Налоговый кодекс Российской Федерации

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    14,51 Кб
  • Опубликовано:
    2014-07-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Налоговый кодекс Российской Федерации

Оглавление

Введение

. Основы налоговой системы. Сущность и функции налогов

. Налоговый кодекс Российской Федерации

. Налоговая система

Заключение

Список литературы

Введение

Налог - это экономическая категория, выражающая отношения между субъектами экономической деятельности и государством по поводу перераспределения части вновь созданной стоимости. Налог - это часть национального дохода, мобилизуемая государством в централизованные фонды денежных средств - бюджеты всех уровней бюджетной системы и бюджеты государственных внебюджетных фондов, в виде индивидуально безвозмездных платежей, взимаемых с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств, обусловленная необходимостью обеспечения функционирования государства.

Налоговая система - это совокупность институтов и инструментов, используемых государством для централизации части национального дохода в бюджетах всех уровней с их последующим перераспределением в интересах государства. В качестве институтов выступают органы государственной власти, обеспечивающие сбор налогов и их мобилизацию в бюджеты всех уровней. Инструментами являются налоги, сборы, таможенные пошлины, обеспечивающие различные формы изъятия части национального дохода.

1. ОСНОВЫ НАЛОГОВОЙ СИСТЕМЫ. СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ НАЛОГОВ

Налоговая система является инструментом, прежде всего фискальной политики государства, позволяющей регулировать совокупный спрос в экономике, перераспределять доходы, покрывать государственные расходы, контролировать распределение национального дохода. Однако она имеет и социальную направленность, которая проявляется в механизмах налогообложения юридических и физических лиц. Чем выше значимость ее социальной составляющей, тем выше уровень социального развития общества, тем эффективнее решаются социальные задачи. Преобладание фискальной составляющей означает, что государство стремится решить проблему наполняемости бюджетов ценой сокращения спроса в других секторах экономики.

Налоги являются экономической категорией, изменяющейся под воздействием развития государства. Погашение налогов непосредственно связано с функционированием государства и выполнением им своих функций, а также оказанием услуг гражданам и предприятиям. Возникновение науки о финансах связано именно с появлением учения о налогах.

Изменение налогов находилось под воздействием ряда факторов, в частности оно зависело от направленности усилий государства по поддержанию общественного порядка, укреплению обороноспособности, развитию промышленности, решению социальных задач и т.п.

Состав и структура налогов определяется главным образом отраслевой структурой экономики, степенью развития государства, уровнем его научного и технологического потенциала. Поэтому налоговые системы развитых и развивающихся стран, а также стран с низким уровнем общественного развития имеют существенные различия.

Налоговые системы ряда развитых стран, в частности Скандинавских, имеют ярко выраженную социальную направленность и отличаются высоким уровнем подоходного налогообложения. Помимо положительного момента в этом есть и недостаток. Налогоплательщики стремятся стать налоговыми резидентами стран с более благоприятными налоговыми режимами. На этом основано появление так называемых оффшорных зон, т.с. территорий, где налоги носят чисто символический характер. В таких зонах зарегистрировано множество налогоплательщиков, для которых национальные режимы налогообложения кажутся чрезмерно жесткими.

Само по себе наличие оффшорных зон еще не является поводом для ухода от налогообложения путем регистрации на их территории налогоплательщика. Их «удачно» дополняют двусторонние договоры об избежании двойного налогообложения, заключаемые правительствами разных стран. Только благодаря таким договорам налогоплательщик на законных основаниях минимизирует налоги.

Через оффшорные зоны осуществляется отмывание «грязных» денег, т.е. легализация доходов, полученных преступным путем. Для устранения негативного влияния оффшорного бизнеса на экономику своих стран правительства особо тщательно контролируют операции резидентов, осуществляемые через оффшорные зоны, вводятся различные ограничения на такие операции вплоть до их запрещения.

Оффшорные зоны являются одним из свидетельств того, что сверхжесткие налоговые режимы приводят к обратному эффекту, т.е. к снижению поступлений в доход государства. Поэтому правительства пытаются найти оптимальные варианты для создания приемлемых условий развития бизнеса.

Рассмотрим основные сущностные характеристики налоговой системы.

Налог - это экономическая категория, выражающая отношения между субъектами экономической деятельности и государством по поводу перераспределения части вновь созданной стоимости. Налог - это часть национального дохода, мобилизуемая государством в централизованные фонды денежных средств - бюджеты всех уровней бюджетной системы и бюджеты государственных внебюджетных фондов, в виде индивидуально безвозмездных платежей, взимаемых с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им денежных средств, обусловленная необходимостью обеспечения функционирования государства.

Сбор - обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в интересах плательщиков определенных юридических действий. Таможенная пошлина - это обязательный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц, применительно к товарам, перемещаемым через таможенную границу Российской Федерации.

Участниками налоговых отношений являются:

·организации и физические лица - налогоплательщики или плательщики сборов;

·организации и физические лица - налоговые агенты;

·Министерство РФ по налогам и сборам и его подразделения в Российской Федерации - налоговые органы;

·Государственный таможенный комитет РФ и его подразделения - таможенные органы;

·государственные органы исполнительной власти и исполнительные органы местного самоуправления, уполномоченные ими органы и должностные лица, осуществляющие прием и взимание налогов и сборов, контроль за их уплатой;

·Министерство финансов РФ, финансовые органы субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, другие уполномоченные органы - при решении вопросов об отсрочке, рассрочке уплаты налогов и сборов и других вопросов в рамках их компетенции;

·органы государственных внебюджетных фондов;

·Федеральная служба налоговой полиции Российской Федерации и се территориальные подразделения.

Основные функции налоговой системы - фискальная и стимулирующая, или регулирующая.

Фискальная функция означает изъятие части вновь созданной стоимости у субъектов экономической деятельности в пользу государства для последующего ее перераспределения. Решающее значение здесь имеет уровень таких изъятий в общем объеме ВВП, т.с. доля ВВП, перераспределяемая через централизованные государственные фонды. Чем больше доля изъятий денег из корпоративного сектора экономики и сектора домашних хозяйств, тем выше доля государственного сектора в экономике, тем острее стоит задача эффективного перераспределения бюджетных средств. Отсюда выше ответственность государства перед обществом и ниже заинтересованность субъектов экономической деятельности в полном и своевременном выполнении обязательств перед государством. Если государство переходит некую критическую черту в части изъятия вновь созданной стоимости, то экономика начинает «погружаться в тень», растет доля сокрытий, искажения отчетности, неуплата налогов из-за роста просроченной задолженности перед бюджетом. По оценкам статистических органов, доля теневого сектора экономики в России достигает 1/4 ВВП. Например, в Бразилии и Аргентине она составляет 2/3 ВВП. Существует также зависимость теневого сектора от структуры экономики и экспорта. Чем выше доля добывающих отраслей и экспорта сырьевых ресурсов, тем потенциально большим может быть доля теневого сектора.

Из-за неэффективной фискальной политики в значительной мере страдает социальное развитие государства, сокращается уровень жизни населения, формируется узкая олигархическая прослойка, определяющая политику государства.

Стимулирующая, или регулирующая, функция налогов означает, что государство посредством финансовой политики влияет на процессы воспроизводства, накопления капитала, величину платежеспособного спроса. Для того чтобы чрезмерно высокие налоги не подавляли предпринимательскую активность, не приводили к стагнации производства, государство должно поддерживать баланс между фискальной и регулирующей функциями налогов, создавая для налогоплательщиков благоприятный налоговый климат и тем самым стимулируя инвестиционную активность и решение социальных задам. Эта функция оптимизирует соотношение между экономической эффективностью и социальной справедливостью.

Стимулирующая, или регулирующая, функция налогов состоит также в том, что государство формирует определенную структуру объектов налогообложения. Например, высокая доля налогов на добычу полезных ископаемых и незначительная доля изъятия прибыли стимулирует инвестиционную активность и развитие высоко технологичных и наукоемких отраслей. Напротив, высокие налоги на прибыль и низкие налоги на недра приводят к концентрации доходов в добывающих отраслях, сокрытию прибыли и социальному застою, установлению сырьевой экспортной специализации государства, технологической отсталости.

С помощью различных льгот, в том числе инвестиционных и социальных, государство может стимулировать развитие отдельных отраслей экономики. Однако предпочтительнее оптимизация совокупной налоговой нагрузки, общей структуры налогов и налогооблагаемой базы.

Наличие различных классификаций налогов обусловлено многообразием их форм, видов, порядка исчисления и др. Классификация налогов необходима для универсализации налогообложения, приведения его в соответствие с международными стандартами, для осуществления финансового анализа.

Наиболее важным является деление налогов в зависимости от объекта обложения и субъекта уплаты. Объектами налогообложения являются:

·доходы граждан и предприятий;

·расходы граждан и предприятий;

·имущество граждан и предприятий; увеличение стоимости активов граждан и предприятий;

·собственность граждан и предприятий.

Субъектами уплаты налогов могут быть производители, потребители продукции, товаров, работ и услуг, собственники, посредники в актах купли-продажи продукции, товаров, работ и услуг.

Между объектами и субъектами налогообложения существует непосредственная зависимость, которая проявляется, в том числе и в классификации налогов. Налогом на доход облагается источник дохода, производитель продукции, товаров, работ и услуг. Налогом на расход облагается потребитель продукции, товаров, работ и услуг, операция, сделка, связанная с оборотом продукции, товаров, работ и услуг. При этом каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, а один и тот же объект не может дважды облагаться налогом, т.е. действует принцип однократности и однозвенности обложения налогом. Что касается субъектов, то они являются плательщиками разных налогов.

Итак, в зависимости от объекта и субъекта обложения налоги подразделяются на два вида.

·Прямые налоги - это налоги на доходы, уплачиваемые производителями. Они непосредственно связаны с результатом хозяйственно-финансовой деятельности, оборотом капитала, увеличением стоимости имущества, ростом рентной составляющей. Прямые налоги являются прогрессивными по ставкам обложения, так как они увеличиваются пропорционально росту доходов. К прямым налогам относятся налоги на прибыль, доходы физических лиц, налог на имущество, налог на доходы от капитала и др.

·Косвенные налоги - налоги на расходы, уплачиваемые потребителями, т.с. это надбавка к цене. Они определяются в зависимости от размера добавленной стоимости, оборота или продаж товаров, работ, услуг. Косвенные налоги являются регрессивными, так как на них влияет стоимость покупки, а не доход потребителя. К ним относятся акцизы, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины, лицензионные сборы и др. Особняком стоят налоги на собственность, например налог на наследование или дарение.

Эволюция мировых налоговых систем свидетельствует о постоянном поиске наиболее оптимальной с точки зрения конкретного исторического, экономического, социального и политического развития государства модели налоговой системы. Речь идет о выборе между приоритетом прямых либо косвенных налогов.

С конца XVIII в. при установлении баланса между прямым и косвенным налогообложением за основу принималось общее экономическое положение страны, т.е. уровень совокупного дохода государства, включающий доход корпоративного сектора и сектора домашних хозяйств. В настоящее время налоговые системы развитых стран основываются преимущественно на прямом налогообложении, считая его стимулирующим фактором развития бизнеса.

Однако следует учитывать, что выбор соотношения между прямым и косвенным налогообложением вытекает из того, что на реализацию фискальной функции направлены в основном косвенные налоги, а стимулирующую (регулирующую) функцию выполняют прямые налоги.

Различен подход и к распределению прямых и косвенных налогов между отдельными звеньями бюджетной системы. Учитывая, что косвенные налоги не связаны с какими бы то ни было усилиями местных властей по их мобилизации и являются наиболее собираемыми, они поступают главным образом в доход федерального бюджета. Хотя налоги на недвижимость, на землю и ряд других косвенных налогов, которые непосредственно связаны с территориальным принципом размещения объекта налогообложения, поступают в доход бюджетов субъектов Российской Федерации. Прямые налоги более уязвимы с точки зрения возможности их сокрытия или занижения налогооблагаемой базы. Они во многом зависят от работы налоговых органов на местах с конкретными налогоплательщиками. Прямые налоги формируют преимущественно доходы территориальных бюджетов.

Следует обратить внимание, что и прямые и косвенные налоги могут быть регулирующими и подлежать расщеплению для направления в бюджеты разных уровней. Регулирующие налоги - это налоги, поступающие в бюджеты разных уровней с целью оптимизации доходной базы этих бюджетов. Расщепление налогов позволяет добиться равной заинтересованности в их мобилизации со стороны всех уровней власти. Однако признано, что наиболее эффективными являются закрепленные налоги, которые поступают в бюджеты одного уровня. Они стимулируют увеличение налогового потенциала конкретной территории.

Деление налогов на закрепленные и регулирующие - это один из видов классификации налогов в зависимости от субъекта их взимания. Такая классификация связана с наличием трехуровневой бюджетной системы.

Некоторые экономисты предлагают создать в России налоговую систему, ориентированную в основном на налоги рентного происхождения. Они исходят из того, что природные богатства принадлежат всему населению и должны перераспределяться преимущественно через централизованную бюджетную систему в интересах государства и всех слоев населения, а не узкой группы лиц, в чьей собственности находится право на добычу полезных ископаемых.

Очевидно, что эта точка зрения имеет ряд положительных сторон. Она позволила бы существенно повысить доходную базу бюджета, решить .многие социальные проблемы. Но в ней есть и недостатки: во-первых, месторождения полезных ископаемых постепенно истощаются и на их воспроизводство необходимы большие инвестиции, поэтому государство должно стимулировать соблюдение экологических норм, бережное отношение к недрам, а также инвестиции в развитие новых технологий, связанных с добычей и переработкой полезных ископаемых; во-вторых, из-за технологической отсталости возрастает себестоимость добычи нефти, газа, руды и т.п., снижается их качество, что приводит к сокращению конкурентоспособности добывающих отраслей на внешних рынках.

Таким образом, рентные платежи - это одна из существенных частей в составе косвенных налогов. Но говорить об их преимуществе по сравнению с прямыми налогами - означает стимулировать технологическую отсталость экономики.

В качестве классификационного признака может выступать характер применяемых ставок. По этому признаку различают налоги, взимаемые в определенном размере за единицу объекта обложения и взимаемые в процентах к стоимости единицы обложения.

По способу взимания различают налоги, взимаемые у источника и взимаемые по декларации.

По характеру использования классифицируют общие налоги, т.с. предназначенные для решения единых государственных задач, и специальные, имеющие строго целевое назначение.

. НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Законодательство Российской Федерации о налогах и сборах состоит из Налогового кодекса РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о налогах и сборах. Налоговый кодекс РФ - это кодифицированный законодательный акт, устанавливающий общие принципы налогообложения, состав налогов и сборов, совокупность институтов, обладающих правами и обязанностями в налоговой сфере. Он определяет:

·виды налогов и сборов, взимаемых в Российской Федерации;

·основания возникновения, изменения, прекращения и порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов;

·принципы установления, введения в действие и прекращения действия ранее введенных налогов и сборов субъектов Федерации и местных налогов и сборов;

·права и обязанности налогоплательщиков, налоговых органов и других участников отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах;

·формы и методы налогового контроля;

·ответственность за совершение налоговых правонарушений;

·порядок обжалования актов налоговых органов, действий и бездействий их должностных лиц.

Законодательство субъектов Российской Федерации о налогах и сборах состоит из законов и других нормативных правовых актов о налогах и сборах субъектов Федерации. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления о местных налогах и сборах принимаются представительными органами местного самоуправления.

Помимо налогового законодательства существует таможенное законодательство. На основании таможенного законодательства производится установление, введение и взимание таможенных платежей, контроль уплаты таможенных платежей, обжалование актов таможенных органов, действий или бездействия их должностных лиц и привлечение к ответственности виновных лиц.

В Российской Федерации действуют принципы всеобщности и равенства налогообложения. При установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога. Налоги и сборы не носят дискриминационного характера. Дифференциация ставок налогов и сборов не допускается, а налоговые льготы не зависят от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала. Допускается установление особых видов пошлин, дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара.

Налоги и сборы не могут нарушать единое экономическое пространство Российской Федерации и прямо или косвенно ограничивать свободное перемещение в пределах территории Российской Федерации товаров, работ, услуг или финансовых средств, создавать препятствия экономической деятельности физических лиц и организаций.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются и отменяются Налоговым кодексом РФ. Налоги и сборы субъектов Федерации, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются и отменяются соответственно законами субъектов Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления о налогах и сборах в соответствии с НК РФ.

Федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, исполнительные органы местного самоуправления, органы государственных внебюджетных фондов издают нормативные правовые акты по вопросам, связанным с налогообложением и сборами. Однако такие акты не могут изменять или дополнять законодательство о налогах и сборах.

Государственный таможенный комитет РФ руководствуется НК РФ, а также таможенным законодательством Российской Федерации. МНС России, Минфин России, ГТК России, органы государственных внебюджетных фондов издают обязательные для своих подразделений приказы, инструкции и методические указания по вопросам, связанным с налогообложением и сборами, которые не относятся к актам законодательства о налогах и сборах.

Законодательные акты о налогах вступают в силу по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Законодательные акты о сборах вступают в силу по истечении одного месяца со дня их официального опубликования. Федеральные законы, вносящие изменения в НК РФ при установлении новых налогов и сборов, законодательные акты субъектов Российской Федерации и акты представительных органов местного самоуправления, вводящие налоги и сборы, вступают в силу I января года, следующего за годом их принятия, но не ранее одного месяца со дня их официального опубликования.

Законодательные акты, устанавливающие новые налоги и сборы, повышающие налоговые ставки, размеры сборов, устанавливающие или отягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие новые обязанности или по-иному ухудшающие положение участников налоговых правоотношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, обратной силы не имеют.

В свою очередь, законодательные акты, устраняющие или смягчающие ответственность за нарушение законодательства о налогах и сборах, устанавливающие дополнительные гарантии защиты прав налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, имеют обратную силу.

Законодательные акты, отменяющие налоги и сборы, снижающие размеры ставок налогов и сборов, устраняющие обязанности налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов, их представителей, или по-иному улучшающие их положение, могут иметь обратную силу, если прямо это предусматривают.

Если международным договором Российской Федерации, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены правила и нормы, не предусмотренные НК РФ и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и сборах, то применяются правила и нормы международных договоров Российской Федерации.

. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА

Целями функционирования налоговой системы являются:

·обеспечение государства необходимыми финансовыми ресурсами;

·обеспечение социальных выплат и общественных благ;

·регулирование уровня совокупного спроса в экономике (совокупных расходов);

·перераспределение доходов и богатства в обществе между различными секторами экономики;

·регулирование платежного баланса государства - объемов экспорта и импорта конкретных товаров, работ и услуг.

Функционирование налоговой системы направлено на устранение противоречий между частными и общественными интересами.

Ввиду того что общественные затраты многократно превышают частные затраты, государство должно через налоги включить разумную часть общественных затрат в себестоимость продукции, товаров, работ и услуг или изъять часть дохода у производителя или потребителя продукции, товаров, работ и услуг.

Отсюда функционирование налоговой системы всегда имеет ту или иную социальную направленность, которая позволяет решать задачи социально-экономического развития преимущественно через солидарный либо индивидуальный принцип удовлетворения социальных потребностей общества. Через социальную направленность в налоговую систему должен быть встроен мотивационный механизм стимулирования выполнения обязательств налогоплательщиков перед государством. Социальная направленность налоговой системы обеспечивает максимизацию экономического благосостояния - уровня социально-экономического развития общества.

Большое значение имеет также экологическая направленность налоговой системы. Охрана окружающей среды требует огромных общественных затрат, которые также частично через налоги должны покрывать производители и потребители продукции, товаров, работ и услуг. Эти задачи решает лесной налог, водный налог, экологический налог, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами и др.

Налоговая система Российской Федерации имеет три уровня:

) федеральные налоги и сборы;

) налоги и сборы субъектов РФ - региональные налоги и сборы;

) местные налоги и сборы.

К федеральным относятся налоги и сборы, устанавливаемые Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации. К региональным относятся налоги и сборы, устанавливаемые, вводимые в действие законами субъектов Российской Федерации в соответствии с НК РФ и обязательные к уплате на территории соответствующих субъектов Российской Федерации. При их установлении законодательные и представительные органы власти субъектов Российской Федерации определяют следующие элементы налогообложения:

·налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ;

·порядок и сроки уплаты налогов;

·форму отчетности по каждому региональному налогу;

·налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

К местным относятся налоги и сборы, устанавливаемые НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований. Местные налоги и сборы в городах федерального значения Москве и Санкт- Петербурге устанавливаются и вводятся в действие законами этих субъектов Российской Федерации. При этом в нормативных правовых актах определяются следующие элементы налогообложения:

·налоговые ставки в пределах, установленных НК РФ;

·порядок и сроки уплаты налогов;

·форму отчетности по каждому местному налогу;

·налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиками.

Федеральные налоги и сборы включают:

·налог на добавленную стоимость;

·акцизы;

·налог на доходы физических лиц;

·единый социальный налог (взнос);

·налог на операции с ценными бумагами;

·таможенная пошлина;

·налог на добычу полезных ископаемых;

·платежи за пользование природными ресурсами;

·налог на прибыль организаций;

·государственная пошлина;

·плата за пользование водными объектами;

·налог с имущества, переходящего в порядке наследования и дарения;

·сбор за использование наименований «Россия», «Российская Федерация» и образованных на их основе слов и словосочетаний;

·налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте;

·налог на игорный бизнес;

·сбор за выдачу лицензий и право на производство и оборот этилового спирта, спиртосодержащей и алкогольной продукции.

Региональными налогами и сборами являются:

·налог на имущество предприятий;

·налог с продаж;

·единый налог на вмененный доход для определенных видов деятельности.

Налог на недвижимость будет вводиться постепенно. После введения его в действие на территории соответствующего субъекта Российской Федерации прекращают действие налог на имущество организаций, налог на имущество физических лиц и земельный налог.

Местные налоги и сборы:

·земельный налог;

·налог на имущество физических лиц;

·регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;

·курортный сбор;

·целевые сборы с граждан, предприятий, организаций и учреждений на содержание милиции, благоустройство территорий, на нужды образования и другие цели;

·налог на рекламу.

При установлении налога определяется состав налогоплательщиков и объекты налогообложения. Налогоплательщики и плательщики сборов - это организации и физические лица, на которые законодательством возложена обязанность уплачивать налоги и сборы. Поскольку организации могут иметь обособленные подразделения, расположенные вне местонахождения головной организации, то они выполняют обязанности организаций по уплате налогов и сборов по месту своего нахождения в соответствии с НК РФ.

К элементам налогообложения относятся:

·объект налогообложения;

·налоговая база;

·налоговый период;

·порядок исчисления налога;

·порядок и сроки уплаты налога;

·налоговые льготы и основания для их использования.

Действующее законодательство предусматривает возможность введения специального налогового режима. Это особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в течение определенного периода времени, применяемый в соответствии с НК РФ и федеральными законами для отдельных категорий налогоплательщиков либо для отдельных административных территорий.

К специальным налоговым режимам относятся:

·упрощенная система налогообложения субъектов малого предпринимательства;

·система налогообложения в свободных экономических зонах (СЭЗ), закрытых административно-территориальных образованиях (ЗАТО);

·система налогообложения при выполнении договоров концессии соглашений о разделе продукции (СРП).

Специальные налоговые режимы реализуют стимулирующую (регулирующую) функцию налогов. Они нацелены на решение задач по привлечению инвестиций, созданию более благоприятного налогового климата, социальному развитию территорий. В то же время специальные налоговые режимы нарушают принцип равной конкуренции и возможностей субъектов экономической деятельности по ведению бизнеса. Поэтому они вводятся на определенный срок для достижения окупаемости инвестиций, определенного уровня развития производства и социальной сферы.

Специальные налоговые режимы могут устанавливаться в масштабах целых государств. Мы уже кратко затронули проблемы оффшорных зон. В этом случае специальный налоговый режим является своеобразным «государственным бизнесом» по привлечению в страну налогоплательщиков. Ряд государств выступают за запрет на существование оффшорных зон.

Заключение

налог сбор платежный государство

Налоговая система является инструментом прежде всего фискальной политики государства, позволяющей регулировать совокупный спрос в экономике, перераспределять доходы, покрывать государственные расходы, контролировать распределение национального дохода. Однако она имеет и социальную направленность, которая проявляется в механизмах налогообложения юридических и физических лиц. Чем выше значимость ее социальной составляющей, тем выше уровень социального развития общества, тем эффективнее решаются социальные задачи. Преобладание фискальной составляющей означает, что государство стремится решить проблему наполняемости бюджетов ценой сокращения спроса в других секторах экономики.

Основные функции налоговой системы - фискальная и стимулирующая, или регулирующая.

Налоговая система Российской Федерации имеет три уровня:

) федеральные налоги и сборы;

) налоги и сборы субъектов РФ - региональные налоги и сборы;

) местные налоги и сборы.

Библиографический список

·Алёхин Э.В. Государственные и муниципальные финансы. Учебник. /Э.В. Алёхин. - Пенза.: 2010. - 350 с.

·Бабич А.М. Государственные и муниципальные финансы: учебник для вузов. / А. М. Бабич, Л.Н. Павлова. - М.: ЮНИТИ- ДАНА, 20 1 2 .- 7 0 3 с.

·Исаков В. А. Налоги: учебное пособие / В. А. Исаков. - Петрозаводск: Изд-во ПетрГу, 2011. - 228 с.

·Романовский М. В. Налоги и налогообложение: учебник для вузов. 6-е изд.,доп. / М. В. Романовский, О. В. Врублёвская. - СПб.: Питер,2010. - 528 c.

Похожие работы на - Налоговый кодекс Российской Федерации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!