Оценка финансового состояния ОАО 'Автоваз'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    158,12 Кб
  • Опубликовано:
    2015-01-29
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Оценка финансового состояния ОАО 'Автоваз'

Содержание

Введение

Глава 1. Общая характеристика ОАО «Автоваз»

Глава 2. Теоретические основы анализа финансового состояния предприятия

2.1 Абсолютные и относительные показатели ликвидности и платежеспособности предприятия

.2 Анализ финансовой устойчивости предприятия

.3 Показатели рентабельности и их анализ

.4 Анализ показателей деловой активности

.5 Прогноз банкротства

Глава 3. Анализ финансового состояния ОАО «Автоваз»

.1 Абсолютные и относительные показатели ликвидности и платежеспособности ОАО «АвтоВАЗ» за 2011 - 2012 гг.

.2 Анализ финансовой устойчивости ОАО «АвтоВАЗ» за 2011 - 2012 гг

.3 Показатели рентабельности ОАО «АвтоВАЗ» за 2011 - 2012 гг. и их анализ

.4 Анализ показателей деловой активности ОАО «АвтоВАЗ» за 2011 - 2012 гг

.5 Прогноз банкротства ОАО «АвтоВАЗ» за 2011 - 2012 гг.

Заключение

Список использованных источников

Введение

В настоящее время значение анализа финансового состояния предприятия в комплексном анализе деятельности возросло. Практически все пользователи финансовых отчетов используют методы финансового анализа для принятия решений по оптимизации своих интересов.

Собственники анализируют отчеты для повышения доходности капитала, обеспечения стабильности положения предприятия. Кредиторы и инвесторы анализируют финансовые отчеты, чтобы минимизировать свои риски по займам и вкладам. Можно твердо говорить, что качество принимаемых решений целиком зависит от качества аналитической обоснованности принимаемых решений.

Основной целью анализа финансового состояния является обеспечение доходности, прибыльности предприятия. Для этого необходимо получение определенного числа ключевых (наиболее информативных) принтеров, дающих объективную и точную картину финансового положения предприятия его прибыли и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах дебиторами и кредиторами.

Цели анализа достигаются в результате оценки данных финансовой отчетности. В определенных случаях бывает недостаточно использовать эту отчетность. Отдельные группы пользователей, например, руководство и аудиторы, имеют возможность привлекать дополнительные источники (данные производственного учета, например). Тем ни менее чаще всего годовая и квартальная отчетность являются единственным источником финансового анализа.

В настоящее время анализ финансового состояния предприятия подразумевает ознакомление с его основными экономическими характеристиками (и с тенденциями их изменений), текущей ликвидностью и финансовой устойчивостью. Кроме того интересной в данном случае представляется оценка оборачиваемости активов предприятия, рентабельности его деятельности, показателей коммерческой активности. Только грамотно проведенный анализ финансового состояния позволит объективно оценить деятельность предприятия в прошлом и настоящем и сделать прогнозы о его функционировании в будущем.

Комплексный анализ финансового состояния в данной работе будет проведен на основе данных характеризующих деятельность ОАО «АВТОВАЗ» за 2011-2012 год.

Целью работы будет проведение анализа финансового состояния предприятия ОАО «АВТОВАЗ» за 2011-2012 год.

Глава 1. Общая характеристика ОАО «Автоваз»

Открытое акционерное общество «АвтоВАЗ» является крупнейшим в России автопроизводителем и компанией, активно работающей в 46 странах. Его доля в валовом внутреннем продукте нашей страны составляет около 1%. Существующий производственный потенциал автомобильного комплекса позволяет выпускать свыше 700 тысяч автомобилей в год. ОАО «АвтоВАЗ» относится к машиностроительной отрасли; основной вид деятельности - торговля легковыми автомобилями.

Общества, входящие в Группу «АвтоВАЗ», ведут деятельность более чем в 17 государствах; в нее входят около 270 дочерних предприятий, а общая численность ее персонала превосходит 20000 человек. Все эти ресурсы предоставляют компании глобальные возможности. Предприятия Группы активно участвуют в таких областях, как телекоммуникации, энергетика, строительство, а также оказывает финансовые и страховые услуги.

Компания была зарегистрирована администрацией Автозаводского района г. Тольятти 5января 1993 года и территориально расположена в самарской области, г. Тольятти. 20 июля 1966 года состоялось подписание постановления правительства о строительстве Волжского автомобильного завода в городе Тольятти. Эта дата считается днем рождения автогиганта, создание которого открыло новую страницу в истории автомобильной промышленности нашей страны.

ОАО «АвтоВАЗ» владеет разветвленной дилерской сетью. Объемы региональных поставок в целом соответствуют распределению платежеспособного спроса. Поставка продукции ОАО «АвтоВАЗ» осуществляется по двум направлениям: внутренний и внешние рынки. Основные рынки сбыта продукции ОАО «АвтоВАЗ» в России: г. Москва и Московская область, г. Санкт-Петербург и Ленинградская область, Республика Татарстан, Краснодарский край, Республика Башкортостан, Самарская, Свердловская, Ростовская, Пермская и Нижегородская области. Крупнейшими экспортными регионами компании являются, Украина, Казахстан, Узбекистан, Азербайджан, страны ЕЭС, Египет, Армения, Беларусь, Молдова, Киргизия, Грузия, Северная Корея.

Из 280 поставщиков ОАО «АвтоВАЗ» почти половина, а именно 106 предприятий, сосредоточены на территории Самарской области. Партнёры-поставщики организации ОАО «АВТОВАЗ» - ООО «Триос-Техно» <https://www.b2b-center.ru/firms/OOO-Trios-Tekhno/12231/>, ООО «Икс-Ойл» <https://www.b2b-center.ru/firms/OOO-Iks-Oil/17225/>, ООО «ТД «РСЗ» <https://www.b2b-center.ru/firms/OOO-TD-RSZ/23809/>,ООО НЭМЗ «ТАЙРА» <https://www.b2b-center.ru/firms/OOO-NEMZ-TAIRA/25246/>,ООО «МСЗ ИЗТС» <https://www.b2b-center.ru/firms/OOO-MSZ-IZTS/25488/>,ООО «ПТК «Техгаз» <https://www.b2b-center.ru/firms/OOO-PTK-Tekhgaz/31739/>,ООО «Фам Копи» <https://www.b2b-center.ru/firms/OOO-Fam-Kopi/32863/>, ЗАО «НПП Альянс-Реагент» <https://www.b2b-center.ru/firms/ZAO-NPP-Alians-Reagent/33415/>, AGEP d.o.o. <https://www.b2b-center.ru/firms/AGEP-d.o.o./33677/>, ООО «Русхенк» <https://www.b2b-center.ru/firms/OOO-Ruskhenk/33692/>. Партнёры-потребители организации ОАО «АвтоВАЗ» ООО «Станко Групп Тольятти».

Органами управления Общества являются: общее собрание акционеров; совет директоров; коллегиальный исполнительный орган - правление ОАО «АвтоВАЗ»; единоличный исполнительный орган - президент ОАО «АвтоВАЗ» (в настоящее время Комаров Игорь Анатольевич).

Сегодня - это одно из крупнейших предприятий области, реализующих автомобили «LADA». ОАО «АвтоВАЗ» оказывает большой спектр услуг. Это гарантийное обслуживание, прием предварительных заказов на автомобили соответствующих цветов и модификаций, реализация автомобилей в лизинг и кредит. Выполняются расширенный тюнинг и антикоррозийная обработка автомобилей, установка аудио - и механических охранных систем. Предоставляются скидки на покупку автомобилей, техническое обслуживание, существуют льготы для корпоративных клиентов. Производится комиссионная торговля и переоформление автомобилей.

В ОАО «АВТОВАЗ» работают цехи гарантийного и технического обслуживания, которые оснащены современным оборудованием. Функционируют кузовной и окрасочный цехи, цех диагностики. Круглосуточно функционирует участок мелкосрочного ремонта автомобилей, шиномонтаж. Открыт участок ремонта автомобилей иностранных марок. Работает автомойка, эвакуатор. Проводится авто - экспертиза.

В структуру ОАО «АВТОВАЗ» входят два магазина по продаже автозапчастей, где можно купить или заказать кузова «ВАЗ», кузовное железо, номерные агрегаты, запчасти, прицепы, различные автоакссесуары.

Начинающие автолюбители могут пройти обучение в учебном центре ОАО «АВТОВАЗ» и получить водительские удостоверения категории «А», «В», а также «С» - после соответствующей переподготовки.

В августе 2010 года на предприятие пришла собранная Ростехом команда менеджмента во главе с Игорем Комаровым. Под его руководством была разработана и реализована антикризисная программа - снижены издержки, оптимизирована численность персонала, сокращены долговые обязательства перед банками и поставщиками. Также утверждена Программа развития ОАО «АвтоВАЗ» до 2020 года, предусматривающая поддержание лидирующих позиций и экспансию в новые сегменты на российском рынке, сокращение времени разработки новых моделей до трёх лет, значительные инвестиции в НИОКР и промышленный дизайн.

В 2010-2012 годы АВТОВАЗ уже без государственной поддержки начал увеличивать производство. За три с небольшим года после назначения президентом компании Игоря Комарова выполнены ключевые задачи по обеспечению финансовой стабильности предприятия, разработан план оптимизации структуры активов автоконцерна.

Важнейшим достижением новой команды «АвтоВАЗа» стало углубление стратегического партнерства с Альянсом Renault-Nissan. Три года, с момента вывода предприятия из кризиса, с начала реформирования всех производственных процессов «АвтоВАЗ» приносит прибыль акционерам.

В 2012 году чистая прибыль ОАО «АвтоВАЗ» составила 211 млн. рублей, что значительно меньше 2011 года (3 106 млн. рублей). Этот результат был рассчитан заранее - старт серийного производства новых автомобилей всегда сопряжен с начальными небольшими объемами и серьезными затратами на обновление и модернизацию производства, на ввод новых мощностей.

В апреле 2012 года был запущен первый совместный проект АВТОВАЗа и Альянса - в Тольятти открыта новая линия мощностью до 350 тыс. автомобилей в год. На производственном комплексе уже выпускаются LADA Largus и Nissan Almera. В этом году здесь начнется также и производство автомобилей Renault.

Уже сейчас на долю «АвтоВАЗа» и Альянса приходится более одного из десяти автомобилей, продаваемых во всем мире.

В 2011 году партнеры вышли на новый уровень сотрудничества - акционеры заключили соглашение о создании совместного предприятия Alliance Rostec Auto B.V., к которому перешел контроль над АВТОВАЗом.

На 31 декабря 2012 года доля Альянса Renault - Nissan в СП составляла 52,66% акций, доля Ростеха - 47,34% акций. «Тройка Диалог», владевшая 20,53% акций ОАО «АВТОВАЗ», продала свою долю совместному предприятию, сократив участие в уставном капитале «АвтоВАЗа» до 0%.

Технологии и опыт Альянса позволят значительно повысить конкурентоспособность российского автопрома и на внутреннем, и на внешнем рынках. Благодаря привлечению стратегического инвестора степень необходимости в оказании поддержки со стороны государства, в том числе финансовой, снижается. Кроме того, подобное сотрудничество способствует укреплению положительного имиджа России на международной арене как государства, заинтересованного в развитии промышленного производства и в притоке иностранных инвестиций в страну. «АвтоВАЗ» - градообразующее предприятие, на котором работает более 66 тыс. человек, и корпорация несет социальную ответственность в городе Тольятти и в регионе. Благодаря партнерству с Альянсом в Самарской области будут созданы новые современные высокооплачиваемые рабочие места.

Бренды LADA и «АвтоВАЗ» укрепляют позиции, растет лояльность потребителей и партнеров. В 2010 году предприятие получило приз симпатий российской прессы за информационную открытость. В 2011 году LADA завоевала новый приз «Абсолютный бренд» за продвижение LADA Granta, а на Московском международном автосалоне компания награждена в номинации «Лучший концепт-кар» и «Самая яркая пресс-конференция».

Сегодня каждые 30 секунд с конвейеров сходит один автомобиль. Доля бренда LADA на российском рынке легковых машин составляет около 20%, это культовый бренд в России: по самым скромным оценкам, его стоимость более 1 млрд. долларов. «АвтоВАЗ» сегодня - это сотни поставщиков и миллионы рабочих мест по всей стране. У предприятия около 4 млн. квадратных метров производственных и складских площадей, около 300 км конвейерных линий, около 800 поставщиков и субпоставщиков, более 430 дилерских компаний на территории России.[2]

Глава 2. Теоретические основы анализа финансового состояния предприятия

.1 Абсолютные и относительные показатели ликвидности и платежеспособности предприятия

Платежеспособность предприятия - это готовность возвращать заемные средства в срок или готовность погасить долги в случае одновременного предъявления требований о платежах со стороны всех кредиторов. Можно сказать также, что платежеспособность - это наличие у предприятия средств, достаточных для уплаты долгов по всем краткосрочным обязательствам при одновременном бесперебойном осуществлении процесса производства и реализации продукции.

Оценка платежеспособности предприятия является важнейшей составляющей его финансового состояния.

Предприятие считается платежеспособным, если его общие активы больше¸ чем долгосрочные и краткосрочные обязательства. Предприятие ликвидно, если его текущие активы больше, чем краткосрочные обязательства. При этом важно учитывать, что для успешного управления финансовой деятельностью предприятия наличные денежные средства более важны, чем прибыль. Их отсутствие на счетах банка в каждый данный момент может привести к кризисному финансовому состоянию предприятия.

Под ликвидностью активов понимается способность их к трансформации в денежные средства, а степень ликвидности активов определяется промежутком времени, необходимым для превращения их в денежные средства.

Ликвидность баланса предприятия определяется наличием у него ликвидных средств, к которым относят наличные деньги, денежные средства на счетах в банках и реализуемые элементы оборотных ресурсов.

Ликвидн6ость отражает способность предприятия в любой момент совершать необходимые расходы.

Ликвидность и платежеспособность как элементы категории не тождественны, но на практике тесно связаны между собой.

Анализ платежеспособности и ликвидности баланса предприятия осуществляется сравнением средств по активу, сгруппированных по степени их ликвидности и расположенных в порядке убывания ликвидности, с обязательствами по пассиву, сгруппированными по срокам их погашения и расположенными в порядке возрастания сроков уплаты. Потребность в анализе ликвидности баланса возникает в условиях рынка в связи с усилением финансовых ограничений и необходимостью оценки кредитоспособности предприятия.

Ликвидность баланса - это степень покрытия обязательств предприятия такими активами, срок превращения которых в денежные средства соответствует сроку погашения обязательств. Ликвидность баланса достигается путем установления равенства между обязательствами предприятия и его активами.

Активы предприятия в зависимости от скорости превращения их в денежные средства делятся на четыре группы:

)        наиболее ликвидные активы (А1) - краткосрочные финансовые вложения и денежные средства (код 1240+код 1250 бухгалтерского баланса);

)        быстро реализуемые активы (А2) - дебиторская задолженность (код 1230 бухгалтерского баланса);

)        медленно реализуемые активы (А3) - статьи раздела II актива баланса, включая запасы, налог на добавленную стоимость и прочие оборотные активы (код 1210+ код 1220+ код 1260 бухгалтерского баланса);

)        трудно реализуемые активы (А4) - все статьи раздела I актива баланса (код 1100 бухгалтерского баланса).

Обязательства предприятия (статьи пассива баланса) также группируются в четыре группы и располагаются по степени срочности их оплаты:

)        наиболее срочные обязательства (П1) - кредиторская задолженность (код 1520 бухгалтерского баланса);

)        краткосрочные пассивы (П2) - краткосрочные кредиты и заемные средства плюс прочие краткосрочные обязательства (код 1510 + код 1550 бухгалтерского баланса);

)        долгосрочные пассивы (П3) - долгосрочные кредиты и займы (код 1400) плюс доходы будущих периодов (код 1530) плюс резервы предстоящих расходов (код 1540);

)        постоянные пассивы (П4) - капитал и резервы - статьи раздела III пассива баланса «Капитал и резервы» (код 1300 бухгалтерского баланса).

Для ликвидности баланса необходимо выполнение следующих условий:

)        А1 > П1 - показывает, что на момент составления баланса предприятие платежеспособно. У предприятия достаточно наиболее ликвидных активов для покрытия наиболее срочных обязательств;

)        А2 > П2 - быстро реализуемые активы превышают краткосрочные пассивы. Предприятие может быть платежеспособным в недалеком будущем с учетом своевременных расчетов с кредиторами и получения средств от продажи продукции в кредит;

)        А3 > П3 - при своевременном поступлении в будущем денежных средств от продаж и платежей предприятие может быть платежеспособным на период, равный средней продолжительности одного оборота оборотных средств после даты составления баланса;

)        А4 < П4 - у предприятия есть собственные средства (минимальное условие финансовой устойчивости).

Для абсолютной ликвидности баланса необходимо одновременное выполнение следующих соотношений групп активов и обязательств: А1 > П1; А2 > П2; А3 > П3; А4 < П4.Одновременное выполнение этих условий считается признаком платежеспособности предприятия. Однако на практике эти условия не всегда выполняются одновременно. Поэтому для оценки ликвидности баланса рассчитывается общий показатель платежеспособности, определяющийся по формуле (2.1):

       (2.1)

где - общий коэффициент платежеспособности.

Этот показатель позволяет сравнивать балансы предприятий, относящиеся к разным периодам, балансы разных предприятий, и выяснять, какой баланс наиболее ликвидный. Если значение больше или равно единице, то баланс является ликвидным. Чем ближе значение  к нулю, тем ниже степень ликвидности баланса.

В российской практике исчисляют три относительных показателя ликвидности баланса предприятия. Расчет показателей ликвидности баланса приведен в табл. 2.1.1.

Таблица 2.1.1 Показатели ликвидности баланса

Коэффициент

Формула для расчета

Интервал

1.

Коэффициент абсолютной ликвидности (Кал)

00,2-0,3

2.

Промежуточный коэффициент ликвидности (КП)

00,7-0,8

3.

Коэффициент покрытия (текущей ликвидности) Ктл

≥1,5-2


Коэффициент абсолютной ликвидности (Кал) является наиболее жестким критерием ликвидности предприятия и показывает, какая часть краткосрочных заемных обязательств может быть при необходимости погашена немедленно. Рекомендуемая нижняя граница значения показателя 0,2-0,3. Если предприятие в текущий момент может на 20-30% погасить все свои долги наиболее ликвидными активами, то его ликвидность считается абсолютной.

Коэффициент быстрой, срочной (промежуточной) ликвидности (Кп) отражает прогнозируемые платежные возможности предприятия при условии своевременного проведения расчетов с дебиторами. Рекомендуемая нижняя граница значения этого показателя 0,7-0,8. Однако эта оценка также носит условный характер. Так, если рост этого показателя был связан в основном с ростом неоправданной дебиторской задолженности, то это не может характеризовать деятельность предприятия с положительной стороны.

Коэффициент покрытия или текущей ликвидности (Ктл) дает общую оценку ликвидности активов, показывая, сколько рублей текущих активов приходится на один рубль текущих обязательств. Нормальное ограничения Ктл >= 1,5-2. В мировой практике рыночных отношений оптимальным считается соотношения 2:1, т.е. для обеспечения минимальной гарантии инвестиций на каждый рубль долгосрочных долгов приходится два рубля оборотного капитала. Значение коэффициента может быть высоким, если предприятие имеет большие материальные запасы, часть которых трудно реализовать.

Каждый показатель ликвидности представляет интерес для определенного круга хозяйственных партнеров:

·        для поставщиков материально-производственных ресурсов наибольший интерес представляет коэффициент абсолютной ликвидности. Значение данного коэффициента дает информацию о наличии денежных средств в момент предполагаемых расчетов за поставку сырья и материалов и оказывает влияние на выбор форм расчетов между партнерами;

·        коммерческий банк, предоставляя кредит предприятию пристальное внимание обращает на значение коэффициента быстрой, срочной (промежуточной) ликвидности, так как сумма дебиторской задолженности может быть использована в качестве залога при выдаче ссуды;

·        акционеры предприятия, так же, как и все хозяйственные партнеры, заинтересованы в стабильном финансовом состоянии предприятия, которое оценивается по коэффициенту текущей ликвидности. Именно этот коэффициент показывает, в какой мере активы предприятия способны покрыть его текущие долги.

Анализируя состояние платежеспособности предприятия, необходимо рассматривать причины финансовых затруднений, частоту их образования и продолжительность просроченных долгов. Причинами неплатежеспособности могут быть:

·        невыполнение плана по производству и реализации продукции;

·        повышение ее себестоимости;

·        недостаток собственных источников самофинансирования предприятия;

·        высокий процент налогообложения;

·        неправильное использование оборотного капитала: отвлечение средств в дебиторскую задолженность;

·        вложение в сверхплановые запасы и на прочие цели, которые временно не имеют источников финансирования.

.2 Анализ финансовой устойчивости предприятия

Финансовая устойчивость - это состояние счетов предприятия, гарантирующие его постоянную платежеспособность. В результате осуществления какой-либо хозяйственной операции финансовое состояние предприятия может остаться неизменным, либо ухудшится. Отток хозяйственных операций, совершаемых ежедневно, являются как бы «возмутителем» определенного состояния финансовой устойчивости, причиной перехода из одного типа устойчивости в другой. Значение придельных границ изменения источников средств для покрытия вложений капитала в основные фонды и производственные запасы позволяет генерировать такие потоки хозяйственных операций, которые ведут к улучшению финансового состояния предприятия к повышению его устойчивости.

Наиболее обобщающим показателем финансовой устойчивости предприятия является излишек или недостаток источников средств для формирования запасов и затрат. Этот излишек или недостаток образуется в результате разницы величины источников средств и величины запасов и затрат, при этом имеется в виду обеспеченность запасами и затратами определенными видами источников.

В зависимости от соотношения величин показателей материально-производственных запасов, собственных оборотных средств и иных источников формирования запасов можно выделить следующие типы финансовой устойчивости:

абсолютная финансовая устойчивость;

нормальная финансовая устойчивость;

неустойчивое финансовое состояние;

кризисное финансовое состояние.

Трем показателям наличия источников формирования запасов и затрат соответствуют три показателя обеспеченности запасов и затрат источниками их формирования:

. Излишек (+) или недостаток (-) собственных оборотных средств (разница между наличием собственных оборотных средств и величиной запасов и затрат) (ΔСОС).

. Излишек (+) или недостаток (-) собственных и долгосрочных заемных источников формирования запасов и затрат (разница между наличием собственных и долгосрочных заемных источников и величиной запасов) (ΔСДО<0) .

. Излишек (+) или недостаток (-) общей величины основных источников для формирования запасов и затрат (разница между общей величиной основных источников и величиной запасов) ΔОИЗ>0).

С помощью данных показателей можно определить трехкомпонентный показатель типа финансовой ситуации. Выделяют четыре типа финансовых ситуаций:

Абсолютная финансовая устойчивость (трехкомпонентный показатель равен: S={1; 1; 1}): ΔСОС>0 , ΔСДО>0,ΔОИЗ>0;

Нормальная финансовая устойчивость (трехкомпонентный показатель равен: S={0; 1; 1}): ΔСОС<0 , ΔСДО>0,ΔОИЗ>0;

Неустойчивое финансовое состояние (трехкомпонентный показатель равен: S={0; 0; 1}): ΔСОС<0, ΔСДО<0,ΔОИЗ>0;

Кризисное финансовое состояние, при котором предприятие полностью зависит от заемных источников финансирования (трехкомпонентный показатель равен: S={0; 0; 0}): ΔСОС<0, ΔСДО<0,ΔОИЗ<0.

Для более глубокого анализа финансового состояния организации в дополнение к абсолютным показателям целесообразно рассчитать ряд относительных показателей - финансовых коэффициентов (форм. 2.2 - 2.11). Относительные показатели финансовой устойчивости характеризуют степень зависимости предприятия от внешних инвесторов и кредиторов.

Проведем расчет и анализ коэффициентов финансовой устойчивости.

)Коэффициент автономии (финансовой независимости) или концентрации собственного капитала (интервал >0,5). Характеризуется доля собственников организации в общей сумме средств, авансируемых в ее деятельности. Чем выше значение этого коэффициента, тем более финансово устойчиво, стабильно и независимо от внешних кредиторов положение данного экономического субъекта.

 ,                             (2.2)

где - коэффициент автономии; - собственный капитал; - валюта баланса.

)Коэффициент концентрации заемного капитала (интервал <0,5). Характеризует долю заемного капитала в общей сумме средств, авансируемых в ее деятельности. Чем выше значение этого коэффициента, тем менее финансово устойчиво положение данного экономического субъекта.

 ,     (2.3)

Где - коэффициент концентрации заемного капитала;

- краткосрочные обязательства;

- долгосрочные обязательства;

- капитал (пассив).

3)Коэффициент соотношения заемных и собственных средств (интервал ≤1). Показывает, какая величина средств, авансируемых в деятельность организации, финансируется за счет привлеченных источников средств.

 ,    (2.4)

где - коэффициент соотношения заемных и собственных средств;

- заемный капитал;

- собственный капитал.

4)Коэффициент маневренности собственного капитала (интервал ≥0,2-0,5). Показывает, какая часть собственного капитала используется для финансирования текущей деятельности, т.е. какая часть вложена в оборотные средства, а какая часть капитализирована.

 ,      (2.5)

где - коэффициент маневренности собственного капитала;

- собственные оборотные средства;

- собственный капитал.

5)Коэффициент обеспеченности собственными источниками финансирования (интервал ≥0,1-0,5). Показывает степень обеспеченности собственными источниками покрытия запасов и затрат и является одним из критериев для характеристики неплатежеспособности или же платежеспособности предприятия.

 ,       (2.6)

где - коэффициент обеспеченности собственными источниками финансирования;

- затраты;

- собственный капитал.

6)Соотношение собственных и привлеченных средств, или коэффициент финансирования (интервал >1). Показывает, какая часть деятельности организации финансируется за счет собственных источников.

 ,   (2.7)

где - коэффициент соотношения собственных и привлеченных средств, или коэффициент финансирования;

- собственный капитал;

- заемный капитал.

7) Коэффициент финансовой зависимости (интервал >1,25). Показывает, что рост этого показателя в динамике означает увеличение доли заемных средств в финансировании организации. Если его значение снижается до единицы, это означает, что деятельность организации полностью финансируется собственными источниками средств.

 ,       (2.8)

где - коэффициент финансовой зависимости;

- имущество предприятия (актив);

- собственный капитал.

8)Соотношения мобильных и иммобилизированных средств (определяется только изменение). Показывает удельный вес оборотных и внеоборотных активов в валюте баланса.

 , (2.9)

где - коэффициент мобильных и иммобилизированных средств;

 - оборотные активы;

 - внеоборотные активы.

9)Коэффициент имущества производственного назначения (интервал ≥0,5). Показывает удельный вес имущества производственного, или материальных активов, в валюте баланса.

 ,        (2.10)

где - коэффициент имущества производственного назначения;

 - внеоборотные активы;

 - затраты;

- валюта баланса.

10)Коэффициент прогноза банкротства. Показывает отношение разности оборотных средств и краткосрочных пассивов к итогу баланса. Снижение показателя свидетельствует о том, что предприятие испытывает финансовое затруднение.

 ,     (2.11)

где    - коэффициент прогноза банкротства;

- оборотные активы;

- краткосрочные обязательства;

- валюта баланса.

2.3 Показатели рентабельности и их анализ

Понятие «рентабельность» означает эффективность, прибыльность, доходность предприятия или предпринимательской деятельности. Предприятие считается рентабельным, если доходы от продаж продукции (работ, услуг) покрывают издержки производства и, кроме того, образуют сумму прибыли, достаточную для нормального функционирования предприятия.

Анализ рентабельности позволяет оценить способность предприятия приносить доход на вложенный капитал. Показатели рентабельности более полно, чем прибыль, характеризуют окончательные результаты деятельности предприятия, так как они показывают соотношение эффекта (прибыли) и потребительских ресурсов.

Сама по себе величина полученной прибыли мало характеризует эффективность работы предприятия, так как если в данное предприятие был вложен значительный капитал - использовалось большое количество ресурсов, то и величина полученной прибыли у него будет незначительная. В то же время, если разделить полученную прибыль на вложенный капитал, то рентабельность капитала маленького предприятия может оказаться выше, чем у крупного, т.е. эффективность его работы будет выше.

В общем виде показатель экономической эффективности характеризуется формулой 2.12.

Если числитель умножить на знаменатель этой формулы рентабельности умножить на объем продаж продукции, получим:

          (2.12)

Основные показатели рентабельности можно объединить в группы:

)рентабельность активов (имущества)

)рентабельность капитала (собственного) для инвестиций

)рентабельность основной деятельности

)рентабельность продаж

)рентабельность материальных активов

Система показателей рентабельности, их расчет и характеристики приведены ниже.

.Рентабельность активов (имущества) показывает эффективность использования в отчетном периоде всех активов предприятия или их части с точки зрения получения прибыли.

Рентабельность совокупных активов (Ra) (форм.2.13) показывает величину прибыли, приходящейся на 1 руб. совокупных активов. Рост показателя, отражающий повышение эффективности использования активов, оценивается положительно как свидетельство успешного развития предприятия. Снижение показателя свидетельствует либо о падающем спросе на продукцию предприятия, т.е. о снижении эффективности использования активов предприятия, либо о накоплении на предприятии используемых активов.

 , (2.13)

Где  - чистая прибыль (код 2400) « Отчета о финансовых результатах », полученная предприятием в отчетном периоде;

01)-значение итога баланса соответственно на начало и конец отчетного периода;

0,5(А01) - средняя за отчетный период стоимость совокупных активов (код 1600) бухгалтерского баланса.

Рентабельность внеоборотных активов (RАВ) (форм.2.14) показывает величины прибыли, приходящейся на 1 руб. внеоборотных активов.

 ,         (2.14)

где  - чистая прибыль (код 2400) « Отчета о финансовых результатах », полученная предприятием в отчетном периоде;

(АВ0+АВ1)- стоимость внеоборотных активов соответственно на начало и конец отчетного периода;

,5(АВ0+АВ1) - средняя за отчетный период стоимость внеоборотных активов - код 1100 бухгалтерского баланса.

Рентабельность оборотных активов (RАО) (форм.2.15) показывает величину прибыли, приходящейся на 1 руб. оборотных активов.

,         (2.15)

где  - чистая прибыль (код 2400) «Отчета о финансовых результатах», полученная предприятием в отчетном периоде;

(АО0+АО1)- стоимость оборотных активов соответственно на начало и конец отчетного периода;

0,5(АО0+АО1) - средняя за отчетный период стоимость оборотных активов - код 1200 бухгалтерского баланса.

2.Рентабельность капитала.

Рентабельность собственного капитала(RСК) (форм.2.16) Показывает величину чистой прибыли, приходящейся на 1 руб. собственных средств. Рентабельность собственного капитала показывает эффективность его использования предприятием в отчетном периоде. Этот коэффициент является одним из самых важных показателей в бизнесе; он измеряет величину доходов акционеров. Высокое значение данного коэффициента говорит об успехе компании, что ведет к высокому рыночному курсу её акций и возможности привлечения новых капиталов для её развития.

,          (2.16)

где  - чистая прибыль (код 2400) « Отчета о финансовых результатах », полученная предприятием в отчетном периоде;

(СК0+СК1)- стоимость собственного капитала соответственно на начало и конец отчетного периода;

0,5(СК0+СК1) - средняя за отчетный период стоимость собственного капитала - код 1300 бухгалтерского баланса.

Рентабельность инвестиций (собственного капитала и долгосрочных обязательств) (RИК ) (форм.2.17) показывает величину чистой прибыли, приходящейся на 1 руб. долгосрочных инвестиций, то есть авансированного капитала. Позволяет оценить эффективность использования совокупности собственных средств предприятия и долгосрочных источников финансирования.

,         (2.17)

где  - чистая прибыль (код 2400) «Отчета о финансовых результатах», полученная предприятием в отчетном периоде;

СК - среднегодовая стоимость собственного капитала (код 1300);

ДО - среднегодовая стоимость долгосрочных обязательств (код 1400).

3. Рентабельность основной деятельности.

Рентабельность основной деятельности (затрат на производство) или рентабельность продукции (RОД ) (форм.2.18) показывает, сколько прибыли имеет предприятие с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции. Этот показатель может рассчитываться как в целом по предприятию, так и по отдельным подразделениям и видам продукции.

,      (2.18)

где  - прибыль от продаж (код 2220) «Отчета о финансовых результатах»;

Коды(2120+2210+2220) «Отчета о финансовых результатах» - полная себестоимость реализованной продукции.

4.Рентабельность продаж. Можно рассчитать по прибыли от продаж или по чистой прибыли (показатели среднегодовые).

Рентабельность продаж по прибыли от продаж (RП ) (форм.2.19) характеризует эффективность предпринимательской деятельности (сколько прибыли от продаж имеет предприятие с 1 руб. выручки).

,    (2.19)

где  - прибыль от продаж (код 2220) «Отчета о финансовых результатах»;

V - выручка в отпускных ценах, руб. (код 2110).

Рентабельность продаж по чистой прибыли (RЧП ) (форм.2.20) Характеризует давление налоговых платежей на доходы предприятия на всех направлениях его деятельности. Если рентабельность продаж снижается, то причина может быть либо в выросших издержках, либо в повысившихся ставках налога.

             (2.20)

.Рентабельность материальных активов (производства).

Рентабельность материальных активов (производства) (RПФ ) (форм.2.21) показывает эффективность использования производственных фондов (материальных активов).

,   (2.21)

Где  - чистая прибыль (код 2400) « Отчета о финансовых результатах », полученная предприятием в отчетном периоде;

АВ - среднегодовая стоимость основных производственный фондов (средств) - код 1130;

З - среднегодовая стоимость материально - производственных запасов - коды (1210+1220) бухгалтерского баланса.

Расчет и анализ показателей рентабельности может осуществляться на основе различных показателей прибыли в зависимости от целей финансового анализа. Так, рентабельность продаж в международной практике рассчитывается как отношение чистой прибыли к выручке от продаж и как отношение прибыли до уплаты налогов (балансовой прибыли) к выручке от продажи. По мнению западных экономистов, второй показатель лучше характеризует эффективность производственной деятельности, так как не зависит от особенностей налоговой и финансовых систем.

2.4 Анализ показателей деловой активности

Деловую активность можно представить как систему качественных и количественных показателей.

Качественные показатели:

широта рынков сбыта;

репутация предприятия;

конкурентоспособность;

наличие стабильных поставщиков и потребителей и т.п.

Такие неформализованные критерии необходимо сопоставлять с критериями других предприятий, аналогичных по сфере приложения капитала.

Количественные показатели делятся на абсолютные и относительные.

Абсолютные: объем реализации произведенной продукции прибыль, активы предприятия.

Относительные, которые характеризуют эффективность использования ресурсов предприятия: рентабельность, коэффициенты ликвидности, финансовой устойчивости и др.

Целесообразно сравнивать параметры деловой активности в динамике за ряд периодов (лет, кварталов). Оптимальное соотношение между ними (форм.2.22):

Тп > Tв > Та > 100%,                                                   (2.22)

Где Тп - темп роста прибыли, %;

Тв - темп роста выручки от продажи товаров (продукции, работ, услуг), %;

Та - темп роста активов, %.

Прибыль должна увеличиваться более высокими темпами, чем остальные параметры. Это означает, что издержки производства должны снижаться, а активы (имущество) предприятия - использоваться более рационально.

К относительным показателям относятся коэффициенты деловой активности, характеризующие эффективность использования вложенного капитала (активов), которая зависит от скорости его оборачиваемости.

Коэффициенты деловой активности называют коэффициентами оборачиваемости. Они имеют важное значение для любого предприятия:

от скорости оборота авансированных средств зависит объем выручки от реализации товаров;

с размерами выручки от реализации (следовательно, и с оборачиваемостью активов) связана относительная величина коммерческих и управленческих расходов: чем быстрее оборот, тем меньше на каждый оборот приходится этих расходов;

ускорение оборота на определенной стадии индивидуального кругооборота фондов предприятия приводит к ускорению оборота и на других стадиях производственного цикла.

Производственный (операционный) цикл характеризуется периодом оборота запасов (материальных запасов, незавершенного производства, готовой продукции и товаров) и дебиторской задолженности. Финансовый цикл выражает разницу между продолжительностью производственного цикла (в днях) и средним сроком оборота (погашения) кредиторской задолженности.

Относительные коэффициенты деловой активности (оборачиваемости) включают две основные группы:

1)      Коэффициенты, показывающие скорость оборота, под которым понимается количество оборотов, совершаемых средствами (активами) и источниками их образования (пассивами) за анализируемый период.

2)      Коэффициенты, показывающие продолжительность одного оборота, под которым понимается средний срок, за который возвращаются денежные средства, вложенные в материальные и нематериальные активы.

Коэффициенты первой и второй группы отличаются друг от друга не только построением, но и оценкой их значений. В первом случае, чем выше значение показателей, тем лучше. Во втором, наоборот, чем меньше значение, тем лучше.

Классификация относительных показателей, характеризующих деловую активность предприятия, представлена в табл. 2.4.1.

Таблица 2.4.1. Относительные показатели, характеризующие деловую активность предприятия

Показатель

Коэффициенты деловой активности


Коэффициенты, характеризующие скорость оборота

Коэффициенты, характеризующие продолжительность одного оборота

Средства предприятия

1. Активы (А) - код 1600

Коэффициент оборачиваемости активов (Оа)    Показывает скорость оборота всего вложенного капитала (активов) предприятия. Допустимые значения: чем выше значение коэффициента, тем лучше.

Коэффициент продолжительности одного оборота активов (Са) 

2. Внеоборотные активы (АВ) - код 1100

Коэффициент оборачиваемости внеоборотных активов (Оав)    Показывает скорость оборота внеоборотных активов. Допустимые значения: чем выше значение коэффициента, тем лучше.

Коэффициент продолжительности одного оборота внеоборотных активов (Сав) 

3. Оборотные активы (ОА) - код 1200

Коэффициент оборачиваемости оборотных активов (Оао)    Показывает скорость оборота оборотных активов. Допустимые значения: чем выше значение коэффициента, тем лучше.

Коэффициент продолжительности одного оборота оборотных активов (Сао)

4. Дебиторская задолженность (ДЗ) - код 1230

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности (Одз) 

Коэффициент продолжительности одного оборота дебиторской задолженности (Сдз)


Показывает скорость оборота дебиторской задолженности. Допустимые значения: чем выше значение коэффициента, тем лучше .

5. Запасы (З) - код 1210 + 1220

Коэффициент оборачиваемости материально-производственных запасов (Оз)    Показывает скорость оборота материально-производственных запасов (сырья и материалов, незавершенного производства, готовой продукции). Допустимые значения: чем выше значение коэффициента, тем лучше.

Коэффициент продолжительности одного оборота материально-производственных запасов (Сз) 

Источники образования средств предприятия

6. Собственный капитал (СК) - код 1300

Коэффициент оборачиваемости собственного капитала (Оск)  Показывает скорость оборота собственного капитала.

Коэффициент продолжительности одного оборота собственного капитала (Сск)

7. Кредиторская задолженность (КЗ) - код 1520

Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности (Окз)  Показывает скорость оборота кредиторской задолженности. Допустимые значения: чем выше, тем лучше. Значение данного коэффициента необходимо сравнивать со значением скорости оборота дебиторской задолженности.

Коэффициент продолжительности одного оборота кредиторской задолженности (Скз)

8. Операционный цикл (Цо)

Характеризует общее время, в течение которого финансовые ресурсы находятся в материальных средствах и дебиторской задолженности. Необходимо стремиться к снижению значения данного

Определяются продолжительностью материально-производственных запасов и дебиторской задолженности


показателя

Цо= Сз + Сдз. Сокращение продолжительности производственного (операционного) цикла оценивается положительно.

9. Финансовый цикл (Цф)

Время, в течение которого финансовые ресурсы отвлечены из оборота. Цель управления оборотными средствами - сокращение финансового цикла, т.е. сокращение операционного цикла и замедление срока оборота кредиторской задолженности до приемлемого уровня.

Определяется продолжительностью оборота производственного цикла за минусом продолжительности кредиторской задолженности  Цф = Цо - Скз. Сокращение продолжительности финансового цикла оценивается положительно.

где

V - выручка от продаж;


Аср - средняя за период стоимость активов;


Авср - средняя за период стоимость внеоборотных активов;


Аоср - средняя за период величина оборотных активов;


Зср - средняя за период величина материально- производственных запасов;


ДЗср - средняя за период дебиторская задолженность;


СКср - средняя за период величина собственного капитала;


КЗср - средняя за период кредиторская задолженность.


2.5 Прогноз банкротства предприятия

Одной из задач анализа ликвидности является оценка степени близости предприятия к банкротству.

Одним из путей решения проблемы предсказания банкротства на основе фактических данных является анализ и прогноз на основе двух - и пятифакторных моделей.

Двухфакторная модель (форм.2.23) предложена известным западным экономистом Э. Альтманом.

 ,    (2.23)

Где K1 - коэффициент текущей ликвидности;

К2 - удельный вес заемных средств в пассивах;

Z>0 - вероятность банкротства велика;

Z<0 - вероятность банкротства низка;

В зарубежных странах для оценки риска банкротства и кредитоспособности предприятий широкое распространение получили факторные модели, разработанные с помощью многомерного дискриминантного анализа.

Пятифакторная модель Альтмана для открытых компаний представлена следующей формулой (форм.2.24):

,  (2.24)

Где K1 - отношение собственного оборотного капитала к сумме активов;

К2 - отношение нераспределенной прибыли ко всем активам;

К3 - отношение прибыли до уплаты процентов ко всем активам;

К4 - отношение курсовой стоимости акций к сумме заемного капитала;

К5 - отношение объема продаж (выручки) ко всем активам.

Значение                                    Вероятность банкротства

,8 и меньше                               Очень высокая

,81 - 2,7                                      Высокая

,71 - 2,9                                      Существует возможность

,0 и выше                                   Очень низкая

Рассмотренный метод Альтмана применим, прежде всего, для крупных акционерных компаний, которых в России не так много. Следует учитывать и то, что данные модели разрабатывались в 1960 - 1970 - х годах и за это время изменились многие нормативы, а, следовательно, эти модели не могут правильно описывать и прогнозировать ситуацию сегодняшнего дня.[1]

Глава 3. Анализ финансового состояния ОАО «АВТОВАЗ»

.1 Абсолютные и относительные показатели ликвидности и платежеспособности ОАО «АвтоВАЗ» за 2011 - 2012 гг.

Для оценки изменения степени платежеспособности и ликвидности ОАО «АвтоВАЗ» за 2011-2012 год сравниваются показатели балансового отчета по различным группам активов и обязательств. На основе этого сравнения определим аналитические абсолютные и относительные показатели. (табл. 3.1.1, 3.1.2,3.1.3)

Таблица 3.1.1. Расчет активов ОАО «АвтоВАЗ» (млн. руб.) за 2011-2012 год в зависимости от степени ликвидности

Показатель

Обозначение

На 31.12.2011 г.

На 31.12.2012 г.

Наиболее ликвидные активы

А1

11911

8145

Быстрореализуемые активы

12 468

19237

Медленно реализуемые активы

А3

20511

21278

Труднореализуемые активы

А4

87956

95461


Для определения ликвидности баланса следует сопоставить итоги приведенных групп по активу и пассиву. Баланс считается абсолютно ликвидным, если имеют место следующие соотношения:

                                                  (3.1.)

В соответствие с проведенными расчетами для начала определим ликвидность и платежеспособность баланса ОАО «АвтоВАЗ» на 2011 и на 2012 год.

Таблица 3.2.1 Расчет пассивов баланса ОАО «АвтоВАЗ» (млн. руб.) за 2011-2012 год в зависимости от срочности их оплаты

Показатель

Обозначение

На 31.12.2011 г.

На 31.12.2012 г.

Наиболее срочные обязательства

П1

23559

28927

Краткосрочные пассивы

П2

4604

3960

Долгосрочные пассивы

П3

72 298

78 527

Постоянные пассивы

П4

32385

32707


Таблица 3.1.3 Расчет ликвидности баланса ОАО «АвтоВАЗ» (млн. руб.) за 2011-2012 год

Актив

На 31.12. 2011 г

На 31.12. 2012 г.

Пассив

На 31.12. 2011 г.

На 31.12. 2012 г.

Платежный излишек или недостаток







на 31.12. 2011 г.

на 31.12. 2012

А1

11911

8145

П1

23559

28927

-11648

-20782

А2

12468

19237

П2

4604

3960

7864

15277

А3

20511

21278

П3

72298

78527

-51787

-57249

А4

87956

95461

П4

32385

32707

55571

62754

Баланс (стр.1+2+3+4)



Баланс (стр.1+2+3+4)



Х

Х


Расчет показателей ликвидности предприятия проведен в табл.3.1.4. Для определения ликвидности баланса следует сопоставить итоги по каждой группе активов и пассивов. Идеальным считается ликвидность, при которой выполняются следующие условия: А1 > П1; А2 > П2; А3 > П3; А4 < П4. Ликвидность баланса ОАО «АвтоВАЗ» на 2011 и 2012 гг. определена в табл.3.1.5.

Таблица 3.1.4 Показатели относительной ликвидности баланса ОАО «АвтоВАЗ» (млн. руб.) за 2011-2012 год

№ п/п

Показатели

Интервал

На 31.12. 2011 г.

На 31.12. 2012 г.

Изменения относительно 01.01.2011г.






по сумме

в %

1.

Коэффициент абсолютной ликвидности (Кал)

0,2-0,3

0,423

0,248

-0,175

-41,440%

2.

Промежуточный коэффициент ликвидности (Кп)

0,7-0,8

0,866

0,833

-0,033

-3,816%

3.

Коэффициент покрытия (текущей ликвидности) Ктл

≥1,5-2

1,594

1,480

-0,114

-7,172%


Таблица 3.1.5 Ликвидность баланса ОАО «АвтоВАЗ» на 2011 и 2012 гг.

2011 год

2012 год

Ликвидность баланса

11911 < 23559

8145< 28927

12 468 > 4604

19237 >3960

20511 < 72 298

21278 <78 527

87956 > 32385

95461> 32707

Платежеспособность баланса

0,511

0,443


Таким образом, можно сделать вывод, что условия ликвидности не выполняются в 2011 и 2012 гг., а общий показатель платежеспособности уменьшается и все меньше отдаляется от 1,что означает отдаление от абсолютной ликвидности баланса.

Наиболее ликвидные активы (А1) и быстрореализуемые активы (А2) за 2011-2012 гг. уменьшились в связи с учреждением дочерних сообществ.

Рост медленно реализуемых активов (А3) составил 336 тыс. руб.

Медленно реализуемые активы (А3) и труднореализуемые активы единственные из всего списка незначительно увеличились за 2011-2012 гг., одной из причин было решение о дополнительном выпуске акций ОАО «АвтоВАЗ» в 2011 году.

Наиболее срочные обязательства (П1) с начала отчетного года увеличились, краткосрочные пассивы (П2) уменьшились, долгосрочные пассивы (П3) увеличились и постоянные пассивы (П4) незначительно увеличились.

Необходимо отметить изменения значений соотношений между отдельными группами активов и пассивов организации к концу анализируемого года. По первой и третьей группе сокращается платежный излишек, что имеет негативный оттенок. Перспективная ликвидность характеризуется платежным излишком или недостатком по третьей группе. По группе увеличился платежный излишек.

Поскольку ликвидность баланса и ликвидность предприятия понятия существенно различающиеся, анализ ликвидности предприятия при помощи коэффициентного метода выявляет наиболее ясно картину состояния предприятия (табл. 3.1.4). Снижение показателей ликвидности в динамике можно оценить отрицательно.

Коэффициент абсолютной ликвидности показывает, какая часть текущих обязательств может быть погашена за счет наиболее ликвидных активов (денежных средств и ликвидных ценных бумаг). Рассчитанный показатель составил 0,423 на 2011 год и 0,248 на 2012 год ( не вошел в границы нормального ограничения),уменьшение произошло на 41 ,44%.

Коэффициент критической ликвидности - показывает какая часть краткосрочных обязательств организации может быть немедленно погашена за счет денежных средств, средств в краткосрочных ценных бумагах, а также поступлений по расчетам. На конец 2011 года данный коэффициент составил 0,866, а на конец 2012 года- 0,833. Данный показатель также вошел в границы нормального ограничения.

Коэффициент текущей ликвидности показывает, какая часть текущих обязательств может быть погашена за счет мобилизации всех оборотных активов (за исключением долгосрочной дебиторской задолженности). Данный показатель составил на конец 2011 года - 1,594, а на 2012 год - 1,480 (уменьшение на 7,1%). В границы нормального ограничения показатель текущей ликвидности уже в 2012 году не вошел.

Коэффициент ликвидности при мобилизации средств показывает степень зависимости платежеспособности организации от материальных запасов с точки зрения мобилизации денежных средств для погашения краткосрочных обязательств. На начало года - 0,26, на конец года - 0,34. Соответственно в нормальные ограничения этот показатель также не вошел.

Можно назвать некоторые причины снижения показателей ликвидности баланса:

·        Повышение доли дебиторской задолженности в 2011-2012 гг. в составе оборотных активов говорит о проблемах сбыта продукции ОАО «АвтоВАЗ», что вынуждает реализовывать продукцию в основном в кредит.

·        Значительно уменьшились финансовые вложения предприятия. В 2012 году по сравнению с 2011 годом они уменьшились на 4679 млн. рублей или на 77,24 % в соответствие с учреждением дочерних обществ со 100% участием в уставном капитале.

·        Уменьшение денежных средств на 913 млн. руб. (15,6%) в 2012 году объясняется стартом серийного производства новых автомобилей.

·        Долгосрочные обязательства занимают около 50% баланса компании, это означает, что предприятие на 50 % и более зависит от внешних источников финансирования.

·        Кредиторская задолженность более чем в 2 раза меньше дебиторской задолженности (22,79% против 54,29%),что говорит о нестабильном финансовом положении, причина тому низкий спрос на продукцию российского автопрома.

.2 Анализ финансовой устойчивости ОАО «АвтоВАЗ» за 2011-2012 гг.

Для определения типа финансовой устойчивости предприятия представлены показатели в табл.3.2.1.

Наиболее обобщающим абсолютным показателем финансовой устойчивости является излишек или недостаток источников средств для формирования запасов и затрат.

Таблица 3.2.1 Расчет показателей финансовой устойчивости ОАО «АвтоВАЗ» за 2011 и 2012 гг.

№ п/п

Показатели

На 31.12. 2011 г.

На 31.12. 2012 г.

Изменения относительно 01.01.2011 г.

 

 

 

 

по сумме

в %

1.

Собственный капитал всего

32385

32707

322

0,99%

2.

Внеоборотные активы

87956

95461

7505

8,53%

3.

Наличие собственного оборотного капитала (стр.1 - стр.2)

-55571

-62754

-7183

12,93%

4.

Долгосрочные кредиты и заемные средства

70066

76125

6059

8,65%

 

5.

Наличие оборотного и долгосрочного заемного капитала (стр.3+стр.4)

14495

13371

-1124

-7,75%

 

6.

Краткосрочные кредиты и заемные средства

30395

35289

4894

16,10%

 

7.

Общая величина собственного оборотного и заемного капитала

44890

48660

3770

8,40%

 

8.

Общая величина запасов (включая НДС по приобретенным ценностям)

20511

21277

766

-12,30%

 

9.

Излишек, недостаток собственного оборотного капитала для формирования

-76082

-84031

-7949

10,45%

 


запасов (стр.3 - стр.8)▲СОС





 

10.

Излишек, недостаток собственного оборотного и долгосрочного заемного капитала для формирования запасов (стр.5 - стр.8)▲ СДО

-6016

-7906

-1890

31,42%

 

11.

Излишек, недостаток общей величины собственного оборотного и заемного капитала для формирования запасов (стр.7- стр.8)▲ОИЗ

24379

27383

3004

12,32%

 

12.

Трехкомпонентный тип финансовой устойчивости

S={0,0,1}

S={0,0,1}

 

 

 


В результате проведенного анализа было выяснено, что рассматриваемое предприятие в 2011 и 2012 году имеет неустойчивое финансовое состояние. При неустойчивом финансовом состоянии для покрытия запасов и затрат используются собственные и привлеченные средства долгосрочного и краткосрочного характера. Неустойчивое финансовое состояние характеризуется неравенством (3.2):

СОС+ДП < З < СОС+ДП+КП,                                     (3.2)

где СОС - собственные оборотные средства;

ДП - долгосрочные пассивы;

З - запасы;

КП - краткосрочные кредиты и займы.

Так, можно сделать вывод о том, что неустойчивое финансовое состояние, сопряженно с нарушением платежеспособности предприятия. При данном типе финансовой ситуации сохраняется возможность восстановления равновесия за счет пополнения источников собственных средств.

В итоге финансовая устойчивость предприятия может быть восстановлена путем:

обоснованного снижения суммы запасов и затрат;

ускорения оборачиваемости капитала в оборотных активах;

пополнения собственного оборотного капитала за счет внутренних и внешних источников.

Даже при хороших финансовых результатах предприятие может испытывать трудности, если оно нерационально использовало свои финансовые ресурсы, вложив их в сверхнормативные производственные запасы или допустив большую дебиторскую задолженность.

В табл.3.2.2 приводятся исходные данные для расчета относительных показателей финансовой устойчивости, которые представлены в табл.3.2.3.

Таблица 3.2.2 Показатели для расчета относительных коэффициентов финансовой устойчивости (млн. руб.) ОАО «АвтоВАЗ» за 2011 и 2012 гг.

Показатели

На 31.12. 2011г.

На 31.12. 2012г.

Изменения относительно 01.01.2011 г.

п/п




по сумме

в %

1.

Имущество предприятия (А) или капитал (П) (код 1600 или 1700)

132846

144121

11275

8,49%

2.

Источники собственных средств: капитал и резервы СК (код 1300)

32385

32707

322

0,99%

3.

Краткосрочные пассивы КО (код 1500)

30395

35289

4894

16,10%

4.

Долгосрочные обязательства ДО (код 1400)

70066

76125

6059

8,65%

5.

Итого заемных средств:

100461

111414

10953

10,90%


ДО+КО=ЗК (код 1400+1500)





6.

Внеоборотные активы АВ (код 1100)

87956

95461

7505

8,53%

7.

Оборотные активы АО (код 1200)

44890

48660

3770

8,40%

8.

Величина запасов (З) (код 1210+1220)

20511

21277

766

3,73%

9.

Собственные оборотные средства: СОС=СК-АВ (код 1300-1100)

-55571

-62754

-7183

12,93%


Положительным фактором для финансовой устойчивости является наличие источников формирования запасов, а отрицательным - величина запасов, то есть основными способами выхода из неустойчивого и кризисного состояний будут пополнение источников формирования запасов, увеличение доли собственных средств, оптимизация их структуры, а также обоснованное снижение уровня запасов.

Из табл.3.2.1. видно, что ОАО «АвтоВАЗ» имеет развивающуюся динамику неустойчивого финансового положения на рынке за 2011-2012 гг. Относительные показатели финансовой устойчивости используются для более глубокого анализа финансового состояния и характеризуют степень зависимости предприятия от внешних инвесторов и кредиторов (табл.3.2.3).

Таблица 3.2.3 Относительные коэффициенты финансовой устойчивости ОАО «АвтоВАЗ» за 2011 и 2012 гг.

№ п/п

Показатели

Интервал значения

На 31.12. 2011 г.

На 31.12. 2012 г.

Изм. относительно 01.01.2011 г.






по сумме

в %

1.

Коэффициент автономии (Ка)

 >0,5

0,244

0,227

-0,017

-6,91%

2.

Коэффициент концентрации заемного капитала (Кзк)

<0,5

0,756

0,773

0,017

2,23%

3.

Коэффициент соотношения заемных и собственных средств (Кз/с)

≤1

3,102

3,406

0,304

9,81%

4.

Коэффициент маневренности собственного капитала (Км)

≥0,2-0,5

-1,716

-1,919

-0,203

-1,00%

5.

Коэффициент обеспеченности собственными источниками финансирования (Ко)

≥0,1-0,5

0,651

0,017

2,71%

6.

Коэффициент финансирования (Кс/з)

>1

0,322

0,294

-0,029

-8,93%

7.

Коэффициент финансовой зависимости (Кфз)

>1,25

4,102

4,406

0,304

7,42%

8.

Соотношения мобильных и иммобилизированных средств(Км/и)

определяется только изменение

0,510

0,510

-0,001

-0,12%

9.

Коэффициент имущества производственного назначения (Кпн)

≥0,5

0,816

0,810

-0,006

-0,79%

10.

Коэффициент прогноза банкротства (Кпб)


0,109

0,093

-0,016

-14,97%


На основе анализа относительных показателей финансовой устойчивости ОАО «АвтоВАЗ» за 2010-2012 гг. можно сделать следующие выводы:

1)  Самое высокое значение коэффициента автономии зафиксировано в 2011 году, то есть в 2011 году было наиболее устойчивое финансовое положение компании;

2)      Самое низкое значение коэффициента финансовой зависимости за рассматриваемый период зафиксировано в 2012 году, то есть в 2012 году было наиболее неустойчивое финансовое положение компании. Однако, и слишком большая доля собственных средств также невыгодна предприятию, так как если рентабельность активов предприятия превышает стоимость источников заемных средств, то за недостатком собственных средств, выгодно взять кредит. Коэффициент финансовой зависимости ОАО «АвтоВАЗ» не находится в пределах нормы.

)        Минимальный коэффициент соотношения заемных и собственных средств зафиксирован в 2011 году, что опять же говорит о наиболее устойчивом финансовом положении, чем в 2012 году, но в 3 раза превышает нормальное значение.

)        Можно сказать, что предприятие крайне зависимо от заемных средств, а также оно находится в неустойчивом положении, снижение показателя прогноза банкротства свидетельствует о том, что предприятие испытывает финансовое затруднение.

.3 Показатели рентабельности ОАО «АвтоВАЗ» за 2011 - 2012 гг. и их анализ

Рентабельность - относительный показатель экономической эффективности. Рентабельность комплексно отражает степень эффективности использования материальных, трудовых и денежных и др. ресурсов. Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к активам или потокам, её формирующим. Показатели рентабельности можно условно разделить на две группы: рентабельность продаж и рентабельность активов.

Рентабельность продаж - коэффициент рентабельности, который показывает долю прибыли в каждом заработанном рубле. Обычно рассчитывается как отношение чистой прибыли (прибыли после налогообложения) за определённый период к выраженному в денежных средствах объёму продаж за тот же период.

Рентабельность продаж является индикатором ценовой политики компании и её способности контролировать издержки. Различия в конкурентных стратегиях и продуктовых линейках вызывают значительное разнообразие значений рентабельности продаж в различных компаниях. Часто используется для оценки операционной эффективности компаний.

Анализ рентабельности ОАО «АвтоВАЗ» за 2011-2012 гг. представлен в табл.3.3.1.

Таблица 3.3.1. Анализ рентабельности ОАО «АвтоВАЗ» за 2011-2012 гг.

Показатель

На 31.12. 2011 г

На 31.12.  2012 г.

Изменения относительно 01.01.2011 г.




по сумме

в %

1.Рентабельность активов (имущества)

1.1.Рентабальность совокупных активов(Ra)

2,34%

0,15%

-2,19%

-93,74%

1.2.Рентабельность внеоборотных активов (RАВ)

3,53%

0,22%

-3,31%

-3,53%

1.3.Рентабельность оборотных активов (RАО)

6,92%

0,43%

-6,49%

-93,73%

2.Рентабельность капитала

2.1.Рентабельность собственного капитала(RСК )

9,59%

0,65%

-8,95%

-93,27%

2.2.Рентабельность инвестиций (RИК)

3,3%

0,19%

-2,84%

-93,60%

3.Рентабельность основной деятельности

3.Рентабельность основной деятельности (затрат на производство) или рентабельность продукции (RОД)

2,74%

1,52%

-1,22%

-44,62%

4.Рентабельность продаж

4.1.Рентабельность продаж по прибыли от продаж (RП)

2,66%

1,49%

-1,17%

-43,96%

4.2.Рентабельность продаж по чистой прибыли (RЧП)

1,78%

0,12%

-1,66%

-93,52%

5.Рентабельность материальных активов (производства)

5.Рентабельность материальных активов (производства) (RПФ)

15,14%

0,99%

-14,15%

-93,45%


На основе анализа рентабельности ОАО «АвтоВАЗ» за 2011-2012 гг. можно сделать следующие выводы:

1)  Самые высокие коэффициенты рентабельности продукции и рентабельности продаж зафиксированы в 2011 году, то есть наиболее высокой операционной эффективности компания добилась в этот период. В 2012 году произошло достаточно сильное понижение в сравнении динамики изменения показателя в 2011 году.

2)      Резкое увеличение рентабельности активов и рентабельности собственного капитала в 2012 году обусловлено получением компании дисконтирования по беспроцентным займам в виде государственных субсидий.

)        Наблюдается уменьшение всех основных показателей рентабельности.

3.4 Анализ показателей деловой активности ОАО «АвтоВАЗ» за 2011 - 2012 гг.

Коэффициент оборачиваемости - это финансовый коэффициент показывающий интенсивность использования (скорость оборота) определенных активов или обязательств. Коэффициенты оборачиваемости выступают показателями деловой активности предприятия.

Среди наиболее популярных коэффициентов оборачиваемости в финансовом анализе используют: оборачиваемость оборотных активов (отношение годовой выручки к среднегодовой величине оборотных активов); оборачиваемость запасов (отношение годовой выручки к среднегодовой стоимости запасов); оборачиваемость дебиторской задолженности (отношение годовой выручки к среднегодовой величине дебиторской задолженности); оборачиваемость кредиторской задолженности (отношение годовой выручки к среднегодовой величине краткосрочной кредиторской задолженности); оборачиваемость активов (отношение годовой выручки к среднегодовой величине всех активов предприятия); оборачиваемость собственного капитала (отношение годовой выручки к среднегодовой величине собственного капитала организации).

Анализ деловой активности ОАО «АвтоВАЗ» за 2011-2012 гг. представлен в таблице 3.4.1.

Таблица 3.4.1 Анализ деловой активности ОАО «АвтоВАЗ» за 2011-2012 гг.

№ п/п

Показатели

На 31.12. 2011 г.

На 31.12. 2012 г.

Изменения относительно 01.01.2011 г.





по сумме

в %

Средства предприятия

1. Активы (А) - код 1600

Коэффициент оборачиваемости активов (Оа)

1,32

1,27

-0,04

-3,41%

2.Внеоборотные активы (АВ) - код 1100

Коэффициент оборачиваемости внеоборотных активов (Оав)

1,99

1,92

-0,07

-3,45%

3. Оборотные активы (ОА) - код 1200

Коэффициент оборачиваемости оборотных активов (Оао)

3,90

3,77

-0,13

-3,33%

4. Дебиторская задолженность (ДЗ) - код 1230

Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности (Одз)

14,02

9,52

-4,50

-32,09%


Коэффициент продолжительности одного оборота дебиторской задолженности (Сдз)

25,67

37,80

12,13

47,24%

5. Запасы (З) - код 1210 + 1220

Коэффициент оборачиваемости материально-производственных запасов (Оз)

8,52

8,61

0,09

1,01%


Коэффициент продолжительности одного оборота

42,23

41,81

-0,42

-1,00%


материально-производственных запасов (Сз)





Источники образования средств предприятия

 

6. Собственный капитал (СК) - код 1300

Коэффициент оборачиваемости собственного капитала (Оск)

5,40

5,60

0,20

3,75%

 

Коэффициент продолжительности одного оборота собственного капитала (Сск)

66,68

64,27

-2,41

-3,62%

7. Кредиторская задолженность (КЗ) - код 1520

Коэффициент оборачиваемости кредиторской задолженности (Окз)

7,42

6,33

-1,09

-14,66%


Коэффициент продолжительности одного оборота кредиторской задолженности (Скз)

48,51

56,84

8,33

17,18%

8. Операционный цикл (Цо)

Цо

67,90

79,61

11,70

17,24%

9. Финансовый цикл (Цф)

Цф

19,40

22,77

3,37

17,39%


На основе анализа деловой активности можно сделать следующие выводы:

1)  Наиболее высокий коэффициент оборачиваемости оборотных средств в 2011 году, равный 3,9, показывает, что именно в этот период компания получила выручку почти вчетверо превышающую стоимость ее активов в 2012 году этот показатель снизился на 3,33%.

2)      Более высокий коэффициент дебиторской задолженности в 2011 году показывает, что в этот период компания провела наиболее эффективную собираемость платежей с покупателей. В 2012 году этот результат был почти вдвое хуже предыдущих двух лет.

)        Увеличение продолжительности производственного (операционного) и финансового цикла оценивается негативно.

.5 Прогноз банкротства ОАО «АвтоВАЗ» за 2011 - 2012 гг.

Так как ОАО «АвтоВАЗ» является публичной компанией, то применим пятифакторную модель Альтмана для открытых компаний (форм.2.24).

Для ОАО «АвтоВАЗ» на 2011-2012 гг. имеем следующие показатели, представленные в табл.3.5.1.

Таблица 3.5.1 Показатели для расчета пятифакторной модели банкротства Альтмана

 Показатель

На 31.12.2011 г.

На 31.12.2012 г.

К1 - отношение собственного оборотного капитала к сумме активов

-0,4183

-0,4354

К2 - отношение нераспределенной прибыли ко всем активам

-0,1983

-0,1630

К3 - отношение прибыли до уплаты процентов ко всем активам

0,0021

0,0190

К4 - отношение курсовой стоимости акций к сумме заемного капитала

0,0002

0,0001

К5 - отношение объема продаж (выручки) ко всем активам

1,3162

1,2713


При этом курсовая стоимость акций на 31.12.2011 составляла 19,76 руб./шт., на 31.12.2012 - 15,932 руб./шт.

В соответствие с формулой 2.24 рассчитаем вероятность банкротства ОАО «АвтоВАЗ» на 2011 и 2012 гг. (табл.3.5.2)

Таблица 3.5.2 Вероятность банкротства ОАО «АвтоВАЗ» на 2011 и 2012 гг.

Показатель

На 31.12.2011 г.

На 31.12.2012 г.

Вероятность банкротства

0,544

0,583


В соответствие с приведенным расчетами получили, что вероятность банкротства за эти годы является очень высокой и увеличилась в 2012 году по сравнению с 2011 годом.

ликвидность платежеспособность банкротство

Заключение

Анализ финансового состояния - составная часть анализа бизнеса и отправная точка для выработки вариантов дальнейшего его развития. Инструментарий оценки результатов финансово-хозяйственной деятельности широко используется кредитными учреждениями, рейтинговыми агентствами, акционерами и менеджментом компаний.

Позитивная динамика на автомобильном рынке РФ, государственная поддержка <http://www.moneytimes.ru/encyclopedia/268.html> и результаты выполнения программы развития позволили предприятию добиться положительных финансовых результатов по итогам 2011 года. Заводу также помог заметный рост автокредитования в России.

Во время кризиса автоконцерн также реструктурировал гигантский долг, получив 75 млрд. руб. бюджетных денег в виде беспроцентной ссуды от своего акционера - госкорпорации «Ростехнологии». Данные займы были оценены по справедливой стоимости, подчеркивают аналитики. Российское правительство в последние годы было серьезно озабочено состоянием отечественного автопроизводства и предприняло ряд шагов для его поддержки. Одной из наиболее эффективных программ стала утилизация легковых автомобилей. Доля «АвтоВАЗа» на рынке легковых автомобилей России в настоящее время составляет более 25%.

Финансовое состояние предприятия характеризуется совокупностью показателей, отражающих состояние капитала в процессе его кругооборота и способность предприятия финансировать свою деятельность па фиксированный момент времени. Проводится анализ финансового состояния предприятия с целью выявления возможностей повышения эффективности его функционирования. По итогам проведенного анализа, стоит отметить, что в целом предприятие испытывает неустойчивое финансовое положение, все рассмотренные показатели практически меньше нормативных значений.

Анализируя состояние платежеспособности предприятия, необходимо рассматривать причины финансовых затруднений, частоту их образования и продолжительность просроченных долгов. Причинами неплатежеспособности могут быть:

·        невыполнение плана по производству и реализации продукции;

·        повышение ее себестоимости;

·        недостаток собственных источников самофинансирования предприятия;

·        высокий процент налогообложения;

·        неправильное использование оборотного капитала: отвлечение средств в дебиторскую задолженность;

·        вложение в сверхплановые запасы и на прочие цели, которые временно не имеют источников финансирования.

Снижение себестоимости продукции (работ, услуг) за счет рационального использования производственных ресурсов - основной путь увеличения прибыли и повышения рентабельности производства. Для снижения себестоимости следует оптимизировать выплаты на покупку материалов и комплектующих за счет:

·        заключения долгосрочных соглашений с поставщиками с условием ежегодного снижения цен;

·        создания панели поставщиков по опыту альянса RENAULT-NISSAN;

·        сокращения количества поставляемой номенклатуры по новым моделям автомобилей (переход на крупномодульные поставки);

·        сокращения количества петлевых маршрутов (кооперация, технологический аутсорсинг);

·        развития концепции «точно в срок», обеспечивающей снижение уровня производственных запасов и издержек.

Для более эффективного функционирования компании необходим целый ряд преобразований, как в самой специфике производства, так и в восприятии нашими соотечественниками предлагаемой «АВТОВАЗом» продукции.

Список использованных источников

1. Грицай С.Д. Экономический анализ (в схемах и таблицах): учеб. пособие /С.Д. Грицай. - СПБ.:СПБГИЭУ,2012.

2.Годовой отчет за 2012 год «Открытое акционерное общество «АВТОВАЗ» <http://www.avtovaz.ru/files/rep2-2013.pdf>». Дата обращения 28.04.2014.

Похожие работы на - Оценка финансового состояния ОАО 'Автоваз'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!