Дополнительные сведения
|
От подделок применяется специальная фольга с нестирающей
надписью. Указан способ заварки.
|
Торговая марка ''Майский чай''. указан способ заварки.
|
Импортер ЗАО «Дистрибьюторская компании АВАЛОН» МО, Химки
|
Указан способ заварки.
Экспертиза образца №2 хранения чая
определен 2 года, по ГОСТ срок хранения фасованного отечественного чая и
купажированного с импортным 12 месяцев со дня его упаковывания, но изготовитель
увеличивает срок реализации, в связи с применением новых видов упаковки.
Маркировка соответствует ГОСТ 1938-90.
Экспертиза образца №3 проводилась в
соответствии с ГОСТ 1938-90. Согласно информационным данным срок хранения чая
определен 2 года, по ГОСТ срок хранения фасованного импортного чая и 18 месяцев
со дня его упаковывания, но изготовитель увеличивает срок реализации, в связи с
применением новых видов упаковки. На упаковке отсутствует точный адрес
изготовителя, маркировка не соответствует ГОСТ 1938-90.
Экспертиза образца №4 проводилась в
соответствии с ГОСТ 1939-90. Согласно информационным данным срок хранения чая
определен 2 года, по ГОСТ срок хранения фасованного импортного чая 18 месяцев
со дня его упаковывания, но изготовитель увеличивает срок реализации, в связи с
применением новых видов упаковки. Маркировка соответствует ГОСТ 1939-90.
Таблица 2.12
Органолептическая экспертиза
образцов чая
Показатели
|
Характеристика образцов
|
Органолептическая характеристика
|
№1
|
№2
|
№3
|
№4
|
Наименование
|
Золотая чаша
|
Майский чай
|
Dilmah
|
Принцесса Ява
|
Аромат и вкус
|
Нежный аромат, вкус средней терпкости
|
Нежный аромат, приятный с терпкостью вкус
|
Нежный аромат, приятный с терпкостью вкус
|
Нежный аромат, приятный с терпкостью вкус
|
Настой
|
Яркий
|
Яркий, прозрачный
|
Яркий, прозрачный
|
Прозрачный, светло - зеленый с желтым оттенком
|
Цвет разваренного листа
|
Неоднородный, коричневый.
|
Однородный, коричнево - красного цвета
|
Однородный, коричнево - красного цвета
|
Однородный с зеленым оттенком
|
Внешний вид чая (уборка)
|
Листового
|
|
Ровный, однородный хорошо скрученный.
|
Ровный, однородный хорошо скрученный.
|
Ровный, однородный хорошо скрученный.
|
Гранулированного
|
Достаточно ровный сферической формы
|
|
|
|
Экспертиза образца № 1 проводилась в
соответствии с ГОСТ 1938-90. Данный образец по всем показателям соответствует
указанному ГОСТу и допускается в реализацию.
Экспертиза образца № 2 проводилась в
соответствии с ГОСТ 1938-90. Данный образец по всем показателям соответствует
указанному ГОСТу и допускается в реализацию.
Экспертиза образца № 3 проводилась в
соответствии с ГОСТ 1938-90. Данный образец по всем показателям соответствует
указанному ГОСТу и допускается в реализацию.
Экспертиза образца № 4 проводилась в
соответствии с ГОСТ 1939-90. Данный образец по всем показателям соответствует
указанному ГОСТу и допускается в реализацию.
Таблица 2.13
Физико - химическая экспертиза
образцов чая
Показатели
|
Характеристика образцов
|
Физико - химическая характеристика
|
№1
|
№2
|
№3
|
№4
|
Наименование
|
Золотая чаша
|
Майский чай
|
Dilmah
|
Принцесса Ява
|
Вес нетто
|
100 г
|
50 г
|
100 г
|
125 г
|
Экспертиза образца № 1 проводилась в
соответствии с ГОСТ 1938 -90. Отклонение от массы нетто не обнаружено. Данный
образец по физическим показателям соответствует указанному ГОСТу.
Экспертиза образца № 2 проводилась в
соответствии с ГОСТ 1938 -90. Отклонение от массы нетто не обнаружено. Данный
образец по физическим показателям соответствует указанному ГОСТу.
Экспертиза образца № 3 проводилась в
соответствии с ГОСТ 1938 -90. Отклонение от массы нетто не обнаружено. Данный
образец по физическим показателям соответствует указанному ГОСТу.
Экспертиза образца № 4 проводилась в
соответствии с ГОСТ 1939 -90. Отклонение от массы нетто не обнаружено. Данный
образец по физическим показателям соответствует указанному ГОСТу.
.5 Оценка коммерческой деятельности
по формированию ассортимента и обеспечению качества чая
С целью оценки коммерческой
деятельности Иркутского Облпотребсоюза по формированию ассортимента и
обеспечению качества чая проведен опрос потребителей чая. Опрос проводился
методом личного интервью.
Спрос - это главный фактор влияющий
на формирование ассортимента. Изучая потребительский спрос на чай была
разработана анкета для опроса. В нем участвовало 100 респондентов (приложение
4).
Проанализировав данную анкету можно
сделать следующие выводы: чай приобретают: женщины - 55%; мужчины - 45 % (рис.
2.2).
Распределение респондентов
исследования по возрастному составу распределились следующим образом:
до 18 лет - 3% респондентов;
от 19 до 30 - 17% респондентов;
от 31 до 40 лет - 23% респондентов;
от 41 до 55 лет - 37% респондентов;
свыше 55 лет - 20 % респондентов.
Рис. 2.2 Удельный вес потребления
чая среди населения
Распределение респондентов
исследования по профессиональному составу распределились следующим образом:
служащие - 32 % респондентов
руководители - 9% респондентов
студенты - 7% респондентов
учащиеся - 8% респондентов
домохозяйки - 7% респондентов
рабочие - 14% респондентов
безработные - 5% респондентов
пенсионеры - 7% респондентов
научные работники - 11 %
респондентов.
Совокупность дохода семьи:
До 1000 руб. - 8% респондентов
- 2000 руб. - 13% респондентов
- 3000 руб. - 33% респондентов
свыше 3000 - 46% респондентов
Количество членов семьи:
человека - 35% респондентов
человека - 31% респондентов
более 3 человек - 34% респондентов.
Частота покупки чая:
раз в неделю - 17% респондентов
раза в неделю - 16% респондентов
раз в месяц - 26% респондентов
раза в месяц - 37% респондентов
реже - 4% респондентов
Удовлетворение по предлагаемому
ассортименту:
Да - 93 % респондентов
Нет - 2% респондентов
Не всегда - 5% респондентов
Качество реализуемого чая
Высокое - 35% респондентов
Среднее - 41% респондентов
Низкое - 3% респондентов
Выше среднего - 11% респондентов
Респондентам был также задан вопрос,
какая страна-производитель чая имеет самую высокую репутацию в данной сфере.
Выяснилось, что наиболее устойчивую репутацию имеет Индия. Со значительным
отрывом за ней следует Цейлон. Можно говорить о том, что эти два государства
имеют самый стабильный имидж производителей чая, что говорит и о высокой
степени осведомленности о марках чая, производимых в данных странах (рис. 2.3):
Индия - 75% респондентов
Цейлон (Шри-Ланка) - 16%
респондентов
Великобритания - 6% респондентов
Другие - 3% респондентов
Рис. 2.3 Динамика потребления чая по
странам-производителям
Однако данные нашего исследования
позволяют утверждать, что большинство россиян (57%) регулярно, а также время от
времени с удовольствием употребляют традиционный черный чай. Значительно менее
популярны среди наших соотечественников фруктово-ягодный (8%), травяной (2%) и
зеленый чай (31%), а красный чай употребляет совсем незначительное количество
россиян. Более половины россиян отметили также, что никогда не употребляют чай
со вкусовыми добавками (рис. 2.4):
Рис. 2.4 Динамика предпочтений чая
по его виду
) Какой тип чая предпочитают
в гранулах - 23% респондентов
листовой - 45% респондентов
пакетированный - 31% респондентов
растворимый - 1% респондентов
Опрос показал также, что абсолютное
большинство россиян, какие бы виды чая они не предпочитали, употребляют чай в
пачках. Чай в пакетиках среди россиян употребляем несколько меньше, особенно
это касается черного и травяного/цветочного чая.
) Торговые марки
чай ''Майский чай'' - 27%
респондентов
чай ''Брук Бонд'' - 18% респондентов
чай ''Дилма'' - 13% респондентов
чай ''Лисма'' - 11% респондентов
чай ''Золотая чаша'' - 6%
респондентов
чай ''Принцесса Нури'' - 5%
респондентов
чай Принцесса Ява - 5% респондентов
другие марки чая - 15% респондентов.
На рынке чая, наряду с традиционно
известными марками, в последнее время все чаще возникают новые, мало известные
марки. Во многом успех выхода на рынок еще на начальном этапе закладывается
комплексными мероприятиями по обеспечению известности марки.
Традиционны и предпочтения россиян
относительно того, с чем лучше пить чай. С сахаром чай предпочитают пить не
только любители традиционного черного чая, но и те, кто предпочитают зеленый,
красный и другие экзотические виды чая. Примерно одинаковое число граждан любят
чай и с сахаром, и с лимоном. Примерно столько же россиян предпочитают чай с
вареньем. Чай без всего мало популярен среди россиян. Однако, зеленый чай и чай
со вкусовыми добавками без всего пьет несколько большее количество гурманов,
чем другие виды чая. Среди ответов на вопрос о том, с чем лучше пить чай,
встречаются также молоко и сливки, сгущенка, мята, бальзам и другие спиртные
напитки. Однако традиционная схема чаепития по-русски (черный чай с сахаром)
остается предпочтительной для большинства россиян.
Чай в российских семьях покупают
достаточно часто: треть россияне делают это как минимум раз в неделю, а более
половины - раз в две недели или раз в месяц. При этом большинство покупок
совершается в продуктовом магазине, на оптовых рынках или в коммерческих
палатках (павильонах). Около 10% россиян приобретают чай в различных местах. В
крупных универсамах, а также специализированных чайных магазинах покупки чая
совершаются достаточно редко. Однако прослеживается закономерность, что
гурманы-любители экзотических видов чая все же покупают чай в
специализированных магазинах чаще, чем те, кто предпочитает обычный черный чай.
При этом более половины россиян приобретают во время визита в магазин или на
рынок в среднем одну пачку чая. Примерно четверть россиян предпочитают
приобретать две пачки любимого напитка. Более двух пачек чая во время одного
посещения магазина приобретает достаточно небольшое число россиян.
Изучая, чем россияне руководствуются
при выборе чая, проанализировали различные критерии, которые имеют ценность в
глазах потребителей. Оказалось, что наименее важными факторами при
потребительском выборе являются реклама и упаковка, а страна-производитель,
марка и цена имеют большее значение.
) Устраивают ли цены:
Да - 76% респондентов
Хотелось бы чтобы цены снизились -
5%
Нет - 19% респондентов
) Влияние рекламы:
Да - 40% респондентов
Нет - 60% респондентов
Рассмотрим теперь подробнее каждый
из показателей. Оказалось, что чуть менее половины граждан полагают, что
упаковка при выборе чая является для них очень или скорее важной. Совсем не
важна упаковка для 16,8% граждан, а скорее не важна - для 23,8%. При этом
наименее важна упаковка для любителей красного чая (48%) и черного чая со
вкусовыми добавками (34,5%).
Как показал опрос, наибольшее
влияние на потребительский выбор того или иного чая оказывает
страна-изготовитель. При этом особенное значение стране-изготовителю придают
потребители зеленого чая. Для 60,9% из них страна-изготовитель является очень
важной при выборе чая, а для 30,4% эта характеристика скорее важна. Что
касается важности марки, этот показатель также оказывает большое влияние на
потребительский выбор. Более 80% граждан отметили марку чая как показатель, являющийся
скорее важным или очень важным при выборе чая.
Другим немаловажным показателем
является цена товара. Если предыдущие характеристики, влияющие на
потребительское поведение, являются скорее субъективными и относятся к вкусам и
предпочтениям покупателей, то ценовой фактор является объективным и способен в
свою очередь самостоятельно влиять на потребителей. Около 83% граждан признали,
что цена является для них скорее или очень важным фактором при выборе чая.
Особенно важен ценовой фактор для потребителей черного чая. Для остальных
категорий потребителей он имеет чуть меньшее, но также весьма серьезное
значение.
Исследование показало, что большая
часть респондентов полагает, что на их выбор не слишком значительное влияние
оказывает реклама. Только 16,5% россиян ответили, что реклама является скорее
или очень важным фактором их предпочтений. Такие представления, однако,
являются не совсем правильными. Как показывают уже приведенные в начале нашей
статьи данные, наибольшей известностью пользуются как раз самые «раскрученные»
в ходе рекламных кампаний марки. Таким образом, можно говорить о неосознанном
восприятии россиянами рекламной информации и влиянии ее на потребительский
выбор.
Интересно также проследить, каким
образом влияет на потребительские предпочтения предположительная польза для
здоровья, связанная с потреблением той или иной марки чая. Совсем не важным
данный показатель является только для 3,8% граждан. Тех, для кого не важна
польза для здоровья, больше всего среди потребителей красного чая. Скорее
важным или важным данный показатель является для 76,2% россиян.
Таким образом, можно подвести итоги.
Россияне по-прежнему любят чай. Преимущественно - черный, индийский, с сахаром.
Но отдельные граждане-гурманы предпочитают зеленый, красный, травяной и другие
экзотические разновидности чая. Приобретают чай обычно в количестве одной-двух
пачек в продовольственных магазинах или на оптовых рынках один-два раза в
месяц. При выборе чая большое внимание уделяют стране-производителю, марке,
цене, а не рекламе.
Степень привлекательности чая на
рынке высокое, он востребован покупателями, это говорит о его
конкурентоспособности. Свойства чая представляют интерес для покупателя и
обеспечивает интерес его потребителей.
Анализируя ассортимент чая по
Иркутскому Облпотребсоюзу, числовое значение коэффициентов полноты, широты и
устойчивости ассортимента находится выше единицы, что говорит о полном
устойчивом ассортименте и его формировании. Коэффициент рациональности в
Иркутском райпотребсоюзе и рознице и Облпотребсоюза выше, чем в Нижнеудинском
райпотребсоюзе и Катангском райпо, это говорит о рациональности ассортимента.
Ассортимент формируется с
использованием обязательного ассортиментного перечня. В условиях дефицита по
этому документу проверяли работу магазинов. По мере насыщения рынка товарами
казалось, что надобность в этом показателе отпала, однако многие торговые
предприятия стали исключать из ассортимента товары повседневного спроса, что
неприемлемо для потребительской кооперации. Для предотвращения таких негативных
явлений Облпотребсоюз вернулся вновь к ассортиментному перечню. Товары,
включенные в перечни, должны быть в наличии в течение всего рабочего дня.
Перечень вывешивается на видном для покупателей месте. В него включаются
товары, производимые на предприятиях России, Иркутских производителей, а так же
продовольственные и непродовольственные товары первой необходимости социально
значимые. Примерные ассортиментные перечни утверждаются Облпотребсоюзом для
магазинов обслуживаемых базами, для райпотребсоюзов, райпо и доводятся до
предприятий торговли. На местах разрабатываются конкретные ассортиментные
перечни с учетом типа магазина его торговой площади, места расположения,
контингента обслуживаемого населения, условий завоза, климатических условий.
Ассортиментный перечень выполняет свою положительную роль в обеспечении
постоянного наличия в продаже товаров достаточного ассортимента, усиления
ответственности в обслуживании населения.
В настоящее время перечень видов и
наименований ассортиментных групп однородных товаров составляющих базовую
широту и полноту ассортимента, устанавливается в стандартах на продукцию разных
категорий (ГОСТ, ОСТ, ТУ). В этих нормативных документах первый раздел
называется ''Классификация и ассортимент'', или ''Ассортимент'', или ''Виды''.
Кроме того, в ряде стандартов может быть приведена краткая характеристика видов
и разновидностей товаров. Наряду со стандартами, ассортимент товаров приводится
в каталогах, прейскурантах и Прайс - листах, которые составляют фирмы
изготовители или торговые организации (Приложение С, Т, У). Эти документы
выполняют двойную функцию. Информируя потребителей об ассортиментных и
стоимостных характеристиках товаров. В нашей стране проводится работа по
созданию Единого государственного каталога. После его выпуска появится
технологический документ содержащий полный ассортимент Российских товаров
который может быть принят в качестве базового показателя широты. В формировании
рационального ассортимента чая играет роль не только ассортиментный перечень,
заказы торговых предприятий, но и дополнительные услуги, оказываемые населению
в магазинах. Так в магазинах Иркутского Олпотребсоюза организованы бесплатные
''Чайные столы''. Здесь выполняется не только социальная миссия потребительской
кооперации, но и своеобразная реклама продаваемого чая. Покупатель имеет
возможность выбрать ''свой'' чай, убедится в качестве предлагаемого ему товара.
Всего в потребительской кооперации Иркутской области действует 333 ''чайных
стола''.
Чай - изысканный напиток. Для его
приготовления необходимо соответствующая посуда. Которую можно подразделить:
на посуду для заварки;
посуду для употребления чая.
В магазинах потребкооперации
покупателю предлагаются современные электрочайники, фарфоровая посуда местного
производителя Хайтинского фарфорового завода. Продавец может предложить
правильный способ заваривания чая, в имеющейся в магазине библиотеке покупатель
может взять интересную книгу о чае. Все эти факторы работают на привлечение в
наши магазины покупателей и увеличение объема товарооборота.
На основании продаваемого
ассортимента чая можно определить конкурентоспособность черного байхового чая.
Поставщики Иркутского Облпотребсоюза предлагают разные марки чая: ООО
«Дистрибьюторская компания АВАЛОН» - чай ''Dilmah'', ООО ''Сибирский курьер'' -
чай ''Золотая чаша'', ООО «Орими Трейд» - чай ''Майский чай'', чай ''Принцесса
Ява'', ООО «Чайный путь» - ''Лисма''.
На этих марках чая определяют
интегральный показатель относительной конкурентоспособности чая.
Конкурентоспособность (КС) определяется совокупностью только тех конкурентных
свойств, которые представляют интерес для покупателя и обеспечивают
удовлетворение его потребности. Конкурентоспособность оценивают с помощью
товара-образца, который уже пользуется спросом на рынке (Чай «Лисма»). При оценке
КС товара необходимо определить перечень подлежащих анализу параметров:
Потребительских (технические
параметры назначения качества, в том числе с точки зрения потребителя).
Экономические - формирующие цену
потребления, куда входит цена продажи.
Организационные - это система
скидок, условия платежа, поставок и послепродажное обслуживание, гарантии.
Последовательность проведения
расчета конкурентоспособности товара:
Сначала определяют единичные
показатели КС. В случае применения образца как базы сравнения единичного
показателя КС по i-му параметру.
(6)
Где qi - показатель
конкурентоспособности по i- му параметру.
Рi - величина i - го
параметра для анализируемого товара.
Рio - величина i - го
параметра для образца.
Из формулы (6) берется
та, в которой рост показателя соответствует улучшению параметра анализируемого
товара.
). На базе единичных
показателей рассчитывают групповые показатели конкурентоспособности, которые
характеризуют соответствие изделия потребности в нем.
Для этого единичные
показатели объединяют с учетом значимости каждого из них.
(7)
Где I mn - групповой
показатель по техническим (потребительским параметрам)- число параметров,
участвующих в оценке- вес i- го параметра в общем наборе- единичный показатель
по i- му техническому параметру- не должно превышать 100% так как потребность,
удовлетворенная свыше 100%, менее экономического смысла.
Сумма a1 должно
равняться единице.
). В ряде случаев
уровень конкурентоспособности определяют с помощью групповых показателей по
одной группе параметров.
Зная величину групповых
показателей конкурентоспособности товара по техническим параметрам, проводят
расчет по формулам:
(8)
где К - показатель
конкурентоспособности первого товара по отношению к конкуренту по техническим
параметрам, I mai и lmn2 - групповые показатели по техническим параметрам для
первого товара и товара конкурента.
Как правило, сумма
затрат на эксплуатацию товара превосходит покупную цену.
Групповой показатель
(сводный индекс) конкурентоспособности по экономическим параметрам Сэ
определяют по формуле (9)
Сэ = ai х Ji (9)
Где n - число
анализируемых экономических параметров.вес i-го параметра в общем наборе-
единичный показатель по i-му экономическому параметру
). На базе групповых
показателей (сводных) конкурентоспособности по потребительским и экономическим
параметрам, определяют интегральный показатель относительной
конкурентоспособности (К) изделия по отношению к образцу.
(10)
Если К > 1, то
анализируемое изделие превосходит по конкурентоспособности образец, если К <
1 уступает, если К=1 находится на одинаковом уровне качества.
Таблица 2.14
Показатели качества
черного байхового чая
Показатели
|
ГОСТ 1938-90
|
Марки чая
|
|
|
Dilmah
|
Золотая чаша
|
Лисма (образец)
|
Майский чай
|
Прин-цесса Ява
|
Массовая доля влаги, %
|
Не более 8,0
|
7,0
|
7,8
|
7,6
|
8,0
|
7,2
|
Массовая доля водо-растворимых экстрактивных веществ (%)
|
Не менее 1с- 32,0 В/с - 35,0
|
37,0
|
35,0
|
35,0
|
32,0
|
34,0
|
Массовая доля металло примесей (%)
|
Не более 5,0
|
2,0
|
3,4
|
3,2
|
3,6
|
4,0
|
Содержание танина
|
-
|
18,0
|
17,0
|
17,0
|
14,0
|
15,0
|
Цена продвигаемых марок чая (рублей
за ед товара в перерасчете на 50 г.).- 45 руб Золотая
чаша - 42 руб.
Лисма - 39 руб.
Майский чай - 36 руб.
Принцесса Ява - 38 руб.
Коэффициент весомости определяем
экспертным путем
Массовая доля влаги - 0,1
Массовая доля растворимых
экстрактивных веществ - 0,5
Массовая доля металло примесей - 0,1
Массовая доля танина - 0,3
На базе этих показателей
рассчитываем групповые показатели конкурентоспособности, которые характеризуют
соответствие чая, потребности в нем. Для этого единичные показатели объединяем
с учетом значимости каждого из них.
Уровень конкурентоспособности
определяем по отношению к (товару-образцу) чаю:
Лисма (23,68)- 2,11 (23,68:11,22)
Золотая чаша - 0,99 (23,68:23,72)
Лисма (товар образец)
Майский чай - 1,14 (23,68:21,36)
Принцесса Ява - 1,01 (23,68:22,62)
Таблица 2.15
Групповые показатели
Вид чая
|
Показатель
|
Расчет
|
Dilmah
|
11,22
|
(7х0,11+37х0,5+2х0,1+18х0,3)
|
Золотая чаша
|
23,72
|
(7,8х0,1 + 35х0,5 +3,4х0,1+17х0,3)
|
Лисма (образец)
|
23,68
|
(7,6х0,1+35х0,5+3,2х0,1+17х0,3)
|
Майский чай
|
21,36
|
(8х0,1+32х0,5+3,6х0,1+14х0,3)
|
Принцесса Ява
|
22,62
|
(7,2х0,1+34х0,5+4х0,1+15х0,3)
|
Групповой показатель
конкурентоспособности по экономическим показателям= 45:39 = 1,15
Золотая чаша = 42:39 =1,08
Майский чай = 36:39 = 0,92
Принцесса Ява = 38:39 = 0,97
Интегральный показатель
конкурентоспособности чая
К>1 (11)
Таблица 2.16
Интегральный показатель
конкурентоспособности чая
№ п/п
|
Наименование
|
К
|
Расчет
|
1
|
Dilmah
|
1,83
|
2,11:1,15
|
2
|
Золотая чаша
|
0,92
|
0,99:1,08
|
3
|
Майский чай
|
1,41
|
1,3:0,92
|
4
|
Принцесса Ява
|
1,07
|
1,04:0,97
|
Наибольшим показателем
конкурентоспособности по расчетам, обладает чай Dilmah (1,83). Ненамного
уступает чай Майский чай (1,41), и Принцесса Ява (1,07). По отношению к чаю
Лисма чай Золотая чаша, не обладает реальной конкурентоспособностью (0,92) то
есть не имеет фактической способности удовлетворить потребности.
Таблица 2.17
Основные поставщики чая Иркутского
Облпотребсоюза
№ п/п
|
Наименование поставщика
|
Адрес и место расположения
|
Групповой ассортимент
|
Количество поставок (тыс. руб)
|
1
|
ООО ''Сибирский курьер''
|
664003 г. Иркутск ул. Дзержинского, 16
|
Приложение прайс - лист
|
3500 тыс. руб
|
2
|
ООО ''Орими Трейд''
|
194044, г. Санкт - Петербург, ул. Тобольска, 3
|
Приложение заявка ОПС (договор)
|
2500 тыс. руб.
|
3
|
ООО ''Дистрибьюторская компания АВАЛОН''
|
115201 г. МО, Химки ул. Котляковская, д8/10 офис 310
|
Приложение Прайс - лист
|
Договор заключен с 12.01.2004
|
4
|
ООО ''Чайный путь''
|
664014 г. Иркутск ул. О. Кошевого, 63 база
''Иркутскстрой-оптторг''
|
Приложение Прайс - лист
|
2500 тыс. руб.
|
Как видим из таблицы 2.17,
поставщиков немного, но они надежные в плане отгрузки качественного чая,
выполняют условия договора, поставляют ассортимент согласно поданному заказу.
В январе 2010 года планируется
заключить договор с новым поставщиком ООО ''Планета чая'', что позволит снизить
цены на чай, так как оптовая цена у этого поставщика ниже, чем у поставщиков
чая находящихся в Иркутске. Следовательно, Облпотребсоюз не теряет своих
постоянных покупателей (Райпотребсоюзы, райпо) и привлекает новых, а районы не
теряют время для самостоятельного поиска поставщиков. При заказе чая необходимо
ориентироваться на отечественных производителей черного байхового чая
(гранулированного, пакетированного, ароматизированного), импортеров (зеленого
чая, пакетированного, ароматизированного), предлагающие товары по низким ценам,
так как основные потребители сельские торговые предприятия.
ВЫВОДЫ И ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Потребительская кооперация
обслуживает 33 района, 320 тысяч селян Иркутской области, более 600 населенных
пунктов, из которых 18 - с численностью проживающего населения до 20 человек,
27 - до 50 человек (при чем их обслуживает исключительно потребительская
кооперация), 62 - до 100 человек, и 221 населенный пункт - до 300 человек.
Сегодня потребительская кооперация - это 38 сельских, 13 районных, 3 городских
потребительских общества, 790 розничных торговых предприятий, 8 - предприятий
Облпотребсоюза (АТП, РМК, колбасный цех ''Пищевик'', промкомбинат, столовая,
стройсервис, две оптовые базы Иркутская, Тайшетская и Техникум).
Облпотребсоюз занимается розничной
торговлей (697 магазинов), оптовой торговлей (2 базы), хлебопечением (57
хлебопекарен), 63 предприятия общественного питания, 576 заготовительных
пунктов, 84 предприятия промышленности.
Численность пайщиков Иркутского
Облпотребсоюза в 2008 г. составляло 41 480 человек. Что по сравнению с 2002 г.
сократилось на 61112 человек или на 59,6%. Однако по сравнению с 2007 г.
увеличилось на 227 чел. или на 0,6%.
Развивается сфера услуг населению: в
2007 году системой облпотребсоюза было оказано бытовых услуг на сумму 275 тыс.
рублей, а в 2008 году эта цифра составила 490 тыс. рулей, что на 80,5 % больше.
Издержки обращения по торговле в 2007 году 123 099 тыс. рублей или 22,5 % к
товарообороту, в 2008 году 158 058 тыс. руб. или 23,9 % к товарообороту.
Рентабельность облпотребсоюза в 2008 году увеличилась на 13 000 млн. рублей в
сравнении с 2007 годом, и составила 1,77 % против 0,20 % в 2007 году.
В Иркутском Райпотребсоюзе вместе с
розницей Облпотребсоюза в 2008 году продажа чая занимает 4% в общем объеме
товарооборота, 2,1 - в Нижнеудинском райпотребсоюзе, и самом Северном районе
Иркутской области Катангском районом потребительском обществе - 0,8 %.
За счет всех проводимых
кооперативными организациями мероприятий ежегодно создаются новые рабочие места
для сельского населения, за последние три года их создано более 500. На сегодня
наличие собственных оборотных средств составляет 26%, а в сумме 42 млн. рублей.
Из всех традиционных отраслей деятельности особое внимание требует производство
товаров народного потребления. Здесь кроются огромные резервы - занятость,
освоение ресурсов, товарооборот, ассортимент, прибыль. Одним из приоритетов
деятельности для потребительских обществ является заготовка
сельскохозяйственной продукции и сырья. Так как денежные доходы сельского
населения формируются в значительной мере за счет личных подсобных хозяйств,
потребкооперация реально дает людям возможность зарабатывать, таким образом,
поле деятельности для наших заготовителей - огромное, тем более что спрос на
отечественную продукцию возрос. Сфера бытовых услуг на селе - это пока никем не
занятая ниша, и кооператоры области начинают ее занимать.
В настоящей работе проведена
экспертиза качества чая реализуемого в сети Иркутского Облпотребсоюза.
Качество чая определяют в пробе,
которую отбирают от партии продукта, в соответствии с требованиями ГОСТ 1936-85
«Чай. Правила приемки и методы анализа».
На основании продаваемого
ассортимента чая можно определить конкурентоспособность черного байхового чая.
Поставщики Иркутского Облпотребсоюза предлагают разные марки чая: ООО «Дистрибьюторская
компания АВАЛОН» - чай ''Dilmah'', ООО ''Сибирский курьер'' - чай ''Золотая
чаша'', ООО «Орими Трейд» - чай ''Майский чай'', чай ''Принцесса Ява'', ООО
«Чайный путь» - ''Лисма''.
Проведена экспертиза четырех
образцов чая по органолептическим и физико-химическим показателям.
В ходе исследования было
установлено:
Образец №1. Экспертиза чая «Золотая
чаша» проводилась в соответствии с ГОСТ 1938 -90. Отклонение от массы нетто не
обнаружено. Данный образец по физическим показателям соответствует указанному
ГОСТу.
Образец №2. Экспертиза чая «Майский
чай» проводилась в соответствии с ГОСТ 1938 -90. Отклонение от массы нетто не
обнаружено. Данный образец по физическим показателям соответствует указанному
ГОСТу.
Образец №3. Экспертиза чая «Dilmah»
проводилась в соответствии с ГОСТ 1938 -90. Отклонение от массы нетто не
обнаружено. Данный образец по физическим показателям соответствует указанному
ГОСТу.
Образец №4. Экспертиза «Принцесса
Ява» проводилась в соответствии с ГОСТ 1939 -90. Отклонение от массы нетто не
обнаружено. Данный образец по физическим показателям соответствует указанному
ГОСТу.
На протяжении нескольких лет
независимый исследовательский центр РОМИР следит за динамичным, конкурентным и
многоообразным рынком чая, отслеживая и анализируя проявляющиеся тенденции.
Наши исследования проводятся обычно под заказ крупных клиентов, работающих на
рынке чая и заинтересованных в сборе актуальной информации.
С целью оценки коммерческой
деятельности Иркутского Облпотребсоюза по формированию ассортимента и обеспечению
качества чая проведен опрос потребителей чая. Опрос проводился методом личного
интервью.
Спрос - это главный фактор влияющий
на формирование ассортимента. Изучая потребительский спрос на чай была
разработана анкета для опроса. В нем участвовало 100 респондентов.
Анализ опрашиваемых респондентов
показал:
% опрашиваемых респондентов отдали
свое предпочтение черному байховому чаю;
% опрашиваемых респондентов черному
гранулированному чаю;
% опрашиваемых респондентов
пакетированному чаю (черному, зеленому).
Чай является одним из самых
популярных и всенародно любимых напитков в России. Россияне по-прежнему любят
чай. Преимущественно - черный, индийский, с сахаром. Но отдельные
граждане-гурманы предпочитают зеленый, красный, травяной и другие экзотические
разновидности чая. Приобретают чай обычно в количестве одной-двух пачек в
продовольственных магазинах или на оптовых рынках один-два раза в месяц. При
выборе чая большое внимание уделяют стране-производителю (наибольший спрос на
индийский и цейлонский чай), марке, цене, а не рекламе.
Анализ торгового ассортимента чая
Иркутского Облпотребсоюза выявил, что торговый ассортимент чая достаточно
полный, а следовательно высока вероятность того, что потребительский спрос на
чай реализуемый в системе Облпотребсоюза будет удовлетворен.
По итогам оценки ассортимента
районных обл- и райпотребсоюзов, установлено следующие коэффициенты:
по Иркутскому Облпотребсоюзу
(Кш=1,66; Кп=2,0; Ку=0,7; Кн=0,2; Кр=0,32);
по Нижнеудинскому райпотребсоюзу
(Кш=1,4; Кп=1,75; Ку=0,6; Кп=0,14; Кр=0,27);
по Катенгскому райпотребсоюза
(Кш=1,33; Кп=1,33; Ку=0,53; Кп=0,10; Кр=0,23).
Торговые марки «Dilmah» и торговая
марка «Майский чай» пользуются наибольшим спросом, так как у них соотношение
цена - качество, наиболее оптимально по сравнению с другими видами
исследованного чая.
Предложения:
Коммерческому аппарату Иркутского
Облпотребсоюза пересмотреть форму поставки товаров: путем увеличения транзитных
поставок (Транзит - поступление на базу товаров непосредственно от
изготовителей).
Завоз чая должен осуществляться
планово, на основе заявок (Райпотребсоюзов, райпо) что создаст оптимальные
условия для работы базы Облпотребсоюза, магазинов системы для формирования
ассортимента чая в точном соответствии с покупательским спросом.
Базе Облпотребсоюза производить
минимальные затраты материальных и денежных средств на доставку товаров
(доставка багажом Москва-Иркутск, Иркутск другие районы).
Увеличить товароснабжение розничной
сети системы Облпотребсоюза силами и средствами оптовой базы.
Для товарообеспеченности районов
производить отгрузку в контейнерах согласно заказам Райпотребсоюзов, Райпо.
Для более полного удовлетворения
покупательского спроса в магазинах системы Облпотребсоюза проводить
выставки-распродажи чая, посуды для его приготовления, с одновременной его
дегустацией.
Рекомендуется Иркутскому
Облпотребсоюзу заключить договор с новым поставщиком ООО ''Планета чая'', что
позволит снизить цены на чай, так как оптовая цена у этого поставщика ниже, чем
у поставщиков чая находящихся в Иркутске. Облпотребсоюз не теряет своих
постоянных покупателей (Райпотребсоюзы, райпо) и привлекает новых, а районы не
теряют время для самостоятельного поиска поставщиков. При заказе чая необходимо
ориентироваться на отечественных производителей черного байхового чая
(гранулированного, пакетированного, ароматизированного), импортеров (зеленого
чая, пакетированного, ароматизированного), предлагающие товары по низким ценам,
так как основные потребители сельские торговые предприятия.
чай ассортимент качество
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В группу чайных компаний,
утвердивших свою продукцию на российском рынке (в различных его сегментах), вошли
компании «Май», «Никитин», «Орими Трэйд», «Юта», «Гранд», Unilever, Ahmad,
«Московский чай», «Международный дом чая», «Люта», «Форсман», Tetley Overseas
Limited, Tata Tea, J.V.Gokal, Agio, M.J.F.Exports, Jafferjee Brothers и другие.
Основными марками-конкурентами
черного байхового чая являются: Беседа, Принцесса Гита, Brooke Bond, Ahmad,
Lipton, Pickwick, Twinings, Dilmah, Milford, Tetley, Madison, Edwin, Gokal, а
также Майский Чай, Никитин, Индийский чай, Бодрость, Московский Чай.
В данной работе рассмотрена оценка и
управление конкурентоспособностью фасованного черного байхового чая. В качестве
примера взята продукция пяти производителей под торговыми марками: «Dilmah»,
«Золотая чаша», «Лисма», «Майский чай» и «Принцесса Ява».
Произведена оценка ассортимента чая
реализуемого Иркутским, Нижнеудинским, Катангским райптребсоюзами.
Рассмотрен потребительский рынок
черного байхового чая, запросы потребителей, товары - конкуренты и далее
произведен расчет технико-нормативных и экономических параметров конкурентоспособности.
Из полученных результатов составлена итоговая база, на основе которой рассчитан
интегральный показатель конкурентоспособности черного байхового чая.
Произведено сравнение полученных данных с идеальной потребительской моделью
черного байхового фасованного чая, осуществлен вывод о конкурентоспособности
представленных трех образцов продукции.
Рассмотрены система управления
конкурентоспособностью продовольственной продукции на перерабатывающем
предприятии.
На основе полученных данных,
разрабатываются меры по повышению качества, конкурентоспособности и оптимизации
затрат.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
. Нормативные документы
1. ГОСТ 1938 - 90. Чай черный байховый фасованный.
2. ГОСТ 1939-91. Чай зеленый байховый фасованный.
. ГОСТ 19885-74 Чай. Методы определения содержания танина
и кофеина.
. ГОСТ 28550-90 Чай. Методы приготовления измельченной
пробы и определение сухих веществ.
. ГОСТ 28551-90 Чай. Методы определения водорастворимых
экстрактивных веществ
. ГОСТ 28552-90 Чай. Методы определения общей
водонерастворимой и водорастворимой золы.
. ГОСТ 28553-90 Чай. Методы определения сырой клетчатки
. ГОСТ 1936-85 Чай. Правила приемки и методы анализа.
. Книги, брошюры, периодические
издания
9. Виноградова С.Н.. Коммерческая деятельность. - М.: Высшая
школа, 1998
. Дашков Л.П., Памбухчиянц В.К.. Коммерция и технология
торговли. - М.: Дашков и Ко, 2002
. Иванов Ю.Г.. Книга о чае. - Смоленск: Русич, 1997
. Казанцев А.К., Подлесных В.И., Серова Л.С.. Практический
менеджмент. - М.: Инфра - М, 1998
. Материалы конференции по итогам научно -
исследовательской работы за 1999 - 2000 учебный год. Научные исследования на
рубеже ХХI. Часть 2. - Н.: 2000
. Николаева М.А.. Товарная экспертиза. - М.: ''Деловая
литература'', 1997
. Николаева М.А.. Товароведение потребительских товаров.
Теоретические основы. - М.: НОРМА, 1997
. Панкратов Ф.Г.. Коммерческая деятельность. - М.: Дашков
и Ко, 2003
. Парамонова Т.М.. Ассортиментная ценовая политика
розничного торгового предприятия. - М.: Отраслевой центр повышения квалификации
работников торговли, 2002
. Половцева Ф.П.. Коммерческая деятельность. - М.:
ИНФРА-М, 2000
. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент. - СПб.: Питер, 2007
. Шепелев А.Ф., Кожухова О.И.. Товароведение и экспертиза
продовольственных товаров: Учебное пособие. - Ростов - на - Дону. ''Март'',
2001
. Белый Е., Барашков С. Конкурентоспособность и качество
продукции: два уровня управления // Маркетинг, 2002, № 4 с. 29-34
. Теплов В. И. И др. Коммерческое товароведение - М.:
Издательский дом “Дашков и Ко”, 2000 с.620
. Москвин В. Конкурентоспособность продукции и
удовлетворение потребителя // инвестиции в России, 2003, №4 с. 3-10.
. Додонкин Ю.В. и др. Таможенная экспертиза товаров - М.:
Изд. Центр “Академия”, 2003, с. 272
. Чечеткина Н.М. и др. Товарная экспертиза - Ростов н/ Д:
“Феникс”, 2000 с. 512
. Шепелев А.Ф. и др. Товароведение вкусовых и алкогольных
товаров - Ростов н/ Д: Изд. Центр “МарТ”, 2008 с. 680
Статьи в журнале, газете и др.
27. Клюкс. М. Не гонитесь за модой: Выберите ''свой'' чай!
//Российская торговля. - 2003. - №3. - С. 82-83
. Особенности национального чаепития // Таможня. - 2003.
-№2. - С. 11-15
. Попова Н. Чай: Напиток любимый всеми // Российская
торговля. - 2003. - №8-9. - С. 118-121
. Памбухчиянц О. Сельмаг по - русски: Право на
жизнь…//Современная торговля. - 2003. - №7. - С. 41-43
. Хвастунов А.Н. Новое время требует перемен // Кооператор
Приангарья. - 2003. - №4. - С. 2-3.
. Хвастунов А.Н. Потребительская кооперация неразрывно
связана с селом // Кооператор Приангарья. - 2003. - №12. - С. 3.
. Рыбальченко Н. Способы изготовления чая в эпоху ТАН
//Бизнес Леди. - 2002. - 12. - С. 42-43.
. Мазуренко М.Т. Чай // Химия и жизнь, 2002, № 3, с. с
42-46
. Мазурова Л. Чашка чая // Смена, 2001, №2 с. 17-23
. Рынок чая // Витрина, 2002, №9, с. с. 16-19
. Самойлов А.Ю. Рынок чая и кофе // Маркетинг в России и
зарубежом, 1999, № 3, с. 74-79
. Воробьева М. Молоденький листочек // Вокруг света, 2003,
№ 4, с. 23-27
. Краткий обзор рынка кофе и чая // Практический
маркетинг, № 9, 1999, с. 14-17
. Василевский А. Чай - и удовольствие, и польза // Деловые
люди, 1999, №10, с. 48-50
. Каледина А. Чай без церемоний // Деньги, 1999, № 46, с.
24-27
. Чай-кофе // Напитки, 1999, № 2, с. 10-14
. Лайдинен Н.В. Потребление чая россиянами // Практический
маркетинг, № 4, 2008, с. 3-7
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Органолептические показатели
качества чай черного байхового
Наименование показателя
|
Характеристика чая сорта
|
|
''Букет''
|
Высшего
|
Первого
|
Второго
|
Третьего
|
Аромат и вкус
|
Полный букет, тонкий нежный аромат, приятный сильно терпкий вкус
|
Нежный аромат, приятный с терпкостью вкус
|
Достаточно нежный аромат, средней терпкости вкус
|
Недостаточно выраженный аромат, относительно терпкий вкус
|
Слабый аромат, слаботерпкий вкус
|
Настой
|
Яркий прозрачный, интенсивный, ''вышесредний''
|
Яркий прозрачный ''средний''
|
Недостаточно яркий, прозрачный ''средний''
|
Прозрачный, ''нижнесредний''
|
Недостаточно прозрачный
|
Цвет разваренного листа
|
Однородный, коричнево-красного цвета
|
Неоднородный, темно-коричневый
|
Неоднородный, темно-коричневый, допускается зеленоватый оттенок
|
Неоднородный, темно-коричневый
|
Внешний вид чая (уборка)
|
Листового
|
Ровный, однородный, хорошо скрученный
|
Недостаточно ровный, скрученный
|
Неровный, недостаточно скрученный
|
Мелкого
|
Ровный, однородный, скрученный
|
Недостаточно ровный
|
Неровный, пластинчатый
|
Гранулированного
|
-
|
Достаточно ровный, сферический или продолговатой формы
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Органолептические показатели
качества чай зеленого байхового
Наименование показателя
|
Характеристика чая сорта
|
|
''Букет''
|
Высшего
|
Первого
|
Второго
|
Третьего
|
Аромат и вкус
|
Полный букет, тонкий нежный аромат, приятный с терпкостью вкуса
|
Нежный аромат, приятный с терпкостью вкус
|
Приятный аромат и достаточно терпкий вкус
|
Слабый аромат, недостаточно терпкий вкус
|
Грубоватый аромат, слабо ощутимый терпкий вкус
|
Настой
|
Прозрачный, светло - зеленый с желтым оттенком
|
Прозрачный, светло-зеленый с желтым оттенком
|
Прозрачный светло-желтый
|
Желтый с красноватым оттенком
|
Темно - желтый с красноватым оттенком., мутноватый
|
Цвет разваренного листа
|
Однородный с зеленоватым оттенком
|
Однородный с зеленоватым оттенком
|
Недостаточно однородный с желтоватым оттенком
|
Неоднородный с желтоватым оттенком
|
Неровный, темно- желтый
|
Внешний вид чая (уборка)
|
Листового
|
Ровный, однородный, хорошо скрученный
|
Ровный, однородный, хорошо скрученный
|
Недостаточно ровный, скрученный
|
Неровный недостаточно скрученный
|
Неровный, чаинки плохо скрученные
|
Мелкого
|
Ровный, однородный скрученный
|
Ровный, скрученный, с наличием пластинчатого
|
Недостаточно ровный, скрученный
|
Неровный, пластинчатый
|
Неровный., пластинчатый
|
Гранулированного
|
Достаточно ровный, сферический или продолговатый формы
|
То же
|
То же
|
То же
|
То же
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
Физико - химические показатели чая
черного байхового
Наименование показателя
|
Норма для чая сорта
|
|
''Букет''
|
Высшего
|
Первого
|
Второго
|
Третьего
|
Массовая доля влаги, %, не более
|
7,0
|
7,0
|
7,0
|
7,0
|
7,0
|
Массовая доля водо-растворимых экстрактивных веществ, % не менее
|
35
|
33
|
31
|
29
|
28
|
Массовая доля металломагнитной примеси, %, не более; в крупном и
мелком
|
0,0005
|
0,0005
|
0,0005
|
0,0005
|
0,0005
|
В гранулированном
|
0,0007
|
0,0007
|
0,0007
|
0,0007
|
0,0007
|
Допустимые уровни содержания
токсичных элементов, микотоксинов, радионуклидов и плесеней в чае (по МБТ)
Группа продуктов
|
Показатель
|
Допустимый уровень, мг/кг, не более
|
Чай черный зеленый плиточный
|
Токсичные элементы:
|
|
Свинец
|
10,0
|
|
Мышьяк
|
1,0
|
|
Кадмий
|
1,0
|
|
Ртуть
|
0,1
|
|
Медь
|
100,0
|
|
Микотоксины:
|
|
Афлотоксин В1
|
0,005
|
|
Радионуклиды
|
|
Цезий - 137
|
400 Бк/кг
|
|
Стронций - 90
|
100 Бк/кг
|
|
Микробиологические показатели
|
|
Плесени
|
1х103 КОЕ/г, не более
|
|
|
|
|
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
Сводная анкета по изучению спроса на
чай по Иркутскому Облпотребсоюзу
Вопрос
|
Количество ответов
|
% ответов
|
|
Мужчин
|
Всего
|
Женщин
|
Всего
|
Муж.
|
Жен.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
1) Пол
|
++++++++++
|
35
|
+++++
|
65
|
35
|
65
|
Всего:
|
|
35
|
|
65
|
|
|
2) Возраст: до 18 лет
|
++
|
1
|
+++
|
2
|
3
|
От 19 до 30
|
++++++
|
5
|
+++++++++++++++
|
12
|
17
|
От 31 до 40 лет
|
++++++++
|
8
|
++++++++++++++++
|
15
|
23
|
От 41 до 55 лет
|
++++++
|
9
|
+++++++++++++++++++++
|
28
|
37
|
Свыше 55 лет
|
++++++
|
8
|
+++++++++++++
|
12
|
20
|
Всего:
|
|
31
|
|
69
|
100
|
3) Род деятельности служащие
|
++
|
2
|
++++++++++++++++++++++++++++++
|
30
|
32
|
Руководители
|
+++
|
3
|
++++++
|
6
|
9
|
Студенты
|
+++
|
3
|
++++
|
4
|
7
|
Учащиеся
|
+++
|
3
|
++++
|
4
|
7
|
Домохозяйки
|
+
|
1
|
++++++
|
6
|
7
|
Рабочие
|
++++
|
4
|
+++++++++++
|
10
|
14
|
Безработные
|
++
|
2
|
+++
|
3
|
5
|
Пенсионеры
|
+++
|
3
|
++++
|
4
|
7
|
Науч. Работники
|
++++
|
4
|
+++++++
|
7
|
11
|
Всего
|
|
26
|
|
74
|
100
|
4) Совокупный доход семьи: (руб) до 1000
|
+++
|
3
|
+++++
|
5
|
8
|
1000-2000
|
+++
|
3
|
++++++++++
|
10
|
13
|
2000-3000
|
++++++++++++
|
12
|
++++++++++++++++++++++
|
21
|
33
|
Свыше 3000
|
+++++++++++++++++
|
17
|
29
|
46
|
Всего
|
|
35
|
|
65
|
100
|
5) Кол-во членов семьи:
|
|
|
|
|
|
2 человека
|
++++++++++++++++++
|
17
|
+++++++++++++++++++
|
18
|
35
|
Похожие работы на - Изучение ассортимента, реализуемого Иркутским Облпотребсоюзом
|