Анализ маркетинговой деятельности предприятия ОАО 'Хакасский рыбокомбинат'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    39,41 Кб
  • Опубликовано:
    2015-01-03
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ маркетинговой деятельности предприятия ОАО 'Хакасский рыбокомбинат'

Введение

Маркетинговая деятельность на предприятии актуальная тема на сегодняшний день. Процесс маркетинговой деятельностью подразумевает систему различных мероприятий, которые, необходимо проанализировать и выбрать оптимальный вариант.

В курсовой работе использован ряд схем организованных структур применяемых в маркетинговой деятельности проанализировав которые можно выбрать оптимальный вариант.

Как показывает практика, в условиях трансформации отечественной экономики в рыночную маркетинг нередко является наиболее «узким местом». При неэффективной маркетинговой системе невостребованными остаются гибкость и ресурсные возможности производственной, финансовой и других подсистем фирм.

На многих предприятиях в настоящее время медленно реализуются настоящие маркетинговые мероприятия и исследования. Однако, на ряду с этим отсутствует нередко отсутствует правильно понимание самого понятия «маркетинговая деятельность», «маркетинговая система», «управление маркетингом», «маркетинговой управление», как о целостной подсистеме управления фирмой. Объективные причины этого связаны с тем, что маркетинг соприкасается и пересекается с самыми различными сторонами деятельности предприятия, но в тоже время не дублирует их. Маркетинг , в широком смысле этого понятия, понимается как система реализации следующих принципов: ориентация на потребителя, экономическая эффективность как основа деятельности фирмы; координация усилий всех служб и подразделений для достижения поставленных целей. Здесь маркетинг берет на себя некоторые функции менеджмента.

Проблемы маркетинговой деятельностью являются весьма актуальными, так как большинство государственных предприятий не имеют оптимальной системы организации маркетинга или вообще не имеют ее.

Поэтому я выбрал тему курсовой работы "Анализ маркетинговой деятельности предприятия".

Целью работы является изучение и освоение методических основ управления маркетинговой деятельности, выявление слабых сторон, их анализ и разработка, а также анализ финансового состояния предприятия.

Объектом исследованием является ОАО "Хакасский рыбокомбинат» - предприятие, которое занимается воспроизводством рыбы.

Работа состоит из двух частей. В первой части раскрыты теоретические основы анализа маркетинговой деятельности. Здесь приведена сущность и значение анализа маркетинговой деятельности, изучена методика анализа.

Во второй части проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности объекта исследования на основании абсолютных и относительных показателей.

Теоретической основной исследования послужили научные труды отечественных экономистов и статьи периодической печати.

.       
Анализ маркетинговой деятельности

1.1    Организация маркетинга на предприятии

Термин «маркетинг» - в буквальном смысле процесс продвижения на рынок - не отражает в полной мере внутренней двойственности процесса и акцентирует более «активную» строну маркетинга в сравнении с «аналитической». Чтобы охарактеризовать эту двойственность, применяют термины «стратегический» и «операционный» маркетинг. Стратегический маркетинг представляет собой процесс анализа, который включает в себя анализ потребностей, сегментацию рынка, анализ конкурентоспособности, и в заключении, выбор стратегии развития предприятия. Операционный маркетинг представляет собой процесс выбора целевого сегмента с последующим составлением плана маркетинга и применением комплекса маркетинговых коммуникаций на выбранных сегментах рынка, исходя их бюджета маркетинга.

Маркетинг - это система организации и управления производственной и сбытовой деятельностью предприятий, изучение рынка с целью формирования и удовлетворения спроса на продукцию и услуги и получение прибыли.

В качестве функции управления маркетинг имеет не меньшее значение, чем любая деятельность, связанная с финансами, производством, научными исследованиями, материально-техническим снабжением и т.д.

В качестве концепции управления (философии бизнеса) маркетинг требует, чтобы компания рассматривала потребление как «демократический» процесс, при котором потребители имеют право «голосовать» за нужный им продукт своими деньгами. Это определяет успех компании и позволяет оптимально удовлетворить потребности потребителя.

Поскольку маркетинг - это способ убедить массы сделать покупку, большинство ошибочно отожествляют данное понятие со сбытом и стимулированием. Разница заключается в следующем: сбыт, главным образом, предполагает контакт лицом к лицу - продавец имеет дело с потенциальными покупателями. Маркетинг использует средства массовой информации и другие способы, чтобы завладеть вниманием и убедить многих людей - людей, которые могут вообще не иметь никакого прямого контакта ни с кем из компании данного сбытовика. Один из ведущих теоретиков по проблемам управления, Петер Друккер, говорит об этом так: Цель маркетинга - сделать усилия по сбыту ненужными. Его цель - так хорошо познать и понять клиента, что товар или услуга будут точно подходить последнему и продавать себя сами.

Маркетинг - явление сложное, многоплановое и динамичное. Этим объясняется невозможность в одном универсальном определении дать полную, адекватную его сущности, принципам и функциям характеристику маркетинга.

Из сущности маркетинга вытекают основные принципы. Однако в отечественной и зарубежной литературе под «принципами маркетинга» понимаются достаточно различные вещи. Рассмотрев позиции различных авторов, сравнив их, выделим следующие основополагающие принципы:

. Тщательный учет потребностей, состояния и динамики спроса и рыночной конъюнктуры при принятии экономических решений;

. Создание условий для максимального приспособления производства к требованиям рынка, к структуре спроса (причем исходя не из сиюминутной выгоды, а из долгосрочной перспективы);

. Воздействие на рынок, на покупателя с помощью всех доступных средств, прежде всего рекламы;

Основные задачи отдела маркетинговой информации в соответствии с основными стратегическими целями фирмы и ее текущими задачами, отраженными в бизнес планах и документах об учреждении данного предприятия отдел маркетинговой информации в своей повседневной деятельности обязан реализовывать следующие основные задачи:

Обеспечение руководства фирмы необходимой маркетинговой информацией в интересах разработки стратегии и тактики развития и рыночного поведения фирмы. Отдел обязан при необходимости уточнять и дополнять указанную информацию, а также выполнять все необходимые работы по анализу и оценке различного рода текущих и перспективных рыночных ситуаций.

Проведение всего комплекса рыночных исследований, связанных с рынком, товаром и потребителями как по утвержденному плану исследований маркетинга, так и по специальным указаниям руководства и по заданиям других подразделений фирмы.

Для определения целей и функций отдела маркетинга необходимо провести полный анализ деятельности фирмы и выявить узкие места и диспропорции в ее функционировании. На основании полученных данных построить гипотезу разрешения данных проблем силами создаваемого отдела маркетинга, т.е. разработать план маркетинга. Исходя, из стратегии маркетингового развития и из целей отдела маркетинга мы можем построить гипотезу о рациональной структуре отдела маркетинга. В данном случае она будет выглядеть так: директор отдела маркетинга подчиняется непосредственно генеральному директору и/или Совету Директоров. Он координирует и несет ответственность за работу отдела в целом. Оптимальный размер отдела - 7 сотрудников.

Постоянное участие в разработке стратегии и тактики рыночного поведения фирмы посредством: формирования товарной, ценовой, сбытовой, рекламной и сервисной стратегии маркетинга; консультационной помощи руководству фирмы и другим подразделениям, участвующими в разработке стратегии и тактики рыночного поведения фирмы. Организация рекламной деятельности, а также разработка комплекса мероприятий по формированию и поддержанию связей с общественностью, обеспечивающих как необходимую доходность и прибыльность деятельности фирмы, так и поддержание ее доброго имени в глазах общественности. Постоянный анализ и оценка эффективности маркетинга в фирме и соответственное развитие службы. Оказание помощи и обеспечение консультаций по маркетингу всем подразделениям фирмы. Методическое руководство (и частичное осуществление собственными силами) и обучение всего персонала фирмы основам маркетинга. Оценка психологического соответствия, принимаемых на работу в фирму сотрудников претендуемой должности. Анализ общего

психологического состояния групп, коллективов и отдельных работников фирмы.

.2 Методика планирования маркетинговой деятельности на предприятии

Планирование целей предприятия:

Цель - это ориентир, к которому должно стремится предприятие в своей деятельности. Планирование целей предприятия состоит из нескольких этапов.

Чтобы правильно выбрать путь, необходимо знать исходное положение

предприятия. Для этого на первом этапе планирования проводится всесторонний анализ его текущей деятельности (ситуационный анализ). Такой анализ дает возможность оценить внутренние возможности и ресурсы предприятия, его сильные и слабые стороны, определить тенденции изменения внешней среды и степень адаптации предприятия к этим изменениям. Проведя все исследования и ответив на интересующие вопросы, можно переходить ко второму этапу - выработке целей предприятия. Цели должны характеризоваться:

. Конкретностью и измеримостью,

. Достижимостью,

. Ориентацией во времени,

. Избирательностью,

. Участием сотрудников в их постановке.

Конкретность и измеримость целей предполагает установление точных заданий в различных аспектах деятельности. Цели должны быть количественно выражены, что необходимо для проверки их исполнения.

Достижимость целей - принципиальное требование при планировании. Цели должны быть выполнимыми и подсказывать направление действий. Они должны допускать расчленение на частные задачи, выполнение которых можно поручить конкретным подразделениям или сотрудникам.

Ориентация во времени определяет соотношение целей разного временного горизонта (долгосрочные, среднесрочные, краткосрочные). Это позволяет знать не только результат, но и сроки его достижения.

К выбору целей необходимо подходить избирательно. Из множества задач, стоящих перед предприятием, в качестве целей необходимо выделить самые существенные, чтобы на них можно было сосредоточить ресурсы предприятия. Должны быть определены приоритеты целей. Для этого рекомендуется использовать метод построения дерева целей, который заключается в следующем: исходя из главной цели и для ее достижения формируются более низкие по уровню основные цели, затем промежуточные и т.д. При определении целей предприятия, фирмы особое внимание следует уделить тому, чтобы они отражали цели его сотрудников, усиливали их заинтересованность в успехе общего дела. Основными базовыми целями, исходя их опыта зарубежных фирм, являются: объем продаж, тепы роста (объем продаж или прибыли), доля на рынке, структура капитала, конкурентоспособность, использование ресурсов (прибыль на вложенный капитал, прибыль на суммарные затраты).

Выбор стратегии маркетинга:

Для реализации целей маркетинга формируется маркетинговая стратегия, которая самым тесным образом связана с общей стратегией. Стратегия маркетинга - принципиальные, средние или долгосрочные решения, дающие ориентиры и направляющие отдельные мероприятия маркетинга на достижения поставленных целей. Стратегия разрабатывается на основе поставленных целей, прогноза долгосрочных перспектив развития рынка (рынков), анализ потребностей покупателей, оценки ресурсов и возможностей предприятия. [1] Разработка стратегии маркетинга - программно-целевой подход к деятельности предприятия. Глобальными базовыми направлениями маркетинговой стратегии являются:

Стратегия сегментации - углубление степени насыщения предлагаемыми товарами и услугами всех групп потребителей, выбор максимальной глубины рыночного спроса;

Стратегия диверсификации - освоение производства новых товаров, новых рынков, включая не просто диверсификацию товаров, но и распространение предпринимательской деятельности на совершенно новые и не связанные с основными видами деятельности фирмы области;

Стратегия интернационализации - освоение новых, зарубежных рынков. В рамках общей стратегии разрабатываются более конкретные частные стратегии, которые могут быть различными. Для их описания используются следующие стратегические определяющие:

· Пространственное выделение рынка (локальный, региональный, национальный),

· Знакомство с рынком (старый рынок, родственный рынок, новый рынок),

·  Степень обработки рынка (дифференцированный, недифференцированный),

· Отношение к конкурентам (пассивное, нейтральное, агрессивное),

· Отношение к темпам роста (быстрый рост, умеренные темпы, сокращение производства).

Планирование программы маркетинга:

На этапе планирования идет выбор элементов маркетинга, которые объединяются в наиболее оптимальный, с точки зрения поставленных целей, комплекс («4 Р»), а также распределение финансовых средств в рамках бюджета маркетинга.

В зависимости от адресата программа маркетинга может быть для высшего руководства или низовых звеньев. Для высшего руководства программы коротки и сжаты, выделяют только наиболее важные направления последующей работы. Для низовых звеньев они детализированы, подробны и включают конкретные системы маркетинговых мероприятий.

По срокам маркетинговые программы могут быть краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные.

В зависимости от круга охватываемых задач программы делятся на обычные и целевые. Обычные предусматривают решение вопросов по всем направлениям маркетинговой деятельности фирмы. Целевые программы направлены на реализацию отдельно выделенной, особой задачи (например, разработку нового товара или освоения нового сегмента рынка). Маркетинговая программа составляется после завершения серьезного научно-практического исследования: анализ маркетинговой среды, комплексного изучения рынка, требований потребителей к товару, конъюнктуры рынка, его емкости и рыночного спроса, системы ценообразования, уровня и динамики цен, фирм-конкурентов, контрагентов и нейтралов, форм и методов сбыта, особенностей поведения покупателей и мотивов принятия решения при покупке, оценки производственных ресурсов и сбытовых возможностей предприятия.

Структура маркетинговых программ может быть различной, однако, суть ее, как правило, типичная.

Бюджет маркетинга:

Программа маркетинга не может быть реализована без соответствующего бюджета.

В практике маркетинга используются различные методы определения бюджета маркетинга.

Финансирование от возможностей осуществляется по принципу «сколько вы можете выделить». Такой метод применяется фирмами, ориентированными на производство, а не на маркетинг. Абсолютная произвольность выделений конкретных сумм, их непредсказуемость из года в год и как следствие - невозможность разработки долгосрочных маркетинговых программ, планирования комплекса маркетинга и всей деятельности фирмы. [11]

Метод фиксированного процента. Определение бюджета путем соответствия с прошлогодним процентом продаж, с уровнем предполагаемых продаж на следующий год. Это процент в основном основан на уровне продаж в целом по отрасли, на опыте компании или устанавливается произвольно. Процент прибыли. Используется подобно методу «процента от продаж», за исключением того, что процентное выражение приобретает прибыль - за минувший год или предполагаемая на следующий год.

Метод соответствия конкуренту. Деньги распределяются в количестве, соответствующем затратам главных конкурентов. Иначе этот метод называется методом самообороны.

Метод максимальных расходов предполагает, что на маркетинг необходимо расходовать как можно больше средств.

Метод на основе целей и задач требует четкой системы точно сформулированных целей и задач. Суть метода сводится к подсчету затрат, которые предстоит произвести в рамках отдельных мероприятий, обеспечивающих достижение соответствующих целей.

Метод учета программы маркетинга предполагает тщательный учет издержек на достижение конкретных целей, но не самих по себе, а в сравнении с затратами при других возможных комбинациях средств маркетинга, т.е. при реализации других «цепочек» альтернатив» маркетинговой стратегии. Рассмотрим причины неудач в маркетинговом планировании.

.3 Система маркетингового контроля

Деятельность любого предприятия направлена на достижение стоящих перед ним целей. Эти цели являются исходным моментом при разработке планов и программ маркетинга, процесс выполнения которых должен обеспечить точное продвижение к намеченным рубежам. Оценка же степени выполнения намеченных целей и программ обеспечивается при помощи системы маркетингового контроля.

Контроль маркетинга - постоянная, систематическая и непредвзятая проверка и оценка положения и процессов в области маркетинга. Процесс контроля обычно протекает в 4 стадии:

установление плановых величин и стандартов - цели и нормы;

выяснение реальных значений показателей;

сравнение;

анализ результатов сравнения.

Этапы процесса маркетингового контроля направлены на своевременное выявление всех проблем и отклонений от нормального продвижения к поставленным целям, а также на соответствующую корректировку деятельности предприятий, чтобы имеющиеся проблемы не переросли в кризис. Конкретными же его задачами и целями могут быть: установление степени достижения цели, выяснение возможностей улучшения, проверка того, насколько приспособляемость предприятия к изменениям условий окружающие среды соответствует требуемой.

Система маркетингового контроля предполагает осуществление отдельных видов контроля, предназначенных для наблюдения и оценки эффективности деятельности фирмы, выявление всех недостатков и принятия соответствующих мер.

Контроль результатов направлен на установление совпадения или несовпадения основных запланированных показателей реально достигнутым результатам по экономическим (сбыт, доля рынка) и неэкономическим (отношение потребителей) критериям. Контроль может быть направлен как на комплекс маркетинга в целом, так и на отдельные составляющие его элементы.

Динамичность рынка, структурные изменения в экономике, новые общественные ориентиры, например, на повышение качества жизни, социально - этические нормы производства и потребления товаров, экологические аспекты - все эти и многие другие важные для предприятия факторы могут привести к отказу от ранее намеченных целей, смене моделей развития, к существенной корректировке ранее намеченных планов. Каждое предприятие должно периодически проводить оценку своего подхода к маркетинговой деятельности и его соответствия меняющимся условиям внешней среды. Этот вид контроля называется ревизией маркетинга. Это комплексное, системное, беспристрастное и регулярное исследование маркетинговой среды фирмы, ее задач, стратегии и оперативно - коммерческой деятельности. Цель этого контроля - выявление возникающих проблем и открывающихся возможностей для выработки рекомендаций по усовершенствованию маркетинговой деятельности фирмы.

В рамках ревизии маркетинга проводится детальный анализ информационной базы планирования, контроль цели и стратегии, мероприятий маркетинга, организационных процессов и структур.

Аудит текущих конкурентов - одна из форм маркетингового контроля. Большинство компаний не в состоянии предпринять всесторонний анализ своих конкурентов, их преимуществ и недостатков. Но отдельные конкуренты заслуживают пристального внимания, поскольку становится очевидным, что именно они претендуют на захват существующей рыночной доли компании. Выявление наиболее активных конкурентов требует предварительного определения тех соперников, за счет кого вы выигрываете, или тех конкурентов, за счет кого проигрываете. Этот анализ покажет вам тех непосредственных конкурентов, которые, возможно, используют аналогичную вашей технологию. [9]

Создавая новое предприятие, полезно изучить опыт типичной преуспевающей крупной компании, а также опыт небольшой, но быстро растущей компании. Время, усилия и средства, вложенные в аудит конкурента, могут дорого обойтись компании, но все это должно рассматриваться как капиталовложение. В результате на исследуемого конкурента будет заведено досье и создаваемые на его основе письменные отчеты будут из года в год пополняться новыми подробностями.

Анализ конкурента следует начать с общей оценки позиционирования выпускаемого конкурентом товара, его текущих задач, стратегий, главных достоинств и недостатков и предположительных последующих шагов. Наиболее уязвимые места конкурентов, проявляющиеся в период планирования стратегии, а также возможные причины, препятствующие росту конкурента и снижающие его способности реагировать на изменения, также должны быть приняты во внимание. Собранная информация даст возможность предсказать поведение будущего конкурента и его реакцию.

В сферу контроля включаются действия фирмы по оценке ее собственной деятельности и при необходимости изменения стратегического курса фирмы. Помимо указанных выше видов контроля предприятие должно осуществлять контроль экономического стимулирования, контроль за производственной деятельностью и входной контроль.

Рассмотрим ситуационный анализ как инструмент самоконтроля и самоанализа. Объектами ситуационного анализа являются рынок, предприятие, покупатели (физические и юридические лица), конкуренты. Теперь рассмотрим другие составляющие ситуационного анализа. Покупатели различаются большим количеством признаков, поэтому очень сложно удовлетворить запросы всех без исключения потребителей.

Но с помощью сегментирования рынка можно получить группы потребителей, более или менее однородные по интересующим предприятие характеристикам. В качестве критериев сегментирования обычно принимаются пол, возраст, семейное положение, профессия, доход (годовой, ежемесячный на члена семьи и т.д.), психологические особенности (мнения, впечатления), место проживания. Также необходимо знать: где покупается товар, в каких магазинах, когда (день, месяц, сезон, погодные условия и т.д.); имеются ли какие-то определенные поводы для покупки товара, в каких количествах, периодичность покупок, в какой упаковке и т.д.

Анализ конкурентов и выработка конкретных действий в отношении главных соперников помогают предприятию занять более прочную позицию на рынке.

Проведение анализа деятельности конкурентов связано с систематическим накоплением информации. Прежде всего, необходимо выявить конкурентов, которые оказывают или вероятно окажут значительное влияние на осуществление деятельности данного предприятия. «Для определения конкурентов могут применяться следующие критерии:

· Существующие прямые конкуренты - фирмы, производящие изделия, которые удовлетворяют одну и ту же потребность, а также товары-заменители».

·        Потенциальные конкуренты - это 1). Существующие предприятия,

которые расширяют ассортимент или применяют новую технологию, совершенствуют продукцию, чтобы лучше удовлетворять потребности покупателя и в результате стать прямыми конкурентами; 2). Новые фирмы, вступающие в конкурентную борьбу.

. Анализ финансового состояния ОАО «Хакасский рыбокомбинат»

.1 Характеристика предприятия

Объектом исследования для анализа финансово-хозяйственной деятельности выступило Открытое Акционерное Общество «Хакасский рыбокомбинат».

Юридический адрес: 655018, Республика Хакасия, г. Абакан, ул. Маяковского, 2.

Основной вид деятельности - воспроизводство рыбы сельскохозяйственными товаропроизводителями.

Анализ финансового состояния предприятия является важнейшим условием успешного управления его финансами. Финансовое состояние предприятия характеризуется совокупностью показателей, отражающих процесс формирования и использования его финансовых средств.

Приступим к финансовому анализу предприятия, используя расчетные таблицы.

Таблица 2.1

Агрегированный аналитический баланс на конец отчетного периода

Актив

Сумма тыс.руб.

%

Пассив

Сумма тыс.руб.

%

Внеоборотные активы (190)

37486

58,5

Собственный капитал (490+640+650)

45174

70,5

Оборотные активы (290)

26568

41,5

Заемный капитал (590+690-640-650)

18880

29,5

Баланс (300)

64054

100

Баланс (699)

64054

100


На предприятии ОАО «Хакасский рыбокомбинат» валюта баланса на конец отчетного периода составила 64054 тыс. руб. Это говорит о том, что финансовый масштаб предприятия малый. Следует отметить, что чем больше масштаб предприятия, тем выше его способность маневрировать финансовыми ресурсами, тем ощутимее для окружающей экономической среды влиятельные последствия его партнерских инициатив, что пока не наблюдается на данном предприятии.

Сопоставление валюты баланса (Б) и выручки от продаж отчетного года (Впр) характеризует представление об отдаче на вложенный капитал в виде вырученных средств. Оно отражает интенсивность, или деловую активность совокупного капитала предприятия. Данное предприятие имеет пониженную активность капитала (Впр<0,5Б).

Для того, чтобы составить полное представление о мере эффективности предприятия, необходимо определить рентабельность фирмы, которая определяется как отношение прибыли к затратам. Оценив прибыль предприятия «Хакасский рыбокомбинат» и себестоимость проданной продукции, можно сделать вывод, что фирма имеет малорентабельное хозяйство.

Проанализировав объем собственного капитала, наличие денежных средств и состояние ДЗ и КЗ, можно сделать вывод, что предприятие ОАО «Хакасский рыбокомбинат» имеет минимальную финансовую устойчивость и платежеспособность. Это объясняется следующими условиями:

·   собственный капитал (Пск) занимает не менее половины валюты баланса, то есть больше заемного: Пск > 0,5;

·        собственный капитал (Пск) полностью обеспечивает финансирование внеоборотных активов (Авн): Пск > Авн;

·        активы повышенной ликвидности (ДЗ покупателей (Адз) в совокупности с ДС (Адс) и краткосрочными финансовыми вложениями (Акфв), должны «покрывать» КЗ (Пкз): Адз+Адс+Акфв Пкз. Но это условие устойчивости на предприятии не соблюдается. Значит фирма осуществляет свою деятельность в зоне повышенного финансового риска. Не выполнение данного условия указывает на то, что финансовый риск уже отчасти реализовался в нарушение платежных обязательств.

Для того, чтобы риски платежного кризиса не реализовались, предприятию необходимо соблюдать финансовую дисциплину, когда отсутствуют просроченные кредиты и кредиторская задолженность.

.2 Анализ капитала

Капитал - это средства, которыми располагает субъект хозяйствования для осуществления своей деятельности с целью получения прибыли. От того, как размещен капитал, в каких сферах и видах деятельности он используется, во многом зависит эффективность работы предприятия и его финансовое положение. Поэтому анализ источников формирования и размещения капитала имеет очень большое значение при изучении исходных условий функционирования предприятия и оценке его финансовой устойчивости. Строение баланса раскрывает высокую степень аналитичности. Это позволяет установить взаимосвязь между отдельными его статьями по активу и пассиву, а следовательно, и источники покрытия отдельных видов имущества.

Источниками покрытия долгосрочных и краткосрочных финансовых вложений являются средства различных фондов специального назначения и оценочных резервов.

Активный капитал:

Активный капитал - (хозяйственные средства, имущество) есть капитал вовлеченный предприятием в хозяйственно - финансовую деятельность, и рассматриваемый с позиции его состава и размещения (во что вложен?).

В данном разделе выявляются особенности структуры активного капитала, отслеживаются динамика изменения отдельных групп активов и капитала в целом.

Источниками информации для анализа послужили форма № 1 «Бухгалтерский баланс», раздел 1 и 2, форма № 5 «Приложение к бухгалтерскому балансу».

Таблица 2.2

Показатели структуры и динамики активов

№ п.п.

Показатели

2004 год

2005 год

Отклонения



Сумма тыс.руб.

%

Сумма тыс.руб.

%

Сумма тыс.руб.

%

1

Всего активов: (300)

79385

100

64054

100

-15331

19,3


в том числе:







1.1

внеоборотные (190)

50064

63,1

37486

58,5

-12578

25,1


из них:







1.1.1

материальные (120+130)

37861

47,7

25283

39,5

-12578

33,2

1.1.2

финансовые (140)

12203

15,4

12203

19,1

0

0

1.2

оборотные (290)

29321

36,9

26568

41,5

-2753

9,4


из них:







1.2.1

материальные (210+220)

24311

30,6

19836

31

-4475

18,4

1.2.2

финансовые (240+260)

5010

6,3

6732

10,5

1722

4,4


Анализируя данную таблицу, следует отметить, что величина активов предприятия «Хакасский рыбокомбинат» на конец отчетного периода составила 64054 тыс. руб. Это на 19,3% меньше суммы на начало отчетного периода. Уменьшение валюты означает ущемление ведущих интересов предприятия. Факт уменьшения валюты может быть вызван:

·        отказом от части имущества по причине уменьшения источников его финансирования;

·        переоценкой имущества в сторону уменьшения его стоимости;

·        разделением балансов при реорганизации;

·        инфляцией.

Органическое строение капитала (ОСК) определяет соотношение внеоборотных и оборотных активов: ОСК= Авн / Аоб. ОСК характеризует степень подвижности активного капитала. Органическое строение капитала предприятия «Хакасский рыбокомбинат» составляет 1,4 тыс. руб. Отсюда следует, что на предприятии существует пониженная мобильность капитала. Внеоборотные активы в наибольшей степени обусловили динамику имущества.

Структурными особенностями активов в разрезе материальной и финансовой составляющих являются:

. Внеоборотные и оборотные активы;

. Рабочие и отвлеченные активы;

. Производственные и непроизводственные активы.

Долю производственных активов в общей величине капитала характеризует коэффициент реальной стоимости имущества: К р.с.и. = Ареал. / Б > 0,5. На предприятии ОАО «Хакасский рыбокомбинат» К р.с.и. составляет 0,3, что не соответствует нормативному ограничению, но это не является поводом для пересмотра хозяйственной политики по отношению к производственным активам: структурная динамика не иллюстрирует значительных перекосов в этом аспекте.

Основные средства:

Основные средства - это часть имущества, используемая в качестве труда при производстве продукции, это те средства, которые служат многократно и не изменяют свой вид.

Различают первоначальную, остаточную и восстановительную стоимость основных средств.

К основным средствам относятся средства труда сроком службы не менее 12 месяцев и стоимостью более 20 тысяч рублей.

Источником информации для анализа основных средств предприятия является форма № 5, раздел 3 «Амортизированное имущество». Показатели структуры и динамики основных средств отражены в таблице 2.3.

Таблица 2.3

Показатели структуры и динамики основных средств

Показатели

Код стр.

2012 год

2013 год

Отклонения



Сумма тыс.руб.

%

Сумма тыс.руб.

%

Сумма тыс.руб.

%

Основные средства всего:

130

31533

100

31799

100

266

0,8

в том числе:








земельные участки

120

708

2,2

708

2,2

0

0

здания и сооружения

(070+080)

20186

64,0

20183

63,5

-3

0,01

машины и оборудование

085

2610

8,3

3290

10,3

680

6,1

транспорт

090

7382

23,4

6967

22

-415

5,6

инвентарь

095

277

0,9

281

0,9

4

1,4

прочие

115

370

1,2

370

1,2

0

0

Справочно:








активная часть

(085+090)

9992

31,7

10257

32,3

265

2,7


На данном предприятии основной капитал в активах составляет 31799 тыс. руб. по первоначальной стоимости. По остаточной стоимости основные средства составляют 15086 тыс. руб. Это 1/4 часть валюты баланса. Основной капитал характеризуется следующими особенностями:

· многократно участвует в производственном процессе;

·        не изменяет при этом своей натуральной формы;

·        частями переносит свою стоимость на себестоимость изготавливаемой продукции.

При традиционной структуре капитала основные средства на предприятии «Хакасский рыбокомбинат» занимают наибольший удельный вес во внеоборотных активах. Рассмотрев структурные особенности ОС по группам, следует отметить, что удельный вес группы «Машины и оборудование» на предприятии весьма высокий. Также положительно можно оценить наличие в структуре ОС группы «Земельные участки», так как владение землей повышает общую экономическую устойчивость данного предприятия.

Активная часть ОС значительно преобладает и составляет 9992 тыс. руб. Именно «Машины и оборудование» + «Транспорт» определяют производственную мощность предприятия и непосредственно участвуют в создании продукции. Пассивная часть является вспомогательной и обеспечивает процесс работы активных элементов.

Основные производственные фонды, напрямую принимающие участие в производственном процессе, занимают весомую долю в основном капитале в размере 20186 тыс. руб. Однако отсутствие непроизводственных фондов - свидетельство неразвитости социальной сферы, которое характерно для малого бизнеса.

Расчет показателей износа и движения основных средств представлены в таблице 2.4.

Таблица 2.4

Расчет показателей износа и движения основных средств

№№ пп.п.

Показатели

Ед. изм.

2012 год

2013 год

Отклонения




Всего

В т.ч. активная часть

Всего

В т.ч. активная часть

Всего

В т.ч. активная часть

1 1

Основные средства всего:

тыс.руб.

31533

9992

31799

10257

266

265

22

Начисленный износ всего:

тыс.руб.

21336

6742

21431

6639

95

0,4

33

Коэффициент износа (Кизн)

%

0,68

0,67

0,67

-0,01

-1,5

4

Коэффициент годности (Кг)

%

0,68

0,52

0,32

0,24

-0,36

-52,9

44

Коэффициент обновления (Кобн)

%

X

X

0,04

0,03

X

X

55

Коэффициент выбытия (Квыб)

%

X

X

-0,03

-0,02

X

X

66

Фондоотдача (Фо)

%

X

X

0,55

X

X

X

77

Фондорентаб-ть (Фр)

%

X

X

0,02

X

X

X


Финансовый износ ОС выражает долю самортизированного имущества в его первоначальной стоимости. Следует отметить, что реальное состояние ОС зависит от условий их эксплуатации и факторов морального старения.

Рассчитаем коэффициент финансового износа по следующей формуле:

 (2.1)

На предприятии «Хакасский рыбокомбинат» Кизн.= 0,67 (0,4< Кизн. <1,0), что говорит о том, что источник возмещения стоимости ОС в значительной мере сформирован, но процессы обновления ОС ослаблены.

Оценим коэффициент годности, используя формулу:

 (2.2)

Рассчитав коэффициент годности, равный 0,32, (Кг<0,5), можно сделать вывод, что в целом состояние ОС отрицательно.

Коэффициенты обновления и выбытия отражают конструктивную сторону движения капитала в объектах ОС и рассчитывается по формулам:

 (2.3)

 (2.4)

Найдем данные коэффициенты:

Кобн. = 1268 / 31799 = 0,04

Квыб. = - 1002 / 31533 = - 0,03

Рассчитав данные коэффициенты, видно, что Кобн.<0,05, это означает, что на предприятии несущественное движение ОС, преобладание пассивной инвестиционной политики. Также из расчетов видно, что Кобн. >Квыб. Это говорит о том, что на предприятии «Хакасский рыбокомбинат» существует расширенное воспроизводство ОС. Чем активнее обновляются фонды, тем лучше их физическое состояние и меньше суммы накопленной амортизации.

Найдем и проанализируем показатели эффективности использования средств, которые отражают результативность функционирования ОС, используя формулы:

Фо = Вр. от прод./ ОС перв. (2.5)

Фр = Пр. от прод./ОС перв., (2.6)

где Фо - фондоотдача основных средств;

Фр - фондорентабельность основных средств;

Вр. от прод. - выручка от продаж;

ОС - первоначальная стоимость основных средств.

Рассчитаем данные показатели:

Фо= 17593 / 31799 = 0,6

Фр= 531 / 31799 = 0,02

Анализируя данные показатели, видно, что Фо<1,0 , следовательно, на предприятии существует пониженная деловая активность ОС. Показатель фондорентабельности ожидаем, по крайней мере, положительный.

Оборотный капитал:

Оборотный капитал - это средства, обслуживающие процесс деятельности, участвующие одновременно и в процессе производства, и в процессе реализации продукции.

В качестве источника информации была использована форма №1.

Показатели структуры и динамики текущих активов представлены в таблице 2.5.

Таблица 2.5

Показатели структуры и динамики текущих активов

№№ п.п.

Показатели

Код стр.

2012 год

2013 год

Отклонения




Сумма тыс.руб.

%

Сумма тыс.руб.

%

Сумма тыс.руб.

%

1

Оборотные активы- всего:

290

29321

100

26568

100

-2753

-9,4


в том числе:








11

производственные запасы

210

19017

64,9

9915

37,4

-9102

-47,9

12

Незавершенное производство

213

1426

4,9

3148

11,8

1722

121

13

Готовая продукция

214

2998

10,2

5272

19,8

2274

75,9

14

РБП

216

7

0,02

9

0,03

2

28,6

15

ДЗ

240

5009

17,1

6723

25,3

1714

34,2

16

ДС

260

1

0,003

9

0,03

8

800

17

прочие

250+220

863

2,9

1492

5,6

629

72,9


Объем оборотного капитала на конец отчетного периода снизился на 9,4% и составил 26568 тыс. руб. Это почти 1/2 доли в активах (41%).

Анализируя таблицу, следует отметить, что в стадии кругооборота задействованы не все статьи баланса. Стадии товаров отгруженных и краткосрочные финансовые вложения отсутствуют. Вероятно, причиной могло стать отсутствие идей реального вложения капитала. На начало отчетного года почти 65% оборотного капитала формировали производственные запасы предприятия. Это связано с такими факторами, как материалоемкость производства, устойчивость хозяйственных связей с поставщиками. Аномальное повышение в 8 раз совокупной суммы текущих активов на конец отчетного периода вызваны денежными средствами. Можно объяснить это тем, что вполне возможно увеличился объем продаж. Данные признаки характеризуют структуру оборотных активов как не стандартную.

Финансовую сферу обслуживали 31% текущих активов. Соответственно капитал неравномерно распределен по стадиям его кругооборота, что характеризует пониженный производственный потенциал предприятия «Хакасский рыбокомбинат».

Таблица 2.6

Расчет общих показателей оборачиваемости оборотных средств, тыс. руб.

№ п.п.

Показатели

2012 год

2013 год

Отклонения

1

Вр. от реал.

21562

17593

-3969

2

Средние остатки оборотных средств

29321

26568

-2753

3

Коэффициент оборачиваемости

0,7

0,7

0

4

Длительность 1-го оборота

521,4

521,4

0

5

Потребность в оборотных средствах в отчетном году, исходя из оборачиваемости за прошлый год

X

12315,1

X

6

Сумма относительно высвобожденных (вовлеченных) оборотных средств

X

14252,9

X


Показатели оборачиваемости, рассчитанные по выручке, измеряют подвижность оборотных средств. Коэффициент оборачиваемости (Коб.) показывает количество оборотов, совершенных текущим капиталом за год, то есть сколько раз оборотные средства прошли по стадиям кругооборота и рассчитывается по формуле:

, (2.7)

где Впр. - выручка от продаж;

Аоб. - оборотные активы;

Акфв - активы краткосрочных финансовых вложений.

Длительность одного оборота (Д) показывает количество дней, в течение которых оборотные средства совершают свой полный оборот:

Длит. одного оборота = 365 дней / Коб. (2.8)

Из данных таблицы 6 видно, что произошло абсолютное высвобождение текущих активов в оборот в размере 2753 тыс. руб. За отчетный год текущие активы обернулись почти в 1 раз (0,7). Одна стадия кругооборота занимала около 521 дней.

Определим относительное изменение оборотных средств, используя формулу:

=Аоб.отч. - Аоб*, (2.9)

где условная величина оборотных активов рассчитывается по следующей формуле:

Аоб*= Впр. отч. / Коб прош. (2.10)

Аоб*= 17593 / 0,7 = 25132,9 тыс. руб.

Аоб = 26568 - 25132,9 = 1435,1 тыс. руб.

Данное изменение говорит о том, что произошло относительное вовлечение оборотных средств, что означает, что текущие активы снижались меньшими темпами в сравнении с выручкой. Это нежелательная тенденция утраты ими деловой активности. По сравнению с прошлым периодом оборачиваемость не изменилась. Следует отметить, что относительное вовлечение происходит при замедлении оборачиваемости.

Рассмотрим частные показатели оборачиваемости по выручке, аналогично общим. Рассчитаем коэффициент оборачиваемости производственных запасов по формуле:

Коб. пз = Впр. / Апз, (2.11)

Соответственно:

Коб. дс = Впр. / Адс, (2.12)

Коб. дз = Впр. / Адз, (2.13)

где Апз, Адс и Адз - производственные запасы, денежные средства и дебиторская задолженность.

Найдем данные коэффициенты на начало года:

Коб. пз = 21562 / 19017 = 1,1

Коб. дс = 21562 / 1 = 21562

Коб. дз = 21562 / 5009 = 4,3

Рассчитаем коэффициенты оборачиваемости на конец года:

Коб. пз = 17593 / 9915 = 1,8

Коб. дс = 17593 / 9 = 1954,8

Коб. дз = 17953 / 6723 = 2,7

Сопоставляя частные показатели за прошлый и отчетный периоды можно сделать вывод, что на стадии производственных запасов произошло ускорение продвижения капитала, на стадиях денежных средств и дебиторской задолженности наоборот - замедление оборачиваемости.

Дебиторская задолженность:

Дебиторская задолженность - это часть капитала предприятия, находящаяся во временном пользовании ее партнеров и подлежащая возврату в денежной или товарной форме.

Дебиторская задолженность - это явление обусловленное особенностями процесса обращения.

Источники информации: форма № 1 «Бухгалтерский баланс», форма № 5 «Приложение к балансу», раздел «Дебиторская и кредиторская задолженность».

Группировка дебиторской задолженности по категориям дебиторов представлена в таблице 2.7.1, а группировка по срокам погашения и образования дебиторской задолженности в таблице 2.7.2.

Таблица 2.7.1

Группировка дебиторской задолженности по категориям дебиторов

№ п.п.

Показатели

Код стр.

2012 год

2013 год

Отклонения




Сумма тыс.руб.

%

Сумма тыс.руб.

%

Сумма тыс.руб.

%

1.

Дебиторская задолженность

240

5009

100

6723

100

1714

34,2


в том числе:








1.1.

покупатели и заказчики

241

4264

85,1

5535

82,3

1271

29,8


Таблица 2.7.2

Группировка дебиторской задолженности по срокам погашения и образования

№ п.п.

Показатели

Код стр.

2012 год

2013 год

Отклонения




Сумма тыс.руб.

%

Сумма тыс.руб.

%

Сумма тыс.руб.

%

1.

Дебиторская задолженность

620

6723

100

9696

100

2973

44,2


в том числе:








1.2

краткосрочная

620

6723

100

9696

100

2973

44,2


На конец отчетного периода 25% оборотного капитала отвлечена в дебиторскую задолженность. Это обстоятельство обосновано умеренным вовлечением капитала в другие фазы кругооборота, благодаря больших производственных запасов. Также следует отметить, что покупатели и заказчики в большей мере отвлекают дебиторский капитал. Отсюда можно сделать вывод, что это естественное явление. Задолженность поставщиков (авансы выданные), равную 740 тыс. руб. на начало года, можно предварительно истолковать как нежелательную: капитал отвлекается из оборота до получения товара, что ставит предприятие в невыгодное положение. Возможно, оговорены особые условия поставок с предоставлением льготных скидок. Однако следует отметить, что на конец года авансы выданные полностью себя исчерпывают.

Пассивный капитал:

Пассивный капитал - это капитал вовлеченный в финансово - хозяйственную деятельность предприятия и рассматриваемый с точки зрения его происхождения.

Источники информации: форма № 1 «Бухгалтерский баланс», разделы 3,4.

Таблица 2.8

Показатели структуры и динамики пассивного капитала

№ п.п.

Показатели

2012 год

2013 год

Отклонения



Сумма тыс.руб.

%

Сумма тыс.руб.

%

Сумма тыс.руб.

%

1

Всего источников:

79385

100

64054

100

-15331

-19,3


в том числе:







1.1

собственных

45941

57,9

45174

70,5

-767

-1,7

1.2

заемных

33444

42,1

18880

29,5

-14564

-44


из них:

долгосрочных

6033

7,6

4139

6,5

-1894

-31,4

1.2.2

краткосрочных

27411

34,5

14741

23

-12670

-46,2


Анализируя таблицу, видно, что деятельность предприятия ОАО «Хакасский рыбокомбинат» обеспечена 71% собственными источниками финансирования.

Следует отметить, что собственный капитал на конец года уменьшился на 1,7%. Рассматривая состояние собственного капитала, видно, что устойчивые составляющие - уставный капитал и добавочный капитал занимают 0,03% и 106,1%. соответственно. Отсюда следует, что добавочный капитал выше суммы собственных источников финансирования на конец года.

Добавочный капитал в процессе дооценки ОС восстанавливает объективность их стоимости, но не отражает реального роста капитала.

Непокрытый убыток говорит о не способности бизнеса к самовозрастанию. Тенденция уменьшения собственного капитала вероятно произошла из-за утраты капитала вследствие убытков, переоценки имущества в сторону уменьшения его стоимости.

Рассчитаем чистые активы, вычитая из суммы активов, принимаемых к расчету А* суммы заемных обязательств, принимаемых к расчету П*, используя формулу:

ЧА = А* - П*, (2.14)

где А* и П* рассчитываются по формуле:

А* = Б - Адз учр. (2.15)

П* = Б - Пск - Пдбп (2.16)

А* = 64054 тыс. руб.

П* = 64054 - 45174 = 18880 тыс. руб.

ЧА = 64054 - 18880 = 45174 тыс. руб.

Из расчетов видно, что ЧА>УК. Следовательно, зарегистрированная величина УК обеспечена активами, созданными за счет собственных источников.

Следует отметить, что величина УК на начало и конец года осталась неизменной, отражаясь в соответствующей статье баланса. Предприятие по причине убытков на конец года потеряла собственный капитал.

Заемный капитал:

Заемная составляющая совокупного капитала, в отличие от собственной, обладает значительно меньшей устойчивостью, она привлекается в пассивное поле по мере необходимости из различных источников.

Источники информации: форма №1 «Бухгалтерский баланс», форма № 5, раздел 2 «Дебиторская и кредиторская задолженности».

Группировка заемного капитала по категориям кредиторов и по срокам погашения и образования кредиторской задолженности представлена в таблицах 2.9.1 и 2.9.2 соответственно.

Таблица 2.9.1

Группировка заемного капитала по категориям кредиторов

№ п.п.

Показатели

Код стр.

2012 год

2013 год

Отклонения




Сумма тыс.руб.

%

Сумма тыс.руб.

%

Сумма тыс. руб.

%

1

Заемный капитал всего:

590+690

29298

100

20542

100

-8756

-29,9


в том числе:








1.2

Заимодавцы

610

12226

41,7

8940

43,5

-3286

-26,9

1.3

кредиторская задолженность

620

8536

29,1

5801

28,2

-2735

-32

1.3.1

поставщики

621

6159

21

3966

19,3

-2193

-35,6

1.3.2

персонал организации

622

278

0,9

-

-

-

-

1.3.3

гос. внебюдж. фонд

623

282

0,9

229

1,1

-53

-18,8

1.3.4

налоги и сборы

624

1816

6,2

1301

6,3

-515

-28,4

1.3.5

прочие кредиторы

625

1

0,003

305

1,5

304

30400


Таблица 2.9.2

Группировка заемного капитала по срокам погашения и образования

№ п.п.

Показатели

Код стр.

2012 год

2013 год

Отклонения




Сумма тыс.руб.

%

Сумма тыс.руб.

%

Сумма тыс.руб.

%

1

Заемный капитал - всего:

650

18880

100

34083

100

15203

80,5


в том числе:








1.1

долгосрочные обязательства

660

4139

22

6428

18,9

2289

55,3










1.2

краткосрочные обязательства

650

14741

78

27655

81,1

12914

87,6


в том числе:








1.2.1

кредиты

654

6951

36,8

20330

59,6

13379

192,5


Такие категории кредиторов как поставщики, персонал организации и предоставляют капитал во временное пользование предприятия. Также следует отметить, что краткосрочные обязательства по величине больше, чем долгосрочные на 62%. Кредиты и займы велики по сравнению с кредиторской задолженностью почти в 2 раза.

В условиях производства и естественной его аритмии нерационально удерживать в пассивах значительную долю собственного капитала. Разумнее по мере необходимости привлекать кредиты. С их помощью финансируются активы пониженной ликвидности - внеоборотные и материальная часть оборотных.

Эффект финансового рычага - это прирост рентабельности собственного капитала, полученный благодаря использованию заемного капитала, несмотря на его платность.

Финансовый рычаг показывает влияние финансовых издержек, связанных с заимствованием капитала, на величину чистой прибыли.

Расчет финансового рычага сведен в таблицу 2.10.

Таблица 2.10

Расчет эффекта финансового рычага

Показатели

2012 год

2013 год

1. Собственный капитал

45174

45941

2. Кредиты банка

8940

12226

3. Кредиторская задолженность

5801

8536

4. Заемный капитал

18880

33444

5. Итого источников

64054

79385

6. Средняя кредитная ставка

18

18

7. Сумма процентов за кредит

1609,2

2200,7

8. Чистая прибыль

1681

653

9. Экономическая рентабельность

5,1

3,5

10. Цена заемных источников

8,5

6,6

11. Дифференциал

-3,4

-3

12. Плечо рычага

0,4

0,7

13. Эффект фин. рычага

-1,4

-2,1

14. Рентабельность СК

3,7

1,4

15. Проверка

3,7

1,4


За отчетный период привлечение заемных средств для финансирования активов создал отрицательный эффект рычага, уменьшив рентабельность СК на 1,4%. Цена совокупных заемных источников почти в 2 раза меньше, чем величина средней кредитной ставки. Следует отметить повышение экономической рентабельности предприятия с прошлым годом в динамике позитивных ожиданий. Однако ее недостаточное покрытие цены совокупных заемных источников обусловило отрицательную величину дифференциала. Уменьшение плеча рычага иллюстрирует прирост доли СК. За счет того, что ЗК на 42% ниже СК, общая рентабельность предприятия ОАО «Хакасский рыбокомбинат» увеличилась 4%.

 

.3 Анализ финансового состояния предприятия


Финансовое состояние хозяйствующего субъекта - это характеристика его финансовой платежеспособности, кредитоспособности, использования финансовых ресурсов и капитала, выполнения обязательств перед государством и другими хозяйствующими субъектами. Финансовая устойчивость - характеристика стабильности финансового положения организации, обеспечиваемая высокой долей собственного капитала в общей сумме используемых финансовых средств. Оценка уровня финансовой устойчивости организации осуществляется с помощью использования системы абсолютных и относительных показателей.

Источники информации: форма №1 «Бухгалтерский баланс».

Показатели обеспеченности материальных активов источниками финансирования рассмотрены в таблице 2.11.

Таблица 2.11

Показатели обеспеченности материальных активов источниками финансирования, тыс. руб.

№ п.п.

Показатели

2012 год

2013 год

1

Собственный капитал (ПЗ+640)

52590

45174

2

Внеоборотные активы (А1)

50064

37486

3

Собственные оборотные средства (стр.1-стр.2)

2526

7688

4

Долгосрочные пассивы (П4)

6033

4139

5

Собственные и долгосрочные источники (стр.3+стр.4)

8559

11827

6

Краткосрочные кредиты и займы (610)

12226

8940

7

Общая величина основных источников (стр.5+стр.6)

20785

20767

8

Общая величина запасов и затрат (210+220)

24311

19836

9

Недостаток СОС (стр.3-стр.8)

-21785

-12148

10

Недостаток собственных и долгосрочных источников (стр.5-стр.8)

-15752

-8009

11

Излишек (+) или недостаток (-) общей величины основных источников (стр.7-стр.8)

-3526

931


Анализируя данную таблицу, видно, что собственный капитал предприятия (Пск), как самый надежный источник, обеспечивает финансирование труднореализуемых внеоборотных активов (Авн).

В материальных оборотных активах на конец отчетного периода размещен капитал в размере 19836 тыс. руб.

Собственный капитал покрывает запасы и затраты, однако кредиты и займы долгосрочные не обеспечивают внеоборотные активы, также кредиты и займы краткосрочные не покрывают запасы и затраты. Следовательно, существует угроза смешанного риска. Отсюда следует, что на предприятии «Хакасский рыбокомбинат» сложилось неустойчивое состояние, так как Азз < СОС+Пдс+Пкс. Преобладание «Умеренной политики» привлечения пассивного капитала.

Также следует отметить, что абсолютные показатели устойчивости характеризуют недостаток собственных и долгосрочных источников. По сравнение с началом года недостаток снизился на 50%.

Финансовая устойчивость:

Финансовая устойчивость - это способность ее пассивов финансировать активы в пределах допустимых рисков.

Источники информации: форма №1 «Бухгалтерский баланс».

Расчет коэффициентов финансовой устойчивости рассмотрен в таблице 2.12.

Таблица 2.12

Расчет коэффициентов финансовой устойчивости

№ п.п.

Показатели

2012 год

2013 год

Отклонение

1

Коэффициент автономии

0,7

0,7

0

2

Коэффициент финансирования запасов и затрат

0,9

1,05

0,2

3

Коэффициент обеспеченности оборотных средств

0,1

0,3

0,2

4

Коэффициент маневренности

0,05

0,2

0,15


Проведем рисковую диагностику баланса предприятия «Хакасский рыбокомбинат». Рассчитаем коэффициент автономии, выражающий долю собственников в общей сумме совокупного капитала по следующей формуле:

Кавт. = Пск / Б, (2.17)

где Пск - собственный капитал.

Кавт. = 52590 / 79385 = 0,7

Кавт. = 45174 / 64054 = 0,7

Значение Кавт. соблюдает нормативное ограничение Кавт.  0,5, что позволяет гарантировать кредиторам возврат заемного капитала за счет собственного в случае убытков данного предприятия.

Найдем коэффициент обеспеченности запасов на начало и на конец года по формуле:

Кфин. = (СОС + Пдс + Пкс) / Азз (2.18)

Кфин. = (2526+6033+12226) / 24311 = 0,9

Кфин. = (7688+4139+8940) / 19836 = 1,05

Так как Кфин. соблюдает нормативное ограничение Кфин  1,0, следовательно, уровень запасов и затрат обеспечен нормальными источниками.

Рассчитаем коэффициент обеспеченности оборотных средств и коэффициент маневренности, используя формулы:

Коб. ср. = СОС / Аоб. ср. (2.19)

Км = СОС / Пск (2.20)

Коб. ср. = 2526 / 29321 = 0,1

Коб. ср. = 7688 / 26568 = 0,3

Значение Коб. ср. соблюдает нормативное ограничение Коб. ср.  0,1

Км = 2526 / 52590 = 0,05

Км = 7688 / 45174 = 0,2

Для определения обобщенной оценки финансовой устойчивости предприятия, рассчитаем коэффициент финансирования запасов и затрат:

Кфин. = (СОС + Пдс + Пкс) / Азз (2.21)

Кфин. = (7688+4139+8940) / 19836 = 1,05

Так как Кфин. соблюдает нормативное ограничение Кфин  1,0, следовательно, уровень запасов и затрат обеспечен нормальными источниками.

Проанализировав таблицу, можно сделать обобщенный вывод, что в целом существует относительно высокая степень защиты от финансовых рисков правостороннего и смешанного типов. Возможна проблема избыточности финансовых ресурсов.

Ликвидность:

Ликвидность баланса - это способность его активов погасить обязательства различной степени срочности.

Для этого капитал, размещенный в активах, должен обладать соответствующей структурой ликвидности. Анализ ликвидности баланса, соответственно, и состоит в том, чтобы установить соответствие между ликвидностью активов и срочностью обязательств.

Источники информации: форма № 1 «Бухгалтерский баланс».

Группировка статей баланса для анализа его ликвидности рассмотрена в таблице 2.13.

Таблица 2.13

Группировка статей баланса для анализа его ликвидности, тыс. руб.

Актив

2012 год

2013 Год

Пассив

2013 год

1.Наиболее ликвидные активы, Анл (250+260)

1

9

1.Наиболее срочные обяз-ва, Пнс (620)

8536

5801

2.Быстро реализуемые активы, Абр (240)

5009

6723

2.Краткосрочные, Пкс (610)

12226

8940

3.Медленно реализуемые активы, Амр (210+220+230)

24311

19836

3.Долгосрочные, Пдс (590+630+640)

12682

4139

4.Трудно реализуемые активы, Атр (190)

50064

37486

4.Постоянные пассивы, Пп (490)

45941

45174

ИТОГО:

79385

64054

ИТОГО:

793856

64054


Показатели ликвидности баланса характеризуют платежеспособность предприятия реальную и ожидаемую, то есть в виде денег и потенциальных средств платежа - дебиторской задолженности, материальных запасов и затрат. Отсутствие просроченных обязательств является внешним признаком платежеспособности.

Коэффициент абсолютной ликвидности показывает часть текущей задолженности, которую предприятие может погасить на дату баланса за счет денежных средств и краткосрочных вложений. Баланс «Хакасского рыбокомбината» не соответствует состоянию абсолютной ликвидности.

Таблица 2.14

Расчет коэффициентов ликвидности

Наименование коэффициента

2012 год

2013 год

Нормативное значение

Коэффициент абсолютной ликвидности (Кал)

0,00005

0,0005

>0,1

Коэффициент критической ликвидности (Ккр)

0,3

0,4

0,7 - 0,8

Коэффициент текущей ликвидности (Ктл)

1,5

1,3

1,2-1,5


Оценим ликвидность баланса, используя 3 коэффициента ликвидности.

Рассчитаем коэффициент абсолютной ликвидности на начало и конец года, используя формулу:

 (2.22)

Кал = 1 / 4139+14741 = 0,00005

Кал = 9 / 18880 = 0,0005

Найдем коэффициент критической ликвидности по формуле:

 (2.23)

Ккр = 1+5009 / 18880 = 0,3

Ккр = 9+6723 / 18880 = 0,4

Рассчитаем коэффициент текущей ликвидности, используя формулу:

 (2.24)

Ктл = 1+5009+23448 / 18880 = 1,5

Ктл = 9+6723+18344 / 18880 = 1,3

Из расчетов данных можно сделать вывод, что предприятие ОАО «Хакасский рыбокомбинат» имеет текущую ликвидность, которая показывает, какую часть текущих обязательств (наиболее срочных и краткосрочных обязательств) можно было бы покрыть, мобилизируя все оборотные средства. Следует отметить, что текущая ликвидность предприятия снизилась на 13% по сравнению с прошлым периодом.

 

.4. Анализ показателей эффективности


Эффективность подразумевает отдачу на вложенный (или потребленный) капитал в виде выручки или прибыли.

Оценку эффективности лучше подразделить на два этапа: оценка деловой активности и выявление финансового результата.

Финансовые результаты:

Финансовый результат - это результат превышения доходов предприятия над ее расходами (прибыль) или наоборот - расходов над доходами (убыток) за отчетный период.

Источники анализа: форма №2 «Отчет о прибылях и убытках», «Расшифровка отдельных прибылей и убытков».

Расчет показателей финансовых результатов приведен в таблице 2.15.

Таблица 2.15

Показатели финансовых результатов

Показатели

2012 год, тыс.руб.

2013 год, тыс. руб.

Отклонения




Сумма тыс.руб.

%

1. Выручка от реализации продукции

17593

21562

-3969

-18,4

2. Полная себестоимость

17062

21104

-4042

-19,2

3. Прибыль (убыток) от реализации

531

458

73

16

4.Сальдо опер.доходов и расходов

5892

-1895

7787

411

5.Сальдо внереализац. доходов и расходов

3007

-314

3321

1058

6. Прибыль до налогообложения

653

1725

-1072

-62,1

8. Прибыль чистая

653

1681

-1028

-61,2


Прибыль до налогообложения - ведущий показатель финансового результата. Анализируя таблицу, видно, что на предприятии имеется положительный совокупный результат, равный 653 тыс. руб. Отсюда следует, что финансовым результатом является превышение доходов предприятия над ее расходами за отчетный период.

Следует отметить, что прибыль до налогообложения в отчетном году уменьшилась на 38% по сравнению с прошлым периодом.

Рассчитаем совокупный финансовый результат до налогообложения прибыли (Пд.н.) по формуле:

Пд.н. = Ппр. + Пвн, (2.25)

где Ппр. - прибыль от продаж;

Пвн - сальдо внереал. доходов и расходов.

Пд.н. = 531+3007 = 3538 тыс. руб.

Чистый финансовый результат (Пчист) представляет собой прибыль, оставшуюся после начисления на нее налога (Нпр):

Пчист = Пд.н. - Нпр. (2.26)

Таким образом, Пчист.=3538 тыс. руб.

Произведем сравнительный анализ темпов роста, чтобы выяснить эластичность, с которой финансовый результат от продаж реагирует на изменение выручки с помощью эффекта операционного рычага (ЭОР > 2), используя формулу:

ЭОР = Прирост прибыли от продаж / прирост выручки от продаж (2.27)

ЭОР = 16 / -18,4 = - 0,9 %

Отсюда следует, что в данном случае ЭОР не закономерен и демонстрирует отрицательное значение. Несоблюдение известной закономерности операционного рычага - свидетельство крайне неустойчивой природы затрат, непредсказуемость возникновения которых затрудняет их планирование.

Деловая активность:

Деловая активность предприятия в финансовом аспекте проявляется прежде всего в скорости оборота его средств. Анализ деловой активности заключается в исследовании уровней и динамики разнообразных финансовых коэффициентов оборачиваемости и рентабельности, которые являются относительными показателями финансовых результатов деятельности предприятия. Показатели деловой активности являются основными характеристиками эффективности финансово-хозяйственной деятельности предприятия. Показатели деловой активности еще называют показателями оценки оборачиваемости активов или коэффициентами управления активами.

Источники информации: форма № 1 «Бухгалтерский баланс», форма №2 «Отчет о прибылях и убытках».

Расчет показателей деловой активности сформирован в таблицу 2.16

Таблица 2.16

Показатели деловой активности

№ п.п.

Показатели

2012 год

2013 год

Отклонения

1

Коэффициент деловой активности

0,3

0,3

0

2

Фондоотдача основных средств

0,7

0,6

-14,3

3

Коэффициент оборачиваемости оборотных активов

0,7

0,7

0

4

Коэффициент оборачиваемости собственного капитала

0,5

0,4

-20

5

Коэффициент оборачиваемости заемного капитала

0,6

0,9

50


Рассчитаем коэффициент деловой активности на начало и на конец года по формуле:

К дел. акт. = Вр / Б (2.28)

К дел. акт. = 21562 / 79385 = 0,3

К дел. акт. = 17593 / 64054 = 0,3

Найдем фондоотдачу ОС за прошлый и отчетный период, используя формулу:

Фо = Вр. от прод./ ОС перв. (2.29)

Фо = 21562 / 31533 = 0,7

Фо = 17593 / 31799 = 0,6

Рассчитаем коэффициент оборачиваемости оборотных активов по формуле:

Ко об. = Вр / Аоб. (2.30)

Ко об. = 21562 / 29321 = 0,7

Ко об. = 17593 / 26568 = 0,7

Найдем коэффициент оборачиваемости собственного капитала, используя формулу:

Ко ск = Вр / Пск (2.31)

Ко ск = 21562 / 45941 =0,5

Ко ск = 17593 / 45174 = 0,4

Рассчитаем коэффициент оборачиваемости заемного капитала по формуле:

Ко зк = Вр / Пзк (2.32)

Ко зк = 21562 / 33444 = 0,6

Ко зк = 17593 / 18880 = 0,9

Таким образом, оценивая степень активности капитала, можно сделать вывод, что на предприятии существует пониженный уровень деловой активности: менее половины капитала потреблено в течение года, обеспечив отдачу в виде выручки от продаж.

Рентабельность:

Рентабельность - один из основных показателей эффективности работы предприятия. Эта величина характеризует уровень окупаемости затрат и степень использования материальных, трудовых и денежных средств в процессе производства и реализации продукции. Источники информации: форма № 1 «Бухгалтерский баланс», форма № 2 «отчет о прибылях и убытках».

Таблица 2.17

Показатели рентабельности, %

Показатели

2012 год

2013 год

Отклонения

Рентабельность продаж

3

2,1

43

Рентабельность основной деятельности

4,2

2,6

62

Рентабельность активов

1

2,2

-54,5

Рентабельность собственного капитала

1,5

3,7

-59,5


Рассчитаем рентабельность продаж на прошлый и отчетный период, используя формулу:

Р пр. = (Пр от прод/ Вр)*100 (2.33)

Р пр. = (531 / 17593)*100 = 3%

Р пр = (458 / 21562)*100 = 2,1%

Найдем рентабельность основной деятельности предприятия по формуле:

Росн. = (Пр от прод./ с/с прод.)*100 (2.34)

Росн. = (531 / 12740)*100 = 4,2%

Росн. = (458 / 17568)*100 = 2,6%

Рентабельность продаж и рентабельность основной деятельности характеризуют эффективность деятельности данного предприятия, связанной с реализацией продукции.

Рассчитаем рентабельность активов, используя следующую формулу:

Ра = (Пр до н/о / Б)*100 (2.35)

Ра = (653 / 64054)*100 = 1%

Ра = (1725 / 79385)*100 = 2,2%

Рентабельность активов результирует     параметры оборачиваемости и прибыльности продаж, выступая обобщающим показателем эффективности.

Найдем рентабельность собственного капитала по формуле:

Рск = (Пр чист. / Пск)*100 (2.36)

планирование маркетинговый финансовый рентабельность

Рск = (653 / 45174)*100 = 1,5%

Рск = (1681 / 45941)*100 = 3,7%

Рентабельность собственного капитала формирует инвестиционную привлекательность предприятия, давая оценку ее эффективности с позиций интересов собственника. На конец отчетного периода Рск уменьшилась.

Таким образом, оценивая рентабельность продаж по шкале ориентиров (Рпр < 10%), можно сделать вывод, что на предприятии «Хакасский рыбокомбинат» преобладает малорентабельное хозяйство.

 

.5 Заключительная оценка финансового состояния


Результаты финансового состояния предприятия имеет первостепенное значение для широкого круга пользователей, как внутренних так и внешних по отношению к предприятию - менеджеров, партнеров, инвесторов и кредиторов.

Финансовый масштаб предприятия ОАО “Хакасский рыбокомбинат” малый.

Чем больше предприятие будет увеличивать финансовый масштаб, тем выше его способность маневрировать финансовыми ресурсами, тем ощутимее для окружающей экономической среды влиятельные последствия его партнерских инициатив.

Оценивая степень активности капитала можно сделать вывод, что на предприятии существует пониженный уровень деловой активности: менее половины капитала потреблено в течение года, обеспечив отдачу в виде выручки от продаж.

Рентабельность собственного капитала формирует инвестиционную привлекательность предприятия, давая оценку ее эффективности с позиции интересов собственника. Оценив прибыль предприятия “Хакасский рыбокомбинат” и себестоимость проданной продукции, можно сделать вывод, что фирма имеет малорентабельное хозяйство.

Проанализировав объем собственного капитала, наличие денежных средств и состояние ДЗ и КЗ, можно сделать вывод, что предприятие ОАО “Хакасский рыбокомбинат” имеет минимальную финансовую устойчивость и платежеспособность, так как собственный капитал занимает не менее половины валюты баланса, то есть больше заемного. Также собственный капитал полностью обеспечивает финансирование внеоборотных активов. Однако, не смотря на это, деятельность предприятия находится в зоне повышенного финансового риска.

При традиционной структуре капитала основные средства на предприятии “Хакасский рыбокомбинат” занимают наибольший удельный вес во внеоборотных активах (85 %). Не смотря на это, фирма характеризуется несущественным движением ОС, преобладанием пассивной инвестиционной политики.

Финансовую сферу данного предприятия обслуживали 31% текущих активов. Соответственно капитал неравномерно распределен по стадиям его кругооборота, что характеризует пониженный производственный потенциал предприятия “хакасский рыбокомбинат”.

На предприятии “Хакасский рыбокомбинат” сложилось не устойчивое состояние, так как Азз <СОС+Пдс+Пкс. Запасы и затраты обеспечены собственными источниками и всеми видами кредитов. Преобладание “умеренной политики” привлечения пассивного капитала. Так же следует отметить, что абсолютные показатели устойчивости характеризуют недостаток собственных и долгосрочных источников. По сравнению с 2012 годом недостаток снизился на 50%.

Можно сделать вывод, что “Хакасский рыбокомбинат” имеет текущую ликвидность, которая показывает, какую часть текущих обязательств (наиболее срочных и краткосрочных обязательств) можно было бы покрыть, мобилизируя все оборотные средства. Следует отметить, что текущая ликвидность предприятия снизилась на 13% по сравнению с 2012 годом.

Желаемые соотношения темпов роста прибыли от продаж, выручки и валюты баланса выполняются в полной мере:

Тп=116%>Тв=-118%>Тб=-119%

В общем случае повышение доходности капитала, несомненно, желаемо и заслуживает позитивной оценки. Предпочтительнее, когда оно происходит на фоне, и благодаря, повышению деловой активности капитала и при условии, что умножение этого блага обеспечено основной деятельностью.

Заключение

В процессе исследования были изучены теоретические основы анализа маркетинговой деятельности, проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия.

В результате теоретического исследования можно сделать вывод, что по мере развития рыночных отношений маркетинг все более будет интегрироваться в общую систему управления предприятием, когда в основе принятия практически всех производственных, сбытовых, финансовых, административных и других решений будет лежать информация, поступающая от рынка.

Таким образом, маркетинг в наше время становится очень перспективной областью. Руководители должны понять, что нет смысла производить то, что никто никогда не купит, а значит необходимо иметь в своем штате людей, знающих и понимающих нужды населения. Только так можно обеспечить стабильный рост прибыли компании и занять достойное место в международной сфере экономических отношений.

Делая вывод о теоретическом обосновании актуальности такой темы как управление маркетинговой деятельностью, я отметил, что маркетинг является неотъемлемой частью жизнедеятельности общества. Это процесс, в ходе которого анализируются, планируются, претворяются в жизнь и контролируются мероприятия, рассчитанные на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов с целевыми покупателями ради достижения определенных целей организации. Специалист по маркетингу должен хорошо уметь воздействовать на уровень, время, характер спроса, поскольку существующий спрос может не совпадать с тем, которого желает для себя фирма. Поэтому интерес к этой деятельности усиливается по мере того, как все большее число организаций в сфере предпринимательства, в международной сфере осознают, как именно маркетинг способствует их более успешному выступлению на рынке.

По результатам анализа финансово-хозяйственной деятельности можно сделать вывод, что, во - первых на предприятии существует пониженный уровень деловой активности, во - вторых, фирма имеет малорентабельное хозяйство. Далее следует отметить, что предприятие ОАО “Хакасский рыбокомбинат” имеет минимальную финансовую устойчивость и платежеспособность. Однако, не смотря на это, деятельность предприятия находится в зоне повышенного финансового риска. Можно сделать вывод, что “Хакасский рыбокомбинат” имеет текущую ликвидность, которая показывает, какую часть текущих обязательств (наиболее срочных и краткосрочных обязательств) можно было бы покрыть, мобилизируя все оборотные средства.

Таким образом, предприятию следует принять меры по совершенствованию финансово-хозяйственной деятельности:

.        Увеличить финансовый масштаб предприятия. Чем больше предприятие будет увеличивать финансовый масштаб, тем выше его способность маневрировать финансовыми ресурсами, тем ощутимее для окружающей экономической среды влиятельные последствия его партнерских инициатив.

.        Повысить уровень деловой активности путем потребления большей части капитала за 1 год.

.        Найти пути повышения рентабельности, так как рентабельность собственного капитала формирует инвестиционную привлекательность предприятия

Библиографический список

1.  Афанасьев, М. П. Маркетинг: стратегия и практика фирмы [Текст]: Учебное пособие / М.: 2009- 67стр.

2.      Анализ финансово-экономической деятельности предприятия / [Текст] : Учебное пособие / А.И.Любушина.- М.: Юнити, 2010.- 112стр.

.        Баканов, М.И Теория экономического анализа [Текст] : Учебное пособие / Баканов, М.И. - М.: Финансы и статистика, 2008.- стр.416.

.        Балабанов, И.Т. Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта [Текст] : Учебное пособие / Балабанов, И.Т. - М.: Финансы и статистика, 2011 - 208 стр.

.        Канке, А.А. Анализ финансово - хозяйственной деятельности предприятия [Текст] : Учебное пособие / Кашевая, И.П. - 2-ое изд., испр. и доп. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2005 - 288 стр.

.        Ковалев, В.В. Финансовый анализ [Текст] : Учебное пособие / Ковалев, В.В. - М.: Финансы и статистика, 1998.- стр.512.

.        Ковалев, А.И. Анализ финансового состояния предприятия [Текст] : Учебное пособие / Ковалев, А.И. - М.: Центр экономики и маркетинга, 2004.- стр.208.

.        Кондраков, Н.П. Основы финансового анализа [Текст] : Учебное пособие / Кондраков, Н.П. - М.: Главбух, 1998.- стр.112.

9.              Котлер Ф. Основы маркетинга: Пер. с англ. - М.: "Ростингер", 2000 г.

10.            Крейнина, М.Н. Управление движением дебиторской и кредиторской задолженности предприятия / [Текст] : Учебное пособие / Крейнина, М.Н. - 2001. №3, стр.14.

11.    Лий, Д.Д. Маркетинг качества жизни: принципы продвижения товаров широкого потребления [Текст] : Учебное пособие / М.: Интернет-трейдинг, 2012. - 367 стр.

12.            Островских, Т.И. Анализ финансово - хозяйственной деятельности предприятия [Текст] : методические указания к курсовой работе для студентов специальности 060800 / Сост. Никитина, Г.И., Островских, Т.И; КГТУ, Красноярск, 2002, 24 стр.

13.    Прыкина, Л.В. Экономический анализ предприятия [Текст] : Учебное пособие / Прыкина, Л.В. - М.: Юнити - Дако, 2003 - 407стр.

.        Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия [Текст] : Учебное пособие / Савицкая, Г.В. - М.: ИНФРА-М, 2002. - стр.313.

.        Селезнева, Н.Н. Финансовый анализ [Текст] : Учебное пособие / Ионова, А.Ф.- М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - стр.343.

.        Шеремет, А.Д. Методика анализа [Текст] : Учебное пособие / Сайфулин, Р.С. - М.: ИНФРА - М, 2006

.        Шеремет, А.Д. Комплексный анализ финансовой деятельности [Текст] : Учебное пособие / Сайфулин, Р.С. - М.: РИОР, 2007

.        Никитина, Г.И. Финансовый анализ для специальности 060800 [Текст] : учебно-методическое пособие для студентов / Сост. Никитина, Г.И. ХТИ г. Абакан, 2007. 217 стр.

Похожие работы на - Анализ маркетинговой деятельности предприятия ОАО 'Хакасский рыбокомбинат'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!