Начисление и виды налогов
Налог на добавленную стоимость
Налог на добавленную стоимость является основным компонентом налоговой системы. Ставка налога на добавленную стоимость изменяется в зависимости от вида деятельности - торговли или предоставления услуг. Основной тариф равен 21%, пониженный тариф - 15%. Пониженный тариф применяется при начислении НДС на доходы от услуг, торговли продуктами, в медицине. НДС платится ежемесячно при годовом обороте более 10 000 000 крон и один раз в квартал при обороте менее 10 000 000 крон в год.
НДС был введен в Чешской Республике с 1 января 1993 года (№ 88/1992 Свода законов и последующие дополнения к нему). Обложению этим налогом подлежит деятельность внутри страны, импортные товары и нерегулярные международные автобусные перевозки пассажиров, осуществляемые иностранной транспортной фирмой в Чехии.
Обязательными плательщиками налога являются лица, проживающие в ЧР, в пользу которых осуществляется данная деятельность, а при ввозе товаров - лица, для которых должны быть пропущены товары. В случае нерегулярных автобусных перевозок внутри страны налог оплачивает иностранная транспортная организация. Налогообложению подлежат как физические, так и юридические лица. Если в законе нет специальных оговорок, то платить налог на добавленную стоимость обязаны все лица, попадающие под действие данного закона, оборот которых в течение 12 следующих за собой календарных месяцев превысил сумму 1 000 000 крон.
Предметом налогообложения являются все предусмотренные законом виды деятельности, осуществляемые возмездно и безвозмездно, включая натуральное выполнение внутри страны. При ввозе товаров для обложения налогом действительны положения таможенных предписаний, если в законе нет других оговорок. Обязательность оплаты налога при ввозе товара возникает со дня возникновения таможенного долга.
Если же эти товары освобождены от оплаты пошлины, то они освобождаются и от оплаты НДС. Вывоз товаров за границу, осуществляемый плательщиком, освобожден от налогообложения. Основная ставка налога на добавленную стоимость -20%. Товары, указанные в особых списках, подлежат налогообложению в размере 14% (например, энергия, некоторые виды продуктов питания, минеральные масла, некоторые услуги). Закон одновременно содержит перечень статей (видов товаров и услуг), к которым налог на добавленную стоимость не применяется (почтовые услуги, медицинское обслуживание, перевод и сдача в аренду земли, расходы за аренду и др.). Следует прочитать: УКАЗ МФ № Д-149. Применение налога на добавленную стоимость в условиях структур иностранных лиц, занимающихся деятельностью на территории Чешской Республики.
Отчисления на пенсионное и медицинское страхование.
У наемного работника из начисленной зарплаты отчисляется:
" на социальное страхование - 6,5%,
" на медицинское страхование - 4,5%,
" подоходный налог - 15% и более за вычетом отчислений на социальное и медицинское страхование и необлагаемого минимума на работника, неработающей супруги (супруга) и детей до 18 лет ( до 26 лет при условии,если ребенок обучается и живет совместно с родителями и не имеет собственных источников дохода).
Предприятие также обязано перечислить на начисленную заработную плату
" на социальное страхование - 25%,
" на медицинское страхование - 9%.
Эти расходы считаются затратами и уменьшают налогооблагаемую прибыль предприятия.
Дорожный налог
При наличии зарегистрированного в фирме автотранспорта фирма платит дорожный налог - в зависимости от вида автотранспорта и объема двигателя - от 1200 крон до 4200 крон (800-3000 куб. см.).
Налог на недвижимость
Предметом налога на землю являются участки земли в Чешской республике. Налогоплательщиком является владелец участка земли. Налог рассчитывается и оплачивается один раз в год.
Законом ЧР № 338/1992 Сб. "О налоге на недвижимость" (дополненный и измененный законами №№ 315/1993 Сб., 242/1994 Сб. и 248/1993 Сб.)
определен налог на недвижимость, в который входят:
" налог с участков (земельный),
" налог со строений.
Налоговая ставка за каждый квадратный метр:
Налоговая ставка следующая:
" На участки земли, зарегистрированные как пахотные земли, хмельники, виноградники, огороды и сады - 0,75% от налогооблагаемой суммы, рассчитанной как кратное величины участка в кв.м. и официальная цена квадратного метра земли (определяется центральными органами Чешской Республики в зависимости от качества земли).
" На участки земли, зарегистрированные как застроенные участки или дворцовые площади - 0,10 KC/кв.м.
" На участки земли, предназначенные для строительства, но еще незастроенные 1 KC/кв.м.
При исчислении величины налога основную залоговую ставку умножают на коэффициент, зависящий от величины населенного пункта и численности населения. Самый высокий коэффициент в Праге - 5.
Налог на здания и строения
Предметом налога являются здания и строения на территории ЧР. Налогоплательщиком является владелец зданий и строений. Налог рассчитывается и оплачивается один раз в год.
Ставка налога следующая:
" На жилые (многоквартирные) дома - KC 1 за кв. м. застроенной площади.
" На дачные постройки и индивидуальные дома (виллы, особняки) - KC 3 за кв.м. застроенной площади.
" На отдельно стоящие гаражи - KC 4 за кв.м. застроенной площади.
" На здания и строения, используемые в предпринимательских целях: для первичного сельскохозяйственного производства, лесного и водяного хозяйства - KC 1 кв.м. застроенной площади;
" Для промышленного производства, строительства, транспорта, энергетики и остального сельхозпроизводства - KC 5 кв.м. застроенной площади,
" Для остальной деятельности - KC 10 за кв.м. застроенной площади.
Основная ставка за 1 кв.м. повышается у многоэтажных зданий за каждый следующий надземный этаж свыше 1-го на KC 0,75.
Примечание: В зависимости от нахождения этих зданий и строений в нижеуказанных селениях рассчитанная ставка налога корректируется коэффициентом:
" 0,3 в селениях до 300 жителей
" 0,6 в селениях свыше 300 жителей до 600 жителей,
" 1,0 в селениях свыше 600 жителей до 1000 жителей,
" 1,4 в селениях свыше 1000 жителей до 6000 жителей,
" 1,6 в селениях свыше 6000 жителей до 10000 жителей,
" 2,0 в селениях свыше 10000 жителей до 25000 жителей,
" 2,5 в селениях свыше 25000 жителей до 50000 жителей,
" 3,5 в селениях свыше 50000 в городах Франтишковы Лазне, Марианске Лазне и Подебрады,
" 5 в городе Прага.
Налог на продажу недвижимости.
Налогоплательщиком является продающий недвижимость. Налоговая ставка составляет 4% от налогооблагаемой суммы, которая определяется высшей ценой, либо из цены, указанной в договоре купли-продажи, либо цены оценки. Налоговые сведения представляются в налоговый орган до 30 дней после регистрации сделки, и налог оплачивается до 30 дней после получения платежного извещения.
Льготное налогообложение.
Правительство Чехии одобрило пакет мер для привлечения инвестиций в чешскую экономику. Льготы включают:
" пятилетнюю отсрочку по взиманию налога на корпорации и последующую налоговую скидку в размере пятилетнего налога;
" освобождение от уплаты таможенных пошлин на импортируемое оборудование и 90-дневную отсрочку на уплату налога на добавленную стоимость;
" создание специальных таможенных зон для промышленных объектов;
" предоставление субсидий - в форме беспроцентных кредитов - для покрытия 50% расходов на подготовку персонала из числа чешских граждан;
" предоставление чешским фирмам <#"justify">3.Сущность и значение налоговой политики
Налоги, как известно, являются одним из источников финансирования всех направлений деятельности государства и экономическим инструментом реализации государственных приоритетов. Налог - одно из проявлений суверенитета государства. Этим они отличаются от доходов с государственных имуществ и займов. Право взыскивать налоги всегда было одним из суверенных прав государства, так же, как чеканка монеты и отправление правосудия, следовательно налоги устанавливаются в одностороннем порядке, однако противоречие между согласием на установление налогов и принудительным характером их взыскания только внешнее. Налоги и их функции отражают реальный базис, т.е. объективные закономерности движения налоговых отношений, используемых государством в налоговой политике.
Положение налогового права служат отправным моментом в осуществлении налоговой политики. Таким образом, налоговая политика - комплекс правовых действий органов власти и управления, определяющий целенаправленное применение налоговых законов. Это также правовые нормы осуществления налоговой техники при регулировании, планировании и контроле государственных доходов. Налоговая политика является частью финансовой политики. Содержание и цели налоговой политики обусловлены социально-экономическим строем общества и социальными группами, стоящими у власти. Экономическая обоснованная налоговая политика преследует цель оптимизировать централизацию средств через налоговую систему.
В условиях высокоразвитых рыночных отношений налоговая политика используется государством для перераспределения НД в целях изменения структуры производства, территориального экономического развития, уровня доходности населения.
Задачи налоговой политики сводятся к: обеспечению государства финансовыми ресурсами; созданию условий для регулирования хозяйства страны в целом; сглаживанию возникающего в процессе рыночных отношений неравенства в уровнях доходов населения.
Можно выделить три типа налоговой политики.
Первый тип -политика максимальных налогов, характеризующаяся принципом взять все, что можно. При этом государству уготовлена налоговая ловушка, когда повышение налогов не сопровождается приростом государственных доходов. Предельная граница ставок определена и зависит от множества факторов в каждом конкретном случае. Зарубежные ученые называют предельную ставку в 50%.
Второй тип- политика разумных налогов. Она способствует развитию предпринимательства, обеспечивая ему благоприятный налоговый климат. Предприниматель максимально выводится из-под налогообложения, но это ведет к ограничению социальных программ, поскольку государственные поступления сокращаются.
Третий тип- налоговая политика, предусматривающая достаточно высокий уровень обложения, но при значительной социальной защите. Налоговые доходы направляются на увеличение различных социальных фондов. Такая политика введет к раскручиванию инфляционной спирали.
При сильной экономике все указанные типы налоговой политики успешно сочетаются. Для России характерен первый тип налоговой политики в сочетании с третьим.
Заключение
фискальный налог чешский акциз
Налоговая система Чешской Республики аналогична налоговым системам других европейских стран. Как правило, налоги делятся на прямые налоги, связанные с доходами субъекта, и косвенные налоги, связанные с потреблением или покупкой товаров и услуг.
Налоговая система Чешской Республике состоит из следующих налоговых категорий: налог на добавленную стоимость (НДС), налог на прибыль, налог на недвижимое имущество, налог на приобретение недвижимого имущества, дорожный налог, акцизы и экологические налоги. Каждый вид налога определяется в конкретном законодательном акте. Управление и сбор налогов находится в ведомости Министерства финансов Чешской Республики и ему подчиненных административных органов, прежде всего, местных налоговых органов.
Налоговая система является важнейшим элементом рыночных отношений. Налоги становятся в руках у государства одним из важнейших инструментов управления развитием экономики.
Общие принципы налогообложения устанавливают Законы о налогообложении, которые определяет объект налогообложения, права и обязанности, ответственность налогоплательщика и управляющего налогами.
Список литературы
1.Мамбеталиев Н.Т., Лебедева Т.В., Становление налоговых систем в государства Евразийского экономического сообщества // Налоговый вестник.- 2001. - №5. С.7-11
.Тютюрюков Н.Н. Налоговые системы зарубежных стран: Европа и США: учеб. пособие. - М. : Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2002. - 174 с.
3.Александров И.М. Налоги и налогообложение: Учебник. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2003. - 296 с.
.Налоги в развитых странах: под ред. Русакова И.Г. - М.: Финансы и статистика, 2009. -332 с.
5.Налоговые системы зарубежных стран: под ред. Князева В.Г. - М.: Закон и право, Юнити, 2009. -289 с
.Бирюкова Н. Необходимость НДС, вызвавшая его появление и применение в ЕС.// Налоги и налогообложение. 2011 №2.
.Бобоев М.Р. Мамбеталиев Н.Т. Специальные налоговые режимы в странах Евросоюза.// www.nalog.ru