Понятие и функции налогов

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    318,26 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Понятие и функции налогов

Cодержание

Введение

1. Налоги: понятие и функции

2. Налоги как связующее звено между публичными и корпоративными финансами

Заключение

Список используемой литературы

Приложение

Введение

Одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги.

Налог - необходимое условие существования государства, поэтому обязанность платить налоги, закрепленная в России в ст. 57 Конституции, распространяется на всех налогоплательщиков в качестве безусловного требования государства. Взыскание налога не может расцениваться как произвольное лишение собственника его имущества, оно представляет собой законное изъятие части имущества, вытекающее из конституционной публично-правовой обязанности. Признаками налоговых платежей являются:

обязательность выделения из полученного единоличным или групповым трудом доли, идущей на содержание отдельных общественных групп, осуществляющих специализированную деятельность;

безвозмездность передачи материальных ценностей;

отсутствие четкой взаимосвязи между передачей материальных ценностей и совершением определенных действий общественными органами управления и общественной защиты.

При изучении данной темы, нами изучена обширная учебно-методическая литература, дающая основные понятия и раскрывающая сущность налогов и налогообложения в России. Знание налогового законодательства, их особенности и функции, порядок и условий функционирования является непременным условием восприятия налоговой культуры как обществом в целом, так и каждым его членом, обеспечения успешного продвижения экономических реформ.

Цель данной работы - изучение налогов как связующее звено между публичными и корпоративными финансами. Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения, списка используемой литературы и приложения.

. Налоги: понятие и функции

В современной России налоговая система нормативно определена в Налоговом Кодексе. В соответствии со ст. 8 НК РФ: «под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований».

Данное определение указывает на отличительные признаки налога от других видов платежей в бюджет: обязательность, индивидуальную безвозмездность, денежный характер (налоги нынешней налоговой системы могут иметь только денежную форму, в отличие от налоговой системы, действовавшей до введения в действие НК РФ) и целевую направленность платежа (для обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований).

Налоги имеют двойственный характер: выступают специфической формой производственных отношений (общественное их содержание) и являются частью национального дохода в денежной форме (материальное содержание).

Экономическая сущность налогов характеризуется денежными отношениями, складывающимися у государства с юридическими и физическими лицами, которые имеют специфическое назначение - мобилизацию средств в распоряжение государства. Иными словами, налоги представляют собой совокупность финансовых отношений, связанных с формированием денежных средств государства для выполнения соответствующих функций. Т.е. из всей совокупности финансовых отношений налоги, как финансовая категория, выделяются своими отличительными признаками, собственной формой движения, т.е. своими функциями.

В числе дополнительных (косвенных) функций налогов следует назвать: регулирующую; социальную; контрольную.

Регулирующая функция налогов означает использование государством возможностей налогообложения, в том числе налоговых льгот и преференций:

для обшей корректировки производственной и социальной активности;

защиты национальной экономики от недобросовестной конкуренции и внешнеэкономической товарной экспансии;

развития перспективных, инновационных и социально-значимых направлений деятельности.

Грамотное использование указанной функции позволяет создать сбалансированную систему налоговых режимов для различных субъектов экономической деятельности и повысить эффективность и инвестиционную привлекательность национального рынка товаров и услуг.

Социальная функция налогов направлена на устранение или сглаживание тенденции социального общественного расслоения. Применение налоговых механизмов для решения задач социального характера имеет целью обеспечение стабильных условий существования и развития общества и государства, их защиту от социальных потрясений и революций.

Контрольная функция налогов состоит в использовании государством налоговых механизмов в качестве альтернативного способа оценки результатов экономико-финансовой деятельности.

Таким образом, налоги сегодня - важнейшая и крупнейшая часть доходов государства (фискальная функция налогов).

Налоги выступают своеобразной экономической категорией с устойчивыми внутренними свойствами, закономерностями развития и отличительными формами проявления. Налоги выражают реально существующие отношения, связанные с процессом изъятия части стоимости национального дохода в пользу государства.

. Налоги как связующее звено между публичными и корпоративными финансами

Прежде чем исследовать связующую роль налогов между публичными и корпоративными финансами, следует сказать несколько слов о понятии публичных и корпоративных финансов.

Публичные (централизованные) финансы - это система (процесс и механизм) формирования и использования государственных ресурсов, баланса доходов и расходов, а также соответствующие методы контроля. Публичные финансы включают государственные финансы и муниципальные финансы.

Публичные (централизованные) финансы представлены бюджетной системой страны (а также государственным и муниципальным кредитом).

Корпоративные финансы (или финансы организации) - это совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования фондов денежных средств образующихся в процессе производства и реализации продукции, работ и услуг.

Основная задача корпоративных финансов - финансовое обеспечение деятельности организации. Основным источником получения денежных ресурсов для хозяйственной деятельности предприятия являются денежные средства, вырученные от реализации продукции предприятия (товаров, работ и услуг).

Значение корпоративных финансов заключается в том, что с одной стороны, именно в данном звене финансовой системы создается основная часть национального богатства общества и валовой национальный продукт; с другой стороны, именно в рамках корпоративных финансов образуется главный источник доходов государственного бюджета - налоговые платежи юридических лиц.

Выбранная тема наиболее полно представлена в учебниках и учебно-методических пособиях по налогам и налогообложению. Связь налогов между централизованными и корпоративными финансами рассматривается через их экономическую сущность и функции. Основные налоговые функции представлены в Приложении. Следует отметить, что по поводу функций налогов у ученых не выработано единой точки зрения (в различных источниках можно встретить разные, порой противоположные, взгляды).

Так, в учебном пособии Л.П. Зрелова «Налоги и налогообложение», - налоги в российской экономической науке рассматриваются как один из элементов системы финансов, являющихся, в свою очередь, элементом экономики. Задачи налоговой политики государства сводятся к его обеспечению финансовыми ресурсами, созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом, сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения. Всю совокупность задач налоговой политики можно условно разделить на три основные группы:

фискальная - мобилизация денежных средств в бюджеты всех уровней для обеспечения государства необходимыми для выполнения его функций финансовыми ресурсами;

контролирующая - контроль за деятельностью субъектов экономики.

Одна из основных задач государственной налоговой политики на современном этапе - создание благоприятных условий для активной финансово-хозяйственной деятельности субъектов экономики и стимулирование экономического роста посредством достижения оптимального сочетания личных и общественных интересов, т. е. оптимального соотношения между средствами, остающимися в распоряжении налогоплательщика, и средствами, которые перераспределяются через налоговый и бюджетный механизмы.

Условно выделяют три возможных типа налоговой политики:

Первый тип - высокий уровень налогообложения, то есть политика, характеризующаяся максимальным увеличением налогового бремени. При этом пути неизбежно возникновение ситуации, когда повышение уровня налогообложения не сопровождается приростом поступлений в бюджеты.

Второй тип налоговой политики - низкое налоговое бремя, когда государство максимально учитывает не только собственные фискальные интересы, но и интересы налогоплательщика. Такая политика способствует скорейшему развитию экономики, особенно ее реального сектора, поскольку обеспечивает наиболее благоприятный налоговый и инвестиционный климат (уровень налогообложения ниже, чем в других странах, идет широкий приток иностранных инвестиций, и соответственно возрастает уровень конкуренто-способности национальной экономики). Налоговое бремя на субъекты предпринимательства существенно смягчено, но государственные социальные программы значительно урезаны, так как бюджетные доходы сокращаются.

Третий тип - налоговая политика с достаточно существенным уровнем налогообложения как для корпораций, так и для физических лиц, который компенсируется для граждан страны высоким уровнем социальной защиты, существованием множества государственных социальных гарантий и программ.

На практике налоговая политика осуществляется через налоговый механизм, который представляет собой совокупность организационно-правовых форм и методов управления налогообложением. Для поддержания высокой эффективности государственной налоговой политики необходимо поддерживать определенные пропорции между прямыми и косвенными налогами.

К проблеме ориентирования налоговой системы страны на прямые или косвенные налоги существуют два подхода. В основе первого - лежит положение о том, что те физические и юридические лица, которые имеют более высокие доходы, должны платить и более высокие налоги по сравнению с теми, кто не располагает ни высокими доходами, ни дорогостоящей собственностью (принцип платежеспособности). Второй подход основан на том, что более высокие налоги должен платить тот, кто получает большую выгоду от предоставляемых обществом услуг, что рассматривается как реализация принципа справедливости, поскольку именно эти категории населения и должны оплатить услуги, предоставляемые обществом за счет бюджетных средств.

Для достижения целей, стоящих перед налоговой политикой, устранения возникающих диспропорций функционирования налогового механизма, государство использует различные инструменты и в, частности, такие, как конкретные виды налогов и их элементы, объекты, субъекты, льготы, сроки уплаты, ставки, санкции.

Специфика института налоговых льгот определяется видами налогов, методиками расчета, целями их использования и применения. Мировая практика выработала оптимальный комплекс принципов организации налогового регулирования. К ним, в частности, относятся следующие:

применение налоговых льгот не носит избирательного характера;

инвестиционные льготы предоставляются исключительно плательщикам, обеспечивающим выполнение государственных инвестиционных программ и заданные объемы производства;

применение льгот не должно наносить существенного ущерба государственным экономическим интересам;

порядок действия налоговых льгот определяется законом и не подлежит существенным корректировкам на местном уровне.

Другим важным инструментом государственного налогового регулирования экономики являются налоговые санкции. Их роль двойственна, так как, во-первых, они обеспечивают исполнение налогового законодательства (санкции применяются за ненадлежащее выполнение обязательств перед бюджетом или внебюджетными фондами), а во-вторых, они ориентируют хозяйствующие субъекты на использование в своей деятельности более эффективных форм хозяйствования. Вместе с тем нельзя не отметить, что действенность санкций зависит от эффективной работы контролирующих и карающих органов.

Таким образом, рассматривая основные инструменты налогового регулирования, мы можем сказать, что по своему характеру налоговое регулирование экономики может быть стимулирующим или сдерживающим. Манипулируя налоговыми ставками, государство может влиять на экономику, активируя ту или иную экономическую отрасль (или, допустим, географический регион), или наоборот, сдерживая рост в какой-то области (регулирующая функция налога).

И.А. Майбуров в учебнике «Налоги и налогообложение» отмечает, что налоги и сборы являются сердцевиной существования любого государства. А в рыночной экономике налоги - это один из важнейших рычагов государственного влияния на экономические процессы. Взаимосвязь экономики, налогов и государства в схематичном виде представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Взаимосвязь экономики, налогов и государства

(ВВП - валовый внутренний продукт, ФК - физический капитал, ЧК - человеческий капитал, ПК - природный капитал)

Рассмотрим элементы представленной взаимосвязи. Национальное богатство, по методологии Всемирного банка, представляет собой стоимостную оценку совокупности физического капитала (под ним понимаются основные производственные и непроизводственные фонды, оборотный капитал), человеческого капитала (накопленных населением здоровья, знаний, умений и навыков, используемых в производственной деятельности) и природного капитала (окружающей природной среды и запасов природных ресурсов). Данные виды капитала традиционно определяют как факторы производства. При их использовании (потреблении) в определенный промежуток времени (обычно за год) создается валовый внутренний (ВВП). В процессе создания ВВП и его распределения между владельцами факторов производства посредством косвенных и прямых налогов происходит частичное изъятие доходов в пользу государства, т.е. перераспределение уже распределенного ВВП. Именно в данном процессе заключен экономический смысл налогообложения. При этом в финансовом (фискальном) аспекте воплощена сущность прямой взаимосвязи налогов, экономики и государства.

Государство является надстроечной формой управления обществом. Общество делегирует государству полномочия и компетенции управления, в том числе и в сфере обеспечения необходимых государственных доходов, т.е. обеспечения доходной части бюджета. Под бюджетом как экономической категорией следует понимать совокупность экономических отношений, возникающих в связи с образованием, распределением и использованием централизованных финансовых ресурсов, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций органов государства и местного самоуправления.

Общество также делегирует государству компетенцию осуществления общественно значимых расходов за счет этих доходов. Следовательно, можно говорить, что посредством налогообложения, созданного в процессе производства ВВП, происходит его перераспределение в интересах всего общества или, другими словами, частичное обобществление. При этом налогообложение как основа перераспределительных отношений, т.е. распределение уже распределенного владельцами факторов производства ВВП, выступает не только как доминирующий источник формирования централизованных финансовых ресурсов государства, но и как один из наиболее эффективных инструментов государственного регулирования экономики, функционирующей в рыночных условиях. В этом состоит один из аспектов обратной взаимосвязи налогов, экономики и государства. Таким образом, формирование устойчивой позитивной взаимосвязи - это проблема выбора и перспективного согласования приоритетов экономической, социальной, налоговой и бюджетной политики государства.

В учебном пособии «Налоги и налогообложение, под редакцией Д.Г. Черника рассмотрены основные принципы и особенности построения современной налоговой системы РФ.

В современном обществе налоги - это основной источник доходов государства. Именно налоги лежат в основе доходной части бюджета любой развитой системы. Кроме фискальной функции налоги используются в качестве инструмента экономического воздействия государства на структуру и динамику общественного воспроизводства, на направления социально-экономического развития.

Налоговую политику государства он представляет как совокупность экономических, финансовых и правовых мер государства по формированию налоговой системы страны в целях обеспечения финансовых потребностей государства, отдельных социальных групп общества, а также развития экономики страны за счет перераспределения финансовых ресурсов. В зависимости от состояния экономики, от целей, которые на данном этапе развития экономики государство считает приоритетными, используются различные методы осуществления налоговой политики. Она проводится посредством следующих методов: управления, информирования, воспитания, консультирования, льготирования, контроля, принуждения.

Рассматривая функции налогов он отмечает, что первая и основная функция налогов это, несомненно, фискальная, и отражает задачу наполнения бюджета государства.

Вторая функция налогов - распределительная, или социальная: через налоговую систему государство осуществляет перераспределение финансовых ресурсов, в том числе перетекание денег из производственной сферы в социальную.

Третья функция налогов - регулирующая, именно эта функция определяет задачи налоговой политики государства. С помощью налоговых методов можно стимулировать или дестимулировать развитие отдельных отраслей и регионов, добиваться желаемых изменений в структуре производства, его размещении. Можно проводить протекционистскую экономическую политику или, наоборот, обеспечить свободу товарному рынку, регулировать направление инвестиций. При этом подчеркивает, что речь идет о регулировании деятельности частных (корпоративных) компаний, которым нельзя «приказать».

Четвертая функция налогов - контрольная. С их помощью благодаря налоговой статистике и анализу налоговых деклараций государство владеет информацией об истинном финансовом положении страны, о финансово-хозяйственной деятельности организаций, об источниках доходов юридических и физических лиц. Точное знание о состоянии экономики позволяет вносить своевременные изменения в бюджетную и налоговую политику.

О.И. Мамрукова в пособии «Налоги и налогообложение», так определяет функция налога - это проявление его сущности в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.

И далее отмечает, что фискальная функция позволяет осуществлять формирование финансовых ресурсов государства в бюджетной системе и внебюджетных фондах. В рамках распределительной функции выделяют пять подфункций: 1) первоначальную распределительную; 2) перераспределительную; 3) стимулирующую; 4) сдерживающую; 5) воспроизводственную.

Первоначальная распределительная подфункция выражается в создании основных или первичных доходов бюджета за счет участников материального производства: организаций и наемных работников. Дальнейшее межотраслевое и территориальное перераспределение ресурсов государством создает вторичные, или производные, доходы, полученные в результате налогообложения отраслей непроизводственной сферы, т.е. реализуется перераспределительная подфункция.

Стимулирующая подфункция реализуется через систему льгот, исключений, преференций (предпочтений), которые увязываются с льготообразующими признаками объекта налогообложения и направлены на развитие производства и социальной сферы, занятость социально незащищенных слоев населения, благотворительность. Налоговые льготы в различной форме стимулируют увеличение денежного потока по этим направлениям.

Сдерживающая подфункция призвана ограничить потребление тех или иных товаров в интересах государства, отечественных производителей или граждан. Примерами могут служить увеличение ввозных таможенных пошлин на зарубежные товары, рост акцизов и др. Подфункцию воспроизводственного назначения несут в себе платежи за пользование природными ресурсами, транспортный налог, налог на добычу полезных ископаемых, водный налог и др. Эти налоги имеют четкую отраслевую принадлежность и несут компенсационную нагрузку за использование природных ресурсов страны.

С помощью контрольной функции обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, оценивается эффективность налогового механизма и выявляется необходимость внесения изменений в налоговую политику и бюджетную систему. Контрольная функция распространяется и на сферу распределения налоговых потоков, отслеживая целевое использование денежных ресурсов и их эффективность.

Используя регулирующую функцию налогов, государство оказывает прямое воздействие на процессы производства и обращения, стимулируя или сдерживая их темпы, усиливая или ослабляя накопление капитала, расширяя или уменьшая платежеспособный спрос населения. Бюджетное планирование влияет на денежную, кредитную, финансовую политику, решая в глобальном масштабе социальные вопросы, проблемы занятости населения, задачи развития материального производства, вопросы ценовой политики.

Нетрудно заметить, что все функции налогов тесно взаимосвязаны.

Таким образом, налоги представляют собой основной источник доходов государства. Как связующее звено между публичными и корпоративными финансами, налоги проявляются через экономическую сущность и функции налога. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов.

Заключение

Список используемой литературы

Зрелов А.П. Налоги и налогообложение: конспект лекций / А.П. Зрелов. - М.: Юрайт, 2010. -147 с.

Мамрукова О.И. Налоги и налогообложение. Учеб. пособие / О.И. Мамрукова. - М.: Омега-Л, 2010. - 310 с.

Налоги и налогообложение / под ред. И.А. Майбурова. - М.: Юнити-Дана, 2012. - 591 с.

Налоги и налогообложение: учеб. пос. / под ред. Д.Г. Черника. - М.: Юрайт, 2013- 393 с.

Теплова Т.В. Корпоративные финансы: учебник / Т.В. Теплова. - М. : Юрайт, 2013. - 655 с.

Приложение



Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!