Налоговая система Российской Федерации

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Финансы, деньги, кредит
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    49,55 Кб
  • Опубликовано:
    2015-02-11
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Налоговая система Российской Федерации

КРАСНОЯРСКИЙ ИНСТИТУТ ЭКОНОМИКИ

НОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

УПРАВЛЕНИЯ И ЭКОНОМИКИ»

Факультет: «Экономики и управления»








КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: Налоги и налогообложение

Выполнил: Студентка 3 курса

-19430/3-3 группы

Скоробогатова К.В

Проверил: Краус Е. А.







г. Красноярск, 2014

1.     
Сущность налогов и принципы налогообложения

Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику - экономическую, социальную, экологическую, демографическую и др. Регулирующая функция государства в сфере экономики проявляется в форме бюджетно-финансового, денежно-кредитного, ценового механизмов, которые выступают в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта системы государственного регулирования экономики.

Бюджетно-финансовая система включает отношения по поводу формирования и использования финансовых ресурсов государства - бюджета и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечивать эффективное развитие экономики, реализацию социальной и других функций государства. Важной «кровеносной артерией» бюджетно-финансовой системы являются налоги.

Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды. "В налогах воплощено экономически выраженное существование государства", - справедливо подчеркивал К. Маркс.

Налоги, таким образом, - это порождение государства, и в этом своем качестве они существовали и могут в принципе существовать вне товарно-денежных отношений. К примеру, в некоторых докапиталистических общественных формах главными доходами государства были различного рода натуральные поборы. Кроме того, основная масса населения вынуждена была выполнять натуральные повинности.

Государство устанавливало налоги в натуральном выражении с учетом специализации того или иного хозяйства, местности. С расширением функций феодального государства, образованием централизованных государств (абсолютных монархий) возрастала роль налогов в формировании государственной казны, в проведении протекционистской политики. В эпоху становления и развития капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться: для содержания армии и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий - рынков сырья и сбыта готовой продукции, казне нужны были дополнительные средства.

Изъятие государством в свою пользу определенной части валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта:

работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определенный доход;

хозяйствующие субъекты, владельцы капитала.

За счет налоговых взносов формируются финансовые ресурсы государства, аккумулируемые в его бюджете и внебюджетных фондах. Экономическое содержание налогов выражается, таким образом, взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства - с другой, по поводу формирования государственных финансов.

Известный экономист Адам Смит в своем классическом сочинении «Исследование о природе и причинах богатства народов» считал основными принципами налогообложения всеобщность, справедливость, определенность и удобность. Подданные государства должны давать «средства к достижению цели общества или государства» каждый по возможности и соразмерно своему доходу по заранее установленным правилам (сроки платежа, способ взимания), удобным для плательщика. Со временем этот перечень был дополнен принципами обеспечения достаточности и подвижности налогов (налог может быть увеличен или сокращен в соответствии с объективными нуждами и возможностями государства), выбора надлежащего источника и объекта налогообложения, однократности обложения.

Перечисленные принципы налогообложения учитывались и при формировании новой налоговой системы России, адекватной рыночным преобразованиям. В конце 1991 г. был принят Закон РФ «Об основах налоговой системы Российской Федерации». В течение 1992-1993 гг. серьезные изменения вносились в механизм налогообложения и структуру налогов. Однако неоднократно при этом нарушался принцип справедливости: вносимые изменения утверждались законодательными актами «задним числом».

На издержки становления налоговой системы можно отнести и несоблюдение принципа стабильности. Только в 1992 г. в налоговое законодательство семь раз вносились изменения и дополнения. Вносились они и в минувшем году в целях совершенствования налоговой и бюджетной систем.

Источником налоговых платежей (взносов) независимо от объекта налогообложения является валовой национальный доход (ВНД), который количественно не совпадает с ВВП. ВНД образует первичные денежные доходы основных участников общественного производства и государства как организатора хозяйственной жизни в национальном масштабе (и соорганизатора наряду с другими государствами регионального хозяйства): оплата труда работников, прибыль хозяйствующих субъектов и централизованный доход государства (налоги в бюджет, а социальные отчисления - во внебюджетные фонды). Образованием первичных Денежных доходов не ограничивается процесс стоимостного распределения валового продукта. Он продолжается в перераспределении денежных доходов основных участников общественного производства в пользу государства: от работников - в форме подоходного налога (12% и более) и отчислений в пенсионный фонд (1%), а от хозяйствующих субъектов - в форме налога на прибыль и других налоговых платежей и сборов.

Законодательством установлено, что объектами налогообложения являются: прибыль (доход); стоимость определенных товаров; добавленная стоимость продукции; имущество юридических и физических лиц;

передача имущества (дарение, продажа, наследовавние;

операции с ценными бумагами; отдельные виды деятельности; другие объекты, установленные законом. Один и тот же объект облагается налогом одного вида только один раз за установленный период налогообложения (месяц, квартал, полугодие, год).

Общее количество налогоплательщиков определяется количеством юридических лиц (предприятий, организаций, учреждений), численностью граждан, зарегистрированных в налоговых органах в качестве лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, и численностью граждан, уплачивающих подоходный налог по месту получения заработной платы.

По данным Госналогслужбы РФ, на 1 января 1994 г. в России зарегистрировано почти 2 млн. предприятий, которые удерживали подоходный налог с 115,7 млн. физических лиц, включая совместителей. Численность граждан-предпринимателей составила 1024 тыс. человек'. Рыночные преобразования способствовали количественному росту налогоплательщиков: за 1993 г. их общее число (без физических лиц, уплачивающих подоходный налог) возросло в полтора раза.

Налоговая система РФ на начало 1994 г. представлена совокупностью налогов, сборов, пошлин и других платежей {всего 44, а на начало 1992 г. было 40), взимаемых в установленном порядке с плательщиков - юридических и физических лиц на территории страны. Все налоги, сборы, пошлины и другие платежи «питают» бюджетную систему РФ. Кроме того, существует около 20 государственных внебюджетных фондов, доходная часть которых формируется за счет целевых I отчислений. На долю отчислений в эти фонды приходится 46% (1993 г.) суммы изъятия финансовых ресурсов в бюджетную систему РФ. Причем 3/5 общей суммы отчислений во внебюджетные фонды составляют отчисления в так называемые социальные фонды. Источником этих отчислений также является произведенный ВВП, за счет которого на стадии образования доходов осуществляются соответствующие платежи. В частности, внебюджетные фонды социального назначения формируются по тарифам страховых взносов, привязанных к оплате труда и включаемых в себестоимость продукции. Ставки отчислений в фонды составляют:

в пенсионный фонд - 28% (кроме того, 1 % уплачивается работником из его заработной платы);

в фонд социального страхования - 5,4;

в фонд занятости населения - 2; в фонд обязательного медицинского страхования - 3,6%.

По методу установления налоги подразделяются на прямые и косвенные. К числу прямых относятся: подоходный налог, налог на прибыль, ресурсные платежи, налоги на имущество, владение и пользование которыми служат основанием для обложения. Косвенные налоги вытекают из хозяйственных актов и оборотов, финансовых операций (налог на добавленную стоимость, акцизы, таможенная пошлина, налог на операции с ценными бумагами).

В развитых странах роль прямых налогов, доказавших свою эффективность, значительно возросла и составила в 1987 г.: в США - 91,1%, Японии - 71,2, Англии - 54,3, в ФРГ - 44,1%.

По мере повышения материального благосостояния населения, расширения круга товаров массового потребления косвенные налоги эволюционировались: от однократного налогообложения потребительских товаров на стадии конечного потребления к многократному обложению хозяйственного оборота, начиная со стадии производства, т. е. от акциза к налогу с оборота и затем к налогу на добавленную стоимость и акцизам.

В нашей стране платежи государственных предприятии из прибыли не носили налогового характера. В 1913 г. государственное хозяйство, включая казенную винную монополию, обеспечивало 60% доходов бюджета, а прямые налоги - всего лишь 6%. В 1987 г. доля прямых налогов в доходах госбюджета СССР составляла 8,2%, а платежи госпредприятий из прибыли и налог с оборота - 61%. Другими словами, налоговая система в России хотя и видоизменялась по составу и значению отдельных налогов, но по сути оставалась закостенелой.

Осуществление рыночных преобразований в экономике России активизировало работу по совершенствованию налоговой системы. Вместо налога с оборота и его новоиспеченного (в 1991 г.) «сателлита» - налога с продаж были введены два других косвенных налога: 4 акцизный (на ограниченный круг товаров) и на добавленную стоимость. Введение с 1992 г. налога на добавленную стоимость соответствует требованиям рыночных отношений, ибо охватывает и потребительские товары (которыми в основном ограничивался налог с оборота), и товары производственно-технического назначения на всех стадиях их производства и реализации вплоть до конечного потребления.

налоговый система регулирующий экономический

2. Классификация налогов, входящих в налоговую систему по различным критериям. Характеристика регулирующих налогов

Объединение налоговых платежей в систему позволяет их классифицировать по различным признакам. Это дает возможность лучше уяснить сущность и механизм их действия.

Налоги классифицируются следующим образом:

по субъектам платежей, что означает, что они разделяются на налоги, взимаемые с юридических лиц и на налоги, уплачиваемые физическими лицами. В то же время есть ряд налогов общих для юридических и физических лиц. К ним относятся земельный налог, налоги в дорожные фонды.

по методам взимания. По этому признаку различают прямые и косвенные налоги. К прямым налогам относятся налоги на доход и на имущество.

Прямые налоги предполагают непосредственное изъятие части дохода налогообложения. Косвенные налоги от прямых, выплачиваемых с дохода или имущества, тем, что включаются в виде надбавки в цену или тарифа на услуги.

Юридически обязанность внесения косвенных налогов возлагается на предприятие, производящее товары или услуги или предприятие, реализующее их. Но данные предприятия не являются фактическими налогоплательщиками применительно к косвенным налогам. В связи с тем, что они включаются в цены товаров или услуг, фактическим налогоплательщиком является потребитель, поскольку именно он приобретает их по ценам, повышенным на сумму услуг.

Сочетание прямых и косвенных налогов позволяет государству полнее использовать как фискальную, так и регулирующую функции налогов.

Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции.

Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.

В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения - к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.

- в зависимости от характера использования налоги подразделяются на налоги общего и целевого значения. Налоги общего значения зачисляются в бюджет соответствующего уровня (государственный, субъектов федерации, местный) и используются как денежный фонд, общий для расходов исполнительной власти на различные цели. Целевые налоги, или специальные, зачисляются в государственные внебюджетные целевые фонды для строго целевого использования: пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования, фонд занятости, земельный фонд.

в зависимости от территориального уровня, на котором он взимается.

Закон «Об основах налоговой системы» вводит подразделение налогов на три вида в зависимости от их территориального уровня:

. федеральный (их правовое регулирование осуществляется федеральным законодательством);

. региональный (их правовое регулирование осуществляется федеральным и региональным законодательством; зачисляются в территориальные бюджеты);

. местный (правовое регулирование осуществляется федеральным и муниципальным законодательством; зачисляются в местные бюджеты).

При этом распределение налогов между бюджетами может быть различным. Перечень налогов, определяемых федеральным законодательством, закрытый, т.е. региональные и местные органы власти не имеют права устанавливать налоги или сборы, непредусмотренные Налоговым кодексом РФ.

Но регионам и местным властям предоставлены достаточно широкие законодательные полномочия в налоговой сфере: органы власти субъектов РФ и местные власти могут самостоятельно принимать решения о введении на их территории региональных и местных налогов, определять налоговые льготы по этим налогам, ставки этих налогов (но в пределах, установленных Налоговым кодексом РФ), а также порядок и сроки уплаты по этим налогам.

Таким образом, региональные и местные власти не могут повышать налоговую нагрузку на своей территории сверх установленных федеральным законодательством пределов, но могут создавать более благоприятные налоговые условия для населения и организаций за счет установления пониженных ставок налогов, предоставления различных налоговых льгот и т.д. вплоть до отказа от введения всех региональных или местных налогов.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются Налоговым кодексом РФ и обязательны к уплате на всей территории России.

К федеральным налогам в настоящее время относятся 16 налогов:

Косвенные налоги:

· налог на добавленную стоимость (НДС);

·        акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

·        таможенная пошлина и таможенные сборы;

·        налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте.

Прямые налоги:

· налог на прибыль (доход) организаций;

·        налог на доходы от капитала;

·        взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

·        налоги на пользование недрами;

·        государственная пошлина;

·        налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы;

·        налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

·        сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

·        лесной налог;

·        водный налог;

·        экологический налог;

·        федеральные лицензионные сборы.

Федеральные налоги поступают не только в федеральный бюджет, но в определенных пропорциях и в субфедеральные и местные бюджеты, так 13% налога на прибыль идет в федеральный бюджет, а остальные - в территориальные бюджеты, доля поступления остальных федеральных налогов в федеральный бюджет следующая: 75% НДС, 50% акцизов на спирт, водку и ликероводочные изделия, 20% налога на покупку иностранных денежных знаков, 30% земельного налога, 100% остальных акцизов, 100% подоходного налога.

Республика Башкортостан занимает третье место по поступлению налогов среди субъектов Приволжского федерального округа и обеспечивает наряду с Республикой Татарстан и Самарской областью основную долю налоговых отчислений в бюджеты всех уровней. За январь-март 2010 года в РБ собрано 37,1 миллиарда рублей налогов и других обязательных платежей, администрируемых налоговыми органами без учета поступлений единого социального налога в федеральный бюджет. Такие данные приводит Управление Федеральной налоговой службы по РБ.

Основную часть налоговых доходов, 8 миллиардов рублей, составили акцизы, более 7 миллиардов - налог на добавленную стоимость, 6 миллиардов рублей - налог на доходы физических лиц. По сравнению с аналогичным периодом прошлого года, в первом квартале 2010 года возросли поступления акцизов - на 32,8%, НДС - на 15,7%, НДФЛ - на 1,5%, НДПИ - в 2,1 раза.

В федеральный бюджет перечислено свыше 15,3 миллиарда рублей налогов и сборов, в республиканский - 11,4 миллиарда рублей. Бюджет РБ на 99,5 процента сформирован из поступлений налога на прибыль организаций (40,6 процента), налога на доходы физических лиц (30,6 процента), налога на имущество организаций (13,5 процента), акцизов (7,5 процента), транспортного налога (4,4 процента) и др.

По сравнению с первым кварталом 2009 года поступления в бюджеты всех уровней возросли на 19,5%, в том числе в части федерального бюджета - на 38,7%, территориального бюджета - на 8,9 процента. Поступления в бюджет республики увеличились на 10,7 процента, в местные бюджеты - на 0,8 процента.

Региональные налоги и сборы устанавливаются в соответствии с Налоговым кодексом РФ, вводятся в действие законами субъектов РФ. Обязательны к уплате на территории соответствующих субъектов РФ.

К региональным налогам (налоги административно-территориальных единиц республик в составе РФ, налоги краев, областей, автономных образований.) в настоящее время относятся 7 налогов:

Косвенные налоги:

· налог с продаж.

Прямые налоги:

· налог на имущество предприятий;

·        налог на недвижимость;

·        дорожный налог;

·        транспортный налог;

·        налог на игорный бизнес;

·        региональные лицензионные сборы.

Местные налоги и сборы устанавливаются и вводятся в действие в соответствии с Налоговым кодексом РФ правовыми актами муниципальных образований. Обязательны к уплате на территории соответствующих муниципальных образований.

К местным налогам относятся:

· земельный налог;

·        налог на имущество физических лиц;

·        налог на рекламу;

·        налог на наследование и дарения;

·        местные лицензионные сборы;

·        регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью;

·        налог на перепродажу автомобилей, ПС и вычислительной техники;

·        сбор за выигрыш на бегах;

·        сбор за право проведения кино и телесъёмок;

·        сбор за право использования местной символики;

·        курортный сбор;

·        сбор за право торговли;

·        налог на строительство объектов производственного назначения в курортной зоне;

·        налог на содержание жилищного фонда и объектов социально культурной сферы.

3. Задача: Определить налог на прибыль предприятия, если известны следующие данные

− выручка от реализации продукции - 12000 тыс. руб., в т.ч. НДС - 1830 тыс. руб.;

− себестоимость продукции - 6000 тыс. руб.;

− прибыль от реализации основных средств - 2000 тыс. руб.;

− убытки в результате наводнения - 1000 тыс. руб.;

− штрафы в бюджет - 20 тыс. руб.;

− проценты, полученные по договорам займа - 2000 тыс. руб.;

− перечислили в качестве благотворительного взноса онкологическому диспансеру 100 тыс. руб.

− налог на имущество 140 тыс. руб.

Решение: Налогом на прибыль облагается чистая прибыль предприятия за календарный год. Данным налогом облагается только чистая прибыль предприятия. Поэтому для того чтобы рассчитать налог на прибыль надо вычислить чистую прибыль предприятия за отчетный период. Для этого необходимо из общей прибыли предприятия за отчетный период вычесть расходы фирмы за тот же период.

К вычетам относятся:

·    производственные, коммерческие, транспортные издержки;

·              проценты по задолженности;

·              расходы на рекламу <#"814808.files/image001.gif">

Похожие работы на - Налоговая система Российской Федерации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!