Культурная среда
1.1 Демографическая среда
Демография изучает население с точки зрения его численности, плотности размещения, возраста, соотношения полов, рас, рода занятий и т.п. Демографическая среда представляет особый интерес для маркетологов, поскольку она дает информацию о людях, из которых собственно и состоят рынки.
Численность населения и тенденции роста
Тенденции роста населения очень важны, поскольку они обеспечивают маркетологов информацией о спросе на определенные товары и услуги. Различия в тенденциях роста населения между рынками разных стран могут предоставить разнообразные международные маркетинговые возможности для фирм.
Перемены в семье
Образ идеальной семьи с мамой, папой и двумя детьми слегка потерял свой блеск. Люди вступают в брак позже и имеют меньше детей. Специфические особенности проявляются в разных странах, однако есть одна общая тенденция - уменьшение количества семейных пар с детьми. Большую часть семей составляют семейные пары без детей в возрасте до 18 лет. Кроме того, значительно увеличилось число работающих матерей. Маркетологи, занимающиеся самыми разнообразными товарами, - от автомобилей, страховых и туристических услуг до финансовых услуг - все чаще адресуют рекламу работающим женщинам. В результате смены традиционных ролей и ценностей в семьях мужья берут на себя больше домашних функций, покупок и воспитания детей. Следовательно, мужчины постепенно превращаются в целевой рынок продуктов питания и бытовых приборов. И наконец, увеличилось число семейных пар, которые не состоят в браке. Многие достигшие совершеннолетия дети покидают родительские дома и начинают жить отдельно. Многие из них предпочитают не заводить семью. Разведенные или овдовевшие также редко вступают в повторный брак. К 2000 году, одиночки, не состоящие в браке, и семьи с одним родителем (быстрорастущая категория домашних хозяйств), будут представлять значительную часть общего числа домашних хозяйств.
Рост количества образованных людей
Доля населения, получившего образование увеличится, и население, в целом будет более образованным. Растущее количество образованных людей вызовет спрос на более качественные товары, книги, журналы и путешествия.
Во многих развитых и индустриальных странах увеличивается число служащих. Наибольший рост прослеживается по таким направлениям, как компьютерные технологии, наука, социальные службы, торговля, делопроизводство, строительство, работа с холодильными установками, здравоохранение, сервис и службы охраны.
На демографическую среду влияет также: снижение рождаемости, старение населения, миграция населения.
.2 Экономическая среда
Помимо самих людей, для рынков важна еще и покупательская способность. Общий уровень покупательской способности зависит от уровня текущих доходов, цен, сбережений и доступности кредита. На покупательной способности сказываются экономические спады, высокий уровень безработица, растущая стоимость получения кредитов. Деятели рынка должны обращать внимание и на характер распределения доходов, а также учитывать и географическое различие в структуре распределения доходов.
Колебания основных экономических переменных, таких как доход, прожиточный минимум, процентные и кредитные ставки, оказывают большое влияние на рынок. Компании пытаются предугадать эти изменения с помощью методов экономического прогнозирования. Экономический спад или внезапный краткосрочный подъем не обязательно отрицательно скажутся на деятельности компании. Если компании своевременно адаптируются к изменениям экономической среды, то они не только не пострадают, но и смогут извлечь выгоду из этих изменений.
маркетинговый макросреда финансовый издержка
1.3 Природная среда
Изменения в окружающей среде сказываются и на товарах, которые фирмы производят и предлагают рынку. Серьезная проблема возникает в связи с истощением природных ресурсов. Даже при наличии исходного сырья деятельность фирм, использующих дефицитные полезные ископаемые, может осложниться и потребовать гораздо больших расходов. А переложить эти издержки на плечи потребителя будет нелегко. Фирмы, занимающиеся научно-исследовательскими и изыскательскими работами, могут частично снять остроту проблемы, открыв новые ценные источники сырья и создав новые материалы. Руководство службы маркетинга должно держать в поле зрения все эти проблемы, чтобы иметь возможность получать необходимые для деятельности фирмы природные ресурсы, не нанося при этом вреда окружающей среде. В этом смысле предпринимательская деятельность наверняка окажется под сильным контролем как со стороны государственных органов, так и со стороны влиятельных групп общественности. Вместо того, чтобы противиться всем формам регулирования, бизнес должен участвовать в поисках проблемных решений стоящих перед страной проблем снабжения материальными ресурсами и энергией.
.4 Научно-техническая среда
Наиболее драматичной силой, определяющей людские судьбы, оказалась техническая и прикладная наука. Любое научно-техническое новшество чревато крупными долговременными последствиями, которые не всегда удается предвидеть. Деятель рынка должен внимательно следить за ведущими тенденциями в рамках научно- технического комплекса. Многих из привычных сегодня товаров какие-нибудь сто лет назад не существовало вообще. В наши дни ученые разрабатывают ошеломляющее количество новых технологий, которые способны коренным образом преобразить наши товары и производственные процессы. Деятелям рынка необходимо разбираться в изменениях, происходящих в научно-исследовательской среде, и в том, как новая технология и техника могут быть поставлены на службу удовлетворения человеческих нужд. Им нужно работать в тесном контакте со специалистами сферы НИОКР и стимулировать их на проведение исследований, в большей мере нацеленных на рынок. Они должны чутко реагировать на возможные негативные аспекты любой новой идеи, которые могут обернуться ущербом для пользователей и вызвать их недоверие и противодействие.
.5 Политическая среда
На маркетинговых решениях сильно сказываются события, происходящие в политической среде. Эта среда складывается из правовых уложений, государственных учреждений и влиятельных групп общественности, которые оказывают влияние на различные организации и отдельных лиц и ограничивают их свободу действия в рамках общества. С течением времени растет число законодательных актов, регулирующих предпринимательскую деятельность. Появились они по разным причинам: во-первых, необходимость защитить фирмы друг от друга; вторая причина государственного регулирования - необходимость защиты потребителей от недобросовестной деловой практики; в третьих, необходимость защиты высших интересов общества от разнузданности предпринимателей. Руководитель маркетинга должен хорошо знать федеральные законы, охраняющие добросовестность конкуренции, интересы потребителей и высшие интересы общества.
.6 Культурная среда
Люди растут в конкретном обществе, которое формирует их основные взгляды, ценности и нормы поведения. Почти не осознавая того, они воспринимают мировоззрение, определяющее их отношение к самим к себе и взаимоотношения друг с другом. На принятии маркетинговых решений могут сказаться следующие особенности культурного уклада. Люди отличаются друг от друга степенью сосредоточенности на удовлетворении личных желаний в противовес заботам об интересах других. Маркетинговых последствий теории «общество-это я» множество. Отношение людей к своему обществу сказывается и на структуре потребления, и на объеме сбережений, и на взглядах на рынок. Люди отличаются друг от друга и своими верованиями относительно происхождения миросоздания и своего места в нем и по мере утраты религиозности они стремятся сполна насладиться своей земной жизнью. Религиозные институты обращаются к деятелям маркетинга за помощью в переработке привлекательных постулатов религии таким образом, чтобы они могли составить конкуренцию светским соблазнам современного общества.
2. Анализ влияния факторов микросреды ОАО «Уралкалий». Разработка план-программы
Стратегия снижения издержек в условиях сложившегося рынка может быть реализована лишь за счет экономии сырья и ресурсов, применяемых при производстве хлор калия флотационного. Экономии энергоресурсов можно достигнуть с помощью внедрения КТС "Энергия". Эксплуатация КТС "Энергия" позволит значительно уменьшить удельные нормы расхода энергоносителей и себестоимость кв/ч электроэнергии.
Удельный вес энергетических затрат в себестоимости продукции составляет 8,6%, причем основную долю занимают расходы по электроэнергии (78%). В настоящее время для всех производителей в России характерен рост энергозатрат. Это связано, прежде всего, с увеличением тарифов на электроэнергию. Предлагаемая стратегия позволит снизить энергозатраты при производстве хлор калия флотационного и тем самым предупредить рост их удельного веса в себестоимости продукции.
Для проведения исследований используется методика, включающая в себя:
- анализ внутренней и внешней среды предприятия для выявления слабых и сильных сторон;
- анализ финансового состояния предприятия;
- анализ фазы жизненного цикла исследуемого продукта;
- анализ структуры и динамики изменения издержек производства;
- анализ эффективности мероприятий по снижению издержек.
В результате предлагаемых мероприятий может быть достигнуто снижение себестоимости хлор-калия флотационного.
Список литературы
1.Метод. указания по выполнению курсовой работы для студентов спец. 06.08.00 - «Экономика и управление на предприятиях (по отраслям)» / Сост. Л.И. Шабаева; Перм. гос. техн. ун-т (Березниковский филиал). Березники, 2002.15 с.
2.Годовой отчет ОАО «Уралкалий» за 2001 г.
.Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. - М.: «Бизнес-книга», «ИМА - Кросс. Плюс», ноябрь 1995. - 702 с.
.Маркетинг: Учебник/ А.Н. Романов, Ю.Ю. Корлюгов, С.А Красильников и др.; Под ред. А.Н. Романова. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1996. - 560 с.