Регистры налогового учета по налогу на прибыль

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12,6 Кб
  • Опубликовано:
    2015-01-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Регистры налогового учета по налогу на прибыль

Министерство образования и науки Российской Федерации

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Ростовский Государственный Строительный Университет

Институт Экономики и Управления

Кафедра Управленческого учёта и анализа





Курсовая работа на тему:

Регистры налогового учета по налогу на прибыль



Выполнил: Огель С.А.

Студент гр. НиН - 307

Проверила: Лилеева Л.Р.





Ростов-на-Дону

г

Содержание

Введение

. Виды налоговых регистров

.1 Виды регистров

.2 Аналитические налоговые регистры

.3 Ведение регистров

Заключение

Список литературы

Введение

Последнее время инспекторы при проверках особое внимание уделяют налоговым регистрам, которые ведутся в организации. Причина их интереса очень проста - законодатель установил весьма высокие штрафы за связанные с регистрами нарушения, причем, такие нарушения легко обнаружить и доказать. Но как это часто бывает, инспекторы пытаются штрафовать не только за те нарушения, которые предусмотрены в Налоговом кодексе. Давайте разберемся, как надо организовать работу с налоговыми регистрами, чтобы не «попасть на штраф».

Тут надо помнить, что регистры - элемент налогового учета, вести который обязаны только организации, являющиеся плательщиками налога на прибыль, а также налоговые агенты по НДФЛ. Причем в части НДФЛ все достаточно ясно и лишних требований инспекторы тут не предъявляют. Ведь если в организации или у предпринимателя нет сотрудников, то и спрашивать с них, как с налоговых агентов по НДФЛ нечего. А вот в части налога на прибыль все далеко не так однозначно. К сожалению, в Налоговом кодексе четко не зафиксировано, что налоговые регистры обязаны вести исключительно плательщики налога на прибыль. Это позволяет налоговым органам требовать регистры и от тех налогоплательщиков, которые не платят налог на прибыль. При этом инспекторы ссылаются на подпункт 3 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса, который требует от всех налогоплательщиков вести учет доходов, расходов и объектов налогообложения. И, дескать, в этой норме ни слова не сказано, что речь идет только о налоге на прибыль. Однако от таких требований достаточно легко «отбиться». Нужно лишь обратить внимание излишне ретивых инспекторов на то, что в упомянутом подпункте статьи 23 НК РФ говорится: вести учет налогоплательщики должны, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах. Так вот, обязанность вести налоговые регистры, кроме статьи 230, посвященной НДФЛ, предусмотрена только в статьях 313 и 314 Налогового кодекса. А эти статьи относятся к налогу на прибыль и больше ни к чему! Подтверждает данные выводы и Минфин - в письме от 01.08.07 № 03-03-06/1/531 четко указано, что организации обязаны вести налоговый учет для исчисления налога на прибыль организаций. Так что если ваша организация не является плательщиком налога на прибыль (то есть находится на УСН, ЕСХН или ЕНВД), либо если вы предприниматель, то вопросы налоговых регистров в части, не связанной с НДФЛ по наемным работникам, вас волновать вообще не должны.

Цель данной курсовой работы проанализировать налоговые регистры и установить их значение в расчёте налога на прибыль.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Выяснить что такое налоговый регистр;

Выявить как выглядят налоговые регистры;

Рассмотреть все виды налоговых регистров..

1. Виды налоговых регистров

1.1 Виды регистров

Для организации налогового учета ФНС рекомендовало ведение следующих регистров учета (Рекомендации МНС России "Система налогового учета, рекомендуемая МНС России для исчисления прибыли в соответствии с нормами главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации"; данный документ носит рекомендательный, а не обязательный характер).

Регистры учета хозяйственных операций:

. Регистр учета операций приобретения имущества (работ, услуг, прав).

. Регистр учета операций выбытия имущества (работ, услуг, прав).

. Регистр учета поступлений денежных средств.

. Регистр учета расхода денежных средств.

. Регистр учета сумм начисленных штрафных санкций.

. Регистр учета расходов на оплату труда.

. Регистр учета начисления налогов, включаемых в состав расходов.

Регистры учета хозяйственных операций являются источником систематизированной информации о проводимых организацией операциях, которые тем или иным образом влияют на величину налоговой базы в текущем или будущих периодах. Настоящий перечень включает все основные операции, связанные с утратой или получением права собственности на объекты гражданских прав (имущество, в том числе деньги, работы, услуги, права) по сделкам с третьими лицами. В отношении проводимых учреждением операций по признанию задолженностей и иных установленных НК РФ объектов налогообложения перечень может быть дополнен. В частности, в нем отсутствуют регистры по учету операций выявления результатов инвентаризации, переоценки имущества (кроме амортизируемого имущества и ценных бумаг).

Регистры учета состояния единицы налогового учета:

. Регистр информации об объекте основных средств.

. Регистр информации об объекте нематериальных активов.

. Регистр информации о приобретенных партиях товаров, учитываемых по методу ФИФО (ЛИФО).

. Регистр информации о приобретенных партиях сырья/материалов, учитываемых по методу ФИФО (ЛИФО).

. Регистр информации о движении товаров, учитываемых по методу средней себестоимости.

. Регистр информации о движении приобретенных сырья/материалов, учитываемых по методу средней себестоимости.

. Регистр учета расходов будущих периодов.

. Регистр аналитического учета операций по движению дебиторской задолженности.

. Регистр учета операций по движению кредиторской задолженности.

. Регистр учета расчетов с бюджетом.

. Регистр движения резерва по сомнительным долгам.

. Регистр учета расходов на гарантийный ремонт.

. Регистр учета расчетов по штрафным санкциям.

Регистры учета состояния единицы налогового учета являются источником систематизированной информации о состоянии показателей объекта учета, сведения о которых используются более одного отчетного (налогового) периода. Ведение регистра должно обеспечить отражение информации о состоянии объекта учета на каждую текущую дату и изменении состояния объектов налогового учета во времени. Содержащиеся в регистрах сведения о величине показателей используются для формирования суммы расходов, подлежащих учету в составе того или иного элемента затрат в текущем отчетном периоде.

Регистры учета целевых средств некоммерческими организациями:

. Регистр учета поступлений целевых средств.

. Регистр учета использования целевых поступлений.

. Регистр учета целевых средств, использованных не по целевому назначению.

Регистр учета поступлений целевых средств формируется для обобщения информации по денежным средствам, другому имуществу, работам, услугам, полученным в рамках благотворительной деятельности, в том числе в виде благотворительной помощи, пожертвований, других целевых поступлений, средств целевого финансирования и средств, полученных в виде безвозмездной помощи (содействия), поступившим некоммерческим организациям, включая бюджетные учреждения, в течение налогового периода в соответствии с пп. 15 п. 1 ст. 251 НК РФ, пп. 6 и 8 п. 1 ст. 251 НК РФ, п. 2 ст. 251 НК РФ (целевые средства) на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности. В соответствии со ст. 251 НК РФ ведение учета доходов и расходов целевых средств, а также сумм доходов и расходов от деятельности, связанной с получением доходов от реализации, и внереализационных доходов и расходов производится раздельно. В регистре отражаются средства, признанные в соответствии с гл. 25 НК РФ для некоммерческих организаций, включая бюджетные учреждения, целевыми средствами по каждому факту их поступления, в момент фактического получения имущества, товаров, работ, услуг и прав. Ведение регистра учета поступлений целевых средств в течение налогового периода производится в хронологическом порядке с указанием вида поступлений - наименования полученных целевых средств и присвоенного кода.

Регистры промежуточных расчетов:

. Регистр-расчет "Формирование стоимости объекта учета".

. Регистр-расчет "Учет амортизации нематериальных активов".

. Регистр-расчет стоимости списанного сырья и (или) материалов по методу ФИФО (ЛИФО).

. Регистр-расчет стоимости списанных товаров по методу ФИФО (ЛИФО).

. Регистр-расчет стоимости сырья/материалов, списанных в отчетном периоде.

. Регистр учета сомнительной и безнадежной дебиторской задолженности по результатам инвентаризации на отчетную дату.

. Регистр-расчет сомнительных долгов текущего отчетного (налогового) периода.

. Регистр учета кредиторской задолженности по результатам инвентаризации на отчетную дату.

. Регистр учета договоров на добровольное страхование работников.

. Регистр-расчет расходов по добровольному страхованию работников текущего периода.

. Регистр-расчет расходов на ремонт текущего отчетного периода.

. Регистр-расчет расходов на ремонт, учитываемых в текущем и будущих периодах.

. Регистр учета внереализационных расходов по операциям уступки прав требования, относящихся к будущим периодам.

. Регистр-расчет резерва расходов на гарантийный ремонт.

. Регистр-расчет коэффициента для перерасчета резерва расходов на гарантийный ремонт.

Регистры промежуточных расчетов предназначены для отражения и хранения информации о порядке проведения налогоплательщиком расчетов промежуточных показателей, необходимых для формирования налоговой базы в порядке, указанном гл. 25 НК РФ. Под промежуточными понимаются показатели, для которых не предусмотрено соответствующих отдельных строк в декларации, то есть их значения хотя и участвуют в формировании отчетных данных, но не в полном объеме через специальные расчеты или в составе обобщающего показателя. Показатели регистров данной группы должны в полном объеме отразить все этапы проведения промежуточных расчетов и величину всех показателей, участвующих в расчете.

Регистры формирования отчетных данных:

. Регистр-расчет "Учет амортизации основных средств".

. Регистр-расчет стоимости товаров, списанных (реализованных) в отчетном периоде.

. Регистр учета прочих расходов текущего периода.

. Регистр-расчет "Финансовый результат от реализации амортизируемого имущества".

. Регистр учета стоимости реализованного прочего имущества.

. Регистр-расчет учета остатка транспортных расходов.

. Регистр учета внереализационных расходов.

. Регистр-расчет финансового результата от реализации прав, которые были приобретены ранее в рамках операций по оказанию финансовых услуг (п. 3 ст. 279 НК РФ).

. Регистр-расчет финансового результата от уступки прав требования (расходы по реализации прав, кроме ситуаций продажи ранее приобретенных прав).

. Регистр учета доходов текущего периода.

. Регистр учета убытков обслуживающих производств.

. Регистр-расчет "Финансовый результат от деятельности обслуживающих производств и хозяйств".

.2 Аналитические налоговые регистры

Аналитические регистры налогового учета - это разработочные таблицы, ведомости, журналы, книги, в которых группируются данные первичных учетных документов для формирования налоговой базы без отражения на счетах бухгалтерского учета. Они могут вестись как на бумажных носителях, так и в электронном виде. Согласно ст. 314 НК РФ формы регистров налогового учета разрабатываются налогоплательщиком самостоятельно и отражаются в приложениях к учетной политике для целей налогообложения.

Аналитические регистры должны обязательно содержать следующие реквизиты:

наименование регистра;

период (дату) составления;

измерители операции в натуральном и денежном выражении;

наименование хозяйственных операций;

подпись и расшифровку подписи лица, ответственного за составление указанных регистров.

Формирование регистров налогового учета значительно упрощается, если предприятие использует какую-либо автоматизированную бухгалтерскую программу. В зависимости от фирмы - разработчика программы построение налогового учета в ней будет различаться. Но поскольку порядок ведения налоговых регистров в программе уже существует, следовательно, пользователю достаточно изучить документацию к системе, чтобы вести на своем предприятии налоговый учет.

Значительно сложнее вести бухгалтерский учет вручную или с частичной автоматизацией. В этом случае разрабатывать налоговые регистры налогоплательщику придется самому. А результат этой работы будет являться разделом в налоговой учетной политике.

Система налоговых регистров, предложенная налоговыми органами, состоит из пяти групп. Первые четыре группы регистров предназначены для работы коммерческих организаций:

регистры промежуточных расчетов;

регистры учета состояния единицы учета;

регистры учета хозяйственных операций;

регистры формирования отчетных данных.

Пятая группа регистров направлена на учет целевых средств некоммерческих организаций.

Основная задача регистров первой группы - помочь организации при переходе от одного этапа заполнения регистров налогового учета к другому.

Основная задача регистров второй группы - накопление сведений об имуществе организации (стоимости основных средств, нематериальных активов, товаров и т.п.). Указывается первоначальная стоимость имущества и ее изменения в течение налогового периода.

Регистры третьей группы будут содержать информацию о поступлении и выбытии активов налогоплательщика. Они заполняются на основании первичных учетных документов организации.

Налоговые регистры четвертой группы предназначены для непосредственного переноса данных из них в налоговую декларацию.

Как видно, система учета громоздка, требует больших временных затрат, поэтому организации потребуется несколько дополнительных учетных работников, чтобы вести налоговый учет по предложенной системе.

Налоговая база по налогу на прибыль рассчитывается на основании сведений, накопленных в аналитических регистрах по результатам обработки первичных документов (ст. 315 НК РФ)

Расчет налоговой базы должен содержать следующие данные:

период, за который определяется налогооблагаемая база (нарастающим итогом);

сумму доходов от реализации отчетного (налогового) периода;

сумму расходов, уменьшающих доходы от реализации;

итоговую сумму - прибыль (убыток) от реализации;

сумму внереализационных доходов;

сумму внереализационных расходов;

прибыль (убыток) от внереализационных операций;

итого налоговую базу за отчетный (налоговый) период. При этом доходы и расходы должны быть показаны в разрезе их видов, т.е. выручка, доходы и расходы от реализации товаров, ценных бумаг, имущества, доходы и расходы от реализации основных средств и т.д. Цены определяются с учетом ст. 40 НК РФ. Налоговая база исчисляется в зависимости от порядка уплаты авансовых платежей: ежемесячно (от фактической прибыли) или ежеквартально.

Данные налогового учета должны содержать порядок формирования суммы доходов и расходов, порядок определения доли расходов, учитываемых для целей налогообложения в текущем налоговом (отчетном) периоде, сумму остатка расходов (убытков), подлежащую отнесению на расходы в следующих налоговых периодах, порядок формирования сумм создаваемых резервов, а также сумму задолженности по расчетам с бюджетом.

Данные налогового учета учитываются в разработанных таблицах, справках бухгалтера и иных документах налогоплательщика, группирующих информацию об объектах налогообложения.

Таким образом, налоговый учет должен быть организован таким образом, чтобы обеспечить непрерывное отражение в хронологическом порядке фактов хозяйственной деятельности организации, которые в соответствии с установленным НК РФ порядком влекут или могут повлечь изменения размера налоговой базы.

.3 Ведение налоговых регистров

Ведение регистров формирования отчетных данных обеспечивает информацией о порядке получения значений конкретных строк налоговой декларации. Обобщающим признаком для всех вышеперечисленных регистров является формирование в них конечных данных налоговой отчетности. Одновременно в этих регистрах как результат расчетов выявляется и систематизируется и иная информация, переносимая в регистры учета состояния единицы налогового учета или регистры промежуточных расчетов.

Рекомендации ведения налогового учета в соответствии с Инструкцией № 25н. Инструкцией № 25н (утверждена приказом Минфина России от 10 февраля 2006 года) определено, что в целях бюджетного учета учреждение обязано определять доходы и расходы методом начисления. В таком случае и в целях налогового учета целесообразно применять метод начисления, так как применение одного и того же метода признания доходов и расходов для бюджетного и налогового учета позволит избежать двойного учета, а также использовать в целях налогового учета регистры бухгалтерского учета.

В соответствии с п. 8 ст. 254 НК РФ для определения размера материальных расходов при списании сырья и материалов, используемых при производстве (изготовлении) товаров (выполнении работ, оказании услуг), учреждение обязано утвердить в учетной политике для целей налогообложения один из следующих методов оценки указанного сырья и материалов:

- по стоимости единицы запасов;

- по средней стоимости;

- по стоимости первых по времени приобретений (ФИФО);

- по стоимости последних по времени приобретений (ЛИФО).

Напомним, что Инструкцией № 25н предусмотрено два способа списания материальных запасов:

- по фактической стоимости каждой единицы;

- по средней фактической стоимости.

Следовательно, по мнению автора, в целях сближения налогового и бюджетного учета и устранения расхождений между ними бюджетному учреждению целесообразнее утвердить какой-либо один способ.

Согласно п. 3 ст. 259 НК РФ в целях налогового учета налогоплательщики самостоятельно определяют метод начисления амортизации (линейный или нелинейный). Нелинейный метод достаточно громоздок и неудобен, а применение одного и того же метода в налоговом и бюджетном учетах позволит избежать двойного учета. Однако нелинейный метод позволяет организации увеличить расходы, а следовательно, уменьшить налог на прибыль в первые периоды использования данного метода. Также следует учесть, что по основным средствам, приобретенным до 01.01.2002, остаточная стоимость определяется в виде разницы между первоначальной стоимостью объекта основных средств и суммой амортизации, начисленной по правилам бюджетного учета за период эксплуатации такого объекта. Выбранный бюджетным учреждением метод начисления амортизации не может быть изменен в течение всего периода начисления амортизации по объекту амортизируемого имущества.

Согласно п. 1.1 ст. 259 НК РФ с 01.01.2006 налогоплательщикам предоставлено право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10% (30% - для 3-7 амортизационных групп) первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно) и (или) расходов, понесенных в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств, суммы которых определяются в соответствии со ст. 257 НК РФ.

Применять или не применять амортизационную премию - право, а не обязанность налогоплательщиков, следовательно, это решение принимается бюджетным учреждением самостоятельно. Решение об использовании премии, а также размер, в котором должны признаваться данные расходы, отражаются в учетной политике. В случае принятия решения о применении амортизационной премии учреждению необходимо разработать и утвердить в учетной политике регистры налогового учета, отражающие начисление амортизации в целях налогового учета, так как в бюджетном учете данные расходы не предусмотрены.

В соответствии с п. 10 ст. 259 НК РФ по решению руководителя учреждения, закрепленному в учетной политике для целей налогообложения, допускается начисление амортизации по нормам амортизации ниже установленных НК РФ. Использование пониженных норм амортизации допускается только с начала налогового периода и в течение всего налогового периода.

В ст. 120 НК РФ предусмотрена ответственность за грубое нарушение правил учета доходов и расходов и объектов налогообложения. Под грубым нарушением понимается, в частности, отсутствие первичных документов, счетов-фактур или регистров бухгалтерского учета. Налоговые регистры в данной норме не упоминаются. Таким образом, при отсутствии регистров налогового учета требования ст. 120 НК РФ не нарушаются.

Ответственность по ст. 126 НК РФ наступает в том случае, если учреждение не представило в установленный срок документы и другие сведения, предусмотренные налоговым законодательством. Однако налоговые органы не вправе устанавливать для налогоплательщиков обязательные формы документов налогового учета (ст. 313 НК РФ). А раз нет утвержденных форм налоговых регистров, то требовать их не следует. Ведь, чтобы запросить документы, инспекция должна знать их перечень и количество. регистр налоговый учет прибыль

Значит, оштрафовать учреждение за неведение регистров налогового учета по ст. 126 НК РФ нельзя. В ст. 122 НК РФ установлена ответственность за неуплату или недоплату налога в результате занижения налоговой базы или других неправомерных действий. И даже если отсутствие налоговых регистров привело к недоимке по налогу, то штраф назначат именно за недоплату, а не за отсутствие налоговых регистров. Следует отметить, что налоговое законодательство не содержит санкций за отсутствие регистров налогового учета. Компания может хранить документы бухгалтерского и налогового учета в электронном виде при условии, что все они заверены электронной цифровой подписью (письмо Минфина России от 24 июля 2008 года № 03-02-071-314). С формальной точки зрения основания для такого вывода есть. Подпись - это обязательный реквизит любого первичного документа (пункт 2 статьи 9 Федерального закона от 21 ноября 1996 года № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»). Регистры бухгалтерского и налогового учета тоже должны быть подписаны составившими их лицами. Это следует из абзаца 8 статьи 314 НК РФ, а также пункта 2 статьи 9 и пункта 3 статьи 10 Закона № 129-ФЗ. Закон не ставит эти требования в зависимость от того, в каком виде компания хранит документы - бумажном или электронном. А единственная возможность завизировать электронный документ - использовать электронную цифровую подпись (статья 4 Федерального закона от 10 января 2002 года № 1-ФЗ).

Чем грозит отсутствие подписи? Специального штрафа за это нарушение нет. Есть штраф за отсутствие первичных документов и бухгалтерских регистров - 5 тыс. рублей (статья 120 НК РФ). Однако, в контрольном управлении ФНС России считают, что к этому нарушению нельзя приравнивать ситуацию, когда документ составлен, но не подписан. Кроме того, налоговиков в ходе проверки интересуют документы в бумажном виде, а не в электронном - соответственно с «живой» подписью.

Проблемы могут быть, только если в ходе проверки инспекция истребует документы, которые не подписаны. И то при условии, что нет возможности сразу же их распечатать и подписать. Например, если главный бухгалтер на больничном или вообще уволился. В результате инспектор может не зачесть расходы или отказать в вычете НДС.

Во избежание таких проблем на случай проверки любую первичную документацию и регистры лучше хранить в бумажном виде и с подписями.

Заключение

Налоговая система - один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоратов социального и экономического развития.

Умелое управление налоговой политикой предприятия стало одной из основных функций общего менеджмента. В связи с этим знание управленческим персоналом предприятия налоговой системы страны может стать существенным преимуществом для любой фирмы.

Рассмотрев историю возникновения, функции налога на прибыль, проанализировав все налоговые регистры, можно сказать, что данный налог является незаменимым в современной системе финансов, являясь крупнейшим источником доходов бюджетов, а налоговые регистры в свою очередь являются неотъемлемой частью данного налога и служат для правильного его исчисления и использования. Он охватывает не только различные категории налогоплательщиков, но и устанавливает для каждой их них свои особенности исчисления, уплаты, обложения: в применении налоговых ставок, льгот, сроков уплаты и т.д.

Таким образом, налог на прибыль является весьма эффективным инструментом воздействия на финансовое положение предприятий, повышающим (либо наоборот снижающим) их заинтересованность в развитии производства.

Однако нынешняя налоговая система является очень гибкой. Вносимые в курс экономической реформы уточнения и дополнения неизбежно отражаются на необходимости корректировки отдельных элементов системы налогообложения. Не является исключением и нормативная база по налогу на прибыль. Меняются ставки налогов, объекты налогообложения, отменяются одни льготы и вводятся новые, уточняются источники уплаты налогов. Многочисленные изменения и дополнения вносятся в инструктивный и методический материал по налогам. Все это резко увеличивает поток информации по налогообложению, за которым сложно уследить, но необходимо своевременно получить.

Налоги как очень мощное орудие могут сыграть свою роль в стабилизации экономики и финансов, но только в случае целенаправленного и грамотного использования.

Список используемой литературы

Налоговый кодекс Российской Федерации 1 и 2 часть Федерального закона от 26.11.2010г. №224-Ф3

Перов А.В., Толкушин А.В. Налоги и налогообложение: Учебное пособие. -М.: Юрайт-Издат, 2010.

Консультант Плюс. Интернет версия www.consultant.ru

Митрохина Р.Н., Нестеров А.А. / О налоге на прибыль. ж. Налоговый вестник № 8/2010.

Горностаев В.Н./: Ошибки по налогу на прибыль. ж. Актуальная бухгалтерия 2009.

Романовский М.В. Налоги и налогообложение /Под редакцией М. В. Романовского, О.В. Врублевской. М., 2009.

Юринова Л.А. Налогообложение предприятия. Учебное пособие. - СПБ.: Питер, 2010.

Похожие работы на - Регистры налогового учета по налогу на прибыль

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!