Стихотворения в прозе И.С. Тургенева
Доклад
Тема: «Стихотворения в прозе»
Тургенева
Выполнил:
ученик 10Б класса
Лицея №2 г. Иркустка
Куклин Алексей
ДОКЛАД
«Стихотворения в прозе» И..С.Тургенева.
Наряду с произведениями, посвященным отвлеченно-этическим
проблемам, появились «Стихотворения в прозе». Они создавались в течение четырех
лет (с 1878 по 1882 год), были написаны, как утверждал писатель, для самого
себя и для небольшого кружка людей, сочувствующих такого рода вещам.
«Стихотворения в прозе» состоят из двух разделов «Старческие»
и «Новые стихотворения в прозе». Первый раздел (51 стихотворение) был напечатан
в журнале «Вестник Европы» № 12 за 1882 год. «Новые стихотворения в прозе»
при жизни Тургенева не печатались.
Тургенев создал целую книгу стихотворений в прозе,
выразительно обозначив их характерные черты.
Лиризм, воссоздающий душевный строй, настроение автора. В
большинстве случаев – прямая автобиографичность и рассказ от первого лица.
Повышенная выразительность голоса, передающая то радость, то грусть, то
восторг, то смятение. Дневниковость, носящая исповедальный характер.
По содержанию цикл «Стихотворений в прозе» весьма
разнообразен. Значительеая часть «стихотворений» затрагивает
общественно-политические проблемы, посвящена размышлениям писателя о русском
народе, о родине, о счастье и красоте, о гуманности человеческих отношений. При
решении их глубоко интимный контакт с читателем, чуткость и человечность,
какой бы вопрос не решался – сугубо личный, общественный или планетврный.
Стихотворение в прозе дает возможность сгустить, сплющить
огромные временные и пространственные величины до величины одной фразы.
Острейшая наблюдательность позволяет обыкновенную бытовую деталь превращать в
символы.
Ритм стихотворений в прозе каждый раз нов, разнообразен,
подчинен авторской интонации. Каждая фраза, строка, абзац целая вещь выдержана
в определенном музыкальном ключе. Мелодичность эта подчас доходит у Тургенева
до сладкогласия, упоительного бельканто, как называют в Италии красивое,
плавное пение.
Каждое стихотворение в прозе, как камешек определенной
расцветки, кладется художником на свое место, и если отойти на расстояние и
издали взглянуть на
целое, то собранные вместе камешки кажутся мозайкой,
создающие цельную картину.
Одним из лучших политических стихотворений в прозе по
праву считается «Порог». Напечатан «Порог» впервые в сентябре 1883 года. Написано
оно под впечатлением процесса Веры Засулич, честной и саиоотверженной русской
девушки, которая стреляла в петербургского градоначальника Ф.Ф.Трепова. Она
стоит на пороге новой жизни. Писатель создает благородный образ
женщины-революционерки, готовой идти на любые страдания и лишения во имя
счастья и свободы народа. И она переступает через этот символический порог …
- Дура! – проскрежетал кто-то сзади.
-
Святая! –
пронеслось откуда-то в ответ».
С какой контрастностью передано отношение к одному и тому
же факту, явлению, событию со стороны двух совершенно разных людей!
Здесь не только два прямо противоположных друг другу
высказывания. Здесь два взгляда на мир, на жизнь, на людей. В вопросе о том,
как человеку прожить
свою жизнь столкнулись сбыватель и романтик (ое же Гражданин
с большой буквы, человек чести и высокого общественного сознания). Героине,
решившей принести в жертву свою жизнь, обыватель говорит «Дура!», романтик - «Святая!».
За этими короткими словами две философии. Обыватель рассуждает, казалось бы,
трезво: на свете каждый живет только один
раз, а посему – живи себе в свое удовольствие, ешь, пей, веселись; он рассуждает так, не задумываясь над
тем , что блага, которые он берет, нет, не берет – хватает, достались ему ценой
жертв, принесенных сильными и отважными людьми. Романтик называет героиню
святой. Романтик – человек, видящий в жизни не только малые дела и малые цели,
но и большие дела и большие цели, готовый совершить прекрасное и героическое во
имя общего блага.
«Порог» заставляет каждого читателя задумываться над
своей жизнью, осмыслить и, если нужно, переосмыслить ее.
Это стихотворение в прозе говорит каждому из нас, особенно
в юные молодые годы: приглянись к судьбам людей и направь свою жизнь к высокой
цели, достойной человека!
Откликнулся Тургенев и на русско-турецкую войну 1877-1878
годов. В эти годы, как и в эпоху создания романа «Накануне», он много
размышляет о вновь возникшем восточном вопросе, об освободительном движении
славнских народов. Писатель симпатизирует восставшим болгарам и призывает
русский народ помочь им. Он осуждает кровавую бойню, втянувшую в «разверстую
пасть смерти» тысячи людей. Осуждая бессмысленность кровопролития и безумство
военачальников, Тургенев с горячим сочувствием говорит о жертвах войны. Одной
из таких жертв была Юлия Петровна Вревская – вдова генерала И.А.Вревского,
убитого на Кавказе в 1858 году. В 1874 году она гостила у Тургенева в
Спасском-Лутовине – с 21 по 26 июня. Сохранилось сорок восемь писем Тургенева к
Вревской. Уже весной 1874 года Тургенев пишет ей о своем чувстве кней, - «несколько
странном, но искреннем и хорошем». Он почти влюблен в нее. В 1877 году он пишет
ей еще одно откровение: «С тех пор, как я встретил вас, я полюбил вас дружески
и в тоже время имел неотступное желание обладать вами».
Для Вревской Тургенев стал одним из самых близких друзей.
Может быть, он ей нравился больше, чем друг. Но о замужестве она не помышляла. Она
мечтала о каком-нибудь подвиге во имя человечества; были у нее мечты ехать в Индию, очевидно - помагать бедным.
Война началась. Вревская сообщила Тургеневу, что едет
сестрой милосердия в Болгарию. «Желаю от всей души, чтобы взятый на вас подвиг
не оказался непосильным», - отвечал писатель.
В 1878 году Вревская умерла от тифа в болгарском госпитале.
Стихотворение «Памяти Ю.П.Вревской» было, по выражению Тургенева, цветком,
который он возложил на ее могилу.
Лучшие черты русского народа, его сердечность,
отзывчивость к страданиям ближних Тургенев запечатлел в стихотворениях «Два
богача», «Маша», «Щи», «Повесить его!». Здесь, как и в «Записках охотника»,
показано нравственное превосходство простого русского мужика над
представителями господствующих классов.
В «Стихотворениях в прозе» с особой теплотой Тургенев пишет
о родине. Прозвучав впервые, эта тема никогда не исчезала из творчества
писателя.
Среди стихотворений в прозе видное место занимает
патриотическая миниатюра «Русский язык». С необыкновенной тонкостью и нежностью
относился великий художник слова к русскому языку. Писатель призывал беречь наш
прекрасный язык. Он верил в то, что русскому языку принадлежит будущее, что с
помощью такого языка можно создавать великие произведения.
Сатирическим пафосом овеяна та часть стихотворений в
прозе, в которой развенчиваются стяжательство, клеветничество, корыстолюбие.
Такие человеческие пороки, как эгоизм, жадность, злость, остро изобличены в
стихотворениях:
«Довольный человек», «Писатель
и критик», «Дурак», «Эгоист», «Враг и друг», «Гад», «Корреспондент», «Житейское
правило». В основе некоторых из этих стихотворений лежат жизненные факты.
Например, в стихотворении «Гад» изображен продажный реакционный журналист Б.М.
Маркевич. Ряд стихотворений в прозе проникнут грустными раздумьями,
пессимистическими настроениями, навеянные длительной болезнью писателя.
Однако как бы ни были грустны и тягостны впечатления
личной жизни писателя, они не заслоняли перед ним мир. Обессиленный болезнью,
Тургенев все же стремился собственные страдания, пессимистическое настроение.
Он не утрачивал веру в будущее народа, в торжество прогресса и человечности.
Личным страданиям писатель противопоставлял мысли, утверждавшие веру в
человека. Пафосом гуманности и оптимизма проникнуты стихотворения «Воробей», «Мы
еще повоюем!».
«Любовь… сильнее смерти и страха смерти. Только ей, только
любовью держится и движется жизнь » - такова идея стихотворения «Воробей». В
стихотворении «Мы еще повоюем!» жизнеутверждение выражено еще более ярче: пусть смертоносный ястреб грозно
кружит над семейкой резвых воробьев. Они веселы и беззаботны, в них торжествует
жизнь. Пусть смерть неизбежна. Но склоняться перед ней преждевременно не следует.
Надо бороться. Борцам и смерть не страшна. В финале автор, отгоняя мрачные
думу, восклицает «Мы еще повоюем черт возьми!»
В «Стихотворениях в прозе» талант Тургенева блеснул новыми
гранями. Большинство этих лирических миниатюр отличается музыкальностью,
романтичностью;
в них выразительны
пейзажные зарисовки, выполненные то в реалистической, то в романтической
манере, а нередко – и с привнесением фантастического колорита.
До сих пор тургеневские «Стихотвореня в прозе» остаются
образцом мастерского владения русским слогом. Писатель знал тайну и
художественного и одновременно этического внушения и умел волновать не только
красотою, но и совестью своего таланта. Скупая сдержанность слога при щедрости
мыслей и красок, устранение всего лишнего и мешающего целостному восприятию
произведения, простота при глубине – все это читатель нходит в «Стихотворениях
в прозе».
В жанровом отношении цикл «Стихотворений в прозе»
многолик: здесь есть такие жанровые
разновидности, как сон, видение, миниатюрный рассказ, диалог, монолог, легенда,
элегия, послание, сатира и даже некролог. Это многообразие формы, сочитающееся
с красотой и изяществом слога, свидетельствует о высоком мастерстве художника.
Тургенев обогатил русскую литературу новыми изобразительными средствами и
проложил дорогу таким писателям, как И.Бунин, В.Короленко и другие, которые
продолжили развитие этого жанра.
2. Творческий путь Тургенева.
П.Г.Пустовойт.
3. «Стихотворения в прозе» Тургенева.
Л.А. Озеров