Анализ ассортимента биологически активных добавок в аптечной организации 'Мелодия здоровья' (г. Воронеж)

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Маркетинг
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,84 Мб
  • Опубликовано:
    2014-11-13
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Анализ ассортимента биологически активных добавок в аптечной организации 'Мелодия здоровья' (г. Воронеж)

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫХ ДОБАВОК К ПИЩЕ

.1 Витаминно-минеральные комплексы, как источники необходимых организму натуральных веществ

.2 Биологически активные добавки их состав, функции и классификации

.3 Нормативные основы присутствия БАД на фармацевтическом рынке Российской Федерации

ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БАЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО ПРОВЕДЕННОМУ ИССЛЕДОВАНИЮ

ВЫВОДЫ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. В системе рыночных отношений устойчивое функционирование аптечных организаций и возможность выполнения ими социальной миссии в первую очередь зависят от торгового ассортимента, предлагаемого к продаже населению в розничной торговле, который должен соответствовать ожиданиям и представлениям целевой аудитории и выступать ключевым фактором конкурентоспособности хозяйствующего субъекта.

Однако сохранение и укрепление позиций на рынке в условиях его насыщения, постоянного изменения ассортимента, роста потребностей покупателей и усиления конкуренции как между розничными торговыми предприятиями, реализующими отдельные группы парафармацевтических товаров, так и аптечными организациями заставляют последних искать новые возможности для экономического развития в конкурентной среде. Одним из таких направлений является использование маркетинга в процессе обновления, расширения и диверсификации ассортимента. Применение маркетингового инструментария в управлении ассортиментом товаров позволяет аптечным организациям, учитывая запросы и предпочтения потребителей, сформировать устойчивые конкурентные преимущества.

Особый интерес при этом представляет управление ассортиментом биологически активных добавок - в настоящее время темпы роста продаж биологически активных добавок нарастают, однако, вопросы управления их ассортиментом не всегда достаточно проработаны и клиентоориентированы в аптечных организациях.

Цель исследования: анализ ассортимента биологически активных добавок в аптечной организации «Мелодия здоровья» (г. Воронеж).

Задачи исследования :

. Провести обзор литературы по вопросам исследования.

. Представить материал и методики исследования.

. Обработать и представить результаты собственного исследования.

. Представить заключение по проведенному исследованию.

. Обобщить результаты работы и разработать рекомендации по проведенному исследованию.

ГЛАВА 1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫХ ДОБАВОК К ПИЩЕ

.1 Витаминно-минеральные комплексы, как источники необходимых организму натуральных веществ

Комплексное питание включает в себя сбалансированный рацион протеинов, белков, жиров, минералов и других полезных, необходимых нашему организму, веществ. В поисках этих «ингредиентов» здоровой, а значит и счастливой жизни, в первую очередь мы обращаемся к продуктам питания. В условиях ухудшающейся экологической обстановки, особенно это касается крупных городов, продукты питания теряют свои полезные свойства и не могут полностью обеспечить весь набор необходимых веществ. По данным официальной статистики 64,1% граждан нашей страны не соблюдают режим питания.

Именно витаминно-минеральные комплексы являются единственным источником необходимых организму натуральных веществ, многие из которых организм человека синтезировать самостоятельно не способен. Ключевым вопросом при этом становится понимание индивидом ценности собственного здоровья как жизненно важного капитала и необходимости личной ответственности за него.

Существенную роль в помощи населению могут сыграть неоднозначно воспринимаемые в России биологически активные добавки (БАД). Понятно, что качественные продукты подобного рода смогут существенно улучшить состояние здоровья человека и повлиять на производительность труда.

1.2 Биологически активные добавки их состав, функции и классификации

Биологически активные добавки (БАД) к пище - композиции биологически активных веществ, предназначенных для непосредственного приёма с пищей или введения в состав пищевых продуктов [1, с. 24].

Для человека в древности лекарствами являлись те вещества и продукты, которые он употреблял в пищу. То есть корни, плоды, кора, листья и стебли растений, части тела и органы различных животных (включая тех, которые с современной точки зрения вообще считаются несъедобными), почва и минералы [2, с. 11 - 12].

Сведения о лечебном и оздоровительном действии пищевых веществ сохранились в древневосточной медицине (древнекитайской, древнеиндийской, тибетской), дошедшей до наших дней. Рецептуры лечебно-профилактических средств того времени имеют очень сложный, многокомпонентный состав и естественное, природное происхождение. Одним из следствий этого интегративного процесса стало широкое применение биологически активных добавок к пище, являющихся, как правило, производными современных технологий [2, с. 11 - 12].

Обратимся к тому, что такое БАД с точки зрения их состава, функций и классификации.

По определению Минздрава, пищевые добавки, содержащие биологически активные ингредиенты (БАД), отделенные в 1994 г. от лекарственных средств в отдельную группу, представляют собой концентраты биологически активных веществ. Они предназначены для непосредственного приема или введения в состав пищевых продуктов с целью обогащения рациона питания человека отдельными биологически активными веществами или их комплексами.[3]

Классификация биологически активных добавок:

Все существующие на сегодняшний день биологически активные добавки подразделяют на три группы: нутрицевтики, парафармацевтики и эубиотики.

Нутрицевтики - биологически активные добавки к пище, применяемые для коррекции ее химического состава.

К нутрицевтикам относят витамины, витаминоподобные вещества, минеральные вещества, аминокислоты или пептидные комплексы, пищевые волокна и т.д.

Функции нутрицевтиков:

) покрывают быстро и легко недостаток жизненно необходимых пищевых веществ;

) дают возможность откорректировать индивидуальный рацион питания для конкретного человека с отсутствием болезней, принимая во внимание такие факторы, как его работа, пол, возраст, генетические факторы, биоритмы, физиологические особенности (период беременности или лактации), экологические условия и т.д.;

) повышают устойчивость организма у людей с помощью усиления ферментной защиты клеток к влиянию неблагоприятных факторов среды, особенно в экологически неблагополучных районах;

) направленно изменяют обмен веществ в организме, чтобы максимально удовлетворить потребности в пищевых веществах у человека с наличием заболеваний;

) обладают иммуномодулирующими свойствами, усиливают выведение из организма токсичных и чужеродных веществ (радионуклидов, различных тяжелых металлов).

Нутрицевтики подразделяют на следующие группы БАД:

. Растительные препараты (модификаторы рациона).

В основном данную группу составляют препараты для похудения. В их составе можно обнаружить витамины, аминокислоты, различные микроэлементы. То есть, иными словами, их состав мало чем отличается от поливитаминов и комплексов для поддержки иммунитета. Эффект похудения они предполагают за счет общего улучшения состояния здоровья.

В качестве примера приведем фитоактивный комплекс «Мега Слим», который разработан специально для использования в системах питания для снижения веса (диетах). По заявлению производителя - российской компании «ЛЕОВИТ нутрио» - он сочетает в себе последние научные разработки в области диетологии и многолетний медицинский опыт. При его создании использовались современные концепции о безопасном и эффективном похудении.[24]

Рисунок 2 - Фитокомплекс «Мега Слим»

В составе:

витаминный премикс (витамины: С,РР, Е, В5, В6, В2, В1, В9, Н, В12)

L-карнитин, корица, бромелайн, экстракт гуараны, цинка сульфат, экстракт кукурузных рылец, селенит натрия, магния сульфат, хрома пиколинат.

Вспомогательные вещества: крахмал, тальк, аэросил, кальция стеарат

Срок годности: 2 года

Условия хранения: в сухом, защищенном от света месте при комнатной температуре.

Перед применением необходимо проконсультироваться с врачом.

Действие:

) Контроль массы тела. Увеличение или уменьшение массы тела связано в первую очередь с индивидуальными особенностями обмена веществ. Только снижая жировую массу, регулируя углеводный обмен и увеличивая усвоение белка, можно добиться результата. Кукурузные рыльца регулируют обмен веществ, обладая мочегонным и желчегонным действием, регулируют аппетит; Корица повышает эффективность жиросжигающих компонентов; Бромелайн помогает расщеплению белковой пищи и усвоению ее организмом; Витамины группы В участвуют в процессах жирового, белкового и углеводного обмена.

) Эффект "жиросжигания"

Компоненты "МегаСлим", известны липотропным действием - способностью мобилизовать жир их жировых депо и ускорять его утилизацию. L-карнитин - ключевой фактор ускорения "сгорения" жиров. Способствует уменьшению накопления жира в тканях и снижению массы тела за счет уменьшения доли жира, превращая его в энергию. Дефицит в рационе L-карнитина ведет в нарушению жирового обмена; Цинк обладает липотропным действием, снижая содержание жира в печени, необходим для синтеза инсулина; Витамин Е участвует в процессах расщепления и синтеза жира; Витамин РР принимает участие в энергетическом обмене.

. Минеральные вещества (микро- и макроэлементы).

В данной категории представлено большое количество комбинированных препаратов.

.1 Макроэлементы (кальций, фосфор, сера, калий, натрий, магний).

В качестве примера приведем «Магне B6 ФОРТЕ». Этот препарат нужно употреблять при наличии дефицита магния. Не рекомендуется его употреблять при заболевании почек, а так же при наличии аллергии. [25]

Рисунок 3 - «Магне B6 ФОРТЕ»

.2 Микроэлементы (цинк, марганец, железо, хром, селен, медь, йод, фтор, кобальт).

В качестве примера приведем препарат Йод-Актив®.

Рисунок 4 - Йод-Актив®

Йод в составе Йод-актива® активно усваивается при дефиците йода, а при избытке - выводится из организма, не поступая в щитовидную железу. Это происходит благодаря тому, что йод отщепляется от молочного белка под действием ферментов печени, которые вырабатываются при недостатке йода. Когда йода в организме достаточно, ферменты не вырабатываются и Йод-актив® выводится естественным путем, не всасываясь в кровь.

Йод входит в состав гормонов щитовидной железы, участвующих в регуляции обмена веществ (в т.ч. белков, жиров и углеводов), функционировании нервной и сердечно-сосудистой систем, половых и молочных желез, влияющих на рост и развитие ребенка.

Рекомендуется для преодоления йодного дефицита; для снижения риска развития заболеваний, связанных с дефицитом йода.

Противопоказания: Индивидуальная непереносимость компонентов БАД.

. Источники минеральных веществ.

Один из самых известных примеров данной категории - "Гематоген" (например, производитель - республиканское унитарное предприятие "Экзон", Республика Белоруссия). Группа: БАД-источники минеральных веществ Подруппа: БАД, содержащие железо Рекомендовано в качестве: дополнительного источника железа.







. Источники витаминов.

Один из наиболее известных примеров данной категории - ВИТАМИН С (VITAMIN C) ascorbic acid. Производитель HEMOFARM A.D. Состав - аскорбиновая кислота и вспомогательные вещества в зависимости от формы выпуска.


. Препараты поливитаминные (комплексные).

Например, Аддитива Мультивитамины (Additiva Multivitamins). Состав: 1 растворимая таблетка для приготовления шипучего напитка со вкусом тропических фруктов содержит витамина B1 3,75 мг, витамина B2 7 мг, витамина B6 4,25 мг, витамина B12 12,5 мкг, витамина C 187,5 мг, витамина E 30 мг, биотина 12,5 мкг, витамина PP 37,5 мг, D-пантотената кальция 25 мг, фолиевой кислоты 0,5 мг; в тубах по 10 и 20 шт., в коробке 1 туба. Фармакологическое действие - поливитаминное. Стимулирует метаболические процессы в организме.


. Препараты моновитаминные.

Например, Витамин Е производителя Zentiva / Slovakofarma, Словакия. Состав: токоферола ацетатв зависимости от дозировки препарата и вспомогательные вещества.

Рисунок 5 - Витамин Е производителя Zentiva / Slovakofarma









Источники полиненасыщенных жирных кислот (ПНЖК).

Пример: Омеганол. Является концентрированным источиком ряда веществ, препятствующих развитию атеросклероза: омега-3 и омега-6 полиненасыщенных жирных кислот, аллицина и каротиноидов красного пальмогого масла.


Источники балластных веществ (пищевых волокон).

Примером могут служить отруби. Пищевые волокна, в составе отрубей "ЛИТО" прекрасно стабилизируют обмен веществ, выводят из организма радионуклиды, являются биосорбентом токсинов, нормализуют функцию желудочно-кишечного тракта, обеспечивают более полное усвоение питательных веществ. Микрофлора кишечника под действием пищевых волокон облагораживается, формируются благоприятные условия для развития полезных бифидобактерий.

Каждая из добавок: фруктов, овощей или трав, обладает различными свойствами. Так, отруби "ЛИТО" с морской капустой являются для человека бесценным источником йода, расторопша в сочетании с отрубями обеспечивает защиту печени, продукт с морковью рекомендуется употреблять для профилактики простудных заболеваний.


Парафармацевтики является классом биодобавок, которые по внешнему виду и действию схожи с лекарственными препаратами (таблетками, капсулами, настойками и пр.). Это могут быть препараты на основе лекарственных и пищевых растений, продуктов пчеловодства, морепродуктов. Парафармацевтики обладают общеоздоровительными, общеукрепляющими свойствами, могут применяться в целях профилактики и в комплексном лечении болезней. В их составе, как правило, природные биологически активные вещества минерального или растительного происхождения.

К парафармацевтикам можно отнести:

Органические и минеральные субстраты - мумиё (горная смола).


. Продукты жизнедеятельности пчел и животных: растительные и животные яды, мед, желчь, прополис (смолистое вещество, которое вырабатывается пчелами для замазывания щелей в улье), панты (растущие рога оленей).


Фиточаи и травяные сборы.

Растительные экстракты с высоким содержанием физиологически активных веществ: элеутерококк, женьшень, лимонник, золотой корень - радиола, морские водоросли.

Основная цель парафармацевтиков - активировать и стимулировать работу отдельных органов и систем.

Классификация парафармацевтиков:

. Иммуномодуляторы.

Например, Иммунал (Immunal). Фармакологическое действие. Иммунал является стимулятором неспецифического иммунитета. Входящий в состав Иммунала сок эхинацеи пурпурной содержит активные вещества полисахаридной природы, которые стимулируют костно -мозговое кроветворение, в результате чего количество гранулоцитов увеличивается на 34 - 89 %, а также повышают активность фагоцитов и клеток РЭС печени. Иммунал обладает противовирусным действием (вирусы гриппа и герпеса).

. Адаптогены (повышают сопротивляемость организма к вредным влияниям среды).

Например, Эхинабене (Echinabene). Активное вещество - жидкий экстракт. Фармакологическое действие. Иммуномодулятор растительного

происхождения. Стимулирует преимущественно клеточный иммунитет. Повышает число лейкоцитов, активирует способность гранулоцитов к фагоцитозу, способствует высвобождению цитокинов. Показания. Препарат используют для повышения сопротивляемости организма, для профилактики и лечения простудных заболеваний, гриппа, инфекционно - воспалительных заболеваний носоглотки и ротовой полости.

3. Тонизаторы (оказывают тонизирующее воздействие).

. Гиполипидемианты (снижают уровень «плохого холестерина» - ЛПНП).

. Регуляторы систем и функций организма.

Например, ПЛАНТЕКС (PLANTEX).Состав: экстракт плодов отдушка фенхеля с 16% эфирного масла, глюкоза, лактоза. Плантекс - препарат для коррекции нарушения пищеварения у детей. Плоды и эфирное масло фенхеля обладают возбуждающим пищеварение и ветрогонным действием. Стимулируют пищеварение, усиливая выделение желудочного сока и перистальтику. Препарат предупреждает газообразование в кишечнике и усиливает выделение газов и, таким образом, снимает спазмы, вызванные кишечным метеоризмом.

. Анорексигенные средства - регуляторы чувства голода.

Например, препараты, содержащие клетчатку.

Парафармацевтики с природными ферментами.

Пробиотики или эубиотики являются биодобавками, в составе которых находятся живые микроорганизмы и/или их метаболиты (продукты их обмена), которые оказывают нормализующее воздействие на биологическую активность и состав микрофлоры желудочно-кишечного тракта.

Виды пробиотиков

Пробиотики главным образом оздоровливают желудочно-кишечный тракт. Классическими представителями пробиотиков являются молочнокислые бактерии рода Lactobacillus и бифидобактерии, постоянно присутствующие в пищеварительном тракте. Микроорганизмы, которые эпизодически встречаются в кишечнике человека, носят название транзиторные:

• кокки и молочнокислые палочки;

• грамотрицательные Escherichia coli и грамположительные бактерии Bacillus;

• дрожжи Candida pintolepesii, Saccharomyces;

• грибы, в том числе высшие - Cordiceps, Rizopus, Aspergillus.

Возможны и иные классификации БАД.

По форме выпуска БАД классифицируются как: [9]

. БАД пищевой формы выпуска: леденцы, пастилы, желе, крупка, пасты, бальзамы, чаи, сиропы, карамельки, шрот.

Например, Е Чай (E Tea).

Рисунок 6 - Е Чай (E Tea)

БАД Е чай NSP содержит корень лопуха лопуха (Arctium lappa), овечий щавель (Rumex acetosella), кора американского вяза (Ulmus fulva) и корень китайского ревеня (Rheum palmatum) (включен вместо ревеня индюшачьего, который в настоящее время практически не встречается. свойства китайского и индюшачьего ревеня идентичны). Все лекарственные растения в составе сбора обладают иммуностимулирующим, общеукрепляющим, тонизирующим действием.

Действие:

Укрепляет иммунную систему

Выводит шлаки и токсины

Обладает противовоспалительным ;действием

Способствует нормализации функции пищеварительной системы

Оказывает общеукрепляющий, тонизирующий эффект

. БАД в лекарственной форме: капсулы, таблетки, пилюли, настойки, экстракты, порошки, гранулы, сборы, масла, настои, драже, шипучие таблетки.

По источникам получения БАДы разбивают на несколько групп, выделяя созданные на основе:[10]

белков, аминокислот и их комплексов;

эссенциальных (невосполнимых организмом) липидов;

углеводов и сахаров;

пищевых волокон;

чистых субстанций макро- и микронутриентов;

природных минералов и мумиё;

пищевых и лекарственных растений, в том числе цветочной пыльцы;

продуктов переработки мясо-молочного сырья, субпродуктов, членистоногих, земноводных, продуктов пчеловодства;

морепродуктов;

пробиотических микроорганизмов;

одноклеточных водорослей;

дрожжей.

Институт питания РАМН разработал классификацию по воздействию на организм:[10]

. Нутрицевтики;

. Антиоксиданты;

. Для контроля веса;

Например, линия препаратов «Турбослим».

. Стимулирующие функциональную активность отдельных органов и систем;

Например, Гинкго Билоба. Средство растительного происхождения. Действие обусловлено характером его влияния на процессы обмена веществ в клетках, реологические свойства крови и микроциркуляцию, а также на вазомоторные реакции крупных кровеносных сосудов. Улучшает мозговое кровообращение и снабжение мозга кислородом и глюкозой. Обладает сосудорасширяющим действием, препятствует агрегации тромбоцитов. Нормализует метаболические процессы, оказывает антигипоксическое действие на ткани. Препятствует перекисному окислению липидов и образованию свободных радикалов клеточных мембран. Оказывает выраженное противоотечное действие на уровне головного мозга и в периферических тканях. При различных патологических состояниях предотвращает усиление протеолитической активности сыворотки. Показания - гериатрии при расстройствах внимания и/или памяти, нарушениях мыслительной деятельности, чувстве страха, головокружении, шуме в ушах, нарушениях сна, общем недомогании, возникающих вследствие цереброваскулярных нарушений.

. Способствующие заживлению костных травм;

Например, «Кальций Д3Никомед».

. Седативного действия;

Например, «Персен».

. Мужские (для профилактики простатита, восстановления потенции и др.) и женские (для становления лактации, при климаксе и пр.);

Например, «Виагра», «Леовит Лактагон».

. Тонизирующие;

Различные препараты, содержащие элеутерококк.

. Для поддержания функции кишечника, пищеварения, желчеотделения;

. Общеукрепляющие;

. Эубиотики. Например, «Эубикор».

.3. Нормативные основы присутствия БАД на фармацевтическом рынке Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 46 ФЗ N 184 «О техническом регулировании», с 15 февраля 2010 года действует Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2009 г. N 982 «Об утверждении единого перечня продукции, подлежащей обязательной сертификации, и единого перечня продукции, подтверждение соответствия которой осуществляется в форме принятия декларации о соответствии».[11]

Согласно части 3 статьи 20 Федерального закона N184 «О техническом регулировании» принятие декларации о соответствии (декларирование соответствия) является одной из форм обязательного подтверждения соответствия продукции или иных объектов требованиям технических регламентов, положениям стандартов, сводов правил или условиям договоров. [11]

В своей деятельности фирмы производители информируют своих клиентов, о проведении обязательного подтверждения соответствия в форме принятия декларации на серийный выпуск своего ассортимента продукции. Копиями деклараций сопровождается вся отгружаемая продукция.

Порядок декларирования соответствия продукции определен статьей 24 Федерального закона РФ от 27.12.2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании» (в ред. от 30.12.2009 г.) и утвержденным Постановлением Правительства РФ от 7.09.1999 г. N 766 «Порядком принятия декларации о соответствии и ее регистрации» (в ред. от 01.12.2009 г.). Заявителем на декларирование соответствия могут быть зарегистрированные на территории РФ юридическое лицо или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя. [11]

Декларация о соответствии - документ, которым производитель товаров или услуг подтверждает, что выпускаемая им продукция или предоставляемые услуги соответствуют требованиям по качеству и безопасности, установленным для данного товара действующими стандартами и существующим нормативам.

Продукция и услуги, обладающие Декларацией соответствия, имеет официальное доказательство надлежащего уровня качества, вызывают доверие потребителей.

Декларация соответствия имеет срок действия и регистрационный номер, содержащий код аккредитованного органа по сертификации и порядковый номер самой декларации. Продукция, на которую была получена декларация соответствия, находится под контролем территориальных органов исполнительной власти РФ в рамках надзора за безопасностью и качеством товаров или услуг.

Постановлением Правительства РФ № 988 от 21 декабря 2000 года было введено в действие "Положение о Государственной регистрации новых пищевых продуктов, материалов и изделий", в соответствии с которым определялся порядок регистрации пищевых добавок, под которыми понимались используемые в пищевой промышленности органические кислоты и их производные, эмульгаторы, ароматизаторы, регуляторы кислотности, пеногасители, антиокислители, красители, усилители вкуса и запаха, разрыхлители, стабилизаторы, подсластители, загустители, комплексные и комбинированные функциональные и технологические пищевые добавки, биологически активные добавоки к пище (нутрицевтики, парафармацевтики, пробиотики - п.8), а также продукты диетического (лечебного и профилактического) питания (п.4). Таким образом, произошло нормативное выделение БАД из группы пищевых добавок, однако в их названии сохранялось уточнение "добавки к пище".

Важнейшим этапом в развитии методов коррекции питания, и в том числе БАД, явилось постановление Правительства Российской Федерации № 917 в августе 1998 г., которым была одобрена "Концепция государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации на период до 2005 года". Согласно этой концепции основой проводимой государственной политики является разработка и внедрение комплексных программ, направленных на создание условий, обеспечивающих удовлетворение потребностей различных групп населения в рациональном, здоровом питании с учетом их традиций, привычек, экономического положения и в соответствии с требованиями медицинской науки. Принятие этой программы стало во многом результатом доказанных многолетними исследованиями специалистов Института питания РАМН основных нарушений в пищевом статусе населения России:

· избыточное потребление животных жиров

· избыточное потребление сахара и соли

· дефицит полиненасыщенных жирных кислот

· дефицит полноценных животных белков

· дефицит большинства витаминов

· дефицит минеральных веществ - кальция, железа, магния, калия, фосфора

· дефицит микроэлементов - йода, фтора, селена, цинка

· выраженный дефицит пищевых волокон (клетчатки) и крахмала.

К числу последствий выявленных нарушений пищевого статуса населения России могут быть отнесены:

· прогрессирующее увеличение числа взрослых со сниженной массой тела и детей раннего возраста со сниженными антропометрическими показателями;

· широкое распространение различных форм ожирения (среди лиц старше 30 лет - у 55% населения);

· частое выявление среди населения лиц со сниженным иммунным статусом, различными формами иммунодефицитов, сниженной резистентностью к инфекциям;

· увеличение частоты таких алиментарно-зависимых заболеваний, как железодефицитные анемии, заболевания щитовидной железы, кариес, остеопорозы, артриты;

· увеличение доли лиц с высокими факторами риска развития ишемической болезни сердца, гипертонии, сахарного диабета, атеросклероза сосудов головного мозга, онкологических заболеваний.

Одним из ведущих направлений государственной политики в области профилактики алиментарно-зависимых состояний и заболеваний заявлено расширение производства биологически активных добавок к пище. "Концепцию государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации на период до 2005 года" необходимо рассматривать как ведущий документ, определяющий позицию государства по отношению к БАД как к группе пищевых продуктов и утверждающий их правовой статус.

Введенные в действие в 2003 году Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.3.2.1290-03 ГИГИЕНИЧЕСКИЕ ТРЕБОВАНИЯ К ОРГАНИЗАЦИИ ПРОИЗВОДСТВА И ОБОРОТА БИОЛОГИЧЕСКИ АКТИВНЫХ ДОБАВОК К ПИЩЕ (БАД) определяют, что БАД используются как дополнительный источник пищевых и биологически активных веществ, в т.ч. продуктов, оказывающих общеукрепляющее, мягкое мочегонное, тонизирующее, успокаивающее и иные виды действия при различных функциональных состояниях, для

· оптимизации углеводного, жирового, белкового, витаминного и других видов обмена веществ при различных функциональных состояниях,

· нормализации и/или улучшения функционального состояния органов и систем организма человека,

· снижения риска заболеваний,

· нормализации микрофлоры желудочно-кишечного тракта,

· в качестве энтеросорбентов. [11]

Необходимо выделить существующую тенденцию к смешению лекарственных средств на натуральной (в первую очередь - растительной) основе и БАД. Она связана с неспособностью основной массы отечественных производителей противостоять интервенции импортных БАД и лекарственных средств на российский рынок, а также отсутствием у подавляющего большинства предприятий-разработчиков лекарственных средств достаточных оборотных средств для нормального продвижения своих разработок (на натуральной основе) на лекарственный рынок. Тем более что сегодня в структуре производителей российских БАД преобладают небольшие предприятия. Так, например, структуры, выпускающие и продающие продукцию на сумму более $50 тыс. в месяц, составляют среди них всего лишь 35% от общего числа производителей. Поэтому, более либеральный по сравнению с рынком лекарственных средств подход к регулированию рынка биологически активных добавок к пище и подтолкнул разработчиков лекарственных средств на натуральной основе к использованию возможности регистрации своих разработок по упрощенной схеме, в качестве биологически активных добавок.

Официальное определение четко отражает законодательный статус БАД как пищевых продуктов, а не лекарственных средств:

Биологически активные добавки к пище (нутрицевтики и парафармацевтики) - это концентраты натуральных или идентичных натуральным биологически активных веществ, предназначенные для непосредственного приема или введения в состав пищевых продуктов с целью обогащения рациона питания человека отдельными биологически активными веществами или их комплексами.

Биологически активные добавки к пище (БАД) получают из растительного, животного или минерального сырья, а также химическими или биотехнологическими способами. К ним относятся ферментные и бактериальные препараты (эубиотики), оказывающие регулирующее действие на микрофлору желудочно-кишечного тракта.

На практике постепенно сложилось его расширенное толкование, которое уже позволяет рассматривать БАД как оздоровительные продукты. Более того, многие производители биологически активных добавок к пище пошли еще дальше, опуская крайне важную часть термина - "к пище", и напрямую позиционируя их уже как лекарственные средства, обеспечивающие возможность излечения достаточно широкого круга заболеваний. В результате подобной подмены понятий и были подготовлены условия для проникновения биологически активных добавок на принципиально близкий, но чужой для них рынок лекарственных средств.

После такой манипуляции производители БАД получили возможность сформировать у некоторой части потребителей своей продукции образ препарата не только улучшающего качество жизни, но и восстанавливающего здоровье. Таким образом, наряду с возможностью формирования у населения страны новой потребности, базирующейся на концепции улучшения качества жизни, производители БАД не упустили возможность в полном объеме использовать хорошо известную потребность в восстановлении здоровья.

Сопоставляя приведенные определения, видно как меняется отношение к БАД - усиливается акцент на их лечебно-профилактическое действие. Госсанэпиднадзор отмечает, что "свойства биодобавок можно разбить на три доказанных действия:

· выведение из организма токсинов тяжелых металлов и чужеродных веществ;

· повышение неспецифической резистентности организма, укрепление иммунной системы человека;

· коррекция дефицита различных микроэлементов, которые, с учетом нашего питания, только БАД к пище при правильном их использовании могут возместить".[12]

Необходимо подчеркнуть, что использование нутрицевтиков является эффективной формой первичной и вторичной профилактики большинства заболеваний и их осложнений, а также комплексного лечения таких широко распространенных хронических заболеваний, как ожирение, атеросклероз, снижать риск развития сердечно-сосудистых заболеваний, иммунодефицитных состояний, новообразований, позволяет:

· достаточно легко и быстро ликвидировать дефицит природных пищевых веществ, повсеместно обнаруживаемых у большинства населения России, как взрослого, так и детского;

· в максимально возможной степени индивидуализировать питание конкретного здорового человека в зависимости от потребностей, существенно отличающихся не только по полу, возрасту, интенсивности физической или умственной нагрузки, но и в связи с генетически обусловленными особенностями биохимической конституции, биоритмами, физиологическим состоянием (беременность, лактация, эмоциональный стресс, переутомление и т.п.), а также экологическими условиями зоны обитания;

· в максимально возможной степени удовлетворить измененные физиологические потребности в пищевых веществах больного или выздоравливающего человека, а также по принципу метаболического шунтирования обойти поврежденные патологией звенья метаболического конвейера;

· повысить, за счет усиления элементов ферментной защиты клетки, неспецифическую резистентность организма к воздействию неблагоприятных факторов окружающей среды и иммунитет, особенно при проживании в экологически неблагополучных регионах;

· усилить и ускорить связывание и выведение чужеродных и токсических веществ из организма;

· направленно изменять, путем воздействия на системы метаболизма ксенобиотиков, обмен отдельных веществ, в частности - токсикантов.[13]

Самостоятельным направлением применения БАД-нутрицевтиков является лечебное и функциональное питание. Особой сферой функционального питания является спортивное питание.

Парафармацевтики, как правило, являются минорными (то есть встречающиеся в небольших количествах) компонентами пищи - органические кислоты, биофлавоноиды, гликозиды, биогенные амины, регуляторные пептиды, олигосахариды, ряд других компонентов, обеспечивающих регуляцию (ослабление или усиление) в физиологических границах функциональную активность органов и систем, а также эффект адаптации организма к неблагоприятным условиям. Эти особенности позволяют широко использовать парафармацевтики для вспомогательной терапии различных заболеваний. [14]

Суточная доза парафармацевтика (или в случае композиции - его действующего начала) не должна превышать разовую терапевтическую дозу, определенную при применении этих веществ в качестве лекарственных средств. Все растения, входящие в состав парафармацевтика, должны быть разрешены к применению в пищевой промышленности или в качестве компонента лекарственных чаев и сборов в соответствии с требованиями МЗ РФ (Методические указания о порядке доклинического и клинического изучения препаратов природного происхождения и гомеопатических лекарственных средств, 1994).

Физиологический уровень содержания действующих начал многих парафармацевтиков в клетках и тканях организма не известен, также как не известна и физиологическая потребность в них взрослого здорового человека. Более того, у достаточно большого количества таких БАД вообще не идентифицированы действующие компоненты (например, экстракты из сложных комплексов пищевых и лекарственных растений, гидробионтов). В связи с этим в ряде случаев возникает необходимость оценки их действия на организм в целом и отдельные его системы и органы. Основные методы оценки эффективности и безопасности БАД-парафармацевтиков отражены в методических указаниях МУК 2.3.2.721-98 "Определение безопасности и эффективности биологически активных добавок к пище".[14]

Во многих странах мира сложный вопрос правовой регламентации рынка БАД решается на самом серьезном законодательном уровне.

Существует общемировой, глобальный документ - CODEX Alimentarius, "Пищевой кодекс", который регулирует многие аспекты питания. Он был принят в 1962 г. в результате объединенных усилий Всемирной организации здравоохранения и Международной организации по продовольствию и агрокультуре (FAO) и с тех пор неоднократно пересматривался и дополнялся. В этом кодексе освещены некоторые вопросы, касающиеся регулирования производства и оборота БАД. [12]

Рассмотрим также состояние рынка БАД в России.

Фармацевтический рынок России входит в десятку крупнейших фармрынков мира. По итогам 2012 года Россия заняла 7 место. Объем фармрынка России в 2012 году составил 921 млрд. руб. (с НДС) в ценах конечного потребления, что на 12% больше чем показатель 2011 года. По темпам роста Россия показывает третье значение. Российский фармацевтический рынок импорто-ориентирован. 76% лекарств в денежном выражении, которые потребляются населением, производятся за рубежом. Поэтому первые места в рейтинге производителей занимают иностранные компании: SANOFIAVENTIS, NOVARTIS. На третьей строчке стоит ФАРМСТАНДАРТ - единственный отечественный производитель в ТОП-20 ведущий игроков на фармрынке России.

В марте 2013 года в аптечных учреждениях России продавалось 3301 торговых наименование БАД, которые представляют 605 производителей.

На графике ниже представлена динамика объема коммерческого рынка БАД России с марта 2012 г. по март 2013 г.

В марте 2013 г. емкость российского рынка БАД выросла в стоимостном выражении по сравнению с февралем на 9,3% и составила 2,3 млрд. руб. В натуральных единицах измерения рынок увеличился на 11% и составил 29 млн. упак. Отметим, что второй месяц подряд рост коммерческого рынка БАД превышал рост коммерческого рынка лекарств.

Рисунок 8 - Динамика российского рынка БАД 2012 - 2103

Приведем в таблице ниже производителей - лидеров БАД.

Таблица 1- ТОП-10 фирм-производителей БАД по объему аптечных продаж (в стоимостном выражении) в России в феврале - марте 2013 г.

Рейтинг

Фирма-производитель

Доля в стоимостном  объеме продаж, руб.

Доля в натуральном объеме продаж, уп. %


 

Февраль 2013 г.

Март  2013 г.


Февраль 2013 г.

Март 2013 г.

Февраль 2013 г.

Март 2013 г.

 

1

1

ЭВАЛАР ЗАО

20,41%

19,86%

14,93%

13,71%

 

2

2

РИА ПАНДА

8,82%

8,60%

1,94%

1,83%

 

3

3

АКВИОН ЗАО

4,19%

4,51%

1,87%

1,91%

 

4

4

PHARMA-MED INC

3,53%

3,17%

0,71%

0,63%

 

5

5

QUEISSER PHARMA GMBH & CO.KG

2,55%

2,83%

0,98%

1,04%

 

8

6

ДИОД ОАО

2,13%

2,44%

1,33%

1,36%

 

6

7

FERROSAN AG

2,47%

2,29%

0,64%

0,58%

 

15

8

ПОЛЯРИС ООО

1,42%

2,12%

0,16%

0,32%

 

9

9

ЭКОМИР ЗАО

2,08%

2,05%

0,73%

0,71%

 

7

10

POLENS (M) SDN BHD

2,19%

2,02%

0,17%

0,16%

 

Итого:

49,79%

49,90%

23,46%

22,26%


Источник: “Ежемесячный розничный аудит фармацевтического рынка РФ” DSM Group.

Таблица 2 - ТОП-20 торговых наименований БАД по объему аптечных продаж (в стоимостном выражении) в России в феврале - марте 2013 г.

Рейтинг

Торговое наименование

Производитель

Доля в стоимостном объеме продаж, руб., %


 

Февраль 2013 г.

Март 2013 г.



Февраль 2013 г.

Март 2013 г.

1

1

СЕАЛЕКС ФОРТЕ

РИА ПАНДА

4,00%

3,99%

2

2

АЛИ КАПС

РИА ПАНДА

2,92%

2,80%

3

3

ФИТОЛАКС

ЭВАЛАР ЗАО

2,71%

2,50%

5

4

РЕДУКСИН ЛАЙТ

ПОЛЯРИС ООО

2,04%

4

5

ТОНГКАТ АЛИ ПЛАТИНУМ

POLENS (M) SDN BHD

2,02%

1,90%

6

6

ТУРБОСЛИМ ОЧИЩЕНИЕ

ЭВАЛАР ЗАО

1,27%

1,29%

10

7

ДОППЕЛЬГЕРЦ АКТИВ ОМЕГА-3

QUEISSER PHARMA GMBH & CO.KG

1,10%

1,17%

9

8

ОВЕСОЛ

ЭВАЛАР ЗАО

1,13%

1,13%

8

9

ИНДИНОЛ ЭКСТРАКТ КРЕСТОЦВЕТНЫХ

МИРАКСБИОФАРМА ЗАО

1,17%

1,01%

12

10

НОРМОБАКТ

MEDANA PHARMA TERPOL GROUP S.A.

0,94%

0,96%

11

11

МАКСИЛАК

GENEXO SP. Z.O.O

0,94%

0,89%

13

12

ЦИ-КЛИМ

ЭВАЛАР ЗАО

0,94%

0,87%

18

13

ТУРБОСЛИМ-НОЧЬ УСИЛЕННАЯ ФОРМУЛА

ЭВАЛАР ЗАО

0,75%

0,84%

7

14

СУПРАДИН КИДС

AMAPHARM

1,25%

0,79%

20

15

АЛФАВИТ

АКВИОН ЗАО

0,70%

0,78%

14

16

ПУСТЫРНИК ФОРТЕ

ЭВАЛАР ЗАО

0,93%

0,77%

17

17

ОКУВАЙТ ЛЮТЕИН

DR. MANN PHARMA

0,82%

0,76%

15

18

РОМАШКА ЦВЕТКИ

АЛТАЙ-ФАРМ ООО

0,87%

0,74%

19

19

БИОН 3

MERK SELBSTMEDIKATION (ПРОДВИЖ-Е DR.REDDY'S)

0,70%

0,73%

21

20

ТУРБОСЛИМ КОФЕ

ЭВАЛАР ЗАО

0,68%

0,72%

Итого:

27,22%

26,66%


 

Источник: “Ежемесячный розничный аудит фармацевтического рынка РФ” DSM Group.

Перечень торговых наименований БАД, вошедших по итогам марта 2013 г. в Top-20, почти не изменился по сравнению с февралем. Покинула рейтинг БАД ГЕПАТРИН (ЭВАЛАР), “новичком” стала ТУРБОСЛИМ КОФЕ (ЭВАЛАР).

Состав и расположение марок в первой тройке торговых наименований БАД в марте 2013 г. не изменился по отношению к февралю. Лидерство в рейтинге сохранил Сеалекс Форте (РИА Панда), стоит заметить, что в марте 2013 г. доля рынка данного БАД почти не изменилась (не смотря на рост продаж на 8,9%). Объемы аптечной реализации БАД АЛИ КАПС за месяц увеличились на 4,8%. Фитолакс закрепился на 3-й строчке (в первом месяце весны 2013 г. продажи этой БАД увеличились на 0,7%).

Максимальное среди торговых наименований БАД Top-20 увеличение объемов реализации было отмечено у препаратов РЕДУКСИН ЛАЙТ (+62,1% к уровню продаж февраля), ТУРБОСЛИМ-НОЧЬ УСИЛЕННАЯ ФОРМУЛА (+22,9%) и АЛФАВИТ (+22,2%).

Уменьшились в марте аптечные продажи ИНДИНОЛ ЭКСТРАКТ КРЕСТОЦВЕТНЫХ (-5,4% за месяц), СУПРАДИН КИДС (-31,3%) и РОМАШКА ЦВЕТКИ (-7,7%).

Представленность компании Эвалар в рейтинге в марте 2013 г. осталась максимальной - 7 из Top-20 торговых наименований БАД коммерческого рынка страны принадлежат именно этому производителю.

Рассмотрев сущность и виды, химическое содержание, свойства и функции БАД, обратимся теперь к тому, как происходит формирование ассортимента аптечных организаций и какие методы и способы формирования, а также анализа ассортимента существуют.

Планирование и формирование ассортимента являются важнейшими бизнес-процессами большинства розничных сетей. В зависимости от сектора рынка организация этого процесса требует различного подхода. В случае, если большая часть ассортимента компании не имеет выраженной сезонности, достаточно определить количество необходимого для заказа товара на основании продаж за предыдущие периоды методом усреднения. Однако, если в ассортименте присутствует более 30 % (по товарообороту) сезонных товаров и/или розничные точки сети имеют существенные различия между собой (по формату, финансовым показателям, ассортименту и т. п.), целесообразно использовать более совершенные методы анализа. [16]

Описание метода анализа «в общем» достаточно сложная задача, ведь при внедрении необходимо учитывать специфику отрасли. Поэтому было принято решение представить описание оптимизации процесса формирования ассортимента на примере аптечной сети. Почему за основу был выбран именно аптечный сегмент? Во-первых, потому, что большинство товаров аптечного ассортимента являются сезонными, следовательно, подвержены значительным колебаниям продаж; во-вторых, на половину товаров (в количественном выражении) спрос формируется вне рынка (рецептурные препараты выписывает врач); в-третьих, в рамках даже одной аптечной сети присутствует большое количество различных (по формату, ассортименту, финансовым показателям и т. д.) точек. Все эти факторы усложняют возможность «простой» оптимизации процесса формирования ассортимента. [16]

Существующие на сегодняшний день подходы к анализу и формированию ассортимента в крупных аптечных сетях можно свести к двум моделям:

) централизованной, когда ассортимент аптек, входящих в аптечную сеть, формируется в центральном офисе, и на его основании делаются запасы на центральном складе аптечной сети;

) децентрализованной - ассортимент формируется непосредственно в аптеках, товарные запасы на центральном складе аптечной сети составляются в результате наблюдения за динамикой продаж всех аптек. [18]

Каждая модель имеет свои положительные и отрицательные стороны. При централизованном формировании ассортимента и осуществлении заказа через склад аптечной сети риски возникновения дефектуры по ключевым позициям минимальны. В то же время такая система не обеспечивает гибкости ассортимента и ведет к потере потенциальных клиентов. Кроме того, форма заказа и доставки товара при таком подходе требует больших затрат на организацию внутренней логистики.

Децентрализованное формирование ассортимента обеспечивает его гибкость и быструю реакцию на изменение предпочтений потребителя, однако остается высокая доля риска наличия дефектуры или затоваривания аптеки, а также вероятность формирования неправильного ассортимента.

Эффективная система формирования и поддержания ассортимента должна обеспечивать:

) формирование гибкого и актуального ассортимента с минимальными финансовыми, трудовыми и временными затратами;

) сокращение финансовых затрат и снижение рисков финансовых потерь, связанных с формированием «неправильного» ассортимента (дефектурой или затовариванием), негативным влиянием человеческого фактора, потерей потенциальных клиентов;

) управляемость ассортиментной политики за счет планируемости ассортимента;

) поддержание лояльности клиентов благодаря наличию необходимых товаров. [18]

ГЛАВА 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА БАЗЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Аптека «Мелодия здоровья» город Воронеж входит в федеральную сеть аптек с подобным названием. На данный момент в аптечной сети «Мелодия здоровья» более 400 аптек в 45 регионах России.

Миссия компании такова:

Мелодия здоровья - федеральная аптечная сеть, которая:

. Удовлетворяет потребности жителей страны в медикаментах и товарах, улучшающих здоровье и качество их жизни.

. Обеспечивает

• максимально востребованный ассортимент

• соблюдение стандартов качества

• продвижение современных достижений фармацевтики

. Развивает открытое и взаимовыгодное сотрудничество с партнерами

• на принципах надежности и профессионализма в работе

• стремясь к технологическому лидерству

. Строит своё развитие на основе

• доверия к сотрудникам и энергии, инициативе, ответственности каждого из них

• внимания к личностному и профессиональному росту

• искренности и дружелюбия

• честности и справедливости в отношениях

Аптека «Мелодия здоровья» находится по адресу г. Воронеж, ул. Циолковского, д.125.

Численность персонала - 4 человека.

Руководство сетью аптек «Мелодия здоровья» является централизованным по схеме - головной офис - региональные представительства - аптечные организации.

В рассматриваемой аптечной организации формирование ассортимента и заказ лекарственных средств и БАДов осуществляет заведующий аптекой, часть ассортимента формируется централизованно - через представительство, заведующий составляет рекомендации по включению в ассортимент тех или иных групп.

В настоящее время продажи каждой аптечной организации во многом зависят от того, насколько правильно подобран ее ассортимент.

Как было оговорено выше, исследования фармацевтического рынка в России показывают, что продажи БАД превышают продажи лекарственных средств. Следовательно, от того, насколько правильно сформирован ассортимент БАД в аптечной организации, настолько во многом и будет зависеть ее прибыльность.

Следовательно, структура исследования, целью которого является оптимизация ассортимента БАД аптечной организации с целью совершенствования ее деятельности должна представлять собой анализ ассортимента по группам БАД, изучение потребительских предпочтений и их влияние на ассортимент, изучение мнения сотрудников и результатов продаж как факторов формирования ассортимента.

На основе вышесказанного была выстроена следующая методика исследования:

. Анализ основных экономических показателей деятельности аптечной организации. [на основе источников 26 - 31]

. Анализ положения аптечной организации на фармацевтическом рынке города Воронежа. [на основе источников 32 - 35]

Проводится анализ внешних и внутренних факторов, влияющих на конкурентоспособность аптечной организации.

. Изучение продаж аптечной организации. [на основе источников 36 - 39]

Изучение объемов продаж, выделение ассортиментных групп, изучение сезонности продаж.

. Анализ ассортимента БАД аптечной организации. [на основе источников 16 - 23]

На основе результатов проведенного исследования предполагается разработать рекомендации по оптимизации ассортимента БАД в аптечной организации.

Материалы исследования:

. Бухгалтерская отчетность аптечной организации.

Данные продаж аптечной организации.

ассортимент пищевая добавка

ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ СОБСТВЕННОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Приступая к анализу, обозначим, какие основные БАД содержатся в ассортименте аптечной организации.

Также в ассортименте присутствуют препараты таких производителей, как АртЛайф, Алтайский кедр, АКВИОН, ЛЕОВИТ нутрио, Парафарм, Бальзам, Виталайн, Травы Байкала, Фармакор, Фитогаленика.

Представим ниже сезонный график продаж БАД за 2013 год.

Рисунок 15 - Сезонный график продаж БАД за 2013 год

Таким образом, наиболее высокие продажи в 2013 году отмечены в мае, сентябре, октябре и декабре. Наименьшие продажи наблюдались в феврале, августе, ноябре.

Обратимся к анализу положения аптечной организации на фармацевтическом рынке города Воронежа.

Аптечная организация находится в достаточно проходимом месте, ее потребители примерно на 57% состоят из постоянных потребителей, проживающих или работающих рядом, остальные - это непостоянные покупатели. Аптека входит в аптечную сеть, весьма известную в России и имеющую надежную репутацию, что положительно сказывается на выборе потребителя именно данной аптеки.

Продажи аптечной организации были проанализированы выше, без подразделения на ассортиментные группы, рассмотрим теперь структуру ассортимента БАД.

Приведем ассортимент БАД и рассчитаем показатели структуры ассортимента БАД аптечной организации в таблице ниже.

Таблица 16 - Структура ассортимента ЗАО «Мелодия здоровья» за 2013 год.

Товарная группа (по направленности БАД)

Количество наименований товара  шт.

Оборот по товарной группе тыс. руб.

Доля в обороте, %

Для ЖКТ

52

160

1,5

Для сердечно-сосудистой системы

98

420

4,1

Тонизирующие

520

360

3,5

Успокаивающие

22

700

6,7

Иммуноукрепляющие

97

370

3,6

Для детей

78

1710

16,5

Общеукрепляющие препараты

362

3430

33,0

Для похудения

360

2070

19,9

Для дыхательных путей

76

440

4,2

Гепатопротекторы

34

290

2,8

Средства для здоровья мужчин

101

430

4,2

Всего:

1800

10380

100 (текущий оборот Аптечной организации в 2013 году составил 56984 тыс. руб.,  Следовательно, БАД Занимают в общем  Обороте 18,22%)


Из таблицы видно, что наибольший удельный вес в обороте составляют общеукрепляющие препараты (33%). Наименьший удельный вес в обороте составляют препараты для желудочно-кишечного тракта -1,5%, а также гепатопротекторы - 2,8%

Ассортимент БАД аптечной организации насчитывает 1800 позиций.

В 2012г. было проведено три проверки вышестоящей организацией (аптечная организация входит в аптечную сеть), которые показали, что определенное количество товаров, предусмотренное ассортиментным перечнем, отсутствует в продаже.

Рассчитаем показатель устойчивости ассортимента БАД аптечной организации.

К у = 1-((12+5+14+10+5+13+21+11+6+9+21)/ 1800*3)=0,79

Коэффициент устойчивости равен 0,79%, тогда как среднее нормативное значение коэффициента - 0,9.

Закупка товара осуществляется по одним ассортиментным группам строго периодически, по другим - по мере необходимости, исходя из неравномерности спроса на эти товары, также возможна закупка БАД «под заказ» с сделанной потребителем предоплатой. Закупка товара производится на основании данных склада, где ведется компьютерный учет товарно-материальных ценностей.

Информационная база позволяет достаточно оперативно и точно отражать приход и расход препаратов в программе, что позволяет руководству в любой момент получать достоверную информацию об остатках препаратов в аптеке и на складе и принимать решения о закупках. Товар приобретается сравнительно небольшими партиями с учетом предполагаемого объема реализации и структуры спроса покупателей.

Аптечная организация осуществляет закупку препаратов, в том числе и БАД для последующей розничной продажи у оптовых поставщиков, за исключением трех основных производителей БАД (Эвалар, АртЛайф и Виталайн). Закупка товаров у поставщиков осуществляется на основе договоров купли-продажи, которые заключаются в простой письменной форме и заверяются подписями и печатями сторон. Предметом данных договоров является купля-продажа товара, стороны- Продавец и Покупатель. Типовой договор купли-продажи с поставщиками для организаций аптечной сети «Мелодия здоровья» содержит следующие основные условия- момент перехода права собственности на товар к Покупателю, цель приобретения товара, ассортимент, количество, цена товара и порядок расчетов, качество товара и условия доставки, срок действия договора, а также реквизиты сторон. При определении ассортимента, количества и цены приобретаемого товара стороны в договорах ссылаются на протоколы согласования цен. Способ и сроки оплаты: в течение 30 дней с момента получения товара, однако возможна и предварительная оплата. Согласно договорам с поставщиками доставка товара осуществляется за счет поставщика. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения условий договора стороны руководствуются законодательством Российской Федерации. При каждой отдельной поставке по договору ассортимент, количество и цена товара согласовывается в Протоколе согласования договорной цены на товарно-материальные ценности. Данный Протокол содержит наименование товара, единицу измерения, количество, цену единицы продукции изготовителя, оптовую надбавку поставщика, цену реализации и стоимость без НДС. Отпуск товара производится по товаротранспортным или товарным накладным-ТТН-1/ТН-2 где указывается дополнительно сумма НДС и стоимость с НДС. Оплата осуществляется согласно ТТН/ТН.

Таблица 18 - Динамика объема закупок аптечной организации за 2011 - 2013гг. (тыс. руб.)

Поставщики

2011г

2012г

2013г к 2010 г %

9 месяцев 2011г

9 месяцев 2012г

9 месяцев2013г

2013г к 2011 г %

2013г к 2012 г %










Эвалар

37,2

37,5

100,7

27,9

28,1

23,0

82,2

81,6

Виталайн

25,5

25,0

98,1

19,1

18,8

21,3

111,6

113,7

Закупки БАД других производителей у оптовых поставщиков

32,3

38,5

119,2

24,3

28,9

34,4

142,0

119,1

АртЛайф

2,9

3,1

106,3

2,2

2,3

3,3

148,8

140,0

Итого

98,0

104,2

106,3

73,5

78,1

82,0

111,6

105,0


В 2012- 2013 годах происходил незначительный рост активности предприятия- объем закупок повысился на 6,19 млн.руб. (6,32 %) в 2012 году по сравнению с 2011 годом. В 2013 году объем закупок увеличился на 4,98%, а общий рост, по сравнению с 2011 годом, составил 11,61%. Наибольшее увеличение произошло по закупкам у АртЛайф: в 2012 году закупки у этого поставщика выросли на 19,21%, за девять месяцев 2013 года еще на 19,13%. Такой рост объясняется более удобной и выгодной работой с данным поставщиком, по сравнению с другими: широкий ассортимент товара, ритмичные поставки, ценовая политика поставщика.

Таким образом, отсутствие нарушения договорных обязательств, как со стороны поставщиков, так и со стороны аптечной организации, говорит о достаточно эффективном ведении предприятием работы, по закупкам товаров.

Главное намерение покупателей при посещении аптеки - удовлетворение спроса на препараты с учетом покупательной способности. Обеспечение потребной и устойчивой номенклатуры препаратов и БАД, отражающей запросы покупателей, считается фактором, которому отводится первостепенное значение в торговом обслуживании, к которому, несомненно, относятся и аптечные организации. Показателями целенаправленного образования номенклатуры товаров являются коэффициент устойчивого состояния ассортимента, рост товарооборота и прибыли.

Равномерность развития товарооборота торгового предприятия можно более углублено проанализировать, используя данные таблицы ниже.

Анализ коммерческой деятельности аптечной организации показал, что предприятие хорошо обеспечено материально - технической базой: наличие собственной торговой и складской площадей, торгово - технологического оборудования позволяют организовать эффективную работу аптечной организации. Система управления предприятием имеет линейно-функциональную структуру.

Обратимся теперь к анализу ассортимента БАД на основе АВС и ХУZ - анализа товаров.

В рамках общего рейтингового списка были выделены три группы объектов - А, В и С, которые отличаются по своей значимости и вкладу в оборот магазина:

товары А - самые важные позиции БАД, приносящие первые 50% результата;

товары В - «средние» по важности, приносящие еще 30% результата;

товары С - «проблемные» товары, приносящие остальные 20% результата.

Анализ показал, что, что в группу А входят БАДы для детей - 16,5% к обороту, общеукрепляющие - 33%, БАДы для похудения - 19,9%, То, что эти БАДы попали в группу А, говорит об удовлетворенности покупателей этими ассортиментными группами.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО ПРОВЕДЕННОМУ ИССЛЕДОВАНИЮ

Одним из универсальных и распространенных методов анализа ассортимента является метод АВС-анализа, который и предлагается проводить аптечной организации для определения наиболее приоритетных позиции в ассортименте БАД, выделения аутсайдеров процесса и определении базового ассортимента. Автором проведено ранжирование ассортимента предприятия по разным параметрам и на основании которого составлены рекомендации руководству аптечной организации о корректировке ассортиментной политики.

Кратко подытожив все сказанное, рекомендации по матрице совмещенного анализа можно представить в следующем виде (таблица ниже).

Таким образом, проведенный анализ позволил выдвинуть следующие предложения по совершенствованию ассортимента:

по группе БАД для желудочно-кишечного тракта расширение ассортимента, работа с частными кондитерскими цехами, увеличение товарооборота по группе на 5%;

по группам БАД «Успокаивающие» и «Гепатопротекторы» разработать дополнительные мероприятия по продвижению: рекламу, разнообразные акции типа «две единицы товара покупаете - третья бесплатно», «товар дня», другие виды скидок;

по товарным группам БАД «Общеукрепляющие препараты» и «Для похудения» разработать рекламные акции типа «товар дня», «товар недели», «бесплатная дегустация» и другие виды скидок с целью поддержки, что позволит поддержать средний темп роста 4,83% ( прошлогодний среднегодовой рост);

по товарным группам АХ перейти на работу с поставщиками по системе JIT (точно в срок). Средний коэффициент вариации по группе составляет 4,4%, следовательно, страховой запас может составлять не 10%, как в настоящее время, а 5 %, что позволит сократить оборачиваемость в днях на 10 дней, высвободить 429750 руб. (15475000/360*10), которые можно вложить в закупку товаров, увеличивая товарооборот; при этом необходимо определить резервного поставщика, чтобы не было перебоя в товарах.

ВЫВОДЫ

Таким образом, среди критериев, определяющих конкурентоспособность аптечных организаций, товар является одним из ведущих, так как именно он является средством обменного процесса между аптечной организацией и покупателем товаров аптечного ассортимента. В связи с этим формирование товарного ассортимента должно быть одной из приоритетных задач как для руководителя, так и для каждого сотрудника аптеки, занятого в процессе удовлетворения потребительских нужд.

Отвечая на вопрос - сколько? - аптечная организация сталкивается с двумя противоречивыми требованиями:

. Она должна обеспечивать наличие запасов, достаточных для реализации.

. Она должна избегать излишних запасов, которые нужны, но увеличивают риск отвлечения денежных средств и списания.

Ускорение оборачиваемости - один из основных факторов (наряду с ценами и издержками), напрямую влияющих на экономическую рентабельность аптеки. Наибольшие трудности при оптимизации этого параметра экономической деятельности испытывают аптечные организации с "ручным" слежением за величиной запасов, так как остальные аптеки сталкиваются только с одной проблемой - необходимостью заведомо увеличивать товарные запасы на отдельные ассортиментные позиции, закупаемые в рамках тендера.

Если подвести некоторый итог, то, пожалуй, справедливым будет утверждение, что пока на практике мы больше знаем, как управлять ассортиментом, чем реально им управляем. И даже наличие одного из важнейших условий для аналитических процедур - автоматизация рабочих мест - не приводит к значительным преимуществам в решении данной проблемы. Вероятно, к условиям должны добавиться и мотивы деятельности по управлению ассортиментом.

При этом доказанные темпы роста продажи БАД на российском рынке позволяют сделать акцент на том, что во многом деятельность российских аптечных организаций зависит от эффективности формирования и управления ассортиментом БАД.

Проведенный анализ позволил выдвинуть следующие предложения по совершенствованию ассортимента:

по группе БАД для желудочно-кишечного тракта расширение ассортимента, работа с частными кондитерскими цехами, увеличение товарооборота по группе на 5%;

по группам БАД «Успокаивающие» и «Гепатопротекторы» разработать дополнительные мероприятия по продвижению: рекламу, разнообразные акции типа «две единицы товара покупаете - третья бесплатно», «товар дня», другие виды скидок;

по товарным группам БАД «Общеукрепляющие препараты» и «Для похудения» разработать рекламные акции типа «товар дня», «товар недели», «бесплатная дегустация» и другие виды скидок с целью поддержки, что позволит поддержать средний темп роста 4,83% ( прошлогодний среднегодовой рост);

по товарным группам АХ перейти на работу с поставщиками по системе JIT (точно в срок). Средний коэффициент вариации по группе составляет 4,4%, следовательно, страховой запас может составлять не 10%, как в настоящее время, а 5 %, что позволит сократить оборачиваемость в днях на 10 дней, высвободить 429750 руб. (15475000/360*10), которые можно вложить в закупку товаров, увеличивая товарооборот; при этом необходимо определить резервного поставщика, чтобы не было перебоя в товарах.

Таким образом, совершенствование коммерческой деятельности аптечной организации в сфере продажи БАД на основе управления ассортиментом - самый надежный способ преодоления трудностей. В этом направлении автором предложены четыре группы мероприятий по совершенствованию коммерческой деятельности:

. Внедрение более широкой маркетинговой деятельности в коммерческую деятельность аптечной организации.

. Совершенствование работы с персоналом.

. Развитие торговых услуг с учетом специфики аптечной организации.

. Повышение эффективности коммерческой деятельности на основе АВС и ХУZ -анализа товаров, а также анализа товаров по параметрам влияния, совершенствование управления ассортиментом.

Предложенные мероприятия по всем группа позволят увеличить товарооборот на 4,5% и выполнить стратегическую цель, намеченную на 2010 год, - завоевать 15% долю рынка жилого микрорайона, на территории которого находится аптечная организация.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Пилат Т. Л., Иванов А. А. Биологические добавки к пище. - М, 2012. - 710 с.

. Гичев Ю. Ю., Гичев Ю. П. Руководство по микронутриентологии. Роль и значение биологически активных добавок к пище. - М.: «Триада-Х», 2009. - 264 с.

. Методические указания МУК 2.3.2.721-98 «2.3.2 Определение безопасности и эффективности биологически активных добавок к пище»

. Шустов Е. Основные определения БАД и нормативное регулирование рынка БАД в России и за рубежом // ФАРМ-индекс. - №202. - 09.11.2005.

. Трухан Д. Путешествие в лабиринте БАД // Московские аптеки. - № 9 (153). - 2006.

. БАД - это хорошо! // Вокруг света,. - № 2 (2749). - 2010.

. Волгарев М. Н., Тутельян В. А., Батурин А. К. // Биологически активные добавки - нутрицевтики и их использование с профилактической и лечебной целью при наиболее распространённых заболеваниях: III Международный симпозиум. - Тюмень, 1997.

. Княжев В. А. Суханов Б. П., Тутельян В. А. Правильное питание. Биодобавки, которые вам необходимы. - М.: Гэотар медицина, 2008. - 208 с.

. Пилат Т. Особенности производства биологически активных добавок к пище // Рынок БАД. - № 1(1). - 2001.

. Шустов, Е.Классификация БАД и продуктов функционального питания // ФАРМ-индекс. - N 202. - 09.11.2005.

. СПС Гарант Плюс.

12. Шустов Е.Б. Основные определения БАД и нормативное регулирование рынка БАД. URL: <http://www.registrbad.ru/bad/opredelenie_BAD>

. Тарусин Д.П. Состояние и перспективы развития рынка биологически активных пищевых добавок (БАД) // Проблемы современной экономики. - №4. - 2010.

. Тутельян В. А.: Питание и здоровье: биологически активные добавки к пище. - Сб. 2-го междунар. симп. - М., 1996.

. Шабров А. В., Дадали В. А., Макаров В. Г. Биохимические основы действия микрокомпонентов пищи. - М., 2008. - 166 с.

. Грек П., Дунаев В. Двухфакторный ABC-анализ по методике П. В. Грека // Ремедиум. - 2007. - № 5.

. Мадера А. Г. Расчет величины страхового запаса // Интегрированная логистика. - 2006. - № 3.

. Лисовский П. Управленческие перспективы планирования ассортимента в розничной сети // Справочник экономиста. - №7. - 2012.

. Максимова И.В. Пути расширения аптечного ассортимента. // Материалы научной программы XI Международной специализированной выставки "Аптека - 2009" - Москва - 2009 г.

. Максимова И. ABC-анализ ассортимента в аптеке. // Фармацевтическое обозрение. - N 10 (37), октябрь - 2004.

. Горшунова Л.Н., Тюренков И.Н. Практика управления ассортиментом аптечного предприятия. // Экономический вестник фармации. - 2009 - N 10.

. Кобзарь Л.В. Ассортимент и ассортиментная политика аптечного учреждения. // Новая аптека. - 2008 - N 3.

. Тарасевич В.Н., Новикова Н.В., Солонинина А.В., Одегова Т.Ф. Правовое обоснование формирования ассортимента товаров в аптечных организациях // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 3

. <http://www.leovit.ru/about/company/>

. http://womanadvice.ru/preparaty-magniya#ixzz2wo7Yij55

. Аврашков Л.Я., Графова Г.Ф. К вопросу о формировании нормативной базы для оценки финансово-экономического состояния предприятия // Аудитор. - N 11. - ноябрь 2012.

. Анисимова И. Аудит эффективности использования трудовых ресурсов // Кадровик. Кадровый менеджмент. - N 3. - март 2010.

. Бадмаева Д.Г. Комплексная оценка финансово-хозяйственной деятельности предприятий: методы и используемые показатели // Аудиторские ведомости. - N 8. - август 2010.

. Волкова С.М. Как выполнить анализ финансово-хозяйственной деятельности организации? // Строительство: бухгалтерский учет и налогообложение. - N 4. - апрель 2013.

. Заболотская Н.В., Козлова Т.В. Оценка экономического потенциала предприятия // Экономический анализ: теория и практика. - N 5. - февраль 2009.

. Маркова В. Д., Кузнецова С. А. Стратегический менеджмент: Курс лекций.-М.: ИНФРА-М, 2012. - 245 с.

. Росситер Д.,.Перси Л. Реклама и продвижение товаров / Пер. с англ.-СПб.: Питер,2010.

. Токарев Б.Е. Маркетинговый подход к решению проблем инновационного технологического развития // Креативная экономика. - 2013. - № 12 (84). - c. 68-74.

. Шилина М.Г. Теория и практика общественных связей в инновационном дискурсе // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. - 2011. - N 2. - С.124-134.

. Матросова С. В., Рейхерт Н. В. Проблемы теории и практики предпринимательства // Проблемы современной экономики. - N 2 (38). - 2011. - С. 18 - 26.

. Поделинская И. А., Бянкин М. В. Стратегическое планирование. Учебное пособие. - Улан-Удэ: Изд-во Искра. - 2012, 211 с.

. Технология стратегического планирования. Практикум для вузов. Составитель Г. В. Меняйло. Рецензент доц., канд. экон. наук. А.Н. Гаврилова ИПЦ Воронежского государственного университета. - 2011, 139 с.

. Томпсон А. А., Стрикленд А. Дж. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: Учебник для вузов /Пер. с англ. под ред. Л.Г. Зайцева. - М: ЮНИТИ, 2010, 298 с.

Похожие работы на - Анализ ассортимента биологически активных добавок в аптечной организации 'Мелодия здоровья' (г. Воронеж)

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!