80,23
• Фондоотдача в 2013г. по сравнению с 2012г. увеличилась
на 0,87 руб./ руб., или 46,8%,
• Фондоемкость с одного рубля товарной
продукции на протяжении всего периода снижается на 0,17 руб./руб., или 31,9%.
• При опережении темпа роста основных
фондов над темпом увеличением численности рабочих фондовооруженность снизилась
в 2013г. на 38,9 тыс. руб./чел., или 19,8%.
1.8
Статистическое изучение оборотных фондов
Для обеспечения производства предприятие должно располагать определенной
суммой оборотных средств, представляющих собой наличные средства, счета
дебиторов и запасы, конвертируемые в деньги в течение года.
Рассмотрим состояние оборотных средств анализируемого предприятия за 2011
- 2013г. в таблице 10.
Таблица 10 - Оценка структуры оборотных средств
Оборотные активы
|
2011г.
|
2012г.
|
2013г.
|
|
тыс. руб.
|
% к итогу
|
тыс. руб.
|
% к итогу
|
тыс. руб.
|
% к итогу
|
1. Запасы, в том числе:
|
684
|
86,15
|
502
|
100
|
444
|
50,51
|
-сырье и материалы
|
684
|
86,15
|
502
|
100
|
444
|
50,51
|
2. Дебиторская
задолженность
|
110
|
13,85
|
-
|
-
|
435
|
49,49
|
Итого оборотные активы
|
794
|
100
|
502
|
100
|
879
|
100
|
За исследуемый период наблюдается снижение оборотных средств в 2012г. на
292 тыс. руб., или 36,8%; значительный рост в 2013г. по сравнению с 2012г. на
377 тыс. руб., или 75,1%. Наибольший удельный вес в общей структуре оборотных
средств составляют запасы: в 2011г. - 86,15%, 2012г. - 100% и 50,5%
соотве6тственно в 2013г. В 2013г. дебиторская задолженность увеличилась на 325
тыс. руб., или 395,4% и составила 435 тыс. руб.
Анализ эффективности оборотных средств можно определить показателями
деловой активностью предприятия производится с целью выяснения эффективности
его текущей деятельности и результативности использования его материальных,
трудовых и финансовых ресурсов.
Коэффициенты деловой активности позволяют проанализировать, насколько
эффективно предприятие использует свои средства.
Таблица 11 - Оценка показателей деловой активности предприятия
Показатели
|
2011г.
|
2012г.
|
2013г.
|
Абс. откл.,+/-
|
|
|
|
|
2012г./2011г.
|
2013г./ 2012г.
|
1. Коэффициент
оборачиваемости всего капитала (капиталоотдача)
|
1,06
|
1,44
|
1,70
|
0,64
|
0,26
|
2. Коэффициент
оборачиваемости собственного капитала
|
1,28
|
1,70
|
2,04
|
0,75
|
0,33
|
3. Коэффициент
оборачиваемости оборотных активов
|
1,06
|
1,44
|
1,70
|
0,64
|
0,26
|
4. Оборачиваемость в днях
всех оборотных активов
|
124
|
61
|
73
|
-51,38
|
11,62
|
5. Коэффициент
оборачиваемости краткосрочной дебиторской задолженности
|
0,21
|
53,44
|
19,90
|
19,68
|
-33,54
|
6. Оборачиваемость в днях
дебиторской задолженности
|
1678
|
7
|
18
|
-1660,39
|
11,35
|
7. Коэффициент
оборачиваемости запасов
|
0
|
1,24
|
2,29
|
2,13
|
1,05
|
8. Оборачиваемость в днях
запасов
|
107,25
|
61,49
|
36,932
|
-70,32
|
-24,56
|
9. Коэффициент
оборачиваемости кредиторской задолженности
|
0,16
|
8,58
|
11,79
|
11,64
|
3,21
|
10. Оборачиваемость в днях
кредиторской задолженности
|
2284
|
42
|
31
|
-2253,1
|
-11,43
|
Показатели оборачиваемости имеют большое значение для оценки финансового
положения компании, поскольку скорость оборота средств, то есть скорость
превращения их в денежную форму, оказывает непосредственное влияние на
платежеспособность предприятия. Необходимо отметить, что в 2012г. периода
наблюдается повышение коэффициента оборачиваемости всего капитала на 0,64 и в
2013г. оборачиваемость капитала увеличивается еще на 0,26. Дефицит собственного
капитала на предприятии влечет к отсутствию его оборачиваемости. В нашем случае
эффективность использования своих средств в 2013г. составляет 2,04.
Оборачиваемость активов снижается в 2012 году на 51 день, в отчетном периоде
составляет 73 дня, по сравнению с прошлым периодом - 61 дня. По всем
показателям в 2013г. увеличивается продолжительность оборачиваемости в днях.
Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности в 2012г. снижается на
1660 день, но увеличивается в 2013г. на 11 дней в 2013г. Снижение дебиторской задолженности
свидетельствует об эффективной деловой активности. Срок погашения кредиторской
задолженности показывает средний срок возврата долгов организации по текущим
обязательствам. С 2011г. по 2013г. срок возврата увеличился на 11,6 дней, а с
2012г. - 2013г. увеличился на 3,2 дня, но снижается оборачиваемость в днях.
Все это лишь подтверждает устойчивость финансового положения на
предприятии.
1.9 Оценка
финансового состояния предприятия
Ликвидность баланса определяется как степень покрытия обязательств
организации ее активами, срок превращения которых в деньги соответствует сроку
погашения обязательств. Анализ показателей ликвидности ООО «Орион» представлен
в таблице 12.
Таблица 12- Анализ ликвидности баланса
Наименование показателя
|
Показатели ООО «Орион»
|
|
2011г.
|
2012г.
|
2013г.
|
Актив
|
|
А1 - наиболее ликвидные
|
0
|
0
|
0
|
А2 - быстро реализуемые
|
110
|
0
|
435
|
А3 - медленно реализуемые
|
684
|
502
|
444
|
А4 - трудно реализуемые
|
1366
|
1540
|
1665
|
Пассив
|
|
П1 - наиболее срочные
обязательства
|
369
|
316
|
418
|
П2 - краткосрочные пассивы
|
|
|
|
П3 - долгосрочные пассивы
|
|
|
|
П4 - постоянные пассивы
|
1791
|
1726
|
2126
|
В таблице 13 приведено соотношение итогов равенства групп по активу и
пассиву.
Таблица 13 - Соотношение итогов приведенных групп по активу и пассиву
Абсолютная ликвидность
|
По данным баланса ООО
«Орион»
|
|
2011 г.
|
2012г.
|
2013 г.
|
А1 ≥ П1
|
А1 < П1
|
А1 < П1
|
А1 < П1
|
А2 ≥ П2
|
А2 > П2
|
|
А2 > П2
|
А3 ≥ П3
|
А3 > П3
|
А3 > П3
|
А3 > П3
|
А4 ≤ П4
|
А4 < П4
|
А4 < П4
|
А4 < П4
|
По данным таблицы 12 можно сделать вывод о том, что выполняется только
третье и четвертое условие, поэтому на конец периода баланс ООО «Орион» нельзя
считать ликвидным. Но положительным моментом в деятельности предприятия
является соблюдение минимального условия финансовой устойчивости - наличие у
предприятия собственных оборотных средств.
Платежеспособность означает наличие у предприятия денежных средств и их
эквивалентов. Основными признаками платежеспособности являются:
·
наличие в
достаточном объеме средств на расчетном счете;
·
отсутствие
просроченной кредиторской задолженности.
Коэффициенты ликвидности могут характеризовать финансовое положение как
удовлетворительное, однако по существу эта оценка может быть ошибочной, если в
текущих активах значительный удельный вес приходится на неликвиды и
просроченную дебиторскую задолженность.
Анализ платежеспособности ООО «Орион» рассмотрен в таблице 14.
Таблица 14 - Анализ платежеспособности предприятия
Показатели
|
2011г.
|
2012г.
|
2013г.
|
Абс. Откл., (+/-)
|
|
|
|
|
2012г./
|
2013г./
|
|
|
|
|
2011г.
|
2012г.
|
Общий показатель
ликвидности
|
0,71
|
0,48
|
0,84
|
-0,23
|
0,36
|
Коэффициент абсолютной
ликвидности
|
0
|
0
|
0
|
0
|
0
|
Коэффициент критической
ликвидности
|
0,3
|
0
|
1,04
|
-0,3
|
1,04
|
Коэффициент текущей
ликвидности
|
2,15
|
1,59
|
2,10
|
-0,56
|
0,51
|
Общий показатель ликвидности показывает соотношение суммы всех ликвидных
средств предприятия и суммы всех платежных обязательств.
Данный показатель свое наибольшее значение имел в 2013 году - 0,84, в
2012 же году он был равен 0,48, а в 2011 году - 0,71 пункта.
Коэффициент абсолютной ликвидности показывает долю текущих пассивов,
которая может быть покрыта немедленно, за счет активов, обладающих абсолютной
ликвидностью, и, соответственно, оценивает платежеспособность предприятия в
«мгновенном» периоде.
В нашем примере коэффициент не рассчитывается.
Коэффициент критической (срочной) ликвидности (оценки) свидетельствует о
способности предприятия погасить краткосрочную задолженность за счет наиболее
ликвидных текущих активов и рассчитывается как отношение суммы денежных
средств, краткосрочных финансовых вложений и дебиторской задолженности к
текущим пассивам (краткосрочным обязательствам).
Рекомендуемое значение этого показателя - не менее 0,8. Данный
коэффициент имеет высокое значение только в 2013г., но не соответствует
нормативному значению.
Коэффициент текущей ликвидности (коэффициент покрытия) характеризует
способность предприятия погасить свою краткосрочную задолженность за счет
имеющихся оборотных средств.
Рассчитывается как отношение суммы текущих активов (оборотных средств) к
текущим пассивам (краткосрочным обязательствам) предприятия.
Считается, что этот коэффициент должен находиться в пределах 1,0-3,5,
т.е. текущих активов должно быть, по меньшей мере столько, чтобы полностью
погасить краткосрочные обязательства.
В ООО «Орион» данный коэффициент на протяжении всего периода держится на
уровне нормативного значения, что свидетельствует о рациональном вложении
средств предприятия и их эффективном использовании.
Одним из направлений анализа финансовой устойчивости является
использование абсолютных показателей.
Его смысл заключается в том, чтобы проверить, какие источники средств и в
каком объеме используются для покрытия запасов.
При идентификации типа финансовой ситуации используется трехкомпонентный
показатель
S (x) = {1; 1; 1} - абсолютная финансовая
устойчивость;
S (x) = {0; 1; 1} - нормальная финансовая
устойчивость;
S (x) = {0; 0; 1} - неустойчивое
финансовое состояние;
S (x) = {0; 0; 0} - кризисное финансовое
(на грани банкротства).
Результаты анализа финансовой устойчивости ООО «Орион» приведены в
таблице 15.
Таблица 15- Анализ абсолютных показателей финансовой устойчивости
Показатели
|
2011г.
|
2012г.
|
2013г.
|
1. Источники собственных
средств
|
1791
|
1726
|
2126
|
2. Внеоборотные активы
|
1366
|
1540
|
1665
|
3. Наличие собственных
оборотных средств
|
425
|
186
|
461
|
4. Долгосрочные обязательства
|
0
|
0
|
0
|
5. Наличие собств. и
долгоср. Заемных источников
|
425
|
186
|
461
|
6. Краткосрочные
обязательства
|
794
|
502
|
879
|
7. Общая величина
собственных и заемных источников формирования запасов и затрат
|
684
|
502
|
444
|
8. Запасы и затраты
|
-259
|
-316
|
17
|
9. Излишек (+) или
недостаток (-) собственных оборотных средств (стр.3-8)
|
-259
|
-316
|
17
|
10. Излишек (+) или
недостаток (-) собственных и долгосроч. заемных ист. формирования запасов и
затрат
|
-259
|
-316
|
17
|
11. Излишек (+) или
недостаток (-) общей величины собств. и заемных источников формирования
запасов и затрат
|
110
|
0
|
435
|
Тип финансовой устойчивости
|
Неуст.
|
Неуст.
|
Устойч.
|
На основании данных представленных в таблице 11 можно сделать вывод о
том, что предприятие ООО «Орион» в 2013 году имеет абсолютную финансовую устойчивость.
Глава 2.
Статистическое изучение социально-экономического положения отрасли торговли на
примере Кемеровской области
2.1 Функции,
принципы формирования, сфера деятельности Федеральной службы государственной
статистики РФ и ее Территориальных органов (на примере Кемеровостата)
Статистика играет важную роль в управлении экономическим и социальным
развитием страны, так как правильность любого управленческого решения во многом
зависит от той информации, на основе которой оно принято. Только точные,
достоверные и правильно проанализированные данные должны приниматься во
внимание на высоких уровнях управления.
Федеральная
служба государственной статистики (Росстат, ранее Госкомстат) является
федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по
формированию официальной статистической информации о социальном, экономическом
<https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B0>,демографическом
и экологическом положении страны <https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D0%B0>
(далее - статистическая информация), а также функции по контролю и надзору в
области государственной статистической деятельности на территории Российской
Федерации.
Основными функциями Федеральной службы государственной статистики
являются:
• представление в установленном порядке статистической информации
Президенту РФ, Правительству РФ, Федеральному Собранию РФ, органам
государственной власти, средствам массовой информации, организациям и
гражданам, а также международным организациям;
• разработка и совершенствование научно обоснованной официальной
статистической методологии для проведения статистических наблюдений и
формирования статистических показателей, обеспечение соответствия указанной
методологии международным стандартам;
• разработка и совершенствование системы статистическихСтатистика играет
важную роль в управлении экономическим и социальным развитием страны, так как
правильность любого управленческого решения во многом зависит от той
информации, на основе которой оно принято. Только точные, достоверные и
правильно проанализированные данные должны приниматься во внимание на высоких
уровнях управления.
Изучением экономического и социального развития страны, отдельных
регионов, отраслей, фирм, предприятий занимаются специально созданные для этого
органы, образующие статистическую службу. В Российской Федерации функции
статистической службы выполняют органы государственной статистики и органы
ведомственной статистики.
Высшим органом управления статистикой в нашей стране является Федеральная
служба государственной статистики (ФСГС), созданная в соответствии с Указом
Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «Структура федеральных органов исполнительной
власти». ФСГС является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим
функции по формированию официальной статистической информации о социальном,
экономическом, демографическом и экологическом положении страны, а также
функции по контролю и надзору в области государственной статистической
деятельности на территории РФ.
Федеральная служба государственной статистики находится в ведении
Министерства экономического развития и торговли РФ.
Согласно постановлению Правительства РФ от 07.04.2004 № 188 основными
функциями Федеральной службы государственной статистики являются:
• представление в установленном порядке статистической информации
Президенту РФ, Правительству РФ, Федеральному Собранию РФ, органам
государственной власти, средствам массовой информации, организациям и
гражданам, а также международным организациям;
• разработка и совершенствование научно обоснованной официальной
статистической методологии для проведения статистических наблюдений и
формирования статистических показателей, обеспечение соответствия указанной
методологии международным стандартам;
• разработка и совершенствование системы статистических показателей,
характеризующих состояние экономики и социальной сферы;
• сбор статистической отчетности и формирование на ее основе официальной
статистической информации;
• контроль за выполнением организациями и гражданами, осуществляющими
предпринимательскую деятельность без образования юридического лица,
законодательства РФ в области государственной статистики;
• развитие информационной системы государственной статистики, обеспечение
ее совместимости и взаимодействия с другими государственными информационными
системами;
• обеспечение хранения государственных информационных ресурсов и защиты
конфиденциальной и отнесенной к государственной тайне статистической
информации;
• реализация обязательств РФ, вытекающих из членства в международных
организациях и участия в международных договорах, осуществление международного
сотрудничества в области статистики.
Методология статистических показателей, формы и методы сбора и обработки
статистических данных, установленные ФСГС, являются официальными
статистическими стандартами РФ.
В своей основной деятельности ФСГС руководствуется федеральными
статистическими программами, которые формируются с учетом предложений
федеральных органов исполнительной и законодательной власти, органов
государственной власти субъектов РФ, научных и других организаций и
утверждаются ФСГС по согласованию с Правительством РФ.
Основной задачей статистических органов страны является обеспечение
гласности и доступности общей (не индивидуальной) информации, а также гарантия
достоверности, точности и правдивости учтенных данных. Кроме того, задачами
ФСГС являются:
• представление официальной статистической информации Президенту РФ,
Правительству РФ, Федеральному Собранию РФ, федеральным органам исполнительной власти,
общественности, а также международным организациям;
• координация статистической деятельности федеральных органов
исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, обеспечение
условий для использования указанными органами официальных статистических
стандартов при проведении ими отраслевых (ведомственных) статистических
наблюдений;
• разработка экономико-статистической информации, ее анализ, составление
национальных счетов, необходимых балансовых расчетов;
• гарантирование полноты и научной обоснованности всей официальной
статистической информации;
• предоставление всем пользователям равного доступа к открытой
статистической информации путем распространения официальных докладов о
социально-экономическом положении Российской Федерации, субъектов РФ, отраслей
и секторов экономики, публикации статистических сборников и других
статистических материалов.
Главная задача Кемеровостата - обеспечение
информационных потребностей органов государственной власти и управления
Кемеровской области, средств массовой информации и общества полной, достоверной
статистической информацией о социальных, демографических, экологических и
других общественных процессах.
Для этого ежегодно:
- собираются и обрабатываются около 200 форм
федерального статистического наблюдения разной периодичности;
до респондентов доводится более 1,5 млн. листов
инструментария;
на региональном уровне обрабатывается более 100
млн. показателей;
ведется более 500 операционных баз по различным
направлениям статистики;
- выпускается свыше 300 публикаций различной
тематики (сборников, бюллетеней, справочников, докладов, аналитических
записок).
В структуру Кемеровостата входит 14 отделов. На начало
2013 года штатная численность составляла около 400 человек, из них 293
должности государственной службы. Из общего числа работающих 83% имеют высшее
образование, три четверти служащих имеют стаж работы в органах статистики более
10 лет.
Подразделения Кемеровостата присутствуют во всех
муниципальных образованиях области.
Технологическая инфраструктура Кемеровостата включает
в себя гигабитную локально-вычислительную сеть, оснащенную современной
вычислительной техникой и программными средствами.
Развернут собственный почтовый сервер, обеспечивающий
передачу электронной корреспонденции напрямую между центром и территориальными
подразделениями, исключая использование почтовых посредников.
Активно развиваются и внедряются перспективные
стандарты технологии сбора, формирования, хранения и распространения
статистических данных с использованием комплексных программ, осуществляется
переход на безбумажную технологию. Количество отчитавшихся предприятий, сдавших
отчётность в электронном виде в 2012г. составило 12756.
Открытый доступ к информации о деятельности
Кемеровостата и о социально-экономическом положении Кемеровской области
обеспечивает Интернет-портал Кемеровостата.
Кемеровостат сегодня - это сложившаяся самодостаточная
структура, включающая:
профессиональный коллектив, сочетающий опыт и знания
старшего поколения с инициативностью и новаторством молодых специалистов;
комплекс современных технических и программных
средств, обеспечивающих сбор, обработку, хранение и передачу информации;
информационный фонд, состоящий из широкого спектра
показателей социально-экономического развития Кемеровской области и муниципальных
образований в большой ретроспективе.
2.2 Изучение
основных показателей, характеризующих место отрасли в экономике региона и ее
развитие
В соответствии с Концепцией долгосрочного
социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года,
утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1662-р, и Основными направлениями деятельности
Правительства Российской Федерации на период до 2012 года, утвержденными
распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.11.2008 № 1663-р, одним из главных направлений перехода к
инновационному социально ориентированному типу экономического развития страны
является создание условий для улучшения качества жизни российских граждан, в
том числе за счет развития инфраструктуры товарных рынков, создания
конкурентной среды, обеспечения качества и безопасности товаров, услуг.
В Кемеровской области также приоритетами
социально-экономического развития являются обеспечение комфортных условий
проживания населения, рост уровня и качества жизни.
Потребительский рынок является своего рода индикатором
существующих в экономике социальных и экономических проблем, так как на долю
потребительских расходов, включая услуги, приходится
около 70 процентов всех денежных расходов населения Кемеровской области.
В отраслевой структуре валового регионального продукта
Кемеровской области оптовая и розничная торговля занимает третье место после добычи полезных ископаемых и обрабатывающих
производств, ее доля в 2012 году составила 12,6 процента.
По объему налоговых поступлений торговля занимает
второе место после добывающей промышленности и обеспечивает 17 процентов от всех поступлений в бюджетную систему Кемеровской области
(в 2012 году - 15,8 млрд. рублей).
В настоящее время на потребительском рынке Кемеровской области функционирует 15,4 тыс.
предприятий розничной торговли, из них 11,5 тыс. магазинов.
На предприятиях и в организациях оптовой и розничной
торговли работает 16 процентов от численности
занятого населения, или 207,8 тыс. человек.
По объему оборота розничной торговли Кемеровская
область находится на 3-м месте среди регионов Сибирского федерального округа и
на 17-м месте в Российской Федерации.
Мировой финансово-экономический кризис негативно
повлиял на состояние и показатели развития торговли - в 2011 году впервые за
несколько лет в области было отмечено снижение объемов оборота, розничный товарооборот сократился по сравнению с предыдущим
годом на 22 процента.
Однако реализация антикризисных мер, позитивные
изменения в экономике Кемеровской области позволили обеспечить стабилизацию и
некоторый рост потребительского рынка, что также напрямую коррелирует с ростом
реальных денежных доходов и покупательной способности населения. Это повлияло
на улучшение динамики розничного товарооборота.
В 2012 году восстановление потребительского спроса
происходило достаточно медленно, и оборот розничной торговли в течение года рос
умеренными темпами. В целом за 2012 год розничный товарооборот составил 259
млрд. рублей и увеличился на 4 процента в сопоставимых ценах.
В 2013 году позитивная динамика развития
потребительского рынка продолжилась: за январь-сентябрь 2013 г. розничный
товарооборот составил 214 млрд. рублей и
увеличился на 6,5 процента (в сопоставимых ценах) по сравнению с
соответствующим периодом предыдущего года.
Восстановление покупательского спроса отразилось и на
структуре оборота розничной торговли.
В разрезе товарных групп в текущем году опережающими
темпами рос оборот розничной торговли непродовольственными товарами - 109,3 процента к уровню 2012 года при росте оборота пищевых
продуктов 103,9 процента.
В период кризиса, в 2009
году, была отмечена тенденция экономии населения на приобретении товаров
длительного пользования, в результате чего в общем объеме розничной торговли
выросла доля пищевых продуктов, включая напитки, и табачных изделий, составив
49,8 процента, а доля непродовольственных
товаров снизилась до 50,2
процента.
За 2012-2013 удельный вес непродовольственных товаров
в структуре оборота увеличился до 53,4 процента; доля пищевых продуктов,
включая напитки, и табачных изделий составила 46,6 процента.
Ведущая роль в удовлетворении покупательского спроса
кузбассовцев принадлежит предприятиям организованной торговли - они обеспечивают 95,2 процентов оборота розничной торговли,
на долю розничных рынков приходится 4,8 процентов.
При этом в разрезе форматов торговли отмечается более
активное развитие продаж в стационарной торговле. За 9 месяцев 2013 года
прирост оборота розничной торговли торгующих организаций и индивидуальных
предпринимателей, осуществляющих деятельность вне рынка, составил 7,3 процента
к соответствующему периоду 2010 года,
при этом реализация товаров на розничных рынках и ярмарках сократилась на 7
процентов.
Тем не менее востребованной населением области
остается и рыночная торговля. В области действует 65 розничных рынков, на
которых создано около 12 тыс. торговых мест.
Одним из наиболее успешных и быстрорастущих сегментов
рынка в последние годы стали торговые сети.
Сегодня розничные сети регионального уровня
присутствуют не только в городах Кемерово и Новокузнецке, как это было всего
несколько лет назад, а практически во всех средних и малых
городах Кемеровской области.
Интенсивное развитие сетевых структур в области
связано с тем, что в условиях высокой конкуренции на
потребительском рынке они имеют определенные преимущества. Им гораздо легче
создать широкий ассортимент товаров и высокий уровень обслуживания, внедрять
новейшие торговые технологии, применять современные методы работы с клиентами.
Следует отметить также, что практически в каждой
территории на потребительском рынке присутствуют
розничные сети местного уровня - т.е. имеются
два или более торговых объекта, которые находятся под одним управлением или
используются под единым коммерческим обозначением. Например, в городе Юрга - ООО «Снегири», в городе Анжеро-Судженске - ЗАО «Сибирский колос».
Тем не менее розничные сети не доминируют на
потребительском рынке области. В них формируется 11 процентов оборота розничной
торговли.
В структуре оборота розничной торговли по
хозяйствующим субъектам в анализируемом периоде отмечается
устойчивая тенденция к росту доли крупных и средних коммерческих организаций (с 33,5 процента в 2009 году до 34,3 процента в 2013г.) и малых
предприятий (с 20 процентов до 22,9 процента), сокращению доли рынков (с 6 процентов до 4,8 процента) и индивидуальных
предпринимателей (с 37,2 процента до 33,4 процента).
В территориальном разрезе два самых крупных города Кемерово (в 2012 году - 32 процента) и
Новокузнецк (28 процентов) формируют 60 процентов
оборота розничной торговли. При этом на муниципальные районы приходится всего
9,5 процента товарооборота.
Кризисная ситуация 2010-2011 годов безусловно
отрицательно повлияла на состояние отрасли, что в первую очередь выразилось в
сокращении инвестиций и замедленном развитии инфраструктуры.
В этот период инвестиционная активность торгующих
организаций резко упала, объем инвестиций в основной капитал по виду
деятельности «Оптовая и розничная торговля» в 2010 году сократился на 29 процентов, еще более глубокое падение отмечено в 2010 году -
на 49 процентов. Всего за два года объем
инвестиций в отрасль снизился на 63 процента.
С 2012 года наметилась тенденция к оживлению
инвестиционной активности в отрасли -
объем инвестиций в основной капитал за 2012 год составил 2,5 млрд. рублей и
увеличился по сравнению с 2011 годом на 33 процента.
За первое полугодие 2013 г. инвестиции в отрасль составили 1,3 млрд. рублей и
увеличились в 1,65 раза по сравнению с соответствующим
периодом прошлого года.
Это отразилось и на развитии инфраструктуры отрасли.
За счет нового строительства и реконструкции в 2012 году было введено 25,3 тыс. кв. метров, в первом полугодии 2013 г. - 43,2 тыс. кв.
метров торговых площадей.
Обеспеченность населения предприятиями отрасли в
настоящее время составляет в среднем по области 570 кв. метров на 1тыс. человек
или 105 процентов к нормативу минимальной обеспеченности населения площадью
торговых объектов.
В Кемеровской области продолжается реализация социальной политики в сфере торговли, которая выражается в
первую очередь в создании сети губернских торговых предприятий.
В настоящее время в Кемеровской области действует 5
губернских рынков (в городах Ленинске-Кузнецком и
Прокопьевске - по 1, в городе Кемерово - 3) и 34 губернских магазина в 23 муниципальных
образованиях, в том числе в городе Кемерово - 3, городе Новокузнецке - 4,
городах Киселевске, Ленинске-Кузнецком, Прокопьевске,
Мыски, а также в Беловском и Новокузнецком районах - по 2.
Кроме того, в области открываются магазины «Кузбасские
продукты», в которых местные производители самостоятельно реализуют собственную
продукцию, а значит цены в них ниже, чем в среднем в розничной сети.
Местные товаропроизводители имеют также возможность
реализовывать свою продукцию без посредников напрямую
населению на постоянно действующих ярмарках (торговых площадках), что также
способствует сдерживанию цен на социально значимые продовольственные товары.
В 2012 году в области было проведено более 600
ярмарок, в том числе 300
сельскохозяйственных и
213 ярмарок «выходного дня», за 9 месяцев 2013 г.
проведено 480 ярмарок, из них 240 сельскохозяйственных и 150 - «выходного дня».
В целях оказания поддержки социально незащищенным
слоям населения департаментом промышленности, торговли и предпринимательства
Кемеровской области совместно с предприятиями потребительского рынка в 2011
году начата реализация проекта «Губернская
потребительская карта».
Губернская потребительская карта предназначена для
пенсионеров и дает право на получение скидки в размере 7 процентов на все группы товаров, исключая табачные изделия и
алкогольную продукцию. Накопительная сумма по одной карте - не более 3000 рублей в месяц.
Скидки предоставляются предприятиями на добровольной
основе без возмещения затрат из областного бюджета.
В настоящее время в Кемеровской области функционирует
около 13 тыс. хозяйствующих субъектов, осуществляющих поставки товаров (за
исключением производителей товаров). Из них 2,7 тыс. субъектов осуществляют
торговлю пищевыми продуктами, включая напитки, и табачными изделиями. В
основном (92 процента) это микропредприятия с
численностью до 15 человек.
Только около 13 процентов предприятий имеют
ассортимент в пределах 1000 наименований, у большей части предприятий узкий
ассортимент до 200 наименований или специализированный.
Количество используемых складских помещений на
территории области около 450 единиц, общая складская площадь - 443 тыс. кв.
метров.
На территории области отсутствуют складские помещения
современного типа (категории А), в основном это склады категории В и С (около
80 процентов всех помещений).
Преодолеть отрицательное влияние кризисных явлений в
сфере оптовой торговли пока не удалость. В течение последних четырех лет (2010-2013 гг.) оборот
оптовой торговли сокращается в среднем на 5-7 процентов в год.
Доля оптовой торговли продовольственными товарами составляет 14,5 процента в общем объеме оборота оптовой торговли.
На долю субъектов малого предпринимательства
приходится 24 процента оборота оптовой торговли.
За последние три года как на федеральном уровне, так и
на областном был принят ряд нормативных документов, регулирующих сферу торговой
деятельности.
В 2009 году был принят Федеральный закон от 28.12.2009
№ 381-ФЗ «О государственном
регулировании торговой деятельности в Российской Федерации», который вступил в
силу с 1 февраля 2010 г.
На сегодняшний день в Кемеровской области приняты все
нормативные правовые акты, необходимые для реализации Федерального закона от
28.12.2009 № 381-ФЗ «О государственном
регулировании торговой деятельности в Российской Федерации».
В сфере торговли в Кемеровской области сформировалась
конкурентная среда, способствующая развитию разнообразных форм обслуживания,
активному появлению современных типов предприятий.
Экономические показатели отрасли в целом
удовлетворительные и свидетельствуют о наличии потенциала для ее дальнейшего
развития.
Однако, несмотря на положительную в целом динамику
развития сферы торговли, существует целый ряд проблем, решение которых требует
применения программных методов для дальнейшего совершенствования торговой
деятельности в Кемеровской области.
Основными проблемами остаются вопросы обеспечения
территориальной и ценовой доступности товаров и услуг населению, улучшения культуры и качества обслуживания.
Это обусловлено следующими причинами:
• неравномерным расположением
предприятия торговли на территории области;
• недостатком финансовых оборотных
средств у субъектов потребительского рынка и сферы услуг;
• недостаточным платежеспособным
спросом населения;
• объективными процессами выбытия
(закрытия) отдельных предприятий (объектов) и необходимостью их замещения в
сети;
• наличием предприятий торговли с
устаревшей материально-технической базой, требующей реконструкции в целях
повышения качества обслуживания населения.
Система обеспечения безопасности и качества товаров,
работ, услуг не позволяет в полной мере предотвратить производство опасной и
недоброкачественной продукции, некачественное оказание услуг. Данная проблема
связана с рядом следующих негативных явлений в сфере потребительского рынка,
это:
• строительство и реконструкция объектов
потребительского рынка и сферы услуг не всегда осуществляется с учетом требований
нормативных правовых актов;
• наличие диспропорций в системе
товародвижения;
• недостаток современных типов торговых
структур, особенно в оптовом звене;
• низкий уровень конкуренции на рынке
непродовольственных товаров;
• отсутствие системы стандартов обслуживания;
• недостаточно активная работа по внедрению
международных стандартов качества в организациях сферы услуг.
• Развитие сферы торговли сдерживают также
факторы, связанные с кадровой политикой:
• недостаток квалифицированного персонала;
• низкий уровень образования;
• текучесть кадров, связанная с низкой
заработной платой в торгующих организациях и др.
Механизмы рыночной экономики зачастую нестабильны и
подвержены внешним воздействиям, которые могут выражаться в изменении уровня
доходов населения, увеличении или уменьшении спроса на товары и услуги,
активизации инфляционных процессов и других экономических показателей. Таким
образом, перспектива развития сферы торговли определяется уровнем
потребительского спроса, развитием конкурентной среды, финансовым и кадровым
потенциалом.
Необходимо создание условий для расширения
ассортимента товаров и услуг, снижение ценового диапазона потребительских цен
на товары и услуги.
Развитию сферы торговли будут также способствовать
улучшение транспортной доступности, рост денежных доходов населения,
формирование потребностей в новых товарах и услугах со стороны предприятий и
населения.
К перспективным направлениям развития торговой
деятельности на территории области относятся следующие:
• стимулирование и реализация инвестиционных проектов,
направленных на строительство новых объектов торговой инфраструктуры;
• оптимизация размещения торговых объектов на
территории области, повышение эффективности их деятельности;
• изучение и внедрение передового опыта иных
субъектов Российской Федерации по обеспечению населения области услугами
торговли;
• стимулирование деловой активности торговых
предприятий и организация взаимодействия между хозяйствующими субъектами,
осуществляющими торговую деятельность, и хозяйствующими субъектами,
осуществляющими производство (поставки) товаров, путем организации и проведения
выставок, ярмарок, иных мероприятий организационного характера.
Принятие Программы обусловлено необходимостью
комплексной увязки мероприятий по развитию торговли в области, а также
консолидации усилий органов государственной власти Кемеровской области, органов
местного самоуправления и бизнеса.
Главной целью Программы является содействие развитию
торговли в Кемеровской области.
Программа определяет основные направления развития
торговли в Кемеровской области (Приложение 1).
Дополнительными (промежуточными) целями Программы
являются:
• реализация государственной политики в области
торговой деятельности в целях создания условий для наиболее полного
удовлетворения спроса населения на потребительские товары по доступным ценам в
пределах территориальной доступности, обеспечения прав потребителей на
приобретение качественных и безопасных товаров;
• создание на территории Кемеровской области
современной торговой инфраструктуры, основанной на принципах достижения
установленных нормативов обеспеченности населения области площадью торговых
объектов, равномерное и цивилизованное развитие различных форм торговой
деятельности на территории Кемеровской области;
• создание организационно-экономических условий
для эффективной деятельности хозяйствующих субъектов, осуществляющих торговую
деятельность, по удовлетворению потребностей населения Кемеровской области в
товарах и услугах, а также потребностей отраслей экономики в реализации потребителям
производимой продукции;
• формирование конкурентной среды на территории
Кемеровской области;
• повышение качества торгового обслуживания
населения Кемеровской области.
Задачами Программы, обеспечивающими достижение
поставленных целей, являются:
• совершенствование нормативно-правового
регулирования в сфере торговли;
• развитие торговой инфраструктуры и оптимальное размещение торговых
объектов;
• развитие торговли в сельской местности;
• определение и реализация комплекса мер,
направленных на повышение ценовой и территориальной доступности товаров,
качества и культуры торгового сервиса для населения области, обеспечение
качества и безопасности товаров;
• создание условий для деятельности сети социально ориентированных торговых предприятий;
• развитие конкуренции в сфере торговой
деятельности;
• привлечение инвестиций в развитие торговли на
территории области;
• обеспечение взаимодействия хозяйствующих
субъектов, осуществляющих торговую деятельность, и сельхозтоваропроизводителей
области, с целью установления прямых и долгосрочных хозяйственных связей;
• развитие кадрового потенциала торгующих
организаций.
В результате реализации Программы планируется
достигнуть следующих результатов:
) повышение ценовой и территориальной доступности
товаров для населения Кемеровской области;
) формирование торговой инфраструктуры с учетом
многообразия видов и
типов торговых объектов, форм и способов торговли, потребностей населения;
) рост физических
объемов розничного товарооборота на
-7 процентов в год (в
сопоставимых ценах);
) рост оборота розничной торговли в расчете на душу
населения:
год - 144,6 тыс. рублей,
год - 161,8 тыс. рублей;
) рост обеспеченности населения области площадью торговых объектов:
год - 642 кв. метров на 1000 человек
год - 674 кв. метров на 1000 человек
) создание ежегодно около
5000 новых рабочих мест на предприятиях торговли;
) привлечение инвестиционных ресурсов из внебюджетных
источников на развитие инфраструктуры, строительство и реконструкцию
предприятий оптовой и розничной торговли:
год - 5300 млн. рублей,
год - 5950 млн. рублей.
Целевые индикаторы (показатели эффективности
реализации Программы) с разбивкой по годам реализации Программы приведены в в
таблице 15.
Таблица 15 - Целевые индикаторы
Целевой индикатор
|
2014 г.
|
2015 г.
|
Темп роста оборота
розничной торговли к предыдущему году, %
|
106,0
|
107,0
|
Оборот розничной торговли
на душу населения, тыс. руб.
|
144600
|
161800
|
Обеспеченность населения
области площадью торговых объектов, м2 на 1000 чел.
|
642
|
674
|
Создание новых рабочих мест
на предприятиях потребительского рынка, ед.
|
5000
|
5000
|
Привлечение инвестиционных
ресурсов из негосударственных источников на развитие инфраструктуры,
строительство и реконструкцию предприятий оптовой и розничной торговли, млн.
руб.
|
5300
|
5950
|
.3 Изучение основных финансовых показателей отрасли
Сальдированный финансовый результат, доля убыточных организаций и сумма
убытка организаций по видам экономической деятельности приведены в таблице 16.
Таблица 16 - Сальдированный финансовый результат, доля убыточных
организаций и сумма убытка организаций отрасли торговли миллионов рублей
Показатели
|
I полугодие 2014г.
|
I полугодие 2013г.
|
|
Сальдо прибылей и убытков
(-)
|
Доля убыточных организаций,
%
|
Сумма убытка
|
Сальдо прибылей и убытков
(-)
|
доля убыточных организаций,
%
|
сумма убытка
|
Всего
|
1821
|
40,6
|
32800
|
-5252
|
34,3
|
33453
|
оптовая и розничная
торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и
предметов личного пользования
|
320
|
27,9
|
1726
|
2739
|
18,2
|
623
|
Рис.4- Динамика сумм убытков в оптовой и розничной торговле, тыс. руб.
Доля убыточных организаций в 1 полугодии 2014 года по сравнению с 1
полугодием 2013 года возросла на 9,7%, сумма убытка составила 1726 млн.руб.,
положительное сальдо - 320 млн.руб.
Заключение
При прохождении практики была рассмотрена такая отрасль экономической
статистики, как статистика торговли, которая занимает важное место в системе
отраслевых статистических дисциплин, так как имеет большое значение для
характеристики материального и культурного уровня народа. Статистика торговли
включает в себя множество разделов, центральным из которых является статистика
товарооборота. Тесно связана со статистикой товарооборота статистика товарных
запасов, определяющая их объём и состав в товаропроводящей сети. Важный раздел
статистики торговли - статистика государственных розничных цен, характеризующая
их динамику при помощи индекса цен.
Статистика издержек обращения и рентабельности торговых организаций даёт сведения
об общей сумме издержек обращения в оптовой и розничной торговле. Статистика
материальной базы торговли изучает динамику, состав, размещение и техническое
оснащение оптовой и розничной торговой сети и сети общественного питания.
Основные источники статистики торговли - отчётность государственных и
кооперативных торговых организаций и предприятий, а также единовременные
обследования и переписи, посвященные главным образом характеристике отрасли.
Торговая отрасль является лидером по количеству созданных
рабочих мест. Общая численность занятых в сфере торговли составляет около 12
млн. человек, или 17,7% от всего занятого населения страны в 2013 году.
Список
использованных источников
1. Абрютина,
М. С. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия / М. С. Абрютина,
А. В. Грачев А. В. М.: Дело и Сервис, 2009. 256 с.
2. Бланк,
И. А. Основы финансового менеджмента / И. А. Бланк. К.: НикаЦентр, Эльга, 2011.
Т. 1. 592 с.
. Ефимова,
О. В. Финансовый анализ. 4-е изд., перераб. и доп / О. В. Ефимова. М.:
Бухгалтерский учет, 2012. 528 с.
. Ковалев,
В. В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ
отчетности / В. В. Ковалев. М.: Финансы и статистика, 2010. 432 с.
. Крылов,
Э. И. Анализ финансового состояния и инвестиционной привлекательности
предприятия / Э. И. Крылов, В. М. Власова, М. Г. Егорова, И. В. Журавкова. М.:
Финансы и статистика, 2013. 192 с.
. Лермонтов,
Ю. М. Статистика: практическое пособие [Текст] / Ю. М. Лермонтов. - М. :
Проспект, 2010. - 584 с.
. Орлов,
Б. Л. Статистика Б. Л. Орлов, В. В. Осипов. М.: УРОА, 2010. 123 с.
. Савицкая,
Г. В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / Г. В. Савицкая. Мн.: ООО
«Новое знание», 2009. 688 с.
9. Селезнева,
Н. Н. Финансовый анализ / Н. Н. Селезнева, А. Ф. Ионова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011.
479 с.
10. Шеремет,
А. Д. Теория экономического анализа: учебник / А. Д. Шеремет. М.: ИНФРА-М,
2012. 333 с.
Похожие работы на - Анализ финансово-хозяйственной деятельности организации с использованием статистических методов
|