Проблема государственного долга и бюджетного дефицита

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    189,56 Кб
  • Опубликовано:
    2015-05-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Проблема государственного долга и бюджетного дефицита

Оглавление

Введение

. Теоретическая сущность понятий бюджетного дефицита и государственного долга

.1 Бюджетный дефицит и государственный долг: основные определения, показатели и проблемы количественной оценки

.2 Основные причины устойчивого бюджетного дефицита и способы его сокращения

.3 Стратегия управления государственным долгом

. Анализ федерального бюджета Российской Федерации

.1 Оценка бюджетного дефицита 90-х годов

.2 Анализ проекта федерального бюджета на 2008-2010 г. и итоги начала 2009 года

.3 Направления совершенствования бюджетной политики РФ

Заключение

Глоссарий

Список использованных источников

Приложение

Введение

Бюджетный процесс предполагает выравнивание государственных доходов и расходов. Однако на практике почти во всех странах в настоящее время имеет место значительное по своим масштабам превышение государственных расходов над доходами. Следствием этого является стремительный рост бюджетных дефицитов.

Причин тому множество, но важнейшее значение имеет первостепенное возрастание роли государства в различных сферах жизни, расширение его экономических и социальных функций, увеличение военных расходов, численности государственного аппарата и т.д. Возрастание бюджетных расходов отнюдь не компенсируется увеличением налоговых поступлений, в силу чего возрастание бюджетных дефицитов приобрело хронический характер и огромные масштабы.

В основе хронической дефицитности государственных бюджетов лежит множество причин. К их числу относятся структурные факторы, обусловленные резким расширением экономических и социальных функций государства, что влечёт за собой увеличение его расходов на эти цели.

Наряду с этим, динамика бюджетных дефицитов отражает и текущие колебания хозяйственной конъюнктуры, периодические спады и подъёмы производства. В периоды циклических кризисов перепроизводства уменьшается сумма налоговых поступлений в бюджет. В то же время государство вынуждено увеличивать свои расходы на социальные нужды (пособия по безработице и др.), а также для поддержания определённых секторов экономики, сохранения объёма инвестиций в отраслях, имеющих общегосударственное значение.

Актуальность проблемы. Основной целью бюджетного регулирования является проведение финансово - бюджетной политики, направленной на экономический рост, поскольку реальный рост экономики - единственно надежный источник улучшения благосостояния. Современное отношение к бюджетному дефициту и государственному долгу неоднозначно. Некоторые экономисты считают, что использование бюджетного дефицита и государственного долга не является наилучшим стимулятором развития экономики и ведет к ускорению инфляции, то есть выступают сторонниками бездефицитных бюджетов и высказывают опасения по поводу рискованности чрезмерных бюджетных дефицитов и государственного долга. Другие экономисты, наоборот, считают использование бюджетных дефицитов и государственного долга наиболее эффективным способом оживления экономики, особенно в периоды ее спада. Следовательно, актуальны такие вопросы: нужен ли бюджетный дефицит и государственный долг вообще; какими они должны быть по размеру (процент ВВП); какое их количественное влияние на инфляцию и экономический рост; как избежать чрезмерного бюджетного дефицита и государственного долга.

Степень разработанности темы. Проблема государственного долга и бюджетного дефицита рассматривалась в большом количестве научных трудов. Значительное внимание проблеме исследования государственного долга и последствий его существования уделяли Р.Барро, А.Лернер и др. Теоретическим и практическим вопросам государственного долга посвящены работы таких экономистов, как А.Гальчинский и Т.Бондарчук. Особенности макроэкономической среды трансформации, в которой развивается государственный долг, а также проблема государственной задолженности исследованы в трудах Г.Башнянина, Т.Вахненко, О.Зарубы, З.Луцишин. Проблему управления государственным долгом рассматривали А.Вавилов, Г.Трофимов, В.Козюк, О.Горская.

Исходя из актуальности вышесказанного, целью курсовой работы является раскрытие проблемы бюджетного дефицита и формулирование стратегии управления государственным долгом.

Задачами курсовой работы являются:

- -определение теоретической сущности основных определений и показателей бюджетного дефицита и государственного долга;

-       -выделение основных причин устойчивого бюджетного дефицита и увеличения государственного долга;

-       -выработка и анализ основных стратегических направлений управления государственным долгом;

-       -анализ бюджетного дефицита переходного периода в РФ и итогов текущего года;

-       - разработка направлений совершенствования бюджетной политики.

Объектом исследования является бюджетная система Российской Федерации.

Предметом исследования выступает процесс регулирования бюджетного дефицита и управления государственным долгом.

Методы исследования - общенаучные методы познания (индукция и дедукция, анализ и синтез, аналогия и моделирование, системность и комплексность, детализация и обобщение, конкретизация и абстрагирование и т.д.), а также специальные приемы и процедуры (сравнение, группировка, балансовое обобщение, математическая статистика, методы научных классификаций, анализ и другие). Для доказательства и аргументации новых положений работы послужили результаты исследований и наблюдений, полученные сравнительно-историческим, аналитико-синтетическим и абстрактно-логическим методами.

Практическая значимость исследования в курсовой работе заключается в проведенном комплексном анализе проблем регулирования бюджетного дефицита и государственного долга и выработке практических мер по управлению бюджетом и стратегии выхода из долгового кризиса.

1. Теоретическая сущность понятий бюджетного дефицита и государственного долга

.1 Бюджетный дефицит и государственный долг: основные определения, показатели и проблемы количественной оценки

Понятие бюджета выражает идею предвидения доходов и расходов. Государственные органы законодательной власти утверждают бюджет, который учитывает и фиксирует совокупность предполагаемых доходов и расходов на определенный период (год). В экономической теории принято выделять три основных состояния бюджета: дефицитное, профицитное и сбалансированное. Превышение расходов над доходами составляет дефицит бюджета. Профицит представляет собой обратное соотношение, т.е. превышение доходов над расходами. Сбалансированный бюджет является следствием такой бюджетной политики, при которой расходы полностью обеспечиваются доходами [10, С.93].

Рассмотрим основные понятия темы исследования [9, С.351].

Государственный долг - общий размер задолженности правительства владельцам государственных ценных бумаг, равный сумме прошлых бюджетных дефицитов (минус бюджетные излишки) (Приложение А).

Внутренний государственный долг - задолженность государства гражданам, фирмам и учреждениям данной страны, которые являются держателями ценных бумаг, выпущенных ее правительством.

Внешний долг - задолженность государства иностранным гражданам, фирмам и учреждениям.

Частный долг - общий размер задолженности негосударственного сектора владельцам частных ценных бумаг.

Государственный и частный долг являются элементами кругооборота "доходы-расходы". По мере роста доходов растут и сбережения, которые должны быть использованы домашними хозяйствами, фирмами, правительством и остальным миром. Создание долга - это механизм, посредством которого сбережения передаются лицам, осуществляющим расходы. Если потребители и бизнес не склонны к заимствованиям, и, следовательно, частная задолженность растет недостаточно быстро, чтобы абсорбировать растущий объем сбережений, эта функция выполняется приростом государственного долга. В противном случае экономика отойдет от состояния полной занятости ресурсов [12, С.217].

Количественная оценка бюджетного дефицита и долга объективно усложняется следующими факторами:

1) Обычно при оценке величины государственных расходов не учитывается амортизация в государственном секторе экономики, что приводит к объективному завышению размеров бюджетного дефицита и государственного долга.

2) Важная статья государственных расходов - обслуживание задолженности, то есть выплата процентов по ней и постепенное погашение основной суммы долга (амортизация долга).

Возможны ситуации, когда номинальный (официальный) дефицит госбюджета и номинальный долг растут, а реальный дефицит и долг снижаются, что затрудняет оценку эффективности бюджетно-налоговой политики правительства. Поэтому при измерении бюджетного дефицита необходима поправка на инфляцию. Тогда реальный дефицит госбюджета будет равен разнице номинального дефицита госбюджета и величины государственного долга на начало года, умноженного на темп инфляции.

) При оценках дефицита государственного бюджета на макроуровне, как правило, не учитывается состояние местных бюджетов, которые могут иметь излишки. Нередко местные органы власти целенаправленно искажают статистическую информацию о состоянии местных бюджетов, чтобы снизить налоговые отчисления в федеральный бюджет. Эта закономерность характерна практически для всех переходных экономик, в которых наметилась тенденция к фискальной децентрализации. В итоге при оценке дефицита федерального бюджета происходит завышение.

) Наряду с измеряемым (официальным) дефицитом госбюджета как в индустриальных, так и в переходных экономиках, в том числе и в России, существует его скрытый дефицит, обусловленный квазифискальной (квазибюджетной) деятельностью Центрального Банка, а также государственных предприятий и коммерческих банков.

К числу квазифискальных операций относятся [12, С.219]:

а) финансирование государственными предприятиями избыточной занятости и выплата ставок заработной платы выше рыночных за счет банковских ссуд или путем накопления взаимной задолженности;

б) накопление в коммерческих банках, отделившихся на начальных стадиях экономических реформ от Центрального Банка, большого портфеля недействующих ссуд (просроченных долговых обязательств госпредприятий, льготных кредитов домашним хозяйствам, фирмам и т.д.). Эти кредиты выплачивают в основном за счет льготных кредитов ЦБ, причем портфели "плохих долгов" в переходных экономиках весьма значительны;

в) финансирование ЦБ (в переходных экономиках) убытков от мероприятий по стабилизации обменного курса валюты, беспроцентных и льготных кредитов правительству (на закупки пшеницы, риса, кофе и т.д.) и кредитов рефинансирования коммерческим банкам на обслуживание недействующих ссуд, а также финансирование ЦБ сельскохозяйственных, промышленных и жилищных программ по льготным ставкам и т.д.

Скрытый дефицит бюджета занижает величину фактического бюджетного дефицита и государственного долга, что нередко делается целенаправленно (например, перед выборами), а также в рамках "жесткого" курса правительства на ежегодно сбалансированный бюджет [6, С.118].

Целесообразно использовать следующие относительные показатели задолженности.

1) Показатели запаса, характеризующие бремя долга в более долгом периоде, то есть степень зависимости национальной экономики от прошлого притока иностранного капитала. Определяется отношением долга к валовому внутреннему продукту или отношением долга к экспорту товаров и услуг.

) Показатели потока: чем они выше, тем в более активной краткосрочной корректировке нуждается внешнеторговая и валютная политика в целях уравновешивания платёжного баланса (особенно если велика доля внешнего долга). Сюда относятся отношение суммы обслуживания долга к ВВП и отношение суммы обслуживания долга к экспорту товаров и услуг [6, С.122].

Далее рассмотрим причины дефицита и увеличения государственного долга.

.2 Основные причины устойчивого бюджетного дефицита и способы его сокращения

Основными причинами устойчивых бюджетных дефицитов и увеличения государственного долга являются:

а) увеличение государственных расходов в военное время или в периоды других социальных конфликтов. Долговое финансирование бюджетного дефицита позволяет в краткосрочном периоде ослабить инфляционное напряжение, избежав увеличения денежной массы, и не прибегать к ужесточению налогообложения;

б) циклические спады и "встроенные стабилизаторы" экономики;

в) сокращение налогов в целях стимулирования экономики (без соответствующей корректировки госрасходов).

Сокращать бюджетный дефицит <#"817875.files/image001.gif">

Приложение Б


Приложение В

Расходы на обслуживание государственного внешнего долга <#"817875.files/image003.gif">

Рисунок 2.1 - Доходы федерального бюджета (млрд. рублей)

Рисунок 2.2 - Расходы федерального бюджета (млрд. рублей)

Приложение Д

Основные характеристики проекта федерального бюджета

2007 год

2008 год

2009 год

2010 год


млрд. рублей

% ВВП

млрд. рублей

% ВВП

млрд. рублей

% ВВП

млрд. рублей

% ВВП

Доходы

6 965,3

22,3

6 644,4

19,0

7 465,4

18,8

8 089,9

18,1

Нефтегазовые доходы

2 992,2

9,6

2 383,1

6,8

2 351,9

5,9

2 348,3

5,24

Доходы (без учета нефтегазовых доходов)

3 973,1

12,7

4 261,3

12,2

5 113,5

12,9

5 741,6

12,81

Расходы

5 463,5

17,5

6 570,3

18,8

7 451,2

18,8

8 089,9

18,1

Ненефтегазовый дефицит

-

-

- 2 309

6,6

- 2 337,7

5,9

- 2 348,3

5,24

Нефтегазовый трансферт

-

-

2 135,0

6,1

2 103,6

5,3

2 016,0

4,5

Источники финансирования дефицитвдефицита дефицита

-

-

0,5

234,1

0,6

332,3

0,74

Профицит

1 501,8

4,8

74,1

0,2

14,2

0,03

0,0

0



Приложение Е

Параметры исполнения федерального бюджета за январь-март 2009 года на кассовой основе, млрд. рублей

Показатель

Утверждено федеральным законом о ФБ на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов

Бюджет на 2009 год с поправками

Исполнение




2008

2009

Изменение




январь-март

январь-март


Доходы

10 927,1

6 713,8

1 932,7

1 729,9

-202,7

Расходы

9 024,7

9 692,0

1 332,7

1 780,4

447,7

Обслуживание долга

198,0

229,1

53,2

63,9

10,7

Непроцентные расходы

8 826,7

9 463,0

1 279,5

1 716,6

437,0

Профицит (+) / Дефицит (-)

1 902,5

-2 978,2

600,0

-50,5

-650,5

Сальдо внутреннего долга

289,0

429,1

9,8

-32,9

-42,6

Сальдо источников внешнего финансирования дефицита

-13,5

-211,8

-17,4

-53,5

-36,1

Прочие источники внутреннего финансирования

-2 178,0

2 760,9

136,8

729,2


Похожие работы на - Проблема государственного долга и бюджетного дефицита

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!