деформация личности безработного и его социальных связей, выражающаяся в появлении жизненной депрессии у вынужденного незанятых граждан, потере ими квалификации и практических навыков; обострении семейных отношений и распадах семей сокращении внешних социальных связей безработного. Последствия безработицы носят долговременный характер. Бывший безработный и после трудоустройства характеризуется пониженной трудовой активностью, комфортностью поведения, что требует значительных усилий по реабилитации безработных.
1.3 Последствия безработицы
Безработица ведет к усилению социально негативных процессов, росту напряженности, «социальной патологии» в обществе. Безработный человек не только не может использовать свои знания и умения, лишается доходов и средств к существованию, но и теряет свой статус и значимость в обществе, становится психологически неустойчивым, неуверенным в будущем.
Американский ученый М.Х. Бренер на основе анализа данных о населении США в 1970 г. отмечал, что на протяжении 30 лет увеличение безработицы на 1% при сохранении ее в течение шестилетнего периода приводит к увеличению показателей «социальной патологии»: общей смертности - на 2%, числа самоубийств - на 4,1%, количества убийств - на 5,7%, числа заключенных в тюрьмах - на 4%, количества больных в результате психических заболеваний - на 4%. В целом же совокупные затраты общества, связанные с ростом государственных расходов на преодоление социально негативных последствий безработицы, имеют довольно значительную величину.
Массовая безработица представляет собой одну из острейших социально-экономических проблем и является реальной угрозой существованию общества и цивилизованным формам отношений между людьми. Поэтому борьбе с массовой безработицей в наиболее развитых странах Запада всегда уделялось самое серьезное внимание. В практической политике правительств этих стран программа улучшения занятости всегда занимала и занимает одно из центральных мест.
Социально-экономические последствия безработицы рассматриваются наряду с проблемами бедности и социальной нестабильности как одни из наиболее острых глобальных и национальных проблем.
Наличие циклической безработицы представляет собой серьезную макроэкономическую проблему, служит проявлением макроэкономической нестабильности, свидетельством неполной занятости ресурсов.
Выделяют экономические и социальные последствия безработицы, которые проявляются как на индивидуальном уровне, так и на общественном уровне.
На уровне общества это, в первую очередь, означает рост социальной напряженности, вплоть до политических переворотов. Кроме того, социальными последствиями безработицы являются рост уровня заболеваемости и смертности в стране, а также рост уровня преступности. К издержкам безработицы следует отнести и те потери, которое несет общество в связи с расходами на образование, профессиональную подготовку и обеспечение определенного уровня квалификации людям, которые в результате оказываются не в состоянии их применить, а, следовательно, окупить.
Экономические последствия безработицы на индивидуальном уровне заключаются в потере дохода или части дохода (т.е. снижении текущего дохода), а также в потере квалификации (что особенно плохо для людей новейших профессий) и поэтому уменьшении шансов найти высокооплачиваемую, престижную работу в будущем (т.е. возможном снижении уровня будущих доходов).
Можно предложить классификацию наиболее значимых, социальных и экономических последствий безработицы, рассматриваемых с точки зрения отрицательного и положительного влияния на систему.
Социальные последствия безработицы.
Отрицательные:
обострение криминогенной ситуации;
усиление социальной напряженности;
рост количества физических и душевных заболеваний;
увеличение социальной дифференциации;
снижение трудовой активности.
Положительные:
повышение социальной ценности рабочего места;
увеличение личного свободного времени;
возрастание свободы выбора места работы;
увеличение социальной значимости и ценности труда.
Экономические последствия безработицы.
Отрицательные:
обесценивание последствий обучения;
сокращение производства;
затраты на помощь безработным;
утрата квалификации;
снижение жизненного уровня;
недопроизводство национального дохода;
снижение налоговых поступлений.
Положительные:
создание резерва рабочей силы для структурной перестройки экономики;
конкуренция между работниками как стимул к развитию способностей к труду;
перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования;
стимулирование роста интенсивности и производительности труда.
2. Особенности безработицы в России
2.1 Общее состояние рынка труда в России
Рынок труда - это сфера формирования спроса и предложения на рабочую силу. Рынок труда возможен при условии, что рабочий является собственником своей способности к труду. Через рынок труда осуществляется продажа рабочей силы на определенный срок. Как и на любом другом рынке, на рынке труда существуют спрос и предложение. Ценой в данном случае выступает заработная плата, которая определяется соотношением спроса и предложения.
Рынок труда функционирует на основе общих принципов, свойственных рыночной экономике. В то же время рынок труда обладает определенной спецификой, отличающей его от других ресурсных рынков. Конъюнктура рынка труда определяется не только макро- и микроэкономическими факторами, но и социальными, психологическими предпосылками.
Динамика рынка труда зависит от целого комплекса факторов. К основным из них относятся:
. Демографические факторы, естественное движение населения (родившиеся, умершие, естественный прирост населения); продолжительность жизни. Так, например, в России естественный прирост в расчете на 1000 человек населения сократился с 5,9 в 1970 г. до - 5,2 в 1999 г., что оказывает определенное влияние на предложение рабочей силы.
. Участие в экономике отдельных демографических и этнических групп трудоспособного населения. В настоящее время в России около 90% женщин трудоспособного возраста заняты в экономике. Это также влияет на предложение рабочей силы.
. Миграция рабочей силы. Под миграцией рабочей силы понимается перемещение, переселение трудоспособного населения, вызванное, как правило, причинами экономического характера. Различают миграцию внутреннюю и внешнюю. Внутренняя миграция не влияет на численность населения страны. Она является лишь формой перераспределения экономически активного населения. Напротив, внешняя миграция оказывает влияние на численность населения страны, увеличивая или уменьшая его на величину миграционного сальдо.
. Фаза экономического цикла, состояние экономической конъюнктуры. Фаза подъема сопровождается спросом на рабочую силу. Замедление темпов экономического роста приводит к падению спроса на рабочую силу.
. Научно-технический прогресс. С одной стороны, внедрение достижений НТП приводит к росту спроса на рабочую силу (обслуживание компьютерной техники, электронного оборудования), а с другой - к падению и даже исчезновению некоторых профессий (машинистка).
Эффективное функционирование рынка труда требует определенных предпосылок: отсутствия административных, правовых и экономических ограничений, препятствующих продаже рабочей силы на наиболее выгодных условиях; свободного передвижения рабочей силы по территории страны; наличия реального рынка жилья.
Занятость - деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход.
Различают государственную активную и пассивную политику занятости.
Активная политика занятости (активная политика на рынке труда) - совокупность правовых, организационных и экономических мер, проводимых государством с целью снижения уровня безработицы. Такая политика включает в себя: мероприятия, связанные с предотвращением (предупреждением, профилактикой) увольнений работников для сохранения рабочих мест: обучение, переподготовку и повышение квалификации лиц, ищущих работу; активный поиск и подбор рабочих мест; субсидирование создания новых рабочих мест (как на существующих предприятиях, так и путем развития самозанятости);
организацию новых рабочих мест через систему общественных работ.
Пассивная политика занятости (пассивная политика на рынке труда) - совокупность мероприятий, направленных на сглаживание негативных последствий безработицы. Она, как правило, включает в себя: выплату гарантированного государством пособия по безработице, а по истечении его срока - материальной помощи (социального пособия); выплату доплат на иждивенцев, а также возможную выдачу недорогих товаров первой необходимости, включая продукты питания; организацию дешевого питания в специальных столовых; некоторые другие мероприятия.
В зависимости от степени развития рыночных отношений различают неразвитый (частичный), теневой (нерегулируемый), регулируемый и организованный рынки труда.
Организованный рынок труда - это высшая степень развития рыночных трудовых отношений. При этом, во-первых, государственная политика занятости рассматривается в качестве приоритетной составляющей экономической политики и тесно увязана с другими направлениями экономической, технической и социальной политики государства; во-вторых, предполагается обязательное наличие развитой системы специальных учреждений, обеспечивающих государственные гарантии по защите населения от безработицы и оказание необходимой социальной помощи.
Одним из видов структуризации рынка труда является его разделение по демографическим и профессиональным признакам. Так, различают:
рынок труда молодежи. Для него характерны высокая мобильность, низкий уровень квалификации, а также достаточно высокий уровень безработицы;
рынок труда лиц предпенсионного возраста и пенсионеров. Для него характерны невысокая производительность труда, низкая экономическая активность, отсутствие или ограничение возможностей для переобучения;
рынок труда женщин. Его особенностью являются возможные продолжительные перерывы в работе, связанные с рождением и воспитанием детей, снижение по этой же причине профессиональных способностей.
Профессиональные рынки труда - это сегменты национального рынка труда, в которых работники объединены профессиональными интересами. Могут быть рынки труда учителей, врачей, шахтеров, научных работников, сельхозпроизводителей и др.
Поиск путей решения проблем занятости привел к образованию нестандартных ее форм, которые выходят за рамки нормативной продолжительности рабочего времени и круглогодичной занятости. Их использование позволяет сократить общую численность незанятого населения, ищущего работу, и в первую очередь из числа слабо защищенных категорий граждан. Кроме того, повышение занятости идет, как правило, без увеличения количества рабочих мест за счет деления их между работниками и сокращения рабочего времени. Под гибкими формами занятости понимаются: занятость с различными режимами неполного рабочего времени. Не полностью занятыми считаются работники, у которых продолжительность рабочего времени ниже установленного государством норматива, в том числе занятые на сезонных работах; занятость с использованием нестандартных организационных форм рабочего времени, которая включает в себя занятость по краткосрочным контрактам, в том числе работу случайного характера. Во многих странах данная разновидность занятости осуществляется путем заключения трехсторонних соглашений между службой занятости, предпринимателем и временным работником; занятость с нестандартными рабочими местами, в основном это так называемый надомный труд или выполнение производственного задания в домашних условиях; самозанятость граждан. Это такая форма трудовой активности населения, которая осуществляется без установления формальных трудовых отношений (с работодателем или в качестве работодателя), как правило, мелкое предпринимательство в сфере производства или услуг. К самостоятельным работникам относят тех лиц, которые трудятся за свой счет, сами организуют свою работу, владеют средствами производства, отвечают за свою продукцию и сами ее реализуют. К этой категории занятых относятся и помогающие им члены семьи.
2.2 Причины безработицы и ее положительные и отрицательные стороны в России
Среди конкретных причин, обусловливающих сокращение занятости трудоспособного населения в России, можно отметить следующие:
. Государство за время перестройки не смогло перепрофилировать предприятия на выпуск новой («мирной») продукции, что привело к сокращению кадров и невостребованности их на других предприятиях в связи с тем, что предприятия ВПК были градообразующими.
. Проводимые реформы в экономике и развитии страны, в основном, не были обеспечены финансовыми ресурсами, что привело к тому, что предприятия малого и среднего бизнеса не смогли создать достойную конкуренцию государственным предприятиям в плане привлечения трудоспособного населения, выплаты ему заработной платы, социальных выплат и т.д., так как большое количество создаваемых малых предприятий не выживали в новых условиях и признавались банкротами.
. Отсутствие четкой регламентации государственных программ, отсутствие крупных социально-экономических программ по развитию страны, таких как БАМ, ВАЗ, КамАЗ, «поднятие целины» и т.д., приводят, с одной стороны, к отсутствию рабочей силы в местах с тяжелыми условиями для проживания, с другой стороны, невозможности перевода рабочей силы из районов, где она избыточна (центральные районы РФ), в места, где она требуется.
. Переход к рыночным методам хозяйствования, появление «челноков» привели к свертыванию деятельности некоторых отраслей, например, текстильной промышленности и связанных с ней отраслей, что привело к массовой безработице в местах расположения текстильной промышленности, таких как Ивановская, Владимирская, Саратовская, области, связано это с тем, что основной контингент женщины, а они очень «тяжелы на подъем», что менять место жительство в поисках новой работы.
. Недостаточное финансирование бюджетной сферы, в частности, культура, образование, медицина, привело к оттоку рабочей силы из данной сферы исходя из принципа: «Лучше не работать совсем, чем работать за гроши». При этом данная причина вызвала такое явление, когда часть фактически безработных числится на предприятиях, но на самом деле не работает. Поэтому применение национальных программ позволит привлечь рабочую силу, которая в данный момент находится в незанятом состоянии.
Как и любое экономическое явление, безработица не может рассматриваться односторонне. Она может иметь и отрицательные, и положительные стороны - все зависит от меры данного явления и конкретных обстоятельств.
Начнем с менее очевидного и рассмотрим положительные стороны безработицы. В основе такой оценки может лежать только умеренная безработица.
Во-первых, с экономической точки зрения безработица представляет собой резерв незанятой рабочей силы, который всегда можно задействовать. Например, при структурной перестройке или сезонном колебании спроса на рабочую силу. Если представить себе ситуацию, при которой существует абсолютно полная занятость, то тогда возникают проблемы обеспечения рабочей силой новых рабочих мест. Инвестиционные процессы начинают тормозиться, что может даже оказать негативное влияние на общую эффективность развития экономики страны.
Во-вторых, с психологической точки зрения умеренная безработица повышает дисциплину труда. Здесь действует такой стимул, как риск потери работы. Это заставляет сотрудника не только вовремя и в надлежащем виде приходить на свое рабочее место, но и добровольно трудиться, выдавая высококачественную продукцию.
В-третьих, с демографической точки зрения умеренная безработица может содействовать оптимизации структуры занятости по половозрастному признаку.
Если, например, в тот или иной период в структуре занятых преобладает женский труд, то это может сказаться не только на воспитании подрастающего поколения, но и на самой рождаемости. В этом случае умеренная безработица, вбирая в себя, прежде всего женщин, может внести коррективы в структуру занятости и тем самым способствовать решению демографических проблем в стране.
В-четвертых, с политической точки зрения умеренная безработица способствует предпринимательской деятельности, охлаждая пыл наемных работников и профсоюзов, которые выдвигают непомерно высокие требования в области улучшения условий труда. В целом, как правило, это стабилизирует политическую ситуацию в стране или способствует в известной мере этому процессу.
Итак, умеренная безработица (в пределах 3-5% общего количества дееспособного населения) является благом. Но как только она начинает переходить за этот уровень, т.е. 5%-ный предел, начинают все отчетливее проявляться отрицательные стороны безработицы, которые прежде были лишь в потенции.
Во-первых, безработица снижает экономический потенциал общества за счет его недоиспользования. Это ведет к следующим потерям:
к снижению объема (по сравнению с возможным) ВНП;
сокращению сбережений;
снижению предложения;
спаду производства.
Безработица также приводит к потере квалификации высвободившихся работников и, как следствие, к устойчивому снижению производительности их труда. Исследования показали, что даже после двух-трехмесячного перерыва работник выходит на прежнюю производительность труда примерно через 6-7 месяцев.
Во-вторых, с социальной точки зрения безработица содействует криминализации общества.
В-третьих, с безработицей связывается ухудшение психического здоровья нации. Медики утверждают, что отрицательная реакция, полученная при извещении об увольнении, по-своему воздействию на психику человека равнозначна реакции на сообщение о смерти самых близких родственников и сильнее сообщения о тюремном заключении.
В-четвертых, безработица может усиливать политическую нестабильность общества, способствуя возникновению социальных катаклизмов.
В заключение параграфа дадим оценку изменения безработицы в России в последние годы. Согласно данным Госкомстата безработица в России до 2008 года имела положительную динамику, т.е. наблюдалась тенденция снижения безработицы (см. в табл. 2). Ниже представлены усредненные данные по занятости населения и уровне безработицы в России по годам в виде таблиц и графиков: численность экономически активного населения, количество людей, имеющих работу, количество безработных и уровень безработицы.
Таблица 2. Таблица усредненных статистических данных о безработице в России по годам
ГодЭкономически АктивныеЗанятыеБезработныеУровень Безработицы, %201275 676 00071 545 0004 131 0005,46201175 779 00070 857 0004 922 0006,50201075 478 00069 934 0005 544 0007,35200975 694 00069 410 0006 284 0008,30200875 700 00071 003 0004 697 0006,20200775 289 00070 770 0004 519 0006,00200674 419 00069 169 0005 250 0007,05200573 581 00068 339 0005 242 0007,12200472 985 00067 319 0005 666 0007,76200372 273 00066 339 0005 934 0008,21200272 357 00066 659 0005 698 0007,88200171 547 00065 123 0006 424 0008,98200072 770 00065 070 0007 700 00010,58
В 2009 году уровень безработицы вырос на 2,3% по сравнению с 2007 годом. Причиной роста безработицы стал кризис 2008 года.
.3 Способы преодоления безработицы в России
Для разных типов безработицы, поскольку они обусловлены разными причинами, используются разные меры. Общими для всех типов безработицы являются такие меры как:
выплата пособий по безработице;
создание служб занятости (бюро по трудоустройству).
Специфическими мерами для борьбы с фрикционной безработицей выступают:
усовершенствование системы сбора и предоставления информации о наличии свободных рабочих мест;
создание специальных служб для этих целей.
Для борьбы со структурной безработицей используются такие меры как:
создание государственных служб и учреждений по переподготовке и переквалификации;
помощь частным службам такого типа.
Основными средствами борьбы с циклической безработицей являются:
проведение антициклической политики, направленной на недопущение глубоких спадов производства и, следовательно, массовой безработицы;
создание дополнительных рабочих мест в государственном секторе экономики.
Необходимо максимально полно реализовать возможности государственной политики занятости.
Проведение активной политики способствует ускорению структурных реформ в народном хозяйстве, росту общественной производительности труда, снижению социальной напряженности в обществе, сохранению «человеческого капитала». Переход от политики сдерживания растущей безработицы в России к политике профилактики и минимизации безработицы является наиболее важной задачей органов занятости на местах, а также других ведомств и социальных партнеров, которые призваны решать эти задачи.
Активизация занятости возможна путем стимулирования предпринимательства и самозанятости, массовой профессиональной подготовки и переподготовки кадров, организации общественных работ, а также помощи в трудоустройстве, в особенности людям, испытывающим при этом особые сложности.
Развитие предпринимательства - одно из наиболее перспективных направлений борьбы с безработицей. Малое предпринимательство позволяет создавать новые рабочие места, способствует демонополизации российской экономики, нацелено на формирование нового слоя цивилизованных предпринимателей.
В малом бизнесе создание одного рабочего места в 7 раз дешевле, чем в крупной промышленности, поскольку малое предпринимательство характеризуется низкой капиталоемкостью и более высокой трудоемкостью по сравнению с крупным производством. Поэтому государству выгодно инвестировать свои ресурсы в развитие малого бизнеса, дающего более быструю отдачу и рост числа рабочих мест, налоговых поступлений.
Необходимо позаботиться о государственной поддержке малого бизнеса, улучшении его правового регулирования и защищенности, налоговом стимулировании. Опыт других стран, в частности Германии и Японии, свидетельствует, что развитие малого предпринимательства внесло существенный вклад в возрождение экономики этих стран в переломный период их истории.
Усиление роли малых предприятий в экономике страны обеспечивается увеличением объемов производства продукции (работ, услуг). Повышение роли малых предприятий в экономике страны определяется также ростом инвестиций в основной капитал малых предприятий. Важным факторов стимулирования предпринимательской деятельности среди безработных является не только обучение их основам ведения бизнеса в различных отраслях, но и помощь в открытии собственного дела: выделение льготных кредитов и субсидий, в частности, как альтернативы выплате пособий по безработице; предоставление нежилых помещений на основе льготной аренды; помощь с техническим оснащением на основе лизинга и в составлении бизнес-планов.
В современной России необходимо более активное становление системы подготовки и переподготовки кадров на рынке труда с использованием потенциала учебных заведений профессионального образования, повышения квалификации, внутрипроизводственного обучения и создания собственных учебных центров государственной службы занятости. Требуется в несколько раз увеличить число проходящих профессиональную переподготовку безработных, расширить масштабы обучения основам предпринимательства и некоммерческого хозяйствования в перспективных отраслях экономической деятельности, вовлекая в эту сферу, прежде всего тех, кто длительное время ищет работу.
Социальным потенциалом борьбы с безработицей являются программы развития общественных работ.
Общественные работы целесообразно использовать для формирования современного муниципального хозяйства, его социальной, транспортной, дорожной и экологической инфраструктуры. Это позволит создать на местах условия для развития предпринимательской деятельности, привлечения частного, иностранного капитала в регионы России. Организацию и финансирование общественных работ необходимо осуществлять на программно-целевой основе путем паритетного участия в их разработке и финансовом обеспечении региональных, местных органов власти и государственной службы занятости.
Активизация работы государственных органов занятости в центре и на местах по улучшению учета вакантных рабочих мест и регистрации безработных граждан на компьютерной основе, требует их повсеместного оснащения современной электронно-вычислительной техникой, развития информационных сетей связи по всей стране, создания банков рабочих мест в регионах, расширения специализированных бирж труда. Все эти меры позволят ускорить процесс поиска подходящих рабочих мест для безработных граждан, заполнения вакансий на предприятиях, явятся стимулом для развития системы переподготовки и повышения квалификации кадров на рынке труда, будет способствовать усилению их территориальной мобильности, сокращению средней длительности безработицы в стране. Более активную роль в информировании и консультировании, профориентации незанятого населения призваны играть средства массовой информации.
Для обеспечения потребностей в переподготовке кадров на рынке труда необходимо ускоренное развитие территориальных образовательных комплексов в субъектах Российской Федерации. В этом процессе должны участвовать предприятия, вузы, средние профессиональные учебные заведения, институты повышения квалификации, в том числе негосударственные (школы бизнеса, вузы, колледжи и др.). Условия их совместной деятельности со службой занятости определяются соответствующими договорами. Могут создаваться и собственные учебные центры.
Особое место в борьбе с безработицей отводится разработке среднесрочных целевых программ: региональных и отраслевых.
Приоритет тех или иных мер зависит от состояния рынка труда и специфики безработицы в конкретных регионах и отраслях. Например, в тех отраслях (промышленность, строительство, наука) и регионах (Мордовия, Чувашия, Владимирская, Ивановская и Кировская области), где накоплен высокий потенциал скрытой безработицы, более целесообразно развитие малого и среднего предпринимательства и опережающего обучения высвобождаемых работников по новым профессиям и специальностям.
Снижение уровня безработицы требует усиления государственного регулирования миграционных процессов, ограничения использования иностранной рабочей силы на российском рынке труда, особенно в регионах с высоким уровнем безработицы.
Заключение
Сегодня помимо чисто экономических издержек необходимо учитывать значительные социальные и моральные последствия безработицы, ее пагубное влияние на общественные ценности и жизненные интересы граждан, для большинства которых заработная плата является основным источником доходов. Поэтому вынужденная бездеятельность значительной части трудоспособного населения, да и каждого человека в отдельности, приводит людей в состояние депрессии. Происходит потеря квалификации и практических навыков, разрушаются планы, надежды превращаются в иллюзии. Снижаются моральные устои, растет преступность, обостряется социальная напряженность в обществе, которая характеризуется увеличением числа самоубийств, психических и сердечно-сосудистых заболеваний. В конечном итоге подрывается моральное и физическое здоровье общества.
Это подтверждается рядом примеров, когда экономическая нестабильность и длительная массовая безработица способны привести к значительным политическим и социальным переменам в государстве. Так, приход к власти в Германии Гитлера был во многом предопределен высоким уровнем безработицы в стране. Гитлер своей программой общественных работ завоевал поддержку широких слоев обнищавшего населения.
Бесспорны негативные последствия безработицы как для самих работников, так и в целом для экономики. В связи с этим одной из основных задач экономической политики любого государства является обеспечение полной занятости.
Снижение уровня безработицы в России является одной из важнейших задач государственной политики в области занятости.
Стратегические решения в области государственного регулирования занятости должны носить комплексный характер и лежать в плоскости обеспечения роста производства и создания новых рабочих мест с одновременным развертыванием программы переобучения и повышения квалификации работников. При этом необходимо учитывать опыт развитых стран, социальные и национальные особенности России, реально сложившуюся в стране ситуацию и внутреннюю логику развития с учетом складывающихся тенденций развития.
Поскольку безработица представляет собой серьезную макроэкономическую проблему, выступает показателем макроэкономической нестабильности, государство предпринимает меры для борьбы с ней. Для разных типов безработицы, поскольку они обусловлены разными причинами, используются разные меры. Основные способы преодоления безработицы в России были рассмотрены с учетом текущей экономической ситуации в стране. Кроме того, приоритетную роль в преодолении безработицы играют среднесрочные целевые программы, основанные на комплексе мер по стимулированию экономической активности и использованию различных инструментов политики занятости.
Список использованной литературы
1.Арбатский Д.В. Проблема занятости и безработицы // Известия Пензенского Государственного Педагогического Университета Им. В.Г. Белинского - 2010. - №20. - 67 с.
2.Артамонов В.С., Попов А.И., Иванов С.А. и др. Экономическая теория: Учебник для вузов. - СПб.:Питер, 2010. - 528 с.
3.Безработица. Детали мозаики [Электронный ресурс]. URL: #"justify">4.Ведомости - деловая газета. // Новости, аналитика, прогнозы. [Электронный ресурс]. - URL: #"justify">5.Видяпина В.И. Экономическая теория, - М., ИНФРА, 2010. - 603 с.
6.Волонина Н.А. Безработица молодежи // Экономика, предпринимательство и право. - 2012. - №1 (12). - c. 9-14. - #"justify">7.Даниленко Л.Н. Экономическая теория: курс лекций по микро- и макроэкономике: учеб. пособие /М.: Инфра-М, 2013. - 575 с.
8.Добрынина А.И., Тарасевич Л.С. Экономическая теория. Учебник для вузов. 4-е изд. - СПб.: Питер, 2009. - 560 с.: ил. - (Серия «Учебник для вузов»).
9.Конотопов М.В., Сметанин С.И. История экономики России. - М.: Изд-во «Палеотип», 2010. - 208 с.
10.Курс экономической теории: учебник - 6-е исправленное, дополненное и переработанное издание - Киров: «АСА», 2009 г. - 848 с.
11.Мутнян А.В. Микроэкономика. - М.: Инфра-М, 2009. -183 с.
12.Официальный сайт // Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. - URL: #"justify">13.Плакся В.И. Безработица: теория и современная российская практика. - СПб.: Питер, 2009. - 310 с.
14.Поляк Г.Б. Предпринимательство. Учебник для ВУЗов - М.: Юнити, 2008. - 593 с.
15.Сафаров П.М. Снижение уровня безработицы: актуальные проблемы и государственная политика // Креативная экономика. - 2012. - №2 (62). - c. 118-120. - http://www.creativeconomy.ru/articles/16754/