Жизнь и деятельность Иустина Евдокимовича Дядьковского

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Медицина, физкультура, здравоохранение
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    16,33 Кб
  • Опубликовано:
    2014-07-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Жизнь и деятельность Иустина Евдокимовича Дядьковского

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Воронежская государственная медицинская академия им. Н.Н. Бурденко» Министерства здравоохранения Российской Федерации









Реферат

Жизнь и деятельность Иустина Евдокимовича Дядьковского


Студента

Романцова Андрея Сергеевича






Воронеж 2013 г.

План

Введение

.Биография

.Краткая характеристика деятельности и вклад в медицину

.Список научных трудов И.Е. Дядьковского

.Идея о единстве, материальности и развитии природы в трудах И.Е. Дядьковского

.Мысли И.Е. Дядьковского о биологической целостности организма

.Идеи Дядьковского о регуляторных функциях нервной системы

Заключение

Список литературы

Введение

Клиническая система И.Е. Дядьковского была событием большого значения. И.Т. Глебов писал, что это учение «должно быть отнесено к числу таких явлений в исторической науке, которые невольно возбуждают удивление». Известный историк медицины Л.Ф. Змеев, высоко оценивая достижения Дядьковского, называл его «мощным талантом русской медицины». И действительно, нельзя не согласиться с самыми высокими оценками этого деятеля отечественной науки, патриота и демократа, человека, по выражению Т.В. Кудрявцева, «больше других в свое время ученого». Выходец из простого народа, он силой незаурядного таланта и непреклонной воли сумел пробиться в годы николаевской реакции к вершинам науки.

Нельзя, однако, забывать и о том, что Дядьковский не достиг бы таких исключительных успехов, если бы еще во второй половине XVIII столетия ученик Ломоносова С.Г. Зыбелин не заложил прочного фундамента научной медицины и не сформулировал первоочередных задач клиники. Большое значение для творческого роста Дядьковского имело знакомство с основами научного мировоззрения Е.О. Мухина, с его учением о стимулах, влияющих на жизнепроявления организма, и с его мыслями о преобладающем влиянии нервной системы.

Далее, мы более подробно рассмотрим жизнь и деятельность этого великого человека.


Иустин Евдокимович Дядьковский родился 1 июня 1784 года в селе Дядькове, недалеко от Рязани. Родители Дядьковского жили в нужде. Его отец был служителем при церкви. Пытливость и ум с детства выделяли Дядьковского. Учился он сначала в Рязанском духовном училище, а затем в Рязанской духовной семинарии. В то время в России было мало школ. Детям простых людей поступить в них было нелегко. Рязанская семинария оказалась единственным учебным заведением, доступным для юноши. Не без труда он поступает в нее. Он учился блестяще; был чужд интересов большинства своих сверстников, тянувших лямку по необходимости или ради предстоящих выгод. Изучая предметы семинарского курса, он усваивал их критически, одновременно вырабатывая собственную точку зрения. С 1802 года Александр I приказал во всех духовных школах преподавать начатки медицинских знаний. Таким образом, с 1803 года в Рязанской семинарии был открыт класс медицины. Знакомство с медициной, несомненно, имело для Дядьковского большое значение. Здравый смысл подсказывал, что дальнейшее пребывание в семинарии будет потерей времени; Дядьковский стал помышлять об уходе.

В 1809 году И.Е. Дядьковский приезжает в Москву, где поступает в число казеннокоштных студентов Медико-хирургической академии. В число казеннокоштных студентов поступали главным образом воспитанники духовных семинарий, а также Московского воспитательного дома и Конюшенного ведомства. Наступили годы еще более упорного труда. И.Е. Дядьковский учился в академии с 1809 по 1812 г. и окончил ее с серебряной медалью в первом выпуске. По предложению профессора Е.О. Мухина, он в числе нескольких других талантливых студентов был оставлен при академии для подготовки к преподавательской деятельности.

В связи с началом Отечественной войны 1812 года многие профессора и все молодые врачи первого выпуска академии ушли в армию. Одним из первых ушел в ополчение и И.Е. Дядьковский. В прошении своем он писал: «Движимый любовью к России, хочу послужить, как истинный сын ее». Молодой врач был направлен в Головинский госпиталь. В Москве Дядьковский оставался недолго. Отступавшая и разбитая армия оставила стране тяжелое наследие - эпидемию тифа. Дядьковский был направлен в г. Верею на борьбу с эпидемией. По приезде из Вереи Дядьковский ряд лет много и упорно работал над собой. Он самостоятельно снова прошел весь курс медицинского факультета, изучил основные европейские языки (английский, французский, немецкий и итальянский). В эти годы (с 1813 по 1820) он писал свои первые научные работы, успевал прочитывать нужную ему литературу, вел исследовательские занятия в лабораториях академии и в терапевтической клинике, открытой в 1818 году.

Профессорско-педагогическая деятельность Иустина Евдокимовича началась в Медико-хирургической академии вскоре после защиты им докторской диссертации в 1816 году и продолжалась до конца 1835 года. В первое время, несколько семестров, он читал ботанику и фармакологию, а затем внутренние болезни. Терапевтический курс был в то время весьма обширным: в него входили общая патология с этиологией и симптоматологией, общая и частная терапия с детскими, кожными и нервными болезнями. До 1831 года Дядьковский вел преподавание только в Медико-хирургической академии. Огромная популярность Дядьковского как профессора объяснялась тем, что у него на лекциях студенты получали глубокие знания. Кроме того, они слышали здесь то, чего и в помине не было на других кафедрах: острую критику метафизических теорий и изложение медицины в единственно правильном - научно-материалистическом освещении. Все сведения сообщались просто, логично и красноречиво.

В 1830 году профессорская деятельность Дядьковского временно прекращается, и он принимает участие в борьбе с холерной эпидемией. 28 августа 1830 года была организована Центральная комиссия для борьбы с холерой; в нее назначили виднейших врачей того времени. Дядьковский был одним из ее членов. Он изучал болезнь. Итоги его деятельности были весьма значительны. С одной стороны, он сумел доказать практическую ценность предложенных им лечебных мероприятий, с другой стороны, на основе опыта борьбы с холерной эпидемией он пришел к ряду важных теоретических обобщений. Вскоре членами Центральной комиссии по борьбе с эпидемией был написан «Трактат о холере», изданный Медицинским советом в 1831 году.

Личность Иустина Евдокимовича, его многосторонняя яркая деятельность, пропаганда естественных наук, демократизм, философские взгляды, противоположные взглядам реакционной правящей верхушки, - все это не могло пройти незамеченным для царского правительства. Слишком велико было влияние ученого на общество и особенно на молодежь. С другой стороны, с ним как с видным специалистом не могли не считаться даже и недоброжелатели. В начале 30-х годов, несмотря на все усиливавшееся давление реакции, зависть и вражду со стороны консервативной, особенно немецкой, профессуры, слежку за каждым его шагом, Дядьковский был особенно деятелен. Именно в 1833 году Иустин Евдокимович закончил и подготовил к печати свой замечательный курс «Общей патологии». В том же году он выпускает свою оригинальную классификацию болезней. На тот период падает и ряд его важных экспериментальных работ по физиологии центральной нервной системы. Но, кроме напряженной научной деятельности, он проявил и высокое гражданское мужество, выступив в 1833 году с речью, обличавшей уродливое воспитание молодежи и направленной в защиту естественных наук.

Однако его враги не дремали. В 1834 году Дядьковского уволили из академии, а через год и из университета. Поводом к тому послужило следующее обстоятельство: раз на лекции он коснулся вопроса о гниении трупов, причем объяснил, в каких слоях земли и в каких местностях труп не подвергается разложению, а в каких превращается в мумию. Он добавил, что там, найдя труп в целости, иной может принять его за нетленные мощи, принадлежащие какому-нибудь угоднику. Вот об этом-то добавлении и доложено было его врагами попечителю графу С.Г. Строганову как доказательство его кощунства над православной религией. Вследствие этого ему предложено было подать в отставку. Из университета Иустин Евдокимович был уволен позже - с 1 января 1836 года, «вследствие преобразования университета по высочайше утвержденному 26 июля 1835 года уставу». Вынужденный оставить университет, Дядьковский почти прекратил и врачебную деятельность, лишь изредка принимая больных. Вскоре Иустин Евдокимович тяжело заболел. В 22 июля 1841 года состояние его здоровья резко ухудшилось. Он понял безнадежность борьбы за продление жизни. Оценивая прожитые годы, он сознался в разговоре с окружающими, что был слишком строг к своим трудам и слишком мало печатал.

.Краткая характеристика и вклад в медицину

медицина дядьковский биологический нервный

Дядьковский Иустин Евдокимович - терапевт, биолог-материалист, доктор медицины (1816), экстраординарный (1824), ординарный (1826) профессор, статский советник. Вступил в Московское ополчение и работал в Головинском госпитале и госпиталях Рязани (1812-1813). С 1814 по 1835 г.- в Московском отделении Медицинско-хирургической академии: репетитор кафедры ботаники и фармакологии (1814- 1817), адъюнкт-профессор (1817- 1824), экстраординарный профессор (1824-1826), зав. кафедрой патологии, терапии и клиники (1826- 1833), зав. кафедрой общей и частной терапии (1833-1835). Одновременно: библиотекарь академической библиотеки (1826-1833), инспектор Московского отделения Медицинско-хирургической академии (1828-1829). В 1830- 1831 гг. состоял членом Центр, комиссии по борьбе с эпидемией холеры. В 1831 - 1835 гг. - зав. кафедрой патологии, терапии и клиники и директор терапевтической клиники медицинского факультета ИМУ.

Кумир университетской молодежи и известный моек, врач, был близко знаком со многими выдающимися деятелями театра и литературы, представлял собой заметную фигуру в культурной жизни Москвы. Научные труды И.Е. Дядьковского посвящены разработке нового медицинского учения, отвергавшего существовавшие представления о «жизненной силе» и постулировавшего, что основой ощущений, произвольных действий и мышления является способность реагировать на внешние воздействия. Болезнь рассматривал как результат качественных и количественных изменений материального субстрата организма. Предложил классификацию болезней, в основу которой положил состояние нервной системы, подчеркивал ее особую роль в развитии патологических процессов.

Важнейшей составной частью учения И.Е. Дядьковского являлась сформулированная им система взглядов на рациональную терапию как важнейшую в деятельности врача область реализации научного знания. Рациональная терапия И.Е. Дядьковского строилась на 4 основных принципах (безопасность, рациональность, контролируемость, индивидуализация) и применительно к конкретному больному представляла собой своеобразное клин, исследование, включавшее контроль эффективности лекарства и необходимую коррекцию терапевтической тактики на основе анализа отклонений от ожидаемого результата. Изучал роль воды в патогенезе различных заболеваний, оптимальное соотношение животной и растительной пищи для сохранения здоровья человека, механизмы воздействия на организм человека климатической и курортной терапии. Состоял действительным членом Общества испытателей природы, Физико-медицинского общества. Награжден орденами Святой Анны II ст. с Императорской короной, Св. Владимира IV ст.

3. Список научных трудов И.Е. Дядьковского

1.«Dissertatio inauguralis medica de modo, quo agunt medicaments in corpus humanum», M., 1816. 88 стр. На русским языке издана К. В. Лебедевым в 1845 году под названием «Рассуждение о действии лекарств на человеческое тело». Перевод Лебедева не идентичен тексту Дядьковского, отсутствуют тезисы, опущены примечания И.Е. Дядьковского, имеющие принципиальное значение, внесены собственные примечания, искажающие основные положения трактата И.Е. Дядьковского.

2.«Каталог библиотеки Московской медико-хирургической академии». М. 1827.

3.«Общие понятия о холере и ее различиях». 1831, 30 стр.

4.«О холере повально-заразительной». 1831, 65 стр.

5.Исследование различных способов лечения холеры повально-заразительной и изложение способа собственного. 1831, 80 стр. Работы И.Е. Дядьковского, обозначенные № 3, 4, 5, опубликованы в сборнике «Трактат о повально-заразительной болезни холере, бывшей в России в 1830 и 1831 году

6.«Systema morborum, quod usui auditorum suorum accomodavit Justinus Djadkowsky». M., 1833, 36 стр. В 1845 году вторично издана К. В. Лебедевым под названием «Система болезней» (включена в его двухтомное издание «Практическая медицина», М., 1845).

7.«О необходимости в наше время изучения медицины всеми просвещенными людьми...» Извлечение из актовой речи И.Е. Дядьковского, произнесенной в Московском университете. Ученые записки Московского университета, сент. III, 1833, стр. 321-333 (перевод с латинского).

9.«Лекции частно-терапевтические». Вошли в двухтомное издание К.В. Лебедева «Практическая медицина», М., 1845, ч. 1 «Болезни лихорадочные», 236+192+50 стр.; ч. 2

10.«Болезни нелихорадочные», 500+48+ 12 стр. Время подготовки этих лекций должно быть отнесено к периоду между концом 20-х и началом 1835 года.

4. Идея о единстве, материальности и развитии природы в трудах И.Е. Дядьковского

Значительное место в творчестве И.Е. Дядьковского занимает выяснение вопроса о единстве и многообразии в природе и их причинах и в связи с этим выяснение вопроса о соответствии организации живых тел условиям окружающей их среды.

Иустин Евдокимович задолго до того, как в науке утвердилась теория об историческом развитии органического мира, был убежденным глашатаем эволюционных идей. Несколько позднее в большим неопубликованной работе «Общая патология», как и в ряде своих лекций, о чем свидетельствуют сохранившиеся записи их, он развертывает широкую картину становления органического мира из неорганического. Вместе с тем он верно указал на климат, пищу и образ жизни, как на главные причины изменчивости. Очень важно, что вопрос об эволюции ставится им в связи с проблемой о так называемой целесообразности, т. е. связывается с борьбой против телеологии.

Привлекает внимание и другая особенность эволюционных воззрений Дядьковского, имеющая большое значение для понимания путей развития учения об историческом развитии живой природы. Вопрос об эволюции живых форм по существу не входил в круг центральных проблем, над разрешением которых работал Дядьковский. Его эволюционные идеи являются результатом и органически вытекают из материалистического взгляда на природу. Признавая единство природы, Дядьковский считал материю единым началом всего существующего. Отсюда, последовательно развивая свои доказательства, он писал: «...первый источник, из которого должно почерпать объяснения всех тайн природы, должно искать не в силе или в каком-либо особенном начале, которое доселе старались отыскать и которое теперь можно отвергнуть как бесполезное произведение вымысла; но только в материи, как безусловной причине явлений».

Источником развития, по Дядьковскому, является сама материя. Этот вывод он прямо направляет против деизма известного тогда естествоиспытателя, деда Ч. Дарвина, Эразма Дарвина (1731-1802), против идеалистической философии Шеллинга и его русских последователей. «Нет никакой нужды, согласно с Дарвином, воодушевлять материю, - писал он, - каким-нибудь жизненным духом, или, последуя трансцендентальным философам, оживотворять ее идею всеобщей жизни, или разделять на часть объективную и субъективную. Сама материя, как материя, по нашему мнению, жива; сама материя содержит в себе начало или основание всех своих действий, т. е. в самой материи заключается способность производить все те действия, которые мы замечаем в ней...»

Исследования Дядьковского о развитии человеческого зародыша имеют огромное значение по двум обстоятельствам. С одной стороны, они доказывают единство природы и человека, доказывают полную зависимость происхождения человека от материальных процессов развития неорганического и органического мира; с другой, предвосхищая на пятьдесят лет выводы западноевропейской науки, дают в первоначальной общей формулировке закон биогенетического развития, подтверждая правильность научно-философских концепций ученого.

Во всех работах по изучению развития различных царств природы руководящей мыслью Дядьковского является стремление показать историческую эволюционную постепенность, с которой возникали как самые эти царства природы, так и их отдельные формы и представители.

Он доказывает, что материя в своем смешении произвела сначала наиболее простые формы предметов, растений и животных. По мере усложнения этого смешения возникали по тем же законам, проходя те же фазы развития, и новые, более высшие формы. Таким образом, эволюционный принцип и идеи трансформизма являются характерными особенностями научно-философской системы Дядьковского.

. Мысли И.Е. Дядьковского о биологической целостности организма

И.Е. Дядьковский рассматривал жизнь человеческого тела, как постоянное и непрерывное взаимодействие «сил внешних» окружающей природы и внутренних, присущих самому организму человека. «Взаимное и непрерывное действие исчисленных сил тела человеческого, т. е. внешних на внутренние и внутренних на внешние, составляет жизнь его», - писал Дядьковский. «Без этого взаимного действия сил, жизнь тела человеческого нельзя даже представить». Поэтому Дядьковский учил, что болезнь, точно так же как и любое изменение в органическом теле, не есть фатальный процесс, который не поддается сознательному воздействию человека.

В своей книге «Общая терапия» (1836) он выдвигает задачу исследования «внешних условий, при которых данная болезнь излечивается», и утверждает, что, раскрыв и поняв «те законы, по коим условия сии должны непременно действовать», человек получает возможность с несомненным успехом вмешиваться и изменять течение патологического процесса. Огромное значение этих выводов для медицины и биологии в целом очевидно. Позднее указанные положения, как увидим далее, развивал ученик И.Е. Дядьковского физиолог И.Т. Глебов.

В «Лекциях частно-терапевтических» в период между концом 20-х годов и началом 1835 года, Дядьковский, справедливо считает, что «всякая болезнь в отношении к своей сущности, есть ничто иное, как уклонение телесной материи от своей нормы или в количестве ее, или в составе ее и строении, и что все динамические (т. е. функциональные - С.М.) в ней уклонения ничто иное суть, как произведение из сего материального уклонения». Он уделяет особое внимание взаимосвязи, взаимообусловленности и взаимозависимости функций различных систем живого тела. Эти лекции дают ясное представление о том, что Дядьковский рассматривал организм не как некий конгломерат частей, органов и систем, независимых друг от друга, обособленных, но как целостную, строго координированную систему, в которой все процессы взаимообусловлены, находятся в теснейшей зависимости между собой и от условий жизни, условий внешней природы.

Уже во «Введении» к этим лекциям, критикуя симптоматическое направление в терапии, представители которого ограничивались изучением отдельных внешних проявлений болезни и попытками устранить их. Иными словами, они лечили не организм и не больного, а лишь внешнее проявление болезни, Дядьковский писал, что «недостатки этой системы состоят не в сущности ее, но в механическом замечании припадков данной болезни и таковом же употреблении средств, коих польза, при известных припадках, дознана опытом».

Следует заметить, что симптоматическое направление в медицине Дядьковский критиковал уже в 1816 году в тезисах к своей диссертации. Так, в тезисе XVI говорится: «Природу болезни менее всего можно познать по симптомам». Позднее, в 1828 году в «Общей терапии» он доказывал, что исследовать, изучить болезнь - значит найти, познать ее причины. На проявления болезненных изменений в организме, писал Дядьковский во Введении к Частно-терапевтическим лекциям,- «должно смотреть не механически, как бы на явления, отдельные от сущности болезни, но как на составные части ее, а потом в совокупности сносить их между собой». Более того, он выражает сомнение в справедливости строгого, разграничения болезней общих и местных, «ибо между сими болезнями нет точных, определенных границ. Например, для крепкого, малочувствительного человека чирей, небольшая рана, перелом кости суть местные болезни... Но тот же самый чирей для человека слабого, чувствительного делается болезнью общею, возбуждает расстройство во всем теле. Впрочем, неверность сия есть относительная, зависящая от особенного состояния тела; по общей же норме упомянутые болезни действительно суть местные».

Таким образом, когда Дядьковский говорит о болезни, то в центре его внимания лежит организм, живое тело как целое в биологическом смысле. Вот почему в «Общей терапии» он утверждает: «Надобно, чтобы врач видел сущность каждой распознаваемой им болезни как на ладони, и тогда он вправе почитать себя способным к их лечению; в противном же случае он должен по совести... отказаться совсем от лечения...». Мысль об организме как биологической целостности пронизывает все содержание учения Дядьковского, лежит в его основе.

По мнению Дядьковского, нет такого «уголка», «крупицы» живого тела, которые не были бы связаны с процессами, протекающими в организме и в свою очередь не оказывали бы на него то или иное влияние. Это относится ко всем без исключения органам и системам организма.

. Идея Дядьковского о регуляторных функциях нервной системы

Как осуществляется строгое координирование действий систем и органов живого тела? Как устанавливается тесная взаимосвязь функций всех органов высокоорганизованных форм? Над этими вопросами задумывался и Иустин Евдокимович. Ответы на эти вопросы были одним из важнейших моментов его общебиологического учения.

В основе болезни, считал Дядьковский, в большинстве случаев лежит нарушение координирования функций различных систем, вызванное нарушением нормальной деятельности нервной системы.

Именно в зависимости от состояния нервной системы Дядьковский в своей «Системе болезней» классифицирует болезни, кладя, таким образом, в основу классификации мысль о взаимосвязи всех отправлений организма, осуществляемой, главным образом, через нервную систему. «Действие нервной системы,- утверждает Дядьковский,- необходимо для действия прочих систем тела... Без действия нервной системы прочие системы не действуют». К.В. Лебедев в упомянутой книге особо отмечает это положение как одно из важнейших в системе взглядов Дядьковского. В своих «Лекциях частно-терапевтических» Дядьковский учил, что «нервная система управляет всеми подлежащими ей системами, органами и частями...». Он выдвигает в них задачу изучения морфологии и физиологии нервной системы, и уже самой глубиной постановки проблемы делает крупный шаг в направлении изучения физиологии нервной деятельности.

Такими первоочередными задачами, подлежащими изучению, он считает четыре: «1. Распространение нервной системы в теле человеческом. 2. Свойство ее и отношение ко всем прочим системам тела. 3. Законы, по коим она действует на все прочие подлежащие ей системы. 4. Различие между высшею или мозговою и низшею или узловою системами».

Это была гигантская программа, которая, конечно, не могла быть осуществлена на том уровне науки, но в ней отчетливо виден поистине могучий талант, направлявший ученых на новый, смелый и плодотворный путь. Характер поставленных проблем свидетельствует о большой предшествующей работе ее автора и глубоком проникновении его в суть вопроса. И действительно, при всей примитивности некоторых представлений Дядьковского, обусловленных состоянием науки того времени, об анатомии и физиологии нервной системы, действие которой он аналогизировал с электрическими силами, им были выдвинуты, чрезвычайно важные положения. Они заключались в влиянии на деятельность нервной системы других систем и органов, о специфике «узловой», по современной терминологии периферической, нервной системы, о влиянии на ее функционирование высшей («мозговой») нервной деятельности, о роли нервной системы в целом в возбуждении деятельности головного мозга, о лечении психических заболеваний, как проявление нарушения нормальной высшей нервной деятельности.

Как и в других вопросах науки, Дядьковский при анализе деятельности нервной системы и ее патологических нарушений сознательно проводит материалистический принцип. Интересно предложенное Дядьковоким определение инстинкта. Инстинкт, писал он, «...есть определенное состояние нервной системы». В его учении о нервных болезнях (кстати, им впервые введенного в преподавание в Московском университете) нацело отброшены идеалистические домыслы школы так называемых «психиков», занимавшей господствующее положение в медицине на Западе.

Причины нарушения нормальной нервной деятельности лежат, по мнению Дядьковского, либо в анатомическом, либо в физиологическом изменении самой нервной системы, либо в нарушении ее функций под влиянием нарушения деятельности других систем и органов тела, «...всякому болезненному изменению деятельности нервной системы, - утверждает он, - должно искать причины или в подлежащих ей системах и органах, или в самой нервной системе». Таким образом, устраняются всякие мистические домыслы о происхождении психических заболеваний человека. Причины, вызывающие нервные заболевания, Дядьковский делит на «внутри-нервные» и «вне-нервные», а первые в свою очередь делит на «собственно нервные или вне-мозговые» и «собственно мозговые». Последствия, вызванные этими причинами, тесно связаны между собой, но обладают своей специфичностью. Так, например, Дядьковский, придавая большое значение при лечении и анализе деятельности головного мозга психологическому воздействию, внушению и т. д., считает, что они непосредственно «не действуют на узлы».

Нарушение нормальной деятельности нервной системы не обязательно сопряжено с изменением самого вещества нервной ткани. Оно может произойти, как пишет Дядьковский, под влиянием внешних «впечатлений, без видимого материальною ее изменения».

Для характеристики материалистических взглядов Дядьковского на организм чрезвычайно характерна его трактовка нарушения нормальной психической деятельности. Последняя, утверждал Дядьковский, «зависит от расстройства или деятельности, или организации мозга». В связи с этим Дядьковский отказался от общепринятого термина «душевные болезни» и предложил заменить его термином «болезни ума».

Таким образом, утверждая, что мозг есть орган «высшей нервной системы или общего чувствилища» и что все проявления духовной жизни целиком зависят от его естественных отправлений, Дядьковский поставил по существу вопрос о необходимости перейти при изучении высшей нервной деятельности от идеалистических и прямо мистических спекуляций на путь физиологических исследований.

Заключение

В результате деятельности И.Е Дядьковского русская врачебная мысль получила возможность с еще большим успехом продолжать развитие подлинно научной материалистической медицины. Дядьковский близок нашей эпохе не только своей тематикой, общим направлением своего научного и философского творчества. Он близок нам, прежде всего тем, что вел борьбу с консервативными концепциями в науке.

Известен большой критический дар Дядьковского. Но этот критицизм он применял, прежде всего, к самому себе. В результате изучения творчества И.Ё. Дядьковского оказывается несомненным, что он был тем центром, где пересекались передовые достижения русской медицины и биологии первой половины XIX века с материалистическими научно-философскими течениями эпохи.

Список литературы

1.Сорокина Т.С. История медицины, 4-е издание, «Академия», 2005 - 560с.

.Лушников А.Г., И.Е. Дядьковский и клиника внутренних болезней первой половины XIX века, Медгиз, М., 1953.

.Храпков С. Русская интеллигенция в Отечественной войне 1812 г. Истор. журн., кн. 2 (114), 1943, стр. 72-74.

.Бензенгр В.Н. (Воспоминания) в книге А.П. Богданова: К.Ф. Рулье и его предшественники по кафедре зоологии в Московском университете. М., 1885, стр. 105-106.

.Микулинский С.Р., И.Е. Дядьковский, Московское общество испытателей природы, М., 1951.

Похожие работы на - Жизнь и деятельность Иустина Евдокимовича Дядьковского

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!