Анализ маркетинговой деятельности предприятия ОАО 'Стройдетали'

  • Вид работы:
    Отчет по практике
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    51,5 Кб
  • Опубликовано:
    2015-02-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ маркетинговой деятельности предприятия ОАО 'Стройдетали'

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

УО "Белорусский государственный экономический университет"

Кафедра логистики и ценовой политики

ОТЧЕТ об учебной практике в ОАО "Стройдетали"












Минск, 2014

Содержание

 

Введение

1. Управление логистикой на предприятии

2. Товарная политика предприятия

3. Анализ каналов распределения продукции предприятия

4. Коммуникационная политика предприятия

5. Логистическая система предприятия

6. Информационные продукты предприятия

Индивидуальное задание

Список использованных источников

Введение

ОАО "Стройдетали" создано на основании приказа Министерства по управлению государственным имуществом и приватизации Республики Беларусь № 218 от 30 июня 1994 года путём преобразования государственного предприятия "Вилейский завод стройдеталей" в соответствии с Законом Республики Беларусь "Об акционерных обществах, обществах с ограниченной ответственностью и обществах с дополнительной ответственностью", правовыми актами о приватизации и разгосударствлении государственной собственности. Общество является правопреемником имущественных прав и обязанностей названного государственного предприятия.

Устав ОАО "Стройдетали" утверждён заместителем Министра по управлению государственным имуществом и приватизации Республики Беларусь 4 июля 1994 года.

августа 1994 года Вилейский горисполком зарегистрировал Открытое акционерное общество "Стройдетали", выписка № 26 из протокола № 8 заседания от 25 августа 1994 года, регистрационный номер 114.

При общереспубликанской перерегистрации Минский облисполком выдал 28 октября 1996 года свидетельство серии ЮЛ № 000486 и присвоил номер в реестре общереспубликанской регистрации № 383.

марта 1998 года Собрание акционеров ОАО "Стройдетали" утвердило новую редакцию Устава, которая зарегистрирована Минским облисполкомом 29 мая 1998 года.

мая 2000 года Собрание акционеров ОАО "Стройдетали" утвердило новую редакцию Устава, которая прошла государственную регистрацию в Минском облисполкоме 30 июня 2000 года, выдано свидетельство о государственной регистрации коммерческой организации за № 401, присвоен номер в Едином государственном реестре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.

марта 2007 года Собрание акционеров ОАО "Стройдетали" утвердило новую редакцию Устава, которая прошла государственную регистрацию в Минском облисполкоме 21 июня 2007 года.

ОАО "Стройдетали" является коммерческой организацией, имеет обособленное имущество, самостоятельный баланс, печать, а также вправе иметь штампы, бланки со своим наименованием, собственную эмблему, товарный знак (знак обслуживания), открывать в установленном порядке текущий (расчетный) и иные счета в банках.

Форма собственности ОАО "Стройдетали" - частная на 100 %, доля государства не имеет.

Уставный фонд акционерного общества более 9 млрд. рублей.

Наименование Общества:

на белорусском языке - Адкрытае акцыянернае таварыства "Буддэталi";

на русском языке - Открытое акционерное общество "Стройдетали";

на английском языке - Join Stock Company "Stroydetali".

Местонахождение ОАО "Стройдетали": Республика Беларусь, 222410, г. Вилейка, ул. Стахановская, 134 [10].

Главной целью деятельности ОАО "Стройдетали" является получение прибыли. Основным видом деятельности ОАО "Стройдетали" является производство столярных изделий [3].

Основными видами выпускаемой продукции двери межкомнатные деревянные и погонажные изделия.

Производственные процессы включают в себя:

транспортировка леса на предприятии;

сортировка леса;

переработка на пиломатериалы леса (получение заготовки для дальнейшей обработки);

сушка заготовки до 8-12 %;

разделение заготовки по сортам;

выторцовка дефектов древесины из заготовки;

склеивание, сращивание;

изготовление деталей, элементов дверных полотен и погонажных изделий;

сборка дверных полотен из деталей;

шлифовка собранных полотен и погонажных изделий;

облицовка шпоном собранных изделий;

шлифовка шпона;

покрытие лако-красочными изделиями готовой продукции;

Упаковка готовой продукции.

Предприятие оборудовано подъездными путями для автомобильного и железнодорожного транспорта (собственная железнодорожная ветвь), что обеспечивает возможность получать материалы и отгружать готовую продукцию. Материалы внутри предприятия перемещаются автомашинами и автопогрузчиками.

Списочная численность работников ОАО "Стройдетали" на 1 января 2014 г. составила 752 человека (из них 188 женщин).

Структура кадров предприятия, характеризующая соотношение различных категорий, приведена в таблице 1.

Таблица 1 - Структура кадров

Категория работников

Количество человек

% от общего числа работников



из них женщин

категория работников

женщин

Руководители

26

11

3,5

1,5

Специалисты

89

36

11,8

4,8

Рабочие

141

84,7

18,8

Итого:

752

188

100

25,1


Примечание - Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.

канал распределение маркетинговый продукция

Предприятие обеспечено необходимой рабочей силой в активном возрасте, с достаточным опытом работы, соответствующим уровнем образования и квалификацией для выполнения поставленных задач.

Основные технико-экономические показатели деятельности ОАО "Стройдетали" за 2012 - 2013 гг. приведены в таблице 2.

Таблица 2 - Технико-экономические показатели

Показатели

Ед. изм.

 2012г.

 2012г.

% к 2012г.

Выпуск продукции в действующих ценах без оборотных налогов нарастающим итогом с начала года

млн. руб.

25981

34262

131,9

Выпуск продукции в сопоставимых ценах нарастающим итогом с начала года

млн. руб.

24777

31792

128,3

Добавленная стоимость

млн. руб.

13214

17367

131,4

Среднесписочная численность с начала года

чел.

720

693

96,3

Среднемесячная зарплата за последний месяц

млн. руб.

2797

4326

154,7

Производительность труда

тыс. руб.

35145

46981

133,4

Реализация продукции (работ, услуг)

млн. руб.

35368

44158

124,9

Реализация продукции (работ, услуг) без налогов из выручки

млн. руб.

30782

38569

125,3

Себестоимость реализованной продукции

млн. руб.

29256

37176

127,1

Рентабельность реализованной продукции

%

5,2

3,7

71,1

Рентабельность продаж

%

3,2

74,4

Прибыль (убыток) от реализации товаров, продукции, работ, услуг (млн. руб)


1526

1393

91,3


Примечание - Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.

В 2014 г. запланировано достижение следующего уровня основных целевых показателей социально-экономического развития:

уровень рентабельности продаж - 4,0%

темп роста номинальной заработной платы запланирован на 138,1%

инвестиции в основной капитал 6000 млн. руб.

В соответствии с программой модернизации на 2013-2016 годы ОАО "Стройдетали" должно решить следующие задачи:

увеличить объемы её продаж;

создать новые высокопроизводительные места и частично произвести модернизацию имеющихся;

повысить технологические возможности производства, качество производимой продукции. [3]

1. Управление логистикой на предприятии


Организационная структура предприятия имеет четко выраженное линейное управление с функциональными службами, обслуживающими и влияющими на работу производственных цехов и участков.

Предприятие возглавляет генеральный директор, который осуществляет руководство текущей деятельностью, несет ответственность за деятельность предприятия, осуществляет ее в пределах своей компетенции и контролирует деятельность всех структурных подразделений.

На ОАО "Стройдетали" функции логистики (маркетинга), сбыта, закупок выполняет служба снабжения.

Основные задачи службы:

разработка маркетинговой стратегии предприятия;

анализ потребительских свойств производимой продукции, прогнозирование потребительского спроса и рыночной конъюнктуры;

участие в разработке стратегии развития предприятия;

выявление основных внутренних и внешних проблем предприятия и разработка оптимальных способов их решения;

разработка стратегии проведения рекламных мероприятий и стимулирование сбыта;

исследование существующих сетей сбыта и систем снабжения;

разработка и реализация долгосрочной, среднесрочной, краткосрочной стратегии сбыта;

ориентация закупок, производства и сбыта на выполнение настоящих и будущих запросов потребителей, их требований к предоставляемым комбинатом товарам;

организация выставок;

своевременная подготовка и заключение договоров на поставку готовой продукции;

обеспечение выполнения планов поставки продукции в сроки по номенклатуре в соответствии с заключёнными договорами, контроль за соблюдением режима поставок;

содействие реализации ценовой политики предприятия.

обеспечение учёта приёмки и отчётности по отгрузке продукции, контроль за поставкой продукции структурным единицам и соблюдением нормативов остатка готовой продукции;

В современных рыночных условиях при высокой конкуренции успех товара, обладающего даже очень высокими потребительскими свойствами и отвечающего всем требованиям рынка, невозможен без его продвижения. Причем продвижение, должно быть комплексным, всесторонним среди коммуникаций с покупателем. Маркетинг представляет собой процесс выявления, предугадывания потребностей клиентов, организации соответствующей ожиданиям рекламы и производства с целью повышения количества продаж и максимизации прибыли.

В маркетинге принято соблюдение следующих пяти основных принципов:

производство и продажа товаров должны соответствовать потребностям покупателей, рыночной ситуации и возможностям компании;

полное удовлетворение потребностей покупателей и соответствие современному техническому и художественному уровню;

присутствие на рынке на момент наиболее эффективно возможной продажи продукции;

постоянное обновление выпускаемой или реализуемой продукции;

единство стратегии и тактики для быстрого реагирования на изменяющийся спрос. [11]

В качестве основных рыночных ориентиров деятельности ОАО "Стройдетали" можно определить следующие средне - и долгосрочные цели:

получение прибыли за счет удовлетворения потребностей заказчика в качественной продукции;

наращивание объемов производства выпускаемой продукции и соответственно увеличение объема реализации;

увеличение своей доли на существующем рынке, завоевание новых рынков сбыта за счет повышения качества продукции;

закрепление положительного имиджа предприятия среди потребителей [2].

Таблица 1.1 Состав работников, выполняющих логистические функции

Наименование показателя

Количество работников, выполняющих логистические (маркетинговые) функции

Со специальным образованием в области логистики (маркетинга)

1

С высшим экономическим образованием

3

С высшим юридическим образованием

1

С высшим техническим образованием

1

Со средним специальным образованием

2

Женщин

3

Мужчин

5

В возрасте до 30 лет

2

В возрасте 31-45 лет

3

В возрасте 46-55 лет

3

Свыше 55 лет

-

Свободно владеющих иностранными языками


Примечание - Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.

Изучив и проанализировав возрастной, половой, образовательный уровень работников, выполняющих логистические функции (таблица 1.1) можно сделать вывод, что в коммерческом управлении предприятия преобладает мужской коллектив в активном возрасте, с достаточным опытом работы, имеющий как высшее экономическое образование, так и специально образование в области логистики (маркетинга).

Таблица 1.2 Функции логистики (маркетинга), выполняемые на предприятии

Функции логистики

Наименование структурного подразделения

Должность работника, выполняющего функцию

Должностные обязанности в связи с выполнением функции

Сбыт готовой продукции

Отдел сбыта

Экономисты отдела сбыта

1. заключение и оформление договоров с заказчиками 2. контроль за своевременным поступлением средств за реализованную продукцию (услуги) по заключенным договорам 3. приём и обработка заявки 4. контроль за отгрузкой товара 5. Выписка ТТН

Участие в проводимых тендерах


Экономист отдела сбыта

1. подготовка конкурсной документации 2. участие в тендере


Примечание - Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.

Порядок взаимодействия служб логистики (маркетинга) с другими структурными подразделениями предприятия.

Планово-экономическим отделом:

получение - текущих и перспективных планов производства по номенклатуре объему товарной продукции по производственным подразделениям и предприятию в целом, проектов оптовых и розничных цен на продукцию предприятия, тарифов на работы (услуги), среднесрочных и долгосрочных комплексных планов производственной, финансовой и коммерческой деятельности (бизнес-планов) предприятия, плановых технико-экономических нормативов материальных и трудовых затрат;

предоставление - планов поставок готовой продукции; данных об отгрузке продукции; сведений о складских запасах готовой продукции.

Техническим отделом:

получение - чертежей, спецификаций, технических условий, иной технической документации; изменений, вносимых в техническую документацию; информации о внедрении в производство новой продукции и о снятии с производства продукции, не пользующейся спросом, сведений о технологических особенностях выпускаемой продукции, таблиц взаимозаменяемости материалов, норм расхода материальных ресурсов, расчетов потребности предприятия в оборудовании; технических требований на материалы;

предоставление - запросов о допустимости отклонений в качестве материалов, сырья, полуфабрикатов, оборудования, запросов о технических требованиях, предъявляемых к сырью, материалам и готовой продукции, предложений о снятии с производства продукции, не пользующейся спросом, отчета о выполнении планов реализации продукции.

Бухгалтерией:

получение - обязательств и хозяйственных операций, поступающих основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, результатов хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, результатов экономического анализа хозяйственно-финансовой деятельности предприятия по данным бухгалтерского учета и отчетности, сведений о движении готовой продукции и материально-технических средств, нормативов складских запасов готовой продукции, данных о реализации сверхнормативных остатков материальных ресурсов, другой бухгалтерской и статистической отчетности;

предоставление - проектов планов реализации продукции, сведений о наличии запасов готовой продукции на складах, данных о сверхнормативных остатках готовой продукции, заключений по претензиям потребителей, данных учета выполнения заказов и договоров, отгрузки и остатков нереализованной готовой продукции, актов о списании продукции, согласований условий и сроков поставок, экономически обоснованных нормативов производственных (складских) запасов материальных ресурсов.

Бюро организации труда и заработной платы:

получение - утвержденного штатного расписания, положения о премировании работников отдела, консультаций по вопросам трудового права;

предоставление - проекта штатного расписания.

Отделом технического контроля:

получение - заключений о соответствии качества поступающих на предприятие материальных ресурсов (сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий) стандартам и техническим условиям, предложений по повышению качества выпускаемой продукции, актов приемки по качеству и комплектности, указаний о приостановке приемки материальных ресурсов, несоответствующих стандартам, техническим условиям, утвержденным образцам (эталонам) и технической документации, условиям поставок и договоров, заключений по рекламациям, паспортов, сертификатов качества, других документов, подтверждающих качество готовой продукции, документации, подлежащей передаче потребителю;

предоставление - планов материально-технического снабжения предприятия; рекламаций потребителей готовой продукции, паспортов, сертификатов качества, технических условий и других сопроводительных документов поставщиков на материально-технические ресурсы, документов, необходимых для предъявления претензий поставщикам.

Производственными подразделениями:

получение - сведений о выполнении плана производства продукции по установленной номенклатуре, актов о сдаче готовой продукции, акты переработки давальческого сырья, заявок на обеспечение необходимыми материально-техническими ресурсами, документов, подтверждающих получение материальных средств, сведений о соблюдении лимитов на получение материальных ресурсов и их расходовании по прямому назначению, данных о наличии запасов материалов и комплектующих изделий на рабочих местах;

предоставление - плана материально-технического снабжения, материально-технических ресурсов по заявкам цеха, сведений о наличии складских запасов материальных ресурсов, лимитов на отпуск материальных ресурсов; планов реализации продукции

Отделом технического контроля:

получение - заключений о соответствии качества поступающих на предприятие материальных ресурсов (сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий) стандартам и техническим условиям, предложений по повышению качества выпускаемой продукции, актов приемки по качеству и комплектности, указаний о приостановке приемки материальных ресурсов, несоответствующих стандартам, техническим условиям, утвержденным образцам (эталонам) и технической документации, условиям поставок и договоров, заключений по рекламациям, паспортов, сертификатов качества, других документов, подтверждающих качество готовой продукции, документации, подлежащей передаче потребителю;

предоставление - планов материально-технического снабжения предприятия; рекламаций потребителей готовой продукции, паспортов, сертификатов качества, технических условий и других сопроводительных документов поставщиков на материально-технические ресурсы, документов, необходимых для предъявления претензий поставщикам.

Производственными подразделениями:

получение - сведений о выполнении плана производства продукции по установленной номенклатуре, актов о сдаче готовой продукции, акты переработки давальческого сырья, заявок на обеспечение необходимыми материально-техническими ресурсами, документов, подтверждающих получение материальных средств, сведений о соблюдении лимитов на получение материальных ресурсов и их расходовании по прямому назначению, данных о наличии запасов материалов и комплектующих изделий на рабочих местах;

предоставление - плана материально-технического снабжения, материально-технических ресурсов по заявкам цеха, сведений о наличии складских запасов материальных ресурсов, лимитов на отпуск материальных ресурсов; планов реализации продукции;

Строительно-хозяйственным участком:

получение - долгосрочных, среднесрочных и текущих планов капитального строительства, сведений об использовании финансовых средств для осуществления капитальных вложений, информации об объеме незавершенного строительства, сведений о выполнении проектными и строительными организациями договорных обязательств, сведений о банковских операциях по заключенным договорам с подрядными организациями;

предоставление - проектов планов капитальных вложений, результатов анализа эффективности финансовых вложений в капитальное строительство; нормативов оборотных средств.

Юридическо-кадровым бюро:

получение - заключений, консультаций по правовым вопросам, разъяснений действующего законодательства, заключений о соответствии действующему законодательству представленных на правовую экспертизу документов; заключений по результатам рассмотрения материалов о состоянии дебиторской задолженности с целью выявления долгов, требующих принудительного взыскания, предложений по укреплению договорной, финансовой дисциплины, заключений по претензиям, искам, предъявленным поставщиками; оформленных претензий и исков предприятия к недобросовестным поставщикам и покупателям;

предоставление - проектов приказов, распоряжений, инструкций и других документов на правовую экспертизу и для визирования, материалов, расчетов, документов, иной информации, необходимой для предъявления претензий, исков к недобросовестным поставщикам или покупателям, а также для подготовки заключений по претензиям, предъявленным поставщиками (покупателями), запросов по правовым вопросам, претензий и исков, предъявленных предприятию.

Маркетинговое исследование - форма бизнес - исследования и направление прикладной социологии, которое фокусируется на понимании поведения, желаний и предпочтений потребителей, конкурентов и рынков в диктуемой рынком экономике [4].

В дополнение к маркетинговым исследованиям, категория бизнес-исследований включает в себя:

Исследование рынка - одна из разновидностей маркетинговых исследований, изучает все аспекты бизнес-среды. Здесь задаются вопросы о конкурентах, структуре рынка, правительственных постановлениях, экономических тенденциях, технических достижениях и многих других факторах, которые составляют бизнес-среду.

Иногда этот термин приписывается финансовому анализу компаний, индустрий или секторов. В этом случае финансовый анализ предоставляет результат инвестиционным консультантам или потенциальным инвесторам, базируясь на проведённом исследовании.

Исследование продукта - отвечает на вопрос, какой продукт можно произвести на базе доступных технологий и какие продукты и технологии могут быть разработаны в ближайшем будущем.

Исследование рекламы - этот вид исследований пытается заранее оценить возможное влияние рекламной кампании, а также измеряет успех прошедшей рекламной кампании [5].

На ОАО "Стройдетали" ведущим специалистом отдела сбыта, обладающим необходимой квалификацией, коммерческого управления за 2014 год было проведено анкетирование 31 потребителей (Приложение). Результат удовлетворения потребителей по оценочным показателям составил:

. удовлетворяет ли качество изделия - 5 баллов;

. удовлетворяет ли срок выполнения заказов - 4 балла;

. устраивает ли цена на продукцию - 5 баллов;

. устраивает ли качество обслуживания - 4 балла;

. устраивает ли дизайн изделий - 5 баллов;

. удобны ли изделия в эксплуатации - 5 баллов;

. надёжны ли изделия - 4 балла;

. удовлетворяют изделия экологическим требованиям - 5 баллов.

Проанализировав результат удовлетворения потребителей по всем критериям, можно сделать вывод о хорошей степени удовлетворенности, так как средняя оценка 4,6 баллов.

2. Товарная политика предприятия


Товарная политика предприятия - определенный набор действий или заранее обдуманных методов и принципов деятельности, благодаря которым обеспечивается преемственность и целенаправленность мер по формированию и управлению ассортиментом товаров [9]. Товар - это все, что может удовлетворять нужду или потребность и представляется рынку с целью привлечения внимания, приобретения, использования и потребления [4].

Разработка и освоение новых видов продукции на ОАО "Стройдетали" проводится по следующим направлениям:

отделочных покрытий дверных полотен и погонажных изделий: шпоны натуральные, шпоны изготовленные по технологии fine-line, плёнки CLPL c 3D эффектом, лакокрасочные покрытия на массиве.

Новой продукцией ОАО "Стройдетали" являются топливные брикеты.

ОАО "Стройдетали" в 2011 году запустило в массовое производство топливные брикеты RUF (немецкий стандарт DIN 51731).

Вот уже много лет топливные брикеты из опилок являются популярным и более экономичным топливом и используются во многих странах мира. Брикеты выпускаются из сухих опилок древесины хвойных и лиственных пород. Так же могут изготавливаться из лузги подсолнечника, риса, гречихи, льна, шелухи овса и др.

Древесные брикеты не включают в себя никаких вредных веществ, в т. ч. клеев. Специально прессованные под большим давлением и при высокой температуре, брикеты имеют форму цилиндра, восьмигранника, либо прямоугольную. Топливные брикеты имеют широкое применение и могут использоваться для всех видов топок, котлов центрального отопления, котлов на дровах и пр., отлично горят в каминах, печках, грилях и пр. Большим достоинством брикетов является постоянство температуры при сгорании на протяжении 4 часов.

Положительным аспектом при использовании древесных брикетов в виде топлива является их минимальное влияние на окружающую среду при сгорании по сравнению с классическим твердым топливом при одинаковой теплотворной способности как, например уголь, но в 15 раз меньшим содержанием пепла (макс 1.0%).

Теплотворность топливных брикетов больше чем у обычных дров и практически равна теплотворности каменного угля. Во время приготовления шашлыков или гриля при попадании жира на угли брикетов они не воспламеняются, а продолжают тлеть или гореть ровным низким пламенем. Большой выгодой брикетов является постоянство температуры при сгорании на протяжении 4 часов. Теплоотдача брикетов: брикеты из древесных опилок 4400 ккал или 18 МJ.

Топливные брикеты - экологически чистый продукт, так как при их производстве не используются никакие добавки. Положительным аспектом при использовании древесных брикетов в виде топлива является их минимальное влияние на окружающую среду при сгорании, по сравнению с классическим твердым топливом при одинаковой теплотворной способности как, например, уголь, но в 15 раз меньшим содержанием пепла (макс 1.0%) который можно использовать в виде минерального удобрения.

Поэтому принимая во внимание все вышеизложенное, а также постоянно повышающиеся цены на природный газ, нефть и другие виды ископаемого топлива и ухудшающуюся экологическую обстановку рынок био-топлива в современном мире будет находиться на подъеме достаточно долгое время, и наше предприятие освоив выпуск топливных брикетов:

а) диверсифицировало номенклатуру продукции на экспорт,

б) увеличило свой экспортный потенциал,

в) получило дополнительную прибыль от переработки отходов деревообработки в готовую продукцию,

За пять месяцев 2013 года предприятие экспортировало топливных брикетов на сумму 145 000 долларов США.

В 2014 году предприятие экспортировало топливных брикетов на сумму примерно 250 000 долларов США.

Предприятие ОАО "Стройдетали" ежегодно вводит в свою линейку одну-две новые модели дверей в год. В 2012 году к основному ассортименту добавили 2 модели: "Rafael", "Mone", а в 2013 году - "Vega" и "Russo". Уже в апреле 2014 года предприятие организовывает выпуск новой модели "Bellini", с различными финишными покрытиями.

С учётом того, что существует и мода на двери и какие-либо модели теряют свою популярность, поэтому предприятие вынуждено следить за трендом, тенденциями рынка, и исключать из своего ассортимента устаревшие модели. Так, в 2009 году была снята с производства модель "Viola", в 2011 году снята модель "Diamant", а в 2012 году такая модель как "Лира в розовом буке".

Вся продукция отгружается на экспорт. В соотношении с белорусским рынком - 50/50.

Рынки сбыта широчайшие: Казахстан, Россия, Молдова, Азербайджан, Литва, Латвия, Кипр, Украина, США.

Товарный знак представляет собой зарегистрированные в установленном порядке изобразительные, словесные, объемные, звуковые обозначения или их комбинации, которые используются владельцем товарного знака для идентификации своих товаров. Исключительное право владельца на использование товарного знака обеспечивается правовой защитой со стороны государства (Приложение).

Вся продукция ОАО "Стройдетали" выпускается под торговой маркой ViLARIO.

Рисунок 1 - Торговая марка ViLARIO

Примечание - Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.

Товарный знак ОАО "Стройдетали" присвоен решением Национального Центра интеллектуальной собственности "О регистрации товарного знака" от 27 декабря 2012 года 20112583. (Приложение). Владельцем товарного знака является ОАО "Стройдетали"

Данный товарный знак размещается на упаковке всех видов продукции, производимой на предприятии, и позволяет потребителям ее идентифицировать и отличать от продукции конкурентов.

Задачей данного товарного знака является идентификация товаров производителя ОАО "Стройдетали" среди аналогичных товаров других производителей.

Товарный знак имеет множество функций:

а) отличительную;

б) рекламную;

в) информационную;

г) охранную;

г) гарантийную;

д) психологическую [1].

Упаковка - это средство или комплекс средств обеспечивающих защиту продукции от повреждений и потерь [8].

Единым видом упаковки ОАО "Стройдетали" является гофракартон и полиэтиленовая плёнка, после чего двери укладываются на поддон, в количестве 45 штук, стягиваются к поддону ПЭТ-лентой. Погонажные изделия упаковываются полиэтиленовой плёнкой и перетягиваются ПЭТ-лентой.

3. Анализ каналов распределения продукции предприятия


Каналы товародвижения - это путь, по которому товары движутся от производителей к потребителям. Благодаря ему устраняются длительные разрывы во времени, месте и права собственности, отделяющие товары и услуги от тех, кто хотел бы ими воспользоваться. В системе маркетинга каналы товародвижения выполняют разнообразные функции:

исследовательская работа - сбор информации, необходимой для планирования и облегчения обмена;

стимулирование сбыта - создание и распространение увещевательных коммуникаций о товаре;

установление контактов - налаживание и поддержание связи с потенциальными покупателями;

приспособление товара - подгонка товара под требования покупателей. Это касается таких видов деятельности, как производство, сортировка, монтаж и упаковка;

проведение переговоров - попытки согласования цен и прочих условий для последующего осуществления акта передачи собственности или владения;

организация товародвижения - транспортировка и складирование товара;

финансирование - изыскание и использование средств для покрытия издержек по функционированию канала;

принятие риска - принятие на себя ответственности за функционирование канала.

Выполнение первых пяти функций способствуют заключению сделок, а оставшиеся завершению уже заключенных сделок.

Такой широкий спектр выполняемых сбытовыми фирмами функций обеспечивает сбыт товаров через них более эффективно и с меньшими затратами на единицу продукции, чем при прямом методе сбыта. [6]

Таблица 3.1 Основные участники каналов распределения

Участники каналов распределения

Вид продукции (двери межкомнатные деревянные)

Вид продукции (погонажные изделия)

Конечный потребитель (прямой канал)

+

+

Дилер

+

+

Дистрибьютор

-

-

Оптовый посредник

+

+

Розничный посредник

+

+


Примечание - Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.

Основные участники каналов распределения.

ОАО "Стройдетали"


Двери деревянные межкомнатные

Погонажные изделия




 Региональные дилеры в РБ

 Региональные дилеры за рубежом

 Собственная розничная сеть



Мелкооптовые потребители

Розничные предприятия

Мелкооптовые потребители

Конечный потребитель


Розничные предприятия

Конечный потребитель

Розничные предприятия

 Конечный потребитель


Конечный потребитель

Конечный потребитель

Рисунок 2 - Основные участники каналов распределения

Примечание - Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.

Из вышеуказанных таблицы и схемы мы видим, что основными участниками каналов распределения являются дилеры в РБ, дилеры за рубежом, собственная розничная сеть. Это те участники, которые непосредственно работают с предприятием - изготовителем и приобретают весь его объём производства. Дилер (распространитель, продавец) - это физическое или юридическое лицо, которое закупает оптом <#"816135.files/image002.gif">

Рисунок 1 - Методы распределения продукции на ОАО "Стройдетали"

Примечание - Источник: собственная разработка на основе данных предприятия.

1 Создание дилерской сети и сбор информации от дилеров о потребностях покупателей;

2 Повышение качества продукции;

3 Расширение ассортимента изделий;

4 Рассылка рекламных материалов конкретным потребителям, род деятельности которых прямо или косвенно связан с одним из направлений работы предприятия. Выбор именно такого способа рекламы обоснован тем, что он является более эффективным и менее дорогостоящим, нежели другие виды рекламы;

         Создание сети послепродажного и гарантийного обслуживания в зарубежных странах;

6       Поддержание действующего web-сайта предприятия (http://www.stroydetali. by/) для оперативного и полноцветного информирования потенциальных покупателей о продукции, соответствия современным требованиям бизнеса;

         Возможность работы предприятия "под заказ", благодаря чему наиболее полно учитываются интересы заказчика,

         Выбор оптимального способа транспортировки (если иное не оговаривается заказчиком). Оптимальность определяется стоимостью и временем транспортировки.

         Активная выставочная деятельность;

         Освоение новых перспективных рынков;

         Формирование положительного имиджа предприятия в глазах иностранных и отечественных покупателей;

12     Консультирование покупателей.

При этом особое внимание уделяется поиску резервов для снижения затрат на выпуск готовой продукции с целью повышению ее конкурентоспособности. Среди таких мер можно выделить следующие:

1 Снижение норм расхода основных материалов;

2 Совершенствование учета материалов и покупных комплектующих изделий;

3 Приобретение материалов на предприятиях-изготовителях, минуя посредников;

4 Рациональная система использования энергоресурсов, перевод технологии на более дешевые виды источников энергии.

Для управления конкретными логистическими процессами (в том числе запасами) ОАО "Стройдетали" необходимо знать факторы, учитываемые при оптимизации определенных решений.

Например:

. При расчете оптимального объема поставляемой партии необходимо знать:

затраты на формирование запасов и/или затраты на заказ;

затраты на поддержание запасов;

. При расчете уровня резервного (гарантированного) запаса необходимо знать:

издержки при исчерпании запаса;

затраты на поддержание запасов;

. При выборе посредников необходимо учитывать имеющуюся информацию по сотрудничеству с ними других предприятий.

Для уменьшения риска предпочтение отдается оптовым покупателям, которые не берут продукцию на реализацию, а сразу производят оплату за отгруженную продукцию. Товар отдается на реализацию только после надлежащей проверки фирмы-партнера.

Подбор специальных агентов и дистрибьюторов.

В настоящее время ведется работа по поиску региональных представителей и дистрибьюторов продукции предприятия. Осуществляется всесторонняя проверка фирм, которые претендуют на то, чтобы стать дистрибьюторами предприятия. Перспективным типом клиента является средняя или крупная компания, которая профессионально занимается представлением интересов производителей в своем регионе. Для небольших унитарных государств планируется определение одного крупного дистрибьютора или нескольких средних, для государств, имеющих четкое разделение по регионам - представитель в каждом регионе.

Кроме того, оптимизация планируемой к выпуску продукции проводится на основании следующих мероприятий:

·  улучшение дизайна продукции;

·  улучшение эргономики продукции (удобство пользования, вес изделия);

·  улучшение качества продукции (уменьшение количества бракованных деталей, улучшение технических характеристик, увеличение срока службы изделия);

·  сокращение сроков поставки продукции;

·  гарантийное и послегарантийное обслуживание;

·  снижение цен.

Характеристика рынков распределения продукции.

Сбыт продукции для предприятия важен по ряду причин: объем сбыта определяет другие показатели предприятия (величину доходов, прибыль, уровень рентабельности). Кроме того, от сбыта зависят производство и материально-техническое обеспечение. Таким образом, в процессе сбыта окончательно определяется результат работы предприятия, направленный на расширение объемов деятельности и получение максимальной прибыли.

Коммерческая деятельность по сбыту продукции на предприятии весьма многогранна, она начинается с координации интересов предприятия-производителя с требованиями рынка. Производитель продукции заинтересован в снижении издержек производства, а это возможно достичь при больших объемах производства и небольшой номенклатуре выпускаемой продукции. Однако рынок требует другого: потребители заинтересованы в большом выборе качественной, разнообразной продукции с различными потребительскими свойствами по приемлемой цене. В конечном итоге производственная программа предприятия, номенклатура, качество продукции должны определяться доходами и платежеспособным спросом потребителей: предприятий, организаций и населения.

Планирование ассортимента продукции тесно связано с планированием сбыта продукции. Планирование сбыта включает составление плана сбыта предприятия, формирование портфеля заказов, выбор наиболее эффективных каналов сбыта продукции, распределение объема сбыта товаров по регионам.

Для разработки плана сбыта, на предприятии в первую очередь должен быть составлен прогноз объема сбыта.

Построение канала сбыта на рынке состоит из шести шагов, пройдя которые предприятие сможет добиться значительного успеха в данном направлении.

Шаг первый: анализ каналов сбыта конкурентов.

Необходимо провести всестороннее изучение всех существующих каналов сбыта конкурентов и разработать свою маркетинговую стратегию в соответствии с этими знаниями. Оценка сильных и слабых сторон конкурентов.

Шаг второй: анализ требований клиентов/конечных потребителей к удовлетворению их потребностей.

Необходимо оценить, что клиент или конечный потребитель требует от организации, продающей конкурентную продукцию. Можно опросить достаточное количество покупателей, чтобы определить, как хорошо они знают нашу продукцию, у кого они покупают продукцию подобного типа, собираются ли они покупать какую-либо продукцию у своих дистрибьюторов в будущем.

Шаг третий: определение обязанностей партнеров по каналу сбыта. Здесь определяется и ранжируется то, что должны делать все звенья канала сбыта: продажа, поддержка канала, физическое перемещение продукции, принятие риска.

Шаг четвертый: изучить все возможные структуры каналов сбыта. Внимательно изучить и определить, какие структуры каналов сбыта из всех возможных доступны для предприятия. На данном этапе происходит последовательный перебор возможных путей сбыта и их описание. Принимаются решения относительно следующего:

)        Протяженность канала распределения (прямой сбыт, продажа через посредника, продажа через многоуровневую систему посредников);

2)      Типы посредников, с которыми возможно сотрудничество (оптовые, мелкооптовые, розничные);

)        Количество посредников одного типа на каждом уровне (т.е. характер охвата рынка);

)        Особенности структуры международного канала сбыта.

Шаг пятый: принятие решения по поводу партнеров по каналу сбыта. На этом шаге необходимо принять окончательное решение по поводу партнеров по каналу сбыта и последовательности их привлечения.

Шаг шестой: переговоры и подписание контрактов с выбранными дистрибьюторами.

На этом шаге надо представить ваш план построения канала сбыта вашим потенциальным партнерам. Чтобы добиться успеха, нужно иметь четкий стратегический план, в котором представлены причины, почему иметь дело с выбранным партнером будет выгодно.

Процесс выбора партнеров по каналу сбыта можно разделить на три этапа: определение доступности участников канала, проведение первоначальной оценки участников, подробный анализ участников.

ОАО "Стройдетали" динамично развивающиеся предприятие, с 1993 года на предприятии приступили к решительному реформированию производства, основой являлась стратегия, выработанная на основе глубокого анализа мирового опыта - сужение специализации, направленное на достижение совершенства в избранной сфере деятельности.

Но даже при этом можно дать ряд недостатков в логистической деятельности предприятия.

Во-вторых, на внутреннем рынке предприятие использует логистические каналы нулевого уровня, т.е. не привлекает к своей деятельности посредников. Необходимо прибегать к торговому посредничеству. Огромное число сделок в международной торговле осуществляется с помощью посредников - торговых фирм, организаций и физических лиц, занимающих промежуточное положение между производителями товаров и услуг и их конечными потребителями.

Список использованных источников


1. Акулич. И.Л. Маркетинг: учебник / И.Л. Акулич. - 6-е изд., испр. - Минск: Выш. шк., 2009. - 511с.

. Барановский, С.И. Стратегический маркетинг: учеб. пособие / С.И. Барановский, Л.В. Лагодич. - Минск: ИВЦ Минфина, 2005. - 298с.

. Бизнес-план ОАО "Стройдетали".

. Добромудрова, И.А. Маркетинг: курс лекций / И.А. Добродумова - Минск: Академия управления при Президенте Респ. Беларусь, 2004 - 126 с.

. Дурович, А.П. Маркетинговые исследования: учеб. пособие / А.П. Дурович. - Минск: ТетраСистемс, 2009. - 432с.

. Макаревич, Р. Реклама - двигатель торговли, или Азбука продвижения товара / Р. Макаревич // Гермес. - 2012г. - №1. - С.53 - 59.

. СТП 007-04 ОАО "Стройдетали".

. Самойлов, М.В. Упаковка товаров: пособие / М.В. Самойлов, М.А. Зильберглейт, А.А. Губарев. - Минск: БГЭУ, 2009. - 145с.

. Сыцко, В.Е. Товарная политика предприятия отрасли: учеб. пособие / В.Е. Сыцко, В.В. Садовский, Л.В. Целикова - Минск: Выш. шк., 2007. - 239с.

. Устав ОАО "Стройдетали" зарегистрированный Минским областным исполнительным комитетом от 21 июня 2007 г. реш. № 691.

11. http://ru. wikipedia.org <http://ru.wikipedia.org>.

. <http://www.bibliotekar.ru/marketing-3/69.htm>.

Похожие работы на - Анализ маркетинговой деятельности предприятия ОАО 'Стройдетали'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!