Анализ каналов распределения продукции и логистическая система на предприятии

  • Вид работы:
    Отчет по практике
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    104,73 Кб
  • Опубликовано:
    2014-12-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ каналов распределения продукции и логистическая система на предприятии

Содержание

Введение

2. Управление маркетингом на предприятии

3. Товарная политика предприятия

4. Ценообразование на предприятии

5. Анализ каналов распределения продукции на предприятии. и логистическая система предприятия

6. Коммуникационная политика предприятия

7. Маркетинговые исследования на предприятии и анализ внешней рыночной среды

Заключение

Введение


Березинский филиал ОАО "Здравушка-милк" - один из крупнейших производителей сыров, масла и цельномолочной продукции в Республике Беларусь. В 2014 году предприятие отметит свое 35-летие. Его продукция известна не только жителям Беларуси, но и далеко за ее пределами.

Ассортимент выпускаемых изделий настолько широк, что даже самый взыскательный покупатель может выбрать продукт в соответствии с его вкусом. Основной специализацией предприятия является производство твёрдых сычужных сыров с различной массовой долей жира и срока созревания: "Голландский", «Голландский - премиум", "Буковинский", "Эдамер премиум", "Королевский молодой", "Мраморный", "Сливочный", "Березинский", " Сливочный-био", "Монарх", "Пармезан деЛюкс" и т. д.

Березинский филиал ОАО "Здравушка-милк" ведет свою историю с 1979 года. Именно в том году образовался Березинский сыродельный завод. Предприятие ориентировалось на переработку молочного сырья сельскохозяйственных предприятий района и выпускало доступный по уровню технологического оснащения на то время перечень молочной продукции. 26 июня 1995 года решением Минского областного исполнительного комитета предприятие Березинский сыродельный завод реорганизовано в Открытое акционерное общество «Березинский сыродельный завод». 21 марта 2012 года решением №345 Минского областного исполнительного комитета организационно-правовая форма ОАО "Березинский сыродельный завод" была изменена на Березинский филиал ОАО "Здравушка-милк".

Сегодня на заводе работает более 250 человек.

В настоящее время на предприятии введены новые технологические линии по производству сыров и сухого молока. Продолжает идти плановая замена устаревшего оборудования, что позволит повысить качество продукции, увеличить ее объёмы, расширить ассортимент, улучшить товарный вид.

Сегодня под товарной маркой Березинский филиал ОАО «Здравушка-милк» выпускается ассортимент натуральной молочной продукции, которая охотно покупается на внутреннем рынке и поставляется за пределы республики (Россия, Украина)

На Березинском сыродельном заводе большое внимание уделяется обеспечению выпуска высококачественной продукции. На предприятии внедрена система менеджмента качества в соответствии с требованиями СТБ ISO 9001 и система качества НАССР. В последнее время проводиться широкомасштабная модернизация. В результате цеха оснащаются современным оборудованием, за производственным процессом и проверкой качества продукции следят автоматы, а вмешательство человека сведено к минимуму. Все это в сочетании с прогрессивными современными технологиями и разнообразными рецептурами позволяет производить продукцию европейского уровня и осваивать принципиально новые виды продуктов. В то же время, Березинский филиал ОАО "Здравушка-милк" продолжает использовать традиционные технологии и рецептуры, что само по себе уже является гарантией качества выпускаемой продукции.

Стратегия: качество - доверие потребителей, расширение рынка сбыта, устойчивое развитие, материальное и социальное благополучие каждого работника.

Цель: производство и реализация продукции, удовлетворяющей требования потребителя, заданного качества, обеспечивающая конкурентоспособность и устойчивую прибыль на ОАО «Березинский сыродельный завод»

Задачи:

сохранение устойчивого положения на сложившемся рынке, постоянное расширение и завоевание новых рынков сбыта, развитие сети фирменной торговли;

уважение к потребителю, удовлетворение всех его запросов;

развитие современных технологий, обеспечивающих энерго- и ресурсосбережение;

внедрение системы менеджмента качества на базе международных стандартов СТБ ISO 9001-2009

Для достижения основных целей и задач необходимо:

создание прочной основы для установления контрактных отношений между поставщиками и потребителями;

повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции, удовлетворить запросы покупателей, сократить время выполнения заказов;

обеспечить высокое качество продукции, широкий ассортимент и приемлемые цены;

приобретение нового современного оборудования для технического перевооружения участков, внедрение новых ресурсосберегающих высокоэффективных технологий, что позволит повысить качество продукции, внедрять новые виды и дизайн упаковочных материалов, обеспечивающих высокое качество и более длительный срок годности выпускаемой продукции, снижение затрат на производство продукции;

обеспечение квалифицированными кадрами, проведение непрерывного всеобщего обучения персонала, многоуровневого повышения квалификации;

улучшение организационной структуры, повышение заинтересованности и ответственности каждого работника на всех стадиях производственного процесса.

Руководство берет на себя ответственность за обеспечение необходимыми ресурсами по реализации целей и задач в области качества, обязуется уделять постоянное внимание решению проблем качества и обеспечить результативное функционирование системы менеджмента качества.

Характеристика отрасли

По данным Минсельхозпрода Республики Беларусь, в 1990 г. производство сыров составляло 65 тыс. т в год, в том числе твердых (наиболее потребляемых) - 40 тыс. т. Начиная с 1991 г., валовые надои молока стали снижаться, и соответственно уменьшился объем производства молочной продукции, в частности сыров. В 1996 г. в данном направлении наметились положительные тенденции (таблица 1.1).

Таблица 1.1

Объем производства молочной продукции

Наименование

1995

2000

2001

2004

2005

2007

2008

2009

2010

Молоко, тыс. т

5070

4490

4834

5149

5676

5904

6225

6577

6628

Крупный рогатый скот

5054

4221

4085

3963

3980

4007

4131

4151

4151

в том числе коровы

2137

1845

1784

1613

1565

1459

1452

1445

1478

Цельномолочная продукция в пересчете на молоко, тыс. т

801

954

963

992

1122

1326

1332

1306

1494

Жирные сыры (включая брынзу), тыс. т

24,7

41,0

47,8

65,1

82,3

110,0

127,6

134,1

146,3


Примечание - Источник [7]

Объем производства жирных сыров, включая брынзу в Беларуси в 2011 году составил 147,8 тыс. т и вырос на 1,03% по сравнению с 2010 годом.

Изменение структуры потребления молочной продукции, появление принципиально новых продуктов и технологий их производства, значительное расширение ассортимента выпускаемой продукции, как в Беларуси, так и в соседних странах обуславливают необходимость специализации организаций и концентрации производства. Это позволит максимально эффективно использовать сырье в зависимости от конъюнктуры рынка на основе поэтапной модернизации перспективных организаций.

В рамках Программы развития молочной промышленности на 2010-2015 гг., утвержденной постановлением Совета министров Республики Беларусь от 12 ноября 2010 года №1678 проводятся работы по оптимизации количества молокоперерабатывающих организаций, предусмотрено довести производство молока в сельскохозяйственных организациях до 10 млн. т, а объем его переработки - до 9 млн. т (на 4 млн. т больше, чем в 2010 году). При этом экспорт молочных продуктов увеличится до 59% объема их производства (в пересчете на молоко он составит около 5,5 млн. т) и возрастет в объемном выражении более чем в 2 раза.

Объем производства жирных сыров в Беларуси в 2015 году должен возрасти на 46% по сравнению с 2010 годом до 202,8 тыс. т. Соответствующий параметр заложен в госпрограмме развития молочной отрасли на 2010-2015 годы.

Согласно прогнозам правительства, производство сыра к 2015 году увеличится во всех областях страны, за исключением Минска. Крупнейшими производителями среди регионов останутся Брестская, Минская и Гродненская области - их доля составит соответственно 34%, 21% и 14,8%.

В целом, как ожидается, объем реализованных в Беларуси сыров в 2015 году составит 64,8 тыс. т против 43 тыс. т в 2010 году, объем экспорта - 138 тыс. т против 107,8 тыс. т. Исходя из параметров, заложенных в программе, правительство не прогнозирует экспорта сыров в страны дальнего зарубежья. Основным потребителем останутся страны СНГ, прежде всего Россия, куда в 2015 году планируется поставлять 128 тыс. т сыра (около 93% от общего объема экспорта).

Оптимизация количества производственных предприятий позволит провести специализацию и обеспечить максимальное использование производственных мощностей по наиболее выгодным видам продукции в зависимости от складывающейся конъюнктуры рынка.

В связи с износом активной части основных фондов в молочной промышленности на 59,3% предусмотрены мероприятия по обновлению основного технологического оборудования.

Ускоренное обновление основных производственных фондов является одним из направлений интенсификации производства, без чего невозможна качественная перестройка производства на выработку продукции повышенной биологической ценности и широкого ассортимента в объемах, полностью удовлетворяющих спрос населения.

В связи с этим для расширения ассортимента, улучшения качества продукции, ее упаковки, в целях снижения энергозатрат, себестоимости выпускаемой продукции, повышения ее конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынках предусматривается техническое перевооружение организаций, создание новых высокотехнологичных производств, преимущественно для наращивания эффективного экспорта.

Данная стратегия предполагает вывод на рынок новых для потребителя продуктов, не имеющих массовых аналогов. При этом основное маркетинговое усилие прилагается на «знакомство» потребителя с продуктом и неизвестными ему ранее ситуациями потребления. При этом не исключается полное или адаптированное «дублирование» продуктов и традиций потребления, известных потребителям иных регионов, что значительно снижает сравнительно высокие при данной стратегии маркетинговые расходы.

Характеристика основных средств

Березинский филиал ОАО «Здравушка-милк» располагает следующими группами основных средств:

–  здания и сооружения;

–       передаточные устройства;

–       машины и оборудование;

–       транспортные средства;

–       инструмент, инвентарь.

Структура основных фондов основного вида деятельности на 01.01.2014 г. представлена в таблице 1.2.

Таблица 1.2

Структура основных фондов на 01.01.2014 гг.

№ п/п

Наименование

Балансовая стоимость (млн. руб.)

Удельный вес, %

1

Здания и сооружения

131313

43,9

2

Передаточные устройства

7967

2,6

3

Машины и оборудование

151666

50,7

4

Транспортные средства

6465

2,2

5

Инструмент, инвентарь

1852

0,6


Всего

299263

100,0


Примечание - Источник [5]

В структуре основных средств наибольший удельный вес приходится на здания и сооружения - 51,3%, а так же на машины и оборудование - 50,7%, степень износа которых преимущественно и определяет общий износ по предприятию.

Основные средства изношены на 30,0%, что свидетельствует о невысокой степени износа основных средств, о проведении эффективной политики их модернизации и обновления.

Данные, характеризующие износ основных средств на 01.01.2012 г., отражены в таблице 1.3.

Таблица 1.3

Стоимость и степень износа основных средств Березинского филиала ОАО «Здравушка-милк» на 01.01.2014 г.

№ п/п

Наименование

Балансовая стоимость (млн. руб.)

Износ

Остаточная стоимость




сумма (млн. руб.)

%

сумма (млн. руб.)

коэффициент годности, %

1

Здания и сооружения

131313

44402

14,8

86911

66,2

2

Передаточные устройства

7967

1984

0,7

5983

75,1

3

Машины и оборудование

151666

33025

11,0

118641

78,2

4

Транспортные средства

6465

3268

1,1

3197

49,5

5

Инструмент, инвентарь

1852

321

0,1

1531

82,7


Всего:

299263

83000

27,7

216263

72,3


в том числе:







активная часть

158131

36293

12,1

121838

77,0


пассивная часть

141132

46707

15,6

94425

66,9


Примечание - Источник [5]

Степень износа основных средств Березинского филиала ОАО «Здравушка-милк» на 01.01.2014 г. представлен на рисунке 1.1.

Рисунок 1.1 - Степень износа основных средств Березинского филиала ОАО «Здравушка-милк» на 01.01.2014 г.

Примечание - Источник: собственная разработка на основе источника [5]

В целом по организации основные средства изношены менее, чем наполовину (27,7%), причем активная их часть изношена на 12,1%, пассивная - на 15,6%.

В составе активной части основных средств числятся транспортные средства, износ которых по Березинскому филиалу ОАО «Здравушка-милк» достиг 1,1% и машины и оборудование, изношенные на 11%.

Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия

Для анализа финансового состояния организации использовались данные бухгалтерской отчетности Березинский филиал ОАО «Здравушка-милк» за 2011-2012 гг. и 2013 г.

Анализ структуры баланса проведен по нескольким направлениям:

-  определено соотношение основных показателей к валюте баланса;

-       рассчитана структура баланса, т. е. доля отдельных показателей в итоге раздела.

Показатели финансовой устойчивости и платежеспособности

В качестве критериев для оценки удовлетворительности структуры бухгалтерского баланса организации используются:

-  коэффициент текущей ликвидности;

-       коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами.

Коэффициент текущей ликвидности характеризует общую обеспеченность организации собственными оборотными средствами для ведения хозяйственной деятельности и своевременного погашения срочных обязательств. Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами - наличие у организации собственных оборотных средств, необходимых для ее финансовой устойчивости.

Показатели финансового состояния Березинский филиал ОАО «Здравушка-милк» представлены в таблице 1.4.

Значение коэффициента текущей ликвидности на отчетную дату по состоянию на 01.01.12 г. выше нормативного, т.е. предприятие не имело возможности своевременно погашать срочные обязательства, по состоянию на 01.01.13 г. ситуация улучшилась, коэффициент текущей ликвидности ниже нормативного, по состоянию на 01.01.14 г. коэффициент текущей ликвидности ниже нормативного.

Таблица 1.4

Показатели финансового состояния Березинский филиал ОАО «Здравушка-милк» 01.01.2014 гг.

Наименование показателя

Норматив

На 01.01.12.

На 01.01.13

На 01.01.14

Коэффициент текущей ликвидности (К1)

К1 ≥ 1,5

1,69

0,36

0,37

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами (К2)

К2 ≥ 0,2

-0,04

-1,81

-1,73

Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами (К3)

К3 ≤ 0,85

0,34

1,03

1,0


Примечание - Источник [5]

Коэффициент обеспеченности собственными оборотными средствами на все отчетные даты ниже нормативного, что свидетельствует о зависимости предприятия от заемных средств.

На все отчетные даты признается неплатежеспособным, а структура бухгалтерского баланса - неудовлетворительной.

Коэффициент обеспеченности финансовых обязательств активами, характеризующий способность рассчитываться по своим финансовым обязательствам после реализации активов, находится в пределах нормативного значения 0,85 по состоянию на 01.01.12 г., по состоянию на 01.01.13 г., 01.01.14 г.- выше нормативного значения.

Анализ себестоимости продукции

Себестоимость продукции является важнейшим показателем экономической эффективности производства. В ней отражается все стороны хозяйственной деятельности, аккумулируются результаты использования всех производственных ресурсов.

Структура себестоимости затрат на производство продукции Березинский филиал ОАО «Здравушка-милк» представлена в таблице 1.5.

Таблица 1.5

Структура затрат на производство продукции Березинский филиал ОАО «Здравушка-милк»

Статьи затрат

2011 г.

2012 г.

2013 г.


млн. руб.

%

млн. руб.

%

млн. руб.

%

Материальные затраты

127994

90,5

251200

91,3

247681

86,2

Расходы на оплату труда

5623

4,0

9882

3,6

16058

5,6

Отчисления на социальные нужды

2870

2,0

4322

1,6

5606

1,9

Амортизация основных средств и нематериальных активов

2639

1,9

5856

2,1

11502

4,0

Прочие затраты

2229

1,6

3817

1,4

6501

2,3

Полные издержки

141355

100

275077

100

287294

100


Примечание - Источник [7]

Затратам на производство свойственна тенденция роста: в 2013г. по сравнению с 2012 г. -12217 млн. руб., или 104,3%. За 2011 г. затраты на производство составили 141355 млн. руб., за 2012г.- 275077 млн. руб. Структура затрат представлена на рисунке 1.2.

Рисунок 1.2 Структура затрат на производство продукции за 2013 год Березинский филиал ОАО «Здравушка-милк». Примечание - Источник [5]

Наибольший удельный вес в структуре затрат на производство продукции занимают материальные затраты - более 86,3%.

Эффективность деятельности организации

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются величиной получаемой прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль дает представление об экономическом положении организации.

Основные финансовые результаты и показатели эффективности производственно-хозяйственной деятельности Березинский филиал ОАО «Здравушка-милк» представлены в таблице 1.6.

Таблица 1.6

Финансовые результаты и показатели эффективности производственно-хозяйственной деятельности Березинский филиал ОАО «Здравушка-милк»

Наименование показателя

2011 г.

2012 г.

2013 г.

Выручка от реализации товаров, работ, услуг

183103

305389

361172

Выручка от реализации товаров, работ, услуг (за минусом НДС, акцизов и др.)

174634

292172

349217

Себестоимость реализованной продукции

139629

280220

275108

Прибыль (убыток) от реализации

35005

11952

74109

Прибыль (убыток) от текущей деятельности

-1909

-2703

-6919

Прибыль (убыток) от инвестиционной, финансовой деятельности

-15430

-9381

Прибыль/убыток за отчетный период

36647

-6181

57809

Налоги, сборы и прочие расходы и платежи из прибыли

7551

1096

11913

Чистая прибыль/убыток

29096

-7277

45896

Рентабельность реализованной продукции, %

25,1

4,3

26,9

Рентабельность продаж, %

19,1

3,9

20,5


Примечание - Источник [5]

Приведенная таблица наглядно иллюстрирует увеличение эффективности работы организации в 2011-2013 гг. Показатель прибыли от реализации в 2011 году приобретает положительное значение, предприятие получило прибыли от реализации в 2011 году в размере 35005 млн. руб., чистая прибыль составила 29096 млн. руб., рентабельность реализованной продукции - 25,1%, рентабельность продаж - 19,1%. В 2012 году прибыль от реализации уменьшилась, и составляет 11952 млн. руб, тогда как чистая прибыль имеет отрицательное значение, в связи с уплаченными процентами за краткосрочные кредиты (закупки сырья). В 2013 году эффективность работы предприятия улучшилась, прибыль от реализации возросла, возросла рентабельность продаж до значения 20,5%, чистая прибыль - 45896 млн. рублей.

. Управление маркетингом на предприятии

Организационная структура управления

Березинский филиал ОАО «Здравушка-милк» является подразделением открытого акционерного общества «Здравушка-милк», расположенным вне места нахождения Общества и осуществляющий часть его функций, в том числе функции представительства. Филиал не является юридическим лицом, действует на основании Положения о Березинском филиале ОАО «Здравушка-милк», утвержденным заседанием наблюдательного совета ОАО «Здравушка-милк» от 28 марта 2013 года, протокол №1, согласованный дирекцией ОАО «Здравушка-милк», устава общества и в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь.

Руководство деятельностью Филиала осуществляет Директор Филиала, назначаемый генеральным директором Общества. Директор Филиала действует на основании доверенности, выдаваемой и подписываемой генеральным директором Общества. Директор Филиала организует всю его работу и несет ответственность за его деятельность (Приложение А).

Общество осуществляет следующие функции по управлению Филиалом:

·  определяет основные направления его деятельности;

·        утверждает планы и отчеты об их выполнении;

·        вносит изменения и дополнения в Положение, принимает новое Положение;

·        осуществляет проверки финансово-хозяйственной деятельности Филиала;

·        назначает и увольняет Директора Филиала по основаниям, предусмотренным законом;

·        определяет структуру Филиала;

·        устанавливает размеры, формы и порядок наделения Филиала имуществом, денежными и иными средствами;

·        утверждает размер премий работникам Филиала;

·        принимает на работу и увольняет с работы работников Филиала в соответствии со штатным расписанием Филиала, по письменному представлению Директора Филиала;

·        принимает решение о прекращении деятельности Филиала;

·        принимает решение о прекращении деятельности Филиала, назначает ликвидационную комиссию, утверждает передаточный акт;

·        определяет круг лиц, имеющих право подписи документов денежно-материального характера в порядке установленными Положением и доверенностью.

Директор Филиала:

·  действует по доверенности от имени Общества в пределах полномочий, определяемых настоящим Положением и выданной ему доверенности;

·        осуществляет оперативное руководство деятельностью Филиала в соответствии с утвержденными Обществом планами;

·        представляет интересы Общества в лице Филиала в отношениях с другими предприятиями, организациями, учреждениями и гражданами Республики Беларусь и за рубежом;

·        распоряжается средствами Филиала в пределах и в порядке установленными настоящим Положением и доверенностью;

·        в рамках хозяйственной деятельности Филиала самостоятельно совершает сделки от имени Общества, если сумма разовой сделки не превышает 5000 (Пять тысяч) базовых величин. Сделки на сумму свыше 5000 (Пять тысяч) базовых величин, а также любые сделки по распоряжению недвижимым имуществом директор Филиала совершает по предварительному согласованию с генеральным директором Общества. Согласование осуществляется в простой письменной форме путем нанесения соответствующей резолюции на договор;

·        порядок проведения закупок определяется управляющей компанией холдинга «Мясомолпром», действующим в Обществе положением;

·        в установленном порядке организует ведение и представление Обществу отчетных документов по согласованному с Обществом перечню;

·        по согласованию с Обществом получает от Общества целевые кредитные ресурсы, направляемые на расчеты за поставленное в адрес Филиала сырье;

·        получение иных банковских кредитных ресурсов в белорусских рублях производится согласно доверенности;

·        приобретение основных средств производится только по письменному согласованию с Обществом;

·        в пределах имеющихся полномочий, издает приказы и распоряжения, дает указания, обязательные для всех работников Филиала;

·        принимает на работу и увольняет с работы работников Филиала в соответствии со штатным расписанием, применяет к работникам меры поощрения и налагает на них взыскания в соответствии с правилами внутреннего трудового распорядка и действующим трудовым законодательством Республики Беларусь;

·        по своему усмотрению делегирует установленные Положением полномочия своим заместителям, руководителям подразделений;

·        представляет интересы Общества в судах общей юрисдикции, хозяйственных, третейских и арбитражных;

·        совершает иные действия, необходимые для достижения целей и задач Филиала. Приказы и распоряжения Директора Филиала в пределах его полномочий обязательны для исполнения всеми работниками Филиала.

Организационная структура предприятия имеет четко выраженное линейное управление с функциональными службами, обслуживающими и влияющими на работу производственных цехов и участков.

Характеристика трудовых ресурсов

Среднесписочная численность работников Березинский филиал ОАО «Здравушка-милк» за 2013 г. составила 287 человек. Списочная численность по состоянию на 01.01.2014г.- 297 человек.

Структура кадров Березинского филиала ОАО «Здравушка-милк», характеризующая соотношение различных категорий, приведена в таблице 2.1.

Таблица 2.1

Структура кадров Березинского филиала ОАО «Здравушка-милк» на 01.01.2014 г.

Категория работников

Количество, человек

%

1. Руководители

14

4,3

2. Специалисты

25

7,6

3. Другие служащие

1

0,3

4. Рабочие

287

87,8

Итого:

327

100,0


Примечание - Источник [6]

Из данных Таблицы 2.1. видно, что на предприятии руководители составляют небольшой удельный вес в общей численности (4,3% от общего числа работников. Основная доля приходится на рабочих(87,8%).

Сведения об образовательном уровне работников предприятия приведены в Таблице 2.2.

Таблица 2.2

Сведения об образовательном уровне работников

Категория работников

Образование, человек

Итого:


Высшее

Среднее специальное

Професс. технич.

Среднее общее

Базовое общее


Руководители

9

5




14

Специалисты

14

11




25

Другие служащие




1


1

Рабочие

5

37

84

161


287

Итого:

30

51

84

162


327

% от общего числа:

9,2

15,6

25,7

49,5


100,0


Качество трудовых ресурсов определяется уровнем образования и практическим навыком (стажем работы по специальности). Анализируя данные таблицы 2.2. можно сделать вывод о том, что аппарат управления укомплектован квалифицированными кадрами преимущественно с высшим образованием (57,5%). 100% всех специалистов предприятия также имеют высшее либо среднее специальное образование. Что касается рабочих, то 56,1% из них имеет общее среднее образование, 29,3%- профессионально-техническое; 12,9%-среднее специальное, 1,7%- высшее.

Таким образом, уровень образования работников различных категорий Березинского филиала ОАО «Здравушка-милк» достаточно высок и позволяет выполнять поставленные перед предприятием задачи.

Сведения о возрастном составе работников предприятия приведены в таблице 2.3.

Таблица 2.3

Сведения о возрастном составе работников

Возраст

Количество, человек

% от общего числа

женщины

% от общего числа


Руководители

Специалисты

Другие служащие

Рабочие

Итого:




16-17









18-24


1


21

22


10


25-29


5


22

27


16


30-39

3

5

1

105

114


56


40-49

4

7


83

94


5


50-54

4

6


56

66


21


55-59

3




3


3


60 лет и старше


1



1




Итого:

14

25

1

287

327


171



Примечание - Источник [7]

Из таблицы 2.3. видно, что только 15,0% работников Березинского филиала достаточно молоды - их возраст до 30 лет, более половины коллектива (63,6%) находится в возрастной группе от 30 до 50 лет. Значительная часть работников имеет возраст 50 лет и старше - 21,4%.

Руководство предприятия организовывает обучение работников, повышение их профессионального уровня и отвечает за своевременную подготовку их к новым производственным функциям (данную работу организовывает инспектор кадров в соответствии с утвержденным планом).

Потребность в кадрах и требования к их квалификации определяют руководители структурных подразделений. На основании анализа руководители подразделений подают в отдел кадров заявки, которые являются базой для составления годового плана подготовки, переподготовки и повышения квалификации.

Переподготовка рабочих основных специальностей, непосредственно на предприятии проводится по индивидуальной форме обучения с использованием учебных планов, разработанных специалистами предприятия по профессиям, относящимся к специфике отрасли и с учетом рекомендаций Республиканского института профессионального образования. Теоретическое и производственное обучение проводится в пределах рабочего времени.

финансовый товарный коммуникационный логистический

3. Товарная политика предприятия


Номенклатура продукции

Основным видом деятельности Березинский филиал ОАО «Здравушка-милк» является переработка молока и производство из него молочной продукции. Мощность завода по выработке сыров твердых составляет 16 тонн в сутки, на производственные мощности по выработке сыров предприятие в 2013 году не вышло в связи рядом причин. Оставшееся сырье от выработки сыров твердых направляется на производство масла животного. Мощность предприятия по переработке возвратных отходов (молоко нежирное, сыворотка обезжиренная молочная подсырная) и выработке сухих молочных продуктов (сухой молочной сыворотки, КСЖ, сухого обезжиренного молока) 15 тонн в сутки. Мощность производственных мощностей по выработке заменителя цельного молока, концентрата для производства ЗЦМ 9 тонн в сутки (Приложение Б).

Ассортимент выпускаемой продукции представлен следующей продукцией:

-  сыр «Голландский» твердый сычужный 45% жирности;

-       сыр «Российский новый» 50% жирности;

-       сыр « Российский молодой» 50% жирности;

-       сыр «Буковинский» твердый сычужный 45% жирности;

-       сыр «Мраморный» твердый сычужный 45% жирности;

-       сыр «Сметанковый» твердый сычужный 50% жирности

-       сыр «Голландский Премиум» твердый сычужный 45% жирности;

-       сыр «Голландский Юниор»;

-       сыр «Российский особый» 50% жирности;

-       сыр «Российский Юниор» 40% жирности;

-       сыр «Костромской» 45% жирности;

-       сыр «Пошехонский» 45% жирности;

-       сыр нежирный твердый сычужный для плавления;

-       масло крестьянское весовое, масло шоколадное весовое;

-       заменитель цельного молока;

-       концентрат сывороточно-жировой;

-       сухое обезжиренное молоко;

-       сухая молочная сыворотка.

Технология производства твердого сыра

Нормализованное, термизированное, очищенное, пастеризованное и охлажденное до температуры заквашивания молоко подается в сыроизготовитель. В сыроизготовителе происходит заквашивание смеси бакконцентратом, сквашивание, разрезка сгустка, постановка зерна и частичная откачка сыворотки.

Готовое зерно насосом подается в ванну предварительного прессования. Сформировавшаяся сырная масса разрезается и укладывается в пластмассовые сырные формы. Прессование сыра производится на линии непрерывного прессования. Отпрессованный сыр автоматически вынимается из форм, взвешивается, маркируется и по ленточному транспортеру попадает в солильный бассейн, где потоком рассола сыр направляется в контейнер. После окончания процесса посолки сыр упаковывают в пленку и перевозят в камеры для созревания. Созревший сыр упаковывают в картонные короба.

Контроль качества

На предприятии функционирует система менеджмента качества производства масла коровьего, сыров сычужных, сухой молочной продукции и реализации молочных продуктов, соответствующую требованиям международных стандартов ИСО серии 9001-2009, система менеджмента безопасности пищевых продуктов на основе принципов ISO 22000 в отношении производства, и хранения сухих молочных продуктов и сыров.

Одним из важнейших приоритетов производственной деятельности является обеспечение показателей качества и безопасности выпускаемой продукции.

Контроль качества сырья, вспомогательных материалов, готовой продукции и технологических процессов по органолептическим, физико-химическим, микробиологическим показателям осуществляет производственная лаборатория. Контроль на содержание радионуклидов осуществляется в соответствии с ГН 10-117-99

Производственная лаборатория предприятия, осуществляющая необходимый контроль, оснащена оборудованием, реактивами, посудой, обеспечивающими точность выполнения методов исследований.

Периодичность выполнения лабораторных исследований строго соблюдается. Результаты контроля качества отражаются в лабораторных журналах.

В состав специалистов лаборатории входят начальник производственной лаборатории, 2 инженера-химика, 2 микробиолога, инженер по качеству, техник - дозиметрист имеющие необходимую квалификацию.

Вся произведенная продукция сопровождается на склад готовой продукции и в торговую сеть с удостоверением о качестве и безопасности.

Сертификация продукции

Из вырабатываемого ассортимента продукции Березинский филиал ОАО «Здравушка-милк» добровольной сертификации в Республику Беларусь подлежат масло сливочное, сыры сычужные, сыворотка сухая молочная, сухое обезжиренное молоко.

Имеются сертификаты на молоко и молочную продукцию Российской Федерации на следующие виды продукции, выданных органом по сертификации продукции и услуг ФРУ «Брянская межобластная ветеринарная лаборатория на соответствие требованиям технический регламент (Федеральный закон от 12.06.2008 №88-ФЗ) выдан на:

-  сыворотку молочную сухую подсырную в бумажных четырехслойных мешках с вкладышами (№ С-ВУ. АИ91.В.02937);

-       масло коровье крестьянское сладкосливочное несоленое «крестьянское» массовой долей жира 72,5% (№ C-BY. АИ91.B.02934);

-       молоко сухое обезжиренное (№C-BY.АИ91.B.03062);

-       сыры массовой долей жира в сухом веществе 45%: «Голландский» брусковый, «Буковинский» (№ C-BY.АИ91.B.02931);

-       сыр массовой долей жира в сухом веществе 45% «Пармезан де Люкс» (№ C-BY.АИ91.B.02940);

-       сыр массовой долей жира в сухом веществе 45% «Мраморный» (№ C-BY.АИ91.B.02936);

-       сыр массовой долей жира в сухом веществе 50% «Сметанковый» (№ C-BY.АИ91.B.03237);

-       сыр массовой долей жира в сухом веществе 30%, 45% «Голландский Новый» (№ C-BY.АИ91.B.03245);

-       сыр массовой долей жира в сухом веществе 45% «Голландский Премиум» (№ C-BY.АИ91.B.03246)

-       сыры массовой долей жира в сухом веществе 40%,46%,51% с ароматом топленого молока «Королевский» (№ C-BY.АИ91.B.02938)

-       сыры массовой долей жира в сухом веществе 50% «Российский новый» (№ C-BY.АИ91.B.03176);

-       сыр массовой долей жира в сухом веществе 50% «Российский молодой» (№ C-BY.АИ91.B.03177);

-       сыр массовой долей жира в сухом веществе 25%,28%,30%,35%,40% «Голландский юниор» (№ C-BY.АИ91.B.02943);

-       молоко сгущенное для промышленной переработки (№ C-BY.АИ91.B.02935);

-       сливки пастеризованные для промышленной переработки (№ C-BY.АИ91.B.03168);

-       сыр обезжиренный для плавления (№ C-BY.АИ91.B.02942)

Мероприятия по освоению новых видов продукции и повышению конкурентоспособности

В результате проведения реконструкции с заменой устаревшего оборудования на новое стало возможным применение новых технологических решений, позволяющих более рационально использовать сырьевые ресурсы.

После проведения реконструкции предусматриваются следующие прогрессивные решения:

-  внедрение нового оборудования, обеспечивающее увеличение выработки готовой продукции из единицы сырья, экономию энергоресурсов и обеспечение гарантированного качества выпускаемой продукции, а также расширение ассортимента;

Введение новых производственных мощностей - производство сыров российской группы («Берч-Ласка» Австрия), позволит увеличить объем производства сыров твердых в 2014 году на 20,0 % с производственной мощностью до 16 тонн в сутки в таблице 3.1.

Таблица 3.1

План по освоению новых видов продукции по Березинскому филиалу ОАО «Здравушка-милк»

Наименование новых видов продуктов, планируемых к внедрению в 2014 г.

Планируемый объем производства, тонн

Удельный вес в общем годовом объеме производства, %

Срок исполнения

Концентрат для изготовления ЗЦМ

2940

13,4

с начала года

КСЖ

1789

на внутренний оборот для концентрата и ЗЦМ

с начала года


Примечание - Источник [4]

В 2014 году производство новых видов продукции это - разработка расширенного ассортимента сыров жирных, удельный вес освоенных в производство новых видов продукции составит 13,4% в общем объеме производства, представлен в таблице 3.2.

Таблица 3.2

Освоенные в производство новые виды продукции в 2013 году на Березинский филиал ОАО «Здравушка-милк»

Наименование новых видов продуктов освоенные в 2013 г.

Фактический объем производства, тонн

Удельный вес в общем объеме производства сыров жирных, %

Сыры твердые - всего новых видов

715

9,0

«Российский Новый» 50%

457

6,0

«Российский Молодой» 50%

1

0,03

«Российский Юниор» 40%

33

0,4

«Российский Особый» 50%

19

0,2

«Сметанковый» 50%

174

2,0

«Королевский молодой» 51%

31

0,4


Примечание - Источник [4]

В Программе освоения и внедрения новых видов продукции в 2013 году было запланировано внедрение сыров российской группы, фактический объем производства составил 715 тонн.

Товарная политика

Существующая в настоящее время структура ассортимента предприятия незначительна. В дальнейшем ОАО «Березинский сыродельный завод» вопросу формирования ассортимента выпускаемой продукции будет уделять пристальное внимание. В общем виде последовательность процедур разработки и постановки на производство новой продукции будет выглядеть следующим образом:

-  опрос и анализ запросов оптовиков о новых видах и упаковках;

-       исследование потребителей целевых регионов с выяснением потенциального спроса на новые продукты;

-       выбор нового продукта с наибольшим потенциальным спросом;

-       разработка нескольких вариантов продукта и этикетки;

-       тестирование продукта и этикетки и выбор наиболее оптимальных;

-       планирование рекламной кампании по выводу товара на рынок;

-       вывод товара на рынок;

-       оценка эффективности вывода нового товара на рынок.

Решение о снятии товара с производства будет приниматься, если:

-  снижается уровень продаж на протяжении длительного срока (проводится подробный анализ причин);

-       конкурирует за производственные мощности с более успешными товарами: дальнейшее присутствие данного товара отрицательно сказывается на продажах остальных.

Работа над совершенствованием ассортимента в заданном направлении будет сформулирована как одна из главных задач отдела маркетинга.

4. Ценообразование на предприятии


Ценовая политика

Разработка и совершенствование ценовой политики проводится на основе:

-  сбора и анализа отпускных цен конкурентов;

-       сбора и анализа оптовых и розничных цен на продукцию предприятия и конкурентов в разрезе регионов;

-       данных о восприятии цен потребителями.

Правительство Беларуси приняло решение об экспортной продаже сливочного масла и сычужных сыров только через биржевые торги - постановление Совета Министров №1410 от 29.10.2007 г.

На участие в биржевых торгах ОАО «Белорусская универсальная товарная биржа» обязаны заключать сделки юридические лица и индивидуальные предприниматели при поставке на экспорт сливочного масла и сыров белорусского производства (соответствующие коды 0405 20 и 0406 90 ТН ВЭД Республики Беларусь).

Инициатором регулирования экспортных поставок сливочного масла и сыров выступило Министерство торговли, по оценке специалистов которого, эти меры позволят вести организованную экспортную продажу по адекватной цене, установленной в ходе торгов.

Учитывая конъюнктуру внешнего рынка, предложений областных объединений мясомолочной промышленности, наличие складских запасов, изменения биржевых котировок на молочную продукцию, Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь ежемесячно рекомендует ориентировочную цену реализации продукции (Приложение В).

5. Анализ каналов распределения продукции на предприятии и логистическая система предприятия


Развитие фирменной торговли является одним из главных направлений стабилизации предприятия на рынке. Фирменная торговля как одно из подразделений предприятия необходима по ряду причин.

В первую очередь для увеличения собственных объемов продаж с минимальной наценкой (5-10%).

Во вторую - возможность контроля качества своей продукции из первых рук и без искажений.

В третью - возможность пробных продаж вновь осваиваемого ассортимента и получение от своих продавцов предложений по его совершенствованию и сезонному изменению.

В условиях рыночной экономики совершенствование ассортимента выпускаемой продукции является одним из главных направлений работы. Опыт предприятий практически во всех отраслях промышленности говорит о необходимости диверсификации производства, выпускающих иные виды пищевой продукции.

Программа производства и реализации

Исходными данными для разработки плана производства и реализации продукции служат:

–  заказы потребителей;

–       план продаж;

–       план обеспечения сырьевыми ресурсами.

Продукция Березинский филиал ОАО «Здравушка-милк» производится на территории предприятия. Основная производимая продукция - молочные продукты.

Данные о выпуске основных видов молочной продукции приведены в таблице 5.1.

Таблица 5.1

Выпуск основных видов молочной продукции

Наименование

Произведено за 2013 г.

Произведено за 2012 г.

Темп роста, %

План 2014 г.

Цельномолочная продукция (в пересчете на молоко), тонн

0

2068

х

0

Масло из коровьего молока, тонн

1532

2001

76,6

1108

Сыры, тонн

4317

3925

110,0

5140

Сухие молочные продукты, тонн

4474

4593

97,4

7316


В 2014 году планируется рост сыров твердых на 119%.

Производственный план в ассортименте на 2014 год выпускаемой продукции прилагается.

Материально-техническое обеспечение

Материально-техническое обеспечение предприятия осуществляется как правило, на основании прямых договоров. Поставщиками сырья и материалов являются предприятия Республики Беларусь, Российская Федерация, страны Евросоюза. Со многими поставщиками у предприятия сложились долговременные устойчивые связи.

Основное сырье - молоко, согласно заключенным договорам контрактации поступает на предприятие от сельскохозяйственных организаций и населения Березинского, Червенского, Пуховичского районов. В целях выполнения производственной программы, переработки сырья с наибольшей выгодой внутри объединения предприятий завода предусматривается внутреннее перемещение сырья. Доставка сырья осуществляется собственными автоцистернами, а также привлеченным транспортом.

Кроме того, предприятие перерабатывает на давальческих условиях сырье с других районов, оказывая услуги по переработке: давальческого сырья на масло, получаемые возвратные отходы от переработки давальческого масла - на СОМ.

Структура поступления молока на Березинский филиал ОАО «Здравушка-милк» в 2013 году по поставщикам сырья.

Рисунок 5.1 Структура поступления молока на Березинский филиал ОАО «Здравушка-милк» в 2013 году по поставщикам сырья. Примечание - Источник: собственная разработка на основе источника [7]

В 2013 году объем переработанного сырья составил 72,2тыс. тонн. Ожидаемый объем переработки молока в 2014 году- 72200 тонн.(100% к уровню 2013 г.)

В настоящее время предъявляются высокие требования к качеству принимаемого от поставщика молока, ведется совместная работа по достижению высоких показателей качества сырья. В 2013 году на предприятие удельный вес сортности поступившего молока сорта «Экстра» составил 23,6%, высшего сорта-56,3%.

Обеспечение потребностей производства вспомогательными ресурсами производится снабженческой службой предприятия на договорных условиях.

Таблица - 5.2

Сведения о поставщиках и объемах закупки основных и вспомогательных видов сырья и материалов

№№

Наименование сырья

Объем закупок

Поставщик

1.1.1

Упаковочный материал: Мешок вкладыш 535*1100

190 тыс. шт.

ЧП «Политэрус»г.Дзержинск

1.2

Мешок бумажный 4-х слойный

190 тыс. шт.

ООО «Бумпромпак» г.Могилев

1.3

Гофроящик для сыра

285 тыс. шт.

ИП «Клавсуть»

1.4

Маслотара

60 тыс. шт.

ООО»Кантин»

1.5

Пергамент на масло

4 тонны

УП «Мультикапс»

1.6

Мешки п/э для сыра

1,5 млн. шт.

«Локардинвест»

1.7

Скотч

8 тыс. рул.

ИП «Клавсуть»

1.8

Этикетки на сыр

1,5млн.шт.

ОДО «ГСМ-Пак-Юнион»

2.

Закваски

10 тыс. шт

ООО «Консигма - Лакт», ИП «Белхансен»

3.

Сычужный фермент «Колаза»

7,5тыс. литров

ООО «Консигма - Лакт»

4.

Краситель «Аннато»

1,5 тыс. литров

ООО «Консигма - Лакт»

5.

Соль

300 тонн

ОАО «Мозырьсоль»

6.

Марля

20тыс.пог.м.

ЧТУП «Тория-стиль», ОДО «Гипатан»

7.

Лавсан

1 тыс. пог. м

ЧТУП «Тория-стиль»

8.

Серпянка

1 тыс. пог. м

ЧТУП «Тория-стиль»

9.

Стиральный порошок

3,5 тонны

ЧТУП «Тория-стиль»

10.

Мыло хозяйственное

2 тыс. шт.

ЧТУП «Тория-стиль»

11.

Мыло туалетное

3,6 тыс. шт.

ЧТУП «Тория-стиль»

12.

Мыло жидкое

500 литров

ЧТУП «Тория-стиль», ООО «Химлюкс»

13.

Кислота азотная

72 тонны

ООО «Химический альянс»

14.

Сода каустическая

96 тонн

ЗАО «ХимИмпорт», ООО «БалансТоргЛогистик», ЧУП «Промхимцентр»

15.

Сода кальцинированная

12 тонн

ЗАО «ХимИмпорт», ООО «БалансТоргЛогистик», ОАО «Белхим»

16.

Кальций хлористый пищевой

24 тонны

ОДО «Гипотан», УП «РосхимБел», ООО «БалансТоргЛогистик»


Примечание - Источник [6]

6. Коммуникационная политика предприятия

Технология производства пищевых продуктов такова, что продукты, изготовленные на разных предприятиях, имеют схожие характеристики, внешний вид и потребителю достаточно сложно ориентироваться в этом многообразии. Вместе с тем известно, что потребители предпочитают приобретать товар, к которому уже сформировалось доверие. Для этого товар должен обладать отличительными признаками, которые не позволяют спутать его с продукцией других производителей. Необходимо создать ауру доверия и эксклюзивности, которая и позволит продукции завода стать по-настоящему популярной.

Одним из наиболее эффективных средств стимулирования продаж и привлечения целевых аудиторий являются выставки. Высокий коммуникационный эффект выставки заключается в возможности демонстрировать продукт, отвечать на вопросы, опровергать возражения и, что самое главное, строить личные отношения с партнерами и покупателями.

Участие в выставках позволяет:

-  определить возможный спрос на продукцию;

-       ориентироваться в ситуации по отрасли;

-       инициировать действующих и выявить новых клиентов;

-       найти новых торговых посредников в регионе;

-       завязать новые контакты в деловом мире;

-       изучить конкурентов.

Предельный размер расходов на рекламу будет ограничен 0,5% от получаемого валового дохода, но с обязательным соизмерением понесенных затрат с получаемым результатом.

Лауреаты конкурса «Лучшие товары Республики Беларусь на рынке Российской Федерации» 2011 года.

Победитель программы «Контрольная закупка» - сыр "Голландский 45% жирности".

ОАО «Березинский сыродельный завод» стал победителем конкурса “Лучшая продукция года - 2011”. Благодаря высокому качеству продукции ОАО «Березинский сыродельный завод» неоднократно удостаивалась почетного звания «Победитель конкурса» и награждалось Дипломами. В текущем году уже во второй раз приняли участие в таком престижном конкурсе. На суд компетентного жюри предприятие представило свою лучшую продукцию. Во второй раз это звание в номинации «Масло сливочное» получило масло сладкосливочное несоленое "Крестьянское" с массовой долей жира 72,5%, а также впервые в номинации «Сыры сычужные» были удостоены званием сыр "Сливочный" с массовой долей жира в сухом веществе 50% и сыр "Духмяны" с тмином с массовой долей жира в сухом веществе 45%.

7. Маркетинговые исследования на предприятии и анализ внешней рыночной среды


Стратегия маркетинга

Стратегической целью Березинский филиал ОАО «Здравушка-милк» является финансовое оздоровление и перспективное развитие предприятия, заключающегося в создании условий для привлечения инвестиций, направленных на техническое перевооружение производства, расширение ассортимента выпускаемой продукции, снижение себестоимости и обеспечение прибыли.

Общими задачами для финансового оздоровления и перспективного развития предприятия являются:

увеличение оборачиваемости финансовых средств;

наращивание объемов экспорта продукции;

пересмотр графиков и маршрутов доставки молока от хозяйств сырьевой зоны и населения с целью исключения неэффективных транспортных затрат;

реализация программ по энергосбережению и техническому перевооружению;

мероприятия по снижению затрат;

мероприятия по реализации продукции;

улучшение финансовых показателей.

Задачами отдела сбыта являются:

разработка маркетинговой стратегии предприятия;

анализ положения предприятия на рынке;

исследование существующих сетей сбыта;

организация сбыта продукции;

формирование сбытовой сети;

подготовка и заключение договоров на реализацию продукции;

планирование поставок продукции в соответствии с заключенными договорами;

организация рекламы и стимулирование сбыта.

Сегментация рынка

Основными покупателями молочной продукции являются крупнооптовые индивидуальные предприниматели, коммерческие общества.

Рынки Российской Федерации, Казахстана являются наиболее предпочтительными. Данные рынки выбраны в качестве целевых рынков для Березинского филиала ОАО «Здравушка-милк».

Рынок г. Минска и Минской области является наиболее предпочтительным внутренним рынком, такт как уровень доходов и численность проживающего населения выше, чем в других регионах республики.

Конкурентный анализ

Наибольшее количество сыродельных предприятий Республики Беларусь сконцентрировано на территории Минской области, которая полностью обеспечена сырьем. Одними из основных производителей белорусских сыров являются также ряд предприятий Брестской области, занимающих второе место по техническим мощностям после предприятий Минской области. Немало тому послужил тот факт, что на территории Брестской области производят молоко, наиболее пригодное для выпуска сыров в нашей республике.

На предприятии Березинский филиал ОАО «Здравушка-милк» имеет место прямая форма сбыта, так как наше предприятие реализует производимую продукцию через собственные фирменные магазины и через прямые хозяйственные связи непосредственно со склада готовой продукции предприятия. Ниже схематически в таблице 7.1 представлены каналы распределения продукции Березинского филиала ОАО «Здравушка-милк»

Каналы распределения продукции Березинского филиала ОАО «Здравушка-милк»:

-  Предприятие

-       Дилер

-       Розничная сеть

-       Потребитель

Что касается покупателей продукции Березинского филиала ОАО «Здравушка-милк», то их можно классифицировать следующим образом.

Таблица 7.2

Классификация покупателей

Признак

Вид покупателя

По географическому признаку

- стран СНГ - республики Беларусь

По объему закупок

- оптовые - мелкооптовые - розничные

По периодичности покупок

- постоянные - случайные

По типу

- оптовые посредники - розничные посредники - конечные потребители


Основными рынками сбыта продукции Березинского филиала «Здравушка-милк» на данный момент являются: Беларусь, Российская Федерация, Казахстан. Основными регионами поставок сыра и молочной продукции являются Минск, Москва, Санкт-Петербург (Приложение Г).

Сегментация рынка связана с использованием социально-экономических (уровень доходов) и географических критериев сегментации. По уровню доходов сегмент индивидуальных потребителей можно разделить, как минимум, на два сегмента:

сегмент потребителей с низким уровнем доходов;

сегмент потребителей со средним и высоким уровнем доходов.

Для потребителей с низким уровнем доходов наиболее важными характеристиками молочной продукции являются:

низкая цена;

длительный срок хранения продукции:

процент жирности.

Для потребителей со средними и высокими доходами большое значение имеет не только цена и экономические характеристики молочной продукции, сколько известность торговой марки производителя (позволяющей «выделиться» среди окружающих), вкусовые характеристики продукции.

Для рынка молочной продукции, справедлива сегментация по социально-экономическому (уровень доходов) и географическому критериям сегментации. По уровню доходов сегмент индивидуальных потребителей можно разделить на сегмент потребителей с низким уровнем доходов и сегмент потребителей со средним и высоким уровнем доходов. Несмотря на высокое качество продукции Березинского филиала ОАО «Здравушка-милк», на не достаточную известность торговой марки, в настоящее время предприятию следует ориентироваться на продажи молочной продукции потребителям с низким уровнем доходов с постепенным переходом на выпуск продукции престижного класса.

При реализации продукции предприятия применяются разные формы оплаты: предоплата, отсрочка платежа предприятиям госторговли.

Наибольший удельный вес при продаже продукции занимает 100% предоплата в денежной форме. Реализация продукции через магазин фирменной торговли занимает незначительную величину в общем объеме прибыли.

Продукция реализуется как самовывозом покупателем, так и самим предприятием до места назначения. Форма реализации продукции - складская, т.е. товар партиями поступает из производства на производственный склад предприятия, а затем распределяется по различным сбытовым каналам - дилерам, индивидуальным предпринимателям, фирменным секциям, на склад фирменного магазина - до розничной торговли.

Перед предприятием в отношении сбыта стоят следующие задачи:

максимальное удовлетворение потребностей покупателей;

ускорение оборачиваемости оборотных средств за счет снижения запасов готовой продукции;

минимизация издержек по сбыту;

оптимизация сбытовых запасов (готовой продукции);

развитие дилерской сети и сети региональных торговых представительств;

освоение новых регионов рынка;

развитие фирменной торговой сети по продаже производимой продукции в пределах республики;

создание региональных представительств, охватывающих все основные регионы и рынка сбыта, как в странах СНГ, так и в странах дальнего зарубежья.

Конечно же, систему распределения товаров на предприятии необходимо постоянно совершенствовать, находить новые способы и пути решения сбытовых задач, однако нынешние каналы распределения также дают неплохие результаты.

На Березинском филиале ОАО «Здравушка-милк» имеет место прямая форма сбыта. Посредством данной формы реализуется около 30% всей продукции. Предприятие располагает собственной сбытовой сетью: три фирменных магазина, магазин «Кулинария», склад, частично транспорт, наличие прямых хозяйственных связей.

Прямой сбыт на Березинском филиале ОАО «Здравушка-милк» осуществляется:

непосредственно со склада готовой продукции предприятия;

через розничную товаропроводящую сеть.

При осуществлении прямого сбыта предприятие применяет некоторые методы производимой продукции:

. Прямые хозяйственные связи. Предприятие в большей степени работает на заранее известный рынок. В основе производственного плана лежит портфель заказов, частично сформированный на основе прямых заказов потребителей. При этом Березинский филиал ОАО «Здравушка-милк» и его потребители оговаривают все характеристики необходимого им товара, цены и условия поставок. С помощью данного метода сбыта предприятие осуществляет продажи в среднем около 30% всего объема реализуемой продукции.

. Фирменная торговля. В целях более оперативного и гибкого изучения спроса на выпускаемые товары, а также для возможности реализации продукции большому числу конечных потребителей Березинский филиал ОАО «Здравушка-милк» имеет три фирменных магазина и магазин «Кулинария». Данные магазины представляют собой розничные торговые предприятия, учредителем которых является само предприятие, и рассматриваются они в качестве составных частей розничной торговой сети данных регионов и действуют в условиях конкуренции с другими торговыми предприятиями. Однако в общем объеме сбыта предприятия доля продаж продукции через эти магазины составляет 1%.

Для анализа сбытовой деятельности предприятия необходимыми для рассмотрения выступают объем выпуска и объем реализации продукции, которые являются взаимосвязанными показателями. В условиях ограниченных производственных возможностей и неограниченном спросе на первое место выдвигается объем производства продукции. Но по мере насыщения рынка и усиления конкуренции не производство определяет объемы продаж, а наоборот, возможные объемы продаж являются основой разработки производимой программы. Предприятие должно производить только те товары и в таком объеме, которое оно может реально реализовать.

В таблице 7.3 приведена динамика производства и отгрузка продукции Березинского филиала ОАО «Здравушка-милк»

Таблица 7.3

Динамика производства и отгрузки продукции

Год

Объем производства продукции в действующих ценах без налогов, млн. рублей

Темп роста, %

Объем реализации, без налогов млн. рублей

Темп роста

2010

101839

181,8

101727

175,6

2011

166408

163,4

174634

171,7

2012

283346

170,3

286332

164,0

2013

358534

126,5

349217

122,0


Примечание - Источник [5]

Из данных таблицы видно, что объем производства продукции в 2012 году возрос на 70,3%, по сравнению с 2011 году темп роста реализации превышал темп роста производства, что свидетельствует об отгрузке готовой продукции, скопившейся на складах за прошлые годы.

Темпы роста объема производства и реализации продукции, повышение ее качества непосредственно влияют на величину издержек, прибыль и рентабельность предприятия, по тому анализ данных показателей имеет важное значение.

Рынок молочной продукции цикличен. Постоянно отмечаются ценовые изменения, как в сторону роста, так и снижения, отражая скорее неустойчивость рынка, нежели наметившуюся тенденцию.

В целях удовлетворения спроса населения Республики Беларусь продукцией животноводства расширяется ассортимент и увеличиваются объемы вырабатываемой в республике молочной продукции. В целях улучшения качества выпускаемой продукции проводится техническое перевооружение предприятий и молочной отрасли с установкой новых видов современного оборудования.

Положение Березинский филиал ОАО «Здравушка-милк»

Объем реализованной продукции ОАО «Березинский сыродельный завод» за 2013 г. составил 361172 млн. рублей. Реализация продукции по рынкам сбыта в натуральном выражении представлена в таблице 7.4.

Таблица 7.4

Реализация продукции Березинский филиал ОАО «Здравушка-милк»

№ п/п

Наименование

Единицы измерения

2011 г.

2012 г.

2013 г.

2014 г. план

1

Масло животное

тонн

1680

1996

1432

1091


в том числе:







внутренний рынок

тонн

740

220

316

251


экспорт

тонн

940

1776

1116

840

2

Сыры жирные твердые

тонн

3379

3966

4016

5108


в том числе:







внутренний рынок

тонн

1119

1424

622

558


экспорт

тонн

2260

2541

3394

4550

3

Сыры нежирные

тонн

167

-

56

0


в том числе:







внутренний рынок

тонн

59

-

56



экспорт

тонн

108

-

-


4

Сыры жирные мягкие

тонн

88

32

0

0


в том числе:







внутренний рынок

тонн

88

32




экспорт

тонн

0

0



5

ЦМП

тонн

2316

2069

0

0


в том числе:







внутренний рынок

тонн

2316

2069




экспорт

тонн

0




6

Сухая молочная сыворотка

тонн

1762

2110

2747

3425


в том числе:







внутренний рынок

тонн

1442

899

1127

1112


экспорт

тонн

320

1211

1553


на внутренний оборот

тонн




760

7

СОМ

тонн

279

1427

608

0


в том числе:







внутренний рынок

тонн

99

295

121

0


экспорт

тонн

180

1132

487

0


Примечание - Источник [5]

Березинский филиал ОАО «Здравушка-милк» поставляет свою продукцию:

-  на предприятия Республики Беларусь;

-       за пределы Республики Беларусь (Российская Федерация, Казахстан).

Проведение реконструкции позволило Березинскому филиалу ОАО «Здравушка-милк» увеличить свою долю на рынке твердых сыров и занимать лидирующую позицию среди предприятий Минской области.

Потребительский спрос

Молоко и молочные продукты относятся к ценнейшим питательным продуктам. Наличие различного рода витаминов, аминокислот и других полезных микроэлементов делают их практически незаменимыми в ежедневном рационе человека. Потребление молочных продуктов постоянно растет.

Основные тенденции потребления продовольственных товаров в других странах оказывают заметное влияние и на россиян, и на белорусов. Следует отметить особенности определяющие систему потребления молочной продукции в мировом масштабе. В странах с высоким уровнем жизни потребление молочных продуктов больше, чем в развивающихся странах. Существуют и другие важные факторы:

-  демографический (станы с более молодым населением склонны потреблять больше молочных продуктов, чем «стареющие» страны);

-       развитие розничной торговли;

-       размеры страны;

-       система хранения продукции (так называемая холодная цепочка).

Главная тенденция заключается в том, что по мере развития и повышения благосостояния страны развивается производство молочной продукции и растет спрос на нее. Хотя потребление молочной продукции в России по-прежнему ниже западных стандартов, наблюдается устойчивый рост. Рынок быстро меняется, и поэтому поставщики должны приспосабливаться к новым условиям, если они намерены преуспевать в дальнейшем.

Установлено, что для покупателей с различным уровнем доходов меняется степень важности характеристик продукции. Основным фактором, определяющим ее приобретение, являются вкусовые качества, причем значение коэффициента важности вкуса возрастает у потребителей с более высоким уровнем доходов.

Среди твердых сыров самыми популярными у населения являются «Российский». «Монастырский», «Буковинский», «Раубичский», «Воскресенский», «Костромской», «Голландский». «Пошехонский», так как они имеют приемлемую цену и соответствуют вкусу большинства населения. Все это твердые сычужные сыры с низкой температурой второю нагревания. Они изготовляются из пастеризованною коровьего молока с использованием бактериальной закваски с последующей обработкой полученного сгустка, формованием, прессованием, созреванием и предназначены для реализации и непосредственною употребления в пищу.

Заключение

В ходе данной практики мы выяснили, что Березинский филиал ОАО «Здравушка-милк» является успешным предприятием по переработке огромного количества молока и производству такого продукта как сыр, сметана, творог и многое другое. Предприятие занимает ведущее место на рынке, успешно конкурирует с другими предприятиями по переработке молока.

С финансовой точки зрения на Березинский филиал ОАО «Здравушка-милк» наблюдается экономическая стабильность.

Отдел маркетинга делает все возможное, чтобы продукты, производимые молочным комбинатом, были качественными, поддерживают спрос покупателей на этот продукт, следят за всеми новинками, пытаясь улучшить данный товар. Маркетологи создают качественную рекламу, поддерживающую интерес покупателей к товару.

С каждым годом Березинский филиал ОАО «Здравушка-милк» совершенствуется, реализует новые идеи, и надеется в будущем укрепить лидирующее положение на рынке.

Для выполнения задач Березинского филиала ОАО «Здравушка-милк» необходимо:

создание прочной основы для установления контрактных отношений между поставщиками и потребителями;

повысить конкурентоспособность выпускаемой продукции, удовлетворить запросы покупателей, сократить время выполнения заказов;

обеспечить высокое качество продукции, широкий ассортимент и приемлемые цены;

приобретение нового современного оборудования для технического перевооружения участков, внедрение новых ресурсосберегающих высокоэффективных технологий, что позволит повысить качество продукции, внедрять новые виды и дизайн упаковочных материалов, обеспечивающих высокое качество и более длительный срок годности выпускаемой продукции, снижение затрат на производство продукции;

обеспечение квалифицированными кадрами, проведение непрерывного всеобщего обучения персонала, многоуровневого повышения квалификации;

улучшение организационной структуры, повышение заинтересованности и ответственности каждого работника на всех стадиях производственного процесса.

Список использованных источников

1. Постановление Совета министров Республики Беларусь от 12 ноября 2010 года №1678 «О программе развития молочной промышленности на 2010-2015 гг.».

2.      Устав предприятия Березинский филиал ОАО «Здравушка-милк» (регистрационный номер 600126511).

.        Бизнес-план предприятия за 2014 год.

.        Анализы производственно-финансовой деятельности.

.        Документы первичного учета.

.        Формы статистической отчетности.

7. Маркетинг. Конспект лекций. Егорова М.М., Логинова Е.Ю., Швайко И.Г. М.: Эксмо, 2008. - 160с

Похожие работы на - Анализ каналов распределения продукции и логистическая система на предприятии

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!