Товарные потери и порядок их списания

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    20 Кб
  • Опубликовано:
    2015-02-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Товарные потери и порядок их списания

АЗОВСКИЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ - филиал ДГТУ

Факультет высшего профессионального образования

Кафедра «Экономика предпринимательства»

УТВЕРЖДАЮ

Зав. кафедрой «ЭП»

_________ М.В. Гогитидзе

«___» ____________ 2014г




Курсовая работа

На тему: Товарные потери и порядок их списания

ПО ДИСЦИПЛИНЕ Товароведение

Специальность Коммерция (торговое дело)

Выполнил:

студент группы ВТД-21

_______ Стетюха О. Н.

«___» ____________ 2014 г

Руководитель проекта

_________ О.А. Трохина

«___» ____________ 2014 г

Азов

г

Содержание

Введение

. Теоретические основы определения товарных потерь и порядок их списание в товароведении

.1 Сущностный аспект товароведной деятельности

.2 Виды потерь в товароведной деятельности

.3 Количественные (нормируемые) потери в товароведной деятельности

.4 Качественные (актируемые) потери в товароведной деятельности2

. Анализ определения товарных потерь и порядок их списания на ОАО «Веста»

.1 Анализ количественных потерь товара на ОАО «Веста»

.2 Анализ качественных потерь товара на ОАО «Веста»

.3 Мероприятия по предупреждению и снижению потерь товара на ОАО «Веста»

Заключение

Список использованных источников

Введение

В современных условиях рыночной экономики предприятие стало важнейшим субъектом рыночных отношений. Рыночные преобразования направлены прежде всего не только на реформирование внешней и внутренней среды, в которой функционируют предприятия, но и на изменение методов хозяйствования, целевых ориентиров. В рамках этих отношений принципиально меняются содержание деятельности предприятий и их экономическое поведение на первое место в определении цели создания предприятия становится получение прибыли и рентабельность при полной самоокупаемости, экономической самостоятельности. Особое место в новых условиях отведено розничной торговле, которая стала одной из ведущих отраслей народного хозяйства. Учитывая, что в этой отрасли наибольшая оборачиваемость средств, достаточно быстрая самоокупаемость капиталовложений, именно она первой из всех отраслей народного хозяйства. Одной их серьезных проблем розничной торговли являются товарные потери.

Причины появления товарных потерь чаще всего объективны и обусловлены физико-химическими свойствами товара, в денежном выражении могут составляя значительные суммы. В процессе движения товара от производителя (импортера) до конечного потребителя товар может подвергнуться как естественным изменениям, так и получить повреждения при транспортировке, не соблюдении условий хранения, могут возникнуть и форс-мажорные обстоятельства. Кроме того, прежде чем попасть в розничную торговую сеть многие товары проходят предпродажную подготовку: дополнительную фасовку, освобождение от тары, зачистку и т.д. Не стоит сбрасывать со счетов и человеческий фактор: недостачи, хищения, умышленное и неумышленное причинение вреда, элементарная халатность. Но какими бы объективными причинами не были обусловлены потери товара, они нуждаются в выявлении и правильном учете, с целью определения реального вреда, причиненного предприятию, а также для дальнейшего устранения причин, которые повлекли за собой потери товара. Товарные потери возникают на всех стадиях обращения товаров: при транспортировке, хранении и реализации. Вопросы, связанные с товарными потерями для торговых организаций, являются очень важными. К нормируемым потерям относятся естественная убыль, которая возникает в силу физико-химических свойств товаров (усушка, утруска, утечка, выветривание, распыление, раскрошка и т.д.). Нормы естественной убыли устанавливаются на продовольственные товары, за исключением штучных фасованных изделий, зависят от времени года, климатической зоны и вида тары. Естественная убыль выражается в процентах к массе нетто фактически проданных товаров. Нормы естественной убыли применяют при недостаче, выявленной при инвентаризации. Размер естественной убыли определяется умножением количества товаров на установленную норму. Если недостача товаров больше величины естественной убыли, то ее списывают за счет материально-ответственных лиц. Проблема предотвращения, снижения, учета и списания товарных потерь была и остается актуальной для организаций торговли на всех этапах товародвижения, начиная от приемки товаров и завершая их реализацией потребителю.

Актуальность выбранной темы курсовой работы заключается в товарных потерях, которые возникают на предприятии в процессе производства, а так же в процессе хранения товара.

Цель работы - дать понятие товарных потерь, их классификацию, предложить мероприятия по предупреждению и снижению потерь товара.

Задачи курсовой работы :

1.Изучить теоретические основы определения товарных потерь и порядок их списание в товароведении.

2.Описать виды потерь в товароведной деятельности.

.Рассмотреть количественные (нормируемые потери) в товароведной деятельности.

.Рассмотреть качественные (актируемые) потери в товароведной деятельности.

.Проанализировать определение товарных потерь и порядок их списания на конкретном предприятии.

.Рассмотреть анализ количественных (качественных) потерь товара на конкретном предприятии.

.Рассмотреть анализ качественных потерь товара на конкретном предприятии.

.Предложить мероприятия по предупреждению и снижению потерь товара на конкретном предприятии.

Курсовая работа состоит из введения, 2 разделов, заключения, списка использованных источников.

В качестве информационных источников выступали учебники, учебные пособия, периодические издания, справочная литература, интернет-источники.

. Теоретические основы определения товарных потерь и порядок их списание в товароведении

.1 Сущностный аспект товароведной деятельности

Понятие «потери» определяется как часть производственных ресурсов (рабочая сила, средство и предмет труда), которая была израсходована без отдачи, без получения продукции, вообще не использовалась, т.е. не функционировала, простаивала. Определение «товарные потери» рассматривается как естественная убыль товаров при перевозках, хранении и продаже в пределах установленных норм естественной убыли, а также сверхнормативная убыль, в том числе частичная или полная потеря качества товаров; отходы, образующиеся при реализации товаров; уценка товаров при потере их качества или порче . Потери товарно-материальных ценностей - разница между объемом произведенных благ (средств производства и предметов потребления) и объемом этих благ, реализованных в конечном производственном и непроизводственном потреблении.

Для многих продовольственных и непродовольственных товаров установлены нормы естественных потерь. Утвержденные нормы естественной убыли при перевозке, хранении и продаже товаров и продуктов являются предельными. Списание товаров и продуктов в пределах норм естественной убыли производят в случаях, если при приемке или инвентаризации выявлена фактическая недостача. В целях равномерного отражения предстоящих расходов в издержках обращения и производства на холодильниках, хладокомбинатах, базах овощных и продовольственных товаров, торговых предприятиях, имеющих склады, ежемесячно начисляется резерв на списание естественной убыли товаров в пределах действующих норм естественной убыли:

нормируемые отходы, образующиеся при подготовке к розничной продаже колбас, мясокопченостей и рыбы чистой массой (весом);

потери от зачистки сливочного масла, крошения карамели обсыпной и сахара-рафинада. [1]

По этой статье также отражаются:

убытки от недостачи и потери от порчи товаров, продуктов и сырья сверх норм естественной убыли в тех случаях, когда конкретные виновники не установлены;

потери от списания долгов по недостачам товарно-материальных ценностей, денежных средств и другого имущества, во взыскании которых отказано судом вследствие необоснованности исков.

Потери и недостачи товаров и продуктов отражаются по этой статье по покупным ценам.

Основанием для списания убытков от недостачи, порчи сверх норм естественной убыли, когда виновные не установлены или во взыскании которых отказано судом, является обоснованное заключение, утвержденное руководителем предприятия торговли. В документах, представляемых для оформления списания недостач и порчи ценностей сверх норм естественной убыли, должны быть решения следственных или судебных органов, подтверждающие отсутствие виновных лиц, или заключение о факте порчи ценностей, полученное от соответствующих специализированных организаций (инспекций по качеству и др.). Нормы технологических отходов продовольственного сырья в общественном питании утверждены Роскомторгом и приведены в Сборнике рецептур блюд и кулинарных изделий для предприятий общественного питания. Нормируемые технологические отходы возникают при подготовке продовольственного сырья к кулинарной обработке. Они также являются неизбежными и относятся к естественным. Актируемые качественные потери списываются за счет прибыли торговой организации, а нормируемые естественные потери - за счет издержек обращения или производства в пределах установленных норм. Сверхнормативные естественные потери списываются на чистую прибыль организации или за счет виновных лиц.

Товары как объекты товароведной деятельности имеют четыре основополагающие характеристики: ассортиментную, качественную, количественную и стоимостную. Первые три характеристики, которые можно назвать товароведными, удовлетворяют реальные потребности человека [2] (физиологические, социальные, психологические и др.), определяя потребительную стоимость товара. Благодаря этим характеристикам продукция приобретает полезность для определенных сегментов потребителей и становится товаром.

Потребности людей постоянно изменяются под влиянием многочисленных факторов: природных, социально-экономических, научно-технических и др. Изменившиеся, а также осознанные или неосознанные потенциальные потребности, в свою очередь, стимулируют разработку новых товаров и услуг как средств их удовлетворения. Эти новые товары обладают модифицированной потребительной стоимостью за счет использования достижений научно-технического прогресса в области промышленной обработки сырья и материалов, изменяющей их естественные свойства, формирующей новые свойства и характеристики, а также за счет применения упаковки и маркировки. Так, например, различные модные виды отделки кижи и меха, шелкография, лазерная отделка, металлизирование поверхности кожи или волоса. Однако модифицированную потребительную стоимость могут приобретать не только новые товары, но и товары традиционные, ранее известные благодаря выявлению новых естественных свойств. Так, экологически чистые кожа и мех - это зачастую известные материалы с повышенным уровнем безопасности (с заменой формальдегидного или хромового дубителя на растительные или синтетические).

Потребительная стоимость товаров проявляется при их потреблении в соответствии с назначением путем эксплуатации или использования для внутреннего либо наружного применения. Немаловажное значение при этом имеют три основополагающие характеристики товара: ассортиментная, качественная и количественная, обусловливающие степень удовлетворения потребностей. Так, различные виды кожи и меха с отличающимися характеристиками неодинаково удовлетворяют потребность организма человека в тепле, защите от внешних воздействий и органолептических ощущениях. Определение степени удовлетворения потребностей адекватно оценке потребительной стоимости товаров и невозможно без учета рыночной конъюнктуры, которая может быть выявлена с [3] помощью маркетинговых исследований сегментов рынка конкретных ассортиментных групп товаров.

Таким образом, потребительная стоимость товаров выступает как мера их полезности и проявляется через основополагающие товароведные характеристики.

.2 Виды потерь в товароведной деятельности

На различных этапах технологического цикла товародвижения отмечаются разнообразные потери сырья, полуфабрикатов, энергоносителей, готовой продукции, а затем и товаров. Эти потери могут быть измерены в натуральном и денежном выражении, в зависимости от чего подразделяются на две группы - товарные и материальные. Товарные потери - потери, вызванные частичной или полной утратой количественных и качественных характеристик товара в натуральном выражении. Материальные потери - потери, вызванные частичной или полной утратой стоимостных характеристик в денежном выражении. Эти две группы потерь взаимосвязаны, но товарные потери являются первичными, а материальные - вторичными , т.е. следствием товарных потерь.

Объектами товароведения являются только товарные потери, причем те, которые вызваны процессами, происходящими при хранении и пред реализационной обработке товаров. В товароведении не рассматриваются товарные потери, обусловленные субъективными причинами (хищения, неправильный учет и т. п.). Эта часть товарных потерь, а также все материальные потери являются объектом бухгалтерского учета и административного права. Товарные потери подразделяются по виду утраченных характеристик товара на две подгруппы - количественные и качественные. [4]

.3 Количественные (нормируемые потери) в товароведной деятельности

Количественные потери-уменьшение массы, объема, длины и других количественных характеристик товаров. Потери этой подгруппы вызываются естественными, свойственными конкретному товару процессами, происходящими при хранении и товарной обработке. Поэтому в ряде нормативных документов их еще называют естественными, а по порядку списания-нормируемыми. Количественные, или естественные, потери относятся к неизбежным. Их можно снизить или изменить место их возникновения путем целенаправленного регулирования факторов внешней или внутренней среды товара, но невозможно исключить полностью. Этим объясняется установление норм естественных потерь.

Количественные потери в зависимости от причин возникновения делятся на два вида - естественная убыль и пред реализационные потери.

.испарение воды, или усушка;

.распыл (утруска, распыление) ;

.розлив (размазывание) ;

.улетучивание веществ;

.впитывание жидкой фракции пищевого продукта в ковку;

.дыхание (только для товаров, являющихся живыми объектами);

.бой стеклянной или раздавливание полимерной тары.

Рассмотрим подробнее указанные причины возникновения естественной убыли

Усушка - одна из основных причин естественной убыли потребительских товаров, содержащих воду даже в небольших количествах. Этот процесс обуславливает 50-100% всей естественной убыли. Усушка происходит, даже если товар герметически укупорен (консервы, напитки и др.). Другое дело, что испарившаяся вода не переходит в окружающую среду, а остается в свободной от продукта части тары. Усыхают и фасованные, и штучные товары, но для них нормы естественной убыли не применяются, поэтому естественную убыль этих товаров фактически оплачивает потребитель. Усушка вызывает естественную убыль не только продовольственных, но и непродовольственных товаров. [5]

Эти процессы являются практически единственными, обусловливающими естественную убыль как мясных, рыбных, молочных и кондитерских товаров при хранении, так и тканей, кожи, кремов и т.п. Естественная убыль за счет усушки тем выше, чем больше воды в продукте, меньше его водоудерживающая способность и менее надежна упаковка.

Распыл (утруска, распыление) свойственен лишь мелкоизмельченным продуктам и происходит за счет утраты части продукта в виде лёгких пылевидных частиц при перетаривании, фасовке и взвешивании, а также вследствие прилипания частиц к стенкам тары.Утруска наиболее характерна для муки, крахмала, сахарной пудры и песка, поваренной соли, круп, порошкообразных продуктов (сухое молоко, сыпучие концентраты, стиральные порошки, мел, цемент и др.).

Розлив (размазывание) - количественные потери жидких и вязких, мазеобразных продуктов за счет прилипания частиц к стенкам тары, а так же к вспомогательным средствам, используемым для перемещения товара из одного вида тары в другой. Этот процесс вызывает потери напитков, меда, красок, олифы и т.п.

Улетучивание веществ - количественные потери товаров за счет перехода части летучих веществ в окружающую среду.

Наибольшие потери в результате этого отмечаются у алкогольных напитков (улетучивание этилового спирта), парфюмерно-косметических товаров (спирт, ароматические вещества), красок и олифы. Впитывание жидкой фракции продукта в упаковку характерно для товаров, содержащих легкоподвижную водную или жировую фракцию. При этом не только уменьшается масса, но и изменяются другие потребительские свойства товаров. К продуктам, для естественной убыли которых этот процесс имеет существенное значение, относятся квашенные овощи (капуста, огурцы и др.), соленая рыба, мучные кондитерские изделия, халва, охлажденные мясо, рыба и др. Дыхание-биологический процесс распада энергетических веществ и выделения энергии, частично используемой для обеспечения жизнедеятельности живых объектов (свежие плоды и овощи, мука, непропаренные крупы, яйца, живая рыба).На долю потерь за счет дыхания приходится 10-50% всей естественной убыли пищевых продуктов. [6] Этот процесс несвойствен большинству непродовольственных товаров. Бой стеклянной тары нормируется только для алкогольных, слабоалкогольных и безалкогольных напитков, парфюмерно-косметических товаров, олифы в стеклянной таре, а также посуды, зеркал и т.п. Бой стеклянной тары возникает вследствие воздействия динамических и статических нагрузок, превышающих ее механическую прочность. Для других видов тары, в том числе пластмассовых бутылок, потери от боя и раздавливания не нормируются, хотя случаи их раздавливания встречаются довольно часто. Пред реализационные товарные потери, или отходы, вызывают процессы (операции), связанные с подготовкой товаров к продаже. Эти потери бывают ликвидные отходы и неликвидные. К отходам относятся:

удаление малоценных частей товара, которые могут быть реализованы по более низкой цене или отправлены на промпереработку. Например, ликвидные отходы возникают при зачистке от штаффа весового сливочного масла, отделении шкуры, костей у мясокопченностей, удалении головы и плавников у рыбы, обрезке хазовых концов у тканей;

отделение составных частей товара, не обладающих его функциональным назначением или утративших его. Так, неликвидные отходы возникают за счет упаковочных и перевязочных материалов, удаление тары, заливочных жидкостей, отбраковки экземпляров с критическими неустранимыми дефектами - загниванием, плесневением и т.п.;

отделение от основной массы товара его составных компонентов - воды, жиров и других (отделение бульона от вареных колбас, пахты - от сливочного масла, сырной сыворотки - от сыров, обсыпки глазури - от пряников, конфет, парафина - от сырных головок и других защитных оболочек). [7]

.4 Качественные (актируемые) потери в товароведной деятельности

В отличие от количественных качественные потери списываются не по нормам, а по актам, поэтому их называют ещё актируемыми. Качественные потери-потери, обусловленные микробиологическими, биологическими, биохимическими, химическими, физическими и физико-химическими процессами. Перечень этих групп процессов проранжирован в убывающем порядке по мере их значимости. Микробиологические процессы вызывают порчу товаров, существенно снижают их качество, делают невозможным использование их по назначению или снижают надежность. Порча пищевых продуктов происходит вследствие разного вида брожения (маслянокислого, пропионовокислово, спиртового, уксусного, молочнокислого), гниения, ослизнения, плесневения, развития токсичных бактериозов (ботулинус, сальмонеллез, и др.). Для непродовольственных товаров (тканей, кожи, мехов и изделий из них) характерно лишь плесневение. Микробиологические процессы являются одной из причин биоповреждений. Биологические процессы-повреждения (процессы), вызываемые насекомыми: молью (платяной, фруктовой, амбарной и др.), жуками (хрущаком, долгоносиком и т.п.), гусеницами (плодожорки яблоневой, сливовой, ореховой), личинками (моли, проволочника, мухи сырной, шоколадной, морковной). Существенный урон потребительским товарам при хранении наносят мышевидные грызуны, которые не только поедают и загрязняют пищевые продукты, но и повреждают меха, кожу, ткани и изделия из них. Биохимические процессы свойственны в основном пищевым продуктам, а также непродовольственным товарам, являющимся биологическими объектами (например, живые цветы и животные). Они происходят при участии разнообразных ферментов. Нарушение естественного протекания этих процессов может вызывать различные физиологические расстройства, которые в конечном счете могут привести к гибели биообъектов. В результате дальнейшее использование их по назначению становится невозможным. Наиболее распространенным биохимическим процессом, нарушение которого может привести к гибели биообъектов, является дыхание. У свежих плодов и овощей нарушение дыхания вызывает анаэробиоз (удушье), у зерна, муки и крупы - самосогревание и даже самовозгорание, у цветов и животных - смерть вследствие анаэробиоза. [8] Химические процессы приводят к порче товаров вследствие изменений веществ, например, прогоркание жира в жиросодержащих продуктах - муке, крупе, орехах, мучных кондитерских изделиях, масле, маргариновой продукции, животных жирах, мясных и рыбных товарах, косметических товарах (кремы, лосьоны и т.п.) потемнение сушеных плодов и овощей, консервов и т.п.; окисление ароматических веществ, что ухудщает аромат парфюмерно-косметических товаров, и т.д. Для непродовольственных товаров и металлической тары свойственна коррозия металлов, вызывающая ухудшение внешнего (товарного) вида, а так же частичную утрату функционального назначения. Физические и физико-химические процессы обусловлены механическими разрушениями или деформациями товаров. К ним относятся: деформация хлебобулочных изделий, раздавливание плодов и овощей, полная раскрошка кондитерских изделий, бой яиц, сильная деформация, бой, скол эмали на посуде, деформация или разрушение отдельных комплектующих частей бытовой техники, деформация упаковки товаров бытовой химии и т.п. К физическим процессам относится и усушка, которая вызывает увядание и усыхание свежих плодов и овощей, живых цветов, сыров, мяса, колбас, рыбы, в том числе замороженной, химические процессы, в результате которых товары становятся недоброкачественными. Например, усушка хлеба ускоряет его черствение[9].

. Анализ определения товарных потерь и порядок их списания на предприятии ОАО «Веста»

.1 Анализ количественных потерь товара на предприятии ОАО «Веста»

В процессе движения товаров к потребителю у предприятий торговли, а также в процессе выпуска и реализации продукции собственного производства у предприятий общественного питания возникают расходы - издержки обращения (производства). Их состав, номенклатуру и порядок учета определяют Методические указания по составу и учету издержек обращения (производства), финансовых результатов деятельности организаций торговли и общественного питания, утвержденные приказом Минторга РФ. Одной из статей номенклатуры издержек обращения (производства) является статья «Потери товаров при транспортировке, хранении и реализации в пределах норм, технологические отходы», состав и порядок учета которой рассмотрим более подробно.

Так, к товарным потерям относятся:

естественная убыль товаров в пределах норм при перевозке, хранении и реализации, образовавшаяся вследствие усушки и выветривания, раструски и распыления, раскрошки, утечки (таяния и просачивания), разлива при перекачке и продаже жидкостей, потери веса при дыхании плодов и овощей и т.д.;

потери от боя при транспортировке, хранении и реализации фарфоровых, фаянсовых, керамических и стеклянных изделий, елочных украшений, хозяйственных и галантерейных изделий из пластических масс и т.д.;

потери от боя при транспортировке, хранении и реализации товаров в фаянсовой, керамической, стеклянной и пластмассовой упаковке;

потери от боя при транспортировке и хранении порожней стеклянной посуды;

нормируемые отходы картофеля, овощей и фруктов; [10]

нормируемые отходы, образующиеся при подготовке к розничной продаже колбас и мясокопченостей, согласно нормам товарных потерь, утвержденным Минторгом РФ.

В издержки обращения не включаются:

потери от возврата поставщикам зачерствевших хлебобулочных изделий и скисших молочных продуктов, потери от зачистки монолита сливочного масла и маргарина, потери от крошения карамели обсыпной и сахара-рафинада, потери от боя яиц - при наличии накладной на возврат товара поставщику, на переработку потери относятся на уменьшение торговой надбавки;

потери от повреждения полиэтиленовых пакетов с молокопродуктами, майонезом и пластмассовых бутылок с кетчупом, минеральной водой и т.п., равно как и потери от завеса тары (превышение фактической массы тары, указанной при маркировке) - порядок выявления, актирования и порядок возмещения этих потерь должен оговариваться в договоре поставки; в случае если эти потери несет организация торговли, они списываются за счет прибыли, остающейся в ее распоряжении.

Потери товаров, возникающие на предприятиях торговли и общественного питания, можно разделить на следующие группы в зависимости от этапа движения товаров, на котором они возникли:

нормы товарных потерь при транспортировании;

нормы товарных потерь при хранении;

нормы товарных потерь в розничной торговой сети;

нормы технологических отходов и потерь.

В то время как последние, как правило, являются следствием бесхозяйственности (порча товаров, недостача, хищение и т.п.), нормируемые потери чаще всего связаны с изменением физико-химических свойств товаров и носят объективный характер.

«Недостачи и потери от порчи ценностей» отражаются суммы в размерах и величинах, принятых на учет по дебету указанного счета. [11] При этом на счета учета затрат на производство, «Расходы на реализацию» списываются недостающие или испорченные материальные ценности по их фактической себестоимости. Снабженческие, сбытовые и торговые организации, которые по дебету, «Недостачи и потери от порчи ценностей» отражают стоимость указанных ценностей по розничным ценам, корректируют сумму, списанную на, «Расходы на реализацию», сторнировочной записью по дебету, «Недостачи и потери от порчи ценностей» и кредиту ,«Торговая наценка» на суммы скидок (накидок), приходящих на такие товары.

С виновных лиц взыскивается стоимость недостающих или похищенных товарно-материальных ценностей в соответствии с законодательством.

Характеристика торговой организации ОАО «Веста». В состав организации входят структурные подразделения без права юридического лица: 47 магазинов, в том числе 41 продовольственные и 6 смешанные, включая филиалы, из общего количества магазинов магазины, торгующие винно-водочными изделиями - 47, самообслуживания - 36, из них 30 продовольственные и 6 смешанные 2 склада, 5 цехов выпечки хлебобулочных изделий, РСУ, ремонтное звено.

Торговые площади общества составляют 19 206 кв. метра.

Торговый ассортимент крайне широк и представлен: мясомолочными изделиями, рыба и морепродукты пищевые, яйца и яйцепродукты, овощи и фрукты, мука и мучные изделия, табачные и винно-водочные изделия, чай, кофе, какао, консервы из различных продуктов, ткани, одежда и белье, чулочно-носочные изделия, товары для санитарии и личной гигиены, парфюмерно-косметические товары, посуда, электротовары, печатные издания, игрушки, стройматериалы и другие непродовольственные товары.

Цель деятельности Общества - хозяйственная деятельность, направленная на извлечение прибыли.

Предметом деятельности Общества согласно Общегосударственному классификатору РФ «Виды экономической деятельности» являются:

- Производство пищевых продуктов и напитков.

- Производство хлеба и хлебобулочных изделий.

- Оптовая торговля за вознаграждение или на договорной основе. [12]

- Розничная торговля пищевыми продуктами, напитками и табачными изделиями в специализированных магазинах.

- Розничная торговля в неспециализированных магазинах.

- Прочая розничная торговля в специализированных магазинах.

- Эксплуатация и сдача внаем собственного имущества.

- Предоставление прочих видов услуг.

Деятельность, подлежащая лицензированию, осуществляется только на основании специального разрешения (лицензии), получаемой в установленном порядке.

Общество осуществляет деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Для учета естественной убыли в организации создается забалансовый счет, на котором отражена сумма резерва естественной убыли, данная сумма сверяется при инвентаризации с фактическим наличием материальных ценностей в стоимостном выражении и устанавливается либо излишек, либо недостача в пределах или сверх норм естественной убыли, сумма сверх норм естественной убыли списывается за счет материально ответственного лица по розничным ценам, а сумма по норме убыли по цене по отпускной цене.

При поступлении товаров от поставщика, на которые установлены нормы естественной убыли, происходит отчисление в фонд естественной убыли. [13]

.2 Анализ качественных потерь товара на предприятии ОАО «Веста»

потеря продукт товар списание

В целях обеспечения единого порядка по расчету и чету потерь товаров в магазинах самообслуживания и торгующих с открытой выкладкой товаров приказом Минторга РФ учреждены Методические рекомендации по расчету и бухгалтерскому учету потерь товаров в магазинах самообслуживания и торгующих с открытой выкладкой товаров (далее - Методические рекомендации).

Методическими рекомендациями в номенклатуру товара, реализуемых по методу самообслуживания, отнесены следующие группы товаров представлены в таблице «Непродовольственные и продовольственные товары».

Таблица №1 - «Непродовольственные и продовольственные товары»

Непродовольственные товарыПродовольственные товары1. Одежда 2. Детская одежда 3. Головные уборы 4. Трикотаж 5. Обувь1. Магазины с универсальным ассортиментом продовольственных товаров типа «универсам» и «гастроном» с единым узлом расчета и торговой площадью 400 кв. м. и более, реализующиеся группы продовольственных товаров в широком ассортименте (бакалея, гастрономия, молоко и молочная продукция, кондитерские товары, хлеб и хлебобулочные изделия, рыба, овощи и фрукты).6. Канцелярские товары 7. Галантерея - парфюмерия 8. Хозяйственные товары2. Магазины типа «продукты» и «гастроном» торговой площадью менее 400 кв. м. с единым узлом расчета, реализующие продовольственные товары (бакалея, гастрономия, молоко и молочная продукция, кондитерские товары, хлеб и хлебобулочные изделия и т.д.).9. Посуда3. Молоко и молочная продукция10. Электротовары4. Хлеб и хлебобулочные изделия11. Культтовары5. Хлебокондитерские изделия12. Товары для спорта и туризма6. Кондитерские товары13. Игрушки7. Винно-водочные изделия14. Товары бытовой химии (кроме товаров в аэрозольной упаковке)8. Овощи - фруктыПри этом не рекомендуется для реализации в магазинах самообслуживания следующие виды товаров: антиквариат, ювелирные изделия, часы наручные, изделия из натурального меха, парфюмерно-косметические товары.

При определении нормы потерь товаров, реализуемых по методу самообслуживания и с открытой выкладкой, и суммы нормируемых потерь от боя, лома и порчи товаров, списываемых за счет прибыли, остающееся в распоряжении торговой организации, применяются рекомендуемые нормы (Методических рекомендаций) или утвержденные самостоятельно собственником торговой организации.

Рекомендуемые нормы потерь в связи с «забывчивостью» покупателей утверждены как для продовольственных, так и для непродовольственных магазинов. При этом в продовольственных магазинах рекомендуемые нормы устанавливаются в зависимости от торговой площади и специализации магазина, а непродовольственных - в зависимости от специализации и объема месячного фактического товарооборота (без стоимости реализованных крупногабаритных товаров), пересчитанного в минимальные заработные платы.

Надо отметить, что рекомендуемые нормы списания потерь товаров могут быть дифференцированы руководителем организации при доведении их до подведомственных структурных подразделений как в целом по группе товаров, внутригрупповому ассортименту, так и по сезонам - в зависимости от конкретных условий работы (вновь открываемый объект, местоположение, планировка зала, количество узлов расчета и т.д.) на основании проведенного экономического анализа фактических потерь товаров в связи с «забывчивостью» покупателей в магазинах самообслуживания и торгующих с открытой выкладкой товаров за ряд прошлых лет.

Если в магазине самообслуживания отдельные товары продаются через прилавок с предварительной оплатой или же покупатели не имеют к ним свободного доступа, списание потерь по обороту этих товаров не производится. Сумма потерь в связи с «забывчивостью» покупателей, подлежащих списанию, определяется путем умножения объема фактического товарооборота магазина самообслуживания и торгующего с открыткой выкладкой товаров за межинвентаризационный период (без стоимости крупногабаритных товаров) не зависимо от форм расчета с [14] покупателями (реализация за наличный расчет или с отсрочкой платежа) на рекомендуемую норму или утвержденную собственником торговой организации.

Рекомендуемые нормы списания потерь товаров в связи с «забывчивостью» покупателей в магазинах самообслуживания и торгующих с открытой выкладкой товаров применяются при условии составления материально ответственным лицом отдельного товарного отчета по данному структурному подразделению.

В тех магазинах самообслуживания и торгующих с открытой выкладкой товаров, в которых продается несколько групп товаров и при этом материальная ответственность за них не разделена, фактический размер потерь товаров рассчитывается исходя их удельного веса товарооборота каждой группы товаров и установленного размера потерь.

Помимо этого списание фактических потерь товаров в связи с «забывчивостью» покупателей производится в пределах рекомендуемых норм или утвержденных собственником торговой организации только в случае, если сумма выявленной в результате инвентаризации недостачи товаров превышает сумму естественной убыли и нормируемых потерь от боя, лома и порчи товаров, которые списываются на издержки обращения согласно установленным нормам. В случае если сумма фактической недостачи превышает сумму товарных потерь, подлежащих списанию за счет средств организации согласно рекомендуемым (установленным) нормам, то разница списывается за счет материально ответственных лиц. [15]


На предприятии разработан ряд мер по снижению потерь по товарным группам:

) Разработан бизнес - процесс (БП) подачи и рассмотрения претензий по качеству товара поставщику, который успешно применяется и в случае получения от поставщика некачественного товара магазин предъявляет претензию, которую рассматривает вторая сторона и принимает решение;

) Введен «Час качества». Ежедневно (перед открытием и закрытием магазина) продавцы должны проверить сроки годности товара, который находится на полке, соблюсти ротацию товара, проверить все маркировки, внешний вид товара и снять некачественный товар;

) Компания проводит внутренние аудиты магазинов, направленные на выявление и пресечение нарушений, согласно действующего законодательства;

) Три раза в день фиксируется температура холодильного оборудования, тем самым проверяется соответствие условий хранения продукции;

) Разработаны картограммы (схемы) выкладки товаров с соблюдением товарного соседства. Особенно по группе «Фрукты, овощи», где очень большое значение имеет товарное соседство, т.к. большинство из продуктов данной группы товаров чувствительно к выделению этилена, и наоборот.

) Контролируются заказы продуктов, преимущественно скоропортящихся.

) При приемке продукции обязательно вся продукция проходит входной контроль на наличие документов, подтверждающих качество и безопасность, проверяются органолептические показатели и внешний вид.

) В рабочем режиме поддержание всех вышеперечисленных мер поддерживается обучением персонала магазинов и аттестацией сотрудников перед преступлением к работе. [16]

Заключение

Товары в процессе транспортировки и хранения претерпевают физические, биохимические и микробиологические воздействия, поэтому их полезные свойства могут изменяться. Изучение условий транспортировки и хранения с точки зрения сохранения качества и количества товаров является основной задачей товароведения.

На различных этапах технологического цикла товародвижения (при транспортировке, хранении и реализации) отмечаются разнообразные потери сырья, полуфабрикатов, энергоносителей, готовой продукции, а затем и товаров. Необходимо отметить народнохозяйственное значение проблемы предупреждения и снижения потерь обусловлено рядом причин.

. Решение этой проблемы, даже частичное, взаимосвязано с другой глобальной проблемой - рационального использования природных ресурсов. Для производства товаров, которые затем могут быть утрачены для потребления в соответствии с назначением, используются земельные, энергетические, трудовые и иные ресурсы. Снижение товарных потерь на 10-20% позволяет сберечь до 40-60% природных ресурсов.

. Потери товаров независимо от места их возникновения (у изготовителя, продавца или потребителя) наносят большой экономический ущерб не только юридическим или физическим лицам, по чьей вине произошли эти потери, но и обществу в целом.

Для сохранения потребления на должном уровне приходится наращивать производство товаров взамен утраченных. Если по каким-то причинам увеличение производства невозможно, то уменьшается потребление, возникает повышенный спрос, и возрастают цены.

. Товарные потери являются составной частью издержек производства или обращения, поэтому они могут повлиять на рост цен. В свою очередь, повышение цены снижает конкурентоспособность товаров, даже если другие критерии конкурентоспособности остаются на прежнем уровне. Уменьшение конкурентоспособности товаров неизбежно влечет за собой снижение спроса и замедление сбыта. Если фирма относит потери на счет прибыли, а не издержек обращения, то снижается рентабельность предприятия. Меры по предупреждению или снижению потерь должны носить комплексный характер.

Товарные потери ухудшают результаты финансово-хозяйственной деятельности организации, производящей или продающей товары. Поэтому каждой организации важно разработать комплекс мер по предупреждению или снижению товарных потерь с учетом факторов внутренней и внешней среды товар

Список литературы

Нормативно-правовые источники

.Государственный стандарт РФ ГОСТ Р 51303-99 «Торговля. Термины и определения» - 2013

Основная литература

. Неверова А.М. - Товароведение и организация торговли непродовольственными товарами: Учеб.-7-е изд., 2009.- 464 с.

. Гранаткина Н.В. Товароведение и организация торговли продовольственными товарами: Учеб. пособие .-3-е изд., испр. И доп.-М.: Академия, 2009.-240 с.

. Ходыкин А. П. - Товароведение непродовольственных товаров: Учебник -3-е изд., испр. - М.: ИТК «Дашков и К», 2010. - 544с.

. Горелова М. Ю. - Естественная убыль и технологические потери. Учет и налоги - 2013г.

. Вытовтов, А.А. Товароведение и экспертиза вкусовых товаров: Учебник / А.А. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 576 c.

. Герасимчик, Г.А. Товароведение. Товары для туризма: Учебно-методическое пособие, 2012. - 416 c.

. Николаева, М.А. Теоретические основы товароведения: Учебник для вузов - М.: НОРМА, 2013. - 448 c.

.Вилкова, С. А. Экспертиза потребительских товаров: учеб. для вузов по спец. "Товароведение и экспертиза товаров", 2012.

Дополнительная литература

. Голубенко О.А. Товароведение непродовольственных товаров: Учеб. пособие /. - М.: Альфа-М, 2010.-336 с.

. Коник Н.В. Товароведение продовольственных товаров: Учеб. пособие. - М.: Альфа-М, 2011.-416 с.

. Вилкова С.А. Экспертиза потребительских товаров: учебник. - 2007. - 252 с.

.Славнова, Т. П. Товароведение: учеб. пособие ,"Товароведение", 2012.

Интернет-источники

. #"justify">. http://www.consultant.ru/

16. <http://www.library.nstu.ru/>

. http://www.ciu.nstu.ru/

Похожие работы на - Товарные потери и порядок их списания

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!