Особенности администрирования системы местных налогов и сборов

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    108,17 Кб
  • Опубликовано:
    2015-06-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Особенности администрирования системы местных налогов и сборов

Содержание

налог сбор местный администрирование

Введение

1. Теоретические аспекты налогообложения местных налогов и сборов

1.1 Понятие и сущность местного налогообложения в системе налогов и сборов

1.2 Состав местных налогов и сборов в налоговом законодательстве Российской Федерации

. Администрирование налогообложения местными налогами

2.1 Анализ показателей налоговых поступлений в местный бюджет

2.2 Анализ налогового администрирования на примере Инспекции ФНС по Заельцовскому району г. Новосибирска

3. Разработка рекомендаций по улучшению налогового администрирования местных налогов и сборов на примере ИФНС по Заельцовскому району г. Новосибирска

3.1 Проблемы налогового администрирования местных налогов и сборов

3.2 Рекомендации по улучшению налогового администрирования местных налогов и сборов на примере ИФНС по Заельцовскому району г. Новосибирска

Заключение

Список использованных источников

Введение


Одним из важнейших инструментов осуществления экономической политики государства всегда были и продолжают оставаться налоги. В связи с отменой большинства местных налогов актуальным становится вопрос о дополнительном финансировании местных бюджетов по причине того, что доля местных налогов и сборов слишком мала для самостоятельного функционирования регионов на эти средства.

Государство может воздействовать на ход экономической жизни, лишь располагая определенными денежными средствами. Их должны предоставить все заинтересованные в выполнении функций государства стороны - граждане и юридические лица. Для этого и существует система налогов, т.е. обязательных платежей государству.

Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды.

Изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и есть сущность налога.

Развитие экономики напрямую зависит от качества ее налоговой системы, от ее возможности обеспечить экономический рост и финансовую стабильность.

Объект исследования - местные налоги и сборы на примере ИФНС по Заельцовскому району г. Новосибирска.

Предмет исследования - администрирование местных налогов и сборов.

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы, опираясь на теоретико-методологическую основу выявить особенности администрирования системы местных налогов и сборов.

Поставленная цель обуславливает решение следующих задач:

определить сущность, функции, виды налогов и сборов;

выявить особенности системы местных налогов и сборов;

выбрать методику эффективности взимания местных налогов и сборов;

рассчитать и анализировать показатели налоговых поступлений в местный бюджет на примере ИФНС по Заельцовскому району г. Новосибирска;

показать проблемы администрирования местных налогов и сборов;

выявить основные направления совершенствования местного налогообложения.

В курсовой работе использована теория и методология, изложенная в справочной и учебной литературе российских и зарубежных авторов, в публикациях периодической печати, а также нормативных актах.

Курсовая работа состоит из введения, заключения и трех разделов, первый из которых носит теоретический характер. В нем дается понятие и сущность местного налогообложения в системе налогов и сборов, раскрываются эффективность местных налогов и сборов в системе налогового администрирования.

Во втором разделе представлен структурно-динамичный анализ показателей, характеризующих контрольную деятельность ИФНС по Заельцовскому району г. Новосибирска за период с 2010 года по 2012 год, подробно характеризируются местные налоговые поступления.

В третьем разделе выявляются проблемы и даются рекомендации по повышению эффективности налогового администрирования в ИФНС по Заельцовскому району г. Новосибирска.

1. Теоретические аспекты налогообложения местных налогов и сборов

 

.1 Понятие и сущность местного налогообложения в системе налогов и сборов

 

Бесперебойное финансирование предусмотренных бюджетами мероприятий требует систематического пополнения финансовых ресурсов на федеральном, региональном и местных уровнях. Это достигается в основном за счет уплаты юридическими и физическими лицами налогов и других обязательных платежей. В соответствии с действующим налоговым законодательством и другими нормативными актами плательщики обязаны уплачивать указанные платежи в установленных размерах и в определенные сроки.

Согласно Конституции РФ определено, что каждое муниципальное образование должно иметь собственный бюджет.

Статьей 1 Федерального закона "О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации" и статьей 28 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" вводится понятие "местные финансы". Бюджетный кодекс РФ определяет местный бюджет как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления.

Местные бюджеты входят в структуру единой бюджетной системы РФ, составляя третий уровень, после федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Местный бюджет представляет собой совокупность регулируемых нормами права общественных отношений, складывающихся по поводу формирования и расходования денежных средств для осуществления функций и компетенции местного самоуправления.

Экономическая сущность местных бюджетов проявляется непосредственно через их назначение и выполнение органами власти функций, представленных на рисунке 1.1.

Рисунок 1.1 - Экономическая сущность местных бюджетов

Таким образом, сущность местных бюджетов заключается в следующем:

формирование фондов, которые являются финансовым обеспечением деятельности местных органов самоуправления;

контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций, предприятий и учреждений, подведомственных органам местной власти;

распределение государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества [13, с. 169].

Местные бюджеты имеют важное значение в обеспечении комплексного развития города, повышения жизненного уровня налогоплательщиков.

Кроме того, местные бюджеты связаны со всеми физическими и юридическими лицами, расположенными на данной территории, множеством взаимоотношений, как по линии изъятия доходов, так и выделения бюджетных средств.

Под собственными доходами местного бюджета понимаются виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за местными бюджетами.

Собственные доходы состоят из налоговых и неналоговых доходов. К налоговым доходам относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ местные налоги и сборы. К неналоговым доходам местных бюджетов относят доходы от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности; доходы от платных услуг, оказываемых органами местного самоуправления; доходы в виде финансовой помощи.

Важную роль в формировании доходов бюджетов всех уровней играют налоги (федеральные, региональные и местные), представленные на рисунке 1.2.

Рисунок 1.2 - Система налогов и сборов в Российской Федерации

Из рисунка 1.2 видно, что местными налогами в системе налогов и сборов РФ признаются 2 налога: налог на имущество физических лиц и земельный налог.

1.2 Состав местных налогов и сборов в налоговом законодательстве Российской Федерации


Местные налоги - это налоги и сборы, поступающие в доход местных бюджетов и (или), устанавливаемые местными органами власти и взимаемые на подведомственной им территории.

Местные налоги устанавливаются Налоговым кодексом РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов. Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах.

При установлении местных налогов представительными органами муниципальных образований (законодательными (представительными) органами государственной власти городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга) определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов, если эти элементы налогообложения не установлены Налоговым кодексом РФ. Иные элементы налогообложения по местным налогам и налогоплательщики определяются настоящим Кодексом.

Представительными органами муниципальных образований могут устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения в порядке и пределах, предусмотренных Налоговым кодексом [3].

Распределение налогов и обязательных платежей и закрепление их конкретных видов за федеральными, региональными и местными бюджетами является базой для формирования доходов бюджетов различных уровней. Такое распределение должно обеспечивать самостоятельность местных бюджетов и повысить их роль в проведении государственной политики, дать возможность органам местного самоуправления самостоятельно формировать свои бюджеты и разрабатывать прогнозы социально- экономического развития на длительную перспективу.

Таким образом, в соответствии со статьей 15 Налогового кодекса РФ к местным налогам относятся налоги, представленные на рисунке 1.3.

Рисунок 1.3 - Структура местных налогов в системе  налогообложения РФ

Местные налоги и сборы согласно Конституции Российской Федерации (ч. 1 ст. 132) устанавливаются органами местного самоуправления, что отнесено к числу важнейших вопросов местного значения, позволяющих муниципальным органам проводить во многом самостоятельную от государства и в интересах населения налоговую политику, оказывающую сильное влияние на экономическую, социальную, политическую, экологическую, криминальную и т.д. ситуации, складывающиеся на территории муниципального образования.

В соответствии со статьей 57 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" определено:

перечень местных налогов и сборов и полномочия органов местного самоуправления по их установлению, изменению и отмене устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

органы местного самоуправления городского округа обладают полномочиями по установлению, изменению и отмене местных налогов и сборов, установленными законодательством Российской Федерации о налогах и сборах для органов местного самоуправления поселений и муниципальных районов;

доходы от местных налогов и сборов зачисляются в бюджеты муниципальных образований по налоговым ставкам, установленным решениями представительных органов местного самоуправления в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;

в бюджеты поселений, входящих в состав муниципального района, в соответствии с едиными для всех данных поселений нормативами отчислений, установленными нормативными правовыми актами представительного органа муниципального района, могут зачисляться доходы от местных налогов и сборов, подлежащие зачислению в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах в бюджеты муниципальных районов.

Установление указанных нормативов решением представительного органа муниципального района о бюджете муниципального района на очередной финансовый год или иным решением на ограниченный срок не допускается [4].

Налога на имущество физических лиц устанавливается Законом Российской Федерации от 9 декабря 1991 г. №2003-1 "О налогах на имущество физических лиц". Согласно статье 1 указанного Закона плательщиками данного местного налога признаются физические лица - собственники имущества, признаваемого объектом налогообложения. Объектами налогообложения (ст. 2) признаются: жилые дома, квартиры, дачи, гаражи и иные строения, помещения и сооружения. Ставки налога (ст. 3) устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в зависимости от суммарной инвентаризационной стоимости.

Размеры ставок налога на строения, помещения и сооружения, принадлежащие гражданам на праве собственности, подлежащего уплате в бюджет в соответствии с законодательством Российской Федерации, определены в Решении городского Совета от 25.10.2000 №371 "Об утверждении ставок налогов на имущество физических лиц" (в ред. от 23.09.2009 №1363, от 28.09.2010 №131).

В Новосибирске налог на имущество в 2012 г. поступал в местные бюджеты не в полном объеме, а по дифференцированным нормативам отчислений в размере от 0,09 до 2% [5].

Согласно статье 388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Не признаются таковыми организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозмездного срочного пользования или переданных им по договору аренды.

Объектом налогообложения (ст. 399) признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования (городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга), на территории которого введен налог. Не признаются таковым земельные участки:

изъятые из оборота в соответствии с законодательством;

ограниченные в обороте в связи с тем, что они:

заняты особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;

предоставлены для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд;

в соответствии с законодательством Российской Федерации находятся в пределах лесного фонда;

заняты находящимися в государственной собственности водными объектами в составе водного фонда, за исключением земельных участков, занятых обособленными водными объектами.

Согласно статье 390 НК РФ налоговая база рассматриваемого местного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектом налогообложения.

Таким образом, необходимо отметить, что без укрепления финансовой основы местного самоуправления, повышения финансовой самостоятельности муниципальных образований, в том числе расширения налоговых и бюджетных полномочий органов местного самоуправления, невозможно добиться эффективности местного самоуправления, качества предоставляемых муниципальными службами общественных услуг населению.

2. Администрирование налогообложения местными налогами

 

.1 Анализ показателей налоговых поступлений в местный бюджет


В Инспекции ФНС по Заельцовскому району г. Новосибирска состоит на налоговом учете в 2012 году: организаций - 39818, индивидуальных предпринимателей - 9138; в 2011 году: организаций - 39706, индивидуальных предпринимателей - 9686; в 2010 году: организаций - 39306, индивидуальных предпринимателей и лиц, занимающихся частной практикой- 9686. Эта информация представлена в таблице 2.1.

Таблица 2.1

Количество организаций и индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете в Инспекции ФНС по Заельцовскому району г. Новосибирска

Показатели

Количество, единицы


2010 год

2011 год

2012 год

Организации

39306

39706

39818

Индивидуальных предпринимателей

9 012

9 138

9 686


Количество организаций, состоящих на налоговом учете в Инспекции ФНС по Заельцовскому району г. Новосибирска в 2012 году увеличилось на 112 организаций, индивидуальных предпринимателей увеличилось на 548 по сравнению с 2011 годом и на 482 и 674 соответственно по сравнению с 2010 г.

Основные показатели работы Инспекции ФНС по Заельцовскому району г. Новосибирска за период с 2010 г. по 2012 г. представлены в таблице 2.2.

В Инспекции ФНС по Заельцовскому району г. Новосибирска в 2012г. поступило в бюджет всего налогов в сумме 692508 тыс. руб., что на 31% больше, чем в 2011 г., на 34% по сравнению с 2010 г. Также в 2012 г. увеличилась недоимка на 16% по сравнению с 2011 г. и на 64% по сравнению с 2010 г. Данные показатели говорят о недостаточно работы отдела по работе с задолженностью налогоплательщиков.

Таблица 2.2 - Показатели начислений и поступлений налогов, сборов и иных обязательных платежей Инспекции ФНС по Заельцовскому району г. Новосибирска, тыс. руб.

Показатели

За 2010г.

За 2011г.

За 2012г.

Поступило в бюджет,  в т.ч.

518676

528587

692508

В федеральный бюджет

177607

214182

335290

В бюджет субъектов РФ и местный бюджет

341069

314405

357218

Недоимка по налогам всего, в том числе

66453

94266

108936

В федеральный бюджет

35730

63255

58297

В бюджет субъектов РФ и местный бюджет

40470

31011

50227

Дополнительно начислено в бюджет по выездным проверкам, всего в том числе

45369

45220

48308

Налог на прибыль

35429

30120

34124

НДС

11232

12461

12136

Налог на имущество

564

1934

1575

Земельный налог

728

705

473


В Инспекции ФНС по Заельцовскому району г. Новосибирска в 2012 г. дополнительно начислено в бюджет по результатам выездной налоговой проверки местных налогов: налога на имущество - 1575 тыс. руб., земельного налога - 473 тыс. руб., что на 81% и 33% меньше по сравнению с 2011 г.

Доля налоговых поступлений по Инспекции ФНС по Заельцовскому району г. Новосибирска представлена в таблице 2.3.

Таблица 2.3 - Доля налоговых поступлений по Инспекции ФНС по Заельцовскому району г. Новосибирска

Наименование налога

За 2010г.

За 2011г.

За 2012г.

Налог на прибыль организаций

66%

39%

15%

НДФЛ

8%

12%

19%

НДС

20,5%

20%

32%

Местные налоги

5%

10%

8%

Специальные режимы

0,8%

6%

7%


Доля местных налогов в 2012г. составила 8% в общем объеме поступлений всех налогов. По сравнению с 2011г. доля уменьшилась на 2%, а в сравнение с 2010 г. доля местных налогов увеличилась на 3%.

Согласно таблице 2.4 и аналитических записок о поступлении налоговых платежей и состоянии задолженности по ним Инспекции ФНС России по Заельцовскому району г. Новосибирска за 2011-2012 года:

Таблица 2.4 - Показатели начислений и поступлений местных налогов в Инспекции ФНС по Заельцовскому району г. Новосибирска, тыс. руб.

Показатели

За 2010г.

За 2011г.

За 2012г.

Начислено в бюджет, в т ч

74219

83451

115623

- налог на имущество физических лиц

26182

25143

26124

- земельный налог

48037

58308

89499

Поступило в бюджет, в т ч

73920

71337

112508

- налог на имущество физических лиц

25412

12324

25290

- земельный налог

48508

59013

87218


Увеличение поступлений земельного налога на 28 млн. руб., или на 47,8%, обусловлено ростом числа объектов налогообложения - земельных участков - в результате оформления организациями и физическими лицами права собственности на них, а также погашением рядом организаций задолженности по налогу за 2011 год и досрочной уплатой платежей по декларациям за 2012 год. Увеличение поступлений земельного налога на 10,6 млн. руб., или на 21,6%, обусловлено ростом числа объектов налогообложения - земельных участков - в результате оформления организациями права собственности на них.

Поступления налога на имущество физических лиц увеличились на 13 млн. руб. или в 2,05 раза. Такой значительный рост обусловлен изменением в налоговом законодательстве, в соответствии с которым изменен срок уплаты налога, в связи с чем в 2011 году в бюджет поступали суммы только в погашение задолженности по налогу за прошлые налоговые периоды.

Снижение поступлений налога на имущество физических лиц на 13 млн. руб., или в 2,05 раза, обусловлено изменениями в налоговом законодательстве. В связи с принятием Федерального закона от 27.07.2010 №229-ФЗ срок уплаты за 2011 год установлен не ранее 1 ноября 2012 года, соответственно в 2011 году в бюджет поступали суммы только в погашение задолженности по налогу за прошлые налоговые периоды.

Низкое поступление налогов является основной проблемой формирования местных бюджетов. Формирование бюджетов зависит от того, в каком количестве и когда поступят налоги и сборы в бюджет. По собираемости налогов можно выделить самую важную проблему - недоимка, т.е. задолженность по налоговым платежам в бюджет.

Одной из основных причин, влияющих на низкое поступление платежей в бюджет, являются несовершенная законодательная база, дающая возможность налогоплательщикам безнаказанно уклоняться от уплаты налогов. Анализ налоговых поступлений в бюджет свидетельствует о том, что 87% налогов поступают в бюджет в результате принудительного взыскания по предъявленным ИФНС по Заельцовскому району г. Новосибирска в банки инкассовым распоряжениям. За 12 месяцев 2012г. налоговой инспекцией предъявлено 4576 инкассовых распоряжений на сумму 341516 тыс. руб.

В связи с борьбой с неплатежами налогов в ИФНС по Заельцовскому району г. Новосибирска проводится целенаправленная повседневная работа по повышению собираемости налоговых платежей и сокращению недоимки. В результате проводимой работы налогоплательщиками добровольно погашено недоимки в сумме 24322 тыс. руб.

Ежемесячно проводятся совещания с руководителями и главными бухгалтерами организаций-недоимщиков по вопросам снижения недоимок, разъясняется порядок проведения расчетов с бюджетом по налогам и сборам.

В инспекции ФНС по Заельцовскому району г. Новосибирска в анализируемом периоде создавались рабочие группы по вопросу поступления в бюджет налогов и сборов, которые проводили проверки по программе, разработанной в ФНС.

Не отчитывающимся предприятиям неоднократно направлялись письма-повестки, по ним направлялись заявки в МВД (отделы по экономическим преступлениям) на розыск руководителей и учредителей. За 2010-2012 гг. ликвидировано по решению арбитражного суда 153 юридических лиц, не отчитывающихся более трех лет.

За 12 месяцев 2012 г. было проведено 154 выездных налоговых проверок юридических лиц и 162 - физических. По результатам выездных проверок дополнительно начислено 17608 тыс. руб., в том числе по земельному налогу - 1357 тыс. руб.

По отделу контроля налогообложения физических лиц за 12 месяцев 2012г. было проведено 191 камеральные налоговые проверки. Дополнительно начислено в бюджет по налоговым проверкам 2 349 тыс. руб., в том числе штрафных санкций и пени 500 тыс. руб.

В Инспекции ФНС России по Заельцовскому району г. Новосибирска состоит на налоговом учете 9686 индивидуальных предпринимателей по состоянию на 01.01.2012. При выездных проверках в 2012 году выявлены налоговые правонарушения у 18 индивидуальных предпринимателей. Дополнительно начислено в бюджет 1567 тыс. руб., в том числе штрафных санкций 315 тыс. руб., взыскано в бюджет 1376 тыс. руб.

Инспекцией ФНС России по Заельцовскому району г. Новосибирска были разработаны предложения по увеличению поступления в бюджет налогов и снижению недоимки по ним:

разработать порядок списания безнадежной к взысканию недоимки;

запретить выдачу лицензий на подакцизные товары налогоплательщикам, имеющим задолженность перед бюджетом;

ужесточить кассовую дисциплину со стороны банков за полнотой и своевременностью зачисления выручки на расчетные счета налогоплательщиков;

проводить активную работу по реализации арестованного имущества налогоплательщиков-недоимщиков.

2.2 Анализ налогового администрирования на примере Инспекции ФНС по Заельцовскому району г. Новосибирска

 

О результатах контрольной работы Инспекции ФНС по Заельцовскому району г. Новосибирска представляет своему вышестоящему органу Управлению ФНС по Новосибирской области отчет формы 2 - НК "Отчет о результатах контрольной работы налоговых органов". Он составляется ежеквартально нарастающим итогом. В отчете указываются данные о количестве состоящих на учете в инспекции юридических и физических лиц по каждому виду налогов; о количестве проверенных плательщиков, и в скольких из них установлены нарушения налогового законодательства; дополнительно начисленная, а также поступившая в бюджет сумма налогов и финансовых санкций; возвращенная плательщиком сумма налога, которая была излишне уплачена в бюджет; количество случаев приостановлении операций по счетам плательщиков финансово-кредитных учреждений; количество материалов, передаваемых в правоохранительные и судебные органы, количество должностных лиц и граждан, на которых наложен административный штраф и сумма штрафа, в том числе уплаченная.

Информация, содержащаяся в отчете формы 2 - НК, является основной для оценки количественных и качественных показателей, характеризующих организацию контрольной работы:

количества выездных налоговых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

сумма доначисленных налогов, пени и штрафов;

процент взысканных налоговых платежей к общей сумме доначисленых налогов, штрафов и пени.

Сопоставление количественных и качественных показателей контрольных отделов инспекции дает объективную оценку уровня организации контрольной работы, выявляет проблемы в контрольной работе и находит пути их решения.

Как видно из таблицы 2.4 в 2011 г. Инспекцией ФНС по Заельцовскому району г. Новосибирска проверено больше всего налогоплательщиков по сравнению с 2010 г. и 2012 г.

Однако делать выводы об уровне организации контрольной работы по абсолютному значению документально проверенных налогоплательщиков неправомерно.

Это связано с тем, что выходя на проверку, налоговый инспектор может столкнуться с большим объемом документооборота, что, естественно, приведет к увеличению срока проверки, и, как следствие, в отчетном периоде он проверит меньше налогоплательщиков.

Рассмотрим анализ организации контрольной работы по показателю "количества проверенных налогоплательщиков" по Инспекции ФНС по Заельцовскому району г. Новосибирска в таблице 2.5.

Таблица 2.5 - Организация контрольной работы по показателю "количества проверенных налогоплательщиков" по Инспекции ФНС по Заельцовскому району г. Новосибирска

Год

среднесписочная численность отдела выездных проверок

Количество проверенных налогоплательщиков всего

Количество налогоплательщиков, состоящих на учете в Инспекции

Количество проверенных налогоплательщиков на одного инспектора

Нагрузка

2010

45

350

39306

8

874

2011

49

400

39706

8

810

2012

47

391

39818

8

847


Исходя из анализа данных таблицы 2.6 видно, что по сумме доначисленых налогов и штрафов в целом и на одного работника больше показала Инспекция ФНС по Заельцовскому району г. Новосибирска в 2011 г. (102897 тыс. руб. и 2100 тыс. руб.). При этом по доначисленным местным налогам в целом и на одного работника инспекция показала лучший результат контрольной работы в 2012 г. (2540 тыс. руб. и 363 тыс. руб.).

Оценка организации контрольной работы инспекции ФНС по Заельцовскому району г. Новосибирска по показателю доначисленных сумм налогов и штрафов в ходе выездных проверок с учетом доли доначислений в сумме поступивших платежей представлена в таблице 2.6.

Таблица 2.6 - Организация контрольной работы инспекции ФНС по Заельцовскому району г. Новосибирска по показателю доначисленных сумм налогов и штрафов в ходе выездных проверок с учетом доли доначислений в сумме поступивших платежей

Год

среднесписочная численность отдела выездных проверок

Доначислено налогов, штрафов всего

Доначислено налогов, штрафов на одного инспектора

среднесписочная численность отдела выездных проверок (по местным налогам)

Доначислено местных налогов, штрафов всего

Доначислено местных налогов, штрафов на одного инспектора

2010

45

83104

1854

7

1897

271

2011

49

102897

2100

7

1823

260

2012

47

83910

1785

7

2540

363



Сумма доначисленных налогов в ходе контрольной работы инспекции зависит от многих факторов:

от квалификации налоговых инспекторов инспекции;

от квалификации налогоплательщиков (главных бухгалтеров) в части налогового законодательства РФ

от уровня разъяснительной работы налогоплательщикам налогового законодательства РФ;

от законопослушания налогоплательщиков.

Для более детального анализа организации контрольной работы Инспекции в целом и отдельно в части местных налогов рассмотрим в таблице 2.7.

Таблица 2.7 - Данные для анализа контрольной деятельности ИФНС по Заельцовскому району г. Новосибирска по местным налогам

Показатели

В целом по ИФНС по Заельцовскому району г. Новосибирска

В части местных налогов


2010

2011

2012

2010

2011

2012

1.поступилоналогов и сборов, тыс. руб.

473797

475370

588349

25051

46854

51656

2.доначислено по результатам контрольной работы,

83104

102897

83910

1897

1823

2540

В т.ч. взыскано, тыс. руб.

13718

36500

27081

1688

1500

2108

3.количество выездных проверок, (шт.)

350

400

391

310

388

313

4.среднесписочная численность работников ИФНС, (чел.)

140

161

161

7

7

7

В т.ч. количество инспекторов, осуществляющих налоговые проверки

45

49

47

4

4

4



Из таблицы 2.7 видно, что поступления налогов в целом по Инспекции ФНС по Заельцовскому району г. Новосибирска увеличились с 2010 г. по 2011 г. на 1573 тыс. руб., с 2011 г. по 2012 г. на 113279 тыс. руб. в части местных налогов на 21803 тыс. руб. и на 4802 тыс. руб. соответственно. Анализ показывает, что результаты контрольной деятельности в целом по ИФНС по Заельцовскому району г. Новосибирска в 2011 году в доле доначисленных налогов и сборов увеличились на 19793 тыс. руб., а в 2012 г. снизились на 18987 тыс. руб.

Это снижение говорит о неэффективном проведения контрольной работы Инспекции в 2012 г. Данный факт подтверждает количество проводимых выездных налоговых проверок: в 2012 году они уменьшились на 75 в части местных налогов. Количество налоговых инспекторов, осуществляющих выездные налоговые проверки, в общем по Инспекции ФНС по Заельцовскому району г. Новосибирска в 2010 г. увеличилось на 4 человека и в 2012 г. уменьшилось на 2 человека. В части местных налогов количество проверяющих инспекторов не изменилось. Анализ показал, что увеличение в 2011 г. количества численности контрольных отделов на 4 человека привело к увеличению налоговых проверок на 60. А сокращение в 2012 г. на 2 человека повлияло на количество проведенных налоговых проверок в отчетном году (снижение на 80 проверок по сравнению с 2011 г.).



Таблица 2.8 - Анализ показателей контрольной работы Инспекции ФНС по Заельцовскому району г. Новосибирска

Показатели

В целом по ИФНС по Заельцовскому району г. Новосибирска

В части местных налогов


2010

2011

2012

2010

2011

2012

1. доля доначисленных и взысканных налогов по результатам контрольной работы в общей сумме поступлений налогов и сборов, %

17,5

21,6

14,3

7,5

3,9

5

2. процент взысканных налогов от суммы доначислений, %

17

35

32

89

82

83

3. соотношение количества налоговых проверок с нулевым результатом к общему количеству выездных налоговых проверок, %

17,1

12,5

31

11,6

9,8

41

4. количество результативных проверок в расчете на одного налогового инспектора, осуществляющего выездные налоговые проверки, шт.

68

5

46

6

7

6

5. эффективность выездных налоговых проверок - суммы в расчете на одну результативную проверку: (тыс. руб.) доначисленные суммы налогов взысканные налоги и сборы

286 47

294 104

311 100

6,9 6,2

5,3 4,4

13,7 11,4

6. Сумма доначисленных налогов в расчете на одного налогового инспектора, осуществляющего налоговые проверки, тыс. руб.

1846,7

2100

1785

474

456

635

7. суммы взысканных налогов на одного проверяющего, тыс. руб.

305

745

576

422

375

527

8. суммы доначисленных и взысканных налогов в расчете на одного сотрудника инспекции, тыс. руб.

593,6

639

521,2

271

260

363



Из таблицы 2.8 видно, что в 2011г. доля доначисленных и взысканных налогов в целом по работе Инспекции увеличилась на 4,1%, в части местных налогов снизилась на 3,6%. В 2012г. доля доначисленных и взысканных налогов в целом по работе Инспекции уменьшилась на 7,3% и увеличилась в части местных налогов на 1,1%.

Процент взысканных налогов по результатам проверок от суммы доначисленных налогов по проверкам в 2011 г. увеличился на 18%, а в части местных налогов упал на 7%. В 2012 г. процент взысканных налогов по результатам проверок от суммы доначисленных налогов снизился на 3% в целом по ИФНС и повысился на 1% в части местных налогов.

Поступление в бюджет местных налогов в 2011 г. сократилось на 1,6 тыс. руб. и увеличилось в 2012 г. на 8,4 тыс. руб. Суммы доначисленных и взысканных по результатам выездной налоговой проверки всех налогов в расчете на одного инспектора по Инспекции в 2011 г. увеличились на 45,4 тыс. руб., в 2012 г. уменьшились на 117,8 тыс. руб.

Суммы доначисленных и взысканных по результатам выездной налоговой проверки местных налогов в расчете на одного инспектора по Инспекции в 2012г. они увеличились на 103 тыс. руб. по сравнению с 2011 г.

Анализ контрольной работы показал, что в целом по Инспекции ФНС по Заельцовскому району г. Новосибирска в 2011 г. инспекция имела наивысшие результатов контрольной работы. В то же время по местным налогам Инспекции ФНС по Заельцовскому району г. Новосибирска больше всего поступлений составило в 2012 году.

3 Разработка рекомендаций по улучшению налогового администрирования местных налогов и сборов на примере ИФНС по Заельцовскому району г. Новосибирска

 

.1 Проблемы налогового администрирования местных налогов и сборов


Проблема построения налоговой системы, которая давала бы необходимые поступления в бюджеты разных уровней и оказывала бы желаемое воздействие на развитие экономики страны, стоит перед каждой страной. От действенности налоговой системы, одного из важнейших регулятивных институтов государства и основы финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики, зависит функционирование народного хозяйства в целом и его региональных подсистем.

На практике оптимальность конкретной налоговой системы определяется тем, в какой степени ее функционирование является результатом разумного компромисса интересов двух сторон процесса налогообложения - государства и плательщиков. Иными словами, оптимально построенная налоговая система должна не только обеспечивать финансовыми ресурсами потребности государства (реализовывать фискальную функцию), но и не снижать стимулы налогоплательщика к предпринимательской деятельности, не препятствовать постоянному поиску путей повышения эффективности хозяйствования (реализовывать регулирующую функцию) [10, с. 3-7].

Рост государственного участия в экономике и социальной сфере в последнее время особенно остро выявила потребность в совершенствовании администрирования налогов.

Исследуя роль налогов в современной российской системе государственного регулирования, мы приходим к выводу, что налоги в РФ не играют в этом процессе доминирующей роли. Активнее используются чисто монетаристские инструменты воздействия: учетная ставка, эмиссия денег и т.п.

Между тем налоги являются универсальным инструментом государственного регулирования, позволяющим решать различные задачи: стимулировать производство, инвестиции, сглаживать социальную дифференциацию по доходам различных слоев населения и т.д.; но пользоваться этим инструментом следует тщательно, обдуманно, т.к с налогообложением связаны экономические интересы всех хозяйствующих субъектов, в противном случае можно иметь негативные последствия [14, с. 74].

В настоящее время в России продолжается становление механизма налогового регулирования и администрирования посредством реформирования налоговой системы. Это является необходимым из-за многочисленных изъянов действующей налоговой системы. Налоговое законодательство излишне усложнено, страдает неполнотой, противоречивостью, наличием пробелов.

Поэтому первая группа проблем, которую надо решать при изменении системы администрирования налогов - это совершенствование правового аппарата. Специалисты подчеркивают, насколько некорректны определения налоговых понятий, данные в 1 части "Налогового кодекса" таким разным понятиям как налог, сбор, пошлина, другой платеж дается одно общее определение, что противоречит правилам элементарной логики [15, с. 17].

Совершенно недопустимым является положение, когда противоречия, пробелы и неточности в налоговом законодательстве "устраняются" разъяснениями ФНС и Минфина России. Налицо подмена закона правовыми суррогатами, ведущая к беззаконию, нестабильности, необозримости и размытости информативно-правовой базы налогообложения. Это явление, к сожалению, неотъемлемая часть экономической жизни нашей страны сегодня [12, с. 10].

Вместе с тем следует отдавать себе отчет в том, что необходимость издания авторитетных правоприменительных актов по налогам существует. Она объективно обусловлена тем, что налогообложение в России еще находится в стадии становления, а сами налоговые законы носят незаконченный характер.

Частые изменения в налоговом законодательстве делают невозможным грамотное планирование экономической деятельности, создавая немалые трудности налогоплательщикам. Особенно болезненными такие действия становятся для малых и средних предприятий, зачастую ставя их на грань банкротства. Постоянные изменения налоговых законов не только сдерживают рост малого и среднего бизнеса, но и препятствуют нормальному развитию крупных предприятий.

Стабильность налоговой системы подразумевает и неизменность основополагающих налоговых институтов и правил уплаты налогов в течение длительного периода времени. Руководствуясь этим принципом, в настоящее время следует отказаться от каких-либо кардинальных изменений в налоговом законодательстве и налоговой системе, направленных только на возможное получение кратковременного эффекта увеличения объема поступлений, вводимых без обоснованного экономического расчета, не ориентированных на долгосрочную и среднесрочную перспективы развития [13, с. 60].

Реформирование налоговой системы должно происходить постепенно на основе длительного и тщательного анализа ситуации со сбором налогов. Любые кардинальные изменения в налоговой системе России, особенно те изменения, которые ущемляют экономические интересы налогоплательщиков, не только не смогут увеличить налоговые поступления в бюджет, но и приведут к потерям доходных источников, поскольку налоговая нестабильность станет тем решающим фактором, который заставит многих налогоплательщиков уйти в теневую экономику.

Еще одной важной проблемой администрирования налоговой системы РФ в целом и в Новосибирске в частности является низкий уровень собираемости налогов, уклонение налогоплательщиков от их уплаты. На протяжении многих лет задания по исполнению доходной части бюджета не выполнялись.

При этом собираемость налогов несет и важную социальную нагрузку. Ведь уплачиваемые налоги представляют собой особую форму инвестиций в социальную среду и носят возвратный характер. Их нельзя рассматривать как акцию по конфискации части собственности, так как они должны вернуться предпринимателю в форме расширения потребительского спроса в виде новых технологий, товаров, более развитой инфраструктуры услуг, более благоприятных условий ведения бизнеса и, что немаловажно, возросшего доверия граждан.

Как отмечалось выше, наблюдается рост объемов налоговых поступлений во все уровни бюджета Новосибирской области, но даже такие объемы налоговых поступлений не соответствуют реальной налоговой базе, образующейся в результате деятельности всех налогоплательщиков.

Причины неполного поступления налогов и сборов в бюджет следующие:

применение налогоплательщиками различных схем ухода от налогообложения;

декларирование минимальных размеров доходов, прибыли и рентабельности;

необоснованное завышение расходов;

выплаты теневой зарплаты (зарплаты в "конвертах");

нарушение платежной дисциплины по расчетам с бюджетом (наличие задолженности по платежам в бюджет);

сложность и противоречивость налогового законодательства.

Все это происходит на фоне реализации государством политики облегчения налогового бремени. Кроме того, государство принимает на себя дополнительные обязательства, направленные на решение как экономических, так и социальных проблем, требующих дополнительных расходов из бюджета.

Таким образом, результаты администрирования налогов напрямую зависят от четкости изложения методик налогообложения, технической оснащенности налоговых инспекций, профессиональной подготовленности их работников, а также от уровня знаний граждан и организаций в области налогового законодательства.

3.2 Рекомендации по улучшению налогового администрирования местных налогов и сборов на примере ИФНС по Заельцовскому району г. Новосибирска


Изучив деятельность налоговых органов (на примере Инспекции ФНС по Заельцовскому району г. Новосибирска), можно высказать ряд предложений по совершенствованию администрирования налогов, составляющих основные источники формирования бюджета г. Новосибирска.

Повышение эффективности проведения налогового администрирования, в том числе налоговой проверки местных налогов, напрямую зависит от совершенствования действующих процедур налогового контроля. Необходимыми признаками любой действенной системы налогового контроля являются:

наличие эффективной системы отбора налогоплательщиков для проведения налоговых (камеральных и выездных) проверок местных налогов, дающей возможность выбрать наиболее оптимальное направление использования ограниченных кадровых и материальных ресурсов налоговой инспекции, добиться максимальной результативности налоговых проверок при минимальных затратах усилий и средств, за счет отбора для проверок таких налогоплательщиков, вероятность обнаружения налоговых нарушений у которых представляется наибольшей;

Проблема рационального отбора налогоплательщиков для проведения контрольных проверок приобретает особую значимость в условиях массовых нарушений налогового законодательства, характерных для современной России.

Необходимо существенно изменить действующую методику планирования контрольных мероприятий. В целях эффективного планирования контрольной работы нужна современная, отвечающая требованиям сегодняшнего дня система отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок, учитывающая, в том числе, особенности конкретных регионов и конкретных налогоплательщиков.

Одна из важнейших задач - совершенствование действующего программного обеспечения процедуры камеральных проверок и отбора налогоплательщиков для проведения выездных проверок.

применение эффективных форм, приемов и методов налоговых проверок, основанных как на разработанной налоговым ведомством единой комплексной стандартной процедуре организации контрольных проверок, так и на прочной законодательной базе, предоставляющей налоговым органам широкие полномочия в сфере налогового контроля для воздействия на недобросовестных налогоплательщиков;

Первоочередной задачей налоговой инспекции является постоянное совершенствование форм и методов налогового контроля. Наиболее перспективным выглядит увеличение количества проверок соблюдения налогового законодательства, проводимых совместно с органами полиции (отделами по экономическим преступлениям). Результативность их очень высокая, поэтому дальнейшее продолжение совместной деятельности может привести к увеличению поступлений от таких проверок.

Также одной из действенных формой налогового контроля является перепроверка предприятий, допустивших сокрытие налогов в крупных размерах в течение года с момента такого сокрытия. Подобные повторные проверки позволяют проконтролировать выполнение предприятий по акту предыдущей проверки, а также достоверность текущего учета. Как показывает анализ практики контрольной работы налоговых органов России, в настоящее время получили мировое распространение факты уклонения налогоплательщиков от уплаты налогов посредством неведения бухгалтерского учета, ведения его с нарушением установленного порядка, которые делают невозможным определение размера налогооблагаемой базы.

Основная причина недополучения доходов по налогу на имущество физических лиц - отсутствие механизмов регулярной переоценки остаточной стоимости имущества в связи с инфляцией и, следовательно, его недооценки. Поэтому развитие такого механизма с привлечением федеральных организаций, занимающихся учетом имущества, и с его автоматизацией представляет собой важное направление повышения качества администрирования налогов.

Необходимо начать работу по формированию информационного ресурса недвижимого имущества города Новосибирска, необходимого для исчисления налога на имущество физических лиц и земельного налога в Управлении ФНС по НСО и в Инспекции ФНС по Заельцовскому району г. Новосибирска, в частности, на основании сведений, представленных ГУП БТИ НСО и Главным управлением Федеральной регистрационной службы по НСО. В результате таких совместных усилий разных ведомств можно увеличить поступления налога на имущество физических лиц и земельного налога.

В связи с большим количеством изменений в налоговом законодательстве основной упор налоговых служб должен быть направлен не только на фискальный характер их работы, но и на информационно-образовательный. Условиями выполнения информационных функций являются не только и не столько технические и материальные ресурсы инспекций, сколько эффективно организованные партнерские взаимодействия между налогоплательщиками и работниками налоговых органов. Это, в свою очередь, может быть компетенцией только регионального и местного уровней управления, владеющих релевантной информацией для принятия адаптивных управленческих решений.

Введению любого закона по налогообложению или внесению в него изменений должна предшествовать объемная разъяснительная работа о том, с какой целью и по каким причинам вызвана данная мера, с привлечением средств массовой информации. При этом информационная работа должна финансироваться из бюджета.

Существующая в настоящее время достаточно широкая программа публикации официальных документов не решает полностью проблемы информирования налогоплательщиков, так как печатные издания не могут полностью удовлетворить спрос налогоплательщиков. Поэтому необходимо для эффективной работы с существующим объемом нормативных и правовых актов как органов налоговых служб, так и налогоплательщиков использование современных компьютерных технологий.

Также с целью эффективного налогового администрирования необходима постоянная работа с кадрами, а также повышение уровня квалификации инспекторов, занимающихся проведением налоговых проверок.

Таким образом, от повышения качества администрирования налоговой системы Новосибирска в условиях современной системы хозяйствования зависит не только эффективное функционирование всей экономической структуры, но и перспектива стабильного экономического роста в Новосибирске.

Поэтому важнейшим фактором повышения эффективности контрольной работы является совершенствование действующих процедур налогового контроля, которое представлено на рисунке 3.1.

Рисунок 3.1 - Направления совершенствования налогового контроля

Данный перечень путей совершенствования, конечно же, не является исчерпывающим. В настоящее время налоговое законодательство Российской Федерации, к сожалению, далеко от идеала. Имеющиеся в налоговом законодательстве РФ пробелы позволяют налогоплательщикам в той или иной степени пользоваться ими в целях уклонения от уплаты налогов, тем самым затрудняя осуществление эффективного налогового контроля.

Государство обязано создать прочную основу для организации и проведения налогового контроля, сделать его независимым. Независимость от местных властных органов в условиях коренной ломки экономических отношений, затрагивающих интересы всех хозяйствующих субъектов и большинства граждан, предполагает реализацию на практике проводимой в стране налоговой политики с использованием норм налогового права, а не субъективных решений и мнений.

Заключение


Развитие экономики напрямую зависит от качества ее налоговой системы, от ее возможности обеспечить экономический рост и финансовую стабильность.

По итогам проделанной работы были сделаны выводы, указанные ниже.

Местные налоговые доходы составляют налоги: на имущество физических лиц и земельный налог.

Согласно аналитической записке о поступлении налоговых платежей и состоянии задолженности по ним Инспекции ФНС России по Заельцовскому району г. Новосибирска за 2012 год:

увеличение поступлений земельного налога на 9,3%, обусловлено ростом числа объектов налогообложения в результате оформления организациями и физическими лицами права собственности на них, а также погашением рядом организаций задолженности по налогу за 2011 год и досрочной уплатой платежей по декларациям за 2012 год;

поступления налога на имущество физических лиц увеличились в 2,5 раза. Такой значительный рост обусловлен изменением в налоговом законодательстве, в соответствии с которым изменен срок уплаты налога;

исполнение утвержденных на 2012 год показателей поступления администрируемых доходов составило: в федеральный бюджет - 103,1%, в бюджет субъекта - 99,7%, в бюджеты муниципальных образований - 99,8%.

Изучив деятельность налоговых органов (на примере Инспекции ФНС по Заельцовскому району г. Новосибирска), можно высказать ряд предложений по совершенствованию администрирования налогов, составляющих основные источники формирования бюджета г. Новосибирска.

В целях повышения эффективности проведения налогового администрирования, в том числе налоговой проверки местных налогов, необходимо:

наличие эффективной системы отбора налогоплательщиков для проведения налоговых (камеральных и выездных) проверок местных налогов;

ведение работы по формированию информационного ресурса недвижимого имущества города Новосибирска, необходимого для исчисления налога на имущество физических лиц;

в связи с большим количеством изменений в налоговом законодательстве работа налоговых служб должна быть направлена на ее информационно-образовательный характер;

постоянная работа с кадрами, а также повышение уровня квалификации инспекторов, занимающихся проведением налоговых проверок.

Таким образом, от повышения качества администрирования налоговой системы Новосибирска в условиях современной системы хозяйствования зависит не только эффективное функционирование всей экономической структуры, но и перспектива стабильного экономического роста в Новосибирске.

Список использованных источников


1       Конституция Российской Федерации

         Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от 02.11.2013) // Консультант-Плюс

         Налоговый кодекс Российской Федерации. Часть 1 от 31.07.1998 №146-ФЗ (ред. от 02.11.2013) // Консультант-Плюс

         Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 №131-ФЗ // Консультант-Плюс

         Решение городского Совета от 25.10.2000 №371 "Об утверждении ставок налогов на имущество физических лиц" (в ред. от 23.09.2009 №1363, от 28.09.2010 №131)

         Аналитическая записка о поступлении налоговых платежей и состоянии задолженности по ним на территории Новосибирской области (ИФНС России по Заельцовскому району г. Новосибирска) за 2012 год

         Аналитическая записка о поступлении налоговых платежей и состоянии задолженности по ним на территории Новосибирской области (ИФНС России по Заельцовскому району г. Новосибирска) за 2011 год

         Гуев А.Н. Постатейный комментарий к части первой налогового кодекса российской федерации. Юридическая фирма КОНТРАКТ, Издательский Дом ИНФРА-М. 2010. С. 485

         Бартенев С.А. История экономических учений в вопросах и ответах: Учебно-методическое пособие. Юристъ, 2009. С. 192

         Гусев В. Повышать качество налоговой работы // Финансы. 2012. №11. С. 3-7

         Дорофеева Н.А., Брилон А.В. Налоговое администрирование. Учебник. Дашков и К. 2012. С. 296

         Захарова Р.Ф. Права налогоплательщиков по новому законодательству. Издательство института государства и права РАН. 2011. С. 15

         Каширина М.В. Федеральные, региональные и местные налоги и сборы, уплачиваемые юридическими лицами. БЕК. 2009. 234 с

         Налоги в системе государственного регулирования хозяйства // Отв. ред. А.В. Сигиневич // Экономика. 2012. 410 с

         Сашичев В.В. Об основных итогах работы налоговых органов и проблемах ее совершенствования // Налоговый вестник. 2013. №8. С. 12-16

         Сорокина Т.В. Налоговое регулирование: территориальный аспект. Автореф. дис. // Науч. рук. А.Д. Аюшнев. Иркутск: БИ. 2011. С. 17

         Шаталов С.Д. Развитие налоговой системы России: проблемы, пути решения и перспективы. МЦФЭР. 2010. С. 176

         Интернет-ресурс: www.gks.ru

         Интернет-ресурс:www.r54.nalog.ru

Похожие работы на - Особенности администрирования системы местных налогов и сборов

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!