не имеющим код ОКВЭД

21862

22 863

16 641

 +4,6

-27,2



3 Проблемы и перспективы в формировании бюджетов


3.1 Проблемы собираемости налогов в бюджеты


В законодательстве о налогах и сборах отсутствует понятие "собираемость налогов", несмотря на то, что обеспечение роста налоговых поступлений в бюджетную систему и повышение уровня собираемости налогов являются важнейшими задачами российских налоговых органов.

Однако в современном экономическом словаре Б.А. Райзберга приведено следующее определение собираемости налогов: "Соотношение между величиной реально собранных налогов <http://www.smartcat.ru/Referat/vtpegramie/> и величиной налогов <http://www.smartcat.ru/Referat/vtpegramie/>, которые должны быть собраны в соответствии с величиной налогооблагаемой базы и налоговыми ставками, предусмотренными налоговым законодательством <http://www.smartcat.ru/Referat/rtqegramei/> страны".

Существует несколько методов исчисления собираемости налогов. Налоговые органы Российской Федерации пользуются методикой, согласно которой этот показатель рассчитывается как отношения объема налоговых платежей, поступивших в отчетном периоде, к объему налоговых обязательств, которые в соответствии с законом должны быть исполнены в этот же период. Этот показатель используется как основной критерий оценки эффективности налогового администрирования.

Однако сторонники альтернативного подхода, такие как А.Б. Паскачев, Ф.К. Садыгов, В.И. Мишин, Р.А. Саакян, О.А. Бессчетная, В.Н. Засько, А.И. Новикова, Ю.М. Лермонтов, отождествляют сущность собираемости налогов с основной рейтинговой оценкой работы налоговых органов. Данный показатель рассчитывается путем отнесения суммы фактических поступлений налоговых платежей к их максимальной сумме за рассматриваемый период. Этот показатель включает в себя сумму фактических поступлений за тот же период и сумму совокупной задолженности по налоговым платежам, определяемую на основе статистических данных налоговых органов. Рассчитанный таким образом показатель собираемости налогов является наиболее корректным показателем результативности функционирования системы налогового администрирования, так как показатель собираемости налогов напрямую зависит от показателя совокупной задолженности. С повышением уровня собираемости налогов в данном случае происходит сокращение уровня совокупной задолженности. [20]

На показатель собираемости налогов оказывают влияние различные факторы, к которым можно отнести платежеспособность налогоплательщика, т.к. при его неплатежеспособности в результате неуплаты им того или иного налога возникает недоимка, а также изменение срока уплаты налога. Так, при предоставлении налогоплательщику отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита, платежи по этим налогам переносятся на определенный срок, соответственно в текущем периоде произойдет уменьшение налоговых поступлений в бюджетную систему.

Анализ динамики налоговых поступлений и уровня собираемости налогов за последние годы говорит о положительной тенденции их роста, т.к. размер поступлений в бюджет увеличивается из года в год.

По словам главы Федеральной Налоговой Службы России М. Мишустина за три посткризисных года налоговая служба обеспечила темпы роста налоговых поступлений, превышающие рост экономики - ВВП вырос на 12,7%, а налоги в реальном выражении - на 21,8%. [72]

Одной из причин этого является уклонение физическими и юридическими лицами от уплаты налогов, т.е. нелегальный путь уменьшения налоговых обязательств, основанный на уголовно наказуемом (ст. 198 и 199 УК РФ) сознательном использовании методов сокрытия учета доходов и имущества от налоговых органов, а тж. искажения бухгалтерской и налоговой отчетности. Осуществляется, как правило, в виде незаконного использования предприятием налоговых льгот, несвоевременной уплаты налогов и сокрытия доходов, непредставления или несвоевременного представления документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов. Таким образом, при уклонении от уплаты налогов предприятия или физические лица являются налогоплательщиками по закону, но уменьшают свои налоговые обязательства, либо вообще не уплачивают налоги, или уплачивают их не должным образом, используя способы, прямо или косвенно запрещенные законом. Организации различными способами пытаются сокрыть свои доходы (теневая экономика), а физические лица получают свою зарплату в "конвертах". Масштаб уклонения от уплаты налогов и сборов по различным оценкам составляет около 10% ВВП. По этому показателю Россия на 4 месте в мире.

Особую роль в налоговых схемах, направленных на уклонение от уплаты налогов, играют фирмы-однодневки. За последние 20 лет однодневки стали неотъемлемой частью отечественной экономики и используются практически повсеместно: по оценкам до 80 % всех проводок, отслеживаемых в ЦБ РФ, так или иначе связаны с однодневками, в год через такие фирмы проходит как минимум 850 млрд. руб. Большая часть из них работает на международном рынке с целью вывоза капитала за рубеж и отмывания денег, полученных преступным путем. Так, от общего числа участников внешнеэкономической деятельности в 2011 году более 46 % провели только одну внешнеторговую сделку, в первом квартале 2012 года этот показатель вырос до 65,6 %. [26]

Существуют и вполне легальные способы оптимизации налогообложения. В частности, это изменение срока уплаты налогов для дальнейшего списания налоговыми органами безнадежных к взысканию задолженностей по пеням и штрафам.

Для решения данной проблемы необходимо правильно и четко сформулировать направления налоговой политики, которые способствовали бы уменьшению подобных случаев.

К сожалению, в России отсутствуют долговременные налоговые традиции, которые укрепляли бы налоговую дисциплину. Общество достаточно спокойно относится к уклонению от уплаты налогов. По данным опроса Фонда "Общественное мнение" 69% россиян относятся к неуплате налогов с пониманием, 28% - с одобрением, и только 5% с осуждением. [61]

Эту проблему можно решить путем повышения налоговой грамотности населения, формирования позитивного отношения к налогам путем разъяснения налогоплательщикам на что идут уплаченные ими налоги.

Необходимо также совершенствовать законодательство, регулирующие налоговые правоотношения с целью закрытия путей, используемых недобросовестными налогоплательщиками для уклонения от уплаты налогов. Из-за существующего несовершенства российского законодательства становится возможным использование различных "лазеек" для ухода от налогообложения, при этом формально законодательство не нарушается. Явным примером тому является создание налогоплательщиками различных схем ухода от налогообложения (трансфертное ценообразование, система неплатежей между материнской и дочерней компаниями и т.д.) с использованием гибридных форм интеграции предприятий; альтернативные расчеты, бартерные сделки и т.п.; осуществление псевдоопераций, при которых заключаются фиктивные контракты для увеличения затрат и/или получения вычетов по НДС.

Уклонение от уплаты налогов приводит к существенным последствиям, к которым можно отнести в первую очередь сокращение налоговых поступлений в бюджет, во-вторых, искажение ценовых соотношений и нарушение рыночной конкуренции и, в-третьих, нарушение принципа социальной справедливости. Это факт говорит о том, что уклонение от уплаты налогов не только противоречит действующим нормам налогового, уголовного и административного права, но и нарушает интересы граждан, материальное обеспечение которых должно полностью или частично осуществляться обществом и государством.

Немаловажным является ужесточение санкций, применяемых к налоговым правонарушителям, последовав примеру зарубежных стран, где налоговая ответственность зависит не от размера причиненного ущерба, а от характера правонарушения. Во многих странах введена личная ответственность собственников и управляющих предприятий за неуплату налогов. Также задолженность по налогам должна быть полноценным основанием для отказа в предоставлении кредита банками.

Введение дополнительных штрафов может помочь создать условия, при которых уклонение от уплаты налогов было бы экономически невыгодным, т.е. сумма возможной выгоды от неуплаты налога должна быть меньше суммы штрафов.

Важно также отметить, что причиной низкой собираемости налогов являются и сложности в определении налогооблагаемой базы, неблагоприятное влияние на которую оказывают такие факторы, как сокращение объемов сельскохозяйственного и промышленного производства, большое количество предприятий с убыточностью и низкой рентабельностью, снижение активности банковской системы, рост кредиторской и дебиторской задолженности и взаимных неплатежей предприятий, рост безработицы как явной, так и скрытой, продолжающийся рост цен на продовольственные и промышленные товары при том, что доля населения, имеющая очень низкие доходы остается высокой, а также задержки по выплате заработной платы.

В конечном счете получается, что из-за недополучения средств в бюджет государство не может решать стоящие перед ним экономические и социальные задачи надлежащим образом.

Подводя итог, можно сказать, что перед государством стоит тяжелейшая задача, которая заключается в создании эффективной системы сбора налогов. Для ее решения целесообразно нормализовать деятельность органов налоговой службы, обеспечив их честными и высококвалифицированными специалистами, создать нормальные условия для их работы. Необходимо установить достойную заработную плату, которой было бы достаточно для содержания семьи. Это могло бы устранить проблему с получением взяток и утечкой кадров из налоговых органов. Помимо этого необходимо вести работу пропагандистского и агитационного характера непосредственно с налогоплательщиками, это повысило бы уровень правосознания граждан. Необходимо также информировать их о целях расходования получаемых средств, порядке уплаты налогов и мерах ответственности за несоблюдение налоговых обязательств, и, что немаловажно публично осуждать лиц, уклоняющихся от уплаты налогов. Установление разумных налоговых ставок тоже имеет большое значение в повышении уровня собираемости налогов.

Уклонение от налогов является неизбежным процессом, который присущ любому государству, и добиться его полного предотвращения невозможно, но возможно уменьшить его масштабы.

3.2 Перспективы повышения налоговых доходов в Российской Федерации


В ближайшей перспективе приоритетами нашего государства в области налоговой политики являются создание стабильной и эффективной налоговой системы, которая обеспечивала бы устойчивость бюджетной системы в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Как и в прошлые года основными целями налоговой политики остаются повышение предпринимательской активности, поддержка инвестиций и развитие человеческого капитала. Необходимо добиться того, чтобы российская налоговая система сохранила свою конкурентоспособность в сравнении с налоговыми системами тех государств, которые ведут борьбу за привлечение инвестиций на мировом рынке.

Также налоговая политика должна быть направлена на стимулирование инновационной деятельности. В связи с этим следовало бы внести в НК РФ специальный налоговый режим, предоставляющий льготы организациям, занимающимся инновационной деятельностью в сфере высоких технологий, и освободить научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы от уплаты НДС.

Опыт зарубежных стран доказал эффективность налогового стимулирования инновационной деятельности. В таких странах как США, Канада, Великобритания, Швеция, Италия, Бельгия из налогооблагаемых доходов компаний вычитаются 100% расходов на НИОКР. В России такой метод был бы малоэффективен, т.к. существует ряд проблем, таких как отсутствие комплексности в системе мер налогового стимулирования, недостаточность льгот для стимулирования инновационной деятельности, а также то, что практика применения налоговых льгот мало изучена.

Необходимость поддержания сбалансированности бюджетной системы Российской Федерации и сохранения неизменности налоговой нагрузки по секторам экономии, в которых достигнут ее оптимальный уровень, являются важнейшими факторами проводимой налоговой политики. В связи с этим необходимо предпринять меры, направленные на увеличение доходов бюджетной системы Российской Федерации. Повышение налоговых ставок, изменение правил исчисления и уплаты отдельных налогов, а также принятие мер в области налогового администрирования должны стать в ближайшей перспективе основными источниками роста налоговых поступлений может стать как повышение налоговых ставок, изменение правил исчисления.

В настоящее время в нашей стране достигнут уровень налоговой нагрузки равный 34, что соответствует минимальному уровню нагрузки развитых стран, это обеспечивает стабильную наполняемость бюджетов всех уровней. [71]

Совершенствование налоговой системы в дальнейшем необходимо реализовывать в направлении настройки существующей системы налогообложения, необходимо мобилизовать дополнительные доходы путем улучшения качества налогового администрирования, а также сокращения теневой экономики, изъятия в бюджет сверхдоходов от благоприятной внешнеэкономической конъюнктуры.

Согласно одобренному Правительством документу "Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" в ближайшей перспективе в целях повышения доходов бюджетной системы Российской Федерации планируется внесение изменений в законодательство о налогах и сборах.

Во-первых, это касается совершенствования налогообложения недвижимого имущества для физических лиц. Предполагается введение на территории Российской Федерации местного налога на недвижимость. Новый налог на недвижимость должен заменить сразу два действующих сегодня налога: налог на имущество и земельный налог. В соответствии с проектом федерального закона № 51763-4 "О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации" налогоплательщиками налога на недвижимое имущество будут физические лица, обладающие правом собственности на здания, строения, сооружения, жилые и нежилые помещения, а также обладающие правом собственности, правом постоянного (бессрочного) пользования или правом пожизненного наследуемого владения на земельный участок, а налоговой базой для исчисления налога на недвижимое имущество будет кадастровая стоимость соответствующего объекта налогообложения.

К объектам налогообложения по налогу на недвижимое имущество отнесены расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) здания, строения, сооружения, жилые и нежилые помещения, объекты незавершенного капитального строительств, а также земельные участки, на котором располагают объекты капитального строительства или объекты незавершенного капитального строительства.

Предусматривается, что при определении налоговой базы применяется налоговый вычет. Налоговый вычет предлагается предоставлять всем налогоплательщикам в отношении жилого помещения, а также жилого строения, расположенного на земельном участке в садоводческом или дачном некоммерческом объединении, в размере кадастровой стоимости 20 квадратных метров соответствующего объекта налогообложения.

Определены предельные налоговые ставки, устанавливаемые представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органам государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга).

Так, в отношении объектов налогообложения, кадастровая стоимость которых составляет до 300 млн. рублей включительно, налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) в размерах, не превышающих:

,1% в отношении жилых помещений, в том числе жилых домов (строений), расположенных на земельных участках в садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях, а также в отношении объектов незавершенного капитального строительства, относящихся к указанным объектам;

,5% в отношении объектов капитального строительства и объектов незавершенного капитального строительства, не относящихся к жилищному фонду;

,3% в отношении земельных участков: отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства; занятых жилищным фондом (за исключением доли в праве на земельный участок, приходящейся на объект, не относящийся к жилищному фонду) или приобретенных (предоставленных) для жилищного строительства; приобретенных (предоставленных) для личного подсобного хозяйства, садоводства, огородничества или животноводства, а также дачного хозяйства;

,5% в отношении прочих земельных участков.

В отношении объектов налогообложения, совокупная кадастровая стоимость которых превышает 300 млн. рублей (за исключением объектов капитального строительства и незавершенного капитального строительства, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн. рублей), устанавливаются повышенные налоговые ставки в размере не превышающем:

,5% в отношении объектов капитального строительства и объектов незавершенного капитального строительства, вне зависимости от их принадлежности к жилищному фонду;

,5% в отношении земельных участков, вне зависимости от категории земли и разрешенного использования земельного участка.

В отношении объектов капитального строительства и незавершенного капитального строительства, кадастровая стоимость каждого из которых превышает 300 млн. рублей, налоговые ставки устанавливаются в размере от 0,5 до 1 процента включительно.

Изначально в регионах, которые готовы к введению налога, он должен был заработать с 1 января 2014 года, а остальные субъекты РФ должны были бы ввести его до 2018 года. Но в настоящее время введение данного налога перенесено на один год - до 2015 года, крайний срок введения налога также решено передвинуть - до 2020 года.

Планируется переход к налогу на недвижимое имущество не только для физических лиц, но и для организаций. Предполагается, что, как и в отношении физических лиц, новым налогом будет облагаться только недвижимое имущество, находящееся у организаций на праве собственности (хозяйственного ведения или оперативного управления). При этом предполагается, что новый налог будет отнесен к региональным налогам с передачей части поступающих сумм в местные бюджеты. Для введения налога на недвижимое имущество организаций необходимо создать условия для его введения в субъектах Российской Федерации. В этих целях необходимо, прежде всего, определить концепцию налогообложения объектов недвижимости, принадлежащих юридическим лицам, а именно: определить состав объектов налогообложения, налоговую базу, пределы для установления налоговых ставок и возможные налоговые преференции по налогу.

Так, в целях обеспечения единообразного подхода к налогообложению имущества организаций и физических лиц в качестве налоговой базы по налогу на недвижимое имущество организаций предлагается определить кадастровую стоимость объектов недвижимости. В этой связи заинтересованным федеральным органам исполнительной власти необходимо разработать методику определения кадастровой стоимости объектов недвижимости нежилого назначения (в том числе промышленных зданий, офисов, сооружений, линейных объектов и др.), обеспечить наполняемость Единого государственного кадастра недвижимости сведениями об объектах недвижимости, принадлежащих юридическим лицам, и об их кадастровой стоимости в целях создания условий для формирования в налоговых органах фискального реестра по налогу на недвижимость.

По итогам проведенной работы, на основе мониторинга сведений Единого государственного кадастра объектов недвижимости и анализа возможных социально-экономических последствий введения налога на недвижимость организаций заинтересованными федеральными органами исполнительной власти с участием органов государственной власти субъектов Российской Федерации, будет разрабатываться проект федерального закона о налоге на недвижимое имущество организаций, и определяться возможные сроки его введения в субъектах Российской Федерации.

Во-вторых, изменения будут касаться акцизного налогообложения, а именно будет осуществляться индексация ставок акцизов с учетом реально складывающейся экономической ситуации. При этом на 2014 и 2015 годы, за некоторым исключением, предусматривается сохранение размеров ставок акцизов, установленных действующим на сегодняшний день законодательством о налогах и сборах. Например, при установлении ставок акцизов на алкогольную, спиртосодержащую продукцию и пиво на 2016 год в целях формирования доходной базы бюджетов разных уровней, а также с учетом необходимости корректировки структуры потребления алкогольной продукции, предлагается проиндексировать ставки акцизов на алкогольную продукцию, произведенную с использованием этилового спирта - на 10% к уровню 2015 года. На остальные виды алкогольной продукции предполагается осуществить индексацию в размере прогнозируемого уровня инфляции (при расчете приведенных ниже ставок принимался прогнозируемый уровень инфляции на 2016 год в размере 5,4% к 2015 году). Ставки на 2014 и 2015 годы предполагается оставить без изменений. [6]

В части акцизного налогообложения табачной продукции налоговую политику будет определять план мероприятий по реализации Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака в 2010-2015 годах, утвержденный распоряжением Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2010 г. №1563-р. Этим планом предусмотрено, что поэтапное повышение акциза должно происходить такими темпами, чтобы обеспечить в Российской Федерации средний уровень налогообложения табачных изделий на уровне стран Европейского региона Всемирной организации здравоохранения. Для этого необходимо, чтобы средний акциз в текущих ценах составлял около 3000 рублей за 1000 штук или 60 рублей за пачку сигарет наиболее продаваемого бренда. При этом Кодексом предусмотрен минимальный уровень акциза на сигареты на 2015 год в размере 1250 рублей за 1000 штук.

В целях выполнения требований Концепции возможно, начиная с 2016 года, увеличить темпы роста ставок акциза, с тем, чтобы к 2020 году достигнуть целевого ориентира минимального акциза. При этом, в случае принятия этих предложений, размер комбинированной ставки акцизов на сигареты и папиросы составит 1200 рублей за 1000 штук + 9,5% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 1600 рублей за 1000 штук.

При этом с учетом договоренностей о необходимости гармонизации ставок акцизов на табачную продукцию, достигнутых на заседании Консультативного комитета по налоговой политике и администрированию при Евразийской экономической политике 8 - 10 августа 2012 года в г. Алматы, в случае заключения соответствующих соглашений с государствами-членами Таможенного союза возможно замедление темпов роста ставок акцизов на табачную продукцию в период до 2020 года.

В-третьих, планируется подготовка предложения по внесению в законодательство Российской Федерации положений о контролируемых иностранных компаниях и конечных получателях дохода (выгодоприобретателях) в целях противодействия уклонению от налогообложения с использованием низконалоговых юрисдикций.

Также предлагается разработать проект изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации, устанавливающих понятие налогового резидентства организаций, что позволит противодействовать злоупотреблениям при определении доходов иностранных организаций, подлежащих налогообложению в Российской Федерации.

Помимо этого требуется внесение изменений в законодательство о налогах и сборах, направленных на урегулирование порядка налогообложения в Российской Федерации доходов от продажи акций (долей) организаций, активы которых более, чем на 50% представлены недвижимым имуществом, расположенным в России. Указанная норма содержится как в Налоговом кодексе Российской Федерации, так и в ряде соглашений об избежании двойного налогообложения, однако механизмы ее реализации недостаточно проработаны.

И, в-четвертых, изменения будут касаться совершенствования налогового администрирования, а именно, совершенствование контроля за исполнением банками обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации; обеспечение привлечения к налогообложению лиц, уклоняющихся от исполнения обязанностей налогоплательщика, в том числе посредством использования схем с участием "фирм-однодневок" и прочие меры совершенствования налогового администрирования.

Согласно "Основным направлениям налоговой политики Российской Федерации на 2013 год и на плановый период 2104 и 2015 годов" предпола-галось введение налога на роскошь. Однако вместо этого вопрос налогообложения объектов роскоши планируется решать в рамках выше обозначенного нового налога на недвижимое имущество.

При введении минимальной ставки налога на недвижимость (земельные участки, здания, строения, жилые и нежилые помещения, находящиеся в собственности физических лиц) предполагается установить ставки в зависимости от совокупной кадастровой стоимости всех объектов недвижимости в собственности физического лица в размере от 0,05% до 0,3%. При этом максимальная ставка (без возможности ее снижения на местном уровне) будет установлена для совокупной кадастровой стоимости всех объектов недвижимости свыше 300 млн. рублей.

Также предполагается, что повышенная налоговая ставка, применяемая к дорогостоящей недвижимости, будет действовать вне зависимости от того, кто является собственником указанных объектов (организации или физические лица), а также от количества собственников.

Помимо этого начиная с 2013 года введена минимальная ставка транспортного налога (без возможности ее снижения законами субъектов РФ) для легковых автомобилей с мощностью двигателя свыше 410 л. с. в размере 300 руб. с 1 л. с. с возможностью увеличения этой ставки законами субъектов РФ.

Также увеличилась средняя ставка транспортного налога для мощных мотоциклов (с мощностью двигателя свыше 130 - 150 л. с.), гидроциклов (свыше 150 л. с.), катеров и яхт (свыше 300 л. с.) в 5 раз.

Повышенные налоговые ставки применяются в отношении транспортных средств, произведенных после 2000 года. При этом взимание повышенного налога не осуществляется в отношении спортивных автомобилей и мотоциклов, используемых исключительно для участия в спортивных соревнованиях.

Таким образом, фактически вместо налога на роскошь, о котором ранее говорили, предлагается увеличить нагрузку по уже действующим имущественным налогам на дорогостоящую недвижимость, автомобили и мотоциклы (гидроциклы) с особо мощными двигателями, а также катера и яхты.

Заключение


Доходы государства важная составляющая современного общества, за счет которых обеспечивается решение экономических и социальных задач развития общества.

Большую часть доходов федерального бюджета составляют налоговые доходы (около 90%). К налоговым доходам относятся установленные законодательством о налогах и сборах федеральные, региональные и местные налоги, включая пени и штрафы.

Доходы бюджета формируются в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством РФ.

В первой главе дипломной работы определено понятие налога, изучена его экономическая сущность, рассмотрены функции, признаки и классификация налогов, а также изучен вопрос становления современной налоговой системы.

В экономическом смысле налоги представляют собой способ перераспределения новой стоимости - национального дохода, выступают частью единого процесса воспроизводства и специфической формой производственных отношений. При перераспределении национального дохода налоги обеспечивают государственную власть частью новой стоимости в денежной форме. Часть национального дохода, перераспределенная с помощью налогов, становится централизованным фондом финансовых ресурсов государства. Процесс принудительного отчуждения части национального дохода имеет одностороннюю направленность от налогоплательщика к государству.

Налоги используются всеми государствами с рыночной экономикой в качестве метода прямого влияния на бюджетные отношения и воздействия на производителей товаров, работ и услуг посредством системы льгот и санкций. Налоги позволяют достичь относительное равновесие между общественными потребностями и ресурсами, которые необходимы для их удовлетворения. С помощью налогов обеспечивается рациональное использование природных богатств, например путем введения штрафов и иных ограничений на распространение вредных производств. Посредством налогов государство решает экономические, социальные, и многие другие общественные проблемы.

Во второй главе дипломной работы дана краткая характеристика МРИ ФНС № 3 по Республике Дагестан, рассмотрена ее структура и функции, которые выполняют каждый из ее отделов

Также во второй главе проделан анализ налоговых поступлений в бюджетную систему на примере МРИ ФНС №3 по Республике Дагестан, это позволило сделать вывод о том, что налоговые поступления в данную налоговую инспекцию за анализируемый период увеличились, и это увеличение произошло в основном за счет налога на доходы физических лиц, т.к. они составляют большую часть поступлений. В разрезе видов деятельности большая часть налоговых поступлений приходится на государственное управление и обеспечение военной безопасности, обязательное социальное обеспечение.

В третьей главе выявлены проблемы собираемости налогов в бюджетную систему и предложены пути решения этих проблем, а также рассмотрены перспективы повышения налоговых доходов Российской Федерации.

Анализ динамики налоговых поступлений и уровня собираемости налогов за последние годы говорит о положительной тенденции их роста, т.к. размер поступлений в бюджет увеличивается из года в год.

Однако проблемы всё же существуют, несмотря на повышение уровня собираемости налогов и положительную динамику снижения налоговой задолженности, объем этой задолженности остается высоким.

Одной из основных причин этого является уклонение физическими и юридическими лицами от уплаты налогов, т.е. нелегальный путь уменьшения налоговых обязательств, основанный на уголовно наказуемом (ст. 198 и 199 УК РФ) сознательном использовании методов сокрытия учета доходов и имущества от налоговых органов, а тж. искажения бухгалтерской и налоговой отчетности.

Для решения данной проблемы необходимо правильно и четко сформулировать направления налоговой политики, которые способствовали бы уменьшению подобных случаев.

К сожалению, в России отсутствуют долговременные налоговые традиции, которые укрепляли бы налоговую дисциплину. Общество достаточно спокойно относится к уклонению от уплаты налогов.

Важной задачей сегодняшнего дня является повышение государственных доходов, для чего необходимы кардинальные меры, направленные на формирование у граждан налоговой культуры. Добросовестное выполнение налогоплательщиками своих обязательств является залогом стабильности и процветания общества.

Увеличение доходов бюджета возможно за счет уменьшения существующей недоимки по налогам, создания эффективной системы контроля за исполнением налогоплательщиками обязанности по уплате налогов, стимулирования роста заработной платы в качестве основного источника доходов населения, повышения эффективности использования государственной собственности. Однако необходимы и меры преферентного характера, среди которых могут быть снижение налогового бремя на добросовестных налогоплательщиков, обеспечение благоприятных условий для осуществления своей деятельности отечественных товаропроизводителей.

Приоритетным направлением налоговой политики должно быть создание эффективной и стабильной налоговой политики, которая обеспечивала бы устойчивость бюджетной системы РФ в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

В ближайшей перспективе в целях повышения доходов бюджетной системы Российской Федерации планируется внесение изменений в законодательство о налогах и сборах, это касается совершенствования налогообложения недвижимого имущества для физических лиц, акцизного налогообложения, а именно будет осуществляться индексация ставок акцизов с учетом реально складывающейся экономической ситуации, также изменения будут касаться совершенствования налогового администрирования, а именно, совершенствование контроля за исполнением банками обязанностей, установленных законодательством Российской Федерации; обеспечение привлечения к налогообложению лиц, уклоняющихся от исполнения обязанностей налогоплательщика. Помимо этого предполагается введение изменений по транспортному налогу.

Список использованных источников


1.       Бюджетный Кодекс РФ, утв. законом от 31 июля 2003г №145-ФЗ.

2.      Налоговый Кодекс РФ, части 1,2, утв. законом от 31июля 2005г. №146ФЗ

.        Федеральный закон от 21.12.2013 N 379-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"

.        Федеральный закон от 07.06.2013 N 133-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов"

.        Федеральный закон от 02.12.2013 N 349-ФЗ (ред. от 02.04.2014)"О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов"

.        "Основные направления налоговой политики Российской Федерации на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов"

.        "Основные направления бюджетной политики на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов"

.        Абрамов, В.А. Упрощенная система налогообложения / В.А. Абрамов. - 10-е изд., перераб. - М.: Ось-89, 2010. - 288 с

.        Аксенов С., Битюкова Л., Крылов А., Ласкина И. Налоги и налогообложение. К.: Региональный финансово-экономический институт, 2010. - 356 с.

.        Алиев Б.Х. Налоги и налогообложение. М.: Финансы и статистика, 2009. - 416 с.

.        Александров, И.М. Налоги и налогообложение: учебник / И.М. Александров; изд. - торг. корпорация "Дашков и К". - 10-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и К, 2010. - 227 с.

.        Аронов А.В., Кашин В.А. Налоги и налогообложение: Учебное пособие для вузов. - М.: Экономист, 2009. - 560 с.

.        Афанасьев, Мст.п. Бюджет и бюджетная система: учебник / Мст.п. Афанасьев, А.А. Беленчук, И.В. Кривогов; под ред. Мст.п. Афанасьева; [предисловие А.Л. Кудрина]. - 3-е изд., стереотип. - М.: Издательство Юрайт, 2012. - 777 с. - Серия: Университеты России.

.        Барулин С.В. Теория и история налогообложения: Учебное пособие. М: Экономист, 2006.

.        Брызгалин А.В. Налоги и налоговое право: Учебное пособие / А.В. Брызгалин. - М.: Аналитика-Пресс, 2010.

.        Булатов А.С. Экономика: Учебник/М.: Норма-Инфра, 2009.

.        Васин А.А. Панова Е.И. Собираемость налогов и коррупция в налоговых органах. - М.: РПЭИ, 2010.

.        Вотчель, Л.М. Налоги и налогообложение: учеб. пособие / Л.М. Вотчель. - М.: Флинта: МПСИ, 2008. - 136 с.

19.     Врублевская О.В. и др. Бюджетная система РФ: Учебник / - 3-е изд. испр. и перераб. - М., Юрайт-Издат, 2003.

20.     Годин, А.М. Бюджетная система: учебник для вузов / А. М Годин. - М.: Дашков, 2009. - 568 с.

21.    Гринкевич Л.С. Государственные и муниципальные финансы России. - М.: КНОРУС, 2010. - 560 С.

.        Дубов В.В. Действующая налоговая система и пути её совершенствования. - Финансы, 2009.

.        Дондукова Г.Ч., Хантаева Н.Л., Монголова Н.В. Теория налогообложения. - Улан-Удэ: Изд-во ВСГТУ, 2009. - 124 с.

.        Доценко Е.Ю. Государство в системе рыночных отношений: Учебное пособие. М.: Издательство РГТЭУ, 2010 - 128 с.

.        Евстигнеев Е.Н. Налоги и налогообложение. - 6-е изд. - СПб.: Питер, 2009.

.        Евстигнеев Е.Н. Учебно-методический комплекс "Налоги и налогообложение". - М.: Издательский дом "Равновесие", 2010.

.        Жарова Е.Н. Уклонение от уплаты налогов: причины, масштабы проявления и методы противодействия/ Е.Н. Жарова, М.Ф. Желтова // Молодой ученый. - 2013. - №6. - С.336-339.

.        Жидкова, Е.Ю. Налоги и налогообложение; М.: Эксмо, 2009. - 480 c.

.        Залибекова Д.З. Учебно-методический комплекс по дисциплине "Налоговое право". - Махачкала: издательство "Формат", 2007 г.

.        Захаров, М.Л. и др. Комментарий к налоговому кодексу Российской федерации; M.: Проспект, 2011. - 720 c.

.        Захаров, М.Л. и др. Комментарий к налоговому кодексу Российской федерации; M.: Проспект, 2013. - 720 c.

.        Захарьин, В.Р. Налоги и налогообложение: учебное пособие / B.Р. Захарьин. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Инфра-М, 2011. - 320 с.

.        Иванова Н.Г. Учебное пособие по дисциплине "Бюджетная система Российской Федерации". - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2010. - 103 с.

.        Карп М.В. Налоговый менеджмент: Учебник для вузов - М. ЮНИТИ-ДАНА, 20010. - 477 с.

.        Качур О.В. Налоги и налогообложение: учеб. пособие. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: КНОРУС, 2011. - 383 с.

.        Кашин В.А. Налоговая политика России на современном этапе // Финансы. - 2009. - №9.

.        Ковалева Т.М., Барулин С.В. Бюджет и бюджетная политика в РФ. - М.: ЮНИТИ, 2012, - 254с.

.        Косарева Т.Е. Налогообложение физических и юридических лиц. М.: Бизнес-пресса, 2008. - 280 с.

.        . Косолапов А.И. Налоги и налогообложение: Учебное пособие - М.: Издательско-торговая корпорация "Дашков и К", 2012.

.        Касьянова Г.Ю. Индивидуальный предприниматель: налогообложение и учет. Практикум ПБОЮЛ. - М: АБАК, 2009. - 240 с.

.        Кириллова О.С., Муравлева Т.В. Налоги и налогообложение: курс лекций. - М.: Экзамен, 2012. - 288 с.

.        Климова М.А. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. - М.: РИОР, 2011. - 160 с.

.        Крохина Ю.А. Налоговое право России: Учебник для вузов / 2-е изд., перераб. - М.: Норма, 2009. - 720 с.

.        Лыкова Л.Н. Налоги и налогообложение в России: Учебник / Л.Н. Лыкова. - М.: Дело, 2011.

.        Мальцев В.А. Налоговое право: Учебник для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М.: Издательский центр "Академия", 2004. - 240 с.

.        Мамрукова О.И. Налоги и налогообложение/ О.И. Мамрукова - Курс лекций. - Омега 2006.329 с.

.        Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Учебник для вузов / Н.В. Миляков - М: ИНФРА, 2009. - 515 с.

.        Мысляева И.Н. Государственные и муниципальные финансы. - М.: Инфра-М, 2010. - 360 с.

.        Николаева Т.П. Бюджетная система РФ: учебно-практическое пособие / Т.П. Николаева. - М.: Изд. центр ЕАОИ, 2010. - 380 с.

.        Пансков, В.Г. Налоги и налогообложение. Теория и практика / В.Г. Пансков. - М.: Юрайт, 2011. - 688 с.

.        Перов, А.В. Налоги и налогообложение: учебное пособие / А.В. Перов, А.В. Толкушкин. - 9-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт - Издат, 2008. - 986 с.

.        Пепеляева С.А. Основы налогового права/С.А. Пепеляева. - М.: ПРИОР, 2013.

.        Поляк Г.Б. Бюджетная система России. - М.: ЮНИТИ, 20012. - 450с.

.        Романовский, М.В. Бюджетная система: учебник для вузов / М.В. Романовский. - М.: Юрайт, 2006. - 615 с.

.        Сердюков А.Э., Вылова Е.С., Тарасевич А.Л. Налоги и налогообложение: чебник для вузов.2-е изд. - СПб: Питер, 2008. - 704 с.

56.     Сидорова Е.Ю. Налоговое планирование. - М.: Экзамен, 2008.

57.     Скворцов, О.В. Налоги и налогообложение: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования / О.В. Скворцов, Н.О. Скворцова. - 8-е изд., испр. - М.: Издательский центр "Академия", 2010. - 224 с.

58.    Скрипченко, В. Налоги и налогообложение / В. Скрипченко. - СПб.: ИД "Питер"; М.: Издательский дом "БИНФА", 2010. - 238 с.

.        Смит А. Исследование о природе и причинах богатства народов. - М., 1993.

.        Тарыгина В.А., Браун К., Дж. Масгрейв, Тедеев А.А. Налоги и налогообложение в России: учебник/ - М.: Эксмо, 2008г.

.        Тарасова В.Ф., Семыкина Л.Н., Сапрыкина Т.В. Налоги и налогообложение: учеб. пособие/ В Ф. Тарасова, Л.Н. Семыкина, Т.В. Сапрыкина - М: Кнорус, 2009. - 320 с.

.        Фетисов В.Д. Бюджетная система Российской Федерации: Учеб. пособие для вузов. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 367с.

63.    Фролова Т.А. Налогообложение предприятия <http://www.aup.ru/books/m196/>. Конспект лекций. Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2010.

.        Худолеев В.В. Налоги и налогообложение. - М.: ФОРУМ, 2005. - 460с.

.        Черник Д.Г. Налоги и налогообложение: учебник для бакалавров / М.: Издательство Юрайт, 2013. - 393 с. - Серия: Бакалавр. Базовый курс.

.        Шарова, С.В. Таможня. Все пошлины, налоги, сборы и платежи; М.: ЭКОНОМИКА и ФИНАНСЫ, 2013. - 528 c.

.        Щепотьев А.В., Яшин С.А. Налоги и налогообложение: учеб. пособие/ А.В. Щепотьев, С.А. Яшин. - Тула: НОО ВПО НП "Тульский институт экономики и информатики", 2011. - 161 с.

.        Юткина Т.Ф. Налоги и налогообложение: Учебник/Т.Ф. Юткина - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 576с.

.        http://www.elitarium.ru

.        http://www.catback.ru/

.        <http://www.consultant.ru/>

.        http://info. minfin.ru/

.        <http://nalog.ru/>

.        <http://nalogiforum.ru/>

.        http://taxation. academic.ru/ <http://taxation.academic.ru/>

.        <http://www.cnfp.ru/>

.        http://www.rg.ru/

Похожие работы на - Роль налогов в формировании доходов бюджетов всех уровней

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!