Анализ конкурентоспособнисти предриятия ООО 'Норд-Стом'
Содержание
Введение
. Понятие конкурентоспособности на
предприятии в условиях рыночной экономики
.1
Конкуренция: понятия и уровни анализа
.2 Оценка
конкурентоспособности
. Анализ
деятельности ООО «Норд-Стом» и оценка ее конкурентоспособности
.1 Организационно-экономическая
характеристика деятельности ООО «Норд-Стом»
.3 Оценка
конкурентоспособности ООО «Норд-Стом»
.
Проектирование и обоснование мероприятий по повышению конкурентоспособности
медицинской организации ООО «Норд-Стом»
.1 Пути
повышения конкурентоспособности ООО «Норд-Стом»
.2
Экономическое обоснование предложенных мер по повышению конкурентоспособности
ООО «Норд-Стом»
Заключение
Список
литературы
Введение
Ни одно предприятие не может достичь превосходства над
конкурентами по всем коммерческим характеристикам товара и средствам его
продвижения на рынке. Необходим выбор приоритетов и выработка стратегии, в
наибольшей степени соответствующей тенденциям развития рыночной ситуации и
наилучшим способом использующей сильные стороны деятельности предприятия.
Любая фирма, которая начинает свою деятельность или
уже действующая, в начале нового проекта, обязана четко представить потребность
на перспективу в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных
ресурсах, источники их получения, а также уметь точно выполнять расчеты
эффективности использования ресурсов, имеющихся в наличии в процессе
деятельности фирмы.
В условиях рыночной экономики предпринимателям не
стоит рассчитывать на стабильный доход и успех без четкого и эффективного
планирования своей деятельности, постоянного сбора и аккумулирования информации
как о состоянии целевых рынков, положении конкурентов на них, так и о
собственных возможностях и перспективах.
Конкурентоспособность на современном этапе является
актуальной темой. Большой вклад в исследование проблем конкурентоспособности
внесли такие отечественные ученые, как: Д. Энджел, Р. Блэкуэлл, А.М. Белов,
Г.Н. Добрин, А.Е. Карлик и другие.
Объектом исследования явилось ООО «Норд-Стом».
Предметом исследования являются методы оценки конкурентоспособности
предприятия.
Целью настоящей работы является анализ
конкурентоспособности предприятия и предложение методов ее повышения.
В работе для достижения цели поставлены следующие
задачи:
- рассмотреть конкуренцию: понятия и уровни анализа;
- дать характеристику деятельности ООО
«Норд-Стом»;
- оценить конкурентоспособность ООО
«Норд-Стом»;
- предложить программу повышения
конкурентоспособности ООО «Норд-Стом»;
- провести экономическое обоснование
предложенной мероприятий повышения конкурентоспособности ООО «Норд-Стом».
В процессе проведения исследования использовались
комплексный и ситуационный научные подходы. Применялись методы статистического
анализа и прогнозной оценки.
Теоретической базой явились труды отечественных
авторов по проблемам, прямо или косвенно связанные с темой работы. В работе
исследовалась информация периодической печати.
Информационную базу исследования составили законы,
указы Президента, Правительственные материалы, статистические данные, а также
отчетные материалы ООО «Норд-Стом».
Работа состоит из введения, трех глав, заключения,
списка литературы и приложений.
1. Понятие конкурентоспособности на предприятии в условиях
рыночной экономики
.1 Конкуренция: понятия и уровни анализа
Конкурентоспособность предприятия - это его преимущество по отношению к
другим предприятиям данной отрасли внутри страны и за ее пределами.
Как правило, в экономической литературе выделяются
следующие методы оценки конкурентоспособности предприятия:
Оценка с позиции сравнительных преимуществ - сущность данного метода заключается
в том, что производство и реализация предпочтительнее, когда издержки
производства ниже, чем у конкурентов. Основным критерием, применяемым в данном
методе, являются низкие издержки. Преимуществом метода является простота оценки
уровня конкурентоспособности.
Оценка с позиции теории равновесия - в основе данного
метода рассматривается положение, при котором каждый фактор производства
рассматривается с одинаковой и одновременно наибольшей производительностью. При
этом у фирмы отсутствует дополнительная прибыль, обусловленная действием,
какого-либо из факторов производства и у фирмы нет стимулов для улучшения
использования того или иного фактора. Основным критерием является наличие
факторов производства, не используемых в полной мере. Несомненным преимуществом
данного метода является возможность определения внутренних резервов.
Оценка исходя из теории эффективности конкуренции - выделяют два подхода при
использовании данного метода:
- структурный подход - сущность которого заключается в организации
крупномасштабного, эффективного производства. Основным критерием
конкурентоспособности при использовании данного подхода является концентрация
производства и капитала;
- функциональный подход - оценка конкурентоспособности
согласно данному подходу осуществляется на основе сопоставления экономических
показателей деятельности. В качестве критерия оценки конкурентоспособности
используется соотношение цены, затрат и нормы прибыли.
Оценка на базе качества продукции - данный метод заключается в сопоставлении
ряда параметров продукции, отражающих потребительские свойства. Критерием
конкурентоспособности в данном случае является качество продукции.
Преимуществом данного метода является возможность учета потребительских
предпочтений при обеспечении уровня конкурентоспособности. В связи с тем, что
качество товара оценивают определенным набором параметров, оценка
конкурентоспособности товара базируется на использовании так называемых
«параметрических» индексов, характеризующих степень удовлетворения потребности
в рассматриваемом товаре. Различают единичные, сводные и интегральные индексы.
Одну из важных сторон рыночной экономики составляет
конкуренция. Она является механизмом стихийного регулирования общественного
производства. Конкуренция (от лат. concurrere - сталкиваться) представляет собой механизм
соперничества, борьбы рыночных структур за право найти своего покупателя и за
возможность продать свой товар на наиболее выгодных условиях и получить
максимальную прибыль. Существует несколько трактовок понятия «конкуренция»
таких авторов как Д. Энджел, Р. Блэкуэлл, А.М. Белов, Г.Н. Добрин, А.Е. Карлик
и другие. Поведенческая трактовка рассматривает конкуренцию как борьбу за
деньги покупателя путем удовлетворения его потребностей.
1.2 Оценка конкурентоспособности
Оценка конкурентоспособности конкретного предприятия
предполагает проведение такой работы (Рис. 1):
Рис.
1. Этапы оценки конкурентоспособности
Основные показатели конкурентоспособности можно
выделить в следующие группы:
. Качество удовлетворения потребительского спроса:
- объем и структура товарооборота;
- темпы роста товарооборота;
- ширина, глубина, обновление
ассортимента;
- конкурентоспособность реализованных
товаров;
- качество торгового обслуживания;
- формы и методы торговли;
- количество завершенных покупок;
- количество жалоб;
- количество возврата продукции;
- предоставление дополнительных услуг
(доставка, сборка, регистрация и т.д.)
2. Эффективность функционирования хозяйственной системы:
- уровень коммерческой маржи;
- эффективность использования товарных
ресурсов;
- эффективность использования трудовых
ресурсов;
- эффективность использования
материально-технической базы;
- эффективность привлечения капитала;
- рентабельность капиталу;
- рентабельность обороту;
- продолжительность операционного и
финансового циклов;
- финансовая стойкость;
- ликвидность.
3. Ресурсный потенциал:
- организация товарного обеспечения;
- эффективность принятых договоров по
закупке товаров;
- местоположение торгового предприятия;
- объем и состав
материально-технической базы;
- объем, состояние и состав трудовых
ресурсов;
- объем источников привлечения
финансовых ресурсов;
- организация менеджменту на
предприятии.
Первый этап. Определение круга
предприятий-конкурентов.
Второй этап. Сбор информации о деятельности
предприятий-конкурентов.
Третий этап. Формирование системы оценивающих
показателей.
Четвертый этап. Обработка информации и получение
обобщенной оценки уровня конкурентоспособности предприятия.
Таким образом, для достижения конкурентоспособности на
каждом из уровней необходимо достижение сбалансированности всех факторов и
активное управление ими.
2. Анализ деятельности ООО «Норд-Стом» и оценка ее конкурентоспособности
.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности ООО
«Норд-Стом»
ООО «Норд-Стом» является лечебно-профилактической
организацией, созданной с целью осуществления функций и задач в области
предоставления медицинских услуг, возложенных на нее законодательством
Российской Федерации, а также в соответствии с лицензией на осуществление
медицинской деятельности.
Стоматологическая клиника действует на основании Основ
законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан и гражданского
кодекса Российской Федерации.
Целью создания организации является оказание
стоматологической помощи населению г. Мурманск.
Предметом его деятельности является
высококвалифицированная и специализированная стоматологическая помощь взрослому
и детскому населению.
Юридический адрес: г. Мурманск, ул. Книповича, дом 23,
гостиница «Моряк», оф. 138.
Организационная структура клиники представлена в
приложении 1.
Права и обязанности главного врача, ответственность за
их исполнение определяются действующим законодательством, Уставом.
Главный врач утверждает структуру и штатную
численность Организации, осуществляет прием на работников, заключает с ними,
изменяет и прекращает трудовые договоры, издает приказы, выдает доверенности в
порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Основные экономические показатели деятельности ООО
«Норд-Стом» представим в таблице 1.
Таблица 1
Оценка основных экономических показателей деятельности ООО «Норд-Стом» за
2011-2013 гг.
Показатели
|
На 31.12.2011 г.
|
На 31.12.2012 г.
|
На 31.12.2013 г.
|
Отклонение (+,-)
|
Темп изменения, %
|
|
|
|
|
2012 г. к 2011 г.
|
2013 г. к 2012 г.
|
2012 г. к 2011 г.
|
2013 г. к 2012 г.
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
Выручка от продажи товаров,
продукции, работ, услуг, тыс. руб.
|
8889
|
10372
|
10286
|
1483
|
-86
|
116,7
|
99,2
|
Чистая прибыль (убыток),
тыс. руб.
|
681
|
785
|
134
|
104
|
-651
|
115,3
|
17,1
|
Основные средства, тыс.
руб.
|
1304
|
2758
|
6899
|
1454
|
4141
|
в 2,1 р.
|
в 2,5 р.
|
Оборотные средства, тыс.
руб.
|
1404
|
2302
|
1613
|
898
|
-689
|
164,0
|
70,1
|
Фондоотдача, тыс. руб.
|
6,8
|
3,8
|
1,5
|
-3,1
|
-2,3
|
-
|
-
|
Фондорентабельность, %
|
0,5
|
0,3
|
0,1
|
-0,2
|
-0,2
|
-
|
-
|
Дебиторская задолженность,
тыс. руб.
|
853
|
1281
|
1349
|
428
|
68
|
150,2
|
105,3
|
Оборачиваемость дебиторской
задолженности, об.
|
10,4
|
8,1
|
7,6
|
-2,3
|
-0,5
|
77,7
|
94,2
|
Кредиторская задолженность,
тыс. руб.
|
738
|
2305
|
6091
|
1567
|
3786
|
в 3,1 р.
|
в 2,6 р.
|
Оборачиваемость
кредиторской задолженности, об.
|
12,0
|
4,5
|
1,7
|
-7,5
|
-2,8
|
37,4
|
37,5
|
Коэффициент автономии
|
0,7
|
0,5
|
0,3
|
-0,2
|
-0,3
|
-
|
-
|
Коэффициент маневренности
|
0,3
|
-
|
0,2
|
-0,3
|
0,2
|
-
|
-
|
Коэффициент финансовой
независимости
|
1,4
|
1,8
|
3,5
|
0,5
|
1,7
|
-
|
|
Как видно из таблицы 1 выручка от реализации услуг
имеет тенденцию к снижению, что, несомненно, является отрицательным моментом. В
2012 г. выручка возросла на 1483 тыс. руб. или на 16,7%, в 2013 г. снизилась на
86 тыс. руб. или на 0,8%.
При этом чистая прибыль предприятия выросла в 2012 г.
на 15,3%, в 2013 г. снизилась на 651 тыс. руб.
Также положительным моментом является рост основных
средств предприятия в 2012 г. в 2,1 раза, в 2013 г в 2.5 раза, что говорит об
их обновлении.
При этом произошло снижение фондоотдачи и
фондорентабельности в 2012-2013 гг., что является отрицательным моментом - основные средства
использовались предприятием неэффективно.
Отрицательным является снижение оборачиваемости
дебиторской и кредиторской задолженностей. Снижение оборачиваемости дебиторской
задолженности свидетельствует о снижении платежной дисциплины покупателей и об
увеличении продаж с отсрочкой платежа. Снижение оборачиваемости кредиторской
задолженности может означать: проблемы с оплатой счетов, организацию
взаимоотношений с поставщиками, обеспечивающую более выгодный, отложенный
график платежей и использующую кредиторскую задолженность как источник
получения финансовых ресурсов. Существенное снижение коэффициента автономии
отражает тенденцию к бездействию части собственных средств.
Коэффициент маневренности снизился с 0,3 до (-1,8), что говорит о снижении
мобильности собственных средств организации и снижении свободы в маневрировании
этими средствами. Коэффициент финансовой независимости характеризует
зависимость фирмы от внешних займов. Чем ниже значение коэффициента, тем больше
займов у предприятия, тем выше риск неплатежеспособности. В нашем случае
наблюдается рост коэффициента финансовой независимости, что, несомненно,
является положительным моментом.
2.3 Оценка конкурентоспособности ООО «Норд-Стом»
Структура сбытовой политики стоматологических услуг
ООО «Норд-Стом» представлена на рисунок 2.
Рис. 2. Структура сбытовой политики стоматологических услуг ООО
«Норд-Стом»
Сбытовая цепочка, в целом, является составной:
сбытовая политика стоматологической клиники включает сотрудничество с агентами - страховыми компаниями и ключевыми
посредниками на пути движения услуг - врачами-стоматологами.
Каждое звено вносит свой вклад в конечную цену и может
оказывать влияние как на качество предоставляемых услуг, так и, частично,
регулировать спрос со стороны потребителей - пациентов. Необходимо отметить,
что элементами, влияющими на сбытовую политику стоматологической клиники ООО
«Норд-Стом» являются нормативы, регулирующие деятельность предприятия, а также,
разумеется, используемые методы продвижения
Стоимость услуг клиники ООО «Норд-Стом»,
предоставляемых в рамках стоматологического лечения, как правило, складывается
под влиянием следующих параметров:
- набор предоставляемых услуг;
- трудозатраты на каждую услугу;
- уровень сложности стоматологической
услуги;
- стоимость аренды помещения;
- расходные материалы;
- квалификация стоматологов и других
специалистов клиники;
- необходимость обновления
оборудования;
- амортизация оборудования.
Кроме того, рыночное ценообразование зависит от
следующих двух факторов:
. Платежеспособности населения региона.
. Уровня конкуренции между клиниками.
В таблице 2 представлены расценки на некоторые услуги,
предоставляемые стоматологической клиникой ООО «Норд-Стом» в 2013 г.
Таблица 2
Примерные расценки на некоторые стоматологические услуги, руб.
Услуга
|
Цена
|
Анестезия аппликационная
|
50
|
Анестезия Септанест
(Франция)
|
130
|
Анестезия Убистезин (США)
|
130
|
Анестезия Ультракаин
(Германия)
|
150
|
Анестезия проводниковая
|
290
|
Снимок на радиовизиографе
(до и после лечения)
|
120
|
Снимок на радиовизиографе
(в процессе лечения)
|
150
|
Распечатка рентгеновского
снимка
|
150
|
Имплантация зуба
|
7990
|
Удаление зуба простое
|
500
|
Удаление зуба под установку
импланта
|
2000
|
Оценку уровня конкурентоспособности стоматологии ООО
«Норд-Стом» проведем с помощью анализа различных факторов, сведенных в таблице
3.
Таблица 3
Факторы конкурентоспособности организации
Факторы
|
ООО «Норд-Стом»
|
Основные конкуренты
|
|
|
«Дент-Студио»
|
«Дента»
|
«Денталайн»
|
Занимаемая доля рынка, %
|
20,66%
|
17,8%
|
18,37%
|
42,58%
|
Имидж
|
высокий
|
высокий
|
достаточно высокий
|
достаточно высокий
|
Рентабельность
|
достаточно высокая
|
высокая
|
достаточно высокая
|
достаточно высокая
|
Уровень цен
|
высокий
|
высокий
|
высокий
|
высокий
|
Качество услуг
|
высокое
|
высокое
|
высокое
|
высокое
|
Расходы на рекламу
|
низкие
|
умеренные
|
достаточно высокие
|
средние
|
Уровень сервисного
обслуживания
|
достаточно высокий
|
высокий
|
высокий
|
достаточно высокий
|
Уровень известности
|
высокий
|
высокий
|
достаточно высокий
|
самый высокий
|
Метод экспертных оценок широко известен и достаточно
прост в применении.
С помощью экспертов, либо по результатам опроса
выбирают факторы, которые оказывают максимальное влияние на оцениваемый
показатель. Сумма весов факторов должна составлять 1 (либо 100%, если их вес
учитывается в процентах). Затем эксперты дают оценку факторов для каждой
компании. Рассчитывают произведение веса фактора на его экспертную оценку по
каждой компании, результат суммируется. После этого выбирается максимальная
сумма, и все показатели нормируются, т.е. сумма каждого предприятия делится на
максимальную сумму. Таким образом, значение коэффициента у самого
конкурентоспособного предприятия получается равным 1, а у остальных компаний -
меньше 1. Метод очень субъективен, и зависит не только от выбора экспертов, но
и от выбранных факторов, а так же сравниваемых компаний.
Бальная оценка конкурентов представлена в таблице 4
(5-бальная шкала).
Таблица 4
Бальная оценка конкурентов
Факторы
|
ООО «Норд-Стом»»
|
Основные конкуренты
|
|
|
«Дент-Студио»
|
«Дента»
|
Денталайн
|
Стоимость услуг
|
5
|
3
|
4
|
4
|
Удобство и атмосфера
|
5
|
3
|
3
|
4
|
Перечень услуг
|
4
|
2
|
3
|
4
|
Имидж
|
4
|
5
|
5
|
5
|
Рентабельность
|
5
|
3
|
4
|
Квалификация врачей,
наличие сертификатов
|
5
|
3
|
4
|
4
|
Качество услуг
|
5
|
5
|
5
|
5
|
Оборудование и технологии
|
5
|
4
|
5
|
5
|
Продвижение, реклама
|
5
|
4
|
4
|
4
|
Итого:
|
43
|
32
|
36
|
39
|
Как видно из таблицы 4 стоматология ООО «Норд-Стом»
лидирует по сумме баллов, основным конкурентом является стоматология
«Денталайн».
Использование метода балльной оценки с учетом
коэффициента весомости показано в таблице 5.
Таблица 5
Балльная оценка с учетом коэффициента весомости
Факторы
|
Коэффициент весомости
|
ООО «Норд-Стом»
|
«Дент-Студио»
|
«Дента»
|
Денталайн
|
|
|
баллы
|
гр. 2 ´ гр. 3
|
баллы
|
гр. 2 ´ гр. 3
|
баллы
|
гр. 2 ´ гр. 3
|
баллы
|
гр. 2 ´ гр. 3
|
1
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
8
|
9
|
10
|
Стоимость услуг
|
0,15
|
5
|
0,75
|
3
|
0,45
|
4
|
0,6
|
4
|
0,6
|
Удобство и атмосфера
|
0,15
|
5
|
0,75
|
3
|
0,45
|
3
|
0,45
|
4
|
0,6
|
Перечень услуг
|
0,01
|
4
|
0,04
|
2
|
0,04
|
3
|
0,03
|
4
|
0,04
|
Имидж
|
0,14
|
4
|
0,56
|
5
|
0,7
|
5
|
0,7
|
5
|
0,7
|
Рентабельность
|
0,15
|
5
|
0,75
|
3
|
0,45
|
3
|
0,45
|
4
|
0,6
|
Квалификация врачей,
наличие сертификатов
|
0,15
|
5
|
0,75
|
3
|
0,45
|
4
|
0,6
|
4
|
0,6
|
Качество услуг
|
0,15
|
5
|
0,75
|
5
|
0,75
|
5
|
0,75
|
5
|
0,75
|
Оборудование и технологии
|
0,05
|
5
|
0,25
|
4
|
0,2
|
5
|
0,25
|
5
|
0,25
|
Продвижение, реклама
|
0,05
|
5
|
0,25
|
4
|
0,2
|
4
|
0,2
|
4
|
0,2
|
Итого:
|
1,0
|
43
|
4,85
|
32
|
3,69
|
36
|
4,03
|
39
|
4,43
|
Относительный показатель преимуществ предприятия по
сравнению с наиболее сильным конкурентом можно определить по формуле:
где Бп
- балльная оценка анализируемого предприятия, баллы;
Бк
- балльная оценка наиболее сильного конкурента, баллы.
Показатель (П - 100) показывает превышение преимуществ
предприятия над конкурентами. Если преимущества предприятия превышают
преимущества конкурента на 30%, то это означает, что надо позаботиться об
изучении существующего опыта работы на данном рынке, внимательно присмотреться
к тому, как действуют конкуренты. При 30-50% предприятие занимает достаточно устойчивое положение на
рынке. Превышение в 50-70%
означает, что предприятие работает успешно и ему надо наращивать имеющиеся
достижения. Если превышение больше 70 %, то предприятие, по существу может
контролировать рынок и надо думать над тем, как сохранить завоеванные позиции.
Применительно к данному случаю П-100=20,34%. Это означает, что ООО «Норд-Стом» имеет большое
преимущество перед «Дента».
Оказание стоматологической помощи в современных
условиях происходит в рыночных условиях, вследствие чего возникает
необходимость проведения сравнительного анализа их конкурентоспособности. Для
этого необходимы методы, позволяющие, с одной стороны, оценить деятельность
конкретного организации, а с другой, создать мотивацию персонала
стоматологических поликлиник для улучшения эффективности и качества медицинских
услуг. Одним из таких методов является SWOT-анализ.метод анализа в
стратегическом планировании, заключающийся в разделении факторов и явлений на
четыре категории: Strengths (Cильные стороны), Weaknesses (Слабые стороны),
Opportunities (Возможности) и Threats (Угрозы), то есть SWOT-анализ позволяет
выявить и структурировать сильные и слабые стороны организации, а также
потенциальные возможности и угрозы. Методика анализа заключается в сравнении
внутренних сил и слабостей своей стоматологической организации с возможностями,
которые предоставляет ему рынок.
На основании полученных данных определяется
направление развития организации и сегментарное распределение ресурсов (таблица
6).
Таблица 6
SWOT - анализ для
Стоматологии ООО «Норд-Стом»
|
S- Strengths - Cильные
стороны 1. Финансовая стабильность 2. Лояльность клиентов 3. Дружный
коллектив 4. Человеческий капитал 5. Умеренные цены 6. Высокое качество 7.
Программы для детей, беременных женщин
|
W- Weakness- слабые стороны 1. Нет стратегии или хотя бы
направлений развития. 2. Зависимость от одного человека 3. Обслуживающий
персонал нуждается в обучении
|
O- Opportunities
- Возможности 1. Новые направления
работы 2. Аутсорсинг
|
SO-стратегии 1. Участие в ДМС (есть возможность
получения оплаты с отсрочкой) 2. Работа со студентами, размещение рекламы на
кафедре 3. Снижение затрат на персонал путем аутсорсинга 4. Продажа
сопутствующих товаров
|
WO-стратегии 1. Усиление менеджмента организации,
обучение персонала 2. Реклама 3. Создание стратегии или плана развития
|
T - Threats - Угрозы Сетевые клиники Повышение требований
клиентов
|
ST-стратегии 1. Создание общих программ с поставщиками 2. Покупка
нового помещения
|
WT-стратегии 1. Слияние с сетевой клиникой/конкурентом
в том же районе
|
Жесткие условия рыночных отношений и дефицит ресурсов
ставят коммерческие стоматологические организации перед необходимостью
постоянного увеличения производительности при сохранении установленного уровня
издержек. При этом существует несколько подходов к повышению эффективности
работы клиник.
стратегический рыночный медицинский
конкурентоспособность
3. Проектирование и обоснование мероприятий по повышению
конкурентоспособности медицинской организации ООО «Норд-Стом»
.1 Пути повышения конкурентоспособности ООО «Норд-Стом»
Основными направлениями развития Стоматологии ООО
«Норд-Стом» города Мурманск можно назвать следующие:
- развивать направление имплантации;
- пересмотр ценовой политики в
отношении остальных видов услуг - их диапазон не может быть уменьшен, так как
клиенты рассматривают ассортимент услуг как важный фактор для клиники, но менее
доходны;
- обучение персонала (не медицинского)
с целью повышения удовлетворения клиентов уровнем услуг, ведение базы клиентов,
проведение тренингов по работе с клиентами.
В соответствии с планом планируется достижение таких
контрольных показателей, как повышение удовлетворённости потребителей качеством
услуг ООО «Норд-Стом».
Таблица 7
Проект мероприятий повышения конкурентоспособности ООО «Норд-Стом»
Элементы мероприятий
|
Содержание
|
Основание для разработки
мероприятий
|
Низкий уровень конкурентоспособности
предприятия по отдельным направлениям
|
Срок реализации
|
2014-2016 годы
|
Основная цель мероприятий
|
Повышение
конкурентоспособности ООО «Норд-Стом»
|
Задачи мероприятий
|
Развитие направления
имплантации Закупка более совершенного оборудования Повышение квалификации
кадров Оптимизация ценовой политики
|
Исполнитель
|
Руководители функциональных
отделов
|
Основные источники
финансирования
|
Собственные финансовые
ресурсы (прибыль, амортизационные отчисления, резервный капитал). Заемные
финансовые средства (банковские кредиты)
|
Ожидаемые конечные
результаты
|
Повышение
конкурентоспособности предприятия, укрепление имиджа и увеличение прибыли
|
Контроль за реализацией
мероприятий
|
Генеральный директор
|
Мероприятия по повышению конкурентоспособности
ориентированы на наиболее важные аспекты развития организации, на те сферы
деятельности, которые наиболее значимы для предприятия в конкурентной борьбе.
Цель мероприятий - ликвидировать слабые стороны
организации и разработать мероприятия для развития сильных сторон.
.2 Экономическое обоснование предложенных мер по повышению
конкурентоспособности ООО «Норд-Стом»
Если руководство ООО «Норд-Стом» будет использовать
все эти мероприятия, то его предприятие всегда будет конкурентоспособным, и
данное предприятие сможет оказывать услуги более высокого качества, чем у его
конкурентов.
Таким образом, применив предложенную программу
мероприятий, руководство ООО «Норд-Стом» повысит конкурентоспособность
предприятия и сможет занять лидирующие позиции на рынке.
Таблица 8
Затраты на реализацию данных мероприятий
Направления
|
Затраты (руб.)
|
Развитие направления
имплантации
|
455 200
|
Закупка более совершенного
оборудования
|
644 600
|
Оптимизация ценовой
политики
|
220 000
|
Повышение квалификации
кадров
|
245 000
|
Всего
|
1 564 800
|
Финансирование данного проекта будет осуществляться из
следующих источников:
. Отчисления от прибыли - 1,5%, в денежном выражении
- 773,9 тыс. руб.
2. Собственные средства - 790,9 тыс. руб.
Вышеприведенные мероприятия помогут организации занять
лидирующие конкурентные позиции на рынке энергетических услуг.
Оценка эффективности проекта рассчитывается по четырем
основным показателям - чистый приведенный доход (NPV), индекс доходности (PI),
период окупаемости (PBP) и внутренняя норма доходности (IRR).
Рассмотрим экономическое обоснование мероприятий
повышения конкурентоспособности ООО «Норд-Стом». Для реализации требуются
инвестиции (I) 1 564,8 тыс. руб., длительность проекта (t) 3 года, процентная
ставка (r) 15% (устанавливается между инвестором и банком).
Данные для расчета показателей экономической
эффективности данного проекта представлены в таблице 9.
Таблица 9
Данные для расчета показателей экономической эффективности мероприятий
повышения конкурентоспособности ООО «Норд-Стом»
Период
|
Первоначальные инвестиции,
(руб.)
|
Экспертная оценка
предполагаемых доходов (СF), (руб.)
|
2014 год
|
665 300
|
840 000
|
2015 год
|
569 500
|
780 000
|
2016 год
|
330 000
|
600 000
|
Всего
|
1 564 800
|
2 220 000
|
Чистый дисконтированный доход (NPV) - это прибыль по инвестиционному
проекту. Определяется дисконтированные доходы минус дисконтированные затраты. NPV является основным показателем, так
как его можно суммировать по всем проектам.
Чистый приведенный доход рассчитывается по формуле:
где СFt -
приток денежных средств в период t;
It - сумма затрат (инвестиций) в t-ом периоде;
r - ставка дисконтирования;
№- суммарное число периодов (интервалов, шагов) t = 1,
2,..., №(или время действия инвестиции).
Пересчитаем денежные потоки в вид текущих доходов:
PV1=840 000/(1+0,15)=730 434.78=780 000/(1+0,15)²=589 792.06=600 000/(1+0,15)³=394 503.25=(730 434.78+589 792.06+394
503.25)-1 564 800=149 930.09 руб
NPV составляет 149 930.09 руб.
Положительное значение NPV говорит о том, что исходные инвестиции окупаются.
Исходя из этого можно сказать, что проект прибыльный. Наряду с показателем
эффективности инвестиций NPV
используется внутренняя норма доходности (IRR).
IRR характеризует экономическую прочность проекта. Это
расчетная процентная ставка, измеряется в %, при которой NPV = 0.
IRR показывает предельную процентную ставку, под которую
мы можем привлекать заемный капитал.
IRR = ra + (rb - ra)*NPVa/(NPVa - NPVb);
Процентные ставки ra и rb
выбираются произвольно, но должны быть соблюдены условия при процентной ставке rb→NPV <0; ra→NPV >0.
ra =
15%;
rb =
30%
Пересчитаем денежные потоки в вид текущих доходов при
процентной ставке 35%:
PV1=840 000/(1+0,30)=646 153.84=780 000/(1+0,30)²=461 538.46=600 000/(1+0,30)³=273 099.68=(646 153.84+461 538.46+273
099.68)-2 220 000= -839 208.02руб=0.15+(0.30-0.15) * 149 930.09 /(149
930.09-(-839 208.02))=
.1728=17.28%
Чем выше IRR, тем эффективнее проект. Экономическая прочность проекта тем выше, чем
выше разница между IRR и процентной
ставкой. Разница между IRR и
процентной ставкой равна 2.28%
Индекс доходности (DPI) характеризует отдачу проекта на вложенный капитал. DPI определяется как отношение
дисконтированных доходов к дисконтированным затратам. DPI рассчитывается по следующей формуле:
;
DPI =
(730 434.78+589 792.06+394 503.25)/1 564 800=1.096
Если выполняется неравенство DPI > 1, а по нашему проекту DPI = 1,096, то проект считается эффективным.
Период окупаемости (PBP) - это период времени, за который вложенные в проект
средства возвращаются инвестору. Рассчитывается на базе дисконтированных
доходов и затрат. Период окупаемости (PBP) рассчитывается по формуле:
T ок=1
564 800/((730 434.78+589 792.06+394 503.25)/3)=2.73
Проект окупится через 2.73 года. Относительно
небольшой срок окупаемости означает более низкую степень риска и быструю
отдачу.
Таким образом, рассчитав четыре показателя оценки
эффективности мероприятий повышения конкурентоспособности в ООО «Норд-Стом»,
можно сделать следующий вывод. Данную программу можно считать прибыльной, так
как NPV = 149 930.09 руб.; говорит о том,
что инвестиции окупятся, разница между IRR и процентной ставкой 2,28%, говорит об экономической
прочности мероприятий; индекс доходности равен 1,096; срок окупаемости равен
2,73 года. Это относительно небольшой срок окупаемости. На основании
разработанных мероприятий по повышению конкурентоспособности ООО «Норд-Стом»
можно сделать вывод, что правильно спланированные действия, ориентированная на
перспективу и направленные не только на получение прибыли, но и на укрепление
имиджа предприятия, ведет к успешной работе предприятия.
Предлагаемые мероприятия позволят улучшить отношения
работников, клиентов и общественности к ООО «Норд-Стом» и повысить
эффективность деятельности предприятия за счет увеличения продаж.
Заключение
ООО «Норд-Стом» является юридическим лицом, имеет
самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках, круглую печать со
своим наименованием, штамп, бланки, а также закрепленное за ним имуществом.
Основным видом деятельности стоматологии ООО
«Норд-Стом» является работы и услуги по специальности стоматология.
Была проведена оценка конкурентоспособности.
Стоматология ООО «Норд-Стом» лидирует по сумме баллов,
основным конкурентом является стоматология «Денталайн».ильные стороны ООО
«Норд-Стом»:
- финансовая стабильность;
- лояльность клиентов;
- дружный коллектив;
- человеческий капитал;
- умеренные цены;
- высокое качество;
- программы для детей, беременных
женщин.
Слабые стороны ООО «Норд-Стом»:
- нет стратегии или хотя бы направлений развития;
- зависимость от одного человека;
- обслуживающий персонал нуждается в
обучении.
Основными направлениями развития Стоматологии ООО
«Норд-Стом» города Мурманск можно назвать следующие:
- развивать направление имплантации;
- пересмотр ценовой политики в
отношении остальных видов услуг - их диапазон не может быть уменьшен, так как
клиенты рассматривают ассортимент услуг как важный фактор для клиники, но менее
доходны;
- обучение персонала (не медицинского)
с целью повышения удовлетворения клиентов уровнем услуг, ведение базы клиентов,
проведение тренингов по работе с клиентами.
Цель мероприятий - ликвидировать слабые стороны
организации и разработать мероприятия для развития сильных сторон.
Данную программу можно считать прибыльной, так как NPV = 149 930.09 руб.; говорит о том,
что инвестиции окупятся, разница между IRR и процентной ставкой 2,28%, говорит об экономической
прочности мероприятий; индекс доходности равен 1,096; срок окупаемости равен
2,73 года. Это относительно небольшой срок окупаемости.
Предлагаемые мероприятия позволят улучшить отношения
работников, клиентов и общественности к ООО «Норд-Стом» и повысить
эффективность деятельности предприятия за счет увеличения продаж.
Список литературы
1. Конституция
Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом
поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008
№6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ, от 05.02.2014 №2-ФКЗ, от 21.07.2014 №11-ФКЗ) //
Российская газета. - 1993. - 26 декабря.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994
№51-ФЗ (ред. от 05.05.2014, с изм. от 23.06.2014) // Российская газета. - 1994.
- 5 декабря.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996
№14-ФЗ (ред. от 21.07.2014) // Российская газета. - 1996. - 11 февраля.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть третья) от 26.11.2001
№146-ФЗ (ред. от 05.05.2014) // Российская газета. -2001. - 9 декабря.
5. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть четвертая) от 18.12.2006
№230-ФЗ (ред. от 23.07.2013) // Российская газета. - 2006. - 27 декабря.
6. Алексунин, В.А. Маркетинг в отраслях и сферах деятельности: учебник для
вузов / В.А. Алексунин, Е.Н. Балыко, Г.А. Бунич. - М.: Дашков и К, 2010. - 614
с.
7. Алексунин, В.А. Маркетинг: учебник / В.А. Алексунин. - М.: Дашков и К,
2012. - 216 с.
8. Алимский, А.В. Качественные показатели в стоматологии: действительно ли
они отражают качество? / А.В. Алимский // Новое в стоматологии. - 2010. - №7. -
С. 6-7.
9. Бакаев, В.В. Кластерный подход в решении проблем маркетинга и управления
на предприятии / В.В. Бакаев // Вопросы экономических наук. - 2012. - №2. - С.
17-18.
10. Балашов, В.Г. Реформирование системы управления продажами: успешный опыт
/ В.Г. Балашов // Практический маркетинг - 2012. - №3. - С. 14 - 17.
11. Басова, Н.В. Перспективное финансовое планирование на современном этапе /
Н.В. Басова // Аудит и финансовый анализ. - 2012. - №3. - С. 17-20.
12. Белецкая, Ю.А. Маркетинговые исследования: изучаем конъюнктуру рынка /
Ю.А. Белецкая // Налог на прибыль: учет доходов и расходов. - 2012. - №3. - С.
10 - 14.
13. Богатова, Е.Р. Маркетинг и мерчандайзинг / Е.Р. Богатова // В курсе
правового дела. - 2012. - №7. - С. 9 - 11.
14. Богомолова, И.П. Эффективная организация структуры управления маркетингом
как способ повышения конкурентоспособности предприятия / И.П. Богомолова, З.В.
Гаврилова // Управление персоналом. - 2012. - №17. - С. 15 - 18.
15. Бойко, В.В. Психологические факторы деятельности коммерческого стоматологического
организации / В.В. Бойко, Т.Ш. Мчедлидзе // Труды VII Всероссийского съезда
стоматологов. - 2011. - №12. - С. 4-6.
16. Браун, К. Практическое пособие по стимулированию сбыта / К. Браун. - М.:
ИНФРА - М, 2010. - 382 c.
17. Бурцев, В.В. Коммерция в торговле / В.В. Бурцев // Экономический анализ:
теория и практика. - 2012. - №10. - С. 10-15.
18. Васильев, В.М. Реклама: творческая идея / В.М. Васильев // Маркетинг в
России и за рубежом. - 2012. - №3. - С. 45-54.
19. Войтина, Ю.М. Теория организации: учебное пособие / Ю.М. Войтина. -
Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2011. - 114 с.
20. Гилберт, Д. Управление розничным маркетингом / Д. Гилберт. - М.: ИНФРА-М,
2010. - 572 с.
21. Годин, А.М. Маркетинг: учебник для вузов / А.М. Годин. - М.: Дашков и К,
2010. - 756 с.
22. Данилов, Е.О. Изучение состояния сети стоматологических учреждений и
возможности использования его результатов для оценки обеспеченности населения
стоматологической помощью / Е.О. Данилов // Проблемы городского
здравоохранения. - 2009. - №4. - С. 266-269.
23. Данилов, Е.О. Особенности развития рынка стоматологических услуг на
современном этапе / Е.О. Данилов, Т.Ш. Мчедлидзе, А.В. Цимбалистов // Труды VII
Всероссийского съезда стоматологов. - 2011. - №11. - С. 12-13.
24. Делендик, А.И. Изучение потребности населения в различных видах
стоматологической помощи по данным анкетирования / А.И. Делендик //
Стоматология. - 2010. - №6. - С. 58-60.
25. Джоббер, Д. Принципы и практика маркетинга: учебное пособие / Д. Дроббер.
- М.: Норма, 2010. - 688 с.
26. Джоббер, Д. Продажи и управление продажами: учебное пособие для вузов /
Д. Джоббер, Дж. Ланкастер. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2010. - 622 с.
27. Дохолян, С.Б. Основы маркетинга: учебный курс / С.Б. Дохолян, Т.С.
Овсянникова. - М.: МИЭМП, 2009. - 512 с.
28. Завгородняя, А.В. Маркетинговое планирование / А.В. Завгородняя. - СПб.:
Питер, 2010. - 352 с.
29. Захаров, С.В. Маркетинг / С.В. Захаров, Б.Ю. Сербиновский, В.И. Павленко.
- Ростов н/Д.: Феникс, 2009. - 362 с.
30. Имшинецкая, И. Система стимулирования сбыта / И. Имшинецкая //
Лаборатория рекламы, маркетинга и public relations - 2012. - №4. - С. 19-23.
31. Михалева, Е.П. Маркетинг: конспект лекций / Е.П. Михалева. - М.:
Юрайт-Издат, 2010. - 224 с.
32. Философова, Т.Г. Конкуренция. Инновации. Конкурентоспособность: учебное
пособие / Т.Г. Филосова. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. - 265 с.
33. Чуева, С. Затраты на маркетинговые исследования / С. Чуева // Финансовая
газета. - 2012. - №3. - С. 5-7.
Приложение
Рис. Организационная структура ООО «Норд-Стом»