Порядок проведения налоговой проверки

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    6,01 Кб
  • Опубликовано:
    2014-07-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Порядок проведения налоговой проверки













Дипломная работа

Порядок проведения налоговой проверки

Введение

В соответствии с ч. 2 статьи 132 Конституции Республики Беларусь от 15 октября 1994 года (далее - Конституция Республики Беларусь) на территории Республики Беларусь проводится единая налоговая политика. Данная политика проводится путем функционирования налоговой системы. Одним из условий функционирования налоговой системы является эффективный налоговый контроль, осуществляемый, в том числе и путем проведения налоговых проверок.

Среди форм налогового контроля налоговые проверки занимают ведущее положение по действенности, эффективности и, соответственно, значимости. В настоящее время вопросы правового регулирования налоговых проверок имеют высокую ценность как с теоретической точки зрения - для выявления путей дальнейшего совершенствования законодательства, так и с практической точки зрения - для более эффективной защиты прав налогоплательщиков и интересов государства. В условиях рыночной экономики налоги являются основным источником финансирования деятельности государства. На данный момент около 80% бюджета Республики Беларусь формируется за счет налогов.

Налоговая проверка направлена не только на установление фактов нарушения законодательства о налогах и сборах, в результате которых бюджетной системой недополучены суммы причитающихся к уплате налогов и сборов, составляющие значительную часть доходов государства, но и на предупреждение и пресечение нежелательных последствий несоблюдения действующих на территории Республики Беларусь правил осуществления деятельности, ведения учета и заполнения отчетности, оказание помощи налогоплательщикам.

Поэтому сегодня вопросы, касающиеся проведения налоговых проверок, являются очень актуальными.

В связи с вышеуказанным встает вопрос о такой организации правовой базы, касающейся проведения налоговых проверок, которая позволила бы осуществлять контролирующими (надзорными) органами налоговые проверки в отношении подконтрольных (поднадзорных) субъектов в рамках четко отлаженной системы, позволяющей контролировать деятельность субъектов хозяйствования как в интересах государства, так и в интересах самих субъектов хозяйствования.

Поэтому на территории республики Беларусь действует единый порядок контрольной (надзорной) деятельности, регулируемый, в первую очередь, Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 года №510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь». Указом утверждено Положение о порядке организации и проведении проверок и Перечень контролирующих (надзорных) органов и сфер их контрольной (надзорной) деятельности. Также налоговая проверка в Республике Беларусь регулируется Налоговым кодексом от 19 декабря 2002 года.

Целью данной дипломной работы является анализ правового регулирования налоговых проверок в Республике Беларусь, а также разработка ряда предложений по совершенствованию данного правового института.

Для достижения поставленной цели требуется выполнить следующие задачи:

)сформулировать понятие, выявить сущность и виды налоговых проверок;

)охарактеризовать порядок проведения налоговых проверок;

)выявить особенности оформления результатов налоговой проверки и правовые последствия ее проведения;

)проанализировать материалы судебных дел с участием налоговых органов;

)сделать ряд предложений по совершенствованию правового регулирования налоговых проверок в Республике Беларусь.

Объектом исследования являются общественные отношения, складывающиеся по поводу организации и проведения налоговых проверок.

Предметом исследования нормативные правовые акты Республики Беларусь о налоговых проверках, юридическая литература, судебная практика по исследуемой проблематике.

Методами, применявшимися при исследовании, являются диалектико-материалистический, анализ, синтез, индукция, дедукция, сравнение, логический, формально-юридический, историко-правовой, логико-правовой, сравнительно-правовой.

1. Понятие, сущность и виды налоговых проверок

В соответствии со ст. 132 Конституции Республики Беларусь на территории Республики Беларусь проводится единая бюджетно-финансовая, налоговая, денежно-кредитная, валютная политика [1].

Ранее налоговые проверки в Республике Беларусь регулировались Инструкцией о порядке организации и проведения проверок налоговыми органами, утвержденной постановлением Министерства налогов и сборов Республики Беларусь от 29 декабря 2003 года №124 (далее - Инструкция о проверках)[2], а также Налоговым кодексом Республики Беларусь от 19 декабря 2002 года (далее - Налоговый кодекс Республики Беларусь) [3].

Инструкцией о проверках № 124 были определены виды налоговых проверок, порядок их организации, методы проведения, порядок проведения процессуальных действий при проведении проверок, требования к составлению актов и справок проверок, порядок рассмотрения материалов проверок, порядок рассмотрения возражений по актам проверок и жалоб на решения по ним.

В соответствии с ранее действовавшей п. 9 Инструкцией о проверках № 124 налоговой проверкой признается проверка, предметом которой является изучение бухгалтерских отчетов и балансов, налоговых деклараций (расчетов), регистров налогового учета, а также других необходимых документов и сведений, связанных с налогообложением, подтверждающих правильность исчисления и своевременность уплаты плательщиком (иным обязанным лицом) налогов, а также исполнения плательщиком (иным обязанным лицом) иных требований налогового законодательства [2].

Однако ныне действующее законодательство не дает легального определения указанной правовой категории.

Для выявления сущности налоговых проверок необходимо обратиться к применяемым сегодня легальным определениям и терминам.

Так, согласно статье 64 Налогового кодекса Республики Беларусь налоговым контролем признается система мер по контролю за исполнением налогового законодательства, осуществляемая должностными лицами налоговых органов в пределах их полномочий посредством учета плательщиков (иных обязанных лиц), проверок, мониторинга, опроса плательщиков и других лиц, проверки данных учета и отчетности, анализа информации об использовании электронных денег в качестве оплаты за товары (работы, услуги), имущественные права, осмотра движимого и недвижимого имущества, помещений и территорий, где могут находиться объекты, подлежащие налогообложению или используемые для извлечения дохода (прибыли), и в других формах, предусмотренных налоговым и иным законодательством [3].

Исходя из данной статьи, можно сделать вывод, что налоговая проверка - одна из форм налогового контроля.

В соответствии с Положением о порядке организации и проведении проверок, утвержденном Указом Президента Республики Беларусь от 16 октября 2009 года № 510 «О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь» (далее - Указ № 510, Положение о проверках) проверка - форма контроля (надзора), в ходе которого контролирующий (надзорный) орган проверяет соответствие деятельности, осуществляемой проверяемыми субъектами, требованиям законодательства и при выявлении нарушений законодательства применяет полномочия, предоставленные законодательными актами в целях пресечения нарушений и устранения их вредных последствий [4, п. 2]. Положение данного нормативного правового акта также не раскрывает понятия налоговой проверки, а содержит лишь общую дефиницию для всех контрольных (надзорных) органов, а не только органов Министерства налогов и сборов.

Вместе с тем в отдельных статьях ученых-юристов приводится следующее определение понятия налоговой проверки. Так, по мнению Альбикова Р.Ф.: «Налоговая проверка представляет собой процессуальное действие налоговой администрации по контролю за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов и сборов, осуществляемое путем сопоставления фактических данных, полученных в результате налогового контроля, с данными налоговых деклараций и иных отчетных документов, представляемых налогоплательщиками в налоговые органы» [5, с. 23]

Проверки классифицируются по самым различным основаниям как в законодательстве, так и в литературе.

В зависимости от периодичности проведения и включения в координационный план проверки подразделяются на плановые и внеплановые.

Плановой является проверка, включенная в координационной план контрольной (надзорной) деятельности. В соответствии с п. 15 Положения о проверках Координационные планы контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь (далее - координационные планы) формируются органами Комитета государственного контроля на полугодие на основании представленных республиканскими органами государственного управления, иными государственными организациями, подчиненными Правительству Республики Беларусь, органами Комитета государственного контроля, Генеральной прокуратурой, Национальным банком, Высшим Хозяйственным Судом, Управлением делами Президента Республики Беларусь, Национальным статистическим комитетом, Национальной академией наук Беларуси, областными и Минским городским исполнительными комитетами, Государственной инспекцией охраны животного и растительного мира при Президенте Республики Беларусь, Государственной службой медицинских судебных экспертиз, Оперативно-аналитическим центром Республики Беларусь, Национальной государственной телерадиокомпанией, республиканскими государственно-общественными объединениями (далее - государственные органы) сводных планов проверок, включающих проверки (в том числе планируемые к проведению в рамках ведомственного контроля), проводимые соответствующими государственными органами (их структурными подразделениями, территориальными органами, подчиненными организациями, являющимися контролирующими (надзорными) органами) [4, п. 15].

В соответствии с п. 3 Приказа Комитета государственного контроля Республики Беларусь от 28 октября 2009 года №94 "Об утверждении Порядка составления и исполнения координационных планов контрольной (надзорной) деятельности" (далее - Приказ №94) координационные планы составляются органами Комитета государственного контроля на полугодие на основании сводных планов проверок, представляемых государственными органами, указанными в пункте 15 Положения о проверках [6, п. 3].

В срок до 15 декабря (15 июня) каждого года органы Комитета государственного контроля размещают координационные планы на официальном сайте Комитета государственного контроля Республики Беларусь в глобальной компьютерной сети Интернет [6, п. 11].

Похожие работы на - Порядок проведения налоговой проверки

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!