иные виды деятельности, разрешенные действующим законодательством о здравоохранении и фармации.
Право Предприятия осуществлять деятельность, на которую в соответствии с законодательством Российской Федерации требуется специальное разрешение - лицензия, возникает у Предприятия с момента ее получения, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
Плоды, продукция и доходы от использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия, а также имущество, приобретенное им за счет полученной прибыли, являются муниципальной собственностью и поступают в хозяйственное ведение предприятия.
Предприятие организует свою финансово-хозяйственную деятельность исходя из необходимости выполнения работ и оказания услуг в соответствии с утвержденной в установленном порядке сметой доходов и расходов предприятия.
Основой планирования хозяйственной деятельности предприятия являются договоры, заключенные с потребителями (покупателями) продукции (работ, услуг) и поставщиками.
Предприятие возглавляет генеральный директор, который является единоличным исполнительным органом управления предприятием.
Назначение генерального директора на должность, заключение и прекращение трудового договора (контракта) с ним осуществляется учредителем в установленном порядке.
Структура предприятия представлена на рис 1.
Директор МУП «Аптека №121» осуществляет оперативное руководство деятельностью предприятия и наделяется в соответствии с законодательством РФ всеми необходимыми полномочиями для решения этой задачи. Директор осуществляет свою деятельность в строгом соответствии с действующим законодательством и Уставом унитарного предприятия, реализует свои обязанности на принципе единоначалия, несет персональную ответственность за деятельность предприятия.
Рисунок 1 - Структура МУП «Аптека №121»
Основной функцией заместителя директора по закупу является бесперебойное и своевременное обеспечение предприятия необходимыми товарами. Отдел маркетинга проводит активную работу, направленную на увеличение потребительского спроса и решение проблемы сбыта продукции.
Главный бухгалтер руководствуется положением о бухгалтерском учете и отчетности, нормативными документами, утвержденными в установленном законом порядке, несет ответственность за соблюдение содержащихся в них методологических принципов бухгалтерского учета. Также, им обеспечивается контроль и отражение на счетах бухгалтерского учета всех осуществляемых предприятием хозяйственных операций, предоставление оперативной отчетности, проведение экономического анализа финансово-хозяйственной деятельности совместно с другими отделами по данным бухгалтерского учета и отчетности. Основные экономические показатели деятельности МУП «Аптека №121» за период 2011-2013 год представлены в таблице 3.
Таблица 3 - Динамика основных экономических показателей деятельности МУП «Аптека №121» за период 2011-2013 год.
ПоказателиЕд. изм.Года(+-) изменения2012 к 2011 %2013 к 2012 %2011201220132012 к 20112013 к 2012Выручкатыс. руб.63808690247886252169838108,1114,2Себестоимость продажтыс. руб.47650514545871038047256108114,1Прибыль от продажтыс.руб.411847524865634113115,3102,3Прибыль до налогообложениятыс. руб.398545894843631254115,1105,5Стоимость имуществатыс. руб.784896581136418101706123,1117,6Рентабельность активов%50,747,542,6-3,2-4,9--Рентабельность продаж%6,456,96,170,45-0,73--
Основная цель отчета о движении денежных средств состоит в предоставлении информации об изменениях в денежных средствах и их эквивалентах для характеристики способности организации генерировать денежные средства. Денежные потоки в организации классифицируются в разрезе текущей, инвестиционной и финансовой деятельности.
Под денежными средствами понимают наиболее ликвидную категорию активов, которая обеспечивает организации наибольшую степень ликвидности. Денежные средства являются результатом начала и конца коммерческого цикла организации. В процессе осуществления всех видов хозяйственных операций организация генерирует движение денежных средств в форме их поступления или расходования (притока и оттока). Этот процесс является непрерывным во времени и характеризуется понятием «денежный поток».
Приток денежных средств в разрезе операционной (текущей) деятельности происходит за счет продажи товаров, реализации услуг, получения гонораров, комиссионных и пр. Отток - в результате расчетов с поставщиками, работниками и погашения налоговых обязательств.
Приток денежных средств по инвестиционной деятельности происходит за счет продажи нематериальных активов, получения доходов от финансовых вложений и погашения ссуд. Отток - в связи с приобретением внеоборотных активов, покупкой ценных бумаг, предоставления ссуд.
Финансовая деятельность заключается в привлечении денежных средств за счет выпуска акций и поступлений от ранее выданных кредитов. Расход осуществляется в виде возврата заемных средств и платежей по финансовому лизингу.
Денежные средства - остаток денежных средств и денежных эквивалентов на расчетных, валютных и специальных банковских счетах, в кассе.
Эквиваленты денежных средств - краткосрочные, высоколиквидные вложения, легко обратимые в определенную сумму денежных средств и подвергающиеся незначительному риску изменения ценности, со сроком размещения обычно не более 3-х месяцев.
Текущая деятельность - основная, приносящая доход, и прочая деятельность, кроме инвестиционной и финансовой.
Инвестиционная деятельность - приобретение и реализация долгосрочных активов и других инвестиций, не относящимся к денежным эквивалентам.
Финансовая деятельность - деятельность, которая приводит к изменениям в размере и составе собственного и заемного капиталов организации.
Эффективное управление денежными потоками обеспечивает финансовое равновесие предприятия в процессе его стратегического и текущего развития. Темпы этого развития, финансовая устойчивость предприятия в значительной мере определяются тем, насколько различные виды потоков денежных средств синхронизированы между собой по объемам и во времени. Высокий уровень такой синхронизации обеспечивает существенное ускорение реализации целей развития предприятия.
Отчет о движении денежных средств позволяет финансовому аналитику получить информацию о:
Способности организации получить прирост денежных средств в ходе своей деятельности;
Способности организации сейчас и в перспективе отвечать по своим финансовым обязательствам, платить дивиденды и оставаться кредитоспособной;
Возможных расхождениях между величиной годовой чистой прибыли/убытка и реальным чистым денежным потоком по основной (текущей) хозяйственной деятельности и причинах этого несоответствия;
Влиянии на финансовое состояние организации ее инвестиционных и финансовых операций, связанных и не связанных с движением денежных средств;
Воздействии на будущее финансовое состояние организации принятых в прошлые периоды решений в области инвестиций и финансирования;
Величине предполагаемой потребности во внешнем финансировании.
Не меньший интерес для анализа денежных потоков представляет информация о внутренних и внешних источниках финансирования организации и направлениях использования ее финансовых средств.
Внешние источники финансирования - рост величины собственного капитала (в первую очередь уставного) и заемного (прежде всего общей суммы кредитов и займов). Снижение же величины собственного и заемного капитала можно, соответственно, считать внешним использованием денежных средств.
К внутренним финансовым источникам относятся денежные средства на начало отчетного периода, выручка от продажи (т.е. дезинвестиции) внеоборотных активов и чистый денежный поток от текущей деятельности. Последний является основным источником самофинансирования организации и поэтому должен составлять существенную долю в структуре внутреннего финансирования любого хозяйствующего субъекта.
Активное самофинансирование организации - использование, прежде всего, собственных средств (чистой прибыли и амортизационных отчислений); скрытые финансовые источники - те, которые могут быть на определенном отрезке времени приравнены к собственным, например, изменение величины собственного оборотного капитала, доходы будущих периодов.
Изменение величины собственного оборотного капитала как основного скрытого финансового источника можно рассчитать как суммарную величину изменения размера оборотных активов и кредиторской задолженности.
Рост величины оборотных активов (материальных оборотных активов и дебиторской задолженности) считают инвестиционными вложениями (инвестициями), а ее снижение - напротив, дезинвестициями.
.Инвестиции - увеличение размера материальных оборотных активов (запасов сырья, материалов, полуфабрикатов, готовых изделий и товаров
Увеличение дебиторской задолженности, в том числе авансов выданных.
.Дезинвестиции - уменьшение размера материальных оборотных активов (запасов сырья, материалов, полуфабрикатов, готовых изделий и товаров)
Уменьшение кредиторской задолженности, в том числе авансов выданных.
Увеличение кредиторской задолженности, в том числе авансов полученных, принято называть финансированием, а ее снижение - соответственно дефинансированием.
. Дефинансирование - уменьшение кредиторской задолженности по поставкам продукции, товаров и услуг
уменьшение авансов полученных
. Финансирование - увеличение кредиторской задолженности по поставкам продукции, товаров и услугам
увеличение авансов полученных.
Наибольший же интерес в финансовом анализе представляет информация о возможности организации за счет чистого денежного потока по текущим операциям обеспечить будущие выплаты по основной деятельности, инвестиции в долгосрочные активы, выплату дивидендов собственникам.
Именно поэтому чистый денежный поток от текущей деятельности является одним из важнейших внутренних источников финансирования организации и составляющей всех «денежных» показателей.
Положительный чистый поток денежных средств в результате операционной (текущей) деятельности, характеризуя степень самофинансирования организации, является предпосылкой гарантии стабильности ее существования в долгосрочной перспективе.[5, с. 15]
В результате операционной (текущей) деятельности может быть получен и отрицательный чистый денежный поток по текущим операциям, т.е. чистый отток денежных средств. Он покрывается за счет сокращения инвестиционных вложений и/или источников внешнего финансирования.
Отдельное рассмотрение денежных потоков в инвестиционной области деятельности дает представление об инвестиционной политике, в том числе и о размере тех инвестиций, с помощью которых будут достигнуты будущие поступления денежных средств и их выплаты.[5, с. 35]
Изучение финансовой области позволяет не только проанализировать финансовую политику и возможности организации, но и ее состоятельность в выплате дивидендов. Следует помнить, что финансирование представляет собой сначала приток денежных средств, но в будущем (как в долгосрочной, так и в краткосрочной перспективе) - денежный отток.
Результаты хозяйственной деятельности свидетельствуют о том, что предприятие развивается с положительной динамикой. Выручка от продаж за 2011-2012 г. увеличилась на 8%, что составило 5216 тыс. руб., а за 2012-2013 г. увеличилась на 14%, что составило 9838 тыс. руб. Это свидетельствует о том что предприятие на протяжении трех отчетных периодов наращивает объем реализованных товаров, это подтверждает пропорциональный рост себестоимости реализованных товаров. Прибыль от продаж за 2011-2012г. увеличилась на 15%, что составило 634 тыс. руб., а за 2012-2013г. увеличилась на 2%, что составило 113 тыс. руб. Это говорит от том, что рост прибыли от продаж из периода в период положительный, но за 2012-2013г отмечается снижение темпов роста. Идентичные тенденции наблюдаются и за ростом прибыли до налогообложения. На протяжении трех отчетных периодов стоимость имущества растет, в 2011-2012г. стоимость имущества увеличилась на 23%,что составило 1810 тыс. руб., а в 2012-2013г. стоимость имущества увеличилась на 17%, что составило 1706 тыс. руб. Рентабельность активов на протяжении трех отчетных периодов снижается. За 2011-2012г снизилась на 3,2%, за 2012-2013г. снизилась на 4,9%. Это говорит о том, что эффективность использования имущества организации из периода в период снижается. Рентабельность продаж за 2011-2012г. увеличилась на 0,45%, а за 2012-2013г. снизилась на 0,73%. Это говорит о том, что за 2012-2013г. эффективность продаж снизилась ниже уровня 2011 г.
2.2 Анализ предоставления услуг торговли МУП «Аптека №121» населению
При проведении маркетинговых исследований основными источниками получения информации МУП «Аптека №121» являются:
.Отчеты о продажах, анализ которых позволяет оценить спрос;
.Данные о сумме издержек, об объемах материальных запасов, движении денежной наличности, о дебиторской и кредиторской задолженности;
.Журналы, специализированные издания, радио, телевидение, т.е. СМИ (средства массовой информации), которые информируют предприятие о ситуации на рынке и положении конкурентов;
.Беседы с клиентами, поставщиками, дистрибьюторами и прочими лицами, не относящимися к штатным работникам фирмы;
.Рассылка запросов потребителям с перечнем вопросов, позволяющих сделать вывод о том, насколько продукция удовлетворяет их потребности и судить об изменении вкусов и предпочтений, чтобы скорректировать ассортимент и специализацию на конкретных видах товаров;
.Статистические справочники, банки данных, налоговая статистика и банковская информация.
Товарная политика МУП «Аптека №121» направлена на усиление своего присутствия на рынке за счет увеличения объемов продаж и на максимальное удовлетворение потребностей потребителей за счет формирования потребительских предпочтений.
В отчетном году МУП «Аптека №121» провело ряд последовательных мероприятий по дальнейшему совершенствованию и модернизации программных продуктов в целях автоматизации работы салонов, склада и аппарата управления. Внедрены новые модули, усовершенствованы существующие, ведутся новые разработки в данном направлении, что позволит оптимизировать бизнес-процессы Общества, упрочнить положение в условиях жесткой конкурентной борьбы и продолжить развитие торгово-розничной сети в заданном высокотехнологичном векторе.
На основании оперативных статистических данных руководством осуществляется мониторинг градационной структуры выручки, остатков товарно-материальных ценностей салонов оптики, провидится комплексный анализ деятельности организации по направлениям для принятия взвешенных управленческих решений.
Таким образом, круг покупателей предприятия достаточно широк, товары МУП «Аптека №121» пользуются популярностью и давно зарекомендовали себя на рынке как качественный товар, отвечающий всем требованиям качества, удобства и внешнего вида.
Внутри отрасли конкуренция не значительная, и благодаря высокому качеству продаваемого товара, правильному ведению коммуникационной и сбытовой политики компания занимает стабильное положение на рынке и его доля стабильно увеличивается. МУП «Аптека №121» работает в высоком ценовом сегменте. То есть это, как правило, дорогая оптика высокого качества. И успех этой работы заключается в долгих маркетинговых исследованиях, проводимых директором по продажам данной компании. Поскольку остальные оптики занимаются продажей более дешевого товара, то у них практически нет возможности набрать те же обороты продаж, что и «Оптика».
На основании оперативных статистических данных руководством осуществляется мониторинг градационной структуры выручки, остатков товарно-материальных ценностей салонов оптики, провидится комплексный анализ деятельности организации по направлениям для принятия взвешенных управленческих решений.
торговый муниципальный услуга качество
3. Разработка мероприятий по совершенствованию предоставления услуг торговли населению Находки МУП «Аптека №121»
Мероприятие 1. Разработка критериев оценки качества предоставления услуг населению.
В основе предлагаемой методики лежит составление анкеты, ее заполнение и обработка полученных данных. Но главным отличием предлагаемого метода оценки является источник получения информации: анкета заполняется не потребителями услуг (клиентами), а специалистами службы качества (менеджерами по качеству) по результатам регулярных рейдов с последующей выработкой системы мероприятий по устранению выявленных проблем.
Выбор принципиально иного источника информации связан с достаточно невысокой результативностью анкетирования клиентов вследствие низкой достоверности получаемых при этом данных, их искажения и невозврата анкет респондентами. Клиент, как правило, не заинтересован в результатах исследований и, кроме того, достаточно неохотно раскрывает данные, позволяющие определить репрезентативность выборки. При этом при проведении анкетирования клиентов особую трудность вызывают: неоднозначность некоторых вопросов с точки зрения клиентов, невозможность получить разъяснения по существу задаваемых вопросов и, главное, сложность оценки предлагаемых параметров по какой-либо шкале. Менеджер же по качеству не только заинтересован в результатах проводимого исследования, но и является намного более профессионально подготовленным в вопросах качества. Кроме того, данный подход позволяет снизить роль субъективного фактора, характерного для анкетирования потребителей услуг.
Основными факторами, влияющими на качество услуг, предоставляемых населению учреждением, является:
наличие и состояние документов, в соответствии с которыми функционирует учреждение;
специальное техническое оснащение учреждения (оборудование, приборы, аппаратура и т. д.);
укомплектованность специалистами и их квалификация;
наличие информации об учреждении, порядке и правилах предоставления услуг населению;
наличие внутренней (собственной) и внешней систем контроля за деятельностью учреждения.
Предлагаемые критерии оценки качества сгруппируем в таблицу 4.
Таблица 4 - Критерии оценки качества услуги
ПАРАМЕТР КАЧЕСТВА УСЛУГИИСПОЛЬЗУЕМЫЕ КРИТЕРИИ ОЦЕНКИМатериальность, осязаемость1. Интерьеры помещений компании находятся в отличном состоянии. 2. Компания имеет современные оргтехнику и оборудование. 3. Внешний вид информационных материалов (буклетов, проспектов) компании привлекателен 4. Работники компании приятной наружности и опрятны. 5. Сотрудники компании дисциплинированны.Надежность, отзывчивость, сочувствие, безопасность1. Компания выполняет свои обещания оказать услугу к назначенному времени. 2. Если у клиентов случаются проблемы, то компания искренне пытается их решить. 3. Компания избегает ошибок и неточностей в своих операциях. 4. Сотрудники компании вежливы в отношениях с клиентами. 5. Сотрудники компании оказывают услуги быстро и оперативно. 6. Сотрудники компании всегда помогают клиентам в решении их проблем. 7. В отношениях с компанией клиенты чувствуют себя безопасно. 8. Компания проявляет индивидуальный подход к своим клиентам. 9. Сотрудники компании проявляют личное участие в решении проблем клиентов.У компании надежная репутация.1. Услуги компании предоставляются клиентам аккуратно и в срок. 2. Сотрудники компании знают потребности своих клиентов. 3. Сотрудники компании быстро реагируют на просьбы клиентов. 4. Сотрудники компании ориентируются на проблемы клиентов. 5. Между клиентами и сотрудниками компании существует атмосфера доверия и взаимопонимания. 6. Руководство компании оказывает всяческую поддержку сотрудникам для эффективного обслуживания клиентов. 7. Часы работы компании удобны для всех клиентов.
Мероприятие 2. Организация реконструкции объекта на предмет наличия пандусов и поручней на входах, выходах с учетом требований СНиП.
Все большее количество жителей <#"justify">-приведение состояния зданий и сооружений в соответствие с требованиями строительных норм и правил по обеспечению их доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения;
-приспособление входных групп, лестниц, пандусных съездов, путей движения внутри зданий, зон оказания услуг, санитарно-гигиенических помещений и прилегающих территорий».
Существуют разные виды физических, сенсорных и иных ограничений и естественно, совершенно разные потребности в плане приспособления. Значительное изменение инфраструктуры требуется для полноценной жизни так называемых «маломобильных» людей, особенно с серьёзными нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения и слуха. В соответствии с нормативными документами Российской Федерации к маломобильным группам населения относятся:
-Инвалиды с поражением опорно-двигательного аппарата <#"justify">Как видно из приведенного перечня к маломобильным группам населения относятся ещё большое количество социальных групп, поэтому всё, что делается удобным для инвалидов, будет крайне удобным и для всех остальных граждан, даже если они не имеют физических ограничений.
Для удобства маломобильных групп населения здание МУП «Аптека №121» необходимо оснастить пандусами для инвалидной коляски и кнопкой вызова персонала. Помимо самого пандуса, установленного в строгом соответствии с требованиями СНиП (угол подъема не должен превышать 10о, ширина - от 0,9 до 1,5 м), должны быть предусмотрены поручни, бортики, соответствующее покрытие спуска.
Для реализации данного направления предлагаем установить откидной пандус с поручнями.
Мероприятие 3. Издание практического самоучителя для потребителей по применению защиты своих прав.
В настоящее время важность и актуальность формирования потребительских знаний у потребителей с целью их экономического образования и социальной адаптации ни у кого не вызывает сомнения.
Самоучитель для потребителей по применению защиты своих прав поможет овладеть умениями и навыками грамотного поведения и защиты своих прав как потребителей в различных ситуациях.
Предлагаем следующее содержание самоучителя:
Тема 1. Содержание общих положений Закона РФ «О защите прав потребителей».
Общие положения взаимоотношений потребителя и продавца (изготовителя, исполнителя). Порядок определения режима работы продавца. Понятие срока годности, срока службы, гарантийного срока. Сертификация товаров. Какую информацию потребитель может получить из сертификата. Безопасность товара (работы, услуги).
Требования к качеству товара, к информации об изготовителе (исполнителе, продавце), о товарах (работах, услугах). Имущественная ответственность продавцов.
Тема 2. Защита прав потребителей при продаже им товаров.
Права потребителя при покупке товара надлежащего качества. Особенности удовлетворения требований потребителя в отношении технически сложных товаров. Порядок доставки товаров, подлежащих замене или возврату. Сроки устранения недостатков товаров. Сроки обмена товаров, подлежащих замене или возврату.
Права потребителя при покупке товара надлежащего качества. Особенности расчетов с покупателями в случае расторжения договора купли-продажи, если товар был продан в кредит.
Тема 3. Защита прав потребителей при выполнении работ или оказании услуг.
Требования к качеству выполнения работы (услуги). Права потребителя при нарушении сроков начала и выполнения работы или оказания услуги. Права потребителя, если выполненная работа или оказанная услуга имеет ненадлежащее качество. Сроки устранения недостатков выполненной работы или оказанной услуги.
Ответственность исполнителя в случае полной или частичной утраты (повреждения) материала (вещи), принятого от потребителя. Порядок расчетов за выполненную работу (оказанную услугу).
Тема 4. Государственная и общественная защита прав потребителей.
Федеральные и территориальные антимонопольные органы власти и их полномочия. Предписания антимонопольных органов власти в отношении изготовителей (исполнителе). Иски и штрафы. Правила обращения в суд.
Права местных органов власти в случаях выявления продажи товаров (выполнения работ, оказания услуг), не сопровождающихся достоверной информацией, или с просроченными сроками годности. Общественные организации потребителей.
Тема 5. Защита прав потребителей.
Правовые акты, регулирующие отношения в области защиты прав потребителей. Требование к качеству товаров. Защита прав потребителей при выполнении работ (оказании услуг). Права потребителей на защиту органами местного самоуправления. Реклама и ее регулирование.
Тема 6. Штриховое кодирование товара.
Штриховой код. Разновидности систем кодирования. Предназначение информации, нанесенной на штриховом коде. Знаки качества.
Товарные знаки и их назначение. Экологические символы. Символы, информирующие о правилах пользования товарами. Символы обозначающие входящие в состав компоненты.
Заключение
Жизнь современного общества невозможна без развитой системы оказания услуг. Степень развития сферы услуг стала выступать критериальным признаком развития общества.
Несмотря на положительные тенденции развития малого и среднего предпринимательства на территории Находкинского городского округа, существует ряд проблем, ограничивающих возможность устойчивого функционирования малого и среднего бизнеса:
недостаток статистических данных о структуре и динамике развития малого и среднего предпринимательства не позволяет проводить полный ежегодный анализ, что влияет на эффективность принимаемых решений;
ограниченность доступа к финансовым ресурсам субъектов малого и среднего предпринимательства на этапе начала предпринимательской деятельности;
низкий уровень подготовки субъектов малого и среднего предпринимательства по вопросам ведения бизнеса, недостаточность знаний в области правового, финансового, налогового законодательства;
недостаточное развитие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства;
ограниченная возможность обновления производственного оборудования;
слабая общественная и социальная активность предпринимательского сообщества.
Решение обозначенных проблем предпринимательства и сохранение сложившейся положительной динамики в его развитии требует совершенствования уже существующих механизмов поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Возникает необходимость продолжить работу по созданию комплексной системы муниципальной поддержки малого и среднего предпринимательства с помощью программно-целевого метода, поскольку комплексный подход обеспечивает наиболее рациональную концентрацию финансовых, материальных, трудовых ресурсов для достижения целевой функции.
Анализ предоставления услуг торговли МУП «Аптека №121» города Находка позволил выявить следующие недостатки:
.Низкий уровень качества предоставляемых населению услуг торговли.
.Отсутствие пандусов и поручней на входах, выходах с учетом требований СНиП.
.Отсутствие наглядной информации о защите прав потребителей.
Список использованной литературы
1.Аналоуи Ф., Карами А. Стратегический менеджмент малых и средних предприятий: учебник. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 - 398 с.
.Александрова Ю. Ю. Современное содержание механизма конкуренции // Проблемы современной экономики. - 2012. - № 1. - С. 93-97.
.Алексеева Д.Г., Андреева Л.В., Андреев В.К. и др. Российское предпринимательское право: учебник, - М.: Велби, Проспект, 2010- 1072 с.
.. Андреева О.Д. Технология бизнеса: Маркетинг: Учебное пособие. - М.: Дело, 2012. - 223 с.
.Баканов М.И., Чернов В.А. Управленческий учет: торговая калькуляция: учебное пособие для студентов, обучающихся по экономическим специальностям. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010- 255 с.
.Баранчеев В.П. Стратегический анализ: технология, инструменты, организация // Проблемы теории и практики управления. 2008. - №5. - С. 85 - 90.
.Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России: монография. -М.: Проспект, 2010 - 288 с.
.Богомолова И. П., Хохлов Е. В. Анализ формирования категории конкурентоспособности как фактор рыночного превосходства экономических субъектов // Маркетинг в России и за рубежом. - 2011. - №1. - С. 119-124.
.Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2010. - с. 392.
.Вайцеховская И. А. Потенциал предприятия как основа его конкурентоспособности // Проблемы современной экономики. - 2011. - №1. - С. 67-71.
.Гальперин В.М. и др. Микроэкономика - СПб.: Экономическая школа, 2007.-200с.
.Горемыкин В.А., Бугулов Э.Р., Богомолов А.Ю. Планирование на предприятии: Учебник. - М.: Филинъ, Рилант, 2008. - 325 с.
.Горинов Д. М. Разработка стратегии продвижения продукции предприятия // Практический маркетинг. - 2011. - №12. - С. 18-27.
.Горфинкель В.Я., Поляк Г.Б. Предпринимательство : учебник. -5-е изд.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 - 687 с.
.Губин В.Е., Губина О.В., Анализ финансово-хозяйственной деятельности. Практикум: учебное пособие - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2012 - 192 с. (профессиональное образование)
.Диксон П. Управление маркетингом. -М.: Бином, 1998.
.Дорнбуш Р., Фишер С., Шмалензи Р. Экономика. - М.: Дело, 2008.-374с.
.Друкер П. Рынок: как выйти в лидеры.- М: Book chamber international, 1992.
.Егоров Ю.Н., Варакута С.А. Планирование на предприятии. - М.: ИНФРА-М, 2011. - 176 с.
.Ильин А.И. Планирование на предприятии: Учебник. - М.: Новое знание, 2009. - 625 с.
.Курс экономики: Учебник. - 3-е издание, до. /Под ред. БАРайзберга. - М.: ИНФА-М, 2005. - 716с.
.Мишина Л.А., Саблин Е.Ц. Основы бизнеса. Шпаргалка. - М.: Окей-книга, 2010 - 46 с.
.Оперативный контроль экономической деятельности предприятия.// Под ред. Б.И. Валуева. М.: Финансы и статистика, 2010. - 224 с.
25.Спиридонов И. А. Пути повышения конкурентоспособности предприятия: Учебное пособие. - М.: Инфра-М, 2010. - 320 с.
26.Шевчук Д.А., Шевчук В.А. Экономическая теория. Конспект лекций. - М.: Высшее образование, 2011.-336с.