Современные мультимедийные коммуникативные технологии

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    39,45 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Современные мультимедийные коммуникативные технологии

Введение

Изменения в социально-экономической жизни России потребовали новых подходов к развитию библиотечного дела. Мультимедийные средства и технологии, позволяющие одновременно использовать различные формы представления информации и ее обработки, оказывают существенное воздействие как на культуру современности в целом, так и на специфику библиотечного дела, в частности. Мультимедиа предоставляют широкий спектр возможностей для сохранения и трансляции культуры в ярких образных формах, формируют благоприятные условия для осуществления диалога культур, интенсивно используются в различных сферах деятельности современного общества. С решением главного вопроса - какой быть современной библиотеке - непосредственно связано освоение мультимедиа технологий. В настоящее время деятельность библиотек невозможно представить без мультимедиа технологий, так как они самый действенный инструмент по информированию читателя о богатстве фонда, о широте предоставляемых услуг, созданию положительного имиджа - вышеизложенное обосновывает актуальность темы работы.

Изученность темы представлена в трудах таких авторов как: Л. И. Алешин [1;2;3], Е.В. Вохрышева [11], Е. Самойлова [36], В. Н. Романенко [35], А. И. Земсков [15], В.В. Арутюнов [5], М.Ю. Барышникова [6] и др.

Объект исследования - современные мультимедийные коммуникативные технологии.

Предмет исследования - возможности мультимедиа как средства массовой и рекламной работы библиотек.

Цель исследования - разработать рекламные материалы НБ АГАКИ для массовой работы средствами мультимедиа.

Задачи исследования:

изучить основные понятия, тенденции и перспективы развития мультимедиа технологий;

рассмотреть теоретико-практические аспекты массовой и рекламной работы библиотек;

охарактеризовать возможности применения мультимедиа технологий в деятельности библиотек;

описать технологию разработки рекламных материалов для библиотеки.

В процессе исследования использовались методы исследования: анализ литературы по теме исследования, описание, сравнение, моделирование.

Практическая значимость работы. Применение мультимедиа технологий в деятельности библиотек создает условия для эффективной работы библиотеки с ее читателями, повышения качества предоставляемых услуг, в том числе в массовой и рекламной работе библиотек.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

В первой главе «Основные понятия, тенденции и перспективы развития мультимедиа технологий» раскрыты теоретические основы мультимедиа технологий в деятельности библиотек. Во второй главе «Теоретико-практические аспекты массовой и рекламной работы библиотек» проведена оценка использования мультимедиа средств в деятельности библиотек. В заключении сделаны обобщенные выводы по теме исследования.

1. Теоретические основы мультимедиа технологий в деятельности библиотек

.1 Основные понятия, тенденции и перспективы развития мультимедиа технологий

рекламный библиотека компьютерный

Приведем несколько определений термина «мультимедиа»:

Мультимедиа (multimedia) - это современная компьютерная информационная технология, позволяющая объединить в компьютерной системе текст, звук, видеоизображение, графическое изображение и анимацию (мультипликацию) [11, с. 36].

Мультимедиа-это сумма технологий, позволяющих компьютеру вводить, обрабатывать, хранить, передавать и отображать (выводить) такие типы данных, как текст, графика, анимация, оцифрованные неподвижные изображения, видео, звук, речь[18].

Мультимедиа - это интерактивные системы, обеспечивающие работу с неподвижными изображениями и движущимся видео, анимированной компьютерной графикой и текстом, речью и высококачественным звуком[3, с. 41].

Мультимедиа-технологии являются одним из наиболее перспективных и популярных направлений информатики. Они имеют целью создание продукта, содержащего «коллекции изображений, текстов и данных, сопровождающихся звуком, видео, анимацией и другими визуальными эффектами (Simulation), включающего интерактивный интерфейс и другие механизмы управления». Данное определение сформулировано в 1988 году крупнейшей Европейской Комиссией, занимающейся проблемами внедрения и использования новых технологий[25].

Рассмотрим компоненты мультимедиа продуктов. Многокомпонентную мультимедиа-среду разделяют на три группы: аудиоряд, видеоряд, текстовая информация.

Аудиоряд может включать речь, музыку, спецэффекты (шум, гром, скрип и т.д.), объединяемые обозначением WAVE (волна). Главной проблемой при использовании этой группы мультисреды является информационная емкость. Для записи одной минуты WAVE-звука высшего качества необходима память порядка 10 Мбайт. Для решения этой проблемы используются методы компрессии звуковой информации.

Другим направлением является использование в мультисреде звуков MIDI (Musical Instrument Digitale Interface). В данном случае звуки музыкальных инструментов (одноголосая и многоголосая музыка, вплоть до оркестра), звуковые эффекты синтезируются программно-управляемыми электронными синтезаторами. Коррекция и цифровая запись MIDI-звуков осуществляется с помощью музыкальных редакторов (программ-секвенсоров). Главным преимуществом MIDI является малый объем требуемой памяти - 1 минута MIDI-звука занимает в среднем 10 Кбайт.

Видеоряд по сравнению с аудиорядом характеризуется большим числом элементов. Выделяют статический и динамический видеоряды.

Статический видеоряд включает растровую и векторную графику (рисунки, символы в графическом режиме, трехмерные модели) и фото (фотографии и сканированные изображения).

Графическая информация связана, как правило, с большими объемами памяти, поэтому здесь применяются технологии сжатия данных, представляющие собой методы хранения одного и того же объема информации путем использовании меньшего количества бит. Особое значение эта оптимизация имеет при публикации графической информации в сети Интернет. Графику необходимо предварительно оптимизировать для уменьшения ее объема и как следствие трафика. Сетевая графика представлена преимущественно двумя форматами файлов - GIF (Graрhics Interchange Format) и JРG (Joint Рhotograрhics Exрerts Grouр). Оба этих формата являются компрессионными, то есть данные в них уже находятся в сжатом виде.

Динамический видеоряд представляет собой последовательность статических элементов (кадров). Можно выделить три типовых группы: обычное «живое» видео последовательность фотографий (около 24 кадров в секунду); квазивидео разреженная последовательность фотографий (6-12 кадров в секунду); анимация - последовательность рисованных изображений[21].

При работе с цифровым видеосигналом возникает необходимость обработки и хранения очень больших объёмов информации. Объем видеоинформации можно заметно уменьшить без заметной деградации изображения с помощью MРEG-сжатия.

Текст часто является организующим элементом мультимедиа продукта, начиная с броских названий и заканчивая разного рода комментариями и статьями, сопровождающими презентацию. Разработаны различные методы и средства преобразования текстовых документов между различными формами хранения с учетом структуры документа, управляющих кодов текстовых процессоров, ссылок, оглавлений, гиперсвязей и т.п., присущих исходному документу. Возможна работа со сканированными текстами, предусмотрено использование оптического распознавания графических символов в текстовый формат[19].

Рассмотрим виды мультимедиа продуктов. В соответствии с многочисленными применениями мультимедиа продукты представляются самыми разнообразными форматами. Представим некоторые из них:

. Имиджевая мультимедийная презентация. Необходима каждому предприятию, организации для формирования брэнда. Например, это диск или корпоративный сайт с описанием истории, представлением сотрудников, с обращение руководителя о миссии, целях, задачах, контакты, яркое и выразительное представление продукции. Может быть реализовано в виде виртуального здания с «прогулкой» по его офисам. Необходим элегантный фирменный стиль, запоминающийся логотип.

. Слайд-шоу. Как правило, это «конспект» доклада, сопровождающий выступление. Требует профессионального дизайнерского оформления с использованием различных эффектов - анимационных, звуковых.

. Рекламный ролик. Современное телевидение настолько перенасыщено данного вида продукцией, многообразие настолько велико, что охватывает практически весь арсенал мультимедийных технологий.

. Сферическая 3D-панорама и виртуальный тур. Представим этот вид более подробно как один из наиболее эффектных способов представления объектов. 3D-панорамы, сферические панорамы, виртуальные 360-градусные панорамы - это названия-синонимы, которые определяют фотореалистический способ демонстрации объемного пространства в интерактивном режиме. В данной технологии панорамное изображение выглядит так же, как и обычная фотография, но только до тех пор, пока пользователь не начнет, двигая мышью по изображению, перемещать угол зрения во всех возможных направлениях. На экране монитора создается панорамное 3D-изображение, окружающее зрителя сферой в 360 градусов. Просматривая виртуальную 3D-панораму, зритель получает больший объем визуальной информации, чем на обычной фотографии. Управляя клавишами или мышью, можно оглядеться вокруг или обернуться, приблизить и отдалить интересующий предмет, развернуть картину под нужным углом. Такая интерактивность виртуальных панорам создает эффект присутствия. Это значимое преимущество, которое выделяет виртуальные сферические панорамы среди других средств визуализации[35].

Рассмотрим этапы разработки мультимедиа продукта. Мультимедиа продукт требует, как правило, участия в разработке группы специалистов. Менеджер проекта ведет переговоры с заказчиком и является организующим звеном разработки. Подготовка видео и фотоматериалов, их обработка в соответствующих программах требует определенных специфических знаний и навыков, и этим занимаются специалисты-фотохудожники. Дизайнер выбирает художественную метафору проекта и реализует графику, выполняет дизайн-проект будущего продукта. Программист пишет код в выбранном инструментарии для разработки. Часто отдельной заботой является создание трехмерных моделей, соответствующие специалисты выполняют эту часть работы. Анимация требует получения векторного изображения объекта и описания его динамики. Наложение музыки, звуковых эффектов - еще одна задача и еще один круг участников. Разумеется, в несложных проектах разработчик может совмещать все эти функции в очень небольшом коллективе, однако по-настоящему крупная разработка в специализированных компаниях выполняется полноценной группой специалистов[5].

Тенденции и перспективы развития мультимедиа сконцентрированы в следующих основных направлениях:

библиотека в современных условиях оказывает услуги навигации в информационном пространстве, в поисках необходимых знаний, качественного анализа найденной информации и участвует в приращении новых знаний.

сегодня существует ряд проектов по сохранению и расширению доступа к мировому культурному наследию. Часть таких проектов направлена на создание интернет-ресурсов, обеспечивающих доступ к текстовым материалам (редким книгам, архивным источникам и т.д.). Материалы на сайтах представлены в форматах: DJVU, HTML, DOC и др. Как отмечает автор, не всегда оцифрованные рукописи в Интернете соответствуют требуемому качеству, поэтому иногда трудно разобрать в них текст и использовать документы в качестве источника. Тем не менее, современные информационные технологии позволяют создавать электронные копии рукописей и редких книг и обеспечивать свободный доступ к ним пользователей сети Интернет. Современная тенденция такова, что к традиционным формам книг (рукописной и печатной) добавилась электронная форма [17].

электронные книги и другие аналогичные ресурсы прочно вошли в практику библиотечного обслуживания. Посетителям все легче их использовать, а сотрудникам библиотек осуществлять контроль данной деятельности. Вместо централизованных коллекций организуются распределенные сети, которые делают оцифрованные версии этих коллекций доступными всем [20].

Итак, разработка мультимедийного продукта выполняется по следующей схеме: 1. Встреча главного менеджера проекта с заказчиком, определение требований к проекту 2. Выявление целей, задач, целевой аудитории 3. Оформление технического задания 4. Формирование рабочей группы 5. Разработка дизайн проекта 6. Подготовка и предварительная обработка фото, графики, видеоматериалов 7. Настройка спецэффектов 8. Создание 3D-объектов 9. Разработка компонентов анимации 10. Выбор компонентов звукового оформления 11. Проектирование внутренней структуры презентации 12. Выбор парадигмы и средств программирования 13. Сборка, компиляция всего проекта, отладка 14. Запись на внешнем носителе 15. Сдача заказчику 16. Тиражирование продукта.

1.2 Теоретико-практические аспекты массовой и рекламной работы библиотек

Современные библиотеки становятся мультимедийными и интеллектуальными центрами, медиатеками, ориентированными на создание комфортных условий для разносторонней познавательной деятельности их посетителей. Так, В. Нефедов считает, что «само понятие "библиотека" интерпретируется по-новому: как интеллектуальное пространство и центр культуры». Актуальна проблема строительства библиотечных зданий и для России[5, с. 98].

Л.И. Алешин выделяет термин «Интеллектуальное библиотечное здание» означает внедрение автоматизированных, как правило, компьютерных технологий для выполнения всех функций библиотеки, в том числе обеспечения ее безопасности[1, с. 77].

Безопасность, как и защита, в библиотеке связана с несколькими основными направлениями. Во-первых, она обусловлена необходимостью физической защиты зданий и помещений библиотеки от несанкционированных воздействий природного, техногенного и иного характера. Во-вторых, она связана с потребностью обеспечения защиты людей, находящихся в этих зданиях и помещениях. В-третьих, она должна обеспечивать защищенность имеющихся в библиотеке информационных ресурсов, программно-технических средств и иных материальных ценностей.

Интеллектуальное библиотечное здание характеризуется доступностью, гибкой (в том числе инженерной) инфраструктурой и организацией обслуживания, современным интерьером, техническим оборудованием, высокотехничными хранилищами документов, мебелью, транспортными средствами и другим оборудованием. Так, например, чередующиеся функции различных помещений помогают сократить психологические нагрузки, возникающие в результате продолжительного пребывания человека в монотонном подолгу не меняющемся информационном пространстве.

Современные библиотеки становятся информационными и интеллектуальными информационными центрами, с доступом к национальным и мировым информационным ресурсам. Тексты всей Российской государственной библиотеки (РГБ) насчитывают несколько десятков миллионов единиц хранения. В оцифрованном виде на компактных оптических дисках они займут помещение объемом с трехкомнатную квартиру. Если во всемирной компьютерной сети выставить ее электронные коллекции (электронная библиотека), то любые библиотеки и пользователи, имеющие доступ в Интернет, смогут воспользоваться ими, а сами документы будут традиционно сохраняться.

Важной функцией современных библиотек является организация и проведение ими культурно-массовых мероприятий, усиливающих эмоциональное воздействие на аудиторию с помощью двух составляющих: познавательной (информационной) и управляющей (регулирующей) деятельностью познания. Базируется такая работа библиотек на использовании ими различных средств наглядности, к которым обычно относят различные аудиовизуальные технические средства, представляющие аналоговые и цифровые устройства записи, воспроизведения, проецирования, отображения и полноценного использования зрительных, звуковых и зрительно-звуковых материалов (аудиовидеотехнических материалов). Аудиовидеотехнические (мультимедийные) средства и телекоммуникации доставляют пользователям широкие возможности[20].

К концу XX века специальное коммуникационное оборудование позволило соединить подключенные к нему компьютеры не только в локальные, городские, государственные, но и в международные сети (например, Интернет), что способствовало появлению глобальной телекоммуникационной вычислительной и информационной среды.

Практически нет такой предметной области, где бы ни применялись компьютерные сети. В последнее десятилетие прошлого столетия Интернет превратился в телекоммуникационную среду, в которой решаются проблемы оперативного доступа различных категорий пользователей к мировым и отечественным информационным ресурсам (ИР) в независимости от места их нахождения. В этой среде успешно функционируют библиотечные и информационные сети и системы. Я. Л. Шрайберг утверждает, что «все предыдущие тенденции, присущие библиотечному окружению, так или иначе связаны или базируются на Интернет-технологиях, будь-то корпоративность или электронные библиотеки». Он же отмечает, что «…развитие телекоммуникационной среды и доступности к ресурсам… сетей, в первую очередь Интернета, объединение библиотек в сети, интеграции и кооперация в области создания и развития международных библиотечно-информационных ресурсов неуклонно повышают эффективность использования распределенного библиотечно-информационного ресурса…»[15, с. 93].

Е. Самойлова утверждает, что доступная в Интернете библиографическая информация открывает перед библиотеками более широкие возможности справочно-библиографической работы, что «небольшие библиотеки получают практически равные возможности с крупными центральными библиотеками, поскольку уменьшается их зависимость от традиционного фонда, на базе которого ранее проводилась эта работа» [36, с. 74].

Создаются различные национальные и межнациональные проекты сохраения накопленной в мире информации, например, «Память Америки», «Память России», Проект «Гуттенберг» и др. Последний, например, подразумевает перевод на электронные носители фондов крупнейших библиотек с помощью телекоммуникаций, сделав их доступными миллионам пользователям в любых уголках нашей планеты.

Библиотеки, порознь или совместно, активно участвующие в различных современных и перспективных видах информационно-библиотечной деятельности, постоянно повышают качество оперативного обслуживания самых разных категорий пользователей, создают для них новые виды информационных ресурсов и услуг.

Библиотеки осваивают некоторые издательские технологии, главным образом, связанные с оперативным копированием, тиражированием и распространением малотиражной печатной продукции. Многие средние (не говоря уже о крупных и крупнейших) библиотеки для выпуска информационных указателей, справочных и рекламных изданий, создания новых и расширения имеющихся услуг, организуют участки оперативной полиграфии, настольные издательские системы и т. п[4].

Массовая работа библиотеки предполагает совокупность методов и форм организации обслуживания одновременно большого количества читателей или определенной группы пользователей. Это одно из действенных средств влияния на формирование интересов и пользователей, и социума в целом.

Основными видами массовой работы являются: наглядная пропаганда (книжные выставки, просмотры, рекламная деятельность); устная пропаганда (обзоры, тематические вечера, диспуты и т.д.).

Методика массовой работы по сути своей разнообразна. Это может быть и организация досуга, и помощь образовательному процессу и т.д. Массовые формы используются в самой библиотеке, по месту работы или учебы и рассчитаны как на небольшую группу, так и на широкие круги пользователей.

Подготовка массового мероприятия требует творческого подхода, гибкого мышления библиотекаря, постоянного поиска нестандартных решений. Прежде всего, следует отметить основное требование в деятельности библиотек в современных условиях, а именно - демократизацию. Это означает проявление большего внимания к интересам пользователей; создание условий, когда их мнения, представления о библиотеке определяют характер и содержание работы[7].

Рассматривая массовую работу библиотек, следует отметить, что основным назначением библиотечных выставок является раскрытие фондов библиотек.

) Рассмотрим библиотечные выставки как основной вид массовой работы библиотек более подробно. Книжная выставка - это публичная демонстрация специально подобранных и систематизированных произведений печати, а также других носителей информации, рекомендуемых пользователям библиотеки для обозрения и ознакомления. Она призвана возбудить у читателя интерес к литературе, а также к вопросам и темам, которые раньше не привлекали его внимание. По времени действия можно выделить выставки постоянные и эпизодические. Постоянные выставки посвящаются наиболее крупным событиям, происходящим в стране и мире. К постоянным выставкам относятся и выставки новых поступлений. Наиболее распространены в библиотеках эпизодические выставки, срок действия которых не превышает 15-20 дней.

Специалисты предлагают классифицировать библиотечные выставки по следующим признакам:

по статусу - самостоятельные и сопровождающие массовое мероприятие. Это означает, что выставки могут использоваться самостоятельно (например, выставки новых поступлений), но чаще всего они становятся важными элементами группового и фронтального библиотечно-библиографического обслуживания;

по содержанию - универсальные, отраслевые и персональные.

по целевому назначению - в помощь профессиональной и образовательной деятельности, для повышения культурного уровня и др.;

по времени публикации и поступления в библиотеку представленных на них материалов - новых поступлений, за разные годы, «забытых изданий;

по месту экспонирования - организуемые в библиотеке и за ее пределами;

по срокам функционирования - постоянные, длительные, периодические, краткосрочные;

по используемым ресурсам - базирующиеся на фонде данной библиотеки (в том числе просмотровые, то есть обеспечивающие возможность ознакомления с большим массивом литературы, часто с подготовленным специальным образом разделом фонда. выборочные или локальные) или выставки, базирующиеся на фондах нескольких библиотек, библиотек и музеев, библиотек и любительских объединений, частных коллекций и т.д;

по конструкционным особенностям - витринные, внутристеллажные, внутриполочные, выставки-»развалы» на столах, передвижные, «кольцевые» и др.;

по основанию для проведения - по инициативе библиотекарей, по предложениям читателей библиотеки, по заказу учреждений и предприятий;

по степени доступности - бесплатные (каковыми должны быть практически все) и платные (из личных собраний, частных музеев и т. д.).

по источникам финансирования - бюджетные, внебюджетные[34].

) Читательские конференции - активный метод массовой работы, который предполагает участие читателей. Процесс проведения конференции зависит от желания присутствующих высказать свою точку зрения, услышать отзывы других, поспорить, отстаивая собственное мнение или, наоборот, согласиться. Читательские конференции дискуссионны, в их основе лежит обсуждение прочитанного.

) Литературный вечер - одна из самых распространенных форм библиотечных мероприятий Часто - это литературно-музыкальный вечер. Это достаточно мобильное мероприятие - можно посвятить любой теме или знаменательной дате, используя самые различные формы и атрибуты. В основе литературного вечера лежит сценарий. Основные этапы подготовки и проведения традиционны: выбор темы, определение целей и задач, читательского назначения, написание сценария, выбор иллюстративного материала, приглашение гостей-участников, определение ведущего и т. д. При написании сценария важно помнить, что зона интереса находится на грани известного и неизвестного (психологическое исследование). Читателям неинтересно, если им будут говорить об общеизвестных фактах - важно дать малоизвестные или неизвестные сведения из жизни и по творчеству автора, которому посвящен вечер.

) Клубы по интересам - одна из оптимальных моделей формы массовой работы. В данном случае, библиотекарь поддерживает инициативу «снизу» (пользователей), и читатели принимают самое активное участие в планировании работы клуба, в подготовке и проведении мероприятий.

Можно выделить клубы по возрасту участников, с учетом его специфики. Для детей младшего школьного возраста клуб может существовать в форме театра сказок, кружка по определенной проблематике.

) Очень актуальными и популярными в деятельности библиотек стали дискуссии, диспуты. Эти формы способствуют приобретению навыков межличностного общения, воспитывают умение слушать, принимать чужое мнение и формулировать собственное, учат культуре полемики. Целесообразно включать элементы дискуссии в групповые беседы, библиографические обзоры, лекции, особенно адресуемые молодежи[16].

Рассматривая рекламную работу библиотек, следует отметить, что в современном информационном обществе реклама - самый действенный инструмент по информированию читателя о богатстве фонда, о широте предоставляемых услуг, созданию положительного имиджа. Поэтому перед библиотеками стоит задача освоения процесса рекламирования услуг и продукции библиотеки, создания профессиональной и эффективной библиотечной рекламы.

Рекламная деятельность как составная часть маркетинговой политики библиотеки способствует утверждению имиджа, формирует общественное мнение путем реализации системы мероприятий, устанавливающих коммуникативную связь учреждения и разных категорий населения, органов управления, власти.

Для успешного формирования библиотечного имиджа правомерно говорить об условиях эффективной организации рекламной деятельности библиотеки: создания имидж-плана, начиная с планирования и разработки рекламы (рекламной кампании) и заканчивая определением эффективности рекламной деятельности библиотеки. Основной источник разработки стратегии рекламной кампании - общая программа деятельности библиотеки. Исходя из этого и формируются цели и задачи рекламной кампании.

От того, насколько четко и ясно определена цель рекламы, зависит дальнейший процесс ее создания и действия. Определение целей рекламной деятельности зависит от ряда факторов: маркетинговых целей библиотеки, объекта рекламирования и т. д. Библиотеке необходимо определить объект рекламирования. Это может быть: библиотечное обслуживание в целом, система обслуживания централизованной библиотечной системы; конкретная библиотека, ее услуги, ресурсы и способы их получения; отдельные структурные подразделения библиотеки, способы ориентации в них, их услуги; отдельные услуги, продукция библиотеки и возможности их использования; персонал библиотеки, профессия в целом.

Так, если библиотека собирается рекламировать какую-либо услугу, то необходимо проанализировать ее: изучить текущий спрос на рекламируемую услугу среди различных групп пользователей; выделить функциональные свойства услуги, преимущества перед другими подобными услугами, определить эффект, который получит пользователь, приобретая данную услугу. Например, если необходимо увеличить число пользователей какой-либо услуги библиотеки, то одним из рекламных мероприятий будет увеличение числа рекламных публикаций[6].

Рассмотрим правила создания рекламного объявления:

. Рекламное объявление должно быть кратким. Чем меньше формат объявления, тем меньше слов оно должно содержать.

. Рекламное объявление должно посвящаться одному мероприятию, услуге.

. Обращайтесь не к широким массам, а к конкретному потребителю. Обращение к широким массам менее эффективно.

. Будьте максимально точны и конкретны в своем предложении. Расплывчатые и туманные фразы не производят впечатления на читателя.

. Наличие адреса и телефона. Указание только одного телефона значительно снижает эффективность рекламы.

При планировании рекламной кампании должен быть четко определен тот контингент пользователей, который объективно нуждается в рекламируемых услугах, продукции. В основу сегментирования могут быть положены географические, социодемографические, психографические и другие признаки, влияющие на поведение пользователей. Важным моментом является проведение исследования рынка конкурентов, предлагающих такую же услугу. Для этого библиотека выявляет основных конкурентов (библиотеки, информационные центры, клубы и т.д.), анализирует их рекламные действия, рекламные материалы, если возможно затраты по каждому средству распространения рекламы, и делает выводы о сложившейся ситуации на рынке. Это позволяет избежать ошибок и просчетов при проведении рекламной кампании, а также повторения методов рекламирования конкурентов.

Результаты от такой рекламной кампании могут привести к внедрению и распространению новых услуг, предоставляемых библиотеками, к стимулиро-ванию пользователей к чтению или увеличению посещаемости мероприятий, к созданию благоприятного образа библиотеки в регионе и за его пределами, к обеспечению стабильности представлений о данной библиотеке у ее читателей, коллег и партнеров.

Следующий важный этап планирования рекламной деятельности библиотеки - выбор средств распространения рекламы. На выбор средств влияют факторы: цель рекламной кампании, основная тема рекламы, стоимость средства рекламы и др.

Сотрудничество со средствами массовой информации (СМИ) - важная составная часть рекламной и информационно-имиджевой политики современной библиотеки. Проводя работу со СМИ, библиотека, как правило, определяет круг источников: газет, журналов, радио и телекомпаний, которые наиболее охотно сотрудничают с нею, организуют постоянные рубрики о ее работе. В основном, это странички культуры, отражающие массовую работу с населением, литературные композиции, рассказы о событиях библиотечной жизни, о книгах, новых поступлениях в библиотеку.

В результате такого сотрудничества библиотеки повышают свой имидж, пользуются бесплатной рекламой своих услуг, привлекают внимание общественности, спонсоров. Большое внимание привлекают материалы о возможностях библиотеки в предоставлении читателям Интернета, о работе культурно-развлекательных комплексов. Активно освещаются в средствах массовой информации благотворительные акции, спонсирование библиотеки, участие библиотеки в конкурсах различных уровней[21].

При освещении значительных событий в жизни библиотеки - юбилеев, открытия выставок, организации специализированных отделов, создания дополнительных услуг, библиотека проводит пресс-конференции.

Для прессы готовятся специальные пресс-релизы, предоставляющие ей в краткой лаконичной форме материал, который будет легко и удобно использовать в печати. Поводом для составления пресс-релиза могут быть:

. События, связанные с важной для библиотеки датой (День библиотек, День рождения библиотеки, Появление 10000 читателя).

. Достижения библиотеки, обнародование показателей, тенденций ее развития.

. Запуск новой продукции, услуги, проекта.

. Внедрение новых технологий.

. Организационные изменения (смена руководящего состава, открытие отдела, сектора).

. Результаты социологических исследований по важной для общества тематике.

. Проводимые библиотекой мероприятия и те, в которых приняли участие представители библиотеки (конференции, семинары).

Основные этапы составления пресс-релиза:

. Заголовок, который должен содержать не более 15 слов. После заголовка рекомендуется указывать место и дату выпуска пресс-релиза.

. Лидер-абзац, включающий самые важные новости в 40 словах или меньше. Здесь необходимо ответить на вопросы: «Кто?», «Что?», «Где?», «Когда?», «Почему?».

. Основной текст, в котором раскрываются детали вашей новости - «Как?», «Какие перспективы это имеет?». Придерживайтесь правила: «один абзац - одна подробность». Оптимальный размер каждого абзаца 3-4 строки.

. Справочная информация, в которой описывается библиотека, ее история, структура библиотеки или проект, которому посвящен пресс-релиз.

. Контактные лица. Как правило, указывается имя, фамилия контактных лиц, телефон и адрес электронной почты.

. Полезные ссылки. Данный элемент используется при распространении пресс-релиза в Интернет.

Способствуют повышению имиджа библиотеки, ее престижа и авторитета участие в профессиональных объединениях, участие в работе профессиональных библиотечных съездов, конференций.

В развитии связей с общественностью значительную роль играют специальные издания, в которых отражается жизнь библиотеки, ее проблемы и процессы обновления, публикуются отчеты о деятельности библиотеки. Помимо этого вопросы библиотечной науки и практики широко отражаются в многочисленных периодических изданиях[34].

В век электронных технологий библиотеки не могут остаться в стороне от преимуществ web-сайта. Сегодня реклама в Интернете - это уже довольно распространенный вид рекламы, число пользователей сетью постоянно растет. Библиотеки размещают на сайтах информацию о библиотеке, услугах, электронные каталоги, предоставляют возможность произвести заказ книг по электронной почте. Способ оценки результатов рекламной кампании в Интернете зависит от ее целей. Это, может быть, и увеличение количества пользователей, расширение сферы услуг, и рост посещаемости сайта. Интернет, как информационная среда, предоставляет возможность не только получить необходимую информацию, но и предоставить сведения о себе российской и мировой общественности.

Создание web-сайта - это продвижение информации на более высокие функциональные уровни, участие в формировании позитивного имиджа библиотеки, привлечение внимания к имеющейся интеллектуальной продукции и оказываемым услугам, обеспечения притока в библиотеку новых заинтересованных пользователей.

Дизайн и стиль сайта, соотношение размеров шрифтов и основного текста, а также количество графики, грамотный способ подачи материала - таковы составляющие в обеспечении удобства пользователя в работе с сайтом, создании благоприятного впечатления о библиотеке и людях, работающих в ней. Обновление сайта - необходимая составляющая продвижения имиджа библиотеки.

Следующим этапом рекламной кампании является ее непосредственная организация или проведение. Проведение рекламной кампании - сложный процесс, в который вовлечены сразу несколько субъектов и объектов управления: библиотека, средства распространения рекламы, пользователи[20]. Итак, организация рекламной деятельности включает в себя создание рекламной продукции (творческая и производственная часть) и доведение созданных рекламных материалов до пользователей, а также контроль за прохождением рекламы и внесение необходимых изменений.

Таким образом, библиотечная реклама включает несколько направлений: информация о библиотечной сети обслуживаемого района в целях ориентации в ней, о возможностях других библиотек сети; информация о библиотеке и ее структурных подразделениях (филиалах, отделах); информация о библиотечном фонде, его составе и структуре;

информация об услугах, предоставляемых библиотекой.

2. Использование мультимедиа средств в деятельности библиотек

Достаточно активный характер развития информационных технологий быстро меняет культурную среду современного человека. В последнее время все чаще вспоминают предсказание основоположника медиатеории Маршалла Маклюэна о «гибели галактики Гутенберга» и «наступлении эры слухо-визуальной чувственной постписьменной культуры на основе телеэлектронной видеотехники».

Стоит отметить, согласно результатам последних исследований, для большого количества людей основными средствами массовой информации и коммуникации стали телевидение, радио и Интернет.

Ввиду этого факта библиотекам, работающим, в основном, с печатными изданиями, следует учитывать эту ситуацию и работать на опережение. То есть разработать целенаправленную и продуктивную программу по внедрение мультимедийных продуктов. В тоже время не упуская работу с традиционными средствами. Эта работа необходима для того, чтобы понимать преимущества мультимедиа и творчески их использовать, изучать меняющиеся потребности читателей и работать в ракурсе сохранения лучших традиций библиотечной практики. [30,с.29-31]

Для того, чтобы перейти непосредственно к объекту нашего исследования, рассмотрим, что собой представляет информационная среда современного ВУЗа.

Функционирование информационной среды нельзя рассматривать вне рамок зависимости с информационными ресурсами, которые являются важнейшим компонентом информационного пространства .

Применительно к вузу, чаще всего употребляется понятие информационно - образовательная среда, цель данной базы - удовлетворение образовательных (иными словами - информационных) потребностей субъектов образовательной деятельности путем обеспечения доступа к информационным ресурсам .

В информационно - образовательной среде университета ресурсную и коммуникативную стороны обеспечивает библиотека .

Студенты представляют себе современную вузовскую библиотеку как информационный центр, который организует важную часть информационно -образовательного пространства университета и способствует обеспечению пользователям доступа в мировое информационное пространство.

Чаще всего студенты считают наиболее предпочтительными характеристиками современной библиотеки вуза полноту книжного фонда и доступ в Интернет, также доступ информации на электронных носителях, наличие электоронного веб-сайта библиотеки.

В свете данного вопроса дискуссионным стал вопрос: что важнее - доступ к информации или владение ею. В представлениях всех групп ППС о современной вузовской библиотеке сочетаются оба варианта ответов: хорошо укомплектованный фонд библиотеки университета и возможность доступа к внешней информации. [45, с. 130-134]

С незначительными различиями в оценках разных групп пользователей важными характеристиками современной библиотеки вуза выступают также широкий спектр периодических изданий, наличие электронного каталога и электронной библиотеки.

Важно отметить, что при выборе характеристик библиотеки, основанных на применении информационных технологий, имеет значение возраст респондентов. Необходимо учитывать, что основные посетители ВУЗовской библиотеки - студенты, то есть молодое поколение, которое имеет доступ во всемирную сеть Интрнет. И привлечь их внимание и повысить значимость библиотек можно только с помощью применения новых современных средств коммуникации. Традиционные носители теряют свою значимость.

Большое значение в данном случае будет занимать веб-сайт, который в совокупности с электронной библиотекой может стать организационной формой доступа к профильной электронной информации.

Студенты считают потенциально важными практически все традиционные и инновационные услуги современной библиотеки, при этом предпочтение отдают услугам, позволяющим обеспечить пользователей полнотекстовой информацией, - получению электронных копий статей посредством электронной доставки и доступу к базам данных через Интернет.

Тем не менее студенты большинства ВУЗов высоко оценивают важность основных традиционных библиотечных услуг, раскрывающих фонд библиотеки (к таким относятся выставки новых поступлений, тематических выставок-просмотров) и обеспечивающих доступ к фондам других библиотек. Работу по прививанию студентам важности библиотек, фактически их "раритетной" значимости выполняют преподаватели, которые время от времени направляют студентов на подобные мероприятия.

Таким образом, мы видим, что применение современных мультимедиа средств продиктовано временем. Для того чтобы привлечь читателя, избалованного новинками информационных технологий необходимо прикладывать немало усилий. Реклама и современные компьютерные технологии - значительная помощь в данной работе.

2.1 Возможности применения мультимедиа технологий в деятельности библиотек

Первое масштабное исследование информационных потребностей основных групп пользователей библиотеки университета подтвердило объективно существующее противоречие между сформированными информационными ресурсами, сложившейся системой библиотечно -информационного обслуживания и информационных услуг - с одной стороны, и их востребованностью пользователями библиотеки на основе собственной информационной культуры - с другой.

Пользователи признают потенциальную важность тех или иных предлагаемых библиотекой университета ресурсов и услуг, однако не спешат ими воспользоваться. Результаты анкетирования и анализ статистики обращений показали, что остаются невостребованными большинство БД. Дополнительный статистический анализ использования периодических изданий выявил невостребованность и ряда научных журналов.

Нечасто обращаются пользователи к инновационным информационным услугам: ЭДД, бюллетеням, доступным на сайте библиотеки, и к другой информационной продукции.

Невысокий уровень информационной культуры отрицательно влияет на все процессы информационной деятельности пользователей, начиная с выбора каналов и способов получения информации и заканчивая обращением к электронным источникам информации. Отсутствие у пользователей навыков автоматизированного поиска негативно сказывается на использовании электронных информационных ресурсов и услуг.

Мы провели пилотажное исследование; дальнейшего изучения требуют проблемы, связанные с организацией эффективной системы библиографического информирования ППС, разработкой концепции формирования информационных ресурсов университета с использованием инструментов измерения эффективности, развитием информационной культуры пользователей, информационным обеспечением управленческой деятельности и др.

По результатам исследования предприняты соответствующие действия.

Для решения некоторых выявленных проблем требуется участие руководства университета. К таким проблемам относится мотивация обращения к информации, поддержка и придание официального статуса системе формирования информационной культуры.

На наш взгляд, мультимедийные средства обладают большим, постоянно развивающимся креативным потенциалом, позволяющим внедрять в библиотечную практику новые формы творчества, разнообразить методы работы. Библиотекарь или любой другой пользователь может воплотить свою идею, используя любой ресурс, объект, добавляя в него свои материалы, текст, звук, анимацию, ориентированные на конкретные задачи, и создать нечто особенное, оригинальное, неповторимое.

В этом мы видим перспективы дальнейшего развития - создание собственных медиа-продуктов: библиографической продукции с анимацией для детей, краеведческих справочников, путеводителей, медиа-обзоров и презентаций к мероприятиям, более широкое использование возможностей потокового вещания и др. [29, с.10-13]

Таким образом, сделаем промежуточные выводы по работе. Использование мультимедийных продуктов в библиотеке:

.Способствует улучшению ее имиджа в глазах местного сообщества, она позиционирует себя современным учреждением, идущим в ногу со временем;

.Повышает привлекательность библиотеки в глазах потенциальных партнеров, и создает новые возможности для взаимовыгодных партнерских связей;

.Положительно влияет на востребованность библиотечных мероприятий, улучшает их качество, наглядность, эстетику и эффективность усвоения информации,

.Содействует образованию, развивает познавательные интересы читателей, продвигает чтение, стимулирует обращение к книге, как первоисточнику;

.Привлекает в библиотеку новых читателей, инициативную молодежь, помогает людям старшего поколения преодолеть недоверие к электронным изданиям;

.Обязывает персонал библиотек повышать свою профессиональную подготовку и компетентность, приобретать навыки работы с современными техническими средствами;

.Стимулирует развитие творчества, самовыражения, воплощение идей, обмен культурными и общественными ценностями.

2.2 Технология разработки рекламных материалов библиотеки

Долгое время о рекламе в библиотечном деле всерьез не говорили, а на практике использовали слово «пропаганда». Более того, нигде не готовили специалистов рекламного дела. Никто не мог и предположить, что такое консервативное учреждение, как библиотека, будет пытаться внедрить в свою деятельность элементы рекламы.

Библиотечная реклама включает несколько направлений:

информация о библиотеке и ее структурных подразделениях (отделах);

информация о библиотечном фонде, его составе и структуре;

информация об услугах, предоставляемых библиотекой.

Рекламная деятельность библиотеки строится только с учетом потребностей конкретных пользователей и групп, своего местоположения, статуса, информационной оснащенности и новизны фондов.

Рекламная деятельность библиотеки подразумевает разработку внешней и внутренней рекламы, которые позволяют поднять престиж библиотеки, сделать ее авторитетной среди пользователей, а также разработку и реализацию рекламы основных библиотечно-информационных услуг и перечня платных, которые позволяют библиотеке получить дополнительный приток денег.

Здесь не стоит забывать о том, что реклама платных услуг не должна подавлять рекламу основных библиотечно-информационных услуг, которые определены Федеральным законом «О библиотечном деле» как бесплатные для всех пользователей библиотек, в независимости от их расовой, национальной, религиозной дифференциации, социального положения статуса и т.д.

При составлении рекламы необходимо знать не только потребности пользователей, но и психологию конкретных ее групп, а также видеть перспективы развития данной рекламной деятельности. Грамотно составленная и научно-обоснованная реклама без использования творческого потенциала делает ее сухой, жесткой. От такой рекламы вряд ли можно ожидать больших успехов.

Рекламная деятельность включает в себя определенную совокупность этапов, называемую технологией.

Технология - совокупность ресурсов, средств, приемов их использования и способов организации деятельности, обеспечивающих исполнителю воспроизводство определенных продуктов и услуг или достижение иных значимых результатов с заранее заданными параметрами.

Технология рекламной деятельности состоит из постановки целей, установление ответственности, определение бюджета, разработки рекламных тем, выбор средств, создания рекламных объявлений, выбор времени выхода рекламы, определение эффективности.

Установление целей предполагает принятие решения о том, для чего будет создаваться реклама. Основные цели рекламы состоят в следующем:

привлекать внимание потенциального пользователя; детально описывать преимущества услуг, которые предоставляет библиотека;

создавать благоприятный имидж и высокую репутацию библиотеки у населения, администрации, деловых партнеров;

поддерживать определенный уровень информированности читателей о деятельности библиотеки;

формировать читательские потребности;

формировать постоянный круг читателей;

стимулировать спрос на услуги;

напоминать населению о библиотеке, ее деятельности и услугах.

И все-таки главной целью библиотечной рекламы является повышение популярности библиотеки и спрос на ее ресурсы и услуги.

Целевыми установками могут быть информирование, убеждение, напоминание.

Информативная реклама преобладает в момент предложения новых услуг при необходимости создания первичного спроса. Информативная реклама рассказывает о новинке или о новых трансформациях существующей услуги, описывает ее преимущества, исправляет неправильные представления или рассеивает опасения пользователя. Она же способна решать задачу формирования имиджа библиотеки.

Понятно, что информация составляет ядро любого рекламного обращения.

Выделяя информирование в качестве цели рекламной кампании, тем самым подчеркивают установку на обеспечение запоминания передаваемого материала.

Здесь имеется небольшой нюанс: поскольку информация по своему характеру нейтральна, она не обращена к эмоциональной сфере сознания пользователя, не затрагивает системы ценностей, мотивов. Конечно, при этом упрощается задача рекламы, так как не предполагаются проверка материала, его осмысление, критическая оценка и т. п. Если речь идет об объявлениях типа: "25 января в библиотеке открывается Интернет-класс", такого не требуется. Однако следует согласиться, что одна лишь информация, лишенная эмоционального оформления, не может рассматриваться как полноценная реклама. Особенно нельзя ограничиваться сухим информированием, если преследуется цель формирования имиджа библиотеки. [10, с. 31-36]

Убеждающая реклама приобретает особую значимость на этапе расширения деятельности. При этом встает задача формирования избирательного спроса. Уже на этом этапе необходимы: изменение восприятия пользователем свойств услуги (например, библиотека не только предоставит запрашиваемый журнал, но и обеспечит ксерокопирование необходимого материала); убеждение, что надо обратиться именно в библиотеку, а не в другое информационное или досуговое учреждение; что нужно прийти прямо сейчас, не откладывая "на потом".

Напоминающая реклама важна для того, чтобы обратить внимание на традиционную услугу. Сродни ей подкрепляющая реклама, которая стремится уверить читателей библиотеки в правильности сделанного ими выбора.

Напоминающая реклама говорит пользователям о том, что услуга может понадобиться им в самом ближайшем будущем, а также где и когда (в какие часы) можно воспользоваться этой услугой. Таким образом, сведения об оказываемых библиотекой услугах удерживаются в памяти читателя. [22, с.205-210]

С момента разработки рекламных тем рекламная деятельность приобретает творческий характер. Причем сам процесс, сначала на сленге практиков, а затем и в специальной литературе, получил название "креатив" - "творчество", "созидательность". Эффективная реклама не только сообщает о библиотеке, проводимых мероприятиях, месте их организации, но воздействует на сознание и подсознание потенциального пользователя, главным образом всевозможными психологическими способами, так, чтобы обеспечить предпочтение данного рекламируемого объекта перед другими.

Для генерирования идеи при выборе темы рекламы пользуются различными методами. При этом очень важно установить, какой тип "вознаграждения" и в виде какого переживания читатели смогут получить, воспользовавшись рекламируемыми услугами. Скажем, посетив литературный вечер, они познакомятся с новой книгой и интересными людьми, увидят любимого артиста. Путем сочетания типов вознаграждения (рациональное, чувственное, общественное удовлетворение или удовлетворение самолюбия) с типами переживаний творческие работники сферы рекламы могут добиться многого.

Необходимо изобрести единственно правильное рекламное послание. Это как раз и составляет суть оригинальной рекламы.

Уникальное предложение состоит из трех частей:

) обращение к каждому отдельному человеку, который должен понять, что здесь он получит желаемое;

) указание на уникальность (связанное либо с уникальностью самой деятельности, либо с утверждением, что этого еще не делали в данной сфере);

) предложение, впечатляющее настолько, чтобы привести в движение десятки потенциальных пользователей, которые очень захотят воспользоваться предоставляемыми услугами.

Выбор средств рекламы определяется многими факторами: среди них - широта охвата, частота и стабильность послания, степень воздействия рекламной формы, стоимость, срок представления. Значение данного этапа в организации рекламной деятельности столь велико. [45, с.103-105]

Каждая библиотека обязана отказаться от роли пассивного хранителя информации и предложить свои информационные услуги через печать, местное радио, телевидение и т.д.

Реклама в прессе: аналитические статьи, объявления, репортажи, интервью, беседы, записки, письма в редакцию, обращения, выступления, очерки, обзоры на страницах прессы (о библиотеке, ее ресурсах, мероприятиях, услугах, читателях, новинках и т. д.), редакционные материалы не библиотечного содержания, в подготовке которых принимала участие библиотека, специальная библиотечная пресса.

Видеореклама (теле-, кино-, видео-, слайд- и т. п. формы рекламы):

Телевизионные объявления (в том числе в форме «бегущей строки»), информационные выпуски, тележурналы, репортажи, интервью, беседы, встречи и обсуждения, дискуссионные клубы, обзоры о деятельности библиотеки; передачи, в подготовке которых принимала участие библиотека, заставки, рекламные ролики, короткометражные рекламные фильмы о библиотеке; полнометражные кино- и видеофильмы, мультфильмы, видеоэкспресс - информация (оперативный видеосюжет о каком-либо выдающемся событии в жизни библиотеки), слайд - фильмы.

Средства печатной рекламы: листовки, афиши, буклеты, проспекты, каталоги, пресс-релизы.

Многие из этих средств различают по жанровым особенностям. форма листовки пригодна как закладка в книгу с кратким библиографическим списком или просто броским слоганом и как памятка о библиотеке. Листовки - один из самых популярных типов печатной продукции. Как правило, это одно или двустороннее малоформатное издание без сгиба. Их достоинство - относительная дешевизна и возможность использования в разнообразных целях. Прежде всего, их рассылают по почте в виде приглашений посетить библиотеку, воспользоваться ее традиционными и новыми услугами. При этом лаконично рассказывают о ее ресурсах. Реже листовки делают типографическим способом.

Буклет - это согнутое в один или несколько раз многокрасочное, хорошо иллюстрированное издание. Буклет нередко выполняет функцию путеводителя по библиотеке, информируя посетителей о ресурсах и услугах библиотеки. Также буклеты могут быть посвящены проводимым научно-практическим конференциям, круглым столам и т.д. Нередко буклеты посвящены памятным и знаменательным датам и содержат необходимый материал, позволяющий пользователю более эффективно и качественно подобрать литературу нужной тематики. [14, с.345-348]

Иллюстрированный материал в буклетах обычно представлен художественным изображением логотипа, а также фотографиями и рисунками. На первой странице, как правило, представлен фасад здания библиотеки. Следующие части иллюстрированы фотокадрами, запечатлевающими ряды книжных полок абонемента, столов в читальном зале с фигурами склонившихся людей или каталожных ящиков, рядом с которыми так же находятся посетители.

Плакат - издание без сгибов. При этом многокрасочное рассчитанное на привлечение внимания с относительно большого расстояния.

Афиша рассчитана на привлечение непроизвольного внимания, то, что запоминается непроизвольно, легче удерживается в памяти. Афиша располагает достаточно большим пространством. Она оказывает многократное воздействие.

Одно из важнейших требований к афише - не перезагружать ее текстом и изобразительными средствами. В афишах шрифтом или цветом выделяют отдельный элемент текста. Характерной особенностью восприятия афиши является роль шрифтов. Выбор шрифта, размера букв, афиши в целом, зависит от места ее размещения вблизи библиотеки, в просторном вестибюле или в небольшом холле, узком коридоре. Следует принять во внимание уровень освещения помещения.

Среди других жанров можно выделить пригласительные билеты на массовые мероприятия, рекомендательные списки литературы.

Эти виды рекламной продукции вручают посетителям, раскладывают среди книг в фонде, у каталогов, дарят читателям.

Проспект - это многостраничное, сброшюрованное, хорошо иллюстрированное издание. Их выпускают универсальные и специальные библиотеки. По содержанию и оформлению проспект мало, чем отличается от буклета, хотя по форме напоминает книжку, и материал в нем скомпонован в небольшие главы, разделы. Проспект предоставляет более широкие возможности осветить работу библиотеки. Проспект предназначен для более длительного использования, чем буклет. По своей функциональной природе проспект, как календарь, блокнот и другое издание, близок к сувенирной рекламе. Его печатают на высококачественной, чаще всего мелованной бумаге.

Одно из главных преимуществ печатных средств связано с возможностью одновременно обратиться к широкой аудитории.

Плакаты и листовки о ресурсах библиотеки, особенно буклеты, проспекты, каталоги, обычно «служат» посетителям не один год. Следует лишь позаботиться, чтобы в этих изданиях не присутствовала сиюминутная «однодневная» информация.

Печатная реклама позволяет библиотеке изобразительно раскрыть информационные и другие возможности. С помощью печатной рекламы библиотекари могут продемонстрировать оригинальный, нередко умный слоган - емкую, образную форму деятельности. Он обычно выступает главным словом элементов плакатов, листовок, буклетов. В архиве библиотеки печатная реклама занимает почетное место. По ней посетители судят об этапах развития библиотеки, традициях и возможностях их творчества.

Реклама библиотеки должна начинаться еще со входа в здание образовательного учреждения. Вход и внешний вид библиотеки на самом деле (желаем мы того или нет) отражают отношение её сотрудников к потенциальному читателю. Значит, если мы хотим, чтобы читатель к нам пришёл, мы должны всеми возможными средствами показывать, что его здесь ждут, что здесь интересно и уютно. Фасад и вход должны отражать особенности нашего учреждения. То есть в любом случае должно быть видно, что здесь находится именно библиотека.

Наружная реклама является старейшим, но до сих пор остающихся одним из наиболее распространенных рекламных средств. Ее суть - напоминание.

Наружная реклама - это размещенные вне библиотеки в пределах определенного района; крупно - и малогабаритные плакаты; афиши; листовки; указатели местоположения библиотеки; панно; щиты; транспаранты; вывески; газосветные установки; электронные табло ( «бегущая строка»); оформление окон первых этажей; надписи и рисунки на асфальте и т. п.

Директ-мейл (прямая почтовая рассылка) отличается от других видов рекламы "прицельностью", - обращение попадает непосредственно к тому, кому оно адресовано. Кроме того, рассылка превращает рекламу в форму непосредственного коммерческого предложения, на которое по правилам бизнес - этикета принято отвечать. В качестве директ - мейл рассылают: проспекты, каталоги, календари, газеты, журналы, приглашения, пропуска, прайс-листы и личные письма руководителей библиотеки. Последние печатаются типографским способом, но сопровождаются натуральной подписью руководителя, в отдельных случаях - факсимильной. Сейчас для директ-мейл используют и другие виды связи: факс, телекс, модем.

Электронная почта - дешевый. оперативный и удобный канал распространения рекламы, представления и получения различной специальной информации для работы и профессионального роста библиотечного персонала. [45, с. 102-105]

Важно соблюдать в директ-мейл определенные методические принципы.

Текст должен быть по возможности коротким.

Лучше всего разрабатывать несколько вариантов текста, несколько

вариантов оформления, несколько макетов.

Обязательно оставлять поля, поскольку сплошной текст воспринимается тяжелее, и на бумаге негде делать пометки.

Нужно разбивать текст на абзацы.

Компьютерная реклама объединяет рекламу на жестких носителях (дискеты, CD-диски), а также - распространяемую в компьютерных сетях. Воспроизводимые на компьютере и воспринимаемые с помощью слуха и зрения: рекламные заставки, виртуальные выставки, объявления, анимационные сюжеты и др.

Компьютерная реклама - одна из самых молодых и перспективных для библиотек, оснащенных компьютерной техникой и имеющих выход в Интернет. Интернет-реклама библиотеки одно из самых перспективных средств. У каждого образовательного учреждения имеется свой сайт, заведите на нем вкладку «библиотека», куда вы будете размещать рекламную информацию о библиотеке, ее ресурсах, продукции и услугах, давать анонс массовых мероприятий.

Специализированные мероприятия, имеющие рекламный эффект:

Клубы и кружки читателей, читательские конференции, пресс-конференции, экскурсии по библиотеке, выставки, экспозиции о библиотеке; дни, недели библиотек; дни открытых дверей, юбилеи и другие праздники библиотеки; выступления библиотекарей на совещаниях различных уровней; публичные лекции; конкурсы, соревнования; публичные отчеты о деятельности библиотек; предоставление своих площадей под: экспозиции выставок, фестивали, конкурсы, встречи; всестороннее участие в общественной и культурной жизни населенного пункта; грамоты, дипломы, значки, сувениры и т. д.

Правила создания рекламного объявления:

. Рекламное объявление должно быть кратким. Чем меньше формат объявления, тем меньше слов оно должно содержать.

. Рекламное объявление должно посвящаться одному мероприятию, услуге.

. Обращайтесь не к широким массам, а к конкретному потребителю. Обращение к широким массам менее эффективно.

. Будьте максимально точны и конкретны в своем предложении. Расплывчатые и туманные фразы не производят впечатления на читателя.

. Наличие адреса и телефона. Указание только одного телефона значительно снижает эффективность рекламы.

Технология создания рекламы состоит из следующих этапов:

. Стоит отметить, что на одном рекламном макете (сообщении) должен рекламироваться один товар или услуга.

Сравнить можно с тем, что, к примеру, вы общаетесь с собеседником и в одну это же время пытаетесь обсудить с ним несколько совершенно разных тем: планируемый отдых, про работу и автомобили, когда мы перескакиваем при этом с темы на тему и произнося при этом 10 слов в секунду.

Так, на данном примере можно увидеть, что первым этапом в разработке рекламного макета должна быть идея и центральная тема материала.

При этом при анализе рекламных макетов 80 % компаний, фирм и организаций, которые размещают рекламу в России, наблюдается именно такая тенденция. В одном рекламном макете размером, например, в половину страницы руководитель, дизайнер или рекламист, не знающие технологии создания «продающей» рекламы, пытаются поместить 3 и более товаров или услуг.

Классический пример показывает, что на одном рекламном макете размещаются сразу несколько фирм с разными услугами. В итоге получается, что на одном рекламном макете должны размещаться один товар или одна услуга.

. Второе важное правило - в рекламном сообщении должен быть заголовок. Заголовок - это первое, на что обращает внимание клиент при восприятии рекламы.

Заголовок должен привлекать внимание и заинтересовывать клиента. Он должен быть крупным и выделяться среди другого текста рекламного сообщения.

Заголовок может быть:

. В виде вопроса: Как увеличить доход? или Устали от работы?

. Обращения к аудитории: Внимание, студент! или Уважаемые Бухгалтера!

. Отвечать на вопрос ЧТО это?: Мебель, окна, ремонт холодильников, кредит- легко.

Не рекомендуется вместо заголовка ставить название компании, например: ООО «Оазис» или «НИП РГЗА№1», так как они не передают прямого смысла рекламы и не заинтересовывают клиента.

В рекламе должно присутствовать изображение.

Стоит отметить, что открывая журнал, газету или книгу, просматривая видеоролик, человек, в первую очередь, обращает внимание на изображение, картинки или образы, а потом уже на текст. В связи с этим, изображение обязательно должно присутствовать в рекламе.

Изображение должно ассоциироваться у клиента с вашим товаром или услугой, решать и/или показывать какую либо проблему, имеющуюся у клиента, решением которой мог бы стать ваш продукт.

Важно отметить, что для того, чтобы сделать макет более эффективным и привлекательным для клиента, нужно расположить в нём источник света, им может служить солнце, лампочка, луч света, фары автомобиля, яркий свет, исходящий из-за цифры или из-за спины человека и т.д. Главное, что бы он был. Источник света создаёт определенную перспективу, и картинка становится более живой.

В рекламе должно быть время и место

Одной из важных составляющих эффективной рекламы является её запоминаемость человеком. Чем дольше он помнит о продукте или услуге и чем быстрее он может вспомнить именно данный продукт, тогда когда он ему понадобиться, тем у него больше шансов, что он обратиться именно к вам.

Основная масса потенциальных клиентов будет обращать внимание на рекламу, но не покупать продукт сразу, вероятно из-за того, что в данный момент им это не нужно или у них нет денег и т.д. Но в будущем они обязательно будут покупать аналогичный товар.

Для этого нужно указать человеку путь для быстрого запоминания и вспоминания вашей информации. Память устроена таким образом, что человек откладывает каждый моменты своей жизни в определённую ячейку (файл) и помещает туда запись в виде картинок окружающего мира, звуков, запахов и т.д. Все ячейки расположены в хронологическом порядке по дате, когда это событие произошло.

Запоминание рекламного сообщения идёт аналогичным способом, то есть человек в начале запоминает, когда он видел информацию (время) о товаре, а потом - где он это видел или может приобрести.

Если мы поставим в рекламе определённое место, например адрес офиса или магазина, и время или дату - период акции, распродажи, дату выдачи подарков, дату проведения семинара и т.д., то запоминаемость вашего макета будет намного выше, чем аналогичной рекламы, но без времени и места.

Важно: акция или распродажа должна длиться ограниченное время. В рекламе, на макете, желательно указывать один товар с самой выгодной (низкой) ценой и с расширенной целевой аудиторией (то есть данным товаром должны обычно пользоваться как можно больше разных целевых групп).

Реклама должна содержать Кнопку

Кнопка - это средство, которое используется для того, чтобы получить согласие клиентов прочитать (выслушать) сообщение. Это слово, сочетание слов или изображение, служащее для того, чтобы клиент обратил внимание на рекламу и после прочитал сообщение, которое хочет донести специалист по рекламе.

Сообщение - это известие, мысль, значимость, которую вы хотите донести до аудитории.

По содержанию рекламных сообщений библиотечную рекламу можно

подразделить на следующие виды:

. Адресную, цель которой - информировать обучающихся и преподавателей о библиотеке и ее месте расположения. Основной формой такой рекламы является вывеска, сообщающая, что в здании находится библиотека.

. Престижную, которая направлена на создание у пользователей представления о библиотеке как о надежном, высококвалифицированном партнере.

В основе престижной рекламы лежит индивидуальный, фирменный стиль библиотеки (бренд), который способствует закреплению положительной установки на библиотеку.

Неизменным атрибутом интерьера библиотек являются рекламные информационные стенды.

Стенды, посвященные библиотеки, различным направлениям деятельности, имеющие целью помочь в решении разнообразных научно-практических задач, в последнее время стали очень популярны. Это, например, такие стенды, как, Библиотека, население, местная власть: грани сотрудничества", "Библиотека и охрана окружающей среды", "Библиотека - юношеству", "Библиотечные компьютерные сети", "Информационные ресурсы библиотеки техникума", "Электронная библиотека", "Библиотечно-библиографическое краеведение" и т. д.

Стендовые библиотечные выставки имеют не только ярко выраженные рекламные функции, но и позволяют наглядно представить основные компоненты библиотечно-библиографической деятельности, логику их развития, а также выявить социальный эффект библиотечно-информационной деятельности.

Благодаря стендам можно получить объективное, многогранное, представление о реально существующих направлениях деятельности библиотеки в наглядной, легко воспринимаемой форме.

Но не стоит забывать, что как бы хорошо ни была организована работа по продвижению, в основе успеха лежит качество самой продукции и услуг, качество обслуживания пользователей и своевременное предупреждение конфликтов между библиотекой и ее пользователями. Поэтому библиотекам важно ориентироваться на изучение информационных потребностей пользователей. Постоянно совершенствовать свою деятельность, повышать квалификацию, осваивая новые программные средства. Расширять номенклатуру информационных продуктов и услуг, разрабатывая новые дополнительные услуги, повышая тем самым комфортность обслуживания.

Реклама - двигатель торговли, но также это и верный помощник в таких «некоммерческих проектах» как библиотечное дело. Развивая социально-значимое направление - приобщение молодого поколения к чтению, необходимо использовать данное средство. Средств для информационно-агитационной политики в плане рекламы достаточное количество.

Заключение

За последнее время в практике работы библиотек с читателями наметились два основных направления. Одно из них - совершенствование традиционных форм популяризации книги и чтения. Другое - проведение циклов тематических вечеров и лекториев или организация при библиотеке клубных объединений детей и молодежи по интересам. Многие из которых проводятся с применением мультимедиа средств.

Все это рассматривается как средство привлечения читателей в библиотеку, приобщения их к систематическому чтению. Библиотечная практика показывает эффективность таких нетрадиционных форм работы с читателями. Положительные эмоции, пережитые в ходе библиотечного группового мероприятия, вызывают в читателе желание вернуться к книге, чаще посещать библиотеку, обсуждать с друзьями прочитанное, искать интересное дело в работе читательского актива. И тогда он становится постоянным посетителем читального зала, увлеченным читателем, книголюбом.

Одна из задач работы библиотеки - формирование информационной культуры учащихся и учителей. Внедрение мультимедийных средств в работу библиотеки поставило работу в этом направлении на более высокий уровень. Навык пользователя электронным каталогом включен в модель выпускника, и научить этому после освоения программы становится реальностью.

А в заключение, хотелось бы отметить, что в век информационных технологий развитие общеобразовательных учреждений не стоит на месте. Библиотеки - одна из подразделений ВУЗов должны соответствовать этим требованиям «сегодняшнего дня».

Список использованной литературы

.Алешин , Л. И. Информационно-библиотечная экология: учеб.-метод. пособие/ Л. И. Алешин. - М.: Литера, 2010. - 128 с.

.Алешин Л. И. Телекоммуникационные технологии для библиотек / Л. И. Алешин. - М. : Литера, 2009. - 352 с. - (Современная библиотека. Вып. 56).

.Алешин, Л.И. Мультимедиа и реклама: учеб. пособие / Л.И. Алешин. -М.: Литера, 2012. - 376 с.

.Алтухова, Г.И. Основы библиотечного имиджа: учеб.-метод. Пособие/Г.И. Алтухова. - М.: Литера, 2008. - 224 с.

.Арутюнов В. В. Типология и особенности коммуникаций в работе библиотек (Искусство и наука общения) : учебно-методическое пособие / В.В. Арутюнов. - М. : Литера, 2009. - 216 с. - (Современная библиотека. Вып. 54).

.Барышникова М.Ю. Информационные технологии для учителя-предметника / М.Ю. Барышникова, Е.И. Карелова, Б.И. Клецин, Т.А. Шумихина. - М.: ФИО, 2003.

.Буничева, Л. Как стать лидером. «Чтение как фактор социального успеха» / Л. Буничева // Библиотечное дело. - 2008. - № 15. - С. 14-16.

.Варганова, Г. Читающая нация формируется с детства. Система работы с детьми и подростками / Г. Варганова // Библиотечное дело. - 2008. - № 12. - с. 5-8.

.Водатурская, А., Гришина, С. Библиотека как модель мира. Формирование «базового доверия» ребенка к жизни / А. Водатурская, С. Гришина // Библиотечное дело. - 2008. - № 19. - С. 31-36.

.Вохрышева Е.В,. Медиатехнологии - путь в будущее современных библиотек : учебно-практическое пособие / Е.В. Вохрышева, В.Н. Стрельников. - М.: Либерея-бибинформ, 2005. - 144 с. - (Библиотекарь и время. XXI век).

.Гусева, Л. Чтение в России с точки зрения политики и науки. О наивном и критическом восприятии текста / Л. Гусева // Библиотечное дело. - 2009. - № 9. - С. 39-41. Иванова, Е. Не читают. Кто виноват и что делать? Выступление на круглом столе «Чтение и грамотность: социокультурный аспект» в рамках XIII конференции РБА / Иванова, Е. // Библиотека в школе. - 2008. - № 17. - с. 10-14.

.Добреньков В. И. Методы социологического исследования / В. И. Добреньков, А. И. Кравченко. - Москва : ИНФРА- М, 2009. - 767 с.

.Еременко Т.В. Вузовская библиотека в современной информационно -образовательной среде (опыт сравнительного библиотековедческого исследования) : дис. д- ра пед. наук/Т.В. Еременко. - Москва: МГУКИ, 2004. - 421с.

.Земсков А.И. Электронные библиотеки: учебник для вузов / А. И. Земсков, Я. Л. Шрайберг. - М.: Либерея, 2003. - 352 с.

.Иванова Е. Вчера. Сегодня. Завтра: Технологии. Инициатива. Творчество - ТИТанические усилия по модернизации школьной библиотеки. Часть 2. Информационные технологии в школе и библиотеке / Е. Иванова // Библиотека в школе: изд. дом Первое сентября. - 2005.- N3,4,5. - С. 2.

.Как создаются читающие нации: опыт, идеи, образцы: сборник материалов/ред.-сост. В.Д. Стельмах, Дж.Я. Коул. - М.: НФ «Пушкинская библиотека»: Белый город, 2006. - XIV, 274 с.

.Катасонова А. В. Система информирования читателей о деятельности библиотеки с использованием мультимедийных и компьютерных технологий // Молодые специалисты библиотек вузов зоны Среднего и Нижнего Поволжья : сб. науч. тр. в честь 100-летия со дня рождения В. А. Артисевич / Зон. метод. об-ние б-к высших и среднеспец. учеб. заведений Среднего и Нижнего Поволжья, Зон. науч. б-ка им. В. А. Артисевич ; сост. Зюзин А. В. - Саратов, 2011. - С. 68-73.

.Кокунько О. Местный взгляд на мультимедиа // Хроники краеведа. - 2011. - № 4. - С. 34-35. -38

.Кондрюшкина, Е.В. Массовое библиотечное обслуживание: учеб.-практич. пособие/ Е.В. Кондрюшкина. - М.: Литера, 2012. - 176 с.

.Коряковцева Н.А. Техники информационно-библиотечной работы: учебно-практическое пособие / Н. А. Коряковцева. - М. : Либерея, 2004. - 136 с. - (Библиотекарь и время).

.Кулакова Е. В. Информационное поведение специалистов: сущность и пути изучения : дис. канд. пед. наук / Е. В. Кулакова. - Москва, 2000. - 304 с.

.Кузьмин, Е.И. Национальная программа поддержки и развития чтения сложнее и шире, чем пропаганда художественной литературы / Е.Н. Кузьмин // Библиотека. - 2008. - № 1. - С. 6-9.

.Кузьминых, И.С. Роль чтения в гражданском воспитании юношества: опыт, перспективы / И.С. Кузьминых // Мастерская чтения-2 / Свердл. обл. б-ка для детей и юношества. - Екатеринбург. - 2006. - С. 31-32.

.Левова Л., Ефремов С., Кузина И. Школа «МАРК»: практикум для начинающих пользователей АИБС «МаркSQL - версия для школьных библиотек» // Библиотека в школе. - 2005. - № 6 - 8.

.Любченко, Т. Без компаса нельзя: [увлечь подростка чтением - важная воспитательная задача] / Т. Любченко // Библиотека. - 2006. - № 8. - С. 22-23.

.Мелентьева, Ю.П. Модели, практики и приемы чтения: эволюция во времени и пространстве / Ю.П. Мелентьева // Библиотековедение. - 2009. - № 1. - С. 59-63.

.Мурашова, Е.В. Современный подросток: читать или не читать? / Е.В. Мурашова // Молодежь. Чтение. Успех: сб. материалов науч.-практ. конференции. - М.: Рус. шк. библ. ассоциация. - 2008. - С. 33-38.

.Национальная программа поддержки и развития чтения // Библиотека. - 2007. - № 1.-С. 10-28.

.Некрасова, Н. Через библиотеки - к будущему / Н. Некрасова // Новая библиотека.- 2007. - № 6. - С. 29-31.

.Никулина, О. Будущее есть только у читающей страны / О. Никулина // Библиотечное дело. - 2006. - № 5. - С. 29-31.

.Овчинникова, Е.А. «Читающий мир и мир чтения»: [круглый стол] / Е.А. Овчинникова // Новая библиотека. - 2006. - № 12. - С. 39-40.

.Поддержка и развитие чтения в библиотечном пространстве России: сборник научно-практических работ / сост. В.Я. Аскарова. - М.: МЦБС, 2007. - 272 с.

.Редькина Н. С. Информационно-технологическое сопровождение библиотечной деятельности : опыт ГПНТБ СО РАН / Н. С. Редькина, О. В. Кулева, Г. Л. Толкунова // Научные и технические библиотеки. - 2011. - № 7. - С. 27-34.

.Романенко В.Н. Сетевой информационный поиск: практическое пособие / В. Н. Романенко, Г. В. Никитина. - СПб.: Профессия, 2003. - 288 с.

.Самойлова, Е. Формирование эффективного комплекса маркетинговых коммуникаций библиотеки / Е. Самойлова // Управление персоналом. - 2007. - № 6. - С. 74-75

.Скитневский, В.О. Вечный спутник духа и ума. Опыт философского осмысления проблем чтения / В.О. Скитневский // Библиотечное дело. - 2006. - № 7. - с. 32-35.

.Сметанникова, Н.Н. Чтение и грамотность. Размышления в контексте Национальной программы поддержки и развития чтения / Н.Н. Сметанникова // Как разорвать замкнутый круг / сост. Е.И. Кузьмин, О.К. Громова.- М., 2007. - С. 53-61.

.Стельмах, В.Д. Книгу - в массы! Из российского опыта продвижения чтения / В.Д. Стельмах // Как разорвать замкнутый круг / сост. Е.И. Кузьмин, О.К. Громова.- М., 2007. - С. 62-68.

.Тихомирова, И. Непреходящая ценность. Еще раз о высокой духовной миссии чтения / И. Тихомирова // Библиотечное дело. - 2007. - № 13. - с. 6-8.

.Тихомирова, И.И. О творческом чтении, или Как воспитать талантливого читателя. Экскурс в историю вопроса / И.И. Тихомирова // Школьная библиотека. - 2008. - № 8 - 9. - С. 44-51.

.Тихомирова, И. «Откройте книгу детям»: [круглый стол, посвященный проблеме детского и подросткового чтения] / И. Тихомирова // Школьная библиотека. - 2006. - № 9 - 10. - С. 59-64.

.Паршукова Г.Б. Информационно-библиотечная среда образовательного пространства региона - Новосибирск, 2004. - 224 с.

.Пилко, И.С. Информационные и библиотечные технологии учеб. пособие / И.С.Пилко; Кемеровский гос. ун-т культуры и искусств - СПб.: Профессия, 2008. -342 c.

.Суслова, И.М. Практический маркетинг в библиотеках: учеб.-метод. пособие / И.М.Суслова. - М.: Либерия, 2005. - 143 с.

.Филиппова, Л. Роль юношеских библиотек в информационном обеспечении приоритетных национальных проектов / Л. Филиппова // Библиотековедение. - 2009. - № 1. - С. 21-24.

.Чтение в системе социокультурного развития личности: сборник статей Международного научно-практического семинара / сост. Варганова Г.В. - М.: Русская школьная библиотечная ассоциация, 2007. - 256 с. - (Профессиональная библиотека школьного библиотекаря. Серия 1.).

.Шуминова, И. Читающий человек равен двум / И. Шуминова // Новая библиотека. - 2008. - № 12. - С. 40-45.

.Ядов В. А. Социологическое исследование: методология, программы, методы / В. А. Ядов. - Москва : Наука, 1987. - 248 с.

50.

Похожие работы на - Современные мультимедийные коммуникативные технологии

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!