Организация сбора и утилизации отходов электроники

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Экология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    476,63 Кб
  • Опубликовано:
    2015-04-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Организация сбора и утилизации отходов электроники

Введение

Сложная экологическая обстановка и ряде стран, в том числе и в России, в значительной мере является следствием постоянного увлечения объемов образования промышленных и бытовых отходов. В связи с этим во многих странах мира проблема размещения, обезвреживания и утилизации отходов выходит на первый план. Важность этой проблемы и необходимость ее решения привели появлению специального направления природоохранной деятельности, называемого «управлением отходами».[2]

Среди различных видов деятельности в области управления отходами особую роль играет их переработка, поскольку большинство отходов является источниками вторичных материальных ресурсов. Именно такой подход к отходам как к ценному антропогенному ресурсу реализуется в странах Евросоюза и ряде других стран с развитой экономикой. В них не только законодательно установлены требования к сбору и переработке масштабных по объемам образования отходов, таких как, например, упаковочные отходы, выводимые из эксплуатации автомобили, бытовая электроника и др., но и определены нормативы по вовлечению в хозяйственный оборот компонентов и материалов, из которых они изготовлены. Существующее в этих странах законодательство устанавливает необходимые требования к производителям материалов и изделий, позволяющие при завершении сроков эксплуатации провести их утилизацию с наибольшей эффективностью.

Многие страны мира осуществляют согласованную политику в области управления отходами. Важным направлением этой деятельности является гармонизация методов обращения с отходами, обмен передовыми технологиями между странами, стимулирование исследовательской и производственной деятельности, направленной на вовлечение отходов в хозяйственный оборот.

Непрерывный процесс морального и физического старения современной электронной техники требует решения проблемы электронного мусора. Электронное оборудование, оргтехника и бытовая эклектроника отличаются от других видов отходов сложной компонентной структурой, наличием в составе достаточно высоких концентраций токсичных компонентов (свинца, ртути, мышьяка, бериллия) и драгоценных металлов (золота, серебра, платины, палладия). В соответствии с действующим законодательством наличие драгоценных металлов предусматривает необходимость учета и соответствующей отчетности их движения, наличие токсичных компонентов обусловливает недопустимость утилизации этих отходов методом захоронения или термического уничтожения.

Развитие цивилизации сопровождается нарушением экологического равновесия в результате воздействия человека на природные объекты. Одним из факторов этого воздействия является загрязнение экосферы твердыми, жидкими и газообразными отходами, которое во многих регионах достигает угрожающих размеров. Дальнейшее ухудшение ее состояния становится опасным для человечества, поэтому тема моей исследовательской работы является актуальной.

Глава 1. Характеристика отходов компьютерной и бытовой техники в мире

.1 Тенденции роста отходов электроники

Глобальная проблема электронной промышленности - это стремительное увеличение объемов электронных отходов с развитием информатизации нашего общества. Электрическое и электронное оборудование (ЭЭО) стало обыденной потребностью нашей повседневной жизни на планете. Без этих товаров современная жизнь, как в постиндустриальных, так и в развивающихся странах была бы невозможна.

Согласно Директиве 2002/96/ЕС Европейского парламента и Совета «Об отработавшем электрическом и электронном оборудовании» от 27 января 2003 г. существуют 10 категорий такого оборудования:

• крупная бытовая техника;

• мелкая бытовая техника;

• IT и телекоммуникационное оборудование;

• потребительское оборудование;

• осветительное оборудование;

• электрические и электронные инструменты (за исключением крупных стационарных промышленных инструментов);

• игрушки, товары для досуга и спортивные товары;

• медицинские устройства (за исключением всех имплантированных и инфицированных устройств);

• инструменты осуществления мониторинга и контроля;

• разливные автоматы.

Трудно представить сегодняшнюю жизнь без персонального компьютера (ПК), электроники, мобильного телефона. ПК всюду - дома, на работе, школе, ВУЗе, аптеке, банке, на вокзале, магазине, больнице и т.д.

Но любая техника стремительно устаревает, ей на смену приходят новые, более мощные, более современные ПК и оргтехника. Человечество, хочет оно этого или нет, втянуто в постоянный процесс модернизации и замены электронной техники. Мы радуемся новым моделям персональной техники с новыми возможностями. Одновременно с расширением сфер применения этого оборудования и новыми технологиями, заставляющими обновлять аппаратуру, а также в связи с увеличением рынков сбыта происходит соответствующий рост объемов отработавшей электрики и электроники, которые являются самой быстрорастущей фракцией бытовых отходов. При этом их утилизация превращается в серьезную проблему. По расчетам Международной ассоциации утилизации электронной продукции, к концу этого десятилетия мощности по переработке отслужившей электроники должны быть увеличены в 4-5 раз; в ближайшие 5 лет устареет 250 млн. компьютеров, будет выброшено более 150 млн. мобильных телефонов.

В России, по разным прогнозам, объем выбрасываемой электроники в ближайшие годы вырастет в 3-5 раз. По оценкам специалистов, за последние десятилетия в развитых странах средний срок службы компьютеров сократился с 6 до 2 лет; срок службы мобильных телефонов составляет менее двух лет. Все это приведет к образованию сотен тысяч тонн соответствующих отходов, большая часть из которых токсична. Развитые страны предполагают сокращать гигантские расходы по утилизации своего электронного мусора, вывозя его в развивающиеся страны (Китай, Индия, страны Африки).

Рис 1. Динамика списания компьютеров.

1.2    Опасные свойства отходов бытовой техники и электроники

В состав ЭЭО входит множество компонентов, содержащих такие опасные вещества для окружающей среды и человека, как тяжелые металлы (в частности, ртуть, свинец, кадмий и хром, мышьяк), галогенизированные. (в том числе хлорфторкарбоны или фреоны, полихлорированные бифенилы), поливинилхлорид и бромсодержащие антипирены, бромидные соединения. Например, в одном отработанном компьютере содержится 700 видов химических веществ, более половины из которых опасны для человека. А в жидкокристаллических телевизорах с диагональю 26 дюймов содержатся 2-4 U-образные лампы массой по 13 г и с содержанием ртути 62,14 мг/кг, что в 29,6 раза более ее допустимого содержания в почве. С увеличением размера экрана растет количество ламп в нем. ЖК-телевизоры с диагональю 40 дюймов содержат уже 16-20 ламп. При разрушении такого экрана и полном испарении ртути помещение объемом 50 м3 загрязняется до 400-500 ПДК. Если эти химические вещества неконтролируемо выбрасываются или захораниваются на полигонах и свалках, то они обязательно проникнут в окружающую среду. Под воздействием атмосферных осадков и влаги они переходят в активное химическое состояние и попадают в почву, фильтрационные воды и источники водоснабжения. При демонтаже и переработке электронного оборудования (если оно происходит в кустарных условиях, без соблюдения элементарных правил техники безопасности) человек, соприкасающийся с этими веществами, получает значительные химические отравления, которые очень опасны для здоровья.

Сжигание электронного мусора на свалке или в печи мусоросжигательного завода - тоже не лучший способ. В этом случае все те же свинец, кадмий, ртуть выделяются в атмосферу. Ртуть, попавшая в окружающую среду, может накапливаться в живых организмах. Если изделия содержат поливинилхлорид (ПВХ), то при его сжигании в атмосферу попадают еще диоксины и бромированные антипирены [7].

Рис.2 Материальный состав некоторых видов отходов.

1.3 Ценные компоненты в ОЭЭО

Вся оргтехника включает в свой состав как органические составляющие (пластик различных видов, материалы на основе поливинилхлорида, фенолформальдегида), так и почти полный набор металлов.

Таблица 1. «Благородные металлы (гр), черные и цветные металлы (кг), полимеры и стекло (кг).»

Au

Ag

Al

Cu

Fe

АБС (пластик)

Стекло

0,05-0,09

0,8-1,1

0,1-0,4

0,1-0,2

3-4

3-3,5

8-15


Основная масса золота и платиновых металлов сосредоточена в относительно небольшом количестве изделий и элементов электроники: разъемах, микросхемах, транзисторах и диодах, реле, керамических конденсаторах. Серебро более рассредоточено, но основная его часть присутствует в этих изделиях, а также в контактах реле, сопротивлениях, предохранителях. До 40-60 % золота и серебра сосредоточено в контактах разъемах различного типа. Основой контактов является медь и ее сплавы, чаще всего латунь и медно-никелевые сплавы. Контакты жестко запрессованы или относительно свободно вставлены в корпус на основе пластмассы или композита. Массовое содержание золота в контактах составляет 0,3-10 % (в среднем 1-5 %), серебра 2-8 %, палладия 0,5-2 %. Остальное золото сосредоточено преимущественно в микросхемах, транзисторах, диодах. Серебро также присутствует в сопротивлениях, реле и конденсаторах. Платина и палладий в основном находятся в составе керамических конденсаторов.

Микросхемы обычно собраны в пластиковом или керамическом корпусе. Позолоченные выводы соединены с керамической пластинкой и жестко запрессованы в корпус. Материал выводов - железо-никелевый магнитный сплав. Золото нанесено гальванически в количестве 1-10 %. Также золото присутствует в виде подложки под кристалл кремния и специальных припоев.

Изделия, содержащие палладий и платину, в основном представлены керамическими конденсаторами на основе титанатов бария или стронция. Содержание палладия в них составляет 3-7 %, а платины - преимущественно 0,3-0,6 %. Кроме того, палладий присутствует в качестве покрытия на некоторых типах разъемов (0,5-3 % палладия), в переменных сопротивлениях, а платина - в контактах реле.

Изделия, концентрирующие серебро, также немногочисленны. Из наиболее богатых можно отметить контакты разъемов, сопротивления, транзисторы, диоды, конденсаторы, контакты реле. Серебро более "размазано" по электронному лому и часто труднодоступно (сопротивления, реле), поэтому выемка серебросодержащих объектов целесообразна только для некоторых типов.

Глава 2.Управление отходами бытовой техники

.1 Общие тенденции

Проблема ограниченности природных ресурсов, загрязнения воздуха, воды и утилизации отходов принимает глобальные масштабы. В результате в Европе, Азии и США вступают в действия законодательные нормы, направленные на защиту окружающей среды и меняющие характер процессов разработки, производства, использования и утилизации материалов во многих отраслях. Однако нигде эти проблемы не ощущаются так остро, как в производстве электроники, где этапы разработки и сроки «жизни» товаров коротки, себестоимость высока, а разработка, производство и реализация продуктов осуществляются по всему миру. Поскольку электронные и электрические приборы используются повсеместно и товарооборот этого сегмента рынка очень большой, отходы также очень велики. Несколько уже принятых законов в этой области имеют своей целью уменьшение количества отходов за счёт создания условий для их переработки и побуждения производителей к более внимательному выбору материалов для производства и более тщательным разработкам изделий. В области нового законодательства лидируют Япония и страны Европейского Союза, хотя Китай и США также ужесточают свои требования к производителям электронного и электротехнического оборудования. Рассредоточенность населения Европы по небольшим городам, преобладание в инфраструктуре утилизации отходов методов сжигания и политический интерес к проблеме окружающей среды помог- ли европейским странам обеспечить эффективное выполнение нового, ужесточённого экологического законодательства. Поскольку рынок электротехнических и электронных приборов глобален, новые законодательные нормы отражаются не только на национальных производителях любой производитель оборудования или комплектующих должен следовать новым требованиям. Практическое выражение этого положения состоит в том, что экологическое законодательство приобретает глобальный характер.

.2 Мировые законодательные предпосылки

Согласно Базельской конвенции о контроле над трансграничной перевозкой опасных отходов и их удалением 1989 г. (ее ратифицировали 170 стран мира), развитые страны должны уведомлять развивающиеся страны о ввозе токсичных отходов. В Российской Федерации она вступила в силу 1 мая 1995 г. Конвенция запрещает экспорт электронного скрапа даже в целях его утилизации. Базельская конвенция распространяется на токсические и экотоксические отходы, включая свинец и кадмий. Она создает формат для контролирования трансграничной перевозки опасных отходов, допуская такую перевозку лишь при условии предварительного письменного уведомления со стороны экспортирующего государства в адрес компетентных органов импортирующего или транзитного государства. Конвенция предусматривает исключения лишь для электронных устройств, которые считаются годными к употреблению. Базельская конвенция получила дальнейшее развитие в июне 2008 г. на 9-м совещании в Бали. Тогда было создано Партнерство по принятию мер в отношении компьютерного оборудования (ПМКО). В партнерство входят множество заинтересованных сторон: представители производителей персональных компьютеров, организаций, занимающихся рециркуляцией, международных организаций, научного сообщества, природоохранных групп и правительств. Компьютерное оборудование стало объектом второго партнерства (первое партнерство касалось мобильных телефонов с истекшим сроком эксплуатации) по следующим причинам:

• во всех странах люди могут пользоваться этими весьма распространенными продуктами;

• технология имеет глобальное применение;

• рекуперация компьютерного оборудования - весьма актуальный вопрос;

• нерациональное регулирование использованного и отработанного компьютерного оборудования может представлять риск для здоровья населения, безопасности труда и окружающей среды.

Цель партнерства - предотвращение поставок использованного и отработанного компьютерного оборудования в развивающиеся страны и страны с переходной экономикой. Рабочая группа ПМКО 15 марта 2011 г. приняла Руководящий документ по экологически обоснованному регулированию использованного и отработанного компьютерного оборудования. В документе подчеркивается важность повторного использования и рециркуляции отработанного компьютерного оборудования; подробно расписаны рекомендации:

• по трансграничной перевозке использованного и отработанного компьютерного оборудования;

• проверке, восстановлению и ремонту использованного компьютерного оборудования;

• этапам рекуперации материалов и рециркуляции отработанного компьютерного оборудования.

В Европейском союзе был принят ряд директив и регламентов, направленных на предотвращение загрязнения окружающей среды применительно к электрическому и электронному оборудованию: Директива Европейского парламента и Совета 2002/96/ЕС от 27 января 2003 г. «Об отработавшем электрическом и электронном оборудовании» (Waste Electrical and Electronic Equipment» (WEEE); Директива Европейского парламента и Совета ЕС 2012/19/ЕС от 24 июля 2012 г. «Об отработавшем электрическом и электронном оборудовании»; Директива Европейского парламента и Совета 2002/95/ЕС от 27 января 2003 г. «Об ограничении использования некоторых веществ в электрическом и электронном оборудовании». Запрещено применение в ЭЭО Pb, Hg, Cd, Cr(VI), бромированных огнезащитных веществ, полибромированных бифенилов и дифенилов (Restriction of Hazardous Substances (RoHS); Директива 2005/32/EC от 6 июля 2005 г. «О создании основ для установления требований к экодизайну с использованием энергопотребляющей продукци» (Directive on the ecodesign of Energy-using Products (EuP); Регламент Европейского парламента и Совета № 1907/2006 от 18 декабря 2006 г., касающийся регистрации, оценки, разрешения и ограничения химических веществ (Registration, Evaluation, Authorisation and Restriction of Chemicals (REACH). Требования директив базируются на внедрении в жизнь принципа «Загрязнитель платит», таким образом, гражданское общество, имея возможность исправить ситуацию, должно нести ответственность за загрязнение окружающей среды. На практике это означает:

• поощрение проектирования (дизайн) и производство электронного и электрического оборудования, учитывающее и облегчающее демонтаж и восстановление, в особенности повторное использование и рециклинг отходов, их составных элементов и материалов;

• принятие ответственности производителем за свою продукцию, восстановление и экологически безопасное удаление оборудования заводом-изготовителем;

• создание системы раздельного сбора, переработки и утилизации ЭЭО;

• поощрение создания организаций по обработке отходов, которые внедряют сертифицированные системы экологического менеджмента;

• установление четких квот переработки ЭЭО, которые должны были быть обеспечены не позднее 31 декабря 2006 г. В зависимости от принадлежности к той или иной категории ЭЭО (всего их 10) коэффициент восстановления должен был достигать до 80 % от средней массы прибора, а доля элементов (компонентов), материалов и веществ, подвергаемых повторному использованию и рециклингу, - до 75 % средней массы прибора;

• запрет некоторых тяжелых металлов и бромированных антипиренов в электрическом и электронном оборудовании;

• обеспечение организации и введения системы сбора в ЕС в течение 30 мес. после вступления в силу директив.

Помимо этого, заслуживает внимания инициатива Европейского союза по разработке и внедрению интегрированной политики производства продукции (ИПП) как комплексного инструмента, который был принят еще в 2003 г. и в настоящее время активно развивается в направлении устойчивого потребления и производства различной продукции. Главная цель ИПП - поддержка устойчивого развития посредством сокращения негативных экологических воздействий продукции в рамках ее жизненного цикла. В целом ИПП базируется на следующих важнейших принципах:

• формирования мышления в рамках жизненного цикла продукции (Life-cycle thinking) у основных заинтересованных сторон посредством перехода от фокусировки внимания и усилий на точечных источниках загрязнения к контролю экологических воздействий в полном жизненном цикле продукции («от колыбели до могилы»), включая безопасную утилизацию отслуживших изделий;

• использования разнообразия инструментов ИПП, включая экономические стимулы, административные запреты, добровольные соглашения, экомаркировку, экодизайн и др., что соответствует многообразию производимой продукции.

.3 Швейцарский опыт решения проблем с электрическим и электронным оборудованием

компьютерный электронный отходы удаление

Швейцария - страна с очень большим опытом управления отходами электронного и электротехнического оборудования (ОЭЭО). Швейцария не является членом ЕС. Тем не менее она была первой страной, которая уже в 1995 г. ввела и применила Директиву ЕС об утилизации электрического и электронного оборудования - еще до ее официального вступления в силу в ЕС. Новым было то, что в данной директиве устанавливались четкие обязанности участников процесса управления отходами:

• потребители обязаны возвращать ОЭЭО;

• дилер обязан принять у потребителя ОЭЭО бесплатно;

• импортер (производитель) должен принять ОЭЭО и утилизировать их с использованием наилучших швейцарских технологий для ОЭЭО (НДТ для ОЭЭО);

• при обращении с ОЭЭО должны соблюдаться положения инструкции по НДТ для ОЭЭО, которая была составлена и введена в действие совместно органами власти, промышленностью и переработчиками.

На основе этих принципов производители (импортеры) и торговые предприятия сорганизовались, и возникли четыре системы сбора, которые до сих пор очень успешно и эффективно координируют потоки средств, сбор и переработку ОЭЭО. Ключом к успеху является так называемый принцип распределения - это такой метод финансирования, утилизации и переработки отходов, когда заранее уплаченные взносы (которые уже включены в цену при продаже ОЭЭО) за утилизацию и переработку ОЭЭО идут непосредственно на финансирование связанных с этим услуг и выплачиваются напрямую тому, кто эти услуги предоставляет.

Главным законодательным документом, регулирующим обращение с ОЭЭО в Швейцарии, является Директива о возврате и утилизации электротехнического и электронного оборудования (ORDEE), принятая 14 января 1998 г. Основными участниками системы управления данным видом отходов в стране являются следующие организации и компании:

) Федеральное управление Швейцарии по окружающей среде в соответствии с Директивой по ОЭЭО и инструкцией по НДТ для ОЭЭО задает основу для скоординированного сбора и переработки;

) импортеры (производители) финансируют системы сбора ОЭЭО через налог на утилизацию, который они переводят в фонд утилизации ОЭЭО;

) компании по сбору ОЭЭО координируют и финансируют сбор отходов, транспортировку и правильную утилизацию ОЭЭО;

) компании по сбору ОЭЭО определяют места сбора, подписывают необходимые документы об их использовании, контролируют и оплачивают места сбора, работу перевозчиков и переработчиков;

) региональные власти (власти кантонов) выдают необходимые раз- решения на сбор и переработку;

) муниципальные органы власти осуществляют контроль за местами сбора, за соответствием деятельности перевозчиков и переработчиков требованиям Директивы по ОЭЭО и перечня НДТ для ОЭЭО. В принципе муниципальные власти могут, но не обязаны создавать муниципальные пункты сбора ОЭЭО.

Помимо ORDEE есть еще ряд документов, касающихся обращения с ОЭЭО, более узкой направленности, а именно:

• Директива по перемещению специальных отходов (OMSW) от 12.11.1986; • Техническая директива по отходам (TOW) от 10.12.1990;

• Директива по опасным для окружающей среды веществам (Osubst) от 09.06.1986;

• Директива по контролю за загрязнением воздуха (LRV) от 16.12.1985;

• Директива по перевозке опасных товаров по дорогам (SDR) от 17.04.1985.

Государство осуществляет законодательное регулирование процесса. Муниципалитет теоретически может исполнять функции сборщика, перевозчика или переработчика, если при этом будут выполняться требования к НДП для ОЭЭО. Однако фактически в отношении ОЭЭО муниципалитеты в Швейцарии действуют только как сборщики, поскольку ни один отдельно взятый муниципалитет не может собрать ОЭЭО в таком количестве, для которого целесообразно создание отдельного производства эффективной переработки ОЭЭО. Как показывает анализ, для обеспечения экономически обоснованной работы предприятия по утилизации ОЭЭО необходимо собирать по крайней мере 150 тыс. холодильников или 30 тыс. т электрического и электронного оборудования в год.

Швейцарские власти выбрали простое, но эффективное решение. Каждый импортер (производитель), который хочет продать электрическое или электронное оборудование в Швейцарии, должен бесплатно впоследствии принять его обратно в соответствии с Директивой по ОЭЭО и утилизировать с использованием швейцарских инструкций по НДТ для ОЭЭО. Это принудительная ответственность производителя для ОЭЭО, и она является очень эффективной.

В Швейцарии имеется стране четыре организации по сбору ОЭЭО. Они специализируются на определенных видах ЭЭО:

• SWICO - на отходах ИКТ (информационных и коммуникационных технологий) и развлекательной электроники;

• SENS eRecycling - на отходах мелких и крупных бытовых приборов, холодильного оборудования, инструментов и игрушек;

• SLRS - на отходах ламп и светильников;

• INOBAT - на отходах химических источников тока.

Ответственность производителя и правила ее реализации четко заданы. При текущем пересмотре Директивы по ОЭЭО, в очередной раз будут усилены требования для систем сбора и правил соответствия. Организации по сбору и обеспечивают реализацию ответственности производителей, они несут большую финансовую и экологическую ответственность, и она должна четко регулироваться и контролироваться.

В начале 1990-х гг. Швейцария в качестве новаторской идеи ввела обязательные сбор и переработку батареек. Финансирование переработки батареек осуществлялось путем сбора налога на утилизацию при покупке батареек и аккумуляторов. Организация INOBAT заботится об инфраструктурах сбора и транспортировки для старых батареек и представляет ежегодный отчет. В последние годы возврат использованных батареек и аккумуляторов находился на уровне 61-67 % с небольшой тенденцией к повышению.

В швейцарской системе управления ОЭЭО нет реестров электротехнических и электронных приборов или комплексных расчетных палат типа германских. Организации по сбору ОЭЭО управляют швейцарскими фондами, которые формируются из заранее заложенных в стоимость товаров налогов на утилизацию. Эти средства используются непосредственно для финансирования процессов сбора, транспортировки, переработки, а также администрирования систем сбора. Швейцарская философия - это изначальное определение системы постоянного финансирования, которая должна работать как можно проще и эффективнее. Потребитель оплачивает сбор, транспортировку и правильную утилизацию ОЭЭО, а не содержание неэффективного управленческого аппарата, как можно иногда наблюдать в странах Европейского союза.

Производители и импортеры увеличивают стоимость продажи товара на величину утилизационного налога. Этот сбор уплачивается в тот или иной фонд в зависимости от категории отходов. Величина налога на утилизацию устанавливается ежегодно и зависит от ожидаемого объема продаж, количества ОЭЭО и цен на сырьевой товар. Поступившие средства расходуются на сбор, транспортировку, утилизацию и управление отходами. По этой причине в Швейцарии не нужны сложные реестры и расчетные палаты.

В Швейцарии необходимо разрешение местных органов власти на сбор, транспортировку, утилизацию ОЭЭО. Чтобы принять участие в организации сбора и получить налог на утилизацию, необходима дополнительная лицензия от основных четырех организаций по сбору (take-backsystem). Лицензии основаны на применении национальных инструкций по НДТ. Специалисты по НДТ в ОЭЭО, а также местные власти постоянно контролируют эти организации по сбору.

Любая компания может получить статус организации по сбору ОЭЭО, перевозчика или переработчика, если выполнены условия использования национальных НДТ в ОЭЭО, а также технические принципы организации по сбору ОЭЭО. Процедура используется следующая:

) подается заявка на открытие компании по сбору, транспортировке, утилизации или переработке ОЭЭО;

) одна из национальных организаций по сбору (take-back-system) рассматривает вопрос о соблюдении заявителем НДТ для ОЭЭО и технических норм;

) если компания соответствует этим критериям, она получает разрешение на работу в этой системе.

Применение НДТ для ОЭЭО является частью швейцарской Директивы о возврате и утилизации электротехнического и электронного оборудования (ORDEE). Инструкция по НДТ является отдельным документом. В этом документе описываются уровень переработки отходов и выбросов, а также способы переработки ОЭЭО, а не конкретные технологии. Переработчики сами решают, какие технологии они используют, но выход и выбросы должны соответствовать НДТ, и это в Швейцарии строго контролируется. Положительный момент состоит в том, что вы даете всем участникам отрасли по переработке отходов возможность для развития и инноваций, а для властей ясно, что контролировать и проверять.

Швейцария разрешила проблему утилизации ОЭЭО, приняв директиву, в которой были четко определены обязательства всех участников рынка и таким образом были сформированы правила реализации РОП для ОЭЭО. Был введен налог на утилизацию и, самое главное, обеспечение финансирования соответствующей деятельности. Это и есть основа для успешного решения проблемы ОЭЭО по швейцарскому образцу.

.4 Организация управления ОЭЭО в Германии

Основными действующими лицами являются:

общественные органы управления отходами (PuWaMa);

производители электрического и электронного оборудования (частные компании);

расчётная палата (EAR);

переработчики ОЭЭО.

Кроме этого, важными игроками являются розничные торговцы и потребители, хотя германский закон (Elektro G 2005) не возлагает на них никакой особой ответственности. В соответствии с законом общественные органы управления отходами (ООУО) несут ответственность за сбор ОЭЭО. Они должны создавать точки сбора в районах, куда конечные потребители и дистрибьюторы могут возвратить ОЭЭО из частных домохозяйств в окрестностях (система возврата). При этом муниципалитеты не имеют права взимать с потребителей какую-либо плату или сбор за сдачу ОЭЭО на такие пункты приёма. Общественные органы управления могут также собирать ОЭЭО непосредственно от домохозяйств, но это не является обязательным по закону. Коммерческий сбор частными сборщиками запрещён. На точках сбора производится предварительная сортировка по пяти группам оборудования. Общественные органы управления отходами передают отсортированное оборудование производителям ЭЭО бесплатно. В Германии введена ответственность производителей за утилизацию ОЭЭО. Она начинается с момента передачи им ОЭЭО в муниципальных пунктах сбора или получения их от дистрибьюторов, в частности, розничных торговцев. Схемы возврата товаров для утилизации могут быть различными. Главное, что производитель должен утилизировать долю общего сбора ОЭЭО, пропорциональную его доле продаж электронного и электротехнического оборудования на немецком рынке. Это может быть как продукция данного производителя, так и продукция других производителей. Производители могут нанимать специализированные организации, занимающиеся утилизацией ОЭЭО. Что касается потребителей, то они обязаны складировать ОЭЭО в специальные места, отдельно от несортированного бытового мусора. Для координации действий и организации системы управления ОЭЭО производители создали и финансируют расчётную палату (EAR), существующую в форме фонда. EAR занимается, в частности, регистрацией производителей (обязательно), отчётностью, расчётом долей рынка производителей. Как фонд эта организация является некоммерческой, однако за некоторые виды операций взимает плату с производителей. EAR получает необходимые полномочия от Министерства окружающей среды, охраны природы и ядерной безопасности, а контролируется Федеральным агентством по окружающей среде. Функции палаты ограничены исключительно рамками координации, она не вправе вмешиваться в вопросы соблюдения другими участниками процесса их обязательств, возникающих по закону. Перед выпуском ЭЭО на немецкий рынок, производитель обязан зарегистрироваться в EAR. Причём регистрируется каждый из брендов производителя. В свою очередь EAR присваивает регистрационный номер, который производитель должен использовать в своих операциях. Без регистрации или при отзыве регистрации производителя товар не может быть выпущен на рынок. При первичной регистрации и в дальнейшем ежегодно производитель обязан предоставить гарантию от банкротства для ЭЭО, которое он намерен выпустить на рынок. Гарантия обеспечивает утилизацию товаров в случае банкротства производителя. Общественные органы управления отходами сообщают в EAR о муниципальных пунктах сбора. Это не является регистрацией, а только предоставляет возможность палате выделять необходимые контейнеры в муниципальные пункты сбора для производителей. Каждый месяц производитель отчитывается перед палатой о количестве и типе ЭЭО, выпущенном на рынок. В последние годы в Германии на рынок выпускается около 1,9 млн т ЭЭО. Через описанную централизованную систему собирается и утилизируется около 700 тыс. т (примерно 40% от продукции, выпущенной на рынок). По оценкам экспертов, около 200 тыс. т ОЭЭО вывозится за пределы страны. Закон требует ежегодную сертификацию объектов, где происходит первичная обработка отходов. Сертификация направлена на то, чтобы объект был оборудован надлежащим образом, обеспечивающим достижение установленных показателей по переработке и восстановлению, а также вся информация по ОЭЭО учитывалась, была бы достоверной и проверяемой. При сертификации удостоверяется метод учёта. При сертификации независимыми экспертами проводится аудит на соответствие требованиям закона. Максимальный срок действия сертификата - 18 месяцев. В связи с тем, что заводы по переработке ОЭЭО могут иметь выбросы и давать повышенный уровень шума, такие заводы должны получать согласование в государственных структурах. Уровень выбросов и шума контролируется соответствующими структурами. Контроль государственными органами не производится постоянно, однако в связи с тем, что, в конечном счёте, именно производители несут ответственность за утилизацию ОЭЭО, они должны контролировать работу операторов-переработчиков. Результаты работы систем управления ОЭЭО в разных странах Европы различны. Особенно значительно различаются объёмы сбора отходов на душу населения. Как известно, контрольные цифры сбора составляют 4 кг на человека. Однако реально они колеблются.

Глава 3. Сбор и утилизация электрического и электронного оборудования в Ульяновске

.1 Проблемы в сфере обращения с отходами в Ульяновске

Ульяновская область на данный момент не является крупным производственным центром поволжского региона, тем не менее, за последнее десятилетие наблюдается рост количества предприятий и объемов образования отходов производства и потребления. Основными источниками образования являются на 80% (по данным госдоклада) ЖКХ и строительная индустрия.

Таблица 2. «Показатели образования отходов в Приволжском ФО»


Масса отходов, млн. т

Из них использовано и обезврежено, %

Доля от общей массы отходов региона в %

Приволжский ФО

154,94

22,6


Республика Башкортостан

31,90

20,0

20,6

Республика Марий Эл

1,15

61,1

0,7

Республика Мордовия

1,29

0,8

Республика Татарстан

3,28

45,5

2,1

Удмуртская Республика

0,68

64,5

0,4

Чувашская Республика

0,54

13,1

0,3

Пермский край

42,07

30,9

27,2

Кировская область

1,66

84,4

1,1

Нижегородская область

2,68

58,9

1,7

Оренбургская область

61,14

8,3

39,5

Пензенская область

1,50

29,6

1,0

Самарская область

3,88

67,9

2,5

Саратовская область

2,84

13,8

1,8

Ульяновская область

0,32

28,7

0,2


По данным муниципальных образований (МО) Ульяновской области по итогам 2012 года общее количество выявленных свалок составляет 720шт. Их общий объем составляет 45252 куб.м[4]

Для Ульяновска актуальны следующие проблемы сбора и утилизации ОЭЭО:

Административные:

·        Сбор и прием продукции с завершенным жизненным циклом;

·        Использование экологически безопасных методов утилизации;

·        Ограничения на захоронение на полигонах;

·        Требования к персоналу, занятому утилизацией ОЭЭО.

Экономические:

·        Предварительные сборы за утилизацию;

·        Налоги на продукцию и материалы;

·        Субсидии юридическим лицам, занятым утилизацией ОЭЭО;

·        Возвратный механизм.

Информационные:

·        Отчет перед органами власти;

·        Маркировка продукции;

·        Рекламные акции по сбору ЭООЭ.

.2 Ульяновские компании, занимающиеся сбором и утилизацией ЭООЭ

На производственной базе ООО «Индустрия» (г. Ульяновск) на современном оборудовании перерабатывают оргтехнику (компьютеры, мониторы, принтеры, факсы и т.д.), бытовую технику (видеомагнитофоны, телевизоры, пылесосы, микроволновки, кофеварки и т.д.), дрели, шлифовальные станки, изделия из алюминия, электрический скрап, в том числе коммутационную аппаратуру и печатные платы .

ООО «Индустрия» имеет лицензию на данный вид услуг и предоставляет своим заказчикам все предусмотренные законодательством документы на утилизированный лом, в том числе на опасные отходы.

ООО «Индустрия» приступило к участию в реализации масштабного инвестиционного проекта, связанного с приобретением новой технологической линии Eldan Shredder S 1000 WEEE (Дания). Основная цель установки комплекса, который состоит из шести позиций оборудования, - переработка сложных радиоэлектронных и электротехнических ломов.

Профессиональная индустрия рециклинга вторичных металлов требует сегодня более рациональных, быстрых, экологически чистых и экономичных методов переработки сырья. Всем этим требованиям отвечает перерабатывающее оборудование из Дании. Мы начинаем не с нуля: коллектив компании накопил серьезный опыт эксплуатации оборудования по переработке сложного лома, начиная с кабеля. Достигнув определенных успехов, мы решили продолжить тиражирование современных ломоперерабатывающих технологий, приобрели одну из самых высокопроизводительных линий в мире (3-4 тонны лома в час), которая обеспечит потребности в переработке электротехнических и электронных ломов не только в регионе, но и за его пределами[5].

Для новой техники на территории производственной базы ООО «Индустрия» возвели специальный корпус, подвели соответствующие коммуникации.

Рис. 3. Отдельные элементы установки Eldan

Представители шведской компании-производителя, прибывшие в Ульяновск на запуск линии, остались довольны: современная техника попала в надежные руки. По словам руководителя направления по Восточной Европе Бертила Эклова, компания Eldan Recycling A/S разрабатывает и производит подобное оборудование на протяжении 30 лет, в частности, оно успешно работает в Швейцарии, где экологические требования к перерабатывающему производству очень высоки. Мало того, данное оборудование поставляется в Россию впервые, аналогов в других регионах нет.



Вывод

В ходе выполнения курсовой работы мною были изучены проблемы сбора и утилизации отходов электрического и электронного оборудования в зарубежных странах и России Анализ проблем, что основной причиной активных действий в отношении решения проблемы утилизации электротехнических отходов во многих странах послужило беспокойством об экологическом воздействии, которое оказывают их увеличивающиеся объемы.

Проблематика научной работы тесно связана с экологическими, экономическими, техническими и социальными вопросами, стоящими практически перед всеми промышленно-развитыми странами мира. Это - сбор, транспортировка, хранение, переработка и вторичное использование отходов производства и потребления. Зарубежный опыт, рассмотренный в работе можно внедрить в Ульяновске.

Мною были выявлены проблемы сбора и утилизации ЭООЭ, характерные именно для Ульяновска.

Изучены возможности предприятия ООО «Индустрия» (г. Ульяновск) по решению проблем сбора и утилизации отходов электрического и электронного оборудования.

Список литературы

1.      Об утверждении федерального классификационного каталога отходов: Приказ Министерства природных ресурсов от 18 июля 2014 № 445//Федеральная служба по надзору в сфере природопользования.

.        Горленко, А.С. Опыт оценки воздействия продуктов переработки отходов на окружающую среду / А.С. Горленко, З.А. Гайнуллина, М.А. Пукальчик//Экология производства.-2014.-№3.-с.62-64

.        Ощенкова, А.З. Техническое регулирование и управление отходами / А.З. Ощенкова // Экология производства.-2014.-№4.-с.36-41

.        Обухова ,Д.М. Где размещать отходы? / Д.М. Обухова, К.И. Данюкова // Экология производства.-2014.-№6.-с.26-29

.        Обухова ,Д.М. Плата за размещение отходов :обзор судебной практики/ Д.М. Обухова, К.И. Данюкова // Экология производства.-2014.-№11.-с.47-50

.        Толстокорова, О.Н.,ФККО и паспортизация отходов: все по-новому // Экология производства.-2014.-№10.-с.24-28

.        Исаева, А.В.Отходы как перспективный источник энергии/ А.В. Исаева, Найхаус Вотер Технолоджи Б.В // Экология производства.-2014.-№10.-с.56-59

.        Бобович Б.Б.Процессы и аппараты переработки отходов :учебное пособие/ Б.Б. Бобович .-М.:Форум, 2013.-288с.

9.      Федеральный закон от 26.03.1998 N 41-ФЗ (ред. от 21.11.2011) "О драгоценных металлах и драгоценных камнях" <http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_132238/>

10.    Свиточ ,Н.А. Лавина электронного мусора - проблема XXI века// Твердые бытовые отходы. - 2008. - №2. - С. 8-13.

11.    Уланова,О.В.Электронное и электрическое оборудование:предпосылки переработки// Твердые бытовые отходы. - 2013. - №3. - С. 8-13.

12.    <http://www.uldelo.ru/stuff/v-ulyanovske-nachali-pererabatyvat-elektronnye-otkhody>

.        Кисилев ,А.В.Старый компьютер-источник канцерогенов//Твердые бытовые отходы.-2006.-№12.-С.51.

.        Государственный доклад «О состоянии и охране окружающей среды Ульяновской области в 2013 году»

15.    Задорожняя Т.А. В Ульяновске начали перерабатывать электронные отходы// Ульяновский бизнес, ноябрь, 2008. - С. 10 - 11.

Похожие работы на - Организация сбора и утилизации отходов электроники

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!