Сфера услуг как объект исследования

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12,51 Кб
  • Опубликовано:
    2014-12-05
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Сфера услуг как объект исследования

Содержание

Введение

1. Сфера услуг как объект исследования

1.1 Сфера услуг в современной системе экономических отношений

1.2 Развитие логистической деятельности в сфере услуг

Список использованных источников

Введение

Логистика - относительная новая и молодая область экономики и человеческой деятельности. Логистика охватывает такие виды деятельности, как обмен информацией, транспортная доставка, управление запасами, складом, переработка грузов и упаковка. С каждым днем логистика предприятия рассматривается как сложный процесс направленный на снижение общих издержек. В условиях роста объемов производства, которые привели к резкому увеличению издержек, предприниматели остановились на поиске средств снижения затрат сферы обращения.

В основе успешной логистики лежат использование новых информационных технологий и новых подходов транспортировки и складской деятельности. К сожалению, такие технологии активно внедряют в основном только зарубежные фирмы, а отечественные компании с опаской смотрят на них. Но все же многие предприниматели, видя конкурентные преимущества новых логистических систем, стремятся их внедрять.

Основная цель логистики - это доставка груза в нужное время, в нужное место с минимальными затратами. Необходимость логистики резко возрастает в ходе расширения производства и потребности в оперативной деятельности с целью конкурентной борьбы.

В настоящее время специалиста логистика воспринимают как человека, отвечающего за доставку и хранение товаров. В действительности же настоящий специалист должен организовывать, контролировать и уметь оптимизировать процессы, связанные с доставкой грузов (транспортировка, таможенные процедуры). Специалист должен разрабатывать схемы поставок сырья, планирование производства, а также решение вопросов транспортировки и сбыта готовой продукции. Логистик должен видеть все возможные, удобные и экономичные пути доставки, производства, хранения и реализации товаров. Основанная задача логистики - оптимизация логистических процессов и систем

Если рассмотреть влияние логистики на развитие рыночных отношений, то требования логистики к наблюдению и оценке материалопотока, его организации и регулированию с момента изготовления продукции до ее производственного потребления способствуют развитию связей между поставщиками и получателями продукции. Организуя и анализируя материалопоток на всем его протяжении, они озабочены улучшением комплекса показателей на всем его протяжении, учитывают их не только на своем входе или выходе материалопотока, но и показатели соответственно на выходе и входе у партнера.

Кроме того, следуя логистическим подходам и развивая горизонтальные хозяйственные связи, предприятия конкурируют друг с другом в процессе обслуживания заказчиков, в повышении качества поставки продукции и т.д. Методы логистики выступают надежным инструментом для повышения конкурентоспособности на товарных рынках.

В современном обществе повышается роль и значение сферы услуг на всех уровнях управления экономикой. Вместе с этим логистическое видение потоковой природы в сфере услуг является основанием для утверждения того, что логистика в сфере услуг выступает важнейшим фактором изыскания конкурентного преимущества многих хозяйствующих субъектов.

Вещественным потокам в логистике в сфере услуг отводится второстепенная роль. В связи с этим проблемы управления запасами материальных ресурсов здесь не являются центральными, как это традиционно имеет место в промышленности и торговле. Именно это обстоятельство в определенном смысле препятствует адекватному восприятию зон ответственности логистики в сфере обслуживания, несмотря на то, что границы некоторых из них ярко выражены.

Конфигурацию материальных потоков в сфере услуг традиционно определяют функциональные циклы логистики - исполнения заказа. Логика проектирования их структур, включая их сопряжение, как известно, составляет предметное наполнение стратегии интеграции цепей поставок. Деятельность логистических структур является важной составляющей хозяйственной деятельности поставщика услуг, в то же время "невидимой" для его потребителей.

1. Сфера услуг как объект исследования

1.1 Сфера услуг в современной системе экономических отношений

С конца девяностых годов прошлого столетия в экономической науке и хозяйственной практике все чаще мы сталкиваемся с проблемами производства и потребления услуг. Повышение роли сферы услуг становится все более очевидной всеобщей закономерностью социально-экономического развития современного общества. Сфера услуг изучается под углом экономики, финансов, менеджмента, маркетинга, права, отраслевых технологий. Ее многоаспектность и глобальность порождают постановку актуальных проблем управления этой весьма перспективной областью теоретической экономики и хозяйственной практики [3, с.115].

Сфера услуг становится самостоятельной областью исследований и разработок. В то же время, по мнению автора этих строк, с теоретической точки зрения, в экономике и управлении услуги изучаются недостаточно комплексно и системно.

Уже, вероятно, у специалистов нет сомнений в том, что услуги следует рассматривать как самостоятельную область знаний и практической деятельности субъектов хозяйствования. Отдельные авторы тех или иных публикаций имеют собственные подходы к пониманию и критериям классификации услуг [12, с.98].

Отличительные особенности услуги как вида продукции широко изучаются в рамках учебных программ учащимися, студентами, слушателями курсов повышения квалификации, а также подготовки и переподготовки кадров.

Вместе с тем, в связи с постоянным повышением роли услуг в экономике, управлении, социальной жизни общества категория "услуга" все больше приобретает разнокачественные аспекты анализа и ипостаси [16, с.167].

В классической экономической теории прошлых столетий традиционно экономика рассматривалась как сфера воспроизводства материальных и духовных благ. Очевидно, что в условиях товарно-денежных отношений эти блага могут иметь товарную форму. Исторически сложилось мнение, что вся продукция может быть в виде товара или услуги. При этом под товаром понимается материальный продукт. Вся продукция, не имеющая материально-вещественного содержания, относится к услугам [1, с. 202].

В этой связи возникает ряд вопросов и, в частности: почему материальный продукт, не имеющий товарной формы, называется товаром, а услуга, как вид продукции, нередко трактуется как процесс, а не результат деятельности, и почему понятие "работа" как вид продукции все реже используется в экономическом лексиконе? В последнем случае мы рассматриваем работу именно как результат, а не процесс деятельности, связанный с совершенствованием уже имеющегося материального продукта. В постперестроечные годы работа как вид продукции часто называется услугой в материальной форме. И, таким образом, все услуги делятся на материальные и нематериальные.

Глубинные предпосылки существующих противоречий в дефинициях и содержании отдельных категорий в нашем представлении возникают в результате попыток трактовать многоаспектные категории с позиции разных областей знаний. Например, в маркетинге и социальном управлении под услугой понимают процесс деятельности, а в экономике и финансах - результат деятельности, имеющий стоимостное выражение и соответствующий ему денежный эквивалент [7, с.66].

Услуга может: являться общественным и частным благом; выступать экономическим ресурсом и результатом деятельности организации; стимулировать или сдерживать производство и потребление какого-либо другого продукта; быть объектом и субъектом управления социально-экономическими системами, явлениями и процессами; носить коммерческую и некоммерческую окраску.

Многоаспектность услуги связана с более глубоким пониманием ее содержания и оценок с позиции разных областей теории и практики. А это, в свою очередь, требует уточнения категориального аппарата и более основательного изучения услуг и их классификации. Все это должно находить отражение в науке, учебном процессе, практической деятельности [15, с.78].

Услуги играют качественно разную роль в формировании макроэкономических показателей национальных счетов. Это объясняется тем, что услуга может выступать самостоятельным ресурсом и продуктом и поэтому быть способной учитываться экономической статистикой, а может и не быть таковыми - выполнять обеспечивающую роль в процессе потребления основных факторов производства или создания и поставки какого-либо продукта потребителю. Таким образом, организованный учет услуг не является сплошным и всеобъемлющим. А это означает, что, выступая в одних хозяйственных процессах объектом, а в других - субъектом управления, услуги как бы "растворяются", частично попадая в "теневую" экономику. Этот факт объективен и закономерен: услуги далеко не всегда абсолютно самостоятельны по отношению к другим элементам социально-экономических процессов и, как следствие, имеют независимую субстанцию. В последнем случае их нельзя исследовать в отрыве от основного ресурса или продукта. Данное обстоятельство должно учитываться в ходе формирования научных направлений и учебных курсов в сфере услуг, организационных структур управления хозяйствующих субъектов. В ситуации объективного процесса углубления специализации научно-исследовательской и учебной работы, а также хозяйственной практики, нельзя забывать о факте неспособности значительной части сферы услуг быть "независимой экономической единицей" [18, с.103].

Очевидно, что услуги имеют ярко выраженную отраслевую специфику. Традиционно они изучаются соответствующими отраслевыми структурами. Под влиянием общих процессов глобализации в обществе наблюдается тенденция определенного ухода от отраслевых подходов к управлению сферой услуг. Однако нельзя игнорировать тот факт, что каждая сфера деятельности не может органично функционировать вне определенных, присущих именно данной отрасли, технологических связей. Специфика и многообразие последних побуждают многих специалистов отказываться от анализа отраслевых особенностей сферы услуг и акцентировать внимание на общих закономерностях их функционирования.

Поиск "золотой середины" между отраслевым и функциональным подходами в менеджменте сферы услуг имеет не только теоретико-методологическое, но и большое практическое значение. Нередко весьма актуальными ставятся вопросы перед высшим управленческим персоналом многих организаций относительно целесообразности расширения или сужения их инфраструктурного обеспечения. В подобном решении должен учитываться и региональный фактор инфраструктурного развития внешней среды организации [13, с.319].

Общие процессы сервизации экономики способствуют тому, что лучшим признаком качества той или иной услуги все больше становятся фактические оценки реальных потребителей услуг. Однако это распространено, в первую очередь, на базовые социальные услуги, и во вторую - на прочие стандартизированные услуги. Остается более острой проблемой оценки качества эксклюзивных нестандартизированных услуг.

Не менее важной проблемой в сфере услуг является процесс определения их себестоимости и цены. В условиях децентрализации в системе реформирования многих отраслей экономики и, как следствие, массового перехода на процесс оказания услуг подрядным способом, наблюдается существенный рост текущих издержек многих предприятий. С другой стороны, сохранение собственных инфраструктурных подразделений многими организациями, оказывающих услуги именно системного характера, по нашим финансово-экономическим оценкам, не оправданы и являются результатом непродуманных политики и решений руководства [5, с.114].

С методологической точки зрения финансово-экономическая составляющая управления в сфере услуг получила наименьшее развитие. Это объясняется двумя основными причинами. Во-первых, процесс оказания услуг, к сожалению, часто предшествует процессу их финансово-экономической оценки. Во-вторых, тесная технологическая взаимосвязь структурных элементов воспроизводства продукта в материально-вещественной форме осложняет или делает невозможным эту оценку.

Существуют разные альтернативные определения понятия "услуга".

В экономике и финансах, в понимании автора этих строк, "услуга" - это результат (но не процесс) общественно-полезного труда в нематериально-вещественной форме субъекта хозяйственной жизни общества [21, с.212].

Сделав некоторые обобщения, стоит отметить, что: во-первых, нет абсолютно сферы услуг в целом, есть лишь конкретные формы ее проявления; во-вторых, не может сфера услуг в комплексе выступать единым объектом исследования, существуют отдельные составляющие этой сферы в подобном качестве; в-третьих, комплексное исследование в сфере услуг в настоящее время становится неотъемлемой частью науки и практики менеджмента организации.

1.2 Развитие логистической деятельности в сфере услуг

В последние два десятилетия в теории и практике рыночного хозяйствования наряду с маркетингом и менеджментом развилась новая методология функционирования рынка - логистика. По мнению большинства ученых, логистика рассматривается как новое направление хозяйственной деятельности предприятий, заключающееся в управлении материалопотоками в сферах производства и обращения, а также как научное направление, связанное с оптимизацией процессов товародвижения [2, с.415].

Опыт применения логистики в хозяйственной практике предприятий сферы услуг весьма ограничен и существует пока только в отраслях сферы материального производства, в транспортном обслуживании предприятий, в материально-техническом снабжении ремонтов, инфраструктурных подразделениях и т.п. Однако в условиях развития современного рынка сферы применения логистики все более расширяются. Поскольку логистика областью оптимизации принимает потоковые процессы, возникает вопрос о возможности широкого использования ее на предприятиях сферы услуг.

Основная концептуальная идея логистики заключается в целостном и системном восприятии объекта приложения. Это очень актуально и для сферы услуг. Процесс функционирования и развития сферы услуг характеризуется чрезвычайной сложностью, которая обусловлена многообразием и высоким динамизмом потребностей. Без представления сферы услуг как совокупности отраслей в виде целостной системы невозможно достичь оптимальных параметров ее развития. В то же время невозможно разрешить проблему отдельно взятого предприятия, не объединив его изолированные структурные подразделения и процессы, происходящие в них, в целостную систему с ее внутренними и внешними связями. И, наконец, нельзя добиться эффективности протекания потоковых процессов в организации, с одной стороны, не рассматривая отдельные их звенья, а с другой - совокупности потоковых процессов в качестве единой целостной системы [14, с.527].

В качестве специального метода исследования логистика предполагает построение логистических систем, служащих для оптимизации управления движением ресурсов и продуктов. Важным условием при их построении является соблюдение целого ряда принципов общего характера. При тщательном изучении этих принципов представляется возможным сделать вывод, что некоторые из них вполне приемлемы для создания логистических систем по оптимизации управления движением потоков ресурсов и продуктов [19, с.134].

Одним из главных принципов, приемлемых для процессов производства услуг, является координация всех процессов ресурсодвижения, начиная от приобретения необходимых предприятию ресурсов и заканчивая их производственного потребления. Из этого принципа вытекает следующее - необходимость внедрения системы интегрированного управления и контроля за движением всех результатов производства в направлении к потребителю. Соблюдение этого принципа очень важно, поскольку он дает возможность объединить в единое целое функцию управления и контроля над поступлением всех ресурсов от поставщика к потребителю в нужном объеме и в заданные сроки [11, с. 207].

Третий принцип, приемлемый для построения логистической системы в сфере услуг, предполагает отказ от разделения потока материально-технических ресурсов на отдельные независимые функциональные блоки: реализация-закупка, транспортировка, складирование, гарантийное обслуживание и т.п., и переход на управление всем товарным потоком как единым целым по общим для всей системы критериям. Этот принцип не менее важен, поскольку в настоящее время в организациях сферы услуг все действия от закупки ресурсов до их потребления зачастую рассматриваются изолированно, как не связанные и не зависящие друг от друга, что самым отрицательным образом сказывается на результатах функционирования всей системы оборачиваемости оборотных средств. Разработка и осуществление единого технологического процесса движения запасов материально-технических ресурсов, обеспечения четкого взаимодействия и согласованных действий различных структурных подразделений преимущественно крупных предприятий является залогом успеха ее деятельности в области обращения оборотных средств [20, с.256].

В основе следующего принципа лежит концепция общих издержек.

Она предполагает учет совокупности издержек на протяжении всей логистической цепочки, так как не всегда общая сумма издержек снижается, если уменьшаются расходы, связанные с функционированием отдельных элементов системы движения ресурсов и продуктов. Как свидетельствует практика, снижение издержек на каком-либо одном этапе ресурсо- и продуктодвижения без учета взаимодействия с другими может привести к противоположному результату [6, с.48].

Комплексный анализ системы логистического сервиса позволяет определить пропорции логистической системы, эффективность стоимостных характеристик этих пропорций, управленческую политику предприятия [4, с.88].

И, наконец, последним принципом построения логистических систем является непрерывность обеспечения органов управления логистического процесса достоверной информацией о протекании потоковых потоков [10, с.117].

В части непосредственно МТО (материально-технического обеспечения) логистическая система должна функционировать по схеме: закупка - транспортировка - складирование - производственное потребление. Прохождение запасов через каждую из этих стадий должно быть связано с выполнением целого ряда мероприятий по оптимизации процесса МТО. К их числу можно отнести [17, с.24]:

рациональный выбор поставщиков и источников поступления ресурсов;

заключение наиболее выгодных и экономичных договоров по поставке ресурсов;

определение наиболее рациональных маршрутов доставки ресурсов от поставщика к потребителю;

реализация эффективной системы складирования;

оптимизации уровня запасов ресурсов и т.п.

Таким образом, логистика как метод оптимизации управления движением потоковых процессов вполне приемлема в сфере услуг. Возможность и необходимость применения логистических методов в сфере услуг диктуется объективным процессом формирования и развития в мировом и национальном хозяйстве сервисной экономики. Становление и развитие логистической деятельности в сфере услуг, формирование новой структуры хозяйственных связей, развитие рыночной инфраструктуры требуют органичного внедрения логистических подходов и методов, заключающихся в гибкой и эффективной организации потоковых процессов ресурсов и продуктов с учетом их отраслевой специфики.

сфера услуга цикл логистика

Список использованных источников

1.Аникин, Б.А. Логистика <http://oz.by/books/more.phtml?id=10313091&partner=oz6342958> / Б.А. Аникин. - М.: Проспект, 2013. - 406 с.

.Бауэрсокс, Д. Дж. Логистика. Интегрированная цепь поставок / Д. Дж. Бауэрсокс, Д. Дж. Клосс. - М.: ЗАО "ОЛИМП-БИЗНЕС", 2001. - 640 с.

.Беляев, Ю.А. Дефицит, рынок и управление запасами / Ю.А. Беляев. - М.: Изд-во УДН, 2001. - 230 с.

.Гаджинский, А.М. Основы логистики: Учеб. пособие / А.М. Гаджинский. - М.: ИВЦ "Маркетинг", 1995. - 358 с.

.Голдобина, Н.Н. Управление запасами средств производства: учебное пособие / Н.Н. Голдобина. - Л.: Изд-во ЛФЭИ, 2009. - 72 с.

.Долгов, А.П. Логистика запасов: учебное пособие / А.П. Долгов. -

.СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2002. - 120 с.

.Иванов, Д.А. Управление цепями поставок / Д.А. Иванов. - СПб.: Изд-во Полите. ун-та, 2009. - 660 с.

.Каплан, Р.С. Организация, ориентированная на стратегию / Р.С. Каплан, Д.П. Нортон. - Пер. с англ. - М.: ЗАО "Олимп-Бизнес", 2003. - 416 с.

.Курочкин, Д.В. Логистика: [транспортная, закупочная, производственная, распределительная, складирования, информационная]: курс лекций / Д.В. Курочкин. - Минск: ФУА - Информ, 2012. - 268 с.

.Крутик, А.Б. Основы финансовой деятельности предприятия: учебное пособие / А.Б. Крутик, М.М. Хайкин. - СПб.: Бизнес-пресса, 1999. - 448 с.

.Логистика: интеграция и оптимизация логистических бизнес-процессов в цепях поставок / В.В. Дыбская [и др.]; под общ. редакцией В.В. Дыбской. - М.: Эксмо, 2008. - 944 с.

.Моисеева, Н.К. Экономические основы логистики: Учебник по специальности 080506 "Логистика и управление цепями поставок" / Н.К. Моисеева. - М.: Инфра-М, 2010. - 527 с.

.Николайчук, В.Е. Логистический менеджмент: учебник / В.Е. Николайчук. - М.: Дашков и Кº, 2012. - 978 с.

.Плоткин, Б.К. Введение в коммерцию и коммерческую логистику: учебное пособие / Б.К. Плоткин. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 2006. - 171 с.

.Саркисов, С.В. Логистика / С.В. Саркисов. - М.: Дело, 2008. - 366 с.

.Сергеев, В.И. Рекомендуемая модель операций в цепях поставок / В.И. Сергеев // Логистика и управление цепями поставок. - 2005. - №1. - С.23-26.

.Сидоров, И.И. Логистическая концепция управления предприятием / И.И. Сидоров. - СПб.: ДНТП общества "Знание", ИВЭСЭП, 2001. - 168 с.

.Стерлигова, А.Н. Управление запасами в цепях поставок / А.Н. Стерлигова. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 428 с.

.Сток, Дж.Р. Стратегическое управление логистикой / Дж.Р. Сток, Д.М. Ламберт. - Пер. с англ.4-е изд. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 797 с.

.Щербаков, В.В. Основы логистики: Учебник для вузов / В.В. Щербаков. - СПб.: Питер, 2009. - 432 с.

Похожие работы на - Сфера услуг как объект исследования

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!