Налоговая учетная политика на примере хозяйствующего субъекта ТОО «Гидросталь»
.1 Сущность налоговой учетной политики хозяйствующего субъекта ТОО «Гидросталь»
В соответствии с требованиями Налогового кодекса для обобщения и систематизации информации об объектах налогообложения и объектах, связанных с налогообложением, а также исчисления налогов и других обязательных платежей в бюджет и составления налоговой отчетности, хозяйствующие субъекты в Республике Казахстан обязуются вести учетную документацию. Налоговая учетная политика в ТОО «Гидросталь» ведется на основе данных бухгалтерского учета, который осуществляется бухгалтерией, в соответствии с нормативными документами, международными стандартами бухгалтерского учета, правилами ведения бухгалтерского и налогового учета.
Изменения в налоговой учетной политике ТОО могут быть произведены в случаях: когда вносятся изменения в Налоговый кодекс, которые влияют на изменения в налоговом учете; когда это изменение приведет к более достоверному представлению событий и операций в налоговой отчетности ТОО. Налоговая отчетность включает в себя налоговые декларации, расчеты, приложения к ним, подлежащие составлению и представлению ТОО по видам налогов, других обязательных платежей в бюджет, обязательным пенсионным взносам и социальным платежам. Налоговый учет в ТОО ведется таким образом, чтобы обеспечить: формирование полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения операций, осуществленных ТОО в течение налогового периода; расшифровку каждой строки форм налоговой отчетности; достоверное составление налоговой отчетности; предоставление информации органам налоговой службы для налогового контроля.
2.2 Факторы, влияющие на прямые и косвенные налоги, уплачиваемые хозяйствующим субъектом
В общем виде совокупный размер налоговых платежей, уплачиваемых организацией - налогоплательщиком, представляет сумму налогов, исчисляемых в соответствии с правилами, установленными для каждого вида налога. На величину налоговых платежей оказывают влияние несколько факторов, которые можно разделить на два уровня. Основными факторами первого уровня, влияющими на размер налоговых платежей являются: место нахождения организации, применяемый режим налогообложения, организационно-правовая форма организации, доходы, расходы, наличие у организации объектов налогообложения, установленных налоговым законодательством по соответствующим налогам и сборам.
налоговый нагрузка учетный хозяйствующий
Таблица 2: Факторы первого уровня, влияющие на размер налоговых платежей.
Факторы, влияющие на размеры налоговВ чем проявляется их влияниеМесто нахождения организации На территории каждого субъекта РК действует конкретный перечень региональных и местных налогов, существуют специальные экономические зоны (СЭЗ), по отношению к которым применяются налоговые льготы.Применяемый режим налогообложенияОт применяемого режима налогообложения зависит, какие налоги будут уплачиваться в бюджет. В РК существуют такие налоговые режимы: общеустановленный режим, специальный налоговый режим (упрощенная декларация, патент).Наличие объектов налогообложенияПри наличии у организации соответствующих объектов налогообложения размер подлежащего к уплате налога зависит от таких величин, как налоговая база и налоговая ставка.
Основными факторами второго уровня, влияющими на размер суммы налоговых платежей, являются: величина налоговой базы в отношении каждого налога; размер налоговых ставок; наличие оснований для использования налоговых льгот, предоставленных налоговым законодательством для отдельных категорий налогоплательщиков, для отдельных операций и др. Помимо обязанностей налогоплательщиков, налоговым законодательством на организацию могут возлагаться обязанности налогового агента по отдельным видам налогов и сборов (НДС, налог на доходы физических лиц и др.).
.3 Определение налоговой нагрузки хозяйствующего субъекта
В соответствии с требованиями Налогового кодекса ТОО «Гидросталь» является плательщиком следующих налогов и обязательных платежей: корпоративного подоходного налога; индивидуального подоходного налога; социального налога; налогов на имущество, транспорт, землю по месту их нахождения; платы за эмиссии в окружающую среду.
Таблица 3: Налоги, уплачиваемые хозяйствующим субъектом ТОО «Гидросталь» на текущий период.
НалогОбъекты налогообложенияПлательщики Налоговые ставки Корпоративный подоходный налогОбъектом налогообложения является налогооблагаемый доход, который определяется как разница между совокупным годовым доходом и вычетами.ТОО «Гидросталь»20% от налогооблагаемого доходаИндивидуальный подоходный налогОбъектами налогообложения ИПН являются доходы физических лиц, источником выплаты которых является ТОО, в виде доходов работников ТОО.Налог взимается с дохода физических лиц, но плательщиком является ТОО.10% от дохода физических лицСоциальный налогОбъектами налогообложения социальным налогом являются: 1) доходы работников и физических лиц - резидентов Республики Казахстан, источником выплаты которых является ТОО, 2) доходы работников и физических лиц-нерезидентов, полученные от ТОО в виде доходов.ТОО «Гидросталь»11% от начисленного дохода работниковНалог на транспортные средстваОбъектом налогообложения является объем двигателя транспортных средств.ТОО «Гидросталь»Налоговая ставка определяется отдельно по каждому виду транспортного средства.Земельный налогОбъектами налогообложения являются земельные участки, части земельных участков, предоставленные в собственность ТОО.ТОО «Гидросталь»Согласно ст.381 НК РК, базовая налоговая ставка налога установлена в размере 9,65 тенге на 1 кв. метр, применяется коэффициент зонирования 1,44Налог на имуществоОбъекты налогообложения, принадлежащие на праве собственности: здания, сооружения, жилые строения, помещения и иные строения, прочно связанные с землей.ТОО «Гидросталь»В соответствии с налогово-учетной политикой ТОО налог исчисляется по ставке 1,5 процента к среднегодовой стоимости налогооблагаемого имущества.
3. Роль государства в установлении оптимальных налогов
.1 Особенности установления и введения налогов в РК, правовой режим взимания налогов у хозяйствующих субъектов
Государственная власть может выбирать одну из двух стратегических линий: Либо взимать высокие налоги и принимать на себя, высокую ответственность за благополучие своих граждан, либо взимать низкие налоги, имея в виду, что граждане должны сами заботиться о своем благополучии, не рассчитывая на поддержку государства.
Налоговая система в РК представляет собой законодательно установленный перечень всех действующих на данный момент налогов, с указанием их ставок, плательщиков и объектов обложения, порядка условий и сроки выплаты, методологии расчета и учета, а также соответствующих административных положений.
3.2 Влияние реформ и изменений налоговой политики на деятельность хозяйствующего субъекта
В настоящее время в Республике Казахстан налоговая система подвергается жесткой, но обоснованной критике. И сегодня совершенствование налоговой системы направлено на устранение недостатков, препятствующих обеспечению полноты поступления в бюджет финансовых ресурсов, упрощению структуры налогов и сборов.
Для того чтобы определить степень влияния налоговой политики на деятельность хозяйствующего субъекта, его финансовый результат, на возможность расширения границ предприятия, необходимо провести сравнительный анализ. Объектами сравнения являются налоговые ставки за 2005 и 2010 г.г. Анализ ведется на основе Налогового Кодекса РК по состоянию на 1 января 2005 г. и по состоянию на 1 января 2010 г, а также на основе данных финансовой отчетности ТОО «Гидросталь» за 2010 год, налоговой учетной политики предприятия. Цель анализа: Отразить влияние изменений налоговых ставок на финансовое состояние предприятия за 2010 год, определить, при каких налоговых условиях предприятие будет уплачивать больше налогов. В расчетах использованы показатели: Месячный расчетный показатель на 2010 год - 1413 тенге; Годовой расчетный показатель на 2010 год - 16956 тенге;
Таблица 4: Анализ влияния изменения налоговых ставок на общую сумму налоговых выплат ТОО «Гидросталь».
Вид исчисляемого налогаНалоговая база2005 год2010 годОтклонения суммы налога за 2010 год, от суммы налога за 2005 годНалоговая ставкаСумма налога (тенге)Налоговая ставкаСумма налога (тенге)Корпоративный подоходный налогСовокупный годовой доход скорректированный 115990000 тенге30%3479700020%23198000- 11599000Социальный налогГодовой облагаемый доход работников490197600 тенге20%9803952011%53921736- 44117784Налог на транспортные средства Автомобиль Камаз -54115 (6 шт.)Грузоподъемность 12,22 тонны15 МРП1271709 МРП76302- 50868Автобус КАВ3 (3шт.)Количество посадочных мест 2014 МРП5934614 МРП59346-Самоходное шасси-3 МРП42393 МРП4239-Автокран (4 шт.)Грузоподъемность 25 тонн15 МРП847809 МРП50868- 33912Земельный налогЗемельный участок с сооружениями 28750 кв. метров9,65 тенге на 1 кв. метр2774389,65 тенге на 1 кв. метр277438- Налог на имущество Среднегодовая стоимость токарного цеха2852280 тенге1%285231,5%4278414261Среднегодовая стоимость цеха металлоконструкций3841062 тенге1%384111,5%5761619205Среднегодовая стоимость административного здания 1197415 тенге1%119741,5%179615987Среднегодовая стоимость здания магазина5802306 тенге1%580231,5%8703529012Итого:13352642477793325- 55733099
Расчеты суммы налогов предприятия, применяя ставки за 2005 год:
КПН= 115990000*30%=34797000 тенге
Социальный налог: (если средний месячный облагаемый доход на 1 работника не превышает 15-кратного годового расчетного показателя, то употребляется ставка 20%)
Социальный налог = 490197600*20% = 98039520 тенге
Налог на транспорт:
Н-р: Автомобиль КАМАЗ (6 шт.) 15*1413*6 = 127170 тенге
Земельный налог: 9,65*28750 = 277438 тенге
Налог на имущество:
Н-р: Здание токарного цеха: 2852280*1%=28522 тенге
Расчеты суммы налогов предприятия, применяя ставки за 2010 год:
КПН=115990000*20%= 23198000 тенге
Социальный налог=490197600*11%=53921736 тенге
Налог на имущество:
Н-р: Здание токарного цеха: 2852280*1,5%=42784 тенге
Анализируя полученные данные можно отметить, что для предприятия ТОО «Гидросталь», наиболее оптимальной и благоприятной стала налоговая система 2010 года. Такой вывод следует из того, что итоговые налоговые выплаты предприятия в 2010 году уменьшились на 55733099 тенге по сравнению с итоговыми выплатами в 2005 году. На такие значительные изменения в большей степени оказало влияние уменьшение ставки корпоративного подоходного налога на 10%, сумма налога в 2010 году уменьшилась на 11599000 тенге. Не малое влияние оказало изменение системы расчета социального налога: во-первых, исчисление налога стало более удобным, во-вторых, более справедливым, так как на любой размер дохода работника, начисляется одинаковая ставка. Вследствие изменений системы расчета социального налога сумма налоговых выплат предприятия уменьшилась на 44117784 тенге. В незначительной степени положительное влияние оказало изменение налоговых ставок на транспортные средства. Сумма земельного налога осталась неизменной. Ставка налога на имущество в 2010 году увеличилась до 1,5%, что повлекло за собой незначительные увеличения суммы налога на 177360 тенге, по сравнению с 2005 годом.
Таким образом, следует вывод, что государство действительно совершенствует налоговую систему, устраняет недостатки, создавая при этом, более благоприятные условия для успешного развития предприятий, для расширения их границ, для того, чтобы предприятия не чувствовали себя зависимыми от налоговых обязательств. Но не только на деятельность хозяйствующих субъектов понижение ставок оказывает положительное влияние, это изменение считается в определенной степени благоприятным и для государства. Так как чем меньше налог, тем больше его будут платить.
Заключение
Налоговая политика - это неотъемлемая часть социально-экономической политики государства. И только государство определяет структуру и объемы расходов бюджета страны, а затем устанавливаются и уточняются налоговые ставки и льготы, вводятся новые платежи и отменяются старые.
Подводя итоги данной работы следует вывод: изменения в налоговой политике государства повлекли за собой увеличение эффективности выполнения функций налогов. Снижая налоговые ставки государство расширяет налогооблагаемую базу и увеличивает налогооблагаемую массу, так как посредством снижения налоговых ставок для предприятий налоговые условия становятся более благоприятными. Происходит стимулирование товаропроизводителя к расширению производства, финансовой независимости, а также к инвестированию.
Цель исследовательской работы заключалась в отражении взаимосвязи налоговой политики государства с деятельностью хозяйствующих субъектов, а также роли государства в установлении оптимальных налогов
В ходе данной курсовой работы было раскрыто понятие, сущность и значение налоговой политики, ее типы, задачи и цели. В соответствии с поставленными целями и задачами курсовой работы были рассмотрены этапы налоговых реформ, взаимосвязь налоговой политики с налоговым механизмом. В процессе исследования раскрыта сущность налоговой учетной политики хозяйствующего субъекта ТОО «Гидросталь», степень налоговой нагрузки предприятия, а также факторы, влияющие на размеры уплачиваемых налогов. С помощью анализа изменений налоговых ставок стало ясно, что государство действует в интересах предпринимателей, устанавливая оптимальные налоги (снижение корпоративного подоходного налога, социального налога), тем самым стимулируя предприятия к расширению границ производства, к развитию предпринимательства.
Таким образом, в ходе исследования данной темы и с помощью проведенного анализа влияния налоговой системы на размеры уплачиваемых налогов ТОО «Гидросталь», можно сказать, что поставленные цели и задачи выполнены.
Список литературы
1.Гражданский кодекс Республики Казахстан.
.Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», по состоянию на 1 января 2005 года.
.Кодекс Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет», по состоянию на 1 января 2010 года.
4.Послание Президента РК Нурсултана Назарбаева народу Казахстана «Рост благосостояния граждан Казахстана - главная цель государственной политики». - Астана, 2008.
.Аймаков Б. Налоговая система в условиях рыночных отношений».
.Ермекбаева Б,Ж, К вопросу совершенствования налоговой системы РК//Вестник КазГАУ
.Калюжнова Е. Налоговая система: какой она должна быть?//Казахстан: Экономика и жизнь №3-4, 2005 г.
8.Ковалев В.В., «Финансы предприятий», Москва, 2006 г.
.Комекбаева Л.С. Финансы предприятий: Учебное пособие. - Караганда: «Болашак- Баспа», 2005 г.
.Налоговая учетная политика ТОО «Гидросталь», на 2010 г.
.Нусуповых А.Проблемы НДС//Деловая неделя № 40
.Оспанов М.Т. Проблемы совершенствования системы управления налогами в Республики Казахстан. - Алматы, 2005 г.
.Финансовая отчетность ТОО «Гидросталь», 2010 г.
14. Худяков А.И. Налоговое право Республики Казахстан. Общая часть: учебник. - Алматы: Экономика, 2006 г.
. Юткина, Налоги и налогообложение, - Москва, 2005 г.
. Материалы Интернета: Форум казахстанского налогоплательщика.