Причины и последствия возникновения дебиторской задолженности на предприятии

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    34,33 Кб
  • Опубликовано:
    2015-03-31
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Причины и последствия возникновения дебиторской задолженности на предприятии

ПЕРМСКИЙ ФИЛИАЛ ФГБОУ ВПО «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»








Курсовая работа

по дисциплине «Финансы и кредит»

Причины и последствия возникновения дебиторской задолженности на предприятии











Пермь 2014

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Сущность и виды дебиторской задолженности. Управление ею на предприятии

.1 Сущность и виды дебиторской задолженности

.2 Управление дебиторской задолженностью предприятия

Глава 2. Практические приёмы анализа дебиторской задолженности организации

.1 Краткая характеристика ООО ТД «Электроизделия»

.2 Анализ дебиторской задолженности ООО ТД «Электроизделия»

Заключение

Список использованных источников и литературы

ВВЕДЕНИЕ

Курсовая работа посвящена анализу проблем управления дебиторской задолженностью. Актуальность выбранной темы определяется ее особой ролью в процессе управления экономической деятельностью предприятия и обеспечения экономической эффективности его деятельности. Управление дебиторской задолженностью составляет основу управления денежными потоками предприятия и является важнейшим показателем при финансовом мониторинге экономической деятельности.

Постоянный мониторинг управления дебиторской задолженности имеет огромное значение в процессе управления для определения финансовой устойчивости предприятия, т.к. позволяет не только успешно распределять финансовые потоки, но и успешно прогнозировать основные изменения, чтобы избежать большого количества проблем и повысить уровень конкурентоспособности предприятия на современном рынке, что очень важно для предприятий. Рыночная экономика предполагает конкуренцию как основной механизм регулирования хозяйственного процесса. Конкурентоспособность любому хозяйствующему субъекту может обеспечить только правильное управление движением финансовых ресурсов и капитала, находящихся в его распоряжении.

При разработке эффективной системы управления финансами постоянно возникает основная проблема совмещения интересов развития предприятия, наличия достаточного уровня денежных средств для проведения указанного развития и сохранения высокой платежеспособности предприятия. От того, насколько эффективно и целесообразно финансовые ресурсы трансформируются в основные и оборотные средства, а также в средства стимулирования работников, зависит финансовое благополучие предприятия в целом, его владельцев и работников. Финансовые ресурсы в этих условиях приобретают первостепенное значение, поскольку это - единственный вид ресурсов предприятия, трансформируемый непосредственно и с минимальным временным интервалом в любой другой вид ресурсов. Таким образом, финансовый менеджмент как одна из основных функций аппарата управления приобретает ключевую роль в условиях рыночной экономики.

Современные условия хозяйствования характеризуется постоянным изменением условий функционирования предприятия. Совершенствование финансовых рычагов управления в данных условиях требует постоянной мобильности, возможности постоянно искать новые возможности высвобождения финансового потенциала для реализации новых проектов, ведения инновационной деятельности, возможности реализации различных подходов в производственной деятельности, что позволит достичь максимальной финансовой успешности предприятия. Этим и определяется актуальность этого вопроса.

Целью курсовой работы является анализ системы управления дебиторской задолженности и путей ее совершенствования.

Предметом исследования курсовой работы является дебиторская задолженность предприятия.

Объектом данной работы является ООО ТД «Электроизделия».

Основными задачами данного исследования являются:

a.   представить характеристику понятия "дебиторская задолженность";

b.      рассмотреть сущность управления дебиторской задолженностью;.         проанализировать методы управления дебиторской задолженностью;.         рассмотреть на практическом примере методику анализа дебиторской задолженности.

Теоретическая значимость поставленного вопроса заключается в возможности анализа и систематизации информации по поставленной проблеме.

Практическая значимость поставленного вопроса заключается в возможности использования представленного в работе материала в качестве дополнительного источника информации. Кроме того, опыт использования методики анализа дебиторской задолженности дает возможность моделирования деятельности предприятия с целью совершенствования процесса финансового управления.

При подготовке курсовой работы были использованы материалы авторов: Володина А.А., Зимовец А.В и интернет-ресурсы.

Работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Во введении представлено обоснование актуальности исследования, обозначены цели и его задачи, определены предмет и объект исследования, а также указаны методы исследования и теоретическая база исследования.

В первой главе рассматривается общая характеристика понятия дебиторской задолженности, ее сущность и основные виды.

В рамках второй главы представлена теория методики анализа дебиторской задолженности ООО ТД «Электроизделия и практическая часть её применения.

Заключение отражает основные положения курсовой работы и вывод по практической части.

Глава 1. Сущность и виды дебиторской задолженности. Управление ею на предприятии

1.1    Сущность и виды дебиторской задолженности

Дебиторская задолженность - сумма долгов, причитающихся предприятию, организации или учреждению от юридических или физических лиц в итоге хозяйственных взаимоотношений с ними. Дебиторская задолженность в процессе выполнения обязательств - естественный, объективный процесс хозяйственной деятельности предприятий. Она возникает при следующих обстоятельствах:

a.   коммерческое кредитование поставщиком покупателя, т.е. при отсрочке платежа;

b.      несвоевременная оплата, т.е. при просрочке платежа;

c.   недостачи, растраты, хищения;

d.      поставки недоброкачественной или некомплектно продукции;. другие случаи.

Современное состояние экономики России вызывает постоянный рост дебиторско-кредиторской задолженности и очень высокий ее уровень. Неплатежи возникли в начале 1990-х годов на макроуровне. После того как они перешли на уровень предприятий, начался постоянный, непрерывный рост дебиторско-кредиторской задолженности. Факторами, определившими это, были следующие:

a.   непредсказуемость шоковой терапии, когда предполагаемый рост цен в 3-5 раз фактически составил сотни и тысячи раз;

b.      резкие спады объемов производства в 1990-х годах;.       не проведенная государством индексация оборотных средств предприятий, бывших в то время государственными;.     образовавшиеся большие недостатки их собственных оборотных средств;.    неподготовленность и непрофессионализм вновь созданной в 1992 г. системы коммерческих банков к организации безналичных расчетов, что вынудило Центральный банк РФ создать с апреля 1992 г. систему РКЦ, т.е. расчетно-кассовых центров;.         дороговизна заемных средств, определяемая высокой учетной ставкой ЦБ РФ;.         значительный криминальный уровень экономики и нахождение в результате многих предприятий в зоне повышенного риска и неопределенности;. замедление платежного оборота и снижение эффективности деятельности предприятий, появление определенного количества убыточных предприятий;.   финансовая напряженность в государстве, в результате чего не оплачивалась продукция ряда отраслей (сельского хозяйства, оборонной промышленности), не выплачивалась заработная плата бюджетникам и др.;.         разрыв экономических связей между бывшими советскими республиками в результате развала СССР;.  другие факторы.

Какова взаимосвязь между неплатежами, большой задолженностью и экономическим ростом? Возможен ли экономический рост в условиях значительной задолженности государства и предприятий?

Совершенно очевидно, и об этом говорит мировая экономическая наука, а также здравый смысл, что до тех пор, пока не будут сокращены неплатежи и дебиторско-кредиторская задолженность, добиться серьезного экономического роста будет невозможно. Зависимости здесь следующие: в одном направлении - спад производства, неплатежи, рост дебиторско-кредиторской задолженности, что становится тормозом развития предприятий и экономики; в другом - сокращение и ликвидация неплатежей и задолженности, как основа повышения эффективности деятельности предприятий и появление у них возможности использования рыночных механизмов (вексель, кредит и др.), а затем уже естественный экономический рост.

Дебиторская задолженность в настоящее время стала наиболее ликвидным активом предприятия. Отсюда и необходимость серьезного внимания к ней, ее анализу, управлению ею. Дебиторскую задолженность, а наряду с ней и кредиторскую, определяют по-разному.

Классический студенческий вариант: дебиторская задолженность - это когда нам должны, а кредиторская - когда мы должны. Классический вариант преподавателя: дебиторская задолженность - это один из видов оборотных активов предприятия и неполученная часть его выручки от продаж; кредиторская задолженность - это источник оборотных активов предприятия, при нормальных условиях альтернативный собственным источникам и краткосрочным кредитам и займам и при этом, во многих случаях, бесплатный.

В соответствии с Гражданским кодексом РФ (ст. 307) оба эти вида задолженности входят в более общее понятие «обязательство», которое определяется следующим образом: «В силу обязательства одно лицо (должник) обязано совершить в пользу другого лица (кредитора) определенное действие, как то: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., либо воздержаться от определенного действия, а кредитор имеет право требовать от должника исполнения его обязанности». Эго является частью обязательственного права.

В литературе встречаются разнообразные определения дебиторской задолженности.

Дебиторская задолженность - это требования предприятия по отношению к другим предприятиям, организациям и клиентам на получение денег, поставку товаров или оказание услуг, выполнение работ.

Дебиторская задолженность - это сумма долга, причитающаяся предприятию от других юридических лиц или граждан.

Дебиторская задолженность - это средства, временно отвлеченные из оборота предприятия, а кредиторская - это средства, временно привлеченные в оборот.

Согласно, определения Володина А.А. дебиторская задолженность, как экономическая категория, выражающая финансовые отношения между дебитором (должником) и кредитором, - это:

a.   один из видов оборотных активов предприятия;

b.      неполученная часть его выручки от продаж;

c.   отдельный вид отношений, возникающий из договора, а также вследствие причинения вреда и иных оснований (ст. 307 ГК РФ).

Взаимосвязь между дебиторской и кредиторской задолженностью состоит в том, что кредиторская является источником покрытия дебиторской. Поэтому на практике при анализе предприятия обычно следят за соотношением между ними. В то же время в условиях инфляции, стимулирующей неплатежи, рост кредиторской задолженности предприятию выгоден, а дебиторской не выгоден.

Дебиторская задолженность является фактором, который определяет следующее:

a.   размер и структуру оборотных активов предприятия;

b.      размер и структуру выручки от продаж;.       длительность финансового цикла предприятия;.     оборачиваемость оборотных активов и активов в целом;.         ликвидность и платежеспособность предприятия;.  источники денежных средств предприятия.

В настоящее время размер и структура оборотных активов предприятий сильно изменены за счет большой доли дебиторской задолженности, доля которой на многих предприятиях колеблется от 3 до 90%. Такой же разброс между полученной н неполученной частями выручки от продаж. Естественно, значительные размеры дебиторской задолженности замедляют ее оборачиваемость, а также оборачиваемость оборотных активов и активов в целом, увеличивают длительность финансового цикла предприятия. К тому же увеличенная дебиторская задолженность требует дополнительных источников денежных средств.

Дебиторская задолженность делится на две группы:

a.       дебиторская задолженность за товары (работы и услуги), срок оплаты которых не наступил. При приближении срока оплаты необходимо напомнить об этом заказчику;

b.      дебиторская задолженность за товары (работы и услуги), не оплаченные в срок, предусмотренный контрактом. Она в свою очередь подразделяется на следующие группы:

ожидаемая в согласованные с заказчиком сроки;

труднореализуемая;

сомнительная;

безнадежная.

По данным финансовой отчетности дебиторская задолженность делится на следующие группы:

b.      долгосрочная, платежи по которой ожидаются более чем через 12 месяцев после отчетной даты.

.2      Управление дебиторской задолженностью предприятия

Все фирмы стараются производить продажу товара с немедленной оплатой, но требования конкуренции вынуждают соглашаться на отсрочку платежей, в результате чего появляется дебиторская задолженность. Проблема ликвидности (способность актива конвертироваться в денежные средства без значительной потери в цене) дебиторской задолженности становится ключевой почти в каждой организации. В ней, в свою очередь, выделяют несколько проблем: оптимальный объем, оборачиваемость, качество дебиторской задолженности. Решение этих проблем требует квалифицированного управления дебиторской задолженностью, что является одним из способов укрепления финансового положения фирмы.

Опыт реформирования предприятий показывает, что меры по возврату дебиторской задолженности входят в группу наиболее действенных мер повышения эффективности за счет внутренних резервов предприятия и могут быстро принести положительный результат. Возврат задолженности в сжатые сроки - реальная возможность пополнения дефицитных оборотных средств. Управление дебиторской задолженностью может быть отождествлено с любым другим видом управления как процесс реализации специфических управленческих функций: планирования, организации, мотивации, стимулирования и контроля.

Планирование - это предварительные финансовые решения. Чтобы оно было эффективным, необходимо определить долгосрочную цель организации, стратегию организации, политику действий, рациональные процедуры действий.

Организация управления означает координацию действий по такой последовательности: вся область действий должна быть сгруппирована по выбранным функциям; лицам, которые ответственны за свою деятельность, должны быть предоставлены адекватные права.

Под мотивацией, стимулированием подразумевается совокупность психологических моментов, которыми определяется поведение человека в целом.

Действия по контролю - это подготовка стандартов действий, сравнение фактических результатов со стандартами.

На уровень дебиторской задолженности влияет множество факторов как объективного, так и субъективного характера. К объективным факторам относятся экономические условия, в которых осуществляется предпринимательская деятельность. К субъективным факторам следует отнести профессиональный уровень финансового менеджера, кредитную политику предприятия, влияющую на реализацию.

Средний срок оплаты счетов дебиторов в днях - один из важнейших элементов анализа дебиторской задолженности. Средний срок оплаты счетов дебиторов, или период оборота дебиторской задолженности, показывает среднее число дней, требуемое для взыскания (инкассирования) задолженности.

В основе определения этого соотношения, лежит следующий принцип: средний срок платежей вычисляется с точностью до одного дня, и задержка кем-то из клиентов оплаты свыше этого срока может побудить компанию к некоторым действиям. Кроме того, фактические сроки оплаты легко сравнивать с теми нормативами, которые устанавливает руководство, т.е. при помощи этого показателя можно контролировать эффективность работы с клиентами. Чем меньше это число, тем быстрее дебиторская задолженность обращается в денежные средства, а следовательно, повышается ликвидность оборотных средств предприятия. Высокое значение коэффициента может свидетельствовать о трудностях с взысканием средств по счетам дебиторов. Эффективное управление текущей дебиторской задолженностью предусматривает определение ее наилучшей величины и обеспечение инкассации, т.е. получение наличных денег. К основным этапам управления текущей дебиторской задолженностью относятся:

a.       анализ текущей дебиторской задолженности в предыдущем периоде;

b.      выбор типа кредитной политики по отношению к покупателям продукции;.         определение возможной суммы оборотного капитала, направленного в дебиторскую задолженность;.       формирование системы кредитных условий;.         разработка стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита;.     формирование процедуры инкассации текущей дебиторской задолженности;. обеспечение использования на предприятии современных форм рефинансирования текущей дебиторской задолженности;.        построение системы контроля за движением и инкассацией текущей дебиторской задолженности.

Анализ текущей дебиторской задолженности в предыдущем периоде проводится с целью оценки уровня и состава текущей дебиторской задолженности. При этом анализируется кредит, предоставляемый в товарной форме покупателям в виде отсрочки платежа (коммерческий кредит), а также кредит, предоставляемый конечному потребителю товаров и услуг(потребительский кредит). Прежде всего, выделяется чистая реализационная стоимость текущей дебиторской задолженности, т.е. сумма долгов за товары и услуги за вычетом суммы сомнительных долгов. Затем оценивается уровень дебиторской задолженности за предшествующий период и его динамика. После этого находят средний период инкассации дебиторской задолженности. На следующей стадии оценивается состав дебиторской задолженности по срокам ее инкассации. И наконец, определяют эффект, полученный от инвестирования средств в дебиторскую задолженность. Эффект от инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями равен дополнительной прибыли предприятия, полученной от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита, за вычетом текущих затрат предприятия, связанных с организацией кредитования и инкассации, и суммы прямых финансовых потерь от невозврата долга.

Выбор типа кредитной политики по отношению к покупателям продукции позволяет определить формы осуществления реализации продукции в кредит и тип кредитной политики по каждой из форм. К формам кредитной политики относятся коммерческий и потребительский кредит. Тип кредитной политики может быть консервативным, умеренным и агрессивным.

Консервативный тип кредитной политики направлен на уменьшение риска за счет сокращения круга покупателей повышенного риска. В рамках этого типа минимизируются сроки кредита и его размеры, ужесточаются условия предоставления кредита, повышается его стоимость, используются жесткие процедуры инкассации.

Умеренный тип кредитной политики ориентируется на средние условия, в частности на средний уровень риска.

Агрессивный тип кредитной политики предполагает получение максимальной прибыли за счет дебиторской задолженности. Эта политика направлена на более рисковые группы покупателей, увеличение срока и размера кредита, а также снижение стоимости кредита. При принятии решения о типе кредитной деятельности фирмы стратегические направления в области кредитной политики можно выявить с помощью матричного метода, одного из признанных методов анализа стратегии в менеджменте. Применительно к кредитной политике фирмы с точки зрения ликвидности, риска и рентабельности дебиторской задолженности матрица выглядит следующим образом (табл. 1.).

Таблица 1. Матрица стратегии кредитной политики фирмы

Уровень/показатель

Высокий

Средний

Низкий

Рентабельность

Агрессивная

Умеренная

Консервативная

Ликвидность

Консервативная

Умеренная

Агрессивная

Риск

Агрессивная

Умеренная

Консервативная


Кредитная политика фирмы состоит из блоков. Для агрессивной политики характерны высокий уровень рентабельности и риска. Противоположный блок - консервативная политика, которая характеризуется высокой ликвидностью, низким риском и низкой рентабельностью.

Как видно из матрицы, на пересечении сфер находится умеренный тип кредитной политики. Уровень показателей рентабельности, ликвидности и риска оценивается по стандартам данной макро и микросреды.

Комплекс задач, определяемых целями кредитной политики организации, решение которых будет способствовать в том числе сокращению дебиторской задолженности, включает в себя:

a.     определение кредитных лимитов в отношениях с покупателями (заказчиками);

b.      контроль за сроками погашения дебиторской задолженности и принятие последующих мер по ее взысканию (напоминание, санкции и т.п.);.   сбор и управление информацией о покупателях (заказчиках);.     оценку платежеспособности покупателя (заказчика);.        контроль платежных условий заказов;. мониторинг дебиторской задолженности (периода оборота, оборачиваемости, возраста дебиторской задолженности и т.д.);.         анализ, планирование и контроль кредитных и долговых отношений;.        коммуникацию со службами маркетинга, ценообразования и др.

Решение этих задач возлагается на имеющего соответствующую квалификацию работника. Возможная сумма оборотного капитала, направленного в дебиторскую задолженность, определяется по формуле


где P -сумма оборотного капитала, направленного в дебиторскую задолженность; S - планируемый объем реализации продукции в кредит; А - себестоимость продукции; В - цена продукции; Ппок - средний период кредита в днях; Ппр - средний период просрочки платежа по кредиту в днях.

Формирование системы кредитных условий предусматривает определение срока, размера и стоимости кредита, а также системы штрафных санкций за просрочку.

Разработка стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита основаны на следующих элементах:

a.   оценка кредитоспособности отдельных групп покупателей;

b.      группировка покупателей по уровню кредитоспособности;.         дифференциация в соответствии с уровнем кредитоспособности покупателей.

Таким образом, основными задачами управления дебиторской задолженностью являются:

a.   недопущение неплатежей покупателями и, следовательно, образование просроченной дебиторской задолженности; по каждому случаю неплатежей должны быть приняты соответствующие меры;

b.      разработка четкой стратегии и тактики коммерческого кредитования и внедрение в практику работы предприятия с целью обеспечения эффективной политики продаж и реализации продукции;.       прогнозирование и обеспечение своевременного поступления дебиторской задолженности;.        постоянный сквозной анализ дебиторской задолженности.

Именно полнотой решения этих задач будет определяться эффективность управления дебиторской задолженностью.

рыночный дебиторский анализ задолженность

Глава 2. Практические приёмы анализа дебиторской задолженности организации

.1 Краткая характеристика ООО ТД «Электроизделия»

Общество с Ограниченной Ответственностью Торговый Дом «Электроизделия» (далее 000 ТД «Электроизделия»), создано согласно ГК РФ, Закона об обществах с ограниченной ответственностью, других нормативных актов, утверждено учредителями в феврале 1991 года, Пермский филиал учрежден в марте 2006 года и является обособленным структурным подразделением ООО ТД «Электроизделия».

Общество является коммерческой организацией, и его деятельность направлена на удовлетворение общественных потребностей и извлечение прибыли.

Деятельность общества, права и обязанности его учредителей регулируются ГК РФ, Законом об Обществах, другими нормативными актами, регулирующими деятельность юридических лиц, Уставом, утвержденным руководителями. Образованное общество является юридическим лицом, статус которого определен Уставом общества.

Общество имеет обособленное имущество, обособленные подразделения, имеет расчетный счет и другие счета в банке. Общество имеет круглую печать со своим наименованием, знаки обслуживания, другую атрибутику и исключительные права на их использование.

Высшим органом управления этого общества является общее собрание участников общества. Собрания учредителей бывают очередные и внеочередные. Все участники общества имеют право присутствовать на общем собрании участников, принимать участие в обсуждении вопросов повестки дня и голосовать для принятия решений.

Руководство текущей деятельностью общества осуществляется генеральным директором - единоличным исполнительным органом общества. Генеральный директор общества подотчетен общему собранию участников. Руководство обособленными подразделениями (филиалами) осуществляют директора филиалов, назначенные приказом генерального директора.

ООО ТД «Электроизделия» - торговое предприятие. Оно осуществляет оптовую и розничную продажу товаров, выполняет торговые операции. Оптовая торговля ООО ТД «Электроизделия» организует движение товаров по каналам распределения между филиалами.

В качестве основной цели своей деятельности общество, как коммерческая организация преследует цель - извлечение прибыли в результате хозяйственной деятельности.

Коммерческими функциями ООО ТД «Электроизделия», как розничного и оптового торгового предприятия, являются:.        изучение спроса рыночных покупателей;.         составление заявок на завоз товара;.      формирование товарного ассортимента;.         реклама;.   продажа товара.

Бухгалтерский учет в ООО ТД «Электроизделия» автоматизирован, используются интегрированные программы «Microsoft Dynamics CRM» и программное обеспечение «Scala». Предприятие ООО ТД «Электроизделия» применяет типовые формы первичных учетных документов, отраженные в альбомах унифицированных форм первичной учетной документации.

В учетной политике ООО ТД «Электроизделия» установлен порядок ведения бухгалтерского и налогового учета, в том числе и расчетов с контрагентами.

Расчеты с дебиторами и кредиторами являются разделом учета, организация и ведение которого требуют от бухгалтерии ООО ТД «Электроизделия» взаимодействия, как со структурными и обособленными подразделениями своего предприятия, так и с внешними контрагентами.

Структура ООО ТД «Электроизделия» представляет собой головной офис в г. Екатеринбург и сеть филиалов (обособленных подразделений) в разных городах.

Структура филиала ООО ТД «Электроизделия» состоит из отдела оптовых и розничных продаж. Отделом оптовых продаж, состоящий из групп продаж, руководит коммерческий директор. Розничные продажи осуществляется продавцами во главе заведующей магазином. Директор филиала осуществляет общее руководство филиалом.

В ООО ТД «Электроизделия» разделяют задолженность на:

a.       дебиторскую задолженность за товары, срок оплаты которых не наступил;


2.2 Анализ дебиторской задолженности ООО ТД «Электроизделия»

В данной главе рассмотрены теоретические установки и практические приёмы управления дебиторской задолженностью ООО ТД «Электроизделия». Следует отметить, что данная методика позволяет осуществить анализ при сколь-угодно большом количестве покупателей, формирующих дебиторскую задолженность, и предназначена в первую очередь именно для компаний, осуществляющих оптовую и мелкооптовую торговлю.

Процесс управления дебиторской задолженностью начинается с формирования кредитной политики компании. Её существенными показателями являются:.         определение условий предоставления товарного кредита;.       расчёт максимального срока предоставления товарного кредита;.       составление «матрицы скидок» - таблицы, содержащей варианты скидок за отгружаемый товар (оказываемые услуги) в зависимости от сроков его оплаты. То есть, в качестве цены, указываемой в прейскуранте, принимается цена товара, предоставленного в кредит на максимально установленный срок;

Далее приводятся порядок обоснования указанных показателей:

) Представляется целесообразным клиентам, не имеющим кредитной истории, не выдавать товарный кредит в течение двух месяцев с момента начала продаж - отгрузка товара только на условиях немедленной оплаты. Товарный кредит следует выдавать, начиная с третьего месяца отгрузок в объёме среднемесячного товарооборота за прошедшие месяцы. Принятие решения о предоставлении Клиенту товарного кредита должно сопровождаться мерами по страхованию риска неоплаты. Одной из доступных и действенных мер является взимание с Клиента аванса в размере фиксированного процента от объёма отгрузки. Опыт свидетельствует, что приобретая товар пусть даже и с небольшой затратой денег, Клиенты более ответственно относятся к своей деятельности, желая скорее вернуть средства, что благотворно сказывается как на обороте, так и на качестве дебиторской задолженности.

Для расчёта фиксированного размера аванса можно использовать бухгалтерские данные за прошлый период. Для исключения влияния сезонных факторов, в качестве такого периода лучше выбрать один год. Тогда размер аванса рассчитывается по формуле:

Величина поступившей от Клиентов предоплаты (за год)

------------------------------------------------------------------- * 100

                      % Годовой товарооборот

Опыт свидетельствует, что фиксированный размер аванса целесообразно установить на уровне в 25 % от объёма отгрузки. Разность между предлагаемым значением и полученным расчётным путём свидетельствует о степени мягкости существующей кредитной политики организации.

) Поскольку у компании существуют обязательства перед поставщиками товаров и услуг, ограниченные конкретными временными рамками, то срок предоставления товаров в кредит покупателям не может превышать планового периода оборачиваемости кредиторской задолженности. Однако расчётное значение периода оборачиваемости кредиторской задолженности необходимо уменьшить скорректировать на срок нахождения денег в пути (3-4 дня). Скорректированное значение периода оборачиваемости кредиторской задолженности сравнивается со сложившимися периодами предоставления товарного кредита.

Пример. Для целей ежемесячного контроля состояния дебиторской задолженности удобно начальные данные и результаты расчёта периодов оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности представлять в нижеследующей таблице.

Таблица 2

Плановые показатели

Январь

Объём продаж

4 912 000

Себестоимость реализованных товаров

10 665 447

Дебиторская задолженность - ДЗ

2 419 108

Кредиторская задолженность - КЗ

9 935 000

Период оборачиваемости дебиторской задолженности - Kоб ДЗ, в днях

13,8

Период оборачиваемости кредиторской задолженности Kоб КЗ, в днях

26,0


Как следует из полученных расчётов, ООО ТД «Электроизделия» эффективно управляет своей задолженностью, так как период оборачиваемости дебиторской задолженности гораздо короче подобного показателя кредиторской задолженности. Расчётное значение периода оборачиваемости кредиторской задолженности корректируется на срок нахождения денег в пути, и таким образом ближайший установленный в договорах срок равен 22-23 дням. Поэтому он и принимается в качестве максимального срока предоставления товарного кредита.

) При определении размера скидки необходимо учитывать долю безнадёжных долгов в товарообороте организации, поскольку указанные потери для сохранения установленного уровня рентабельности можно компенсировать только в величине наценки (скидки). Определить величину безнадёжной задолженности финансовый менеджер может самостоятельно, считая таковой любую просроченную свыше 90 дней задолженность, либо воспользоваться результатами аудиторского заключения. Полученное значение руководство организации может использовать в качестве ориентира при оценке работы менеджеров по продажам, финансовые службы использовать в последующих вычислениях.

Анализ дебиторской задолженности начинается с оценки её состояния и динамики оборачиваемости, поскольку любое замедление в оплате ведёт к увеличению затрат, связанных с задолженностью. Задержки в оплате также могут служить сигналом об ухудшении качества дебиторской задолженности.

Однако с помощью данных показателей невозможно отследить качественные изменения в дебиторской задолженности и оценить происходящую динамику. Указанных недостатков лишена методика, основанная на сопоставлении доли клиента в дебиторской задолженности с его долей в товарообороте организации. То есть, предоставление клиенту товарного кредита эффективно тогда, когда вклад клиента в товарооборот превышает его вклад в формирование дебиторской задолженности. В качестве анализируемого периода принимается месяц или квартал. Рассмотрим этапы применения методики.

На первом этапе определяется:

a.       оборачиваемость дебиторской задолженности как в целом по организации(средняя величина), так и по каждому её клиенту;

b.      доля каждого клиента в дебиторской задолженности и в товарообороте организации.

На втором этапе все Клиенты, в зависимости от значения показателя оборачиваемости, разбиваются на четыре группы:

оборачиваемость равна нулю;

оборачиваемость от нуля до значения ниже среднего по организации;

оборачиваемость выше среднего по организации;

нет дебиторской задолженности.

Третий этап - собственно сам анализ. На этом этапе в зависимости от задачи, поставленной руководством организации, производится группировка полученных результатов по:

a.   отделам

b.      менеджерам.       клиентам.

Предложенная классификация позволит начать работу по анализу, отслеживанию и взысканию задолженности, используя возможности программного продукта EXCEL. Для получения устойчивых результатов методика применяется, начиная с третьего месяца с момента начала наблюдения. Далее возможно её помесячное применение.

Для примера рассмотрим применение методики при группировке результатов по группам продаж ООО ТД «Электроизделия»:

По данным бухгалтерского учёта данные анализа.

Таблица 3

Отделы продаж

Обороты по счёту 62 за период

Сальдо по дебету счёта 62 на конец периода

П/оплата за период

Доля отдела в обороте

Доля отдела в ДЗ

Доля ДЗ в обороте

Доля п/о в отделе


Дебет

Кредит







Группа № 1

1 667 047,61

1 565 891,64

99 516,53

158 872,51

3,43%

1,71%

5,97%

9,53%

Группа № 2

2 190 046,21

2 071 258,00

9 947,70

216 884,20

0,17%

0,45%

9,90%

Группа № 3

14 488 916,85

13 418 778,89

711 303,51

2 702 577,96

29,41%

12,23%

4,91%

18,65%

Группа № 4

11 411 055,04

9 876 902,43

1 252 659,14

1 187 653,46

21,65%

21,54%

10,98%

10,41%

Группа № 5

18 904 920,19

18 686 801,25

3 742 323,15

370 410,90

40,96%

64,35%

19,80%

1,96%

Итого

99 585 933,26

92 346 956,84

15 012 302,33

16 826 415,13

100,00%

100,00%

11,95%

9,53%



Обращает на себя внимание плохие показатели по группе № 5. Многократно низкий по сравнению с другими показатель доли предоплаты в товарообороте отдела свидетельствует о рискованной кредитной политике. Превышение доли группы в дебиторской задолженности над долей группы в товарообороте, при этом высокий, по сравнению с другими группами, показатель доли дебиторской задолженности группы в совокупном товарообороте при примерно одинаковых оборотах за квартал по дебету и кредиту счёта 62, свидетельствует о наличии тяжёлого груза прошлых ошибок - очень рискованной в прошлом кредитной политике, приведшей к образованию практически безвозвратных долгов. Таким образом, требуется специальный анализ по оценке эффективности работы данной группы и его менеджеров.

Оценка показателей работы остальных групп свидетельствует об ответственном, в целом, подходе менеджеров к принятию решения о предоставлении товарного кредита.

Для анализа работы отдельных менеджеров можно использовать вышеуказанную методику.

Для более представления полной картины необходимо проанализировать и долю дебиторской задолженности крупных клиентов по АВС-анализу. Практика показывает, что темп падения продаж среди крупных клиентов почти в точности в каждом месяце соответствует падению продаж по группе в целом. Таким образом, от поведения и технологии обслуживания крупных клиентов зависит существенным образом товарооборот организации. Ухудшение обслуживания базовых клиентов приводит к уменьшению закупок с их стороны, что в условиях сильно конкурентного рынка, характеризующегося сильным сопротивлением рыночной среды, приводит к резкому ухудшению качества дебиторской задолженности и чревато серьёзными убытками. Существенным фактором, влияющим на товарооборот организации, является технология обслуживания крупных клиентов, что определяется уровнем логистики её товарных потоков.

Таким образом, анализ дебиторской задолженности филиала позволяет определить ключевые направления дальнейшего анализа хозяйственной деятельности, что приводит к оперативному поступлению информации для вышестоящего руководства организации для принятия решения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Состояние дебиторской задолженности, их размеры и качество оказывают сильное влияние на финансовое состояние организации.

В современных условиях одной из ключевых проблем хозяйствующих субъектов является рост дебиторской задолженности, обусловленный как объективными, так и субъективными факторами. Это во многом определяет значимость анализа состояния расчетов с дебиторами.

Можно сказать что, дебиторская задолженность представляет собой имущественные требования организации к юридическим и физическим лицам, которые являются ее должниками, а кредиторской называют задолженность данной организации другим организациям, работникам и лицам, которые называются кредиторами.

Надо учитывать то, что от правильности учета дебиторской задолженности, зависит формирование полной и достоверной информации о хозяйственных процессах и результатах деятельности предприятия, необходимой для оперативного руководства и управления, а также для использования налоговыми и банковскими органами, инвесторами, поставщиками, покупателями, кредиторами и иными заинтересованными организациями и лицами, а так же своевременное предупреждение негативных явлений в хозяйственно - финансовой деятельности.

Большое значение имеет анализ задолженности в разрезе сроков погашения обязательств. Как правило, при этом задолженность делится на две большие группы: долгосрочную и краткосрочную.

Деление дебиторской задолженности на долгосрочную и краткосрочную, важно при анализе активов предприятия и их оборачиваемости. Удельный вес оборотных активов предприятия (отношение оборотных активов к общей сумме активов) показывает, какую долю своих активов предприятие использует в производственном обороте.

Коэффициенты оборачиваемости (отношение определённых видов активов к выручке за период) показывают, сколько раз определённые виды активов прошли через производственный оборот.

Наличие дебиторской задолженности явление двойственное: с одной стороны показывает состоятельность предприятия, а с другой - нехватка оборотных средств для деятельности в динамичных условиях рынка. В любом из вариантов возникает необходимость проведения анализа для поддержания стабильности функционирования предприятия.

В работе были рассмотрены основные параметры оценки дебиторской задолженности, произведены примеры их расчетов. На основании полученных данных были сделаны выводы.

Анализ дебиторской задолженности на примере Пермского филиала ООО ТД «Электроизделия» показал, что в филиале, в основном, не наблюдается критических отклонений от нормы, за исключением группы №5, у которой в результате рискованной кредитной политики образовалась критическая доля дебиторской задолженности. Более того, филиал отличается относительно хорошей скоростью оборачиваемости дебиторской задолженности.

Можно сделать вывод, что ООО ТД «Электроизделия» необходимо:

a.       следить за соотношением дебиторской и кредиторской задолженности, чтобы не допустить превышение дебиторской задолженности и не создать угрозу финансовой устойчивости предприятия;

b.      не допускать появление просроченной задолженности;.   по возможности ориентироваться на увеличение количества заказчиков с целью уменьшения риска неуплаты монопольным заказчикам.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

1.      Гражданский кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 21.10.1994. Действующая редакция от 14.11.2013. [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru. (Дата обращения: 03.02.2014)

2.      Положение по бухгалтерскому учету "Бухгалтерская отчетность организации" (ПБУ 4/99). Приказ Минфина России от 6 июля 1999г.№ 43н (с последними изменениями от 08.11.2010№142н). [Электронный ресурс]. URL: http://www.consultant.ru. (Дата обращения: 05.02.2014)

3.            Федеральная служба государственной статистики: [Электронный ресурс]. М., 1999-2013. URL: http:// www.gks.ru (Дата обращения: 18.02.2014)

4.            Большая Российская энциклопедия. [Электронный ресурс]. URL: http://www.greatbook.ru. (Дата обращения: 18.02.2014)

5.            Володин А.А., Управление финансами. Финансы предприятий: Учебник.- 2-е изд. / Под ред. A.A. Володина, М.: ИИФРА-М, (Высшее образование), 2011, 510 с.

6.            Зимовец А.В., Краткосрочная финансовая политика. Конспект лекций. Таганрог: Издательство НОУ ВПО ТИУиЭ, 2010.

Похожие работы на - Причины и последствия возникновения дебиторской задолженности на предприятии

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!