Развитие системы пенсионного обеспечения в РФ

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    585,51 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Развитие системы пенсионного обеспечения в РФ

Введение

накопительный пенсия финансирование

Актуальность исследования проблемы пенсионной системы в современной Росси является не только важной научно-исследовательской задачей, но и одной из главнейших практико-прикладных проблем общественного развития.

Пенсионное обеспечение - один из важнейших и актуальных вопросов для всего населения. Пенсионное обеспечение является важной социальной гарантией стабильного развития общества. Пенсионное обеспечение и страхование непосредственно затрагивают интересы нетрудоспособного населения страны. В данном исследовании раскрываются наиболее интересующие вопросы пенсионного обеспечения граждан.

Пенсионный фонд Российской Федерации является крупнейшим среди внебюджетных социальных фондов. На его долю приходится около ¾ средств этих фондов. В настоящее время в России бюджет Пенсионного фонда занимает второе место по величине после федерального бюджета.

Уровень и качество пенсионного обеспечения - важная составляющая экономического и социального положения населения страны. В России сложившаяся пенсионная система затрагивает интересы свыше 38 миллионов пенсионеров.

Предметом исследования выбрана система обеспечения пенсионного фонда Российской Федерации.

Целью дипломной работы является обеспечение Российской Федерации.

Задачи исследования:

охарактеризовать распределительную систему пенсионного обеспечения;

охарактеризовать накопительную систему пенсионного обеспечения;

проанализировать динамику и структуру источников финансирования системы пенсионного обеспечения;

проанализировать использование средств пенсионного фонда;

определить основные направления совершенствования системы обязательного пенсионного обеспечения.

Практическая значимость проведённого исследование определяется тем, что в данной работе проведён анализ системы пенсионного обеспечения Российской Федерации, а также разработана система мероприятий по совершенствованию системы пенсионного обеспечения Российской Федерации.


1. Система пенсионного обеспечения: структура и функции

.1 Характеристика распределительной системы пенсионного обеспечения

Пенсионная система России- это совокупность создаваемых в Российской Федерации правовых, экономических и организационных институтов и норм, имеющих целью предоставление гражданам материального обеспечения в виде пенсии[20, с. 14].

Согласно российскому законодательству «трудовая пенсия» - это «ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат и вознаграждений, утраченных ими в связи с наступлением нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц - заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных в связи со смертью этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными Федеральным законом. При этом наступление нетрудоспособности и утрата заработной платы и иных выплат и вознаграждений в таких случаях предполагаются и не требуют доказательств» ст. 2, Федеральный закон от 17.12.2001 N 173-ФЗ (ред. от 03.12.2012) «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»[10].

Государственная пенсия - это ежемесячная государственная денежная выплата, право на получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами, установленными настоящим Федеральным законом, и которая предоставляется гражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной законом выслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целях компенсации утраченного заработка гражданам из числа космонавтов или из числа работников летно-испытательного состава в связи с выходом на пенсию за выслугу лет; либо в целях компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца, при достижении установленного законом возраста;либо нетрудоспособным гражданам (в ред. Федеральных законов от 18.07.2009 N 187-ФЗ, от 24.07.2009 N 213-ФЗ (ред. 25.12.2009)) ст. 2, Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ (ред. от 01.07.2011) «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» [9].

В зависимости от принципов функционирования различают распределительные и накопительные пенсионные системы.

Нефондируемыми называются пенсионные системы, использующие покрытие текущих пенсионных выплат из текущих поступлений в пенсионный фонд. В отечественной литературе за такими системами закрепилось название распределительных, что акцентирует внимание на бюрократической процедуре распределения. Платежеспособность распределительной пенсионной системы определяется возможностью аккумулировать средства для выплаты пенсий в требуемом в данный момент объеме. Пенсионеры получают свои пенсии за счет работающих, и искусственно поддерживается баланс примерного равенства всех взносов и всех выплат [18, с.20].

Распределительная (солидарная) модель устанавливает зависимость размера пенсии от стажа, уровня оплаты труда, суммы страховых взносов и т.д.; при этом пенсия образуется по следующему принципу: последующее поколение финансирует предыдущее, и собранные страховые взносы, уплачиваемые работодателями и гражданами, целиком расходуются на выплату пенсий в текущий отрезок времени. Пенсия в распределительных системах имеет социальную природу, и ее выплата обязательно гарантируется государством[32].

Поддержание баланса осуществляется за счет согласования значений основных величин пенсионной системы: пенсионного возраста, размера пенсии, страховых тарифов, что выражается простой формулой [36]:

ОЧР*СЗ *СПВ = ОЧП*СП (1),

где: ОЧР - общее число работающих (плательщиков пенсионных взносов);

СЗ -средняя зарплата (номинальная начисленная зарплата);

СПВ - ставка пенсионных взносов;

ОЧП - общее число пенсионеров;

СП - средняя пенсия.

Достоинством распределительного метода финансирования пенсионного обеспечения является относительная простота управления. В распределительных пенсионных системах реализован принцип солидарности поколений («вертикальная» солидарность), при котором работоспособное, более молодое поколение несет на себе бремя поддержки старшего поколения, которое уже в основном не может трудиться [30, с.46].

Распределительные пенсионные системы основываются на принципе солидарности поколений, то есть взносы работников расходуются на текущие выплаты пенсионерам, и пенсионные резервы не формируются. На практике, как правило, присутствуют комбинированные механизмы, то есть пенсионное обеспечение включает в себя как накопительный, так и распределительный элементы.

Условия пенсионного обеспечения могут предусматривать схему установленных выплат, когда заранее задается номинальный или реальный размер пенсии, или установленных взносов, когда фиксируется размер пенсионных отчислений, а размер последующих выплат зависит от реальных пенсионных резервов. Схемы установленных выплат характерны для распределительных пенсионных систем[23, с.20].

В отличие от государственных расходов, финансируемых за счет федерального бюджета, пенсионные выплаты обеспечиваются, как правило, за счет специальных налогов, базой для начисления которых является заработная плата. Более того, часто создаются специальные внебюджетные фонды, обеспечивающие сбор пенсионных взносов и выплаты пенсий. Если для обеспечения пенсий привлекаются дополнительные государственные средства, то это характерно для распределительных систем, при которых имеет место внешнее или смешанное финансирование.

Важной характеристикой пенсионной системы является степень ее зрелости. Ключевым показателем, особенно для распределительной пенсионной системы, является коэффициент зависимости, отражающий число пенсионеров, приходящихся на одного плательщика. Чем выше коэффициент зависимости, тем более зрелой является пенсионная система, чем больше нагрузка на работающее поколение в связи с обеспечением нетрудоспособных.

Принципиальное различие пенсионных систем заключается в методах их финансирования. При распределительной системе покрытие текущих пенсионных расходов производится из текущих поступлений. Данный метод получил название PAYG (pay-as-you-go) -«плати, пока ходишь»[25, с.21].

Платежеспособность распределительной пенсионной системы определяется возможностью аккумулировать средства для выплаты пенсий в требуемом в данный момент объеме. Пенсионеры получают свои пенсии за счет работающих, и искусственно поддерживается баланс примерного равенства всех взносов и всех выплат. Поддержание баланса осуществляется за счет согласования значений основных величин пенсионной системы: пенсионного возраста, размера пенсии, страховых тарифов.

Существенным недостатком распределительной пенсионной системы является отсутствие гарантий выплаты пенсий.

В распределительной пенсионной системе используется схема установленных выплат, где задается номинальный размер пенсии.

Распределительная система отражает принципы социальной справедливости в прежнем их понимании. Существует налог на фонд зарплаты, перечисляемый в ПФ, средства которого используются для содержания пенсионеров безотносительно их индивидуального трудового вклада. При начислении пенсии учитываются только общие показатели: трудовой стаж, размеры заработка за определенный период времени, льготы (введенные коэффициенты осовременивания зарплаты проблемы не решают). Поскольку распределительная система устанавливает тесную связь между числом работающих и пенсионеров, с сокращением первых или увеличением вторых уменьшается и размер пенсий. Возможности такой государственной пенсионной системы практически исчерпаны. Работающие по объективным экономическим (требующиеся пенсионные выплаты превышают собираемые пенсионные взносы) и демографическим причинам (в связи с увеличением средней продолжительности жизни пенсионеров) все хуже и хуже справляются с этой своей обязанностью[18, с.14].

Бескризисность пенсионной системы, построенной по принципу солидарности поколений, обеспечивается при соблюдении пропорции 10 плательщиков - 1 получатель. Сегодня в России соотношение 10:6, а демографическое состояние таково, что, начиная с 2003 г., из-за сокращения численности активной части населения соотношение плательщиков взносов в ПФ и получателей (пенсионеров, включая досрочных) будет резко изменяться и вскоре достигнет 10:10, т. е. на одного работающего будет приходиться один неработающий. Причем в некоторых районах это уже произошло.

Низкое соотношение численности лиц трудоспособного возраста и пенсионеров обусловлено не только демографическими факторами и уровнем занятости, но и более низким (по сравнению с развитыми странами) возрастом выхода на пенсию; распространенной практикой досрочного (на 1,5 - 2 и более лет ранее общеустановленного возраста) выхода на пенсию (доля пенсионеров, получающих пенсию досрочно, составляет 17 - 19%); возможностью получения пенсии при продолжении трудовой деятельности после достижения пенсионного возраста; притоком пенсионеров из республик, бывшего СССР.

Во многих странах используется более прогрессивный накопительный принцип[15, с. 6].

Выводы:

В зависимости от принципов функционирования различают распределительные и накопительные пенсионные системы.

Распределительная (солидарная) модель устанавливает зависимость размера пенсии от стажа, уровня оплаты труда, суммы страховых взносов и т. д.; при этом пенсия образуется по следующему принципу: последующее поколение финансирует предыдущее, и собранные страховые взносы, уплачиваемые работодателями и гражданами, целиком расходуются на выплату пенсий в текущий отрезок времени. Пенсия в распределительных системах имеет социальную природу, и ее выплата обязательно гарантируется государством.

1.2 Характеристика накопительной системы пенсионного обеспечения

Фондируемыми (накопительными) называются пенсионные системы, деятельность которых основана на выплате пенсий из накопленного в этих целях денежного фонда[38, со 12].

Функционирование накопительного пенсионного обеспечения представляет собой долгосрочный инвестиционный процесс, состоящий из трех этапов:

) на первом этапе осуществляются вложения в виде взносов в накопительный пенсионный фонд;

) на втором этапе происходит инвестирование накопленных пенсионных денежных средств;

) на третьем этапе производится регулярная периодическая выплата пенсий [30, с.19].

В накопительных пенсионных системах взносы работников формируют накапливаемые в течение всего периода трудовой активности пенсионные резервы, которые являются ресурсом для выплаты пенсий.

В отличие от государственных расходов, финансируемых за счет федерального бюджета, пенсионные выплаты обеспечиваются, как правило, за счет специальных налогов, базой для начисления которых является заработная плата. Более того, часто создаются специальные внебюджетные фонды, обеспечивающие сбор пенсионных взносов и выплаты пенсий. Если для финансирования расходов используются только собственные ресурсы пенсионной системы, говорят о внутреннем финансировании; если же для обеспечения пенсий привлекаются дополнительные государственные средства, что характерно для распределительных систем, имеет место внешнее или смешанное финансирование[26].

Различие между накопительными и распределительными пенсионными системами не ограничивается разными подходами к финансированию пенсионных платежей: в зависимости от принципов организации меняется институциональная форма системы пенсионного обеспечения, кроме того, различными оказываются экономические и политические последствия той или иной пенсионной системы.

Принципиальное различие пенсионных систем заключается в методах их финансирования. При накопительном (фондируемом) способе финансирования, пенсионные отчисления идут на создание специального фонда (резерва), обеспечивающего все пенсионные выплаты в настоящем и будущем.

Под текущей стоимостью обязательств накопительной пенсионной системы понимается разность между суммой дисконтированных будущих пенсионных выплат (с учетом вероятностей дожития) и стоимостью будущих взносов в пенсионную систему. Величины текущей стоимости обязательств пенсионной системы и оценка наличных активов пенсионной системы имеют вероятностный характер, для их определения используются актуарные методы, базирующиеся на демографических и экономических данных. В накопительной системе целенаправленно должен поддерживаться баланс текущей стоимости обязательств и накопленных активов[21].

В накопительном пенсионном обеспечении также могут использоваться идеи солидарности. Так, в накопительных пенсионных системах, основанных на принципах социального страхования, реализуются два типа солидарности:

«горизонтальная» солидарность - это солидарность участников пенсионной системы в рамках каждого поколения. В соответствии с ней, выплата пенсий «долгожителям», то есть лицам, пережившим большинство своих сверстников, частично производится за счет невыплат пенсий умершим участникам пенсионной системы;

«вертикальная» солидарность - это солидарность между поколениями, что в данном случае направлено на поддержание устойчивости системы.

Принципиальным отличием «вертикальной» солидарности в накопительной системе от используемой в распределительной является возможность распространения не только от младшего поколения к старшему, но и в обратном направлении [25, с.103].

Накопительная пенсионная система обычно является обязательной, а вот воплощаться может как в государственных пенсионных системах, так и в системе негосударственных (частных) пенсионных фондов.

Распределительная и накопительная системы представляют собой два полюса в многообразии пенсионных систем. Они могут действовать параллельно (независимо) или взаимно дополняя друг друга, так как у каждой пенсионной системы имеются свои плюсы и минусы.

Накопительная система обеспечивает высокий уровень гарантий выплат пенсий для участников как в настоящее время, так и в перспективе. В актив накопительной системы можно записать существенное повышение объема инвестиций в экономику. Накопительная система обладает и меньшим политическим риском, чем распределительная. При возникновении кризисных ситуаций она оказывается более гибкой, чем распределительная.

Вместе с тем эффективность накопительной системы в значительной мере зависит от субъективных и общеэкономических факторов, таких как качество управления резервами, риск потери инвестиций, снижения уровня инвестиционных доходов по сравнению с их размерами, заложенными в пенсионных схемах[17, с.12].

Изменение ставок и порядка уплаты пенсионных взносов повлияет на пенсионное обеспечение ныне работающих, но оно начнет оказывать свое действие только через несколько лет, а то и десятилетий. Аналогичным образом проявляют себя и любые изменения в правилах начисления пенсий или исходных данных (например, изменение возраста выхода на пенсию или норматива доходности инвестиций). Финансовые последствия таких изменений можно оценить только в ходе специальной актуарной оценки на основе многолетнего мониторинга состояния системы.

При сложившейся демографической ситуации для плательщиков взносов, участие в накопительной системе дешевле, чем в распределительной, поскольку у первой имеется дополнительный источник в виде прироста размеров накопленного резерва.

В накопительной пенсионной системе обычно используется схема установленных взносов, где фиксируется размер отчислений, а размер выплат зависит от реальных пенсионных резервов. Накопительная система строится не на перераспределительных принципах, а на принципе эквивалентности, то есть равенстве платежей и взносов, приведенных к сопоставимому виду.

Ключевое отличие накопительных пенсионных систем от распределительных состоит в принципиально разных подходах к финансированию пенсионных выплат. В накопительной системе взносы участников формируют пенсионные резервы, из которых выплачиваются пенсии. В распределительной системе источником пенсионных трансфертов являются взносы работников, которые распределяются между всеми пенсионерами. Для обеспечения пожизненного предоставления пенсий в накопительных схемах, как правило, используются элементы страхования, то есть пенсионное обеспечение строится на актуарных принципах. Применение пенсионных аннуитетов в накопительной системе не обязательно, но довольно распространено, так как позволяет элиминировать риски досрочного исчерпания пенсионных накоплений. В распределительной системе пенсионное обеспечение строится на принципе солидарности поколений, то есть выплаты пенсионерам производится из отчислений более молодых работающих членов общества. Таким образом, накопительные пенсионные схемы обеспечивают привязку величины пенсий к размеру взносов конкретного участника, а в основе распределительных схем лежат перераспределительные механизмы[15, с.21].

Возможные способы организации накопительной и распределительной систем приводятся в (таблице 1).

Показатель

Распределительные пенсионные системы

Накопительные пенсионные системы

Формирование пенсионных резервов

Возможно формирование пенсионных резервов

Обязательно формирование пенсионных резервов

Использование актуарных расчетов

Актуарные расчеты при определении пенсий е используются

Как правило, при определении пенсий используются актуарные расчеты

Государственное управление

Обязательное государственное управление пенсионной системой

Государственное управление пенсионной системой возможно, но необязательно

Обязательное участие в пенсионной системе

Пенсионная система основывается на обязательном участии работников

Пенсионная система может строиться как на обязательном, так и добровольном участии

Использование схем с установленными взносами или установленными выплатами

Как правило, используются пенсионные схемы с установленными выплатами

Могут использоваться как схемы с установленными выплатами, так и с установленными взносами, последние преобладают


Однако, как распределительные, так и накопительные пенсионные системы характеризуются элементами социального неравенства и нежелательными перераспределительными эффектами. Введение смешанной системы пенсионного обеспечения позволяет скорректировать эти проблемы, например, сохранение распределительного уровня и минимальных пенсий для наименее обеспеченных индивидуумов позволяет избежать резкой дифференциации пенсионных доходов и снять социальную напряженность. Основная трудность состоит в том, что перераспределительные процессы в сфере пенсионного обеспечения носят неявный характер и этим проблемам намеренно или неосознанно практически не уделяется внимания со стороны регулирующих органов[23, с.20]. Обобщение сравнительного анализа разных типов пенсионных систем по трем ключевым характеристикам: рискам, эффективности и справедливости приводятся в (таблице 2).

Таблица 2 - Сравнительный анализ ключевых свойств накопительной и распределительной пенсионных систем.

Свойства пенсионной системы

Распределительная пенсионная система

Накопительная пенсионная система

Риски пенсионного обеспечения

Демографические риски, устойчивость системы определяется величиной коэффициента зависимости

Политические риски: соблюдение условий пенсионного обеспечения зависит от политических решений Инвестиционные риски: риск неблагоприятных инвестиционных условий, неудачного выбора объектов вложений, а также мошенничества управляющих пенсионными активами

Эффективность пенсионного обеспечения

Норма отдачи от участия в пенсионном обеспечении на национальном уровне равна сумме темпов роста заработной платы и числа плательщиков

Норма отдачи от участия в пенсионном обеспечении определяется уровнем реальной ставки процента

Неравенство и дискриминация в пенсионном обеспечении

Характеризуется систематическими перераспределительными эффектами внутри поколения и между поколениями, связанными с функционированием пенсионных схем с установленными выплатами и использованием финансирования пенсий взносами работника, а также неоднородности экономических агентов

Пенсионная система характеризуется как случайными, так и систематическими перераспределительными эффектами, связанными с изменчивостью макроэкономических параметров, несовершенством рынка пенсионного страхования и неоднородностью экономических агентов


Накопительная пенсионная система базируется на принципе, в соответствии с которым только сам человек ответственен за формирование условий своей жизни. Это предполагает замену государственной пенсионной системы частными структурами обязательного накопления, построенными на принципе индивидуального финансирования пенсии самим работником за счет процента от заработной платы и инвестиционного дохода. В ее основе следующие аргументы:

пенсионная система, полностью перешедшая на накопительную основу, увеличивает совокупные национальные накопления и приводит к увеличению инвестиций и экономическому росту;

при частном управлении пенсионными фондами пенсионная система, благодаря воздействию конкуренции и независимости от политического вмешательства, становится эффективней государственной;

накопительная пенсионная система не зависит от проблем демографического плана, угрожающих практически во всем мире существованию распределительных схем;

накопительная система дает свободу выбора и обеспечивает дифференциацию размеров пенсии и зависимости от заработка и эффективности использования накоплений[15].

Как можно заметить из данного рисунка, уже в самой концепции накопительной системы заключены многочисленные риски. Участники системы несут полную ответственность за ее провалы, государство в данном случае гарантирует пострадавшим в лучшем случае лишь минимальный размер пенсии. Накопительная схема в большей мере применима в более богатых странах с обширным средним классом и весьма проблематична для общества с высокой доходной поляризацией. Система идеально подходит для хорошо оплачиваемых работников, которые могут накопить на пенсионных счетах достаточную денежную сумму, но не обеспечивает внутрипоколенческого механизма перераспределения и предотвращения бедности [17, с.13].

Эффективность накопительной схемы в значительной мере зависит от субъективных и общеэкономических факторов. Ее доходность может колебаться в значительных пределах в зависимости от изменений экономической конъюнктуры и качества менеджмента. Всегда существует риск потери сбережений или снижения уровня инвестиционных доходов по сравнению с их размерами, заложенными в пенсионных схемах.

Проведенный выше анализ показывает, что пенсионная система, основывающаяся на накопительных принципах, характеризуется большой устойчивостью, не зависит от демографических рисков и больше, чем распределительная система соответствует экономико-демографическим требованиям.

Определенным компромиссом, позволяющим сочетать преимущества как распределительной, так и накопительной систем, является применение смешанных форм финансирования пенсий. На настоящий момент большинством экспертов принята концепция трехуровневой системы пенсионного обеспечения:

государственная распределительная система, которая обеспечивает минимальную пенсию;

обязательная накопительная система, обеспечивающая пенсию, соответствующую размеру сформированных резервов;

добровольная накопительная система, позволяющая индивидууму увеличить величину пенсии в соответствии с индивидуальными потребностями[25, с.186].

В этом случае государственное пенсионное обеспечение, финансируемое по распределительному принципу будет решать задачу защиты престарелых от бедности, гарантируя минимальную пенсию. С другой стороны, основным является второй, накопительный уровень, позволяющий пенсионерам поддерживать достойный уровень жизни после выхода на пенсию. Наконец, возможность добровольных накоплений дает индивидууму самостоятельно определять желаемую величину потребления в старости и формировать соответствующие накопления.

Основанная на накоплениях система является независимой от демографических рисков и, кроме того, как обсуждалось выше, она более защищена от политических рисков. С другой стороны, наличие минимальной пенсии дает пенсионеру гарантии относительно будущих доходов и снижает степень неопределенности в экономической системе. Именно такая структура пенсионной системы рассматривается в большинстве стран мира как цель преобразования пенсионной сферы[15, с.12].

. Анализ состояния пенсионного обеспечения в РФ

.1 Анализ динамики и структуры источников финансирования системы пенсионного обеспечения

Анализ динамики и структуры источников финансирования системы пенсионного обеспечения проведем за 2011-2013 годы. Источники пополнения бюджета Пенсионного фонда РФ можно условно разделить на следующие:

страховые взносы, уплачиваемые организациями за своих работников;

налоги на совокупный доход (УСНО);

доходы от использования имущества (аренда);

доходы от оказания платных услуг;

доходы от продажи материальных и нематериальных активов;

поступления от штрафов и санкций;

безвозмездные поступления из федерального бюджета и межбюджетных трансфертов.

Динамика общего объема поступлений Пенсионного фонда РФ приведена в (таблице 3).

Таблица 3 - Динамика доходов Пенсионного фонда в 2011-2013 гг.

Наименование показателя

2011 год

2012 год

Абсолютное изменение к 2011 году

2013 год

Абсолютное изменение к 2011 году

Доходы

5 255 644,60

5 890 368,11

+634 723,51

6 390 456,12

+1 134 811,52

Рисунок 9- Доходы Пенсионного фонда РФ в 2011-2013 г.

Общий объем поступлений с 2011 по 2013 год в бюджет Пенсионного фонда увеличивается, что является положительным фактом и говорит о росте страховых поступлений от работодателей и безвозмездных поступлениях из федерального бюджета РФ, так как эти источники являются основными.

Условно доходы можно поделить на налоговые и неналоговые доходы и безвозмездные поступления из федерального бюджета. Источники поступления в бюджет Пенсионного фонда по их видам приведены в (таблице 4).

Таблица 4 -Источники поступления по видам в Пенсионный фонд в 2011-2013 гг.

Период

Налоговые и неналоговые поступления

Безвозмездные поступления

2011 год

2 870 452,29

2 385 192,31

2012 год

3 067 013,57

2 823 354,54

2013 год

3 340 938,60

3 049 517,52


Налоговые и неналоговые поступления Пенсионного фонда (собственные источники) чуть более безвозмездных поступлений из Федерального бюджета (рисунок 10).

Рисунок 10 - Динамика поступлений в Пенсионный фонд РФ в 2011-2013 гг.

На протяжении всего анализируемого периода поступления увеличиваются. Если налоговые и неналоговые доходы в 2011 году составляли 2 870 452,29 млн. руб., то уже в 2013 году увеличились на 17,3% и стали составлять 3 340 938,60 млн. руб. То же самое можно сказать и про безвозмездные поступления, их рост в 2013 году по сравнению с 2011 годом составил 27,8% и они поступили в сумме равной 3 049 517,52 млн. руб.

Анализ динамики источников поступления бюджета Пенсионного фонда приведен в (приложении А). При более детальном рассмотрении источников поступления в 2013 году по сравнению с 2011 годом можно, сказать следующее. Произошло увеличение поступления страховых взносов на 17,3%, главным образом за счет увеличения процента отчислений страховых взносов. Налог с упрощенной системы налогообложения перестал поступать в бюджет Пенсионного фонда РФ и стал составлять отрицательную величину. Задолженность и пересчеты по налогам снизились на 35,82%, доходы от использования имущества Пенсионного фонда - на 30,8%, доходы от продажи материальных и нематериальных активов - на 19,2%. Зато увеличились доходы от оказания платных услуг на 20,7%, поступления от штрафов и санкций -на 8,1% и прочие неналоговые доходы - на 17,06 млн. руб.

В (приложении Б) приведена структура источников поступления Пенсионного фонда.По итогам анализа можно сделать вывод о том, что существенных изменений в структуре источников не произошло, наибольшее изменение составило 2,5%.

В связи с небольшой суммой в общих источниках поступлений в структуре не отображены: доходы от оказания платных услуг, доходы от продажи активов, штрафы и санкции, прочие неналоговые доходы, а также сумма субсидий и межбюджетных трансфертов.

В налоговых и неналоговых поступлениях наибольший удельный вес принадлежит страховым взносам (в 2013 году -51,8%), а в безвозмездных поступлениях - поступления из федерального бюджета РФ на выплату государственных пенсий и пособий.

Таблица 5 -Структура источников поступления в Пенсионный фонд за 2011-2013 гг.

Период

Удельный вес налоговых и неналоговых поступлений,%

Удельный вес безвозмездных поступлений,%

2011 год

54,6

45,4

2012 год

52,1

47,9

2013 год

52,3

47,7


Более наглядно изменение удельных весов источников поступлений изображено на (рисунках 11-13).

Рисунок 11- Структура поступлений в бюджет Пенсионного фонда в 2011 году

Рисунок 12 - Структура поступлений в бюджет Пенсионного фонда в 2012 году

Рисунок 13 - Структура поступлений в бюджет Пенсионного фонда в 2013 году

Удельный вес налоговых и неналоговых поступлений в анализируемом периоде чуть более 50%, что свидетельствует о том, что поступления от собственных источников практически равны безвозмездным поступлениям из Федерального и других бюджетов. В 2013 году удельный вес налоговых и неналоговых поступлений составил 52,3%, а безвозмездных поступлений - 47,7%.

2.2 Анализ использования средств пенсионного фонда (изменения)

В ходе анализа рассмотрим использование средств Пенсионного фонда РФ, которое представлено в (приложении В.) Основными расходами Пенсионного фонда являются:

общегосударственные вопросы;

образование работников;

социальная политика, направленная на пенсионное и социальное

обеспечение населения.

Расходы, аналогично доходам Пенсионного фонда РФ, за анализируемый период увеличивались. В целом расходы увеличились на 29,6% или на 1 458 209,76 млн. руб.

Динамика расходов Пенсионного фонда РФ по их видам за 2011-2013 годы приведена в (таблице 6).

Таблица 6-Динамика расходов Пенсионного фонда по их видам за 2011-2013 гг.

Наименование показателя

2011 год

2012 год

2013 год

Общегосударственные вопросы

84 605,88

92 803,78

98 906,89

Образование

51,89

69,07

75,04

Социальная политика

4 837 451,22

5 358 345,89


Ежегодное увеличение расходов Пенсионного фонда за анализируемый период отображено на (рисунке 14).

Рисунок 14 - Использование средств Пенсионного фонда РФ в 2011-2013 г.

Расходы на общегосударственные вопросы выросли в 2013 году по сравнению с 2011 годом на 14 301,01 млн. руб., в том числе расходы на другие общегосударственные вопросы - на 14 301,49 млн. руб., а расходы на международные отношения снизились на 7,4%.

Расходы на повышение квалификации работников ежегодно возрастали, их общий рост составил в 2013 году по сравнению с 2011 годом - 44,6%.

Наиболее весомыми среди расходов являются расходы на социальную политику. Расходы на пенсионное обеспечение выросли за анализируемый период на 30,9%, главным образом за счет ежегодного роста пенсий. Также увеличились расходы на социальное обеспечение на 32,4%, расходы на охрану семьи и детства - на 31,6% и расходы на другие вопросы социальной политики - на 6,7%. Расходы же на исследования в области социальной политики снизились на 16,2%.

Расходы на социальную политику составляют основную часть расходов Пенсионного фонда. Рассмотрим более подробно расходы социальной политики по их видам в 2013 году, которые приведены в (таблице 7).

Таблица 7-Расходы социальной политики Пенсионного фонда по их видам в 2013 году

Наименование показателя

Сумма

Пенсионное обеспечение

5 326 745,23

Социальное обеспечение

472 575,13

Охрана семьи и детства

225 316,49

Прикладные научные исследования

57,06

Другие вопросы

256 642,91


На рисунке 15 наглядно видно, что среди расходов на социальную политику составляют довольно большую часть расходы Пенсионного фонда на пенсионное обеспечение. Этот расход определяет главное предназначение Пенсионного фонда. Также в социальную политику входит социальное обеспечение населения, выплата государственных пособий гражданам. Для полного понимания социальных нужд населения Пенсионный фонд проводит научные исследования в области социальной политики.

Рисунок 15 - Расходы на социальную политику Пенсионного фонда в 2013 году

На рисунке хорошо просматривается, что среди социальной политики наибольшую часть расходов составляют государственные пенсии.

Также рассмотрим структуру расходов Пенсионного фонда РФ, представленную в (приложении Г). По итогам анализа можно сделать вывод о том, что в структуре расходов за анализируемый период изменений практически не было, все изменения были в пределах 1%.

Структура расходов по их видам приведена в (таблице 8).

Таблица 8 - Структура расходов Пенсионного фонда по их видам в 2011-2013 гг.

Наименование показателя

Удельный вес,%


2011 год

2012 год

2013 год

Общегосударственные вопросы

1,7

1,7

1,5

Образование

-

-

-

Социальная политика

98,3

98,,3

98,5



Расходы на образование работников Пенсионного фонда не входят в структуру расходов, так как составляют минимальное значение в общей сумме расходов. Наглядно представим структуру за анализируемый период на (рисунках 16-18).

Рисунок 16 - Удельный вес расходов Пенсионного фонда в 2011 году

Рисунок 17 - Удельный вес расходов Пенсионного фонда в 2012 году

Рисунок 18 - Удельный вес расходов Пенсионного фонда в 2013 году

Наибольший удельный вес в структуре расходов составляет социальная политика (более 98%), в том числе пенсионное обеспечение (более 80%). Наименьший удельный вес в структуре расходов принадлежит общегосударственным вопросам, в 2013 году он составил 1,5%. Расходы на образование в структуру расходов не вошли.

На вышеприведенных рисунках отчетливо просматривается, что основная составляющая расходная часть бюджета Пенсионного фонда РФ составляет социальную политику населения.

Также отдельно рассмотрим структуру расходов, направленных на социальную политику населения. Для построения рисунка составим (таблицу 9), в которой пересчитаем структуру социальной политики.

Таблица 9 -Структура социальной политики Пенсионного фонда РФ в 2013 году

Наименование показателя

2013 год, млн. руб.

Удельный вес,%

Социальная политика, в том числе:

6 281 336,82

100,0

- пенсионное обеспечение

5 326 745,23

84,8

- социальное обеспечение населения

472 575,13

7,5

- охрана семьи и детства

225 316,49

3,6

57,06

-

- другие вопросы в области социальной политики

256 642,91

4,1


Рассмотрение структуры социальной политики в 2013 году свидетельствует о том, что пенсионное обеспечение населения граждан является основным видом расхода согласно основному предназначению создания Пенсионного фонда в Российской Федерации. Менее 10% составляют расходы на социальное обеспечение населения (7,5%), расходы на охрану семьи и детства (3,6%) и другие вопросы в области социальной политики (4,1%).

На (рисунке 19) просматривается, что основную долю социальной политики занимает пенсионное обеспечение.

Рисунок 19 - Структура расходов, направленных на социальную политику в 2013 году

Главным расходом социальной политики является пенсионное обеспечение. Например, в 2013 году оно составило 84,80% расходов, направленных на социальную политику.

В ходе анализа также необходимо рассмотреть общие итоги деятельности Пенсионного фонда РФ за 2011-2013 гг., т. е. сопоставить доходы и расходы. Итоги деятельности Пенсионного фонда приведены в (таблице 10).

Таблица 10-Итоги деятельности Пенсионного фонда за 2011-2013 гг.

Наименование показателя

2011 год, млн. руб.

2012 год, млн. руб.

Абс. откл. к 2011 г., млн. руб.

2013 год, млн. руб.

Абс. откл. к 2011 г., в млн. руб.

Темп ростак 2011 г.,%

Доходы

5 255 644,60

5 890 368,11

+634 723,51

6 390 456,12

+1 134 811,52

121,6

Расходы

4 922 108,99

5 451 218,74

+529 109,75

6 380 318,75

+1 458 209,76

129,6

Профит (дефицит) бюджета

+333 535,61

+439 149,37

+105 613,76

+10 137,37

-323 398,24

3,0




По итогам анализа можно сказать следующее. Доходы в анализируемом периоде растут меньшими темпами, чем расходы. Общий рост доходов за 2011-2013 гг. составил 21,6%, общий рост расходов составил -29,6%. За анализируемый период наблюдается профицит бюджета Пенсионного фонда, несмотря на то, что он снижается на 97% к 2013 году, его наличие свидетельствует о положительных результатах деятельности Пенсионного фонда в этот период.

Если доходы превышают расходы, то они могут дополнительно использоваться на различные цели, либо откладываться в качестве экономического резерва Пенсионного фонда РФ.

Выводы: Исходя из проведенного анализа причин формирования дефицита страховой пенсионной системы для решения проблемы финансовой обеспеченности государственных пенсионных обязательств нужно устранить выявленные факторы, формирующие данный дефицит: недостаточный страховой тариф на сформированные пенсионные права пенсионеров (несбалансированная тарифная политика), правовые основания для нестрахового перераспределения пенсионных прав (льготные и досрочные виды пенсий). Также необходимо компенсировать финансовые ресурсы, изымаемые из солидарного перераспределения на формирование индивидуально-накопительных прав будущих поколений.

Выводы по главе.

На основании произведённого анализа можно заключить, что численность пенсионеров, состоящих на учете в системе Пенсионного фонда Российской Федерации ежегодно увеличивается (относительно 2011 г - на 411 тыс. чел, относительно 2010 г г - на 867 тыс. чел.). Также возрастает численность пенсионеров, приходящаяся на 1000 человек населения (относительно 2011 г - на 2,3 чел, относительно 2010 г - на 5,1 чел.). Бескризисность пенсионной системы, построенной по принципу солидарности поколений, обеспечивается при соблюдении пропорции 10 плательщиков - 1 получатель. Сегодня в России соотношение 10:6, а демографическое состояние таково, что, вскоре достигнет 10:10, т. е. на одного работающего будет приходиться один неработающий. Средний размер назначенных пенсий также увеличивается, но данный рост не превышает уровня инфляции в РФ. Следовательно, на данный момент важнейшая социальная проблема низкий размер пенсий и пособий, вытекающий из низкой доходной базы внебюджетных фондов, т.е. на социальные выплаты направляется ровно столько средств, сколько удалось собрать. Полученные данные свидетельствуют о необходимости дальнейшего реформирования пенсионной системы РФ.

В то же время, при уменьшении числа негосударственных пенсионных фондов (по сравнению с 2010 г.: на 5 - в 2011 г, на 17 - в 2012 г.), число их участников ежегодно увеличивается. Также наблюдается увеличение общей суммы пенсионных выплат и сумма выплат в среднем в месяц на одного получателя. Полученные данные подтверждают  востребованность системы негосударственного пенсионного обеспечения и эффективность функционирования данных фондов.

На основании произведённого анализа можно заключить, что необходимо учитывать несколько факторов, оказывающих наибольшее воздействие на состояние пенсионной системы: макроэкономические, демографические, социально-экономические и собственно пенсионные.

К важнейшим демографическим факторам относятся показатели рождаемости, смертности и миграции населения страны, соотношение численности населения трудоспособного возраста к численности населения старше трудоспособного возраста.

Среди экономических факторов наибольшее воздействие на

функционирование пенсионной системы оказывают темпы роста валового внутреннего продукта, фонда оплаты труда работающих по найму, доходов иных категорий населения, средней заработной платы, темпы инфляции, фактическая доходность инвестиций, уровень безработицы и ряд других показателей.

К собственно пенсионным (иначе их можно определить как правовые) факторам относятся особенности национального законодательства в области социального страхования и пенсионного обеспечения, включая степень охвата населения пенсионной системой, источники финансирования пенсионных выплат, ставки отчислений в пенсионную систему, пенсионную формулу, виды и условия назначения пенсий, а также размеры предоставляемых пенсионных льгот.



3. Разработка рекомендаций по совершенствованию системы пенсионного обеспечения

.1 Основные направления совершенствования системы обязательного пенсионного обеспечения

На основании рассмотренного выше материала, возможно предложить ряд рекомендаций по совершенствованию системы пенсионного обеспечения РФ.

. Обеспечение центральной роли накопительной пенсионной системы.

Правительством Российской Федерации предложена реформа, согласно которой нынешние участники системы обязательного страхования должны иметь возможность перевести 6% от суммы страховых взносов, которые в настоящее время перечисляются на накопительные счета по УВ, в систему УНС до января 2015 г. Новым участникам системы будет предоставляться выбор по вступлению в программу в соответствии с предложением. Возможность выбора должна сопровождаться предоставлением объективной информации участникам пенсионных программ, чтобы они могли сделать целесообразный выбор. Также рекомендуется, чтобы возможный переход от накопительной системы с УВ к системе УНС применялся только к вновь поступающим взносам, не затрагивая текущие размеры сбережений, сформированные в рамках накопительной системы, в целях гарантии получения держателями сбережений долгосрочной прибыли от их ранее перечисленных взносов.

Последнее предложенное преобразование приведёт к получению финансовых выгод по системе УНС в краткосрочной перспективе в результате поступления средств. Но такие выгодыносят временный характер. В долгосрочной перспективе они представляют собой повышение расходов населения на выплату пенсий, при этом обязательства по системе УНС также будут расти, в особенности, в условиях неблагоприятной демографической ситуации. Долгосрочная финансовая устойчивость системы УНС, финансируемой из текущих доходов, эффективнее работает при увеличении фактического возраста выхода на пенсию и стимулирования более продолжительной трудовой жизни. Кроме того, выплата специальных надбавок к пенсии должна лучше концентрироваться на самых нуждающихся слоях населения в целях сокращения расходов.

ОЭСР поддерживает диверсифицированную и сбалансированную пенсионную систему, сочетающую государственное и негосударственное пенсионное страхование, накопительные и распределительные принципы выплаты пенсий, чтобы уравновесить выполнение задач по обеспечению достаточного уровня пенсионных выплат и финансовой устойчивости пенсионной системы в условиях демографического старения населения. Накопительные системы также увеличивают формирование долгосрочного капитала для внутригосударственного инвестирования, на который, в случае перехода от накопительной системы с УВ к системе УНС в Российской Федерации, будет оказано неблагоприятное влияние. В целях увеличения сбережений в рамках системы негосударственного пенсионного страхования выгодно применять обязательные программы или программы с автоматической регистрацией для более широкой сферы охвата, более высоких размеров взносов и более прогрессивной системы распределения среди участников по сравнению с системами добровольного страхования, которые основываются исключительно на налоговых или финансовых стимулах. Последующие рекомендации сконцентрированы на накопительной системе негосударственного пенсионного страхования Российской Федерации.

. Повышение степени диверсификации инвестиций.

В Российской Федерации действуют особенно жесткие правила инвестирования по сравнению с международной ситуацией, в частности, в отношении активов, регулируемых государственными управляющими компаниями и банком ВЭБ, а в некоторой степени также в отношении негосударственных пенсионных фондов (НПФ).Количественные ограничения по инвестированию активов в рамках системы обязательного пенсионного страхования включают ограничения по вложениям в акционерный капитал, иностранным инвестициям и другими активам. Данные ограничения способны сдерживать диверсификацию рисков и финансирование продуктивного сектора частных инвестиций и должны быть пересмотрены.

Ограничения по инвестициям для пенсионных фондов в дальнейшем возможно ослабить, концентрируясь на обеспечение более свободного доступа к различным инвестиционным возможностям на внутригосударственном рынке. Это должно позволить добиться лучшего использования пенсионных активов, учитывающего риски. Разрешение более высокого уровня иностранных инвестиций также способствовало бы диверсификации рисков и повышению прибыли. При этом следует применять «принцип благоразумного инвестора»,повышая стандарты управления рисками и регулирования инвестиционных вложений пенсионных фондов. Система надзора за инвестиционными вложениями пенсионных фондов также должна учитывать риски.

Необходимо стимулировать интерес российского правительства к разрешению инвестирования в объекты инфраструктуры, т. к. это приведёт к получению долгосрочной, устойчивой и значительной прибыли, полностью соответствующей долгосрочному характеру пенсионных сбережений. В этом случае, однако, присутствует необходимость правильного структурирования инструментов для осуществления таких инвестиций и обеспечения того, чтобы пенсионные фонды и компании по управлению активами развивали свои внутренние возможности по управлению такими инвестициями. Кроме того, решения об инвестировании должны приниматься советами директоров пенсионных фондов с точки зрения наибольших выгод для участников программ.

При разработке инвестиционных стратегий необходимо уделять должное внимание возрастному составу участников программы. Инвестиции должны частично зависеть от образа жизни участников, сокращая подверженность участников риску при приближении срока их выхода на пенсию. Такие стратегии также нуждаются в таком преобразовании требований к предоставлению гарантий возврата средств, чтобы гарантия распространялась только на сумму сбережений, накопленных к сроку выхода на пенсию.

.  Повышение эффективности: увеличение конкуренции и сокращение затрат.

Развитие открытой конкуренции и повышение подвижности граждан между фондами будет способствовать достижению дополнительных выгод с учетом более низких расходов и сборов и более высоких прибылей. В то же время, развитие конкуренции даст такие результаты только если участники программ надлежащим образом информированы и обучены. Таким образом, может потребоваться принятие регулятивных правил в целях создания для НПФ и компаний по управлению активами более сильных стимулов, побуждающих их повышать эффективность своей деятельности.

. Повышение прозрачности и раскрытие информации об инвестициях и полученных прибылях.

Стратегии размещения инвестиционных активов должны учитывать возможности максимизации пенсионных выплат клиентам на единицу страхового взноса, при контролировании рисков, которым подвержены частные инвестиции. Качество, доступность и содержание информации по инвестиционным вложениям, предоставляемой фондами НПФ, в настоящее время различается. Законодательством требуется обнародование информации в отношении инвестиционных портфелей и поступлений в НПФ, а также доведение персонифицированной информации о величине и эффективности накоплений до отдельных участников. Фондам НПФ следует разработать письменные положения инвестиционной политики, которые бы находились в открытом доступе, а регулирующий или надзорный орган должен разработать типовые схемы управления рисками, чтобы проводить ежегодную оценку результатов деятельности фонда. При таких условиях руководящий орган также сможет контролировать степень подверженности риску в соответствии с инвестиционной политикой и стратегиями управления рисками.

Регулирующему органу необходимо разрабатывать стандартные формы документов, излагающих информацию для клиентов и предназначенных для предоставления их фондами участникам программ и прочим заинтересованным лицам, используя стандартные методы и допущения. Такая мера будет также способствовать сопоставимости между фондами и физическими лицами. Минимальные требования к информации включают персональные отчеты для клиентов, содержащие сумму накопленных и причитающихся им выплат и текущие размеры накопленной прибыли и четкое планирование выгод при обоснованно сделанных стандартных допущениях.

. Организация экономически эффективной стадии выплаты пенсии, согласованной со стадией формирования сбережений пенсионной системы.

Стадия накопления и стадия выплаты пенсии в рамках пенсионной системы должны быть согласованны. Система обязательного страхования с УВ, предусматривающая мало элементов индивидуального выбора, должна сочетаться с четко разработанным планом переоформления накопленных сумм в ежегодные выплаты. Однако развитие хорошо регулируемого и эффективного рынка ежегодных выплат в России займет время. Запланированное снятие (или постепенное сокращение) средств должно подчиняться правилам, предусматривающим максимальный размер расхода сбережений и позволяющих сократить степень подверженности риску долгожительства.

.        Совершенствование процедуры управления посредством повышения

прозрачности и уровня профессиональных знаний, а также улучшения системы внутреннего контроля.

Необходимо, чтобы пенсионные фонды и компании, управляющие их активами, достигли наивысших уровней согласованности и профессионализма в применяемом ими методе управления активами, находящимися под их контролем. Для достижения такой цели руководящий орган и фонды должны иметь необходимый уровень профессиональных знаний и опыта, чтобы принимать решения и задавать правильные вопросы лицам, предоставляющим рекомендации и/или оказывающим услуги. В случае недостаточного уровня профессиональных знаний и опыта внутри организации соответствующие обязанности могут быть переданы стороннему исполнителю, однако в целях обеспечения независимости определенных обязанностей внешних сторон, например, проведения аудиторских проверок или услуг хранения, в долгосрочной перспективе лучше пользоваться услугами независимых организаций. Необходимый уровень подотчетности может быть надлежащим образом обеспечен посредством назначения одновременно представителей участников пенсионных программ и независимых директоров.

Также присутствует необходимость пересмотра фидуциарных обязательств правлений пенсионных фондов в целях гарантии того, что решения принимаются для достижения наибольших выгод клиентов. Организационно-правовая форма пенсионных фондов подлежит пересмотру, т. к. в настоящее время назначаемые доверительные собственники часто одновременно являются выгодоприобретателями фонда. Единственными законными выгодоприобретателями пенсионного фонда должны являться участники пенсионных программ и лица, находящиеся на их иждивении, в тех случаях, когда предусмотрена выплата пособий, связанных с потерей кормильца. Правление пенсионного фонда и его члены должны нести фидуциарные обязательства и соблюдать кодекс корпоративной этики. Необходимо предусмотреть требование по четкому определению и разграничению организационных и надзорных функций, а также обеспечению надлежащего урегулирования и, по возможности, предотвращения конфликта интересов. В то же время регламент должен устанавливать соответствующие процедуры для обеспечения надлежащего процесса принятия внутренних решений и функционирования системы внутреннего контроля. Система внутреннего контроля должна охватывать все базовые организационные и административные процедуры и расходы, а также должна подлежать проверке со стороны ответственного надзорного органа. Национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов (НАПФ) следует работать в направлении разработки стандартов, которые бы соответствовали правилам организации ОЭСР, в частности, правилам управления деятельностью пенсионных фондов и нормам функционирования систем управления рисками пенсионных фондов, принятыми организацией ОЭСР и Международной организацией органов пенсионного надзора (IOPS). НАПФ следует разработать саморегулируемые стимулы, которые бы побуждали фонды НПФ к соблюдению таких стандартов.

.        Совершенствование системы надзора и внедрение системы надзора, основанной на оценке рисков, в целях улучшения общественного контроля.

Система надзора за деятельностью пенсионных фондов должна четко регулироваться таким образом, чтобы надзорный орган был наделен всеми необходимыми полномочиями, ресурсами и обязанностями, а также, в условиях функционирования надлежащей системы подотчетности, должна обеспечивать эффективный контроль над накопительной пенсионной системой. Функционирование регуляторного органа, деятельность которого координируется Центральным Банком России, может оказаться выгодным с точки зрения большей степени независимости и эффективности надзора. В то же время такие преобразования необходимо тщательно контролировать, особенно в отношении определения необходимости развития системы компетенций в сфере надзора за деятельностью пенсионных фондов и в отношении передачи обязанностей по надзору другим регуляторным органам. Должное внимание также необходимо уделить установлению комплексного и всеохватывающего надзора над накопительной пенсионной системой в целом, включая предприятия государственного сектора, управляющие пенсионными активами (ПФР и ВЭБ). В настоящее время надзорный орган несет ответственность только за деятельность фондов НПФ и компаний по управлению частными активами.

В целях усиления защиты клиентов назначаемый надзорный орган должен представлять собой учреждение, в которое граждане могут обратиться в случаях нарушения их прав или злоупотребления со стороны НПФ или каких-либо посреднических организаций. Следует установить процедуру для обработки жалоб на фонды НПФ, которые не предусматривают использование системы судопроизводства в качестве первого средства правовой защиты. Процедура должна быть быстрой, прозрачной и легкой для понимания, она должна требовать исключительно обоснованных или совсем не требовать расходов со стороны заявителя - физического лица. Процедуры и механизмы надзора, связанные с переводом наращенных пенсионных доходов в случае потенциального банкротства НПФ или компании по управлению активами, также требуют пересмотра в целях обеспечения максимальной защиты участников пенсионных программ.

Надзорному органу также требуется повысить качество контроля над уровнем рисков, расходов и инвестиций. Необходимо рассмотреть возможность внедрения системы надзора за функционированием негосударственных пенсионных фондов, основанной на оценке рисков. Такие методы надзора могут обеспечить более эффективное размещение ограниченных ресурсов надзорной системы и более эффективную оценку финансовой устойчивости негосударственных пенсионных фондов в условиях различных финансовых рынков и сценариев общего экономического развития.

.        Повышение уровня доверия населения посредством повышения уровней финансовой грамотности и общественной осведомленности.

Государство и отрасль несут совместную ответственность за разработку стратегий, побуждающих всех лиц, которые в противном случае будут иметь недостаточный уровень пенсионного дохода, делать сбережения в рамках системы негосударственного пенсионного обеспечения. Важной частью такой меры является поддержание доверия населения к программам негосударственного пенсионного страхования. Ключевым аспектом, на который требуется обратить внимание в Российской Федерации, является развитие понимания основных концепций сбережения средств в рамках накопительной программы с УВ и характера рисков, которые повлечет такое сбережение для физических лиц. Это также необходимо в том случае, если должен быть принят рациональный выбор в условиях переноса инвестиционных рисков и рисков долгожительства на физических лиц.


3.2    Распределение страховой нагрузки между работником и работодателем как условие повышения пенсионного обеспечения граждан

С моей точки зрения, без повышения тарифов страховых взносов при реформировании пенсионной системы обойтись не возможно, причем заплатить придется гражданам из своей зарплаты.

Рассмотрим достоинства и недостатки повышения тарифов страховых взносов в (таблице 11).

Таблица 11-Достоинства и недостатки повышения тарифов страховых взносов

Достоинства повышения тарифов страховых взносов

Недостатки повышения тарифов страховых взносов

Страховая нагрузка на работодателей снижается с 22% от фонда заработной платы до 19,5%

Работники, направляют на пенсионное страхование от 4,5% до 5,5% зарплаты

Экономия бюджета на поддержке стабильности пенсионной системы

Доходы самых низкооплачиваемых должны на 2/3 вырасти относительно самых богатых

Понятные для граждан и прозрачные показатели и коэффициенты

Вводить такой взнос можно только после заметного повышения нынешнего крайне низкого уровня зарплат

Обеспечение россиян пенсиями, достаточными для достойной жизни в старости

условие реализации данного варианта пенсионной реформы - увеличение учитываемой заработной платы для пенсионного страхования с нынешних 25% ВВП до 35-40% ВВП

Взнос государства на покрытие нестраховых периодов и компенсацию предоставленных льгот составит 7%.


Взносы каждого из участников пенсионного страхования будут разбиваться на целевые составляющие


Данная система в большей степени учитывает природу различных видов социального риска


Самостоятельное участие работников в пенсионном страховании


Предлагаемые тарифы обеспечивают скромный, но выше минимального уровня коэффициент замещения - порядка 42-45%.



Рассмотрим особенности распределения страховой нагрузки между работником и работодателем более подробно.

Страховую нагрузку на работодателей предлагаю снизить, а часть взносов брать с работника. Ставки страховых взносов в Пенсионный фонд для большинства работодателей предлагаю снизить с нынешних 22% от фонда заработной платы до 19,5%. Зато заметныйвклад в свое благосостояние в старости должны вносить сами работники, направляя на пенсионное страхование от 4,5% до 5,5% зарплаты. Бюджет в итоге немного сэкономит на поддержке стабильности пенсионной системы. Но до этого доходы самых низкооплачиваемых должны на 2/3 вырасти относительно самых богатых.

Считаю, что такая модель реформы заслуживает внимания в связи со следующим:

- Все реформы пенсионной системы последних 20 лет были направлены на сокращение дефицита Пенсионного фонда (ПФР) и снижение трансферта из федерального бюджета, но поставленные цели никогда не достигались.

- Пенсионная система в настоящий момент находится в тяжелом кризисе.

- Не сможет решить проблемы и последняя пенсионная реформа, реализация которой начата в 2013 году. Новая пенсионная формула содержит непонятные для граждан и непрозрачные показатели и коэффициенты, с помощью которых государство получает «удобный механизм манипулирования размерами пенсий на основе имеющихся экономических возможностей».

- Пенсионная система даже после проведения довольно масштабной реформы в прошлом году не способна обеспечить россиян пенсиями, достаточными для достойной жизни в старости.

- Размеры пенсий и пособий по своей покупательной способности и коэффициенту замещения составляют примерно 65- 70% от показателей 1990 года.

- Для 80% пожилых людей пенсия обеспечивает фактически только физиологический минимум выживания. Реализованная в прошлом году реформа предполагает не рост, а снижение нынешнего коэффициента замещения.

- Зарплата у 60% россиян настолько низкая, что после проведения последней пенсионной реформы даже при трудовом стаже в 35 лет они могут рассчитывать лишь на пенсию, близкую к прожиточному минимуму пенсионера.

- Уже в ближайшие два-три года средний размер пенсии станет меньше 35% от средней заработной платы, что в 1,5 раза меньше показателей, рекомендованных Международной организацией труда.

Выход возможен в расширении круга работников, принимающих личное финансовое участие в пенсионном страховании. Размеры этого участия могли бы составлять 3-5% от зарплат, которые работник вносил бы сам в виде взносов в системы пенсионного страхования. Именно такой уровень будет, с одной стороны, не обременительным, а с другой - достаточным для получения в будущем достойной прибавки к государственной пенсии.

Вводить такой взнос можно только после заметного повышения нынешнего крайне низкого уровня зарплат и при создании мотивационного механизма для самостоятельного участия работников в пенсионном страховании.

Для этого нужно сократить разницу в размерах зарплат в крайних децильных группах (самых бедных и самых богатых) хотя бы до 1:10.

Такая тенденция имеется, но сейчас это соотношение составляет почти 1:16.

Для ускорения процесса снижения дифференциации зарплат надо использовать нормативные и договорные формы повышения доходов у самых низкообеспеченных, в том числе через поэтапное увеличение МРОТ до 40-50% от средней зарплаты (в январе 2014 года - 19%).

Еще одним условием реализации предлагаемого варианта пенсионной реформы является увеличение учитываемой заработной платы для пенсионного страхования с нынешних 25% ВВП до 35-40% ВВП.

Достойную старость могут обеспечить страховые взносы в размере порядка 28% от зарплат, а с учетом вклада государства - 35%. Причем речь идет только о пенсионной составляющей взносов (сейчас страховые взносы во все три внебюджетных фонда - пенсионный, социального и медицинского страхования - в общем случае составляют 30%, а только в пенсионный - 22%).

Тариф взноса для работодателей должен составлять в среднем 22,5%. Он может меняться от 19,5% для большинства работников до 29,5% для досрочников, работающих в экстремальных условиях и в районах Крайнего Севера.

Дополнительно работники должны внести свой вклад в размере 4,5-5,5% от зарплаты.

Взнос государства на покрытие нестраховых периодов и компенсацию предоставленных льгот составит 7%.

Взносы каждого из участников пенсионного страхования будут разбиваться на целевые составляющие:

стандартное пенсионное страхование старости, инвалидности и утраты кормильца - 24%;

профессиональные (в том числе для малого бизнеса и самозанятых) и региональные («северные») пенсии - от 3,1% до 13% (в среднем 6%) (сейчас для летчиков дополнительный тариф взносов с работодателей 14%; для шахтеров - 6,7%; для работающих во вредных и опасных условиях 6% и 4% в 2014 году и 9% и 6% с 2015 года);

медстрахование от тяжелых и хронических заболеваний в старости - 3%;

страхование по уходу на дому - 2%.

Данная система в большей степени учитывает природу различных видов социального риска: старости, инвалидности, досрочной утраты работоспособности, заболеваний, потребности в длительном уходе и исключает скрытое перераспределение финансовых средств внутри системы.

Считаю, что численность пенсионеров устойчиво растет быстрее количества застрахованных в пенсионной системе лиц. Пенсионеры дольше живут. Надо пенсионную систему балансировать. Для этого не хватает 22% от заработной платы перечисляемых работодателями в систему страхования, поэтому систему дотирует госбюджет. В старших возрастах огромная часть ресурсов бюджетов пенсионеров отвлекается на дорогостоящие лекарства. Для очень старших возрастных групп нужны ресурсы для ухода. Сейчас у нас эти риски не страхуются. Это то, что пенсионер получит дополнительно за счет взноса с его зарплаты.

Нагрузку необходимо распределить между работодателями и работниками, чтобы они понимали, что это и их ответственность. Но предлагаемая модель распределения страховой нагрузки - скорее идеал. Возложить страховую нагрузку в виде 5,5% можно только на работников, начиная где-то с пятого-шестого децилей (с зарплаты более 20 000 руб. в месяц). Надо повышать МРОТ, снижать дифференциацию между самыми низкими и самыми высокими зарплатами, повышая их наименее низкодоходным.

Без решения вопроса с увеличением заработной платы, выведения ее из тени - не получится добиться большей дифференциации размера пенсий в зависимости от реального вклада за каждого работника в пенсионную систему, то есть в зависимости от размера зарплаты. Вводимая балльная система докажет свою неэффективность в этом отношении к 2020 году.

Предлагаемые тарифы обеспечивают скромный, но выше минимального уровня коэффициент замещения - порядка 42- 45%.


Заключение

Государственное пенсионное обеспечение финансируется бюджетным или налоговым методом. Данный институт используется для лиц, в отношении которых другие институты пенсионного обеспечения по тем или иным причинам оказались недоступными или малоэффективными. Обязательное пенсионное страхование базируется на распределительном или накопительном методе финансирования. Данный институт получил широкое распространение в индустриальных и постиндустриальных обществах. С помощью коллективных форм страхования социальных рисков он позволяет сохранить жизненный уровень, достигнутый в трудоспособном периоде.

В зависимости от преобладающего метода финансирования пенсионного обеспечения выделяется две принципиально различных модели пенсионной системы: распределительная и накопительная. Между ними имеется множество промежуточных вариантов - смешанные модели пенсионной системы.

В непростых условиях для совершенствования системы пенсионного обеспечения, связанных с различными экономическими, демографическим, социальными и др. факторами, прежде чем вводить очередные меры по реформированию системы, необходимо провести расширенное обсуждение всевозможных изменений.

Данное мероприятие следует проводить не в рамках одного ведомства, а с привлечением экспертов из множества других институтов гражданского общества, чтобы была возможность оценить влияния тех или иных решений, на последствия для общества и государства в целом. Необходимо провести экономические расчеты в дальнесрочной перспективе, которые включали бы в себя различные сценарии развития событий, основанные не только на текущей ситуации в России, но и учитывали бы опыт других стран, в том числе и неуспешный, а также последствия на первый взгляд удачных механизмов.

Только после выработки единого решения, оцененного экспертами, прошедшего критику со всех сторон, следует принимать решения о дальнейших шагах по изменению будущего нашей пенсионной системы.

Тенденции развития пенсионной системы Российской Федерации, а также реализация предложений по ее совершенствованию находятся в тесной взаимосвязи с общей социально-экономической и, в первую очередь, макроэкономической ситуацией в нашей стране.

Одновременно с этим следует учитывать, что предусмотренные в Стратегии меры не будут эффективно реализованы, если одновременно не произойдет позитивная трансформация внешних по отношению к пенсионной системе демографических факторов и положения на рынке труда.

Главными условиями реализации предлагаемых мер являются преодоление негативных тенденций на рынке труда, которые до сих пор проявляются в сохранении скрытой зарплаты и теневой занятости, стабилизации положения в формальном секторе и легализации неформального сектора рынка труда.

Однако реформа пенсионного обеспечения России не должна складываться только из простого преобразования системы, варьирования сумм взносов, а необходим комплекс мер как со стороны государства в виде законов, так и со стороны частного сектора, предприятий в части отклика на преобразования и сотрудничество с государством.

Нагрузку необходимо распределить между работодателями и работниками, чтобы они понимали, что это и их ответственность. Но предлагаемая модель распределения страховой нагрузки - скорее идеал. Возложить страховую нагрузку в виде 5,5% можно только на работников, начиная где-то с пятого-шестого децилей (с зарплаты более 20о 000 руб. в месяц). Надо повышать МРОТ, снижать дифференциацию между самыми низкими и самыми высокими зарплатами, повышая их наименее низкодоходным.

Без решения вопроса с увеличением заработной платы, выведения ее из тени - не получится добиться большей дифференциации размера пенсий в зависимости от реального вклада за каждого работника в пенсионную систему, то есть в зависимости от размера зарплаты. Вводимая балльная система докажет свою неэффективность в этом отношении к 2020 году.


Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации. - М.: Новая волна, 2002. - 64 с.

. Бюджетный Кодекс Российской Федерации. - М.: Экмос, 1999. - 128 с.

. Закон Российской Федерации «О государственных пенсиях в Российской Федерации». - Санкт-Петербург: Велби, 1991. - 63 с.

4. Федеральный закон «Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2011 год» от 02.10.2012 № 152-ФЗ. // СПС Консультант Плюс

. Федеральный закон «Об исполнении бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации за 2012 год» от 30.09.2013 № 255-ФЗ // СПС Консультант Плюс

. Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2013 год и на плановый период 2014 и 2015 годов» от 03.12.2012 № 216-ФЗ // СПС Консультант Плюс

7. Федеральный закон «О обязательном пенсионном страховании». - Санкт-Петербург: Орел, 2002. - 48 с.

8. Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 г. №157 - ФЗ (ред. от 28.12.2013) // http://base.consultant.ru/cons/cgi.

.Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15.12.2001 г. №166  ФЗ (ред.от 02.07.2013) //http://

base.consultant.ru/cons/cgi.

10. Федеральный закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001 г. №173-ФЗ (ред. От 28.12.2013) // http://base.consultant.ru/cons/cgi.

. Годовой отчет за 2011 год // Офиц. сайт Пенсионного фонда РФ http://pfrf.ru/

. Годовой отет за 2012 год // Офиц. Сайт Пенсионного фонда РФ http://pfrf.ru/

. Годовой отчет за 2013 год // Офиц. сайт Пенсионного фонда РФ http://pfrf.ru/

14. Анисин, В.Л. Пенсионное обеспечение в России: основные проблемы и тенденции / В.Л. Анисин // Аналитический вестник. - 2010. - №19 - с. 5 - 12.

15. Антикризисное управление: Учебник / Под ред. А.А. Беляева, Э.М. Короткова - М.: ЮНИТИ, 2011. - 311 с.

16. Астанина М.К. Реформирование пенсионной системы / М.К. Астанина // Эксперт. - 2012. - №5. - с. 11 - 28.

17. Буянова, М.О. Право социального обеспечения: Учебное пособие. - М.: Знание. - 2011. - 45 с.

. Банк В.Р., Банк С.В., Тараскина А.В. Финансовый анализ: учеб.пособие. - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2010. - 344 с.

. Беляков, С.А. Материалы отчетности Министерства Экономики. Официальный сайт. 2012.

. Выговская, И.Г. Пенсионное обеспечение как основа социальной политики в Российской Федерации // Социальное и пенсионное право. - 2011. - N 1. - С.29-30.

. Гонтмахер, Е. В стране готовится новая пенсионная реформа // Новое время. - 2012. - N 25 (71). - С. 20-23.

. Гонтмахер, Е. Пенсионное самообслуживание // Новое время. - 2010. - N 26 (121). - С. 20-21.

.Губина О.В., Губин В.Е. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. Практикум. - М.: ФОРУМ, ИНФРА-М, 2012. - 192 с.- 240 с.

. Завьялов, Л.Н., Законодательство о пенсионной системе РФ: тексты и комментарии / Завьялов Лев Николаевич, П.А. Синякин и др., - М.: Юнити, - 2011. - 386 с.

. Зурабов, М.Ю. «О целях и ходе проведения пенсионной реформы» // Пенсия, 2011. - №4. - С. 21 - 25.

. Информация Пенсионного фонда РФ от 5 декабря 2013 г. «В 2014-15 годах граждане могут выбрать вариант пенсионного обеспечения в системе обязательного пенсионного страхования»
ИА «ГАРАНТ»: http://www.garant.ru/hotlaw/federal/510404/#ixzz2trTfZZ1u

. Комарова, В. Первые итоги реализации пенсионной реформы. // Финансы - 2012 - № 3.

. Крохина Ю.А. Налоговое право: учебник. - М.: Высшее образование. - 2010. - 300 с.

. Кузнецов, А.В. Пенсионная реформа в России, модель общего равновесия. - М.: Изд-во РПЭИ, 2010. - 246 с.

. Романова, Е.В. Право социального обеспечения. - СПБ: Питер, - 2012. - 200 с.

. Середа, Т.П. Пенсия на носу: расчет и оформление. Серия «50 способов». - Ростов-на-Дону: Феникс, - 2011. - 150 с.

. Сергеева, Т.Ю. Пенсия: актуальные вопросы, размеры, надбавки, страхование: Сам себе адвокат. - М.: Юрайт-Издат, - 2010. - 130 с.

. Сулейманова, Г.В. Социальное обеспечение и социальное страхование. - М.: Контур, 2014. - 35 с.

. Фогель, Я.М. Социальное обслуживание инвалидов. - М.: Юрайт, 2011. - 199.

. Экономический анализ: Учебник для вузов / Под ред. Л.Т. Гиляровской - 3-е изд., доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. - 615 с.

.Электронный ресурс: http://pensionary.ru. Режим доступа: 17.02.2014.

. Электронный ресурс: http://ru. wikipedia.org. Режим доступа: 18.02.2014.

Похожие работы на - Развитие системы пенсионного обеспечения в РФ

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!