План занятия по Василию Шукшину

  • Вид работы:
    Сочинение
  • Предмет:
    Литература
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    9,87 kb
  • Опубликовано:
    2009-01-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

План занятия по Василию Шукшину

Урок 1

Тема: «Беседа при ясной луне»

Нам бы про душу не забыть

В.М. Шукшин.

Цели:   1.  Познакомить с творчеством В.Шукшина.

2.   Закрепить знания, полученные на предыдущих уроках: тв. Солженицины, Астафьева.

3.   Закрепить коммуникативные навыки в работе.

4.   Форсировать нравственность.

Оборудование: 1) Портреты Шукшина, Астафьева, Солженицина.

                            2) Листы для групповой работы.

Вид работы: групповая.

Тип урока: мастерская.

Ход урока.

I . Вступительное слово.

 Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством Василия Шукшина, выявим общее у него с такими писателями как Солженицин, Астафьеф.

  Назван урок по шукшински: «Беседа при ясной луне». И хотя сейчас день, светит солнце, но с помощью авторов, мы можем представить себе поздний деревенский вечер, светлую луну, которую так любил Василий Шукшин и его герои, подумаем над теми вечными вопросами, в поисках ответа на которые мучились герои Шукшина и Астафьева, Солженицина и Распутина.

  Главное помнить страстный призыв Шукшина «Нам бы про душу не забыть!»

II. Этап.  А что такое душа? Как вы понимаете значение этого слова?

                        Работа на I  листе

                                                                    Свойства характера

 

 внутренний мир человека                                       Душа                              основные черты личности

 

 

                                                   человечность                                      совесть

                                                                            

                                                                           доброта 

(5-6 мин)

III. Шукшин размышляет о жизни своих земляков о своей жизнию

     А как же она прошла?

Группы представляют домашнее задание.

I гр. Шукшин-писатель

II гр. Шукшин-актер

III гр. Шукшин-режиссер        

(15 мин)      

Вы прочитали достаточно много рассказов писателя. Назовите центральный образ его творчества.

(15 мин)


                                                                           дом

 

                                                        степь                               мать

     мать сыра-земля         Земля              родная деревня

                                               пашня                               

человек на земле

Пласты жизни, которые затрагивает этот вопрос.               Что есть человек, в чем суть его   бытия на земле?

 

исторические ß-----àфилософские

конкретныеß-----àвсеобщие

личныеß-----àобщественные

/Лист передается группам соседним, добавляются, исправляются, затем обсуждаются./


IV этап. Посмотрите рассказ «Дядя Ермолай». Что, по мнению писателя, составляет смысл жизни старшего поколения.

(5 мин)

                                                          

                                                       человек

 

                               


                                        труд                             дом

                                                         земля

 

В чем извечная тайна притяжения земли и дома?

V этап. Если Шукшина в первую очередь интересует человек, то надо отметить, что характеры обычно изображаются в напряженно-кризисных моментах. Внутреннее состояние героя обнажено.

Прокомментируйте отрывки из рассказов.


VI этап.  Совершенно закономерно, что в центре поэтического ряда люди-земля выделен образ матери. В ней писатель видит опору человека в превратностях судьбы. Она для писателя – воплощение надежды, мудрости, доброты, милосердия.

   Угасание старых семейных отношений острее и болезненнее протекают в деревне.

Анализ:

I гр. «Один»

II гр. «Как помирал старик»

III гр. Ответить на вопрос, обращенный к отцам и детям. « Кто из нас умнее? Кто из нас  прав?»

Вывод.

Прямого ответа нет. Нельзя ответить на этот вопрос конкретно и односложно.

  В старых людях много доброго , понимания, душевной твердости, всепрощения. 

 У молодежи – преемственность.

VII этап.  Напишите после анализа произведений критерии нравственности.

-   вера в жизнь

-   деятельное бытие, активное, разумное творчество

-   преодоление будущие в борьбе со злом.

-   уважение к человеку

Добавить в таблицу душа Шукшинское понимание человечности, совесть, доброта.

VIII этап. Мелодия.

« И все и больше ничего на земле не слышно. И висит на веревке луна»

    Да, жизнь продолжается. И идет новый день.

«Чуть занималось светлое утро. И огромное весёлое солнце выкатилось из-за горы.


IX. Сочинение:  «Светлые души» по Шукшину, Астафьеву и Солженицину.

Д.З: реферат худ.особенности рассказов Шукшина.

«Думы»

«Слились воедино конь и человек и летели в черную ночь. И ночь летела навстречу им, густо била в лицо тяжелыми запахами трав, отсыревших под росой. Какой-то дикий восторг обуял парнишку; кровь ударила в голову и гудела. Это было как полет – как будто оторвался он от земли и полетел. И ничего вокруг не видно: ни земли, ни неба, даже головы конской – только шум в ушах, только ночной огромный мир стронулся и понесся навстречу. О том, что там братишке плохо, совсем не думал тогда. И ни о чем не думал. Ликовала душа, каждая жилка играла в теле…

Какой-то такой желанный, редкий миг непосильной радости.

   Потом было горе»

«Горе»

«Бывает летом пора: полынь пахнет так, что сдуреть можно. Особенно почему-то ночами. Луна светит тихо… Неспокойно на душе, томительно. И думается в такие огромные, светлые, ядовитые ночи вольно, дерзко, сладко. Это даже – не думается, что-то другое: чудится, ждется, что ли. Притомился где-нибудь на задах огородов, в лопухах, - сердце замирает от необъяснимой, тайной радости. Жалко мало у нас в жизни таких ночей»

   

«Два письма»

Человеку приснилась родная деревня. Идет будто он берегом реки… В том месте реки-затон.  Тихо. Никого, ни одной живой души вокруг. Деревня рядом, и в деревне тоже как повымирало все. «Что же это такое – никого нет-то?» - удивился человек. Бросил камень в воду. Он беззвучно пошел ко дну. Человек охватил страх. Камень без звука утонул. Человека охватил страх. «Что-то случилось»,- подумал он. И проснулся. И не мог больше заснуть. Стал вспоминать. Деревня… Серые избы, пыльная улица, крапива у плетней, куры на завалинке. А за деревней – степь да колки. Да полыхает заря в полнеба . Попадаются еще небольшие озерки: вечерами вода в них гладкая – гладкая, и вся заря как в зеркале. Хорошо сидеть на берегу этих маленьких озер, думать… В душу с тишиной вместе вкрадываться беспокойно – нежное чувство ко всему на свете. <…>

   Далеко-далеко проскачет табун лошадей в ночное, повиснет над дорогой, в воздухе, полоска пыли и долго держится. И опять тихо. Что за тишина такая на земле!

    Заря медленно гаснет. Как будто остался ты на земле совсем-совсем одни. Не страшно, не одиноко… но очень неспокойно»






Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!