Заказ дипломной. Заказать реферат. Курсовые на заказ.
Бесплатные рефераты, курсовые и дипломные работы на сайте БИБЛИОФОНД.РУ
Электронная библиотека студента




Содержание


1. Понятие и значение налогового контроля

2. Виды налогового контроля

3. Виды ревизий по содержанию и назначению

4. Предварительный, текущий и последующий контроль

5. Внутренний и внешний контроль

6. Планирование контрольно-ревизионной работы

7. Организационные формы контроля

8. Основания и периодичность проведения ревизии

9. Характеристика комплексных ревизий

10. Организация ревизии финансово-хозяйственной деятельности организации

11. Оформление результатов ревизии. Структура и содержание акта ревизии

12. Классификация приемов и методов контроля

13. Методологические приемы документального контроля

14. Методологические приемы фактического контроля

15. Контроль и ревизия кассовых операций

16. Контроль и ревизия операций по счетам в банках

17. Виды актов ревизии

18. Выводы и предложения по акту ревизии и контроль за выполнением принятых решений

19. Проверка своевременности и качества проведения инвентаризаций ТМЦ и достоверности отражения в учете их результатов

20. Ревизия операций по движению нематериальных активов

21. проверка операций по учету ТМЦ

22. Ревизия операций по учету ОС

23. Ревизия расчетов по оплате труда

24. Ревизия кредитных взаимоотношений

25. Ревизия затрат на производство по и себестоимости

26. Контроль и ревизия прибыли и финансового состоянияя

27. Контроль и ревизия по соц. страх

28. Проверка создания и использования резерва по сомнительным долгам

29. Программа ревизии и последовательность действий во время ревизии

30. Порядок создания ревизионной комиссии предприятия

31. Особенности проведения ревизии по требованию правоохранных органов

32. Основные этапы ревизионной работы

33. Программа ревизии и рабочая документация ревизора

34. Делопроизводство по организации контрольно-ревизионной работы

35. Государственные контролирующие органы и организации

36. Документальное оформление процесса и результатов инвентаризации

37. Ревизия животных на выращивании и откорме

38. Проверка процесса продаж продукции

39. Проверка расчетов с покупателями и заказчиками

40. Проверка расчетов с поставщиками и подрядчиками

41. Понятие и задачи ревизии

42. Виды ревизий по ведомственным признакам

43. Контроль и ревизия дебиторской и кредиторской задолженности

44. Проверка расчетов с подочетными лицами

45. Проверка образования и использования средств УК

46. Проверка образования и использования средств добавочного и резервного капитала


1. Понятие и значение налогового контроля


НК - это совокуп. сист. действий нал. и иных гос. органов по надзору за выполнение фискально обязанными лицами норм налогового законодательства РФ. Порядок осущ. нал. контр, формы его проведения, а также права и обязанности участников мероприятий налогового контроля, регулируются положениями гл.14 НК РФ. НК направлен на обеспечение правильного исчисления, своевременного и полного влияния налогов и сборов в бюджет. Целями мероприятий НК явл: - выявление нал правонарушений и нал преступлений; - предупреждение их в совершении в будущем; обеспечение неотвратимости наступления нал ответственности.


2. Виды налогового контроля


Налоговый контроль можно классифицировать в зависимости от:

1 - объема контролируемой деят. проверяемого лица:

а) комплексный - подразумевает исследование всего комплекса деятельности подконтрольного лица;

б) тематический - осуществление проверки деятельности подконтрольного лица по уплате определенных налогов;

в) целевой - производится по отдельным финансовым операциям налогоплательщиков

2 - степени охвата предметов контроля:

а) сплошной - предполагает проверку всех имеющихся документов, связанных с уплатой налогов и сборов;

б) выборочный - предусматривает проверку только части специально отобранных документов.

3 - источников получения сведений и данных:

а) документальный, основанный на изучении документально зафиксированных данных;

б) фактический, основанный на изучении фактического состояния объектов налогообложения;

в) встречный, предусматривающий получение информации о действиях обязанных лиц от их контрагентов

- стадии осуществления мероприятий:

а) предварительный - предполагает профилактику и предупреждение нарушений налогового законодательства;

б) текущий - носит оперативный характер, проводится в отчетном периоде;

в) последующий - проверка реального исполнения требований налогового законодательства, решений и предписаний контролирующих органов.

- места проведения мероприятий налогового контроля:

а) камеральный - проводится по месту расположения налогового органа;

б) выездной - проводится по месту нахождения проверяемого лица.

- плана проведения контрольных мероприятий:

а) плановый;

б) внеплановый, который осуществляется только в установленных налоговым законодательством случаях.


3. Виды ревизий по содержанию и назначению


В зависимости от источника контрольных данных различают ревизии:

фактические - проводятся преимущественно по данным осмотра объектов в натуре и направлены на выявление законности и целесообразности использования экономических ресурсов, как правило, в ходе осуществления хозяйственных операций;

документальные - проводятся по документальным данным и представляют собой обычно форму последующего контроля. Вместе с тем используются также и данные фактического осмотра объектов в натуре, что существенно повышает эффективность контрольно-ревизионной работы;

смешанные характеризуются сочетанием использования фактических и документальных контрольных данных, что и обусловливает наибольшую распространенность данного вида ревизии


4. Предварительный, текущий и последующий контроль


Предварит. контр. применяется на стадии принятия управленческих решений до начала совершения хоз. операций. Целью его явл. предупреждение нарушений законности, нецелесообразного, неэффективного испхозсредств и принятия необоснованных решений. Текущий контр. осущ. в ходе хоз. операций. Его цель - оперативное выявление и своевременное пресечение нарушений и отклонений при выполнении производственных заданий, поиск и освоение внутрихоз. резервов роста эффек-ти производства. Последующий конт. осущ. после совершения хоз. операций по истечении определенного отчетного периода. Цель данного вида контроля - установить правильность, законность и экономическую целесообразность произведенных хоз. операций, выявить факты бесхозяйственности и хищений. Эта форма контроля является самой распространенной и применяется в работе всех контролирующих органов.


5. Внутренний и внешний контроль


Внутренний контроль предусмотрен Уставом организации, фирмы, когда предусмотрено создание ревизионной комиссии на фирме, штатного аудитора-бухгалтера, приглашенный аудитор по договору с оплатой за оказание фирме консалтинговых, юридических или аудиторских услуг.

Внешний контроль могут осуществлять государственные, международные контролирующие организации и негосударственные контролирующие органы, такие как союз потребителей, профсоюзы, аудиторские фирмы и компании

Внешний контроль имеет элементы механизма контроля на стадии получения сведений и выявления нарушений.

Выдача разрешений на вид деятельности осуществляется контролирующими органами в виде разрешения или согласия на совершение (много) разового доступа, Аккредитация - устанавливается для осуществления контроля образовательной деятельности, обязательной сертификации брокерской работы.

Экспертиза - проводится при контрольной деятельности для оценки продукции, оценки процедур после экспертных исследований по научно-обоснованным методикам в экспертных лабораториях и центрах. Выставление стационарных и временных постов на контролируемых объектах применяют в сферах особо важного контроля.


6. Планирование контрольно-ревизионной работы


Планирование контрольно-ревизионной работы включает в себя определение на предстоящий период перечня условий осуществления трудовых процессов по экономическому контролю соответствующего контрольно-ревизионного органа. Перспективные планы составляются на 3-5 и более лет, и включают в себя мероприятия по организации контрольно-ревизионной работы, ее совершенствованию, по подготовке и повышению квалификации кадров, по разработке нормативно-справочных материалов. Текущие планы составляются на предстоящий календарный год и включают в себя перечень работ, связанных непосредственно с осуществлением контрольных функций. Годовой план состоит из двух разделов: документальные ревизии и тематические проверки. К годовому плану прилагается график отпусков, список работников, направляемых на курсы повышения квалификации, планы проведения совещаний, семинаров. При планировании контрольно-ревизионной работы следует предусмотреть равномерную загрузку работников ревизионного аппарата. В среднем на одного ревизора планируется около 8 ревизий (примерно две трети рабочего времени), остальное время отводится на подготовку к ревизиям, учебу, участие в семинарах и др. На проведение каждой ревизии участвующим в ней работникам выдается специальное удостоверение, которое подписывается руководителем контрольно-ревизионного органа, назначившего ревизию, и заверяется печатью данного органа. Затем за 3-5 дней до начала ревизии издается распоряжение руководителя ревизующей организации о назначении ревизии, где указывается полное наименование ревизуемого предприятия, вид ревизии, период, за который проверяется деятельность предприятия, фамилия, имя, отчество каждого члена ревизионной бригады, определяется ее руководитель и срок ревизии.


7. Организационные формы контроля


) Гос. контр. осущ. органы гос. власти и управления и административные органы. По целевой направленности гос. контроль делят на: а) Общего с контр. осущ. в масштабах всей республики органами гос. власти, центральными органами управления. б) Отраслевой контроль способствует эффективному развитию отдельных отраслей экономики. в) Специальный контр. возложен на спец. инспекции, кот. осущ. проверку соблюдения установленного порядка организации и ведения тех или иных хозопераций, входящих в их компетенцию.

) Аудит - независимый контр. за деятельностью предприятий, осущ. аудиторами-предпринимателями или аудиторскими фирмами. Целью такого контроля является проверка достоверности бухбаланса и фин. отчетности, а также законности совершаемых на предприятии операций, правильности их отражения в учете.

налоговый контроль ревизия

3) Общественный контроль - осуществляется профсоюзными и молодежными организациями. Цель - проверка решения соц. воп. в трудовых коллективах.


8. Основания и периодичность проведения ревизии


При составлении планов проведения ревизий предусматривают, чтобы хозрасчетные предприятия подвергались проверкам, не менее раза в год и чтобы была обеспечена преемственность проверки хозяйственно-финансовой деятельности. Основанием для проведения ревизии служит, мотивированное постановление, которое должно иметь номер, дату, тему ревизии, состав ревизионной группы с указанием ее руководителя, проверяемый период, наименование проверяемой организации, Ф.И.О. руководителя, должность и подписи лиц, выдавших данное постановление. Сроки проведения ревизий и состав ревизионных групп определяется с учетом объема предстоящих работ, вытекающих из конкретных задач ревизии и особенностей деятельности ревизуемых предприятий. Сроки ревизии, как правило, не могут превышать 45 календарных дней. Первоначально установленный срок ревизии может быть продлен руководителем контрольно-ревизионного органа по мотивированному представлению руководителя ревизионной группы (контролера-ревизора). Основанием для продления срока могут быть следующие причины: проведение ревизии за время превышающее один год; изменение программы в ходе осуществления ревизии; необходимость сплошной проверки хозяйственных операций с целью установления полного размера причиненного материального ущерба при выявлении фактов хищений, злоупотреблений и других нарушений; болезнь ревизора на срок до одного месяца и т.п. Каждая ревизия должна охватывать период, начинающийся со дня окончания предыдущей ревизии и заканчивающийся датой начала планируемой ревизии. При необходимости или при наличии постановления следственных органов ревизия проводится за более длительный период. При определении очередности ревизий необходимо учитывать время, прошедшее после предыдущей ревизии, наличие информации о злоупотреблениях или незаконных действиях отдельных работников предприятия, хищениях и недостачах товарно-материальных ценностей и других недостатках в финансово-хозяйственной деятельности в прошедшем периоде.


9. Характеристика комплексных ревизий


Комплексная ревизия основана на системном изучении финансово - хозяйственной деятельности организации, сохранности и рациональности использования денежных, материальных и трудовых ресурсов, а также взаимосвязей между финансово - экономическими показателями техники, технологии и организаций производства. Одновременно в ходе комплексной ревизии всесторонне изучаются и оцениваются выполнение планов как по количественным показателям, так и по показателям эффективности производства.

Комплексная ревизия включает проверку объективности плановых показателей. Характерной особенностью комплексной ревизии является ее направленность на поиск внутренних резервов, разработку уточненных норм и расценок и, возможно, аргументация изменений положений и инструкций министерств и ведомств. Комплексная ревизия - это не просто сумма проверок, а взаимосвязанный контроль экономических и технических сторон производства.

Комплексная ревизия проводится квалифицированными специалистами в различных областях (инженеры, технологи, нормировщики, товароведы).


10. Организация ревизии финансово-хозяйственной деятельности организации


Ревизия финансово-хозяйственной деятельности организации осуществляется по итогам её работы за год, а также во всякое время по инициативе ревизионной комиссии (ревизора) общества, решению общего собрания акционеров, совета директоров (наблюдательного совета) общества или по требованию акционеров общества. Конкретные вопросы ревизии определяются программой или перечнем основных вопросов ревизии, т.е. программой ревизии. Программа ревизии включает в себя ее тему, период, который должна охватить ревизия, перечень основных объектов и вопросов, подлежащих ревизии, и утверждается руководителем контрольно-ревизионного органа. Полная, правильно составленная программа ревизии концентрирует внимание ревизирующего на основных вопросах ревизии, раскрывает их содержание, т.е. помогает ревизирующему детально проверить каждый вопрос согласования программы проведения ревизии уточняются вопросы, относящиеся к компетенции контрольно-ревизионного органа, круг должностных и материально-ответственных лиц ревизируемой организации, присутствие которых необходимо при проведении ревизии, а также специалистов других ведомств и организаций, привлечение которых необходимо для проведения проверок и экспертиз, дачи заключений по вопросам, не входящим в компетенцию контрольно-ревизионных органов. Программа ревизии в ходе ее проведения с учетом изучения необходимых документов, отчетных и статистических данных, других материалов, характеризующих ревизуемую организацию, может быть изменена и дополнена в ходе ревизии.

11. Оформление результатов ревизии. Структура и содержание акта ревизии


Результаты-ревизии оформляются актом, который подписывается руководителем ревизионной группы, членами ревизионной группы, руководителем и главным бухгалтером ревизуемой организации. Акт ревизии считается документом, обобщающим результаты ее проведения и имеющим юридическую силу, т.е. принимаемые в качестве источников доказательства. Такие свойства акта ревизии обусловливают необходимость соблюдать общий порядок его оформления. Акт ревизии должен быть также лаконичным документом, написанным просто, ясно, деловым языком. Акт составляется, как правило, в трех экземплярах. Акт ревизии состоит из вводной (общей) и описательной (основной) частей. Вводная часть акта ревизии должна содержать следующую информацию: - наименование темы ревизии; - дату и место составления акта ревизии; - кем и на каком основании проведена ревизия (номер и дату удостоверения, а также указание на плановый характер ревизии или ссылку на задание); - проверяемый период и сроки проведения ревизии; - полное наименование и реквизиты организации, идентификационный номер налогоплательщика (ИНН); - ведомственная принадлежность и наименование вышестоящей организации; - сведения об учредителях. Описательная часть акта ревизии должна состоять из разделов в соответствии с вопросами, указанными в программе ревизии.


12. Классификация приемов и методов контроля



13. Методологические приемы документального контроля


Независимо от конкретных приемов и способов контроля документальная проверка производится сплошным или выборочным способом. При сплошном способе за ревизуемый период изучается содержание всех совершенных операций, отраженных в первичных документах и отчетах, и правильность их отражения на счетах бухгалтерского учета. При выборочном способе проверяется содержание части операций, отраженных в первичных документах и отчетах ревизуемого периода, по усмотрению ревизора. Исследование операций в систематизированном порядке является наиболее рациональным и экономичным. При нем ревизуются однородные операции за определенный период. Общепризнанно, что это дает возможность ревизору глубоко изучить взаимосвязь проверяемых операций. Наиболее простым способом документального контроля является метод исследования отдельного документа по формальным признакам. Формальная проверка - это внешний осмотр бухгалтерского документа, изучение и взаимное сопоставление его реквизитов

14. Методологические приемы фактического контроля


Фактический контроль представляет собой изучение фактического состояния проверяемых объектов по данным осмотра в натуре (обмера, взвешивания, пересчета, лабораторного анализа и др.) К методическим приемам фактического контроля относятся:

. Инвентаризация;

. Осмотр (наблюдение);

. Обследование;

. Контрольный запуск сырья в производство;

. Лабораторный анализ качества товаров, сырья и готовой продукции;

. Экспертная оценка;

. Проверка объемов выполненных работ;

. Проверка соблюдения трудовой дисциплины и фактического использования рабочего времени;

. Контрольная покупка


15. Контроль и ревизия кассовых операций


Контроль кассовых операций производится сплошным способом. Кассовые документы подвергаются сплошной проверке со дня окончания предыдущей ревизии или аудиторской проверки. При этом контролю подлежат кассовые отчеты со всеми приложенными к ним оправдательными документами, как по форме, так и по существу, а также корреспонденция счетов.

При проверке используются следующие первичные документы и регистры бухгалтерского учета: отчеты кассира с приложенными приходными и расходными кассовыми документами, журнал регистрации расходных и приходных кассовых документов, кассовая книга, корешки чеков использованных чековых книжек, выписки банка со счетов предприятия с прилагаемыми к ним документами Особенно тщательно следует проверять обоснованность кассовых операций по расходу наличных денег, списываемых на издержки производства и другие счета без последующего предоставления отчетов и оправдательных документов об использовании денег.

Контролируя кассовые операции, нужно установить соответствие корреспонденции счетов действующим положения и правилам ведения бухгалтерского учета. Такой контроль осуществляется по всем кассовым операциям на основе данных отчетов кассира и приложенных к ним оправдательных документов, а также записей в учетных регистрах (журналах-ордерах, машинограммах). Он позволяет выявить хозяйственные операции с неправильной корреспонденцией, повлекшие искажение учетной и отчетной информации, и списание похищенных сумм.


16. Контроль и ревизия операций по счетам в банках


Особому контролю подвергаются реальность совершенных операций, их соответствие действующему законодательству и режиму счетов. Для этого необходимо расшифровать перечисление на расчетный счет и списание с него каждой суммы, для чего тщательно изучаются приложенные к выпискам банка первичные документы. Суммы, значащиеся в выписках и приложенных к ним документах, сверяют с записями по счету 51 "Расчетные счета". При этом необходимо обращать внимание на правильность корреспонденции счетов бухгалтерского учета, так как за этим могут скрываться факты злоупотреблений. Особо тщательной проверке следует подвергать всякого рода сторнировочные и исправительные бухгалтерские проводки, с помощью которых может быть также скрыто злоупотребление.

Аналогично проводится ревизия или проверка операц. по спис. ден. средств с каждого расчетного счета. особое внимание обращается на проверку своевременности и полноты оприходования и целевого использования наличных денег, полученных из банка, что устанавливается обычно в ходе ревизии или проверки кассовых операций.

Перечисления денежных средств с этого счета в погашение задолженности поставщикам и подрядчикам проверяют с точки зрения как вида деятельности, так и реальности и обоснованности этих операций. При необходимости можно применять прием встречной сверки документов и записей в вышеуказанном порядке, направлять письменный запрос в соответствующие организации, брать письменные объяснения от должностных лиц.

Тщательной проверке следует подвергать перечисления с расчетного счета денежных средств по платежным поручениям различным организациям и лицам, чтобы выявить законность и реальность этих операций, для чего также широко используются вышеуказанные приемы контроля.

Завершается ревизия или проверка операций по расчетным счетам в банках обобщением сумм, использованных не по назначению, путем составления специальной ведомости или перечня таких нарушений по каждому такому счету.


17. Виды актов ревизии


По результатам ревизии, которые отражены в рабочих документах, ревизоры составляют акты ревизии, которые подразделяют на основные, частные, промежуточные и разовые.

Основной акт отражает результаты ревизии хозяйственно-финансовой деятельности проверяемой организации. Его составляют по завершении ревизии после того, как все установленные факты найдут отражение в других видах актов.

Частные промежуточные акты составляются в тех случаях, когда выявленные недостатки и нарушения требуют срочного принятия мер по их устранению или наказанию виновных лиц. Промежуточные акты подписывают руководители и члены ревизионной бригады, а также виновное должностное лицо. К акту прилагаются объяснительная записка или возражения.

Разовые акты составляют при проверке отдельных операций: проверка цен, контрольная покупка товаров, проверка полновесности блюд, инвентаризация денежных средств и других товарно-материальных ценностей, расчетов с поставщиками и покупателями и т.п.

На основании промежуточного акта, разового акта, накопительной ведомости установленных комиссией фактов нарушений, рабочих документов (таблиц, справок), расчетов, составленных членами ревизионной комиссии, составляется обобщающий акт ревизии.

В нем отражаются следующие данные:

· общая характеристика Организации, ее структура и данные о финансово-хозяйственной деятельности;

· выявленные ревизией факты невыполнения предложений, принятых по материалам предыдущих ревизий и проверок;

· выявленные ревизией факты нарушений законов, постановлений федерального и республиканских правительств;

· оценка системы бухгалтерского учета и состояния внутреннего контроля.


18. Выводы и предложения по акту ревизии и контроль за выполнением принятых решений


В отдельном разделе акта излагается выполнение решений по результатам предыдущей ревизии. В случае невыполнения отдельных пунктов в акте делается соответствующая запись. В этом случае может быть составлена опись невыполненных указаний и предложений по материалам предыдущей ревизии.

Основными формами реализации результатов ревизии являются:

устранение недостатков по мере их выявления в ходе проведения ревизии;

обсуждение результатов ревизии в ревизуемой организации;

передача материалов ревизии правоохранительным органам

принятие органом, назначившим ревизию, по ее результатам решения в виде письма, распоряжения или приказа;

рассмотрение результатов ревизии в вышестоящей организации.

Выводы и предложения по результатам ревизии представляются руководителю организации, назначившей ревизию. Он рассматривает результаты ревизии и принимает решение по устранению недостатков и нарушений, возмещению материального ущерба, привлечению к ответственности виновных лиц.

Решения по результатам ревизий по линии вышестоящих органов принимаются в тех случаях, когда принятые в ходе ревизии меры не обеспечивают устранение всех недостатков и осуществляются в следующих формах: письмо, распоряжение, приказ, постановление, передача дел в судебно-следственные органы.

Если мероприятия, принятые предприятием по результатам ревизии, не обеспечивают полного и своевременного устранения всех недостатков и нарушений, то вышестоящая организация направляет предприятию письмо, в котором содержится перечень основных недостатков в деятельности ревизуемого предприятия (объединения), вскрытых ревизией, и необходимые для их устранения меры, которые надлежит принять этому предприятию. Письмо направляется только ревизуемому предприятию и до сведения других подведомственных предприятий не доводится.

Распоряжение по результатам ревизии составляет ревизующая организация в тех случаях, когда выявленные незначительные недостатки и нарушения в деятельности предприятия (объединения) не связаны с корыстными целями определенных работников и не являются причиной материального ущерба.

Контроль за выполнением принятых решений по результатам ревизии может осуществляться в следующих формах:

получение письменных отчетов о выполнении предложений и намеченных мероприятий по итогам ревизии;

проверка выполнения решения, принятого по результатам ревизии, по данным отчетности и другим материалам, представляемым в орган, назначивший ревизию;

вызов руководителя и специалистов ревизуемой организации с отчетом о выполнении решения, принятого по материалам ревизии;

проверка на месте, осуществляемая работниками ревизующей организации;

проверка в ходе следующей ревизии и отражение ее результатов в основном акте ревизии.


19. Проверка своевременности и качества проведения инвентаризаций ТМЦ и достоверности отражения в учете их результатов


Проверка проводится по данным расчетно-платежных документов, документов на оприходование и использование ТМЦ.

Особое внимание уделяется проверке выбытия товарно-материальных ценностей.

Источниками выбытия ТМЦ могут быть продажа, использование для управленческих нужд, использование в производственном процессе.

Каждая такая операция контролируется отдельно. Обоснованность списания материальных ресурсов в расход выясняется по данным соответствующих первичных документов. Необходимо установить правильность оценки материальных ресурсов по таким операциям. В учетной политике организация может придерживаться одного из следующих методов оценки при отпуске их в производство и ином выбытии: по себестоимости каждой единицы, по средней себестоимости.

Контролируется своевременность и качество проведения инвентаризаций товарно-материальных ценностей и достоверности отражения в учете их результатов.

Порядок проведения инвентаризации регламентируется "Методическими указаниями по инвентаризации имущества и обязательств организации". Источниками информации являются: график инвентаризации; приказы руководителя, инвентаризационные описи, сличительные ведомости, объяснительные материально ответственных лиц, учетные регистры по счету 41 и 10.


20. Ревизия операций по движению нематериальных активов


Проверку операций с нематериальными активами могут проводить специалисты государственных контролирующих органов, ведомственного контроля и аудиторы.

Особенностью операций с нематериальными активами является отсутствие материально-вещественной формы таких активов. Целью проверки нематериальных активов является установление законности, эффективности и целесообразности совершенных хозяйственных операций. Проверка осуществляется по данным счетов бухгалтерского учета 04, 05. Проверку комплекса данных вопросов целесообразно начать с контроля правильности отнесения объектов к нематериальным активам и наличия прав организации на эти объекты, а затем проверить обоснованность оценки нематериальных активов при их поступлении.

На основании полученной информации устанавливаются перечень материально-ответственных лиц, за которыми закреплены нематериальные активы, и наличие договоров о полной индивидуальной материальной ответственности. Затем проверяется периодичность проведения инвентаризаций нематериальных активов и порядок отражения в учете их результатов.

При проведении инвентаризации проверяется:

наличие приказа о постоянно действующей комиссии; обоснованность включения объектов в состав нематериальных активов; правомерность использования объектов нематериальных активов; факт использования нематериальных активов в хозяйственной деятельности организации; правильность установления срока службы отдельных видов нематериальных активов; правильность, своевременность и полнота отражения операций по движению нематериальных активов в первичных документах и учетных регистрах; тождественность данных аналитического, синтетического учета и информации в бухгалтерской отчетности.

Затем ревизор проверяет правильность учета поступивших нематериальных активов. Нематериальные активы поступают на предприятие следующими способами: в качестве вклада в уставный капитал предприятия, путем приобретения за плату, в результате безвозмездного получения, путем слияния с другими предприятиями и т.д.

В любом случае нематериальные активы должны оцениваться экспертным путем, чтобы их стоимость максимально была приближена к рыночной.

Ревизору следует помнить, что нематериальные активы должны приходоваться на предприятии только на основании соответствующих первичных документов (акты приемки нематериальных активов, накладные, квитанции).

При ревизии осуществляется проверка правильности оформления первичных документов и организации бухгалтерского учета нематериальных активов. При необходимости в ходе проверки может проводиться техническая экспертиза объектов нематериальных активов и юридический анализ документов, подтверждающих право предприятия на их собственность.

При ревизии в первую очередь проверяется факт наличия объектов нематериальных активов, что достигается путем проверки документов, где объект описан, изображен или иным образом зафиксирован. Это может быть документация, в которой описана технология производственного процесса, конструкторская документация, изображение промышленных образцов, товарных знаков, и другая документация, позволяющая идентифицировать объекты нематериальных активов. Ревизор проверяет наличие акта приема - передачи, подтверждающего факт получения предприятием данного объекта нематериальных активов.

Обращается внимание на правильность учета амортизации нематериальных активов, который должен вестись на счете 05 в целом и по отдельным видам нематериальных активов. Амортизация должна исчисляться ежемесячно по нормам, исходя из первоначальной стоимости и срока полезного исп-я.


21. проверка операций по учету ТМЦ


Проверка ТМЦ:

состояние учета, хранен и эффект использ-я

выявления не пригодных, вин. лиц, ущерб

полнота и свое-ть оприх-е

Основные источники ривизии: первич. док. по движ., дан. аналит. и синт. уч., инвин-я опись ТМЦ, бух. отч.

Сохранность - организ складского учета.

Состояния склад помещения. Технич. состояния помещ.

Проверка работы по приемке и отпуску ТМЦ на складах - проводиться фактический контроль.

Инвентаризация - условия хранения, правильность цен, достоверность бух. уч.

Основные задачи: - уст-ть фактическое наличие хоз. ресурсов - контроль за сохранностью матер ценностей путем сопост. фактич. налич. с данными бух. уч. - выявл. сверхнорм. и неиспольз. тмц, - проверка склад-го хоз.


22. Ревизия операций по учету ОС


Проверка:

обеспеч. контроль за наличием, сохран-и и тех сост. ОС

группировка, классификации

прав. оценки ОС

прав. оформ. и отраж. в учете по поступ. и выбытию ОС

прав. отраж. износа

выполн. плана ремонтов

правильность и эффект. использ. ОС

прав. отраж наличия и движ. ОС

Источники контроля:

первич. док. на пост-е, перемещ-е, выбыт. ОС

регистр. аналит. и синт. уч.

дог. поставки, купли-прод., аренды, заявл. на приобр. ОС

Опер. по поступл. и выбыт. ОС провер. сплошным способом по каналом поступл. и выбыт.

Проверить правильность оценки ОС, т.к. от нее зависит правил отраж. фин. рез., прав. расчетов с бюджетом, прав. сост. отчетности по ОС.


23. Ревизия расчетов по оплате труда


Основными задачами ревизии являются:

оценка сущ. в орг. системы расчетов с персоналом и ее эффективности;

проверка правильности планирования и нормирования труда и его оплаты;

проверка соблюдения действующего законодательства о труде;

проверка правильности и своевременности расчетов с работниками по оплате труда, - установление законности и полноты удержаний из з.п.

проверка правильности ведения бух. уч. расчета по оп.

Источниками информации, используемой в процессе ревизии, являются:

положение об оплате труда, положение о премировании, коллективный договор, штатное расписание

приказ об учетной политике орг.;

первичные документы по учету личного состава;

первичные документы по учету использования рабочего времени и расчетов с персоналом по оплате труда, первичные документы по учету выработки и сдельной заработной платы и др.;

регистры аналитического и синтетического учета по счетам 70, 68, 73, 76, бухгалтерская отчетность


24. Ревизия кредитных взаимоотношений


Цель расчетных опре-й - оценка правильности орг-ии учета расчетов на предприятии, подтверждения законности образования различных видов дебитор и кред. задолженности, ее достоверность и реальности погашения.

Проверка вкл. в себя: расчеты с поставщ. и подряд., с покуп. и заказ, по претензиям, с разными дебит-ми и кред-ми.

Результат инвентаризации расчетов оформ. актом, в котор. указывается проинвентаризируем-е счета, наличие не согласованной задолженности, суммы безнажежного долга.

При проверки… применяются приемы фактического и документального контроля: аналит-е процедуры, логич-й анализ, опрос.


25. Ревизия затрат на производство по и себестоимости


Ревизору следует установить, все ли операционные затраты на соотв-й отчет пер отнесены на затраты производства по элементам:

матер. затр.,

затр. на оп.,

отчисл. на соц. меропр.,

амортиз-я.

Теперь можно установить общую сумму затрат и их структуру, размер доходов.

К производственной себест-и прод. принадлежат: прямые мат. зат., прям затраты на оп., другие затр.

Для правильности опред. фактич. себ-и сырья и матер. ревизор: первич. док. поставщика (наклод-я, счет-фак., товар-трансп.)

Изучения плановой себестоимости: планов себ-ть сопоставляют с плановой и фактич себ-ти за отчет период. так можно определить отклонения. ревизор должен выявить причину и вин лицо.

Так образ. во время ревизии затрат деят-ти важно проверить факт-ю себест. отдельных видов продукции по калькуляционным статьям затрат.


26. Контроль и ревизия прибыли и финансового состоянияя


Целью контр. и ревиз. доходов и результ-в деятельности явл. проверка полноты, правдивости информации о доходах и результатах деят.

Основные задачи: достоверность данных учета и отчет о финн рез, выявления факторов влияющих на их форми-я и зависят или не зависят от организации работы предпр.

С помощью проверки опред.:

объекты, источники инф.

фиксируют инф., которую нужно использовать для проверки.

осущ. нормативно-правовое обоснования операций.

первич. док., правильность отражения доходов и результатов в учет регистрах и отчетности.

для обобщения результатов контроля сост-ют частичный или промежуточный акт контроля.

Ревизия изуч. объекты деятельности, которые получают доходы.

Это:

доход от реализации

фин. результаты

черезвычайные доходы

доходы от участия в капитале.

Так же провер. правильность отчет. о фин. рез.


27. Контроль и ревизия по соц. страх


Цель подтвержден правильности расчет-в, полнот. и своевр. уплаты в внеб. фонды отчисления.

Контроль провод по кажд. виду расчетов с внебюд. фон. по направл.:

сост. внут. контроля

правильность опр. базы исчисления налога

правил примен. ставок льгот

полнота и своеврем. переч. налога

правильность сост. декл., расчетов, иных отч. док.

правильность оформлен. док.

Источник для провед. контроля явл. расчетные ведомости на начисл. з. п., уч. бух. и налог. регистров, бух. справки.


28. Проверка создания и использования резерва по сомнительным долгам


Сомнит. долгом считается дебитор. задолж. организации, которая не погашена в установл. договором сроки и не обеспечена соответст. гарантиями. Решение о создании резерва по сом. долгам должно быть закреплено в приказе об уч. политике организации. Резер. по сомни. Долг. Созд-ся на основе резуль-в проведенной в конце отчет. года инвентариз. дебит. задолж. организации. Если все меры по взыск-ю. оказались безуспеш-ми, то торгов. организ. имеет право зарезер-ть определ. сумму прибыли на возмож. списание в буд. году безнадеж. долгов за счет создан. резерва. Велич. резерва определ. отдельно по каждому сомнит. долгу в зав-сти от фина. состоя. должника и оценки вероя-ти погашения долга в полной или частич. сумме. Образ-ие резерва по сомн. долгам провер-ся по данным аналит. счета 63 "Резервы по сомнит. долгам". На следу. этапе проверки устан-тся правильность использ. средств созданных резервов. Проверку осущест. на основании записей по дебету 63 и 96. Устан-ют проводится ли ежегодная инвен-я резервов предст. расходов и инвен-ция дебит. задол-ти, и как отражаются на счетах бухг. учета выявлен. расхождения. Инвен-ия резерва сомнит-х долгов, созданного у организации, применяющей метод опред-я выручки от реал. продукции (работ, услуг) по мере отгрузки товаров (выполнения работ, услуг) и предъя-ия покупателю (заказчику) расчетных документов, заключ. в проверке обоснов-сти сумм, не погашен-х в сроки, установ-е договорами, и не обеспечены соответс. гарантиями.


29. Программа ревизии и последовательность действий во время ревизии


Ревизия осущес-ся как в плановом, так и во внеплановом порядке. в соответствии с действующим законод-ом РФ. Программа ревизии включает тему, период, который должна охватить ревизия, перечень основных объектов и вопросов, подлежащих ревизии. Программа утверж-я руководит. м контрольно-ревизионного органа. Программа ревизии в ходе ее проведения с учетом изучения необход. докум-ов, отчетных и статистич. данных, других материалов, характер-их ревизуемую организацию, может быть изменена и дополнена. Ревизия, и внутре. управленч. контроль имеют четкую взаимосвязь. Ревизия использует систему внутрен. контроля, а система внутрен. о контроля получает независимую оценку степени ее эффект-ти и надеж-ти при проведении ревизии. После прибытии и предъявлении руководителю предприятия приказа или распоряжении о проведении ревизии приступают к проведению ревизии. Проводят обслед-ие предприятия, осмотр помещений, цехов, служб аппарата управления, подразделений и мест хранения ТМЦ, подъездных путей, проводят инвентариз. кассы, изучают первичные документы, сводные регистры, ведомости синтетич. и аналитич. учета, собирают объяснения и справки с работников, если в этом есть необходимость, проводят инвентариз. расчетов с дебиторами и кредиторами, поставщ-ми и покупат-ми. В течение проверки для систематиз-и материалов ревизоры составляют рабоч. документы, где отражают все обнаруж. факты нарушений. Результаты проверки оформляются актом где указывают сведения об организ-ии и ревизорах, результаты предыд. проверок и факты выпол-ия решений по данным ревизиям, указывают способы и методы, использ-е в ходе ревизии, способы проведения инвентар-ии, результаты проверок по направ-ям ревизии, размер причинен. ущерба. Уже в ходе проверки ревизор должен принять меры по устранению выявл-х нарушений, а также ставить вопрос о мере ответств-ти виновных лиц. При незначит. нарушениях результаты ревизии могут быть реализованы сразу после окончания ревизии, о чем сообщается в приложении к акту ревизии. А если выявлены факты хищений в крупных размерах, составляется промежут. акт и передается в следствен. органы. По результатам ревизии состав-ся выводы и предл-ия по устранению недостатков, которые представ-тся руковод. организации. Он рассматривает их и принимает решение по устранению недостатков. В дальнейшем выпол-ие этих решений должно быть проконтролировано


30. Порядок создания ревизионной комиссии предприятия


Ревизио?нная коми?ссия (ревизо?р) - орган внутреннего финан. контроля юрид. лица, избираемый общим собранием участников (акционеров) хозяйст-го общества не реже одного раза в год для контроля за фин. - хозяйствен. деятельностью общества. Компетенция и численный состав ревиз-й комиссии опред-ся уставом хозяйственного общества и законодательством РФ. По решению общего собрания акционеров членам ревизион. комиссии (ревизору) общества в период исполнения ими своих обязанностей могут выплач-ся вознаграждения и (или) компенсир-ся расходы, связанные с исполнением ими своих обязанностей. Размеры таких вознагр-ий устанав-ются решением общего собрания акционеров. Компетенция ревиз-й комиссии (ревизора) по вопросам, не предусмотренным настоящим Фед. законом, определяется уставом общества. Проверка) финансово-хозяйств. деятельности общества осуществляется по итогам деятельности общества за год, а также во всякое время по инициативе ревиз. комиссии общества, решению общего собрания акционеров, совета директоров) общества или по требованию акционера (акционеров) общества, владеющего в совокупности не менее чем 10 процентами голосующих акций общества. По требованию ревиз. комиссии лица, заним-е должности в органах управления общества, обязаны представить документы о финансово-хозяйст. деятельности общества. Ревизионная комиссия вправе потребовать созыва внеочередного общего собрания акционеров в соответствии с Федер. закона. Члены ревизион. комиссии не могут одновременно являться членами совета директоров общества, а также занимать иные должности в органах управления общества. Акции, принадлежащие членам совета директоров общества или лицам, занимающим должности в органах управления общества, не могут участвовать в голосовании при избрании членов ревиз. комиссии общества.


31. Особенности проведения ревизии по требованию правоохранных органов


В случае выявления ревизорами признаков преступления материалы ревизий передаются правоохранит. органам и могут служить поводом к возбуждению уголовного дела. Следств-е органы часто прибегают к организ-ии ревизии во время расследования преступлений, содеянных в сфере производст. и финан.-хозяйст-й деятельности предприятий. При необходимости проведения документ-й ревизии в процессе следствия судебно-следственные органы направляют постановление соответст-им органам эконом. контроля, на основании чего издается приказ (распоряжение) о ее назначении., где указывается суть дела, объем ревизии, за какой период и в какой срок она должна быть проведена, какие виды операций и у каких материально ответств. лиц следует их проверить, перечень вопросов, подлежащих проверке. Срок проведения ревизии не больше месяца, Задание следств-х органов затем принимается в качестве программы ревизии, план проведения которой разраб-ся контролерами в строгом соответствии с поставл. вопросами. В ходе проведения контролеры призваны дать объективный ответ на все вопросы, поставленные следств. органами. Внимание уделяется точности опред-я характера нарушения, размера материал. ущерба, виновных лиц, ссылок на законодат. и нормат. акты и докумен-му подтверждению ответов на вопросы следователя. В качестве приемов контроля широко используются изучение документов, их встречная сверка, письменные объяснения соответ-х лиц, инвент-ия, а при необходимости экспертная оценка бухг. документов и записей, письменный запрос соответ-их организаций. Проверяемые вопросы, изучаются сплошным методом, позволяющ. точнее определить сумму материал. ущерба. При обнаружении разрыва цепи послед-го оформления документов встает вопрос о достоверности не только первичных документов, но и данных бух. учета и бух. (финансовой) отчетности. Отсутствие документов означает, что их не было или утеряны, похищены, уничтожены. Криминал. экспертиза документов осуще-ся в спец. лабораториях путем исследования доказ-тв с целью установления преступлений и предотвр-я их в будущем. Например, обнаружить подделанный документ. Подделка документов выраж-ся в дописках, зачеркиваньях, частичном или полном изъятии текстов путем подчистки, вымывания, вытравления, вырезания и вклеивания, в подделке почерков лиц. При необход. изъятия документов из дел ревизуемой организации контролеры должны получить письмен. распоряжение соответст-х судебно-следственных органов и проводить указанное изъятие с разрешения руководителя этой организации. изъятие может проводиться 2 способами: помещения на место изъятого документа его машинописной или фотограф-й копии с указанием на обороте основания и даты изъятия данного документа, либо путем составления акта на изъятие тех или иных документов с указанием их вида, даты, номера и суммы. Изъятые документы прилаг-ся только к первому экземпляру акта ревизии, направ-му судебно-следственным органам.


32. Основные этапы ревизионной работы


В ревизионной работе следует выделить следующие этапы:

) подготовительный; проведению ревизии предшествует тщательная подготовка, в ходе которой участники ревизии обязаны изучить необходимые законодател. и другие норматив.-правов. акты, а также изучить имеющиеся в организации плановые, отчетные и статистич-е данные, материалы предыдущей ревизии и тематических проверок, поступившие сигналы и другую информацию, характериз-ю работу и фин. состояние ревизуемого предприятия.

) проведение ревизии; В течение проверки для системат-ции материалов ревизоры составляют рабоч. документы, где отражают все обнаруженные факты нарушений.

) оформление результатов ревизии; Оформляются актом, где указывают сведения об организации и ревизорах, результаты предыдущих проверок и факты выполнения решений по данным ревизиям, указывают способы и методы, использованные в ходе ревизии, способы проведения инвентаризации, результаты проверок по направлениям ревизии, размер причиненного ущерба.

) реализация результатов ревизии; При незначительных нарушениях результаты ревизии могут быть реализованы сразу после окончания ревизии, о чем сообщается в приложении к акту ревизии. А если выявлены факты хищений в крупных размерах, составляется промежуточный акт и передается в следствен. органы. По результатам ревизии составляются выводы и предложения по устранению недостатков, которые представляются руководителю организации.

) контроль над выполнением решений, принятых по результатам ревизии. Контрольно-ревизионные органы обеспечивают контроль над выполнением решений, принятых по результатам ревизии, и, при необходимости, принимают другие предусмотренные законодательством РФ меры для устранения выявленных нарушений и возмещения причиненного ущерба, а также систематически изучают и обобщают материалы ревизий и на основе этого вносят предложения о совершенствовании системы государственного финансового контроля, дополнениях, изменениях, пересмотре действующих в РФ законодательных и других норматив - правов. актов.

33. Программа ревизии и рабочая документация ревизора


Под рабочей документацией ревизора подразумеваются документы, описывающие использованные ревизором процедуры и их результаты (в основном, это касается методов фактического контроля). Эти документы должны иметь следующие реквизиты: наименование документа, наименование проверяемой организации, наименование подразделения, где проводится операция контроля, дата контрольного мероприятия, содержание мероприятия, фамилия, имя и отчество лица, составившего документ.

Практика показывает, что невыполнение формальных требований по оформлению контрольных процедур может явиться основанием для отказа рассмотрения их результатов в судебном <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%83%D0%B4> порядке. Таким образом ревизия не достигнет своей основной цели - не обеспечит доказательной <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE_(%D1%8E%D1%80%D0%B8%D1%81%D0%BF%D1%80%D1%83%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D1%86%D0%B8%D1%8F)> информацией.

Материалы каждой ревизии в делопроизводстве <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B8%D0%B7%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D1%81%D1%82%D0%B2%D0%BE> контрольно-ревизионного органа должны представлять собой отдельное дело под соответствующим номером.


34. Делопроизводство по организации контрольно-ревизионной работы


Нормативные акты по контрольно-ревизионной работе - здесь систематизируются законодательные, инструктивные, учебно-методические и практические материалы, регламентирующие организацию как непосредственно контрольно-ревизионной работы, так и отдельные вопросы финансово-хозяйственной организации, отдельных должностных лиц, органов управления. Материалы ревизий и проверок - к этому делу относятся акты ревизий и отчеты о результатах проверок, проведенных собственными силами, привлеченными лицами и другими контролирующими органами. Здесь также хранятся программы и планы проведения ревизий и проверок, рабочие записи контролеров, промежуточные акты, сличительные ведомости, копии документов, письменные объяснения должностных и материально ответственных лиц. Книга протоколов служит для регистрации заседаний ревизионной комиссии хозяйственного общества, общественной или кооперативной организации и служебных совещаний в штатных контрольно-ревизионных органах. В нее заносят содержание обсуждавшихся вопросов, выступлений и принятые решения. Срок хранения книги протоколов - постоянно.


35. Государственные контролирующие органы и организации


Полномочия по государственному контролю и инспектированию деятельности хозяйствующих субъектов предоставлены еще таким государственным органам, как: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования, Государственный фонд занятости, Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Федеральное казначейство Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, Контрольно-ревизионное управление Минфина России


36. Документальное оформление процесса и результатов инвентаризации


Инвентаризационные описи можно заполнять как от руки, так и с использованием компьютера. Но в любом случае они должны быть заполнены четко и ясно, без помарок и подчисток. Ошибки, допущенные при заполнении инвентарных описей, исправляются во всех их экземплярах следующим образом: неправильные записи зачеркиваются одной линией и над ними проставляются правильные записи. Исправления согласовываются со всеми членами инвентаризационной комиссии и материально ответственными лицами и подписываются ими. В инвентаризационных описях и актах инвентаризации недопустимо оставлять незаполненные строки, поэтому все оставшиеся незаполненными строки описи или акта должны быть прочеркнуты. Инвентаризационные описи передаются в бухгалтерию, где производится сравнение данных учета и данных инвентаризации. По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки правильности проведения инвентаризации. Их следует проводить с участием членов инвентаризационных комиссий и материально ответственных лиц обязательно до открытия склада, кладовой, секции и т.п., где проводилась инвентаризация.


37. Ревизия животных на выращивании и откорме


проверяются операции по выбытию животных: продажа, забой, падеж. Проводя проверку, ревизор должен знать о возможных нарушениях в указанных операциях. Например, выявляются факты, когда систематически в день падежа животного средней упитанности производят забой тощего животного. В первичных документах по этим операциям (акты на выбытие животных и птицы (забой, прирезка, падеж), как правило, производят умышленную фальсификацию данных. В акте на падеж отражают массу более крупного животного (в действительности забитого на мясо), а в акте на забой - наоборот. Рассмотренное недобросовестное действие осуществляется с целью присвоения неучтенного мяса. Для выявления указанного нарушения следует применять прием логического сопоставления взаимосвязанных документов и параллельного моделирования данных. Сплошным способом ревизор проверяет и другие, которые характеризуются повышенным риском возможных искажений (например, закупка скота у населения за наличный расчет, приобретение животных по договорам лизинга, мены). Завершая проверку, ревизор должен убедиться в том, что вся существенная информация о животных на выращивании и откорме, а также информация, раскрытие которой требуется действующими нормативными актами, правильно классифицирована и полно и точно представлена в бухгалтерской отчетности клиента и пояснительной записке к ней.


38. Проверка процесса продаж продукции


Основными задачами ревизии и аудита реализации являются следующие:

проверка обоснованности плана реализации и его выполнения;

определение правильности оформления первичных документов установление наличия, своевременности и правильности заключения договорных взаимоотношений предприятия с соответствующими заготовительными и другими организациями;

проверка качества реализованной продукции, уровня ее товарности;

контроль за правильным установлением закупочных и других цен;

определение полноты и своевременности поступления выручки на счета предприятия;

проверка выявления резервов увеличения реализации продукции и поступления выручки;

проверка полноты и правильности возмещения покупателями расходов, связанных с процессом реализации;

выявление потерь на стадии сбыта продукции и лиц, виновных в этом;

организация учета и проверка достоверности отчетных данных по реализации продукции, выполненных работ и услуг;

Материалами для проверки служат: накладные на вывоз и отпуск продукции со складов (ТТН); квитанции заготовительных организаций о приеме продукции; приходные кассовые ордера и ведомости на уплату средств наличными деньгами за купленную у предприятия продукцию; документы на отпуск продукции для продажи через свою торговую сеть, на колхозном рынке; отчеты материально ответственных лиц, занятых реализацией продукции; реестр документов по реализации продукции (работ и услуг); накопительные ведомости учета реализации продукции (работ и услуг); журнал-ордер 11 АПК, машинограммы; Главная книга; баланс предприятия.


39. Проверка расчетов с покупателями и заказчиками


Аудитору необходимо проверить:

заключены ли договоры поставки продукции;

реальность задолженности покупателей, что должно быть подтверждено актами инвентаризации счетов;

правильность ведения аналитического учета счета 62 "Расчеты с покупателями и заказчиками";

правильность составления бухгалтерских проводок по счету 62; - соответствие записей аналитического учета по счету 62 записям в журнале-ордере N 11, главной книге и балансе (при журнально-ордерной форме учета).


40. Проверка расчетов с поставщиками и подрядчиками


При проверке должен обратить внимание на следующее: - имеются ли договоры на поставку продукции (выполнение работ, услуг) и правильность их оформления;

имеется ли задолженность с истекшим сроком исковой давности

уплачен ли НДС с суммы авансовых платежей, поступивших в счет предстоящих поставок товаров

правильность ведения аналитического учета по счету 60, правильность составления бухгалтерских проводок по счету 60;

соответствие записей аналитического учета записям в журнале-ордере N 8, главной книге и балансе

правильность учета авансов, полученных в иностранной валюте;

осуществлялась ли инвентаризация расчетов

полноту оприходования материальных ценностей.

правильность списания затрат с кредита расчетов с дебиторами и кредиторами на себестоимость продукции (работ, услуг);


41. Понятие и задачи ревизии


Ревизия - это метод документального контроля за финансово-хозяйственной деятельностью предприятия, учреждения, организации, соблюдением законодательства по финансовым вопросам, достоверности учета и отчетности, способ документального разоблачения недостач, растрат, присвоений и краж средств и материальных ценностей, предупреждения финансовых злоупотреблений. По результатам ревизии составляется акт. Основные задачи ревизии заключаются в обеспечении:

) соответствующей сохранности денежных средств, документов, имущества и ценностей;

) полноты и достоверности информации о совершенных банковские операции

) достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности, соответствия правил их ведения и составления действующему законодательству;

) разработка предложений по устранению выявленных недостатков и нарушений и предотвращению их в дальнейшем;

) использование эффективных методов проведения ревизий, влияющие на улучшение результатов финансово-хозяйственной деятельности.


42. Виды ревизий по ведомственным признакам


По ведомственным признакам:

ведомственные ревизии - проводятся работниками определенного ведомства на подведомственных предприятиях;

внутрихозяйственные ревизии - работники объединения ревизуют деятельность внутренних подразделений;

вневедомственные ревизии - осуществляются органами государственного и общественного контроля, которые наделены контрольными правами по отношению к организациям всех отраслей экономики независимо от ведомственной подчиненности;

смешанные ревизии - осуществляются органами ведомственного, государственного и общественного контроля.

Статья 116. Нарушение порядка постановки на учет в налоговом органе

. Нарушение налогоплательщиком установленного настоящим Кодексом срока подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей.

. Ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателем без постановки на учет в налоговом органе по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, влечет взыскание штрафа в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такой деятельности, но не менее 40 тысяч рублей

Статья 14.1 Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения

. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица - влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.

. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

. Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

. Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), - влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц - от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Примечание. Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Статья 171. Незаконное предпринимательство

. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, - наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок до шести месяцев.

. То же деяние:

а) совершенное организованной группой;

б) сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере, -

в) утратил силу

наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.

Статья 15.5 Нарушение сроков представления налоговой декларации. Нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета - влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.

грубое нарушение правил учета дох. и расх. и объектов налогообложения.

43. Контроль и ревизия дебиторской и кредиторской задолженности


Целью проверки является проверка законности возникновения дебиторской и кредиторской задолженности и своевременности их погашения, правильности организации учета расчетов и мероприятий, проводимых руководством организации для устранения причин, вызывающих возникновение невостребованной задолженности. В зависимости от принятой в организации учетной политикой формы организации бухгалтерского учета ревизор может использовать в работе и соответствующие источники информации. Так, при применении в организации журнально-ордерной формы учета могут быть использованы следующие источники информации:

бухгалтерский баланс;

журналы-ордера №6, 8, 9, 11 и другие;

ведомости № 5, 7, 8, 9, 16 и другие;

оборотные ведомости;

карточки аналитического учета;

материалы инвентаризации расчетов;

первичные документы.

В зависимости от количества участвующих в расчетах организаций ревизор сам определяет метод проведения проверки - сплошной или выборочный. В большинстве проверок ревизоры принимают выборочный метод, однако, если учет расчетов находится в запущенном состоянии, целесообразно принимать сплошной метод проверки. Этот метод используется ревизорами и при незначительном количестве участвующих в расчетах организаций. Прежде всего, необходимо проверить наличие заключенных с партнерами договоров на покупку (продажу) материальных ценностей, выполненных работ, оказанных услуг. При этом должно быть обращено внимание на законность совершения сделки, соответствие условий выполнения заключенных договоров требованиям ГК РФ и других нормативных документов. Проверяется полнота и своевременность оприходования полученных материальных ценностей. При этом, в случае поступления товарно-материальных ценностей, на которые расчетные документы не получены, следует проверить, не числятся ли эти ценности как оплаченные, но находящиеся в пути или не вывезенные со складов поставщиков, и не числится ли стоимость этих ценностей как дебиторская задолженность. Необходимо проверить согласованность цен на ТМЦ, указанных в расчетных документах, с ценами, указанными в договорах поставки. Проверяется качество проведенной инвентаризации расчетов. В необходимых случаях следует провести встречную проверку, особенно это делается тогда, когда списывается на финансовые результаты не подтвержденная дебиторская задолженность, по которой истекли сроки исковой давности. Особо необходимо проверить все случаи отнесения дебиторской задолженности на издержки производства или обращения.


44. Проверка расчетов с подочетными лицами


Основная цель проверки - соблюдение действующего законодательства и правильность организации бухгалтерского учета в области расчетов с подотчетными лицами.

Основные задачи - подтверждение первоначальной оценки системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета расчетов с подотчетными лицами; проверка организации аналитического учета расчетов с подотчетными лицами; подтверждение достоверности оформления и отражения на счетах бухгалтерского учета расчетов с подотчетными лицами.

Источники информации:

первичные документы по оформлению приема и выдачи наличных денег (кассовые расходные и приходные ордера);

журнал регистрации расходных и приходных кассовых документов;

первичные оправдательные документы кассовым документам (авансовый отчет, командировочное удостоверение, чеки и т.д.); авансовые отчеты.

План и программа проверки этап. Проверка и изучение приказа об установлении круга лиц, которым предоставлено право получать деньги под отчет на хозяйственно-операционные расходы.

Проверка наличия журнала учета работников, выбывающих в командировки и прибывающих из командировок.

Проверка наличия в учетной политике сроков, на которые выдаются деньги под отчет.этап. Проверка правильности оформления первичных учетных документов. Обратить внимание на оправдательные документы (наличие на чеках реквизитов и пр.).

Проверка правильности проведения инвентаризации расчетов с подотчетными лицами.

Проверка соответствия записей о выдаче, использовании, возврате подотчетных сумм данным регистра по счету 71.

Установление факта выдачи денежных средств под отчет при наличии остатка неизрасходованного предыдущего аванса.

Проверка своевременности возврата неизрасходованных подотчетных сумм, выданных на командировочные и операционно-хозяйственные расходы.

Проверка правильности отнесения на себестоимость операционно-хозяйственных расходов из подотчетных сумм и оприходования приобретенных через подотчетных лиц материальных ценностей.

Проверка правильности отражения в учете приобретения материальных ценностей.

Проверка обоснованности предъявления бюджету НДС по приобретенным материальным ценностям, оплачиваемым работам и услугам.

Проверка правильности учета норм (пределы норм) на командировки.

Проверка учета операций с валютой, в частности, курсовых разниц.

Проверка правильности расчетов с лицами, не работающими в организации.


45. Проверка образования и использования средств УК


Организации, осуществляющие производственную и иную коммерческую деятельность и выступающие в виде хозяйственных товариществ и обществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий, характеризует и объединяет одно важное условие их образования и функционирования - наличие уставного капитала (фонда).

Для понимания характера операций, осуществляемых по уставному капиталу, рассмотрим правовую основу его образования и изменения в организациях. Правовую основу уставного капитала составляют юридические процедуры, определяющие:

размер капитала;

состав капитала;

сроки и порядок внесения вкладов в уставный капитал участниками;

оценку вкладов при их взносе и изъятии;

порядок изменения долей участников;

ответственность участников за нарушение обязательств по внесению вкладов.

Изменение уставного капитала в организациях различных организационно-правовых форм собственности сопряжено с процедурой переутверждения его размеров и перерегистрации учредительных документов в органах государственной регистрации. Решение об изменении размеров уставного капитала принимается в порядке, установленном законодательством для организаций соответствующих форм собственности.

Уставный капитал может быть изменен по своим размерам в соответствии с законодательством в порядке, установленном в учредительных документах организации, в сторону увеличения или уменьшения. Увеличение размеров уставного капитала организаций всех организационно-правовых форм может производиться в следующих случаях и за счет:

привлечения дополнительных денежных и материальных ресурсов от участников при увеличении размеров их долей или дополнительном приеме участников, а также со стороны, в случае осуществления акционерными обществами дополнительной эмиссии акций;

распределения чистой прибыли на увеличение уставного капитала;

направления дивидендов на увеличение уставного капитала;

направления средств добавочного капитала (эмиссионного дохода, дооценки имущества, стоимости безвозмездно полученного имущества, курсовых разниц по вкладам участников, выраженных в иностранных валютах, и др.) на увеличение уставного капитала;

средств специальных фондов, образованных ранее за счет чистой прибыли;

средств резервного капитала, образованного ранее за счет чистой прибыли;

получения дотаций и имущества от государственных или муниципальных органов (средств целевого финансирования).

Учет и обобщение информации об образовании, изменении размеров и состоянии уставного капитала (складочного капитала, паевого, уставного фонда) организации ведется на счете 80 "Уставный капитал".

Сальдо по счету 80 "Уставный капитал" должно соответствовать размеру уставного капитала, зафиксированному в учредительных документах организации. Записи по счету 80 "Уставный капитал" производятся при формировании уставного капитала, а также в случаях увеличения и уменьшения капитала лишь после внесения соответствующих изменений в учредительные документы организации.


46. Проверка образования и использования средств добавочного и резервного капитала


Понятие добавочного капитала не определено гражданским законодательством, оно раскрывается нормативными документами по бухгалтерскому учету. Добавочный капитал является одним из источников собственных средств организации. Он образуется в процессе хозяйственной деятельности предприятия в результате прироста стоимости активов предприятия, а также в результате присоединения к активам безвозмездно полученного имущества производственного назначения. Добавочный капитал включает в себя капитал переоценки, эмиссионный доход, капитал накопления. Капитал переоценки - прирост стоимости имущества в результате переоценок основных средств и незавершенного строительства организации, производимых по решениям правительства. Эмиссионный доход - полученные денежные средства и имущество в сумме повышения их величины над стоимостью переданных акций. Капитал накопления - прирост активов в результате инвестиционной деятельности организации, профинансированной за счет прибыли. Как правило, для отражения промежуточного увеличения размеров активов организации, не связанного с производством и результатами финансово-хозяйственной деятельности, используется счет 83 "Добавочный капитал". На счете 83 "Добавочный капитал" отражается опосредованно (расчетным путем) или вследствие прямого изменения величины активов увеличение размеров собственных средств организации, которое произошло в результате:

прироста стоимости внеоборотных активов в результате их переоценки;

прироста активов в результате безвозмездного получения имущества и денежных средств;

получения дополнительных ресурсов (денежных средств или имущества) при продаже акций в случае их первичного размещения по цене, превышающей их номинальную стоимость;

выявления положительных курсовых разниц по вкладам иностранных инвесторов в уставные капиталы российских организаций.

Порядок использования добавочного капитала определяется собственниками. Как правило, при рассмотрении результатов прошедшего года принимаются решения его использования на различные нужды:

распределение средств капитала на покрытие убытков от безвозмездной передачи имущества за счет аналогичного источника;

направление средств на увеличение уставного капитала, как правило, всех видов фондов, учтенных на счете 83;

использование на увеличение резервного капитала, на покрытие убытков, образование спецфондов, таких как средств эмиссионного фонда и фонда безвозмездно полученных ресурсов в части денежных средств.

.Понятия и значения контроля в условиях рыночной экономики.

2.Виды контроля

.Внутренний и внешний контроль

.Предварительный, текущий и последующий контроль

.Организационные формы контроля

.Государственный финансовый контроль: основные задачи, субъекты и объекты

.Внутриведомственный и внутрихозяйственный контроль

.Независимый контроль

.Понятия и задачи ревизии

.Виды ревизии по ведомственным признакам

.Основания и периодичность проведения ревизии

.Виды ревизий по содержанию и назначению

.Планирование контрольно-ревизионной работы

.Характеристика комплексных ревизий

.Организация ревизии финансово-хозяйственной деятельности организации

.Оформление результатов ревизии. Структура и содержание актов ревизии

.Классификация приемов и методов контроля

.Методические приемы документального контроля

.Методические приемы фактического контроля

.Контроль и ревизии кассовых операций

.Контроль и ревизия операций по счетам в банках

.Виды актов ревизии

.Выводы и предложения по акту ревизии и контроль за выполнением принятых решений

.Проверка своевременности и качественности проведения инвентаризации ТМЦ и достоверности отражения в отчете их результатов

.Проверка операций по движению ТМЦ

.Ревизия операций движения осн. ср-в

.Ревизия операций по движению НМА

.Ревизия расчетов по оплате труда

.Ревизия кредиторской и дебиторской задолженности

.Проверка расчетов с подотчетными лицами

.Проверка своевременности расчетов с бюджетом

.Ревизия кредитных взаимоотношений

.Ревизия производства продукции и формирования ее себестоимости

.Ревизия формирования фин. результатов и использования прибыли

.Проверка образования и использования средств уставного капитала

.Проверка образования и использования средств добавочного капитала

.Проверка создания и использования резерва по сомнительным долгам

.Программа ревизии и последовательность действий во время ревизии

.Порядок создания ревизионной комиссии предприятия

.Контроль и ревизия расчетов с органами соц. Страхования и обеспечения

.Особенности проведения ревизии по требованию правоохранительных органов

.Основные этапы ревизионной работы

.Программа ревизии и рабочая документация ревизора

.Делопроизводство по организации контрольно-ревизионной работы

.Государственные контролирующие органы и организации

.Документальное оформление процесса и результатов инвентаризации

.Ревизия животных на выращивании и откорме

.Проверка процесса продаж продукции

.Проверка расчетов с покупателями и заказчиками

.Проверка расчетов с поставщиками и подрядчиками

Статья 199 Уголовного кодекса РФ. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации

1. Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации путем непредставления налоговой декларации или иных документов, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, либо путем включения в налоговую декларацию или такие документы заведомо ложных сведений, совершенное в крупном размере, - наказывается штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

. То же деяние, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору;

б) в особо крупном размере, - наказывается штрафом в размере от двухсот тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до шести лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Примечания.

. Крупным размером в настоящей статье, а также в статье 199.1 настоящего Кодекса признается сумма налогов и (или) сборов, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более двух миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая шесть миллионов рублей, а особо крупным размером - сумма, составляющая за период в пределах трех финансовых лет подряд более десяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 20 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая тридцать миллионов рублей.

. Лицо, впервые совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, а также статьей 199.1 настоящего Кодекса, освобождается от уголовной ответственности, если этим лицом либо организацией, уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с которой вменяется данному лицу, полностью уплачены суммы недоимки и соответствующих пеней, а также сумма штрафа в размере, определяемом в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации.

Статья 122. Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора)

1. Неуплата или неполная уплата сумм налога (сбора) в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога (сбора) или других неправомерных действий (бездействия), если такое деяние не содержит признаков налогового правонарушения, предусмотренного статьей 129.3 настоящего Кодекса, влечет взыскание штрафа в размере 20 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).

. Утратил силу. - Таможенный кодекс РФ от 28.05.2003 N 61-ФЗ.

. Деяния, предусмотренные пунктом 1 настоящей статьи, совершенные умышленно, влекут взыскание штрафа в размере 40 процентов от неуплаченной суммы налога (сбора).

. Не признается правонарушением неуплата или неполная уплата ответственным участником консолидированной группы налогоплательщиков сумм налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков в результате занижения налоговой базы, иного неправильного исчисления налога на прибыль организаций по консолидированной группе налогоплательщиков или других неправомерных действий (бездействия), если они вызваны сообщением недостоверных данных (несообщением данных), повлиявших на полноту уплаты налога, иным участником консолидированной группы налогоплательщиков, привлеченным к ответственности в соответствии со статьей 122.1 настоящего Кодекса.