Совершенствование ассортиментной политики на примере ЗАО 'Связной логистика'

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    53,04 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-01
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Совершенствование ассортиментной политики на примере ЗАО 'Связной логистика'

Негосударственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Пермский институт муниципального управления

(Высшая школа приватизации и предпринимательства)»

Допустить к защите

Проректор по учебной работе






ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

на тему

«Совершенствование ассортиментной политики (на примере ЗАО Связной логистика)»

Выполнила:

студентка группы ПЭ-12-3 Пуртова Анна Александровна

Научный руководитель: Лепихина Татьяна Леонидовна

Содержание

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1 Ассортиментная политика предприятия: сущность и пути оптимизации

.2 Факторы и принципы, определяющие ассортимент продукции. Формирование ассортимента

.3 Мероприятия по совершенствованию ассортиментной политики и факторы маркетинговой среды, оказывающие влияние на ассортиментную политику организации

2. АНАЛИЗ СТРУКТУРЫ И ОЦЕНКА АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ СОТОВЫХ ТЕЛЕФОНОВ GSM В ЗАО СВЯЗНОЙ ЛОГИСТИКА

2.1 Краткая организационно-экономическая характеристика в ЗАО « Связной логистика»

.2 Анализ динамики и структуры товарооборота

.3 Оценка ассортиментной политики

. НАПРАВЛЕНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ МАГАЗИНА « СВЯЗНОЙ»

.1 Анализ существующего товарного ассортимента

.2 Прогноз эффективности предлагаемых мероприятий

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

На современном рынке присутствует огромное количество торгово-розничных организаций. Каждая из них занимается торговлей или оказанием, каких-либо видов услуг.

Потребитель предъявляет всё новые, более изысканные требования к товарам. Покупатели хотят, чтобы купленные ими товары были более практичными, красивыми и долговечными. Торговые организации вынуждены удовлетворять постоянно возрастающие запросы своих клиентов. Вот почему коррекция ассортимента очень важна сегодня.

Ошибки при выборе товара, незнание его свойств, характеристик, условий хранения, транспортирования, неправильная оценка качества могут обернуться для предпринимателя крупными потерями и убытками.

От неправильного формирования ассортимента влияющего на товарное предложение и потребительский спрос и многих других факторов, зависит социальная среда, экономика предприятия.

Важно чтобы торговое предприятие привлекало внимание покупателя хотя бы раз и в дальнейшем в него желали зайти. Успех будет зависеть от широты и полноты ассортимента, а также цен соответствующих платёжеспособности потребителя. Важным фактором послужит и то где расположен магазин и какую площадь он занимает.

Цель исследования заключается в разработке предложений по оптимизации ассортимента розничной торговой организации

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи

изучить теоретические основы ассортимента, его показатели;

выявить особенности ассортиментной политики в розничной торговой организации;

изучить состояние ассортимента магазина «Связной»

обосновать предложения по оптимизации ассортимента по критерию прибыли для магазина « Связной»

Объектом исследования является ЗАО Связной, предметом исследования - ассортиментная политика и её влияние на прибыль организации.

В процессе исследования были использованы монографии, статьи отечественных и зарубежных авторов по данной проблеме, бухгалтерская и финансовая отчётность ЗАО Связной логистика.

В первой главе ВКР рассматриваются теоретические вопросы по теме работы, дается обзор литературных источников (книг, журналов, монографий, газетных статей, материалов конференций и т.д.), освещаются законодательно-нормативные акты.

Вторая глава носит аналитический характер. В ней приводится краткая характеристика объекта исследования в динамике, раскрываются особенности функционирования объекта. К числу их, как правило, относятся: общая характеристика объекта исследования (организации, структуры, законодательства, нормативных актов, практики деятельности и т.п., в зависимости от целей ВКР), целевые ориентиры и стратегии деятельности, результаты рыночного анализа, организационная структура управления, система внешних и внутренних организационных, экономических и информационных связей, стратегическая позиция организации, анализ финансового состояния фирмы. Проводится общая оценка достижений и выявляются проблемы, имеющиеся в объекте исследования.

В третьей главе представлен анализ существующего товарного ассортимента.

В заключении сформулированы основные теоретические и практические результаты проведенных исследований в области совершенствования ассортиментной политикой. В свете вышеизложенного представляется, что исследование теоретических предложений и практических рекомендаций по совершенствованию ассортиментной политики имеет существенный научный и практический интерес как для менеджмента организации, так и для экономики отрасли в целом.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДРИЯТИЯ

1.1 Ассортиментная политика предприятия: сущность и пути оптимизации

Конечная продукция, ее потребительские качества представляют собой сердцевину маркетинговой деятельности предприятия. Весомым элементом маркетинга на предприятии является управление ассортиментом продукции, определение видов, типов пользующихся в данный момент спросом на рынке, прогнозирование временных интервалов смены отдельных видов изделий или их модернизации с учетом изменяющихся потребностей потребителей.

Е.В. Одинцова определяет товарный ассортимент как группу товаров, выполняющих схожие функции, предназначенные одним и тем же потребителям в определенном ценовом диапазоне через однотипные торговые заведения. Ассортимент товаров - это набор товаров, формируемый по определенным признакам и удовлетворяющий разнообразные, аналогичные и индивидуальные потребности [50, с.1].

Формирование ассортимента базируется на необходимости наиболее полного предприятия, когда формирование ассортимента основывается на ожидаемой рентабельности и объеме прибыли.

Ассортиментная политика организации - система мер стратегического характера, направленная на формирование конкурентоспособной модели, обеспечивающей устойчивые позиции организации на рынке и получение необходимой прибыли [35, с.57].

Эта политика является центральным элементом коммерческой стратегии организации на рынке. Главной ее целью в современных условиях хозяйствования является определение набора товаров, наиболее предпочтительных для обслуживаемого сегмента рынка [14,с.68].

До сих пор в литературе строго не определен объект и предмет ассортиментной политики. На основе изучения существующих предложений можно выделить объект ассортиментной политики, как товарная единица, товарные линии, товарный портфель, марочный портфель и субъект, как маркетинговый и производственный отдел организации. Конечная продукция, ее потребительские качества представляют собой сердцевину маркетинговой деятельности организации. Весомым элементом в системе маркетинга является управление ассортиментом продукции, определение видов, типов пользующихся в данный момент спросом на рынке, прогнозирование временных интервалов смены отдельных видов изделий или их модернизации с учетом изменяющихся потребностей потребителей.

Широкая ассортиментная гамма продукции укрепляет позиции предприятия на рынке и увеличивает объем продаж.

Основные цели ассортиментной политики: увеличение сбыта за счёт оптимизации структуры ассортимента; увеличение оборачиваемости товарных запасов; достижение конкурентного преимущества за счёт более привлекательного ассортимента; выход на новые рынки; снижение издержек, связанных с содержанием ассортимента; формирование имиджа компании путем позиционирования ассортиментных товарных единиц. Ассортиментная политика решает широкий круг задач, среди которых можно выделить [17, с.39]:

.Удовлетворение запросов потребителей - один из основных принципов маркетинга, который соответствует задаче глубокой сегментации и дифференциации рынка и обеспечивает тесную связь с потребителями.

.Оптимальное использование технологических знаний и опыта организации.

.Оптимизация финансовых результатов организации - формирование ассортимента основывается на ожидаемой рентабельности и величине прибыли, что чаще встречается в практике работы организаций, однако может быть оправдано при тяжелом финансовом положении, отсутствии альтернатив и др.

. Завоевание новых покупателей путем расширения сферы применения существующей производственной программы. Этот подход достаточно консервативен, так как рассчитан на краткосрочные результаты и предполагает удлинение жизненного цикла устаревающих изданий за счет нахождения новых рынков сбыта.

.Соблюдение принципов гибкости за счет диверсификации сфер деятельности организации.

. Соблюдение принципа синергизма, предполагающего расширение областей производства и услуг организации, связанных между собой определенной технологией, единой квалификацией кадров и другой логической зависимостью [31, с.59].

Предприятие может гибко реагировать на переход товара от одной стадии жизненного цикла к другой. На первой стадии - внедрения на рынок - выставляют обычно самые ходовые базовые модели, пользующиеся повышенным спросом. Чтобы определить оптимальный ассортимент продукции предприятию, важно рассмотреть следующие вопросы. На рынок рекомендуется выпускать одновременно следующие товарные группы:

основную - товары, приносящие предприятию основную прибыль и находящиеся продажи основных товарных групп и находящихся, как правило, в стадии роста и зрелости;

разрабатываемые товары - товары, которые не присутствуют на рынке, но постепенно готовятся к выходу на рынок;

товары, уходящие с рынка.

1.2 Факторы и принципы, определяющие ассортимент продукции. Формирование ассортимента

К основным факторам, определяющим ассортимент продукции фирмы, необходимость изменения, расширения и сужения ее товарной номенклатуры, относят:

научно-исследовательские и опытно конструкторские разработки в данной отрасли, которые имеют, как правило, прикладной характер и призваны использовать уже освоенные теоретические знания для внедрения их в производство и для создания новых, усовершенствованных товаров и технологических процессов с учетом требований конкретных сегментов рынка;

изменения, происходящие в товарном ассортименте фирм-конкурентов, реализующих аналогичную продукцию, которые также работают над оптимизацией товарной номенклатуры, обновление товарного ассортимента;

изменения спроса на реализуемые фирмой товары, требующие четкого руководства деятельностью фирмы и разработки соответствующих мер ассортиментной политики, которые бы позволили противостоять сужению рынка и умело пользоваться расширением рыночных возможностей;

желание и предпочтение покупателей, закупать большое число наименований продукции у одного предприятия, что обеспечивает им надежность, привычность деловых контактов, экономию времени при переговорах;

оптимальность продаж через сбытовую сеть нескольких видов товаров одновременно, что сокращает издержки обращения и привлекает розничных торговцев;

развитие торговли по специальным заказам отдельных потребителей, предусматривающим индивидуальную поставку товаров заданных свойств и характеристик.

Помимо вышеперечисленных факторов, существенным фактором формирования ассортимента является цена товара. Умение правильно понимать и использовать эту важнейшую категорию во многом определяет коммерческий успех фирмы на рынке.

а) Принцип синергизма означает, что номенклатура реализуемых товаров и услуг должна быть внутренне увязана и отдельные товары и виды услуг зон хозяйственной деятельности предприятия отличается большей уязвимостью в случае резких конъюнктурных колебаний и рыночных осложнений.

б) Принцип стратегической гибкости преодолевает такой недостаток, поскольку основывается на конгломератном построении стратегических зон хозяйствования и товарной номенклатуры, которые зависят от различных технологий. Требуют разнородных экономических, культурных и политических условий, уравновешивают рисковые и устойчивые товарные группы и т. д., так что неожиданные события в одной сфере не могут тяжело сказаться на развитии другой сферы и на общих результатах совокупной деятельности предприятия.

Одним из показателей товарного ассортимента, характеризуются широтой, количеством позиции в каждой ассортиментной группе и соотношением между предполагаемым ассортиментными группами. С точки зрения общности потребителей, конечного использования, каналов распределения и цен.

Показатель широтой (Ш) существует, как действительный (Шд) так и базовый (Шб). Различия идёт лишь в том, что действительная идёт в наличии, а базовая применяется для сравнения.

Коэффициент широты (Кш) - выражается, как отношение действительного количества, видов, разновидностей и наименований товаров однородных и разнородных групп к базовому.

Кш = Шд / Шб * 100 % (1.1)

где, Шд - широта действительная,

Шб - широта базовая,

Кш - коэффициент широты.

Широта ассортимента зависит от насыщенности рынка и спроса. В ситуации, когда спрос превышает предложение производитель и продавец диктует свои цены на рынке. С увеличением ассортимента возрастают расходы на сырьё, расширение производственных площадей, новых видов упаковки, маркировки и т.п. Этот показатель является критерием конкурентно - способности торгового розничного предприятия.

Формирования ассортимента - проблема подбора конкретных товаров их отдельных серий. При формировании ассортимента возникают проблемы установления ценовой политики, требований к качеству товара, определения гарантий и уровня сервисного обслуживания и др.

Формированию ассортимента предшествует разработка предприятием ассортиментной концепции. Она представляет собой направленное построение оптимальной ассортиментной структуры, товарного предложения, берётся за основу потребительские требования определённых групп. Задачи планирования и формирования ассортимента состоят, прежде всего, в том, чтобы подготовить "потребительскую" спецификацию на изделие, передать ее проектному (конструкторскому) отделу, а затем проследить, чтобы опытный образец был испытан, при необходимости модифицирован и доведен до уровня требований потребителей. Иначе говоря, в формировании ассортимента решающее слово должно принадлежать руководителям службы маркетинга предприятия, которые должны решать вопрос о том, когда более целесообразно вложить средства в модификацию изделия, а не нести дополнительные возрастающие расходы по рекламе и реализации устаревающего товара или снижать цену на него. Именно руководитель службы маркетинга предприятия должен решать, настало ли время ввести в ассортимент новые продукты, взамен существующих или в дополнение к ним.

Формирование ассортимента, как свидетельствует практика, может осуществляться различными методами, в зависимости от масштабов сбыта, специфики производимой продукции, целей и задач, стоящих перед изготовителем. Вместе с тем их объединяет то, что управление ассортиментом обычно подчинено руководителю службы маркетинга.

В определенных случаях целесообразно создание постоянного органа под председательством генерального директора (его заместителя), в который в качестве постоянных членов включались бы руководители ведущих служб и отделов предприятия. Его главная задача - принятие принципиальных решений относительно ассортимента, включая: изъятие нерентабельных видов продукции, ее отдельных моделей, типоразмеров; определение необходимости исследований и разработок для создания новых и модификации существующих изделий; утверждение планов и программ разработки новых или совершенствования уже выпускаемых продуктов; выделение финансовых средств на утвержденные программы и планы.

Наряду с правильным формированием ассортимента, важной задачей является обеспечение его устойчивости. Показатель устойчивости (У) позволяет удовлетворять спрос на одни и те же товары.

Одним из показателей характеризующих устойчивость ассортимента товаров в магазине является коэффициент устойчивости, где отношение количества видов, разновидностей и наименований товаров, пользующихся устойчивым спросом у потребителей (Шу), к общему количеству видов, разновидностей и наименований товаров тех же однородных групп (Шд)

Ку = У / Шб * 100% (1.2)

где, У - устойчивый спрос на определённый товар,

Шб - широта базовая,

Ку - коэффициент устойчивости.

Оптимальное значение коэффициента устойчивости ассортимента товаров в магазине на протяжении квартала должно быть не ниже:

Для универсамов и гастронома - 0,90

Для универмагов - 0,80

Для магазинов обуви и одежды - 0,75

Для магазинов по продаже культтоваров, спортивных, хозяйственных галантерейных товаров - 0,85

Широкий и устойчивый ассортимент товаров в магазинах обеспечивается, комплексом мероприятий в области коммерческой деятельности по закупке товаров.

Один из показателей ассортимента является полнота, удовлетворяющая одинаковые потребности (П). Показатель полноты бывает

как действительный (Пд), так базовый (Пб). Коэффициент полноты (Кп) есть отношение действительного показателя полноты к базовому.

Кп = Пд / Пб * 100%

где, Пд - полнота действительная,

Пб - полнота базовая,

Кп - коэффициент полноты.

Фактическая полнота ассортимента и её динамика являются грамотной ассортиментной политикой. Полнота ассортимента зависит не только от торговой площади магазина, объёмов товарооборота.

Важными факторами, обеспечивающими полноту ассортимента, является финансовая устойчивость и авторитет предприятия на рынке товаров и услуг. Большим доверием у поставщиков товаров пользуются магазины, которые принимают товар крупными партиями, своевременно производят расчёты, имеют высокую степень надёжности.

Обновление ассортимента - это удовлетворение изменившихся потребностями за счёт новых товаров.

Кн = Н / Шб * 100%

где, Н - новизна товара,

Шб - широта базовая,

Кн - коэффициент новизны.

Постоянное и повышенное обновление ассортимента для изготовителя и продавца связано определёнными затратами и риском, что они могут не оправдаться, например, новый товар может не пользоваться спросом. На этом основании обновление ассортимента так же должно быть рациональным.

Показатели структуры ассортимента выражается в натуральном или денежном выражении. Когда преобладание дорогих или дешёвых товаров, окупаемость затрат на их доставку, хранение и реализацию, а также платёжеспособность сегмента потребителей на который ориентируется торговая организация. Относительный показатель структуры (Ci) отдельных товаров (I).

= Ai / Si

где, Ci - относительный показатель структуры,- показатель отдельных показателей,- показатель отдельных показателей.

Показатель гармоничности выражает специализацию магазина и его отдельных секций.

Гармоничность ассортимента - свойство набора товаров разных групп, характеризующее степень их близости по обеспечению рационального товародвижения, реализация и использования.

Гармоничность даёт качественную характеристику товару и носит описательный характер.

1.3 Мероприятия по совершенствованию ассортиментной политики и факторы маркетинговой среды, оказывающие влияние на ассортиментную политику организации

Товарная политика предприятия - комплекс действий торгового посредника на основе наличия у него чётко сформулированной программы действий на рынке. Она призвана обеспечить преемственность решений и мер по формированию ассортимента и его управлению, поддержанию конкурентоспособности товаров на требуемом уровне, нахождение для товаров оптимальной товарной ниши (сегментирование рынка), разработку ценовой политики, послепродажного сервиса и т.п. Товарная политика разрабатывается на основе данных о состоянии спроса и предложения, наличия товаров заменителей, общего состояния рынка.

Рынок - это сложное и многостороннее явление, которое характеризуется разным уровнем своего развития, особенностями исторического, социального, культурного характера, присущих различным странам; это та среда, в которой только могут быть удовлетворены все нужды потребителей через взаимодействие спроса и предложения. Постоянный анализ рыночной среды, оценка и продуманное применение полученной информации - залог успешной работы любой фирмы.

Начать свою деятельность по оценке конъюнктуры лучше всего с общего исследования рынка, т.е. оценки общеэкономической ситуации на нем.

Проведению анализа способствует рассмотрение коньюнктурообразующих факторов, которые можно подразделить на две группы - постоянно действующие и временные. Постоянно действующие коньюнктурообразующие факторы особенно проявляются на рынке промышленных товаров и услуг. К ним относят:

НТП, меняющий отраслевую структуру экономики, товарный ассортимент, способствующий изменению структуры товарных рынков, обострению конкуренции, и дестабилизации существующей экономической ситуации.

Уровень монополизации цен, характеризующий экономическую мощь фирмы, так же как и занимаемая доля рынка и способности приспосабливаться к изменениям спроса. Этот критерий особенно важен для товарных рынков.

Государственное регулирование как административное, воздействующее на динамику производства и платежеспособного спроса, так и путем прямых покупок и продаж для корректировки спроса и предположения на социально и стратегически важных рынках.

Межгосударственное регулирование значимо для мировых рынков различных видов продовольствия, защите собственных внутренних рынков от конкурентов извне.

Состояние информационных систем. Ничто так не нервирует субъектов экономической деятельности как отсутствие информации.

Валютная и кредитно - денежная ситуация в стране и за её пределами.

Энергетические и экологические проблемы - достаточно жесткие по своему воздействию коньюнктурообразующие факторы.

Кроме постоянных факторов, которые необходимо учитывать любому участнику рынка, существуют и такие, которые зависят от специфики реализуемых товаров или услуг, среди которых можно выделить:

Сезонность важна для рынка сельхозпродукции и как следствия смежных рынков (рынок ГСМ, автомобильных и ж/д. перевозок и т.п.). Нивелировать этот фактор в какой-то степени позволяет НТП;

Политические конфликты. О действии этой группы факторов жители РФ знают не понаслышке.

Социальные конфликты особенно опасны для ключевых отраслей экономики, имеющих государственное значение (ВПК, горнодобывающая промышленность.);

Величину предложения можно оценить в натуральных показателях.

Показатели спроса на внутреннем рынке отражают характер потребления на рынках потребительских товаров и включают в себя данные об оптовой и розничной торговле, движении товарных запасов, объеме внутренних перевозок грузов. Рост этих показателей говорит о повышении потребности в товаре, а снижение - о ее снижении. Величину спроса можно оценивать и по таким расчетным показателям, как емкость (Ер), доля (Д), и насыщенность (Н) рынка.

Емкость рынка означает возможный объем спроса и объем реализации на рынке товара при данном уровне цен и за определенный период времени, обычно в течение года. Емкость национального рынка по любому товару за год рассчитывают на основе данных внутренней и внешнеторговой статистики в натуральных (физических) единицах или по стоимости по следующей формуле:

Ер = Т + З + И + Ик - Э - Эк

где Т - объем национального производства данного товара;

З - остаток товарных запасов на складах предприятий;

И - импорт;

Ик - косвенный импорт (ввоз комплектующих);

Э - экспорт;

Эк - экспорт косвенный (вывоз комплектующих).

Учет косвенного экспорта и импорта, а также движение товарных запасов зачастую трудно учитывать, поэтому на практике расчет емкости рынка производят по упрощенной формуле:

Ер = Т + И + Э

Сравнение емкости рынка за ряд предшествующих лет позволяет судить об изменении экономической ситуации.

Доля рынка - это удельный вес или доля продаж фирмы на рынке и находится следующим образом:

Др = Р / Ер * 100%

где, Р- объем реализуемой фирмой продукции.

Снижение доли рынка говорит о неблагополучном положении фирмы и должно стать сигналом для пересмотра маркетинговой, производственной программ. В то же время большая доля рынка еще не гарантирует получение желаемого финансового результата без постоянного контроля за величиной издержек.

Насыщенность рынка Нр(%) - показатель, определяемый отношением числа потребителей уже купивших товар (Пт) к общему числу потребителей этого продукта (П). Чем меньше значение показателя, тем перспективнее этот рынок для сбыта.

Показатели валютной и кредитно - денежной ситуации показывают ожидания участников рынка, исходя из существующих на данный момент предпосылок. И, наконец, цены. Они являются важным барометром конъюнктуры рынка. Их можно характеризовать абсолютными величинами в денежном выражении и относительными (индексы цен), характеризующие изменения во времени. По сути дела, в динамике цен отражается движение всех остальных показателей и влияющих на них факторов, т.к. цена это многосоставная величина. Соотношение цен на собственную и конкурентную продукцию всегда должен быть перед глазами, т.к. ценовой фактор один из основных при принятии решения о совершении покупки.

При анализе ценовых показателей следует полагаться на детальное знание товара и его рынка, изучение всех имеющихся на товар рядов цен, учет зависимости результатов анализа от квалификации экспертов.

В мировой практике разработано несколько методов прогнозирования, из которых наибольшее практическое применение нашли следующие: Экспертные оценки, метод экстраполяции, математическое моделирование, графический анализ.

Метод экстраполяции заключается в переносе явлений, имевших место на рынке в пошлом и настоящем на предстоящий период. Это простой, но не совсем достоверный метод. Вследствие чего может применяться лишь в тех случаях, когда есть уверенность, что в будущем будут действовать те же факторы, что и в предшествующий период характер их воздействия не измениться.

Метод экспертных оценок или метод Дельфы основан на привлечении группы экспертов для серьезного экономического анализа основных факторов, влияющих на ситуацию на рынке и выработке собственных прогнозов каждым членом экспертной группы. Прогнозы получаются во многом субъективными т.к. многое зависит от профессионализма консультанта, а значит, может использоваться только в комплексе с другими методами.

Методы математического моделирования, основаны на выявлении функциональной зависимости между отдельными показателями на основе имеющихся за ряд предшествующих лет данных о конъюнктуре товарных рынков и выражают их в виде системы уравнений.

Графический анализ или "чартизм" наиболее часто используется при краткосрочном прогнозировании. Он позволяет оценивать динамику отдельных экономических показателей для выявления схожих моментов в их поведении, с тем, чтобы определить характер их изменений. Применяется преимущественно на товарных и фондовых биржах т.к. кривая изменения цены аккумулирует в себе основные коньюнктурообразующие факторы, а также на рынках нефти, цветных металлов и т.д.

Главной конечной целью любой фирмы является удовлетворение потребностей, желаний покупателя, поэтому в условиях насыщенного рынка важнейшей составной частью его анализа становиться. Спрос - это платежеспособная потребность, т.е. сумма денег, которую покупатели могут и хотят потратить на приобретение необходимых товаров.[6.56]

Рыночный спрос определяется суммированием величины спроса, предъявляемого каждым покупателем при разных уровнях цены. Спрос своеобразная шкала, показывающая количество приобретаемого товара и потенциальной потребности в нем на рынке по разным возможным ценам при неизменности остальных факторов (т. е прочих равных условиях). Зависимость объемов покупок от уровня цен называют законом спроса.

Основным этапом перед непосредственным сегментированием рынка является выбор обоснованных критериев, которые будут различными для потребительского и промышленного рынков:

региональные - численность и плотность населения, транспортная инфраструктура, географическое расположение, структура коммерческой деятельности в регионе, климат и т.п.;

демографические - возраст, пол, уровень образования;

жизненного стиля - социальное положение, род занятий, величина доходов.

Результат сегментации рынка - это характеристики товара, его свойства, которые покупатели хотели бы видеть в нем.

Фрейд считал, что реальные психологические силы, побуждающие человека к действию, лежат в его подсознании, т.е. он до конца не осознаёт мотива своего поведения. На этом утверждении основано большинство рекламы воздействующей на подсознательные элементы психики человека.

Американский ученый Маслоу попытался выстроить человеческие потребности в иерархическом порядке по степени их значимости и представил их виде пирамиды. В её основании лежат потребности, оказывающие наибольшее воздействие на личность и поведение.

Каждый человек получающий поток информации через свои органы чувств по-своему её интерпретирует и формирует собственное представление о том или ином предмете. Восприняв информацию и усвоив её, относительно какого-либо товара или ситуации, человек приобретает убеждения, усиливающие мотивацию или притупляющие её.

Производителю и продавцу важно знать, как потребитель осознает свои потребности и удовлетворение, каких из них он связывает с приобретением данного товара. Человек начинает искать информацию о товарах, способах удовлетворить ее. Управление источниками информации позволяет влиять на процесс принятия решения. После сбора информации наступает стадия оценки альтернативных вариантов решения проблемы, исходя из того, что каждый товар с точки зрения покупателя есть набор свойств, из которых выделяются наиболее важные в данный момент. Преимущество получает тот продукт, который обладает наиболее полным пакетом значимых для покупателя свойств.

Снижение цен расширяет покупательскую способность, что увеличивает число потенциальных покупателей. Влияние всех факторов обозначенных ранее может смещать кривую влево или вправо. Количественно величина их влияния определяется таким показателем как эластичность спроса (мера реагирования одной переменной на изменение другой), Эластичность выражается коэффициентом как процентное изменение одной переменной в ответ на изменение другой ). Обозначается Е. Наиболее популярна ценовая эластичность спроса.

Е = Qb / Pb

Где, Е- эластичность спроса- изменение физического объема реализации;- изменение цены.

Если коэффициент эластичности больше или равен 1, то спрос эластичен, т.е. легко реагирует на любое изменение цены (рис.1). Если же показатель эластичности менее 1, то цена не является решающим фактором при совершении покупки, причем математический знак при проведении расчетов не имеет значения (рис. 2). Показатель может быть рассчитан по любому признаку, имеющему количественное выражение, то может применяться для выработки прогнозов. Кроме того, наиболее эластичны товары, занимающие наибольший удельный вес в бюджете покупателя. Причем чем меньше временной промежуток, тем не эластичнее спрос, т.к. люди медленно адаптируются ко всему новому, в том числе и новым товарам на рынке. Значит, величина спроса зависит еще и от времени нахождения товара на рынке.

Рисунок 1 Абсолютно эластичный спрос

Рисунок 2 - Неэластичный спрос

Кроме самой кривой спроса его характеристикой может служить кривая безразличия, показывающая предпочтения потребителей при выборе товаров для покупки.

Анализ потребительского спроса на основе кривых безразличия строится на том, что:

.)предельная полезность (степень удовлетворения потребности, приходящаяся на дополнительно потребленную единицу товара) продукта есть величина, зависящая не только от его количества, но и от количества других товаров;

.)полезность может быть измерена по какой-то точной физической шкале измерения;

.)в соответствии с пирамидой потребностей Маслоу сначала удовлетворяются нужды лежащие в её основе (низшие) и только потом вышестоящие, то есть потребитель знает свои нужды и может их ранжировать (сравнивать);

.)выбор человека всегда осмыслен, рационален;

.)большее количество товара всегда предпочитается меньшему, даже если не приносит дополнительной пользы.

Если покупателю все равно, какую комбинацию товаров предпочесть, то он находиться в положении безразличия. Графическим изображением этого является кривая безразличия (рис. 3).

Рисунок 3 - Кривая безразличия

Название объясняется тем, что в каждой точке имеет место набор, дающий одинаковое удовлетворение потребителю.

Кривая безразличия представляет собой совокупность точек, на которых расположены альтернативные комбинации двух товаров, приносящих одинаковое удовлетворение и к выбору из которых покупатель безразличен.

Она имеет отрицательный наклон, отражающий тот факт, что потребитель получает удовлетворение от обоих товаров при соблюдении следующего условия: если увеличивается потребление товара Х, то должно сократиться потребление товара. У, что бы сохранить общий уровень полезности. Перемещение вдоль кривой характеризуется предельной нормой замещения товара Х на товар. У, измеряющей желание (склонность) потребителя обменять один товар на другой.

Кривые безразличия являются аналитическим инструментом, определения возможного спроса.

Какое сочетание товаров может позволить себе человек показывает бюджетная линия, наложенная на график кривой безразличия. Бюджетное ограничение представляет собой совокупность всех комбинаций товаров Х и У, то количество благ, которые покупатель может реально приобрести при данных ценовых, ассортиментных, доходных ограничениях, т.е

РхХ+РуУ=Д (2),

где Д-величина дохода потребителя,

Р-цена товара за единицу,

Х,У-количество товара (.Рис.4)

Рисунок 4 - Бюджетная линия

Наложение друг на друга кривых безразличия и бюджетной линии покажет наиболее выгодный для потребителя набор товаров в точке их соприкосновения, которая должна удовлетворять нескольким условиям: максимум полезности от выбранного сочетания продуктов и рациональное использование имеющихся средств.

Управление ассортиментом предполагает координацию взаимосвязанных видов деятельности - научно-технической и проектной, комплексного исследования рынка, организации сбыта, сервиса, рекламы, стимулирования спроса.

В отношении управления качеством продукции следует выделить как минимум следующие категории: Объект управления - качество продукции. Иногда в качестве объекта выступает конкурентоспособность, технический уровень или какой либо другой показатель, характеристика. Как объект управления может выступать либо вся совокупность свойств продукции, либо какая то их часть, группа или отдельное свойство. Цель управления - уровень и состояние качества продукции с учетом экономических интересов производителя и потребителя, а также требований безопасности и экологичности продукции. Речь идет о том, какую совокупность свойств и какой уровень качества следует задать, а потом достигнуть и обеспечить, чтобы данная совокупность и данный уровень соответствовали характеру потребности. При этом возникают вопросы эффективности производства и потребления, доступности цены для потребителя, уровень себестоимости и прибыльности продукции для её разработчика и производителя. Нельзя также упускать из виду сроки разработки продукции, развертывания ее производства и доведения до потребителя, что напрямую связано с конкурентоспособностью. Субъект управления - управляющие органы всех уровней и лица, призванные обеспечить достижение и содержание планируемого состояния и уровня качества продукции. Методы и средства управления - способы, которыми органы управления воздействуют на элементы производственного процесса, обеспечивая достижение и поддержание планируемого состояния и уровня качества продукции.

Факторы маркетинговой среды, оказывающие влияние на ассортиментную политику организации

Анализ ассортиментной политики и результаты исследования внешней среды позволяют сформировать основные направления развития ассортиментной политики - сбалансировать товары и товарные линии в товарном портфеле. Это приоритетная цель анализа ассортиментной политики. Основное требование, предъявляемое к методам оценки - это возможность выявления непродуктивных товаров и товаров, показатели которых соответствуют прогнозным значениям.

При управлении ассортиментом необходимо учитывать не только факторы маркетинговой среды, но также факторы, определяющие ассортимент продукции [21, с.23]:

) НИОКР в рассматриваемой отрасли;

)изменения, происходящие в товарном ассортименте организаций-конкурентов;

) изменения спроса на производимую продукцию на рынке, что требует разработки товарной политики, которая позволяла бы ему противостоять сужению рынка и умело пользоваться расширением рыночных возможностей;

) желание и предпочтение покупателей приобретать большое число наименований продукции данной организации;

) оптимальность продаж сбытовой сети нескольких видов продукции одновременно;

) развитие торговли по специальным заказам отдельных потребителей, предусматривающим индивидуальное изготовление продукции заданных свойств и характеристик;

) стремление избежать наличия неиспользованных или незагруженных мощностей за счет производства других, дополнительных видов продукции; 8) желание использовать побочные продукты для производства новых видов продукции и повысить общую эффективность деятельности организации. При формировании ассортимента необходимо учитывать определенные принципы:

а) Принцип синергизма означает, что номенклатура реализуемых товаров и услуг должна быть внутренне увязана и отдельные товары и виды услуг зон хозяйственной деятельности организации отличается большей уязвимостью в случае резких конъюнктурных колебаний и рыночных осложнений.

б) Принцип стратегической гибкости основывается на построении стратегических зон хозяйствования и товарной номенклатуры, которые зависят от различных технологий, требуют разнородных экономических, культурных и политических условий, уравновешивают рисковые и устойчивые товарные группы и т. д., так что неожиданные события в одной сфере не могут тяжело сказаться на развитии другой сферы и на общих результатах совокупной деятельности организации. Однако соблюдение такого принципа требует значительных финансовых и прочих затрат, и под силу только крупнейшим организациям.

Ассортиментная политика является одним из главных элементов конкурентной стратегии фирмы. Вопрос о расширении или сужении ассортимента производимой или продаваемой продукции может иметь разные решения в зависимости от единого комплекса определенных условий: отрасль, товарная группа, масштабы организации и прочие конъюнктурные детали. Широкая ассортиментная гамма выпускаемой продукции укрепляет рыночные позиции организации и расширяет объем продаж. Тем не менее, общие правила и зависимости могут и должны быть установлены и сформулированы на базе анализа состояния и развития имеющихся сегментов рынка (внешние факторы) и финансовых изменений внутри фирмы (внутренние факторы).

Основные цели ассортиментной политики:

) увеличение сбыта за счёт оптимизации структуры ассортимента;

)увеличение оборачиваемости товарных запасов;

достижение конкурентного преимущества за счёт более привлекательного ассортимента;

)выход на новые рынки;

)снижение издержек, связанных с содержанием ассортимента;

формирование имиджа компании путем позиционирования ассортиментных товарных единиц.

Ассортиментная политика решает широкий круг задач, среди которых можно выделить [17, с.39]:

Удовлетворение запросов потребителей - один из основных принципов маркетинга, который соответствует задаче глубокой сегментации и дифференциации рынка и обеспечивает тесную связь с потребителями.

Оптимальное использование технологических знаний и опыта организации. - Оптимизация финансовых результатов организации - формирование ассортимента основывается на ожидаемой рентабельности и величине прибыли, что чаще встречается в практике работы организаций, однако может быть оправдано при тяжелом финансовом положении, отсутствии альтернатив и др.

Завоевание новых покупателей путем расширения сферы применения существующей производственной программы. Этот подход достаточно консервативен, так как рассчитан на краткосрочные результаты и предполагает удлинение жизненного цикла устаревающих изданий за счет нахождения новых рынков сбыта.

Соблюдение принципов гибкости за счет диверсификации сфер деятельности организации.

Соблюдение принципа синергизма, предполагающего расширение областей производства и услуг организации, связанных между собой определенной технологией, единой квалификацией кадров и другой логической зависимостью [21, с.59].

В настоящее время, не смотря на то, что ассортиментной политике уделяется достаточное внимание со стороны высшего руководства организаций, все же существуют некоторые ключевые проблемы управления ассортиментом:

потребности покупателей быстро меняются, поэтому организация вынуждено постоянно обновлять свой ассортимент, а для этого нужны дополнительные ресурсы;

жесткая конкуренция приводит к тому, что выведенный на рынок новый товар не успевает окупить инвестиции в его производство и продвижение;

в организациях не налажена система управления ассортиментом из-за сложности прогнозирования изменения спроса потребителей и отсутствия методик оптимизации ассортимента [21, с.2].

Ассортиментная политика определяет оптимальное соотношение набора товаров, разных по стадиям жизненного цикла, но одновременно находящихся на рынке. Оптимизация номенклатуры товаров, одновременно находящихся на рынке, но различающихся по степени новизны, позволяет гарантировать организации относительно стабильные общие условия обеспечения объемов реализации, покрытия расходов и достижения прибыли.

ГЛАВА 2. Анализ и направления совершенствования ассортиментной политики в ЗАО Связной логистика

.1 Краткая характеристика предприятия ЗАО Связной логистика

ассортиментный политика продукция маркетинговый

Торговое предприятие ЗАО Связной логистика имеет печать со своим наименованием, фирменным знаком (символикой).

Основными видами деятельности торгового предприятия является:

организация торговли телефонами

проведение товарообменных операций;

закупка и продажа товара;

бесплатная услуга покупателям наклейка пленки на телефон.

Салон обслуживает контингент покупателей с различным уровнем дохода. В основном ориентирован на покупателей со среднем уровня дохода.

Торговые организации имеют очень удобные место расположения, так как рядом находится школа, поликлиника, стадион, сбербанк, продуктовые магазины.

Основная деятельность предприятия, связана с продажей товаров и обслуживанием покупателей, расчётом за товары и т. д.

ЗАО « Связной логистика» осуществляет торговлю телефонами , планшетами, аксессуарами , фототехникой .

Группа компаний «Связной» - это огромная организация, осуществляющая различные направления деятельности и состоящая из множества подразделений.

Организация ЗАО «Связной Логистика» имеет организационно-правовую форму в виде закрытого акционерного общества.

Полное фирменное наименование общества на русском языке - закрытое акционерное общество «Связной Логистика». Сокращенное название предприятия: ЗАО «Связной Логистика».

Закрытое акционерное Общество (ЗАО) - это предприятие, учреждённое несколькими лицами, уставной капитал которого разделён на доли определённых размеров, устанавливаемых учредительными документами. Участники ЗАО несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесённых ими вкладов. Акции такого общества не продаются свободно на рынке ценных бумаг, они могут быть распространены только среди учредителей этой организации и людей, причастных к ней каким-то образом, и обдающих правом владения акциями наравне с учредителями. Акционеры ЗАО могут продавать ценные бумаги только друг другу.

Место нахождения общества-123610, Россия, Москва, Краснопресненская набережная, д.12.

,99% ГК "Связной" принадлежит Svyaznoy N.V., основным владельцем, которой называют Максима Ноготкова [11,стр.5].

Целью деятельности ЗАО «Связной Логистика» является качественное и полное удовлетворение потребностей организаций и частных лиц в мобильной технике и услугах сотовых операторов, а также получение прибыли. Пакет учредительных документов организации состоит из устава, определяющего принципы деятельности и внутреннюю организацию фирмы.

История ЗАО «Связной Логистика» началась в июне 1995 года, когда, ориентируясь на нужды своего потребителя, организация быстро привлекла интерес покупателей сначала на территории различных российских регионов, а затем и всей страны, что обеспечило быстрый рост объемов продаж и расширение сбыта.

ЗАО «Связной Логистика» имеет в собственности обособленное имущество, учитываемое на его самостоятельном балансе, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде.

ЗАО «Связной Логистика» имеет гражданские права и несет гражданские обязанности, необходимые для осуществления любых видов деятельности, не запрещенных федеральными законами, если это не противоречит предмету и целям деятельности, определенно ограниченным уставом общества.

Общество имеет круглую печать, содержащую его полное фирменное наименование на русском языке и указание на место нахождения общества.

Организация несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

ЗАО «Связной Логистика»- это федеральная оптово-розничная сеть специализирующаяся на продаже услуг сотовых операторов, персональных средств связи, аксессуаров, портативной цифровой аудио- и фототехники. Компания является официальным дистрибьютором ведущих производителей GSM-телефонов и телефонов стандарта DECT, а также дилером крупнейших операторов сотовой связи.

«Связной» - торговая сеть европейского уровня с отличным качеством обслуживания. Собственный учебный центр помогает персоналу компании постоянно повышать свою квалификацию и развивать мотивацию.

Реальным преимуществом компании, несомненно, является качество коммуникации с потребителем. Под качеством коммуникации подразумевается целый комплекс маркетинговой активности - от прямой рекламы до оформления мест продаж. При этом по таким факторам, как уровень цен, ассортимент продукции и услуг, а также удобство мест продаж, компания «Связной» входит в число лучших. Организация во многом является новатором на рынке мобильного ритейла, идет на шаг впереди фирм-конкурентов.

Например, в апреле 2003 «Связной» первым начал выпуск полноцветного ежемесячного каталога мобильных телефонов под названием «Взрослые игрушки», а в 2004 году была создана уникальная для российского рынка розничная сеть «Связной 3» - галерея цифровых технологий услуг и широчайший ассортимент портативной цифровой техники. Впервые в практике российских сетей сотовой розницы потребитель получает открытый доступ к витринам. В сентябре 2011 года в Москве проведено нестандартное брендирование 6 остановок общественного транспорта в рамках совместной рекламной кампании «Связной» и Acer. Следует учесть, что при всех нововведениях, высочайшем уровне обслуживания и дополнительных клиентских сервисах, «Связной» сохранил демократичный уровень цен для своего покупателя.

В данное время организация имеет огромную базу клиентов, которая растет и пополняется каждый год. ЗАО «Связной Логистика» твердо заняло свою позицию на мобильном рынке.

Стратегия группы компаний «Связной» направлена на увеличение рыночной доли, диверсификацию поставщиков, расширение продуктового ряда и товарного ассортимента, рост стоимости бренда и экспансию в новые сегменты рынка услуг высокой добавленной стоимости в телекоммуникациях.

На сегодняшний день «Связной» входит в топ-20 лучших брендов России по оценке консалтингового агентства Interbrand, а также в топ-10 крупнейших розничных сетей России по версии газеты «КоммерсантЪ». Стоимость бренда «Связной» оценена в 141 млн. $

Миссия «Связного» - будучи сильной, богатой компанией, способной серьезно влиять на процессы вокруг, вернуть уважение мира к нашей стране с помощью улучшения материального состояния наших сограждан и улучшения атмосферы вокруг нас - повышения открытости, честности и настроения у людей которые нас окружают. В «Связном» стремятся нести хорошее настроение и лучшие в отрасли услуги нашим клиентам, обеспечить радость от работы, ощущение сопричастности и достойные деньги своим сотрудникам.

В 2013 году рынок мобильных телефонов в количественном выражении впервые вернулся на докризисный уровень продаж 2011 года. Несмотря на восстановление объема продаж в натуральном выражении, в денежном выражении рынок растет более медленными темпами. На снижение средней цены мобильного телефона влияет усиление конкуренции между производителями мобильных телефонов, в том числе, борьба за лидерство на российском рынке между Nokia и Samsung, развитие новых технологий, которые удешевляют стоимость производства гаджетов и обострение конкурентной ситуации на рынке мобильного ритейла в России. Средняя рыночная цена в 4 квартале 2011 года снизилась на 4% относительно аналогичного периода 2010 года. В целом за 2011 год средняя цена мобильного телефона снизилась на 3% до 4 315 рублей по сравнению с 2010 годом.

Рассмотрим внешнюю среду организации.

Компания «Связной» крупнейший дистрибьютор телефонов Nokia на российском рынке. В августе 2013 года было реализовано 394,2 тысячи шт. мобильных телефонов этого производителя.

В настоящее время «Связной» предлагает клиентам следующую продукцию и услуги:

· средства мобильной связи и аксессуары;

· телефоны DECT- стандарта, персональная аудиотехника и аксессуары;

· цифровые диктофоны, фототехника и аксессуары;

· подключение к национальным и локальным сотовым операторам;

· прием платежей по оплате мобильной связи (без комиссии);

· прием платежей по оплате междугородних и международных переговоров;

· продажа карточек экспресс-оплаты, IP-телефонии, доступа в Интернет;

· оформление полисов обязательного автострахования;

· оформление подписки на спутниковое ТВ;

· продажа мобильного контента.

В галереях цифровых технологий «Связной 3», помимо вышеперечисленных товаров и услуг, также доступна следующая продукция:

· зеркальные фотоаппараты;

· профессиональные фото-аксессуары;

· видео-камеры;

· ноутбуки ведущих мировых производителей и карманные компьютеры;

· портативные телевизоры и DVD-плееры;

· игровые приставки PlayStation Portable и игры к ним;

· метеостанции;

· аксессуары к iPod.

Компания сотрудничает только с ведущими производителями техники. Не редко «Связной» осуществляет первые продажи моделей в России. Так в сентябре 2014 года компания первая в стране осуществила продажу iPhon6 в галерее мобильных технологий на Тверской (г.Москва ул.Тверская 17).

Основными конкурентами «Связного» являются компании «Евросеть» и «МТС».

В 2014 году доля рынка компании «Связной» по продаже мобильных телефонов в России достигла 23,9%, что в штучном выражении составляет 3,9 млн. аппаратов(у Евросети 32%, у РТК (МТС) - 11,9%) [39, стр.12]. Доли рынка между основными игроками за 2011-2014гг.

Продукция, представленная в центрах мобильной связи «Связной», различна по ценовой категории и позволяет удовлетворить потребности клиентов с разными финансовыми возможностями. Бонусная программа лояльности под названием «Связной-Клуб» является крупнейшей коалиционной программой лояльности в стране и насчитывает более 14,8 млн. участников [40 на 02.08.11].

Основные финансовые результаты компании 2013 года по отношению к 2012 представлены в таблице 2 (в млрд. руб.).

Таблица 1

Финансовые результаты компании за 2013/ 2012гг.


2012

2013

Прирост

Общий розничный оборот

8,4

110,7

89,00%

Выручка

23,3

29,3

26,00%

Валовая прибыль

7,6

10,6

39,00%

Показатель EBITDIA

0,3

1,3

333,00%

Уровень рентабельности по EBITDA

1,30%

4,40%

240,00%


Исходя из представленных данных , можно сделать вывод, что компания «Связной», благодаря грамотной внешней политике завоевала на сегодняшний день доверие потребителя и репутацию надежного партнера, для поставщиков. Компания имеет узнаваемый бренд и занимает, несколько лет, твердое второе место на рынке сотового ритейла.

.2 Анализ динамики и структуры товарооборота

Товарооборот относится к числу важнейших показателей плана экономического и социального развития. Он оказывает влияние как на производство, так и на потребление. Розничный товарооборот по своему составу не является однородным. В его состав входит сумма продажи товара населению через розничную торговую сеть и предприятия общественного питания, а так же продажи товаров предприятиям, учреждениям и организациям.

Большая часть розничного товарооборота непосредственно связана с личным потреблением и покупательными фондами населения. В динамике розничного товарооборота находят отражение систематический рост производства, с одной стороны, непрерывный подъем, благосостояние культуры населения с другой. Он оказывает также большое влияние на все количественные и качественные показатели работы торговых предприятий и организаций. От объема и структуры товарооборота зависят также такие показатели, как доходы, прибыль, рентабельность, сумма и уровень издержек обращения, фонд оплаты труда, численность торговых работников, финансовое состояние предприятий и др. Большое значение в выполнении и перевыполнении планов товарооборота, изыскании резервов по его увеличению, улучшению обслуживания населения имеет систематический контроль и тщательный анализ этих планов. К задачам анализа розничного товарооборота относятся контроль за выполнением плана розничного товарооборота .

Розничный товарооборот - количественный показатель, характеризующий объем продаж. Он выражает экономические отношения, возникающие на заключительной стадии движения товаров из сферы обращения в личное потребление путем их обмена на денежные доходы[2].

Анализ структуры товарооборота позволяет выявить степень удовлетворения спроса населения. Структуру товарооборота характеризует сумма и удельный вес товарных групп и отдельных товаров в розничном товарообороте.

Анализ структуры товарооборота дает возможность вскрыть процессы и изменения, происходящие в потреблении товаров, тенденции в его развитии, и служит экономически обоснованной базой для планирования товарооборота.

Анализ структуры товарооборота актуален в современных условиях, когда одним из основных показателей в оценке деятельности торговых организаций стала прибыль.

2.2 Анализ существующего товарного ассортимента

Известно, что ресурсы предприятия и требования рентабельной работы в определенной степени ограничивают маневрирование как ассортиментом товаров, так и ценами на них. Но именно ориентация на спрос покупателей и его активное формирование должны определять использование имеющихся ресурсов. Успешная реализация товаров обеспечивает эффективность работы предприятия.

Для анализа ассортимента Магазина «Связной» сгруппируем его в таблицу.

Таблица 2

Анализ ассортимента продукции Магазина

Широта ассортимента

Насыщенность ассортимента

Глубина ассортимента

1

2

3

Сотовые телефоны

Sony     Samsung    Nokia  Htc

Z3 Z3 compact Z1 M2 Xperia ZR Galaxy s 3 Galaxy trend Galaxy S5 Galaxy Prime Lumia 630 Lumia 730 Lumia 535 I 290 One

Ноутбуки

Lenovo  acer asus sony

Pl 3300 Po 5478 Rt4785 S45896 I30

Фотоаппараты

Nikon   Canon Sony

Coolpix 3300 Coolpix 5500 D 600 1100 W 600 W830


Таблица 3

Оценка ассортимента Магазина «Cвязной» с точки зрения его соответствия запросам выделенных сегментов рынка.

Наименование товарных групп

Оценка соответствия ассортимента запросам сегментов


«Взыскательные потребители»

«Потребители, ориентирующиеся на качество товара»

Сотовые телефоны

Ассортимент практически соответствует запросам потребителей. Большой выбор сотовых телефонов. Каждая товарная подгруппа очень глубоко представлена в ассортименте.

Ассортимент практически соответствует запросам потребителей, которые предпочитают качественную продукцию. Для потребителей представлен большой выбор продукции, в самых разных ценовых категориях. Каждая товарная подгруппа очень глубоко представлена в ассортименте магазина.

ноутбуки

Соответствие среднее. Представлен очень широкий ассортимент различных ноутбуков, которые способны удовлетворить самый взыскательный вкус.

Ассортимент практически соответствует запросам потребителей. В магазине представлен широкий ассортимент ноутбуков по различным ценам.

фотоаппараты

Ассортимент практически соответствует запросам потребителей. Большой выбор разных производителей. Ассортимент представлен широко распространёнными марками.

Ассортимент практически соответствует запросам потребителей. Качество товаров высокое. Популярные модели представлены глубоким ассортиментом на любой вкус.


Таблица 4

Анализ динамики реализации товаров по ассортименту.

Наименование товаров (товарных групп)

Объем продажи, тыс. руб.



Базисный период 2013г.

Отчетный период 2014 г.

Темп роста, %

Сотовые телефоны

5100

6700

131,37

Ноутбуки

12000

26500

220,83

фотоаппараты

7800

12300

157,69


С помощью метода ABC распределяем товары в порядке убывания объёма продаж. Данные по отчётному периоду представлены в таблице 5

Таблица 5

Разделение товаров (товарных групп) на подгруппы А, В и С в отчетном периоде

Наименование товара (товарной группы)

Объем продаж, тыс. руб.

Доля вклада, %

Группа и ее вклад в результат

Сотовые телефоны

123000

27,03В 27,03% объёма продаж


Ноутбуки

67000

14,73С 14,73% объёма продаж


фотоаппараты

265000

58,24А 58,24% объёма продаж



Выводы:

)По результатам анализа ассортимента его можно оценить по:

местонахождению - торговый ассортимент;

широте охвата товаров - развернутый ассортимент;

степени удовлетворения потребителей - оптимальный ассортимент;

характеру потребностей - реальный ассортимент.

)В результате анализа таблицы 3.3 ассортимент Магазина «Связной» в среднем соответствует запросам выделенных сегментов рынка.

)Анализируя динамику реализации товара по ассортименту (таблица 3.4) объем продаж растет по всем наименованиям приведенных товаров.

Политика продвижения:

Розничная торговля представляет собой производственную деятельность по продаже товаров или услуг конечному потребителю для их личного использования.

Продвижение товара - это все виды усилий фирмы, которые она тратит с целью заявить о себе на рынке и сделать себя и свой товар узнаваемым.

Цели продвижения:

формирование имиджа фирмы;

привлечение внимания к товару-новинке;

увеличение объёма продаж;

формирование потребностей покупателей.

Продвижение товаров в Магазине «Связной» осуществляется с помощью наружной рекламы (щиты на стенах с ценами на товары, щиты с демонстрацией товаров-новинок);

ГЛАВА 3. НАПРАВЛЕНИЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ В МАГАЗИНЕ « СВЯЗНОЙ»

Обеспечение необходимого уровня обслуживания покупателя и рост основных экономических показателей деятельности торгового предприятия зависят от правильного формирования ассортимента товаров в магазине.

Ассортимент мобильных телефонов в магазине «Связной» весьма разнообразен. Одним из важных показателей характеризующий ассортимент товара в торговой организации является коэффициент устойчивости. Рассчитывается он по формуле;

Ку = У / Шб * 100%

где У - количество видов товаров пользующих спросом;

Шб - наименования товаров однородной группы;

Ку - коэффициент устойчивости.

Коэффициент по первой группе товаров;

Ку = 7 / 2476 * 100% = 7,99%

Коэффициент по второй группе товаров;

Ку = 4 / 269 * 100% = 2,21%

Коэффициент по третьей группе товаров;

Ку = 2 / 6 * 100% = 0,04%

Показатели по ширине и глубине ассортимента в магазине "Связной" имеют высокое значение коэффициента, что позволяет оптимально расширить ассортимент по третьей группе товаров .Коэффициент широты рассчитывается по формуле

Кш = Шд / Шб * 100%

где Кш - коэффициент широты;

Шб - широта базовая;

Шд - широта действительная.

Таблица 6

Широта и глубина ассортимента магазина "Связной".


Таблица 7

Вопросы, стоящие перед руководством торгового предприятия.

Вопрос

Методы

Какие товары заказать и в каком количестве

Эффективный ассортимент

Какую установить цену (наценку)

Ценообразование

Сколько отвести места на полках для того или иного продукта, где разместить и как оформить, чтобы его замечали и покупали

Выкладка, мерчандайзинг, мероприятия по продвижению


На основе полученных выше данных предлагаем расширить ассортиментную группу плащей до 16 различных моделей по цвету, размеру, модели, с целью получения прибыли, а главное приобрести постоянных клиентов на эту группу товара. Эта группа товара пользуется спросом покупателей. Увеличив широту и глубину товара, возрастёт и коэффициент устойчивости.

Предлагается не поставлять ноутбуки, так как цены не рассчитаны на покупателя средним уровнем достатка, тем самым не пользуется спросом у покупателей.

Коэффициент торговой площади отдела "Связной" составляет 0,48, а коэффициент экспозиционной площади равен 0,7. Рассчитанный по формуле;

Кэ = Sm / So

где Кэ - коэффициент экспозиционной площади;- торговая площадь;- общая площадь.

Составление рекомендуемых и фактически достигнутых значений коэффициент установочной и демонстрационной площади позволяет оценить эффективность технологической планировки торгового зала магазина.

Для наилучшего размещения товара и расширение торговой площади торгового зала сотовых телефонов целесообразно применять стеновое оборудование решётки, панели и витрины.

Чтобы не снижать уровень ассортиментной группы телефонов, предлагаем заключить договора с новыми поставщиками телефонов новых марок и с зарубежными производителями. Сотрудничество с одним поставщиком Explay приводит к снижению спроса у покупателей, из- за однообразности моделей, что нежелательно, потому что этот товар находится в стадии зрелости и приносит организации хорошую прибыль.

Обновляемость ассортимента в магазине Связной бывает каждую неделю. Телефоны новых моделей, аксессуары, ноутбуки находятся в стадии зрелости поэтому новинки появляются еженедельно.

Коэффициент обновляемости (новизны) за год можно рассчитать по формуле;

Кн = Н / Шд * 100%

где Кн - коэффициент новизны;

Н - новизна;

Шд - широта действительная.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Розничная торговля - одна из важнейших сфер обеспечения населения. При ее посредстве осуществляется рыночное соглашение товарного предложения и покупательского спроса. Являясь источником поступления денежных средств, торговля тем самым формирует основы финансовой стабильности государства.

На предприятиях розничной торговли завершается процесс кругооборота средств, вложенных в производственные предметы потребления, происходит превращение товарной формы стоимости в денежную и создается экономическая основа для возобновления производства товаров. Здесь происходят постоянные количественные и качественные изменения, вызванные применением передовой технологии, совершенствованием техники и оборудования, методов управления, обеспечивающих повышение эффективности работы торговых предприятий и повышение культуры торговли.

Товарный ассортимент представляет собой номенклатуру товаров, подлежащих продаже в розничной торговой сети. Формирование ассортимента - это процесс подбора групп, видов и разновидностей товаров в соответствии со спросом населения с целью его полного удовлетворения.

С нашей точки зрения, постоянное внимание в магазинах должно быть обращено на формирование товарного ассортимента, как развивающегося во времени процесса установления такой номенклатуры товара, которая удовлетворила бы товарную структуру спроса населения.

Таким образом, экономическое значение розничной торговой сети состоит в ускорении движения и реализации товара, а так же сохранения его количества и качества на всем пути от производства до потребителя. Экономический аспект торговли проявляется в величине совокупного общественного продукта и национального дохода общества.

На основе проведенного в работе анализа ассортимента телефонов GSM и обработки результатов потребительской оценки сделаны следующие выводы:

Отечественный рынок сотовых телефонов стандарта GSM заметно отличается от западного. Россия одна из немногих стран, где рынок не поделен между операторами сотовой связи. Так сложилось, что у нас развились независимые национальные сети по торговле мобильными телефонами и цифровой техникой. Темпы развития нашего рынка перекрывают показатели других развитых стран. Россия несколько отстает от средних зарубежных показателей по степени насыщения и структуре спроса, но зато лидирует по другим параметрам, касающихся розничных технологий: скорости замены аппаратов, наличию более продвинутой в технологическом плане аудитории.

На сегодняшний день в России, как и в мире, ведущими производителями и лидерами по количеству проданных телефонов остается Nokia, финская компания заняла в прошлом году 25,1% рынка. 2-е место занял Samsung (21%), 3-е - Motorola (16,4%), 4-е - BenQ-Siemens (14,1%) и 5-е - Sony Ericsson (12,1%) По прогнозам, в 2007 г. в России будет продано 28 млн телефонов на $6 млрд, а лидером с отрывом от Nokia не менее 5% может стать Samsung.

Спрос на мобильные телефоны продолжает расти, в уже установившихся рыночных зонах наблюдается спад спроса. В основном, большинство проданных телефонов относятся к низшей ценовой категории, но намечена тенденция в росте продаж также и более новых телефонов, способных поддерживать сотовые сети третьего поколения. 3G сети и сервисы (видеосвязь, доступ в интернет по широкополосным каналам, обмен контентом в реальном времени) становятся всё более значительной частью мирового мобильного рынка. Результат этих изменений - повышение спроса на сотовые телефоны. Что касается стоимости мобильных телефонов, то заметно возросла доля дорогих телефонов в диапазоне $150-200 и выше. Это связано в основном со структуризацией рынка и новыми прозрачными условиями логистики и конкуренции, нарастающей насыщенностью рынка и увеличением доли реплейсмента (замены телефонов на новые более дорогие модели), а также развитием схем потребительского кредитования.

Основными тенденциями рынка являются:

Доминирование коммуникаторов

В течение двух лет подряд эти устройства проигрывали по популярности смартфонам. Так, в 2004 г. соотношение продаж составило 47,3% и 52,7%, а в 2005 г. - 31,9% и 68,1% соответственно. Во многом популярность КПК возросла благодаря появлению на рынке новых моделей, оснащенных GPS-навигаторами, и закономерным для конкурентного рынка снижением стоимости устройств.

Сближение коммуникаторов и смартфонов

Эксперты считают, что со временем рынок может прийти к некому единому виду умных устройств беспроводной связи, объединяющих в себе функции ноутбука, мобильного телефона, коммуникатора и многих других устройств. Особенно большим спросом в ближайшее время будут пользоваться модели, совмещающие в себе ПК и GSM-модуль.

Сегодня в Европе, а особенно в России, имеет место гламурный телефонный бум. Специалисты прогнозируют, однако, спад этого явления в ближайшем будущем.

Ассортимент магазина «Галерея цифровых технологий Связной 3» представлен телефонами GSM, которые имеют удельный вес в структуре видового ассортимента13,5%. Ассортимент телефонов GSM в магазине представлен ведущими производителями мобильных телефонов наибольший удельный вес в структуре ассортимента телефонов занимают телефоны Nokia (33%). Второе место по удельному весу занимает Samsung (24%). Следующую позицию по доле представленных брэндов занимает компания SonyEricsson - 20%. Motorola имеет удельный вес 10%, прочие брэнды - 13%.

В структуре ассортимента по стоимости заметно лидирует ценовой диапазон от 5000 до 10000 рублей - 35,1%, телефоны по цене от 3000 до 5000 рублей на втором месте - 22,3%, стоимость 3000 рублей - 19,6%, телефоны по цене от 10000 до 15000 рублей в структуре занимают 13,1%, и аппараты стоимостью более 15000 имеют самую низкую долю - 9,9 %.

В ассортименте магазина все типы корпусов телефонов GSM: классические (46,9%), раскладные (29,5%) и слайдеры (23,6).

Сотовые телефоны с цветным дисплеем имеют наибольшую долю (98%) в структуре ассортимента магазина. Также можно отметить , что 68,1% мобильных телефонов имеет дополнительную память, которая дает большие возможности для прослушивания MP3 - проигрывателя. Этой функцией обладают 68,2% телефона GSM и 77,6% - имеют возможность выхода в Интернет. Практически половина телефонов (56,2%) оснащены возможностью прослушивать FM - радио, а 78,8% - имеют фотокамеру, и только 67,2% имеют функцию видеозаписи и воспроизведения.

С целью выявления соответствия фактической структуры ассортимента телефонов GSM с желаемой, был проведен анкетный опрос потребителей. В результате расчетов объем выборки оказался равным 100 человекам. В состав выборки вошли респонденты различных возрастных групп, среднедушевой доход которых колебался в широком интервале.

В результате анализа данных анкетного опроса установлено, что при выборе телефонов GSM покупатели придают большое значению брэнду. Ярко выраженное предпочтение респонденты отдали Nokia (38%). Samsung и SonyEricsson свое предпочтение отдали 24% и 22% опрошенных соответственно, а вот Motorola отдали 11%.Установлено, что с увеличением возраста респондентов и , возникает потребность в более дорогих телефонах, и чем больше доход на каждого члена семьи. Телефоны стоимостью от 5000 до 10000 рублей предпочли 40% респондентов,

Согласно результатам анкетного опроса предпочтения покупателей по стоимости, типу дисплея, наличия дополнительной памяти, возможности выхода в Интернет, функций фотокамеры, видеозаписи/воспроизведения, FM - радио и MP3 - проигрывателя в значительной степени дифференцированы в зависимости от возраста и дохода респондентов, что указывает на целесообразность формирования ассортимента с учетом требований, предъявляемых каждой группой покупателей.

В результате сопоставления фактической и желаемой структуры ассортимента были выявлены незначительные несовпадения в структуре ассортимента телефонов GSM по брэндам (Nokia -5%), отклонение в сторону недостатка телефонов стоимостью от 5000 до 10000 рублей (-4,9%)

На основании сделанных выводов с целью привлечения новых покупателей и более полного удовлетворения покупательского спроса, рекомендуется:

. Увеличить долю в структуре ассортимента телефоны GSM:

производителей Nokia на 5%, SonyEricsson на 2% и Motorola на 1%, снизив количество мобильных телефонов малоизвестных производителей на 8%;

стоимостью от 5000 до 10000 рублей на 5% за счет уменьшения предложения аппаратов по цене менее 3000 рублей на 2,6%, более 15000 рублей на 1,9%;

с цветным дисплеем на 2% за счет снижения с монохромным дисплеем на 2%;

с возможностью выхода в Интернет на 8% за счет снижения телефонов, не имеющих такой функции на 8%;

с раскладным типом корпуса на 2% и слайдеров на 1% за счет уменьшения в структуре ассортимента телефонов с классическим корпусом на 3%

С МР3 -проигрывателем на 2% за счет снижения телефонов, у которых нет этой возможности на 2%

с FM - радио на 3%., снизив на 3% телефоны, не имеющие FM- радио на 3%.

с фотокамерой с возможностью видеозаписи и воспроизведения на 4% при этом снизив количество телефонов без нее и без функции видеозаписи и воспроизведения на 4%;

. Сохранить в структуре ассортимента телефонов GSM:

телефоны Samsung (24%);

ценовой диапазон от 5000 до 10000 рублей (13%);

Ввести в практику работы магазина систематические опросы покупателей в целях выявления их намерений и предпочтений в приобретении телефонов GSM. А также провести анализ существующих розничных цен на сотовые телефоны стандарта GSM и провести их сравнение с конкурирующими предприятиями торговли.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Внутренний портал «Связного» //www.svyaznoy.ru (дата обращения 15.12.2014)

. «О защите прав потребителей»: Федеральный закон от 07.02.1992, № 2300-1., (ред. от 23.11.2009).

. Амблер Т. Практический маркетинг /Пер. с англ. под общей ред. Ю.Н. Каптуревского. - СПб: Издательство «Питер», 2006. - 400 с.

. Ансофф И. Стратегическое управление. - М.: Экономика, 2008. - 356 с.

. Бурцева Т., Потапенко А., Воржцов С., Березина Е. Маркетинговые исследования в управлении товарным ассортиментом // Маркетинг. - 2009. - № 6. - с.41-56.

.Бурцева Т.А. Управление маркетингом: Учеб.пособие / Т.А. Бурцева, В.С. Сизов, О.А. Цень . - М.: Экономистъ, 2007. - 223 с.

. Бычкова А.Н. Метод классификаций в ассортиментной политике // Маркетинг в России и за рубежом. - 2006. - № 1. - С.38-41.

. Вирабов С. А. Складское и тарное хозяйство. - М.: Изд. дом. "Дашков и Ко", 2013.

. Германова Л.Ю. Как сделать рекламу магазина. Учебник - Мн: БЭГУ, 2006 -307с.

. Дойль П. Маркетинг, ориентированный на стоимость./Пер. с англ. Под ред. Ю.Н.Каптуревского, - 2011

. Донскова С.В., Елагина А.С. Формирование ценовой политики в рыночных условиях.//Пищевая промышленность, - 2006.

. Дашков Л.П., Памбухчнянц О.В. Коммерция и технология торговли - М.: "Маркетинг", 2009

. Дтоунз Г.П. Торговый бизнес: как организовать и управлять. М: Международные отношения, 2008

. Котлер Ф. Основы маркетинга. М: Прогресс, 2013.

. Ламбен Ж.Ж. Стратегический маркетинг. Европейская перспектива: перевод с франц.- спб: Наука, 2009.

. Масленникова А. Управление ассортиментом в условиях внутрифирменной конкуренции // Маркетинг. - 2009. - № 6. - с. 57-67.

. Маркетинг: Учебник, практикум и учебно-методический комплекс по маркетингу Р.Б. Ноздревой, Г.Д. Крыловой, М.И. Соколово 2010.

. Панкратов Ф.Г., Памбухчиянц В.К. Коммерция и технология торговли: Учебник для высших торгово-экономических заведений. - М.: Информационно-внедренческий центр “Маркетинг”, 2008. - 592 с

.Письменская Е.Б. Ассортиментная политика: работа над ошибками // Маркетинг и маркетинговые исследования. - 2009. - № 2. - с. 152-158.

. Раицкий К.А. Экономика предприятия. - М.: "ЮНИТИ", 2010.

. Снегирева В. Розничный магазин. Управление ассортиментом по товарным категориям. - 2010.

. Сысоева С.В., Бузукова Е.А. Категорийный менеджмент. Курс управления ассортиментом в рознице /. - СПб: Питеp, 2008. - 336 с.

. Теория потребительского поведения и спроса./ Под ред. В.М. Гальперина С - Пб, 1998.

. Хруцкий В.Е. Современный маркетинг: Настольная книга по исследованию рынка. - М.: Финансы, 2000.

. Чернов В.А. Анализ коммерческого риска. Финансы и статистика, 2010

. Швец А., Швец М. Анализ ассортиментной политики предприятия // Маркетинг. - 2007. - № 2 - с. 50-60.

. Шибаков В.Г. Методика оперативного управления товарным ассортиментом предприятия на основе изучения потребительских предпочтений // Экономический анализ: теория и практика. - 2010. - № 11. - с. 32-37

. Шаповалов В.А. Маркетинговый анализ / В.А. Шаповалов. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 156 с.

. Шеремет А.Д., Сейфулин Р.С. Методика финансового анализа. - М.: Финансы и статистика, 2010

. Экономика предприятия торговли и сферы услуг / Под ред. В.В.Басконова М: ИНФРА - М, 2007 - 416с.

. Экономика торгового предприятия. Под ред. проф. А.И. Гребнева,2007 -237

. Якубова Э.В. Розничная торговля. Состояние и перспективы.2009.

Похожие работы на - Совершенствование ассортиментной политики на примере ЗАО 'Связной логистика'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!