Роль медицинской сестры в профилактике нарушений осанки у детей дошкольного и школьного возраста

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Медицина, физкультура, здравоохранение
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    63,12 Кб
  • Опубликовано:
    2014-10-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Роль медицинской сестры в профилактике нарушений осанки у детей дошкольного и школьного возраста

ВВЕДЕНИЕ

осанка ребенок медицинский

Нарушение осанки у детей дошкольного и школьного возраста является одной из главных медико-социальных проблем, которая является актуальной на сегодняшний день. Дошкольный и школьный возраст в развитии ребенка являются периодам, когда закладывается фундамент его здоровья, физического развития и культуры движений. В стадии активного роста у детей могут появиться дефекты осанки, так как в этом возрасте идет активное формирование опорно-двигательного аппарата, закладываются основы функциональных возможностей организма. Правильная осанка важна не только для красоты, но и для здоровья т. к. неправильное положение костей приводит к смещению или сдавлению внутренних органов, что нарушает их кровообращение и затрудняет работу. На сегодняшний день дети любого возраста страдают сколиозом или сколиотической осанкой: от 7 до 9 лет - около 30%, 10-14 лет - болеет 40%, 15-17 лет - 33%.

Еще во времена гувернанток правильная осанка у детей формировалась практически с пеленок. Целая группа нянечек и воспитательниц строго следили за тем, чтобы ребенок не горбился, не уваливался на обеденный стол с локтями и не сидел криво за столом. Что же мы видим теперь? Исходя из данных статистики, примерно 70% россиян хотя бы раз в жизни испытывали боль или другие проблемы со спиной, а треть - страдает заболеваниями спины постоянно. Чтобы дети не столкнулись с подобным, укреплять детский позвоночник и формировать детскую осанку у ребенка нужно с самого рождения, так как скелет еще не успел полностью сформироваться, а нагрузка у ребенка достаточно большая. Например, такая как работа, на уроках за школьной партой, выполнение домашних заданий, к тому же сейчас дети огромное количество времени проводят за компьютером и чаще всего не следят за своим положением, за осанкой. Поэтому необходим постоянный контроль над развитием ребенка.

Цель исследования: определить роль медицинской сестры в профилактике нарушений осанки у детей дошкольного и школьного возраста.

Задачи исследования:

1.      Изучить особенности костной системы у детей дошкольного и школьного возраста

.        Рассмотреть часто встречающиеся заболевания у детей дошкольного и школьного возраста проявляющиеся при нарушениях осанки.

.        Проанализировать принципы лечения и профилактики нарушений осанки у детей дошкольного и школьного возраста.

.        Изучить роль медицинской сестры в профилактике нарушений осанки у детей школьного и дошкольного возраста.

ГЛАВА 1. АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ И СТРОЕНИЯ КОСТНОЙ СИСТЕМЫ

осанка ребенок медицинский

1.1    Понятийный аппарат

Болезнь Кальве - редко встречающееся заболевание позвоночника, в основе которого лежит асептический некроз тела одного или двух находящихся в позвоночном столбе позвонков.

Болезнь Кюммеля - травматическое асептическое воспаление тела позвонка.

Болезнь Шейермана-Мау - это прогрессирующая кифотическая деформация позвоночника, возникающая в период быстрого роста ребенка.

Метафиз. - отдел трубчатой кости, прилегающий к эпифизарной пластинке.

Эпифиз - небольшое образование, расположенное у позвоночных под кожей головы или в глубине мозга.

Метод Финка - реклинация позвоночника путем постоянного давления на его наиболее выступающую часть с помощью ватных валиков, подкладываемых больному, длительно находящемуся в гипсовой кроватке.

Реклинация - метод насильственного исправления деформации позвоночника воздействием силы, вызывающей его деформацию в противоположном направлении.

Рефлексотерапия - это различные методы (воздействие теплом, холодом, иглоукалыванием и т. д.), воздействия на определённые точки, находящиеся на теле человека.

1.2   
Особенности костной системы у детей

Позвоночник человека представляет собой длинный изогнутый столб, состоящий из ряда лежащих друг на друге позвонков. Наиболее типично следующее их количество: 7 шейных, 12 грудных, 5 поясничных, 5 крестцовых, 4 копчиковых. У ребенка число отдельных позвонков 33 или 34.  

Общая особенность строения костной системы у детей состоит в том, что она содержит больше хрящевой ткани вследствие чего гибкость скелета выше, чем у взрослых также костная система у детей содержит больше воды и меньше минералов. За счет этого кости детей более эластичные и менее хрупкие, чем у их мам и пап. Эти особенности отличают кости ребенка от костей взрослого. Рост костей у них происходит благодаря хорошему кровоснабжению. После появления точек окостенения удлинение костей происходит за счет ростковой хрящевой ткани, которая находится между окостеневшим эпифизом и метафизом. Рост костей в толщину происходит за счет надкостницы, при этом со стороны костномозгового пространства происходит увеличение размера кости в поперечнике.

В дошкольном возрасте кости мягкие, гибкие, недостаточно прочные, поэтому они легко поддаются как благоприятным, так и неблагоприятным воздействиям. В связи с более толстой надкостницей переломы у детей часто бывают поднадкостными.

В школьном возрасте увеличивается содержание кальция в костной ткани. Строение костной ткани только к 12 годам приближается к строению ее у взрослых. Еще одной особенностью костной системы детей является способность к быстрому заживлению любых повреждений. Но благодаря эластичности, податливости костной системы у детей быстро формируются и различные искривления, деформации.

1.3   
Часто встречающиеся патологии костной системы у детей дошкольного и школьного возраста

.3.1 Травмы новорожденных при рождении

Позвоночник и его связочный аппарат у новорожденных более растяжим, чем спинной мозг, так как последний фиксирован сверху продолговатым мозгом и корешками плечевого сплетения, а снизу - конским хвостом. В связи с этим повреждения чаще всего обнаруживают в нижнем шейном и верхнегрудном отделах, т. е. в местах наибольшей подвижности и прикрепления спинного мозга. Необходимо помнить, что спинной мозг при родовой травме может быть разорван, а позвоночник не поврежден, и при рентгенологическом обследовании патология не обнаруживается.

Крайне редко наблюдаются повреждения позвоночника - это могут быть переломы, смещения или отрывы эпифизов позвонков. В дальнейшем происходит формирование фиброзных спаек между оболочками и спинным мозгом, образование кистозных полостей.

Клинические проявления зависят от степени тяжести травмы и уровня поражения. В тяжелых случаях наблюдается выраженная картина спинального шока: вялость, адинамия, мышечная гипотония, арефлексия, диафрагмальное дыхание, слабый крик, анус зияет, мочевой пузырь растянут, ребенок напоминает больного с синдромом дыхательных расстройств. Резко выражен рефлекс отдергивания: в ответ на единичный укол нога сгибается и разгибается несколько раз во всех суставах, что является признаком поражения спинного мозга. Могут наблюдаться чувствительные и тазовые расстройства.

.3.2 Плоскостопие

Плоскостопие - болезненное изменение стопы, при которых уплощаются ее своды.

Стопа является дистальным сегментом нижней конечности, при стоянии и ходьбе выполняет опорную или толчковую, рессорную, балансировочную функцию. В обеспечении рессорной функции кроме стопы участвуют суставы, подвздошно-крестцовые сочленения, позвоночник и межпозвонковые диски. Снижение одной из названных структур повышает нагрузку на другие составные части рессорной системы. Например, при выраженном плоскостопии у детей увеличивается поясничный лордоз (лордотическая осанка), которой компенсаторно сохраняет рессорную функцию позвоночника.

Причиной плоскостопия могут стать неправильно подобранная обувь, длительное хождение или стояние, избыточная масса тела. При плоскостопии нарушается мышечный и связочный аппарат стопы. Она расплющивается, отекает. Возникают боли в стопе, голени, бедре и даже в пояснице. Неокрепший костный, мышечный и связочный аппарат, наследственная предрасположенность.

.3.3 Кифоз

Кифоз - искривление позвоночника выпуклостью кзади.

Причины возникновения кифоза:

Постуральный кифоз, болезнь Шийерманн-Мау, туберкулезный и рахитичный кифоз, компрессионный кифоз, генетический кифоз. Причиной врожденного кифоза у детей является аномальное внутриутробное развитие позвонков.

Проявления кифоза:

При болезнях Кальве и Шейермана - Мау в грудном отделе возникают нефиксированный дугообразный кифоз. При болезни Кюммеля наблюдается нерезко, выраженный дугообразный кифоз, чаще всего в грудном отделе позвоночника. Рахитический кифоз определяется в младенческом возрасте, когда ребенок начинает сидеть. Он бывает дугообразным, нефиксированным, полностью исправляется в положении лежа.

Кифоз, чаще углообразный, образуются свищи. Для клиники кифоза, вызванного первичными или метастатическими опухолями характерны боли. Заболевание развивается в поздней стадии - при разрушении и сдавливании тела позвонка, присоединяются неврологические симптомы.

Кифоз при значительной травматическом сдавливании тела одного позвонка имеет углообразную форму. При переломе нескольких позвонков может образовываться дугообразный кифоз.

1.3.4 Лордоз

Лордоз - врожденное или приобретенное искривление позвоночника в сагиттальной плоскости, обращенное выпуклостью вперед.

Врожденный лордоз у детей и подростков встречается очень редко. Различают физиологический и патологический лордоз. Признаки физиологического лордоза можно выявить у всех детей в шейном и поясничном отделах позвоночника. Физиологические изгибы позвоночника у малыша развиваются на первом году жизни. Если же складываются неблагоприятные внешние факторы, то изгибы в этих отделах позвоночника усиливаются, и физиологический лордоз может превратиться в патологический.

Физиологические изгибы в разных отделах позвоночника служат своего рода амортизаторами, беря на себя часть нагрузки, испытываемой человеком во время движения, физических нагрузок и дискомфорта не вызывают. При патологическом увеличении изгиба позвоночного столба ребенок начинает жаловаться на боли в спине, но, к сожалению, родители далеко не всегда уделяют таким жалобам должное внимание, считая их «несерьезными».

Наиболее распространенными причинами возникновения лордоза являются:

Быстрый рост ребенка, избыточный вес. Кроме того, заболевание может стать следствием: вывихов тазобедренных суставов, в том числе врожденных вывихов, плоскостопия, травм, заболеваний костно-мышечной системы.

1.3.5 Сколиоз

Сколиоз - боковое искривление позвоночника, бывает врожденным и приобретенным, влечет за собой нарушение работы внутренних органов.

Причинами сколиоза у детей может служить:

врожденные аномалии развития позвоночника, наследственные особенности развития, последствия ожогов (грубые рубцы на теле, способствующие смещению позвонков), врождённая асимметрия таза или ног, заболевания суставов ног, нарушения обмена веществ в соединительной ткани позвонков, нехватка витаминов (B, D, кальция), заболевания нервной системы, болезни мышц.

Симптомы

Сколиоз у детей обычно обнаруживается в 6-7 лет, т. е. в период первого скачка роста, при проведении профилактического осмотра ребенка педиатром <#"816852.files/image001.gif">

Похожие работы на - Роль медицинской сестры в профилактике нарушений осанки у детей дошкольного и школьного возраста

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!