Бюджетный дефицит РФ

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    23,06 Кб
  • Опубликовано:
    2014-08-28
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Бюджетный дефицит РФ

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА I. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

.1 Социально-экономическая сущность государственного бюджета

.2 Функции государственного бюджета

ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА

.1 Бюджетный дефицит и продефицит

.2 Классификация бюджетного дефицита

ГЛАВА 3. МЕХАНИЗМ ФИНАНСИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

.1 Бюджетный кредит

.2 Целевой иностранный кредит

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

бюджетный дефицит затрата

ВВЕДЕНИЕ

Бюджетное регулирование выступает ключевым звеном финансовой системы Российской Федерации, взаимосвязанным со всеми «звеньями» денежной системы государства. Бюджет является единством ключевых денежных категорий в их действии, т.е. через бюджет выполняется непрерывная мобилизация финансовых средств и их целевое применение.

Одной из серьёзных проблем деятельности бюджетной системы выступает бюджетный дефицит. Его роль и характер должны оцениваться с учётом причин формирования, направлений и целей применения мобилизуемых дополнительных денежных средств, методов и источников финансирования.

Бюджетный дефицит выступает отрицательным явлением для страны. Для покрытия дефицита должны привлекаться экстраординарные доходы - эмиссия и заимствование финансов, что ведёт к расстройству финансово-кредитной системы, девальвации национальной валюты, к увеличению внешнего и внутреннего государственного долга, к инфляции. Бюджетный дефицит также провоцирует рост процентных ставок по государственным ценным бумагам, что приводит к вытеснению частных инвесторов, рост налогов и уменьшение государственных затрат.

По этой причине исследование сущности и механизмов создания бюджетного дефицита, а также мер по обеспечению стабилизации бюджета, является чрезвычайно актуальным для экономики России, и определяет актуальность темы дипломной работы.

Целью курсовой работы является анализ бюджетного дефицита как фактора экономической политики, а также выявление методов и способов снижения бюджетного дефицита в современных условиях, что будет свидетельствовать о стабилизации бюджета.

Задачами работы выступают:

выявление сущности бюджетного дефицита и источников его финансирования;

выявление способов максимизации доходной базы бюджета;

выявление направлений оптимизации бюджетных затрат.

изучение бюджетного кредита;

анализ целевого иностранного кредита

Объектом изучения работы выступает государственный бюджет страны.

Предметом изучения выступают механизмы создания государственного бюджета.

Исследование выполнено на основе отчётных и статистических сведений. В основу теоретических обобщений легли труды известных российских авторов: Вахрина П.И., Романовского М.В., Поляка Г.Б., Кудрина А.Л. бюджетный дефецит затрата

В заключении обобщается изучаемая проблема и делаются выводы и предложения.

ГЛАВА I. ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

.1 Социально-экономическая сущность государственного бюджета

Центральное место в любой финансовой системе занимает бюджетная ее подсистема (бюджетная система). В финансовой теории и практике существуют различные подходы к трактовке понятия «бюджет», что обусловлено многогранностью бюджета как явления.

В приложении к публичным финансам под бюджетом (от англ. budget - сумка, кошелек) традиционно понимается централизованный денежный фонд, формируемый на том или ином уровне для обеспечения функций и задач соответствующих органов власти (государственной, местной). Эта трактовка в наибольшей степени раскрывает содержание бюджета как социально-экономического явления, его роль в общественном производстве. Бюджет в этом смысле - основа функционирования государства в целом, его национально-государственных и административно-территориальных образований; это важнейший источник денежных средств, находящийся в полном и непосредственном распоряжении органов государственной или муниципальной власти. Централизация денежных средств в бюджетах не только позволяет маневрировать финансовыми ресурсами и сосредоточивать их на решении важнейших задач экономического и социального характера, но и обеспечивает проведение государственной экономической и финансовой политики.

С развитием общества существенно меняется и социально-экономическая роль бюджета. В условиях планово-директивной экономики бюджет государства был единственным источником финансового обеспечения всех сторон жизни общества. Рыночная экономика изменила соотношение между централизованными (прежде всего - бюджетными) и децентрализованными денежными фондами в пользу последних. Бюджетные средства все в большей степени сосредоточиваются на решении глобальных, общенациональных задач - структурной перестройке, научно-техническом развитии, обеспечении конкурент <#"justify">1.2 Функции государственного бюджета

Экономическая сущность бюджета находит свое выражение в его функциях.Государственному бюджету, как и всей системе финансов, присущи две функции - распределительная (перераспределительная) и контрольная.

С помощью распределительной функции бюджета происходит распределение средств на производственную и непроизводственную сферы, межтерриториальное и межотраслевое распределение финансовых ресурсов, формируются фонды специального целевого назначения, происходят концентрация денежных средств в руках государства и их использование с целью удовлетворения общегосударственных потребностей.

Межотраслевое и территориальное распределение национального дохода осуществляется в соответствии с потребностями экономического и социального развития регионов и отраслей.

Непроизводственная сфера не участвует в создании национального дохода, но является активным его потребителем. Из бюджета работникам этих отраслей выделяются средства на заработную плату, техническое оснащение и содержание учреждений непроизводственной сферы (здравоохранение, просвещение и др.).

Через расходы и налоги государственный бюджет выступает важным инструментом распределения (регулирования) и стимулирования экономики и инвестиций, повышения эффективности производства. Через бюджет оказывается государственная поддержка отдельным отраслям хозяйства - авиастроению, космическим программам, атомной промышленности, энергомашиностроению, угольной промышленности и некоторым другим. Такая поддержка зачастую связана с реализацией высокоэффективных и быстроокупаемых проектов. Для регулирования экономики используются налоги.

При распределении финансовых средств через бюджет важное значение имеет социальная направленность бюджетных средств. В социальной политике основными приоритетами являются поддержка наименее защищенных слоев населения (пенсионеров, инвалидов, студентов, малообеспеченных семей), а также поддержка учреждений здравоохранения, образования и культуры, решение жилищной проблемы.

Контрольная функция государственного бюджета осуществляется в процессе формирования доходов бюджета и финансирования отраслей народного хозяйства. В условиях становления рыночных отношений значение бюджетного контроля в процессе мобилизации ресурсов и их использования усиливается.

Функции государственного бюджета проявляются в процессе формирования доходов и расходов на основе использования бюджетного механизма, который является реальным воплощением бюджетной политики и отражает конкретную нацеленность бюджетных отношений на решение экономических и социальных задач.

Таким образом, основными функциями государственного бюджета, как основного финансового плана государства, являются:
1) перераспределение национального дохода и ВВП, которое влияет на государственное регулирование и стимулирование экономики, финансовое обеспечение социальной политики;
) Контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

Через государственный бюджет перераспределяется около 50% валового внутреннего продукта. Бюджет широко используется для межотраслевого и территориального перераспределения финансовых ресурсов с учетом требований наиболее рационального размещения производительных сил, подъема экономики и культуры регионов РФ. В современных условиях наиболее приоритетными выступают агропромышленный, топливно-энергетический, военно-промышленный комплексы и транспорт.

Бюджет способствует формированию рациональной структуры общественного производства, улучшению пропорций, более эффективному использованию бюджетных средств. В процессе бюджетного планирования устанавливается наиболее целесообразное соотношение между централизованными и нецентрализованными фондами денежных средств.
Через государственный бюджет перераспределяется, как известно, не весь чистый доход, создаваемый на предприятиях различных форм собственности сферы материального производства.
В процессе бюджетного планирования устанавливается наиболее целесообразное, оптимальное соотношение между централизованными и нецентралиованными фондами денежных средств, определяются размеры финансовых ресурсов, концентрируемых в предприятиях, и степень участия предприятий в формировании доходов бюджетной системы.

Бюджет с помощью налогов выступает важным инструментом распределения и вместе с тем стимулирования экономики и повышения эффективности производства.

В отношения с государственным бюджетом вступают почти все участники общественного производства. Объектом бюджетного перераспределения является чистый доход, однако это не исключает возможности перераспределения через бюджет и части стоимости необходимого продукта.
Контрольная функция бюджета позволяет через формирование и использование фонда денежных средств государства "сигнализировать" о том, как поступают в доходы бюджета финансовые ресурсы (налоги и другие ресурсы) от разных субъектов хозяйствования. Основу контрольной функции составляет движение бюджетных ресурсов, отражаемое в соответствующих показателях бюджетных поступлений и расходных назначений. Бюджетный контроль преследует в основном три цели: 1) мобилизацию денежных средств для централизованного фонда государства; 2) соблюдение режима экономии при расходовании финансовых ресурсов;
) Повышение эффективности расходования бюджетных средств.
Контрольная функция бюджета выражается и в том, что, будучи связанным с народным хозяйством, бюджет показывает ход процессов, возникающие там тенденции.
Поступление средств в бюджет и их использование показывают как успех, так и недостатки в сферах производства и обращения. Это позволяет вовремя предупредить появление диспропорций. С помощью бюджета осуществляется контроль за рациональным использованием финансовых ресурсов.

ГЛАВА 2. СУЩНОСТЬ БЮДЖЕТНОГО ДЕФИЦИТА

.1 Бюджетный дефицит и продефицит

Бюджетная политика государства координирует денежные потоки между секторами национальной экономики, создает государственные фонды финансовых средств и обеспечивает решения социально-экономических задач по предоставлению индивидуальных и коллективных благ в виде услуг и товаров за счет средств бюджетной системы и государственных внебюджетных фондов. Координирующим и контролирующим инструментом ее заявляется бюджетный дефицит. Это сложная денежно-экономическая категория, где отражаются и проявляются пропорции бюджетной системы, взаимосвязи между потоками доходов страны и потребностями в государственном финансировании, обеспечивающем действенное осуществление всех функций. Она выступает также следствием и критерием действенности взаимодействия государства с социальной и производственной отраслями, банковской системой, денежным рынком, внешним рынком.

Бюджетный дефицит имеет распределительную, фондообразующую, контрольную и стимулирующую функции. В функции распределения его роль заключается в координировании и направлении некоторой части ресурсов общества в распоряжение государства сверх устоявшихся и заранее установленных денежных пропорций.

Фондообразующая функция проявляется в создании некоторого добавочного фонда централизованных бюджетных средств за счет перераспределения денежных средств прочих звеньев денежной системы, стимулирующая - реализуется в заинтересованности государства, частных субъектов и общественных экономических отношений в действенности всей бюджетно-денежной системы и применении источников бюджетного дефицита и мобилизуемых через этот механизм денежных средств.

Контрольная функция отражает необходимость сбалансированности денежных потребностей и возможностей государства, ограничения централизации и огосударствления денежной системы, изъятия внутреннего валового продукта с помощью налогов, определенных государством. В силу сложности структуры муниципальных и государственных денежных средств понятие дефицита применимо не только к бюджетной системе РФ, однако и к государственным внебюджетным фондам, денежным средствам корпораций, холдингов, банков. Многоуровневый характер бюджетного устройства государства приводит к действительной возможности появления дефицитов в нижестоящих звеньях. В системе муниципальных и государственных денежных средств возможны следующие виды бюджетных дефицитов: федерального и консолидированного бюджета государства; консолидированных бюджетов субъектов Федерации; республиканских, краевых, областных, окружных бюджетов; государственных внебюджетных фондов; внебюджетных фондов субъектов Федерации, органов местного самоуправления.

На федеральном уровне бюджетный дефицит может сокращаться, а на уровне субъектов Федерации - увеличиваться. Подобная тенденция наблюдается в 2011-2012 годах в результате увеличения доли централизации налоговых доходов и появления выпадающих доходов у бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов. Это связано с принятием решения о полном зачислении поступлений от налога на добавленную стоимость в федеральный бюджет, а также из-за уменьшения ставки налога на прибыль с 35 до 24 %.

По этой причине, независимо от самостоятельности бюджетов, координирование бюджетных дефицитов в РФ должно формироваться на единой концептуальной основе и решаться при действенном взаимодействии бюджетов всех уровней.

Дефицит государственного бюджета не является однозначно отрицательным явлением. Его роль и характер должны оцениваться с учетом причин возникновения, целей и направлений применения мобилизуемых дополнительных денежных средств, методов и источников финансирования.

В западных экономических теориях проблемы бюджетного дефицита рассматриваются в основном в аспекте задач экономического роста и обеспечения полной занятости. В российской правительственной бюджетной политике они увязываются лишь с подавлением инфляции и уплатой внешнего долга.

По поводу воздействия бюджетного дефицита на развитие экономики имеются противоречивые мнения. Сторонники концепции дефицитного финансирования бюджетных затрат полагают:

бюджетный дефицит не является деструктурным фактором;

для состояния национальной экономики он не представляет опасности, потому что все затраты, в частности превышающие доходы, выполняются на территории этого государства и способствуют увеличению благосостояния государства;

дефицит бюджета означает рост доходов хозяйствующих субъектов и населения, что стимулирует увеличение покупательной способности, производительности труда и расширение национальной производства. Это, в свою очередь, приводит к увеличению налоговых поступлений.

Экономисты, которые придерживаются противоположной точки зрения, высказывают следующие опасения по поводу бюджетного дефицита:

хронические дефициты неизбежно потребуют более высоких налогов в дальнейшем, что равнозначно переложению текущего экономического бремени на будущее поколение;

для покрытия дефицита должны привлекаться экстраординарные доходы - эмиссия финансов, расширение заимствований, что ведет к расстройству денежно-кредитной системы, девальвации национальной валюты, к увеличению внешнего и внутреннего долга страны;

рост процентных ставок по государственным ценным бумагам, неизбежное при увеличении дефицита бюджета, вызывает эффект вытеснения частных инвестиций, нарушает естественный процесс рыночного саморегулирования экономики.

Различают два типа бюджетно-налоговой политики, в которой создается тот или другой подход к бюджетному дефициту: стимулирующая бюджетно-налоговая и сдерживающая бюджетно-налоговая. Первая имеет своей целью преодоление циклического спада экономики и подразумевает рост государственных затрат, уменьшение налогов или комбинирование данных мер. В долгосрочном подходе политика уменьшения налогов может привести к увеличению бюджетного потенциала посредством расширения производства и накопления капитала.

Сдерживающая бюджетно-налоговая политика ограничивает циклический подъем экономики с помощью ограничения бюджетных затрат, роста налогов или комбинирования данных мер. В кратковременной перспективе это дает возможность уменьшить инфляцию спроса с помощью увеличения безработицы и спада производства. В долговременной перспективе, особенно при минимизации государственных инвестиций, подобная политика вместе с жесткой денежно-кредитной политикой и неэффективным управлением экономикой со стороны государства формирует предпосылки для разрушения экономического потенциала, что обычно выступает действительностью в переходной экономике, в частности и в нашей стране.

Если бюджетный дефицит образуется в результате необходимости выполнения крупных государственных вложений в развитие экономики и ее модернизанию или вследствие чрезвычайных обстоятельств, то это структурный дефицит. Он требуется для осуществления обоснованной государственной политики по стабилизации экономики и защите интересов общества, когда текущих бюджетных затрат становится недостаточно.

Возможен также циклический дефицит, который отражает конъюнктурные явления, неизбежные в капиталистической рыночной экономике. По этой причине одна из ключевых задач бюджетно-налоговой политики - формирование системы встроенных стабилизаторов экономики для ослабления эффектов колебательных явлений как в потреблении, так и в накоплении сектора домашних хозяйств, коммерческих компаний и государства.


.2 Классификация бюджетного дефицита

По формам собственности источники финансирования бюджетного дефицита можно классифицировать на собственные и заемные. К собственным относятся поступления средств от имущества, которое находится в собственности государства и местного самоуправления. Заемные источники привлекаются как временно свободные средства денежного рынка, носят возвратный характер, относятся на рост государственного долга, требуют процентных затрат по их обслуживанию.

Они классифицируются на внешние и внутренние, а по способу привлечения относятся к займам и кредитам, имея в виду, что кредиты предоставляются на основе соглашений договоров, а займы осуществляются с помощью эмиссии государственных ценных бумаг.

Финансирование дефицита бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов имеет множество особенностей. Во-первых, это ограничение их доступа к внешним источникам. Во-вторых, отсутствие у них средств от сбыта запасов валютных ценностей, так как большинство субъектов, и тем более органов местного самоуправления, не имели ни экономической, ни правовой возможности реализовать соответствующие фонды. Подобное право было временно предоставлено определенным регионам согласно с договорами о разграничении полномочий с федеральным центром.

БК Российской Федерации ограничивает возможность привлечения внешних источников для финансирования бюджетного дефицита только федеральным уровнем. Практика выхода определенных субъектов Федерации на международные рынки капиталов оказалась достаточно неэффективной из-за высоких рисков неплатежеспособности региональных заемщиков.

Финансирование дефицита обозначается специфическими денежными технологиями и инструментами, с помощью которых средства из других денежных отраслей и денежных кругооборотов попадают в бюджетную систему страны. Применяются следующие способы финансирования дефицита государственного бюджета: дополнительные налоговые поступления от принятия новых законодательных решений и улучшения налогового администрирования; займы на внешнем и внутреннем рынках; долговые обязательства; кредитно-денежная эмиссия; применение переходящих или временно свободных остатков бюджетных ресурсов на счете федерального казначейства; привлечение ресурсов из стабилизационных фондов.

ГЛАВА 3. МЕХАНИЗМ ФИНАНСИРОВАНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

3.1 Бюджетный кредит

Действительными источниками внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета в 2009-2011 годах были поступления от выпуска и размещения государственных ценных бумаг, поступления от приватизации объектов государственной собственности и сбыта драгоценных металлов и драгоценных камней из государственных резервов. Они применялись на обслуживание и погашение внутреннего государственного долга и покрытие кассовых разрывов.

Важно заметить, что государственные займы выполняются не только для финансирования и дефицита федерального бюджета, но также и для оптимизации государственной денежной отчетности под требования МВФ, что выполнялось на протяжении 5 лет с 1994-2008 годах. Начиная с 2009 года, государственные заимствования нередко применяются для стерилизации избыточной финансовой массы.

Сальдо по источникам внешнего финансирования дефицита бюджета было отрицательным: ресурсы федерального бюджета расходовались на обслуживание и погашение внешнего государственного долга, внешние заимствования в последние годы выступают незначительными и применяются на локальные цели структурных реформ.

Кредитно-финансовая эмиссия в РФ не применяется как способ финансирования бюджетного дефицита и защищена бюджетно-банковским законодательством. Дополнительные налоговые поступления учитываются при составлении проектов бюджетов и БК Российской Федерации также не рассматриваются как данный способ.

Все более активно осваивается резервирование бюджетных доходов, хотя это и не предусмотрено БК.

Ресурсы резервного фонда могут применяться лишь на замещение внешних и внутренних источников финансирования дефицита федерального бюджета и погашение государственного долга. Эти крупные денежные средства правительство может размещать на денежных рынках, в государственных ценных бумагах. Управление ими осуществляется Министерством финансов Российской Федерации в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации.

Экономические условия РФ диктовали необходимость включения в механизм финансирования дефицита государственного бюджета иного инструмента, а именно - ценных бумаг краткосрочного характера. Так на рынке ценных бумаг возникали государственные краткосрочные, бескупонные облигации Российской Федерации.

Высокая доходность краткосрочных облигаций была очень привлекательна для инвесторов, как нерезидентов, так и резидентов, по этой причине рынок ГКО - ОФЗ стал крупным сегментом денежного рынка.

Государство законодательно влияет на параметры, устанавливающие и координирующие размеры бюджетного дефицита. Один из основных принципов бюджетной системы РФ - сбалансированность бюджетов. Согласно с БК Российской Федерации он означает, что объем предусмотренных бюджетом затрат должен соответствовать суммарному объему его доходов и поступлений из источников финансирования дефицита. При составлении, утверждении и исполнении бюджета органы власти и управления должны исходить из необходимости уменьшения дефицита бюджета. При этом сбалансированность бюджета должна достигаться на основе обеспечения действенности и экономности применения бюджетных ресурсов, то есть получения заданных итогов с исключением минимального объема ресурсов или достижения положительного итога с применением ожидаемого бюджетом объема ресурсов.

Нормативное координирование размеров бюджетного дефицита, предусмотренное БК, устанавливает: размер дефицита федерального бюджета не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и затрат на обслуживание государственного долга РФ, а бюджета субъекта Федерации - 15% объема его доходов без учета денежной помощи из федерального бюджета. Данный предельный размер дефицита на региональном уровне можно повысить на величину поступлении от продажи имущества субъекта Федерации в случае утверждения данной статьи доходов бюджетным законом субъекта Федерации; размер дефицита местного бюджета, утвержденный нормативным актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на определенный год, не может превышать 10 % объема его доходов без учета денежной помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта Федерации с возможностью роста данного предела на сумму доходов от продажи имущества местного самоуправления.

Имеется проблема установления количественной величины дефицита бюджета, что связано с оценкой бюджетных потребностей и ассигнований, точностью учета фактора инфляции, размера бюджетных обязательств, переходящих с прошлых лет.

В РФ пока не внедрены нормативно-законодательные бюджетные технологии, четко координирующие исполнение обязательств государства перед секторами экономики, бюджетной сферой и населением. Правительству предоставлены чрезмерно большие полномочия вносить перемены, утвержденные законом бюджета в процессе его исполнения.

Если в ходе исполнения федерального бюджета происходит уменьшение объема поступления доходов федерального бюджета или поступлений из источников финансирования еe дефицита, что приводит к неполному финансированию затрат, то вводится режим снижения затрат федерального бюджета. Решение об этом принимает правительство, если годовые бюджетные назначения снижаются не более чем на 10процентов. В случае уменьшения ассигнований свыше 10процентов секвестр вводится ФЗ. Причем должен соблюдаться принцип пропорциональности сокращения расходов в отношении всех основных распорядителей бюджетных ресурсов и всех программ на текущий финансовый год.

Доходы, официально полученные при исполнении федерального бюджета сверх утвержденных ФЗ о федеральном бюджете, ориентируются Минфином Российской Федерации на снижение дефицита бюджет и погашение государственного долга без внесения перемен и дополнений в закон о федеральном бюджете.

БК Российской Федерации содержит статью, необоснованно ограничивающую суверенитет РФ в применении ее золотовалютных ресурсов в финансировании бюджетного дефицита.

.2 Целевой иностранный кредит

Целевой иностранный кредит (заимствование) - форма финансирования проектов, включенных в программу государственных внешних заимствований Российской Федерации, которая предусматривает предоставление средств в иностранной валюте на возвратной и возмездной основах путем оплаты товаров, работ и услуг в соответствии с целями этих проектов.

"Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ст. 6):

"Целевой иностранный кредит (заимствование) - форма финансирования проектов, включенных в программу государственных внешних заимствований Российской Федерации, которая предусматривает предоставление средств в иностранной валюте на возвратной и возмездной основах путем оплаты товаров, работ и услуг в соответствии с целями этих проектов. Целевые иностранные кредиты (заимствования) включают связанные кредиты иностранных государств, иностранных юридических лиц, а также нефинансовые кредиты международных финансовых организаций;".

Статья 93.5. Бюджетные кредиты за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований)

. Бюджетные кредиты за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований) могут предоставляться Российской Федерацией субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям и юридическим лицам.

. Предоставление бюджетных кредитов, указанных в пункте 1 настоящей статьи, осуществляется в соответствии с программой государственных внешних заимствований Российской Федерации, в которой отражаются цели предоставления бюджетного кредита, сумма предоставляемого бюджетного кредита, срок кредитования, конечный получатель бюджетного кредита.

. Основания, порядок предоставления, использования и возврата бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований) устанавливаются условиями соответствующих договоров.

Порядок предоставления бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований) регулируется статьей 93.5 БК РФ.

В условиях нехватки доходов продолжается привлечение заемных ресурсов на финансирование текущих затрат региональных бюджетов, что в мировой практике считается неприемлемым. Декларации региональных органов государственной власти о прекращении данной практики не осуществляются. Применение неденежных форм расчетов существенно снизилось за последние несколько лет, но все равно сохраняется. Как и раньше предоставляются дотации, льготы и субсидии по уплате налогов в региональные бюджеты и по арендной плате за нежилые помещения. Тарифы на энергию, воду, канализационные сточные воды, услуги ЖКХ обычно устанавливаются ниже себестоимости, что вынуждает предусматривать в бюджетах затраты на компенсацию убытков по оказанию данных услуг.

Не соблюдается зависимость между числом работников, величиной бюджетного финансирования и количеством обслуживаемого населения, да и само число работников государственного сектора превышает разумную. Сеть получателей бюджетных ресурсов не унифицирована, не оптимизированы затраты на её содержание. Исчерпывающий список получателей бюджетных ресурсов обычно не ведется и не обновляется, то есть сеть непрозрачна для денежных органов. Число бюджетных организаций, финансирующихся посредством ресурсов территориальных бюджетов, в существенной доле избыточно и не соответствует возможностям бюджетов по их финансированию и спросу потребителей общественных услуг. Избыточность проявляется в громоздкости управленческого аппарата, дублировании функций, количества штатов сверх оптимальной, предоставлении дорогостоящих услуг ограниченному кругу потребителей вместо оказания массовых услуг широкому кругу потребителей. По экспертным оценкам, лишь посредством инвентаризации, унификации и стандартизации услуг бюджетных организаций возможно уменьшение затрат региональных бюджетов до 3процентов.

При составлении региональных бюджетов часто не прогнозируется количество потребителей бюджетных услуг по сферам.

Недостаточно применяется подобный механизм роста действенности затрат бюджетных организаций, как лимитирование потребления средств в натуральных показателях. Максимально затратные из них - электрическая и тепловая энергия, вода, услуги по канализации, вывоз твердых бытовых отходов, транспортные услуги и услуги связи. Сейчас лимиты потребления ресурсов в натуральных показателях слабо зависят от объема оказываемых общественных услуг бюджетной организацией, и чаще всего определяются денежными лимитами финансовых органов и потреблением средств в прошлом финансовом году, определяемом по выставленным счетам. Из-за отсутствия приборов учета точных сведений о величинах потребления электрической и тепловой энергии, воды бюджетными организациями в натуральных показателях не имеется. Выставление счетов поставщиками осуществляется на основании их расчетных сведений или, в лучшем случае, по показаниям сведений приборов учета. Они не могут быть проверены и соответственно оспорены бюджетными организациями. По оценкам, с установкой приборов учета суммы выставляемых счетов могут быть уменьшены до 30-40 %.

Пока слабо используется практика контрактации - найма органами государственной власти и местного самоуправления частных организаций для оказания населению услуг, ранее традиционно оказываемых компаниями общественного сектора. Немногочисленные удачные примеры - коммерциализация наземного общественного транспорта маршрутными такси в ряде городов нашей страны. Имеется потенциал расширения контрактации в обслуживании жилищного фонда, лифтового хозяйства, вывозе твердых бытовых отходов и т.д. Еще один из запасов оптимизации затрат региональных бюджетов - нормализация процедур ведения бюджетными организациями предпринимательской и прочей деятельности, приносящей доход. Объём её составляет несколько процентов от затрат региональных бюджетов, а по оказанию некоторых видов услуг государственный сектор является монополистом. Соответственно возрастают штаты бюджетных организаций, применяются дополнительные по сравнению с необходимыми помещения, потребляются средства в виде электрической и тепловой энергии, вода, услуги канализации. Тарифы на данные ресурсы для ведения предпринимательской работы бюджетных компаний соответствуют тарифам их по оказанию общественных услуг. Это ведет к скрытому перекрестному субсидированию одних услуг за счет других и увеличивает затраты бюджетов на дотирование соответствующих поставщиков услуг. При отсутствии достаточного контроля за предпринимательской и другой работой, приносящей доход, возможно снижение стоимости на платные услуги бюджетных организаций до уровня ниже рыночных;

Имеющаяся форма бюджетной отчетности не дает возможности оценить степень действенности расходования бюджетных ресурсов как на федеральном, так и на местном и региональном уровнях. Повышенная доля консолидированных региональных бюджетов в расходах всей бюджетной системы государства по отношению к идентичной доле в доходах (см. таблицу 7) выступает причиной высокой значимости межбюджетного координирования в государстве и вообще большого внимания, уделяемого федеральным правительством положению с расходами местных и региональных бюджетов.

Одними из очевидных форм неэффективного расходования бюджетных ресурсов на местном и региональном уровнях выступает часто неоправданное и завышенное предоставление региональными органами государственной власти и органами местного самоуправления гарантий и поручительств коммерческим организациям, а также предоставление индивидуальных налоговых льгот, что можно рассматривать как скрытое субсидирование этих компаний за счет бюджетных ресурсов.

Анализ расходования ресурсов из консолидированных региональных бюджетов в 2010-2012 годах определил возможность уменьшения объёмов определенных статей бюджетных затрат определенных субъектов Федерации без значимого ''ущерба" для самого региона, компаний, которые расположены на его территории, и его жителей. При этом необходимо иметь в виду, что в нашей стране как в государстве с переходной экономикой не окончательно закрепился весь список полномочий, приходящийся на субнациональный уровень. В связи с этим оптимизация затрат консолидированных региональных бюджетов должна проходить в пределах общих усилий страны, ориентированных на формирование подлинной федерации и государства с рыночной экономикой.

Общей рекомендацией в связи с этим выступает, в первую очередь, осуществление положений, заложенных в одобренной федеральным правительством Программе развития бюджетного федерализма на период до 2005 года. Для содействия экономическому росту, роста качества жизни граждан требуется выполнить комплекс процедур, ориентированных на совершенствование положения местных и региональных бюджетов.

Требуется уменьшить практику необоснованного предоставления персональных налоговых льгот, упорядочить систему установления особого налогового режима отдельных регионов. При выдаче органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления гарантий и поручительств требуется учитывать соблюдение следующих условий: бюджетные ресурсы предназначены для осуществления задач и функций государства, в частности для обеспечения населения необходимыми услугами и социальными гарантиями. Бюджетными ресурсами запрещено рисковать, и по этой причине требуется тратить их лишь согласно с общественными нуждами, а не с коммерческими интересами; бюджетные ресурсы не должны препятствовать развитию конкуренции с помощью формирования предпосылок для формирования рыночных диспропорций, а потому должны выполняться лишь на конкурсной основе на условиях платности.

Осуществление предлагаемых мер даст возможность оздоровить состояние местных и региональных бюджетов, а также всей бюджетной системы государства. Переориентация нерациональных затрат местных и региональных бюджетов должна быть ориентирована, в первую очередь, на финансирование таких социально значимых сфер, как образование, наука, здравоохранение. Одной из открывающихся возможностей может стать рост оплаты труда, пенсий и прочих выплат населению.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Бюджетный дефицит - это сложная денежно-экономическая категория, в которой отражаются и проявляются пропорции бюджетной системы, взаимосвязи между потоками доходов государства и нуждами в государственном финансировании, обеспечивающем действенную реализацию всех функций государства.

Бюджетный дефицит имеет распределительную, фондообразующую, стимулирующую и контрольные функции.

В силу сложности структуры муниципальных и государственных денежных средств понятие дефицита применимо не только к бюджетной системе РФ, однако и к государственным внебюджетным фондам, денежным средствам корпораций, холдингов, банков. Многоуровневый характер бюджетного устройства государства приводит к действительной возможности возникновения дефицитов в нижестоящих звеньях. В системе муниципальных и государственных денежных средств возможны следующие виды бюджетных дефицитов: консолидированного и федерального бюджета государства; консолидированных бюджетов субъектов Федерации; республиканских, краевых, областных, окружных бюджетов; государственных внебюджетных фондов; внебюджетных фондов субъектов Федерации, органов местного самоуправления.

По этой причине, независимо от индивидуальности бюджетов, координирование бюджетных дефицитов в РФ должно формироваться на единой концептуальной основе и решаться при действенном взаимодействии бюджетов всех уровней.

Дефицит государственного бюджета не является однозначно отрицательным явлением. Его роль и характер должны оцениваться с учетом причин возникновения, направлений и целей применения мобилизуемых дополнительных денежных средств, методов и источников финансирования. Возможен также циклический дефицит, который отражает конъюнктурные явления, неизбежные в капиталистической рыночной экономике. По этой причине одна из ключевых задач бюджетно-налоговой политики - формирование системы встроенных стабилизаторов экономики для ослабления эффектов колебательных явлений, как в потреблении, так и в накоплении сектора домашних хозяйств, коммерческих компаний и государства.

Насущная задача сегодняшнего дня заключается в том, чтобы добиться оптимальных пропорций в распределении государственных доходов для обеспечения наиболее полной реализации различных интересов и активизировать воздействие государственных доходов на действенность хозяйствования.

В составе централизованных государственных доходов основное место занимают доходы бюджета, за счет которых обеспечивается решение экономических и социальных задач развития общества.

Одной из основных проблем, мешающих вести работу по повышению эффективности расходования средств региональных и местных бюджетов, является недостаточный уровень менеджмента в общественном секторе. Он должен выполнять постоянную работу, связанную с планированием бюджетных затрат в увязке с конкретными видами общественных услуг, сравнительный анализ эффективности расходования бюджетных средств на основе сопоставимых индикаторов, мониторинга деятельности бюджетной сети по оказанию общественных услуг.

Основой для управления бюджетными расходами должны являться прозрачность финансовой отчетности, наличие нормативов и правил, в соответствии с которыми планируются расходы по всем уровням бюджетной системы.

В настоящее время одним из основных способов "псевдооптимизации" затрат региональных бюджетов, применяемых на практике, является сокращение финансирования, что приводит к неконтролируемому снижению качества услуг, нарушениям сложившихся технологий производства работ и надежности инженерных систем. По экспертным оценкам, обеспечение полного финансирования текущих затрат региональных бюджетов возможно путем принятия комплексных мер, включающих сокращение издержек оказания бюджетных услуг, оптимизацию количества и изменение структуры оказываемых услуг, увеличение стоимости бюджетных услуг, оплачиваемых потребителями, ревизию и сокращение льгот, наведение порядка с их получением, сокращение несанкционированного пользования общественными услугами.

При составлении региональных бюджетов часто не прогнозируется численность потребителей бюджетных услуг по отраслям.

Недостаточно используется такой механизм повышения эффективности как лимитирование потребления ресурсов в натуральных показателях.

Пока слабо применяется практика контрактации - найма органами государственной власти и местного самоуправления частных компаний для оказания населению услуг, ранее традиционно оказываемых организациями общественного сектора.

Как показывает мировая практика, одним из наиболее эффективных способов снижения затрат бюджетов является коммерциализация отдельных услуг.

Анализ расходования ресурсов из консолидированных региональных бюджетов в 2010 - 2012 гг. выявил возможности сокращения объёмов отдельных статей бюджетных затрат конкретных субъектов Федерации без значимого ''ущерба" для самого региона, предприятий, расположенных на его территории, и его жителей.

С целью содействия экономическому росту, повышения качества жизни граждан необходимо провести комплекс мероприятий, направленных на улучшение состояния региональных и местных бюджетов.

Целесообразно сократить практику необоснованного предоставления индивидуальных налоговых льгот, упорядочить систему определения особого налогового режима отдельных регионов ("внутренних оффшоров").

Реализация предлагаемых мер позволит оздоровить состояние региональных и местных бюджетов, а также всей бюджетной системы страны. Переориентация нерациональных затрат региональных и местных бюджетов должна быть нацелена, прежде всего, на финансирование таких социально значимых отраслей, как образование, наука, здравоохранение. Одной из открывающихся возможностей может стать увеличение оплаты труда, пенсий и других выплат населению.

Однако, такие действия должны быть просчитаны с учётом анализа затрат собственно федерального бюджета, сложившейся территориальной структуры налоговой базы, а также возможности повышения эффективности бюджетных затрат в образовании, здравоохранении и других областях социальной сферы. Реализация высказанных предложений невозможна без снижения административных барьеров, ликвидации добровольно-принудительных сборов, практикуемых на региональном и местном уровнях, устранения коррупции.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Налоговый кодекс Российской Федерации. М., 2010.

Аналитические материалы Управления Федеральной налоговой службы по Российской Федерации и РД за 2008-2013 гг.

Отчетные данные Министерства экономики Республики Дагестан.

Бюджетная система Российской Федерации: Учебник / А.М. Годин, И.В. Подпорина, С.Н. Максимова. - М., Издательско-торговая корпорация «Дашков и К», 2011.

Бюджетный процесс Российской Федерации. - Учебник / Под ред. М.В.Романовского, О.В.Врублевской-2е изд., испр. и перераб.- М.:Юрайт, 2012.

Государственный бюджет. - Учебное пособие./Под ред. М. И. Ткачук - Минск, Высшая школа, 2010.

Евстигнеев В.Р. Финансовый рынок в переходной экономике: инвестиционные стратегии, структурная ориентация, перспективы международной интеграции. - М.: Эдиториал УРСС, 2012.

Региональная экономика. - Учебник / Под ред. В.Н. Видяпина, М.В. Степанова. М.: ИНФРА-М, 2013

Ряскова М.В. Бюджетная политика как инструмент государственного регулирования. - М.: ТЕИС, 2012.

Сумароков В.Н. Государственные финансы в системе макроэкономического регулирования. - М., Финансы и статистика, 2009.

Белоусов Д.Р. Новая модель государственных финансов России: перспективы и ограничения // Пробл. прогнозирования. - 2013. - N 6.

Беляев Ю.А. Финансы местного самоуправления // Финансы, 2012, № 11.

Глазьев С. «Грядут не просто три очередных потерянных года»/Российский экономический журнал, 2012 №4.

Кудрин А.Л. Федеральный бюджет - важнейший инструмент реализации государственной политики // Финансы № 1, 2012.

Лайкам К.Оптимизация распределения налогов между федеральным и региональным уровнями бюджетной системы //Вопросы экономики / Институт экономики РАН.-2013.- №10.

Лексин В., Швецов А. Бюджетный федерализм в период кризиса и реформ. // Вопросы экономики, 2013, № 3.

Максимова Н.С. О реформировании межбюджетных отношений в Российской Федерации // Финансы, 2012, № 6.

О единстве бюджетной системы. // Финансы, 2012, № 5.

Христенко В. Реформы межбюджетных отношений. - Вопросы экономики /Институт экономики РАН.-2013г.- №8.


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!