затем и мнение об этом объекте, формируется имидж этого объекта.
Постоянно возрастает интерес к имиджу как социально-психологическому феномену. Рост интереса к имиджу закономерен: бурное развитие таких сфер социальной практики, как реклама, паблик рилейшнз, коммуникационный менеджмент, требует обоснования природы, закономерностей формирования и функционирования имиджа как феномена, оказывающего влияние на сознание и поведение субъекта и групп.
Имидж становится нашей реальностью. Многие сферы деятельности в современном обществе зависят от имиджа. Имидж создается и предлагается обществу как информационный продукт определенной социальной направленности. Имидж, как социальный продукт, влияет на социальные действия и в определенном смысле программирует поведение человека. Людям свойственно присоединение к тем моделям поведения, которые позиционируются как благополучные.
В настоящее время в российском обществе, в деловой сфере, в сфере политики формирование управляемых имиджей становится все более актуальной задачей. Способность решать задачу создания и управления целенаправленно формируемыми имиджами в значительной степени определяет успех в общественно-политической сфере, получение высоких результатов в бизнесе, в том числе за счет формирования достойного имиджа предприятия, его руководителей, продукции.
В условиях рыночной экономики от грамотно сформированного имиджа зависит успех любого дела: выпуск новой продукции, функционирование организации, проведение мероприятия, деятельность публичных персон и т.д.
В сознании современного человека все более закрепляется представление об имидже как об определенной ценности, от наличия и качества которой зависит успех в жизни, работе и т.д. Это порождает соответствующую потребность общества.
Проблема создания имиджа особенно важна и актуальна для людей определенного рода деятельности, например для политиков, руководителей, директоров компаний, бизнесменов, представителей шоу-бизнеса. Потому что чем шире круг людей, с которыми человеку приходится иметь дело, чем масштабнее уровень стоящих перед ним задач, тем важнее впечатление которое складывается о нем. Но, тем не менее, имидж важен для любого человека.
Имидж - это важная составляющая в жизни каждого человека. Прикладываем ли мы усилия к формированию имиджа или нет, делаем ли мы это грамотно или интуитивно, так или иначе, но имидж все равно формируется. Важно понять простое правило: если не уделять внимание созданию имиджа, то он создастся сам. И в результате может получиться, что такой самосоздавшийся имидж будет формировать далеко не самое благоприятное впечатление о личности.
ГЛАВА 1. ИНФОРМАЦИОННАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ИМИДЖА
Слово «имидж» прочно вошло в нашу жизнь. Чаще всего говорят об индивидуальном имидже человека - политического лидера, государственного деятеля, кинозвезды и т.п.. Почти столь же часто можно слышать об имидже фирмы, организации, политической партии, общественного движения или ином проявлении корпоративного имиджа. Слово «имидж» используют и применительно к таким объектам, как товар или товарная марка, город, страна, периодическое издание и т.п..
Понятие «имидж» определяется как социально-психологический феномен индивидуального, группового или массового сознания в культуре общественных отношений. Он функционирует как образ-представление, в котором соединяются в сложном взаимодействии внешние и внутренние характеристики объекта. Имидж играет важную роль как в сфере массовых коммуникаций, политики, шоу-бизнеса, так и в жизни каждого человека.
Понятие «имидж» универсально применимо к любому объекту, становящемуся предметом социального познания: к стране (международный имидж страны), территории (имидж региона), организации (корпоративный имидж), к человеку (персональный имидж), семье (имидж семьи), профессии, деятельности, проекту, к отдельным потребительским характеристикам материальных объектов (имидж качества) и т.д..
Основой имиджа является имиджформирующая информация. Имиджформирующая информация - информация, спомощью которой происходит формирование имиджа человека, или предмета (например, товара), или явления (например, организации).
Имидж объекта (явления) возникает тогда, когда некий человек (входящий в некую социальную группу людей):
воспринимает внешние и (или) внутренние характеристики какого-либо объекта: другого человека, или предмета, или явления;
в результате этого восприятия в психике этого человека возникает образ данного объекта;
этот объект человеком обычно невольно соотносится с собственной системой ценностей, где записано, что в мире есть «хорошо» и что есть «плохо»;
в результате чего у человека возникает отношение к этому объекту в виде мнения.
Вот такое мнение, сложившееся у определенной или неопределенной группы людей о каком-либо человеке, предмете, явлении и есть имидж этого человека, предмета, явления.
Люди, у которых возникло это мнение, у которых возник этот имидж и о котором они потом могут сообщать другим людям, являются теперь носителями этого мнения о данном образе (о данном объекте), являются носителями имиджа.
А тот человек (или предмет, явление), о котором сложилось мнение у данной группы людей, является прототипом имиджа.
Реципиент имиджа - субъект, для которого создается имидж и в представлении которого он существует.
Если же имидж создается для социальной группы, то эту группу называют аудиторией имиджа.
Различия между этими понятиями относительны: аудиторию можно рассматривать как коллективного реципиента имиджа, а реципиента как частный случай аудитории, аудиторию, состоящую из одного человека. Употребление понятия «реципиент» указывает на то, что предметом анализа являются в основном индивидуально-психологические механизмы восприятия имиджа, в то время как использование понятия «аудитория» указывает на то, что в центре внимания находятся групповые механизмы восприятия.
Информация, на основе которой сложилось у будущих носителей имиджа мнение о прототипе имиджа, - имиджформирующая информация.
ГЛАВА 2. ВИДЫ ИМИДЖФОРМИРУЮЩЕЙ ИНФОРМАЦИИ
.1 Прямая и косвенная информация
Имиджформирующая информация всегда движется от прототипа имиджа (человека, чей имидж формируется, или предмета, явления, чей имидж создается) к аудитории имиджа, врезультате чего и возникает имидж данного объекта - мнение о нем аудитории имиджа («мы считаем его порядочным человеком и достойным…»). Однако возможен такой вариант формирования имиджа, когда имиджформирующая информация отсутствует (речь идет об априорном мнении).
По характеру получения членом аудитории имиджа выделяют такие виды имиджформирующей информации:
косвенная;
прямая.
Имиджформирующая информация может поступать к каждому будущему члену аудитории имиджа непосредственно от прототипа имиджа, и тогда эта информация называется прямой имиджформирующей информацией.
Прямую имиджформирующую информацию человек получает при непосредственном контакте с предметом. При этом данная информация может осознаваться человеком или не осознаваться, так как эта информация находится в его подсознании и проявляет себя лишь в виде тех или иных чувств.
Сутью построения имиджа становиться порождение такого сообщения, которое будет прочитываться аудиторией с прогнозируемым эффектом. Поэтому при создании имиджа на базе прямой имиджформирующей информации используются следующие технологические приемы:
Воздействуя на людей с целью создания у них нужного мнения, влияние оказывается не только на их сознание, но и на подсознание, чтобы у них помимо воли возникло бы чувство приятного, связанного с субъектом имиджа (причем на подсознание в большей степени).
Определив интеллект аудитории, выбирают стратегию формирования имиджа. Если интеллект аудитории не высокий имидж формируется через непреднамеренные действия, посылая сигналы в подсознание реципиента. Если интеллект высокий действуют преднамеренно и задействуют сознательное восприятие реципиента.
Воспроизводство моделей этикетного поведения позволяет реализовать принцип технологии формирования имиджа - «пусть им будет хорошо». Улыбка на лице партнера по общению, приятные слова формируют у реципиента по закону максимализации приятного позитивные установки в отношении субъекта имиджа.
Выявив лидера мнения группы, субъект имиджа может использовать его авторитет в группе с целью формирования о себе позитивного мнения.
Если имиджформирующая информация поступает опосредованно- через других людей, укоторых уже раньше сформировался имидж данного объекта, тогда эта информация называется косвенной имиджформирующей информацией.
Косвенная имиджформирующая информация - это та информация, которую человек получает не при непосредственном контакте. Она может быть как осознанной, так и неосознанной. Косвенная имиджформирующая информация принимается, аудиторией, если соответствует ее психологической установке.
Выделяют три источника такой информации:
третьи лица, т.е. те люди, которые сообщили какую-либо информацию о предмете;
оценки этого предмета;
среда обитания вокруг этого предмета.
Первый вид косвенной имиджформирующей информации может быть:
во-первых, истинным или ложным,
во-вторых, задокументированным или устным,
в-третьих, официальным или неофициальным.
Официальная информация в значительной степени формирует установки в отношении субъекта имиджа и может быть представлена в виде газетной статьи, интервью, досье, устного официального заявления, резюме и т.д..
Неофициальная косвенная имиджформирующая информация имеет большее влияние на формирование установок, по сравнению с официальной т.к. обрабатывается подсознательно в большей степени, чем сознательно.
Неофициальная косвенная имиджформирующая информация может быть представлена в виде легенды (позитивно окрашенная информация), слухов (информация, не имеющая подтверждения, но скорее негативная), сплетен (слух, основанный на неточных, заведомо неверных или нарочно измышленных данных), анонимок (создают в подсознании сильную негативную установку по принципу «дыма без огня не бывает»).
Передатчики косвенной имиджформирующей информации - это лидеры мнения. Общественное мнение может формироваться априорно, без какой- либо информации. Личностные установки человека с одной стороны и частое столкновение с определенным явлением с другой приводит к априорному мнению.
Превращение имиджформирующей информации происходит через мнение. Варианты превращения следующие:
человек знает, почему у него сформировалось мнение и это соответствует действительности;
человек знает, почему у него сложилось такое мнение, но это не соответствует действительности (он придумал мнение о себе);
человек не знает, почему у него сложилось такое мнение.
оценка формируется, если информация эмоционально окрашена;
оценка формируется, если информация совпадает с особенностями человека;
оценка формируется под влиянием авторитетных людей;
оценка формируется под воздействием научных фактов.
Велика роль лидеров мнения в трансляции имиджформирующей информации. Следует различать формальных и неформальных лидеров. Формальные лидеры - это официальные лидеры (по должности). Неформальные лидеры - это авторитеты для какой-либо группы людей в какой-либо области.
Лидер мнения - человек, чьи позиции, взгляды, точки зрения, наконец мнения принимаются большинством данной группы людей, и не только в силу служебного положения этого человека, но в силу его личностных качеств. С помощью лидеров мнения формируется «наведенный имидж», т.е. такое мнение об объекте, которое возникает у той или иной группы людей не в результате формирования в их психике образа этого объекта, а в результате уже сформированного лидером мнения о данном объекте. Опора на лидера мнения - одно из действенных средств формирования имиджа.
.2 Ложная имиджформирующая информация
Помимо прямой и косвенной имиджформирующей информации различают и еще один ее вид, занимающий особое место в процессе формирования имиджа, - ложная имиджформирующая информация. Это - те сведения о прототипе имиджа, получаемые аудиторией имиджа, которые не соответствуют действительности.
К этому виду имиджформирующей информации относятся слухи, сплетни, иногда и разного рода легенды, апорой и продукция «черного пиара».
Психологический механизм принятия подобного рода ложной информации такой: чем в большей мере содержание слуха совпадает с исходным мнением человека, тем в большей мере эти слухи им принимаются за правду. Воснове этого психологического феномена лежит закон генерализации установки.
В большой политике (а также в спецслужбах некоторых стран) имеются специалисты по формированию мнения на основе ложной имиджформирующей информации. Формирование фальсифицированного мнения о каком-либо человеке (формирование «ложного имиджа») возможно не только в большой политике, но и в небольшом коллективе сослуживцев. Итам встречаются талантливые мастера, специализирующиеся на фабрикации уничижительных слухов.
Ложная имиджформирующая информация нередко используется для формирования «инвертированного имиджа» - негативного имиджа конкурентной стороны (конкурента человека- на выборах, конкурентного товара, конкурентной системы: «загнивающий капитализм» ит.п.).
ГЛАВА 3. ТРАНСЛЯЦИЯ ИМИДЖФОРМИРУЮЩЕЙ ИНФОРМАЦИИ
.1 Осознаваемая и подсознательная информация
В процессе взаимодействия прототипа имиджа (например, кандидата в депутаты, имидж которого формируется) и будущего члена аудитории имиджа (а пока- объекта имиджелогического воздействия), например избирателя данного округа, имиджформирующая информация может:
исходить от прототипа имиджа двумя способами:
вполне осознанно направляться прототипом имиджа в окружающее пространство (кандидат в депутаты, выступая на митинге, вполне осознанно, преднамеренно делал такие жесты, которые ему порекомендовал его имиджмейкер);
непроизвольно, подсознательно (когда кандидат выступал на митинге, он даже и не замечал, как все время теребил правой рукой свое ухо);
может восприниматься будущим выразителем этого имиджа также двумя способами:
вполне осознанно (избиратель, слушая выступление этого кандидата, подумал: «Вон как вырядился-то, как на парад, да не идет ему этот галстук»; или «Напрасно ты меня в этом убеждаешь…»);
подсознанием (избиратель, слушая этого кандидата, услышал, но не обратил внимания на то, что тот дважды использовал не вполне нормативную лексику, - так избиратель был увлечен ситуацией митинга, хотя эти слова в другой раз вызвали бы у него вполне осознаваемую негативную реакцию).
В процессе формирования вашего имиджа у людей, с которыми вы общаетесь, они могут знать, почему формируется именно такой ваш имидж (т.е. они воспринимают вашу имиджформирующую информацию осознанно), а могут и не знать (т.е. они воспринимают вашу имиджформирующую информацию неосознанно). В последнем случае они либо говорят, что не знают, почему у вас такой имидж («чем-то он мне нравится, а чем - не знаю»), либо ссылаются на свою интуицию, либо просто придумывают, почему вы им нравитесь или не нравитесь.
Осознаваемая имиджформирующая информация - информация, которую воспринимают осознанно.
Подсознательная имиджформирующая информация - информация, которую воспринимают неосознанно.
Механизм переключения подсознательной информации в сознательную информацию возможен:
через сновидения («вещие сны»);
через психоанализ (гипноз);
через медитацию;
метод ассоциации.
.2 Каналы передачи и восприятия информации
информация аудитория имидж
Возможны четыре варианта передвижения имиджформирующей информации от вас к другим людям, или четыре канала ее перемещения:
из вашего сознания - в их сознание;
из вашего сознания - в их подсознание;
из вашего подсознания - в их сознание;
из вашего подсознания - в их подсознание.
Первый канал (сознание - сознание) будет иметь место, когда вы абсолютно осознанно направляете человеку информацию о себе («Знайте, я хороший человек»), а другой человек в это же время вполне осознанно воспринимает («Так, он говорит, что он хороший человек. Посмотрим.»). Иначе говоря, оба человека думают об этой информации.
Второй канал (сознание - подсознание) - это когда вы вполне осознанно посылаете человеку о себе информацию, а он, что называется, «пропускает ее мимо ушей», не обращает на нее внимания. И тогда эта информация уходит в его подсознание.
Третий канал (подсознание - сознание) - это когда от вас исходит имиджформирующая информация помимо вашей воли (вы, не задумываясь, надели на эту встречу такой-то костюм, или вы, не задумываясь, жестикулируете руками, разговаривая с собеседником), а ваш собеседник не просто воспринимает эту информацию своими органами чувств (зрением, слухом), но и осознает ее, т. е. думает над ней («надо же, какой у него костюм-то!» или: «Интересно, а что это он все время руками теребит?»).
Четвертый канал (подсознание - подсознание) - это когда от вас исходит имиджформирующая информация помимо вашей воли, а ваш собеседник, хотя своими органами чувств и воспринимает ее, но не обращает на нее внимания, не думает о ней, не осознает ее. И тогда эта информация, минуя его сознание, оказывается в его подсознании.
.3 Влияние подсознательной информации на имидж
Исходя из вышеизложенного, удачная стратегия формирования собственного имиджа определяется правильным выбором канала перемещения вашей имиджформирующей информации от вас к другим людям.
А чтобы сделать правильный выбор, надо, прежде всего, ответить на вопрос: какой информации люди доверяют больше - той, которую человек посылает им преднамеренно, или той, что исходит от него помимо его воли?
Исследования, проведенные в этой области, показали, что большинство людей выбирают следующий ответ: если от решения зависит их собственное благополучие, большинство все-таки больше доверяют своей интуиции, т. е. своему подсознанию.
Это вполне оправданно, поскольку подсознание улавливает значительно больше информации, чем сознание. Аргумент: в подсознание поступает информация не только из внешнего мира, но и та, что уже находилась в сознании данного человека.
Если вернуться к каналам перемещения имиджформирующей информации, то окажется, что наиболее удачным будет четвертый канал перемещения имиджформирующей информации (подсознание - подсознание). Так как при движении по этому каналу она воспринимается только подсознанием, и мнение формируется на основе «интуиции», т. е. на основе подсознательной информации. А поскольку многие люди больше доверяют своей интуиции, чем рациональной информации, то и мнение скорее сформируется на основе подсознательно воспринятой информации, чем той, которая уже в сознании.
В ходе многочисленных исследований было установлено, что подсознание управляет поведением человека чаще, чем сознание. Такой вывод был сделан на основании того факта, что в обычной жизни больше обычных (типичных, стандартных) ситуаций, в связи с чем поведение человека - это в большей мере реализация алгоритмов, навыков, шаблонов, т. е. подсознательных программ. В своем поведении мы переходим на ручное управление (сознательные программы) только тогда, когда возникают нестандартные ситуации. Отсюда следует еще один вывод: воздействуя на людей с целью вызвать у них определенные поведенческие акты в отношении себя, необходимо в большей мере воздействовать на их подсознание, чем на их сознание.
Из четырех каналов перемещения имиджформирующей информации наиболее эффективным будет четвертый канал (подсознание - подсознание). Когда его задействовать невозможно - то второй канал (сознание - подсознание). В крайнем случае, можно использовать первый канал передачи информации (сознание - сознание).
Если воздействуют положительные и отрицательные сигналы одновременно и с одинаковой силой, то положительный сигнал будет менее значим, чем отрицательный.
Положительный имидж формируется, когда происходит:
имитация подсознательной имиджформирующей информации;
воздействие преимущественно на сферу подсознания будущих носителей имиджа.
Суть первой из них: прототипу имиджа следует так посылать о себе имиджформирующую информацию будущему выразителю мнения, чтобы у того создалось впечатление, что эта информация исходит от прототипа имиджа как бы непроизвольно, неосознанно, подсознательно (подобная технология получила название "имитация подсознания").
Суть второй из них: посылая аудитории имиджа имиджформирующую информацию, прототипу имиджа следует использовать такие приемы, благодаря которым эта информация была бы воспринята органами чувств человека (зрением, слухом и т.д.), но чтобы члены этой аудитории имиджа не обратили бы на нее внимания. И тогда эта информация достигла бы только их подсознания, но не стала бы достоянием их сознания.
Такова - удачная стратегия формирования положительного имиджа. Она базируется на психологии подсознания, одним из важнейших положений которой является следующее: в обыденной жизни влияние нашего собственного подсознания на наше собственное поведение значительно больше, чем мы это себе представляем.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Имидж - образ, устойчивые впечатления общественности о фирме, товаре, услуге, деятеле, профессии, социальной группе, месте проживания, стране, производителе и т.д.
Имидж - один из ресурсов и инструментов деятельности, имеющий влияние на все сферы социального взаимодействия: профессиональную и личную успешность и состоятельность. Имидж особенно важен для людей, чья деятельность связана с интенсивным общением - руководителей, менеджеров, юристов, преподавателей и представителей различных других профессий. Конечно же, это важно и для тех людей, которые стремятся к самосовершенствованию в своих проявлениях, кто с уважением относится к своему окружению. Поэтому имиджевый самоконтроль поведения является неотъемлемой частью развития и совершенствования самопредъявления личности обществу.
Существуют вполне определенные технологии создания и продвижения имиджа. Современное общество можно охарактеризовать как информационное. Потребитель информации не смог бы в ней ориентироваться, если бы не были использованы особые способы донесения ее до него. В огромном потоке информации ориентирами служат определенные символы, в которых эта информация находится в скомпонованном виде.
Имидж в данном контексте представляет собой часть системы символов информационного поля. Привлечь внимание потребителей, партнеров, закрепиться в их памяти и т.д. - задача создания и поддержания имиджа.
Процесс восприятия тех или иных характеристик прототипа имиджа (человека, предмета, явления) для возникновения образав процессе формирования имиджа - это всегда процесс получения информации определенной аудиторией, у которой будет формироваться мнение о прототипе - его имидж.
Информация, на основе которой формируется образ объекта, азатем и мнение об этом объекте, называется имиджформирующей информацией.
По характеру получения информации выделяют такие виды имиджформирующей информации: косвенная и прямая.
Прямая имиджформирующая информация - это та, которую получают при непосредственном контакте с объектом.
Косвенная имиджформирующая информация - это та информация, которую получают не при непосредственном контакте с объектом, что называется, через третьи руки.
Ложная имиджформирующая информация - те сведения о объекте имиджа, получаемые аудиторией имиджа, которые не соответствуют действительности.
Имиджформирующая информация может посылаться двумя способами:
вполне осознанно, преднамеренно, обдуманно, сознательно;
непроизвольно, невольно, автоматически, подсознательно.
Исходящая имиджформирующая информация воспринимается аудиторией имиджа тоже двумя способами:
помимо своей воли, непроизвольно, подсознательно.
Возможны четыре варианта передвижения имиджформирующей информации или четыре канала ее перемещения:
из вашего сознания - в их сознание;
из вашего сознания - в их подсознание;
из вашего подсознания - в их сознание;
из вашего подсознания - в их подсознание.
Удачная стратегия формирования имиджа определяется правильным выбором канала перемещения имиджформирующей информации. Наиболее удачным будет четвертый канал перемещения имиджформирующей информации(из вашего подсознания - в их подсознание), так как при движении по этому каналу она воспринимается только подсознанием. И мнение формируется на основе интуиции, т. е. на основе подсознательной информации. А поскольку многие люди больше доверяют своей интуиции, чем рациональной информации, то и мнение скорее сформируется на основе подсознательно воспринятой информации, чем той, которая уже в сознании.
Положительный имидж формируется в тех случаях, когда происходят:
имитация подсознательной имиджформирующей информации;
воздействие преимущественно на сферу подсознания будущих носителей имиджа.
Имидж не является чем-то неподвижным. Его приходится постоянно поддерживать, корректировать и обновлять. Выстраивание имиджа должно совпадать со стереотипами общественных взглядов и поведения, учитывать ожидания общественности, национально-культурную специфику и ментальность.
ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Алехина И.В. Имидж и этикет делового человека. - М.:ЭЭН, 2006. - 126с.
. Панасюк А. Ю. Вам нужен имиджмейкер? Или о том, как создать имидж. -
М.: Дело, 2000. - 223с.
. Панасюк А. Ю. Я - ваш имиджмейкер и готов сформировать Ваш
профессиональный имидж. - М.: Дело, 2003. - 240с.
. Панасюк А.Ю. Формирование имиджа: Стратегия, психотехники,
психотехнологии. - М.: Омега-Л, 2007. - 266 с.
. Патлусова В. М. Профессиональный имидж. - Пермь: ПГТУ, 2001. - 132с.
. Поченцов Г. П. Имиджелогия. - М.: Рефл-бук, 2000. - 698с.
. Шепель В. М. Имиджелогия. - М.: Народное образование, 2002. - 576с.