Результативность и эффективность налогового контроля

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    20,98 Кб
  • Опубликовано:
    2015-04-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Результативность и эффективность налогового контроля

Министерство образования Республики Беларусь

УО «Белорусский государственный экономический университет»

Кафедра налогов и налогообложения

Специальность "Финансы и кредит"








КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине: Налоговый контроль

на тему: Результативность и эффективность налогового контроля


Студент

ФФБД, 4 курс, гр. РФН-1

А.В. Чергейко





Минск 2013

Реферат

Курсовая работа: 28 с., 16 источников.

НАЛОГОВЫЙ КОНТРОЛЬ, ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ, НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ, СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ, ЭФФЕКТИВНОСТЬ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ НАЛОГОВОГО КОНТРОЛЯ

Объектом исследования являются те финансовые отношения, которые возникают между юридическими и физическими лицами с одной стороны и государством с другой в процессе исчисления и внесения налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды

Предметом исследования является анализ деятельности налоговых органов и пути повышения эффективности и результативности налогового контроля в Республике Беларусь.

Цель курсовой работы - разобраться в современных проблемах и определить основные направления совершенствования системы налогового контроля Республики Беларусь, рассмотреть теоретические аспекты налогового контроля, определить основные проблемы и перспективы развития системы налогового контроля.

При выполнении работы использованы методы исследования: систематизации и логического обобщения, табличный и графический метод, сравнительного анализа, группировок.

Paper

paper: 28 pages, 16 sources.CONTROL, PURPOSES AND PROBLEMS OF TAX CONTROL, TAX AUTHORITIES, IMPROVEMENT OF TAX CONTROL, EFFICIENCY AND PRODUCTIVITY OF TAX CONTROLof research are those financial relations which arise between legal entities and individuals on the one hand and the state with another in the course of calculation and introduction of taxes and other obligatory payments into the budget and off-budget funds of research is the analysis of activity of tax authorities and a way of increase of efficiency and productivity of tax control in Republic of Belarus.purpose of a term paper - to understand modern problems and to define the main directions of improvement of system of tax control of Republic of Belarus, to consider theoretical aspects of tax control, to define the main problems and prospects of development of system of tax control. performing work research methods are used: systematization and logical generalization, tabular and graphic method, comparative analysis, groups.

Содержание

Введение

. Сущность налогового контроля, цели и задачи его осуществления

. Критерии оценки результативности и эффективности контроля, проводимого налоговыми органами

. Пути повышения эффективности (результативности) налогового контроля в Республике Беларусь

Заключение

Список использованных источников

налоговый контроль результативность

Введение

Задача курсовой работы - рассмотреть теоретические аспекты налогового контроля, определить основные проблемы и перспективы развития системы налогового контроля.

В рамках финансового контроля выделяют такой его вид, как налоговый контроль. Его существование обусловлено наличием объективной категории налогов и налоговых отношений, которые являются частью финансовых отношений.

Очевидно, что государство заинтересовано в обеспечении полного и своевременного поступления налогов в бюджет, а так как данные платежи носят принудительный характер, то совершенно естественным является желание плательщиков по возможности отдать государству меньше денежных средств, чем ему причитается. То есть интересы государства и налогоплательщиков в рамках налоговых отношений противоположны. Только страх уголовной ответственности является едва ли не самым значимым обстоятельством, заставляющим платить налоги. И чтобы обеспечить надлежащее исполнение плательщиками своих налоговых обязательств, государство создаёт систему налогового контроля.

Все государственные органы, в том числе и налоговые, эффективно применяют контроль, поскольку он является основным элементом управления.

Посредством контроля устанавливается достоверность данных о полноте, своевременности и эффективности выполняемого задания, а также законность операций и действий, осуществлённых должностными лицами при выполнения задания, выявление внутренних резервов улучшения деятельности и устранения допущенных нарушений и недостатков в работе, включая привлечение к ответственности, допущенную халатность при выполнении установленных заданий.

Таким образом, контроль в налоговой деятельности - это метод руководства компетентного органа государственного управления за соблюдением налогоплательщиками требований налогового законодательства. Контроль за соблюдением налогового законодательства в Республике Беларусь осуществляется в соответствии с Налоговым кодексом Республики Беларусь и Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 г. № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь».

Объем мобилизуемых средств в виде налогов и других обязательных платежей в республиканский и местный бюджеты во многом зависит от четкого исполнения юридическими и физическими лицами налогового законодательства и других нормативных актов. Вследствие неуплаты налогов образуется дисбаланс в бюджете, в результате чего не выполняются различные социальные программы государства, в недостаточной степени финансируется армия и военно- промышленный комплекс, и следовательно, нарушается обороноспособность страны, которая является наиболее значимым фактором стабильности страны.

Также не выплачиваются пенсии, заработные платы бюджетникам, страдает медицинская сфера. И это далеко не все проблемы, существует множество проблем, которые возникают из-за несовершенства налоговой системы.

Исходя из всего вышесказанного можно сделать вывод, что для того, чтобы стабилизировать финансовую систему в нашей стране, необходимо усовершенствовать систему налогового контроля.


. Сущность налогового контроля, цели и задачи его осуществления

Налоговым контролем признается система мер по контролю за исполнением налогового законодательства, осуществляемая должностными лицами налоговых органов в пределах их полномочий посредством учета плательщиков (иных обязанных лиц), налоговых проверок, опроса плательщиков и других лиц, проверки данных учета и отчетности, осмотра движимого и недвижимого имущества, помещений и территорий, где могут находиться объекты, подлежащие налогообложению или используемые для извлечения дохода (прибыли), и в других формах, предусмотренных налоговым и иным законодательством.[1]

Эффективный налоговый контроль призван обеспечивать прозрачное экономическое администрирование налоговых отношений при оптимальном размере затрат на его осуществление и является необходимым условием функционирования налоговой системы.

При его отсутствии или недостаточной эффективности не приходится рассчитывать на то, что все плательщики налогов будут своевременно и в полном объеме уплачивать налоги и сборы, что в свою очередь, может поставить под угрозу экономическую безопасность государства.

Цель налогового контроля заключается в обеспечении своевременного и полного поступления налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, в установлении отклонений от норм действующего налогового законодательства с тем, чтобы компенсировать причиненный государству ущерб, привлечь виновных к ответственности, устранить условия, способствующие повторению аналогичных нарушений в будущем.

Объектом налогового контроля, с одной стороны, являются финансовые отношения, возникающие между юридическими и физическими лицами, а с другой стороны - государством в процессе исчисления и внесения налогов и других обязательных платежей в бюджет. [2, c. 8]

Субъектами налогового контроля являются плательщики налогов и сборов и иные обязанные лица. [2, c.8]

В Республике Беларусь налоговый контроль осуществляют:

государственные контролёры (специалисты органов Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, Комитета государственного контроля Республики Беларусь, Государственного таможенного комитета Республики Беларусь, Министерства финансов Республики Беларусь);

ведомственные контролёры - специалисты контрольно-ревизионных управлений министерств, комитетов и других республиканских органов управления;

работники экономических служб предприятия (бухгалтерии, финансового отдела и т.д.)

независимые аудиторы, оказывающие услуги на платной основе. [2, c.9]

Специалисты органов, осуществляющих налоговый контроль, в соответствии с поставленными перед ними задачами и в пределах своих полномочий применяют те или иные формы, виды, методы налогового контроля.

В зависимости от временного фактора можно выделить три вида налогового контроля;

предварительный;

текущий;

последующий.

Рассмотрим данные формы контроля:

Предварительный налоговый контроль осуществляется на стадии формирования бюджета, а также при разработке и рассмотрении проектов законов и других нормативных актов, касающихся вопросов налогов и налогообложения. Цель данного вида контроля - предотвратить возможные противоречия в действующем налоговом законодательстве, предупредить налоговые нарушения и их отрицательные последствия еще на стадии планирования, то есть до совершения финансово- хозяйственных операций, до уплаты налогов и других обязательных платежей. Действительно, эффективным является проведение превентивных мер, направленных на недопущение налоговых нарушений.

Хотя, с точки зрения поступления средств в бюджет, применение экономических санкций за уже имевшие место нарушения в ходе последующего налогового контроля также результативно.

Уполномоченные контрольные органы осуществляют предварительный налоговый контроль при разработке проектов местных и республиканского бюджетов, при разработке мероприятий по совершенствованию системы налогообложения и направлений реформирования налоговой политики. Налоговые органы обеспечивают полный учет в реестре налогоплательщиков, субъектов хозяйствования и иных юридических лиц, граждан, получающих доходы; контроль за своевременностью их постановки на учет. Также предварительный налоговый контроль осуществляется при приемке и проверке расчетов по налогам и платежам до наступления срока уплаты обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды [2, c.48]

Текущий налоговый контроль проводится на стадии исполнения финансовых документов и осуществления хозяйственно-финансовых операций, связанных с вопросами налогообложения. Цель его - исключить возможные нарушения налоговой дисциплины в момент совершения операции, обеспечить своевременность и правильность перечисления налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды. Данная форма контроля является частью процесса оперативного управления финансовой деятельностью субъектов хозяйствования и иных юридических лиц в части контроля за соблюдением установленных форм финансовых отношений, касающихся налогообложения. Она применяется во внутрихозяйственном контроле.

Необходимо отметить, что текущий налоговый контроль непосредственно связан с бухгалтерским учетом и осуществляется бухгалтериями предприятий в момент перечисления налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды. При этом проверяется правильность определения суммы налогов, подлежащих к уплате, соблюдение установленных сроков уплаты.

Значение данной формы контроля в том, что он позволяет оперативно вносить изменения, не допуская серьезных налоговых нарушений, избегая применения возможных финансовых санкций.

Заключительная форма налогового контроля - это последующий контроль, который осуществляется после совершения тех или иных хозяйственных операций и завершения отчетного периода.

Данная форма налогового контроля имеет целью проверить законность совершенных налогоплательщиком финансово-хозяйственных операций, выполнение норм и требований налогового законодательства, полноту и своевременность перечисления налогов и других обязательных платежей в бюджет и внебюджетные фонды, а в случаях установления нарушений-принять соответствующие меры по их устранению, привлечь к ответственности виновных посредством применения финансовых санкций для возмещения ущерба.[3]

Для последующего налогового контроля характерны определенные особенности: он вскрывает недостатки двух ранее охарактеризованных форм налогового контроля, позволяет устранить их, возместить ущерб и привлечь к административной и финансовой ответственности виновных лиц.

К формам налогового контроля можно отнести:

учет плательщиков налогов, сборов, пошлин;

опрос плательщиков и других лиц;

осмотр движимого и недвижимого имущества;

создание налоговых постов;

контрольный запуск сырья в производство;

проверка данных учета и отчетности и т.д.

Исходя из вышесказанного, с известной степенью условности можно предложить следующую классификацию налогового контроля;

. В зависимости от субъектов, осуществляющих контрольную деятельность:

а) налоговый контроль, осуществляемый налоговыми органами;

б) налоговый контроль, осуществляемый таможенными и другими органами.

В отличии от других органов для Министерства по налогам и сборам (далее МНС) главнейшей функцией является именно функция налогового контроля.

Министерство по налогам и сборам - республиканский орган государственного управления, проводящий государственную политику и осуществляющий регулирование и управление в сфере налогообложения, государственного контроля за производством и оборотом алкогольной, непищевой спиртосодержащей продукции, непищевого этилового спирта и табачных изделий, оборотом табачного сырья, рекламой алкогольных напитков и табачных изделий, а также координирующим деятельность в этой сфере других республиканских органов государственного управления; реализующий государственную политику в сфере игорного бизнеса, в том числе осуществляющим лицензирование деятельности в данной сфере, а также координирующим деятельность республиканских органов государственного управления, местных исполнительных и распорядительных органов в сфере игорного бизнеса.

МНС является юридическим лицом, имеет текущий (расчетный) счет в банке, печать и бланки с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием.

Содержание центрального аппарата МНС и инспекций осуществляется за счет средств республиканского бюджета, предусмотренных на их финансирование.

Деятельность налоговых органов регламентируется:

Конституцией Республики Беларусь;

Налоговым кодексом Республики Беларусь;

Положением о Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь, утверждённым постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.10.2001 № 1592 «Вопросы Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь»;

Указом Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь»;

Типовым положением об инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, утвержденным постановлением Министерства по налогам и сборам от 28.12.2001 № 136.

Реализация функции налогового контроля проходит через выполнение основных задач, стоящих перед проверяющими налоговых органов.

К ним относятся:

контроль за соблюдением налогового законодательства, правильным исчислением, полнотой и своевременной уплатой в бюджет налогов, пеней;

контроль за соблюдением иного законодательства в пределах своей компетенции;

осуществление контроля за полнотой и своевременностью поступления в доход бюджета денежных средств от реализации имущества, обращённого в доход государства;

выявление, пресечение и предотвращение правонарушений в сфере своей компетенции и привлечение к ответственности лиц, виновных в нарушении законодательства;

выявление неиспользованных резервов повышения эффективности экономической деятельности плательщиков (иного обязанного лица) в целях увеличения поступления налогов в бюджет, совершенствования налогового законодательства и организации работы налоговых органов;

принятие мер по обеспечению взыскания в бюджет налогов, пеней, наложенных административных штрафов, допричисленных в ходе проверок. (18, с.10).

Помимо этой функции, Министерство по налогам и сборам:

организует деятельность инспекций;

осуществляет валютный контроль в рамках своих полномочий;

анализирует структуру рынка алкогольной и табачной продукции;

проводит разъяснительную работу по вопросам, связанным с применением налогового законодательства;

издаёт нормативные правовые акты, утверждает формы отчётности в налоговые органы;

проводит анализ отчетных данных, результатов проверок, осуществляемых налоговыми органами, на основании которого разрабатывает предложения о совершенствовании деятельности инспекций МНС;

осуществляет в пределах своей компетенции подготовку предложений об упрощении налоговой системы, в том числе о совершенствовании порядка исчисления и уплаты налогов, упрощении порядка налогового учета и налогового контроля и других предложений о совершенствовании налогового законодательства, налоговой политики.

Согласно статье 81 Общей части Налогового кодекса налоговые органы и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:

получать от плательщика (иного обязанного лица) необходимые для исчисления, уплаты и взыскания налогов, сборов (пошлин) документы (их копии), иную информацию, касающуюся деятельности и имущества плательщика (иного обязанного лица);

вызывать в налоговые органы плательщиков (иных обязанных лиц), их представителей, а также других лиц, имеющих документы и (или) информацию о деятельности плательщиков (иных обязанных лиц), в отношении которых проводится проверка;

вносить представления (предложения) о ликвидации организаций и прекращении деятельности индивидуальных предпринимателей;

получать от других государственных органов, организаций и физических лиц на безвозмездной основе необходимые для выполнения возложенных на налоговые органы обязанностей информацию и документы, в том числе заключения соответствующих специалистов, экспертов;

взыскивать в установленном настоящим Кодексом порядке неуплаченные (не полностью уплаченные) суммы налогов, сборов (пошлин), пеней;

приостанавливать в случаях, установленных настоящим Кодексом, операции плательщиков (иных обязанных лиц) по их счетам в банках;

доступа должностных лиц налоговых органов, проводящих проверку, на территорию или в помещение плательщика (иного обязанного лица) в порядке, установленном статьей 74 <consultantplus://offline/ref=5E1269137294120A404D552D57F9AD6EE021A758E3333CBE3003C1D481106E6DDDC3753176CF03E90DBA6532D9mCA8I> Налогового Кодекса и иными законодательными актами;

требовать в ходе проведения проверки от представителей плательщика (иного обязанного лица) проведения инвентаризации имущества, а также проверять ее результаты и опечатывать кассы, помещения, места хранения документов и (или) имущества плательщика (иного обязанного лица);

вносить в компетентные органы предложения о временном ограничении права граждан на выезд из Республики Беларусь;

налоговые органы имеют также и другие права, установленные законодательством.

Согласно статье 82 Общей части Налогового кодекса налоговые органы и их должностные лица обязаны:

действовать в строгом соответствии с законодательством;

корректно и внимательно относиться к плательщикам (иным обязанным лицам), их представителям, не унижать их чести и достоинства;

осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства, правильным исчислением, полной и своевременной уплатой налогов, сборов (пошлин), пеней, а также за правильностью взимания, своевременностью и полнотой перечисления в бюджет налогов, сборов (пошлин);

вести учет плательщиков (в установленных случаях - иных обязанных лиц) в Государственном реестре плательщиков (иных обязанных лиц) и других установленных законодательством реестрах;

в порядке, установленном законодательством, проводить проверки;

в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения плательщиками (иными обязанными лицами) налоговых обязательств, неуплаты (неполной уплаты) пеней применять способы обеспечения исполнения налоговых обязательств, уплаты пеней, а также обеспечивать взыскание неуплаченных (не полностью уплаченных) налогов, сборов (пошлин), пеней в порядке, установленном настоящим Кодексом;

требовать от плательщиков (иных обязанных лиц), их представителей устранения выявленных нарушений законодательства и контролировать исполнение этих требований;

в порядке, установленном настоящим Кодексом, осуществлять зачет или возврат излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, сборов (пошлин), пеней и процентов по ним;

соблюдать налоговую тайну и правила хранения сведений о плательщиках (иных обязанных лицах)

вести учет причитающихся к уплате и фактически уплаченных плательщиками (иными обязанными лицами) сумм налогов, сборов (пошлин), пеней, составлять и представлять налоговую отчетность по форме и в порядке, установленных законодательством;

налоговые органы несут также и другие обязанности, определенные законодательными актами.

Государственный таможенный комитет Республики Беларусь и его органы - это государственные правоохранительные органы исполнительной власти, наделённые специальной властью, специальными полномочиями в целях выполнения задач и функций в области таможенного, налогового и валютного контроля.

Таможенные органы осуществляют в порядке, установленном таможенным законодательством, привлечение к ответственности лиц за нарушение налогового законодательства в связи с ввозом (вывозом) товаров на территорию (с территории) Республики Беларусь.

Таможенные органы по контролю соблюдения налогового законодательства при перемещении товаров через таможенную границу Республики Беларусь имеют права и обязанности:

проведение налоговых проверок;

проверка всех документов, связанных с исчислением налогов и таможенных пошлин;

получение необходимой информации по исчислению и уплате налоговых платежей и таможенных пошлин;

приостановление операций налогоплательщиков по счетам в банках при неисполнении ими налогового законодательства;

применение штрафных санкций;

взимание недоимок по налогам, а также сумм штрафов в бесспорном или судебном порядке;

наложение ареста на имущество плательщиков в качестве обеспечения исполнения налогового обязательства, уплаты пени;

и другие.

Для осуществления налогового контроля таможенные органы передают налоговым органам полученную от плательщиков информацию по таможенному делу.

Информация, представленная таможенными органами Республики Беларусь должна использоваться исключительно в данных целях.

Комитет государственного контроля Республики Беларусь и его органы, Министерство финансов Республики Беларусь и его местные финансовые органы, иные уполномоченные органы участвуют в налоговых отношениях в каждом конкретном случае в пределах их компетенции.

. Критерии оценки результативности и эффективности контроля, проводимого налоговыми органами

Для того, чтобы средства в виде налогов и других обязательных платежей в бюджет мобилизировались в полном объеме, необходимо четкое соблюдение налогоплательщиками налогового законодательства и других нормативных актов. Именно поэтому, в настоящее время уделяется много внимания проблеме эффективности налогового контроля.

При оценке работы налоговых органов, прежде всего, необходимо определить, что понимается под эффективностью контрольной работы. Определение эффективности контрольной деятельности налоговых органов состоит в соотношении поставленных контролирующим органом целей и достигнутого им результата. Данным результатом являются суммы доначисленых и взысканных сумм налогов, сборов и пени, по результатам проверок, однако эти доначисления должны быть правомерны, а штрафные санкции должны применяться правильно. При этом эффективность подразумевает использование наименьшего объема средств для достижения заданных результатов или же достижение наилучшего результата при определенном бюджетом государства объеме средств.

Вопрос о том, как и с помощью каких критериев, оценивать работу налоговых органов, по-прежнему остается открытым, хотя разработано и предложено к использованию немало методик, различных по информационной базе и целям.

Для более детальной оценки эффективности налогового контроля налоговыми органами разработана совокупности показателей.

При оценки эффективности контрольной деятельности налоговых органов коэффициенты результативности проверок и результативности на одного специалиста необходимо рассматривать в совокупности со значением коэффициента охвата. Это объясняется невозможностью сделать точных выводов об эффективности налогового контроля, в ситуации, когда коэффициент охвата и количества проверок на одного специалиста имеют высокие значения притом, что коэффициент результативности может быть нулевым. Данный показатель, также необходимо рассматривать в динамике по отношению к аналогичному показателю предыдущего периода.[7]

Результативность подразумевает равенство данного показателя единице, однако на практике, данный коэффициент обычно меньше 1.

В настоящее время основным недостатком всех существующих методик оценки эффективности контрольной деятельности налоговых органов является то, что оценка данных результатов возлагается непосредственно на работников налоговых органов, что, несомненно, приводит к сомнению в объективности получаемых оценок, особенно, при учете «закрытости» информации для внешних пользователей.

Сведения, при помощи которых осуществляется расчет показателей в рамках существующих методик, являются доступными только для самих налоговых органов. Это происходит, из-за того, что часть информации не может быть предоставлена внешним пользователям в связи с ограничениями, которые установленными законодательством о налогах и сборах в части, касающейся налоговой тайны. Поэтому, существующие методы оценки могут использоваться только для проведения внутриведомственного контроля, а проведение расчетов внешними пользователями информации невозможно.[6]

. Пути повышения эффективности (результативности) налогового контроля в Республике Беларусь

С 1 октября 2012 года вступили в силу основные положения указа №332 "О некоторых мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" от 26 июля 2012 года, в связи с чем в сфере осуществления проверок произошли определенные изменения.

В частности, конкретизированы действия проверяющих в отсутствие проверяемого субъекта; установлены последствия признания проверки незаконной; закреплена такая форма контроля (надзора), как мониторинг; определены новые основания назначения внеплановых проверок и др.

Кроме того, с 2013 года вступил в силу указ №488 "О некоторых мерах по предупреждению незаконной минимизации сумм налоговых обязательств" от 23 октября 2012 года, которым предусматривается создание реестра коммерческих организаций и индивидуальных предпринимателей с повышенным риском совершения правонарушений в экономической сфере.

С 1 октября 2012 года введена новая форма контроля - мониторинг.

Положение о порядке проведения мониторинга утверждено указом №332 о некоторых мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности, вступившим в силу с 1 октября 2012 года.

В положении установлены задачи и полномочия контролирующих органов при проведении мониторингов, а также предусмотрено, что в случае добровольного устранения субъектом выявленных в результате мониторинга нарушений санкции к нему не применяются.

Мониторинг может осуществляться в отношении всех субъектов - и поднадзорных и подконтрольных. Это означает, что мониторинг является новой формой контроля, коренным образом отличающейся от проверочных мероприятий, потому что он направлен прежде всего на предупреждение, профилактику правонарушений при осуществлении предпринимательской деятельности путем установления сотрудничества, открытого диалога с бизнес-сообществом.

Таким образом, мониторинг - это не проверка. Главное отличие этой формы контроля заключается в том, что при осуществлении мониторинга контролирующие и надзорные органы не используют полномочия, предоставленные им для проведения проверок.

Мониторинг заключается в наблюдении, анализе, оценке, установлении причинно-следственных связей и применяется для оперативной оценки фактического состояния объектов и условий деятельности субъекта предпринимательской деятельности.

Кстати, с момента вступления в силу положения о мониторинге налоговыми органами проведено более почти 850 мониторингов, в результате которых в адрес с субъектов направлено более 400 рекомендаций об устранении выявленны нарушений. К примеру, мониторинг в сфере парикмахерских услуг привел к повышению выручки на одного работающего с Br2,2 млн. до Br5 млн.

Если в процессе мониторинга выявляются нарушения, контролирующий орган вправе дать субъекту хозяйствования письменные рекомендации и возможность исправить нарушение, не применяя штрафные санкции. И только в случае невыполнения этих рекомендаций в рамках мониторинга могут быть применены меры административной ответственности. То есть такая форма контроля дает возможность субъектам хозяйствования исправить нарушения и совершенно законно избежать санкций.

Таким образом, мониторинг направлен не на то, чтобы поймать кого-то за руку и наказать, а на то, чтобы контролировать соблюдение законодательства, взаимодействуя с субъектами предпринимательской деятельности.

Другими словами, мониторинг это не слежка, а диалог государства с бизнес-сообществом в виде рекомендаций. При этом главная задача - добиться исполнения налоговых обязательств в полном объеме.

В Республике Беларусь на этапе развития отношений в сфере налогообложения, постоянного совершенствования налогового регулирования необходимо развивать организационно-правовые механизмы, которые позволяют государству реализовывать свои интересы при осуществлении налоговых изъятий. Среди таких механизмов наиболее важным и значимым является налоговый контроль.

Необходимость налогового контроля объясняется наличием частого уклонения плательщиков от налогообложения. В итоге государство недополучает значительные суммы налоговых платежей. Без эффективной

работы налоговых органов в области контроля невозможно выполнение государством своих непосредственных функций.

На сегодняшний день вопросы налогового контроля в Республике Беларусь регулируются главой 9 Общей части Налогового кодекса Республики Беларусь [4]. Налоговый контроль использует разнообразные формы практической организации для наиболее эффективного выполнения стоящих перед ним задач.

Основной и наиболее эффективной формой налогового контроля является налоговая проверка, так как она основана на изучении объективных, фактических данных, которые не всегда предоставляются плательщиками в налоговые органы из-за нежелания уплачивать налоги и, тем самым, снижать свое финансовое благополучие. Экономика не в состоянии нормально функционировать, если бизнес не развивается в легальных формах, а правительство не способно собирать налоги.

Налоговые органы Беларуси в 2010 году провели более 56 тыс. проверок плательщиков, в том числе более 41 тыс. проверок субъектов предпринимательства. Результативность проведенных проверок составила 96,2%, что на 3,3 процентного пункта выше показателя 2009 года. По результатам проверок предъявлено к уплате в бюджет Br218,4 млрд., в том числе субъектам предпринимательской деятельности Br206,6 млрд., или 139,5% к уровню 2009 года, физическим лицам - Br11,8 млрд. (104,8%). Из доначисленных по результатам проверок платежей в бюджет взыскано Br155,2 млрд., что в сопоставимых ценах выше уровня 2009 года на 31%. Анализ контрольной деятельности региональных налоговых органов в 2011 году так же показывает, что если проверок в Беларуси стало меньше, то их результативность приближается к 100% [5] .

Анализ эффективности деятельности налоговых органов определяет, что в Республике Беларусь достаточно развит налоговый контроль и эффективность его постоянно повышается. Об этом свидетельствует то, что количество проводимых проверок неуклонно сокращается, а предъявленные к взысканию по результатам проверок налоги и экономические санкции растут. Однако налоговая культура плательщиков все еще недостаточно высока, так как по итогам проверок выявлены нарушения у 75,1% проверенных субъектов предпринимательской деятельности.

По результатам работы налоговых органов можно выделить следующие проблемы проведения и организации налогового контроля в Республике Беларусь:

несовершенство и сложность налогового законодательства;

большая нагрузка на инспекторов;

преобладание последующего налогового контроля;

проблемы, возникающие при проверке малых предприятий;

контроль за применяемыми льготами у плательщиков;

существуют также проблемы налогового контроля и на межнациональном уровне, такие как применение трансфертного ценообразования, отступления от принципа «страна назначения» при взимании НДС, а также несовершенные соглашения, принимаемые на межнациональном уровне.

Можно предложить следующие направления совершенствования налогового контроля в целях повышения его эффективности в Республики Беларусь:

совершенствование действующего программного обеспечения процедуры камеральных проверок;

разработка критериев рационального отбора налогоплательщиков для выездных налоговых проверок;

создание специализированных централизованных баз данных, в которых налоговые инспекторы быстро и без каких-либо трудностей могли бы получить полную и современную информацию по необходимым им вопросам в разрезе специфики отраслей;

проведение ежегодной аттестации работников налоговых служб всех уровней с привлечением в комиссии по аттестации независимых экспертов;

организация постоянно действующих курсов повышения квалификации работников налоговых органов;

введение системы балльных оценок работы инспекторов-контролеров;

активизация деятельности инспекции по выявлению незарегистрированной предпринимательской деятельности;

совершенствование проводимых совместно с органами Департамента финансовых расследований, а также перепроверки предприятий, допустивших сокрытие налогов в крупных размерах в течение года с момента такого сокрытия, обеспечит повышение эффективности контрольных мероприятий;

повышение роли предварительного и текущего контроля, связанных с работой по разъяснению налогового законодательства;

сузить сферу проверки для крупных плательщиков путем сокращения числа вопросов, входящих в программу проверки либо проведения тематических проверок;

продолжение работы по упрощению законодательства и его неизменности;

создание в каждой инспекции структурного подразделения по контролю за применяемыми плательщиками льгот;

внедрение информационных баз о доходах плательщиков, о совершенных сделках не только на территории Республики Беларусь, но и за ее пределами.

Пути совершенствования налогового контроля в нашей республике на современном этапе заключаются не только в непосредственном повышении результативности форм и методов контрольных мероприятий, но и в совершенствовании налоговой системы в целом. Кроме того, должен меняться сам подход к осуществлению налогового контроля: приоритетным направлением должен стать именно контроль за нелегальным теневым оборотом, а не выявление мелких нарушений, необходимых для выполнения налоговым инспектором доведенного до него «плана».

Налоговый контроль приобретает первостепенное значение как инструмент воздействия государства на экономическое поведение участников рыночных отношений и формирование налоговой культуры.

Заключение

В современных условиях в системе финансового контроля важное место занимает такой его вид, как налоговый контроль, который призван обеспечивать соблюдение субъектами хозяйствования и гражданами законодательства о налогах и сборах и в конечном итоге - поступление причитающихся государству налоговых платежей в бюджет вовремя и в полном объеме.

Существование налогового контроля как отдельного вида финансового контроля обусловлено наличием объективной категории налогов и налоговых отношений, которые являются частью финансовых отношений.

Большинство авторов, давая определение налоговому контролю, сходятся в том, что налоговый контроль имеет целью обеспечить полноту, своевременность уплаты налогов и сборов в бюджет, соблюдение налогового законодательства, применение мер ответственности за эти нарушения. Также следует обратить внимание на то, что все авторы отмечают юридический аспект данной контрольной деятельности, подчеркивая, что она регламентируется соответствующими правовыми нормами.

Необходимость существования налогового контроля обусловлена рядом причин, одной из которых является стремление плательщика так или иначе избежать уплаты налогов. В теории выделяют четыре вида причин уклонения от налогов: моральные, политические, экономические и технические. Однако какими бы они ни были, необходимо противостоять неуплате причитающихся государству налоговых платежей, и в этом велика роль государственного налогового контроля.

Необходимо отметить, что организация налогового контроля базируется на совокупности принципов, являющих собой базовые положения, которые определяют эффективное осуществление налогового контроля. Это общеправовые принципы и принципы контрольной деятельности.

Налоговый контроль как деятельность уполномоченных органов может быть структурирован и представлен в виде неразрывно связанных между собой и составляющих единое целое элементов, урегулированных правовым образом.

Наиболее значимыми элементами налогового контроля являются его формы, виды и методы.

Формы, методы и виды налогового контроля тесно взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они представляют собой важнейшие характеристики контрольной деятельности, осуществляемой налоговыми органами, рассмотрение которых является необходимым для понимания сущности налогового контроля.

Налоговый контроль осуществляется уполномоченными органами государства посредством проведения ими конкретных контрольных действий, регламентированных специальным законодательством. При этом контролирующая и контролируемая стороны наделены также законодательно закрепленными правами и обязанностями. Контрольные мероприятия, осуществляемые в рамках налогового контроля, осуществляются поэтапно, а их результаты фиксируются в соответствующих документах налогового контроля.

Таким образом, для организации налогового контроля любого государства весьма важное значение имеет наличие необходимой законодательной базы, регламентирующей деятельность органов уполномоченных органов, содержащей круг полномочий контролирующей и контролируемой сторон и в конечном счете обеспечивающей эффективную реализацию мероприятий налогового контроля.

Что касается организации налогового контроля в нашей республике, то сегодня в системе налогового контроля Республики Беларусь главным контролирующим органом является Министерство по налогам и сборам (МНС), осуществляющее регулирование и управление в сфере налогообложения; инспекции Министерства по налогам и сборам (ИМНС) по областям и городу Минску, ИМНС по городам, ИМНС по районам. Существует также и ряд других органов, в компетенцию которых входят отдельные вопросы налогового контроля.

Все органы, осуществляющие налоговый контроль, наделены широкими полномочиями для выполнения функций обеспечения соблюдения всеми субъектами хозяйствования, иными юридическими лицами, гражданами налогового законодательства. Данные полномочия представляют собой совокупность соответствующих прав и обязанностей и закреплены в нормативных документах, регламентирующих деятельность органов налогового контроля.

Основным видом налогового контроля в Республике Беларусь является налоговая проверка. Налоговые проверки подразделяются на камеральные и выездные. В основу такой классификации положено место проведения контрольного мероприятия. Выездные проверки по своему назначению делятся на плановые и внеплановые, а по видам-на комплексные, целевые, рейдовые и встречные.

Оценка контрольной работы инспекции позволяет сделать вывод, что качество контроля налоговых инспекторов является достаточно высоким, а основную проблему для налогового органа представляет рост недоимки и повышение трудностей непосредственно взыскания доначисленных в ходе контрольных мероприятий сумм налогов и финансовых санкций. На результатах налогового контроля негативно сказывается с каждым годом ухудшающееся финансовое состояние предприятий района, низкий уровень рентабельности.

Таким образом, в силу наличия ряда трудностей актуальной является задача по поиску определенных путей совершенствования контрольной работы налоговых органов. Причем такая задача стоит как на уровне отдельно взятых инспекций, так и на уровне государства в целом.

Один из путей совершенствования налогового контроля - совершенствование налогового законодательства. В настоящее время уже устранена часть разночтений и неотработанных норм налогового законодательства и несколько упрощен механизм налогообложения. В целях совершенствования налогового контроля необходимо и далее проводить работу в этом направлении, поскольку в итоге такие меры позволят свести к минимуму вероятность случайных и непреднамеренных ошибок со стороны бухгалтеров.

Также одним из важнейших направлений совершенствования налогового контроля является непосредственное совершенствование его форм и методов, методологии проведения налоговых проверок.

Как показывает анализ, основной эффект в настоящее время имеет последующая форма контроля. Однако не следует забывать о том, что эффективная система налогового контроля в целом немыслима без надлежащей организации предварительного контроля. Перспективным критерием выбора субъекта хозяйствования для проверки являются результаты тестирования бухгалтеров предприятий с целью выявления слабых звеньев.

Говоря о роли предварительного контроля, следует отметить, что такая форма контроля должна обеспечивать в первую очередь не поступление в бюджет санкций и штрафов за выявляемые нарушения, а именно превенцию налоговых нарушений. Поэтому в настоящее время специалисты отдела предварительного контроля работают в тесном контакте с главными бухгалтерами плательщиков, и такое взаимодействие носит характер сотрудничества.

Анализ свидетельствует о том, что допричисленные в результате контрольных мероприятий суммы в общих налоговых поступлениях занимают достаточно малую долю. Поэтому специалисты в области налогового контроля основной задачей, решение которой может значительно повысить результативность налогового контроля, считают выявление теневого оборота и контроль за теневым сектором экономики.

Что касается работы с индивидуальными предпринимателями, то здесь приоритетным направлением в последнее время является активизация деятельности инспекции по выявлению незарегистрированной предпринимательской деятельности. В перспективе планируется ее усилить.

Подводя итог вышесказанному, можно отметить, что пути совершенствования налогового контроля в нашей республике на современном этапе заключаются не только в непосредственном повышении результативности форм и методов контрольных мероприятий, но и в совершенствовании налоговой системы в целом. Кроме того, должен меняться сам подход к осуществлению налогового контроля: приоритетным направлением должен статьи именно контроль за нелегальным теневым оборотом, а не выявление мелких нарушений, необходимых для выполнения налоговым инспектором доведенного до него плана.

В заключение следует заметить, что повышение качества и эффективности налогового контроля не означает его усложнения. Проведение мероприятий налогового контроля не должно отрицательно влиять на хозяйственную деятельность добросовестных налогоплательщиков. И в любом случае права плательщиков должны в полной мере соблюдаться.

Список использованных источников

Налоговый кодекс Республики Беларусь (общая часть): Кодекс Респ. Беларусь,19 дек. 2002 г., №166-3: в ред. Закона Респ. Беларусь от 15.10.2010 г., № 174-3 // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2002. - Дата доступа: 16.12.2013.

Налоговый контроль: учебн. пособие/Е.Ф. Киреева, Т.А. Верезубова, С.Ф. Зубарева; под. ред. Е.Ф. Киреевой, И.А. Лукьяновой. - Минск: БГЭУ, 2008. - 219 с.

Вопросы Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь: Постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 31 окт. 2001 г., №1592: в ред. Постановления Совета Министров Республики Беларусь от 18.03.2010 г., №384 // Эталон - Беларусь [Электронный ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ. Беларусь. - Минск, 2002. - Дата доступа: 16.12.2013.

Налоговый кодекс Республики Беларусь от 19.12.2002 № 166-3 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2009. - №4. - 2/1623, Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2010. - № 253. - 2/1726, Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2011. - № 8. - 2/1793.

Экономическая газета [Электронный ресурс] - Режим доступа: <http://www.neg.by/>

Воронина А.Н. Инновационный механизм управления налоговыми проверками [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. экон. Наук/ А.Н. Воронина; 08.00.05 - Уфа: - 2011. - 29 с.

Щепотьев А. Органы фискального контроля / А. Щепотьев // Право и экономика. - 2011. - №3://www.nbrb.by/statistics/externaldebt/parameters/ Дата доступа: 15.12.2013.

Указ Президента Республики Беларусь от 16.10.2009 № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь»

Типовое положением об инспекции Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, утвержденное постановлением Министерства по налогам и сборам от 28.12.2001 № 136.

<http://www.old.nalog.gov.by/ndok/publikacii/cf7dd8aea8aa15ba.html> - Дата доступа: 16.12.2013.

Положеним о Министерстве по налогам и сборам Республики Беларусь, утверждённым постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31.10.2001 № 1592 «Вопросы Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь»;

Приказ Комитета государственного контроля Республики Беларусь от 28.10.2009 N 94.BankZakonov.com <http://www.BankZakonov.com> / Дата доступа: 18.12.2013.

Разъяснения Министерства по налогам и сборам /

[Электронный ресурс]. - Минск, 2005. - Режим доступа: http://nalog.by/ndok/razyasneniy/a73c694a7b87ceef.html - Дата доступа: 20.12.2013.

Лемеш В.Н. Ревизия и аудит: учеб. пособие/ в.Н.Лемеш.- Минск: Из-во Гревцова, 2010.-268с.

Похожие работы на - Результативность и эффективность налогового контроля

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!