Анализ управления ассортиментом, оценка качества и обеспечение сохранности ювелирных изделий магазина 'Золотой дракон' г. Йошкар-Олы

  • Вид работы:
    Отчет по практике
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    40,38 Кб
  • Опубликовано:
    2015-07-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ управления ассортиментом, оценка качества и обеспечение сохранности ювелирных изделий магазина 'Золотой дракон' г. Йошкар-Олы

Введение

Ювелирное искусство - один из древнейших и широко распространенных видов декоративно - прикладного искусства. В нем находит воплощение присущее человеку стремление к красоте. Ювелирные изделия - предметы украшения и быта из благородных металлов в сочетании с драгоценными, полудрагоценными и поделочными камнями, а также художественных изделий из недрагоценных материалов, выполненных с большим мастерством и отвечающих высоким эстетическим требованиям.

Для ювелирного искусства характерно тонкое понимание особенностей материала, умелое выявление его декоративных свойств и высокое мастерство художественного исполнения. Мастера-ювелиры стремятся к тому, чтобы ожил камень, заиграл металл, засверкало стекло.

Ювелирное искусство возникло еще в глубокой древности. В 7 веке до нашей эры в Древней Греции зародилось искусство глиптики - резьбы по камню (геммы). В Древнем Риме большой популярностью пользовались разнообразные изделия с драгоценными камнями.

Золото и серебро издавна использовали во всех видах древнерусского искусства. В России в 11-13 веках ювелиры Киева и Новгорода с большим мастерством обрабатывали созданные природой различные цветные камни. Особенно славился изделиями из драгоценных металлов (золота и серебра) Великий Новгород, откуда это искусство затем перешло в Великий Устюг и Тотьму (Вологодская область).

По указу Петра 1 в январе 1725 года в Петергофе была создана первая в России гранильная фабрика. В 1726 году в Екатеринбурге была построена шлифовальная фабрика, которая изготовляла ценные камнерезные изделия. В 1787 г был построен Колывано-Воскресенский шлифовальный завод, а несколько позже вблизи Екатеринбурга - мраморный завод. На этих заводах перерабатывались местные декоративные яшма и мрамор.

Во второй половине 19 и начале 20 в особенно выделялось ювелирное дело фирмы Фаберже, основанной в Петербурге в 1848 году. Эта фирма объединила многие небольшие ювелирные мастерские. С большим мастерством и различными способами обрабатывались оправы из золота и серебра, изготавливались изделия из камня без оправ и др.

За последние годы значительно увеличился выпуск ювелирных изделий, расширился их ассортимент, улучшилось качество и художественное оформление. На многих ювелирных заводах страны внедрена лазерная техника, обеспечивающая качественную сварку, резку и сверление драгоценных металлов, увеличился выпуск ювелирных изделий с алмазной гравировкой, чернью, эмалью, рельефным рисунком.

Шедевры, созданные гениальными мастерами - ювелирами всех времен, - изделия из золота с бриллиантами, изумрудами, рубинами, сапфирами, жемчугом, золотая и серебряная посуда - украшают лучшие музеи мира.

Целью написания работы является анализ управления ассортиментом, оценка качества и обеспечение сохранности ювелирных изделий магазина «Золотой дракон» г.Йошкар-Олы.

Объект исследования - магазина «Золотой дракон» г.Йошкар-Олы

.1Конъюнктура рынка ювелирных изделий

Российский ювелирный рынок составляет сегодня более $ 1 млрд., а потребность ювелирных предприятий в золоте оценивается в 20 т в год.

В настоящее время ювелирная промышленность нашей страны - это более 500 предприятий. Из них 80 занимаются производством изделий с бриллиантами. Крупнейшими российскими центрами ювелирной промышленности являются Москва, Санкт - Петербург и Екатеринбург. Основу ювелирной промышленности России составляют 13 крупных ювелирных предприятий. Среди них - Санкт - Петербургский ювелирный завод «Русские самоцветы», Екатеринбургский завод ОЦМ, Московский завод спецсплавов, ОАО «Ювелиры Урала» (Екатеринбург), Московский экспериментальный завод «Ювелирпром», Уральская золотоплатиновая компания, АОЗТ «Московский ЭКСМО» - на них приходится 95% всех драгоценных металлов, используемых ювелирной промышленностью России. Международная промышленная финансово - торговая компания «Ювелирпром» объединяет наряду с крупными небольшие предприятия и фирмы, создающие уникальные по дизайну и немногочисленные по исполнению ювелирные изделия

Рынок в настоящее время отличают не только возросший интерес к построению розничных сетей, а также уменьшение доли посреднических компаний, но и постоянно увеличивающийся интерес к использованию нетрадиционных методов торговли. Наиболее успешно и быстро на ювелирном рынке развиваются Интернет-торговля и торговля по каталогам с доставкой товаров на дом или в офис. Оба эти метода принадлежат к так называемой нишевой торговле, ориентированной на группы покупателей с узкими потребностями или уникальным сочетанием потребностей. К преимуществам данного вида торговли относятся: невысокая конкуренция при более высокой прибыли, лучшее знание клиента, а значит, более полное удовлетворение его потребностей. Составление баз данных, содержащих подробные сведения о клиентах и их предпочтениях, является неотъемлемой частью нишевой торговли. Создание клиентских баз данных особенно актуально в сегодняшних условиях, когда маркетинговая деятельность парфюмерно-косметических компаний направлена на постоянное увеличение числа лояльных потребителей, установление с ними прочных отношений.

По мере насыщения рынков, усиления конкуренции потребитель имеет возможность выбора из большего числа предложений. По этой причине постоянно растут требования к качеству, надежности, безопасности продукции. Потребитель становится чрезвычайно информированным, в том числе за счет активизации работы информационных каналов (Интернет, электронная почта, телереклама, почтовая реклама и т.д.).

Для защиты своих интересов потребители объединяются в различные союзы и ассоциации.

К настоящему времени товарное насыщение рынков приводит к усилению конкуренции, падению спроса и, как следствие, к снижению прибыли предприятий. В этих условиях акцент делается на удержание старых покупателей и на активный поиск новых.

Усиление конкуренции и борьба за рынки сбыта становятся благом для покупателя. Чем выше уровень конкуренции, тем больше выигрывает потребитель.

По отношению к конкурентам компаниями разрабатывается стратегия соперничества или стратегия сотрудничества.

Сегодня все производители ювелирных изделий заинтересованы в розничных магазинах и в дальнейшем они будут играть доминирующую роль в торговле на территории любой европейской страны. Компании, которые занимаются только дистрибьюцией, постепенно отходят на второй план. Это обусловлено целым рядом причин:

Во-первых, производитель старается напрямую выйти на потребителя, используя возможности прямого сбыта: телепродажу, продажу по каталогам и т.д.

Во-вторых, все большее распространение в Европе получает открытие производителями в странах своих представительств и, как результат, реализация продукции напрямую розничным продавцам. На сегодняшний момент эта тенденция получила свое развитие в Германии, где нет дистрибьюторов известных марок, а есть только филиалы, которые полностью или на 70% принадлежат головным компаниям. Все крупные производители стараются работать на рынках европейских стран именно таким образом. В России также происходят изменения, которые позволяют говорить об активной интеграции российского рынка в международный.

В-третьих, все большее распространение получает система франчайзинга. При работе с розничными предприятиями следуют единой маркетинговой концепции в первую очередь в соблюдении магазинами единого фирменного стиля торговли: оформлении помещения для продажи и демонстрации товара, подборе и обучении персонала, проведении рекламной кампании. Розничный продавец гарантирует соблюдение фирменного стиля производителя. Гарантия подтверждается перечислением производителю залоговой суммы или покупкой продавцом лицензии на право использования торговой марки при продаже товара производителя. В свою очередь производитель принимает на себя расходы по рекламной поддержке и обучению персонала, предоставляет эксклюзивному партнеру товарный кредит и технологию.

Производители ювелирных изделий приобретают слитковое золото на мировом рынке драгоценных металлов, крупнейшими участниками которого являются биржи, расположенные в Лондоне и Цюрихе.

В развитых капиталистических странах в ювелирных изделиях ценят искусство мастера - ювелира, в развивающихся странах - изделия с минимальными затратами труда, из золота высокой пробы (т.е. как средство инвестиций). Российский рынок ювелирных товаров перешел на новый качественный этап развития: цивилизованная розница укрепляет свои позиции, в организованном сегменте появляется конкуренция.

.2 Факторы, формирующие ассортимент и качество, направление перспективного развитие ассортимента ювелирных изделий

Факторами, формирующими потребительские свойства ювелирных товаров, являются материалы и способы производства (приложение № 2).

Материалами для производства ювелирных изделий служат металлы и их сплавы, ювелирные камни, декоративные и поделочные материалы.

К основным драгоценным металлам относят золото, серебро и платину. Драгоценные металлы имеют красивый внешний вид, высокую устойчивость к химическим и атмосферным воздействиям, отличаются мягкостью, тягучестью, пластичностью, способностью сплавляется с другими металлами, что обуславливает широкое применение их в ювелирном производстве. Как правило, в чистом виде драгоценные металлы для изготовления ювелирных изделий не применяют из-за их недостаточной твердости и износостойкости. Применяют сплавы с разным содержанием драгоценного металла, которое выражают пробой. В нашей стране действует метрическая система проб, указывающая содержание драгоценного металла в 1000 частей (по массе) сплава.

Для изготовления золотых ювелирных изделий обычно применяют тройные сплавы золота, серебра и меди, имеющие желтый цвет. Золотые сплавы, используемые в отечественном ювелирном производстве, бывают пяти проб-958, 750, 583, 500, 375-й с содержанием золота соответственно 95,8 % , 75,0 % и т. д .

Сплавы каждой пробы могут различаться цветом и тоном в зависимости от процентного состава компонентов. Сплав 958-й пробы называют «черновым золотом», по цвету оно не отличается от природного. Марки золотых сплавов включают обозначения компонентов, входящих в их состав, и их процентного содержания.

Для производства серебряных ювелирных изделий используют серебряно-медные сплавы 960 , 925 , 916 , и 875-й проб. Маркируют серебряные сплавы аналогично золотым.

Из сплавов платины в ювелирном деле применяют в основном сплав платины 950-й пробы.

Из цветных металлов и их сплавов в ювелирном производстве чаще используют сплавы меди - латунь, мельхиор, нейзильбер.

Ювелирные камни подразделяют на природные и искусственные. Природные камни могут минерального и органического происхождения. Их делят на драгоценные, полудрагоценные и поделочные. Искусственные камни, как правило, имеют минеральную основу.

Драгоценные камни (самоцветы) характеризуются высокой прозрачностью, твердостью, красивой игрой света. К ним относят алмаз, изумруд, рубин, сапфир и жемчуг. Мерой веса драгоценных камней является карат (0,2 г).

Алмаз - самый твердый камень, состоящий из кристаллического углерода. Отличается сильным блеском и высоким показателем преломления света. Граненый алмаз называется бриллиантом. Основными параметрами, характеризующими бриллианты, являются форма (существует 17 видов форм), масса (они бывают мелкие, средние и крупные), цвет (7 групп), дефективность (8 групп) и геометрические размеры. Наиболее ценными являются бесцветные алмазы, а также камни с голубой, синей, красноватой или зеленоватой окраской.

Рубин и сапфир - самые твердые после алмаза камни. Основу их составляет кристаллический глинозем (корунд). Окраска определяется присутствием незначительных примесей оксидов металлов. Рубины имеют красный цвет, сапфиры чаще синие, иногда встречаются красновато - синие или фиолетовые.

Жемчуг - драгоценный камень ограниченного происхождения, образующийся в раковинах речных и морских моллюсков. Его отличает своеобразный радужный блеск перламутрового вещества. Цвет жемчуга может быть различным. Наиболее ценен блестящий жемчуг округлой формы белого и розового цветов.

Полудрагоценные камни отличаются разнообразием. Это камни прозрачные и полупрозрачные, бесцветные и цветные. Неодинаковы и их свойства, определяемые преимущественно химическим составом, внутренним строением. По химическому составу выделяют несколько групп полудрагоценных камней: группа берилла (аквамарин, александрит), группа кварца (аметист, горный хрусталь, опал) и др. К полудрагоценным камням относят и камни органического происхождения: янтарь, коралл. Мерой веса полудрагоценных камней является грамм. Наименования и цвета некоторых из них приведены ниже.

Аквамарин - камень синевато - голубых оттенков, напоминающих морскую воду; александрит - изумрудно - зеленого цвета при дневном освещении и фиолетово - красного - при искусственном; аметист - фиолетового или голубовато - фиолетового цвета; горный хрусталь - прозрачный, бесцветный; опал - полупрозрачный, ирризирующий, чаще молочно - белый; топаз - бесцветный, винно - желтый, розовей и других оттенков.

Янтарь - это легкий и мягкий камень, представляющий собой окаменевшую смолу древнейших хвойных деревьев. Цвет янтаря - от ярко - желтого до буро-коричневого. Наиболее ценен прозрачный янтарь с включениями насекомых или частичек растений.

Кораллы - это окаменевшие остовы морских беспозвоночных организмов - полипов. Они непрозрачны, имеют различную окраску.

Агат - полупрозрачный, просвечивающийся, многоцветный ( до 20 оттенков ), рисунчатый ( полосатый, слоистый ) камень. Разновидность агата, обычно с полосчатостью черного и белого цвета, называют ониксом.

Искусственные камни получают чаще из оксидов различных металлов путем выращивания кристаллов в определенных условиях. К ним относятся синтетический корунд, искусственные гранат, изумруд, сапфир, искусственные кристаллы - фианиты, искусственно выращиваемый жемчуг и др. Часто искусственные камни почти не отличаются от природных. Обычно они более крупных размеров, более чистые и равноокрашенные.

Из декоративных и поделочных материалов в производстве ювелирных изделий применяют стекло, кость, рог, пластмассы и др.

Особенностью производства ювелирных изделий является то, что они расцениваются как произведения искусства и создаются художниками - ювелирами. Производство ювелирных изделий начинается с разработки эскиза, изготовления модели, утверждения ее на художественном совете. Основные технологические процессы производства следующие: заготовка, создание форм, отделка, огранка и закрепка.

Заготовку материалов из сырья и полуфабрикатов производят плавкой, прокаткой, волочением, ковкой и резкой.

Форму ювелирных изделий создают штамповкой, литьем по выплавляемым моделям, монтировкой (сборкой деталей с помощью пайки, сварки или клепки).

Отделка ювелирных изделий предполагает механическую обработку (шлифование, полирование, чеканка, гравировка) или нанесение защитно-декоративных покрытий (чернение, оксидирование, золочение, серебрение, эмалирование). В последнее время для отделки ювелирных изделий все шире применяются финифть - миниатюрная живопись по эмали, филигрань (скань) - ажурный узор из гладкой или крученой проволоки, инкрустирование различными материалами.

Огранку ювелирных камней производят различными способами. Основные из них - огранка розой (боковые поверхности камня состоят из треугольных граней, сведенных вверху в точку), бриллиантовая (с большим количеством граней, расположенных в несколько ярусов), ступенчатая (грани расположены рядами в виде ступенек), огранка кабошоном (верхняя часть камня имеет криволинейную форму).

В ювелирных изделиях наиболее распространены следующие виды закрепок камней: крапановая, гризантная, корневая и глухая.

При крапановой закрепке камень зажимается в лапках (крапанах), при гризантной - обжимается ободком с насечкой (гризантом). Корненая закрепка применяется чаще для мелких камней, которые устанавливают в высверленные в изделии отверстия и закрепляют корнерами (частицами металла). При глухой закрепке камень закрепляется ленточным ободком по всей окружности

.3 Классификация и ассортимент ювелирных изделий

Ювелирные товары делят по назначению на следующие группы:

  • Предметы личных украшений.
  • Предметы туалета.
  • Принадлежности для курения.
  • Предметы для сервировки стола.
  • Письменные принадлежности.
  • Предметы для украшения интерьера.
  • Принадлежности для часов.
  • Сувениры.

По используемому материалу ювелирные изделия могут быть золотыми, серебряными, мельхиоровыми, латунными, из кости, камня и др.(приложение № 1)

Предметы личных украшений (кольца, серьги, броши, браслеты, бусы, колье, кулоны, медальоны и цепочки) весьма разнообразны по видам и фасонам. Все они красиво дополняют одежду и должны гармонично с ней сочетаться. Помимо штучных ювелирных украшений, выпускают так называемые гарнитуры - наборы, выполненные в одной композиции.

Кольца изготавливают из золота 375, 583, 750 и 958-й проб, серебра 875-й и 916-й проб и сплавов цветных металлов (латуни, томпака, мельхиора и др.). встречаются также кольца, изготовленные из платины 950-й пробы или сплава двух металлов, например золота и платины или золота и палладия, где одна часть (нижняя) из золота, а другая (верхняя) из платины или палладия.

Кольца из металла чаще называют обручальными, а кольца, украшенные вставками из драгоценных, полудрагоценных, поделочных и синтетических камней, из стекла и пластмассы; наложением эмали или отделанные ажурными накладками, гравировкой филигранью, рельефными, штампованными украшениями, чернью, называют декоративными.

Кольца бывают самых разных форм и фасонов с шинками (ободками) разного сечения - круглого, полукруглого, полуовального, прямоугольного, треугольного и др.

Для колец установлены размеры, которые определяют по внутреннему диаметру, от 15 до 25 мм; разница между каждым размером - 0,5 мм.

Серьги очень распространенный вид украшений. Изготовляют их из разных материалов - золота, платины, серебра и сплавов цветных металлов; с подвесками или без них, различной формы, конфигурации и размеров, для проколотых и непроколотых ушей.

Бывают серьги гладкие, с гравированным или штампованным рисунком, с эмалью, филигранные или с различными вставками из камней драгоценных, полудрагоценных, поделочных, синтетических, из янтаря, стекла, пластмассы и др.

Серьги для проколотых ушей прикрепляют к мочке уха крючком, замком на крючке, называемым сложным замком, пружинным откидным замком или замочком в виде винта с гаечкой.

Серьги для непроколотых ушей - клипсы - крепят пружинной защелкой или на зажимных винтах. Клипсы в основном изготавливают из сплавов цветных металлов. Это самый недорогой вид серег.

Броши бывают разных форм и размеров. Их изготавливают из драгоценных металлов (золото 583-й пробы, платины 950-й, серебра 875-й и 916-й проб), сплавов цветных металлов, пластмасс и др. Встречаются броши из 500, 750 и 958-й проб и серебра 800-й пробы.

Броши имеют различные вставки из драгоценных камней, из янтаря, перламутра, стекла и др. Гладкие без вставок броши украшают эмалевым покрытием, гравированием или штампованным рисунком. Бывают броши ажурно-филигранные со вставками и без них, керамические (терракота, майолика, фарфор, фаянс) с декоративно-художественной обработкой, из кости с ажурно выпиленным рисунком, из янтаря, перламутра, стекла с декоративно-условным рисунком, из дерева с декоративно-художественной обработкой поверхности различными способами.

Браслеты. Различают браслеты для украшения и для закрепления часов на руке. Материалами для изготовления браслетов служат золото, платина или золото в комбинации с платиной, палладий, серебро, латунь, томпак, мельхиор, алюминий, янтарь, кость, пластмассы и др.

Художественная отделка браслетов бывает самой разнообразной: вставки из камней, стекла, янтаря, пластмасс и др. Изготавливают браслеты и без вставок: гладкие, гравированные, со штампованным рисунком, с эмалью, чернью, филигранные, проволочные и др.

Браслеты для часов вырабатывают в основном без дополнительных декоративных отделок, главным образом мягкие подвижные, из звеньев различной конфигурации, соединенных шарнирами, в виде цепочки, плетеные и в оплете.

Бусы изготавливают из жемчуга, аметиста, аквамарина, топаза, кварца, граната, горного хрусталя, агата, лазурита, малахита, орлеца, яшмы, коралла, янтаря, кости, стекла, фарфора, пластмассы и дерева. Бывают бусы металлические пустотелые - из золота, серебра, алюминия, изготовленные путем штамповки.

Бусы из полудрагоценных камней обычно изготавливают гранеными, из поделочных - шлифованными, преимущественно круглой формы. Коралловые бусы бывают круглыми и в виде палочек, из янтаря - круглыми и овальными, гладкими и гранеными, а также обработанными частично и др. Из кости и дерева изготавливают гладкие бусы или с декоративной обработкой в виде орнаментной резьбы и др.

Наиболее распространены круглые (шарообразной формы) бусы, которые в нитке могут быть одинакового размера или разного - в центре более крупные, а к концам постепенно уменьшающиеся. Концы таких ниток снабжены запором (застежкой), но бусы могут быть с удлиненной ниткой и надеваться через голову. Такие бусы большей частью выпускают без замка.

Колье от бус отличается тем, что имеет более крупные звенья различной формы, которые обычно расположены в центре, а к краям эти звенья постепенно уменьшаются. Застегивается колье замочком, который может иметь декоративные украшения в зависимости от фасона колье.

Изготавливают колье из золота, платины, серебра, сплавов различных цветных металлов с различного рода вставками из драгоценных, полудрагоценных, поделочных и искусственных камней, янтаря, стекла, пластмасс и др. Бывают колье в виде цепей и пластин различной конфигураций, с декоративной отделкой поверхности.

Кулоны. Они представляют собой одну подвеску (возможны разнообразные художественные композиции) на тонкой цепочке, шнуре или черной бархатной ленте.

Изготавливают кулоны с оправой из золота, платины и серебра, со вставками из драгоценных, полудрагоценных, поделочных и синтетических камней или в виде подвески (без оправы) из полудрагоценных и поделочных камней, янтаря, кости и др. Имеются кулоны из керамики, фарфора, фаянса различных форм с дополнительной декоративной отделкой, из металла в виде пластин - круглых, квадратных, овальных и других форм, с эмалью, с гравированным, штампованным или чеканным рисунком.

В верхней части подвески просверливают отверстие или припаивают колечко, в которое вставляют свободно вращающееся ушко, служащее для продевания цепочки. Выпускают кулоны, у которых, помимо ушка для цепочки, на обратной стороне к металлической оправе припаяна булавка с шарниром и запором. Такой кулон одновременно является и брошью.

Медальоны бывают овальной, круглой, прямоугольной и других форм. В верхней части медальона имеется колечко для продевания тонкой цепочки.

Изготавливают медальоны из золота, серебра и сплавов цветных металлов. Поверхность медальонов украшают гравированным или штампованным рисунком, вставками из мелких граненых полудрагоценных или синтетических камней, граненого стекла на фольге, художественной эмалью.

Различают медальоны открывающиеся и не открывающиеся. Открывающиеся состоят из двух половинок на шарнирах или без шарниров. Внутри медальона обычно имеется ободок (рамка), что позволяет вставлять в него миниатюрный портрет. Не открывающиеся медальоны также состоят из двух половинок, но они спаяны между собой.

Цепочки вырабатывают из золота, платины, серебра, медных сплавов (позолоченные или посеребренные) и анодированного алюминия. По размерам цепочки различают тонкозвенные - шейные (для медальонов и кулонов) и из более крупных звеньев - бортовые (для часов); по видам звеньев - панцирные, якорные, фантазийные и др.

На цепочках имеются замочки разной конструкции (кольцевые шпрингельные, пружинящие шомпольные цилиндрические, карабинчиком) или заводное колечко.

Предметы туалета.

К группе предметов туалета относят пудреницы, зеркала, флаконы для духов, булавки для шляп, запонки, зажимы для галстуков и др.

Пудреницы бывают для женских сумок и настольные.

Пудреницы для женских сумок бывают круглыми, овальными, квадратными, многогранными и других форм. Состоят они из двух половинок, соединенных шарнирами. Одна половинка служит для закрепления зеркальца, другая - для пудры. Их изготавливают из серебра, латуни, томпака, мельхиора, алюминия, пластических масс и других материалов. Украшают пудреницы вставками из шлифованного поделочного камня (яшмы, малахита и др.), граненого стекла на фольге; пластмасс, имитирующих поделочные камни; перламутра, янтаря, а также различными рельефными изображениями. Бывают пудреницы, отделанные штампованным или гравированным рисунком, эмалью, различными декоративными накладками из металла, перламутра, янтаря и др.

Пудреница настольная представляет собой коробочку или баночку разной емкости с крышечкой, чаще на ножках. Изготовляют настольные пудреницы из металла (серебра, томпака и др.), фарфора, фаянса, хрусталя, папье-маше и других материалов с различной художественной отделкой поверхности.

Зеркала. Они бывают для женских сумочек и ручные. Зеркала для сумок изготовляют обычно круглой и прямоугольной формы, с фацетом и без фацета, одинарные и двойные.

Ручные зеркала могут быть круглыми, овальными, подковообразными и др.

Оправы для зеркал делают из серебра, с гравированными, рельефными штампованными, оксидированными рисунками или с гладкой полированной поверхностью, а также из сплавов цветных металлов и других материалов.

Флаконы для духов бывают для женских сумок и настольные.

Флаконы для женских сумок изготавливают из серебра или стекла в металлической ажурной позолоченной или оксидированной оправе. Пробкой служит навинчивающийся колпачок с корковой или из другого материала прокладкой для герметизации. Колпачок закреплен на цепочке, соединенной с корпусом флакона.

Настольные флаконы изготавливают из стекла хрустального или обыкновенного бесцветного, цветного и с нацветом, разной емкости и декорируют различными способами: шлифованием, полированием, гравированием, травлением, нанесением рисунка препаратами жидкого золота, цветными силикатными красками, закрепляемыми обжигом. Кроме того, имеются флаконы оригинальных форм из цветного стекла, имитирующего малахит, лазурит, мрамор.

Булавки для шляп. Они состоят из металлического заостренного стержня длиной до 10 см, головки и предохранителя. Стержень изготавливают из серебряной, латунной или стальной проволоки, головку и предохранитель - из металла, янтаря, пластмассы, кости, дерева, стекла. Бывают головки, украшенные вставками из полудрагоценных, поделочных и синтетических камней различных форм и огранки или эмалью, штампованным, гравированным рисунком и др.

Головку обычно закрепляют наглухо на одном конце стержня, а в другой, заостренный, конец вставляют или навинчивают на него предохранитель.

Запонки для манжет изготавливают с одной или двумя розетками разных фасонов. Наиболее распространенная конструкция запонок - с одной розеткой. Розетка соединяется с челночком посредством стойки или цепочки. Запонка из двух розеток обычно скрепляется цепочкой или проволочкой, изогнутой в виде восьмерки, либо шарнирной стойкой.

Запонки делают из золота, серебра и сплавов цветных металлов, с позолотой или без неё. Для отделки запонок применяются драгоценные, полудрагоценные, поделочные и искусственные камни, янтарь, стекло и др. гладкие запонки без вставок украшают эмалью, чернью, гравированием, штампованным рисунком и др.

Зажимы для галстуков. Такие зажимы бывают проволочными и пластинчатыми, с замком или без замка. Их изготавливают из золота, серебра, латуни, мельхиора, томпака, со вставками из полудрагоценных, поделочных и синтетических камней, янтаря, стекла и других материалов, а также гладкими со штампованным, гравированным рисунком или эмалью.

Зажимы могут быть с цепочкой или подвешенным к ней брелоком и без него. Для скрепления галстука с сорочкой используют мелкозвенную цепочку длиной 17-18 см, которую продевают через пуговичную петлю цепочки и запирают замочком-шпрингелем или пластинчатым зажимом.

Цепочку изготавливают из золота, серебра, латуни и томпака, покрытых золотом или серебром, а также анодированного алюминия, окрашенного под цвет золота или серебра.

Принадлежности для курения.

Портсигары, сигаретницы, порттабаки, пепельницы, спичечницы, мундштуки составляют группу принадлежностей для курения.

Портсигары изготавливают из золота (редко), серебра с позолотой или без неё; из медных сплавов - посеребренными; из анодированного алюминия, окрашенного под цвет золота, и других материалов. Створки портсигаров делают из поделочного камня - яшмы, лазурита, малахита, агата и др.

Выпускают портсигары с различными видами художественной отделки корпуса: с чеканным, гравированным или рельефным штампованным рисунком; оксидированным, рифованным, гильошированным, эмалево-филигранным, с перегородчатой, просвечивающей или живописной эмалью, с чернью. Для украшения золотых портсигаров используют бриллианты. Портсигары бывают гладкими полированными, матовыми или напоминающими по форме самородки золота; последние изготавливают преимущественно из серебра.

Сигаретницы от портсигаров отличаются в основном только размером. На сигаретницы идут те же материалы и с такими же видами художественной отделки, что и на портсигары, но изделия меньше по размеру.

Порттабаки служат для хранения табака и представляют собой коробочки прямоугольной формы. Внешне порттабак сходен с портсигаром, но отличается от него тем, что имеет глубокий корпус, закрывающийся плоской крышкой на шарнире. Порттабаки изготавливают в основном из золота и серебра. По отделке они бывают гладкими и полированными, матовыми, рифованными или с художественной эмалью.

Пепельницы изготавливают из фарфора и хрустального стекла в металлической (серебряной или мельхиоровой посеребренной) оправе или без оправы, поделочных камней, лака и дерева с раскраской, из сплавов цветных металлов, с чеканным или гравированным рисунком, с перегородчатой эмалью

Спичечницы представляют собой футляр для коробки со спичками. Изготавливают спичечницы из серебра, латуни, томпака, мельхиора, анодированного алюминия с различной художественной отделкой поверхности.

Мундштуки курительные делают из серебра, кости, рога и других материалов. По форме они могут быть круглыми, овальными, квадратными, ромбическими; без оправы и в металлической (серебряной или латунной позолоченной) оправе, которую закрепляют на конце мундштука. Выпускают мундштуки комбинированные, в которых одна часть, образующая прикус, из янтаря, кости или рога, а другая - наконечник, соединенная насадкой или винтовой резьбой, - из серебра, латуни, томпака с позолотой. Наконечник мундштука может быть гладким, с гравировкой, со штампованным рисунком, с чернью, пресс-филигранью или накладной филигранью с эмалью.

Предметы для сервировки стола.

К предметам для сервировки стола относят столовые и чайные приборы: ложки, вилки, ножи, рюмки, бокалы, стопки, графины для вина, чайники, кофейники, чашки с блюдцами, подстаканники, лопатки для пирожного, кольца салфеточные, солонки и перечницы, изделия из хрустального стекла, а также сервизы и приборы (для вина и ликера) и изделия из хрустального и обыкновенного стекла. Предметы для сервировки стола, входящие в ассортимент ювелирных магазинов, изготавливают из серебра, мельхиора, нейзильбера и томпака с последующим серебрением или золочением, а также из нержавеющей стали, рога, кости, хрустального стекла и фарфора.

Ложки по назначению бывают столовыми, десертными, чайными, кофейными, разливательными, для соуса, варенья, салата, горчицы, соли, для заварки чая. Ложки бывают гладкими полированными или с гравированным, чеканным, штампованным оксидированным рисунком на ручке, с чернью, эмалью.

Ложки столовые, десертные, чайные, кофейные обычно выпускают яблоком (чепраком) вытянутой и округлой формы, разливательные - полушаровой, круглой, с несколько плоским дном; для соуса - полушаровой со сливом на боковой части черпака; для варенья - округлой; для салата - из рога с серебряным или мельхиоровым посеребряным черенком.

Вилки. Как и ложки они бывают столовыми, десертными, для рыбы, салата, лимона и др. их изготавливают цельноштампованными и сборными с насадными ручками. Цельноштампованные вилки делают из серебра, стали или посеребренных мельхиора и нейзильбера. Ручки у сборных вилок из серебра, мельхиора, нейзильбера, фарфора и др., а рожки - из нержавеющей и углеродистой стали; ручки металлические бывают гладкими полированными, с гравированным или штампованным оксидированным рисунком, с чернью, эмалью, а фарфоровые - с разделкой живописью и декалькоманией различной тематики.

В отличие от столовых и десертных вилок, имеющих по 4 рожка, рыбная вилка имеет 3 рожка, один из которых (левый) более широкий и служит для разрезания рыбы. Салатная вилка напоминает ложку, оканчивающуюся 3 короткими рожками. Ее изготавливают преимущественно из рога с серебряным или мельхиоровым посеребряным черенком. Вилки для лимона бывают разной длины и имеют 2 рожка.

Ножи. Различают ножи столовые, десертные, для фруктов, масла, сыра, икры и др. Изготавливают их цельноштампованными и составными. Лезвия ножей могут быть из нержавеющей и углеродистой стали, серебра и неметаллических материалов (кости, рога, пластмассы). Ручки ножей изготавливают из серебра, посеребренного мельхиора и нейзильбера, фарфора и др. Металлические ручки бывают гладкими полированными, с гравированным, чеканным или штампованным рисунком, с чернью, эмалью, а фарфоровые - с разделкой живописью и декалькоманией.

Клинки ножей различные - прямые с выемкой, широкие и узкие; ручки - прямые и фигурные, по профилю - овальные, прямоугольные, многогранные и др. У ножа для фруктов клинок остроконечный, для масла - широкий криволинейный, закругленный на конце, для сыра - широкий криволинейный с тремя короткими рожками, образующими вилку на конце, для икры - фасонный с выемкой и фаской на конце обушка. Иногда клинки ножей для масла и икры делают из рога с серебренным или мельхиоровым посеребренным черенком.

Рюмки изготавливают из серебра и посеребренного мельхиора, разных фасонов и размеров. По отделке рюмки подразделяют на гладкие, гравированные, эмалево-филигранные, с чернью.

Внутреннюю поверхность корпуса рюмки золотят, а затем полируют и крацуют. Гравированные рисунки большей частью золотят и оксидируют. Рюмки из серебра выпускают также с гравированным, но не позолоченным рисунком.

Бокалы от рюмок отличаются емкостью, которая может быть 100 см3 и более.

Стопки. Их изготавливают из серебра, мельхиора и томпака. Они имеют форму правильно усеченного конуса.

Различают стопки гладкие, с гравированным рисунком или рисунком чернью, эмалево-филигранные, пресс-филигранные и с перегородчатой эмалью. Стопки из томпака покрывают золотом или серебром, а из серебра - золотят и полируют или крацуют. Наружная поверхность стопок из серебра бывает матовой, с гравированным, оксидированным и позолоченным рисунком. Гравированные стопки могут быть и без позолоты. Стопки из мельхиора серебрят, внутреннюю поверхность их полируют или золотят и полируют, наружную - крацуют.

Графины для вина. Такие графины бывают различных форм и фасонов, с ручкой и без ручки, емкостью обычно не более 750 см3. Графины из серебра декорируют гравированием, чеканкой, чернением или филигранью в сочетании с цветными эмалями.

Выпускают графины, как правило, в составе винных приборов: графин, комплект рюмок или стопок с подносом или без него.

Сервизы - это комплект посуды одного назначения, рассчитанный на определенное количество людей. Различают сервизы чайные и кофейные, в которые входят различные предметы, оформленные в одном стиле.

Сервизы из серебра бывают гладкими или матовыми крацоваными, со штампованным, гравированным или чеканным рисунком, с чернью, пресс-филигранными и ручной накладной филигранью с художественной эмалью.

Подстаканники изготовляют серебряные, мельхиоровые, нейзильберовые и томпаковые, из нержавеющей стали и алюминиевые.

Серебряные подстаканники могут быть золочеными как снаружи, так и внутри; из мельхиора и нейзильбера - посеребренными снаружи и позолоченными внутри; из томпака - золочеными или обработанными кислотой способом травления под цвет золота; из нержавеющей стали - полированными; из алюминия - анодированными и окрашенными под цвет золота.

Подстаканники бывают с рельефным штампованным, оксидированным и полированным (из нержавеющей стали и анодированного алюминия) рисунком, с гравировкой и золочением по рисунку, ажурной филигранной работы, пресс-филигранные с эмалью, эмалево-филигранные (ручной работы), с рисунком чернью.

Лопатки для пирожного. Их применяют для раскладки пирожных, пирогов и тортов. Материалом для лопаток служат серебро, посеребренный мельхиор и нейзильбер, нержавеющая полированная сталь, хромированная или никелированная латунь.

Кольца салфеточные. Такие кольца вырабатывают из серебра, посеребренных нейзильбера и мельхиора, кости, фарфора и других материалов. Серебряные кольца могут быть гладкими полированными, со штампованным, оксидированным рисунком; гравированными, с чернью, эмалево-филигранными; мельхиоровые - полированными или со штампованным и оксидированным рисунком; костяные - гладкими или с художественной резьбой; фарфоровые - с росписью керамическими красками, декалькоманией и др.

Солонки и перечницы. Их изготавливают из серебра, мельхиора и других материалов. В продажу они поступают в виде штучного товара и в составе комплекта; солонка, перечница, ложечка для соли и поднос.

Солонки изготавливают открытыми цельноштампованными вставками из стекла и без них, а также с навинчивающейся перфорированной крышечкой.

Наиболее распространенные формы перечниц - яйцевидная и цилиндрическая. Выпускают перечницы и солонки более сложных форм: в виде птиц, рыб и т.д.

Изделия из хрустального стекла. К ним относят вазы для конфет, варенья, фруктов, цветов; салатники, солонки, графины, кувшины и другие изделия.

Как правило, их отделывают серебряной оправой со штампованным оксидированным или чеканным рисунком. Встречаются изделия в серебряной оправе художественной чеканной работы.

Изделия из хрустального или обыкновенного стекла с алмазной гранью (вазы для конфет, салатники и др.) могут быть в мельхиоровой посеребренной гладкой оправе, со штампованным оксидированным рисунком.

Письменные принадлежности.

К таким принадлежностям относят чернильницы на подставке, пресс-папье, ножи для резки бумаги, стаканы для карандашей, настольные блокноты и бювары, письменные приборы с одной или двумя авторучками на каменной подставке.

Письменные приборы. Серебряные письменные приборы декорируют штампованным, гравированным и чеканным рисунком или эмалью и чернью. Приборы и отдельные принадлежности из поделочных камней украшают металлическими обрамлениями и рельефными накладками.

Ножи для резки бумаги. Такие ножи изготавливают из серебра с ручкой, отделанной гравированным, чеканным, штампованным рисунком или рисунком чернью; из кости с художественными ажурными узорами, из пластмассы с металлической штампованной ажурной оправой. Выпускают ножи с лезвием из металла с художественной гравировкой, позолоченным или никелированным и ручкой из поделочного камня, кости и других материалов.

Стаканы для карандашей. Они могут быть из серебра, поделочного камня, кости и папье-маше.

Настольные блокноты и бювары. Их изготавливают из картона и оклеивают шелком, кожей, бархатом или заменителем кожи - ледерином.

Обычно они имеют серебряную пластину с гравированным позолоченным или рельефным штампованным и оксидированным рисунком, бывают художественной чеканной работы. Выпускают также блокноты и бювары с мельхиоровой посеребренной пластиной с рельефным штампованным и оксидированным рисунками.

Предметы для украшения интерьера.

В ассортименте ювелирных магазинов значительное место занимают художественные изделия из камня, кости, рога, лаковые изделия из папье-маше. Они являются декоративными предметами, украшающими наш интерьер (вазы, скульптуры, ларцы, декоративные настенные украшения и др.).

Камнерезные художественные изделия. Эти изделия - вазы, ларцы, фигурки и др. - изготавливают из поделочных камней, иногда в сочетании с полудрагоценными камнями. Их вытачивают из целого куска или вырабатывают из тонких пластин. Некоторые виды камнерезных изделий украшают кусочками цветного камня.

Мозаичная миниатюра может выполняться из деталей различной формы, вырезанных из камня разных пород. Фон такой мозаики заполняют мастикой из каменной крошки и клея. Иногда композицию мозаики высверливают в монолитной тонкой пластинке камня и в полученные отверстия вставляют детали мозаики из камня другой породы.

Значительное место в изготовлении камнерезных изделий занимают мягкие поделочные камни (гипсовый камень и селенит), которые легко распиливаются и обтачиваются на станке. Из этих камней делают различные ларцы в русском стиле, вазы, ковши с фигурными ручками, настольные коробки с ажурными крышками, различные фигурки птиц, зверей и др.

Художественные изделия из кости и рога. Это кубки, миниатюрная скульптура, изображающая людей, птиц, животных и др. Их изготавливают из бивней слона и мамонта, клыков моржей и трубчатых костей крупных домашних животных. Такие изделия отличаются тонкой художественной резьбой затейливых узоров. Для изготовления изделия используют также рог крупного рогатого скота, иногда в сочетании с костью. Из рога изготавливают главным образом миниатюрную скульптуру.

Лаковые художественные изделия из папье-маше. К ним относят ларцы, декоративные тарелки и другие предметы, которые приобретают широкую известность как в нашей стране, так и за рубежом благодаря украшающим их миниатюрам. Тематика миниатюр разнообразна: пейзажи, мотивы, заимствованные из сказок, былин, песен; портреты, натюрморты, орнаментальные рисунки и др.

Различают изделия из папье-маше палехские, федоскинские, мастерские и холуйские. Свои названия они получили от тех мест, где возникли эти промыслы мастеров-живописцев.

Принадлежности для часов.

Изделия этой группы разделяют на две подгруппы: принадлежности для наручных часов (браслеты для часов и ремни) и принадлежности для карманных часов (бортовые цепочки, ремни и шатленки). Шатленки - это украшения к карманным часам, изготавливаемые из сплавов золота, серебра, цветных металлов. Состоят шатленки из короткой цепочки с замками на концах с помощью которых крепятся к ушку карманных часов и ключам (вместо брелока)

Сувениры.

Сувенир - это памятная вещь, связанная с воспоминаниями и сохраняемая на память о ком-либо, о чем-либо. Сувениры изготавливают в честь больших событий: олимпиад, спартакиад, космических полетов, в честь выдающихся деятелей страны, искусства и т.д.

Сувениры подразделяют на несколько групп: памятные детали; нагрудные значки; гербы; ключи; брелоки-сувениры; символы; сувениры-скульптуры малых форм; сувенирные изделия народных художественных промыслов; прочие сувенирные изделия (самовары сувенирные, светильники-ночники в сувенирном исполнении и др.).

1.4 Требования к качеству материалов, идентификация и сертификация ювелирных товаров

Сплавы драгоценных металлов, применяемые для изготовления изделий, должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 51152-98. Материалы, применяемые для изготовления изделий, должны удовлетворять требованиям действующих стандартов и технических условий.

Изделия должны быть заклеймены территориальной государственной инспекцией пробирного надзора Российской государственной пробирной палаты. В изделиях из драгоценных металлов могут применяться детали из недрагоценных металлов только в том случае, если детали (часть деталей), не могут быть изготовлены из драгоценных металлов по техническим причинам. Разрешается также использование неметаллических частей (вставок, эмали, черни).

Недрагоценные металлы, применяемые для изготовления изделий, находящиеся в непосредственном контакте с кожей и с пищевыми продуктами, должны проходить проверку в органах Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации.

Парные изделия (серьги, запонки) должны быть подобраны по размерам, форме, виду огранки, цвету вставок, а также характеру рисунка вставок (если иные требования не предусмотрены техническим описанием, рисунком и/или авторским образцом). Незначительные различия в цветовых оттенках вставок браковочным признаком не являются.

Требования к качеству обработки поверхностей:

Поверхности изделий должны быть:

·Шлифованные и крацованные - равномерно шлифованными и крацованными;

·Полированные - доведенными до блеска;

·Матовые - равномерно матовыми и бархатистыми на вид;

·Фактурированными - неполированными или частично полированными.

На поверхности изделия (кроме поверхностей с эмалевыми покрытиями) не должно быть трещин, раковин и заусенцев. Кроме того, на лицевых поверхностях изделий не должно быть вмятин, царапин, следов инструмента, облоя, волнистости, следов клея, пятен и потертостей (кроме натиров на пробирном камне, не являющихся браковочным признаком. Также не должно быть ухудшающих внешний вид изделий:

·Более трех рассредоточенных пор на крупногабаритных предметах сервировки стола и украшениях интерьера (подносах, блюдах, тарелках, подсвечниках и т.п.);

·Более двух находящихся одновременно в поле зрения рассредоточенных пор на объемных изделиях (вазах, кувшинах, кубках и т.п.);

·Более двух рассредоточенных пор на других предметах сервировки стола и украшениях интерьера;

·Более одной поры на личных украшениях.

Требования к качеству декоративных защитных покрытий

Качество декоративных и защитно-декоративных покрытий (кроме эмалевых) должно соответствовать ГОСТ 9.301-86 «Покрытия металлические и неметаллические органические. Общие требования». Эмалевые покрытия изделия должны быть гладкими, блестящими, без сколов, трещин, пропусков, просветов, пятен и видимых под прозрачной эмалью дефектов металла. Кроме того, на эмалевых покрытиях не должно быть царапин, пузырей, пор, наплывов на канты и перегородки.

Допускается:

·На эмалевых покрытиях изделий (кроме предметов сервировки стола и украшений интерьера) незначительная волнистость эмали, а также наличие волосовидной черты в местах соединения эмали с перегородками и кантами.

·На эмалевых покрытиях предметов сервировки стола и украшениях интерьера незначительная волнистость и разнотонность слоя эмали, а также не более трех рассредоточенных пузырей в виде точек и трех незначительных царапин на крупногабаритных изделиях; не более двух одновременно находящихся в поле зрения рассредоточенных пузырей в виде точек и двух незначительных царапин на объемных изделиях и изделиях с двухсторонней эмалью; не более одного пузыря в виде точки и двух незначительных царапин на остальных изделиях.

На гальванических покрытиях могут быть незначительные следы мест контактов с токопроводящими приспособлениями без нарушения слоя покрытия и не ухудшающий внешний вид изделия. В изделиях с чернью рисунок должен быть заполнен без пропусков и просветов. В изделиях с чернью рисунок должен быть заполнен без пропусков и просветов. На черневых покрытиях предметах сервировки стола и украшениях интерьера не должно быть более пяти рассредоточенных пор.

Требования к качеству монтировки и обработки изделий:

Сварные и паяные швы в изделиях должны быть плотными, ровными и не иметь прожогов. Со стороны лицевой поверхности изделия швы должны быть близкими по цвету к сплаву, из которого изготовлено изделие.

Штампованный, чеканный, филигранный, резной и гравированный рисунки на поверхности изделия должны иметь четкое изображение. В реставрированных изделиях по согласованию с заказчиком допускаются дефекты, не поддающиеся исправлению. Режущие кромки изделия (кроме клинков ножей, игл булавок) не допускаются.

Требования к качеству вставок и закрепок:

Вставки, предназначенные для применения в изделиях, должны соответствовать требованиям действующих стандартов и технических условий.

Культивированный жемчуг в изделиях не должен механических повреждений поверхности жемчужного слоя, исключая отверстия для закрепки (нанизывания) жемчуга. Допускаются не ухудшающие внешний вид изделия, покрытые жемчужным слоем естественные наплывы, бугорки, вмятины. Культивированный жемчуг в изделиях с двумя и более жемчужинами должен быть подобран по цвету, размерам и форме в соответствии с техническим описанием или рисунком. Вставки должны быть закреплены в оправе неподвижно, ели иное не предусмотрено художественным решением, при этом возможность выпадения вставок должна быть исключена.

При крапановой закрепке и закрепке в корнеры крапаны и корнеры должны быть заправлены, а концы их плотно прижаты к поверхностям вставок. Крапаны должны быть расположены по периметру вставок симметрично, без перекосов, не перекрывая верхние грани коронки и обеспечивая ее максимальный обзор, если иное не предусмотрено техническим описанием, рисунком и/или авторским образцом. Шип вставки не должен выступать за пределы каста, который не должен закрывать вставку более чем на 1/3 высоты коронки.

При глухой закрепке касты должны обжимать вставки по рундисту плотно, без зазора. При этом в случае отделки гризантом рисунок гризанта должен быть четким, без разрыва. Допускается крепить вставки из жемчуга, кораллов, янтаря, раковин, поделочного цветного камня, а также других непрозрачных материалов на клей в сочетании с глухой закрепкой или на клей и штифты.

Требования к качеству замков:

Замки в изделиях должны закрываться и открываться без особых усилий, при легком нажатии, обладая в то же необходимой упругостью, обеспечивающей невозможность самопроизвольного открывания. Резьба винтового замка должна быть без пропусков и срывов. Замки браслетов и брошей должны иметь предохранители. На шпрингельном замке допускается пробирный натир в виде среза.

Застежные иглы в замках должны быть упругими, с заостренными концами, без заусенцев и не выступать за пределы изделия.

Требования к качеству шарнирных соединений:

Шарнирные соединения в изделиях должны быть неподвижными, не давать перекоса, люфта, обеспечивать гибкость, мягкость, плавность в работе.

Требования к качеству парных изделий:

Предметы парных изделий (серьги, запонки) должны быть идентичными по форме, размеру, рисунку, цвету, касту, вставкам.

Требования к качеству размеров изделий:

Цепочки должны изготавливаться согласно установленным стандартом размерам (450, 500, 550, 600 и 650 мм) и соответствующие им интервалы длин.

Браслеты часов также должны изготавливаться согласно установленным стандартом размерам (130, 140, 150, 160, 170, 180 и 190 мм) и соответствующие им интервалы длин. По согласованию с заказчиком допускается изготовление цепочек и браслетов других длин.

Кольца должны изготовляться согласно установленным стандартам размерам (от 15 до 22,5 мм с интервалом 0,5 мм) и соответствующим им интервалам внутренних диаметров.

Изделия, не соответствующие требованиям стандартов, должны быть возвращены предприятию-изготовителю.

Идентификация- это установление соответствия ювелирных изделий по образцу или описанию.

Этапы идентификации:

. Предварительный:

а) анализ документов и маркировки

б) Осмотр упаковки, самого товар

в) выделение соответствующих и несоответствующих характеристик.

. Заключительный:

а) анализ данных испытаний

б) полный анализ

а) соответствует или не соответствует

ювелирный ассортимент качество

Таблица 1 Средства и методы идентификации:

Данные информацииСредства идентификацииМетоды идентификацииСтадии (этапы)1. Наименование товараТСД, договор, маркировка, ГОСТОрганолептический, измерительный, экспертный22. Наименование страны изготовителяДоговор, ТСД, сертификат соответствия, упаковкаОрганолептический13. Основные характеристики товараМаркировка, аннатация по применению товаровОрганолептический, экспертный24. Информация об обязательной сертификацииМаркировка, ТСД, сертификат соответствияОрганолептический15. СоставМаркировка, ТСД, ГОСТОрганолептический, физико-химический1, 26. Дата изготовления (срок изготовления)ТСД, ГОСТОрганолептический, аналитический17. Товарный знакМаркировка, ТСД, ГОСТОрганолептический, физико-химический1,2

Виды идентификации:

.Ассортиментная идентификация

.Качественная (сортовая)

.Партионная

.Потребительская

.Специальная

Сертификация ювелирных изделий не производится.

1.5 Методы оценки качества ювелирных изделий

Органолептический метод

Органолептический метод основывается на использовании информации, получаемой в результате анализа ощущений и восприятий с помощью органов чувств человека - зрения, обоняния, слуха, осязания, вкуса. При этом методе не исключается использование некоторых технических средств (кроме измерительных и регистрационных), повышающих разрешающие способности органов чувств человека, например, лупы, микрофона с усилителем громкости и т.д.

Органолептический метод прост, всегда используется первым, часто исключает необходимость использования измерительного метода, как более дорогого, требует малых затрат времени. Кроме доступности и простоты этот метод незаменим при оценке таких показателей качества, как запах, вкус.

Разновидностью органолептического метода являются сенсорный, дегустационный и др. методы. Сенсорный анализ применяется для оценки качества продуктов питания. В результате сенсорного анализа определяют цвет, вкус, запах, консистенцию пищевых продуктов.

Дегустационный метод предполагает апробирование пищевых продуктов. Результаты дегустации зависят от квалификации эксперта, соблюдения условий дегустации: нельзя курить, использовать пахучие вещества, в том числе парфюмерию.

Несмотря на существенные преимущества органолептического метода, он имеет недостаток, выражающийся в его субъективности. Очевидно, что точность и достоверность значений показателей качества, определяемых данным методом, зависит от способностей, квалификации, навыков и индивидуальных особенностей людей, определяющих соответствующие параметры свойств продукции.

Измерительный метод

Измерительный (лабораторный, инструментальный) метод определения численных значений показателей качества основан на информации, получаемой при использовании технических средств измерений (измерительных приборов, реактивов и др.).

Использование технических средств осуществляется в соответствии с методикой проведения измерений и предполагает использование приборов и реактивов Методика проведения измерений включает методы измерений; средства и условия измерений, отбор проб, алгоритмы выполнения операций по определению показателей качества; формы представления данных и оценивания точности, достоверности результатов, требования техники безопасности и охраны окружающей среды.

Измерительным методом определяется большинство показателей качества, например, масса изделия, форма и размеры, механические и электрические напряжения, число оборотов двигателя. Основными достоинствами измерительного метода являются его объективность и точность. Этот метод позволяет получать легко воспроизводимые числовые значения показателей качества, которые выражаются в конкретных единицах: граммах, литрах, ньютонах.

К недостаткам этого метода следует отнести сложность и длительность некоторых измерений, необходимость специальной подготовки персонала, приобретение сложного, часто дорогостоящего оборудования, а в ряде случаев и необходимость разрушения образцов. Измерительный метод во многих случаях требует изготовления стандартных образцов для испытаний, строгого соблюдения общих и специальных условий испытаний, систематической проверки измерительных средств.

2. Управление ассортиментом, оценка качества и обеспечение сохранности ювелирных изделий OOO «Золотой дракон»

.1 Объект и место исследования

Краткая организационно-экономическая характеристика магазина «Золотой дракон»:

ООО «Золотой дракон» магазин розничной торговли, работает на договорной основе с поставщиками:

Москва

Санкт-Петербург

Екатеринбург

Магазин находится по адресу: г. Йошкар-Ола, Бульвар Чавайна д.36. Площадь магазина 56 кв.м.

Режим работы: понедельник-суббота с 9:00 до 21:00, в воскресенье с 10:00 до 20:00-в летнее время, а в зимнее время, т. е. с середины сентября по май с 9:00 до 20:00, в воскресенье с 10:00 до 20:00.

Ювелирный салон находится в средне обеспеченном районе. В этом районе нет конкурентов, за счет этого «Золотой дракон» реализует свой товар людям, которые нуждаются в нем. Но в центре расположены магазины, салоны, где существует конкуренция. Потребитель, зная, что в центре большой выбор товара и широкий диапазон цен на товар, посещает их. Поэтому магазин предлагает свой товар потребителям с наилучшими условиями для них. Режим работы благоприятно влияет на прибыль салона, и на то, что покупатель может купить нужный ему товар в любое время: раннее или позднее.

Руководством предприятия ООО «Золотой дракон» было принято решение о введении Программы «Наш постоянный покупатель». Цель программы - предоставить возможность самым частым посетителям магазина «Золотой дракон» приобретать товары по более выгодной цене. Согласно программе при покупке товаров на определенную сумму (1000 рублей), продавцы магазина «Золотой дракон» вручают покупателю дисконтную карту со скидкой 3%, 5%, 7%.

Для бесперебойной торговли товарами ювелирными изделиями, руководством изыскиваются все возможности по поиску партнеров, которые предлагают товар в широком ассортименте, по доступным ценам и высокого уровня качества. С такими предприятиями заключаются долгосрочные договоры на взаимовыгодных условиях для обеих сторон. Для того чтобы цены в магазинах сети были конкурентоспособны, коммерческие работники предприятия стараются заключить договоры непосредственно с производителями продукции. Это достаточно просто для товаров отечественных производителей. Постоянные поставщики обеспечивают рекламную поддержку поставляемым товарам: листовки, проспекты, буклеты, каталоги, плакаты, тестовые образцы товаров. Рекламная деятельность дополняется мерами по стимулированию сбыта и пропагандой.

Таблица 2.1 Динамика реализации ювелирных изделий в магазине «Золотой дракон» за период 2011-2010гг.

№ п.пНаименование товараЕд. изм.РеализацияОтклонения +,-ПланОтклонения 2012 г. к 2010г.2010г2011г11Личные украшенияшт.1200016800+480028420+1642022Предметы туалеташт.56408320+268016230+10590Итого:шт.1764025120+748044650+17010

Продажа ювелирных изделий за 2011 г. значительно возросла по сравнению с 2010г. Из табл. 1… следует, что план на 2012г. по сравнению с 2010г. в целом больше на 7010шт., также отличается рост 2011года к 2010году.

2.2 Анализ структуры ассортимента ООО «Золотой дракон» за 2011г.

Анализ структуры ассортимента ООО «Золотой дракон» за 2011г. представлен в табл 2.2

Таблица 2.2 Анализ структуры ассортимента ООО «Золотой дракон»

№ п/пГруппыВиды изделийПоступлениеУдельный весКол-во (шт.)Сумма (тыс.руб.)По кол-вуПо сумме1Украшения для рукКольца, браслеты11000080000087,581,32Шейные украшенияБусы, цепочка, подвеска, кулон1562318315612,518,7Итого:125623983156100100

Из таблицы видно, что наибольший удельный вес по количеству и по сумме реализованных товаров занимает группа: украшения для рук, т.к. этот товар используется наиболее большим спросом у покупателей. Однако, шейные украшения удельный вес по количеству меньше, чем по сумме и это произошло за счет низкой розничной цены.

Структура ассортимента ювелирных изделий реализованных магазином ООО «Золотой дракон» в 2011 году по поставщикам

Табл. 2.3

Предприятие, изготовительВсего шт.СуммаУдельный вес по кол-ву %Удельный вес по сумме %1.Москва4187532771833332.Санкт-Петербург3874328954031333. Екатеринбург450053658983634Итого:125623983156100100

Из таблицы видно, что наибольший удельный вес в поставках как по сумме так и по количеству занимает город Екатеринбург.

Данные по структуре ассортимента ювелирных изделий реализованной магазином «Золотой дракон» в 2011г. по видам: личные украшения

Табл. 2.4

№ п/пВид изделияКоличество разновидностей, шт.Удельный вес по количеству, %Сумма, тыс. руб.Удельный вес по сумме, %1Серьги1109,0038500011,242.Цепочки13510,0040500011,833.Подвески937,001395004,084.Колье121,00420001,225.Броши60,40180000,536.Браслеты856,301275003,727.Кольца86564216250063,138.Пирсинг60,40120000,369.Зажим д/галстука50,30100000,2910.Браслеты д/часов90,60135000,3911.Часы221,001100003,21Итого:1348100,003425000100,00

Ассортимент ювелирных изделий представлен в большем количестве кольцами 64% (1348 шт.) Очень маленький процент составляют колье, часы. В единичных экземплярах имеются броши, пирсинг, зажим для галстука, браслеты для часов.

.3 Управление ассортиментом ювелирных изделий

Ассортиментная политика - это одна из важнейших составляющих конкурентной стратегии предприятия. Вопрос о расширении/сужении ассортимента продаваемой продукции может иметь различные решения в зависимости от целого комплекса конкретных условий: отрасль, товарная группа, размера предприятия и прочие конъюнктурные составляющие.

Иногда целью расширения ассортимента может быть реклама. В таком случае расширение ассортимента должно рассматриваться, как и всякие операционные расходы - с точки зрения их влияния на денежные потоки и финансовые результаты. В любом случае главным критерием при оценке решения о выпуске новой продукции или о сокращении существующей товарной номенклатуры должно быть изучение денежных потоков и финансовых результатов, полученных в связи с такими изменениями.

Политика изменения ассортимента может базироваться на трех подходах:

. Вертикальное изменение. Данный процесс является составной частью вертикальной диверсификации деятельности предприятия и направлен на расширение (сужение) производства, связанного с самостоятельным выпуском тех комплектующих, которые ранее закупались у сторонних поставщиков, а также создание собственной торговой сети для продвижения своей продукции.

. Горизонтальное изменение. Одна из составляющих политики горизонтальной диверсификации. Представляет собой изменение ассортимента в рамках уже проводимой деятельности либо в аналогичных направлениях или выход на новые рынки без перехода на смежные уровни в рамках кооперации.

. Комплексное изменение. Диверсификация в обоих направлениях.

При условии успешного продвижения на рынке нескольких товарных групп, широта ассортимента может рассматриваться как способ увеличения устойчивости объекта.

Рекомендации по ассортиментной политике касаются следующих вопросов:

постановка на реализацию или снятие с реализации товара;

определение необходимого количества позиций внутри каждой товарной группы;

выделение наиболее перспективных товарных групп;

диверсификация существующего товарного предложения в соответствии с требованиями рынка.

Решения по составу ассортимента принимаются на основе потребительских исследований, анализа рынка и его тенденций, исходя из технологий и производственных возможностей предприятия.

Структура ассортимента салона "Золотой дракон" выглядит следующим образом: 40% - изделия для женщин, 30% - для мужчин, 5% - для детей и 25% - универсальные (цепи, кресты, столовые приборы). Предпочтения покупателей меняются каждый год, и потребители стараются следовать течениям ювелирной моды.

Растет спрос и на мужские ювелирные изделия. Но строить долгосрочные прогнозы по этому направлению магазин не спешит: представители мужского пола более консервативны и воспринимают ювелирные изделия не как украшения, а как признак достатка. Для демонстрации своей состоятельности мужчине достаточно раз в жизни приобрести дорогие часы, перстень и цепочку, дамы же обзаводятся целыми гарнитурами из драгоценностей, которые периодически пополняют.

По количеству продаваемых позиций традиционно лидируют кольца и цепочки.

Однако из-за относительно низкой стоимости этих изделий сегментация по объему продаж выглядит следующим образом:

на кольца без камней и с полудрагоценными камнями приходится около 15% всего объема продаж;

на подвески - 10% и на изделия из камня приходится 10% объема продаж;

на прочие изделия (серьги, часы, пирсинг, броши, запонки) приходится 25%.

Особенности потребительских предпочтений покупателей также зависит сезонность. Существует два сезонных пика продаж ювелирных украшений: в период праздников 14 февраля - 8 Марта и Новый год - Рождество. Сезоном с наиболее низкими продажами является лето.

Традиционно во всем мире основным потребителем ювелирных изделий являются женщины, однако велика и доля покупок, совершаемых мужчинами, особенно в высоком ценовом сегменте.

Управление ассортиментом в магазине «Золотой дракон» производится за счет:

. Широты ассортимента

. Новизны ассортимента

. Спроса на товар

. Полноты ассортимента

. Устойчивости ассортимента

Широта ассортимента - это количество видов однородных и (или) разнородных групп, находящихся в продаже. Например, в магазине «Золотой дракон» в продаже имеются 5 разновидностей колец (с драгоценными камнями, с полудрагоценными камнями, с искусственными камнями, бес камней, обручальные), 4 вида серег (с камнями драгоценными, полудрагоценными, искусственными, бес камней), 6 видов цепей (длиной 40 см, 45 см, 50 см, 55 см, 60 см, 65 см), 7 видов браслетов (16 см, 17 см, 18 см, 19 см, 20 см, 21 см, 22 см), 5 видов подвесок (знаки зодиака, иконы, кресты, с камнями, бес камней), 2 вида часов (кварцевые, механические), 2 вида брошей (с камнями искусственными, бес камней) и т.д. Широта ассортимента будет равна 31.

Действительная широта (Шд) ассортимента в магазине «Золотой дракон» равна 1348 шт., базовая (Шб) - 1522 (принята за три даты наблюдения). Коэффициент широты (Кш) вычисляется по формуле:

Кш = Шд / Шб, Кш = 1348/1522=0,89

Новизна (обновление) ассортимента - количество новых товаров в общем поступлении. В каждом поступлении всегда есть новое, необычное и что-то интересное.

Спрос влияет на ассортимент товаров конкретных предприятий. К примеру «Адамас» на нашем рынке существует уже давно и потребители, зная такую фирму, предпочитают цепи или браслеты именно этого производителя, так как они выпускают качественный и прочный товар. Есть и такие потребители, которые не могут позволить себе дорогие изделия и выбирают такого производителя как «Карат». Он выпускает интересные, модные пустотелые изделия на сегодняшний момент и не дорогие.

Ассортимент соответствует данному салону, там предоставлены потребителям разнообразные изделия: золотые, серебряные, изделия из камней и многое интересное и эксклюзивное. Ювелирный салон «Золотой дракон» расположен в выгодном для предпринимателя месте. В данном районе нет конкурентов, по сравнению с центром, где расположены подряд специализированные магазины или салоны. В «Золотом драконе» цены по сравнению с другими магазинами дешевле.

Полнота - способность набора товаров однородной группы удовлетворять одинаковые потребности. Она характеризуется количеством видов, разновидностей и наименований товаров однородной группы. Абсолютные показатели полноты могут быть действительными и базовыми.

Действительный показатель полноты (Пд) характеризуется фактическим количеством разновидностей и наименований товаров однородной группы, а базовый (Пб) - регламентируемым или панируемым количеством товаров.

За базовый показатель примем максимальное количество моделей ювелирных изделий, представленных в отделе на три даты, по данному виду товара. Рассчитаем коэффициент полноты (Кп) по формуле:

Кп = Пд/Пб. о ассортимент

Данные расчёта сведём в таблицу

Таблица 2.4 - Показатели полноты ассортимента ювелирных изделий

Вид изделияПдПбКпСерьги1101540,71Цепочки1351650,82Подвески931030,90Колье12150,80Броши680,75Браслеты85970,87Пирсинг680,75Кольца8659290,93Часы22250,88Зажим д/галстука570,71Браслеты д/часов9110,80Итого:13481522-

Из таблицы видно, что наибольшую полноту имеют такие виды ювелирных изделий, как кольца, подвески.

Устойчивость ассортимента - способность набора товаров удовлетворять спрос на одни и те же товары. Особенностью таких товаров является наличие устойчивого спроса на них. В магазине товары устойчивого спроса выявились на основе опроса продавца-консультанта. Устойчивость оценивается через показатель Ку, характеризующий стабильность предложения конкретных разновидностей товара. Показатель рассчитывается по формуле:

Ку = У/Шд,

где У - количество товаров, пользующихся устойчивым спросом; Шд - действительное количество разновидностей товаров в магазине. Ку = 652 / 1348 = 0,48.

По мнению продавцов, наибольшим спросом пользуются недорогие золотые изделия. Ку имеет не очень высокое значение, хоть в магазине и проведена работа по усовершенствованию ассортимента, что позволило повысить коэффициент устойчивости 48%.

Новизна - это способность набора товаров удовлетворять изменившиеся потребности за счёт новых товаров. Она характеризуется действительным обновлением - количеством новых товаров в общем перечне (Н) и коэффициентом новизны (Кн), который выражается через отношение количества новых товаров данной разновидности (Н) к действительному количеству разновидностей товаров (Шд):

Кн = Н/Шд, Кн = 247/1348 = 0,18.

Количество новинок невелико, что может свидетельствовать о уже проведённом в магазине анализе по закупаемым моделям изделий, на основе которого отбираются только те, которые сочетают модные тенденции и классические традиции в оформлении ювелирных изделий.

.4 Экспертиза качества и обеспечение сохранности ювелирных изделий в магазине «Золотой дракон»

Согласно инструкции № П-7 «О порядке приемки продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления по качеству» в магазине «Золотой дракон» проводится приемка товаров по качеству. Отработала навыки выявления дефектов ювелирных изделий при приемке. В приемке товаров по количеству и по качеству участвуют товаровед и продавцы-консультанты.

Возможны следующие дефекты ювелирных изделий:

·дефекты литья <#"justify">Причины встречающихся дефектов ювелирных изделий, поступающих на реализацию: нарушение технологии производства, химическая или электрохимическая коррозия, внешнее механическое воздействие. Могут возникнуть такие дефекты, как пористость, трещины, пятна, изменение цвета, потертости и пр. Дефекты могут быть как скрытыми, так и явными. Например, иногда на поверхности ювелирного изделия, особенно в местах пайки, можно заметить радужные пятна; несоответствие размера кольца указанного на бирке; заусенцы; царапины; несоответствие рисунка и т.д.

Сопроводительными документами для контроля качества товаров являются:

1.Свидетельство о гос. регистрации юридического лица №: 212804707300; - Свидетельство о постановке на специальный учет №: 0020000060, выдано Российской Государственной Пробирной палатой. При определении качества поступающих товаров работники салона должны:

2.Проверить наличие изделия в накладной.

.Проверить наличие дефектов.

.Проверить маркировку.

.Проверить наличие пробы, пломбы.

При обнаружении брака в процессе приемки и при хранении продавцы-консультанты пишут возвратную накладную на конкретное изделие. Затем, когда начальник едет вновь в ювелирную организацию, то он возвращает забракованное изделие.

При поступлении товара с сопроводительной накладной на ней стоит подпись товароведа. При завершении приемки продавец-консультант, принявший товар, ставит свою подпись. Продавец-консультант ставит подпись только в том случае, если данный товар соответствует наличию по накладной.

Претензии со стороны покупателей могут быть такие, как выпадение камня, поломка застежки, рассоединение звена, разрыв цепочки, неподходящий размер кольца. За последние два года в салоне «Золотой дракон» претензии были, но они решались в основном ремонтом.

Ювелирные изделия не относятся к товарам, на которые изготовитель обязан устанавливать гарантийный срок. Это следует из ст. 5 Закона РФ «О защите прав потребителей». Изготовитель лишь имеет право устанавливать гарантийный срок - период, в течение которого в случае обнаружения в товаре недостатка он обязан удовлетворить требования покупателя, установленные в ст. 18 данного Закона, т.е. по выбору потребителя произвести бесплатный ремонт, замену изделия, соразмерно снизить цену на него или вернуть уплаченные покупателем деньги.

Если изготовитель не установил гарантийный срок на товар, то его вправе установить продавец (в салоне «Золотой дракон» такой срок две недели).

Срок гарантии на ювелирные изделий законодательством не установлен, но согласно ОСТ 117-3-002-95, при выявлении скрытых дефектов в течение 6 месяцев со дня продажи ювелирное изделие можно вернуть. Есть постановление Правительства РФ №55 «Об утверждении перечня товаров ….», где однозначно говорится, что изделия из драгоценных металлов и драгоценных камней обмену и возврату не подлежат.

Выводы и предложения

Ассортимент ювелирных изделий подразделяют на:

изделия для украшения

предметы туалета

принадлежности для часов

предметы сервировки стола

принадлежности для курения

сувениры

Изделия для украшения по характеру использования делят на группы:

украшения для головы

украшения для шеи и платья

украшения для рук.

Потребительские свойства ювелирных изделий обуславливают возможность их использования: по назначению, удобство и надежность в эксплуатации, красоту и художественную выразительность.

Изделия изготавливают в соответствии с ГОСТом №

По качеству ювелирные изделия должны соответствовать требованиям ГОСТа для ювелирных изделий. Маркировка и упаковка должны соответствовать требованиям стандарта ГОСТа 8273- 1975 года.

В магазин ООО «Золотой дракон» поступает большой ассортимент ювелирных изделий различных моделей. Анализ динамики реализации ювелирных изделий в ООО «Золотой дракон» на период 2010-2011гг. показал, что товарооборот увеличился в 2011 году по сравнению с 2010 годом. С улучшением положения в экономике страны появились тенденции к росту товарооборота.

Анализ данных по структуре ассортимента ювелирных изделий реализованных магазином ООО «Золотой дракон» в 2011 году показал , что наибольший удельный вес по количеству и по сумме реализованных товаров составила группы кольца, т.к. этот товар используется наибольшим спросом у покупателей.

Управление ассортиментом в ООО «Золотой дракон» осуществляется за счет следующих показателей:

.Широты

.Новизны

.Спроса

.Полноты

.Устойчивости (раздел 2.3).

Во время прохождения практики в ювелирном салоне «Золотой дракон» были изучены направления развития, обновления ассортимента, информация о новых перспективных образцах изделий и о поставщиках.

Таким образом, по полученным результатам видно, что ассортимент магазина находится на стадии развития, нужно стремиться к дальнейшему развитию.

Предлагается салону «Золотой дракон»:

. расширить ассортимент золотых изделий, создать витрину с залежавшими изделиями по более низкой цене, как золотых, так и серебряных.

. Предоставлять покупателям дисконтные карты или накопительные карты. Также предлагать дополнительные услуги: увеличение или уменьшение колец, укорочение браслетов или цепей.

.Предлагать товары на выгодных условиях для покупателя.

.Постоянно совершенствовать свои интересы в области продажи ювелирных изделий.

Список литературы

1.Маркетинговое исследование «Российский рынок ювелирных изделий, оценка влияния кризиса и прогноз на 2009-2010 гг.».

2.Исследования и обзоры рынков для вашего бизнеса - интернет.

3."АДАМАС" столичный ювелирный завод <#"justify">Приложение № 1

Ассортиментный перечень ювелирных товаров по ООО «Золотой дракон» на 2012 год (шт.)

№ п.пНаименованиеКоличество видов1Предметы личных украшений -кольца -серьги -броши -браслеты -бусы -колье -кулоны -медальоны -цепочки202Предметы туалета -запонки -зажимы для галстуков -пудреницы -шкатулки153Принадлежности для курения -портсигары -пепельницы -мундштуки -зажигалки124Предметы для сервировки стола -ложки -вилки -ножи -лопатки сервировочные -подносы235Письменные принадлежности -ручки86Предметы для украшения интерьера -вазы для цветов -панно из поделочных камней, серебра ,художественно обработанного металлы с филигранью, эмалью и др.7Принадлежности для часов -принадлежности для наручных и карманных часов -браслеты для часов128Сувениры10Итого:100

Похожие работы на - Анализ управления ассортиментом, оценка качества и обеспечение сохранности ювелирных изделий магазина 'Золотой дракон' г. Йошкар-Олы

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!