Оценка сбалансированности и финансовой устойчивости бюджета Республики Коми

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    10,14 Кб
  • Опубликовано:
    2014-07-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Оценка сбалансированности и финансовой устойчивости бюджета Республики Коми

Введение

Бюджет является основным источником финансирования деятельности субъекта власти, и от того, каковы размеры этого денежного фонда и регулярность его пополнения, зависит степень реализации полномочий органов власти. Из этого следует, что возможность органов власти осуществлять свои функции зависит от текущего состояния бюджета и динамики его развития в будущем.

Сбалансированность - это обязательное требование, предъявляемое при составлении, утверждении и исполнении бюджета, которое призвана обеспечить условия для полного выполнения органами государственной власти субъектов РФ возложенных на них полномочий эффективного функционирования экономики и социальной сферы регионов. Законодательно регулирование вопросов сбалансированности бюджетов и закрепление соответствующего принципа в настоящее время является неотъемлемым элементом функционирования бюджетной системы большинства государств [1].

Одним из главных недостатков сложившегося механизма обеспечения сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации является отсутствие методологической основы для выбора эффективных методов и инструментов управления дефицитом бюджета, критериев объективной оценки состояния бюджетов субъектов и оценка качества их сбалансированности. В связи с этим вопросы, касающиеся обеспечения сбалансированности субъектов Российской Федерации, в том числе оптимального соотношения между доходами и расходами бюджетов субъектов РФ, покрытия их дефицита, в настоящее время являются весьма актуальными.

1. Республика Коми как субъект Российской Федерации

.1 Краткое описание Республики Коми

Республика Коми расположена на крайнем северо-востоке Европейской части России. Республики Коми по площади составляет 416,8 тыс. кв. км. Наибольшая протяженность с юго-запада на северо-восток - 1275 км, с севера на юг - 785 км, с запада на восток - 695 км. Значительная часть территории представляет собой холмистую равнину. По восточной границе проходят Уральские горы, с северо-запада на юго-восток республику пересекает Тиманский кряж. Между Уралом и Тиманом располагается Печерская низменность, на западе - Мезенско-Вычегодская равнина.

В структуре земельного фонда республики 74,6% занимают леса и кустарники, 9,8% - болота, 1,5% - воды, 1% - сельскохозяйственные угодья. Из всех земель более 20% используется под оленьи пастбища [2].

Расположение в субарктическом (на крайнем севере и северо-востоке) и умеренном (на большей части территории) климатических поясах обуславливает климат с продолжительной, довольно суровой зимой и коротки, сравнительно прохладным летом. Средняя температура в Республике Коми в январе - от -17,5 градусов на юге и до -26,6 градусов на северо-востоке, в июле - от 15,1 градусов на юге и до 12,2 градусов на северо-востоке.

Территория Республики Коми входит в зону избыточного увлажнения. Значительное преобладание выпадающих на ее поверхность атмосферных осадков над испарением, особенности рельефа и геологического строения определили повышенную заболоченность территории и развитую гидрографическую сеть [2].

Таблица 1 - Краткая характеристика Республики Коми

ПоказательЗначениеМесто в РоссииПлощадь территории, тыс. кв. км41713ВРП всего, млн. рублей352 33530ВРП на душу населения, рублей543 0909Население, тыс. человек87258Ожидаемая продолжительность жизни, лет7555Муниципальные образования21048Плотность населения территории, человек на кв. км273

Республика Коми сегодня - это регион России с развитой промышленностью, деятельность которой практически полностью обеспечивается за счет внутренних сырьевых, энергетических и трудовых ресурсов.

Республика Коми занимает лидирующие позиции в Северо-Западном федеральном округе и по производству основных видов промышленной продукции: добыче нефти, угля и газа, производству нетканых материалов, продукции деревообработки (фанеры и древесностружечных плит) и целлюлозно-бумажной промышленности (бумаги и картона).

Основной вклад в формирование валового регионального продукта республики вносят такие виды экономической деятельности, как добыча полезных ископаемых, обрабатывающие производства, строительство, торговля, транспорт и связь. На их долю приходится более 71% ВРП Республики Коми. Предприятия Республики Коми значительную роль в общероссийском объеме производства [2].

1.2 Административное устройство и органы государственной власти

Республика Коми состоит из административно-территориальных образований: районов и поселений. На территории республики находится 15 муниципальных районов, 5 городских округов, 18 городских поселений и 174 сельских поселений. Городами республиканского значения являются - Сыктывкар, Воркута, Ухта, Усинск, Инта.

Высшим законодательным органом власти Республики Коми является Государственный Совет Республики Коми. Он избирается сроком на четыре года и состоит из 30 депутатов. Государственный Совет осуществляет свою деятельность в форме сессий, а также заседаний Комитетов. Из своего числа депутаты избирают Председателя Государственного Совета, его заместителей, председателей Комитетов и их заместителей, работающих на постоянной штатной основе [2].

Государственный Совет:

принимает Конституцию Республики Коми, законы и иные нормативные акты, вносит в них изменения и дополнения;

избирает председателя Государственного Совета, его заместителей, председателей Комитетов Государственного Совета Республики Коми и их заместителей;

осуществляет законодательную инициативу в Федеральном Собрании Российской Федерации;

принимает решения о проведении республиканского референдума, назначении выборов в Государственный Совет и выборах Главы Республики Коми;

согласовывает предложения Главы Республики Коми по формированию структуры органов государственного управления Республики Коми, назначению и освобождению от должности заместителей Главы Республики Коми, министра финансов Республики Коми, представителей Республики Коми в Российской Федерации и ее субъектах, иностранных государствах и международных организациях.

Председатель Государственного Совета Республики Коми осуществляет общее руководство подготовкой вопросов, подлежащих рассмотрению Государственным Советом, и иные полномочия, связанные с его деятельностью, созывает и ведет сессии Государственного Совета, подписывает принятые им постановления, вносит предложения, связанные с отставкой и отрешением от должности Главы Республики Коми.

Право законодательной инициативы принадлежит депутатам Государственного Совета, Председателю Государственного Совета, Главе Республики Коми, местным представительным органам власти Республики Коми, Съезду коми народа и его исполнительному органу. Конституционный Суд, Верховный Суд и Высший Арбитражный Суд Республики Коми обладают правом законодательной инициативы в Государственном Совете Республике Коми.

Исполнительную власть в Республике Коми разделяют между собой Глава Республики Коми и Председатель Правительства Республики Коми. Председатель Правительства Республики Коми возглавляет правительство. Глава Республики Коми возглавляет входящие в систему исполнительной власти Республики Коми местные администрации как органы государственного управления, осуществляющие исполнительные и распорядительные функции и обеспечивающие права и законные интересы граждан на соответствующей территории [2].

Глава Республики Коми избирается сроком на пять лет на всеобщих и прямых выборах. Указы и распоряжения Главы Республики Коми, издаваемые им в пределах своих полномочий и во исполнение действующего законодательства, имеют обязательную силу на всей территории республики.

Глава Республики Коми:

обеспечивает права и свободы граждан республики, государственный суверенитет, безопасность и территориальную целостность Республики Коми, законность и правопорядок на ее территории;

представляет республику в отношениях с Российской Федерацией и ее субъектами, а также в международных отношениях;

возглавляет систему органов государственного управления Республики Коми, обеспечивает взаимодействие с органами государственной власти республики и с федеральными органами государственной власти и т.д.

обладает правом законодательной инициативы в государственном Совете Республики Коми;

представляет Государственному Совету Республики Коми ежегодные доклады о положении в республике, программу деятельности исполнительной власти на предстоящий период;

разрабатывает и представляет Государственному Совету республиканский бюджет и отчет о его исполнении;

назначает и освобождает с согласия государственного Совета от должности заместителей Главы Республики Коми, министра финансов республики, министров и руководителей иных органов государственного управления, назначает и отзывает представителей Республики Коми в Российской Федерации и ее субъектах, в иностранных и международных организациях;

формирует структуру органов государственного управления и Правительство Республики Коми;

Местные представительные органы власти осуществляют функции в объеме собственной компетенции в соответствии с законом. Местные представительные органы власти избираются населением районов, городов республиканского подчинения, районов в городе на основе мажоритарной системы относительного большинства в соответствии с Законом Республики Коми.

2. Оценка сбалансированности и финансовой устойчивости бюджета Республики Коми

Принцип сбалансированности является принципом построения любых бюджетов. В соответствии со статьей 33 Бюджетного кодекса Российской Федерации принцип сбалансированности означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета [3]. Несмотря на понятность и логичность теории сбалансированности, достижение ее практической реализации в бюджетам сопряжено с рядом проблем. В связи с этим, более часто наблюдается проблема несбалансированности, которая в свою очередь проявляется в дефиците и профиците бюджета.


Таблица 2 - Основные показатели бюджета Республики Коми, в миллионах рублей

Наименование20122013ОтклонениеДоходы всего, в том числе5293348412-4521Налоговые3813136189-1942Неналоговые56984935- 763Безвозмездные поступления91057288-1816из нихДотации19561124-832Субвенции2047214093Расходы56249599983749Дефицит бюджета-3315-11586- 8270Собственные доходы5088646272- 4614Собственные расходы54202578583656

В 2013 году доходы бюджета Республики Коми составили 48,4 млрд. рублей, что на 4,5 млрд. рублей меньше, чем в 2012 году. Что касается расходов бюджета, то можно отметить, что их величина увеличилась на 3,7 млрд. рублей. Основной причиной увеличения расходов бюджета является повышение с 1 июля 2013 года оплаты труда отдельным категориям работников бюджетных учреждений социальной сферы. Кроме того, в 2013 году возросли расходы на увеличение государственного резерва топливно-энергетических ресурсов, на возмещение выпадающих доходов организациям воздушного, речного и железнодорожного транспорта. Сокращение доходов и увеличение расходов привели к росту дефицита бюджета на 8,2 млрд. рублей, который в 2013 году составил 11,5 млрд. рублей.

Для проведения анализа сбалансированности и финансовой устойчивости бюджета Республики Коми были рассчитаны суммы собственных доходов и расходов бюджета, которые определяются как разница между доходами (расходами) бюджета и субвенциями. Также необходимо рассчитать следующие коэффициенты:

) Коэффициент бюджетного покрытия = Доходы / Расходы

) Коэффициент бюджетной автономии = (Налоговые доходы + Неналоговые доходы) / Собственные доходы

) Коэффициент дотационности = Дотации / Собственные доходы

) Коэффициент дефицита бюджета = (Доходы - Расходы) / (Доходы - Безвозмездные поступления)

) Коэффициент финансовой независимости = Собственные доходы / Собственные расходы

) Коэффициент деловой активности = Неналоговые доходы / (Налоговые доходы + Неналоговые доходы)

) Доходы на душу населения = Доходы / Численность населения

) Коэффициент бюджетной обеспеченности = Расходы / Численность населения

При расчете доходов на душу населения и коэффициента бюджетной обеспеченности принимаем, что численность населения Республики Коми в 2012 году составляла 880700 человек, а в 2013 году - 872060 человек [2].

Результаты расчетов показателей сбалансированности и финансовой устойчивости бюджета Республики Коми представлены в таблице 3.

Таблица 3 - Расчет показателей сбалансированности бюджета

Показатель20122013Коэффициент бюджетного покрытия0,940,81Коэффициент бюджетной автономии0,860,89Коэффициент дотационности0,040,02Коэффициент дефицита бюджета0,080,28Коэффициент финансовой независимости0,940,80Коэффициент деловой активности0,130,12Доходы на душу населения, тыс. руб./чел.60,1054,97Коэффициент бюджетной обеспеченности63,8768,80

В 2013 году коэффициент бюджетного покрытия составил 0,81, т.е. 81% расходов бюджета покрываются за счет доходов. За год этот показатель сократился на 0,13.

Коэффициент бюджетной автономии, который показывает долю собственных доходов в общей сумме доходов бюджета республики, в 2013 году составил 0,89. Анализируя таблицу 4, можно заметить, что в отношении этого коэффициент наблюдается положительная динамика.

Коэффициент дотационности в 2012 году составил 0,04, т.е. дотации занимают 6% в общем объеме собственных доходов бюджета республики. Однако значение этого показателя в 2013 году уменьшилось в 2 раза. Это обусловлено сокращением дотаций бюджета на 832 млн. рублей

Коэффициент дефицита бюджета Республики Коми в 2012 году составил 0,08. Это значение находиться в пределах нормативов бюджетного законодательства, в соответствии с которым дефицит бюджета субъекта Российской Федерации не должен превышать 15% утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. Что касается 2013 года, то дефицит бюджета составил 28%. Как уже отмечалось ранее, резкое увеличение дефицита бюджета Республики Коми связано с уменьшением доходов, поступивших в бюджет, и ростом расходов бюджета.

Коэффициент деловой активности в 2013 году составил 0,88, что на 0,01 больше, чем в 2012 году. Это связано с тем, что сумма налоговых и неналоговых доходов сократилась на 2705 млн. рублей, при том, что на 72% это произошло за счет уменьшения налоговых доходов. Полученное значение коэффициента свидетельствует о том, что доля налоговых доходов в общей сумме налоговых и неналоговых доходов составляет 88%.

Доходы на душу населения в 2013 году составили 54,97 тыс. рублей доходов бюджета на человека, что 5,13 тыс. рублей меньше чем в 2012 году. Это сокращение связано со значительным уменьшением доходов Республики Коми.

Что касается коэффициента бюджетной обеспеченности, или расходов бюджета на душу населения, то в 2013 году они увеличились по сравнению с 2012 годом и составили 68,8 тыс. рублей на человека (в 2012 году - 63,87 тыс. рублей). Это изменение связано с увеличением расходов бюджета при одновременном сокращении численности постоянного населения Республики Коми.

Проанализировав все рассчитанные показатели сбалансированности и финансовой устойчивости, можно сделать вывод о том, что положение республики ухудшается. Об этом свидетельствует увеличение дефицита бюджета, сокращение доходов бюджета на душу населения, рост значения коэффициента бюджетной обеспеченности и т.д.

Заключение

бюджет административный государственный

Сбалансированность бюджета - это идеальное состояние, которое пытаются достичь органы власти субъектов РФ. Сбалансированность бюджета доводится методом совершенствования системы бюджетного финансирования, мобилизации дополнительных резервов роста доходов бюджета, последовательного проведения финансового контроля за целевым, экономным и эффективным расходованием бюджетных средств, оказания финансовой помощи в разных ее формах другими бюджетами, использования бюджетных резервов и т.д.

Анализ сбалансированности бюджета ежегодно осуществляется соответствующими органами власти два раза в год: в рамках принятия закона о бюджете, а также в условиях принятия закона об исполнении бюджета.

На стадии исполнения бюджета дополнительными факторами, влияющими на сбалансированность бюджета, выступают:

методы оперативного регулирования бюджетных потоков, позволяющие с наибольшей эффективностью маневрировать бюджетными средствами, достигая баланса,

механизм сокращения бюджетных расходов и бюджетные резервы, используя которые исполнительный орган власти осуществляет финансирование внезапно возникших, непредвиденных расходов [5].

В работе была дана краткая характеристика Республики Коми, представлены данные об административном устройстве, а также проведена оценка сбалансированности и финансовой устойчивости республиканского бюджета. Данными для проведения оценки послужили отчеты об исполнении бюджета Республики Коми за 2012 и 2013 годы.

Оценка сбалансированности и финансовой устойчивости бюджета Республики Коми показал, что финансовое состояние бюджета республики ухудшается. Об этом свидетельствует увеличение дефицита бюджета, сокращение доходов бюджета на душу населения, рост значения коэффициента бюджетной обеспеченности и т.д.

Список использованных источников

1. Кузнецова, Е.В. Сбалансированность бюджетов субъектов Российской Федерации: проблемы и пути обеспечения: автореф. дис. на соискан. учен. степ. канд. эконом. наук; Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации. - Москва, 2012. - 24 с.

. Республика Коми: [Электронный ресурс] / Официальный интернет-портал Республики Коми. 1998-2014. - Режим доступа: #"justify">. Бюджетный Кодекс Российской Федерации (БК РФ): принят ГД ФС РФ 17.07.1998 (действующая редакция от 22.10.2014): [Электронный ресурс] / Консультант Плюс. 1997-2014. - Режим доступа: #"justify">. Отчеты об исполнении республиканского бюджета Республики Коми: [Электронный ресурс] / Министерство Финансов Республики Коми. 1998-2014. - Режим доступа: #"justify">. Кузнецова Е.В. Оценка качества сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации [Электронный ресурс]: Финансы. - 2011. - №2. - с. 15 -19.

Похожие работы на - Оценка сбалансированности и финансовой устойчивости бюджета Республики Коми

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!