Розничная торговля в России

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    204,8 Кб
  • Опубликовано:
    2015-01-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Розничная торговля в России

Оглавление

Введение

. Российские торговые сети как формат современной розничной торговли

1.1    История организации розничной торговли в РФ

1.2    Форматы современной розницы

1.3    Обзор оборота розничной торговли за последнее время

2. Развитие розничной торговли

2.1 Торговые аспекты формирования единого экономического пространства

2.2 Иностранные инвестиции как важная составляющая развития

торговых розничных сетей

2.3 Перспективы развития российской торговли

Заключение

Список литературы

Введение

Российский рынок вступил в стадию зрелости, идет активная консолидация за счёт поглощения мелких и средних игроков. Усиливающаяся конкуренция приводит к активизации сделок по слияниям и поглощениям, причем инициатива исходит и от федеральных, и от региональных игроков. Все больше и больше вкладываются инвестиции в российский рынок, торговля развивается, становиться более широким выбор товаров, как отечественного производства, так и иностранного. Это все ведет к удовлетворению запросов каждого потребителя.

Увеличивается темп жизни - люди стремятся экономить время. Россияне больше заботятся о качестве жизни и собственном здоровье. За последний год объем торговли через супермаркеты, гипермаркеты и универсамы увеличился в 2 раза, что показывает о бурном развитии в нашей стране и регионе в частности сетевой розничной торговли. В России в целом заметно сокращается доля нецивилизованной торговли, доля рынков, киосков и павильонов. Потребители постепенно переходят на западные стандарты обслуживания и предпочитают современные форматы, которые позволяют экономить время, деньги, получать качественные услуги в одном месте. Кроме того, существует тенденция развития торговых центров и повышения роли культурно-развлекательных мероприятий.

Российские сети продолжают проникать в крупные города с развитой инфраструктурой и высокой покупательной способностью населения в связи с приходом в Москву и Петербург иностранных операторов, усилением конкуренцией в форматах, проблемами со строительством новых объектов.

Торговая сеть обеспечивает возможность быстро, удобно, с минимальной затратой сил и временем приобретать нужные товары и услуги в условиях свободного выбора и широкого ассортимента, недалеко от места работы и жилья в удобном и нужном количестве.

Актуальность выбранной темы заключается в возрастающей важности развития розничной торговли, так как именно розничная торговля позволяет динамично реагировать на изменения в рыночной среде и повышать качество жизни населения.

Цель работы - исследование организации внутренней торговли в России, основных форматов современной розничной торговли, а также дальнейшее развитие розничной торговли в Российской Федерации.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

рассмотреть историю организации розничной торговли в РФ;

исследовать форматы современной розницы, выявит наиболее развитый формат;

проанализировать оборот розничной торговли за последнее время, в том числе и в Поволжском Федеральном округе;

и сследовать торговые аспекты формирования единого экономического пространства и влияние на розничную торговлю РФ;

проанализировать иностранные инвестиции как важную составляющую развития торговых розничных сетей;

выявить перспективы развития российской торговли;

исследовать стратегию развития торговли в РФ на 2011- 2015 годы и период до 2020 года.

1. Российские торговые сети как формат современной розничной торговли

.1 История организации розничной торговли в РФ

В первые годы Советской власти особенно острой была проблема организации продовольственного снабжения трудящихся. Первыми мероприятиями Советского государства были введение рабочего контроля над производством и распределением, создание 26 октября (8 ноября) 1917 г. Народного комиссариата продовольствия (Наркомпрода) для обеспечения централизованного снабжения населения товарами и организации заготовок сельскохозяйственных продуктов. В мае - июне 1918 года, был принят «Декрет о продовольственной диктатуре». В 1918 году была установлена государственная монополия на торговлю важнейшими товарами народного потребления, был введён запрет на частную торговлю. Торговые сети и оптовые склады передавались Наркомпроду и его местным органам. Эти меры подорвали экономические позиции капиталистических элементов, усилилась борьба со спекуляцией, были созданы возможности улучшения снабжения трудящихся. В период Гражданской войны и иностранной интервенции 1918-20 гг. было установлено централизованное нормированное распределение предметов потребления (т.е. фактически, возрождалась «карточная система», введённая впервые ещё Временным правительством в 1917 году). Основной формой заготовок сельскохозяйственных продуктов стала введённая в 1919 году «продовольственная развёрстка», позволившая сосредоточить в руках государства необходимые ресурсы для снабжения рабочих промышленных центров и армии.

С переходом к новой экономической политике (НЭП) в 1921 году «продразвёрстка» была заменена продовольственным налогом, мелкая частная торговля вновь была разрешена, но при условии жёсткого контроля со стороны соответствующих государственных структур. С её возрождением необходимость в карточной системе пропала. Важность и высокую экономическую эффективность частной мелкой торговли доказывает тот факт, что, по состоянию на 1924 год, частному сектору принадлежало 88% предприятий розничной торговли, доля его в розничном товарообороте составляла 53%.

Переход к индустриализации, рост городского населения и денежных доходов значительно повысили спрос на товары, а мелкотоварное сельское хозяйство не могло обеспечить быстрого увеличения производства продовольствия и промышленного сырья. Это вызвало необходимость перейти в 1928 году к нормированному снабжению населения основными товарами по карточкам. По мере возрастания государственных товарных ресурсов была введена «коммерческая» торговля по более высоким ценам. Наряду с развитием кооперативной торговли росла государственная розничная торговля. С 1928 года началось создание «закрытых» распределителей, снабжавших товарами рабочих и служащих, «прикреплённых» к ним предприятий, а в 1932 году они заменены отделами рабочего снабжения (ОРСами). Была разрешена колхозная торговля, не планируемая государством, где цены устанавливались под влиянием спроса и предложения. В результате увеличения товарных ресурсов и развития торговли в 1935 году была окончательно отменена карточная система и установлена свободная открытая торговля. В 1935-1941 годах были введены единые государственные розничные цены; организационно перестроен торговый аппарат. Предприятия ОРСов и кооперативная торговая сеть в городах были переданы государственным торговым организациям. Главной сферой деятельности потребительской кооперации стало развитие торговли на селе. Объём розничного товарооборота государственной и кооперативной торговли за 1928-40 годы возрос в 2,3 раза; число предприятий розничной торговли и общественного питания увеличилось со 170 тыс. до 495 тыс. Возросла доля обобществлённых форм торговли в общем объёме розничного товарооборота.

В период Великой Отечественной войны системой государственного нормированного снабжения было охвачено до 77 млн. чел. На колхозных рынках в начале войны цены выросли, но уже в 1944 году уровень их заметно снизился благодаря «коммерческой» торговле продовольственными и промышленными товарами. Значительно сократившийся в 1942 году (по сравнению с 1940 годом), розничный товарооборот с 1943 года непрерывно возрастал, а к 1945 году достиг уровня 200%.

Несмотря на огромные трудности, вызванные войной, в конце 1947 года была налажена открытая торговля. Большую роль в этом сыграли подготовка соответствующей технической базы, восстановление и расширение основных фондов внутренней торговли, подбор и обучение торговых кадров. К 1950 года централизованные торговые сети полностью восстановились, а товарооборот превысил довоенный уровень (показатель 1950 года составлял 107% от уровня 1940 г.).

Таким образом, главной специфической чертой советской магазинной розничной торговли можно назвать её полное подчинение централизованным государственными структурам. Процесс централизации торговли начался в СССР во второй половине 1920-х годов, сразу после свёртывания НЭП.

Итак, во второй половине XX века в СССР господствовала единственная форма розничной торговли - государственная.

Рассмотрим вкратце её особенности и отличия и то влияние, которое она оказывала на благосостояние граждан:

Во-первых, огосударствление распространялось не только на формы собственности: оно воплощалось в жёстком административном регулировании всех элементов системы. Такой подход полностью нивелировал конкурентную борьбу и сказывался на общем снижении уровня сервиса в торговых точках, независимо от их размера и географического положения.

Во-вторых, на протяжении всей истории существования советского государства продажа продуктов питания и промышленных товаров массового спроса осуществлялась по принципу нормированного распределения.

В-третьих, с экономической точки зрения в СССР не существовало сетевого розничного формата в нынешнем его понимании. Употребляя термин «торговая сеть», историки, как правило, имеют в виду совокупность всех торговых точек, компактно на определённой территории. Ещё одним важным отличием является то, что сетевой магазин, в нынешнем понимании, должен занимать площадь не менее 400-500 кв. м. и иметь в продаже полный ассортимент товаров, от продуктов до одежды и предметов бытовой химии.

В советскую эпоху средняя торговая площадь составляла: в 1960-е гг. - 45 кв. м., в 1970-е гг. - 75 кв. м., в конце 1980-х гг. - 100 кв. м. С точки зрения ассортимента, магазины профилировались по отраслям: существовали отдельные магазины с унифицированными названиями «Молоко», «Хлеб», «Овощи-Фрукты», «Одежда», «Обувь». В крупных городах иногда строили относительно большие, так называемые универсальные магазины, но и они, как правило, подразделялись на только продуктовые («универсамы») и только для промышленных товаров («универмаги»).

Вплоть до начала 1990-х годов всех типах магазинов обслуживание велось продавцами через прилавок. Самообслуживание не развивалось по двум основным причинам: во-первых, из опасений воровства, во-вторых, из-за узости и ограниченности ассортимента. Также, развитию торговли мешало недопонимание государством необходимости наращивать упаковочные мощности предприятий торговли - именно это считается одной из причин провала первого эксперимента по открытию магазина самообслуживания в Москве в 1954 году. Тем не менее, активный прирост городского населения в 1970-х гг. вынудил чиновников вернуться к данной теме, и к началу 1980-х гг. в «спальных» районах Москвы насчитывалось порядка сорока магазинов самообслуживания.

Все вышеперечисленные факторы привели к тому, что к концу XX века общая ситуация на советском потребительском рынке была довольно удручающей: товарный дефицит находился на уровне 8-12%, качество товаров оставалось стабильно низким; ограниченный ассортимент товаров, вкупе с ограниченным набором дополнительных услуг (доставка товаров на дом, гарантийное и постгарантийное обслуживание) дополнялось крайне низким уровнем сервиса и мотивации продавцов.[1]

.2 Форматы современной розницы

Традиционно выделяют основные форматы розничной торговли: дискаунтеры, супермаркеты, гипермаркеты, универмаги, магазины «у дома», cash & carry. Но быстрое развитие розничного рынка требует адекватной реакции от торгующих организаций. И им приходится подстраиваться под спрос постоянно, экспериментируя с форматом.

Пожалуй, кроме «Дикси», ни одна розничная сеть не придерживалась на нашем рынке формата дискаунтера в том смысле, который в него был заложен при его создании в Германии, - очень узкий ассортимент тщательно отобранных товаров с быстрой оборачиваемостью. Например, «Пятерочка» отошла даже от принципа «мягкого дискаунтера» и стремится стать универсамом «у дома». Для этого она ввела свежие фрукты и овощи, расширила ассортимент до 3500 позиций.

В западных странах компании редко совмещают торговлю в различных форматах. Например, группа Metro AG для управления разными форматами создала отдельные компании, которые самостоятельно определяют стратегию развития и ведут оперативную деятельность. В формате cash & carry работает Metro Cash & Carry, гипермаркеты для населения развивает Real, а Media Markt строит гипермаркеты электроники. Отдельный быстро растущий сегмент российского рынка составляют компании, положившие в основу своего развития самые современные цифровые технологии.

Активно развивается и дистанционная торговля, история которой насчитывает около 130 лет. Сделать заказ покупатель может непосредственно в магазине через интеллект-терминалы, через интернет или по телефону. Получить заказ можно примерно через 12 часов, проверив и при необходимости отказавшись от любых продуктов. Заказ оплачивается при получении. Для бесперебойной работы создан распределительный центр, куда на обработку поступают заказы со 150-200 магазинов. Такая технология позволяет маленьким «Утконосам» экономить на аренде помещения, численности персонала, энергозатратах и держать цены примерно на 15% ниже, чем в супермаркетах. Дистанционный бизнес начинает серьезно конкурировать с традиционной розницей.

Российские компании зачастую смешивают под одним управлением разные форматы. Например, «Седьмой континент» развивает одновременно супермаркеты и гипермаркеты. При этом формат гипермаркетов используется в основном для выхода в регионы. Но и для своих супермаркетов фирма создала группу брендов, каждый из которых обладает своими особенностями по ассортименту, площади торгового зала и ориентирован на разные группы потребителей: «Седьмой континент - Гастрономия», «Седьмой континент - Пять звезд», «Седьмой континент - Универсам», «Седьмой континент - Рядом с домом». [14]

Одной из особенностей последнего времени стало бурное развитие розничной сетевой торговли в России. По данным Росстата в 2012 году доля розничных сетей в розничном товарообороте составила около 20%, против 15% в 2009 году. Причем, процесс интенсивного роста сетевой торговли еще далек от завершения, так как многие регионы России по-прежнему характеризуются крайне низким развитием сетевой розничной торговли. [11]

Среди регионов РФ многолетним лидером по развитию розничных сетей и соответственно их доле в товарообороте является северная столица - город Санкт-Петербург. В этом городе на долю торговых сетей по итогам января-августа 2013 года приходилось более 52% оборота розничной торговли. Санкт-Петербург является единственным в России регионом с долей сетей более 50%. Во всех остальных регионах это показатель не превышает 40%. Отчасти лидирующие позиции Санкт-Петербурга объясняются тем, что ряд крупнейших российских торговых сетей были основаны именно в этом городе.

Интересным представляется также тот факт, что из ТОП-10 регионов лидеров по доле розничных сетей 6 представляют Северо-Западный федеральный округ. Помимо лидирующего Петербурга высокой долей сетевой торговли характеризуются Ленинградская область - доля 38.8%, что соответствует 2-му место, Псковская область (31.8%, 5 место), Новгородская область (30.8%, 6 место), Мурманская область (30.4%, 7 место) и Ненецкий автономный округ (29.8%, 10 место).

Учитывая, что уровень развития экономик этих регионов существенно различается, столь значительная доля розничных сетей в них, по мнению экспертов РИА Рейтинг, может быть связана с двумя факторами. Во-первых, данные регионы характеризуются относительно суровым климатом, то есть из-за частой плохой погоды люди предпочитают приобретать товары в одном большом магазине, который, как правило, будет сетевым, а не на рынках, в ларьках или маленьких магазинчиках. А во-вторых, в этих регионах из-за близости к Европе и удаленности от других регионов России импортных товаров относительно много. При этом в отличие от импорта из стран Азии, когда многие товары возятся маленькими партиями (челноками), и потом продаются на рынках, импорт из стран Европы осуществляется организованно крупными партиями, которые реализуются именно через торговые сети.

На третьем месте рейтинга располагается Республика Адыгея, где почти 35% оборота розничной торговли в январе-августе 2013 года приходилось на торговые сети. Причиной относительно высокой доли сетевой торговли в Республике Адыгея, по мнению экспертов РИА Рейтинг, является то, что сетевые магазины открывались не только для удовлетворения потребностей жителей республики, но и для покупателей из Краснодарского края. При этом в последнее время Краснодарский край быстро развивал у себя организованную торговлю, поэтому магазины в Адыгее потеряли часть покупателей, а рост доли торговых сетей замедлился. Причем в 2012 году доля торговых сетей в Республике Адыгея даже снизилась по сравнению с 2011 годом.

Примерно такая же ситуация как в Адыгее и Краснодарском крае сложилась в Московском регионе. Многие торговые центры с сетевыми магазинами строились в Московской области в расчете на москвичей. Поэтому Московская область в рейтинге занимает 11-е место, а Москва лишь 48-е. При этом в Московской области сохраняется потенциал дальнейшего увеличения доли торговых сетей в розничном товарообороте. В 2013 году многие рынки, которые были расположены в Московской области рядом с МКАД, были закрыты, поэтому, вероятно, что в ближайшие годы доля сетевой торговли в Московской области вырастет за счет сокращения торговли на рынках.

Среди регионов с низким уровнем развития сетевой торговли можно выделить республики Дагестан, Ингушетия, Саха (Якутия) и Тыва, Чеченскую Республику, Сахалинскую область и Чукотский автономный округ, в которых розничные торговые сети обеспечивали менее 2% общего объема оборота розничной торговли. Это связано с небольшим объемом платежеспособного спроса в этих регионах, а также с тем, что логистика в них в силу различных причин очень затруднена и затратна. Это снижает привлекательность данных регионов для сетевых игроков. Помимо этих регионов еще в 9-ти доля сетевой розничной торговли составляет менее 10%. По мере развития федеральных и региональных сетей и эти регионы будут охвачены сетевой торговлей, поэтому в долгосрочной перспективе эксперты РИА Рейтинг ожидают относительно быстрое развитие данного сегмента розничной торговли.

По итогам восьми месяцев 2013 года доля сетевой торговли выросла в 69-ти регионах, а снизилась в 9-ти. Наиболее существенно доля торговых сетей в розничном товарообороте выросла в Кемеровской области. За 8 месяцев доля сетевой торговли выросла сразу на 22 процентных пункта, что позволило региону переместиться сразу на 59 мест вверх - с 68-го на 9-е. В Алтайском крае, Курганской области и Республике Марий Эл, а также в Томской области доля торговых сетей за январь-август текущего года увеличилась более чем на 6 процентных пункта. [15]

В мировом опыте есть немало примеров благотворного влияния сетевой торговли на социально-экономические показатели стран. Например, торговые сети из-за своей высокой ценовой гибкости благоприятно влияют на инфляцию, понижая ее. В России пока явно это не прослеживается, хотя в отдельные периоды, например во время острой фазы кризиса в конце 2008 года и начале 2009 года, розничные сети сдерживали рост цен на свой ассортимент, а иногда даже синхронно снижали цены на многие потребительские товары, что сказывалось на инфляции в целом. При этом наибольший позитивный эффект для населения был в тех регионах, где доля сетей выше.

Еще одна положительная сторона развития сетей проявляется в том, что есть явная закономерность между ростом товарооборота и долей сетевой торговли в регионе. То есть чем больше доля розничных сетей в регионе, тем выше темпы роста розничной торговли, что в конечном итоге способствует развитию экономки в целом. Таким образом, уже и на примере регионов России можно увидеть, что развитие розничной торговли благоприятно сказывается на жизни населения. [12]

По мнению экспертов РИА Рейтинг, торговые сети в России продолжат свое развитие, и в ближайшие три года доля сетевой торговли по стране в целом превысит 25% розничного товарооборота. При этом по-прежнему более быстрый рост будут демонстрировать относительно развитые регионы.

1.3 Обзор оборота розничной торговли за последнее время

Оборот розничной торговли в РФ в сопоставимых ценах ускорил рост в июне 2013 года до 3,5% по сравнению с июнем 2012 года, при этом по сравнению с маем он вырос на 1,9%.[11]

В абсолютных цифрах оборот ритейла в России в июне составил 1,933 триллиона рублей, говорится в оперативном докладе статистического ведомства (в мае - 1,892 триллиона рублей). Ускорение роста произошло после значительного замедления в мае (до 2,9%).

В первом полугодии 2013 года оборот розничной торговли вырос на 3,7% к аналогичному периоду 2012 года. В прошлом году за первые шесть месяцев ритейл рос гораздо быстрее - на 7,7% в годовом выражении. Минэкономразвития в этом году прогнозирует меньший рост оборота розничной торговли, чем в прошлом: на уровне 4,3% против 5,9% за 2012 год. Прогноз был снижен в апреле с ранее запланированных 5,4%. [16]

Ухудшение показателей динамики розничной торговли в значительной степени связано с замедлением роста спроса населения на непродовольственные товары. В 1 квартале 2013 г. темпы роста оборота торговли по этой категории продукции снизились до 5,8% в годовом выражении по сравнению с 7,4% в 4 квартале 2012 г. Отчетность российских розничных сетей в 1 квартале 2013 г. свидетельствует о замедлении потребительского спроса. Так, у сетей продовольственных магазинов Магнит и O’KЕЙ темпы роста сопоставимых продаж (оцениваемых по магазинам, работающим в составе сети более года) снизились по сравнению с показателями предыдущего квартала. Сопоставимые продажи Х5 Retial Group выросли впервые за последние 5 кварталов, но рост составил всего 0,5%. При этом трафик посетителей в этих трех сетях снижается или растет незначительно (в пределах 1%). В сети по продаже электроники и бытовой техники М. Видео темпы роста сопоставимых продаж в 1 квартале 2013 г. также немного ускорились (до 2,2%), но в целом существенно уступают показателям начала 2012 г. [6]

На текущий момент Приволжский ФО является крупнейшим по величине оборота розничной торговли сетей после Центрального. Аналогичную позицию он занимает и по количеству сетевых продовольственных магазинов, в настоящее время здесь присутствуют международные, федеральные и глобальные сетевые операторы продовольственной розницы.

По данным исследования РБК. research «Розничные торговые сети по продаже продуктов питания и сопутствующих товаров (FMCG) в России 2013», доля магазинов федеральных сетей (без учета специализированных и фирменных магазинов) составляла на апрель-май 2013 г. около 41 процента, снизившись на 4 п.п. по сравнению с аналогичным периодом 2012 года.

В целом Приволжский округ сохраняет статус региона с достаточно высокими доходами населения и уровнем ВРП. Кроме того, здесь расположены производственные мощности многих крупных производителей продовольственных товаров, что позволяет снижать логистические издержки. Здесь же сформировано несколько автомобильных кластеров - Самарская область, Республика Татарстан, Ульяновская область. В ближайшей перспективе объем иностранных инвестиций в указанные регионы продолжит расти, несмотря на временный спад в экономике.

Среднее количество сетевых продовольственных магазинов на 100 тыс. населения в исследованных РБК. research регионах Приволжского ФО на апрель-май 2013 г. заметно выросло, достигнув 33,9. Лидером была Саратовская область - здесь на 100 тыс. человек приходилось 49,6 магазина. Низкий уровень проникновения современной продовольственной розницы отмечен в Пензенской области, где среднее количество точек на 100 тыс. населения составило 20,6 магазина. [14]


.1 Торговые аспекты формирования единого экономического пространства

В 1990-2000-е надежды на экономическую интеграцию России со странами Восточной Европы оказались окончательно утраченными. В новых условиях некоторые возможности для развития экономической интеграции сохранялись только в отношениях между бывшими республиками СССР. В 1993 году в Москве все страны СНГ подписали договор о создании экономического блока для формирования на рыночных основах единого экономического пространства - Союз независимых государств (СНГ) объединивший 12 государств все экс-советские республики, кроме стран Балтии.

Важнейшую роль в развитии интеграционных процессов в формате Содружества Независимых Государств играет реализация решений саммита СНГ, состоявшегося в Душанбе 5 октября 2007 г. Следующим опытом экономической интеграции стали российско-белорусские отношения. Близкие отношения России и Белоруссии имеют не только экономическую, но и политическую основу: из всех постсоветских государств Белоруссия в наибольшей степени симпатизирует России. В 1996 Россия и Белоруссия подписали Договор об образовании Сообщества суверенных республик, а в 1999 - Договор о создании Союзного государства России и Белоруссии, с наднациональным органом управления. Таким образом, не пройдя последовательно всех интеграционных ступеней (не создав даже зоны свободной торговли), обе страны сразу приступили к созданию политического союза. Такое «забегание вперёд» оказалось не слишком плодотворным. [5]

Наиболее серьёзным подходом к интеграционному объединению является Евразийское Экономическое Сообщество (ЕврАзЭС), созданное по инициативе президента Казахстана Н. Назарбаева. Подписанный в 2000 президентами пяти стран (Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России и Таджикистана) Договор об образовании Евразийского Экономического Сообщества оказался (по крайней мере, на первых порах) более удачным, чем предшествующие интеграционные опыты. В результате понижения внутренних таможенных барьеров удалось стимулировать взаимную торговлю. Однако хотя объем взаимной торговли стран ЕврАзЭс растёт, доля их взаимной торговли в экспортно-импортных операциях продолжает снижаться, что является симптомом объективного ослабления экономических взаимосвязей.

Основной целью ЕврАзЭС является повышение эффективности формирования единого экономического пространства, начатого в таможенном союзе, с использованием новых, перспективных форм и механизмов взаимодействия. Создание единого экономического пространства предполагает следующие стадии:

формирование зоны свободной торговли ЕврАзЭС: в соответствии с Договором о Таможенном союзе и Едином экономическом пространстве от 26 февраля 1999 г., подписанном главами государств, между странами ЕврАзЭС в соответствии с двух- и многосторонними соглашениями действует режим свободной торговли товарами. В настоящее время Стороны договорились о необходимости разработки проекта договора о зоне свободной торговли в формате шести государств-членов ЕврАзЭС;

- формирование таможенного союза: в целях оптимизации процесса формирования таможенного союза и единого экономического пространства решением глав государств-участников ЕврАзЭС от 16 августа 2006 г. (г. Сочи) предусмотрено, что формирование таможенного союза (реализации в течение 2007-2010 годов,) а в дальнейшем и единого экономического пространства будет осуществляться первоначально на базе трех стран- России, Белоруссии и Казахстана - с последующим присоединением других государств-членов ЕврАзЭС. [8]

25 января 2008 г., главами правительств Республики Белоруссия, Республики Казахстан и Российской Федерации подписаны документы, формирующих правовую базу таможенного союза трёх государств.

Основной целью создаваемой международной интеграционной группировки является достижение четырёх степеней свободы: свободы движения товаров, услуг, капитала и рабочей силы. По мнению Юрия Щербанина, доктора экономических наук, профессора, для достижения каждой степени свободы необходимо выполнение определённого набора условий. Свободное перемещение товаров достигается при последовательном проведении в жизнь «пяти общих политик», которые необходимо разработать и принять - по торговле, сельскому хозяйству, транспорту, валюте и финансам и в области конкуренции. [15]

В ноябре 2011 г. главы государств России, Казахстана и Белоруссии подписали пакет документов о создании единого экономического пространства. Единое экономическое пространство ЕЭП, заработавшее с января 2012 г., представляет собой важный шаг на пути углубления интеграции трех стран - участниц Таможенного союза. Одновременно приступила к работе и Евразийская экономическая комиссия, которая заменила комиссию Таможенного союза и стала постоянно действующим наднациональным органом. Предполагается, что к 2015 г. полностью сформируется Евразийский экономический союз - интеграционное объединение, в рамках которого будут действовать единые тарифы и технические регламенты, единая банковская система и единая валюта, создан единый эмиссионный центр, осуществлена гармонизация трудового и миграционного законодательств. По словам министра торговли Евразийской экономической комиссии ЕЭК А. Слепнева, самые чувствительные проблемы, которые в ближайшее время необходимо решать, связаны с вопросами таможенных пошлин и адаптации к условиям ВТО. Вместе с тем положительные результаты движения на пути к экономическому объединению уже очевидны. Только за 2011 г. объем взаимной торговли трех стран увеличился на 35,9 % и составил 62,3 млрд. долл. Важным обстоятельством является и то, что поставки сырьевых товаров составляют менее половины 41% товарооборота, в то время как основная доля экспорта и импорта приходится на товары обрабатывающих отраслей. Таможенный союз стал третьим 11% товарооборота по важности торговым партнером ЕС после США и Китая.

Положительные результаты работы Таможенного союза уже очевидны:

Объем взаимной торговли в рамках Таможенного союза, в I полугодии 2011 года составил 58,1 млрд. долларов США и увеличился по сравнению с I полугодием 2010 года на 40 процентов. Россия, Беларусь и Казахстан переходят на принципиально новый уровень интеграции. 1 января 2012 года - начало работать Единое экономическое пространство.

Значительная часть сохраняющихся барьеров во взаимной торговле снята с введением в действие пакета соглашений, формирующих ЕЭП.[13]

С 22 августа 2013 Россия официально стала 156-й страной- членом Всемирной Торговой Организации. [15]

2.2 Иностранные инвестиции как важная составляющая развития торговых розничных сетей

Серьезный толчок к развитию розничной торговли в России дал приход западных торговых сетей. Первый магазин с иностранным участием был открыт в 1997 году в Москве - супермаркет розничной сети «Рамстор», который не сильно выделялся на фоне российских супермаркетов, например «Перекрёстка» или «Седьмого континента». А вот появление в Подмосковье в 2000 году шведского концерна ИКЕА и в 2001 году немецкой компания Metro Сash & Сarry, входящей в международную группу Metro AG, стало настоящим событием.

Успех ИКЕА заставил серьёзно заняться развитием розницы и отечественных производителей мебели. Крупнейшая российская мебельная компания «Шатура», только увидев, как активно развивается ИКЕА, сменила стратегию: с развития дилерского направления и открытия франчайзинговых магазинов на развитие сети собственной фирменной торговли. Также на больших площадях созданы жилые зоны квартиры, расставлены образцы мебели, оформлены интерьеры. Это позволило компании поддерживать ежегодный рост на уровне 40%.

Компания Metro декларирует обслуживание мелкооптовых (корпоративных) покупателей в сетевых магазинах, напоминающих розничные. Во всем мире основа её клиентской базы - отели, рестораны, кафе. В России же к моменту прихода гиганта все ещё велика была доля неорганизованной торговли, а ресторанов было явно недостаточно. Поэтому основными покупателями стали владельцы магазинчиков, а также частные лица, получающие карточки доступа как представители своей фирмы и покупающие товары лично для себя, хотя сама компания это активно отрицает.[9]

Главным результатом прихода крупных иностранных корпораций в российскую розницу стала серьёзная борьба за снижение цен. Иностранные ритейлеры использовали свои договоры с крупными международными производителями продуктов питания и товаров народного потребления для получения самых низких цен на рынке. Для отечественных торговцев это, с одной стороны, стало проблемой, с другой - дало возможность научиться «продавливать» поставщиков. [4]

Благодаря своим масштабам международным компаниям проще входить на наш рынок с крупными форматами (торговые площади - от 5 тыс. кв. м, ассортимент продовольственных и непродовольственных товаров - от 40 до 150 тыс. позиций), и это для них особенно привлекательно. Средняя площадь магазинов ИКЕА - 25 тыс. кв. м, Metro Сash & Carry - 7-9 тыс.). На непищевую продукцию в гипермаркетах приходится от 35 до 50% общего ассортимента. Непродовольственный сектор представлен самыми разными группами товаров: одежда и обувь, косметика, бытовая химия, электроника, различная бытовая техника, мебель, стройматериалы. [17]

Уже сегодня львиная доля сетевой торговли Москвы - в руках зарубежных торговых компаний. Впрочем, они преобладают и в других российских регионах. Расширяется сеть магазинов "Рамстор" турецкой компании "Раменка". Шведская торговая фирма "Икеа" готова строить в России гипермаркеты. Крупнейшая в Европе немецкая торговая компания "Метро" ("METRO cash & carry"), намерена стать лидером в российской мелкооптовой торговле. От неё не хочет отставать баварская "Маркткауф", французская "Ашан". Им наступают на пятки торговые сети "Бенетон", "Патэрсон". [14]

Низкий уровень наценки компенсируется масштабными оборотами. А высокая концентрация бизнеса позволяет экономить на логистике, оформлении документов и прочих расходах, что делает инвестиции более выгодными.

Современный этап развития розничной торговли в России характеризуется укрупнением отечественных торговых сетей и расширением их территориального присутствия в регионах. Следует отметить, что в своей деятельности международные операторы применяют прогрессивные торговые технологии и современные стандарты работы, что, в свою очередь, обусловливает их большую эффективность по сравнению с местными игроками. Существующие тенденции развития розничной торговли привели к обострению конкурентной борьбы и заставили ритейл изыскивать новые источники формирования устойчивых конкурентных преимуществ. [17]

На данный момент уровень конкуренции в секторе розничной торговли радикально изменяется. Известные торговые сети, такие как «Седьмой континент», «Рамстор», «Перекресток», «Пятерочка», «М.Видео», «Старик Хоттабыч» увеличивают свои обороты. Начали активно работать иностранцы, это - немецкая «Metro Cash and Carry», французская «Auchan», голландская «Spar», шведская «Ikea» и другие. На рынке розничных торговых предприятий конкуренция будет усиливаться. Для выживания в конкурентной борьбе предприятиям необходимо постоянно заботиться о формировании и поддержании конкурентных преимуществ. [4]

По мере роста российские ритейлеры не только опасались, что их положение может пошатнуться с приходом иностранных сетей, но и сами задумались о возможностях экспансии. Логично, что первыми были выбраны ближайшие соседи - Казахстан, Украина и Белоруссия.

Пионером стала компания «Патэрсон», открывшая супермаркет в Киеве в конце 2004 года. На тот момент руководство сети считало украинский рынок слабым и отстающим от московского на 4-5 лет, поэтому строило планы захватить за ближайшие два года не менее 10% местного рынка. В том же году «Пятёрочка» продала за 750 тыс. долларов франшизу харьковской компании «Инвестор», которая пообещала открыть к 2006 году не менее 30 магазинов под российским брендом в Харькове, Киеве и Днепропетровске. «Пятёрочка» рассматривала варианты и самостоятельного строительства магазинов, в частности гипермаркетов «Карусель». Весной 2005 года «Перекрёсток» приобрёл киевскую сеть SPAR, состоящую из пяти супермаркетов.

В те годы стоимость открытия универсама в России и на Украине оценивалась примерно одинаково - от 750 тыс. до 1,5 млн. долларов. Рынок Украины находился в начале бурного роста, доходы населения росли на 15% в год. В 2004 году объем украинского розничного товарооборота равнялся 10,6 млрд. долларов, российского - 172 млрд. Местная розница ещё не стала серьёзной силой. Финансовые показатели крупнейших местных ритейлеров и российских первопроходцев отличались в разы. Оборот Fozzy Group (сеть супермаркетов «Сiльпо» и «Днепрянка», дискаунтер «Фора», магазин cash & carry Fozzy) составлял около 290 млн. долларов, сети «Фуршет» - 240 млн., «Квиза-Трейд» (сеть гипермаркетов «Велика Кашеня») - 134 млн., сети дискаунтеров АТБ - 160 млн. долларов. На Украине уже работало подразделение Metro Cash & Carry Ukraine с оборотом около 150 млн. долларов.

К сожалению, российские сети не могут похвастаться столь впечатляющей динамикой. Ни одна из них не смогла воспользоваться своим опытом и ресурсами для захвата лидерства на рынке. Так, франчайзер «Пятёрочки» смог открыть на Украине к концу 2006 года лишь 16 магазинов. «Перекрёсток» не только не переименовал купленную им сеть SPAR, но и вынужден был закрыть один из магазинов. «Патэрсон» в декабре 2006 года открыл лишь третий магазин. [5]

Эксперты называют одной из главных причин неудач российских сетей на зарубежных рынках отсутствие жёсткой стандартизации и отработанного формата торговли.

Лучше обстоят дела у крупнейших непродовольственных ритейлеров: «Эльдорадо», «Евросеть», «Спортмастер», «Интерспорт». Уже представлены на рынке наших соседей одежные марки Sela, Baltman, Axara и другие, а также лидеры российского рынка по фастфудам и ресторанам «Росинтер» и «Кофе Хауз».

Выход на рынок сопредельных государств упрощается, если кроме отлаженных торговых технологий есть возможность предложить партнёру реальное товарное наполнение. Так, сеть магазинов Sela является только частью вертикально-интегрированного холдинга, поэтому, предлагая своим партнерам франшизу, она обеспечивает каждый сезон наполнение магазинов новыми коллекциями одежды. [3]

Сопоставление результатов исследования за 2009 и 2011 годы показывает, что сегодня ожидают усиления конкуренции между российскими сетями. Однако доля прогнозирующих усиление конкуренции с иностранными сетями также велика. Участники опроса ожидают роста конкуренции также между федеральными и региональными игроками. После поглощения сетей «Виктория» и «Копейка» на рынке розницы осталось восемь крупных игроков федерального уровня: шесть российских сетей (Х5, «Магнит», «ДИКСИ», «Лента», «Седьмой Континент» и «О’КЕЙ») и две иностранные (АШАН и МЕТРО/Реал). Скорее всего, иностранные сети будут расти органически (благодаря крупному формату их магазинов, предполагающему капиталовложения в строительство новых объектов), вытесняя региональных игроков. Российские операторы могут продвигаться в регионы и путем приобретения локальных компаний.

По-видимому, планируя нарастить выручку высокими темпами, сети рассчитывают потеснить и неорганизованную торговлю, и конкурентов. При этом если доля неорганизованной торговли действительно снижается, то конкуренция на рынке организованной торговли по мере его насыщения растет. [2]

.3 Перспективы развития российской торговли

Мнения о перспективности различных форматов у представителей компаний продуктовой и непродуктовой розницы значительно различаются. Участники опроса «Эрнст энд Янг» из числа операторов продуктового сегмента в основном стремятся развивать несколько форматов, отдавая предпочтение магазину у дома (63% участников опроса планируют расширять данный формат). Гипермаркеты и супермаркеты намерены

развивать около 50% участников, и только 13% отметили в своих планах дискаунтеров. Представители непродуктовой розницы, как правило, сосредотачивают усилия на одном- двух форматах магазинов. В качестве

приоритетных направлений развития они отметили дискаунтеров (57%) и Интернет-магазины (43%).

Подавляющее большинство участников исследования (представителей как продуктовой, так и непродуктовой розницы) считают стоковые магазины перспективным направлением развития сетей непродуктового сегмента. [18]

Для максимально полного удовлетворения потребностей населения в услугах торговли, стимулирование развития торговли, развития экономики в целом разработана Министерством промышленности и торговли РФ и утверждена приказом Минпромторга России (от 31 марта 2011 г.) Стратегия развития торговли в РФ на 2011- 2015 годы и период до 2020 года.

Разработанные положения cтратегии основаны на анализе существующих статистических данных, интервью с представителями отрасли торговли, экспертным и бизнес-сообществом, представителями органов власти, а также другими заинтересованными сторонами. Стратегия также учитывает положения концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации до 2020 года и утвержденных стратегий развития отраслей российской промышленности и проектов стратегий, подготовленных Минпромторгом России.

На основе проведенного анализа зарубежного опыта сделан вывод о необходимости обеспечения условий для развития конкуренции, поддержки малого бизнеса, не ограничивая развитие торговых сетей.

Основными целями (по отношению к торговой отрасли) производителей являются возможность достичь всех потенциальных потребителей (т.е. географический охват) с максимальной эффективностью (большой пропускной способностью каналов продаж) и минимальными издержками в системе дистрибуции. Основная цель потребителей - возможность получать качественные товары по приемлемым ценам и с приемлемым качеством сервиса. Основная цель предпринимателей в торговой отрасли - наиболее полное удовлетворение спроса покупателей.

Таким образом, основная цель стратегии - максимальное полное удовлетворение потребностей населения в услугах торговли путем создания эффективной товаропроводящей системы, соответствующей требованиям инновационного сценария развития экономики Российской Федерации и способствующей модернизации экономики Российской Федерации в целом.

К критериям эффективности товаропроводящей системы относятся:

·        количество торговых площадей современных форматов на 1000 чел. Именно этот критерий показывает географический охват системы дистрибуции для производителей и физическую доступность товаров для потребителей.

·        Доля современных форматов в обороте отрасли. Современные форматы, по сравнению с традиционными, отличаются большей эффективностью продаж (оборот на м2), меньшими удельными издержками, низкими ценами, более высоким качеством сервиса и контролем качества товаров. Поэтому данный критерий описывает эффективность системы дистрибуции для производителей, ценовую доступность, качество товаров и услуг для потребителей.

·        Степень консолидации отрасли (доля 5 крупнейших компаний). Консолидация позволяет реализовать критически значимые для отрасли эффекты масштаба в закупках, логистике, привлечении финансовых ресурсов.

Только крупные компании имеют возможность осуществлять масштабные инвестиции в инновационные технологии и методы работы, т.е. снижать издержки и повышать эффективность товаропроводящей системы.

Крупные компании имеют возможность оказывать влияние на поставщиков продукции с целью снижения цен, повышения качества товара, повышение эффективности бизнес-процессов, что приведет к росту конкурентоспособности экономики в целом, т.е. будет важным условием реализации инновационного сценария развития экономики.

Данный критерий описывает эффективность системы дистрибуции для производителей, ценовую доступность, качество товаров и сервиса для потребителей, повышает конкурентоспособность экономики в целом.

·        Доля в обороте дистанционной торговли. Данный критерий отвечает за географический охват товаропроводящей системы, качество сервиса (удобство) для потребителей, эффективность системы дистрибуции для производителей (часто меньшие удельные издержки по сравнению с физическими торговыми объектами).

Помимо этих четырех критериев необходимо также осуществлять мониторинг уровня развития конкуренции в торговле и динамику оборота малых предприятий, поскольку большинство позитивных эффектов консолидации могут быть реализованы только в условиях активной конкуренции.

В настоящее время уровень конкуренции в сфере розничной торговли в целом по России близок к среднему. В то же время степень развития конкуренция различается в зависимости от территории и в крупных городах достигает достаточно высокого уровня. По всем ключевым параметрам развития отрасли торговли Россия заметно отстает от развитых стран.

Прогноз ВВП на душу населения и оборота розничной торговли при инновационном сценарии развития экономики показывает, что Россия к 2015 году выйдет примерно на современный уровень Польши, Хорватии и Венгрии, а к 2020 на уровень Чехии, Словении и Португалии. Анализ ключевых параметров отрасли торговли данных стран позволяет установить целевые ориентиры, необходимые для реализации инновационного сценария развития торговли в России:

Рисунок 1.

*цифра дана на примере продовольственной торговли. Показатели в других сегментах торговли, например, в торговле электробытовыми товарами, средствами мобильной связи, уже в настоящий момент достаточно высоки и в будущем могут существенно превысить указанный показатель.

Исходя из целей стратегии, анализа проблем, возможностей и угроз, стоящих перед внутренней торговлей можно сформулировать 8 ключевых задач стратегии:

·        повышение эффективности регулирования сектора торговли

·        развитие инфраструктуры торговли

·        стимулирование развития торговли в малых и отдаленных населенных пунктах

·        снижение кадрового дефицита в торговле, повышение уровня профессиональной подготовки

·        обеспечение условий для развития конкуренции

·        поддержка развития малого и среднего бизнеса

·        стимулирование развития дистанционной торговли

·        совершенствование традиционных форматов торговли.

розничный торговля экономический инвестиция

Заключение

В ходе моего исследования дана историческая характеристика организации розничной торговли в России. Мною сделаны выводы, что в настоящее время основной современный формат розничной торговли в РФ представляет сетевой торговый бизнес.

Глобализация экономических процессов, вхождение России в мировое экономическое сообщество и Всемирную Торговую Организацию требует большего исследования закономерностей развития торговли как важнейшей составляющей национальной экономики в новых для России условиях рынка, благотворно влияет на розничную торговлю. Торговый бизнес как опорная составляющая развитых экономических отношений во многом способствует решению главной задачи общественного производства - удовлетворению разносторонних потребностей людей. Именно розничная торговля, реализуя, произведенную потребительскую стоимость, связывает, производство с потреблением и поддерживает баланс между спросом и предложением.

В экономике России ускоренно развивается ряд процессов и тенденций, которые оказывают сильное воздействие на розничную торговлю. За очень короткий период изменилась система ценностей и образ жизни потребителей, акценты переместились с функциональных свойств материальных продуктов на качество предоставляемых услуг.

Экономические преобразования, происходящие в стране, дали возможность активизировать процесс стабилизации потребительского рынка торговли. Одним из положительных последствий экономических преобразований в российской рознице стало возникновение конкуренции не только между отечественными предпринимателями, но и между российскими и западными компаниями. Известные конкурентоспособные отечественные компании уже сейчас оснащены лучше, чем ряд зарубежных супермаркетов, на высоком уровне находится не только технологическое оснащение, но и менеджмент.

Я считаю, что несмотря ни на какие экономические условия сетевая розница будет активно развиваться. По мере увеличения количества магазинов обострится борьба за покупателя. Сейчас конкуренция сетей выражается в том, как продать одинаковый товар дешевле и при этом сохранить жесткий контроль за качеством продаваемого товара.

Таким образом, можно сделать вывод, что российская розница вполне удачно смотрит в будущее с разумным оптимизмом. В будущем ожидает дальнейшая консолидация рынка и развитие современных форматов торговли.

Список использованной литературы

1.      Аникеева Н.В. Подход к реформированию предприятий потребительской кооперации. - Менеджмент в России и за рубежом, №2, 2009.

2.      Иванова Е.А. Особенности создания устойчивых конкурентных преимуществ предприятия розничной торговли в условиях рыночной власти потребителя / Е.А. Иванова // Научный вестник УАГС - июнь, 2011.

3.  Ильина Л.И. Роль конкурентоспособности в повышении эффективности социально- экономической деятельности потребительской кооперации/Л.И. Ильина//Вестник научно - исследовательского центра кооперативного права, управления и венчурных инвестиций. - Сыктывкар: Издательство Сыктывкарского университета, 2008.

4.      Крупнейшие торговые сети российского ритейла / Новости торговли - октябрь, 2011.

.        Либман А.М., Хейфец Б.А. Экспансия российского капитала в станы СНГ. - Вопросы экономики, №8, 2007.

.        Обзор макроэкономической ситуации вып. 10(222) 2013 г.

.        Радаев В.В. Организационные формы и конкурентные стратегии в российской розничной торговле В.В. Радаев, З.В. Котельниковой - М.: Вершина, 2008.

.        Романова О. ЕБРР об экономическом положении стран ЕврАзЭС. - Бюллетень иностранной коммерческой информации, 2007.

9.  Сидоров Д.В. Розничные сети. Секреты эффективности и типичные ошибки при работе с ними - Вершина, 2007.

10.    Стратегия развития торговли в РФ на 2011- 2015 годы и период до 2020 года разработана Министерством промышленности и торговли РФ и утверждена приказом Минпромторга России (от 31 марта 2011 г.)

Похожие работы на - Розничная торговля в России

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!