Антиинфляционная политика государства в России

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Эктеория
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    96,93 Кб
  • Опубликовано:
    2014-11-08
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Антиинфляционная политика государства в России

Содержание

Введение

1. Сущность и виды инфляции. Теоретические основы антиинфляционной политики

1.1 Сущность инфляции, ее основные виды и причины

.2 Виды инфляции

2. Инфляция в России: состояние, причины, пути решения проблемы

2.1 Состояние инфляции в России, основные факторы и пути её снижения

.2 Обзор основных инструментов и методов антиинфляционной политики государства

3. Специфика и перспективы антиинфляционной политики в России

3.1 Антиинфляционная политика центрального банка и правительства России в условиях кризиса

.2 Современные тенденции инфляционных процессов и перспективы антиинфляционной политики в России

Заключение

Список использованных источников

Введение

Инфляция выступает в качестве одной из самых основных макроэкономических проблем для всех, без исключения, стран, а ее сдерживание на приемлемом уровне - в качестве важнейшей задачи государственной макроэкономической политики. Поскольку высокий уровень инфляции приводит к целому комплексу негативных социально-экономических последствий. Минимизация этого важнейшего необходима для обеспечения динамичного экономического роста и развития.

В наши дни в большинстве стран мира антиинфляционная политика является всецело прерогативой центральных банков и правительств. Именно эти органы государственной власти обладают решающим влиянием на денежное обращение, величину денежного предложения, а следовательно, и на темпы инфляции.

Помимо всего прочего, причины инфляции не ограничены лишь диспропорциями денежного обращении и финансового рынка. Именно поэтому традиционная государственная антиинфляционная политика порой и не всегда достигает своих целей. Также, важнейшей задачей денежно-кредитной политики наряду со сдерживанием инфляции выступает создание благоприятных финансовых условий для экономического роста, что серьезно противоречит задаче минимизации инфляции.

Исходя из этого, выбор оптимального набора инструментов и методов антиинфляционной политики, является очень серьезной научной и практической задачей, требующей комплексного подхода и очень глубокого анализа.

В современной рыночной экономике особую актуальность приобретает анализ антиинфляционных процессов, поскольку именно инфляция оказывает негативное влияние на социально-экономические процессы любого государства.

В зарубежной и российской экономической литературе широко представлены основные вопросы антиинфляционной политики.

Из отечественных авторов, изучавших вопросы инфляционной политики в условиях финансово-экономического кризиса в РФ, а так же ее влияние на экономику любой страны следует отдельно выделить: А. Андрианова, Г. Белоглазову, Л. Красавин, С. Моисеева, А. Некипелову, О. Роговую, Г. Фетисова, А. Улюкаева и др.

Трансформационная экономика РФ получила в наследие банковскую систему, предназначенную, главным образом для обслуживания административно-командной экономики. С кардинальным переходом к рыночной экономике существенно изменились функции Центрального банка, а также его место и роль в денежно-кредитной системе, что оказалось весьма болезненным процессом для всей экономики.

Раздел 1. Сущность и виды инфляции. Теоретические основы антиинфляционной политики

.1 Сущность инфляции, ее основные виды и причины

Инфляция - это одна из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира, отрицательно воздействующая на все стороны жизни общества.

Это явление имманентно рыночной экономике. Термин происходит от латинского "inflatio", что в переводе означает "вздутие, набухание". Признаки инфляции стали проявляться вместе с широким распространением денег в экономической жизни [5].

По таким опосредованными признаками, как стремительный рост заработной платы и цен, есть основания утверждать, что инфляция наблюдалась в Древней Греции (330 г. до н . Э ) при завоевании Александром Великим Персии и в Древнем Риме ( 301 г. до н . Е. ), когда Е. Диоклетиан установил контроль за ценами на около 1000 наименований товаров. Впервые этот термин был применен для характеристики экономики в период войны 1861 - 1865 гг. в Северной Америке. В XIX в. в Англии и Франции термин "инфляция" использовался для объяснения избыточного роста денежной массы, что было причиной ее обесценения. Окончательно этот термин был введен в научный оборот с целью теоретического отображения определенного состояния экономики после Второй мировой войны.

Во второй половине прошлого века в экономической науке появился многофакторный подход к инфляции. Инфляцию стали считать не просто денежным, но также и общеэкономических феноменом, поскольку динамика денежных параметров предопределяется глубинными процессами общественного воспроизводства и экономической политикой. Проблема инфляции касается каждого человека, влияет на условия и качество жизни большей части населения, кроме того, в большинстве стран мира уровень инфляции является одним из важнейших макроэкономических показателей, влияющий на процентные ставки, обменные курсы, потребительский и инвестиционный спрос.

Неконтролируемый рост цен затрагивает в значительной степени социальные аспекты, в том числе рост реальных доходов населения, покупательную способность, стоимость и качество жизни и др.

Способность государства контролировать инфляционные процессы свидетельствует об эффективности экономической политики, в том числе денежно-кредитной, о степени развития механизмов саморегуляции, устойчивости и динамизма всей экономической системы [6].

Есть разные взгляды на природу и причины инфляции, но преобладают два направления: первое рассматривает инфляцию явление, вызванное нарушением законов денежного обращения, второе - как макроэкономическое явление, вызванное нарушением пропорций общественного воспроизводства, и в первую очередь между производством и потреблением, спросом и предложением товаров. Наиболее распространенным является понимание инфляции как таковой ситуации в экономике, при которой количество денег в обращении превышает потребность в них. Следствием такого несоответствия денежной массы к совокупной стоимости товаров является обесценивание денежной единицы и общее повышения цен на товары и услуги.

Таким образом, инфляция является сложным, многосторонним явлением, причины которого - во взаимодействии факторов сферы производства и сферы денежного обращения, является результатом нарушения равновесия, обусловленного комплексом внутренних и внешних причин.

На основании анализа мировой практики, в зависимости от причин возникновения стремительного роста цен и обесценивания денег, можно выделить следующие виды инфляции:

• административную инфляцию;

• инфляцию издержек;

• инфляцию спирали цен и зарплат;

• инфляцию спроса.

Важнейшими из внутренних причин инфляции являются:

Нарушение пропорций воспроизводства между производством и потреблением, накоплением и потреблением, спросом и предложением, денежной массой в обращении и суммой товарных цен;

Чрезмерная эмиссия бумажных денег, которая нарушает законы денежного обращения;

Значительный рост дефицита государственного бюджета и государственного долга, обусловленного непродуктивными государственными расходами;

Милитаризация экономики, которая отвлекает значительную часть ресурсов в оборонную промышленность и приводит к недопроизводству товаров народного потребления;

Увеличение налогового бремени на товаропроизводителей;

Опережение темпов роста заработной платы по сравнению с темпами роста производительности труда.

Внешние факторы инфляции связаны с усилением интернационализации хозяйственных связей между государствами, сопровождающихся обострением конкуренции на мировых рынках капиталов, товаров и услуг, рабочей силы, расширением международных валютно-кредитных отношений, а также с глобальными структурными мировыми кризисами [9, c. 117].

Условно все теоретические концепции инфляции можно разделить на две группы: экономические и неэкономические.

1.2 Виды инфляции

Инфляция бывает различных типов.

Например, в Советском Союзе инфляция носила скрытый характер. Государственное регулирование цен приводило к товарному дефициту, исчезновению товаров с прилавков магазинов, и, как следствие, - к расцвету спекуляции и теневого рынка.

Ползучая инфляция - инфляция, развивается постепенно, когда цены растут незначительно (не превышая 10 % в год). При умеренной инфляции предприниматели и финансовые структуры еще могут адекватно реагировать на изменения, происходящие на рынке. Соответственно может реагировать и правительство, корректируя свою социально - экономическую политику. Сторонники кейнсианской теории склонны считать, что умеренная инфляция способствует экономическому развитию, активизируя предпринимательскую деятельность и не обладая губительным воздействием на экономику. Характерным признаком ползучей инфляции является ее предсказуемость, наличие необходимого времени для маневрирования, согласованность действий промышленного и финансового капитала.

Умеренная инфляция (2-5 % в год) в развитых странах запада не рассматривается как негативный фактор. Напротив, считается, что она стимулирует развитие экономики, придает ей необходимого динамизма.

Галопирующая инфляция - это инфляция, когда цены растут быстро - на 10-100 % ежегодно. На стадии галопирующей инфляции уже происходит спад производства и сокращение товарооборота, теряется стимул к инвестициям, распространяется отток капитала из производственной сферы к сфере обращения [13].

Признаки галопирующей инфляции:

• предприниматели постоянно повышают цены;

• банки неуклонно повышают плату за кредит, неудержимо падает покупательная способность населения;

• экономика находится в фазе такого накала, когда на грани возможного осуществляется регулирование и координация межотраслевых связей;

• постоянно корректируется социальная политика.

Если экономика не удержалась в пределах галопирующей инфляции и последняя продолжает ускоряться, она переходит в форму гиперинфляции. Если галопирующая инфляция свидетельствует о кризисе денежной системы, то гиперинфляция - это, скорее всего, её крах. Гиперинфляция - инфляция, когда цены растут астрономически - на 1-2 % ежедневно, достигая 1000% и более в год. Она означает глубокий и социальный кризис в стране. В условиях гиперинфляции:

• разрушаются хозяйственные связи;

• массово банкротятся предприятия;

• прекращают деятельность предприниматели.

Больше всего от гиперинфляции страдает население. Оно теряет всякое доверие к национальной валюте и к обещаниям правительства [12, c. 34].

Инфляционные ожидания порождают инфляцию, даже если объективных предпосылок для ее возникновения нет. Таким образом, инфляционные ожидания лишь усиливают инфляционный процесс. Спрос становится ажиотажным, цены постоянно растут, деньги стремительно теряют свою стоимость, люди стремятся как можно скорее избавиться, раскручивая гиперинфляционную спираль.

Сбалансированная инфляция - это такой вид инфляции, когда цены товаров различных товарных групп относительно друг друга не меняются. Цены повышаются довольно медленно и одновременно на большинство товаров и услуг.

Несбалансированная инфляция - инфляция, когда соотношения цен в различных товарных группах меняется на разные проценты, по-разному на каждый вид товара.

Ожидаемая инфляция - это обычно умеренная инфляция, которую можно спрогнозировать на какой-либо период. Довольно часто это результат прямых антиинфляционных действий правительства.

Инфляция спроса - нарушение равновесия между спросом и предложением со стороны спроса, объясняется нарушением равновесия между совокупным спросом (AD) и совокупным предложением (AS) с точки зрения превышения совокупного спроса.

Инфляция предложения (издержек) - вызвана резким повышением издержек производства или сокращением совокупного предложения. Рост затрат на единицу продукции в экономике приводит к сокращению прибыли. Это побуждает товаропроизводителей к уменьшению объема предложения, в свою очередь, сопровождающимся возрастанием цен [12].

Причинами увеличения издержек могут быть рост цен на сырье, энергоносители, повышение заработной платы, олигополистическая политика ценообразования, экономическая и финансовая политика государства и т. д. Увеличение издержек производства на единицу продукции в экономике сокращает прибыль и объем продукции, который предприниматели готовы предложить при существующем уровне цен. Вследствие этого уменьшается совокупное предложение товаров и услуг, что, в свою очередь, повышает уровень цен.

Инфляция предложения (издержек) имеет два основных источника:

• рост номинальной заработной платы.

Инфляция, обусловленная непредсказуемым ростом цен на энергию и сырье, наблюдалась в периоды мировых сырьевых и энергетических кризисов. Повышение заработной платы, в свою очередь, влияет на увеличение цен, обусловленное ростом расходов, опять же заставляет пересматривать ставки заработной платы с целью их увеличения. Таким образом, происходит "раскручивание инфляционной спирали": "заработная плата" - "уровень цен" и т. д. Инфляция спроса и инфляция предложения (издержек), не взирая на различия в причинах их происхождения, обладают способностью переходить друг в друга.

Административная инфляция порождается волей государственных органов, различных союзов и объединений, отдельных лиц и так далее. Административная инфляция проявляется в раздувании тарифов на железнодорожные перевозки, платы за услуги почты, связи, коммунальные услуги, в увеличении ставок импортных пошлин и др.

Инфляция спирали цен и зарплат близка по характеру к административной инфляции и инфляции издержек, поскольку обусловливается повышением уровня заработной платы (в частности, работникам бюджетной сферы), что приводит к росту денежной массы и увеличением издержек производства. Это, соответственно, провоцирует рост цен на большинство продовольственных и промышленных товаров. В свою очередь, рост цен вызывает необходимость индексации заработной платы, тем самым замыкая порочный круг [14].

Стагфляция - это инфляция, сопровождаемая стагнацией производства и одновременно ростом уровня цен и безработицы.

Процесс, противоположный инфляционному, называется дефляцией. Термин "дефляция " происходит от латинского " deflatio " и означает в переводе " выдувание ". Замедление темпов роста инфляции называют дезинфляцией.

По экономическому содержанию дефляция - это устойчивое и длительное снижение уровня цен. В условиях дефляции предприниматели и домохозяйства получают мощный стимул для сокращения своих расходов и накопления наличных, ведь завтра, а тем более с течением времени, одна и та же сумма денег будет дороже, то есть вырастет ее покупательная способность.

Неизрасходованные деньги одних субъектов означают невозможность реализовать свои товары и услуги для других. Стремление хранить деньги в наличной форме затрудняет способность предприятий и банков обслуживать свои долги. Все это вызывает рост количества банкротств, подрывая доверие к финансовому сектору, что в свою очередь, побуждает к новому накоплению наличных. Накопленные денежные средства не превращаются ни в потребительский, ни в инвестиционный спрос. Это сопровождается сокращением совокупного спроса, на которое предпринимательский сектор отреагирует сокращением объемов производства и ростом безработицы. Наглядно проявляется «парадокс бережливости», который втягивает экономику в депрессивное состояние. В современном мире процессу дефляции в определенной степени способствует глобализация мировой экономики, когда приоритет отдается товарам, произведенным странами, где уровень издержек производства ниже и, соответственно, цены более низкие. Как показывает мировой опыт, выйти из стагнационно-дефляционной спирали так же сложно, как и преодолеть инфляционные тенденции

Снижению инфляционных ожиданий способствует стабильное, устойчивое развитие экономики и эффективная денежно-кредитная политика. Независимо от того, какие причины послужили первичными импульсами, любое повышение цен вызывает необходимость увеличения денежной массы и расширения денежно-кредитного обращения.

Современная инфляция - это не аномалия, это одновременно и результат, и способ решения противоречия, которые присущи общественному воспроизводству.

инфляция банк кризис

Раздел 2. Инфляция в России: состояние, причины, пути решения проблемы

2.1 Состояние инфляции в России, основные факторы и пути её снижения

Темпы инфляции и роста цен продолжительное время остаются не только лишь объектом пристального внимания правительства и Банка России, но также и предметом беспокойства каждого гражданина РФ. Государство использует самые различные меры по снижению и стабилизации инфляционных процессов.

Факторы, вызывающие инфляцию в России являются самыми разнообразными. Прежде всего следует выделить одну из основных причин инфляции в России, которая носит монетарный характер. Таким образом, как об этом упоминалось ранее на темпы инфляции оказывают влияние объем денежного предложения в обращении. Увеличение монетарной массы в России возникает в основном вследствие:

активного применения внутренних заимствований с целью снижения дефицита государственного бюджета;

в результате расширения кредитной системы, а также чрезмерных инвестиций в некоторые отрасли экономики, опережающем росте заработной платы по отношению к производительности труда.

Также вследствие увеличения объемов денежного предложения в обращении повышается платежеспособный спрос, в результате этого возрастает средний уровень цен [20].

Среди причин немонетарного характера, оказывающих влияние на уровень инфляции в России следует, в первую очередь выделить следующие:

Во-первых, при государственном регулировании цен, к примеру, на электроэнергию, газ, железнодорожные перевозки, коммунальные услуги происходит увеличение издержек на производство продукции обрабатывающих отраслей.

Во-вторых, имеют место так называемые инфляционные ожидания, которые в России обладают значительной инерцией.

В-третьих, в РФ часто наблюдается сближение внутренних и мировых цен, что становится причиной постепенного роста внутренних цен и в самой России.

Проанализируем данные РФ за 2013 год. В I квартале годовой уровень инфляции составил 4,4 %, на 0,5 процентных пункта выше прошлого квартала. Его возрастающая динамика обусловлена в значительной мере усилением давления на цены товаров продовольственной группы, что вызвано во многом засушливыми условиями прошлого года, и в некоторой мере мере повышением акцизов и другими факторами [3].

Годовой уровень базовой инфляции в I квартале 2013 года составил 4,0 %, что на 0,4 процентных пункта выше уровня прошлого квартала. Как годовой уровень инфляции, так и уровень базовой инфляции и далее вписались в интервал 5,0 % ± 1,5 процентных пункта - цель, установленная согласно Стратегии денежной политики на среднесрочный период.

В I квартале 2013 г. было отмечено ускорение уровня роста денежных агрегатов, среднеквартальная отметка в годовом исчислении составила 25,6 % для М2, на 2,9 процентных пункта выше уровня, зарегистрированного в прошлом квартале.

Одной из наиболее важных целей денежно-кредитной политики Банка России считается задача по снижению темпов роста уровня потребительских цен в 2013 г. до 5-6 %, в 2014 и 2015 гг. - до 4-5 %.

Согласно данным Банка России, реализация денежно-кредитной политики будет в будущем основана преимущественно на управлении процентными ставками денежного рынка, путем предоставления и изъятия ликвидности. Следующей, важной стратегической задачей должно стать повышение доверия к Банку России как организации, которая надежно стоит на страже ценовой стабильности, что в конечном счете создаст базу для более успешного управления инфляционными ожиданиями субъектов экономической системы.

.2 Обзор основных инструментов и методов антиинфляционной политики государства

Одним из самых сложных вопросов экономической политики является управление инфляцией. Способы управления ею неоднозначны, противоречивы по своим последствиям. Диапазон параметров для проведения такой политики может быть весьма узок: с одной стороны, нужно сдерживать раскручивание инфляционной спирали, а с другой стороны, необходимо поддерживать стимулы производства, создавать условия для насыщения рынка товарами.

Управление инфляцией предполагает использование комплекса мер, которые помогают в определенной мере сочетать рост цен (незначительный) со стабилизацией доходов. Инструменты и методы управления процессом инфляции различаются в зависимости от ее характера и степени, особенностей экономической конъюнктуры, специфики хозяйственного механизма, характера инфляции и основных факторов, которые выступают основными причинами раскручивания инфляционных процессов. Поскольку фактически действует не одна, а совокупность причин и взаимосвязанных факторов, методы борьбы с инфляционным процессом обычно носят комплексный характер, постоянно уточняются и корректируются [10, c. 34].

Антиинфляционная политика - это система целей и средств воздействия на макроэкономическую ситуацию с целью достижения соответствия между темпами роста денежной массы и темпами роста благ. Стоит отметить, что инфляцию как макроэкономическое явление нельзя преодолеть раз и навсегда усилиями правительства определенной страны, поскольку она порождается как циклическими колебаниями экономики, так и внешними факторами, которые не зависят от воли и желаний властей.

Есть две стратегии противостояния инфляции. Сторонники одной считают, что к инфляции нужно приспосабливаться, учиться жить в её условиях, ограничивая пагубное ее влияние на экономику путем индексации налогов, заработной платы, займов и т.д. Это политика регулирования цен и доходов, цель которой - увязка роста заработка с ростом цен. Одним из средств служит индексация доходов, определяемая уровнем прожиточного минимума, согласованного с динамикой индекса цен. Для сдерживания нежелательных явлений могут устанавливаться пределы повышения или замораживания заработной платы, ограничиваться выдача кредитов и т.д.

Сторонники другой стратегии видят в инфляции зло для экономики, которому нужно противостоять с помощью любых возможных макроэкономических мер, даже ценой падения объема производства. Речь идет в основном о политике, направленную на сокращение бюджетного дефицита, ограничение кредитной экспансии, сдерживание денежной эмиссии [6, c. 47].

Согласно монетаристских рецептов, применяется таргетирование - регулирование темпа прироста денежной массы в определенных пределах (в соответствии с темпом роста ВВП), а также ряд других методов и инструментов регулирования инфляции. Адаптивная политика приемлема при условии, что темп инфляции не превышает 20-30 % в год.

Методы воздействия адаптивной политики на экономику:

• постепенное ограничение денежного предложения;

• индексация денежных доходов;

• стабилизация инфляционных ожиданий;

• усиление регулирования цен и доходов;

• заключение договоров с предпринимателями и профсоюзами о темпах роста цен и заработной платы.

Активная политика предполагает резкое (шоковое) сокращение предложения денег. Чаще всего она применяется в условиях гиперинфляции. Активная политика применяет следующие группы мероприятий:

.        Прямые монетарные методы:

• контроль над денежной эмиссией;

• запрет эмиссионного финансирования государственного бюджета;

• осуществление текущего контроля над количеством денег в обращении через операции на открытом рынке;

• проведение денежной реформы конфискационного типа, вытесняющей из обращения денежные суррогаты.

Помимо методов воздействия на инфляцию общего характера, выделяют методы воздействия на конкретные виды (формы) инфляции.

К ним относятся средства, направленные на борьбу с инфляцией спроса и инфляцией предложения (издержек).

. Методы, направленные против инфляции спроса, включают следующие мероприятия:

• уменьшение государственных расходов;

• рост налогов;

• сокращение бюджетного дефицита;

• осуществление жесткой денежно-кредитной политики;

• стабилизация валютного курса.

. Методы, направленные на борьбу с инфляцией предложения (издержек):

• ограничение роста факторных доходов и цен;

• ограничение монополизма и защита конкурентной среды;

• снижение налогов на бизнес и с граждан;

• осуществление денежной эмиссии в пределах ожидаемого прироста потенциального неинфляционного уровня выпуска денег;

• усиление мотивации к трудовой деятельности путем изменений в социальной политике.

В действительности невозможно снизить темпы инфляции, не вызывая падения ВВП.

Основным рычагом антиинфляционного регулирования экономики в развитых странах является денежно-кредитная политика, которая проводится Центральными банками в тесном взаимодействии с правительством.

Денежно-кредитная (монетарная) политика - это совокупность форм и средств государственного воздействия на предложение денег (Ms) с целью обеспечения равновесия между предложением денег и спросом на них.

Главной задачей монетарной политики является определение реального спроса на деньги со стороны экономических агентов и обеспечения предложения денег, соответствующего запланированному росту объема производства без угрозы стабильности национальной валюты и денежно-кредитного рынка в целом, а также развития инфляции за счет монетарной составляющей.

Теоретической основой осуществления денежно-кредитной политики является кейнсианская и монетаристская концепции, которые по-разному определяют механизмы влияния на макроэкономическую ситуацию [4].

Согласно кейнсианской концепции денежной политики:

Денежно-кредитная политика менее действенна, по сравнению с бюджетно-налоговой;

Изменение денежного предложения может влиять на совокупные расходы косвенным путем, посредством изменения ставки процента;

Существуют определенные ограничения влияния денежного предложения на ставку процента, а ставки процента - на уровень инвестиций;

Колебания денежного предложения влияет на процентную ставку, которая определяет уровень инвестиций. В свою очередь, инвестиции как элемент совокупных расходов воздействуют на совокупный объем производства.

Рост денежной массы является причиной ускорения темпов инфляции;

Изменение денежного предложения непосредственно влияет на совокупные расходы, поскольку за основу берется уравнение обмена (формула Фишера) MV = PY;

Манипулируя денежной массой, нельзя повлиять на ставку процента;

Главным средством оживления экономики должен быть не стимулирование растущего денежного предложения, а структурные изменения экономики и расширение производственных возможностей.

Осуществление денежно-кредитной политики подразумевает применение определенных специфических методов и инструментов воздействия на экономику.

Денежно-кредитная политика определяется правительством страны, но в жизни вводится центральным банком.

Центральный банк осуществляет монетарную (денежно-кредитную) политику путем прямого воздействия на предложение денег:

эмиссия денежной массы;

лимитирование объемов кредитов, которые ЦБ предоставляет правительству и коммерческим банкам;

прямое регулирование процентной ставки.

Действуют три канала эмиссии современных банкнот:

Банковское кредитование экономики, которое обеспечивает связь денежного обращения с динамикой ВВП;

Банковское кредитование правительства, когда эмиссия банкнот осуществляется для покрытия дефицита государственного бюджета;

Эмиссия банкнот под прирост официальных золотовалютных резервов в странах с активным платежным балансом.

Эмиссионный процесс в экономике определяется в конечном счете отношениями центрального банка с коммерческими банками и правительством. Именно эти отношения являются определяющими в регулировании денежного обращения. Прямое регулирование процентной ставки и прямое лимитирование кредитов применяют лишь в краткосрочном периоде [14, c. 176]. Эти инструменты позволяют быстро отреагировать на нарушение равновесия на денежном рынке, но если прямое вмешательство длится долго, оно пагубно влияет на экономику, искажая конкурентные отношения и конъюнктуру кредитного рынка. Поэтому приоритетным объектом внимания должны стать средства косвенного (опосредованного) воздействия центрального банка на экономику, которые по своей природе присущи рыночной экономике.

К инструментам косвенного воздействия относят:

Операции на открытом рынке;

Регулирование учетной процентной ставки по займам;

Регулирование банковских резервов.

Покупая или продавая государственные ценные бумаги, центральный банк может оказывать влияние на объем денежной массы в экономике.

Так, продавая коммерческим банкам, фирмам или населению ценные государственные бумаги, центральный банк изымает из обращения деньги, уменьшая избыточные резервы коммерческих банков и депозиты фирм и домохозяйств, в свою очередь, мультипликативно влияет уменьшение предложения денег (Ms).

Выкупая государственные ценные бумаги у вышеназванных субъектов, центральный банк увеличивает избыточные резервы коммерческих банков и депозиты фирм и домохозяйств, которые, в свою очередь, мультипликативно влияют на увеличение денежного предложения. Политика регулирования учетной ставки применяется для воздействия на кредитную активность коммерческих банков и проявляется в изменениях учетной ставки в соответствии с конъюнктурными колебаниями экономики [8].

Учетная (дисконтная) ставка - это процентная ставка, по которой центральный банк предоставляет займы коммерческим банкам. Если центральный банк уменьшает учетную ставку, то это влияет на расширение кредитов всей банковской системы, и наоборот, увеличение учетной ставки приводит к уменьшению (свертыванию) кредитов. Сравнивая данный инструмент денежно- кредитной политики с предыдущим, можно обнаружить, что уменьшение учетной ставки действует подобно выкупу центральным банком государственных ценных бумаг, увеличение же процентных ставок - подобно продаже центральным банком ценных бумаг.

Логично будет сделать вывод о том, что в депрессивной экономике учетная ставка должна уменьшаться, а в условиях бума (или его угрозы) расти.

Политика обязательных банковских резервов - это наиболее жесткий инструмент денежно-кредитной политики. Его применяют в качестве средства, которое обеспечивает быстрое сжатие или расширение кредитной массы в экономической системе. Обязательные банковские резервы - это часть депозитов коммерческих банков, которые беспроцентно хранятся в на счетах в центральном банке и изымаются, таким образом, из кредитных ресурсов коммерческих банков. Влияние на предложение денег и макроэкономическую ситуацию осуществляется путем манипуляции нормой банковских резервов. Влияние нормы резервирования на предложение денег достаточно сильно, и для того, чтобы система коммерческих банков была способна выполнять высокие резервные требования, она должна иметь значительную часть собственных резервов, которые изымаются из кредитных ресурсов.

Ссылаясь на вышеуказанные инструменты косвенного влияния денежно - кредитной политики на экономику, можно сделать вывод о том, что самым распространенным и самым действенным из них являются операции на открытом рынке. Они не имеют резкого негативного влияния на эффективность работы банков, легко контролируются центральным банком и результат действия этого средства проявляется очень быстро.

Рассмотрим различные варианты монетарного воздействия на экономику, объединяющие прямые и косвенные средства, в зависимости от соотношения текущих и перспективных целей, от конкретной экономической ситуации в стране, от причин, обуславливающих нарушение равновесия на денежном рынке и т.д. Как оговаривалось ранее, Центральный банк может производить гибкую или жесткую монетарную политику [6].

Жесткая монетарная политика обусловливает объем запланированного (целевого) показателя денежной массы, гибкая же денежно-кредитная политика имеет целью контроль над запланированной величиной процентной ставки. Осуществлять и жесткую, и гибкую монетарную политику, то есть стабилизировать предложение денег и процентные ставки одновременно невозможно, поскольку стабилизация предложения денег автоматически производит колебания процентной ставки, а стабилизация процентной ставки автоматически приводит к изменению объема предложения денег. Выбор вариантов денежно-кредитной политики в значительной мере зависит от причин, которые обуславливают изменение объема спроса на деньги. Если, к примеру, рост спроса на деньги вызван инфляционными процессами, то тогда приемлемой, будет жесткая политика стабилизации денежной массы. Если изменения в спросе на деньги обусловлены изменениями в скорости движения денег, преимущество будет иметь политика стабилизации процентных ставок.

В зависимости от характера воздействия на такие экономические переменные, как объем национального производства, уровень безработицы и уровень инфляции, выделяют стимулирующую и сдерживающую монетарную политику.

Одним из методов монетарной политики, которая направлена на ограничение уровня цен в экономике, является политика "дорогих денег". Центральный банк её осуществляет таким путем:

Продажа ценных бумаг на открытом рынке;

Увеличение учетной ставки;

Увеличение нормы обязательных банковских резервов.

Таким образом у коммерческих банков уменьшаются избыточные резервы, снижается величина денежного мультипликатора, и соответственно сокращается и предложение денег, что является ограничителем для роста цен.

Если нет серьезной угрозы ускорения темпов инфляции, то логичным является выбор правительством и Центральным банком политики, направленной на рост реальных объемов национального производства и уровня занятости, которую называют стимулирующим монетарной политикой, или политикой "дешевых денег".

Методы, характерные для политики «дешевых денег»:

Выкуп государственных ценных бумаг на открытом рынке;

Снижение учетной ставки;

Уменьшение нормы обязательных банковских резервов.

С точки зрения кейнсианцев, более действенной считается фискальная политика, которую осуществляет правительство посредством изменения ставок налогообложения, формирования объема и структуры государственных расходов с целью обеспечения надлежащего уровня занятости, ограничения инфляции и пагубного влияния циклических колебаний. Фискальную политику еще называют бюджетно-налоговой.

В зависимости от экономической конъюнктуры фискальная политика как составляющая стабилизационной политики направляется на стимулирование совокупного спроса путем:

увеличения государственных расходов на закупку товаров и услуг;

уменьшения налогов в период кризиса;

ограничения совокупного спроса посредством уменьшения государственных расходов и/ или увеличения налогов в зависимости от стадии подъема или роста экономики [9, c. 118].

В зависимости от фазы делового цикла, фискальная политика бывает стимулирующей или ограничительной. Стимулирующею фискальную политику называют ещё фискальной экспансией . В краткосрочном периоде она направлена на преодоление кризиса в экономике, а в долгосрочном - политика ослабления налогового давления может стать причиной расширения предложения факторов производства и возрастания экономического потенциала. Ограничительную (сдерживающую) фискальную политику называют также фискальной рестрикцией. В долгосрочном периоде увеличение налогового давления может вызвать стойкое снижение совокупного предложения и активизацию элементов механизма стагфляции, особенно в условиях пропорционального уменьшения государственных расходов по всем статьям бюджета, что приводит к значительному сокращению государственных инвестиций в инфраструктуру рынка труда.

В зависимости от того, как именно (через сознательные действия правительства или автоматически) влияют бюджетно-налоговые инструменты на состояние макроэкономики, различают еще дискреционную и недискреционную (автоматическую) фискальную политику.

Недискреционная (автоматическая) фискальная политика базируется на действии встроенных стабилизаторов, которые обеспечивают естественное приспособление экономики к фазам деловой конъюнктуры. Автоматические (встроенные) стабилизаторы - это такие механизмы в экономике, действие которых уменьшает реакцию ВВП на изменения совокупного спроса. К автоматическим (встроенным) стабилизаторам, с помощью которых контролируется предложение денежной массы относится автоматическая смена налоговых поступлений при прогрессивной системе налогообложения:

Система налогов прогрессивно зависит от доходов и доходов предприятий. Если объем производства уменьшается, то автоматически уменьшаются и налоговые ставки;

В период бума и, соответственно, в период инфляции увеличение ставок налогообложения в условиях прогрессивной системы налогообложения из-за роста доходов домашних хозяйств и предпринимательского сектора уменьшает личные доходы, сдерживает потребительские расходы, сокращает совокупный спрос и замедляет рост цен и заработной платы (влияние на доходы предпринимательского сектора и, соответственно, на инвестиционный спрос аналогичный).

Дискреционная фискальная политика - это политика, при которой правительство сознательно манипулирует налогами и государственными расходами с целью изменения реального объема национального производства и занятости, контроля над инфляцией и ускорением экономического роста. Основные средства (инструменты) дискреционной фискальной политики:

Претворение в жизнь программ общественных работ и других про грамм, связанных с расходами государства;

Осуществление перераспределительных программ "трансфертного типа ";

Циклические изменения уровня налоговых ставок [10].

Дискреционная фискальная политика во времени продолжительная и гораздо менее гибкая, чем монетарная политика, поскольку изменения структуры государственных расходов или ставок налогообложения на законодательном уровне требуют длительных дебатов.

Дискреционная политика с целью стимулирования совокупного спроса в период кризиса предполагает целенаправленное снижение ставок налогообложения, увеличение государственных расходов и дефицитный государственный бюджет. Посредством манипулирования государственными расходами можно влиять на такие макроэкономические параметры:

На совокупный спрос;

Уровень цен;

Уровень занятости;

Объем национального производства и дохода.

Мультипликативный эффект от снижения налогов несколько слабее, чем от увеличения государственных расходов, что является следствием более сильного воздействия государственных расходов на величину совокупного дохода и потребления, по сравнению с изменением ставок налогообложения. Эти различия определяют предпочтения в выборе инструментов фискальной политики с целью преодоления циклических кризисов.

Если фискальная политика направлена на расширение государственного сектора, то:

Во время экономического кризиса увеличивают государственные расходы, имеющие сильный стимулирующий эффект;

Во время бума для сдерживания инфляционного прибегают к увеличивают налогов, что является относительно мягким ограничительным мероприятием.

Следствием стимулирующей фискальной политики часто является дефицит бюджета, который безопасен для экономики в целом, если составляет не более 2-3 % от ВВП. В противном случае дефицит негативно влияет на функционирование денежно-кредитной системы и всей экономики в целом.

РАЗДЕЛ 3. СПЕЦИФИКА И ПЕРСПЕКТИВЫ АНТИИНФЛЯЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В РОССИИ

.1 инфляционная политика центрального банка и правительства России в условиях кризиса

В финансовом секторе экономики России, в условиях глобального финансового кризиса произошли негативные изменения в проводимой Центральным банком РФ и Правительством РФ политике. К примеру, начиная с 2007 года на рынке товаров и услуг в России происходил прогнозируемый рост инфляции. Это способствовало изменению политики Центрального банка РФ и Правительства в сторону снижения темпов роста инфляции [13].

На национальном финансовом рынке принимаемые меры были несколько осложнены экзогенным фактором - значительном влиянием мирового финансового кризиса, спровоцированного экономикой США. В результате этого политика Центрального банка России по контролю над инфляцией была изменена на политику поддержания стабильности банковской системы.

В условиях кризиса основными направлениями антиинфляционной политики Центрального банка Российской федерации являются:

.Кредитование банков.

.Таргетирование инфляции.

.Политика «дорогих денег».

Современными основными направлениями антиинфляционной политики Правительства РФ являются:

.Снижение резервной ставки;

.Снижение экспортных пошлин на нефть;

.Уменьшение налогового давления;

.Увеличение зарплат и пенсий «бюджетникам»;

.Применение иных инструментов с целью повышения ликвидности.

Применение макроэкономических инструментов за собой влечет как положительные, так и отрицательные последствия для экономической систему любого, без исключения, государства.

Для более глубокого понимания сути российской государственной антиинфляционной политики следует рассмотреть каждый применяемый макроэкономический инструмент, использованный в условиях финансово-экономического кризиса 2008-2009 года и его влияния на происходящие макроэкономические процессы.

В России первые проявления кризиса начали наблюдаться во втором квартале 2008 г., а к последнему кварталу кризисная ситуация стала совсем очевидной, потребовав безотлагательных изменений монетарной и фискальной политики.

Российская государственная антиинфляционная политика в период кризиса претворялась в жизнь несколько неоднозначно. Так, к примеру, столкнувшись с ростом темпов инфляции в 2007-2008 гг. Банк России ужесточил монетарную политику, направив ее в русло «дорогих денег». В частности увеличивались нормы обязательных резервов, возрастала ставка рефинансирования [11].

Однако и это шаги не дали возможность существенно снизить инфляцию. В первую очередь это связано с ростом индекса потребительских цен (табл.1):

Таблица 1 - Индекс потребительских цен РФ на период с 2007 по 2012 г.г. [3]

Год

В % к предыдущему году

2007

111,9

2008

113,3

2009

108,8

2010

108,8

2011

106,1

2012

106,6


В целях более наглядного представления изменения динамики индекса потребительских цен, изобразим это при помощи рисунка 1.

Представленная диаграмма иллюстрирует то, что в 2008 году, в период разгара мирового финансово-экономического кризиса, индекс потребительских цен был наиболее высоким и составлял за анализируемый период времени 111,3 %.

Рис. 1 - Динамика изменения индекса потребительских цен за период с 2007 по 2012 г. г., в %.

С одной стороны, рост валютных резервов, как и прежде, обуславливал рост денежного предложения, с другой стороны, имели место немонетарные инфляционные факторы. Помимо вышесказанного, ставка рефинансирования и нормативы резервов не выступали в качестве действенных инструментов влияния на темпы инфляции в России.

Снижались объемы производства и сворачивались инвестиционные программы вначале в сырьевых отраслях, а затем и в обрабатывающих.

Применение жесткой денежно-кредитной политики позволило снизить отток капитала из России, стабилизировав курс национальной валюты.

По итогам 2009 года ИПЦ по отношению к 2007-2088 гг. проявлял тенденцию к снижению.

В 2009 году антиинфляционная политика вновь смягчалась, что было обусловлено в первую очередь снижением ставки рефинансирования (табл. 2).

Из рис. 2 ясно, что на период 2008 г., когда происходил пик мирового финансово-экономического кризиса, ставка рефинансирования, была самой высокой и за анализируемый период составляла целых 13%.

Возрастали нормативы обязательных резервов. Так, в 2008 году норматив обязательных резервов составлял 2,5%, а на 1 марта 2013 г - 4,25% [2].

В одночасье сохраняется и сниженный по сравнению с 2008 годом уровень монетизации экономики.

Таким образом, меры антиинфляционной политики можно считать разнонаправленными, поскольку одни сдерживают денежную массу, другие же - активизируют кредитную сферу. Тем не менее, все это, дало возможность снизить индекс потребительских цен, начиная с 2009 года и по сегодняшний день.

Таблица 2 - Ставка рефинансирования ЦБ РФ на период с 2007 по 2012 гг. [1]

Год

Ставка рефинансирования, %

2007

10,5

2008

13,0

2009

9,15

2010

8,75

2011

8,25

2012

8,25


Анализируя, таким образом, антиинфляционную политику РФ, следует отметить, что для России является характерным некий дисбаланс в распределении функций стимулирования экономического роста и поддержания стабильности цен, а также валютного курса между Правительством РФ и Центральным банком РФ. В странах с развитой рыночной экономикой именно государство способно вполне адекватно контролировать стабильность развития экономики и, прежде всего, это касается инфляционных процессов. Что касается исполнительной власти, то посредством взвешенной бюджетно-налоговой политики она способна стимулировать экономическое развитие страны в целом.

3.2 Современные тенденции инфляционных процессов и перспективы антиинфляционной политики в России

В ближайшие годы в России, по сравнению с другими странами мира, следует ожидать сохранения относительно высоких темпов роста инфляции (7-8%), поскольку не созданы действенные механизмы стабилизации экономики и регулирования уровня внутренних цен, к тому же положение усложняется финансовым кризисом.

Основным инструментом замедления темпов инфляции, считают экономисты, должна стать денежная, а не курсовая политика Банка России. Низкие (около 5,5%) темпы инфляции могут быть достигнуты только в условиях сохранения положительных темпов роста экономики (на уровне 5-6%) в сочетании с умеренным темпом роста денежных агрегатов [21].

Основными факторами риска усиления инфляционного давления в экономике являются возможное ускорение внешней инфляции и удорожание сельхозпродукции и сельхозсырья, дополнительными рисками - внутренние структурные особенности экономики России. Важную роль в облегчении адаптации промышленности к повышению цен на услуги естественных монополий будет играть расширение спроса населения, которое позволит смягчить воздействие роста издержек производителей. С другой стороны, соответствующий рост заработной платы, позволяющий обеспечить повышение спроса, будет в большей степени влиять на увеличение издержек производителей готовой продукции (при прочих равных условиях), чем увеличение цен монополистов.

Банк России должен позволить свободное колебание валютного курса. В сложившихся условиях возможно снижение курса рубля приблизительно на 10%, что может стать хорошим подспорьем для отечественной обрабатывающей промышленности.

Чрезвычайно важно, как можно скорее сократить бюджетные расходы (например, некоторые расточительные статьи, способствовавшие ускорению инфляции в последнее время) и стимулировать банки и компании к возврату внешних займов [21].

На основе анализа причин инфляции и статистических данных можно определить следующие необходимые, на наш взгляд, меры антиинфляционной политики:

контроль денежной эмиссии;

ограничение роста цен на продукцию естественных монополий и тарифов на услуги ЖКХ и при этом усиление контроля над издержками монополистов;

повышение доверия населения к банковской системе и финансовым рынкам путём совершенствования системы статистических показателей инфляции и их прозрачности; соблюдение ежегодных ориентиров;

обеспечение денежного предложения в соответствии с реальным денежным спросом хозяйственного оборота;

уменьшение зависимости инфляции и экономического роста от влияния внешних факторов конъюнктуры мировых рынков;

увеличение объема инвестиций в производственные технологии и инфраструктуру для модернизации экономики.

В долгосрочной перспективе России необходимо создавать функциональную систему поддержания уровня инфляции в заданных параметрах и функциональную систему стимулирования экономического роста. Такие системы позволят в режиме саморегуляции решать поставленные задачи.

Подводя итог, необходимо отметить, что инфляция - это сложное противоречивое явление, которое имеет негативные последствия. Без снижения ее уровня невозможно достичь экономического процветания России. Снижение темпа инфляции необходимо для укрепления финансовой системы России, устойчивости и конкурентоспособности банковской системы.

Заключение

В наши дня высокая инфляция - это один из наиболее болезненных для экономики процессов, который отрицательно воздействует как на финансы, так и на всю денежную систему целом

К негативным последствиям высокой инфляции следует отнести, в первую очередь, снижение реальных доходов широких масс населения (особенно работников бюджетной сферы), обесценение накоплений, потеря стимулов у производителей к созданию качественных высокотехнологичных товаров и т. п. В экономически развитых странах инфляция очень часто рассматривается как неотъемлемый компонент любой экономической системы. Это связано с тем, что она не несет в себе значительной угрозы, по той причине, что налажен эффективный механизм ограничения и регулирования инфляционных процессов.

Также следует подчеркнуть, что в последние годы в США, Японии, и развитых странах Европейского союза доминирует тенденция снижения инфляции (замедления её темпов).

В отличие от Запада в России и других странах, с развивающейся экономической системой, инфляция, как правило, значительна. К тому же, в странах с трансформационной экономикой она является не совсем обычной, специфической, и плохо поддающейся регулированию, и сдерживанию. Инфляцию подстегивают инфляционные ожидания, а также диспропорции структуры экономической системы.

Таким образом, инфляция - повышение среднего уровня цен на товары и услуги. Она, в основном, имеет место тогда, когда спрос превышает текущее предложение.

Как правило, уровень инфляции является относительно невысоким во времена экономического роста.

Управление инфляцией является важнейшей проблемой денежно-кредитной (монетарной) и бюджетно-налоговой (фискальной) экономической политики. Следует всегда учитывать при этом комплексный и многофакторный характер инфляционного процесса, поскольку в ее основе кроются не только монетарные, но также и другие факторы. При всей целесообразности снижения государственных расходов, ограничения денежной эмиссии следует также проводить широкий комплекс антиинфляционных мер. К ним можно отнести стимулирование и стабилизацию производства, налоговую реформу, совершенствование рыночной инфраструктуры, повышение ответственности фирм за результаты своей деятельности, валютную политику, а также меры по урегулированию доходов и цен.

При незначительном уровне роста цен государственная антиинфляционная политика направлена на избегание увеличения темпов инфляции, поддержание роста экономики, на сохранение уровня доходов населения.

Монетарная политика, применяется преимущественно в целях воздействия на инфляцию спроса, а политика регулирования цен и доходов (немонетарная) - в основном для воздействия на инфляцию предложения.

Список использованных источников

1.      Центральный Банк Российской Федерации [Электронный ресурс]: портал Банка России [сайт]

2.      Центральный Банк Российской Федерации [Электронный ресурс]: портал Банка России

3.      Федеральная служба государственной статистики

4.     Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. - М.: Финансы и статистика, 2012.

5.      Большаков Е.Ф. Экономическая теория. - М.: Юрайт, 2011.

6.      Ивашковский С.Н. Макроэкономика. - М.: Дело, 2012.

7.      Ивашковский С.Н. Микроэкономика. - М.: Дело, 2011.

8.      Чумаков. А.П.Экономическая теория. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2011.

9.      Экономика /под ред. А.И. Архипова, А.К. Большакова. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2012.

10.    Экономическая теория / под ред. А.Г. Грязновой и В.М. Соколинского. - М.: КНОРУС, 2011.

11.    Экономика: Учеб-метод, пособие. /Поволжская Академия Государственной службы /под ред. Герасимовой. - Саратов: ПАГС, 2012.

12.    Осипова О.А. Базовая инфляция и влияние денежных факторов на инфляционные процессы//Проблемы прогнозирования. Часть 1 / №3.2012

13.    Осипова О.А. Базовая инфляция и влияние денежных факторов на инфляционные процессы//Проблемы прогнозирования. Часть 2 / №3. 2012.

14.    Усов В.В. Деньги. Денежное обращение. Инфляция: учеб. пособие для студентов экон. спец. вузов / Глав. ред. сер. Н.Д. Эриашвили. - М.: Банки и биржи: ЮНИТИ, 2009. - 519 с.

15.    Урюпина А. А. Антиинфляционная политика в России в стратегии модернизации и инновационного развития / А.А. Урюпина // Вестник МГИМО-Университета. - 2011. - № 16. - С. 151-153.

16.    Экономическая теория: учебник для вузов: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим направлениям и специальностям / И.Д. Афанасенко и др.; под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича - 3-е изд., доп. и испр. - СПб. [и др.] : Питер, 2007. - 542 с.

17.    Якунин С.В. Борьба с инфляцией в XX и XXI вв. / С. В. Якунин, М. В. Синева // Финансы и кредит. - 2009. - № 35. - С. 60-64 .

18.    Инфляция в России: индексы, расчеты [Электронный ресурс].

19.    Гавриленков Е.Е., Струченевский А.А. В поисках новой точки равновесия. // Финансовая аналитика: проблемы и решения». - 2013. - № 11.

Похожие работы на - Антиинфляционная политика государства в России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!