Разработка бюджета предприятия с учетом решения инвестиционных задач и задач управления дебиторской задолженностью

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    112,09 Кб
  • Опубликовано:
    2014-10-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Разработка бюджета предприятия с учетом решения инвестиционных задач и задач управления дебиторской задолженностью

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Южно-Уральский государственный университет»

(национальный исследовательский университет)

Факультет «Экономика и управление»

Кафедра «Экономика и финансы»






ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К КУРСОВОЙ РАБОТЕ

по дисциплине «Финансовый менеджмент»











г. Челябинск 2014 г.

Аннотация

Целью курсового проекта является разработка бюджета предприятия с учетом решения инвестиционных задач и задач управления дебиторской задолженностью. Для достижения поставленной цели в процессе курсового проектирования были решены следующие задачи:

. Составление операционного бюджета предприятия.

. Оценка заемной способности предприятия на основе расчета эффекта финансового рычага.

. Проведение инвестиционного анализа, включая выбор варианта финансирования проекта.

. Принятие решения по введению скидки.

. Выбор способа краткосрочного финансирования деятельности предприятия.

. Составление прогнозной отчетности предприятия.

. Прогноз финансового состояния на основе расчета финансовых коэффициентов.

Оглавление

Введение

1. Баланс на начало года по исходным данным

2. Текущий бюджет предприятия на планируемый год

2.1 План сбыта

2.2 Производственная программа

2.3 Сметы расходов

2.4 Обобщенная смета (прогнозный план прибыли и убытка)

2.5 Кассовый план

3. Инвестиционный анализ

3.1 Выбор источника финансирования проекта

3.2 Оценка экономической эффективности инвестиционного проекта

4. Оценка экономической целесообразности изменения кредитной политики предприятия посредством изменения кредитной политики

5. Погашение старых задолженностей

6. Расчет объемов и выбор источников краткосрочного финансирования и оценка возможности инвестирования временно свободных денежных среств предприятия

7. Прогноз финансовых документов на конец года

8. Финансовый анализ

Заключение

Библиографический список

Приложение А

Введение

Планирование финансово-хозяйственной деятельности предприятия - один из важнейших аспектов работы финансиста. В ходе данной курсовой работы будет детально описана деятельность предприятия: его сбытовая политика, политика по привлечению финансовых ресурсов, управлению дебиторской задолженностью. Также будет произведен анализ предприятия по итогам планируемой годовой деятельности.

Данная работа носит теоретический характер, но знания и навыки, полученные при её выполнении, вполне применимы на практике, потому что рассматриваемая нами задача была хотя и упрощенной, но значительно приближенной к реальной. Также выполнение работы позволит закрепить знания, полученные при изучении дисциплины «Финансовый менеджмент».

1. Баланс на начало года по исходным данным

Анализ баланса позволяет получить начальную информацию о финансовом состоянии хозяйствующего субъекта и перспективах его развития. Важным приемом этапа предварительной оценки является формирование уплотненного аналитического баланса - нетто, в котором однородные по составу элементы балансовых статей объединяются в необходимых аналитических разрезах (внеоборотные и оборотные активы, собственный и заемный капитал).

Баланс предприятия знакомит участников экономических отношений с имущественным состоянием хозяйствующего субъекта. По балансу определяется, сумеет ли предприятие в ближайшее время выполнить свои обязательства перед третьими лицами - акционерами, инвесторами, кредиторами, покупателями.

Таблица 1 - Аналитический баланс-нетто, в рублях

Актив

 

  Пассив

 

Текущие активы:


 

 Текущие обязательства :


 

 наличные 

8000

 кредиты банков 

45000

 дебиторская задолженность

15200

 прочие займы


0

 запасы материалов

 

75600

 кредиторская задолженность :

 

 готовая продукция

 

0

 поставщики и подрядчики


36500

 

 

 

 задолженность бюджету


45600

 Итого тек. активы

98800

 Итого тек. обязательства

127100

 Основные активы :

 

 

 Долгосрочные обязательства

0

 земля 

 

8500

 Собственный капитал :


 

 оборудование

 

476800

 уставный капитал 

215400

 амортизация

 

79600

 нераспределенная прибыль

162000

 Итого основной капитал:

405700

 Итого собственный капитал :

377400

 Итого активы

 

504500

 Итого пассивы

 

504500


Актив баланса на начало года содержит сведения на определенную дату о размещении имеющихся в распоряжении предприятия капиталов, то есть об их вложении в основные средства (оборудования и сооружения) и материальные ценности - запасы, необходимые для производства, и об остатках свободной денежной наличности. Пассив баланса предприятия на начало года показывает собственные средства, сформированные за счет взносов собственников (акционеров) в Уставный капитал, сумму нераспределенной прибыли, а также краткосрочные обязательства.

2. Текущий бюджет предприятия на планируемый год


Финансовое планирование является важнейшей составной частью планирования на предприятии. Финансовый план (или система финансовых планов) - план развития предприятия. Для целей выявления предпринимательского потенциала предприятия, оценки эффективности вложений капитала, долгосрочный финансовый план разбивается на более короткие периоды времени - год, квартал, месяц - и может называться краткосрочным (оперативным) финансовым планом.

Основой краткосрочного (оперативного) планирования является составление прогнозных финансовых бюджетов предприятия, которые, как правило, выступают в форме сметы доходов и расходов. Бюджеты решают задачи распределения ресурсов, находящихся в распоряжении предприятия. Разработка бюджетов придает количественную определенность выбранным перспективам существования предприятия.

Выделяют несколько основных видов оперативных бюджетов: материальный бюджет - планирует виды и количество сырья и материалов, необходимых для реализации конкретного плана; бюджет закупок - конкретизирует расходы на закупки всех материалов, необходимых для осуществления всех планов; трудовой бюджет - ведет счет прямым издержкам труда, неизбежным при организации запланированных видов деятельности; бюджет управленческих расходов - включает расходы в виде окладов управляющих, расходы на командировки, деловые поездки, гонорары, расходы на служебные помещения и др.; финансовый бюджет.

Текущий бюджет предприятия на планируемый год включает в себя: план сбыта; производственную программу; сметы расходов и обобщенную смету.

2.1 План сбыта


План сбыта обычно составляется в первую очередь. Оценка выручки в денежном выражении служит основой, на которой базируются все другие планы. Объем продаж оказывает существенное влияние на факторы, связанные с формированием текущей прибыли. План продаж обычно включает в себя информацию о предполагаемых объемах реализации продукции, ожидаемую цену единицы каждого товара.

План сбыта является основой всех других смет, поскольку все расходы непосредственно зависят от объема продаж. Если программа будет составлена неточно, то соответственно все другие сметные оценки будут ненадежными. Данный план показывает количество каждого изделия, которые предприятие планирует продать.

На основе прогнозных квартальных объемов продаж с разбивкой по месяцам и цены изделия (1400 руб.) составляется годовой план сбыта (табл. 2) с разбивкой по месяцам и кварталам.

Таблица 2 - План сбыта

Месяц

Объем сбыта продукции, ед.

Объем сбыта продукции, руб.

Январь

60

84 000

Февраль

100

140 000

Март

40

56 000

Итого 1 квартал

200

280 000

Апрель

90

126 000

Май

150

210 000

Июнь

60

84 000

Итого 2 квартал

300

420 000

Июль

60

84 000

Август

100

140 000

Сентябрь

40

56 000

Итого 3 квартал

200

280 000

Октябрь

60

84 000

Ноябрь

100

140 000

Декабрь

40

56 000

Итого 4 квартал

200

280 000

Итого за год

900

1 260 000


На основе плана продаж сформируем график ожидаемых поступлений денежных средств от покупателей (табл. 3) с учетом заданных коэффициентов инкассации (35 и 60%, соответственно в первый и второй месяц).

Таблица 3 - График ожидаемых поступлений денежных средств, руб.

 

Январь

Февраль

Март

Итого 1 кв

Апрель

Май

Июнь

Итого 2 кв

Продажи января

29400

42000

12600

84000

 

 

 

 

Продажи февраля

 

49000

70000

119000

21000

 

 

21000

Продажи марта

 

 

19600

19600

28000

8400

 

36400

Поступление в 1 квартал

29400

91000

102200

222600

49000

8400

0

57400

Продажи апреля

 

 

 

 

44100

63000

18900

126000

Продажи мая

 

 

 

 

 

73500

105000

178500

Продажи июня

 

 

 

 

 

 

29400

29400

Продажи 2 квартала

 

 

 

 

44100

136500

153300

333900

Поступление во 2 квартал

 

 

 

 

93100

144900

153300

391300

 

Июль

Август

Сентябрь

Итого 3 кв

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Итого 4 кв

Продажи апреля

 

 

 

0

 

 

 

 

Продажи мая

31500

 

 

31500

 

 

 

 

Продажи июня

42000

12600

 

54600

 

 

 

 

Продажи 2 квартала

73500

12600

 

86100

 

 

 

 

Продажи июля

29400

42000

12600

84000

 

 

 

 

Продажи августа

 

49000

70000

119000

21000

 

 

21000

Продажи сентября

 

 

19600

19600

28000

8400

 

36400

Продажи 3 квартала

29400

91000

102200

222600

49000

8400

 

57400

Поступление в 3 квртал

102900

103600

102200

 

 

 

 

Продажи октября

 

 

 

 

29400

42000

12600

84000

Продажи ноября

 

 

 

 

 

49000

70000

119000

Продажи декабря

 

 

 

 

 

 

19600

19600

Продажи 4 квартала

 

 

 

 

29400

91000

102200

222600

Поступление в 4 квартал

 

 

 

 

78400

99400

102200

280000

Поступление за год

 

 

 

 

 

 

 

1202600

 

.2 Производственная программа


Производственная программа определяет запланированные номенклатуру и объем производства в бюджетном периоде. Она опирается на бюджет продаж, учитывает увеличение или уменьшение запасов. В таблице 4 представлена производственная программа.

Таблица 4 - Производственная программа

Период

Объем продаж, ед.

Запас на начало периода, ед.

Запас на конец периода, ед.

Объем производства, ед.

Январь

60

0

10

70

Февраль

100

10

10

100

Март

40

10

10

40

Итого 1 кв.

200

10

10

210

Апрель

90

10

10

90

Май

150

10

10

150

Июнь

60

10

10

60

Итого 2 кв.

300

10

10

300

Июль

60

10

10

60

Август

100

10

10

100

Сентябрь

40

10

10

40

Итого 3 кв.

200

10

10

200

Октябрь

60

10

10

60

Ноябрь

100

10

10

100

Декабрь

40

10

10

40

Итого 4 кв.

200

10

10

200

Итого

900

10

10

910


Сложным моментом при составлении бюджета производства является определение оптимального запаса продукции на конец периода. С одной стороны, большой запас продукции поможет отреагировать на непредвиденные скачки спроса и перебои с поставкой сырья, с другой стороны, деньги, вложенные в запасы, не приносят дохода.

На основе рассчитанной производственной программы составляется бюджет производственных запасов, который отражает планируемые уровни запасов сырья, материалов и готовой продукции.

2.3 Сметы расходов


На основе рассчитанной производственной программы определим расходы, связанные с ее осуществлением. Составим сметы использования основных материалов (приложение А), прямых затрат труда (табл. 6), производственных накладных (табл. 7), торговых и административных расходов (табл. 8).

Одновременно со сметой использования основных материалов составляется помесячный график ожидаемых выплат поставщикам (табл. 5). При этом выделим отдельно закупки и выплаты каждого квартала.

Таблица 5 - График ожидаемых выплат денежных средств поставщикам, в рублях

 

Январь

Февраль

Март

Итого 1 кв

Апрель

Май

Июнь

Итого 2 кв

Закупки января

3201,6

2801,4

2001

8004

 

 

 

0

Закупки февраля

 

4560

3990

8550

2850

 

 

2850

Закупки марта

 

 

1824

1824

1596

1140

 

2736

Оплачено в 1 квартале

3201,6

7361,4

7815

18378

4446

1140

0

5586

Закупки апреля

 

 

 

 

4104

3591

2565

10260

Закупки мая

 

 

 

 

 

6840

5985

12825

Закупки июня

 

 

 

 

 

 

2736

2736

Итого закупки 2 квартала

0

0

0

0

4104

10431

11286

25821

Оплачено во 2 квартале

 

 

 

 

8550

11571

11286

31407

 

Июль

Август

Сентябрь

Итого 3 кв

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Итого 4 кв

 Закупки мая

4275

 

 

4275

 

 

 

 

 Закупки июня

2394

1710

 

4104

 

 

 

 

 Закупки июля

2736

2394

1710

6840

 

 

 

 

 Закупки августа

 

4560

3990

8550

2850

 

 

2850

Закупки сентября

 

 

1824

1824

1596

1140

 

2736

Итого закупки 3 квартала

2736

6954

7524

17214

4446

1140

0

5586

Оплачено в 3 квартале

9405

8664

7524

25593

 

 

 

 

Закупки октября

 

 

 

 

2736

2394

1710

6840

Закупки ноября

 

 

 

 

 

4560

3990

8550

Закупки декабря

 

 

 

 

 

 

1824

1824

Итого закупки 4 квартала

 

 

 

 

2736

7524

17214

Оплачено в 4 квартале

 

 

 

 

7182

8094

7524

22800

Итого оплачено за год

 

 

 

 

 

 

 

98178


Таблица 6 - Смета прямых затрат труда

Наименование показателя

Квартал

Итого


1

2

3

4


Объем производства, шт.

210

300

200

200

910

Рабочее время на единицу изделия, час

60

60

60

60

-

Итого часов, час.

12600

18000

12000

12000

54600

Зарплата, руб/час

12

12

12

12

-

Итого зарплата, руб.

151 200

216 000

144 000

144 000

655 200


При составлении смет производственных накладных, торговых и административных расходов выделим их постоянную и переменную части.

Таблица 7 - Смета производственных накладных расходов, в рублях

Наименование показателя

Квартал

Итого


1

2

3

4


Переменная часть:


Вспомогательные материалы

15120

21600

14400

14400

65520

Труд вспомогательных рабочих

7560

10800

7200

7200

32760

Энергия

8820

12600

8400

8400

38220

Ремонт и техобслуживание

1260

1800

1200

1200

5460

Постоянная часть:


Амортизация

30000

30000

30000

30000

120000

Энергия

600

600

600

600

2400

Ремонт и техобслуживание

250

250

250

250

1000

Совокупные накладные расходы

63610

77650

62050

62050

265360

Оплаченные накладные произв. расходы

33610

47650

32050

32050

145360


Таблица 8 - Смета торговых и административных расходов, в рублях

Наименование показателя

Квартал

Итого


1

2

3

4


Постоянная часть:


Канцелярские товары

460

460

460

460

1840

Реклама

8200

8200

8200

8200

32800

Зарплата служащих

16200

16200

16200

16200

64800

Прочие

500

500

500

500

2000

Переменная часть

4000

6000

4000

4000

18000

Итого

29360

31360

29360

29360

119440

 

.4 Обобщенная смета (прогнозный план прибыли и убытка)


Все предшествующие расчеты объединяются в обобщенной смете (табл. 9). При исчислении прибыли учитывался принцип соответствия - расходы были отнесены к отчетному периоду возникновения затрат (а не выплаты денег), связанных с получением доходов, которые в свою очередь были отнесены к отчетному периоду продажи товаров и оказания услуг (а не получения денег). Применение принципа соответствия предполагает специальный метод начислений в учете доходов и расходов, основой которого является факт признания доходов в момент их получения, а расходов в момент их возникновения.

Таблица 9 - Обобщенная смета, в рублях

Наименование данных

Квартал

 

 

 

Итого


1

2

3

4


Ожидаемые продажи

280000

420000

280000

280000

1260000

Производственная себестоимость:

238750

327850

228850

228850

1024300

 Стоимость материалов

23940

34200

22800

22800

103740

 Труд осн. произв. рабочих

151200

216000

144000

144000

655200

 Общезаводские накладные расходы

63610

77650

62050

62050

265360

Запас готовой продукции на начало периода

0

11369,05

11369,05

11369,05

 

Запас готовой продукции на конец периода

11369,05

11369,05

11369,05

11369,05

11369,05

Себестоимость реализации

227381

327850

228850

228850

1012931

 Стоимость материалов

22800

34200

22800

22800

102600

 Труд осн. произв. рабочих

144000

216000

144000

144000

648000

 Общезаводские накладные расходы

60580,95

77650

62050

62050

262331

Валовая прибыль

52619,05

92150

51150

51150

247069

Торговые и административные расходы

29360

31360

29360

29360

119440

Планируемая прибыль от деятельности

23259,05

60790

21790

21790

127629

Налог на прибыль

4651,81

12158

4358

4358

25525,81

Располагаемая прибыль

18607,24

48632

17432

17432

102103,2


Итоговыми показателями в общей смете являются планируемые валовая, налогооблагаемая и чистая прибыли. Как видно из таблицы 9, наибольшая располагаемая прибыль в 2 квартале - 48 632 руб., по сравнению с другими, при ожидаемой продаже 420 000руб. Наибольшую долю затрат в структуре производственной себестоимости и себестоимости реализации занимают затраты на труд основных производственных рабочих.

2.5 Кассовый план


Так как обобщенная смета составлена на основе метода начисления, она не отражает движения денежных средств. Вместе с тем необходимо предвидеть реальные притоки и оттоки денежных средств на предстоящий период времени, чтобы поддерживать требуемый запас (резерв) наличных. Следует избегать как избытка наличных средств, так и возможного их дефицита. Движение денежных средств отражает кассовый план (табл.11).

Кассовый план включает следующие разделы.

. Кассовый остаток на начало периода: на начало 1 квартала - данные баланса на начало года, на начало 2, 3 и 4 кварталов - кассовые остатки на конец предыдущего квартала.

. Поступило денежных средств от покупателей: данные для этого раздела содержит график ожидаемых денежных поступлений от покупателей.

. Итого в наличии денежных средств: сумма кассового остатка на начало периода и поступлений от покупателей.

. Направлено денежных средств: на оплату материалов (данные из графика ожидаемых денежных выплат поставщикам); на оплату труда основных производственных рабочих (данные совпадают с данными сметы прямых затрат труда, так как эти расходы оплачиваются в момент их возникновения в полном объеме); на оплату торговых и административных расходов (данные совпадают с данными сметы торговых и административных расходов, так эти расходы также оплачиваются в полном объеме в момент их возникновения); на расчеты с бюджетом (налог на прибыль, рассчитанный в обобщенной смете, выплачивается также в полном объеме в момент возникновения прибыли).

. Чистый денежный поток - разница между притоком и общим оттоком денежных средств за период.

. Кассовый остаток на конец периода - сумма кассового остатка на начало периода и чистого денежного потока за период.

Далее рассчитано отклонение кассового остатка денежных средств на конец периода от требуемого минимума денежных средств (табл. 12).

Таблица 11 - Кассовый план, в рублях

Наименование данных

Квартал

 

 

 

Итого


1

2

3

4


Кассовый остаток на начало периода

8000

-6599,81

46125,19

119464,2


Поступило денежных средств от покупателей

222600

391300

308700

280000

1202600

Итого денежных средств в наличии

230600

384700,2

354825,2

399464,2


Направлено денежных средств

237199,8

338575

235361

232568

1043704

в том числе:






· на оплату приобретенных материалов

18378

31407

25593

22800

98178

· на оплату труда основных производственных рабочих

151200

216000

144000

144000

655200

· на оплату общезаводских накладных расходов

33610

47650

32050

32050

145360

· на оплату торговых и административных расходов

29360

31360

29360

29360

119440

· на расчеты с бюджетом

4651,81

12158

4358

4358

25525,81

-14599,8

52725

73339

47432

158896,2

Кассовый остаток на конец периода

-6599,81

46125,19

119464,2

166896,2

 


Таблица 12 - Расчет объема требуемого краткосрочного финансирования

Наименование данных

Квартал

 

 

 

Итого


1

2

3

4


Остаток денежных средств на конец периода

-6599,81

46125,19

119464,2

166896,2

 

Требуемый минимум денежных средств на расчетном счете

7500

7500

7500

7500

 

Требуемая дополнительная краткосрочная ссуда

14099,81

0

0

0

14099,81


Из табл. 12 видно, что наблюдается дефицит денежных средств. Таким образом, на данном этапе организации требуется дополнительное краткосрочное финансирование в размере 14 099,81 руб.

3. Инвестиционный анализ

В соответствии с политикой предприятия горизонт планирования инвестиций составляет 5 лет. Необходимо рассмотреть целесообразность замены старого оборудования на новое. Таким образом, с помощью инвестиционного анализа следует выбрать источник финансирования и оценить экономическую эффективность проекта по критерию чистого дисконтированного дохода (NPV).

3.1 Выбор источника финансирования проекта


В качестве долгосрочного источника финансирования проекта рассматривается привлечение банковского кредита и лизинга. При этом было принято допущение, согласного которому лизинг следует считать менее выгодным, чем долгосрочный кредит, так как нет уверенности, что приобретаемое оборудование будет использоваться в течение всего срока, оговоренного в лизинговом соглашении. Поэтому в первую очередь оценивается возможность привлечения долгосрочного кредита.

Исходные данные для оценки представлены в таблице 13.

Таблица 13 - Расчет эффекта финансового рычага


Наименование показателя

Обозначение

Формула для расчета

Значение

1

НРЭИ

НРЭИ

П. 3.1. исходных данных

210000

2

Активы- Кредиторская задолженность

Актив - КЗ

Таблица 1 - баланс на начало года

422400

3

Экономическая рентабельность активов, %

49,72%

4

Собственные средства

СС

Таблица 1 - баланс на начало года

377400

5

Финансовые издержки

ФИ

П. 3.3. исходных данных

5600

6

Заемные средства (без учета кред. задолженности)

ЗС-КЗ

Таблица 1 - баланс на начало года

45000

7

Средняя расчетная ставка по процентам по заемным средствам, %

12,44%

8

Ставка налогообложения прибыли

-

-

20%

9

Эффект финансового рычага

3,56%

10

Стоимость оборудования, руб.

350000

11

Затраты на ввод в эксплуатацию

П. 13.1. исходных данных

40000

12

Величина требующегося кредита, руб.

ТК

П. 13.6. исходных данных

194444,4

13

Дополнительные финансовые издержки, руб.

ДФИ

Таблица - график погашения кредита

68055,56

14

СПРС с учетом привлекаемого кредита, %

СРСП

30,76%

15

Экономическая рентабельность активов с учетом привлекаемого кредита, %

ЭР

 

34,04%

16

Эффект финансового рычага с учетом привлеченного кредита

ЭФР

1,67%


Новый ЭФР, равный 1,67%, уменьшился на 1,89 процентных пункта в следствии привлечения долгосрочного банковского кредита. Так как эффект финансового рычага позволяет привлечь кредит требуемой суммы (выполняется условие ЭФР>0), то решается задача о целесообразности замены оборудования посредством кредита.

3.2 Оценка экономической эффективности инвестиционного проекта


Далее оценивается экономическая эффективность инвестиционного проекта. В качестве основного показателя экономической эффективности инвестиционного проекта используется чистый дисконтированный доход, определяемый как сумма текущих эффектов за 5 лет, приведенная к начальному шагу расчета. Расчеты представлены в табл. 14.

В качестве основного показателя экономической эффективности инвестиционного проекта используем чистый дисконтированный доход (NPV). Расчет включает следующие основные этапы (формула 9):

1)    Определяем дополнительную прибыль - за счет экономии на эксплуатационных расходах с учетом экономии на амортизации;

2)      Рассчитаем дополнительную чистую прибыль (дополнительная прибыль, уменьшенная на налог на прибыль);

)        Рассчитаем денежный поток: сумма дополнительной чистой прибыли и дополнительной амортизации.

)        Определение затрат на инвестиции - сумма стоимости нового оборудования и затрат на ввод его в эксплуатацию.

)        Учитывается приток средств от реализации старого оборудования.

NPV =  CF (t) ∙  - К0, (9)

где CF - денежный поток за t-й период, руб.;- ставка дисконтирования, %;

К0 - приведенные затраты (доходы) на инвестиции, руб.;

Т - горизонт планирования инвестиций, лет.

Таблица 14 - Оценка экономической эффективности инвестиционного проекта

Наименование данных

Год

Итого


0

1

2

3

4

5

 

Дополнительный доход







0,000

Экономия на эксплуатационных расходах


55 000

55 000

55 000

55 000

55 000


Дополнительные текущие расходы (без амортизации)







0,000

Дополнительная амортизация


-9555,56

-9555,56

-9555,56

-9555,56

-9555,56


Расходы на выплату процентов по кредиту


68055,56

54444,44

40833,33

27222,22

13611,11


Дополнительная прибыль


-3500

10111,11

23722,22

37333,33

50944,44

118611,1

Дополнительный налог на прибыль


-700

2022,222

4744,444

7466,667

10188,89

23722,2

Дополнительная чистая прибыль


-2800

8088,889

18977,78

29866,67

40755,56

94888,9

Итого денежные потоки


-12355,6

-1466,67

9422,222

20311,11

31200

47111,1

Затраты на инвестиции

390000






390000

Приток средств от реализации

195555,6






195555,6

Коэффициент дисконтирования

1

0,740741

0,548697

0,406442

0,301068

0,223014

-

Дисконтированные денежные потоки


-9152,26

-804,755

3829,588

6115,03

6958,021

6945,621

Чистая текущая стоимость (NPV)







-187 499

Покупка оборудования

не целесообразна


Таким образом, замена старого оборудования не целесообразна, поскольку NPV < 0.

бюджет финансирование кредитный

4. Оценка экономической целесообразности изменения кредитной политики предприятия посредством изменения кредитной политики


В курсовом проекте предлагается оценить изменение кредитной политики предприятия посредством введения системы скидок.

В работе рассматривается скидка, стимулирующая ускорение оплаты по схеме «3/30 net 60», где 3 - величина скидки за ускорение погашения дебиторской задолженности, %; 30 - период действия скидки, дней; 60 - максимальный период погашения дебиторской задолженности, дней. Исходные данные представлены в табл. 15. Введение такой скидки приведет к уменьшению периода погашения дебиторской задолженности, и, следовательно, к снижению ее суммы на конец планируемого периода.

Таблица 15 - Исходные данные для новой кредитной политики

Наименование показателя

Значения

Скидка, %

5

Период погашения дебиторской задолженности, мес.

2

Доля клиентов, воспользовавшихся скидкой, %

23

Снижение дебиторской задолженности на конец квартала, %

25


Для оценки экономической целесообразности введения скидки проведены расчеты, представленные в таблице 16.

Таблица 16 - Решение о целесообразности изменения кредитной политики

Наименование данных

Показатель

Объем продаж в кредит со скидкой, руб.

289 800,0

Скидка, руб.

14 490,0

Изменение дебиторской задолженности, руб.

105 000,0

Изменение инвестиций в дебиторскую задолженность, руб.

94 364,25

Экономия на затратах по содержанию дебиторской задолженности, руб.

24 534,7

Чистый результат изменения, руб.

10 044,7

 

Чистый результат от изменения кредитной политики положительный, равный 10 044,7 руб., значит введение скидки целесообразно.

Далее необходимо откорректировать график ожидаемых денежных поступлений (табл. 17), так как было принято решение о целесообразности изменения кредитной политики.

Таблица 17 - Откорректированный график ожидаемых денежных поступлений от покупателей, в рублях

Показатели

Квартал


1 квартал

2 квартал

3 квартал

4 квартал

Итого

Выручка от продаж

280 000

420 000

280 000

280 000

1260000

Величина скидки

3 220

4 830

3 220

3 220

3 220

Выручка с учетом изменения кредитной политики

276 780

415 170

276 780

276 780

1245510

Дебиторская задолженность на конец квартала

43 050

64 575

43 050

43 050

х

Поступления до изменения кредитной политики

222 600

391 300

308 700

280 000

1202600

Поступления после изменения кредитной политики

233 730

393 645

298 305

276 780

1202460


Новая дебиторская задолженность на конец квартала определяется умножением дебиторской задолженности на конец квартала до изменения кредитной политики на процент снижения дебиторской задолженности на конец квартала - 25%. Снижение дебиторской задолженности в этом случае обусловлено тем, что определенная доля клиентов воспользуется предложенной скидкой и оплатить свои счета быстрее.

Поскольку принятие решений по инвестициям и изменению кредитной политики предприятия влияет на величину денежных потоков, необходимо откорректировать кассовый план. Возникли следующие дополнительные поступления денежных средств: от реализации старого оборудования; поступления в связи с привлечением долгосрочного кредита на приобретение нового оборудования; экономия на эксплуатационных расходах вследствие замены оборудования; экономия на расчетах с бюджетом; дополнительные поступления в связи с изменением кредитной политики. Дополнительные направления использования денежных средств: приобретение оборудования; затраты на ввод оборудования в эксплуатацию; погашение кредита и выплата процентов; расчеты с бюджетом.

Структура откорректированного кассового плана представлена в табл. 18.

Таблица 18 - Откорректированный кассовый план, в рублях

Наименование данных

Квартал


1 квартал

2 квартал

3 квартал

4 квартал

Итого

Кассовый остаток на начало периода

8000

5174,19

61210,19

124798,2

х

Чистый денежный поток

-14599,8

52725

73339

47432

173496

Дополнительные поступления:

 

 

 

 

 

от реализации оборудования

0

 

 

 

0

экономия на эксплуатационных расходах

0

0

0

0

0

кредитование

0

 

 

0

дополнительные денежные средства в связи с ускорением оборачиваемости ДЗ

11130

2345

-10395

-3220

-140

экономия на расчетах с бюджетом

644

966

644

644

2898

Итого дополнительные поступления

11774

3311

-9751

-2576

2758

Дополнительно направлено денежных средств:

 

 

 

 

 

приобретение оборудования

0

 

 

 

0

текущие затраты на ввод в эксплуатацию

0

-

-

-

0

погашение долгов

0

0

0

0

0

выплата процентов

0

0

0

0

0

на расчеты с бюджетом

0

0

0

0

0

Итого дополнительно направлено денежных средств

0

0

0

0

0

Чистый дополнительный поток

11774

3311

-9751

-2576

2758

Откорректированный чистый поток

-2825,81

56036

63588

44856

161654,2

Откорректированный кассовый остаток на конец периода

5174,19

61210,19

124798,2

169654,2

х


На основе откорректированного кассового плана производится расчет потребности в краткосрочном финансировании (табл. 19).

Таблица 19 - Расчет объема требуемого краткосрочного финансирования, в рублях

Наименование данных

Квартал


1 квартал

2 квартал

3 квартал

4 квартал

Итого

Остаток денежных средств на конец периода

5174,19

61210,19

124798,2

169654,2

х

Требуемый минимум денежных средств на расчетном счете

7500

7500

7500

7500

х

Требуемая дополнительная краткосрочная ссуда

2325,81

0

0

0

2325,81


Из табл. 19 видно, что у предприятия на данном этапе существует потребность в дополнительной краткосрочной ссуде.

5. Погашение старых задолженностей

Баланс предприятия на начало года показывает наличие банковских кредитов в размере 45 000 руб. и кредиторской задолженности на сумму 82 100 руб., которые частично должны быть погашены в течение планируемого периода. Для этого требуется разработать план по погашению старых задолженностей (табл.20), возникших в предыдущие годы.

Таблица 20 - План по погашению старых задолженностей, в рублях

Наименование данных

Квартал


1 квартал

2 квартал

3 квартал

4 квартал

Итого

Краткосрочные кредиты:

47250

0

0

0

47250

оплата долга

45000

0

0

0

45000

процент

2250

0

0

0

2250

Долгосрочные кредиты:

-

-

-

-

-

оплата долга

-

-

-

-

-

процент

-

-

-

-

-

Кредиторская задолженность:

20525

20525

20525

20525

82100

поставщикам и подрядчикам

9125

9125

9125

9125

36500

на расчет с бюджетом

11400

11400

11400

11400

45600

Итого погашение задолженности

67775

20525

20525

20525

129350


После составления плана по погашению старых задолженностей необходимо вновь откорректировать последний кассовый план (табл. 21) и пересчитать потребность в краткосрочном финансировании (табл. 22).

Таблица 21 - Откорректированный кассовый план (после погашения старых задолженностей), в рублях

Наименование

Квартал

Итого


1 квартал

2 квартал

3 квартал

4 квартал


Кассовый остаток на начало периода

8000

-62150,8

-26639,8

16423,19


Чистый денежный поток

-2825,81

56036

63588

44856


Дополнительные поступления:

 


 

 

 

экономия на расчетах с бюджетом

450

0

0

0

450

Итого дополнительные поступления

450

0

0

0

450

Дополнительно направлено денежных средств:

 

 

 

-

 

погашение долга

67775

20525

20525

20525

129350

Итого дополнительно направлено денежных средств

67775

20525

20525

20525


Чистый дополнительный поток

-67325

-20525

-20525

-20525

-128900

Откорректированный чистый поток

-70150,8

35511

43063

24331


Откорректированный кассовый остаток на конец периода

-62150,8

-26639,8

16423,19

40754,19

х


Таблица 22 - Расчет объема требуемого краткосрочного финансирования, в рублях

Наименование данных

Квартал


1 квартал

2 квартал

3 квартал

4 квартал

Итого

Остаток денежных средств на начало периода

8000

10988,68

-40594,5

98229,57

х

Чистый денежный поток

-70150,8

35511

43063

24331


Требуемый минимум денежных средств на расчетном счете

7500

7500

7500

7500

х

Требуемая дополнительная краткосрочная ссуда

69650,81

0

5031,519

0



Из расчета объема требуемого финансирование видно, что необходимо привлечь дополнительные денежные средства в 1 квартале, на сумму 69 650,81 рублей, с учетом оплаты долга за привлеченный краткосрочный кредит.

6. Расчет объемов и выбор источников краткосрочного финансирования и оценка возможности инвестирования временно свободных денежных средств предприятия

В курсовом проекте предлагается рассмотреть следующие варианты краткосрочного финансирования: краткосрочный банковский кредит; ссуда под залог дебиторской задолженности; ссуда под залог товарно-материальных ценностей; факторинг.

Краткосрочный кредит - наиболее привлекательный источник финансирования, так как, по исходным данным, он дешевле остальных. Однако этот источник ограничен возможностями заемной способности предприятия. По условиям данного курсового проекта соотношение экономической рентабельности активов и средней расчетной ставки процентов составляет 1,18. Максимальное соотношение заемных и собственных средств равно 1. Далее рассмотрим вариант финансирования с помощью дебиторской задолженности (таблица 23).

Таблица 23 - Финансирование с помощью дебиторской задолженности

Показатель

Значение

Размер дебиторской задолженности, руб.

15200

Требуемая дополнительная ссуда, руб.

69651

Требуемая дополнительная ссуда*1,2, руб.

83581

 

Так как размер дебиторской задолженности меньше требуемой дополнительной ссуды увеличенной в 1,2 раза, то краткосрочное финансирование с помощью дебиторской задолженности невозможно. Таким образом, у предприятия остается только возможность привлечь ссуду под залог товарно-материальных ценностей. Расчеты удобно свести в таблице 24.

Таблица 24 - Расчет ссуды под залог ТМЦ

Показатели

Значения

Потребность в финансировании, руб.

69651

ТМЦ по балансу, руб.

75600

Размер ссуды, руб.

87094

Процент по ссуде в квартал

0,0625

Складские расходы в месяц, руб.

4000

Складские расходы в квартал, руб.

12000

Сумма кредита под залог ТМЦ, руб.



В данном случае размер ссуды определяется по формуле:

 (2)

где Ф - потребность в финансировании, руб.;

Р - складские расходы в квартал, руб.;

Пс - процент по ссуде.

Все результаты представим в таблице 24 -Выбор краткосрочного источника финансирования.

Таблица 24 - Выбор источника краткосрочного финансирования

Наименование данных

 Квартал

 Итого

Примечание


1

2

3

4

 

 

 Возвращение вклада

 

 

 

 

 

 

до востребования

 

 

5031,52

0,00

5031,52

 

Краткосрочный кредит:

 

 

 

 

 

 

 размер кредита

0,0

0,0

0

0,0

 

 процент по кредиту

0,0

0,0

0

0

0,0

 

 Погашение суммы кредита

 

0,0

0,0

0

0,0

 

 Ссуда под залог д/з :

 

 

 

 

 

Залог

 размер ссуды

0

0

0

0

0

 

 расходы :

0

0

0

0,0

0,0

 

 процент по ссуде

0,0

0

0

0

0,0

 

 комиссионные

0

0

0

0,0

0,0

 

 Факторинг :

 

 

 

 

 

Факторинг

 размер ссуды

0

0

0

0,0

0,0

 

 расходы:

0

0

0

0,0

0,0

 

 процент по ссуде

0,0

0

0

0

0,0

 

 комиссионные

0

0

0

0,0

0,0

 

 экономия на расходах

0,0

0

0

0

0,0

 

 чистые расходы

0,0

0

0

0

0,0

 

 Ссуда под залог ТМЦ:

 

 

 

 

 

 

 размер ссуды

87094

0

0

0

87094,1

 

 расходы :

17443

38730

0,00

0,00

17443,39

 

 процент по ссуде

5443,3

873020

0

0,00

5443,39

 

 складские расходы

12000

0

0

0

12000

 

 Погашение ссуды

 

 

 

 

 

 

 Итого дополнительный поток

90582,9

0,0

5031,5

0,0

95614,4

 

 В т.ч.экономия на расчетах с

 

 

 

 

 

 

бюджетом

3488,7

0,0

0,0

0,0

3488,7

 

 Итого дополнительный отток

17443,4

87094,2

0,0

0,00

104537,6

 

 Чистый дополнительный поток

73139,5

-87094,2

5031,5

0,00

-8923,2

 

 Откорректированный чистый

 

 

 

 

 

 

денежный поток

2988,7

51583,2

48094,5

24331,0

23831,0

 

 Откорректированный остаток

 

 

 

 

 

 

на конец периода

10988,7

-40594,5

7500,0

25059,7

 

 


На определенном этапе у предприятия имеются временно свободные денежные средства, то в курсовом проекте рассматривается возможность их размещения на счетах до востребования. Временно свободные денежные средства текущего квартала вкладываются в начале следующего квартала. Полученные проценты облагаются налогом по общей ставке.

При решении вопроса о целесообразности инвестирования следует придерживаться некоторых условий. Инвестировать временно свободные денежные средства в первом квартале целесообразно, если величина минимума денежных средств, увеличенная в три раза, меньше, чем величина кассового остатка на конец первого квартала, уменьшенная на величину неоплаченных счетов первого квартала и чистого денежного потока 2 квартала (если он отрицательный). Во второй, третий и четвертый кварталы условия целесообразности инвестирования временно свободных денежных средств похожи на условия в первом квартале, только величина минимума денежных средств, увеличивается не в три раза, а в полтора (формула 1-2).

в первый квартал:

Кассовый Неоплаченные Чистый  Требуемый

 (1)

во второй, третий и четвертый кварталы:

Кассовый Неоплаченные Чистый  Требуемый

 (2)

где i - текущий квартал.

Сумма вклада рассчитывается как кассовый остаток на конец квартала минус неоплаченные счета этого квартала, минус требуемый минимум денежных средств и плюс чистый денежный поток следующего квартала, если он больше нуля (формула 19).

 (3)

Расчеты возможных сумм инвестирования временно свободных денежных средств производятся поквартально.

Так как временно свободные денежные средства текущего квартала вкладываются в начале следующего квартала, то в первом и втором кварталах денежные средства не помещаются на вклад до востребования (табл. 32). Во втором квартале выполняется необходимое неравенство (18), значит в 3 квартале делается вклад до востребования.

В четвертом квартале дополнительных вложений на вклад до востребования не осуществлялось.

Таблица 25 - Инвестирование временно свободных денежных средств, в рублях

Наименование

Квартал

Итого


1 квартал

2 квартал

3 квартал

4 квартал


Кассовый остаток на начало квартала

8000

10988,68

-40594,5

98229,57

х

Чистый денежный поток

2988,68

-51583,2

85156,99

38592,34


Вклад до востребования (возврат)

-

-

7053

-

7053,5

Дополнительный поток:

-

-

 

 

 

процент по вкладу

-

-

353

352,7

705,3

Дополнительный отток:

-

-

 

 

 

на расчеты с бюджетом

-

-

70,5

71

141,1

Откорректированный кассовый остаток на конец периода

10988,7

-40594,5

728,7

25341,8

х

Требуемый минимум денежных средств

7500

7500

7500

7500

х

Неоплаченные счета

-

-

-

-

х

Возможная сумма вклада до востребования

-

12085

0,0

17841,8

х


7. Прогноз финансовых документов на конец года


Результаты планирования финансово-хозяйственной деятельности предприятия на конец года обобщены в следующих финансовых документах:

прогнозный отчет о движении денежных средств (табл. 26);

прогнозный отчет о финансовых результатах (табл. 27);

прогнозный баланс (табл. 28).

Отчет о движении денежных средств включает все денежные потоки с учетом проведенных корректировок.

Таблица 26 - Прогнозный отчет о движении денежных средств, в рублях

Наименование показателя

Сумма

В том числе




по текущей деятельности

по инвестиционной деятельности

по финансовой деятельности

1

Остаток денежных средств на начало года

8 000

 х

х

х

2

Поступило денежных средств, всего

1 290 260

1 202 460

0

87 799,5

 

в том числе:

 

 

 

 

2.1

выручка от реализации продукции

1 202 460

1 202 460

-

-

2.2

выручка от реализации основных средств

0

-

-

-

2.3

кредиты, займы

87 094,2

-

-

87 094,2

2.4

возвращение вклада

0,0

-

-

 

2.5

проценты по финансовым вложениям

-

-

 

2.6

прочие поступления

705,3

-

-

705,3

3

Направлено денежных средств всего

1277949,3

1 119 108

0

158 841,1

 

в том числе:

 

 


 

3.1

на оплату приобретенных товаров

98 178

98 178

-

-

3.2

на оплату труда

655 200

655 200

-

-

3.3

на оплату общезаводских накладных расходов

145 360

145 360

-

-

3.4

на оплату управленческих и коммерческих расходов

119 440

119 440

-

-

3.5

на оплату оборудования

-

 -

-

 -

3.6

на оплату дополнительных расходов в связи с приобретением оборудования

-

-

-

-

3.7

на оплату процентов по кредитам, займам

19 693,4

 

 

19 693,4

3.8

на оплату расходов по лизингу

-

-

-

-

3.9

на финансовые вложения

7 053,5

 

 

7 053,5

3.10

на погашение долга по кредитам, займам

132 094

 

 

132 094,2

3.11

на оплату дополнительных расходов в связи с либерализацией кредитной политики

-

-

-

-

3.12

на расчеты с бюджетом

64 430,2

64 430,2

-

-

3.13

на погашение кредиторской задолженности

36 500

36 500

 -

-

4

Остаток денежных средств на конец года

20 310,3

 х

х

х


Таблица 27 - Прогнозный отчет о финансовых результатах

Наименование данных

Показатель

Выручка от реализации продукции

1245510

Себестоимость реализованной продукции

1012930,952

Коммерческие и управленческие расходы

119440

Прибыль от реализации продукции

113139,0

Дополнительный доход

0

Прибыль от хозяйственной деятельности

113139,0

Проценты к получению

705,3480635

Проценты к уплате

19693,4

Прочие операционные доходы

0

Прочие операционные расходы

0

Прибыль от финансовой деятельности

-18988,0

Прочие внереализационные доходы

0

Прочие внереализационные расходы

0

Прибыль отчетного года

94151,0

Налог на прибыль

18830,2

Отвлеченные средства

0,0

Нераспределенная прибыль отчетного года

75320,8


При составлении прогнозного отчета о финансовых результатах учитывалось, что:

1)      дополнительный доход - экономия на эксплуатационных расходах нового оборудования;

2) проценты к получению - накопленная сумма процентов по вкладу;

) проценты к уплате - процент, связанный с привлечением краткосрочного финансирования и процент по краткосрочному кредиту прошлого года;

) прочие операционные доходы - прибыль от реализации старого оборудования и экономия на расходах по содержанию дебиторской задолженности в случае использования факторинга.

Таблица 28 - Прогнозный баланс на конец года

Актив

Пассив

1

Текущие активы

5

Текущие обязательства

1.1

Наличные

20 310,3

5.1

Кредиты банков

-

1.2

Дебиторская задолженность

58 250,0

5.2

Прочие займы

-

1.3

Запасы материалов

75 624,0

5.3

Кредиторская задолженность

5 586

1.4

Готовая продукция

11 369,0

5.3.1

Задолженность поставщикам

5 586

1.5

Краткосрочные финансовые вложения

7 053,5

5.3.2

Задолженность бюджету

-

 Итого текущие активы

172 606,8

Итого текущие обязательства

5 586

2

Основные активы

6

Долгосрочные обязательства

-

2.1

Земля

8 500

7

Собственный капитал

 

2.2

Оборудования и сооружения

476 800

7.1

Уставный капитал

215 400

2.3

Амортизация

199600

7.2

Нераспределенная прибыль

237 320,8

 Итого основной капитал

285 700

Итого собственный капитал

452 720,8

Итого активы

458 306,8

Итого пассивы

458 306,8


Структура актива и пассива прогнозного баланса на конец года представлена на рис. 3 и рис. 4, соответственно.

Рисунок 3 - Структура актива прогнозного баланса на конец года

Рисунок 4 - Структура пассива прогнозного баланса на конец года

8. Финансовый анализ

В данном разделе необходимо провести финансовый анализ деятельности предприятия по следующим направлениям:

1)      оценка имущественного положения;

2)      оценка ликвидности;

)        оценка финансовой устойчивости;

)        оценка деловой активности;

)        оценка рентабельности.

Таблица 29 - Оценка имущественного положения

Наименование показателя

На начало периода

На конец периода

Абсолютное изменение

Темп роста, %

Сумма хозяйственных средств, находящихся в распоряжении организации, тыс. руб.

504500

458306,8

-46193,2

-9%

Доля основных средств в активах

0,804

0,623

-0,18

-22%


За рассматриваемый период сумма хозяйственных средств находящихся в распоряжении предприятия уменьшилась на 9%. Доля основных средств в активах резко сократилась за прошедший год. Это стало причиной снижения валюты баланса. Для дальнейшего развития необходимо наращивать производственные мощности, а значит вкладывать в основные средства, иначе производство может стать малоэффективным.

Таблица 30 - Оценка ликвидности

Наименование показателя

 Формула для расчета показателей

На начало периода

На конец периода

Абсолютное изменение

Темп роста

Величина собственных оборотных средств (функционирующий капитал), тыс. руб.

ТА-ТП

-28300

167020,8

195320,8

-690%

 Коэффициент текущей ликвидности

ТА/ТП

0,777

30,900

30,1

3875%

 Коэффициент быстрой ликвидности

(ДС+ДЗ)/ТП

0,183

15,326

15,144

8297%

 Коэффициент абсолютной ликвидности

ДС/ТП

0,063

0,159

0,096

152%


Показатели ликвидности отражают способность предприятия своевременно и полностью рассчитываться по всем своим обязательствам за счет наличия готовых средств платежа (остатка денежных средств) и других ликвидных активов.

При анализе ликвидности особое внимание уделяется собственным оборотным средствам, которые необходимы для поддержания финансовой устойчивости предприятия, поскольку превышение текущих активов над краткосрочными обязательствами означает, что предприятие может не только погасить свои краткосрочные обязательства, но и имеет финансовые ресурсы для расширения своей деятельности в будущем. В нашем случае СОС имеют отрицательое значение, при этом наблюдается их значительное уменьшение на 690%.

При оценке ликвидности нельзя не обратить внимание на громадный рост всех показателей ликвидности. Это связано с увеличением таких статей баланса, как касса, дебиторская задолженность, готовая продукция. Так же большую долю занимают запасы материалов, эта величина обусловлена исключительно нормативами, принятыми на предприятии. Оставшуюся часть оборотных активов составляют денежные средства.

Таблица 31 - Оценка финансовой устойчивости

Наименование показателя

Алгоритм расчета

На начало года

На конец года

Абсолютное изменение за период

Темп роста за период

Коэффициент концентрации собственного капитала

СК/Валюта

0,748

0,988

0,240

32%

Коэффициент структуры заемного капитала

Валюта/СК

0,000

0,000

0,000

0%

Коэффициент маневренности собственного капитала

COC/СК

-0,075

0,369

0,444

-592%

Коэффициент соотношения заемных и собственных средств

ЗК/СК

0,337

0,012

-0,324

-96%


Финансовая устойчивость - характеристика стабильности финансового положения организации, обеспечиваемая высокой долей собственного капитала в общей сумме используемых ей финансовых средств.

В данном случае мы видим, что компания достаточно финансово устойчива. Об этом говорит увеличение концентрации СК (на 32%) За анализируемый период предприятие практически полностью погасило свои краткосрочные обязательства. С одной стороны это говорит о способности предприятия погашать свои обязательства, но с другой - теряется возможность работать «за счет средств своих поставщиков».

Коэффициент концентрации собственного капитала характеризует долю собственности владельцев компании в общей сумме средств, авансированных в его деятельность. Чем выше значение этого коэффициента, тем более финансово устойчива, стабильна и независима от внешних кредиторов организация. Рекомендуемое значение показателя от 0,4 до 0,6. То есть по данным таблицы видно, что уже на начало рассматриваемого периода значение коэффициента выше рекомендуемых значений. Однако в течение года предприятие решило погасить старые задолженности. Поэтому к концу года предприятие практически не зависит от внешних кредиторов.

Таблица 32 - Оценка деловой активности

Наименование показателя

Алгоритм расчета

На конец периода

1. Выручка от реализации

-

1245510

2. Чистая прибыль

-

75320,8

3. Оборачиваемость средств в дебиторах (в оборотах)

Выручка/Ср.ДЗ

21,382

4. Оборачиваемость средств в дебиторах (в днях)

360*Ср.ДЗ/Выручка

16,836

5. Оборачиваемость запасов (в оборотах)

С-ст./Ср.запасы

13,394

6. Оборачиваемость запасов (в днях)

360*Ср.Запасы/С-ст

26,877

7. Оборачиваемость кредиторской задолженности (в днях)

360*Ср.КЗ/С-ст.

1,985

8. Продолжительность операционного цикла

tДЗ- tЗап

43,714

9. Продолжительность финансового цикла

tЗап+tДЗ-tКЗ

41,728

10. Оборачиваемость собственного капитала

Выручка/СК

2,751

11. Оборачиваемость совокупного капитала

2,718


Уровень выручки предприятия и чистой прибыли за анализируемый период достаточно высок, однако для оценки динамики необходимы данные за предшествующие периоды. Деловая активность в финансовом аспекте проявляется, прежде всего, в скорости оборота средств.

Оборачиваемость ДЗ равняется примерно 16 дней, а оборачиваемость КЗ - 2 дня. Это не является положительным моментом, так как предприятие сначала должно расплатиться за приобретенные ресурсы, а потом лишь получает деньги от покупателей.

Глядя на показатель оборачиваемости совокупного капитала, можно сказать, что за 1 год, капитал, вложенный в деятельность предприятия, оборачивается почти 3 раза.

Таблица 33 - Оценка рентабельности

Показатели

Формула для расчета показателя

На конец периода

Выручка от реализации

-

1245510

Прибыль от продаж

-

124 551

Чистая прибыль

-

75320,8

 Рентабельность продукции

Прибыль от продаж/ С/с

0,091

 Рентабельность основной деятельности

Прибыль от продаж/Выручка от продаж

0,100

Рентабельность собственного капитала

Чистая прибыль/Ср. величина СК

0,250

 Рентабельность совокупного капитала

Чистая прибыль/Ср. Валюта

0,247


В данном случае все показатели рентабельности высоки. В случае проведения оценки показателя рентабельности СК. Можно отметить, что уровень чистой прибыли, приносимой с 1 рубля вложенного СК достаточно высок. А рентабельность продукции свидетельствует, что на рубль себестоимости продукции приходится 9,1 копейки выручки, но необходимо увеличивать данный показатель.

Однако обоснованные выводы об эффективности деятельности компании можно сделать, только рассматривая показатели рентабельности в динамике. При отсутствии данных за предыдущие года можно сравнить данные показатели со среднеотраслевыми.

 

Заключение


Данный курсовой проект представляет собой комплексную работу по решению ряда задач управленческого характера. Его выполнение позволило структурировать знания, полученные в ходе теоретических занятий, получит практические навыки решения задач. В первой части курсового проекта было необходимо составить бюджет предприятия на текущий год. Для этого мною был составлен график поступления денежных средств от покупателей, график выплаты денежных средств поставщикам, была составлена производственная программа, сметы расходов (материалов, прямых затрат труда, производственных накладных расходов). На основании выполненных расчетов мною была составлена обобщенная смета и кассовый план предприятия.

Следующим разделом курсового проекта был инвестиционный анализ . который включал выбор источника долгосрочного финансирования с помощью показателя эффекта финансового рычага и принятие решения о целесообразности приобретения нового оборудования. Далее принималось решение о целесообразности либерализации кредитной политики, для чего был рассчитан чистый результат от изменения кредитной политики. На следующем шаге с учетом всех выше принятых решений оценивалась потребность в краткосрочном финансировании, а так же был выбран источник краткосрочного финансирования. Кроме того в ходе выполнения данной курсовой работы была рассмотрена возможность инвестирования временно свободных денежных средств предприятия. Заключительным этапом данной работы было составление прогнозных финансовых документов и анализ прогнозного баланса предприятия.

Библиографический список

1   Е.Д. Вайсман, Е.Н. Коркунова, Е.А. Гончар: Учебное пособие по выполнению курсового проекта. - Челябинск: Изд. ЮУрГУ, 2005. - 55 с.

2   О.В. Ефимова, М.В. Мельник: Анализ Финансовой отчетности, учебное пособие. - Москва: Изд.Омега-Л, 2006.-446с.

3       Конспект лекции по дисциплине «Финансовый менеджмент»

Приложение А

Таблица - Смета использования основных материалов

 

Январь

Февраль

Март

Итого 1 кв

Апрель

Май

Июнь

Итого 2 кв

 Необходимо изготовить

 

 

 

 

 

 

 

 

изделий , ед.

70

100

40

210

90

150

60

300

 Норма расхода материалов на 1 изделие, ед. :

 

 

 

 

 

 

 

 

   материал Х

3

3

3

 

3

3

3

 

   материал У

4

4

4

 

4

4

4

 

   материал Z

6

6

6

 

6

6

6

 

   материал Q

0

0

0

 

0

0

0

 

Итого необходимо материалов , ед :  материал Х

210

300

120

630

270

450

180

900

   материал У

280

400

160

840

360

600

240

1200

   материал Z

420

600

240

1260

540

900

360

1800

   материал Q

0

0

0

0

0

0

0

0

 Уровень запаса материалов на конец месяца, ед. :

 

 

 

 

 

 

 

 

   материал Х

6

6

6

 

6

6

6

 

   материал Y

1

1

1

 

1

1

1

 

   материал Z

2

2

2

 

2

2

2

 

   материал Q

0

0

0

 

0

0

0

 

 Уровень запаса материалов на начало месяца , ед. :

 

 

 

 

 

 

 

 

   материал Х

3

6

6

 

6

6

6

 

   материал Y

4

1

1

 

1

1

1

 

   материал Z

2

2

2

 

2

2

2

 

   материал Q

0

0

0

 

0

0

0

 

 Итого необходимо приобрести материалов , ед. :

 

 

 

 

 

 

 

 

   материал Х

213

300

120

633

270

450

180

900

   материал Y

277

400

160

837

360

600

240

1200

   материал Z

420

600

240

1260

540

900

360

1800

   материал Q

0

0

0

0

0

0

0

0

 Стоимость материалов, руб:

 

 

 

 

 

 

 

 

   материал Х

14

14

14

 

14

14

14

 

   материал Y

6

6

6

 

6

6

6

 

   материал Z

8

8

8

 

8

8

8

 

   материал Q

0

0

0

 

0

0

0

 

Стоимость закупок, руб.

8004

11400

4560

23964

10260

17100

6840

34200


Июль

Август

Сентябрь

Итого 3 кв

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

Итого 4 кв

 

 Необходимо изготовить

 

 

 

 

 

 

 

 

изделий, ед.

60

100

40

200

60

100

40

200

 

 Норма расхода материалов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

на1 изделие , ед .:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   материал Х

3

3

3

 

3

3

3

 

 

   материал Y

4

4

4

 

4

4

4

 

 

   материал Z

6

6

6

 

6

6

6

 

 

   материал Q

0

0

0

 

0

0

0

 

 

Итого необходимо материалов, ед.: материал Х

180

300

120

600

180

300

120

600

 

   материал Y

240

400

160

800

240

400

160

800

 

   материал Z

360

600

240

1200

360

600

240

1200

 

   материал Q

0

0

0

0

0

0

0

0

 

 Уровень запаса материалов на конец месяца, ед. :

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   материал Х

6

6

6

 

6

6

6

 

 

   материал Y

1

1

1

 

1

1

1

 

 

   материал Z

2

2

2

 

2

2

2

 

 

   материал Q

0

0

0

 

0

0

0

 

 

 Уровень запаса материалов начало месяца, ед. :

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   материал Х

6

6

6

 

6

6

6

 

 

   материал Y

1

1

1

 

1

1

1

 

 

   материал Z

2

2

2

 

2

2

2

 

 

   материал Q

0

0

0

 

0

0

0

 

 

 Итого необходимо приобрести материалов , ед. :

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   материал Х

180

300

120

600

180

300

120

600

 

   материал Y

240

400

160

800

240

400

160

800

 

   материал Z

360

600

240

800

360

600

240

800

 

   материал Q

0

0

0

0

0

0

0

0

 

 Стоимость материалов, руб.:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

   материал Х

14

14

14

 

14

14

14

 

 

   материал Y

6

6

6

 

6

6

6

 

 

   материал Z

8

8

8

 

8

8

8

 

 

   материал Q

0

0

0

 

0

0

0

 

 

Стоимость закупок, руб.

6840

11400

4560

22800

6840

11400

4560

22800

 

 Стоимость закупок за год , руб.

 

 

 

 

 

 

 

103764

 


Похожие работы на - Разработка бюджета предприятия с учетом решения инвестиционных задач и задач управления дебиторской задолженностью

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!