Основные аспекты государственного регулирования рынка ценных бумаг в РФ

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    19,45 Кб
  • Опубликовано:
    2015-01-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Основные аспекты государственного регулирования рынка ценных бумаг в РФ















Курсовая работа

Основные аспекты государственного регулирования рынка ценных бумаг в РФ

Содержание

Введение

.Сущность, структура и организация рынка ценных бумаг России

.1Место рынка ценных бумаг в системе рынков

.2Общая характеристика и структура рынка ценных бумаг

. Основные аспекты государственного регулирования рынка ценных бумаг в РФ

.1 Цели и принципы регулирования рынка ценных бумаг

.2 Федеральная служба по финансовым рынкам

. Реформирование системы государственного регулирования рынка ценных бумаг России и перспективы его развития

.1Перспективы развития российского рынка ценных бумаг

Заключение

Список использованных источников

фондовый рынок ценная бумага

Введение

В настоящее время одним из наиболее гибких финансовых инструментов является использование ценных бумаг.

Ценные бумаги - неизбежный атрибут всякого нормального товарного оборота. Будучи товаром, они сами вместе с тем способны служить как средством кредита, так и средством платежа, эффективно заменяя в этом качестве наличные деньги.

Ранее в условиях плановой экономики некоторые виды ценных бумаг использовались в имущественных отношениях (облигации и лотерейные билеты в отношениях с участием граждан, векселя во внешнеторговом обороте). В настоящее время переход к рыночной организации экономики и формирование рынка ценных бумаг потребовали возрождения и использования всего многообразия ценных бумаг. Как видно фондовый рынок является неотъемлемой частью рыночной экономики, вследствие чего появилась настоятельная потребность в изучении всего комплекса возможностей, предоставляемого этим рынком, а также в четком правовом оформлении ценных бумаг и их оборота, при отсутствии которого их использование просто невозможно. Методическую и теоретическую основу исследования российского рынка ценных бумаг составили труды отечественных ученых, Гражданский кодекс РФ, Указы Президента, Постановления Правительства РФ и Министерства Финансов, а также другой методический материал по изучаемым вопросам.

Предметом моей курсовой работы является выявление проблем, присущих государственному регулированию РЦБ в России.

Объектом исследования является взаимоотношения участников РЦБ в РФ с государством.

Целью данной работы является раскрытие особенностей государственного регулирования рынка ценных бумаг в Российской Федерации.

Достижение поставленной цели, реализуется посредством решения следующих задач:

·определить сущность, структуру и организацию рынка ценных бумаг в России;

·ознакомиться с системой государственного регулирования РЦБ в РФ;

·выявить проблемы развития и рассмотреть реформирование системы государственного регулирования РЦБ России на современном этапе.

1. Сущность, структура и организация рынка ценных бумаг России

1.1 Место рынка ценных бумаг в системе рынков

Рынок - это сфера проявления отношений между производителями товаров и потребителями, стоимостью и потребительской стоимостью, т.е. полезностью или способностью продукта (услуги) удовлетворять какую-либо потребность людей. Другими словами, рынок есть процесс взаимодействия продавцов и покупателей по продаже и покупке товаров на основе определения их цен и количества (спроса и предложения).

Он представляет собой инструмент стихийного распределения экономических ресурсов - рабочей силы и средств производства - между разными сферами применения, в конечном итоге осуществляемого в соответствии с волей потребителя.

В условиях исследуемой формы хозяйства рыночные связи охватывают всю систему и всех субъектов экономических отношений. В состав рынка входят и предприниматели, и работники, продающие свой труд, и конечные потребители, и владельцы ссудного капитала, собственники ценных бумаг и т.д. Основных субъектов рыночного хозяйства принято подразделять на три группы: домашние хозяйства, бизнес (предприниматели) и правительство.

С учетом соблюдения законности в экономике рынки делятся на: легальные, официальные; нелегальные, «теневые».

По структуре финансовый рынок делится на три взаимосвязанных и дополняющих друг друга, но отдельно функционирующих рынка:

Денежный рынок - рынок находящихся в обращении наличных денег и выполняющих аналогичные функции краткосрочных платежных средств (векселя, чеки и т. д.).

Рынок ссудного капитала или рынок долгосрочных и краткосрочных банковских кредитов. Он охватывает отношения, возникающие по поводу предоставления кредитными учреждениями платных и возвратных ссуд, не связанных с оформлением таких документов, которые могли бы самостоятельно обращаться на рынке: покупаться или продаваться, погашаться.

Рынок ценных бумаг охватывает как кредитные отношения, так и отношения совладения, выражающиеся через выпуск специальных документов, которые имеют собственную стоимость и могут обращаться на рынке.

Под денежным рынком понимается рынок краткосрочных кредитных операций (до одного года) и в свою очередь подразделяется на учетный рынок, межбанковский рынок и валютный рынок. На учетном рынке основными объектами купли-продажи являются казначейские и коммерческие векселя и другие краткосрочные ценные бумаги, межбанковский рынок функционирует за счет предоставления кредитов банками друг другу (использование временно свободных денежных средств) сроками от одного дня до пяти лет, валютный же рынок обслуживает международный платежный оборот.

Рынок ссудных капиталов включает операции частных кредитно-финансовых институтов, государственных учреждений, иностранных институтов и рынок ценных бумаг, который в свою очередь делится на внебиржевой (первичный) и биржевой оборот, а также рынок через прилавок - «уличный» рынок. Первичный внебиржевой оборот охватывает в основном облигации новых эмиссий. На фондовой бирже обращаются исключительно акции, а также некоторое количество ранее выпущенных облигаций, как частных, так и государственных.

Государство в лице кредитных институтов является не только продавцом ценных бумаг, но и покупателем, участвуя, таким образом, в перераспределении денежного капитала. Операции кредитно-финансовых институтов на рынке капитала не всегда связаны с приобретением ценных бумаг, поэтому их деятельность не следует отождествлять ни с биржевым, ни с внебиржевым оборотом фиктивного капитала. В ряде случаев финансирование ими корпораций осуществляется без покупки ценных бумаг путем прямого кредитования. В то же время и внебиржевой оборот и фондовая биржа - это сферы, где большую роль играют кредитно-финансовые институты. Кроме того, на национальные рынки ссудных капиталов все чаще вторгается иностранный банковский капитал.

Постоянное взаимное предложение и спрос на ссудный капитал создают рынок ссудных капиталов. Под механизмом его функционирования следует понимать накопление, движение, распределение и перераспределение денежного капитала под воздействием спроса и предложения, а также существующих процентных ставок.

Механизм рынка, как правило, определяется спросом и предложением действующих субъектов рынка: частных предприятий, государства и индивидуальных лиц. Деятельность данных субъектов формирует уровень процентных ставок и его колебание в зависимости от рыночной конъюктуры: усиление спроса повышает ставки и снижает предложение и, следовательно, сокращает трансформацию денежного капитала в ссудный; наоборот, преобладание предложений над спросом понижает ставки и усиливает движение ссудного капитала с рынка.

Единство и обезличивание рынка ссудных капиталов выражается в том, что он развивается и движется через посредство ценных бумаг, т.е. фиктивного капитала. Так, заимодавец, в роли которого могут выступать корпорации, частное лицо или государство, представляет полученный им ссудный капитал как претензию на доход. Это объясняется тем, что денежный капитал, инвестированный в ценные бумаги, в любой момент может быть превращен в форму денег путем реализации ценных бумаг.

В современных условиях возрастает единство рынка ссудных капиталов, так как аккумуляция денежного капитала и сбережений осуществляется в основном кредитной системой, широко действует акционерная форма предприятий и более полно происходит сведение дивиденда к ссудному проценту.

В то же время на рынке действуют противоположные тенденции, подрывающие его единство, к которым следует отнести дальнейшую монополизацию рынка наиболее крупными кредитными институтами; процесс интернационализации, связанный с миграцией денежных капиталов между национальными рынками; а также циклическую нестабильность экономической конъюнктуры и инфляционные процессы. Поэтому рынок ценных бумаг с его основными элементами (внебиржевым и биржевым оборотами) есть механизм, который функционально входит в рынок ссудных капиталов. Рынок ценных бумаг развивается и движется по своим законам, определяемым спецификой так называемого фиктивного капитала, однако тесно увязан с рынком капитала.

В настоящее время практика показывает, что импульсивное замедление или ускорение операций рынка ценных бумаг существенно сказывается на движении ссудного капитала, его рыночной структуре и функционировании. Наиболее болезненной и слабой стороной рынка ценных бумаг является его острая подверженность не только экономическим, но и политическим потрясениям, заставляющим его работать на более быстрых оборотах по сравнению с рынком капитала и прочими рыночными механизмами. Более того, приостановка действия рынка ценных бумаг в ряде случаев может носить довольно трагические экономические и политические последствия для страны.1.2 Общая характеристика и структура рынка ценных бумаг

Образование фиктивного капитала связано с появлением ссудного капитала. Фиктивный капитал возникает как следствие приобретения ценных бумаг, дающих право на получение определенного дохода (процента на капитал). Первоначальной формой фиктивного капитала в период домонополистического капитализма и «свободной конкуренции» служили облигации государственных займов.

Трансформация капитализма свободной конкуренции (laess faire) в монополистический, с образованием и ростом акционерных обществ, способствовала появлению нового вида ценных бумаг - акций. По мере развития капитализма акционерные общества стали превращаться в сложные монополистические объединения (концерны, тресты, картели, консорциумы). Их развитие в условиях острой конкурентной борьбы и развития научно-технической революции обусловило привлечение не только акционерного, но и облигационного капитала. Это обусловило выпуск и размещение частными компаниями и корпорациями, помимо акций, еще и облигаций, т.е. осуществление облигационных займов. Структура фиктивного капитала складывается из трех основных элементов: акций, облигаций частного сектора и государственных облигаций. С развитием капитализма и превращением его в государственно-монополистический капитализм частный сектор и государство все больше привлекает капитал путем эмиссии акций и облигаций, увеличивая таким образом фиктивный капитал, который существенно превышает действительный, реальный капитал, Необходимый для капиталистического воспроизводства. В условиях спекулятивных сделок фиктивный капитал, представляющий ценные бумаги, в современном рыночном хозяйстве приобретает самостоятельную динамику, не зависящую от реального капитала.

В то же время фиктивный капитал отражает объективные процессы дробления, перераспределения, объединения действующих реальных производительных капиталов. Если в монополистической стадии капитализма фиктивный капитал концентрировался на фондовой бирже, то в условиях государственно-монополистического капитализма значительная его доля сосредоточивалась в банках и других кредитно-финансовых учреждениях. В самой структуре фиктивного капитала резко вырос удельный вес государственных облигаций, что обусловлено, во-первых, кризисом государственных финансов и, во-вторых, усилением вмешательства государства в экономику. В странах Западной Европы, Японии и ряде развивающихся стран государственные займы в определенной степени отражают также развитие государственной собственности. Разбухание фиктивного капитала за счет выпуска государственных займов для покрытия дефицитов бюджета служит источником развертывания инфляционных процессов, обесценения денег, а значит, и валютных потрясений.

Самостоятельное движение фиктивного капитала на рынке приводит к резкому отрыву рыночной стоимости от балансовой, увеличивая разрыв между реальной стоимостью материальных ценностей и их относительно фиксированной стоимостью, представленной в ценных бумагах.

Дальнейшее увеличение объема фиктивного капитала усиливает фетишизацию экономических отношений в современном рыночном хозяйстве капитализма. Источники получения доходов по различным элементам фиктивного капитала полностью замаскированы. В условиях часто меняющейся конъюнктуры фиктивный капитал - один из самых неустойчивых показателей рыночной экономики. Особенно чувствителен фиктивный капитал к колебаниям и изменениям на рынке ссудных капиталов, движению и накоплению денежного капитала, а также потрясениям в кредитно-финансовой сфере. Особо негативное воздействие на понижательные тенденции фиктивного капитала оказывает рост банковских ставок, спекулятивные операции с ценными бумагами и валютой. Несоответствие, диспропорции в динамике фиктивного и реального производительного капитала сопровождаются обесценением фиктивного капитала, приводя к падению курсов ценных бумаг и биржевым крахам (финансовые потрясения 1970, 1987 и 1997 гг., а также 2000 - 2001 гг.).

Рынок ценных бумаг отражает все колебания фиктивного капитала, огромное количество спекулятивных операций с ценными бумагами, особенно с дериватами.

В настоящее время в ведущих западных странах с развитой рыночной экономикой существуют, действуют и развиваются три рынка ценных бумаг: внебиржевой (первичный); вторичный (фондовая биржа); уличный рынок, или рынок «через прилавок» (cover the connter). Все они представляют собой весьма необходимый и важный элемент рыночного хозяйствования, особенно его кредитно-финансовой надстройки.

Указанные рынки, составляющие структуру рынка ценных бумаг, противостоя друг другу, взаимно дополняют друг друга. Данное противоречие обусловлено тем, что выполняя общую функцию по торговле и обращению ценных бумаг и мобилизации капитала, они руководствуются специфическими методами отбора и реализации ценных бумаг. Внебиржевой первичный рынок охватывает лишь новые выпуски ценных бумаг и главным образом размещение облигаций торгово-промышленных корпораций. Последние через инвестиционные и коммерческие банки, банкирские дома вступают в непосредственный контакт с кредитно-финансовыми институтами, которые и приобретают эти ценные бумаги. Наоборот, на бирже котируются старые выпуски ценных бумаг и главным образом акции торгово-промышленных корпораций. Если через внебиржевой оборот осуществляется в основном финансирование воспроизводственного процесса, то на бирже с помощью скупки акций происходит захват контроля над корпорациями и фирмами, идет формирование и перераспределение контроля между различными финансовыми группами. Через биржу также осуществляется определенная часть финансирования (в основном через мелких и средних вкладчиков).

Особенность биржи состоит в том, что здесь доминирует индивидуальный вкладчик, хотя идет процесс монополизации ее операций со стороны кредитно-финансовых институтов. На внебиржевом рынке действует коллективный вкладчик в лице крупных кредитно-финансовых институтов с долгосрочными резервами денежных средств (страховые компании, инвестиционные компании, частные пенсионные фонды, коммерческие банки). На протяжении всего послевоенного периода как в практическом, так и теоретическом плане довольно остро стоял вопрос о соотношении внебиржевого и биржевого оборота.

Особое место в структуре рынка ценных бумаг занимает уличный рынок, возникший в 60-70-х гг. прошлого века в ряде западных стран (США, Японии) и первоначально рассчитанный на акции вновь создаваемых небольших компаний, которым первичный биржевой рынок был недоступен.

В 60-х гг. XX в. обнаружилась тенденция к росту значимости внебиржевого первичного оборота, так как широкий процесс обновления основного капитала обусловил огромные потребности в выпуске новых эмиссий ценных бумаг. Однако биржа не сумела восстановить в полной мере свой механизм, разрушенный в период Второй мировой войны.

Начавшиеся процессы слияний, поглощений, а также общие масштабы централизации капитала в развитых странах, обусловленные потребностями производства, научно-технической революции и просто борьбой различных монополистических группировок, происходивших после так называемого восстановительного периода, существенно оживили деятельность фондовой биржи. К ее операциям стали широко привлекаться средние и мелкие индивидуальные вкладчики. При этом впечатление о снижении роли биржи стало складываться из-за активного проникновения в ее операции крупных кредитно-финансовых институтов. Однако финансово-промышленные группы использовали подконтрольные ей банки и другие кредитно-финансовые институты для расширения своих операций на бирже в целях реорганизации производственной структуры хозяйства.

Внебиржевой оборот, как и биржа, обладает собственными методами торговли ценными бумагами, в основном облигациями. В 90-х гг. широкое распространение получили новые методы размещения корпоративных ценных бумаг, так называемый андеррайтинг, - прямое размещение (direct placement), публичное предложение, конкурентные торги (competitive bidding), - позволяющие осуществлять более тесные связи между эмитентом ценных бумаг и их покупателем (инвестором). Организующим посредником здесь выступают инвестиционные и коммерческие банки, банкирские дома, брокерские фирмы. Новые методы внебиржевого оборота нашли широкое применение в США, Канаде, Западной Европе и Японии.

Таким образом, рынок ценных бумаг представляет собой составную часть финансового рынка <#"center">2. Система государственного регулирования рынка ценных бумаг в РФ

2.1 Цели и принципы регулирования рынка ценных бумаг

Регулирование рынка ценных бумаг необходимо для упорядочения деятельности на нем всех его участников и операций между ними со стороны организаций, уполномоченных обществом на эти действия. Регулирование рынка ценных бумаг охватывает:

государственное регулирование;

регулирование со стороны профессиональных участников рынка ценных бумаг, или саморегулирование рынка. Государство может передать часть своих функций по регулированию уполномоченным или отобранным им организациям профессиональных участников рынка ценных бумаг; последние также могут договориться о том, что созданная ими организация получает некие права регулирования по отношению ко всем участникам данной организации;

общественное регулирование, или регулирование через общественное мнение. В конечном счете именно реакция широких слоев общества в целом на какие-то действия на рынке ценных бумаг является первопричиной тех или иных регулятивных действий государства или профессионалов рынка.

Регулирование рынка ценных бумаг нацелено на:

поддержание порядка на рынке, создание нормальных условий для работы всех участников рынка;

защиту участников рынка от недобросовестности и мошенничества отдельных лиц или организаций, от преступных организаций;

обеспечение свободного и открытого процесса ценообразования на ценные бумаги на основе спроса и предложения;

создание эффективного рынка, на котором всегда имеются стимулы для предпринимательской деятельности, а каждый риск адекватно вознаграждается;

формирование (в определенных случаях) новых рынков, поддержку необходимых обществу рынков и рыночных структур, рыночных начинаний и нововведений;

Процесс регулирования на рынке ценных бумаг включает в себя:

создание нормативной базы функционирования рынка - разработку законов, постановлений, инструкций, правил, методических положений и других нормативных актов, которые ставят функционирование рынка на общепризнанную и всеми соблюдаемую основу;

отбор профессиональных участников рынка, соответствующих определенным требованиям по знаниям, опыту и капиталу;

контроль за выполнением всеми участниками рынка норм и правил функционирования рынка;

систему санкций за отклонение от норм и правил, установленных на рынке.

Принципы регулирования российского рынка ценных бумаг зависят от существующих в стране политических и экономических условий и при этом отражают проверенную временем историческую практику мирового рынка ценных бумаг. Основными принципами регулирования являются:

разделение подходов в регулировании отношений между эмитентом и инвестором, с одной стороны, и участниками рынка - с другой. В первом случае регулируются отношения между владельцем прав по ценной бумаге и лицом, по ней обязанным, во втором - отношения, которые возникают в момент заключения и исполнения сделки между эмитентом и профессиональным участником, инвестором и профессиональным участником или между профессиональными участниками;

выделение из всех видов ценных бумаг так называемых инвестиционных - выпускаемых массово, сериями, рынок которых может быть быстро организован. Именно такие бумаги нуждаются в тщательном регулировании, поскольку оперируя подобными инструментами, злоумышленники могут нанести большой ущерб участникам рынка;

максимально широкое использование процедур раскрытия информации обо всех участниках рынка - эмитентах, крупных инвесторах и профессиональных участниках;

обеспечение конкуренции как механизма объективного повышения качества услуг и снижения их стоимости. Все субъекты регулирования имеют равные права перед регулирующими органами;

разделение полномочий между регулирующими органами. Нормотворчество и нормоприменение не могут совмещаться в одном лице;

обеспечение гласности нормотворчества, широкое публичное обсуждение путей решения проблем рынка;

соблюдение принципа преемственности российской системы регулирования рынка ценных бумаг, имеющей определенную историю и традиции;

оптимальное распределение функций регулирования рынка ценных бумаг между государственными и негосударственными органами управления - коммерческими и общественными организациями.

Роль государства в регулировании рынка ценных бумаг сводится к следующему:

идеологическая и законодательная функция (концепция развития рынка, программа ее реализации, управление программой, законодательные акты для запуска и развития рынка);

концентрация ресурсов (государственных и частных) на цели строительства и в первую очередь на опережающее создание инфраструктуры;

установление «правил игры» (требований к участникам операционных учетных стандартов);

контроль за финансовой устойчивостью и безопасностью рынка (регистрация и контроль за входом на рынок, регистрация ценных бумаг, надзор за финансовым состоянием инвестиционных институтов, принятие мер по их оздоровлению, контроль за соблюдением правовых и этических норм, применение санкций);

создание системы информации о состоянии рынка ценных бумаг, ее открытость для инвесторов;

формирование системы защиты инвесторов от потерь (государственные или смешанные схемы страхования инвестиций);

предотвращение негативного воздействия на фондовый рынок других видов государственного регулирования (монетарного, валютного, фискального, налогового);

предупреждение чрезмерного развития рынка государственных ценных бумаг (отвлекающего часть денежного предложения инвестиционных ресурсов на покрытие непроизводительных расходов государства).

Большинство этих задач в настоящее время еще не нашло своего решения либо находятся в стадии проработки. Государство выступает также:

крупнейшим эмитентом (финансирование государственного долга) и инвестором (государственная собственность в ценных бумагах предприятий и банков, централизованные капитальные вложения через инвестиции в ценные бумаги);

макроэкономическим регулятором, используя инструменты рынка ценных бумаг в операциях на открытом рынке для проведения своей денежной политики;

крупнейшим дилером на рынке государственных ценных бумаг.

2.2 Федеральная служба по финансовым рынкам

Федеральная служба по финансовым рынкам - это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением банковской и аудиторской деятельности), в том числе по контролю и надзору в сфере страховой деятельности, кредитной кооперации и микрофинансовой деятельности, деятельности товарных бирж, биржевых посредников и биржевых брокеров, обеспечению государственного контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком.

ФСФР России была образована Указом Президента РФ от 9 марта 2004 года № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти». В соответствии с данным Указом ей были переданы функции по контролю и надзору упразднённой Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, функции по контролю и надзору в сфере финансовых рынков упразднённого Министерства труда и социального развития Российской Федерации и функции по контролю деятельности бирж упраздненного Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, функции по контролю и надзору в сфере формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений Министерства финансов Российской Федерации.

Основными функциями Федеральной службы по финансовым рынкам являются:

.осуществление государственной регистрации выпусков ценных бумаг и отчетов об итогах выпуска ценных бумаг, а также регистрации проспектов ценных бумаг;

2.обеспечение раскрытия информации на рынке ценных бумаг в соответствии с законодательством Российской Федерации;

.осуществление в рамках установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации функций по контролю и надзору за субъектами страхового дела, в отношении эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и их саморегулируемых организаций, акционерных инвестиционных фондов, управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов и их саморегулируемых организаций, специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, ипотечных агентов, управляющих ипотечным покрытием, специализированных депозитариев ипотечного покрытия, негосударственных пенсионных фондов, Пенсионного фонда Российской Федерации, государственной управляющей компании, а также в отношении товарных бирж, бюро кредитных историй и жилищных накопительных кооперативов;

.контроль и надзор в сфере страховой деятельности, включая ведение Реестра субъектов страхового дела, выдачу, приостанову и отзыв лицензий страховым, перестраховочным и брокерским компаниям, а также обществам взаимного страхования, контроль за исполнением нормативных актов, регулирующих страховую деятельность и выдачу предписаний об устранении нарушений, контроль финансовой устойчивости страховых организаций.

С 1 сентября 2013 года Федеральная служба по финансовым рынкам упразднена (указ президента Российской Федерации от 25 июля 2013 № 645).

С 1 сентября 2013 года Банку России переданы полномочия Федеральной службы по финансовым рынкам по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (в соответствии с федеральным законом от 23 июля 2013 года № 251-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с передачей Центральному банку Российской Федерации полномочий по регулированию, контролю и надзору в сфере финансовых рынков»).

марта 2014 года Центральный банк РФ ликвидировал службу по финансовым рынкам (СФР), вместо нее создано девять новых подразделений, отвечающих за развитие и функционирование финансовых рынков. Их возглавит ранее управлявший СФР первый заместитель председателя ЦБ РФ Сергей Швецов.

В Банке России создано шесть департаментов: департамент развития финансовых рынков; департамент допуска на финансовые рынки; департамент сбора и обработки отчетности некредитных финансовых организаций; департамент страхового рынка; департамент коллективных инвестиций и доверительного управления; департамент рынка ценных бумаг и товарного рынка, а также Главное управление рынка микрофинансирования, Главное управление противодействия недобросовестным практикам поведения на финансовых рынках и служба Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров.

3. Реформирование системы государственного регулирования рынка ценных бумаг России и перспективы его развития

3.1 Перспективы развития российского рынка ценных бумаг

Основными перспективами развития современного рынка ценных бумаг на нынешнем этапе являются:

концентрация и централизация капиталов;

интернационализация и глобализация рынка;

повышения уровня организованности и усиление государственного контроля;

компьютеризация рынка ценных бумаг;

нововведения на рынке;

секьюритизация;

взаимодействие с другими рынками капиталов.

Тенденции к концентрации и централизации капиталов имеет два аспекта по отношению к рынку ценных бумаг. С одной стороны, на рынок вовлекаются все новые участники, для которых данная деятельность становится основной, а с другой идет процесс выделения крупных, ведущих профессионалов рынка на основе как увеличение их собственных капиталов(концентрация капитала), так и путем их слияния в еще более крупные структуры рынка ценных бумаг(централизация капитала). В результате на фондовом рынке появляются торговые системы которые обслуживают крупную долю всех операций на рынке. В тоже время рынок ценных бумаг притягивает все большие капиталы общества.

Интернационализация рынка ценных бумаг означает, что национальных капитал переходит границы стран, формируется мировой рынок ценных бумаг, по отношению к которому национальные рынки становятся второстепенными. Рынок ценных бумаг принимает глобальный характер. Торговля на таком глобальном рынке ведется непрерывно. Его основу составляют ценные бумаги транснациональных компаний.

Надежность рынка ценных бумаг и степень доверия к нему со стороны массового инвестора напрямую связаны с повышением уровня организованности рынка и усиление государственного контроля за ним. Масштабы и значение рынка ценных бумаг таковы, что его разрушение прямо ведет к разрушению экономического прогресса. Государство должно вернуть доверие к рынку ценных бумаг, что бы люди вкладывающие сбережения в ценные бумаги были уверены в том, что они их не потеряют в результате каких-либо действий государства и мошенничества. Все участники рынка поэтому заинтересованы в том, чтобы рынок был правильно организован и жестко контролировался в первую очередь главным участником рынка - государством.

Компьютеризация рынка ценных бумаг - результат широчайшего внедрения компьютеров во все области человеческой жизни в последние десятилетия. Без этой компьютеризации рынок ценных бумаг в своих современных формах и размерах был бы просто невозможен. Компьютеризация позволила совершить революцию как в обслуживании рыка, прежде всего через современные системы быстродействующих и всеохватывающих расчетов для участников и между ними, так и в его способах торговли. Компьютеризация составляет фундамент всех нововведений на рынке ценных бумаг.

Нововведения на рынке ценных бумаг:

новые инструменты данного рынка;

новые системы торговли ценными бумагами;

новая инфраструктура рынка.

Новыми инструментами рынка ценных бумаг являются, прежде всего, многочисленные виды производных ценных бумаг, создание новых ценных бумаг, их видов и разновидностей.

Новые системы торговли - это системы торговли, основанные на использовании компьютеров и современных средств связи, позволяющие вести торговлю полностью в автоматическом режиме, без посредников, без непосредственных контрактов между продавцами и покупателями.

Новая инфраструктура рынка - это современные информационные системы, системы клиринга и расчетов, депозитарного обслуживания рынка ценных бумаг.

Секьюритизация - это тенденция перехода денежных средств из своих традиционных форм в форму ценных бумаг; тенденция перехода одних форм ценных бумаг в другие, более доступные для широких кругов инвесторов.

Развитие рынка ценных бумаг вовсе не ведет к исчезновению других рынков капиталов, происходит процесс их взаимопроникновения. С одной стороны, рынок ценных бумаг оттягивает на себя капиталы , но с другой - перемещает эти капиталы через механизм ценных бумаг на другие рынки, тем самым способствует их развитию.

Заключение

Рынок ценных бумаг представляет собой составную часть финансового рынка <#"justify">Рынок ценных бумаг имеет специфические черты, которые отличают его от товарного рынка, например:

·по объекту и по объему. Ценная бумага - специфический товар, титул собственности. Потребительная стоимость такого товара состоит лишь в способности приносить в будущем доход. Объем рынка ценных бумаг в силу непрерывности их оборота во много раз больше объема рынка реальных товаров;

·по способу образования рынка. Реальные блага должны быть произведены, а ценная бумага просто выпускается в обращение;

·по роли в процессе обращения. Цель производства реальных товаров - их потребление, а ценная бумага выпускается лишь для обращения и в нем приносит доход;

·по субординации в экономике. Рынок ценных бумаг вторичен по сравнению с рынком товаров и услуг.

Несмотря на большие трудности законодательство, регулирующее рынок ценных бумаг, далеко от совершенства.По мнению экспертов, российский рынок ценных должен развиваться в следующих направлениях:

- развитой рынок ценных бумаг обычно имеет доступ к фондам, формируемым различными типами институциональных инвесторов. Рынок ценных бумаг может расти, если такие институты будут созданы;

законодательство о фирмах должно гарантировать, что правление акционерных предприятий защищает интересы широкого круга инвесторов. Это предполагает определение обязанностей руководителей и установление контроля для предотвращения разного рода махинаций;

особой проблемой для государства остается защита интересов вкладчиков негосударственных пенсионных фондов и страховых компаний. Для ее решения органы, регулирующие деятельность этих финансовых институтов, должны разработать нормативы обязательных инвестиций и наиболее ликвидные и надежные ценные бумаги.

С помощью вышеперечисленных пунктов и разумных действий правительства российский рынок ценных бумаг сможет вплотную приблизиться к мировым стандартам.

Из рассмотренного материала можно сделать вывод, что российский рынок ценных бумаг развивается более или менее динамично. Искушенные западные профессионалы высоко оценивают потенциал российского рынка, и политическая и экономическая стабильность позволит России в ближайшем будущем стать одним из крупнейших финансовых центров мира.

Список использованной литературы

I. Нормативно-правовые акты

1.Конституция Российской Федерации принята всенародным голосованием 12 декабря 1993г.: [с учетом внесенных законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30 декабря 2008г. № 6 - ФКЗ, от 30 декабря 2008г. № 7 - ФКЗ] // Российская газета. - № 7. - 2009. - 5 февраля.

. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: Федеральный закон от 30.11.1994 № 51 - ФЗ [в ред. от 02.11.2013] // Электрон. дан. - М., 2014. - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

.Федеральный Закон Российской Федерации от 22 апреля 1996г. № 39 - ФЗ «О рынке ценных бумаг» [в ред. от 28.12.2013] // Электрон. дан. - М., 2014. - Доступ из справ.-правовой системы «Гарант».

.Федеральный Закон Российской Федерации от 10 июля 2002 г. № 86 - ФЗ «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» [в ред. от 28.12.2013] // Электрон. дан. - М., 2014. - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

.Федеральный Закон Российской Федерации от 10 декабря 2003 г. № 173 - ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» [в ред. от 12.03.2014] // Электрон. дан. - М., 2014. - Доступ из справ.-правовой системы «Консультант Плюс».

II. Специальная литература

.Абрамова А.П, Аверченко Н.Н, Байгушева Ю.В. // Гражданское право: учебник: в 3т. Т.1 / А.П. Абрамова, Н.Н. Аверченко, Ю.В. Байгушева - М.: ТК Велби, 2009. - 453с.

.Афонин А.В. Небывалый интерес к ценным бумагам отечественных компаний // Финансы России. - 2008. - №7. - С. 40 - 42.

. Беленькая О.В Фондовый рынок: итоги и прогнозы// РЦБ. - 2009. - № 1. - С. 38 - 42.

.Белов В.А. Гражданское право: Общая и Особенная части. Учебное пособие / В.А.Белов - М.: АО «Центрюринформ», 2011. - 675 с.

. Бердникова Т.Б. Рынок ценных бумаг и биржевое дело. - М.:ИНФРА, 2010 - 432 с.

.Вавулин Д.А. Правовое регулирование эмиссии ценных бумаг // ФБК. - 2008. - № 7. - С. 73 - 82.

. Голанов В.А. Рынок ценных бумаг. - Учебное пособие. - М.: Финансы и статистика, 2009. - 342 с.

.Динамика фондового рынка: факторный анализ// Финансы. - 2010. - № 2. - С. 52 - 56.

. Килячков А.А. Чалдаева Л.Г. РЦБ и биржевое дело.Учебник. - М.: ЮРИСТ, 2011 - 432 с.

. Маковецкий М. Ю. РЦБ как фактор активизации инвестиционного процесса // Финансы и кредит. - 2009. - № 1. - С. 65 - 67.

. Минашкин В. Г. Развитие российского РЦБ в зеркале статистики // Вопросы статистики. - 2011. - № 10. - С. 53 - 56.

.Обухова Е. И. Учет государственных ценных бумаг // Аудит. - 2012.

. Потемкин А. О. Пути повышения стабильности государственного РЦБ // РЦБ. - 2009. - № 4. - С. 35 - 37.

. Сизов Ю. А. Актуальные проблемы развития российского фондового рынка // Вопросы экономики. - 2011. - № 7. - С. 26 - 43.

. Фролов В.Е. Рубль на вес золота // Эксперт. - 2008. - № 11. - С. 24 - 28.

. Шаблин А.О. Государственная политика в области ценных бумаг // ЭКО. - 2009. - № 9. - С. 43 - 50.

.Шестаков А.В. Рынок ценных бумаг. Учебное пособие. - М.: Проспект, 2011. - 231 с.

Похожие работы на - Основные аспекты государственного регулирования рынка ценных бумаг в РФ

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!